Реферат по предмету "Психология"


Влияние тревожности на профессиональную деятельность

ХРИСТИАНСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ

КУРСОВАЯРАБОТАУч. дисциплина: «ПСИХОДИАГНОСТИКА»
Тема: «ВЛИЯНИЕТРЕВОЖНОСТИ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
студентки 4 курса
гуманитарного факультета
Гричун Элины Борисовны

Одесса-2008 г.

Содержание
ВведениеЧасть І. Основныетеоретические подходы к изучению нервно-психических напряжений
1.1 История изучения нервно-психических состоянийчеловека
1.2 Современные представления о психическихсостояниях человека
Часть II. Тревожность как состояние нервно-психической напряженности
2.1Понятие «тревожность» и причины ее возникновения
2.2Субъективные факторы, влияющие на возникновение и
проявлениетревожности
2.3Влияние тревоги на эффективность деятельности
Часть IІІ. Эмпирические исследования уровнятревожности
3.1Организация исследования
3.2Результаты исследования
Заключение
Литература
Приложение

Введение
 
Современная эпохаобщественного развития характеризуется несколькими важными особенностями. Этоневиданный ранее темп развития науки и производства, имеющий характернаучно-технической революции, все более возрастающая роль человека в этомпроцессе, как главной производительной силы общества, все более высокиетребования, предъявляемые к работникам, к их профессиональным и личностнымкачествам.
Высокий динамизмповседневной жизни и деятельности современного человека, интенсификациясоциальных связей и общения людей, необходимость принимать ответственныерешения в условиях неопределенной ситуации и дефицита времени, повышениетребований к компетентности и оперативности человека связаны, в свою очередь, сростом психологической напряженности, которую порождают всевозможныекатаклизмы, стихийные бедствия, войны, терроризм. Общество находится во властитревоги, проникающей в дома, сердца и жизнь людей.
Проблема психическихсостояний имеет в человекознании огромное значение. Успешная разработка этойпроблемы необходима потому, что психические состояния во многом определяютхарактер деятельности человека. Тревожность как состояние в отечественной изарубежной литературе изучалась, прежде всего, с точки зрения развития навыковсаморегуляции у спортсменов (К. Эликсон, У. Морган, Ю.В. Пахомов). Тревожностькак состояние и как черту, которая возникает в процессе адаптации к среде и привыполнении различных видов деятельности изучал. Ю Ханин.
В некоторых работахтревожность рассматривается как реакция на социальное влияние при определенныхиндивидуальных психофизических свойствах (Г. Айзенк, Б. Вяткин, Ч. Спилбергер,Н. Махони), а так же как состояние, которое может возникнуть вовремя различныхпсихосоматических заболеваниях (Е Соколов).
Что же такое тревожность,как она проявляется у отдельных индивидов, какие последствия для общества можетиметь хроническое состояние тревожности у его обитателей?
Основная цель даннойработы: изучениевлияния уровня тревожности на профессиональную деятельность.
Для достижения указаннойцели будут решены следующие задачи:
-          проанализированалитература по данному вопросу;
-          подобранадекватный психологический инструментарий для исследования уровня тревожности;
-          отражениеполученных результатов в таблице;
-          сделанысоответствующие выводы по полученным результатам.Предметом данного исследования является специфика проявлениятревожности как индивидуального свойства личности и как реакция на ситуацию.
В качестве гипотезымы выдвигаем предположение: уровень тревожности оказывает влияние наудовлетворенность профессиональной деятельностью.
В качестве инструментаисследования использована методика Ч. Спилбергера, адаптированная Ю. Ханиным.

