Московская академияобразования Натальи Нестеровой
Институт психологии
Курсовая работа на тему:
«Мышление»
Выполнилстудент 3 курса 3 группы
РогозинАлександр Сергеевич
Москва2008г.
Содержание
1. Введение
2. Возникновение, формирование ипротекание процесса мышления
2.1. Психологическая природа мыслительного процесса
2.2. Основные операции и фазы как стороны мыслительнойдеятельности
3. Основные уровни и виды мышления
3.1.Обзор и описание различных видов мышления, егоуровни
3.2. Индивидуальные особенности мышления
4. Заключение
Список литературы
Введение
В настоящее время исследования мышления является одной из первостепенныхзадач поставленной психологами. Это обусловлено изначальным постулированиемединства сознания и связей между отдельными его связями. Изначально изучениемышления приписывалось больше философам и другим, взаимодействующим, так илииначе, с ней наукам. Мышление стояло в разряде некого идеального, так иматериального. Но расставляя границы, психология поставила изучение процессамышления как материального. Психология стала рассматривать мышление не какпроявление духа, а как протекание сначала развернутой деятельности используясистему языка, и лишь затем приобретение определенных свернутых форм, обретаяпри этом характер внутренних умственных действий. Мы думаем, что на данныймомент исследование мышления требует более глубокого изучения и анализа, этообъясняется развитием всех отраслей существования человечества и еще болеескорым развитием в будущем. Жизнь человека постоянно ставит перед ним острые инеотложные задачи, проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей означает, чтов окружающей нас действительности и еще очень много неизвестного, непонятного,скрытого. Это требует глубокого познания мира открытия новых процессов, свойстви взаимоотношений человека и всего окружающего его. «Тем не менее, каждыйчеловек что-то о себе думает. Но как он может убедиться в правильности своихмыслей. Наверное, он должен сравнить свое представление о себе с самим собой.Но человеку известно только его мысли, а не он сам по себе». (17) Стр. 3
Цель данной работы заключается в том, чтобы получить представление опроцессе мышления. Как протекает данный процесс, каковы его функции, какформируется в различных ситуациях. Описать основные виды его.
Объект исследования – мышление, предмет – мыслительные и познавательныепроцессы.
Задачи:
— описать природу мыслительного процесса;
— рассмотреть основные операции и фазы мышления;
— рассмотреть основные виды и уровни мышления;
— описать индивидуальные особенности мышления.
Проблемами мышления занимались многие психологи. Тихомиров Олег Константинович,один из современников, написал о много трудов посвященных мышлению. ВыготскийЛев Семенович классик и его фундаментальные труды такие как «Мышление и речь».Теплов Борис Михайлович и его классические психологическиеработы по способностям и одаренности. Андрей Владимирович Брушлинский с книгой«Мышление и общение». Нельзя не отметить и вклад сделанный в изучение проблемдетского мышления Жана Пиаже.
2. Возникновение, формирование и протекание мышления
2.1 Психологическая природамыслительного процесса
Мыслительный процесс по своему внутреннему строению является действиемили актом деятельности. Направлен он на решение определенной задачи. Задача этазаключает в себе цель для мыслительной деятельности индивида, соотнесенную сусловиями, которыми она задана. Реальный мыслительный акт субъекта исходит изразличных мотивов. Моментом начала мыслительного процесса является проблемнаяситуация. Тогда же и появляется потребность что-то понять. Удивление илинедоумение, противоречие, вопрос или проблема это то, с чего обычно начинаетсямышление. “Наличиезнаний и уменье владеть ими — необходимые предпосылки продуктивной работы мыслии развития ума” (5) стр.
Эти ситуации они затягивают личность в мыслительный процесс. Итакситуация возникла, и она является фактором к возникновению, но если есть началов этом случае должен быть определенный конец. Конец достигается тогда, когдапоставленная задача решена. Тот случай, когда поставленная задача не решена,переносится субъектом как срыв или неудача. Процесс мышления в целом являетсясознательно регулируемой операцией. Эмоциональное состояние мыслящего, напряжениев начале и удовлетворение в конце напрямую связано с динамикой мыслительногопроцесса. В общем, конечно, весь процесс связан со всей психической жизньючеловека. Мышление своеобразно окрашивается под действием определенныхэмоциональных состояний субъекта, включая в себя каждый интеллектуальныйпроцесс, исходит из потребностей и интересов человека.
Мыслительный процесс является активным, целеустремленным волевым актом.Разрешение задачи требует значительного волевого усилия для преодолениявстающих перед мышлением трудностей. Сознательная целенаправленность существеннохарактеризует мыслительный процесс. Осознание стоящей перед мышлением задачиопределяет всё течение мыслительного процесса. Это своеобразная системасознательно регулируемых интеллектуальных операций. Мышление сопоставляет,соотносит каждую мысль, с задачей, на разрешение которой направлен мыслительныйпроцесс. Мышление как сознательный процесс характеризует проверка, критика иконтроль. Привилегией мысли как сознательного процесса является возможностьосознать ошибку. Всякий мыслительный процесс совершается в обобщениях.Выражаются обобщения в понятиях — специфическом содержании мысли. Понятия при этом,не выступая в изолированном виде, они функционируют в единстве с нагляднымимоментами представлений и с речью, которая, вместе с тем является некимслуховым или зрительным образом. Наглядные элементы включаются в мыслительныйпроцесс. Они включаются в виде образных представлений, в виде схем и в видеслов. Словами оперирует понятийное мышление, так как оно является словесным.Мыслительный процесс включает в себя слабо и сильно обобщенныеобразы-представления. Как отвлеченное значение слова, так и наглядный образмогут быть носителями смыслового содержания и значения.
