Реферат по предмету "Психология"


Влияние гендерных особенностей старшеклассников на проявление агрессивности и стили разрешения конфликтов

Министерство образования и науки Украины
Харьковский Национальный Университет имени В.Н. Каразина
Факультет психологии
Дипломная работа
Влияние гендерных особенностейстаршеклассников на проявление агрессивности и стили разрешения конфликтов
Студентка 4 курса
Щербак А.Н.
Научный руководитель
Доц. Фролова Е.В.
Харьков 2010
Введение
Актуальность
Данная работа посвящена изучению гендерныхособенностей и их влияния на проявление агрессивности и стили разрешенияконфликтов. Актуальность данной работы состоит в относительно небольшомколичестве работ, посвященных данной теме в ее универсальной специфике.Информация о взаимосвязи агрессивности и гендера очень необходима людям разныхпрофессий – воспитателям, юристам, криминалистам и всем тем, кто имеет дело сагрессивностью.
Научная новизна данной темы исследованиязаключается в том, что полученные данные служат промежуточным этапом вподробных исследованиях агрессивности, что позволит взглянуть на проблему сновых сторон и способствует улучшению процесса управления агрессией.
Гендерная проблематика проникла в разные сферы психологического знания. В70-х было введено понятие андрологии и разработан соответствующий методическийаппарат. С.Бем продемонстрировала, что фемининность и маскулинность – дванезависимые, но не противоположные конструкты.
Следующий шаг – это представление о гендере как о схеме или концепте,введенном культурой и определяемом как аффективно-когнитивная структура,которая создана для упорядочения индивидуального опыта и организации человекомсвоего поведения. Все больше и больше гендер стал пониматься как социальнаякатегория.
В последнее время стали все чаще появляться публикации о том, что уже непол, а гендер приобретает доминирующее положение при формировании“Я-концепции”. Причем, происходит динамичное развитие общественныхпредставлений о мужских и женских ролях. В современной гендерной психологииобозначились по меньшей мере шесть основных направлений исследований: гендер ифункциональная асимметрия мозга; психосексуальные когнитивные различия;гендерные различия в эмоциональной сфере; социальные и гендерные роли;гендерная самоидентификация; гендерные установки и стереотипы.
Хотя о гендерных различиях пишут все больше, остается недостаточноизученным само понятие гендера. Так, агрессивность и склонность к риску обычнои связываются с маскулинностью, хотя остается неясным, можно ли ожидать, чтоэти качества проявятся, например, в современных компромиссных общественныхотношениях. Будут ли в конфликтной ситуации носители мужской роли непременновыбирать конкуренцию, а не компромисс? Характерны ли для маскулинных людейактивные агрессивные проявления, или они под влиянием развитых социальныхотношений, под давлением общественного сознания вытеснены и осталисьхарактерной особенностью «диких самцов».
Данное исследование было направлено на уточнение вопроса о связиконструкта «маскулинность» с конструктом «агрессия». Проблема быласформулирована так: является ли данная связь однозначной и является ли первыйконструкт основанием при прогнозировании агрессивности для широкого кругаситуаций. Представляется также важным вопрос о том, какие именно формы агрессиидолжны сегодня ассоциироваться с маскулинным и фемининным поведением.
Изучение человеческой агрессии – это традиционная для психологии тема,привлекающая пристальное внимание ученых, которые пытаются воссоздать полнуюкартину исследуемого феномена в связи с разнообразными факторами. Факторгендерных различий остается малоизученным ввиду того, что собственно гендернаяпсихология является относительно новой отраслью психологической науки.
Объектом данного исследования являетсяагрессивность человека в различных формах ее проявления.
Предмет исследования – влияние гендерныхособенностей личности на проявление и уровень агрессивности.
Целью данной работы является детальноеизучение гендерных предпосылок агрессивности.
Задачи исследования:
1. Произвести теоретический анализпонятия агрессивного поведения и проанализировать специфику развития гендерныхособенностей;
2. Подобрать методики для оценкигендерных особенностей и характеристик агрессивности;
3. Провести исследование влияниямаскулинности и феминности людей на показатели их агрессивности.
4. Сопоставить гендерные особенностис проявлением агрессивности.
Выборка:
В качестве испытуемых были выбраны ученики 10 классов,17 мальчиков и 17 девочек, в возрасте 15-16 лет. Все испытуемые нормальнофизически развиты и не имеют выраженных аномалий психосексуального развития.
Методики:
1) Опросник С.Бем для оценки маскулинности– фемининности – андрогинии;
2) Опросник А.Басса и А.Дарки для оценкихарактерных форм агрессивного поведения.
3) Опросник К.Томаса для определенияпредпочитаемых стратегий разрешения конфликтных ситуаций;
1. Агрессивностькак проявление гендерной роли
 1.1Направления исследования гендерных различий
 
В настоящее время не существует однойтеории гендерных ролей как таковой. Гендерные роли, их характеристики,происхождение и развитие рассматриваются в рамках различных социологических,патологических и биосоциальных теорий.
Проблема гендерной идентификации впсихологии открыта вместе с проблемой половой идентичности – осознаннойпринадлежности человека к определенному полу. Одной из первых таких теорий сталпсихоанализ, в рамках которого объяснение нашло биологический характер.«Анатомия – это судьба», по выражению Фрейда. Развитие личности понималось имкак психосексуальное развитие прежде всего, а процесс идентификации объектов спомощью понятий «Эдипов комплекс» и «комплекс Электры» и уподобление отцу илиматери соответственно.
Второй группой идентификации являютсятеории социального научения, восходящие к пределам бихевиоризма. В их основуположены основные его понятия, такие как, положительное и отрицательноеподкрепление, модели родительского поведения. В основу теории половой типизацииположено понятие подкрепления.
Исследования на уровне индивидуальныхполовых различий начинались в 60-70-х гг. Появилось понятие гендера каксоциально-культурного пола.
В 70-е годы на Западе складывается теория,так называемая психология пола, которая во главу угла уже ставит социальныефакторы, поскольку ее представители считают, что основное значение иформирование гендера (как психологического и социального пола) имеют социальныеожидания общества.
Когнитивная сфера с точки зрения гендерныхразличий также является той областью психологии, которая привлекает к себевнимание исследователей. Хотя исследования познавательных способностей мужчин иженщин имеют длинную историю, эта тема не потеряла своей актуальности и сейчас.И в настоящее время она представляются гораздо более сложной, чем это было30-40 лет назад. При ее изучении, прежде всего, задаются вопросом о том,существуют ли гендерные различия в познании, если да, то в каких областях,насколько ярко выражены, зависят ли от возраста, особенностей выборки.
Исследование гендерных различий когнитивных способностей обычносконцентрированы вокруг двух основных проблем: факта существования гендерныхразличий и их причины. Основная масса исследований связана с поиском иописанием области, в которой существуют гендерные различия, и при разработкеданного вопроса чаще всего обращаются к проблемам обучения памяти и мышления,делая предметом изучения индивидуальные и групповые различия. В качествеметодов обычно применялись качественные методы, в частности, психометрическиетесты. В 90-е годы была предложена модель изучения гендерных различий на основеспецифики когнитивных процессов, которые осуществляются при решении задач умужчин и женщин.
С.Бем был специально разработан опросникдля определения уровня маскулинности и фемининности, понимаемых как независимыеизмерения личности.
В исследованиях, проведенных в ряде стран (Японии США и др.), изучалисьфакторы «независимости» и «покорности» в гендерных ролях. Имеющиесяисследования по проблеме гендерных ролей позволяют сделать вывод о том, что наих формирование и развитие у человека оказывают влияние общество и культура,закрепленные в них представления о содержании и специфике гендерных полей. Входе исторического развития общества содержание гендерных ролей подвергаетсяизменениям.
Возникновению новой психологии поласпособствовали три фундаментальных исследования, выводы которых опровергаютосновные положения традиционных теорий. Это работы Е.Маккоби и К.Джеклинпосвященные анализу психологии половых различий; исследования Дж.Манн иА.Эрхарда, продемонстрировавшие могущество эффекта социализации; концепцияандрогинии С.Бем, показавшая несостоятельность противопоставления маскулинностии фемининности, существовавшего в традиционной психологии.
