Реферат по предмету "Психология"


Влияния демонстрации агрессии в СМИ на подростков

Центральный район
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа «Диалог»
с углубленным изучением английского языка
Секция психология-педагогика
Влияние агрессии в СМИ на подростков
ЕгороваОксана Вячеславовна
11класс
Руководитель:Плотников С.Г.,
с.н.с.НМЦ КРО НИПКиПРО,
зав.лабораторией «Психологии образования»
Новосибирскогофилиала МПГУ
Новосибирск 2008

Содержание
Введение
1.  Агрессиякак психологический феномен
1.1 Понятие агрессии и агрессивности. Основные теоретическиеподходы к пониманию природы агрессивного поведения человека
1.2 Причины агрессии, её виды и механизмы действия
1.3 Источники подростковой агрессии
2.  Влияниедемонстрации сцен насилия в СМИ на проявление агрессии
3.  Практическоеисследование влияния агрессивного поведения в СМИ на уровень агрессивностиподростков
Заключение
Список литература
Приложение

Введение
 
В последнее время тема агрессии и агрессивности стала широко обсуждаемойна различных уровнях. И среди психологов проводится множество конференций, симпозиумовпо данной теме. Проблеме изучения агрессии посвящено много исследований.Повышенная агрессивность подростков является одной из наиболее острых проблемне только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом.Актуальность темы, несомненна, поскольку число подростков с таким поведениемстремительно растет.
Теоретическая значимость состоит:
• в обосновании значимости влияния наблюдаемой социальной агрессии наподростковую агрессивность
• в выявлении закономерностей воздействия средств массовой информациина уровень подростковой агрессивности
Практическая значимость:
• обоснована возможность учета и прогнозирования результатов влияниясредств массовой информации на подростковую агрессивность
Объектом исследования является агрессивность и тревожность у подростков,а предметом — влияние демонстрации агрессивных моделей поведения в СМИ наагрессивность и тревожность подростков.
Целью нашей работы является – анализ влияния демонстрации агрессивныхмоделей поведения в СМИ на агрессивность и тревожность подростков
С учетом цели, объекта и предмета были определены задачи:
1) Изучить состояние проблемы в психолого-педагогической литературе.
2) Отобрать диагностические методики, направленные на выявление уровняагрессивности и тревожности у детей подросткового возраста.
3) Проведение эмпирического исследования и анализ его результатов.
Поставленные задачи определили выбор методов исследования:теоретический анализ психолого-педагогической литературы, психодиагностический метод(опросник Басса – Дарки и тест «Исследование тревожности» Спилбергера).
Методологической основой исследования являются теоретические положенияавторов, которые изучали агрессивность и агрессию таких как: Альберт Бандура,Конрад Лоренц, Роберт Бэрон и Дебора Ричардсон.

