Реферат по предмету "Психология"


Влияние хронических соматических заболеваний на психическое развитие подростков (особенности мыслительной деятельности)

Введение
Тема этой дипломнойработы «Влияние хронических соматических заболеваний на психическое развитиеподростков (особенности мыслительной деятельности)», выбрана не случайно. Внастоящие время количество детей, имеющих хронические соматические заболевания,с каждым годом увеличивается. Эта проблема становится социально-экономической,не только в нашей стране, но и в других странах мира. Болезнь вносит своикоррективы в жизнь ребенка, влияет на его качество жизни и психическоеразвитие. Психическое развитие и становление личности тесно связаны ссамосознанием, а наиболее явно самосознание проявляется в самооценке, в том,как ребенок оценивает себя, свои качества, свои возможности, свои успехи инеудачи. Исходя из этого, важным является подход к детям, имеющих хроническиесоматические заболевания, помощь им должна быть комплексной, т.е. направленнойне только на устранение заболевания, но и на последствия, связанные сзаболеванием. Последствиями заболеваний у детей могут быть нарушение такихпсихических процессов, как память, внимание, мышление. В этой дипломной работебудут представлены методики на обследование и развитие мышления.
Мышлением – называетсяпсихический процесс, характеризующийся отражением связей и отношений междупредметами и явлениями действительности, ведущие к получению новых знаний.
Мышление может быть:наглядно-действенным, при котором решение задач включает внешние двигательныепробы; наглядно-образным, при котором решаются задачи, но действия выполняютсяв уме при помощи образов; логическое мышление, при котором мышлениеосуществляется с помощью рассуждений. Это значит связывать между собой разныезнания для того, чтобы в итоге получить ответ на стоящей перед нами вопрос,решить мыслительную задачу.
Цель: Выявить с помощьюисследований влияние хронических соматических заболеваний на мышление детей.
Задачи: 1) Провестиисследования на оценку мышления детей 12-14 летнего возраста.
2) Провести игровыеупражнения с детьми на развитие мышления.
3) Оценка результатовпроведенного эксперимента.
Дело в том, что этитрудности могут иметь одинаковые внешние проявления, отражающиеся в поведенииребенка, его успеваемости, отношением в коллективе и т.п., но их причины,физиологические и психологические механизмы, их этиология могут быть совершенноразличными. Поэтому и помощь ребенку в каждом отдельном случае должна бытьнаправлена не на изменения поведения как такового, а на устранениенежелательных причин. Такой причиной может быть состояние здоровья. Дети, окоторых будет описано в этой дипломной работе, имеют следующие хроническиезаболевания: бронхит, гайморит, мастоидит, бронхиальная астма, атопическийдерматит, аллергический ринит. Эти дети постоянно находятся в больнице настационарном лечении по нескольку раз за год. Пребывание в больницезатягивается на длительный срок. Они состоят на диспансерном учете уаллергологов, лор-врачей, невропатологов, проходят лечение не только в периодболезни, но и при ремиссии, чтобы продлить период ослабления болезни, т.е.провести профилактику заболевания. Из-за систематических пропусков школы детиотстают в учебной программе. Конечно, эти дети не всегда отстают по всемпредметам в школе, но те предметы, которые требуют от детей мыслительныхрассуждений, неординарного анализа, даются им с большим усилием.
В понятии педагогикидети, часто болеющие и пропускающие школу, относятся к детям с соматогеннойзадержкой, т.е. дети у которых замедлен темп развития из-за стойкой астении,снижающий не только общий, но и психический тонус. Нередко у этих детей имеетместо и задержка эмоционального развития (соматогенный инфантилизм),обусловленное рядом невротических наслоений: неуверенностью, боязливостью,которые связаны с ощущениями неполноценности. При соматогенной задержке ребенокутрачивает ранее приобретенные навыки, возвращается к формам поведения,свойственным более раннему календарному возрасту. Частые соматическиезаболевания влияют на нервную систему, приводя ее к истощаемости. Повторяющийсягоспитализм развивает явления сенсорной депривации, когда активные реакциипротеста по поводу отрыва от условий реальной жизни, сменяется пассивнымапатичным состоянием. Эти дети считают свой стиль жизни «нормальным», т.к. завремя болезни привыкают к тем коррективам, которые внесла в их жизнь болезнь.Память у этих детей нарушена незначительно. Преобладают игровые интересы,занижена самооценка, нарушена мыслительная деятельность гибкость, скорость,активность мышления. В плане оказания помощи ребенку следует обеспечитьположительные эмоциональные стимулы, развивающие и обучающие воздействие. Поэтомуважно обеспечить этим детям медико-педагогическое воздействие, т.е. лучше всегоэто проводить во время лечения ребенка в больнице. Здесь должны работать сдетьми не только медицинские работники, но и педагоги-психологи. Ведь ребенокво время лечения получает много всяких болезненных и неприятных процедур, послекоторых общение с другими детьми затруднено, не хочет общаться с окружающими,не говоря уже о занятиях и учебе. Поэтому нужно, чтобы педагог-психолог работалс такими детьми, помогал им справиться со страхами, связанными с заболеванием,с трудностями в общении со сверстниками, в учебе. Занятия с психологом помогалибы детям самореализоваться, не относиться к себе пассивно, а помогали бы емудвигаться вперед. Занимаясь с педагогом детям было бы легче нагонять отставанияв учебе. Немаловажную роль бы играла работа педагога-психолога с родителями.Надо объяснить родителям, что они должны помогать детям не только в планефизического здоровья, но и психического здоровья, чтобы они от постоянной гиперопекии сочувствия, перешли к участию и помощи своему ребенку, в преодалении техсложностей, которые вызывает у него заболевание. Важно, чтобы эта помощь быласистематической, целенаправленной, чтобы в каждом конкретном случае знали, чтоэффективнее, правильнее, доступнее.
Вся важность иактуальность данной дипломной работы состоит в том, что, обнаружив у этих детейнарушение развития психических процессов, должна проводится помощь этим детям,и лучше если эта помощь будет проводиться во время пребывания их на лечение вбольнице, в то время когда ребенок более уязвим и дезадаптирован. Помогаяребенку в стационаре, мы даем возможность развивать уже имеющиеся у негонавыки, поддерживать умственный и психологический потенциал. В свою очередь всёэто будет способствовать нормализации физического и психического здоровья.

1. Влияние хроническихсоматических заболеваний на психическое развитие ребенка и успеваемость в школе
Проблема трудностейобучения в школе одна из самых сложных недостаточно изученных специалистами.Эта проблема неуспеваемости детей начинается ещё в начальной школе, и поэтомуесли мы не обращаем внимания на это, то эти дети в последствии начинаютотставать от учебы, затем это может усугубиться ещё и возрастными отклонениямив психическом развитии, таких как: память, мышление, внимание.
Следует отметить, чтопрактически никогда не удается выделить одну отдельно взятую причину, будь тосостояние здоровья, неблагоприятные социально-бытовые условия, дефектывоспитания, недостаточная готовность к обучению, индивидуальные особенностиразвития.
Можно проанализироватьтрудности обучения исходя из каждой отдельной причины, а можно отталкиваться отхарактера того, что «не дается», и затем разобрать, что их вызывает. Сложностив том, что при одних и тех же трудностях у разных детей причины могут бытьмноговариантными.