Часть І. Основные теоретические подходы кизучению нервно-психических напряжений
 
1.1 История изучениянервно-психических состояний человека
 
Среди психических явленийпсихическим состояниям принадлежит одно из основных мест.
Понятие «психическоесостояние» относится к коренным, родовым понятиям в психологии, и поэтому, какотмечает Д. Левитов, дать его собственное определение через еще болееобобщенные понятия чрезвычайно трудно [6, 95].
Понятие «психическоесостояние» имеет практический категориальный характер и является одним изосновных аспектов содержания психологической науки. Обладая известнойсамостоятельностью (отсутствием жесткой зависимости от внешних условий),психические состояния во многом определяют деятельность человека. И.П. Павловуказывал, что для деятельного состояния мозга важна не только динамикаситуационных характеристик, сколько имеющееся в данный момент состояние нервныхпроцессов в головном мозге [10, 111].
Интерес к психическимсостояниям, в которых оказывался человек, и которые во многом определяли егоповедение, внешний вид, деятельность, появился в глубокой древности.
В VI в. до нашей эры Гераклитом былотмечен противоречивый характер определения понятия «Состояние» и егосодержательной трактовки. Гераклит указывал, что само слово «состояние»свидетельствует о постоянстве, устойчивости этого психического феномена. Однаков тоже время он отмечал динамичность, процессуальный характер психическогосостояния и полагал, что «состояния души» могут переходить из одного качества вдругое.
Наиболее четкоепредставление о психических состояниях было у Аристотеля. Он считал, чтопсихические состояния – это особые состояния души, выделял их в самостоятельнуюпсихологическую категорию и подчеркивал связь между ними и характеристикамителесного субстрата. Аристотель разделял понятия психического состояния ипсихической деятельности и допускал, что психические состояния развиваются подвлиянием внешних воздействий.
В конце І — начале ІІ тысячелетия нашей эры великий ученыйАвицена указывал, что эмоции представляют собой определенные формы «животнойсилы», и подчеркивал их связь с телесными изменениями. Ему же, по существу,принадлежит идея соединить медицину с психологией, т.е. учитывать состояниядуши человека при оценке болезненных телесных расстройств.
В эпоху позднегосредневековья и, особенно в эпоху Возрождения появились новые воззрения напсихические состояния. Уже Декарт считал, что психические состояния как явлениясопровождаются изменениями в поведении, мимике и в состоянии внутренних органовчеловека.
В XVIII-XIX вв. продолжались попытки классифицировать психическиесостояния. Так Вундт, предложил дихотомический принцип, на основе которого вкаждом психическом состоянии выделял две группы: напряжение-расслабление,возбуждение-успокоение.
Дарвину и Джемсупринадлежат тщательные описания внешних проявлений психических состояний.Джемс, в частности полагал, что психические состояния, в том числе и состояниясознания, являются главным предметом психологической науки в целом.
В первой половине ХХ векастрах и чувство тревоги анализировали Мак Даугол, Уотсон, Фрейд, Фромм, Селье,Спенсер, Спенс и Тейлор.
Большинствоисследователей сходятся в том, что проблема тревожности как проблема собственнопсихологическая была впервые поставлена и подверглась специальному рассмотрениюв работах З. Фрейда.
Он сосредоточил своевнимание на тревожности, которую рассматривал как субъективный опыт,сопровождающийся реакциями страха. Он определил тревожность как «какое-то чувство»,неприятное эмоциональное состояние. В дополнение к дрожи, нарушению дыхания иостальным биологическим проявлениям Фрейд предположил, что состояниетревожности состоит из чувства напряженности, страха, нервозности. Фрейд такжедетально рассматривал разницу между «объективной»и «невротической»тревожностью.
Одним из первыхисследований проблемы о «внутреннем постоянстве» организма в условияхизменяющейся среды явились классические теории Бернара, которые в последствиипослужили толчком для дальнейшего изучения конкретных вопросов, связанных сгенезисом, феноменологией, объективными характеристиками психических состоянийи в том числе, состояний психического напряжения, тревоги и страха.Значительный вклад в развитие данных вопросов внесли русские исследователи В.Бехтерев, Б. Ананьев, П. Симонов, Д. Левитов и др.
1.2 Современныепредставления о психических состояниях человека
 