1. Агрессия как психологический феномен
 
1.1 Понятие агрессии и агрессивности. Основные теоретическиеподходы к пониманию природы агрессивного поведения человека
Термин «агрессия» издавна бытует в европейских языках,однако, значение ему придавалось не всегда одинаковое. До начала XIX векаагрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так ивраждебное. Позднее, значение этого слова изменилось, стало более узким. Подагрессией стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей.
А. Басс предложил определение агрессии – это любое поведение,содержащее угрозу или наносящее ущерб другим.
Л. Берковиц считал, чтобы те или иные действия были квалифицированы какагрессия, они должны включать в себя намерения обиды или оскорбления, а непросто приводить к таким последствиям.
Зильманн его точка зрения, ограничивает употребление термина агрессияпопыткой нанесения другим телесных или физических повреждений. [2]
В настоящее время принимается следующее определение:
Агрессия –это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вредадругому живому существу, не желающему подобного обращения.
1.2 Причины агрессии, её виды и механизмы действия
Склонность человека к агрессивным действиям пытались объяснятьпо-разному. Одной из первых возникла точка зрения, согласно которой у животныхи у человека существует врожденный «инстинкт агрессивности». Фрейдуказывал на инстинктивные основы человеческого стремления к разрушению, считаябесплодными попытки приостановить этот процесс.
Человеческая агрессивность имеет свои эволюционные и физиологическиекорни. К числу физиологических факторов агрессии относятся половые гормоны.
Согласно теории фрустрации, агрессия — это не автоматически возникающеев недрах организма влечение, а следствие фрустрации, т. е. препятствий,возникающих на пути целенаправленных действий субъекта, или же не наступлениесостояния, к которому он стремился. Эта теория утверждает, что, во-первых,агрессия всегда есть следствие фрустрации и, во-вторых, фрустрация всегдавлечет за собой агрессию.
Другой взгляд на происхождение агрессивного поведения представлен втеории социального научения Л. Берковитц. Для того чтобы агрессивное поведениевозникло и распространилось на определенный объект, необходимо чтобысуществовало два условия первое — чтобы препятствие, возникшее на путицеленаправленной деятельности, вызвало у человека реакцию гнева и второе — чтобы в качестве причины возникновения препятствия был воспринят другойчеловек.
Самая современная точка зрения на происхождение агрессивного поведениясвязана с когнитивной теорией научения, о которой мы уже говорили в первойглаве.
Агрессивные действия рассматриваются не только как результатфрустрации, но и как следствие научения, подражания другим людям. Агрессивноеповедение в этой концепции трактуется как результат следующих когнитивных идругих процессов:
1. Оценки субъектом следствий своего агрессивного поведения какположительных.
2.Наличие фрустрации.
3.Наличие эмоционального перевозбуждения типа аффекта или стресса,сопровождающегося внутренней напряженностью, от которой человек хочетизбавиться.
4.Наличие подходящего объекта агрессивного поведения, способного снятьнапряжение и устранить фрустрацию.
Говоря о причинах агрессии нужно учитывать, что агрессия – неоднороднапо своей природе. Выделяют различные типы и виды агрессии.
Во–первых, различают реактивную и спонтанную агрессию. Ряд немаловажныхразличий отметил С. Фешбах, разграничив друг от друга экспрессивную, враждебнуюи инструментальную агрессию. Экспрессивная агрессия представляет собойнепроизвольный взрыв гнева и ярости, нецеленаправленный и быстропрекращающийся, причем источник нарушения спокойствия не обязательноподвергается нападению.
Наиболее важно различение враждебной и инструментальной агрессии. Цельюпервой является главным образом нанесение вреда другому, в то время как втораянаправлена на достижение цели нейтрального характера, а агрессия используетсяпри этом лишь в качестве средства (например, в случае шантажа, воспитания путемнаказания, выстрела в захватившего заложников бандита).
Инструментальную агрессию С. Фешбах подразделяет на индивидуально исоциально мотивированную, можно также говорить о своекорыстной и бескорыстной,или антисоциальной и просоциальной агрессии.
Среди форм агрессивных реакций, встречающихся в различных источниках,необходимо выделить следующие:
· Физическая агрессия (нападение) – использование физическойсилы против другого лица.
· Косвенная агрессия – действия, как окольными путяминаправленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого ненаправленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу,хлопанье дверьми и др.).
· Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как черезформу (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы,проклятия, ругань).
· Склонность к раздражению – готовность к проявлению прималейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.
· Негативизм – оппозиционная манера поведения, обычнонаправленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивногосопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.
Из форм враждебных реакций отмечаются:
· Обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленныечувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.
· Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению клюдям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.
Причины агрессии весьма разнообразны. В литературе выделают несколькоосновных причин агрессии у подростков
· Ухудшением социальных условий жизни детей;
· Кризисом семейного воспитания;
· Невниманием школы к нервно-психическому состоянию детей.
· Большим количеством сцен насилия в СМИ и к/ф.
Проявление агрессии так же весьма разнообразны.
Различают два основных типа агрессивных проявлений:
— целевая агрессия;
— инструментальная агрессия.
Целеваяагрессия выступает как осуществление агрессии в качестве заранееспланированного акта, цель которого — нанесение вреда или ущерба объекту. Инструментальная агрессия совершаетсякак средство достижения некоторого результата, который сам по себе не являетсяагрессивным актом.
Агрессивные проявления различаются по своей структуре:
1. По направленности:
— Агрессия, направленная вовне;
— Аутоагрессия — направленная на себя.
2. По цели:
— Интеллектуальная агрессия;
— Враждебная агрессия.
3. По методу выражения:
— Физическая агрессия;
— Вербальная агрессия.
4. По степени выраженности:
— Прямая агрессия;
— Косвенная агрессия.
5. По наличию инициативы:
-Инициативная агрессия;
-Оборонительная агрессия.
 
1.3 Источники подростковой агрессии
 
В литературе называют следующие источники подростковой агрессии.
Главный источник — это суровые физические наказания исловесные унижения, которым подвергают ребенка родители и воспитатели. Человек,который привык к побоям и унижениям, становится более циничным и грубым, емучуждо сочувствие к чужим страданиям. Рано или поздно он сам станет«наказывать» более слабых (зверушек, детей и стариков) за своимногочисленные обиды. Он станет агрессивным потому, что захочет отомститьродителям, которые были с ним непомерно суровы
Второй источник – СМИ, перенасыщение современных фильмов ителепередач сценами насилия и физической агрессии. Если ребенок смотритисключительно кулачные бои и боевики, в которых персонажи убивают себе подобныхдесятками, и никто не выражает даже горечи по поводу их страданий и смерти, тоу ребенка притупляется способность сочувствовать окружающим. Для негостановятся нормой силовые методы решения проблем.
Третий источник — это низкая самооценка подростка, которыйравняется на лидера и превращается в «волчонка в стае». Куда все — туда и он. Что скажет вожак, то он и исполнит. Дети с правильной самооценкойумеют говорить: «Нет. Спасибо, я не пойду с вами». Такие подросткиспокойно откажутся от предложенных наркотиков или сигарет. У них есть своемнение, они не побоятся, что их сочтут хлюпиками или маменькиными сынками.
Четвертый источник — присущее подросткам желание сплотиться идоказать старшему поколению, что время отцов прошло, что грядет новое племя,более смелое, более сильное, более дерзкое, более предприимчивое.
Пятый источник — желание вызвать восторг юной подруги.Молодые люди хотят казаться более сильными и бесстрашными в глазахвозлюбленной.
Шестой источник — неосознанный страх смерти, напоминаниемо которой являются старые люди. Подростки хотят жить всегда, быть вечномолодыми и сильными! Подросткам присуща брезгливость к уродливой старости.
 