Почти все трудности,возникающие у детей, учитель связывает главным образом с успеваемостью. Приэтом оценка ребенка укладывается, как правило, в типичную схему: отличник – значит,хороший ученик, получает двойки — значит, плохой. Соответствуют этой схеме иприменяемые меры. В лучшем случае в школу вызываются родители, которымраздраженный педагог предъявляет претензии, что они плохо смотрят за сыном (илидочерью), плохо его воспитывают, мало с ним занимаются. В худшем, вернее,совершенно не допустимом случае учитель при всем классе, не стесняясь и незадумываясь о последствиях, в повышенном тоне оскорбляет и унижает ребенка.Большинство даже самых опытных педагогов связывают неуспеваемость ученика с еголенью, нерадивостью, невоспитанностью. Вспомните, цифру 80% учителей считают,что успешность обучения определяется трудолюбием, прилежанием, отношением кпорученному делу. Значительно реже учитель задумывается об истинных причинахнеуспеваемости, естественно, о необходимости соответствующих мер по ихустранению.
Поэтому необходимоподробно рассмотреть особенности адаптации и трудности обучения детей,связанными с различными нарушениями состояния здоровья.
Все они должны привыкнутьк школе, урокам, переменам, классному коллективу, Дисциплине и тому, что теперьони будут не только играть как раньше, но и учиться. Безусловно, возникнуттрудности, и учитель должен быть готов к ним.
Трудности у этих детейбудут различными, будет нарушено внимание, память, восприятие окружающего мира,могу иметься и нарушения со стороны эмоционально-волевой сферы.
В первое время поведениеи самочувствие детей меняется в худшую сторону. Это замечают и учителя, иродители. Некоторые дети становятся беспокойными или наоборот вялыми,сонливыми, плаксивыми, раздражительными, жалуются, что «болит головка», плохоедят, с трудом засыпают. Все это пока объяснимо: ведь происходит приспособлениеребенка к новым условиям обучения и воспитания, и, конечно это не происходитбесследно для самочувствия. Но проходит один-два месяца — и большинство ребятстановятся более спокойными и дисциплинированными, чувствуют себя ужешкольниками, успешно усваивают программу.
Но не всегда все бываеттак благополучно. Уже в начале года становится ясно, что не всем детям по силамучеба. Некоторые, по-видимому, очень быстро устают и не оправдывают тех надежд,которые подавали в первые дни. Появились слабоуспевающие ученики, некоторыесовсем не усваивают программу. Многие часто болеют, пропускают занятия, отстают.Эти дети тихие, неактивные, вид болезненный, дисциплину не нарушают, а спросишьих – как-будто просыпаются, отвечают невпопад. И ошибки появляются какие-тонелепые: то все хорошо, то вдруг с простейшим примером не могут справиться. Ужепосле первого урока устают, ложатся на парту и на следующих уроках совсем немогут работать. К середине года становятся очень рассеянными, все забывают.Сделаешь замечание — плачут. Постоянно жалуются на своё самочувствие, частонервничают, удручены какими-то проблемами.
Нервно-психическая сфераребенка очень чувствительна к различным неблагоприятным воздействиям.Перенесенные заболевания, тем более повторные, психические переживания,непосильные эмоциональные, умственные, физические нагрузки, могут явитьсяпричиной резкого ослабления функционального состояния нервной системы, привестик ухудшению психического здоровья, развитию так называемого астеническогосостояния.
Каждому учителю знакомыэти рассеянные, забывчивые ученики с очень не устойчивой работоспособностью.Усталость у них возникает уже на первом уроке. Они с трудом понимают изъясненияучителя, сидят с безучастным взглядом, ложатся на парту. Уроки им кажутсянепомерно длинными. Нередко такие дети жалуются на головные боли,головокружение. Утомление у них выражается резко сниженной умственнойработоспособностью, замедленным темпом деятельности. Как правило, они неуспевают выполнить задание со всем классом. Во время урока такие ученикиотвлекаются на любой внешний раздражитель, плаксивы, небрежны в работе. Причтении они часто теряют строку, не делают смысловых ударений, в письме недописывают слова, пропускают буквы, слоги. Иногда ребенок старательно готовитдома какой-нибудь урок, но в классе, у доски, теряется, пугается, как будтосовсем не учил урока. У таких детей нарушается память, они не могут заучитьпростого стихотворения, делают ошибки при чтении и письме. Сегодня выполнятзадание хорошо, а завтра совсем не справляются. Чаще всего дети жалуются на то,что очень устают, хотят спать. Но в тоже время обращает на себя вниманиемедленный темп деятельности, низкий уровень и резкое снижениеработоспособности. Буквально через десять минут не могут выполнить самоепростое задание, сидят вялые, безразличные.
Необходимо яснопредставлять себе, что лежит в основе нарушений, которые называют астеническимсостоянием, и какие меры можем и должны принять мы, что можем сделать, чтобыпомочь ребенку. Надо вовремя уловить ту грань, когда надо бить тревогу, когдастановятся необходимыми педагогическая коррекция и медицинская помощь.
Нужно помнить, что воснове нарушений познавательной деятельности, а значит, и снижении успеваемостипри астеническом состоянии лежит ослабление умственной работоспособности, а неистинная интеллектуальная недостаточность. Ребенок вовсе не глуп, как чащевсего считают, — просто темп деятельности, скорость усвоения материала, памятьснижены из-за общей ослабленности организма.
Обучение затрудняется, напервый план выступают быстрое снижение работоспособности, сужение объемаматериала, который воспринимается, трудности распределения и переключениявнимания, неспособность к длительному умственному напряжению.
У этих детей резкоотличная от здоровых учащихся динамика работоспособности в процессе учебныхзанятий: нет подъема после первого урока (врабатывания), фазы устойчивойработоспособности и фазы спада от оптимума к исходному уровню или несколькониже его. При астеническом состоянии работоспособность детей уже до началазанятий крайне низка и неустойчива. Все ее показатели то сразу снижаются уже кконцу первого урока, то резко, но на короткое время повышаются и столь же резкопадают. Характерно, что в подобных случаях интенсивность работы бывает на 33 –77%, а качество на 33 – 98% ниже, чем у здоровых сверстников. Утомлениенаступает раньше и более выражено.
Астенические состояния(слабость, раздражительность, плаксивость, повышенная утомляемость и т.п.),трудности поведения, могу возникнуть у детей, перенесших различные инфекционныезаболевания (грипп, корь, скарлатина и т.д.). Особенно неблагоприятносказывается на состоянии нервной системы ребенка несколько заболеваний,перенесенных подряд. У этих детей в течение довольно длительного времени послезаболевания отмечается низкая работоспособность, повышенная утомляемость,плаксивость, раздражительность, снижается успеваемость. Здесь особенно важнаправильная тактика педагога. К сожалению, на практике мы встречаем это не такчасто.
Учителя часто жалуются натаких учеников. Обвиняют их в лени неорганизованности. Родители, выслушивавмнения учителя, заставляют ребенка заниматься дополнительно, также, не выяснивпричину его неуспеваемости. Дети, видя напор со стороны взрослых, становятсяраздражительными, плаксивыми, отказываются заниматься. В дальнейшем всё этоприводит к тому, что у ребенка на фоне постоянного стрессового состоянияразвивается нервное истощение и тогда уже требуется помощьврача-психоневролога.