В современномпредставлении психические состояния представляют собой целостные характеристикипсихической деятельности за определенный период времени. Сменяясь, онисопровождают жизнь человека в его отношениях с людьми и обществом. В любомпсихическом состоянии можно выделить три общих измерения:мотивационно-побудительное, эмоционально оценочное иактивационно-энергетическое [9,12].
Различные авторы даютразные определения понятия «психическое состояние». Некоторые из них, например,Джемс, идентифицирует понятие «состояние» и «процесс», другие сводят понятие«психическое состояние» к понятию «состояние сознания», третьи так или иначесвязывают психические состояния с характеристиками эмоциональной сферы. Влитературе имеются определения К. Платонова, А. Лазурского, А. Смирнова и др.
Наиболее полным считаетсяопределение Д. Левитова, который считает, что психическое состояние – это самостоятельноепроявление человеческой психики, всегда сопровождающееся внешними признаками,имеющими преходящий, динамический характер, выражающееся чаще всего в эмоциях,окрашивающее всю психическую деятельность человека и связанное с познавательнойдеятельностью, с волевой сферой и личностью в целом [6, 34].
Психические состояниячеловека характеризуются целостностью, подвижностью и относительнойустойчивостью, взаимосвязью с психическими процессами и свойствами личности,индивидуальным своеобразием и типичностью, крайним многообразием, полярностью.
Целостность психическихсостояний проявляется в том, что они характеризуют в определенный промежутоквремени всю психическую деятельность в целом, выражают конкретноевзаимоотношение всех компонентов психики.
Подвижность психическихсостояний заключается в их изменчивости, в наличии стадий протекания (начало,определенная динамика и конец).
Психические состоянияобладают относительной устойчивостью, их динамика менее выражена, чем упсихических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных). При этомпсихические процессы, состояния и свойства личности теснейшим образом связанымежду собой. Психические состояния влияют на психические процессы, являясьфоном их протекания. В то же время они выступают в качестве «строительногоматериала» для формирования качеств личности, прежде всего характерологических.Например, состояние сосредоточенности мобилизует процессы внимания, восприятия,памяти, мышления, неоднократно повторяясь, они могут стать качеством личности.
Психические состоянияотличаются крайним многообразием и полярностью. Последнее понятие означает, чтокаждому психическому состоянию соответствует противоположное состояние(уверенность- неуверенность, активность – пассивность, фрустация –толерантность, и т.д.).
Психические состояниячеловека можно классифицировать по таким основаниям:
1)        в зависимости отроли личности и ситуации возникновения психических состояний – личностные иситуативные;
2)        в зависимости отдоминирующих (ведущих) компонентов (если таковые явно выступают) –интеллектуальные, волевые, эмоциональные и т.д.;
3)        в зависимости отстепени глубины – состояния (более или менее) глубокие либо поверхностные;
4)        в зависимости отвремени протекания – кратковременные, затяжные, длительные;
5)        в зависимости отвлияния на личность – положительные или отрицательные, стенические, повышающиежизнедеятельности и астенические;
6)        в зависимости отстепени осознанности – состояния более или менее осознанные;
7)        в зависимости отпричин, их вызывающих;
8)        в зависимости отстепени адекватности вызвавшей их объективной обстановки.
Можно выделить типичныеположительные и отрицательные психические состояния, свойственные большинствулюдей как в повседневной жизни (счастье, горе и т.д.), так и в профессиональнойдеятельности. К последним, можно отнести психические состояния профессиональнойпригодности, сознание значимости своей профессии, состояние радости от успешнойработы, состояние неудовлетворенности работой и т.д.
Для состоянияпрофессиональной заинтересованности характерны: осознание значимостипрофессиональной деятельности; стремление больше узнать о ней и активнодействовать в ее области; концентрация внимания на круге объектов, связанных сданной областью, и при этом указанные объекты начинают занимать господствующееположение в сознании специалиста.
Важное значение дляэффективности профессиональной деятельности имеет психическое состояниеготовности к ней в целом и к отдельным ее элементам в частности.
Наряду с положительными(стеническими) состояниями у человека в процессе его деятельности, общения,могут возникать и отрицательные (астенические) психические состояния. Например,нерешительность, как психическое состояние может возникнуть не только приотсутствии у человека самостоятельности, уверенности в себе, но и в видуновизны, неясности, запутанности той или иной жизненной ситуации. Такиесостояния приводят к возникновению состояния психической напряженности.
Таким образом, вструктуру психического состояния входят определенная модальность переживания,конкретные изменения в протекании психических процессов (психическойдеятельности) в целом, отражение особенностей личности и характера, а такжепредметной деятельности и соматического состояния. Одним из видов психическойнапряженности является состояние тревожности.

