--PAGE_BREAK--В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. В дошкольном возрасте рождается ролевая игра, которая становится ведущей деятельностью. Ролевая игра, вырастая из реальных социальных отношений, играет большую роль в процессе социализации ребенка, так как в ней он осваивает социальные роли, учится выполнять различные социальные функции, учится общаться, сотрудничать, становится на точку зрения другого.
Основные психологические новообразования, на которые можно опираться при воспитании ребенка дошкольного возраста [22]:
1. Формируется первое схематичное цельно детское мировоззрение.
2. Возникают первые этические нормы: «Что есть добро и что есть зло?»
3. Ребенок способен управлять своими эмоциями, ставит перед собой цели. Это свидетельствует о формировании произвольного поведения.
4. Ребенок отделяет себя от мира других людей, что является основой формирования самосознания.
1.3 Особенности межличностных отношений в дошкольном возрасте Изучению межличностных отношений в дошкольных группах посвящено достаточное число исследований. Именно на дошкольных возрастных уровнях удается проследить трансформацию требований, предъявляемых к ребенку извне, в требования, которые он адресует своим сверстниками и самому себе, в эталоны нравственной оценки и самооценки. Я.Л. Коломинский указывает, что мотивировки выбора сверстника в дошкольных группах классифицируются на следующие виды: — общая положительная оценка сверстника; — указание на совместную деятельность; — указание на успехи в деятельности; и конкретные качества сверстника; — нравственная оценка сверстника; — оценка внешности сверстника; — указание на отсутствие отрицательных качеств [13, c. 265]. Анализ экспериментального материала показывает, что преобладающеей мотивировкой на протяжении всего дошкольного возраста является общая эмоционально-положительная оценка сверстника, в основе которой лежит неосознаваемая симпатия («он хороший», «нравится»). Далее идет указание на совместную деятельность (чаще всего игровую). Весьма распространенным мотивом является указание на успехи в той или иной деятельности («хорошо танцует», «быстро бегает»). Затем следует указание на отсутствие отрицательных качеств и форм поведения («не дерется») и особенности внешности сверстника. На старших уровнях дошкольного возраста появляются обобщенные нравственные оценки. Какие же качества способствуют сближению детей и в конечном итоге определяют их положение в группе? По данным психологических исследований популярность или непопулярность каждого ребенка среди сверстников определяется в первую очередь уровнем развития его общительности и навыков коллективного общения, уровнем игровых умений, а также личными качествами, которые способны вызвать симпатию, антипатию или безразличное отношение других детей. Избирательность в общении ребенка со сверстниками зависит от действия положительной тенденции, направленной на ограничение процесса общения и выраженной в отрицательных выборах. Как отмечает Я.Л. Коломинский, у большинства дошкольников 5-7 лет причиной объединения детей для совместной деятельности служит мотив, который в непосредственно эмоциональной форме отражает наличие потребности в общении. Общая схема мотивации выбора такова: 1) констатирующий выбор без обоснования; 2) эмоциональная мотивация; 3) функциональная мотивация; 4) личностная мотивация [13, c. 267]. Для выяснения детерминации положения ребенка в группе сверстников важно сопоставить «модели» наиболее и наименее предпочитаемых детей, сконструированные по данным высказываний сверстников. Наиболее значимыми чертами «звезд» оказались качества, которые обеспечивают роль хорошего партнера по игре: умение организовать игру, сговорчивость при распределении ролей, способность внести в игру что-то новое, обогатить ее сюжет Далее, в «реальной модели», часто выбираемых дошкольников выделяются такие качества, как аккуратность, опрятность, умение и желание помочь товарищу, общительность, дружелюбие, привлекательная внешность. Высокий удельный вес имеют и такие черты, как хорошее общее развитие наличие художественных способностей. Обращает не себя внимание и то обстоятельство, что уже на уровне дошкольного возраста наиболее предпочитаемые дети имеют и ряд недостатков: заносчивость, властность, «любит командовать», «не всегда послушен». Эти отрицательные черты вошли в «модель», несмотря на некоторую тенденцию экспертов-воспитателей акцентировать положительные черты. В модели изолированного ребенка наибольший вес получили нравственно-волевые черты и особенности поведения, непосредственно влияющие на общение: грубость, замкнутость, молчаливость, зазнайство, драчливость и т.