2. Влияние демонстрации сцен насилия в СМИ на проявлениеагрессии
Согласно ранней психоаналитической теории Фрейда, многие наши действияопределяются инстинктами, в частности —половым инстинктом. Когда выражение этих инстинктов подавляется (фрустрирует),возникает потребность в агрессии. Позднее ученые-психоаналитики расширили этугипотезу фрустрирующей агрессии до следующего положения: всякий раз, когдаусилия человека по достижению какой-либо цели блокируются, возникаетагрессивное побуждение, которое мотивирует поведение к нанесению вредапрепятствию (человеку или объекту), вызвавшему фрустрацию [3].
В этом предположении есть два основных момента:во-первых, обычная причина агрессии — это фрустрация; во-вторых, агрессияобладает свойствами органической потребности: являясь формой энергии, котораясохраняется, пока цель не будет достигнута, и, являясь также врожденнойреакцией (те же свойства есть у голода, секса и других физиологических нужд).
В теории социального научения изучается социальное взаимодействие междулюдьми, но ее истоки лежат в бихевиористских исследованиях научения у животных.Основное внимание она уделяет схемам поведения, складывающимся у людей в ответна окружающие события. Некоторые виды социального поведения вознаграждаются, анекоторые приводят к неблагоприятным результатам; в процесседифференцированного подкрепления люди со временем выбирают более успешные схемыповедения. Теория социального научения отличается, однако, от строгогобихевиоризма тем, что в ней подчеркивается важность когнитивных процессов.Поскольку люди могут мысленно представлять ситуацию, они способны предвидетьвероятные последствия своих действий и соответственно перестраивать своеповедение.
Теория социального научения отличается от строгого бихевиоризма еще итем, что в ней подчеркивается важность викарного научения, или научения черезнаблюдение. Многие схемы поведения приобретаются путем наблюдения за действиямидругих и за последствиями, которые эти действия для них имеют. Ребенок,наблюдающий за болезненным выражением на лице старшего брата, сидящего в креслеу зубного врача, будет бояться, когда настанет и его время в первый разпосетить дантиста. Теория социального научения подчеркивает роль моделей впередаче, как конкретных видов поведения, так и эмоциональных реакций. Оназанимается тем, какие модели наиболее эффективны и от чего зависит, будет лидействительно осуществляться усвоенная модель поведения [1].
Учитывая такой акцент, неудивительно, что в теории социального наученияотвергается понятие об агрессии как о потребности, порождаемой фрустрацией;агрессия рассматривается в ней подобно всякой другой выученной реакции.Агрессивность может быть приобретена путем наблюдения или подражания, и чемчаще она подкрепляется, тем вероятнее возникает. Человек, испытывающийфрустрацию из-за того, что не может достичь цели, или обеспокоенный каким-тострессовым событием, переживает неприятную эмоцию. Какую реакцию вызовет этаэмоция, зависит от того, какие реакции этот индивид выучил для того, чтобысправляться со стрессовыми ситуациями. Фрустрирующий человек может искатьпомощи у других, проявлять агрессию, бросать все, еще сильнее старатьсяпреодолеть препятствие, глушить себя наркотиками или алкоголем. Выбрана будетта реакция, которая успешнее всего облегчала фрустрацию в прошлом. Согласнотакому взгляду, фрустрация провоцирует агрессию в основном у тех людей, которыенаучились реагировать на враждебные ситуации агрессивным поведением
Одним из источников данных в пользу теории социального научения служатисследования, показывающие, что агрессии, как и всякой другой реакции, можнонаучиться через подражание. Детсадовские дети, наблюдавшие, как взрослыевыражают разные формы агрессии в отношении большой надувной куклы, впоследствииподражали многим действиям взрослых, включая самые необычные.
Эксперимент был расширен включением в него двух фильмов с разнымимоделями агрессии (в одном взрослый вел себя агрессивно в отношении куклы, а вдругом то же самое агрессивное поведение демонстрировал мультфильмовскийперсонаж). Результаты были одинаково удивительными. Дети, смотревшие любой издвух фильмов, вели себя в отношении куклы так же агрессивно, как и дети,наблюдавшие агрессию живой модели. На рис. 1 показаны параметры агрессивногоповедения для каждой из этих двух групп и для двух контрольных групп, которыенаблюдали неагрессивную модель либо не наблюдали никакой вообще. Из этихисследований следует вывод, что наблюдение за живыми моделями агрессии либо заизображенными в фильме повышает вероятность агрессии со стороны наблюдателя.Возможно, это частично объясняет, почему у детей, которых родители строгонаказывали, агрессивность выше средней: моделью служили родители
/>
рис.1
 

