Реферат по предмету "Психология"


Влияние типа родительского отношения на психологическую готовность к обучению в школе детей 6-7 лет

Содержание
Введение
1. Теоретические аспектыпроблемы влияния типа родительского отношения на психологическую готовность кшкольному обучению детей 6-7 лет
1.1 Типы родительских отношений
1.2 Характеристика психологической готовности к школьномуобучению у детей 6-7 лет
1.3 Влияние типа родительского отношения на психологическуюготовность к школьному обучению детей 6-7 лет
2. Экспериментальноеисследование влияния типа родительского отношения на психологическую готовностьк школьному обучению детей 6-7 лет
2.1 Программа экспериментального исследования
2.2 Анализ и интерпретация констатирующего эксперимента
Заключение
Использованные материалы

Введение
Психологическоездоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных,психологических и многих других факторов. По мнению авторов (Л.И. Божович,А.А. Бодалёв, В.С. Мухина, Т.А. Репина и др.) ребёнок как самаячувствительная часть социума подвержен разнообразным отрицательнымвоздействиям.
Длямаленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт, действует, делаетоткрытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи еёчленом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могутоказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этогоребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным,грубым, лицемерным, лживым.
Тема взаимосвязиродительского отношения в семье и уровня психологической готовности ребенка кобучению в школе, рассмотренная в данной курсовой работе, по своей актуальностизаслуживает внимания не только специалистов в областях психологии, педагогики,но и, прежде всего, родителей, воспитателей детских дошкольных учреждений.
Данная тема приобрелаактуальность в последнее время и вызвала повышенный интерес как у отечественных(Л.С. Выготского, И.В. Дубровиной, Н.И. Лисиной и др.), так и узарубежных (А. Маслоу, К. Флейк-Хопсон, К. Хорни и др.)специалистов.
По мнению А.Я. Варга,В.В. Столина и других психологов, родительские отношения – этосистема разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемыхв общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личностиребёнка, его поступков.
Cемейное воспитание – специальнаяпедагогическая деятельность родителей в семье, в которой реализуется функциясемьи по социализации ребенка. Исследования показывают, что большая часть семейосуществляет воспитание на низком уровне: детей воспитывают стихийно,неосознанно, безответственно, следуют моделям поведения своих родителей,перекладывают воспитание на детский сад, школу, не знают, что и как надо делатьдля воспитания детей в семье [5].
Семейноевоспитание характеризуется рядом условий: общей позицией родителей, типомвоспитания, наличием обоснованных программ воспитания, использованием средств иметодов общения и взаимодействия с ребенком. Общая позиция родителей состоит вответственности за воспитание ребенка. Это означает безусловную любовь,поддержку, заботу, помощь ребенку. Одновременно родители должны осознавать своиценности, себя, свои проблемы и успешно решать их, то есть иметь здоровую семьюс благополучной нравственно-эмоциональной атмосферой. Общие взгляды ипедагогическая позиция родителей определяют и тип, стиль воспитания: авторитарный,демократический, безразличный.
При демократическомстиле устанавливают правила и требования, но объясняют свои действия и мотивы,обсуждают их, используют разумный контроль, власть, ценят в ребенке ипослушание и самостоятельность. Авторитарный стиль отличаетсяподавлением личности, жестким контролем и пр. Безразличный стильвоспитания особенно вреден: ребенка не любят и предоставляют самому себе.
В последнеевремя осуществляется много споров и среди психологов и среди педагогов опсихологической готовности детей к школьному обучению. Одним из факторов даннойподготовки выступают детско-родительские отношения. Исходя из вышеуказанного,мы считаем, что тема нашего исследования «Влияние типа родительского отношения напсихологическую готовность к школьному обучению детей 6–7 лет» являетсяактуальной.
Цель работы состоит визучении влияния типа родительского отношения на особенности психологическойготовности к школьному обучению детей 6–7 лет посредством анализа уровня ихготовности к школьному обучению.
Длядостижения цели курсовой работы поставлены следующие задачи:
1.        Изучитьпсихолого-педагогическую литературу по теме курсовой работы.
2.        Исследоватьвлияние типа родительского отношения на особенности психологической готовностик школьному обучению детей 6–7 лет.
3.        Проанализироватьвлияние родителей на психологическую готовность к школьному обучению детей 6–7лет, учитывая их тип родительского отношения.
Объект исследования – дети 6 –7 лет.
Предметисследования – типродительского отношения, уровень психологической готовности к школьномуобучению, особенности психологической готовности к обучению в школе.
Гипотеза: предполагается,что тип родительских отношений оказывает влияние на особенности психологическойготовности к школьному обучению детей 6–7 лет.
Базаисследования: группа детей старшего дошкольного возраста д\с №54 г. Воркуты.

1.Теоретические аспекты проблемы влияния типа родительского отношения напсихологическую готовность к школьному обучению детей 6 – 7 лет
 
1.1 Типы родительскихотношений
Влияние родителей на психическое развитие ребенка пристальноизучается, начиная с 20-х гг. ХХ в. Родительская любовь имеет врожденныебиологические компоненты, но в целом родительское отношение к ребенкупредставляет собой культурно-исторический феномен, исторически изменчивоеявление, которое находится под влиянием общественных норм и ценностей.
Воспитание– относительноосмысленное и целенаправленное взращивание человека, более или менее последовательноспособствующее адаптации человека в обществе и создающее условия для егообособления в соответствии со спецификой целей групп и организаций, в которыхоно осуществляется. Это определение не является общепринятым. Оно лишь одно в рядумногих. Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, чторебенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всейпоследующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, чтов ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и подлительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания неможет сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и кпоступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность [34].