«Мы поэтому можем мыслить не только отвлеченными понятиями, но и образами,как это с особенной очевидностью доказывает существование метафор и вообщехудожественное мышление» (2) стр.319
Образ, как и образ предмета, имеет семантическое содержание. Воспринимаемыйили представляемый субъектом образ фигурирует как правило, в связи определеннымзначением, выраженным в слове: он обозначает предмет. Выполняя семантическиефункции и включаясь в мыслительный процесс, образ сам интеллектуализируется.Обобщенное значение образа преобразует чувственное содержание мыслительногопроцесса, на передний план выступают черты связанные с его значением, побочныевыносятся на задний план. Результатом становится восприятие образа как болеесовершенного носителя мысли. Переход от представления к схеме являетсяпоследним этапом интеллектуализации образа. Схема играет значительную роль. Мыне всегда мыслим в развернутых словесных формулировках, мысль зачастуюопережает слово. Когда мысль работает очень быстро, мы как бы намечаем местомысли в некоторой системе и затем передвигаем её. Случай оперирования мыслью наоснове некой схемы способствует лишь предвосхищению нами в нашем сознании ещене развернутой системы мыслей. Основываясь на такую схему, мы можем оперироватьлишь наметками, не обременяя саму мысль деталями. При быстром мышлении человекмыслит именно так. Но основное значение для мышления в понятиях имеет речь,слово. Мышление в понятиях – преимущественно словесное мышление. Слово — формасуществования мысли, его непосредственная данность. Значение слова, егообобщение, представляет собой акт мышления. Процесс мышления протекает в сложномсочетании наглядно — образного содержания представлений. Вербальное обозначениесодержания мышления при этом выходит за пределы непосредственной наглядности.Преимущество слова заключается в том, что чувственно – наглядная составляющая словаимеет только лишь значение семантического содержания. Только из-за этого онаможет быть пластическим носителем содержания мысли в понятиях. Как правило, кто- либо начинает замечать слова как звуковые образы только лишь в случаенепонимания их значения. В силу этого слово наиболее подходящее средствообозначения интеллектуального содержания мысли.
В самых разнообразных формах осуществляется одно из самых сильныхсплетений: логического мышления в понятиях и наглядного содержания. Неотделимоот всей чувственно – наглядной основы логическое абстрактное мышление. Единствологического и чувственно – наглядного в том, что мышление исходит изчувственного созерцания и включает в себя наглядные элементы, в то же времянаглядно-образное содержание включает в себя смысловое содержание. Они как бывзаимопроникают и переходят друг в друга. Существенно и качественно отличаясьот всех других психических процессов, сохраняя специфику мышления, мыслительныйпроцесс всегда вплетен в целостность психической жизни. Он вступает в связи ивзаимопроникает во все стороны психической деятельности — потребности ичувства, волю и целеустремленность, наглядные образы – представления исловесную форму речи. Направленность на решение проблемы или задачи остаетсяспецифичным для мышления как мыслительного процесса, для мысли как егосодержания – обобщенное отражение более существенных сторон существованиячеловека в понятиях, умозаключениях и суждениях, наверное, это ведет к познаниюглубочайших объективных связей мира.
2.2 Основные операции ифазы мыслительной деятельности
Исходящая проблемная ситуация, с которой начинается мыслительный процесссвидетельствует о том, что исходная ситуация дана в представлениях субъекта неадекватно. Её аспект случаен, он находится пока еще в несуществующих связях. Ичтобы разрешить эту задачу в результате мыслительного процесса, необходимоприйти к более адекватному познанию аспектов поставленной задачи. Мышление идетк этому посредством многообразных операций. Эти операции составляют различныевзаимосвязанные и переходящие друг в друга стороны мыслительного процесса.Этими операциями являются сравнение, анализ и синтез, абстракция и обобщение.Все операции являются различными сторонами основной операции мышления –раскрытия все более существенных объективных связей и отношений.
Сравнение, сопоставляя вещи, явления, их свойства, вскрывает различия итождества. Вскрывая различия одних вещей и тождества других вещей, сравнивая их,приводит их некой классификации. Сравнение зачастую может являться первичнойформой познания. Это вместе с тем и элементарная форма познания. Тождество иразличие являются основными категориями рассудочного познания, сначала выступаякак внешние отношения. Более глубокое познание требует раскрытия внутреннихсвязей, существенных свойств и закономерностей. А осуществляется это другимисторонами мыслительного процесса или видами мыслительных операций – анализом исинтезом.
Анализ, мысленное расчленение предмета, ситуации, явления и выявлениесоставляющих его элементов, сторон, моментов, частей. С помощью анализа субъектвычленяет явления из случайных и несущественных связей, в которых они частоданы в восприятии.
«Анализ, расчленяющий сложное на единицы указывает путь для разрешения жизненноважного для всех рассматриваемых нами учений» Выгодский стр17
Синтез же восстанавливает расчленяемое анализом целое, вскрывая более илименее существенные связи и отношения выделенных анализом элементов. Анализрасчленяет проблему, синтез по — новому объединяет данные для её решения.Мысль, анализируя и синтезируя, проходит путь от расплывчатого понятия опредмете к понятию, в котором анализом выявлены основные элементы, а синтезомраскрываются существенные связи целого. Анализ и синтез, как и все мыслительныеоперации, возникают сначала в плане действия. Теоретическому анализупредшествовал практический анализ вещей в действии, которое расчленяет ихпрактических целях. В логическом содержании анализ и синтез взаимосвязаны.Причем эта связь неразрывна. Анализ без синтеза, как правило, приводит к механическомусведению целого к сумме частей. А синтез без анализа невозможен, так как ондолжен восстановить в мысли целое в существенных взаимосвязях его элементов. Аэто уже выделяет анализ. Анализ и синтез непрерывно переходят друг в друга, онидолжны как две стороны целого строго покрывать друг друга. А могут и поочередновыступать на передний план. Это обусловлено в первую очередь характеромматериала. Если исходные данные не точны, их содержание не четко, тогда напервых этапах неизбежно будет преобладать анализ. А если к началу мыслительногопроцесса все данные поступают с достаточной отчетливостью, тогда мысль пойдетпо преимуществу по пути синтеза. В самом складе некоторых людей наблюдаетсяпреимущественная склонность к анализу или к синтезу. Бывают по преимуществуаналитические умы, главная сила которых в четкости и точности, в анализе.Бывают по преимуществу синтетические умы, особая сила которых в широте синтеза.Но у подлинно больших умов, создающих ценное в научной мысли, анализ и синтезболее или менее уравновешивают друг друга.