Часть II. Тревожность как состояниенервно-психической напряженности
2.1 Понятие«тревожность» и причины ее возникновения
Тревога – это состояниебеспокойства, возникающее у человека в ситуации, которая представляет для негоопределенную психическую или психологическую угрозу. Это состояние еще частоназывают тревожностью.
По общепринятомуопределению тревожность определяют как чувство неконкретной, неопределеннойугрозы, сопровождающееся ожиданием неблагополучных перемен [4,234].
Термин «тревожность»нередко используют и для обозначения более широкого круга переживаний,возникающих независимо от конкретной ситуации. Многогранность и семантическаянеопределенность понятий тревоги и тревожности в психологических исследованияхявляется следствием использования их в разных значениях.
Тревожность – переживаниеэмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи.Любая нестабильность, нарушение привычного хода событий может привести кразвитию тревожности.
В отличие от страха,который порождается конкретными причинами и связан главным образом с угрозойсамому существованию человека как живого существа, тревожность обычно имеетнеопределенный характер и возникает при угрозе (нередко – воображаемой)человеку как личности. Иногда ставится знак равенства между страхом итревожностью. В тоже время полагают, что тревожность, тревога предшествуютстраху, который возникает, когда опасность уже осознана и конкретизирована[5,11].
В психологии различаюттревожность как эмоциональное состояние (ситуативная тревожность) и какустойчивую черту (личностная тревожность).
Ситуативная тревожностьопределяется Спилбергером как «эмоциональная реакция» которая характеризуетсямрачными предчувствиями, субъективными ощущениями напряженности, нервозности,беспокойства и сопровождается активизацией вегетативной нервной системы.
Аналогично Ю. Л. Ханинпонимает тревогу как эмоциональное состояние или реакцию, для которойхарактерны следующие признаки:
-          различнаяинтенсивность (величина ситуативной тревожности может колебаться в зависимостиот множества факторов);
-          изменчивость вовремени (эмоциональный дискомфорт связан с конкретной ситуацией);
-          наличиенеприятных переживаний напряженности, озабоченности, беспокойства, опасения;
-          выраженная активациявегетативной нервной системы
Ситуативная тревожностьпорождается объективными условиями, содержащими вероятность неуспеха инеблагополучия. Как правило, в норме у тревожности есть повод, то есть человекзнает, почему он беспокоится: из-за предстоящего экзамена, из-за неприятностейна работе. В таких условиях тревожность может играть положительную роль, таккак способствует концентрации энергии на достижение желаемой цели, мобилизациирезервов организма и личности для преодоления возможных трудностей. То естьситуативная тревожность имеет приспособительный характер, если не превосходитоптимального уровня. Безразличие к трудностям и безответственное отношение кпоставленным целям при полном отсутствии ситуационной тревожности снижаетэффективность деятельности и не позволяет добиться наилучших результатов.Однако и повышенная ситуативная тревожность, при которой возбуждение ибеспокойство значительно превышают уровень возможных затруднений, снижаетрезультативность деятельности.
Под личностной тревожностьюпонимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающаяпредрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у неготенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающих, отвечаяна каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личнаятревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемыхчеловеком, как опасные самооценке самоуважению.
Величина личностнойтревожности позволяет прогнозировать вероятность возникновения состоянийтревоги в будущем. Высокотревожные субъекты будут воспринимать ситуации сналичием стрессоров как более угрожающие и будут испытывать более выраженныйуровень ситуативной тревожности.
В дополнение к этому Ю.Л.Ханин, ссылаясь на работы Мартенса, подразделяет личностную тревожность наобщую и специфическую.
В первом случаеличностная тревожность имеет характер, не связанный с особенностями ситуации.Это означает, что высотревожные субъекты в большинстве ситуаций будутиспытывать высокий уровень ситуативной тревожности.
Во втором случае тревогавозникает лишь в определенных ситуациях и связана с особенностями восприятияспецифических стрессоров. Поэтому индивиды с высоким уровнем личностнойтревожности испытывают состояние тревоги в одних ситуациях и могут чувствоватьсебя достаточно спокойно в других ситуациях [28,165].
Определенный уровеньтревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельнойличности [12,486]. У каждого человека существует свой оптимальный, илижелательный уровень тревожности. Это так называемая полезная тревожность.Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для негосущественным компонентом самоконтроля и самовоспитания
Если вдруг человек илиокружающие замечают, что все вроде бы боле или менее нормально, а его непокидает чувство тревоги, или реакция на рядовые события чрезмерна, илитревожность возникает по такому поводу, на который ранее человек не обратил бывнимания, то в данном случае ситуативная тревожность имеет дезадаптивныйхарактер.