Детско-родительскиеотношения составляют важнейшую подсистему отношений семьи как целостной системыи могут рассматриваться как непрерывные, длительные и опосредованныевозрастными особенностями ребенка и родителя отношения. Детско-родительскиеотношения как важнейшая детерминанта психического развития и процессасоциализации ребенка могут быть определены следующими параметрами:
• характер эмоциональной связи: со стороны родителя – эмоциональноепринятие ребенка (родительская любовь), со стороны ребенка – привязанность иэмоциональное отношение к родителю. Особенностью детско-родительских отношенийпо сравнению с другими видами межличностных отношений является их высокаязначимость для обеих сторон;
• мотивы воспитания и родителъства;
•        степень вовлеченности родителя и ребенка в детско-родительскиеотношения;
• удовлетворение потребностей ребенка, забота и внимание к нему родителя;
• стиль общения и взаимодействия с ребенком, особенностипроявления родительского лидерства;
• способ разрешения проблемных и конфликтных ситуаций; поддержка автономииребенка;
•социальный контроль: требования и запреты, их содержание и количество;способ контроля; санкции (поощрения и подкрепления); родительский мониторинг;
•степень устойчивости и последовательности (противоречивости) ее
семейного воспитания.
Интегративные показатели детско-родительских отношений:
• родительская позиция, определяемая характером эмоциональногопринятияребенка, мотивами и ценностями воспитания, образом ребенка, образом себя какродителя, моделями ролевого родительского поведения, степенью удовлетворенностиродительством;
• тип семейного воспитания, определяемый параметрами эмоциональныхотношений, стилем общения и взаимодействия, степенью удовлетворенияпотребностей ребенка, особенностями родительского контроля; степеньюпоследовательности в его реализации [9].
Семья можетвыступать в качестве как положительного, так и отрицательного факторавоспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, чтоникто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки,дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и незаботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт неможет потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько можетсделать семья.
Семья – этоособого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную иважнейшую роль [5].
В каждойсемье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная еюсистема воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, иформулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов иприемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношенииребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения:диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.
Диктат в семье проявляется всистематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми)инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.
Родители,разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя изцелей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимопринимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них,которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются ссопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своимиконтрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровеннойненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с нимоказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность,чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в своивозможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов имнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов,к нему относящихся, – все это гарантия серьезных неудач формирование еголичности.
Опека в семье – это системаотношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всехпотребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей,принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второйплан. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема –удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Родители,по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению среальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются болеенеприспособленными к жизни в коллективе. По данным психологических наблюденийименно эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходномвозрасте. Как раз эти дети, которым, казалось бы, не на что жаловаться,начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктатпредполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека – заботу,ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детейотсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены отрешения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.
Системамежличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и дажецелесообразности независимого существования взрослых от детей, можетпорождаться тактикой «невмешательства». При этом предполагается, чтомогут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следуетпереходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типавзаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.
Сотрудничество как тип взаимоотношенийв семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общимицелями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокиминравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистическийиндивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений являетсясотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровняразвития – коллективом.
Большоезначение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые всемье ценности. Выделяют 3 стиля семейного воспитания: демократический,авторитарный, попустительский.
При демократическомстиле, прежде всего, учитываются интересы ребенка – стиль «согласия».
При авторитарномстиле родителями навязывается свое мнение ребенку – стиль «подавления».
При попустительскомстиле ребенок предоставляется сам себе, дошкольник видит себя глазамиблизких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье несоответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, егопредставление о себе кажутся искаженными.
Таким образом,родительская позиция характеризуется определенным стилем поведения, реализуемымво взаимодействии с ребенком. Параметрами ее являются динамичность, ригидность,прогностичность. Динамичность определяет способность родителя не использоватьразличные дисциплинарные методы, системы запретов. В случае ригидностивозможности адаптации воспитательной системы к конкретным условиям и ситуациямоказываются ограничены. Прогностичность характеризует умение родителяпредвосхищать в методах воспитания, будущие возрастные изменения ребенка, способностьк экстраполяции и прогнозированию развития ребенка. [46]

1.2 Характеристикапсихологической готовности к школьному обучению у детей 6–7 лет
Подпсихологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточныйуровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы вусловиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность ребенкак школьному обучению – это один из важнейших итогов психического развития впериод дошкольного детства.
Подготовкадетей к школе – задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка.Психологическая готовность к школе – только один из аспектов этой задачи, новнутри этого аспекта выделяются различные подходы:
1.        Исследования,направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных умений инавыков, необходимых для обучения в школе.
2.        Исследованиеновообразований и изменений в психике ребенка.
3.        Исследованиегенезиса отдельных компонентов учебной деятельности и выявление путей ихформирования.
4.        Изучениеумений ребенка сознательно подчинять свои действия заданному припоследовательном выполнении словесных указаний взрослого. Это умениесвязывается со способностью овладения общим способом выполнения словесныхуказаний взрослого.
Важнойособенностью психического развития старшего дошкольника является обостреннаячувствительность (сензитивность), во-первых, к усвоению нравственнопсихологических норм и правил поведения и, во-вторых, готовность детей ковладению целями и способами систематического обучения. Можно сказать, что вэтот период у ребенка возникает состояние, которое можно назвать обучаемостью.
Успехишестилетнего ребенка в школе будут во многом определяться его готовностью кней.