Можно на основеизложенного сделать вывод: причиной астенического состояния ребенка, являютсячастые заболевания. Они ослабляют организм, снижают его сопротивляемость. Новоезаболевание приводит к повышенной утомляемости, низкой и неустойчивойработоспособности. Фактически у такого ребенка нет сил для серьёзной инапряженной учебной работы. Нарушение режима, дополнительные учебные ивнеучебные нагрузки, психоэмоциональное напряжение, связанное с конфликтнойситуацией в отношениях с учителем, родителями и собственнойнеудовлетворенностью, усугубляют трудности обучения, ухудшают функциональное ипсихическое состояние. Чем больше такой ребенок занимается, чем большестарается и переживает, тем хуже здоровье и меньше успехи.
Главной помощью для такихдетей является организация щадящего режима, полноценного сна и отдыха навоздухе, снижение учебной нагрузки, рациональная организация домашних учебныхзаданий (10 – 15 минут работы, 10 – 15 минут отдыха, лучше под музыку немногопопрыгать, потанцевать). Не следует требовать от ребенка выполнения задания «водин присест». Эти дети не для «продленки», кроме того, по рекомендации врачацелесообразно организовать «разгрузочный» день.
Совершенно недопустимо,когда родители в наказание за плохую успеваемость лишают детей прогулки,отдыха, активно выражают своё недовольство, а тем более «учат» ремнем. В такихслучаях необходимо направить на консультацию к врачу – психоневрологу, решитьвопрос о мерах коррекции, лечении или направлении в санитарно – лесную школу.Своевременно принятые меры, как правило, способствуют улучшению состоянияздоровья ученика.
1.1 Соматические заболевания.Этиология. Клиника
Среди имеющихсясоматических заболеваний можно выделить следующие: аллергический ринит(круглогодичный), атопический дерматит, бронхиальная астма, хроническийбронхит, гайморит, мастоидит.
Аллергический ринит – этоаллергическое воспаление слизистой носа.
Круглогодичныйаллергический ринит вызывают в основном аллергены домашней пыли (бытовыеаллергены) и перхоть животных (эпидермальные аллергены), с которыми ребенокобычно контактирует постоянно в течение всего дня. Домашняя пыль представлена восновном клещами, которые питаются омертвевшим слущивающимся эпителиемчеловека, присутствующем на матрацах, подушках, коврах. Действительнымаллергеном являются не сами клещи, а продукты их жизнедеятельности в частности,пищеварительные ферменты и содержащиеся в них пептиды.
Аллергический ринитхарактеризуется типичным набором основных симптомов, таких как:
— заложенность носа;
— ринорея (выделение износа);
— чихание;
— зуд в носу;
— глазные симптомы(конъюнктивиты и слезотечением)
Кроме того, могутнаблюдаться головная боль, неприятные ощущения в области пазух, боль в ушах ивыделения из носоглотки.
Ввиду того, что ринитявляется заболеванием затрагивающем часть дыхательной системы, воздействующимна дыхание больного ребенка могут присутствовать дополнительные жалобы в виде:
— сухости во рту;
— ночного кашля;
— храпа;
— плохого сна;
— чувства усталости.
Дети, страдающиеаллергическим ринитом, могут описывать свои симптомы по-разному:
— как легкую степень;
— средней тяжести;
— тяжелую степень.
Несмотря на то, что этисимптомы не угрожают жизни ребенка, они очень неприятны и могут заметно снизитькачество жизни.
Аллергический ринитделится на сезонный и постоянный.
Постоянный ринитразвивается часто на протяжении всего года в ответ на воздействие экзогенныхнеинфекционных аллергенов (эпидермально-бытовых, пищевых и др.).
Атопический дерматит –это аллергическое воспалительное заболевание кожи, вызванное генетическиобусловленным IgE- зависимым ответом на сочетанноевоздействием генетических факторов и факторов внешней среды.
Причинами вызывающими атопическийдерматит является пищевая аллергия, которая вызывается широким спектромаллергенов, которые делятся на облигатные и факультативные. А также нарушениесложнейшей взаимосвязи между общей и местной иммунной реакцией, функциональным состояниемслизистой оболочки кишечника и кожи.
Основными симптомамиатопического дерматита является:
1) Воспалительныепроявления на коже.
2) Интенсивный зуд.
3) Увеличениепериферических лимфоузлов.
4) Частота обострениякожного процесса в течение года.
5) Длительность ремиссии.
В свою очередь клиникаатопического дерматита делится по течению болезни на:
Легкая степень:
1) На коже высыпания ввиде легкой гиперемии, экссудацией, шелушением.
2) Слабый зуд кожныхпокровов.
3) Увеличениепериферических лимфоузлов до размеров «горошины».
4) Обострение болезни 1-2раза в год.
5) Продолжительностьремиссии 6-8 месяцев.
Среднетяжелая степень:
1) На коже множественныепоражения с экссудацией или инфильтрацией, экскориациями и корками.
2) Зуд умеренный илисильный.
3) Лимфоузлы увеличены доразмеров «лесного ореха» и «фасоли».
4) Обострение болезни 3-4раза в год.
5) Длительность ремиссии2-3 месяца.
Тяжелая степень:
1) На коже множественныеочаги поражения с выраженной экссудацией, с глубокими трещинами и эрозиями.
2) Зуд сильный,«пульсирующий» или постоянный.
3) Увеличение большогоколичества лимфоузлов до «лесного» или «грецкого орехов».
4) Обострение болезни до5 и более раз в год.
5) Длительность ремиссии1-1,5 месяца.
Атопический дерматит удетей подразделяется на распространенную и локальную форму.
Распространенная форма –это наличие высыпаний на лице, туловище, конечностях, кистях, стопах.
Локальная форма – этоналичие высыпаний только в области лица, либо только в областях сгибов, крупныхи средних суставов.
Атопический дерматит уподростков носит диффузный характер и сопровождается более выраженной сухостьюи шелушением кожи. Отмечается выраженный и интенсивный зуд кожи, который ведетк астенизации организма и сопровождается изменениями со стороны нервной системыв виде различных нарушений психоэмоционального характера.
Бронхиальная астма – этозаболевание легких проявляющиеся периодически повторяющимися приступами удушьяс затрудненным выдохом, который развивается в результате нарушения бронхиальнойпроходимости, в основе чего лежит: бронхоспазм, отёк слизистой бронхов,повышенное образование слизи.
В этиологии бронхиальнойастмы основную роль играют аллергены, которые бывают инфекционной инеинфекционной природы.
Неинфекционные:
1. бытовые – домашняяпыль, библиотечная пыль, перо подушек. Активный компонент аллергена из домашнейпыли – дерматофагоидный клещ, который обитает в пастельном белье.
2. растительного иживотного происхождения – аквариумные корм, шерсть животных, сено.
3. продукты – яйца,цитрусовые, рыба, мясо, клубника, шоколад.
4. лекарственныепрепараты – это большинство антибиотиков и витаминов.
5. продукты химическогопроизводства – пыль (хлопковая, металлическая, древесная, селекатная,химическая).
6. физические иметеорологические факторы – магнитное поле земли, влажность земли, температуравоздуха.
Инфекционные – эторазличные бактерии, вирусы, грибы, а так же патогенные и не патогенные грибки,гельминты.
Способствующими факторамив возникновении бронхиальной астмы являются: наследственная предрасположенностьлица с хроническим бронхитом, с астматическим компонентом (предастма), лица саллергической риносинусопатией (хронический насморк, полипы носа).