В настоящее время существуют различные подходы к проблеме гендернойидентификации, с разных сторон объясняющие этот сложный и многомерный феномен.Американские психологи, занимавшиеся изучением гендерных стереотипов, сделалидва важных вывода. Первый из них заключается в том, что гендерные стереотипысильнее рассовых. Второй вывод относительно гендерных стереотипов состоит втом, что существуют сильные гендерные стереотипы, и члены группы, в отношениикоторых эти стереотипы действуют, принимают эти стереотипы.
Еще одно направление, начавшее развиватьсяв рамках гендерной психологии – изучение мужчин и маскулинности. И хотя не всефеминистки настроены психологически расширять предмет гендерной психологии,очевидно, что концептуальные и методические наработки, уже полученные вфеминистски ориентированной психологии, могут быть перенесены и на их изучение.
Таким образом, можно сделать вывод, что гендерные исследования сталинеотъемлемой частью психологической науки. Гендерная проблематика стала применятся в разных областях психологии – при изучении когнитивной и эмоциональнойсфер, межличностных взаимоотношений, идентификации и социализации, а так женекоторых механизмов, на основе которых строятся социальные отношения.
1.2Причины и процесс развития агрессивности
Исследованиюагрессивности и агрессивного поведения уделяется значительное внимание во всехосновных психологических направлениях.
В отечественнойпсихологии агрессивный подросток рассматривается как, прежде всего, обычныйребенок. Черты, качества агрессивности он приобретает под влиянием ошибок,недоработок, упущений в воспитательной работе, сложностей в окружающей егосреде.
Одним из сложных периодовв онтогенезе человека является подростковый возраст. В этот период не толькопроисходит коренная перестройка раннее сложившихся психологических структур, новозникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения.Подростковый период онтогенеза – это остро протекающий переход к взрослости,где выпукло переплетаются противоречивые тенденции развития.
В отечественнойпсихологии показано, что человек не рождается эгоистом или альтруистом,скромным или хвастливым. Он становится таким. Лишь в процессе развития человекакак личности возникают как социально полезные, так и социально вредные черты.
Подросток жаждет непросто внимания, но понимания, доверия взрослых. Он стремится игратьопределенную роль не только среди сверстников, но и среди взрослых. Средивзрослых утвердилась позиция, препятствующая развитию социальной позицииподростка – но ребенок и должен слушаться. В результате между взрослыми иподростками растет психологический барьер, который, многие подростки прибегаюти к агрессивным формам поведения.
Агрессивность вличностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протестапротив непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением вобществе, что проявляется и в соответствующем поведении.
Если говорить о более,глубинных причинах такого поведения, то можно отметить у таких агрессивныхподростков нарушение эмоциональной сферы и кризисе личности. Не путатьличностный кризис личностный с возрастным. Кризис личности проявляется в виде болезненногоотношения к восприятию собственного «Я» окружающими людьми,одиночества и оторванности о мира, несоответствия своего «Я» некимидеалам, ощущение утраты целостности внутреннего мира. Форма поведенияхарактеризуется негрубой выраженностью расстройств поведения, отсутствиембеспричинных колебаний настроения, способностью к компенсации в благоприятныхусловиях, мягкостью соматовегетативного компонента аффективных реакций.Агрессивное поведение подростков носит характер протеста, возникаетэпизодически и не нарушает в целом их взаимоотношения с окружающими. Оноявляется следствием лишь количественного недостатка высших социально –психологических свойств личности, неверных установок поведения, слабостиправосознания, искажений в системе ценностных ориентаций.
Зарубежные подходы кизучению агрессии несколько отличаются.
Самое раннее инаиболее известное теоретическое положение, имеющее отношение к агрессии, — этоположение, согласно которому агрессивное поведение по своей природеинстинктивное.
Согласно этому подходу,агрессия возникает потому, что люди генетически «запрограммированы» на подобныедействия. Эту точку зрения разделяли ученые психоаналитического иэтологического подходов.
Основоположникомпсихоаналитического подхода является З.Фрейд. Благодаря трудам Фрейда агрессияи агрессивность были превращены в объект научного анализа. Источникомагрессивного поведения в психоаналитической трактовке выступает Танатос –инстинктивное влечение к смерти и разрушению. Эта концепция сложилась в позднихработах Фрейда, а первоначально он придерживался иных взглядов. В своих раннихработах он утверждал, что все человеческое проистекает из Эроса, или инстинктажизни, энергия которого направлена на сохранение, упрочнение и воспроизведениежизни. В этом контексте агрессия рассматривалась просто как реакция наблокирование либидонозных импульсов. Первоначально агрессия как таковая нетрактовалась Фрейдом как неотъемлемая часть жизни.
Для А. Адлераагрессивность является неотъемлемым качеством сознания, организующим егодеятельность. Универсальным свойством живой материи Адлер считаетсоревновательность, борьбу за первенство, стремление к превосходству.
В руслепсихоаналитического подхода причиной возникновения агрессивного поведениязанимался и Д.Доллард. он разработал фрустрационно-агрессивную теорию. Этатеория возникла в противовес концепциям инстинкта: здесь агрессивное поведениерассматривается как ситуативный, а не эволюционный процесс.
Э. Фромм в своей книге«Анатомия человеческой деструктивности» показывает, как точные научные данныенейрофизиологии, психологии животных, палеонтологии и антропологии опровергаютгипотезу о том, что в человеке от рождения заложен спонтанный саморазвивающийся инстинкт агрессивности.
В теории социальногонаучения, ее автором является А.Бандура, агрессия представляет собой поведение,усвоенное в процессе социализации посредством наблюдения соответствующегоспособа действий при социальном подкреплении. Образец поведения рассматриваетсякак средство межличностного воздействия. Поэтому существенное внимание здесьуделяется изучению влияния первичных посредников социализации, а именнородителей, на обучение детей агрессивному поведению.
Драйв – это сильныйстимул, который побуждает организм к действию. При рождении побуждается кдействию относительно узким кругом возбудителей – первичных или врожденныхдрайвов. Такие возбудители связаны с основными физиологическими процессами, иуменьшение силы возбуждения существенно для выживания организма. Таким образом,освобождение от дистресса на ранних этапах жизни ребенка зависит от действияокружающих его взрослых; именно эта связь других людей, особенно матери, соснижением силы первичного драйва и составляет основу процесса социализации. 1.3Агрессивность как показатель маскулинности
Предпринимались множественные попытки объяснить эмпирические наблюденияэмоциональности мужчин и женщин в рамках различных теоретических подходов инаправлений.
Существует важнейшая сфера эмоциональности, один из аспектов которойотражается в гендерных различиях – это агрессия. В психологии этот сложныйвопрос относят не только к сфере эмоций, но и к поведению человека. Обычноагрессию определяют как физическое или вербальное поведение, направленное напричинение кому-либо вреда и боли.
Для установленных явлений гендерных различий в агрессии, как и в другихслучаях, используют чаще всего две модели — биологическую и социокультурную.
Принято считать, что более высокаяконцентрация тестостерона у мужчин стимулирует их агрессивность, а пролактина уженщин – их большую склонность к слезам.
Согласно биологической модели, считается,что гендерные различия в агрессии обусловлены генетическими факторами. Длямужчин характерен более высокий уровень физической агрессии, потому что впрошлом подобное поведение давало им возможность передавать свои геныследующему поколению. Результатом такого естественного отбора, связанного своспроизводством явилось то, что нынешние мужчины более склонны к физическойагрессии и демонстрации механизмов, связанных с подобным поведением.
Представители биологического подхода также объясняют различия разного проявления агрессии у мужчин и женщин различнымнабором хромосом.