Абстракция – это выделение, вычленение и извлечение одной какой–нибудьстороны, свойства, момента явления или предмета, в каком–нибудь отношениисущественного, и отвлечение от остальных. Абстракция в действии, предшествующаямыслительному отвлечению возникает в практике. Поскольку действие неизбежноотвлекается от целого ряда свойств предметов, выделяя, прежде всего те, которыеимеют более или менее непосредственное отношение к потребностям человека, то,что существенно для практического действия. Примитивная чувственная абстракцияотвлекается от одних чувственных свойств предмета или явления, выделяя другиечувственные же свойства или качества его.
Рассматривая предметы человек, может выделить их форму, отвлекшись от их цвета,или, наоборот, выделить их цвет, отвлекшись от их формы. В силу бесконечногомногообразия действительности никакое восприятие не в состоянии охватить все еёстороны. Поэтому примитивная чувственная абстракция, выражающаяся в отвлеченииодних чувственных сторон действительности от других, совершается в каждомпроцессе восприятия и неизбежно связана с ним. Такая изолирующая абстракциятесно связана с непроизвольным вниманием. Примитивная чувственная абстракциязарождается как результат избирательной функции внимания, связанной сорганизацией действия. От примитивной чувственной абстракции, не отрывая другот друга, следует отличать высшую форму абстракции. Высшая форма подразумеваетрассмотрение абстрактных понятий. От чувственной абстракции, абстракция затемпереходит в отвлечение от чувственных свойств предмета и выделение егонечувственных свойств, выраженных в отвлеченных абстрактных понятиях. Отношениямежду вещами обусловлены их объективными свойствами, которые в этих отношенияхвыявляются. Исходя из этого, мысль может через посредство отношений междупредметами выявить их абстрактные свойства. В своих высших формах абстракцияявляется результатом раскрытия все более существенных свойств вещей и явленийчерез их связи и отношения. Если мы перейдем к абстрактному, котороераскрывается через отношения к конкретным вещам, тогда мысль не отрывается отконкретного, а в любом случае к нему возвращается. При этом возврат кконкретному, от него мысль и отталкивается на пути к абстрактному, в любомслучае будет связан с обогащением познаний. Отталкиваясь от конкретного ивозвращаясь к нему же через абстрактное, познание мысленно реконструируетконкретное во все большей полноте его содержания, как переплетениемногообразных абстрактных определений.
Обобщение или генерализация зарождается в плане действий, потому чтоиндивид одним и тем же генерализированным действием отвечает на разныераздражения и производит их в разных ситуациях на основании общности лишьнекоторых их свойств. Ведь в различных ситуациях одно и то же действие вынужденоосуществляться посредством разных действий, однако сохраняется одна и та жесхема. Подобная схема по существу и будет являться понятием в действии, а егоне применение к другой ситуации своеобразным суждением в действии. Но не подразумеваетсясуждение как сознательный акт, следует подразумевать их действительную основу,некий корень и прототип. Сам процесс обобщения стоит понимать как отбор и отсевтого, что уже дано в изначальном виде в содержании чувственно воспринимаемыхсвойств предмета. Этот процесс можно назвать не тем, который обогащает иуглубляет наши знания, а объединяющим. Обобщение сводится к отбрасываниюспецифических, особенных, единичных признаков и сохранению тех, которыеоказываются общими для ряда единичных предметов. Общее представляется какповторяющееся единичное. Это обобщение, очевидно, не может вывести за пределычувственной единичности, следовательно не открывает подлинного существа тогопроцесса, который приводит к абстрактным понятиям. Смотря с этой позиции нельзяне заметить, что процесс обобщения представляется нам как не раскрывающий новыесвойства, а как простой отбор и отсев из числа тех данных, которые даныизначально. Получается, что процесс обобщения обедняет, а не углубляет иобогащает. На самом деле это в корне не так. Положительно ядро лежит враскрытии существенных связей. Существенно связанное вот что общее. Из этогоможно вывести уже в качестве вторичного, производного повторяемость общего, егообщность для целого ряда или класса единичных предметов. Существенно то, чтомежду собою связанное именно в силу этого неизбежно повторяется. Исходя изэтого, обобщение может совершаться по пути сравнения, выделяющего общее в рядепредметов и явлений. Так совершается процесс обобщения на низших ступенях и вболее элементарных своих формах. Высшие же формы обобщения, к ним мышлениеприходит через опосредование, через раскрытие отношений, связей,закономерностей развития.
Вкратце рассмотрев операции, перейдем к фазам, что также немаловажно. Вразвернутом мыслительном процессе можно различать несколько этапов или фаз.
Начальная фаза – более или менее отчетливое осознание проблемнойситуации. Осознание проблемной ситуации может начаться с чувства удивления, вызванногоситуацией, произведшей впечатление необычайности. Удивление может бытьпорождено неожиданной неудачей привычного действия или способа поведения.Проблемная ситуация может возникнуть сначала в действенном плане. Данныезатруднения в плане действий начинает сигнализировать о наличии проблемнойситуации, а удивление дает эту ситуацию почувствовать. И еще необходимоосмыслить проблему как таковую, что требует работы мысли. Но не надопредставлять что мыслительный процесс начинается с того момента как установленаситуация. Сама постановка проблемы это уже акт мышления, который в свою очередьтребует мыслительной работы. В процессе мышления все моменты находятся вдиалектической связи. И это не позволяет их разрывать и линейно располагать.Сформулировать в чем вопрос, значит уже подняться до известного понимания.Понять задачу или проблему, значит найти путь или метод её решения, а возможнои решить её. Первым признаком мыслящего человека является умение видетьпроблему там, где она есть. Возникновение вопроса является признаком начинающейработы мысли и зарождающего понимания.