Клиника делится наатопическую, инфекционную, иммунологическую бронхиальную астму.
В клинике основнымсимптомом является приступ удушья. При атопической бронхиальной астме приступвнезапный с заложенностью носа, стеснения в груди, надсадного кашля.
При инфекционной –постепенно ухудшаются симптомы бронхита, пневмонии, на фоне которого возниклабронхиальная астма. Во время приступа резко затруднен выдох, дыхание шумное,сопровождается свистом и шумом. Больной находится в вынужденном положении.
Приступы бронхиальнойастмы могут иногда затянуться и привести к астматическому статусу, не смотря напроводимую терапию. При астматическом статусе происходит полная закупоркабронхов (обструкция), за счет скопления и задержки в бронхах трудноотделяемой,вязкой мокроты. смерть больного может наступить при несвоевременной терапииастматического статуса.
Хронический бронхит — этодиффузное длительно протекающие необратимое воспаление слизистой оболочкибронхов, захватывающие более глубокие слои, стенки бронхов.
Хронический бронхит чащепоявляется на фоне острого бронхита или воспалении легких, а также длительномвдыхании химических веществ и пыли, в городах с сырым климатом и резкойпеременой погоды. Большую роль играет курение.
В клинике в периодобострения у больного наблюдается кашель, мокрота, отдышка. Кашель имеетразличный характер, и изменяется от времени года, погоды. Летом кашля почтинет. Осенью и зимой кашель усиливается, у больного отделяется вязкая, гнойнаямокрота. Отдышка имеет чаще смешанный характер. В начале заболевания отдышкатолько при физической нагрузке, а затем она и в покое. Температура у больногоповышается редко. Несвоевременное лечение, запускание болезни может привести кразличным осложнениям типа эмфиземы лёгких, пневмосклероза.
Гайморит – это острое илихроническое воспаление верхнечелюстной пазухи носа.
Причиной гайморита могутбыть острые затянувшиеся воспаления пазух носа, анатомические особенности самойверхнее челюстной пазухи, так и патологические изменения в полости носа(искривление носовой перегородки, врожденная узость носовых ходов, гипертрофияи полипы в среднем носовом ходе). Причиной гайморита может послужитьвоспалительные процессы зубного происхождения. Гаймориты так же могут развитьсяпри ранениях, особенно в тех случаях, когда в пазухи попадают инородные тела,костные осколки.
Основными симптомамигайморита являются – это длительный одно – или двусторонний насморк, гнойное,вязкое, отделяемое из носа. Затруднение носового дыхания из-за плохого оттокаслизи. Головные боли, имеют разлитой, неопределённый характер, но могутлокализоваться на стороне поражения – в области челюстной пазухи, в вике илиглазнице, реже в области лба – или иметь характер невралгии тройничного нерва.При этом больные не редко жалуются на ослабление памяти, быструю утомляемостьпри умственной нагрузке.
Мастоидит – этовоспаление костной ткани сосцевидного отростка.
Важной причиной привозникновении мастоидита является отягощение или осложнение теченияхронического среднего гнойного отита, а так же играет роль задержка оттокавоспалительного экссудата из полостей среднего уха. Благоприятными факторами ввозникновении мастоидита служит пожилой и ранний детский возраст в сочетании сопределенной инфекцией, пониженная общая и местная сопротивляемость организмапри сахарном диабете и нефрите и др.
В клинике мастоидитаразличают как местные, так и общи симптомы. Общие это повышение температуры досубфебрильных цифр и выше. Местные симптомы – это боль при надавливании насосцевидный отросток. Наличие пульсации и ли пульсирующего шума в глубине уха.Характерна головная боль, особенно ночью. Для мастоидита характерно профузноегноетечение, часто сливкообразное, с заполнением слухового прохода сразу послеочистки. Так же присутствуют жалобы на плохой слух, больного уха.
Все эти заболеванияестественно влияют не только на физическое, но и психическое развитие ребенка,которое в дальнейшем может привести к необратимым последствиям в его будущейжизни.
1.2 Психологическиеособенности ребенка, имеющего соматические заболевания
Заболевший ребенок, какправило отличатся от здорового. у него меняется настроение он может статьподавленным, раздражительным, плаксивым, тревожным, беспокойным и реже беспечно– благодушным. Однако может расстраиваться не только эмоциональное состояние.Иногда появляются и упорствуют мысли о тяжести заболевания, о егоисключительности, о невозможности излечения или, напротив, о егонезначительности и несерьёзности. В связи с этим отношение к лечениюоказывается либо адекватным, и даже зависимым, либо пренебрежительным иотвергающем процедуре, манипуляции и медикаменты. У многих детей нарушается поведение.Они перестают играть, утрачивается непосредственное общение, с взрослыми идетьми. Дети не получают радости от совместных игр и развлечений. Иногдапроисходят и более выраженные нарушения контактов, что приводит к уединениюбольных детей, не стремящихся более к обществу сверстников и старших. Они могуттяготиться теми ограничениями, которые на них налагает болезнь. Нередко детиотказываются от выполнения режима, не подчиняются старшим, упрямятся. Рисуноких поведения нарушается шалостями, а иногда неожиданными, неуместнымипоступками.
Описанные переживания инарушения поведения у больных детей – своеобразное проявление реакции детскойличности на возникшую болезнь.
Болезнь, пришедшая в дом,меняет не только установленный порядок жизни, отношение взрослых, меняет исамого ребенка. К сожалению, не всем удается правильно и своевременно отметить,что изменения происходят не только в теле, во внутренних органах, но и егопсихике, настроением, поведением. В то же время многие знают, что если отзаболевания внутренних органов зависит душевное состояние ребенка, то ипоследние может повлиять на ход выздоровления. Заболевшие дети различнопереносят свою болезнь, но нет ни одного ребенка, у которого бы на нее невозникла та или иная реакция. Эта реакция даже маленького ребенка достаточносложна. Она складывается из оценки и переживания множества местных, болезненныхощущений, общего самочувствия, самонаблюдения, представления о своей болезни иеё причинах. В связи со сложностью, эта реакция личности больного назаболевание, получила название внутренний картины болезни. Её формирование удетей отличается от такового у взрослых тем значительнее, чем младше ребенок.Внутренняя картина болезни в зависимости от ее содержания, может действовать иположительно, и отрицательно, она влияет на проявление и течение заболевания,на отношение в семье, на успеваемость. В некоторых случаях она оказываетсяпричиной серьёзных заболеваний, иногда приводящих к развитию невротическихрасстройств.
 Как уже было сказано,внутренняя картина болезни детей формируется иначе, чем у взрослых. Эта зависитот ряда особенностей. Прежде всего, на оценку и переживания своей болезнивлияют умственные способности ребенка. Понимание происходящего в организме ипредставление о болезненных процессах зависит от уровня развития мышления ипоэтому, как правило, связано с возрастом. Возможность оценки болезненныхпереживаний зависит также от представлений о своём теле. Если что-нибудьпомешает этому, например, перенесенное заболевание центральной нервной системы,неправильное воспитание, то это послужит препятствием к правильной оценкеболезненных ощущений. Необходимо уметь систематизировать и объяснять своивпечатления и переживания, связанные с болезнью. Отсутствие или недостатоктаких способностей приводит к тому, что будет создана искаженная внутренняякартина болезни. Требуются также значительные волевые усилия. Без нихневозможно сосредоточиться на своих переживаниях, сопоставить их с пережитым впрошлом, т.е. дать им оценку.