д. Существенную роль играют и такие черты как неаккуратность, неопрятность, а также ряд особенностей эмоционально-волевой сферы: упрямство, капризность, общая аффективность [13, c. 270-271]. Вместе с тем изолированные дети порой обладают положительными чертами, которые, однако, не обеспечивают им высокого положения в группе сверстников. Однако в дошкольном возрасте негативные отношения к сверстникам нельзя рассматривать как окончательно сложившиеся и закрытые для каких-либо изменений. Развитие межличностных отношений и самосознания ребёнка ещё интенсивно продолжается. На этом этапе возможно преодолеть различные деформации в отношениях с другими, снять фиксацию на самом себе и помочь ребёнку полноценно прожить разные этапы возрастного развития. Подводя итог анализу детерминации социометрического выбора в группах дошкольников, необходимо отметить, что этот статус прежде всего зависит от успешности выполнения ребенком «правилосообразных», оцениваемых взрослыми и сверстниками элементов деятельности и соответствия его индивидуально-психологического облика, сформировавшегося под воздействием этих оценок и взаимооценок эталону, характерному для данного возраста и группы.
2. Изучение влияния родительского отношения на межличностные отношения дошкольников
2.1 Методы и организация исследования
Методы исследования:
1. Тест опросник родительского отношения (А.Я. Варга и В.В. Столина) (ОРО).
2. Метод социометрии (методика «Капитан корабля»).
Методы изучения детско-родительских отношений
Методы изучения детско-родительских отношений многообразны и включают в себя метод наблюдения, метод беседы с детьми и их родителями (может использоваться метод интервью), анкетирование, проективные методы изучения, опросные методы.
В качестве метода изучения детско-родительских взаимоотношений нами был использован тест опросник родительского отношения (А.Я. Варга и В.В. Столина) (ОРО) [19, c.169]. Данный опросник представляет собой психодиагностический инструментарий, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.
Родительское отношение понимается как системы разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
Опросник состоит из пяти шкал:
1. «принятие отвержение»
2. «кооперация»
3. «симбиоз»
4. «авторитарная гиперсоциализация»
5. «маленький неудачник».
Цель опроса: выявление родительского отношения к детям дошкольного возраста у тех лиц, которые испытывают трудности в общении с ребенком.
Характеристика испытуемых. В анкетировании приняли участие 30 семей. Возраст детей: от 5 до 6 лет.
Организация исследования.
Перед опросом психологом была проведена предварительная работа по ознакомлению родителей с целями опроса, последующим использованием его результатов. Мы придерживались принципа добровольности в анкетировании родителей.
Методы изучения межличностных отношений
Во время индивидуальной беседы ребёнку показывают рисунок корабля, и задают следующие вопросы:
1. Если бы ты был капитаном корабля, кого из ребят своей группы взял бы в помощники, отправляясь в дальнее путешествие?
2. Кого не взял бы в плавание, оставил на берегу?
Социометрическая процедура была проведена в старшей группе детского сада №568 г. Минска. Всего было опрошено 30 детей. Возраст детей от 5 до 6 лет.
В результате данных процедур каждый ребёнок в группе получает определённое количество положительных и отрицательных выборов со стороны своих сверстников.
Ответы детей заносятся в специальный протокол. Сумма отрицательных и положительных выборов, полученных каждым ребёнком, позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус). Выделяют следующие варианты социометрического статуса:
— популярные («звёзды») — дети, получившие в 2 раза больше положительных выборов от среднего показателя (3 балла);
— предпочитаемые — дети, получившие как положительные, так и отрицательные выборы (2 балла);
— изолированные — дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (они остаются как бы незамеченными своими сверстниками) (1 балл);
— отвергаемые — дети, получившие в основном отрицательные выборы (0 баллов).