Существуют два варианта гипотезы о влияниихромосом на половые различия в агрессивном поведении: 1) гипотеза линииУ-хромосомы утверждает, что наличие «линии» У- хромосомы у мужчин можетпривести к более выраженному проявлению агрессивности в поведении; 2) гипотезалинии Х-хромосомы настаивает на том, что наличие «линии» Х – хромосомы у женщинприводит к сравнительно менее выраженному проявлению той же агрессивности. Какзаявляет Мейер-Бальбург: «Чем больше в генотипе Х-материала, тем слабееразвивается агрессия, чем больше У-материала, тем сильнее проявляетсяагрессия».
В работе И.С.Кона «Психология половых различий»так же был рассмотрен вопрос о разных подходах к этой проблеме. Он рассматривалэту проблему исходя из результата сложного биосоциального процесса,соединяющего онтогенез, половую социализацию и развитие самосознания.
Первичное звено этого длинного эволюционногоряда – хромосомный или генетический пол, определяющий будущую генетическуюпрограмму организма, в частности дифференциацию его половых желез. Первоначальныезародышевые не дифференцированы по полу. Но затем Н-У антиген характерный длямужских клеток и делающий их психологически несовместимыми с иммунологическойсистемой женского организма, программирует превращение зачаточных гонадмужского пола в семенники, которые вскоре начинают продуцировать мужскиегормоны (андрогены). Гормональный пол зародыша определяет дифференциациювнутренних репродуктивных органов (внутренний морфологический пол) и наружныхгениталий (внешний морфологический пол и генитальная внешность), а так же особыхнервных механизмов так называемых нервных механизмов, так называемых «половыхцентров», которые в дальнейшем регулируют полодиморфическое маскулинное илифемининное поведение особи». Гипоталамус, где расположены половые центры, нетолько дифференцируется под влиянием зародышевых гормонов, но и сам являетсяпсихоэндокринным органом: его программа, ориентированная на мужское или женскоеповедение, определяет характер его реакции на половые гормоны пубертатногопериода, а эта реакция вызывает полодиморфическое поведение.
В поступательном онтогенезе биологическиефакторы половой дифференциации дополняются социальными. Генитальная внешностьзадает определенную программу взрослым, детерминируя определение акушерскогопола новорожденного, что в свою очередь сигнализирует, в духе какой половойроли, мужской или женской, он должен воспитываться. Эта половая социализация,обучение ребенка половой роли, всегда производятся от норм и обычаевсоответствующего общества, культуры.
Многообразие гендерных ролей в различныхкультурах и в разные эпохи свидетельствует в пользу того, что наши гендерныероли действительно формируются культурой.
Что же касается агрессии, то свежие данныесвидетельствуют о том, что мужчины и женщины придерживаются противоположныхсоциальных представлений – противоположных моделей и теорий о функциях – обагрессии. Более того, женщины рассматривают агрессию как экспрессию – каксредство выражения гнева и снятия стресса путем высвобождения агрессивнойэнергии. Мужчины же, напротив, относятся к агрессии как к инструменту, считаяее моделью поведения, к которому прибегают для получения разнообразногосоциального и материального вознаграждения.
Сохраняет актуальность и такая особенность«мужского характера» как агрессивность и склонность к насилию. Этапроблема вызывает особенно жаркие споры среди ученых и публицистов.
Понятия агрессии и насилия (violence) не совпадают иоба явления могут быть как антисоциальными, так и вполне нормативными. Подагрессивностью многие психологи понимают высокую соревновательность, энергию,предприимчивость, готовность и умение отстаивать свои интересы, стремление квласти и т.п. Вероятность сочетания этих мотивов или их реализации сприменением насилия зависит, с одной стороны, от принятых в обществе методовразрешения конфликтов и наличия так называемой «культуры насилия», ас другой — от индивидуальных особенностей личности.
У человека соотношение агрессии, доминантности,насилия и антисоциального поведения чрезвычайно сложны. Механически вывести егоиз уровня тестостерона невозможно.
Во-первых, нужно различать базовый, более или менее постоянныйуровень тестостерона и его временные, ситуативные флуктуации.
Во-вторых, надо различатьсоревновательно-доминантное и агрессивно-насильственное поведение.
В-третьих, между уровнем тестостерона и поведениемсуществует обратная взаимосвязь. Замеры уровней тестостерона в ситуациисоревнования (испытывались участники теннисных и борцовских соревнований,студенты-медики после экзамена и соискатели должностей после собеседования)показали, что у победителей уровень тестостерона резко повышается, а у проигравшихостается тем же или снижается. При этом ключевым фактором был не сам по себетестостерон, а достижение успеха: в результате переживания успеха, достижения вборьбе секреция тестостерона повышается, но предсказать по уровню тестостерона,кто победит, невозможно. Кстати, это верно и для женщин. 1.4Стратегии разрешения конфликтов как реализация агрессии
Наиболее распространенное определениеконфликта основано на его философском толковании как предельного случаяобострения противоречия интересов, намерений, убеждений и т.д.
Автор наиболее фундаментальнойотечественной монографии по проблемам социологии конфликта А.Г.Здравомыслов,пишет, что конфликт- это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе,своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений междупотенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивациякоторых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами ипотребностями.
Вместе с тем любой, конфликт представляетсобой актуализировавшееся противоречие, т.е. воплощенные во взаимодействиипротивостоящие ценности, установки, мотивы. Можно считать достаточно очевидным,что для своего разрешения противоречие непременно должно воплотиться вдействиях в их столкновении. Только через столкновение действий, буквальное илимыслимое, противоречие себя и являет. В этом определении в качествесоставляющих конфликта можно выделить такие его компоненты, как наличиепротиворечия и столкновение, при этом сам конфликт рассматривается прежде всегокак характеристика взаимодействия.
Конфликт – это распространенная чертасоциальных систем, он неизбежен и неотвратим, а поэтому должен рассматриватьсякак естественный фрагмент человеческой жизни. Конфликт должен быть принят какодна из форм нормального человеческого взаимодействия. Хотя конфликт, возможно,и не лучшая форма человеческого взаимодействия, мы должны перестатьвоспринимать его как какую-то патологию или аномалию, конфликт – это нормальноеи более здоровое состояние чем его отсутствие.
При изучении конфликтных явлений К.Томас делал акцент наизменении традиционного отношения к конфликтам. Указывая, что на ранних этапахих изучения широко использовался термин «разрешение конфликтов», онподчеркивал, что термин подразумевает, что конфликт можно и необходиморазрешать или элиминировать. Целью разрешения конфликтов, таким образом, былонекоторое идеальное бесконфликтное состояние, где люди работают в полнойгармонии. Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К.Томассчитает применимой двумерную модель урегулирования конфликтов,основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная свниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, инапористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов.Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие пятьспособов урегулирования конфликтов.
1) соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетворениясвоих интересов в ущерб другому;
2) приспособление, означающее в противоположность соперничеству,принесение в жертву собственных интересов ради другого;
3) компромисс;
4) избегание, для которого характерно как отсутствие стремления ккооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;
5) сотрудничество,когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющейинтересы обеих сторон.
К.Томас считает, что при избеганииконфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при таких формах поведения,как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участниковоказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идутна компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороныоказываются в выигрыше.
Различные стратегии при разрешении конфликтныхситуаций не сопоставимы по степени агрессивности. Можно предположить, что онидолжны рассматриваться как специфически гендерные.
Вместе с тем, в современной конфликтологиигендер и пол чаще всего не учитываются. Хотя анализируются различные конфликты,от внутриличностных до производственных и межэтнических, интересующий насаспект о связи конфликтного поведения с гендером обычно остается за рамкамирассмотрения.
Проведенный теоретический анализпоказывает, что на современном этапе развития психологии сосуществуют различныетеории и подходы к анализу гендерных различий. Гендерная проблематикаразвивалась по трем направлениям – биологическому, социальному, а так же спозиций рассмотрения феминистской теории. Главное противостояние обнаруживаетсямежду биологической и социокультурной точкой зрения на гендер.
Маскулинность и связанные с нею социальныеожидания производны не от свойств индивида, а от особенностей мужскойсоциальной роли. Отсюда – перенос внимания с индивидуальных черт насоциокультурные стереотипы и нормы, стили социализации и т.д.