Анализ литературныхисточников, позволяет выделить внешние объективные факторы, способствующиеповышению уровня тревожности, связанные с трудовой деятельностью, и внутренние,субъективные – те индивидуальные особенности личности профессионала, которыевлияют на процесс роста уровня тревожности.
К объективным факторамвозникновения тревожности относят.
1)        Неблагоприятныйсоциально-психологический климат коллектива, который складывается под влияниемсложной системы взаимоотношений и выражается в определенном эмоциональномсостоянии (эмоциональном настрое) коллектива. Частые конфликты, повышеннаянапряженность в отношениях с коллегами и руководством, отсутствие поддержки исплоченности в коллективе могут негативно сказываться наиндивидуально-психических состояниях его членов, создавать тягостныепереживания, которые закрепляясь могут служить фактором, способствующиеповышению уровня тревожности;
2)        Перегрузки. Естьлюди, которые лучше всего работают в состоянии постоянного напряжения, однакодля большинства людей, ситуация жесткого временного прессинга являетсястрессовой. Такая ситуация может быть связана с плохой организацией труда(когда организационные процедуры отнимают львиную часть рабочего времени), недостаткомперсонала (когда один человек вынужден совмещать обязанности несколькихсотрудников), а так же и самим характером деятельности, в которой периодическислучаются «авралы» (например, у бизнесменов, милиционеров, медиков, вынужденныхбороться с кризисными ситуациями). Причинами перегрузок могут быть также нереальновысокие личные притязания или требования начальства.
3)        Низкий социальныйстатус. Для большинства людей работа составляет наиболее значимую часть жизни.И если общество недооценивает эту работу как малозначительную и недостойнуювысокого вознаграждения, это унижает достоинство человека. У работников,получающих низкую заработную плату, возникает стресс в результате ущемления ихпритязаний. Они испытывают депрессию и чувство безнадежности. Часто этоощущение усугубляется отношением руководителей, которые постоянно контролируютсвоих подчиненных, не доверяя их добросовестности и компетентности. Чувствонедооцененности и мелочный контроль разрушают в человеке стремление кпрофессиональному росту, заставляет сомневаться в своих способностях.
4)        Сверхурочные инеудобные часы работы. Человеческий организм, суточные ритмы которогоопределяются природными факторами, не приспособлен для того, чтобы работать вночные часы. Нарушение суточного ритма (например, ночные смены) вызываютпсихологический и физиологический стресс. Помимо нарушений суточных ритмов,сверхурочные часы работы влекут за собой дополнительные неудобства. У человекане остается времени, которым он мог бы распоряжаться по своему усмотрению, таккак в любой момент его могут вызвать для сверхурочной работы. Человек находитсядлительное время в состоянии тревоги ожидания.
5)        Ненужные ритуалыи процедуры. Многие служащие жалуются на обилие бумажной работы. Оформлениемногочисленных документов часто вызывают отрицательные эмоции у врачей,учителей, преподавателей вузов и научных работников, чья основная деятельностьносит совершенно иной « не бумажный характер». Часто раздражение возникаетиз-за слишком большого количества заседаний, обсуждений и деловых встреч,особенно если они плохо подготовлены. У участников таких встреч возникаетощущение, что время потрачено впустую.
6)        Неопределенность.Очень немногие люди чувствуют себя уверенно в ситуации неопределенности.Неопределенность на рабочем месте может возникать из-за частых изменений вполитике учреждения, когда сотрудники толком не знают, что происходит, и немогут планировать свою деятельность. Самая худшая форма неопределенности – этокогда человек не знает, удастся ли ему удержаться на рабочем месте. Теруководители, которые думают, что их служащие будут работать лучше, если передними постоянно маячит перспектива увольнения, глубоко заблуждаются. Такоеположение приводит только к повышению уровня тревожности сотрудников.
7)        Однообразие.Когда ситуация слишком стабильна, это тоже может вызвать тревожность,проявляющуюся в апатичности, ленности. Человек время от времени нуждается вновых впечатлениях, чтобы сохранить собранность и творческий потенциал.Например, у служащих, выполняющих административные обязанности, часто возникаетощущение монотонности. По утрам они испытывают почти паническое состояние примысли о том, что все события предстоящего дня можно предсказать до минуты. Самипо себе эти события не являются стрессовыми или неприятными, однако ихпредсказуемость достигает такой степени, что вызывает сильные негативныеэмоции.
8)        Беспомощность.Сильную тревожность может вызывать не только необходимость принимать решения всложной обстановке, но и противоположная ситуация, когда человек осознает своюнеспособность повлиять на происходящие события и вынужден смиряться с чужимрешением как с неизбежностью.
Таким образом,ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуетсясубъективными переживаниями, эмоциями: напряжением, беспокойством,озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакцияна стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности вовремени. Ситуативная тревожность порождается объективными условиями,содержащими вероятность неуспеха и неблагополучия (в частности, в ситуацииоценки способностей и достижений личности).
2.2 Субъективныефакторы, влияющие на возникновение и проявление тревожности
 