2.2 Результаты изучение связи родительского отношения и социометрического статуса
Результаты изучения родительского отношения.
Высокие тестовые баллы по соответствующим шкалам интерпретируется как.
— отвержение (17 высокие значения).
— социальная желательность (63% высокие значения).
— симбиоз (43% высокие значения).
— гиперсоциализация (13% высокие значения).
— инфантилизация (инвалидизация) (23% высокие значения).
1. Шкала «принятие-отвержение». Данная шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенка, таким какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым.
Мать считает, что ребенок не добьется успеха в жизни, из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родители испытывают к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду.
2. Шкала «кооперация». Содержательно данная шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать не его точку зрения в спорных вопросах. Трое родителей имеют показатели выше среднего по данной шкале.
3. Третья шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так: родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей в жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает быть автономным в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.
4. Шкала «Авторитарная гиперсоциализация» отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоких значениях в отношении четко просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии стать на его точку зрения. За проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.
5. Шкала «маленький неудачник» отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. Высокие показатели по данной шкале означают, что в родительском отношении данных родителей имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Интересы, увлечения ребенка, его мысли и чувства кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым дурным влияниям. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
Результаты изучения межличностных отношений в группе дошкольников отражены в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Результаты изучения социометрического статуса
Социометрический статус
Кол-во
%
популярные
7
23
предпочитаемые
18
60
изолированные
3
10
отвергаемые
2
7
Всего
30
100
Таким образом, большинство дошкольников обладают благополучным статусом в системе межличностных отношений. 7 детей имеют социометрический статус «звезды», что составляет 23% от общего числа детей, 18 дошкольников относятся к группе «предпочитаемы» (60%), только 3 детей имеют неблагополучный статус изолированных» (10%) 2 детей – статус отвергаемых – 7%.
Дальнейшим этапом нашего исследования явилось соотнесение характера детско-родительских отношений и социометрического статута ребенка.
С этой целью был осуществлен корреляционный анализ (электронная программа Статистика 6).
Таблица 2.2
Сводная матрица интеркорреляций показателей родительского отношения и статуса в межличностных отношениях
Принятие
(1)
Кооперация
(2)
Симбиоз
(3)
Гиперсоц
(4)
Инфантилизация (5)
Статус
(6)
,00
-0,07
0,48
0,24
0,01
-0,75
-0,07
1,00
-0,01
-0,10
-0,22
0,18
0,48
-0,01
1,00
0,13
0,18
-0,43
0,24
-0,10
0,13
1,00
-0,11
-0,33
0,01
-0,22
0,18
-0,11
1,00
0,07
-0,75
0,18
-0,43
-0,33
0,07
1,00
Таким образом, корреляционный анализ установил:
1. Наличие отрицательной связи между социометрическим статусом и родительским отношением принятие (r=-0,75, р
2. Наличие отрицательной связи между социометрическим статусом и родительским отношением «симбиоз» (r=-0,43, р
3. Наличие отрицательной связи между социометрическим статусом и родительским отношением гиперсоциализация (r=-0,33, р
Таким образом, для популярных и принятых детей характерно преобладание низких значений по шкалам опросника детско-родительских отношений. Родитель уважает индивидуальность ребенка, одобряет его интересы и планы. Родитель предоставляет ребенку автономность, чрезмерно не опекает его. В то же по шкале «кооперация» (высокие значения) отчетливо прослеживается формирование социально желательного образа ребенка: родитель поощряет инициативу и самостоятельность ребенка.
Изолированные и отверженные дети имеют следующие характеристики родительского отношения: большинство родителей детей, которые имеют неблагополучный социометрический статут, не принимают своего ребенка, критикуют его, считают неприспособленным, неудачником, формируют в нем образ социальной желательности, а также испытывают тревогу за ребенка, не поощряют его самостоятельности. Часть родителей детей данной статусной группы строго контролируют ребенка, что выражается в их гиперсоциализации.
