Реферат по предмету "Психология"


Влияние физических нагрузок на психологическое состояние учащихся

Содержание
Введение
Влияние физических нагрузок на психологическое состояниеучащихся
Заключение
Литература

Введение
Прогресс дарит человекумножество самых совершенных приспособлений, способных избавить нас от любойфизической нагрузки. В нашем распоряжении машины, поезда и самолеты, чтобы безмалейших усилий перемещаться на огромные расстояния. Мышцы лишаются необходимойтренировки, слабеют и постепенно атрофируются. Слабость мышечной тканиотрицательно сказывается на работе всех органов и систем организма человека,нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой и закрепленные впроцессе физического труда.
Люди осознают, чтоопределенная доза физической активности просто необходима для сохранения своегоздоровья. Чрезвычайно важное значение приобретает физическая активность дляженщин, способствуя их нормальному репродуктивному развитию.

Влияние физическихнагрузок на психологическое состояние учащихся
Влияние физическихнагрузок на функциональное состояние центральной нервной системы огромно. Непотеряла своего значения формула «В здоровом теле — здоровый дух»,формула, которая служит человечеству в течение многих тысячелетий. Современнойнаукой установлено, что влияние физических нагрузок на центральную нервнуюсистему осуществляется непрерывно и многообразно. Поэтому не случайно В.А.Вересаев писал: «Лишь широкая разносторонняя жизнь во всем разнообразииего отправлений, во всем разнообразии восприятий, доставляемых к мозгу, сможетдать широкую и энергичную жизнь самому мозгу». В. Гюго по этому поводуговорил, что "… нужно поддерживать крепость тела, чтобы сохранитькрепость духа".
Первостепенное значениедля нормального течения психических процессов имеет, безусловно, физическаяактивность в силу того, что между деятельностью центральной нервной системы иработой опорно-двигательного аппарата человека существует очень тесная связь. Вскелетной мускулатуре находятся специфические нервные окончания(проприорецепторы), которые при мышечных сокращениях по принципу обратной связипосылают в мозг стимулирующие импульсы. Исследования подтверждают, что многиефункции ЦНС зависят от активности мышц. С одной стороны, задача импульсов,идущих от проприо-рецепторов, состоит в том, чтобы сигнализировать мозгу ореализации совершаемых движений. С другой — специфические нервные клеткиодновременно повышают общий тонус коры головного мозга, в результате чеговозрастает его общая функциональная способность. Общеизвестно, что многие людидумают лучше при ходьбе, чем в сидячем положении, что ораторы склоннысопровождать свою речь жестикуляцией, а актеры предпочитают учить свою роль вовремя прогулок.
Систематическоевовлечение мышечной системы в двигательную активность, оказывая огромноевлияние на весь организм, стимулирует и интеллектуальную деятельность человека,повышает продуктивность умственного труда.
Рассмотрим влияниефизических нагрузок на психическую, а не физическую сферу. Однако известно, чтоэти понятия неотделимы, тем более, что физические нагрузки оказывают неизбирательное, а целостное воздействие на организм занимающегося. Органическойосновой взаимосвязи этих сфер является единство физического и духовногоразвития человека. Здесь обычно выделяют: биологические, педагогические,психологические и социальные эффекты (здоровье, физическое развитие, физическаяподготовленность, особенности психической саморегуляции, социальный статус,стиль поведения).
В процессе тренировокчеловек учится регулировать свои действия на основе зрительных, осязательных,мышечно-двигательных и вестибулярных ощущений и восприятий, у него развиваетсядвигательная память, мышление, воля и способность к саморегуляции психическихсостояний.
При самоконтроле исаморегуляции двигательных действий принимают участие практически все интеллектуальныепроцессы. Это связано, во-первых, с тем, что физические упражнения ставят передчеловеком множество разнообразных проблем (планирование, контроль, выборстратегии), а, следовательно, побуждает человека приобретать опыт их решения.Кроме того, можно говорить о влиянии более глубокого и сложного характера,базирующегося на взаимосвязях психомоторного и интеллектуального развития,когда целенаправленные воздействия на двигательную сферу человека вызываютсоотносительные (корреляционные) изменения в его интеллектуальной сфере.
В переводе сдревнегреческого психология означает «наука о душе». Однако по мереразвития этой науки объектом изучения постепенно стала не душа, а ее проявления– психические явления.
Обычно выделяют тригруппы психических явлений: психические процессы, психические свойства личностии психические состояния.
Психические процессы –это психические явления в процессе их становления и развития. С их помощьювоспринимается окружающий мир, происходит усвоение знаний, приобретение навыков.Различают следующие основные виды психических процессов: ощущения, восприятие,память, представления, воображение, мышление, речь, чувства (эмоции), воля.Виды группируются в три основных класса (познавательные, эмоциональные,волевые), которые в своей совокупности составляют психику человека.