Составнымикомпонентами психологической готовности являются интеллектуальная, личностная иволевая готовность.
Интеллектуальнаяготовность.
Интеллектуальнаяготовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов – способностьюобобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенныепризнаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широтапредставлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевоеразвитие, познавательная активность.
Висследованиях обнаружено, например, что к старшему дошкольному возрасту дети,пользуясь усвоенной системой общественно выработанных сенсорных эталонов,овладевают некоторыми рациональными способами обследования внешних свойствпредметов. Применение их дает возможность ребенку дифференцированно воспринимать,анализировать сложные предметы.
Оказалось,что дошкольникам доступно понимание общих связей, принципов и закономерностей,лежащих в основе научного знания. Так, например, в 6–7 лет ребенок способенусвоить не только отдельные факты о природе, но и знания о взаимодействииорганизма со средой, о зависимости между формой предмета и его функцией,потребностью и поведением. Однако достаточно высокого уровня познавательнойдеятельности дошкольники достигают, только если обучение в этот период направленона активное развитие мыслительных процессов и является развивающим,ориентированным на «зону ближайшего развития» (Л.С. Выготский).
Шестилетнийребенок может многое. Но не следует, и переоценивать его умственныевозможности. Логическая форма мышления хотя и доступна, но еще не типична, нехарактерна для него. Тип его мышления специфичен. Высшие формынаглядно-образного мышления являются итогом интеллектуального развитиядошкольника.
Опираясь наних, ребенок получает возможность вычленить наиболее существенные свойства,отношения между предметами окружающей действительности. При этом дошкольникибез особого труда не только понимают схематические изображения, но и успешнопользуются ими. Однако, даже приобретая черты обобщенности, его мышлениеостается образным, опирающимся на реальные действия с предметами и их«заместителями».
В дошкольныегоды ребенок должен быть подготовлен к ведущей в младшем школьном возрастедеятельности – учебной. Важное значение при этом будет иметь формирование уребенка соответствующих умений.
Владениеэтими умениями обеспечивает ребенку «высокий уровень обучаемости». Характернойего особенностью является умение выделить учебную задачу и превратить ее всамостоятельную цель деятельности. Такая операция требует от поступающего в школуребенка способности удивляться и искать причины замеченной им перемены,новизны. Тут педагог может опереться на острую любознательность подрастающегочеловека, на его неисчерпаемую потребность в новых впечатлениях.
Личностнаяи социально-психологическая готовность.   Интеллектуальная готовность важная, но неединственная предпосылка успешного обучения в школе. Подготовка ребенка к школевключает формирование у него готовности к принятию новой «социальной позиции» (Л.И. Божович)– положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающегоиное, по сравнению с дошкольниками, особое положение в обществе. Эта личностнаяготовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, кучителям, к самому себе. [7,4]
Если ребенокне готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии необходимогозапаса умений и навыков, высокого уровня интеллектуального развития ему труднобудет в школе.
Положительноеотношение к школе включает как интеллектуальные, так и эмоциональныекомпоненты. Стремление занять новое социальное положение, то есть статьшкольником, сливается с пониманием важности школьного обучения, уважением кучителю, к старшим товарищам по школе, в нем отражается и любовь, бережноеотношение к книге как к источнику знаний.
Однакопребывание в школе еще не дает основания полагать, что сами стены ее делаютребенка настоящим школьником. Он им еще только станет, а сейчас он в пути, всложном переходном возрасте, и посещать школу он может по разным мотивам, в томчисле и не имеющим отношения к учению: родители заставляют, можно побегать напеременах и др.
Личностная исоциально-психологическая готовность к школе включает и формирование у детейтаких качеств, которые помогли бы им общаться с одноклассниками в школе, сучителем.
Каждомуребенку необходимо умение войти в детское общество, действовать совместно сдругими, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других. Эти качестваобеспечивают адаптацию к новым социальным условиям.
Волеваяготовность. Серьезного внимания требует и формирование волевой готовностибудущего первоклассника. Ведь его ждет напряженный труд, от него потребуетсяделать не только то, что ему хочется, а и то, что от него потребует учитель,школьный режим, программа.
К шести годампроисходит оформление основных элементов волевого действия: ребенок способенпоставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его,проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценитьрезультат своего действия. Но все эти компоненты волевого действия ещенедостаточно развиты. Так выделяемые цели не всегда достаточно осознаны иустойчивы; удержание цели в значительной степени определяется трудностьюзадания, длительностью его выполнения.
К шести годамребенок «мало-помалу эмансипируется в своих действиях от непосредственныхвлияний материальной среды; в основу действий кладутся уже не одни чувственныепобуждения, но мысль и моральное чувство; само действие получает через этоопределенный смысл и становится поступком».
Всеисследователи развития воли у детей отмечают, что в дошкольном возрасте цельдостигается успешнее при игровой мотивации и при оценке поведения со сторонысверстников (в случае командной игры).
Шестилетнийребенок оказывается способным соподчинить мотивы своего поведения. Поэтому в этомвозрасте необходимо развивать способность действовать по моральным мотивам, принеобходимости отказываться оттого, что непосредственно привлекает.
Эффективностьпознавательной деятельности еще мала. Поэтому учителю следует соблюдатьпостепенность в повышении требований к познавательной деятельности детей,учитывая их возможности, интересы и потребности.
Следует иметьв виду тот факт, что отличительной чертой волевой регуляции поведениядошкольников является характерное отношение ребенка к трудностям и типичные длянего способы их преодоления.