Без знаний о том, как ребенокотносится к своему здоровью, т.е. без понимания его внутренний картиныздоровья, невозможно составить представление о внутренней картине болезни.Таким образом, необходимость изучения психологии здоровья диктуется тем, чтобез проникновения в ее суть невозможно сформировать адекватное представление ореакциях личности ребенка на болезнь, а потому, и нельзя создать больномунеобходимую психотерапевтическую поддержку. Оценка психологии здоровьяскладывается из наблюдения за настроением, поведением, реакции ребенка на теили иные изменения окружающей среды и из его рассказов о своем самочувствии.Состояние отражает истинное положение дел в организме и его функциях.Самочувствие субъективно, но не всегда точно. Оно выражает чувства инастроения, испытываемые человеком. Для ребенка здоровье приобретает смыслтогда, когда он начинает понимать его значение для эффективного выполнения тойили иной деятельности в игре или учебе. В создании внутренней картины здоровьяпринимает участие вся личность в целом. Чем сложнее психика, старше ребенок,многообразные мотивы деятельности, тем большее значение для ребенка имеет егофизическое состояние.
Отношение ребенка кздоровью является частью его самопознания или, точнее частью его образа «Я».Образ самого себя складывается из восприятия своего внешнего облика, своегоповедения, своих качеств. С возрастом возникает идеальный образ себя ипоявляется желание стать похожим на него. Оценка ребенком самого себяопределяется степенью его удовлетворенности собой и оказывается значимой дляповедения и переживаний. Мера удовлетворенности собой и, в конечном счете,своим здоровьем оказывается связанной с числом положительных и отрицательныхоценок окружающих (родителей, взрослых, старших сверстников). Наудовлетворенность своим здоровьем может повлиять различие между тем, какимребенок воспринимает себя и тем, каким бы он хотел быть.
На формирование отношенияк болезни оказывают влияние переживаемые ребенком во время болезнисопутствующие психотравмирующие обстоятельства. К их числу, в первую очередь,относится направление в больницу, которое сопровождается отрывом от родителей,сверстников, учебных или иных занятий, ограничением подвижности, утратойперспективы, переживанием разочарования. У детей до 11-12 лет самагоспитализация, даже без связанных с болезнью и лечением переживаний,возбуждает такой страх, что он нередко вытесняет полученную перед болезньюподготовку. Причина этого страха в отрыве ребенка от людей, к которым оннаиболее привязан. При этом, чем самостоятельнее ребенок, тем выше егоспособность быть одному, вдали от близких. Прекращение посещения детского садаили школы, нарушение обычного ежедневного режима – всё это вместе с отрывом отродителей, братьев и сестер, товарищей по играм и учебе, от привычных вещей изанятий, нарушает у ребенка чувство безопасности и уверенности в своемблагополучии. Реакция ребенка на помещение в больницу зависит от возраста,семейных отношений, продолжительности госпитализации, числа и характерапредшествующих поступлений в больницу, природы заболевания, подготовки переднаправлением в стационар, посещение родителей, проводимых лечебных процедур,средств, используемых для ослабления тревожности у ребенка, реакции родителей,восприятие ребенком госпитализации.
После выписки 1/5 детейобнаруживает трудности приспособления, нарушение поведения, раздражительность,непослушание, расстройство сна, реже – непроизвольное мочеиспускание,эмоциональную взрывчатость, расстройства аппетита, речевые дефекты.
Чтобы уменьшитьпсихическую травму в связи с госпитализацией, в процессе подготовки к нейребенку следует по возможности понятно объяснить всё, что с ним произойдет вбольнице, тогда и внутренняя картина болезни будет более адекватной.Значительно уменьшает тревожное напряжение ребенка в больнице посещениеродителей и близких.
Создание благоприятнойокружающей среды, привлечение персонала, других детей, родителей к созданиюигровых программ, уголков для игр, красочному оформлению интерьеров медицинскихучреждений, ослабляет тревожное беспокойство маленьких пациентов и тем самымсоздает адекватное отношение к болезни и лечению, а также и адаптации больногоребенка к окружающей его обстановке.

2. Экспериментальноеисследование: влияния хронических соматических заболеваний на особенностимыслительной деятельности подростков
В этой дипломной работебудем проводить два вида эксперимента, констатирующий и обучающий.Экспериментальное исследование будет проводиться в Коммунальном ГосударственномКазенном Предприятии «Детский стационар № 3» с детьми, имеющими хроническиезаболевания: бронхит, аллергический ринит, атопический дерматит, бронхиальнаяастма, гайморит, мастоидит, и находящимися здесь на лечении. Это дети ввозрасте от 12- до 14 лет. Все они часто находятся на лечении в больнице и дажепо несколько раз в год, пребывание их в стационаре порой затягивается домесяца. Они все как выяснилось, имеют проблемы с обучением в школе, т.е.отстают от учебных программ, после долгого пребывания в больнице имеют проблемыв общении с одноклассниками и сверстниками. Многие из них из-за тяжестизаболевания ведут мало активный образ жизни, не посещают ни какихдополнительных занятий, кружков, не имеют увлечений чем-либо, или хобби.Эмоциональный фон этих детей неразнообразен, они часто замкнуты в себе, думаюто своей болезни, боятся рецидива заболевания. Внимание и память у них нарушенынезначительно, но все же и здесь наблюдаются отклонения. При выполнении, какихлибо заданий или упражнений у них проявляются ошибки характерные длярассеянности внимания, а при сравнении каких-либо заданий или упражнений они немогут вспомнить, когда они выполняли подобное задание или упражнение. Часто уних возникают и трудности с самими заданиями или упражнениями, хотя они уже этопроходили в школе на уроках. Поэтому, взвесив все эти факты, мы решили своеэкспериментальное исследование провести на оценку развития мыслительнойдеятельности этих детей и найти пути коррекции и помощи этим детям для лучшегоразвития мыслительной деятельности.

2.1 Констатирующийэксперимент
Проводился с детьми,находящимися на лечении в больнице. Экспериментальное исследование проходилидети в возрасте 12-14 лет. Количество обследуемых детей составляло 30 человек.Обследуемые дети имели такие диагнозы:
8 детей – бронхиальнаяастма,
6 детей – атопический дерматит,
5 детей – хроническийгайморит,
4 детей – хроническийбронхит,
4 детей – хроническиймастоидит,
3 детей – аллергическийринит.
Исследование проводилосьпо группам, в группе было по 6-10 детей. Время проводимых тестов составляло всреднем 15-20 минут. Тестирование проходило в течение 5 дней.
 Констатирующийэксперимент включал тесты и задания на активность, быстроту, гибкость мышления,умение детей проводить синтез и анализ своих действий, проверить умение детейлогически мыслить, оценить их умственные способности.
Методика исследованияактивности мышления
Описание методики
Направленность методики.Данная методика базируется на таком понятии как активность мышления. По мнениюавтора этой разработки, И.М. Лущихиной, активность мышления является такойхарактеристикой, которая показывает способность индивида использовать свойинтеллектуальный потенциал, свои мыслительные способности для достиженияконкретных целей, задач. Таким образом, уровень развития активности мышленияотражает способность решать интеллектуальные задачи, при этом во вниманиеберутся не интеллектуальные способности, а скорее динамические характеристикиособенностей протекания мыслительных процессов: беглость и гибкость.