Что вызывает появлениеоценочной тревожности как черты характера? Какие факторы повышают оценочнуютревожность и ее компоненты (беспокойство и эмоциональность)?
В более поздних работахСпилбергер и его коллеги дополнили понимание оценочной тревожности какситуационно—специфической формы личностной тревожности. Они предложилирассматривать оценочную тревожность в рамках динамического процесса. Пониманиетревоги как процесса представляет собой теорию, в которой основной акцентделается на фундаментальных компонентах процесса тревоги (стресс, угроза,состояние и свойства тревоги). Поскольку тревога – это психобиологическоеобразование, то в него должны быть включены как физиологические, так ифеноменологические, субъективно оцениваемые индикаторы (частота сердечныхсокращений, температура поверхности тела, параметры дыхания).
Конкретизация глобальноготермина «тревожность» позволяет выделить три аспекта: его физиологический,интроспективный, поведенческий [3,225].
Испытывающие повышеннуютревожность стараются использовать наиболее безопасные способы проявления своейтревоги и враждебности; они не склонны также исследовать неизвестные и незнакомыеситуации.
О.Г. Мельниченко (1979)показала, что для таких людей характерны эмоциональная неуравновешенность(фактор С по Кэттеллу), робость (фактор Н), неуверенность в себе (фактор Q) и взвинченность, напряженность(фрустированность – фактор QIV).У них более высокий и менее стабильный уровень притязаний. Со стороныбиохимических показателей их особенностью выступает более высокий фоновыйуровень лактата в крови [9,159].
По данным Р.Л. Астахова(2000) [5,24], тревожность связана с показателями шизотимии, покорности,озабоченности, страха.
Все эти личностныеособенности имеют природную основу, которой служат типологические особенностипроявления свойств нервной системы. В.Д. Небылицын предположил, что люди сослабой нервной системой более склонны к тревожности, чем обладающие сильнойнервной системой. Это было подтверждено рядом исследований. Выявлено, что людис высокой степенью тревожности чаще имеют слабую нервную систему, следовательнои высокую активацию в покое, которая обусловлена прежде всего возбуждающимвлиянием на кору головного мозга. Ю.А. Катыгину и его соавторами былоустановлено, что людям с повышенной тревожностью чаще присущи инертностьнервных процессов и преобладание торможения.
Таким образом, для лиц снизким нейротизмом, более, чем людям с высоким нейротизмом, характерны сильнаянервная система, подвижность нервных процессов и преобладание возбуждения по«внешнему» балансу [11, 14]. По результатам Е.П. Ильина, у лиц, обладающихвысоким уровнем тревожности, сильнее выражен мотив достижения.
 Учеными были предпринятыпопытки выявить роль наследуемости тревожности как черты личности. Р. Кэттелл иИ. Шейер показали, что влияние среды проявляется гораздо сильнее, и что одинлишь фактор Н, входящий в состав тревожности, существенно зависит отнаследственности. Однако имеются и другие данные, свидетельствующие о влияниигенетического фактора в проявлении тревожности. Наибольший нейротизм итревожность показали мужчины и женщины-левши, что объясняется условиями жизнииспытуемых в мире праворуких.Таким образом, в качествесубъективных факторов исследователи выделяют:1)        высокий уровень нейротизма как показатель эмоциональной неустойчивостииндивида, эмоциональной лабильности, неуравновешенности нервно-психическихпроцессов, проявляющийся в повышенной возбудимости, реактивности и высокойстепени откликаемости, низком пороге переживания дистресса и преобладаниинегативно окрашенных эмоциональных состояний [3,65].
2)        низкий уровеньсформированности индивидуальной системы осознанной саморегуляции эмоций иповедения [11,63]. Некоторые авторы выделят в качестве субъективных факторов иналичие рассогласований в ценностной сфере, что является актуальным всегодняшней ситуации.Проявления тревожности могутносить соматический и поведенческий характер. Соматические проявления касаютсяизменений во внутренних органах, системах организма: ускоренное сердцебиение,неровное дыхание, дрожание конечностей, скованность движений. Может повышатьсяартериальное давление, возникать расстройства желудка.
На поведенческом уровнепроявления повышенной тревожности еще более разнообразны и непредвиденны. Онимогут колебаться от полной апатии и безынициативности к демонстративнойагрессии. Часто это происходит при заниженной самооценке. Заниженная самооценкав большинстве случаев присуща людям с личностной тревожностью, застревающим ипедантичными типами акцентуации характера. В результате возникает пониженныйфон настроения, закрепляется комплекс неполноценности [8,24]. Стойкая излишненизкая самооценка влечет за собой чрезмерную зависимость от других,несамостоятельность, искаженное восприятие окружающих.
Бессознательно маскируясвою тревожность, человек провоцирует негативное к себе отношение, чтоусложняет и без того тяжелое внутреннее состояние.
Одно из более частыхпроявлений тревожности – апатия и вялость. Конфликт между противоречивымистремлениями разрешается за счет отказа от любых стремлений. Апатия частоявляется следствием безуспешности других механизмов преодолеть тревожность.Маска апатии еще более обманчива, чем маска агрессии. Демонстративнаяинертность, отсутствие живых эмоциональных реакций мешают распознать тревогу ивнутренние противоречия, которые привели к развитию состояния тревожности.
2.3 Влияние тревоги наэффективность деятельности
В последнее времятревожность изучается также как процесс, в частности, в работах Ч. Спилбергера,Ф.Е. Василюка, Ф.Б. Березина, В.М. Астапова.
Экспериментальноеизучение влияния тревоги на эффективность деятельности дает однозначныерезультаты. Данные свидетельствуют о том, что тревога способствует успешнойдеятельности в относительно простых для человека ситуациях, а препятствует всложных [23,11].
Тревожность как сигналопасности привлекает внимание к возможным трудностям, позволяет мобилизоватьсилы и тем самым достичь наилучших результатов. Поэтому оптимальный уровеньтревожности рассматривается как необходимый для эффективного приспособления креальности (адаптивная реальность). Полное отсутствие тревоги препятствуетнормальной адаптации и мешает продуктивной деятельности. Чрезмерно высокийуровень тревожности рассматривается как дезадаптивная реакция, проявляющаяся вобщей дезорганизации поведения и деятельности.
Как показали Кэттелл и И.Шейер, высокий уровень тревожности снижает успешность профессиональнойдеятельности. Повышенная личностная тревожность отрицательно влияет намузыкантов, спортсменов и другие виды деятельности. Кроме того, подобные людименее устойчивы к монотонной работе, чем лица с низкой тревожностью. Однако инизкая тревожность может обусловливать плохую эффективность деятельности. Всезависит, по видимому, от вида работы, которой человек занимается.
Тревожность влияет и настиль деятельности. Н.А. Буксеев (1987) показал, что высокая тревожность чащевстречается у людей с мягким (либеральным) стилем деятельности, чем у жестких(автократичных). Замечено, что люди с высокой личностной тревожностью обладаютболее низкой самооценкой и авторитарным стилем основной деятельности (проводилисьисследования учителей), избегают социальных контактов.
В противоположность имлюди с низким нейротизмом уверены в себе и стремятся к активному общению слюдьми.  По мнению Е.П. Ильина, есть основания предполагать, что тревожностьиграет роль в естественном отборе для некоторых видов деятельности, в частностипо определенным видам сорта. Так, например, нет спортсменов с высокойтревожностью в парашютном сорте, причем, как среди мастеров, так и срединовичков.