Агрессивность традиционно рассматриваетсяв качестве одного из ведущих признаков маскулинности. Это, по-видимому, имеетбиологические основания. Именно агрессивность считается особенно показательнойпри определении гендерных различий. Мужчины, по определению, должны бытьагрессивнее.
Конфликтное поведение может трактоватьсякак реализация агрессивных намерений, в качестве социально адаптированной формыагрессии.
В литературе не нашел достаточно полногоотражения вопрос о возможной утрате ведущей позиции агрессивными формамиповедения в условиях современного развития общества. Под влиянием воспитанияизначально биологически целесообразные виды активности, направленные напричинение ущерба сопернику, возможно, утратили свою ценность и превращаются всоциально отвергаемый рудимент.

2. Исследованиесвязи гендерных различий с различными формами агрессивного поведения
 2.1 Целии методика исследования
Исходяиз изложенных выше теоретических предпосылок, можно сделать предположение отом, что агрессивное поведений будет иметь индивидуальные проявления, но сгендерной “окраской”. При этом мужская агрессивность действительно имеетприродные предпосылки, но она не является чисто биологическим феноменом и невсегда бывает антисоциальной.
Можнопредположить, что терпимое и доброжелательное отношение к проявлениямэмоциональной чувствительности у мальчиков способствует снижению накала ихпотенциальной агрессивности, а социальный плюрализм позволяет ей локализоватьсяв каких-то социально приемлемых каналах.
Цельнашего эксперимента состояла в том, чтобы выявить связь мужской роли сагрессивными способами поведения. Здесь можно предположить по меньшей мере тривозможных варианта:
а)маскулинные люди занимают в конфликте, как правило, активную и агрессивнуюпозицию;
б)маскулинным личностям свойственны выраженные формы агрессии (физическая ивербальная), а также соперничество в конфликте;
в)современные условия формирования гендерных различий приводят нивелированиюагрессивных и доминантных установок.
Решались следующие задачи:
1) Провеститеоретический анализ проблемы связи гендера и агрессии;
2) Выбратьметодики для детального анализа закономерностей изучаемой святи и сформироватьгруппу испытуемых;
3) Произвеститестирование и статистическую обработку результатов:
4) Выявитьсовременные особенности гендерных ролей в плане агрессивности.
В качестве испытуемых мы пригласилимолодых людей в возрасте от 15 до 16 лет. В исследовании приняли участиепредставители разного пола (17 девушек и 17 юношей). Все испытуемые нормальнофизически развиты и не имели выраженных аномалий психосексуального развития. Мыисходили из того, что их гендерные роли в основном сформированы. Формы агрессивногоповедения и стили разрешения конфликтных ситуаций хотя и не сформированыокончательно, но являются относительно индивидуально типическими.
В ходе эксперимента все испытуемыеполучили бланки психодиагностических тестов (см. приложение 1).
Применялись следующие тестовые методики:
- Опросник С.Бем для оценкимаскулинности – фемининности – андрогинии;
- Опросник А.Басса и А.Дарки дляоценки характерных форм агрессивного поведения.
- Опросник К.Томаса для определенияпредпочитаемых стратегий разрешения конфликтных ситуаций;
Испытуемые заполняли бланки в приведеннойвыше последовательности в свободном темпе в течение, примерно, 40 минут. 2.2Результаты исследования и их обсуждение
Как видно из табл.1, гендерные качества у испытуемыхразного пола представлены неоднородно: как среди девушек так и среди юношейвыявлены личности с высокой маскулинностью. Фемининность в обеих группахпредставлена меньше.

Таблица 1. Уровеньмаскулинности и фемининностиу представителей разного полаПол
Высокий М,
Высокий Ф (андрогиния)
Высокий М,
Низкий Ф (маскулинный)
Низкий М, Высокий Ф
(фемининный)
Низкий М, Низкий Ф
(невыраж.андр.) М 8 4 1 4 Ж 5 5 2 5
У представителей мужского пола чащевстречается маскулинный и андрогинный тип. Всего один испытуемый имеет высокуюстепень фемининности.
У девушек обнаружено преобладаниеандрогинного и маскулинного типа. Причем, фемининный тип, вопреки ожиданиям, неоказался преобладающим, и по численности уступает носителям маскулинного,андрогинного и невыраженного гендерного типа в женской подгруппе.
Всего две девушки из семьнадцати по результатамтестирования были отнесены к фемининному типу. Таким образом, результаты нашегоисследования подтверждают теорию Сандры Бем о несовпадении гендера и пола. Мыдействительно получили достаточно пеструю картину распределения полоролевыхособенностей по выборке. Это согласуется с точкой зрения многих современныхавторов о том, что уместно говорить о снятии нормативных запретов иограничений, что позволяет проявиться индивидуальным свойствам, не обязательносвязанным с полом. Половые различия при этом становятся болееиндивидуализированными и тонкими.
Интересные результаты были получены спомощью методики оценки агрессивных форм поведения Басса-Дарки. В мужскойвыборке (см. табл. 2) наиболее типичными формами проявления агрессии оказались(при возможном максимуме 120 баллов): физическая агрессия (73,1), косвеннаяагрессия (среднее по выборке 64.2),и обида (61,1) .

Таблица 2. Результаты оценки агрессивностиу юношейисп. Пол М. Ф. Ф.А. В.А. К.А. Нег. Раздр. Подозр. Обида Ч. вины 18 М 76 76 66 56 65 60 81 88 78 33 19 М 114 118 66 32 65 20 36 44 91 22 20 М 104 86 99 88 91 80 63 88 78 55 21 М 80 78 77 64 65 60 63 66 52 77 22 М 94 104 55 88 65 100 81 77 39 66 23 М 89 75 66 32 52 20 45 77 78 88 24 М 105 69 88 32 52 40 54 55 39 66 25 М 97 91 66 80 65 60 72 77 52 66 26 М 102 109 88 80 65 60 81 44 78 55 27 М 113 108 55 64 65 20 9 13 44 28 М 98 82 77 56 65 30 54 55 39 55 29 М 111 107 66 88 52 80 45 66 52 77 30 М 99 92 88 64 65 60 45 44 78 55 31 М 87 79 99 64 78 40 63 55 39 44 32 М 95 97 66 16 52 20 54 22 78 88 33 М 116 103 55 32 78 40 36 66 78 44 34 М 86 108 66 16 52 20 45 22 78 88 сред. знач. 98 93,06 73,12 56 64,24 47,65 54,53 55,65 61,176 60,18 Дисперсия 210,86 624 115,6 619,1 359,14 596,99 480,9 379,90 Корр. по М, -0,15 0,06 0,15 -0,07 -0,57 -0,27 -0,07 -0,32 Корр. по Ф, -0,47 0,04 -0,05 -0,03 -0,33 -0,48 0,18 -0,16
Любопытно, что лидеры в группе помаскулинности (исп. 19, 26, 27, 29 и 33) оказались одновременно лидерами и пофемининности. Однако типичные для них формы агрессии оказались различными.Характерными в этом отношении кажутся показатель испытуемого 27. У негоединственный в выборке нуль по подозрительности и рекордно низкие показателираздражительности (9) и негативизму (20). Другие андрогинные испытуемые даливысокие показатели по этим шкалам.
Более сглаженная, но в целом сходнаякартина была обнаружена в женской части выборки (см. табл.3).