Под беглостью понимаетсяспособность человека решать интеллектуальные задачи, используя метод перебора:то есть нахождения правильного ответа, варианта решения путем отсеиваниянеправильных ответов, неподходящих вариантов решений. Под гибкостью понимаетсяспособность человека решать интеллектуальные задачи, используя трансформациюабстрактных объектов (слов, образов) в операбельный вид, нахождение новыхассоциативных связей абстрактных объектов между собой. В зависимости от того,какие объекты перебираются, трансформируются, ассоциируются в слова или образы,говорят о вербальной беглости и гибкости и об образной беглости и гибкости.
В соответствии с этимделением МИАМ (Методика исследования активности мышления) делится на четыресубтеста.
1-й субтест: вербальнаябеглость. Испытуемого просят за одну минуту написать как можно больше женскихимен, начинающихся на «С» (второй вариант — мужские имена на«С»). Имена не должны дублировать друг друга: например как«Саша» и «Саня». Можно использовать редкие и«заграничные» имена. Если экспериментатору какое-либо имя незнакомо — необходимо спросить испытуемого о происхождении этого имени. Нормой является6-7 написанных имен.
 2-й субтест: образнаябеглость. Испытуемому предъявляется набор из двенадцати окружностей (диаметромоколо 2 см.). Перед ним ставится задача, за одну минуту дорисовать как можно, кбольшему количеству кружков рисунки, тематически связанные с водоемами (другойвариант — с продуктами питания). Рисунок не должен располагаться полностьювнутри окружности — окружность должна являться составным элементом рисунка.Сразу после выполнения испытуемым задания необходимо удостовериться, что всерисунки соответствуют требованиям. Если экспериментатору непонятен смыслизображенного, то он спрашивает у испытуемого. Норма: 4 рисунка.
3-й субтест: вербальнаягибкость. Испытуемому предъявляется набор из четырех букв: «Я П Т О»(другой вариант — «Д М И Р»). Перед испытуемым стоит задача за однуминуту написать как можно больше предложений по следующим правилам:
— предложение состоит изчетырех слов;
 - первое словоначинается на «Я», второе — на «П» и т.д.;
 - слова не должныповторяться;
 - предложение может бытьбессмысленным, но слова должны между собой быть связанными. Пример: «Яйцополетело творить обструкцию». Норма: 4 предложения.
4-й субтест: образнаягибкость. Испытуемому предлагается за одну минуту нарисовать как можно большерисунков с использованием определенных элементов. Данные элементы (либо двакрючка, либо «корона») могут быть изменены по размеру, бытьповернуты, использоваться в одном рисунке несколько раз, но форма их менятьсяне должна. Еще одно требование: рисунок должен изображать что-то конкретное, ане являться набором абстрактных линий, фигур. Сразу после выполнения заданияэкспериментатор должен уточнить возможные неясности: что изображено на рисункеиспытуемого, где именно сокрыты задающие элементы. Норма: 4 рисунка.
Продолжительностьметодики 10 – 15 минут
Оценка результата:
1 – ый субтест норма — 6-7имен.
2 – ой субтест норма — 4рисунка
3 – ий субтест норма — 4предложения
4 – ый субтест норма — 4рисунка.
По проведенной методикерезультат детей был таким:
1 – ый субтест:
7детей 6-7 имен – высокийуровень
13 детей 4-5 имен –средний уровень
10 детей 2-3 имени –низкий уровень
2-ой субтест:
6 детей 3-4 рисунка –высокий уровень
15 детей 2-3 рисунка –средний уровень
9 детей 1-2 рисунка.
3-ий субтест:
8 детей 3- 4 предложения– высокий уровень
14 детей 2-3 предложения– средний уровень
8 детей 1-2 предложения –низкий уровень.
4- ый субтест:
5 детей 4рисунка –высокий уровень
17 детей 3 рисунка –средний уровень
8 детей 2 рисунка –низкий уровень.
Методика исследованиябыстроты мышления
Методика позволяетопределить темп выполнения ориентировочных и операциональных компонентовмышления. Может использоваться как индивидуально, так и в группе.
Ход выполнения задания.
Испытуемым предъявляетсябланк со словами, в которых пропущены буквы. По сигналу психолога в течение 3мин. они вписывают недостающие буквы. Каждый прочерк означает одну пропущеннуюбукву. Слова должны быть существительными, нарицательными, в единственномчисле.
Образец бланка.
Д-ЛО П-Л-А 3-0-ОКС-Я-О-ТЬ К-ША 0-Р-Ч
К-Н-А К-С-А-НИК С-ДАК-Р-ОН С-Е-ЛО У-И-Е-Ь
В-ЗА 3-Р-О К-Ы-А А-Е-Ь-ИНН-ГА В-С-ОК
Т-А-А С-А-Ц-Я М-НА С-Г-ОБК-У-КА Ч-Р-И-А
Д-ЛЯ В-Т-А С-А-КА К-П-С-АК-НО П-Д-АК
С-У-А Т-У-О-ТЬ Б-ДА П-Р-АС-А-А С-Е-О-А
Ч-ДО Б-Л-ОН П-Е-А К-Н-О-А
Обработка результатов.
Подсчитать количествоправильно составленных слов в течение 3 мин.
Показателем быстротымышления и одновременно показателем подвижности нервных процессов (Н.П.)выступает количество правильно составленных слов:
— менее 20 слов из 40 — низкая быстрота мышления и подвижность Н.П.;
— 21-30 слов — средняябыстрота мышления и подвижность Н.П.;
 - 31 и более слов — высокая быстрота мышления и подвижность Н.П.
Оценка результата:
менее 20 слов — низкийуровень
21-30 слов – среднийуровень
31 и более слов – высокийуровень
По проведенной методикерезультаты были такими:
менее 20 слов – 16 детей– низкий уровень
21-30 слов – 12 детей –средний уровень
31 и более слов – 2 детей– высокий уровень.
Методика изученияригидности мышления
Ригидность — это инертность, негибкость мышления,когда необходимо переключиться на новый способ решения задачи. Инертностьмышления и связанная с нею тенденция к предпочтению репродуктивного, кизбеганию ситуаций, в которых нужно искать новые решения — важныйдиагностический показатель и для определения типологических особенностейнервной системы (инертность нервной системы), и для диагностированияособенностей умственного развития ребенка.
Данная методика годитсядля школьников, начиная, с первого класса и может использоваться какиндивидуально, так и в группе. Экспериментальный материал составляют 10 простыхарифметических задач. Испытуемые письменно решают задачи, начиная с первой.
Перед выполнением заданияпедагог обращается к детям со словами:
На бланке имеется десятьзадач для решения, которых требуется выполнить элементарные арифметическиеоперации. Непосредственно на бланке записывайте их последовательно, примененныхвами для решения каждой задачи (от 1 до 10). Время решения ограничено 10-15минут.
Задачи.
1. Даны три сосуда — 37,21 и 3 л. Как отмерить ровно 10л воды?
2. Даны три сосуда — 37.24 и 2 л. Как отмерить ровно 9 л воды?
3. Даны три сосуда — 39,22 и 2 л. Как отмерить ровно 13 л воды?