Часть IІІ.Эмпирические исследования уровнятревожности
3.1 Организацияисследования
 
Большинство из известныхметодов измерения тревожности позволяет оценить или только личностную, илисостояние тревожности, либо более специфические реакции. Единственнойметодикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность и как личностноесвойство, и как состояние является методика, предложенная Ч.Д. Спилбергом. Нарусском языке его шкала была адаптирована Ю.Л.Ханиным.
В данной работе намииспользована методика Ч. Спилбергера, адаптированная Ханиным. Методикапредставляет из себя два опросника: Шкала ситуативной тревожности (СТ) и Шкалаличной тревожности (ЛТ).
Шкала ситуативнойтревожности включает в себя 20 вопросов, на которые исследуемый долженответить: Нет, это не так, Пожалуй так, Верно, Совершенно верно.
Шкала личной тревожноститакже состоит из 20 вопросов, на которые испытуемому необходимо ответить:Никогда, Почти никогда., Часто, Почти всегда.
Определение показателейситуативной и личностной тревожности производится с помощью ключа.
Для изучения уровняличностной и ситуативной тревожности и выявления связи уровня тревожности суспешностью профессиональной деятельности нами была сформирована группа из 10человек методом свободной выборки из лиц различного возраста от 19 до 50 лет.60% участников составляли женщины и 40% — мужчины.
В состав группы входилилюди различных профессий, как умственного, так и физического труда: студенты,преподаватели, менеджеры, строители, водители и др.
С каждым участником передпроведением опроса был проведен инструктаж по работе с опросниками.
После проведениятестирования, каждому участнику исследования задавался вопрос, насколько онсчитает себя успешным в профессиональной деятельности. Все результатытестирования систематизированы в таблицу.
Таблица 1.
Результаты изученияуровня ситуативной и личностной тревожностиучастники пол возраст профессия Уровень личн. тревожн Уровень ситуат. тревож. Успешн. профес. деятельности Примеч. А жен 41 Учитель 42 балла 45баллов + Б жен 19 Студ. 32 36 + В муж 21 Студ. 29 35 + Г муж 38 Строитель 25 28 + Д жен 50 Продавец 55 60 _ Ж муж 47 Водитель 40 42 + З жен 31 Менеджер 48 50 _ Обращ. к психол. И жен 27 Воспитатель 42 43 _ К муж 26 Менеджер 20 20 + Л жен 30 секретарь 50 54 _ Обращ. к психол.
3.2 Результатыисследования
Анализ Таблицы 1 показал,что уровень личностной тревожности среди испытуемых распределился следующимобразом:
-          низкий – 3человека (30%);
-          средний – 4человека (40%);
-          высокий – 3человека (30%).
Уровень реактивной(ситуативной) тревожности в 90% случаев был несколько выше уровня личностнойтревожности и распределился следующим образом:
-          низкий – 2человека (20%);
-          средний – 5человека (50%);
-          высокий – 3человека (30%).
Таким образом, вселица, имеющие высокий уровень личностной тревожности, дали и высокий процентреактивной тревожности.
Все испытуемые с высокимили близким к высокому (42-43 балла) уровнем тревожности, как личностной, так иреактивной – 4 человека, оказались неудовлетворенными своей профессиональнойсостоятельностью. Они часто испытывают состояние дискомфорта на работе,внутреннего конфликта; они испытывают повышенную утомляемость ираздражительность; у них занижена самооценка. Два человека из испытуемых свысоким уровнем тревожности даже обращались за помощью к психологу.
Из данных, отраженных вТаблице 1. можно также проследить взаимосвязь умственного и физического труда иуровнем тревожности и, соответственно с уровнем профессиональной успешности.
Тревожность, влияющая науспешную деятельность, явно прослеживается у работников умственного труда, посравнению с работниками физического труда, что возможно связано с преобладающимвлиянием состояния тревоги на высшую нервную систему организма. С другойстороны, может существовать и «обратная связь» между способом труда исаморефлексией, что у тревожных личностей снижает уровень самооценки.
Отчетливой связи уровнятревожности с возрастом выявлено не было, но среди испытуемых с высоким уровнемтревожности преобладали женщины, что возможно связано с более выраженнойэмоциональностью женщин и эмоциональной лабильностью и склонностью к тревоге.Кроме того, женщины, занятые интеллектуальным трудом, показали более высокуюмотивацию к успеху (83,6%), чем мужчины (50%).
Наиболее низкий уровеньтревожности показали молодые мужчины (до 25 лет).
Таким образом, используяметодику Спилбергера, мы получили данные, что испытуемые с высоким уровнемличностной и ситуативной тревожности испытывают большую неудовлетворенностьсвоей профессиональной деятельностью, чем испытуемые с низким уровнемтревожности. Более высокий уровень тревожности присущ людям, занятым винтеллектуальной сфере деятельности или людям, занятым в сфере, требующейпостоянного напряжения и внимания. В нашем случае – это продавцы, секретари,учителя, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу: уровень тревожности влияетна удовлетворенность профессиональной деятельностью.