Таким образом, можно утверждать, что родительское отношение к ребенку-дошкольнику влияет на его социометрический статус. Поощрение автономии ребенка, вера в его силы, эмоционально-насыщенные отношения благоприятно сказываются на характере межличностных отношений дошкольника в группе детского сада. Гипотеза о взаимосвязи родительского отношения и социометрического статуса в группе дошкольников была доказана на уровне статистической значимости при р
продолжение
--PAGE_BREAK--2.3 Психолого-педагогические рекомендации по результатам исследования
Рекомендации педагогам по развитию межличностных отношений в группе дошкольников и наразвитие эмоциональных связей с семьей.
Цели и задачи эмоционально-нравственного развития дошкольника, развитие его отношений со сверстниками могут быть реализованы в рамках подраздела программы «Пралеска» «Человек и общество», который в свою очередь состоит из таких разделов как «Ребенок как член семьи», «Ребенок как член детской группы», «Ребенок как член общества», «Тайна моего «Я».
В данном пособии основное внимание уделено развитию системы межличностных отношений.
Раздел «Ребенок как член детской группы» предусматривает решение следующих задач в области морального развития и воспитания дошкольника:
— развитие и углубление интереса к сверстникам, создание благоприятных условий для удовлетворения потребности в общении (эмоционально-личностном, деловом, внеситуативно-познавательном) и совместной деятельности с ними;
— развитие умения понимать себя и других, распознавать эмоциональные состояния сверстников, выражать свое отношение вербальными и невербальными средствами;
— формирование представления о правилах поведения, связь их с нравственными и моральными ценностями человека, его духовной культурой, и ориентирование детей на мотивацию своего поведения этими правилами: доброжелательность, гуманность, справедливость, миролюбие.
— развитие гибкости социального поведения; умения разрешать конфликты мирным путем.
— поиск оптимальной формы самовыражения и самоутверждения, формирование чувства самоценности.
— формирование способности к взаимопониманию и сопереживанию в отношениях к сверстникам, оказанию помощи, способности к пониманию и эмоциональному переживанию ценности дружбы, доброты, умения владеть своими эмоциями, умения противостоять эгоизму, злу, несправедливости.
— воспитание чувство собственной ответственности за результаты общих дел, эмоциональную атмосферу в группе, чувство благодарности за проявление внимания к себе со стороны сверстников.
Развитие межличностных отношений дошкольника с другими детьми осуществляется в разнообразных видах коммуникативной деятельности, таких как коммуникативные ситуации, рассказы, объяснения, пояснения, ситуации невербального общения, этюды, беседы, в игровой деятельности, в общении детей друг с другом, при чтении литературных произведений.
Большим развивающим потенциалом обладает сюжетно-ролевая игра, которая способствует обогащению ролевого общения меду детьми как партнерами по игре, содействует гуманизации взаимоотношений, развитию коммуникативных способностей дошкольника.
Приведем ряд игровых упражнения на развитие отношений со сверстниками.
«Комплименты»
Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Слушающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!». Затем он говорит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.
«Рисуем настроение»
Взрослый.
Сейчас возьмите листочек бумаги и разделите его пополам. На одной половинке нарисуйте свое плохое настроение, а на другой – хорошее.
Рефлексия.
Какое настроение тебе нравится больше?
Какая из двух частей рисунка – твое настроение сейчас?
Какое настроение тебя бывает чаще?
Что для этого ты можешь сделать?
Методические рекомендации. Оцените преобладающий у ребенка эмоциональный фон. Отследите динамичность эмоциональных состояний, найдите у каждого ребенка скрытый потенциал, позволяющий справляться с негативными эмоциями, дайте возможность его реализовать. Фиксируется стремление детей к самопомощи. Можно предложить дорисовать часть «Плохое настроение», изменить его на позитив.