Таблица 3. Результаты оценки агрессивностиу девушекИсп. Пол М. Ф. Ф.А. В.А. К.А. Нег. Раздр. Подозр. Обида Ч. вины 1 Ж 93 100 44 48 65 60 63 77 52 99 2 Ж 90 90 22 72 91 60 81 33 78 88 3 Ж 82 87 33 32 52 40 36 66 39 33 4 Ж 80 97 77 56 65 20 36 55 26 76 5 Ж 100 93 88 80 65 60 54 22 78 55 6 Ж 97 90 77 80 78 70 63 77 78 66 7 Ж 82 89 77 40 52 20 18 55 39 44 8 Ж 103 112 66 48 65 40 54 22 26 44 9 Ж 63 113 33 32 52 20 18 44 39 55 10 М 104 104 88 56 78 80 81 88 78 22 11 Ж 74 79 44 40 52 20 18 22 39 66 12 Ж 108 88 88 32 65 60 81 66 78 33 13 Ж 103 106 77 64 91 40 54 66 78 99 14 Ж 48 87 44 72 65 20 36 77 39 55 15 Ж 93 99 44 48 65 60 63 77 52 99 16 Ж 103 105 88 80 104 60 72 66 78 77 17 Ж 104 81 77 88 78 80 81 77 91 22 Сред. знач. 89,8 95 62,8 56,9 69,6 47,65 53,47 58,23 58,12 60,76 Дисперсия 526 359 231 469,1 521,1 480,441 488,4 680,44 Коррел, по М 0,61 0,25 0,52 0,76 0,75 0,10 0,64 -0,05 Коррел, по Ф 0,09 -0,1 0,22 -0,02 0,042 -0,03 -0,15 0,26
Менее типичными для юношей формамиагрессивного поведения оказались негативизм (47,6), раздражительность (54,5), иподозрительность (55,6).
Лидирующее положение сохранилось закосвенной (69.6) и физической (62,8) агрессивностью. На третью позициювыдвигается чувство вины (60.8). Т.е. физическая форма переместилась с первойна вторую позицию. На четвертой позиции оказались подозрительность и обида (по58 баллов).
Наименее типичными для девушек оказалисьвсе те же негативизм и раздражительность. Если рассматривать дисперсию каквеличину разброса значений, то обнаруженная наименьшая дисперсия (231) покосвенной агрессии может рассматриваться как отражение того факта, что девушкисогласованно склонны к опосредованным, то есть непрямым, формам агрессивногоповедения. Таким образом, по данной методике проявилась, несмотря на индивидуальныевариации, в целом сходная картина для представителей разного пола. Возникаетвопрос, а не является ли гендер более важным коррелятом различных формагрессии?
Как видно из сводной таблицы результатовэксперимента (табл.4), положительная незначительная корреляция на уровне 0,4проявилась только между маскулинностью и физической агрессией и негативизмом, атакже на уровне 0,35 с чувством обиды. Еще менее заметная корреляция скосвенной агрессией (r = 0,3). Значимой отрицательной корреляционной связи междумаскулинностью и отдельными видами агрессивного поведения не выявлено. Этозначит, что маскулинные люди не отрицают ни одну из них.
Таким образом, корреляционная связьобнаружила с одной стороны некоторую согласованность гендерных отличий соценками теста (физическая агрессия), но с другой – выявила обидчивость каккоррелят маскулинности. Наиболее рельефным проявлением различий можно считатьто, что маскулинность обнаружила положительную (r= 0,4), а фемининность –отрицательную (r = — 0,2) с физической агрессией. То есть мужественные людиболее склонны к дракам и физическому воздействию на противника.
Таблица 4. Результаты оценкипредпочитаемых стилей разрешения конфликтных ситуаций у юношейИсп. Пол М. Ф. Присп. Изб. Компр. Сотр. Соп. 18 М 76 76 1 8 4 5 5 19 М 114 118 8 4 8 5 4 20 М 104 86 1 9 4 7 10 21 М 80 78 7 8 5 9 22 М 94 104 3 6 5 8 9 23 М 89 75 6 7 7 5 6 24 М 105 69 7 2 4 8 5 25 М 97 91 4 6 5 8 9 26 М 102 109 3 4 6 7 9 27 М 113 108 7 10 8 5 1 28 М 98 82 5 6 6 7 8 29 М 111 107 5 6 6 9 5 30 М 99 92 5 6 5 7 8 31 М 87 79 6 4 6 7 8 32 М 95 97 9 5 8 5 2 33 М 116 103 5 6 7 6 8 34 М 86 108 9 5 8 5 2 Сред. знач. 98 93,06 4,94 5,94 6,18 6,41 6,35 Дисперсия 7,31 3,81 2,28 1,88 8,12 Коррел, по М, 0,33 -0,06 0,09 0,29 -0,11 Коррел, по Ф, 0,34 -0,01 0,47 -0,04 -0,30
С помощью методики Басса-Дарки быливыявлены в целом слабо согласующиеся с типичными гендерными профилямипредпочтения агрессивных форм поведения. В мужской выборке (см. табл.2)наименее типичной формой проявления агрессии оказалась раздражительность. Онакоррелирует с маскулинность в мужской выборке на уровне r = — 0,57. Этовыраженная отрицательная корреляция. Мужчины становятся покладистыми. Вместе сэтим, в мужской выборке выявлена отрицательная корреляция фемининности науровне около 0,48 с физической агрессией и подозрительностью, то естьженственные мужчины не драчливы и доверчивы.
Хотя агрессивность является ключевымпризнаком маскулинности, мужчины не продемонстрировали выраженных отличий поданному показателю. Возможно, это объясняется тем, что в число наших испытуемыхне попали ярко выраженные мужские типы. Мы уже отмечали, что те испытуемые,которые имеют выраженную маскулинность (100 и более баллов) обычно имеют такойже показатель и по фемининности. Создается впечатление, что здесь мы имеем делос демонстративным или сфальсифицированным половым самоопределением. Однако,возможно это есть последствие социальной регуляции. Известно, что именно ярковыраженные мужские типы содержат в себе заряд агрессивности. Такая особенность«мужского характера» как агрессивность и склонность к насилиюсохраняет актуальность. Эта проблема вызывает особенно жаркие споры средиученых и публицистов. Одни авторы утверждают, что мужчины самой природойпредназначены быть насильниками и агрессорами, потому что агрессивное поведениедетерминируется и стимулируется тестостероном, а попытки его модификацииэквиваленты кастрации или психологической деградации мужчин.
Другие, напротив, считают мужскуюагрессивность следствием неправильного воспитания мальчиков и требуют егоизменения и спасти человечество от мужской агрессивности можно путемрадикального изменения воспитания мальчиков. Мальчиков нужно с раннего детстваготовить к отцовству, учить мирно разрешать конфликты, а также поощрять участиеотцов в воспитании детей. Над поведением взрослых мужчин также нужен контроль ицензура. Следует запретить все виды агрессивных спортивных игр, включая футболи бокс, дети должны смотреть по телевидению только специальные программы, безагрессии и секса, подросткам не следует продавать диски с хеви-металл и т.д.
Вторая возможная причина сходства картиныагрессивного поведения в двух выборках состоит в том, что представительницы«слабого пола» постоянно подтягиваются до уровня «сильного пола» и в наше времястановятся нередкими драки с участием девушек и ненормативная лексика висполнении «юных леди» и т.д. Агрессивные девочки восполнили недостатокагрессивности мальчиков.
По данной методике проявилась, не смотряна индивидуальные вариации, в целом сходная картина для представителей разногопола. В свою очередь гендерные различия оказались более важным коррелятом различныхформ агрессии. Положительная корреляция проявилась между маскулинностью с однойстороны и физической агрессией, а также негативизмом – с другой. Именногендерные различия, а не пол оказались значимыми в этом отношении.
Незначительная отрицательнаякорреляционная связь, проявившаяся между маскулинностью и чувством обиды,свидетельствует о том, что мужчины не обижаются, они не склонны таить в себеэто чувство. Скорее пригодной для них является стратегия открытых формактивности.
Корреляционный анализ обнаружил некоторуюсогласованность гендерных оценок со шкалами агрессии. Наиболее рельефнымпроявлением различий можно считать то, что маскулинность обнаружилаположительную, а фемининность – отрицательную корреляцию с физическойагрессией. То есть мужественные люди более склонны к «рукоприкладству». Какпоказывают многие психологические исследования, отнюдь не все мужчины имальчики напористы и агрессивны. Агрессивность мальчишеских групп и мужскихкомпаний – не столько индивидуально-психологический, сколько групповой феномен:сильным и агрессивным мальчикам легче завоевать господствующее положение виерархической структуре мальчишеской группы. Это способствует утверждениюсоответствующего стиля взаимоотношений и системы ценностей, которыепредъявляются остальным в качестве нормы, независимо от их индивидуальныхкачеств. Мальчики учат друг друга драться, быть крутыми и не допускать «нежностейтелячьих».