Рис. 1.Подражание агрессии. Наблюдение агрессивных моделей (живьем или в фильме) значительноповышает количество случаев агрессивного поведения, проявляемого детьми, посравнению с наблюдением неагрессивной модели или вообще никакой. Заметьте, чтонаблюдение живой модели приводит к подражанию более конкретным агрессивнымдействиям, тогда как наблюдение за моделью в фильме (и с живой игрой, имультфильмом) способствует более агрессивным реакциям всех типов [3]
Большинство рассмотренных в [3] работ касались последствийнепосредственного выражения агрессии. А что можно сказать о воздействиикосвенно выражаемой агрессии, наблюдаемой в виде насилия на телеэкране и вкино? Оказывает ли наблюдение за насилием катарсическое действие, создаваявиртуальный выход для агрессивного побуждения? Или же оно, наоборот, вызываетагрессию, поскольку служит моделью насильственного поведения? Мы уже видели,что в экспериментальной ситуации дети подражают живому или показанному на экранеагрессивному поведению, но как они будут реагировать в более естественныхусловиях? Это важный вопрос, учитывая то количество сцен насилия в СМИ,свидетелями которых мы являемся. Особенно это касается детей, для которыхколичество насилия в некоторых телепрограммах продолжает расти. Например, в1980 году в мультфильмах, показываемых субботним утром, в среднем было 18,6актов насилия в час; к 1990 году их число выросло до 26,4 [3].
В нескольких экспериментальных исследованиях контролировался просмотрдетьми телевизора: одной группе показывали мультфильмы с насилием в течениеопределенного времени каждый день; другой группе показывали мультфильмы безнасилия в течение такого же времени. Количество случаев проявляемой детьмиагрессии во время их дневных занятий тщательно регистрировалось. Дети,смотревшие мультфильмы с насилием, становились более агрессивны вовзаимодействиях со сверстниками, тогда как у детей, смотревших мультфильмы безнасилия, изменений в межиндивидуальной агрессии не было [3].
В приведенном исследовании участвовали экспериментальная и контрольнаягруппы. Однако большинство исследований, где изучались детские телевизионныепривычки, полагались на корреляционный метод; в них определялась связь междуколичеством воздействующего телевизионного насилия и тем, в какой степени детииспользуют агрессивное поведение для решения межиндивидуальных конфликтов. Этакорреляция была явно положительной даже у детей из Финляндии, где количествопрограмм с насилием ограничено. Корреляция, однако, не означает причиннойсвязи. Возможно, более агрессивные дети предпочитают смотреть телепрограммы снасилием, то есть наличие агрессивной природы заставляет человека смотреть нанасилие, а не наоборот.
Чтобы оценить эту гипотезу, в одном исследовании изучали особенностисмотрения телевизора за 10-летний период. Было изучено более 800 детей ввозрасте 8-9 лет. Исследователи собрали информацию о предпочтениях смотрениякаждого ребенка и его агрессивности (оценивавшейся детьми из той же школы).Было обнаружено, что мальчики, предпочитавшие программы со значительнымколичеством насилия, гораздо более агрессивны в межиндивидуальных отношениях,чем мальчики, предпочитавшие программы с малым количеством насилия. Пока чтоэти данные, в общем повторяют результаты предыдущих исследований. Но 10 годамипозднее более половины первоначальных испытуемых были проинтервьюированы вотношении их телевизионных предпочтений; они прошли тест на правопреступныетенденции, и их агрессивность была оценена также их сверстниками. Рис. 2показывает, что сильное воздействие телевизионного насилия в возрасте 9 летимело положительную связь с агрессивностью мальчиков в возрасте 19 лет. Самоеважное, что эта корреляция остается значимой, даже когда для контроля застепенью детской агрессивности используются статистические методы, чтоуменьшает возможность того, что исходный уровень агрессивности определяет ителевизионные предпочтения в детстве, и взрослую агрессивность.

/>
рис. 2
 
Рис.2. Связь между просмотром в детстве телепрограмм с насилием иагрессивностью во взрослом возрасте. Предпочтение мальчиками 9 леттелепрограмм с насилием имеет положительную корреляцию с агрессивным поведениемв возрасте 19 лет
 

3. Практическое исследование влияния агрессивного поведенияв СМИ на уровень агрессивности подростков
Исследование проводилось по экспериментальному плану Соломона для 4-хгрупп [5].
1 замер  2-ой замер
RTXT(8 класс) 12 чел
RTT(11 класс) 15 чел
RXT(10 класс) 6 чел
RT(7 класс) 11 чел
где: R – рандомизация
Х – экспериментальное воздействие (демонстрация 12-ой сериианиме-сериала Хелсинг, см. Приложение 3)
Т – проведение диагностики.
Испытуемыми в нашем исследовании явились 18 человек (2экспериментальные группы) и 26 человек (2 контрольные) учащиеся школы «Диалог».7-го, 8-го, 10-го и 11-го классов. Результаты диагностики приведены вприложении 4 и 5.
Для диагностики ЛТ и СТ использовался тест «Исследование тревожности» Спилбергера,а выявление форм агрессивных проявлений осуществлялось с помощью опросникаБасса-Дарка. [7] см. Приложение 1 и 2.
Для обнаружения отличий между показателями групп использовался U-критерий Манна-Уитни, а для оценки достоверности сдвига взначениях признака использовался Т-критерий Вилкоксона. [9].
В ходе нашего исследования мы проверяли две гипотезы:
1. Наблюдение насилия и агрессии в СМИ увеличиваетагрессивность подростков
2. Наблюдение насилия и агрессии в СМИ усиливает тревожностьподростков.
Результаты проверки гипотез
1-ый замер
8 класс — 11 класс
нет значимых отличий
2-ой замер
8 класс – 7 класс
Индекс враждебности р
Индекс агрессии р
8 класс – 11 класс
нет значимых отличий
8 класс – 10 класс
нет значимых отличий
10 класс – 11 класс
нет значимых отличий
10 класс – 7 класс
нет значимых отличий
11 класс – 7 класс
нет значимых отличий
Сдвиги
8 класс до – 8 класс после
Произошли статистически достоверные увеличения значений по шкалам
Ситуационная тревожность р
Личностная тревожность р=0,1
Индекс агрессии р=0,1
11 класс (1 замер) – 11 класс (2 замер)
Статистически достоверных изменений не обнаружено ни по одной шкале
Таким образом, обе наши гипотезы, хотя и не полностью, но подтвердились,т.е. после просмотра мультфильма с агрессивным содержанием у учащихся 8-гокласса произошло статистически значимое повышение значений по шкалам СТ и ЛТ ипо индексу агрессии.
Однако, поскольку перекрестная проверка по экспериментальному плану неподтвердила статистически значимых отличий между группами вопрос о причинномвлиянии агрессии в СМИ на тревожность и агрессию подростков остается открытым. Однакопозволим себя высказать предположение, что неполное подтверждение наших гипотезсвязано с особенностями привлеченных выборок и в частности с небольшимколичеством испытуемых в каждой из них, что, безусловно, отразилось настатистической достоверности.
 