4. Даны три сосуда — 38,25 и 2 л. Как отмерить ровно 9 л воды?
5. Даны три сосуда — 29,14 и 2 л. Как отмерить ровно 11 л воды?
6. Даны три сосуда — 28,14 и 2 л. Как отмерить ровно 10 л воды?
7. Даны три сосуда — 26,10 и 3 л. Как отмерить ровно 10 л воды?
8. Даны три сосуда — 27,12 и 3 л. Как отмерить ровно 9 л воды?
9. Даны три сосуда — 30,12 и 2 л. Как отмерить ровно 15 л воды?
10. Даны три сосуда — 28,7 и 5 л. Как отмерить ровно 12л воды?
Обработка результатов.
Задачи 1-15 могут бытьрешены только путем последовательного вычитания обоих меньших чисел избольшего. Например: 37-21-3-3= 10 (первая задача) или 37-24-2-2=9 (втораязадача) и др. Они имеют только одно решение (т.е. решение их всегдарационально).
Критерием жерациональности решения задач 6-10 является использование минимального числаарифметических действий — двух, одного или никакого (т.е. сразу дается ответ).
Эти задачи могут бытьрешены каким-нибудь другим, более простым способом. Задача 6 может быть решенатак: 14-2-2=10. Решение задачи 7 вообще не требует вычислений, так как длятого, чтобы отмерить 10 л воды, достаточно воспользоваться имеющимся сосудом в 10 л. Задача 8 допускает и такое решение: 12-3=9. Задача 9 может быть решена и путем сложения:
12+3=15.
И, наконец, задача 10допускает только одно, но иное решение:
7+5=12, чем в 1-5задачах.
Оценка результата:
8-10 задач – высокийуровень
5-7 задач – среднийуровень
2-4 задачи — низкийуровень
Оценка детей попроведенной методике:
8-10 задач 14 детей –высокий уровень
5-7 задач 10 детей –средний уровень
2-4 задачи 6 детей –низкий уровень
Методика«Определение понятий»
Ребенку предлагаютследующие наборы слов:
1. Велосипед, гвоздь,газета, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.
2. Самолет, кнопка,книжка, плащ, перья, друг, двигаться, объединять, бить, тупой.
3. Автомобиль, шуруп,журнал, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий.
4. Автобус, скрепка,письмо, шляпа, пух, ябеда, вертеться, складывать, толкать, режущий.
5. Мотоцикл, прищепка,афиша, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, ударять, шершавый.
Перед началом диагностикиребенку предлагается следующая инструкция:
«Перед тобойнесколько разных наборов слов. Представь себе, что ты встретился с человеком,который не знает значения ни одного из этих слов. Ты должен постаратьсяобъяснить этому человеку, что означает каждое слово, например слово»велосипед". Как бы ты объяснил это?"
Далее ребенкупредлагается дать определения последовательности слов, выбранной наугад из пятипредложенных наборов, к примеру, такой: автомобиль, гвоздь, газета, зонтик,чешуя, герой, связывать, щипать, шершавый, вертеться. За каждое правильноданное определение слова ребенок получает по 1 баллу. На то, чтобы датьопределение каждого слова, отводится, по 30 сек. Если в течение этого времениребенок не смог дать определение предложенного слова, то экспериментатороставляет его и зачитывает следующее по порядку слово.
Дети могут сами читатьстимульные слова, если умеют это делать и если чтение не вызывает у нихзатруднений. Во всех остальных случаях экспериментатор сам читает ребенкуслова.
Перед тем как ребенокпопытается дать определение слову, необходимо убедиться в том, что он понимаетего. Это можно сделать с помощью следующего вопроса: «Знаешь ли ты этослово?» или «Понимаешь ли ты смысл этого слова?» Если получен состороны ребенка утвердительный ответ, то после этого экспериментатор предлагаетребенку самостоятельно дать определение этого слова и засекает отводимое на этовремя.
Если предложенноеребенком определение слова оказалось не достаточно точным, то за данноеопределение ребенок получает промежуточную оценку — 0,5 балла. При совершеннонеточном определении — 0 баллов. За правильное определение слова 1 балл за каждое слово.
Оценка результатов
Максимальное количествобаллов, которое может ребенок получить за выполнение этого задания, равно 10,минимальное — 0. В итоге проведения эксперимента подсчитывается сумма баллов, полученныхребенком за определения всех 10 слов из выбранного набора. При повторномпроведении психодиагностики одного и того же ребенка при помощи данной методикирекомендуется пользоваться разными наборами слов, так как ранее данныеопределения могут запоминаться и затем воспроизводиться по памяти.
Выводы об уровнеразвития:
8-10 баллов – высокийуровень
4-7 баллов – среднийуровень
2-3 балла – низкийуровень
 Оценка результата:
По проведенной методикеоценка детей такова:
8-10 баллов 10 детей –высокий уровень
4-7 баллов 15 детей –средний уровень
2-3 балла 5детей – низкийуровень
Методика «Сравнениепонятий»
Цель: исследование операций сравнения,анализа и синтеза в мышлении подростков.
Материал: несколько пар слов для сравнения,отпечатанных на листе бумаги.
Ход выполнения: испытуемый читает или слушаетзаданные пары слов и отвечает относительно каждой пары на вопрос: «Чем онипохожи?», а затем на вопрос: «Чем они отличаются?». Все его ответыполностью записываются в протокол.
Исследователь на первыхпримерах может разъяснить испытуемому непонятные ему моменты, а также долженнастаивать на соблюдении испытуемым последовательности выполнения задания:вначале описание сходства, а потом различий.
Анализ результатов.
Учитывается то, насколькоиспытуемый может выделять существенные признаки сходства и различия понятий.Неумение выделять эти признаки свидетельствуют о слабости обобщений исклонности к конкретному мышлению.
Кроме того, исследователюнадо обратить внимание на то, как испытуемый выполняет требования, касающиесязаданной последовательности.
При выполнении заданий,что ему дается легче — нахождение сходств или различий.
Дошкольники и младшиешкольники вместо выделения общего обычно указывают на различия объектов,поскольку за операцией различия стоит наглядно-действенное и наглядно-образноемышление. За указанием на общее кроется операция введения в отвлеченнуюкатегорию. Таким образом, тот факт, что раньше созревает различие, а затемобобщение, свидетельствует о смене психологических операций, о переходе отнаглядных форм мышления к словесно-логическому обобщению. Поэтому дляшкольников особенно трудными будут задачи таких категорий:
например, «ворона — рыба», — слова, у которых трудно найти общее.
У младших школьниковвозникает операция обобщения, которая принимает форму выделения общихпризнаков, но очень часто за ней кроется еще наглядное сравнение или введениепредметов в общую наглядную ситуацию, для них трудны задачи категории,например, «всадник — лошадь», слова находятся в условиях конфликта,их очень трудно сравнивать.
Оценивается такжелогичность хода высказываний испытуемого. Имея инертное, вязкое мышление,испытуемый соскальзывает при сравнении слов со сходств на различия илинаоборот, отвлекаясь на незначительные, второстепенные моменты, уделяя имбольшое внимание, может терять нить рассуждений и т.д.