Поэтому, какпоказывают специальные исследования, первостепенное значение в формированииволи имеет воспитание мотивов достижения цели. Формирование у детей не боязнитрудностей (принятие их), стремление не «пасовать» перед ними, а разрешать их,не отказываться от намеченной цели при столкновении с препятствиями поможетребенку самостоятельно или при незначительной помощи преодолеть трудности,которые возникнут у него в первом классе.
Развитиедисциплинированности, организованности и других качеств, помогающихшестилетнему ребенку овладеть, управлять своим поведением, в большей степенизависит от его восприимчивости к требованиям взрослого как носителя социальныхнорм поведения, правил. Среди факторов, обусловливающих развитие этого родавосприимчивости, важное место занимает характер взаимоотношений ребенка ивзрослого, овладение детьми содержанием требований взрослых, посредством «словесныхинструкций, знаковых средств».
Такимобразом, успешность обучения в начальных классах школы во многом зависит оттого, насколько верно дети понимают профессиональную роль и позицию, занимаемуюучителем. Без этого невозможно понять истинный смысл происходящего на уроках. Такжеважным является и уровень развития общения со сверстниками – коллективсверстников создает возможность проявления детской самостоятельности,активности, инициативы, творчества и индивидуального своеобразия каждогоребенка. Развитие самосознания ребенка, проявляется, в частности, в измененииего самооценки, что является немаловажным фактором готовности к школе. Неследует бороться с завышенной самооценкой детей и не надо раньше временидобиваться ее адекватности. Это должно прийти само собой как результатпрохождения ребенка кризиса семи лет.
Однако унекоторых дошкольников наблюдается неустойчивая, а иногда даже заниженнаясамооценка. Это свидетельствует не об особо интенсивном развитии самосознания,а о том, что дети эти испытывают дефицит эмоциональной защищенности, поддержки,любви и внимания окружающих их взрослых.
Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенкак обучению в школе являются характеристики развития его мышления и речи.
К концудошкольного возраста центральным показателем умственного развития детейявляется сформированность у них образного и словесных основ словесно – логическогомышления.
Если наглядносхематическое мышление сформировано у ребенка недостаточно, то в первом классеему трудно составить схемы слов и предложений, верно, записать условияматематической задачи с помощью условных обозначений и стрелок.
Основысловесно-логического мышления, без которых невозможно успешное обучение вшколе, тесно связаны с развитием речи. Особенно важно владение связноймонологической речью – сначала устной, затем письменной. Связная монологическаяречь – это не просто отдельное предложение, это развернутое высказывание,состоящее из нескольких предложений.
Такимобразом, мы можем говорить о психологической готовности к школьному обучению,как о готовности в жизни в обществе, о приобретении ребенком тех навыков,знаний и умений, которые помогут ему в дальнейшем обучении.
 
1.3 Влияниетипа родительского отношения на психологическую готовность к школьному обучениюу детей 6–7 лет
В истории развития общества проблема взаимоотношенийсемьи ишколы в воспитании детей далеко не всегда решалась однозначно.Так, древние римляне считали, что только семья должна и может дать хорошее воспитание,а древние греки отдавали преимущество школе. Древний философ Платон, вслед за Сократомсчитал, что истинное воспитание ребёнок сможет получить только в государственныхшколах, куда надо направлять его с семилетнего возраста.
Создание духовной основы личности и есть цель,смысл семейного воспитания[22].
В семьях, гдерастут дети с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личностиребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточнойтребовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказаниям и охотнохвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной самооценкой (необязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, посути – бесконтрольность, следствие равнодушия родителей к детям и друг к другу.
Школьнаяуспеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со сторонывзрослых и сверстников. Отношение к себе как к ученику в значительной мереопределяется семейными ценностями. У ребенка на первый план выходят те егокачества, которые больше всего заботят его родителей – поддержание престижа(дома задаются вопросы: «А кто еще получил пятерку?»), послушание («Тебясегодня не ругали?») и т.д. В самосознании маленького школьника смещаютсяакценты, когда родителей волнуют не учебные, а бытовые моменты в его школьнойжизни («В классе из окон не дует?», «Что вам давали на завтрак?»), или вообщемало что волнует – школьная жизнь не обсуждается или обсуждается формально.Достаточно равнодушный вопрос: «Что было сегодня в школе?» рано или поздноприведет к соответствующему ответу: «Ничего особенного», «Все нормально».
Родителизадают и исходный уровень притязаний ребенка-то, на что он претендует в учебнойдеятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышеннойсамооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех. Ихпредставления о будущем столь же оптимистичны[23].
Дети с низкимуровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем нив настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются всвоих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем успеваемости, который складываетсяв начале обучения.
Cемья – наиболее распространенный вид социальной группы, основнаяячейка общества, в которой рождается, формируется, развивается и большую частьвремени в течение жизни находится человек. Семейные отношения обычно определяютпсихологию и поведение человека, поэтому семья представляет особый интерес длясоциально-психологического исследования. Типичная современная семья в развитыхевропейских странах состоит из 2 – 6 человек: мужа, жены, детей и ближайшихродственников по материнской и отцовской линиям – бабушек и дедушек.
Основноеназначение семьи – удовлетворение общественных, групповых и индивидуальныхпотребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд еговажнейших потребностей, в том числе и в воспроизводстве населения. В то жевремя она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а такжеобщесемейные (групповые) потребности. Из этого и вытекают основные функциисемьи: репродуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникативная,организации досуга и отдыха. Между ними существует тесная взаимосвязь,взаимопроникновение и взаимодополняемость.
В семьевоспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние наподрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта.Первый – формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов,передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой идр.) накопленного обществом социального опыта; выработка у них научногомировоззрения, высоконравственного отношения к труду; привитие им чувстваколлективизма и интернационализма, потребности и умения быть гражданином ихозяином, соблюдать нормы социалистического общежития и поведения; обогащениеих интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию,укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры.Второй аспект–систематическое воспитательное воздействие семейного коллективана каждого своего члена в течение всей его жизни. Аспект третий–постоянноевлияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее ихактивно заниматься самовоспитанием.
Успехвыполнения этой функции зависит от воспитательного потенциала семьи. Онпредставляет собой комплекс условий и средств, определяющих педагогическиевозможности семьи. Этот комплекс объединяет материальные и бытовые условия,численность и структуру семьи, развитость семейного коллектива и характеротношений между его членами. Он включает идейно-нравственную,эмоционально-психологическую и трудовую атмосферу, жизненный опыт, образованиеи профессиональные качества родителей. Большое значение имеют личный примеротца и матери, традиции семьи. Следует учитывать характер общения в семье и ееобщение с окружающими, уровень педагогической культуры взрослых (в первуюочередь матери и отца), распределение между ними воспитательных обязанностей,взаимосвязь семьи со школой и общественностью. Особый и весьма важный компонент–спецификасамого процесса семейного воспитания.
Семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка(американский исследователь Блум выявил, что различие в коэффициентеумственного развития детей, выросших в благополучных и неблагополучных семьях,доходит до двадцати баллов), а также влияет на отношение детей, подростков июношей к учебе и во многом определяет ее успешность. На всех этапахсоциализации образовательный уровень семьи, интересы ее членов сказываются наинтеллектуальном развитии человека, на том, какие пласты культуры он усваивает,на стремлении к продолжению образования и к самообразованию.
Таким образом, родители играют важнейшую роль вразвитии ребенка и тем более в психологической готовности к школьному обучению.Если родители принимают ребенка, уделяют ему достаточно внимания, разделяют егоинтересы, являются положительным примером для подражания, тогда ребенок развиваетсяполноценно благодаря тому, что он находится в адекватных условиях для развития.Если же родители не принимают ребенка, интересы, увлечения, мысли и чувстваребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их, то ребенокне видит смысла и стремления к положительным действиям, которые могли быспособствовать более благоприятной психологической готовности к школьномуобучению.


2. Экспериментальноеисследование влияния типа родительского отношения на психологическую готовностьк школьному обучению детей 6-7 лет
 
2.1Программа экспериментального исследования
Теоретическийанализ проблемы психологической готовности к школьному обучению у детей 6–7 летпоказал, что она освещается обычно авторами при упоминании такого фактора, кактип родительского отношения, который играет немаловажную роль в психологическойготовности ребенка к обучению в школе. Изучить более подробно влияние этогофактора нам позволит экспериментальное исследование.
Цель практическойчасти исследования – исследовать влияние типа родительского отношения наособенности психологической готовности к школьному обучению детей 6–7 лет.
Задачиисследования:
1.        Определитьтип родительского отношения у родителей, воспитывающих детей 6–7 лет.
2.        Изучитьуровень и особенности психологической готовности к школьному обучению у детей 6–7лет в зависимости от типа родительского отношения.
3.        Обобщитьи проанализировать результаты констатирующего эксперимента.
 
2.2 Анализи интерпретация констатирующего эксперимента
Этапыисследования:
1. Выявитьтипы родительских отношений.
2. Определитьуровень психологической готовности детей к обучению в школе.
3. Обобщить ипроанализировать полученные результаты.
Методикиисследования:
2.2.1 Тест-опросникродительского отношения. (Приложение 1)
Авторы: А.Я. Варгаи В.В. Столин.
Рогов Е.И. Настольнаякнига практического психолога – М.: Владос – пресс, 2001
Цельметодики: выявить родительское отношение по вопросам воспитания детей и общенияс ними.
2.2.2Экспресс диагностика готовности к школе.
Авторы: Л.А. Венгер,Г.Г. Кравцов.
Методическиерекомендации/ Под ред. Л.А. Венгера, Г.Г. Кравцова. – М., 1988.
Цельметодики: изучить уровень психологической готовности детей к обучению в школе.
Для успешногообучения в средней массовой школе ребенок к моменту поступления в школу должениметь определенный уровень личностного, умственного и физического развития.
Уровеньфизического развития определяет медицинская комиссия, а определение уровняличностного и умственного развития – задача дошкольного учреждения и школы.
Для этого изогромного количества методик были отобраны те, которые наиболее информативны,прогностичны, и вместе с тем достаточно удобны и просты для использования вситуации тестового испытания. Методики подбирались таким образом, чтобы ихвыполнение не занимало много времени, чтобы материал заданий был наглядным иинтересным для ребенка.
Личностнаяготовность
Из всеххарактеристик и особенностей личности ребенка мы выделяем три основных параметра,сформированности которые нам кажутся наиболее важной для школьного обучения.Это:
·         умениестроить в адекватных системах обучения отношения со взрослыми;
·         умениеобщаться со сверстниками;
·         отсутствиезаниженной самооценки и страха неудачи.
Отношения совзрослыми:
К концудошкольного возраста поведение ребенка становиться все более произвольным.