Заключение
Проблема агрессии в современном мире, особенно в российских условияхломки устоявшихся ценностей и традиций и формировании новых, являетсячрезвычайно актуальной, как с точки зрения науки, так и с позиции социальнойпрактики.
Важность подросткового возраста определяется тем, что в немзакладываются основы и намечаются общие направления формирования моральных исоциальных установок личности.
В подростковом возрасте одним из видов отклоняющегося поведенияявляется агрессивное поведение, нередко принимающее враждебную форму (драки,оскорбления). Для некоторых подростков участие в драках, утверждение себя спомощью кулаков является устоявшейся линией поведения. Суть «подростковойагрессии» составляют свои, свойственные этому возрасту и определеннымпсихологическим особенностям — поведенческие модели, специфические подростковыеповеденческие реакции на воздействия окружающей среды. Ситуация усугубляетсянестабильностью общества, межличностными и межгрупповыми конфликтами, а так же,немаловажное значения на возникновения агрессии у детей подросткового возрастаоказывают средства массовой информации.
Большинство детей в считанные секунды могут скопировать любимогокиногероя или ведущего какой-нибудь популярной телепередачи, пропеть рекламнуюрифмовку или рассказать, что именно они узнали из средств массовой информации.
Средства массовой информации предлагают материалы на любой вкус:развлечения, культура, новости, спорт, образование и т.д. средства массовойинформации являются неотъемлемой частью нашей жизни и многому нас учат, в томчисле и агрессивным моделям поведения и могут развивать страх и тревогу.

Литература
 
1.  БандураА., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М, 2000.
2.  БэронР., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб: Питер, 2001. — 352 с:
3.  Введениев психологию: Учеб. для ун-тов /[Под общ. ред. Зинченко В.П. и др.]. — 14-емеждунар. изд. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2003.- 672 с.: ил. — ISBN 5-93878-097-7.
4.  Гудвин,Д. Исследование в психологии: Методы и планирование: [Перевод] /Д. Гудвин. — 3-е изд… — СПб.: Питер, 2004. — 557 с. — ISBN 5-94723-290-1
5.  КэмпбеллД. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. –СПб.: Соц.-психол. Центр, 1996. – 392 с.
6.  Немов,Р. С. Психология: Учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений: В 3 кн.-4-е изд.– М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2005.- Кн.1: Общие основы психологии.-688 с.
7.  Практикумпо возрастной психологии: учеб.пособие / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. –СПб.: Речь, 2002. – 694 с.
8.  РумянцеваТ.Г. Понятие агрессивности в современной психологии.// Вопросы психологии. — №1/ 1991. – с.81-88.
9.  Сидоренко,Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. — СПб.:Речь, 2000. — 349 с
10. Харрис, Р. Психология массовых коммуникаций: [Перевод] / Р.Харрис. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. – 448 с.
 

Приложение
 
Приложение 1
 
ОПРОСНИК А. Баса – А. Дарки 1.  Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим да нет 2.  Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю да нет 3.  Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь да нет 4.  Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню да нет 5.  Я не всегда получаю то, что мне положено да нет 6.  Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной да нет 7.  Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать да нет 8.  Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести да нет 9.  Мне кажется, что я не способен ударить человека да нет 10.  Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами да нет 11.  Я всегда снисходителен к чужим недостаткам да нет 12.  Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его да нет 13.  Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами да нет 14.  Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал да нет 15.  Я часто бываю не согласен с людьми да нет 16.  Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь да нет 17.  Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему да нет 18.  Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями да нет 19.  Я гораздо более раздражителен, чем кажется да нет 20.  Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекор да нет 21.  Меня немного огорчает моя судьба да нет 22.  Я думаю, что многие люди не любят меня да нет 23.  Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной да нет 24.  Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины да нет 25.  Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку да нет 26.  Я не способен на грубые шутки да нет 27.  Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются да нет 28.  Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались да нет 29.  Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится да нет 30.  Довольно многие люди завидуют мне да нет 31.  Я требую, чтобы люди уважали меня да нет 32.  Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей да нет 33.  Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их «щелкнули по носу» да нет 34.  Я никогда не бываю мрачен от злости да нет 35.  Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь да нет 36.  Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания да нет 37.  Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть да нет 38.  Иногда мне кажется, что надо мной смеются да нет 39.  Даже если я злюсь, я не прибегаю к «сильным» выражениям да нет 40.  Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены да нет 41.  Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня да нет 42.  Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь да нет 43.  Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием да нет 44.  Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел да нет 45.  Мой принцип: «Никогда не доверять „чужакам“ да нет 46.  Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю да нет 47.  Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею да нет 48.  Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь да нет 49.  С детства я никогда не проявлял вспышек гнева да нет 50.  Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться да нет 51.  Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать да нет 52.  Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня да нет 53.  Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ да нет 54.  Неудачи огорчают меня да нет 55.  Я дерусь не реже и не чаще чем другие да нет 56.  Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее да нет 57.  Иногда я чувствую, что готов первым начать драку да нет 58.  Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо да нет 59.  Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю да нет 60.  Я ругаюсь только со злости да нет 61.  Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть да нет 62.  Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее да нет 63.  Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу да нет 64.  Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся да нет 65.  У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить да нет 66.  Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает да нет 67.  Я часто думаю, что жил неправильно да нет 68.  Я знаю людей, которые способны довести меня до драки да нет 69.  Я не огорчаюсь из-за мелочей да нет 70.  Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня да нет 71.  Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение да нет 72.  В последнее время я стал занудой да нет 73.  В споре я часто повышаю голос да нет 74.  Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям да нет 75.  Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить да нет
 

