Реферат по предмету "Психология"


Виды образных явлений. Перцептивный образ

Министерство науки иобразования Украины
Национальныйаэрокосмический университет
Им. Н.Е. Жуковского
Контрольная работа
По предмету «Общаяпсихология»
На тему: Виды образныхявлений. Перцептивный образ
Выполниластудентка гр 91П2
Молчанова О.А.
Проверил: ФроловаЗ.С.
Харьков 2009-2010

Введение
 
Восприятие —форма ориентировки организма, которая осуществляется за счет процессаформирования при помощи активных действий субъективного образа целостногопредмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. В отличие отощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе восприятия вкачестве единицы взаимодействия представлен весь предмет, в совокупности егоинвариантных свойств. Образ восприятия выступает как результат синтеза ощущений,возможность которого, по мнению А.Н. Леонтьева, возникла в филогенезе всвязи с переходом живых существ от гомогенной, предметно неоформленной среды ксреде, предметно оформленной.
Образвосприятия — субъективная представленность предметов окружающего мира или ихсвойств, которая обусловлена как чувственно воспринимаемыми признаками, так игипотетическими конструктами. Являясь основой для реализации практическихдействий по овладению объектами окружающего мира, образ также определяетсяхарактером этих действий, в процессе которых исходный образ видоизменяется,все, более удовлетворяя практическим нуждам.
Образныеявления в индивидуальном сознания разнообразны. Если вы находитесь всознательном состоянии, у вас хорошее самочувствие, и вы находитесь в окруженииобычных предметов, то нормальное функционирование ваших органов чувствобеспечивает наличие в вашем сознании образов восприятия. Осознанные образы илипредметные образы — это та психическая реальность, которую мы без труда находимв своем сознании с помощью самонаблюдения. Предметные восприятия имеютчувственную основу. Важнейшая характеристика предметных образов — ихреальность: человек верит в реальность предмета, который подается ей в образе,то есть она убеждена в объективном существовании этого предмета.