«Я радуюсь, когда…»
Взрослый. Давайте поиграем в проговаривании предложений. Я начинаю, а вы заканчиваете предложение.
«Я радуюсь, когда…»
Высказывания детей взрослый записывает
Рефлексия. Как ты себя чувствуешь.
Что доставляет тебе радость?
«Пожелание»
Взрослый. Я принесла коробочку, в которую мы с вами постараемся собрать много разных пожеланий, они помогут нам и другим людям стать радостными. Для этого Вы будете проговаривать свое пожелание, я помогу его записать. Мы положим его в эту волшебную коробочку. Когда вам стане грустно или у вас будет плохое настроение, вы может открыть коробочку. Когда вам станет грустно или у вас будет плохое настроение, вы можете открыть коробочку, она поможет вам снова стать радостными.
Рефлексия.
Какое настроение у тебя сейчас?
Нужна ли тебе такая коробочка? Как часто?
Методические рекомендации. На занятии у детей идет формирование положительного эмоционального опыта, который может быть использован впоследствии для эмоциональной разгрузки и саморегуляции.
Игры на осознание и развитие эмоциональных связей с семьей (раздел ребенок как член семьи)
Цель игр:
— обогащение и углубление эмоциональных связей с семьей;
— формирование модели адекватного поведения по отношению к членам семьи;
— укрепление чувства гордости за свою семью;
— формирование умение оказывать эмоциональную поддержку, проявлять сочувствие, содействие, признательность.
Рисование «Моя семья»
Воспитатель (психолог): Ребята, попробуйте нарисовать свою семью. Дети рисуют под музыку.
Воспитатель (психолог)
Скажи, кто тут нарисован? Покажи на рисунке себя.
Где находятся твои персонажи?
Что они делают?
Всех ли своих близких ты нарисовал?
Им весело или скучно?
Кто их нарисованных самый счастливый? Почему?
Кто из них самый несчастный? Почему.
Интерпретация рисунков и ответов ребенка осуществляется психологом.
Беседа «Что такое семья»
Воспитатель (психолог). Расскажи о своей семье: с кем вы живете, кто с вами играет, кто какой, кто вас чаще ругает, кто вас любит.
Методические рекомендации. Ведущий может сделать анализ рисунков детей по тесту «Рисунок семьи» (Приложение). Позже можно провести индивидуальную беседу с детьми, чтобы выяснить смысл нарисованного чувства к остальным членам семьи, почему ребенок не нарисовал кого-то из домашних. Следует избегать прямых вопросов, не настаивать на ответах.
«Домашний фотоальбом»
Ребенок приносит из дома одну фотографию. Ведущий предлагает показать и рассказать о ней.
Кто изображен на фотографии?
Как их зовут?
Какое настроение у каждого?
Чем они заняты?
С кем ты любишь играть, разговаривать?
С кем из своих близких ты проводишь больше времени?
Как давно была сделана эта фотография?
Сейчас что-нибудь изменилось?
Вечером вы всей семьей находитесь дома. Расскажи, кто из вас чем занимается.
«Цветок добрых слов».
Каждый из детей получает лепестки цветка.
Ведущий (психолог или воспитатель). Это лепестки цветка добрых слов. Попробуйте сказать хорошие, теплые слова своим родителям, я их напишу на этих лепестках. Потом мы соединим их вместе, у нас получится цветок с самыми приятными словами для ваших родителей. Цветок вы можете повесить в группе, ваши папы, мамы, бабушки, дедушки прочтут эти слова.
Вопросы к ребенку:
Как ты думаешь, важно ли в семье любить друг друга?
Какими словами ты выразил свою любовь родителям?
Часто ли ты им говоришь такие слова?
Что они при этом чувствуют?
Тебе хочется добавить еще какие-либо слова своим родителям? Кому, маме или папе?
Понравилось ли тебе дарить теплые слова своим родителям?
Методические рекомендации.