Приложение 2
Тест «Исследование тревожности»(опросник Спилбергера)
Шкала ситуативной тревожности (СТ)
Инструкция. Прочитайте внимательнокаждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующейграфе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Надвопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответовнет.
Суждения№пп Суждение Нет, это не так Пожалуй, так Верно Совершенно верно 1 Я спокоен 1 2 3 4 2 Мне ничто не угрожает 1 2 3 4 3 Я нахожусь в напряжении 1 2 3 4 4 Я внутренне скован 1 2 3 4 5 Я чувствую себя свободно 1 2 3 4 6 Я расстроен 1 2 3 4 7 Меня волнуют возможные неудачи 1 2 3 4 8 Я ощущаю душевный покой 1 2 3 4 9 Я встревожен 1 2 3 4 10 Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения 1 2 3 4 11 Я уверен в себе 1 2 3 4 12 Я нервничаю 1 2 3 4 13 Я не нахожу себе места 1 2 3 4 14 Я взвинчен 1 2 3 4 15 Я не чувствую скованности, напряжения 1 2 3 4 16 Я доволен 1 2 3 4 17 Я озабочен 1 2 3 4 18 Я слишком возбужден и мне не по себе 1 2 3 4 19 Мне радостно 1 2 3 4 20 Мне приятно 1 2 3 4

Шкала личной тревожности (ЛТ)
Инструкция. Прочитайте внимательно каждое изприведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справав зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго недумайте, поскольку правильных или неправильных ответов нет.
Суждения№пп Суждение Никогда Почти никогда Часто Почти всегда 21 У меня бывает приподнятое настроение 1 2 3 4 22 Я бываю раздражительным 1 2 3 4 23 Я легко расстраиваюсь 1 2 3 4 24 Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие 1 2 3 4 25 Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть 1 2 3 4 26 Я чувствую прилив сил и желание работать 1 2 3 4 27 Я спокоен, хладнокровен и собран 1 2 3 4 28 Меня тревожат возможные трудности 1 2 3 4 29 Я слишком переживаю из-за пустяков 1 2 3 4 30 Я бываю вполне счастлив 1 2 3 4 31 Я все принимаю близко к сердцу 1 2 3 4 32 Мне не хватает уверенности в себе 1 2 3 4 33 Я чувствую себя беззащитным 1 2 3 4 34 Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей 1 2 3 4 35 У меня бывает хандра 1 2 3 4 36 Я бываю доволен 1 2 3 4 37 Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня 1 2 3 4 38 Бывает, что я чувствую себя неудачником 1 2 3 4 39 Я уравновешенный человек 1 2 3 4 40 Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах 1 2 3 4