1 Виды образных явлений
К такимпсихологических категорий относится и категория образности? По своей сутиданная категория одновременно является достаточно сложной, весомой имногоаспектной проблемой.
Образ — этосубъективный феномен, возникающий в результате предметно-практической,сенсорно-перцептивной, мислительной деятельности, составляет целостное иинтегральное отражение действительности, в котором одновременно представленыосновные персептивные категории (пространство, движение, цвет, форма, фактура ит.п.), это чувственная форма психического явления, содержащей в идеальном планепространственную организацию и временную динамику, это субъективная картинамира или его фрагментов, включающая самого субъекта, других людей,пространственное окружение и временную последовательность событий.
Следовательно,этимологически термин «образ» тяготеет к наглядности, наталкивает намысль о внешнем виде предмета или явления. Рассматривая образ, прежде всего какмногоступенчатую опосредованное отражение действительности, стоит акцентироватьвнимание на выявлении сущности самого отображения Термин«отображение» составляет содержательный результат, психическое образ,который отвечает сущности объекта и выступает в форме научного понятия илихудожественной интуиции.
Проблемаотображения — это проблематика трех членов:
1) природа;
2) познаниечеловека, сочетается с ее мозгом как высшим продуктом той же природы;
3) формаотражения природы в познании человека, эта форма составляет понятия, законы,категории и т.п., т.е. субъективные образы объективного мира.
Образ имеет исвою объективность, которая определяется по таким двум основным признакам:
1) сходствообраза и объекта по структуре и сущностью;
2) значения — наличие в образе такой ценности, которая отвечает объективным потребностям.
Образы,отражающие в нашем сознании действительность, не являются статичными,неизменными, мертвыми вещами, они составляют динамические образования. Стоитпопробовать зафиксировать определенный образ, чтобы убедиться в том, как онкаждый раз на наших глазах видоизменяется, сдвигается, какой-то степенитрансформируется: то одни его стороны выступают на передний план, то другие;те, выступающих одновременно и отступают, затеняются следующими.
Различаютнесколько видов образных явлений:
-         образвосприятия — отражение в идеальном плане внешнего объекта (сцены), котороевлияет на органы чувств;
-         образвоображения — вымышленный образ, который подан в представлении;
-         послеобраз- модифицированное произвольное восприятие объекта представляется и недавнорассматривался при строго неподвижном взгляде;
-         эйдетичнийобраз — четкое, полное и детальное представление объекта (сцены) в течениеопределенного времени после прекращения его рассмотрения, отличается отпослеобраза независимостью от движения глаз и стабильностью во времени;
-         фосфена- спонтанные световые ощущения;
-         фантом- ощущение утраченной части тела;
-         галлюцинация- иллюзорное восприятие предмета, который реально отсутствует, субъективнонеотделимо от образа восприятия.
В процессепознания окружающего мира образы-представления занимают промежуточноеместо между образами восприятия и образами воображения. Они составляют своегорода, меняющиеся динамические образования, которые каждый раз при определенныхусловиях снова воспроизводятся и отражают, сложную жизнь личности С. Л.Рубинштейн подчеркивает значимость указанных образов, прежде всего длявнутренней жизни человека, ведь именно эти образы создают тот план, на которомоно разворачивается. Образы представления непосредственно связаны с предыдущимопытом человека, поскольку это процесс воспроизведения ранее воспринятыхпредметов, явлений и т.п.
В отличие отуказанных образов, образы воображения выполняют функцию преобразованиярезультатов прошлого опыта, это прежде психический процесс, заключающийся всоздании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятия ипредставлений, полученного в предыдущем опыте. Образ — это универсальнаячеловеческая способность к построению новых целостных образов действительностипутем переработки содержания практического, чувственного, интеллектуального иэмоционально-смыслового опыта.
Итак, образвоображения выполняет четыре функции:
1) построениеобраза средств и конечного результата предметной деятельности субъекта,
2) созданиепрограммы поведения, когда проблемная ситуация является неопределенной,
3)продуцирование образов, которые не программируют, а заменяют деятельность;
4) созданиеобразов, соответствующих описанию объекта.
Представлениесинтезируются в процессах воображения в различных формах: агглютинация — сочетание несовместимых реально качеств, признаков, частей предметов;гиперболизация — увеличение или уменьшение предмета, изменение качества егочастей; обострения — подчеркивание определенных признаков; схематизация — сглаживание различий предметов и выявление рис сходства между ними; типизация — выделение существенного, неповторимого в однородных явлениях и воплощение его вконкретном образе. Оба вида образов (представления и воображения) включены вмыслительной процес.
Галлюцинаторныеобразы,лишенные реальности (т.е. образы, возникающие в отсутствие предмета, носубъективность, которых осознается) — псевдогаллюцинации. Еще один вид образов- мысленные образы, к которым относятся образы памяти и воображения. Они лишенычувственной основы, хотя и не лишены модальности (качественная характеристикаощущения, которая дифференцирует различие свойств отображаемого объекта иописывается в терминах предметных качеств объекта, например, высота (дляслуховых ощущений), твердость, упругость (для тактильных ощущений), глубина,удаленность (для зрительных ощущений) и т. Д).
2 Перцептивный образ
Перцептивныйобраз относится к восприятию, сопровождающемуся соотнесением, взаимодействием чувственныхощущений и прошлого опыта. Понимание способствует скорейшему возникновениюправильного перцептивного образа. Первичный образ — совокупность впечатлений,формирующихся без каких бы то ни было реминисценций — и прежнего опыта исодержащих то, что вытекает из непосредственных чувственных ощущений. Все внашем чувственном восприятии, что может быть преодолено и обращено в своюпротивоположность, не является ощущением. Все, что может быть обращено в своюпротивоположность — это продукт опыта и тренировки. Чистое ощущение — этотолько качества ощущения.
Перцептивнымобразом является фигура в перцептивном пространстве. В отличие от ощущений,которым соответствуют свойства, признаки, параметры внешних воздействий, ввосприятии получает воспроизведение объективная целостная связность явления.Если ощущения локализованы в пространстве, центром координатных осей которогоявляется человеческое тело (определенный анализатор), то для восприятий впервую очередь характерна отнесенность к объективному пространству,вынесенность, проецированность образов вовне. Но возможность изучениявосприятия как определенного рода психического феномена мы получаем лишь тогда,когда мы способны дифференцировать субъективные и объективные составляющиеобраза. Образ восприятия является, как правило, продуктом интеграции сенсорныхданных, получаемых от многих рецепторов, и собственной активности субъекта, егоперцептивных действий. В этом смысле образы восприятия более субъективны, чемощущения, которые возникают как эффект преимущественно экстрапсихическоговоздействия. Однако будучи спроецированными во внешнее пространство, ихсвойства переживаются именно как свойства самого объекта.