Психические свойства –индивидуально-психологические особенности, которые отличают людей друг отдруга, определяют их типологические и индивидуальные различия. К психическимсвойствам личности относятся темперамент, характер, способности, потребности имотивы. Психические состояния – важная сторона внутреннего мира человека,оказывающая существенное влияние на успешность обучения и деятельности.
Психические состояния –одна из форм психических явлений в человеческой деятельности, общении,поведении; отражают динамику психической деятельности. Все психические явления,протекая на фоне определенных психических состояний, тесно взаимосвязаны.
Отрасль психологии,изучающая закономерности развития и проявления психики человека в специфическихусловиях физического воспитания, образует психологию физического воспитания.Психология физического воспитания связана с возрастной, педагогической,социальной психологией. Это обусловлено необходимостью строить педагогический процесс,направленный на психическое и физическое совершенствование учащихся, на основенаучных знаний о закономерностях развития психики человека в различныевозрастные периоды. При этом физическое воспитание осуществляется в группеучащихся. Это вызывает необходимость учета особенностей внутригрупповыхотношений в процессе двигательной активности.
Проблеме влиянияфизических нагрузок на становление психических свойств личности и еепсихического склада посвящено большое количество как отечественных, так и зарубежныхисследований.
Исследования, в которыхсравниваются личностные особенности занимающихся и не занимающихся спортом,показали, что для людей, занимающихся спортом, по сравнению с людьми, незанимающимися спортом, характерны высокий уровень мотивации достижения,эмоциональная устойчивость, уверенность, агрессивность, экстраверсия, твердостьхарактера и самоконтроль.
В процессе тренировоксовершенствуется способность управлять своими эмоциями и эмоциональнымисостояниями, а также использовать навыки саморегуляции в других сферах жизни.
Высказываются различныемнения относительно влияния на человека физических нагрузок и эмоциональныхстрессов. С одной стороны, подчеркивается их позитивная роль как средстваподготовки к трудностям. В подтверждение приводятся сведения о том, чторегулярно тренирующиеся люди имеют более высокий уровень социальной адаптации иустойчивости к стрессам, чем не тренирующиеся. С другой стороны, приводятсяданные о том, что часть людей сознательно избегают регулярных физических нагрузок,считая их неприятными.
Занятие физическойкультурой, направленное на развитие силы, быстроты, выносливости, ловкости, способствуетположительному изменению таких свойств личности, как экстрапунитивность(проявление психической напряженности во вне) и интрапунитивность (проявлениепсихической напряженности в себе).
В целом наэкстрапунитивных и интрапунитивных людей благоприятно влияют малая и средняяфизические нагрузки с применением кругового и равномерного методов тренировки.Ведь гармоничное развитие всех мышечных групп приводит к динамическомупроявлению процессов возбуждения и торможения, а не к доминированию одного изних.
В то же время снижениеагрессивности у интрапунитивных людей происходит благодаря силовым качествам исиловой выносливости.
В. И. Сиваков считает:если не вмешиваться в процесс коррекции интрапунитивности, то это можетпривести личность к асоциальным, депривационным процессам. Упражнения,связанные с ловкостью и выносливостью, способствуют снижению агрессивности, а спроявлениями гибкости, силы и выносливости – уровню тревожности.
Исследованияэмоционального состояния занимающихся физической культурой показали, чточувство радости, азарта, удовлетворения чаще испытывают от занятий спортивнымии подвижными играми. В то же время у занимающихся боевыми искусствамиотсутствует восприятие духовной стороны движений, а проявляются: агрессивность,ярость, жестокость, гордость. В то время как расслабление, отсутствиеагрессивности, злости, жестокости возникает во время занятий хореографией.
Г.Е… Ступина провелаисследование эмоциональных сфер физически подготовленных и неподготовленныхлюдей. Сравнительный анализ показателей физического и психического состоянияпозволил выявить то, что высокий уровень агрессивности, фрустрации и ригидностизависит от уровня физической подготовленности. Следовательно, при повышенииуровня развития двигательных качеств с помощью целенаправленных физическихупражнений можно способствовать снижению уровня агрессивности, фрустрации иригидности, что в дальнейшем будет способствовать формированию гармоничноразвитой личности.
Как известно, поддействием специальных физических нагрузок в организме возникает истощениеэнергетических резервов и соответствующее падение трудоспособности. В периодотдыха израсходованные биохимические и физиологические потенциалывосстанавливаются, трудоспособность повышается на первых порах к исходномууровню, а потом — и выше (эффект надвосстановления).
Если к этому времени небудет очередной физической погрузки, то трудоспособность возвращается кисходному уровню, а при продолжительном перерыве опускается ниже него.Происходит детренированность организма.
Тем не менее, какпоказывают последние исследования, отдых на протяжении нескольких дней илиуменьшенный объем нагрузок не только не снижают уровень мышечной деятельности,но могут даже повысить его. В то же время в определенный момент уменьшениеобъема активности или полнейшая бездеятельность могут привести к снижениюфизиологической функции и физической подготовленности.