Наша цель – выявитьуровень развития произвольности в общении с взрослыми. Это сделать можноразными путями. Например, использовать игру типа «Запрещенные слова», где детиотвечают на вопросы взрослого, не употребляя каких-то заранее оговоренных слов.Ответы детей и их поведение во время подобной игры показывает, как ребеноквоспринимает такой ситуации позиции взрослого, как понимает его «нелепые»вопросы, пытается ли ответить так, чтобы не нарушить правила игры. Дети,психологически не готовые к школе, обычно «честно» отвечают на любые вопросывзрослого и соответственно, нарушают правила игры. Они не удерживают вовнимании то обстоятельство, что вопросы взрослого носят условный характер иотвечать на них надо соответствующим образом. Для них важно «правильность»ответов, а не соблюдение игровых правил. В предлагаемом наборе функцию оценкиуровня произвольности в общении со взрослым выполняет субтест «Запрещенныеслова» (Приложение 10).
Отношениясо сверстниками.
Вторым важнейшимкомпонентом личностной готовности к школе является определенный уровеньразвития общения со сверстниками.
Определитьуровень развития общения ребенка со сверстниками можно в наблюдении за егосовместной с другими детьми деятельностью и игрой.
Конечно, этазадача не осуществима в ситуации тестового обследования. Поэтому родителям былопредложено ответить на вопросы коммуникативно-личностного опросника дляродителей «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми» (Приложение 2).
Отношениек себе.
Третийкомпонент личной готовности к школе связан с развитием самосознания ребенка,что проявляется, в частности, в изменении его самооценки. Чтобы определитьуровень самооценки ребенка мы использовали методику «Какой Я?» (Приложение 3).
Интеллектуальнаяготовность
На основаниивышеизложенных теоретических представлений включены в диагностический комплексследующие тестовые процедуры:
1.        «Нелепицы»: Цель:установление эмоционального контакта с ребенком (Приложение 4).
2.        Пространственно-арифметическийдиктант:Цель: диагностика произвольности (умения действовать по правилам) идиагностика наглядно образного мышления (ориентировка в пространстве).Педагогический аспект – диагностика сформированность навыков счета в пределах10 (Приложение 5).
3.        «Последовательныекартинки»:Цель: диагностика умения
устанавливать причинно-следственные отношение и диагностика
развития монологической речи (Приложение 6).
4.        «Геометрическиефигуры»: Цель: диагностика уровня развития наглядно – схематического мышления иумения действовать по образцу. Педагогический аспект – диагностика знанияребенком названий геометрических фигур (Приложение 7).
5.        «Аналогии»:Цель: диагностикасформированности основ понятийного мышления (Приложение 8).
6.        «Логопедический»: Цель: диагностиказвукопроизношения и умения произвести звуко-буквенный анализ (Приложение 9).
7.        «Запрещенныеслова»: Цель:диагностика произвольности в общении со взрослым и умения действовать поправилам (Приложение 10).
8.        «Ключи»: Цель: диагностикаумения устанавливать и использовать закономерности (Приложение 11).
9.        «Чтение»: Педагогический аспект – диагностиказнания букв, умения
читать (Приложение 12).
10.    «Рисунок человека»: Цель: диагностикаобразного мышления и тонкой моторики (Приложение 13).
11. «Составлениеслов»: Цель:диагностика наглядно-схематического мышления и словарного запаса (Приложение14). Если по сумме баллов (суммируется результат по анкетам и по субтестам)результат ребенка оказывается ниже нормы, то родители получают рекомендациюобратиться к психологу или к логопеду (ниже 18 – желательно, ниже 16 – обязательно).
При просмотреанкеты можно сразу выделить группы субтестов: субтесты 1, 3, 6 и 7 всовокупности дают достаточно хорошее представление о речевом развитии ребенка;субтесты 2, 4 и 8 – о развитии его пространственных представлений; субтесты 5,8 и 11 – о развитии логического мышления. Если видно, что результаты всехсубтестов в какой-либо из указанных групп низкие, то можно сразу предполагать,что у этого ребенка существуют проблемы в развитии определенной сферы иучитывать это как при проведении дополнительной углубленной диагностике, так ипри выборе корректирующих заданий, обычно предлагаемых родителям для занятийдома.
2.2.1. Результатыисследования по тесту-опроснику родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин)
Вэкспериментальном исследовании принимали участие 15 семей, дети которыхпосещают подготовительную группу дошкольного учреждения.
На первомэтапе исследования участникам было предложено ответить на вопросытеста-опросника родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин), сцелью выявить стиль семейного воспитания.
Какотмечалось ранее, особая роль в воспитании ребенка отводится матери, исходя изэтого, мы в своем исследовании привлекли именно матерей, так как большую частьвремени ребенок проводит именно с ней.
В результатеисследования по данной методике были получены следующие результаты:
·         Принятие– 3 человека;
·         Кооперация– 5 человек;
·         Симбиоз– 4 человека;
·         Контроль– 3;
·         Маленькийнеудачник – не выявлено.
2.1.1. Результаты исследования уровняпсихологической готовности к обучению в школе
Результаты,полученные в ходе исследования детей по экспресс диагностике готовности к школе,выглядят следующим образом, из 15 обследуемых детей 5 человек имеют высокийуровень психологической готовности к школьному обучению, 6 человек – средний и4 человека – низкий.
Таблицапоказателей по субтестам
Название методики
Экспериментальная
 группа 1. «Нелепицы» 2. «Простр.-ариф. диктант» 3. «Последов-ные картинки 4. «Геом-е фигуры» 5. «Аналогии» 6. «Логопед-ский» 7. «Запр. слова» 8. «Ключи» 9. «Чтение» 10. «Рисунок чел.-ка» 11. «Сост-е слова» Всего 1. Аня 2 2 2 2 2 1 2 1 2 2 1 19 2. Антон 1 1 2 3. Витя 1 1 1 1 1 1 1 4. Дима 1 1 5. Ира К. 1 1 6. Ира Б. 2 1 2 2 2 2 2 2 2 1 1 20 7. Коля 2 1 2 1 8. Катя 1 9. Настя 1 1 1 2 10. Оля 2 1 2 2 11. Олег 2 1 2 2 12. Семен 1 2 1 1 13. Таня 1 1 1 1 14. Федя 1 1 2 1 15. Юра 2 2 2 2 2 2 2 2 3 2 2 22
Дляпроведения анализа по показателям двух методик отобразим полученные данные втаблице.