Решение задачи – следующая фаза мыслительного процесса. Оно совершаетсямножеством разнообразных способов, в зависимости от характера самой задачи.Самыми простейшими являются задачи, для решения которых все данные заключены внаглядном содержании самой проблемной ситуации. Для их решения требуется простосоотнести по — новому наглядные данные и переосмыслить ситуацию. Решение задач,на которые направлены процессы мышления, требуют теоретических знаний,обобщенное содержание которых уже выходит за пределы наглядных ситуаций. Первымшагом мысли при этом будет отнесение, причем приблизительное, возникающеговопроса к некоторой области знаний. Внутри первоначально намеченной сферысовершаются дальнейшие мыслительные операции, дифференцирующие те знания, скоторыми соотносится данная проблема. Решение или попытка разрешения задачипредполагает привлечение тех или иных положений из имеющихся знаний в качествеметодов или средств ее разрешения. Иногда они выступают в виде правил, ирешение задачи совершается с помощью них же. Использование правила влечет засобой две различные мыслительные операции. Наиболее трудная из них заключаетсяв том, чтобы определить, какое правило должно быть привлечено, другая жеприменение выбранного правила к частным условиям конкретной задачи. Решениеочень сложной проблемы, которая впервые возникает в уме, обычно намечается врезультате учета и сопоставления части условий. Они берутся в качестве исходныхчастей. Возникает вопрос о расхождении намечающегося решения и остальныхусловий. Когда перед мыслью встает данный вопрос наметившееся решениеосознается как гипотеза. Осознание наметившегося решения как гипотезы порождаетнеобходимость в его проверке.
Завершающая фаза – окончательное суждение в пределах данного мыслительногопроцесса, фиксирующее достигнутое в нем решение проблемы. Затем результатмыслительной работы переходит в непосредственную практику. Практика подвергаетмысль решающему испытанию и ставит новые задачи – развития, уточнения,исправления или изменения первоначально принятого решения.
3. Основные уровни и виды мышления
3.1 Обзор и описаниеразличных видов мышления, его уровни
Мышление человека включает в себя мыслительные операции различных видов иуровней.
Различным может быть их познавательное значение. Неравноценны в познавательномотношении элементарный мыслительный акт, посредством которого ребенок разрешаетвстающие перед ним затруднения. И системы мыслительных операций, посредствомкоторых ученый может разрешить научную проблему о закономерности протеканиякаких либо сложных процессов. Можно различать разные уровни мысли в зависимостиот того, насколько высок уровень ее обобщений, насколько глубоко вместе с темона переходит от явления к сущности, от одного определения сущности к все болееглубокому ее определению. Таким разными уровнями мышления являются наглядноемышления в его элементарных формах и мышление отвлеченное, теоретическое. Теоретическоемышление, раскрывающее закономерности своего предмета, является высоким уровнеммышления. Теоретическоемышление направлено на познание наиболее общих законов и правил. Оно оперируетнаиболее общими категориями и понятиями. Всякого рода научные концепции,теории, методологические основания науки являются продуктом этого видамышления. Теоретическое мышление составляет основу научного творчества. Нобыло бы совершенно неправильно сводить мышление в целом исключительно ктеоретическому мышлению в абстрактных понятиях. Мы совершаем мыслительныеоперации, не только решая теоретические проблемы, но и наглядное мышление,поскольку в некоторых случаях мы разрешаем стоящие перед нами задачи, оперируяв основном наглядными данными. Наглядное мышление и мышлениеотвлеченно-теоретическое многообразными способами переходят друг в друга.Различие между ними относительно и оно не означает внешней полярности, но оносущественно. Всякое мышление совершается в более или менее обобщенных, абстрактныхпонятиях, и во всякое мышление включаются более или менее наглядные чувственныеобразы; понятие и образ-представление даны в нем в неразрывном единстве.Человек не может мыслить только в понятиях без представлений, в отрыве отчувственной наглядности; он не может также мыслить одними лишьчувственно-наглядными образами, без понятий. Может быть, поэтому нельзяговорить о наглядном и о понятийном мышлении как о внешних противоположностях;но тем не менее, поскольку представление и понятиене только связаны друг с другом, но и отличны друг от друга, внутри единогомышления можно различать, с одной стороны, наглядное, с другой –абстрактно-теоретическое мышление. Для первого характерно то, что единствопредставления и понятия, единичного и общего осуществляется в нем попреимуществу в форме наглядного образа-представления и понятия осуществляется внем по преимуществу в форме общего понятия. Будучи различными уровнямиили ступенями познания, образное и абстрактно-теоретическое мышление являютсявместе с тем в известном смысле разными сторонами единого процесса и равноадекватными способами познания различных сторон объективной действительности. Понятиеотвлеченного мышления отражает общее; но общее никогда не исчерпываетособенного и единичного; это последнее отражается в образе. “Поэтому мысль,особенно последовательно проведенная в системе Гегеля, будто образ являетсятолько низшим уровнем познания, который на высшем должен и может быть без остаточнозаменен понятием, является заблуждением рационалиста, ошибочно воображающего,что можно исчерпать действительность понятием. Мы поэтому различаемнаглядно-образное мышление и абстрактно-теоретическое не только как два уровня,но и как два вида или два аспекта единого мышления; не только понятие, но иобраз выступает на всяком, даже самом высшем, уровне мышления” (2) стр335.
Оперируяс наглядными данными, мы используем наглядно действенное мышление и нагляднообразное мышление. Наглядно действенное это мышление, которое сводится креальным, практическим действиям человека в наглядно воспринимаемой ситуации.Здесь внутренние, умственные действия сведены к минимуму, а задача в основномрешается за счет внешних, практических действий с реальными материальнымипредметами. Наглядно образным мышлением называют мышление, при котором задачирешаются не путем манипуляций с реальными, материальными предметами, а спомощью внутренних действий с образами этих предметов.