Ведущему важно обратить внимание на эмоциональный фон семьи: настроение е членов, предпочтения ребенка в отношении членов семьи и их причины. Все это дает информацию о благополучии или же, наоборот, неблагополучии эмоционального статуса ребенка в семенной ситуации. Проблемы можно в дальнейшем прорабатывать на консультациях с родителями.
Стихотворение-игра «Мамочка».
Взрослый читает стихотворение.
— Кто пришел ко мне с утра?
— Мамочка! (отвечают дети.)
— Кто сказал «Вставать пора»?
— Мамочка!
— Чаю в чашку кто налил?
— Мамочка!
— Дома кто подмел, убрал?
— Мамочка!
— Кто в карман конфетку дал?
— Мамочка!
— Кто ребячий любит смех?
— Мамочка!
— Кто на свете лучше всех?
— Мамочка!
У. Раджай
После чтения стихотворения провести с детьми беседу.
— Как дети понимают: в чем выражается любовь к близкому человеку?
— Объяснить детям, почему, прежде всего, нужно любить своих родителей, заботиться о них, не огорчать, быть послушными.
— В чем можно проявить свою заботу о маме?
— Какие поступки могут маму огорчить?
— Чем можно радовать маму?
Прочитать детям пословицы и выучить их.
«На свете все найдешь, кроме отца и матери».
«Кто родителей почитает, тот вовек не погибает».
Стихотворение «Федотка»
Бедный Федотка – сиротка.
Плачет несчастный Федотка:
Нет у него никого,
Кто пожалел бы его.
Только мама, да папа, да бабушка.
К. Чуковский
Беседа с ребенком
— Каким словом можно объединить всех людей, перечисленных в стихотворении (Семья).
— Как ты думаешь, кого не хватает Федотке в его семье?
— Каких еще можно назвать родственников?
— Каким словом объединяются все родственники?
— Кого ты знаешь в своем роду? (прабабушка, прадедушка, двоюродный брат, троюродная сестра);
— Как ты считаешь, это стихотворение, грустное или шутливое и почему:
Упражнения составлены на основе следующих источников:
1. Субботина Л.Ю. Развитие воображения детей. Ярославль: «Академия развития», 1996.- 240 с.
2. Котова Е.В. В мире друзей: Программа эмоционально-личностного развития детей. – М.: ТЦ СФЕРА, 2007. – 80 с.
3. Киркос Л.Ю. Православное воспитание дошкольников. СПб.: Издательство «Сатисъ», 2005 – 222 с.: ил.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выводы по результатам теоретического анализа психолого-педагогической литературы:
Стиль семейного воспитания, включающий когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, описывает родительское отношение как целостную систему разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ребенком, особенностей восприятия и понимания характера ребенка, его поступков. Не существует единой основы классификаций типов семейного воспитания. За основу берутся эмоциональные компоненты воспитания, способы воздействия на ребенка, родительские позиции и т.п.
Я. Варга и В.В. Столин выделяют четыре типа родительского отношения: принимающие – авторитарный; отвергающий с элементами инфантилизации и социальной инвалидизации; симбиотический и симбиотическо-авторитарный.
Результаты экспериментального исследования:
1. Большинство дошкольников обладают благополучным статусом в системе межличностных отношений. 7 детей имеют социометрический статус «звезды», что составляет 23% от общего числа детей, 18 дошкольников относятся к группе «предпочитаемы» (60%), только 3 детей имеют неблагополучный статус изолированных» (10%) 2 детей – статус отвергаемых – 7%.
2. Высокие тестовые баллы по соответствующим шкалам интерпретируется как отвержение (17% матерей), социальная желательность (63% матерей), симбиоз (43% матерей), гиперсоциализация (13% матерей), инфантилизация (инвалидизация) (23% матерей).