Приложение 3
 
Хе́ллсинг (Hellsing) — манга, созданная мангакой Кота Хирано;снятый студией Gonzo 13-серийный аниме-сериал, режиссёром которого стал ЯсунариУрата (1999); а также OVA-сериал «Hellsing Ultimate» (Hellsing Ultimate OVASeries) (новая адаптация манги). Все они повествуют о приключениях вампираАлукарда, состоящего на службе Королевского Ордена Протестантских Рыцарей —Организации «Хеллсинг» во главе с «железной леди» Интегрой Фэйрбрук Вингейтс Хеллсинг— правнучкой самого Абрахама Ван Хельсинга.Список серий сериалаНазвание серии Дата трансляции Номер «Бессмертный» «The Undead» 11.10.2001 01 После назначения нового священника в селе Чадар начали исчезать люди. Для расследования инцидента и для ареста священника туда был послан отряд полиции, но все были убиты. Затем из Лондона был послан спецотряд Д-11, который обнаружил, что деревня захвачена зомби. Из отряда Д-11 спасается только одна девушка Виктория Серас, но и она становится вампиром… по доброй воле, благодаря Алукарду, который избавляет село от священника-вампира. «Клуб М» «Club M» 18.10.2001 02 Виктория не может привыкнуть, что она вампир. Она не может днем ходить по городу, спит в гробу днем и не может прикасаться к серебру. Но самое страшное, ей необходимо пить кровь. Новое задание для Алукарда и Виктории нейтрализовать парочку бесшабашных вампиров, которые бесконтрольно убивают людей. «Танцор с мечами» «Sword Dancer» 25.10.2001 03 В Англию прибывает католический священник-воин отец Андерсен из 13 отдела Инквизиции (организация Искариот) для борьбы с новой генерацией вампиров, у которых обнаруживают чипы. Католики и протестанты, на которых работает Алукард, давние враги. Во время охоты на преступного вампира Энди Кастиполетти священник-воин ранит Викторию Серас и сталкивается в поединке с Алукардом. Андерсен оказывается способным к регенерации своих тканей. Поединок идет на равных, и схватка оканчивается ничьей. «Невинный как человек» «Innocent as a Human» 01.11.2001 04 Против организации Хелсинг развернута информационная война. В Интернете циркулируется снафф-фильм об убийстве капитана организации Хелсинг, затем по телевидению транслируется операция по убийству вампиров, которые выглядят как гражданские люди. В этом участвует преступник вампир, играющий в кровавых шоу, а также предатель в Организации Хелсинг. «Братство» «Brotherhood» 08.11.2001 05 Вампиры братья Люк и Ян Валентайн убивают тайного агента MI5, исследующего дело об искусственных вампирах. Их клан бросает вызов Британской империи и атакует штаб-квартиру организации Хелсинг, где проходит заседание Круглого Стола. «Мертвая зона» «Dead Zone» 15.11.2001 06 Уолтер — старый паладин леди Интегры оказывается Ангелом Смерти. Он вместе с Алукардом и Викторией отбивает нападение. Победа далась тяжелой ценой. Погибло 135 сотрудников организации Хелсинг, 24 получили ранение. Уцелели, главным образом те, кто отсутствовали в штаб-квартире на момент штурма. «Дуэль» «Duel» 22.11.2001 07 Вновь о себе напоминает 13 отдел Инквизиции отдел Искариот — давний конкурент Организации Хелсинг в борьбе с нечистью. Алукарду вновь приходится вступить в схватку с её священниками-воинами в лице отца Андерсона. Схватка заканчивается ничьей. «Дом убийств» «Kill House» 29.11.2001 08 Фабрику по производству вампир-чипов обнаруживают в Гонконге, однако в ходе штурма уничтожаются все улики. К Виктории обращается агент MI5 Гарри Андерс в качестве посредника для переговоров с нейтральным вампиром Хеленой в виде маленькой девочки, которая живет в роскошном особняке. Гарри Андерс расследует дело об искусственных вампирах. Хелен утверждает, что в этом деле не могут быть замешаны британские вампиры. По возвращении с задания Гарри Андерса взрывают в собственной машине. Алукард сообщает Интегре, что с континента прибыл новый сильный вампир, равный ему по силе. «Головокружение от алых роз» «Red Rose Vertigo» 06.12.2001 09 Организация Хелсинг штурмует замок Бабхан, где скрываются искусственные вампиры. Операцию приходится сворачивать, поскольку поступает сообщение, что там скрываются террористы из ИРА. Однако антитеррористическое подразделение СЛС оказывается в ловушке, а его элитные бойцы становятся вампирами. У леди Интегры обнаруживается младшая сестра — леди Лаура Вингейтс, которая оказывается подосланной убийцей. Она владеет гипнозом. Лаура хочет превратить Интегру в упыря и ей почти это удается. Алукард убивает Лауру, а Интегра выпускает из себя всю кровь, чтобы избавиться от крови вампирши. Во главе врагов Организации Хелсинг оказывается настоящий истинный вампир Инкогнито с Черного Континента — его используют люди, но также как Алукард он служит людям по собственным мотивам. «Хозяин чудовищ» «Master of Monsters» 13.12.2001 10 Леди Интегра борется со смертью, на операционном столе. Её мысли уносятся в прошлое — к тем, временам, когда был жив отец, а она была маленькой девочкой. Для борьбы с нечистью Организация Хелсинг иногда практикует таинственный Черный Ритуал. После смерти отца Интегры, власть над организацией Хелсинг попытался захватить его брат Ричард Хелсинг. Ричард пытается убить маленькую Интегру, но её спасает пленник её отца Алукард, которого она случайно пробуждает своей кровью. Инкогнито проводит смотр своей армии вампиров, набранной из элитного подразделения СЛС. «Превосходящая сила» «Transcend Force» 20.12.2001 11 Капитан спецотряда вампиров Паркер пытается переманить Викторию на свою сторону. Организация Хелсинг получает информацию о нападении вампиров на женское общежитие в Кембридже. Нападавшие — бывшие бойцы СЛС. Это не простые вампиры, ибо они используют взрывчатку и автоматическое оружие. Вампиры нападают на Тауэр. Организация Хелсинг отправляется на зачистку Тауэра. Инкогнито убивает вампира Хелену. Средства массовой информации неожиданно сообщают, что террористы, захватившие Тауэр — члены Организации Хелсинг, которая вышла из-под контроля Королевы Англии. Леди Интегра понимает, что это предательство на самом высоком уровне. «Полное уничтожение» «Total Destruction» 10.01.2002 12 Организация Хелсинг сталкивается с британской армией. Погибает капитан Питер Фергюсон — начальник военного руководства Организации Хелсинг, ветеран «Бури в пустыне». Гибнут все бойцы Организации Хелсинг. Остаются только не-мертвые Алукард и Виктория. Вампир Паркер сражается с Викторией, а Инкогнито с Алукардом. Виктория победила, а исход схватки истинных вампиров все еще не определен. «Адское пламя» «Hellfire» 17.01.2002 13 Вертолет, на котором летит леди Интегра с Уолтером, сбивают королевские ВВС. Инкогнито вызывает бога Сета, который начинает уничтожать Лондон. Алукард гибнет, но возрождается. Поединок продолжается до тех пор, пока Алукард не побеждает. Леди Интегра в тюрьме. Хозяева Инкогнито, которые производили вампир-чипы так и не раскрыты. В конце битвы Алукарда с Инкогнито, Алукард показывает своё лицо, часть которого похожа на лицо Влада Цепеша, являющегося праобразом графа Дракулы.
 