Втом, что образ обогащает мысль, можно убедиться на примере любой метафоры.Всякая метафора выражает общую мысль; понимание метафоры требует, поэтомураскрытия в образной форме ее общего смыслового содержания, так же как при употребленииметафорического выражения требуется подыскать образы, которые бы адекватновыразили общую мысль. Но как бы это выглядело, если бы образ ничего неприбавлял к общей мысли. Весь смысл, метафоры – в тех новых выразительныхоттенках, которые привносит метафорический образ; вся ее ценность в том, чтоона прибавляет к общей мысли, выражая ее. Метафорические образы выражения общеймысли имеют смысл, только поскольку они содержат больше того, что даетформулировка мысли в общем положении. Образное выражение передает еще многодополнительных оттенков ему лишь свойственной выразительности. Оно передает нетолько голый факт, но и отношение к нему. Сравнение говорит о том, что с точкизрения говорящего речь идет не о банальном случае, а о чем либо — важном, значительном.Оно оттеняет также момент стихийности, независимость происшедшего от воличеловека и этим устраняет момент личной вины. Образное метафорическое выражениеи вполне адекватно выражает общую мысль, и выходит за ее пределы, вводядополнительные оттенки и моменты, не заключенные в общем положении.Метафорическое выражение может, поэтому служить ярким доказательством какединства общей мысли, понятия и образа, так и качественного своеобразия образа,его отличия от понятия. Специфическим для поэтического образа является при этомне наглядность, а выразительность его. Это положение существенно для пониманияхудожественного мышления. Рассмотрим художественное мышление. Образ, отражаяединичное, конкретное, вместе с тем выполняет и обобщающую функцию; будучи небескровной абстрактной схемой, а изображением живого конкретного индивида,полноценный художественный образ вместе с тем возвышается до типичного, т.е.общего. В корне ошибочно было бы видеть в образе только единичное. Образ такжев той или иной мере заключается в себе единство единичного и общего; онинеобходимо в той или иной мере взаимосвязаны в нем, потому что онивзаимосвязаны в объективной действительности, которая в нем отображается. Всилу того что образ в художественном мышлении выполняет и обобщающую функцию,образное содержание художественного произведения может быть носителем егоидейного содержания. Если бы наглядный образ не мог включать в себя идейноесодержание, то художественное произведение, которое всегда оперирует нагляднымобразным материалом, было бы, либо безыдейным, либо тенденциозным. Потому чтотенденциозно и нехудожественно было бы такое произведение, которое давало быидейное содержание помимо образов, в общих формулах, и безыдейным такое,которое не давало бы его вовсе. По существу всякое художественное произведениене только может, но и неизбежно должно иметь, то или иное идейное значение, таккак каждое художественно произведение выражает в какой-то мере определеннуюидеологию. Вопрос в том, насколько совершенно оно это делает.«… всякоепроизведение искусства таит в себе внутренний разлад между содержанием иформой, и… именно формой достигает художник того эффекта, что содержаниеуничтожается, как бы погашается» (16) стр.273
Вподлинно художественном произведении, одновременно идейном и художественном,само его образное содержание и только оно является носителем его идейногосодержания, и оно выражает его иначе, чем этом можно сделать в отвлеченныхформулах и общих положениях. Образное мышление является, таким образом, специфическимвидом мышления.
Нарядус вопросом о наглядно-образном и теоретическом мышлении в современнойпсихологии встает и вопрос о теоретическом и практическом мышлении.Традиционная психология исходила из внешнего противопоставления мышления ипрактической деятельности, при исследовании мышления имелись ввидуисключительно отвлеченные задачи научного мышления и теоретическаядеятельность, направленная на их разрешение. Вопрос о соотношении мышления идеятельности – практический, поскольку он ставился, разрешался большей частьюпросто: теоретические интеллектуальные операции принимались как нечтопервичное; эти операции совершаются во внутреннем плане сознания; затемдеятельность строится на их основе. Разумная деятельность с этой точки зрениялишь переносит во внешний план действия результаты теоретического мышления.Отношение мышления к действию всегда мыслилось как односторонняя зависимость деятельностиот абстрактного мышления; притом эта зависимость представлялась неизменной навсех ступенях исторического развития. Всякое действие, которое не былореализацией теоретического мышления, могло быть лишь навыком, инстинктивнойреакцией, — проще говоря, не интеллектуальной операцией; поэтому создаётсяальтернатива: либо действие не имеет интеллектуального характера, либо оно — отражение теоретического мышления. Возможно исследования В. Кёлерачеловекоподобных обезьян дали новый толчок для иной, тоже в конечном счетенеправильной, постановки вопроса; в связи с этим исследованиями возниклопонятие так называемого практического интеллекта. Опыты с шимпанзе, построеныпо типу экспериментов Келера, были затем – сначала Келером, а потом К.Бюлером –повторены с детьми; за ними последовал целый ряд экспериментов, проводившихся снормальными и умственно отсталыми детьми и взрослыми. Основная задачапрактического мышления — подготовка физических преобразований действительности,то есть постановка цели, создание плана, проекта, схемы действий ипреобразований. Его способность заключается в том, что оно часто развертываетсяв условиях дефицита времени, а также в том, что в условиях практическойдеятельности его субъект обладает ограниченными возможностями для проверкигипотез. После того как вы со своими грибами упали в реку с неправильнорассчитанного и сделанного плавательного средства, бессмысленно составлять планпереправы через реку. Он, с одной стороны, как будто выражает преодоление тойточки зрения, которая усматривала интеллект лишь в теоретических операцияхабстрактного словесного мышления в понятиях: практика и интеллект, практика имышление объединяются в единстве понятия. Однако в противопоставлениипрактического интеллекта теоретическому интеллекту нередко сказывался проникшийв само понимание интеллекта и потому в известном смысле еще углубившийся старыйдуализм теоретического мышления и практики. С практикой связано, в конечном счете,всякое мышление; лишь характер этой связи может быть в различных случаяхразличным. Теоретическое мышление, мышление, опираясь на практику в целом,независимо от отдельного частного случая практики; наглядно-действенноемышление непосредственно