Наконец, подробно рассмотрим данные повыбору стратегий разрешения конфликтов. Как видно из табл.4, наиболее типичнойдля мужской выборки оказалась стратегия сотрудничества (6,41 баллов из 12возможных) и конкуренции или сопротивления(6,35 баллов), наименее приемлемойявляется стратегия приспособления (4,94 балла). Для девушек (см. табл.5)предпочитаемой стратегией является стратегия компромисса (8,12), это наиболеезначительная оценка по данному тесту для всей выборки
Наименее приемлемой оказалась стратегияприспособления (4,53), недалеко от нее дистанцировалась и стратегия избегания(4,88). Таким образом, половая принадлежность оказалась значимой для выборастратегий разрешения конфликтных ситуаций.

Таблица 5. Результаты оценки предпочитаемыхстилей разрешения конфликтных ситуаций у девушек.
Исп.
Пол
М.
Ф.
Присп.
Изб.
Компр.
Сотр.
Соп.
1
Ж
93
100
7
6
9
6
2
2
Ж
90
90
1
4
9
6
9
3
Ж
82
87
8
10
7
6
4
Ж
80
97
3
11
9
8
1
5
Ж
100
93
8
2
7
7
6
6
Ж
97
90
3
4
6
5
11
7
Ж
82
89
2
7
8
9
5
8
Ж
103
112
6
5
9
7
2
9
Ж
63
113
7
6
9
6
2
10
Ж
104
104
3
8
9
5
3
11
Ж
74
79
2
7
11
8
3
12
Ж
108
88
3
4
7
5
10
13
Ж
103
106
7
8
9
5
14
Ж
48
87
2
7
11
8
3
15
Ж
93
99
7
6
9
6
2
16
Ж
103
105
8
2
7
7
6
17
Ж
104
81
3
3
7
4
12
Сред. знач.
89,8
95,3
4,88
5,88
8,12
6,35
4,53
Дисперсия
6,48
6,61
3,11
1,87
14,89
Коррел, по М
0,29
-0,43
-0,63
-0,56
0,37
Коррел, по Ф
0,63
0,04
-0,09
-0,08
-0,47
агрессивность подростковыйгендерный маскулинность
Наши данные свидетельствуют, что половаяпринадлежность не является критической для выбора стратегий разрешенияконфликтных ситуаций. Влияние на этот выбор гендерных различий оказалось болеезаметным. Проанализируем более подробно влияние на этот выбор гендерныхразличий. Как видно из табл.6, люди с высоким уровнем гендерных качеств(андрогинные), и с высоким уровнем фемининности и низкой маскулинности а такжес невыраженными андрогинными качествами (НН) показали высокую склонность к компромиссномуповедению(7,31, 8,67 и 7,89 балла).
Таблица 6. Связь гендерных различий спредпочитаемыми стилями разрешения конфликтных ситуаций Присп. Изб. Компр. Сотр. Соп. Пол М 5 6,06 6,06 6,33 6,17 Ж 4,18 5,75 8,38 6,44 4,63 Гендер. ВВ анд. 6,23 5,85 7,31 6,23 4,08 ВН маск. 4,33 4,67 5,67 6,44 8,78 НВ ф. 6,33 7,33 8,67 6,33 1,67 НН анд. 3,11 6,78 7,89 6,56 5,33
Для первых двух названных групп совпалитакже и отвергаемые стратегии. Это — соперничество (4,08 и 1,67). Однако,наиболее заметным для маскулинных испытуемых является предпочтение стратегиисоперничества или конкуренции (8,78 балла). Представляют также интересрезультаты теста для группы людей с невыраженными гендерными особенностями.Здесь оказалась неприемлемой стратегия приспособления (3,11 балла) и почтисовпали по избеганию и сотрудничеству (4,57 и 4,85). Совпали также значениебаллов для приспособления и сотрудничества в группе испытуемых с высокойфемининностью (6,33). Нетипичной для испытуемых с высокой маскулинность оказалисьстратегии избегания и приспособления (4,3 и 4,6).
Интересные результаты для мужской выборкибыли получены с помощью корреляционного анализа. Выраженной корреляцией гендерас предпочитаемой стратегией не обнаружено. Однако, значительная положительнаякорреляция (r = 0,47) фемининности с предпочтением компромиссной стратегиивыглядит любопытно. Женственные мужчины оказались более компромиссными. Кромеэтого, оба типа гендерных отличий проявили положительную корреляцию (r> 0,3)с предпочтением приспособления. Снова пассивная стратегия. Возрастание гендерасопряжено с меньшей конфликтностью в виде конкуренции. Об этом свидетельствуетнезначительная отрицательные значения коэффициента корреляции.
В результатах женской выборки (табл. 5) мывидим несколько выделяющихся показателей. Во-первых, значимая обратная связьвыявлена между маскулинностью и компромиссной стратегией (r =0,63). Это говорито неуживчивости мужественных девушек. Они также склонны к отрицанию избегания исотрудничества( -0,43 и –0,56), но приемлют приспособление и соперничество (0,29 и 0,37).
Фемининность в этой группе также выраженосвязана с приспособлением (r =0,63) и отрицательно коррелирует (r = -0,47) ссоперничеством.
Остальные шкалы в обеих выборках далименьшие корреляции на уровне 0,2 и ниже. Можно предположить, что обнаруженныезначимые связи отражают более терпимое и доброжелательное отношение кпроявлениям эмоциональной чувствительности у мужчин на фоне возрастания женскойбескомпромиссности.
В свою очередь люди с невыраженными гендернымиособенностями в мужской и женской выборке выявили одинаковую готовность куклончивым и компромиссным стилям поведения. Испытуемые с высокой фемининностьюоказались в одинаковой степени готовыми к пассивным стилям разрешенияконфликтов при отрицании соперничества.
Таким образом, наше исследование продемонстрировалосложный характер связи гендерных различий с выбором стратегий разрешенияконфликтных ситуаций.
Представляются обоснованными следующие выводы:
1.Гендерные различия дляпрогнозирования агрессивного поведения и выбора стратегий при разрешенииконфликтных ситуаций оказываются более важными чем биологический пол.
2.Агрессивное поведение в современныхусловиях теряет статус признака маскулинности.
3.Открытые формы агрессивногоповедения у юношей замещаются раздражительностью.
4.Маскулинные девушки склонны коткрытым формам агрессии, негативизму и раздражительности в большей степени чемюноши.
5.Люди с маскулинными качествамиотдают явное предпочтение стратегии соперничества. Андрогинные индивиды иимеющие невыраженные гендерные особенности предпочитают компромиссноеповедение.
6.Наименее склонны к конкурентнымотношениям люди с высоким уровнем фемининности и низкой маскулинностью.
Выводы
1)Доказано влияние на агрессивность исостав поведения социальных факторов. Традиционные представления о связимаскулинности с агрессией претерпевают существенные изменения. Одним изследствий проявившегося «кризиса маскулинности» является вытеснение открытыхформ агрессии и замещение их латентными и в первую очередь раздражительностью.
2)По нашим данным, хранительницамиагрессивного потенциала являются маскулинные девушки, для которых характерныоткрытые формы агрессии и физическая в том числе. Эта трансформация имеетиндивидуально-типологическими вариации и у отдельных индивидов выраженарельефно.
3)Гендерные различия действительнооказываются более значимыми, чем половые. Однако, происходящиесоциализациальные процессы приводят к изменениям представлений о полоролевыхразличиях. Суть этого процесса коротко можно выразить формулой: «мужчиныобогащаются чувственностью, а девушки стремятся обрести независимостью».Происходит ломка сформированных многими поколениями стереотипов мужественного иженственного поведения. Оно все чаще выглядит андрогинным.