Своднаятаблица по двум методикамТипы родительского отношения Уровни психологической готовности к обучению в школе Высокий Средний Низкий Принятие 1 ребенок 2 ребенка - Кооперация 3 ребенка 1 ребенок 1 ребенок Симбиоз 1 ребенок 2 ребенка 1 ребенок Контроль - 1 ребенок 2 ребенка Маленький неудачник - - -
Полученные результаты,представленные в таблице 1 указывают, на то, что у родителей с таким типомродительского отношения, как кооперация, дети имеют высокий уровеньпсихологической готовности к обучению в школе. Тогда как по показателямродительского отношения отвержение и симбиоз психологическая готовность кшкольному обучению детей находится на среднем уровне. По шкале контрольродительского отношения мы видим достаточно низкие показатели психологическойготовности к школьному обучению.
Такимобразом, можно сделать следующие выводы:
·         что уродителей проявляющих искренний интерес к интересам ребенка, высоко оценивающихспособности ребенка, поощряющие самостоятельность и инициативу ребенка,стараются быть с ними на равных (кооперация), дети таких родителей имеют высокийуровень психологической готовности к обучению в школе;
·         родителиимеющие выраженное положительное отношение к ребенку, принимают ребенка таким,какой он есть, уважают и признают его индивидуальность, одобряют его интересы,поддерживают планы, проводят с ним достаточно много времени и не жалеют об этом(принятие), у таких родителей психологическая готовность к школьному обучениюдетей находится на среднем уровне;
·         родителине устанавливают психологическую дистанцию между собой и ребенком, стараютсявсегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности,ограждают от неприятностей (симбиоз), дети таких родителей имеют среднийуровень психологической готовности к школьному обучению;
·         родителиведут себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от негобезоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки,навязывают ребенку почти во всем свою волю, у таких родителей психологическаяготовность к школьному обучению детей находится на низком уровне.


Заключение
Длямаленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт, действует, делаетоткрытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи еёчленом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могутоказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этогоребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным,грубым, лицемерным, лживым.
Родительскаяпозиция характеризуется определенным стилем поведения, реализуемым во взаимодействиис ребенком. Параметрами ее являются динамичность, ригидность, прогностичность.Динамичность определяет способность родителя не использовать различныедисциплинарные методы, системы запретов. В случае ригидности возможностиадаптации воспитательной системы к конкретным условиям и ситуациям оказываютсяограничены. Прогностичность характеризует умение родителя предвосхищать вметодах воспитания, будущие возрастные изменения ребенка, способность кэкстраполяции и прогнозированию развития ребенка.
Успешностьобучения в начальных классах школы во многом зависит от того, насколько вернодети понимают профессиональную роль и позицию, занимаемую учителем, уровеньразвития общения со сверстниками, самооценка, что является немаловажнымфактором готовности к школе.
Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенкак обучению в школе являются характеристики развития его мышления и речи.
К концудошкольного возраста центральным показателем умственного развития детейявляется сформированность у них образного и словесных основ словесно – логическогомышления.
Также важную роль в развитии ребенка и тем болеев психологической готовности к школьному обучению играют родители, умеющиепринимать своего ребенка, уважать его индивидуальность, одобрять его интересы,проводить с ним достаточно много времени, поощряют самостоятельность иинициативу ребенка, удовлетворяют его разумные потребности. В противном случаеребенку достаточно тяжело адаптироваться к условиям жизни, полноценноразвиваться, так как родители по отношению к ребенку испытывают толькоотрицательные чувства, считают ребенка неудачником, устанавливают значительнуюпсихологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботятся о нем.
Экспериментальное исследование влияние типа родительских отношенийна психологическую готовность к школьному обучению у детей 6–7 лет показало,что у родителей с таким типом отношения к ребенку, как кооперация, выявленвысокий уровень психологической готовности к школьному обучению. Тогда как уродителей с высокими показателями по шкалам принятие и симбиоз дети имеютсредний уровень психологической готовности к школьному обучению. Низкий уровеньпсихологической готовности к школьному обучению проявляется у родителей сконтролирующим стилем отношения к ребенку.
Это даетоснование утверждать, что тип родительских отношений имеет тенденцию к влияниюна психологическую готовность к школьному обучению детей 6–7 лет.

Список использованных источников
1. Абдурасулова Т.Д. Социально-психологическийнорматив как критерий психологической диагностики развития дошкольников //Психолог в детском саду – 1999 – №2
2. Антошина М.А., Большакова Н.Г.,Горячева Т.Г., Султанова А.С. Работа психолога вподготовительной группе детского сада // Психолог в детском саду – 1999 – №2
3. Белобрыкина О.А. Скоров школу мы пойдем // Психолог в детском саду – 2005 – №2
4. Белова Е.С. Влияниевнутрисемейных отношений на развитие одаренности в дошкольном возрасте //Психолог в детском саду – 2008 – №1
5. Белогай К.Н. Особенностивоспитания детей в семье родителями разного пола // Семейная психология исемейная терапия – 2007 – №2
6. Бирюкевич Е.А. Методика«Лесенка»: знакомая незнакомка // Психолог в детском саду – 2006 – №1
7. Богиович Л.И. Избранныепсихологические труды/ Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М., 1995.