связано с той частной практической ситуацией, вкоторой совершается действие. У человека существует единый интеллект. Мы неможем говорить о двух различных интеллектах как различных механизмах. Но внутриединства, в зависимости от различных условий, в которых совершаетсямыслительный процесс, дифференцируются различные виды мыслительных операций ихарактер их протекания. В этом плане можно отличать практическое мышление оттеоретического мышления. Если под практическим мышлением понимать мышление, совершающеесяв ходе практической деятельности и непосредственно направленное на решениепрактических задач, — в отличие от мышления, выделенного из практическойдеятельности в качестве особой теоретической деятельности, направленной наразрешение отвлеченных теоретических задач, лишь опосредованно связанных спрактикой. Перед теоретическим и практическим мышлением стоят, прежде всего,разные задачи. При этом в отношении в частности практического мышления возможныеще разные случаи: в одних случаях практическое мышление, т.е. мышление,включенное в практическую деятельность, должно по характеру тех задач, которыеему приходится разрешать, использовать и результаты отвлеченной теоретическойдеятельности. Это сложная форма практического мышления, в которое теоретическоемышление входит в качестве компонента. Такова мыслительная деятельностьизобретателя при решении сложных задач, когда требуются более или менее сложныетеоретические соображения. Но возможен и другой случай, при котором для решениявстающей в ходе практической деятельности задачи отвлеченное теоретическоемышление и не требуется: встречаются такие элементарные задачи, для разрешениякоторых нужно только сориентироваться в данной наглядной ситуации. В такихслучаях практическое мышление, т.е. мышление, включенное в практическуюдеятельность и направленное непосредственно на решение частичных практическихзадач, принимает форму наглядно-действенного мышления. Наглядно-действенноемышление – это элементарная форма практического мышления, направленного наразрешение элементарных практических задач. В доказательство существованияособого практического интеллекта часто ссылаются на то, что некоторые людипрекрасно справляются с очень сложными теоретическими задачами, обнаруживая приих решении высокий уровень мышления. Но оказываются иногда беспомощными. Еслиим нужно найти выход из сколько-нибудь затруднительной практической ситуации, иобратно – люди, которые прекрасно ориентируются в очень сложных практическихситуациях, оказываются иногда беспомощными, если перед ними встает дажеэлементарная теоретическая проблема. Для объяснения этого факта нужно вскрытьразличия между мыслительными операциями, которые требуются в одном и другомслучае. Нужно учесть объективное различие самих задач, подлежащих разрешению.Некоторые задачи по существу своему требуют выхода за пределы единичнойпроблемной ситуации, оперирования обобщенными положениями и косвенного,опосредованного разрешения, — они требуют теоретического мышления; другие жепрактические задачи могут быть решены на основании тех данных, которыепредставлены в наглядном содержании самой проблемной ситуации. Для мышления,направленного на разрешение именно таких задач, характерно, что оно совершаетсяв ситуации действия, в непосредственной действенном контакте с объективнойдействительностью. Таким образом «поле зрения» мышления совпадает с полемдействия; у мышления и действия одна и та же область оперирования; ходмыслительной операции непосредственно включен в действенную ситуацию, в ходпрактического действия; в нем практическое действие реализует каждый этапрешения задачи и подвергается постоянной непосредственной проверке практикой. Протеканиемыслительного процесса в действенной ситуации, непосредственная связь ее спрактическим действием накладывают на нее специфический отпечаток. В техслучаях, когда действие не входит в течение самой мыслительной операции, всерешение задачи должно быть целиком продумано субъектом, все звенья его отначала и до конца должны быть проведены и учтены мысленно. Между тем внепосредственно-действенной ситуации можно сначала уяснить себе лишь начальныйэтап решения, только то, что, как бы ни пошло решение дальше, сначаланеобходимо, во всяком случае, сделать то-то. Если сейчас же и реализоватьпервый этап решения в практическом действии, то это действие, реально изменяяпроблемную ситуацию, помимо намеченного и заранее предусмотренного изменения ее.Сплошь и рядом повлечет за собой и выявит ряд попутных изменений, которые досовершения практического действия могли быть не предусмотрены и которые послеего совершения непосредственно видны. Действие, вклинивающееся в течениемыслительной операции, реализуя ближайший намеченный этап решения, освобождаетот необходимости заранее предусмотреть, представить, вообразить себе и учестьвсе многообразие тех изменений в проблеме ситуации, которые оно вносит, икоторые нужно было бы заранее предусмотреть. В то же время необходимо мысленноучесть при решении задачи, протекающей не непосредственно в самом ходедействия. Практическое действие, таким образом, частично заменяет мыслительнуюоперацию по предвидению и предварительному учету некоторых последствий,вытекающих из предшествующих этапов решения задачи, и является постольку как бынепосредственным компонентом процесса решения задачи. В этом смысле можно былобы условно сказать, что здесь имеет место мышление действиями. В этой функции,выполняемой практическим действием, заключается специфическое преимуществомыслительной операции, непосредственно включенной в ход практического действенногорешения задачи. Но такая мыслительная операция предъявляет, с одной стороны, исвои специфические требования, отличные от требований, предъявляемых задачейпри обобщенном теоретическом решении. Она сплошь и рядом требует болееизощренной наблюдательности и внимания к отдельным, частным деталям,предполагая умение использовать для решения задачи в данном частном случае. Тоособенное и единичное в данной проблемной ситуации, что не входит полностью ибез остатка в теоретическое обобщение; она требует также умения быстропереходить от размышления к действию и обратно. Для одних такие смены являютсяоблегчением, передышкой; для других – медлительных и систематических умов – онивоспринимаются как перебои, создающие существенные затруднения, иногда дажевносящие дезорганизацию в мыслительный процесс. Совершенно очевидно, что каждыйиз этих случаев создает различную психологическую ситуацию для мыслительногопроцесса: у разных людей, в зависимости от их интересов, от всего склада ума иличности в целом, она, естественно, должна дать различные результаты.