4)В качестве основного вывода следуетотметить, — ни одна форма поведения не привлекает к себе столь пристальноговнимания, как агрессия… Становление агрессивного поведения сложный имногогранный процесс, в котором действует множество факторов. Агрессивноеповедение определяется влиянием семьи, сверстников, а также средств массовойинформации. Подростки учатся агрессивному поведению посредством прямыхподкреплений, так же как и путём наблюдения агрессивных действий. Структурапроявления различных форм агрессии обусловлена одновременно как возрастными,так и половыми особенностями.
5)В ходе нашего исследования былаустановлена связь маскулинности с агрессивностью. У масклинных юношей и девушекдействительно преобладает прямая физическая и вербальная агрессия; в отличие отних, у фемининных людей преобладает косвенная и вербальная форма агрессии.
6)Люди с маскулинными качествами отдаютявное предпочтение стратегии соперничества. Андрогинные индивиды и имеющиеневыраженные гендерные особенности предпочитают компромиссное поведение.Наименее склонны к конкурентным отношениям люди с высоким уровнем фемининностии низкой маскулинностью.
7)Таким образом, наше исследованиепродемонстрировало сложный характер связи гендерных различий с агрессивнымипроявлениями и выбором стратегий разрешения конфликтных ситуаций, хотя в целоммы можем констатировать наличие влияния маскулинности на присутствие вхарактере личности таких качеств как агрессивность, напористости, настырности исклонности к конкурентным отношениям.
Многие результаты нашего исследованияпротиворечивы и не могут быть интерпретированы однозначно. Представляетсяцелесообразным продолжить изучение данной проблемы на большей выборке.
Списоклитературы
1. Алфимова М.В.Трубников В.И. Психогенетика агрессивности.// Вопросы психологии. — №6/2000. —С.112-121.
2. АсеевВ. Г. Возрастная психология. — Иркутск: Наука, 1984. — 320 с.
3. Берковиц Л.Агрессия. Причины, последствия, контроль. — М.: Владос, 2001. — 512 с.
4. Берн Ш. Гендерная психология. –М.:«Олма-Пресс», 2001— 556 с.
5. Бэрон Р.Ричардсон Д. Агрессия. — СПб.: Питер, 1997. — 336 с.
6. Вельдер Р. Квопросу о феномене подсознательной агрессивности.// Общественные науки исовременность. — №3/1993. — С.183-190.
7. Возрастнаяи педагогическая психология: тексты./Под ред. Шуаре Марта О. — М.: Изд-воМосковского университета, 1992. — 272 с.
8. ГановаЛ.А. Феномен агрессивности и особенности личности.//Вопросы общей идифференциальной психологии. Сб. научных трудов. Вып. 2. — Кемерово, 1998. — С.108-115.
9. Гришина Н.В. Конфликтология — Спб.: Питер, 2002— 268 с.
10.  Гуггенбюль А. Зловещее очарованиенасилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними. —СПб.: Питер, 2000. — 298 с.
11.  Гущин Ю.В. Агрессия и преступностьподростков.//Флогистон — 1 июля/2001. — С.1-2.
12.  Дружинин В. Н. Экспериментальнаяпсихология. — СПб.: Питер, 2003. — 319 с.
13.  Дубинко Н.А. Влияние когнитивныхпроцессов на проявление агрессивности в детском возрасте.// Вопросы психологии.— №1/2000. — С. 75-79.
14.  Ениколопов С. Н. ОпросникБаса-Дарки.// Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации исаморегуляции. — М.: Юнити, 1990. — С. 6-9.
15. Жеребкина И. Теория и историяфеминизма Харьков: Ф.Пресс, 1996— 158 с.
16. Иванова Е.Ф. Гендерныеисследования в психологии — М.: 1999 — 368 с.
17. Кон И.С. Психология половыхразличий. // Вопросы психологии. № 2, 1981— 248 с.
18. Кон И.С. «Кризисмаскулинности» и мужские движения // Меняющиеся мужчины в изменяющемсямире. –М.: 1999 — 358 с.
19.  Ильин Е.П. Дифференциальнаяпсихофизиология мужчины и женщины. — СПб.: Питер, 2003. — 544 с.
20.  Капрара Дж., Сервон Д. Психологияличности. — СПб.: Питер, 2003. — 640 с.
21.  Ковалев П. Возрастно-половыеособенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности иагрессивного поведения. — СПб.: Питер, 1996. — 358 с.
22.  Копейко Я.Ю. Гендерные аспектыагрессивности.//Психология XXI века: Тезисы Международной межвузовскойнаучно-практической студенческой конференции. — СПб., 2000. — С. 30-31.
23.  Крайг Г. Психология развития. — СПб.:Питер, 2000. – 992 с.
24.  Лалаянц И. Энергия агрессивности.//Семья и школа. — №6/1995. — С.20-21.
25.  Лоренц К. Агрессия (так называемое“зло”). — М.: Арко, 1994. —269 с.
26.  Майерс Д. Социальная психология. —СПб: Питер, 1998. — 688 с.
27.  Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков:эмоциональный и кризисный механизм. — СПб.: Питер, 1999. — 220 с.
/>28.  ПошиваловВ. П. Новые направления в изучении агрессивного поведения.// Журнал высшейнервной деятельности им. И. П. Павлова. — 1987. Т. 37. Вып. 4. — С. 805-806.
29. Практикум по социальнойпсихологии». –М.: 1989
30.  Психология человеческой агрессивности/ К.В. Сельченок. — Мн., 1999. — 656 с.
31.  Психологические тесты./Под ред. А.А.Карелина. В 2-х т., Т. 2. — М.: ВЛАДОС, 2002. — 248 с.
32.  Реан А.А. Агрессия и агрессивностьличности.// Психологический журнал. — №5/1996. — С.3-18.
33.  Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль.//Вопросы психологии. — №5/6/1992. — С.35-40.
34.  Фромм Э. Искусство любить. М., 1990 —220 с.
Приложение
Бланковый раздаточный материал по основнымметодикам
Методика «Маскулинность—фемининность» С.Бем
Методика была предложена Сандрой Бем(1974) для диагностики психологического пола и определяет степеньандрогинности, маскулинности и фемининности личности. Опросник содержит 60утверждений (качеств), на каждое из которых испытуемый отвечает «да» или «нет»,оценивая тем самым наличие или отсутствие у себя названных качеств. Опросникможно применять и в форме экспертного рейтинга. В таком случае оценкаиспытуемого по представленным качествам осуществляется компетентными судьями —людьми хорошо знающими испытуемого (муж, жена, родители и др.).
Текст опросника:
1. Верящий в себя.
2. Умеющий уступать.
3. Способный помочь.
4. Склонный защищать свои взгляды.
5. Жизнерадостный.
6. Угрюмый.
7. Независимый.
8. Застенчивый.
9. Совестливый.
10. Атлетический.
11.Нежный.
12. Театральный.
13. Напористый.
14. Падкий на лесть.
15. Удачливый.
16. Сильная личность.
17. Преданный.
18. Непредсказуемый.
19.Сильный.
20. Женственный.
21. Надежный.
22. Аналитичный.
23. Умеющий сочувствовать.
24. Ревнивый.
25. Способный к лидерству,
26. Заботящийся о людях.
27. Прямой, правдивый.
28. Склонный к риску.
29. Понимающий других.
30. Скрытный.
31. Быстрый в принятии решений.
32. Сострадающий.
33. Искренний.
34. Полагающийся только на себя(самодостаточный).
35. Способный утешить.
36. Тщеславный.
37.Властный.
38. Имеющий тихий голос.
39. Привлекательный.
40. Мужественный.
41. Теплый, сердечный.
4 2. Торжественный, важный.
43. Имеющий собственную позицию.
44. Мягкий.
45. Умеющий дружить.
46. Агрессивный.
47. Доверчивый.
48. Малорезультативный.
49. Склонный вести за собой.
50. Инфантильный.
51. Адаптивный, приспособляющийся.
52. Индивидуалист.
53. Не любящий ругательств.