8. Воронина О.Р. Психологическаякоррекция депривированного материнства // Автореф. дис. …канд. психол.наук. – М., 1998.
9. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М. Проблемыпсихологической готовности детей 6 – 7 лет к школьному обучению //Психолог в детском саду – 2005 – №2
10. Выготский Л.С. Собраниесочинений: В 6 т. – М., 1984. – Т. 4.
11. Габидулина М. Отцыглазами детей // Школьный психолог – 2003 – №1
12. Готовность к школе/Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1991.
13. Диагностическая икоррекционная работа школьного психолога/ Под ред. И.В. Дубровиной. – М.,1987.
14. Довгая Н.А. Влияниефакторов семейной ситуации на эмоциональное развитие дошкольника //Психолог в детском саду – 2006 – №4
15. Елагина М.Г. Кризиссеми лет и подход к его изучению // Новые исследования в психологии – 1989– №1
16. Зайцева Т.В. Факторыи условия супружеской удовлетворенности браком: дилемма двойной идентичности //Семейная психология и семейная терапия – 2007 – №1
17. Иванова Г.М., Колтукова Ю.О. Психологическиеособенности семейного воспитания // Семейная психология и семейная терапия– 2006 – №3
18. Каталог-справочник:Дошкольное образование в России: программы, пособия для педагогов и детей,дидактические игровые материалы, аудио-, видеокассеты. – М., 1999.
19. Клочко В.Е. Человек как психологическая система //Сибирский психологический журнал. Вып. 2 – Томск, 1996
20. Кон И. Современноеотцовство: мифы и проблемы // Семья и школа -2003 – №4
21. Кравцова Е.Е. Психологическиепроблемы готовности детей к обучению в школе. – М., 1991.
22. Кравцова Е.Е. Психологическиеновообразования дошкольного возраста // Вопросы психологии – 1996 – №6
23. Крайг Г. Психологияразвития. – СПб., 2000.
24. Кузьменко В.У. Психологические особенностиразвития индивидуальности дошкольника в семье // Психолог в детском саду –2006 – №3
25. Малявина С.С., Пивцайкина О.А. Особенностидетско-родительских отношений в семьях: гендерный аспект // Психолог вдетском саду – 2006 – №3
26. Матейчек З. Родителии дети. – М., 1992.
27. Минеева О.А. Третьяпланета. Семейные структуры и идеология // Семейная психология и семейнаятерапия – 2006 – №2
28. Мид М. Культура и мирдетства. – М., 1988.
29. Нежнова Т.А. Динамика«внутренней позиции школьника» при переходе от дошкольного к младшему школьномувозрасту // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология – 1988 –№1
30. Нижегородцева Н.В.,Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. –М., 2001.
31. Особенностипсихического развития детей 6 – 7-летнего возраста/ Под ред. Д.Б. Эльконина,А.Л. Венгера. – М., 1988.
32. Петухова И.А. Рольсемьи в развитии одаренных детей // Журнал практического психолога – 2005 –№6
33. Поливанова К.Н. Типологияиндивидуальных вариантов психического развития при переходе от дошкольного кмладшему школьному возрасту // Новые исследования в психологии – 1988 – №2
34. Поддъяков Н.Н. Ребенок– дошкольник: проблемы психического развития и саморазвития // Дошкольноевоспитание – 2003 – №4
35. Радионова М.С. Динамикапереживания женщиной кризиса отказа от ребенка // Автореф. дис. …канд.психол. наук. – М., 1997.
36. Сапогова Е.Е. Своеобразиепереходного периода у детей 6 – 7 летнего возраста // Вопросы психологии –1986 – №4
37. Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опытисследования структуры и динамики родительского отношения // Вопросыпсихологии – 2000 – №3
38. Степанова Г.Социальное развитие дошкольников и его педагогическая оценка в условияхдетского сада // Дошкольное воспитание – 1999 – №10
39. Спиваковская А.С. Какбыть родителями. – М., 1986.
40. Ульенкова У.В. Исследованиепсихологической готовности шестилетних детей к школе // Вопросы психологии– 1983 – №4
41. Уотсон Дж.Психологический уход за ребенком. – М., 1930.
42. Черемошкина Л.В. Развитиевнимания детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. Яр., 1998.
43. Шабельников В.К. Семьяв геополитическом конфликте 21 века // Семейная психология и семейнаятерапия – 2007 – №4


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Ответственность директоров компаний
Реферат Политические партии в дореволюционной России (1894 - 1916)
Реферат Внешнеэкономическая деятельность 5
Реферат Центрально-Черноземный район как объект географических исследований
Реферат Проблема норманнского влияния и двух центров в образовании Древнерусского государства
Реферат Анализ информационной системы организации Политика информационной безопасности организации
Реферат Концептуальная система личности
Реферат Современное меню: американский, французский и испанские подходы
Реферат Новаторство в поезii Павла Тичини
Реферат Основные таможенные режимы
Реферат Митна політика України на сучасному етапі
Реферат Стратегії розвитку підприємств в ринкових умовах господарювання
Реферат «кижи + валаам + соловки» Москва – Петрозаводск – Кижи – Сортавала Валаам – река Шуя – Кивач – Медвежьегорск – Залавруга – Кемь – Большой Соловецкий остров – Москва Продолжительность тура
Реферат Балобан в волго-уральском регионе и на прилегающих территориях
Реферат Шарль Броун-Секар