В конечном счете, специфическиеособенности различных видов мышления обусловлены у разных людей, прежде всегоспецифичностью задач, которые им приходится разрешать; они связаны также синдивидуальными особенностями, которые у них складываются в зависимости отхарактера их деятельности. Теоретическое и эмпирическое мышление отличаютсядруг от друга по характеру понятий, которыми мышление оперирует. Теоретическоемышление оперирует по возможности точно определенными понятиями, относительнокоторых степень согласия людей достаточно высока. Эмпирическое мышление- этомышление интуитивное и ситуативное определяемыми понятиями, кроме того, вданном случае между понятиями, используемыми разными людьми, может быть низкаястепень согласованности. Также нельзя не отметить продуктивное мышление. Онопорождает новые знания, новый материальный или идеальный результат. Продуктивным,например, является мышление ученого, делающего новое открытие, писателя,создающего новое произведение, художника, пишущего новую картину. Репродуктивное- это мышление, повторно открывающее уже известные знания или воссоздающее то,что кем-то когда-то уже было создано. Репродуктивное мышление характерно длялюдей, которые многократно решают типичные задачи. В таком мышлении человекидет известным, пройденным путем, поэтому данный вид мышления также называютнетворческим. Различают также интуитивное и аналитическое мышление.Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет более или менее четкоочерченные этапы, а сам процесс мышления в достаточной мере осознан. В отличиеот аналитического, интуитивное мышление свернуто во времени, иногда решениепроблемы производится молниеносно, в нем отсутствуют этапы, и наконец, егопроцесс осознается в минимальной степени. Очень важным с точки зренияприспособительных функций мышления является его деление на реалистическое иаутистическое. Реалистическое мышление основывается на реальных знаниях о мире,направлено на достижение целей, обусловленных жизненно важными потребностями иобстоятельствами, оно регулируется логическими законами, а его течениеосознанно контролируется и направляется. Аутистическое мышление основывается напроизвольных, иррациональных допущениях при игнорировании реальных фактов.Основной его движущей и направляющей силой являются плохо осознаваемые илинеосознаваемые желания или страхи. Оно плохо контролируется сознанием. Словесно-логическоемышление — высший вид мышления человека, имеющий дело с понятиями о предметах иявлениях, а не с самими предметами, явлениями или их образами. Данный вид полностьюпротекает во внутреннем, умственном плане. В конечном счете, специфическиеособенности различных видов мышления обусловлены у разных людей, прежде всегоспецифичностью задач, которые им приходится разрешать; они связаны также синдивидуальными особенностями, которые у них складываются в зависимости отхарактера их деятельности.
3.2 Индивидуальные особенности мышления
Индивидуальные особенности мышления у различных людей проявляются по-разному.Складывается соотношение разных и взаимодополняющих видов и форм мыслительнойдеятельности (наглядно-образного, наглядно-действенного и отвлеченногомышления). К индивидуальным особенностям мышления относятся также и другиекачества познавательной деятельности: гибкость, быстрота мысли,самостоятельность. Самостоятельность мышления проявляется, прежде всего, вумении увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и затем решить ихсвоими силами. Творческий характер мышления отчетливо выражается именно в такойсамостоятельности. Гибкость мышления заключается в умении изменять намеченныйвначале путь решения задач, если он не удовлетворяет тем условиям проблемы,которые постепенно вычленяются в ходе ее решения и которые не удалось учесть ссамого начала. Быстрота мысли особенно нужна в тех случаях, когда от человекатребуется принимать определенные решения в очень короткий срок. Но она нужнатакже и школьникам. Так, некоторые хорошие ученики даже в старших классах,когда их вызывают к доске решать новую для них задачу, смущаются и теряются.Эти отрицательные эмоции затормаживают мышление человека; мысль начинаетработать очень медленно и часто безуспешно, хотя в спокойной обстановке быстрои хорошо решаются подобные и даже более трудные задачи. Это резкое замедлениемысли под влиянием тормозящих эмоций и чувств нередко проявляется вповседневной жизни человека. Все перечисленные и многие другие качествамышления тесно связаны с основным его качеством, или признаком. Важнейшийпризнак всякого мышления — независимо от его отдельных индивидуальныхособенностей — умение выделять существенное и самостоятельно приходить к новымобобщениям. Когда человек мыслит, он не ограничивается констатацией того илииного отдельного факта или события, пусть даже яркого, интересного, нового инеожиданного. Мышление необходимо идет дальше, углубляясь в сущность данногоявления и открывая общий закон развития всех более или менее однородныхявлений, как бы внешне они не отличались друг от друга. Широта мышления — этоспособность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время инеобходимых для дела частностей. Глубина мышления выражается в умении проникатьв сущность сложных вопросов. Качеством, противоположным глубине мышления,является поверхностность, суждений, когда человек обращает внимание на мелочи ине видит главного. Гибкость мысли выражается в ее свободе от сковывающеговлияния закрепленных в прошлом приемов и способов решения задач, в умениибыстро менять действия при изменении обстановки. “В отечественной психологиинельзя не отметить понятие гибкости мышления, введенное Н.А. Менчинской. Онасчитает, что гибкость мышления проявляется в целесообразном варьированииспособов действия, в легкости перестройки уже имеющихся знаний и перехода отодного действия к другому. Понимание гибкости мышления связано со сменойинтерпретации свойств объекта, с качественным преобразованием объекта вситуации решения мыслительной задачи. Основу гибкости мышления, по нашемумнению, составляет механизм опосредствования. В отечественной психологииразвитие опосредствования рассматривается как становление знаковой функциисознания ”(14) стр.28. Быстрота ума — способность человека быстро разобраться вновой ситуации, обдумать и принять правильное решение. Торопливость умапроявляется в том, что человек, не продумав всесторонне вопроса, выхватываеткакую-то одну сторону, спешит дать решение, высказывает недостаточнопродуманные ответы и суждения. Определенная замедленность мыслительной деятельностиможет быть обусловлена типом нервной системы — малой ее подвижностью.