54. Не систематичный.
55. Имеющий дух соревнования.
56. Любящий детей.
57. Тактичный.
58. Амбициозный, честолюбивый.
59. Спокойный.
60. Традиционный, подверженныйусловностям.
Маскулинность («да») – 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19, 22, 25, 28, 31, 34,37, 40, 43, 46, 49, 52, 55, 58.
Фемининность («да») – 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20, 23, 26, 29, 32, 35, 38, 41, 44, 47,50, 53, 56, 59.
Диагностика состояния агрессии (ТестБасса-Дарки)
А.Басс, воспринявший ряд положений своихпредшественников, разделил понятия агрессия и враждебность и определилпоследнюю как: «… реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценкилюдей и событий». Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессиии враждебности, А.Басс и А.Дарки выделили следующие виды реакций:
1. Физическая агрессия — использованиефизический силы против другого лица.
2. Косвенная — агрессия, окольным путемнаправленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
3. Раздражение — готовность к проявлениюнегативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
4. Негативизм — оппозиционная манера в поведенииот пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев изаконов.
5. Обида — зависть и ненависть кокружающим за действительные и вымышленные действия.
6. Подозрительность — в диапазоне отнедоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другиелюди планируют и приносят вред
7. Вербальная агрессия — выражениенегативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержаниесловесных ответов (проклятия, угрозы).
8. Чувство вины — выражает возможное убеждениесубъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а такжеощущаемые им угрызения совести.
Вопросник состоит из 75 утверждений, накоторые испытуемый отвечает «да» или «нет».
Вопросник
1. Временами я не могу справиться сжеланием причинить вред другим.
2. Иногда сплетничаю о людях, которых нелюблю.
3. Я легко раздражаюсь, но быстроуспокаиваюсь.
4. Если меня не попросят по-хорошему, я невыполню просьбы.
5. Я не всегда получаю то, что мнеположено.
6. Я знаю, что люди говорят обо мне замоей спиной.
7. Если я не одобряю поведение друзей, ядаю им это почувствовать.
8. Когда мне случалось обманутького-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести.
9. Мне кажется, что я не способен ударитьчеловека.
10. Я никогда не раздражаюсь настолько,чтобы кидаться предметами.
11. Я всегда снисходителен к чужимнедостаткам.
12. Если мне не нравится установленноеправило, мне хочется нарушить его.
13. Другие умеют почти всегда пользоватьсяблагоприятными обстоятельствами.
14.Ядержусьнастороженнослюдьми, которыеотносятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал.
15. Я часто бываю не согласен с людьми.
16. Иногда мне на ум приходят мысли,которых я стыжусь.
17. Если кто-нибудь первым ударит меня, яне отвечу ему.
18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями.
19. Я гораздо более раздражителен, чемкажется.
20. Если кто-то воображает из себяначальника, то я всегда поступаю ему наперекор.
21. Меня немного огорчает моя судьба.
22. Я думаю, что многие люди не любятменя.
23. Я не могу удержаться от спора, еслилюди не согласны со мной.
24. Люди, увиливающие от работы, должныиспытывать чувство вины.
25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью,напрашивается на драку.
26. Я не способен на грубые шутки.
27. Меня охватывает ярость, когда надомной насмехаются.
28. Когда люди строят из себя начальников,я делаю все, чтобы они не зазнавались.
29. Почти каждую неделю я вижукого-нибудь, кто мне не нравится.
30. Довольно многие люди завидуют мне.
31. Я требую, чтобы люди уважали меня.
32. Меня угнетало то, что я мало делаю длясвоих родителей.
33. Люди, которые постоянно изводят вас,стоят того, чтобы их «щелкнули по носу».
34. Я никогда не бываю мрачен от злости.
35. Если ко мне относятся хуже, чем я тогозаслуживаю, я не расстраиваюсь.
36. Если кто-то выводит меня из себя, я необращаю внимания.
37. Хотя и не показываю этого, меня иногдагложет зависть.
38. Иногда мне кажется, что надо мнойсмеются.
39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к«сильным» выражениям.
40. Мне хочется, чтобы грехи были прощены.
41. Я редко даю сдачи, даже есликто-нибудь ударит меня.
42. Когда получается не по-моему, я иногдаобижаюсь.
43. Иногда люди раздражают меня однимсвоим присутствием.
44. Нет людей, которых бы я по-настоящемуненавидел.
45. Мой принцип: «Никогда не доверятьчужакам».
46. Если кто-нибудь раздражает меня, яготов сказать все, что о нем думаю.
47. Я делаю много такого, о чемвпоследствии сожалею.
48. Если я разозлюсь, я могу ударитького-нибудь.
49. С детства я никогда не проявлялвспышек гнева.
50. Я часто чувствую себя как пороховаябочка, готовая взорваться.
51. Если бы все знали, что я чувствую,меня бы считали человеком, с которым нелегко работать.
52. Я всегда думаю о том, какие тайныепричины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня.
53. Когда на меня кричат, я начинаюкричать в ответ.
54. Неудачи огорчают меня.
55. Я дерусь не реже и не чаще, чемдругие.
56. Я могу вспомнить случаи, когда я былнастолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее.
57. Иногда я чувствую, что готов первымначать драку.
58. Иногда я чувствую, что жизнь поступаетсо мной несправедливо.
59. Раньше я думал, что большинство людейговорят правду, но теперь я в это не верю.
60. Я ругаюсь только со злости.
61. Когда я поступаю неправильно, менямучает совесть.
62. Если для защиты своих прав мне нужноприменить физическую силу, я применяю ее.
63. Иногда я выражаю свой гнев тем, чтостучу кулаком по столу.
64. Я бываю грубоват по отношению к людям,которые мне не нравятся.
65. У меня нет врагов, которые бы хотелимне навредить.
66. Я не умею поставить человека на место,даже если он того заслуживает.
67. Я часто думаю, что жил неправильно.
68. Я знаю людей, которые способны довестименя до драки.
69. Я не огорчаюсь из-за мелочей.
70. Мне редко приходит в голову, что людипытаются разозлить или оскорбить меня.
71. Я часто только угрожаю людям, хотя ине собираюсь приводить угрозы в исполнение.
72. В последнее время я стал занудой.
73. В споре я часто повышаю голос.
74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохоеотношение к людям.
75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чемстану спорить.
При составлении вопросника авторыпользовались следующими принципами:
1. Вопрос может относиться только к однойформе агрессии.
2. Вопросы формулируются таким образом,чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа навопрос.
Ответы оцениваются по восьми шкаламследующим образом:
1. Физическая агрессия:
«да»=1, «нет»=0: 1, 25, 31, 41, 55, 62, 68и
«нет»=1, «да»=0: и 7 утверждения.
2. Косвенная агрессия:
«да»=1, «нет»=0: 2, 10, 18, 34, 42, 56, 63и
«нет»=1 «да»=0 — 26 и 49.
3. Раздражение:
«да»-1, «нет»=0: 3, 19, 27, 43, 50, 57,64, 72 и
«нет»-1, «да»«0: 11, 35, 69.
4. Негативизм:
«да»-1, «нет»=0: 4, 12, 20, 28 и
«нет»-1, «да» — 36
5. Обида: «да»-1, «нет»-0: 5, 13, 21, 29,37, 44, 51, 58.
6. Подозрительность:
«да»-1, «нет»-0: 6, 14, 22, 30, 38, 45,52, 59 и
«да»=0, «нет»-1: 33, 66, 74, 75.
7. Вербальная агрессия:
«да»-1, «нет»-Ю: 7, 15, 23, 31, 46, 53,60, 71, 73 и
«да»-0, «нет»=1: 33, 66, 74, 75.
8. Чувство вины:
«да»-1, «нет»=0: 8, 16, 24, 32, 40, 47,54, 61, 67.
Опросник по выявлениютипичных форм поведения в конфликте
(К. Томаса)
В своем Опроснике повыявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти возможныхвариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. Вразличных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которыхреспонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболеетипичным для характеристики его поведения.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.