Приложение 4
 
Таблицы сырых значений экспериментальных групп
 
8 класс (До демонстрации мультфильма)Фамилия ФА КА Р Н О П ВА ЧВ Вражд. Агр. СТ ЛТ 1 8 4 2 4 4 6 7 6 10 17 30 35 2 7 5 6 1 4 7 7 8 11 20 38 42 3 3 6 6 5 4 7 10 7 11 19 42 39 4 10 6 4 4 5 6 7 8 11 21 36 35 5 9 3 1 4 5 5 5 3 10 15 26 26 6 4 4 3 1 4 9 7 6 14 13 41 42 7 2 2 8 1 6 2 7 5 8 17 36 38 8 6 8 5 2 5 6 6 6 11 17 52 50 9 5 4 1 2 3 4 5 7 11 30 36 10 6 5 6 4 5 7 9 5 12 21 39 37 11 2 5 7 2 4 4 3 4 8 12 40 46 12 2 5 4 5 5 4 4 10 11 29 31
 
8 класс (После демонстрации мультфильма)№ ФА КА Р Н О П ВА ЧВ Вражд. Агр. СТ ЛТ 1 8 4 3 4 3 6 9 6 9 20 32 40 2 7 5 6 3 5 7 7 8 12 20 38 38 3 3 6 6 5 4 9 10 7 13 19 42 41 4 10 7 4 4 5 6 7 7 11 21 37 41 5 9 4 1 4 6 5 5 1 11 15 28 26 6 4 4 3 1 4 9 7 6 13 14 41 43 7 2 2 8 1 6 2 7 5 8 17 38 40 8 7 7 5 1 5 6 7 6 11 21 52 46 9 5 4 3 2 3 4 5 7 13 30 40 10 6 5 6 4 5 8 9 5 13 21 41 38 11 2 6 7 2 4 4 3 4 8 12 40 46 12 2 5 4 5 4 4 4 9 10 35 36
 

10 класс (После демонстрации мультфильма)№ ФА КА Р Н О П ВА ЧВ Вражд. Агр. СТ ЛТ 1 5 4 5 1 5 7 7 6 17 12 26 30 2 5 3 4 2 5 6 5 4 11 14 31 68 3 8 4 7 1 6 9 10 8 15 25 36 57 4 9 6 7 4 2 4 9 4 6 25 51 37 5 8 3 6 4 3 8 4 1 11 18 30 31 6 4 4 6 1 5 2 6 8 7 16 41 40
 

Приложение 5
 
Таблицы сырых значений контрольных групп
7 класс№ ФА КА Р Н О П ВА ЧВ Вражд. Агр. СТ ЛТ 1 6 8 9 5 5 5 9 9 10 24 40 36 2 8 7 11 5 2 4 11 4 6 30 39 38 3 9 5 6 3 4 8 9 9 12 24 40 40 4 6 4 6 4 4 10 8 6 14 20 36 39 5 6 4 4 5 4 4 6 1 8 16 45 45 6 8 8 9 3 5 4 10 6 9 27 29 32 7 7 5 9 4 3 7 5 7 10 21 40 39 8 9 4 6 5 3 4 6 3 19 36 40 9 8 7 6 5 4 4 6 8 8 20 42 41 10 5 4 5 2 4 6 9 6 16 40 38 11 7 7 8 2 4 3 9 6 7 24 41 40
 
11 класс (1-ый замер)№ ФА КА Р Н О П ВА ЧВ Вражд. Агр. СТ ЛТ 1 8 7 6 4 2 5 10 4 7 24 38 44 2 7 7 5 4 1 6 7 5 7 19 46 43 3 6 6 7 4 8 7 7 9 15 20 51 58 4 3 2 4 1 2 3 2 3 5 9 28 38 5 5 4 5 1 5 7 7 6 17 12 26 30 6 5 3 4 2 5 6 5 4 11 14 31 68 7 8 4 7 1 6 9 10 8 15 25 36 57 8 9 6 7 4 2 4 9 4 6 25 51 37 9 8 3 6 4 3 8 4 1 11 18 30 31 10 4 4 6 1 5 2 6 8 7 16 41 40 11 7 4 5 3 4 5 2 4 19 31 27 12 7 3 6 3 3 6 8 9 21 31 37 13 8 3 7 3 4 6 9 4 10 24 26 50 14 8 4 6 2 4 4 4 6 8 18 42 44 15 8 9 7 5 5 3 9 5 8 25 47 48
 

11 класс (2-ой замер)№ ФА КА Р Н О П ВА ЧВ Вражд. Агр. СТ ЛТ 1 8 7 6 4 2 5 10 4 7 24 38 44 2 7 7 5 4 1 6 7 5 7 19 46 43 3 6 6 7 4 8 7 7 9 15 20 51 58 4 3 2 4 1 2 3 2 3 5 9 28 38 5 5 4 5 1 5 7 7 6 17 12 26 30 6 5 3 4 2 5 6 5 4 11 14 31 68 7 8 4 7 1 6 9 10 8 15 25 36 57 8 9 6 7 4 2 4 9 4 6 25 51 37 9 8 3 6 4 3 8 4 1 11 18 30 31 10 4 4 6 1 5 2 6 8 7 16 41 40 11 7 4 5 3 4 5 2 4 19 31 27 12 7 3 6 3 3 8 9 21 31 37 13 8 3 7 3 4 6 9 4 10 24 26 50 14 8 4 6 2 4 4 4 6 8 18 42 44 15 8 9 7 5 5 3 9 5 8 25 47 48


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.