Из приведенных данныхследует, что формирование двигательных навыков и развитие физических качествзависит от содержательного (учебный материал программы, способы, методыобучения, материальная база, техническое оснащение), деятельностного(активность учителя и учеников) и временного компонентов обучения. Эффективноерешение задач комплексной программы физического воспитания обеспечиваетсякомплексным использованием перечисленных компонентов на каждом урокефизкультуры .
Сложность и разнообразиеиндивидуальных факторов не всегда могут быть учтены при составлении основнойпрограммы обучения. При массовом обучении основная программа может бытьадаптированна лишь к некоторой системе типичных особенностей для определеннойгруппы учащихся.
В процессе же обученияконкретной группы учащихся могут быть выявлены какие-либо дополнительныеособенности, учет которых разрешит им быстрее достичь поставленной цели.
Двигательные качествасвязаны с типологическими особенностями выявления свойств нервной системы(силой — слабостью, подвижностью -инертностью, уравновешенностью — неуравновешенностью нервных процессов), которые выступают в структуре качеств ввиде природных способностей.
Включение элементовспортивной культуры в культуру физическую создает условия для интенсификациифизической подготовки учащихся.
Совершенствование системыфизического воспитания оказывает прогрессивное воздействие на усилия спортивныхпедагогов по воспитанию полноценной личности в рамках физической культуры испорта. Появляется возможность таким образом построить систему физическоговоспитания, чтобы физическое развитие учащихся осуществлялось сопряженно спсихическим. При таком методическом подходе можно добиться полноценногоразвития личности в образовательном процессе, а физическую культуру сделатьдейственным фактором ее развития и формирования.
Применение методасопряженного психофизического воздействия на учащихся в процессе физическоговоспитания основано на знании и активном использовании достижений современнойпсихологии. При этом возникает реальная возможность осуществлять в процессезанятий физической культурой профилактику вредных привычек, в том числезависимости от психоактивных веществ, а также обучение учащихся различнымсоциальным, в том числе коммуникативным, навыкам.
Известно, что в ходеразвития человека, занимающегося двигательной деятельностью, формируются разныесистемы биологических, психических и социальных качеств и свойств человека в ихвзаимосвязи.
В физическом воспитаниидеятельность человека направлена на самого себя, на совершенствование своихфизических и психических качеств, двигательных действий. При этом термин «воспитание»,в отличие от «развития», разделяет естественный прирост двигательныхвозможностей человека и их социальный характер. Так, например, понятие «воспитаннаясила» предполагает, что она должна быть дозируемой, умело применяемой,сочетающейся с необходимой быстротой и гибкостью.
Подавляющее большинствосредств и методов психологической подготовки, применяемой в спорте и физическойкультуре, можно с успехом использовать для оптимизации психологических условийдвигательной активности в широком смысле этого слова.
Вместе с тем, каждое,самое эффективное, средство психорегуляции, взятое само по себе, не может датьтого результата, какой может дать комплексное применение различных средств,реализуемых с определенной логикой и в определенной системе. И если нет на 100процентов эффективного средства психической регуляции, то нет и универсальногосредства, одинаково полезного для любого человека.
В процессе физическоговоспитания учащийся учится регулировать свои действия на основе зрительных,осязательных, мышечно-вестибулярных ощущений и восприятий, у него развиваетсядвигательная память, мышление, воля, способность к саморегуляции. Учет этихфакторов в процессе разработки методических рекомендаций по построению учебногопроцесса с учащимися позволяет сделать этот процесс более эффективным. В своюочередь, повторимся, осуществлять подобный учет возможно, только овладевдостаточно прочными основами психологии.

Заключение
Итак, влияние физическихнагрузок на психическую сферу имккт огромное значение. Занятия спортом ифизкультурой способствуют положительному изменению свойств личности, еёгармоничному развитию, служат барьером на пути возникновения вредных привычек.Благодаря физическим нагрузкам у человека развивается двигательная память,мышление, воля и способность к саморегуляции психических состояний.
двигательныйтренировка саморегуляция эмоциональный

Список использованнойлитературы
1. Вылканова Я.Х.Влияние занятий спортом на развитие личностных предпосылок устойчивости кстрессу в подростковом возрасте. Дис. канд. психол. наук Я.Х. Вылканова.- М.,2006
2. Кретти Дж. Психологияв современном спорте. – М.: Физкультура и спорт, 1978
3. Медина Е.Н.Правила здоровой жизни //Архитектура тела и развитие силы. — 200. — № 4
4. Психологияфизического воспитания и спорта / под ред. А.В.Родионова. – М., 2004
5. Уэйберг Р.С.,Гоулд Д. Основы психологии спорта и физической культуры. — Киев: Олимпийскаялитература. – 1998


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.