К основнымсвойствам перцептивных образов относят предметность, целостностность,константность. Предметность при этом трактуется как воспроизводимость вперцептивном образе связности его свойств как свойств самого объекта. Иначеговоря, восприятие тогда полноценно, когда итогом субъективных действийявляется возможность дифференциации объективных и субъективных компонентовобраза. (Воспринимая края (границы) образа размытыми, я понимаю, что этоследствие дефекта моего зрения. Оценивая пищу как аппетитную или неаппетитную,я понимаю, что это может быть в значительной мере обусловлено тем, насколько яголоден.) В понятие предметности восприятия включается и такое его свойство,как опознаваемость, т.е. осознание производности образа, отдельных его свойствот свойств объекта как источника его образа, его характеристик. (Можно говоритьо восприятии звука, когда я воспринимаю его, например, как звук проезжающеймашины; о восприятии цвета, когда я воспринимаю его, например, как цвет спелойвишни и т.д.)
Свойствоцелостности перцептивного образа обнаруживается тогда, когда, например,неполнота или выпадение, искажение каких-либо деталей изображения объекта немешают его узнаванию (слово, написанное с «ошипкой»), когда мыгруппируем разрозненные детали, структурируем нерасчлененную совокупность так,что они образуют осмысленное целое (фразанаписаннаябезпропусковмеждусловами),либо, наоборот, воспринимаем некоторое изображение как изображение невозможногообъекта (например, фигуры Пенроуза). Свойство целостности восприятия впервыеэкспериментально-психологически было изучено представителямигештальтпсихологии. В их исследованиях целостность восприятия была осмысленаименно как свойство самого процесса восприятия, как механизм, который поприсущим ему законам упорядочивает многообразие отдельных сенсорных данных, какгештальт. Были сформулированы законы гештальта: тяготение частей к образованиюсимметричного целого, группировка этих частей в направлении максимальнойпростоты и близости, тенденция каждого психического феномена принять болееопределенную, отчетливую, завершенную форму (прегнантность).
Константностьювосприятия называется относительное постоянство свойств воспринимаемых объектови ситуаций при существенном изменении условий восприятия, т.е. то, когдаизменение фоновых характеристик в определенном диапазоне не влияет на величинупризнака воспринимаемой фигуры. В Других обстоятельствах имеет место прямопротивоположный эффект, но эти случаи мы квалифицируем как иллюзии восприятия.Наиболее известными видами константности являются константность величины, формыи цвета. Фигура человека, который удалился от нас с расстояния в 3 метра на расстояние в 30 метров, не становится для нас меньше в 10 раз, хотя его изображение насетчатке нашего глаза изменилось именно таким образом. Если предъявлятьиспытуемому кольца под разными углами в линии взора, в определенном диапазонеони будут восприниматься как кольца, хотя проекцией их на сетчатке будетэллипс. Классическим является пример Э. Геринга: кусок угля на ярком солнцеможет отражать света больше, чем мел на рассвете, тем не менее уголь на солнцебудет восприниматься как черный, а мел на рассвете как белый.
Одним изисследователей, анализировавшим проблему константности, был Г. Гельмгольц. Сего точки зрения, константность восприятия является результатом бессознательныхумозаключений. Так, факты константности восприятия цвета он объяснял тем, что,видя одни и те же объекты при разном освещении, мы формируем представление отом, как этот предмет будет выглядеть при белом свете. Поскольку наш интересцеликом связан с постоянством цвета объектов, то мы учимся игнорироватьизменения цвета, обусловленные изменениями освещенности. Теорию Гельмгольцаможно квалифицировать как интеллектуалистическую. Его оппонентом выступил, вчастности, Э. Геринг. Он пытался объяснять механизмы константностипериферическими факторами. Дискуссия, начало которой положило столкновениепозиций Гельмгольца и Геринга, характеризует одну из магистральных линийразвития всей проблематики, относящейся к сфере восприятия. В частности, С.В.Кравковым были проведены специальные исследования, в которых были полученыданные, противоречащие периферической теории. Он вводил в глаз атропин,исключая тем самым зрачковый рефлекс, однако константность размера сохранялась.
Важноезначение для понимания механизмов перцепции имеют исследования иллюзийвосприятия, классическими примерами которых являются иллюзии веса, объема,величины. Если испытуемому предложить несколько раз подряд поднять одновременнодвумя руками пару предметов, заметно отличающихся по весу (объему), а затемдать пару предметов, одинаковых по весу (объему), то в той руке, где до этогобыл предмет более тяжелый, вес будет восприниматься меньшим. Эта иллюзия имеетэквивалент и для зрительного восприятия. С помощью тахистоскопа многократно экспонируетсяпара неравных кругов. Предъявленная затем пара одинаковых кругов оцениваетсякак неравная.
Проблемыпсихологии восприятия – это в первую очередь проблемы психического синтеза.Важно понять (объяснить), каким образом оказывается возможным построение иудержание образа значимого объекта в хаосе воздействий, падающих начеловеческое тело, каким образом происходит выделение сигнала из шума, за счетчего происходит разделение фигуры и фона. Исследование механизмов перцепциипреимущественно шло в направлении обнаружения условий, ведущих к ошибкамвосприятия, к возникновению иллюзий. При этом оказалось, что и ошибки, ииллюзии возникают, если ограничено время восприятия. Не случайно многочисленныеэксперименты были проделаны с использованием тахистоскопа. При очень короткихэкспозициях было зафиксировано отсутствие дифференцировки фигуры и фона;возникало впечатление гомогенной картины. По мере увеличения времени экспозициипостепенно происходит выделение границ экспонируемой фигуры, пока. наконец,восприятие не примет устойчивый характер. Иной способ зашумливанияэкспонируемого объекта используется тогда, когда границы фигуры и фонаразмываются за счет пространственной удаленности или когда экспонат маскируетсядругими изображениями. При этом перед испытуемым ставится задача выделитьназываемый в инструкции объект, найти определенный маршрут в лабиринте и т.п.
Зависимостьполноценного восприятия от сохранности психофизиологических механизмовцентрального синтеза эффективно демонстрируют особенности восприятия у людей, укоторых расщеплен мозг. Например, Сперри (Sperry, 1968) продемонстрировализменения в восприятии, когда полностью перерезано мозолистое тело, т.е. когдапередача информации из одного полушария в другое стала невозможной. Хотя такаяоперация обычно не вызывает сколько-нибудь серьезных нарушений повседневногоповедения, однако было замечено, что люди, перенесшие такого рода операцию,ведут себя так, как если бы у них было два мозга. Один из экспериментов Сперрисостоял в следующем. Перед испытуемым находился экран, который закрывал егоруки и на который проецировались изображения разных предметов, так чтобыинформация поступала либо в правое, либо в левое полушарие. На столе, гденаходились руки испытуемого, лежали предметы, которые он мог ощупывать. Иначеговоря, у испытуемого формировались как бы независимо друг от друга зрительныйи гаптический образы предметов в одном или в разных полушариях. Былообнаружено, что испытуемый мог после ощупывания предметов левой рукой взять тотиз них, изображение которого на короткое время появлялось в левой части экрана,но он не мог ни назвать этот предмет, ни описать словами действия своей левойруки. Когда изображение проецировалось в правую часть зрительного поля и былазадействована правая рука, такого явления не наблюдалось. Если же разныеизображения направлялись в разные полушария одновременно и испытуемого просиливыбрать предмет левой рукой, то он выбирал предмет, изображение которого былоспроецировано в правое полушарие, но при этом называл тот предмет, который былспроецирован в левое полушарие. Иначе говоря, назывался образ, спроецированныйв «говорящее полушарие», в противоречие с тем, что левая рукавыбирала предмет, изображение которого было спроецировано в правое полушарие.