Критичность ума — умение человека объективно оценивать свои и чужиемысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Внастоящее время существуют как минимум три трактовки понятия интеллекта:1.Биологическая трактовка: “способность сознательно приспосабливаться к новой ситуации”2. Педагогическая трактовка:“способность к обучению, обучаемость” 3.Структурный подход, сформулированный А. Бине: интеллект как “способностьадаптации средств к цели”. С точки зрения структурного подхода, интеллект — этосовокупность тех или иных способностей. Совокупность познавательных процессовчеловека определяет его интеллект. “Интеллект — это глобальная способностьдействовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненнымиобстоятельствами” (Векслер), т.е. интеллект рассматривается, как способностьчеловека адаптироваться к окружающей среде. Какова же структура интеллекта?Существуют различные концепции, пытавшиеся ответить на этот вопрос. Так, вначале века Спирмен выделил генеральный фактор интеллекта «фактор О» и «фактор5», служащий показателем специфических способностей. С точки зрения Спирмена,каждый человек характеризуется определенным уровнем общего интеллекта, откоторого зависит, как этот человек адаптируется к окружающей среде. Кроме того,у всех людей имеются в различной степени развитые специфические способности,проявляющиеся в решении конкретных задач. Терстоун с помощью статистическихметодов исследовал различные стороны общего интеллекта, которые он назвалпервичными умственными потенциями. Он выделил семь таких потенций:
1) счетную способность, т. е. способностьоперировать числами и выполнять арифметические действия;
2) вербальную (словесную) гибкость, т. е.легкость, с которой человек может объясняться, используя наиболее подходящиеслова;
3) вербальное восприятие, т. е.способность понимать устную и письменную речь;
4) пространственную ориентацию, илиспособность представлять себе различные предметы и формы в пространстве;
5) память;
6) способность к рассуждению;
7) быстроту восприятия сходств илиразличий между предметами и изображениями.
Позже Гилфорд выделил сто двадцатьфакторов интеллекта, исходя из того, для каких умственных операций они нужны, ккаким результатам приводят эти операции и каково их содержание. Содержаниеможет быть образным, символическим, семантическим, поведенческим. По мнениюКэттела сто девяносто шесть факторов, у каждого из нас уже с рождения имеется потенциальныйинтеллект, который лежит в основе нашей способности к мышлению, абстрагированию,рассуждению. Примерно к двадцати годам этот интеллект достигает наибольшегорасцвета.
Заключение
Изучая мышление, как и любой другойпсихический процесс, психологическая наука учитывает и в той или иной степениспециально исследует, какие именно потребности и мотивы заставили данногочеловека включиться в познавательную деятельность. При каких конкретныхобстоятельствах у него возникла потребность в анализе, синтезе и т.д. Впротивоположность психологии формальная логика абстрагируется не только отвзаимоотношений мышления с чувственным познанием, но и от взаимосвязеймыслительной деятельности с потребностями, мотивами, эмоциями. Мыслит, думаетне само по себе «чистое» мышление, не сам по себе мыслительныйпроцесс как таковой, а человек, индивид, личность, обладающая определеннымиспособностями, чувствами и потребностями. Неразрывная связь мыслительнойдеятельности с потребностями отчетливо обнаруживает тот важнейший факт, чтовсякое мышление — это всегда мышление личности во всем богатстве еевзаимоотношений с природой, обществом, с другими людьми. Открываемые мышлениемсвойства окружающего мира очень важны, так как позволяют человеку успешноприспосабливаться к нему. Благодаря мышлению мы можем предвидеть те или иныефакты и события, потому что мышление всякий раз как бы добывает знания,являющиеся общими для целого класса явлений, а не только для одного какого-тослучая. Умение найти в новой ситуации общее с прежней, постижение общего в,казалось бы, разных случаях — важнейшее отличительное свойство мышления.Мышление обнаруживает, открывает в окружающем мире определенные классыпредметов и явлений, родственных по тому или иному признаку. Итак, мышление,будучи познавательным процессом, отличается от других тем, что осуществляетобобщение и опосредованное познание объективной реальности, хотя, опирается приэтом на чувственное познание при активном взаимодействии человека с познаваемымобъектом. Активное взаимодействие, преобразование предметов, различные действиячеловека являются существенной особенностью мышления, ведь только в ходедействий с предметами выявляются несовпадения чувственно данного, познаваемогов ощущениях и восприятии, и ненаблюдаемого, скрытого. Эти несовпадения явленияи сущности вызывают поиск, мыслительную активность человека, в результатекоторой достигается познание, открытие существенно нового.
Список литературы
1. ТихомировО.К. Психология мышления. — М.: Академия, 2005. – с.288 с
2. Рубинштейн С. Л. «Основы общейпсихологии» СПб. 2008. – с.713
3. Леонтьев А.Н. «Лекции по общейпсихологии» М. 2007. – с.511
4. АкимоваМ.К., Козлова В.Т., Ференс Н.А. Теоретические подходы к диагностикепрактического мышления // Вопросы психологии. — 1999. — № 1. — С.21
5. ВыготскийЛ.С. Мышление и речь. — 5-е изд., исп. — М.: Лабиринт, 1999. – с.351
6. ВолковЕ.Н. Основные модели контроля сознания (реформирования мышления) // Журналпрактического психолога. — 1996. — № 5
7. ПиажеЖ. Речь и мышление ребенка. — СПб., 1997. — 256 с.
8. БрушлинскийА.В. и др. Мышление и общение. — Минск: Изд-во Минского гос. ун-та, 1990.
9. СеменовИ. Тенденции психологии развития мышления, рефлексии. — М.; Воронеж: МОДЭК,2000. – с.64
10. Соколов А.Н. Внутренняя речь имышление. – М: Издательство ЛКИ- 2007 – с.248
11. КаплуновичИ.Я. Психологические закономерности развития пространственного мышления //Вопросы психологии. — 1999. — № 1. — с.60
12. АтахановР. Соотношение общих закономерностей мышления и математического мышления //Вопросы психологии. — 1995. — № 5. — с.41.
13. ЗавалишинаД.Н. Практическое мышление: Специфика и проблемы развития. — М.: Институтпсихологии РАН, 2005. — с.375
14. ЕрмаковаЕ.С. Формирование гибкости мышления у дошкольников // Вопросы психологии. — 1999.- № 4. — с.28.
15. ТепловБ.М. Труды по психофизиологии индивидуальных различий. – М: Наука -2004.- с.444
16. ВыгодскийЛ.С. Психология искусства. – М: Лабиринт – 2008.-с.352
17. МаддиС. Теории личности. – СПб.: Речь – 2002. – с. 539