3. Родительское отношение к ребенку-дошкольнику влияет на его социометрический статус. Для популярных детей (социометрических «звезд») характерно преобладание низких значений по шкалам опросника детско-родительских отношений. Родитель уважает индивидуальность ребенка, одобряет его интересы и планы. Родитель предоставляет ребенку автономность, чрезмерно не опекает его. В то же по шкале «кооперация» (высокие значения) отчетливо прослеживается формирование социально желательного образа ребенка: родитель поощряет инициативу и самостоятельность ребенка. Поощрение автономии ребенка, вера в его силы, эмоционально-насыщенные отношения благоприятно сказываются на характере межличностных отношений дошкольника в группе детского сада.
Таким образом гипотез, выдвинутая в ходе исследования получила доказательство на уровне статистической значимости (р
Список использованных источников
1. Арутюнян М. Педагогический потенциал семьи и проблема социального инфантилизма молодежи // Отец в современной семье. Вильнюс, 1988, с. 26-33.
2. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения. – М, 1986.
3. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 440с.
4. Волоков В.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. – М.: Гуманит. изд. центр Владом, 2003- 256 с.
5. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 6. М.: Педагогика, 1986.
6. Гордон Т. Тренинг эффективности родителей. – М.: 1992.
7. Голод С.И. Стабильность семьи. – Л.: Наука, 1984.
8. Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи. – М.: Знание, 1976.
9. Гребенников И.В. Семья: воспитательные возможности, — М.: Знание, 1985. М.Е.
10. Дружинин В.Н. Психологические типы семьи в европейской культуре.- М., 1995.
11. Захаров А.И. Детские неврозы. – СПб.: Респекс, 1995.
12. Келли Г., Тибо Дж. Межличностные отношения. Теория взаимности. – М.: МГУ, 1984.
13. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): Учеб. пособие /Я.Л. Коломинский. – Изд. 3-е стереотип. – Мн.: ТетраСистемс, 2001. – 432с.
14. Крайг Г. Психология развития. / Пер. с англ. – 7-е междунар. изд. – СПб.: Питер, 2000. – 987с.
15. Мухина В.С. Детская психология: Учеб. Для пед. ин-тов. / Под ред. Л.А. Венгера – М.: Просвещение, 1985.
16. Психологические тесты: в 2 т. / Под ред. А.А. Карелина. — М.: 2000. Т. 2.
17. Психология семейных отношений /Авт.-сост. М.В. Семкина. – Чита, 2000.
18. Семья и личность: Пособие / Под ред. Е.И. Сермяжко. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2004.
19. Слепкова В.И., Заеко Т.А. Психологическая диагностика семейных отношений. – Мозырь: Содействие, 2006. – 196 с.
20. Спиваковская А.С. Обоснование психологической коррекции неадекватных родительских позиций //Семья и формирование личности. — М., 1981.
21.Соколова Е.Т. Самосознание самооценка при аномалиях личности.- М.: МГУ, 1989.
22. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. пед. заведений. – 4—е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 336с.
23. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; в 4-х томах. Т.4, 2-е изд., стер. – М.: Генезис, 2001. – 160 с.;
24. Эриксон Э. Детство и общество. Обнинск, 1993.
25. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. – Л.: Медицина, 1989.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Опросник родительского отношения В.В. Столин, А.Я. Варга
1. Я всегда сочувствую своему ребенку
2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок
3. Я уважаю своего ребенка
4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы
5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют
6. Я испытываю к ребенку чувство расположения
7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни
8. Мой ребенок часто неприятен мне
9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку
10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу
11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку
12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни
13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком
14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят
15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый
16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне
17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное как «губка»
18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании
19. Ребенка следует держать в строгих рамках, тогда из него вырастет порядочный человек
20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом
21. Я принимаю участие в моем ребенке
22. К моему ребенку «липнет» все дурное
23. Мой ребенок добьется успеха в жизни
24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы этого хотелось
25. Я жалею своего ребенка
26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям
27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время
28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким
29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку
30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни
31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него
продолжение
--PAGE_BREAK--