Заключение
Образныеявления, возникающие в особых условиях или в особых людей разделяются нанесколько видов:
-         образвосприятия — отражение в идеальном плане внешнего объекта (сцены), котороевлияет на органы чувств;
-         образвоображения — вымышленный образ, который подан в представлении;
-         послеобраз- модифицированное произвольное восприятие объекта представляется и недавнорассматривался при строго неподвижном взгляде;
-         эйдетичнийобраз — четкое, полное и детальное представление объекта (сцены) в течениеопределенного времени после прекращения его рассмотрения, отличается отпослеобраза независимостью от движения глаз и стабильностью во времени;
-         фосфена- спонтанные световые ощущения;
-         фантом- ощущение утраченной части тела;
-         галлюцинация- иллюзорное восприятие предмета, который реально отсутствует, субъективнонеотделимо от образа восприятия.
Перцептивныйобраз в психологии восприятия — это совокупность связанных характеристик,типичных для распознаваемого объекта. Например, мы распознаем «чай»исходя из запаха, вкуса, прикосновения, телесных ощущений, которые он вызывает.Связанные в один образ в сознании характеристики «чая» — это егоперцептивный образ.

Литература
1.  Выготский Л.С. Мышление иречь. — М.: Наука, 1956.
2.  Гинзбург Л.Я. О Лирика. — Л.: Совет. писатель, 1974.
3.  Рубинштейн С.Л. Основыобщей психологии. Т.1. — М.: Педагогика, 1989.
4.  БрунерДж.Психология познания. М.: Прогресс, 1977.
5.  ВеличковскийБ.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия. М.: МГУ, 1973.
6.  ГибсонДж.Экологический подход к зрительному восприятию. М.: Прогресс, 1988.
7.  НайссерУ.Познание и реальность: смысл и принципы когнитивной психологии. М.: Прогресс,1981.
8.  Хрестоматия по общейпсихологии. Выпуск III. Субъект познания. Отв. ред. В.В.Петухов. М., 1998. С.93-141, 59-64, 221-228, 250-255.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.