 Материал к методике:
Утро-вечер;корова-лошадь; летчик-танкист; лыжи-коньки; трамвай-автобус; река-озеро;велосипед- мотоцикл; собака-кошка; ворона-рыба; лев-тигр; поезд-самолет; обман-ошибка;ботинок-карандаш; яблоко-вишня; лев-собака; ворона-воробей; молоко-вода;золото-серебро; сани-телега; воробей-курица; дуб-береза; сказка-песня;картина-портрет; лошадь-всадник; кошка-яблоко, голод-жажда.
Длительность методики5-10 минут.
Оценка результата:
21-26 пар слов – высокийуровень
15-20 пар слов – среднийуровень
10-15 пар слов — низкийуровень
Оценка детей попроведенной методике:
21-26 пар слов 7 детей – высокийуровень
15-20 пар слов 13 детей –средний уровень
10-15 пар слов 10 детей — низкий уровень.
По проведенномуконстатирующему эксперименту сделаны такие выводы:
25% детей – имеют высокийуровень развития мышления
45% детей – имеют среднийуровень развития мышления
30% детей – имеют низкийуровень развития мышления
2.2 Обучающий эксперимент
Цель: проведение игровыхупражнений на развитие мышления у детей.
За время обучающегоэксперимента были проведены с детьми игровые упражнения на развитие мышления.Упражнения включали в себя игры на развитие смекалки, на понимание скрытого смысласлова, на развитие интеллекта, художественно-образного, творческого илогического мышления. Упражнения проводились по 45 минут, с перерывом в 15минут, по группам. В перерывах между играми проводились упражнения для развитияправильного дыхания, упражнения для профилактики простудных заболеваний. В ходеэксперимента изучалась возможность сочетания игровых упражнений и заданий наразвитие мышления с упражнениями на правильную постановку дыхание, напрофилактику простудных заболеваний в условиях лечебного стационара.
1) Игровые упражнения наразвитие смекалки:
«Десять слов», «Составьслова».
Эти игры помогают детямпроявить скорость своего индивидуального мышления, развивают логику. Игрыидеально подходят для того, чтобы растормошить нерасторопных и ленивыхребятишек, заставить их думать, проявлять себя путем проб и ошибок. Такимобразом, логические игры на развитие смекалки очень полезны для общего развитиядетей. Между этими играми проводились упражнения на развитие правильногодыхания: «Петух»; «Кошка – царапушка»; «Гуси летят».
2) Игры на понимание:
«Ромашка», «Догадайсясам».
Эти игры развиваютмышление, тренируют ум и сообразительность, вырабатывают реакцию. Подобные игрыучат ребенка находить различные ассоциации в окружающем его мире и таким образомлучше понимать его. В перерыве между играми проводилось упражнения дляпрофилактики простудных заболеваний: «Утка и кот».
 
3) Игры на развитиехудожественно-образного, творческого мышления:
«Пантомима»,«Ассоциации».
Эти игры на развитие уребенка художественно- образного мышления и памяти. Между этими играмипроводились упражнения на развитие правильного дыхания: «Лягушка»; «Позадерева»; «Березка».
4) Игры на развитиеинтеллекта:
«Найди пару»,«Инструкции».
Эти игры научат детейумение сопоставлять факты, анализировать и находить свои, более простыерешения. Между играми проводились упражнения для профилактики простудныхзаболеваний: «Белый мельник».
5) Игры на перестановкубукв в слове:
«Волшебные слова».
Эти игры направлены нато, чтобы как можно лучше развивать у ребенка умение правильно говорить,обогатить его словарный запас. У детей улучшается память, логическое мышление,более точным становится восприятие. Игры развивают сообразительность и скоростьмышления. Между играми проводились дыхательные упражнения: «Аромат цветов»;«Ёжик»; «Каша кипит».
6) Игры на логическоемышление:
«Кто сильнее?», «Ктовыше?».
Эти игры помогаютразвитию логического мышления, умелое использование которого приводит кпоразительным результатам, совершенствует способность молодых людейсопоставлять разного рода факты и не пренебрегать даже самой незначительной, напервый взгляд, информацией, то есть к осознанию того, что любые сведения в этоммире, если умело к ним подойти, станут ценными. Между этими играми проводилосьупражнение для профилактики простудных заболеваний: «Борода».
После проведенияобучающего эксперимента, провели повторное тестирование по ранее предъявленнымметодикам.
Оценка результата:
Методика на активностьмышления:
12 детей – высокийуровень
15 детей – среднийуровень
3 детей – низкий уровень
Методика на быстроту мышления:
менее 20 слов — 6 детей –низкий уровень
21-30 слов – 17 детей –средний уровень
31 и более слов – 7детей– высокий уровень
Методика на ригидностьмышления:
8-10 задач – 16 детей –высокий уровень мышления
5-7 задач – 12 детей –средний уровень
2-4 задачи – 2 детей –низкий уровень мышления
Методика на определениепонятий:
8-10 баллов – 14 детей — высокийуровень
4-7 баллов — 13 детей –средний уровень
2-3 балла – 3 детей –низкий уровень
Методика сравненияпонятий:
21-26 – 12 детей –высокий уровень
15-20 – 15 детей –средний уровень
10-14 – 3 детей — низкийуровень
Оценка после обучающегоэксперимента:
40% детей – высокийуровень мышления
50% детей – среднийуровень мышления
10% детей – низкийуровень мышления
/>

/>
/>
/>

/>
/>
Результаты обучающегоэксперимента Уровень развития Процентное соотношение до обучающего эксперимента после обучающего эксперимента низкий 30 % 10% средний 45 % 50 % высокий 25 % 40 %

Заключение
По итогам даннойдипломной работы можно сделать следующие выводы:
1) У детей, имеющиххронические соматические заболевания, действительно наблюдаются нарушения вразвитии мыслительной деятельности. Нарушено умение объяснять абстрактныепонятия, отстаивать свою точу зрения. Имеются недочеты в умении детейразмышлять, опираясь, прежде всего на логику, эти недочеты чаще всего связаны снеточностью логического строя мысли. У этих детей занижена скорость иактивность мышления.
2) При комплексноммедико-педагогическом подходе можно помочь ребенку в развитии исовершенствовании психических процессов. Для этого достаточно было бы влечебных учреждениях проводить занятия педагога-психолога с детьми. На этихзанятиях можно проводить игры и упражнения для развития всех психическихпроцессов. Так же педагог-психолог мог проводить беседы с детьми поинтересующим их проблемам, помогал им в усвоении учебной программы, которую онипо причине болезни пропустили. Работу проводил бы и с родителями детей,объяснял бы им как правильнее, они могут помочь своему ребенку в занятиях,связанными с учебой в школе, в развитии интеллектуальных и умственныхспособностей.
По всем этим данным можнодать следующие рекомендации:
— организовать в условияхлечебных стационаров учебные комнаты для занятий с детьми.
— организовать в условияхлечебных стационаров комнату отдыха для игр и развлечений детей.
— разнообразить досугдетей пребывающих на лечении в стационаре различными конкурсами (на лучшийрисунок или поделку на память для больницы), устраивать соревнования междудетьми по умению игры в настольные игры (шашки, шахматы, домино и т.д.).
— проводитьлечебно-профилактическую гимнастику и разног вида упражнения на развитиеправильного дыхания, упражнения для глаз, рук, спины, профилактики различныхзаболеваний.
— ввести в штатработников лечебных учреждений, ставку педагога-психолога.
Принятые в этомнаправлении соответствующие меры, будут способствовать нормализации физическогои психического здоровья детей, находящихся на длительном пребывании в больнице.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.