Заключение
 
Тревожность, каксостояние нервно-психического напряжения является склонностью индивида кпереживанию тревоги и во многом обусловливает его поведение. Определенныйуровень тревожности – естественная и обязательная особенность активнойдеятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный илижеланный уровень тревожности – так называемая полезная тревожность.
В психологии различаюттревожность как эмоциональное состояние (ситуативная тревожность) и какустойчивую черту (личностная тревожность). В целом тревожность являетсясубъективным проявлением неблагополучия личности.
Основными факторами,влияющими на уровень тревожности, выступают внутренниеиндивидуально-психологические и внешние социально-психологические факторы. Квнутренним факторам относятся высокий уровень нейротизма и личностнойтревожности, рассогласование в мотивационной сфере. К внешним факторамотносятся недостатки организационной структуры и негативный психологическийклимат в коллективе.
Проведенные эмпирическиеисследования подтверждают выдвинутую нами гипотезу: уровень тревожности влияетна удовлетворенность профессиональной деятельностью.

Литература
 
1.        Абакумова Т.В.Детерминанты страха как неравновесного эмоционального состояния // Наука иобразование. — 1999. — №4.
2.        Абраменко Н.Менеджер — вредная профессия //Новый персонал. — 2004. — №4. — С. 18-21.
3.        Айзенк Х.Психологические теории тревожности: В кн. Тревога и тревожность / Под ред.В.М.Астапова. — СПб.: Питер, 2001. — С. 224-247.
4.        Андрусенко В.А.Социальный страх. — Свердловск: 1991.
5.        Астахов Р.Л.Тревожность как фактр трансформации личности подростков // Психология ХХI века: Тезисы Межд.Научно-практической студенческой конференции СПб, 2000, — С. 160-168.
6.        Бодалев А.Восприятие человека человеком. — Л., 1965.
7.        Василюк Ф.Е.Психология переживания: Анализ преодоления психических ситуаций. — М.: Изд-воМГУ, 1980.
8.        Засин С. Динамикаэмоционального напряжения в системах с меняющейся вероятностью ожидаемогоисхода. — В кн.: Речь, эмоции, личность. — Л, 1978.
9.        Изард К. Э.Психология эмоций. — СПб.: Питер, 1999.
10.      Ильин Е.П.Психология индивидуальных различий. — СПб. — Питер,2004. — С. 159-161.
11.      Катыгин Ю.А.,Умнов В.П. Связь тревожности как свойства личности с некоторымипсихофизиологическими характеристиками // Психофизиология. — Л, 1979, С. 46-49.
12.      Китаев-Смык Л.А.Психология стресса. — М.: Наука, 1983.
13.      Кьергергор Страхи трепет. — М.: Республика, 1993.
14.      Краткийпсихологический словарь / Под общ. Ред. А. Петровского, М. Ярошевского. — М.,1985.
15.      Кудрявцева Н.Тревога как социальная болезнь // Химия и жизнь. — 2004. — №11. — С. 10-14.
16.      Левитов Д. Опсихических состояниях человека. — М., 1964.
17.      Левитов Д.Психическое состояние беспокойства, тревоги // Вопросы психологии. — 1996. — №1.
18.      Мельниченко О.Г.Исследование тревожности в связи с личностными биохимическими особенностями // Психофизиология.- Л., 1979. — С.95-97.
19.      Мэй Р. Краткоеизложение и синтез теорий тревожности: В кн.: Тревога и тревожность/Под ред.В.М. Астапова. — СПб.: Питер, 2001. — С. 215-221.
20.      Наенко Н.Психологические исследования индивидуальных различий. — М., 1976.
21.      Немчин Т.А.Состояния нервно-психического напряжения. — Л, 1988.
22.      Павлов И.П.Избранные сочинения.-М., 1987.
23.      Прихожан А.М.Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастнаядинамика. — М.: «МОДЭК», 2000.
24.      Сапольски Р. Какприручить стресс // В мире науки. — 2003. — №12. — С. 61-65.
25.      Ханин Ю.Л.Личностные и социально-психологические опросники в прикладныхисследованиях: проблемы и перспективы // Социальная психология и общественнаяпрактика.-/Под ред. Е.В. Шорохова, В.П. Левкович.-М.: Наука, 1985. — С. 163-177.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.