Реферат по предмету "Психология"


Взаимосвязь девиантного поведения и потенциально опасных действий у пассажиров аэропорта

--PAGE_BREAK--– люди с этим типом девиантного поведения предпочитают уходить от реальности посредством употребления психоактивных веществ или зацикливании на определенных типах деятельности (например, игре в компьютерные игры или серфинге по Интернету).

В большинстве своем такие люди не приемлют реалии мира, они считают жизнь «серой», «скучной», «унылой», и их способ ухода от реальности заменяет им насыщенность и разнообразие жизни. «Жить так, как все» они не хотят, поскольку это не приносит им желаемого удовлетворения.

В жизни аддикты пассивны, ожидают от жизни мало и действий совершают также немного. Когда же дело касается деятельности, которая приносит им удовлетворение, они начинают проявлять недюжинную активность (целыми днями оттачивают мастерство в компьютерной игре), или проявляют чудеса изобретательности в нахождении места и выпивки, например.

Что интересно, склонные к аддиктивному поведению люди проявляют большую устойчивость к кризисным ситуациям и жизненным потрясениям, чем люди с нормальным типом поведения. Вероятно, это связано с тем, что нарушение нормального хода вещей в их жизни – это возможность испытать сильные эмоции, которых им так не хватает.

Второй тип девиантного поведения – это патохарактерологический.Такое поведение возникает у людей в процессе становления личности, прошедшей по дисгармоничному типу – это личностные расстройства по МКБ-10.

Люди с данным типом поведения часто обладают неустойчивой самооценкой, которая колеблется от неадекватно заниженной до неадекватно завышенной, а также склонны к манипулированию другими людьми, как правило, их близкими.

В зависимости от вида личностного расстройства такие девианты также могут быть склонными к поведению, основанному на ритуалах и определенных видах деятельности, призванных снизить высокий уровень тревожности и страха (невротический тип личности).

Психопатологический типповедения базируется на симптомах психических заболеваний, которыми страдает индивид. Зачастую совершенно невозможно понять мотивы поведения человека, если не знать, что он страдает каким-либо душевным расстройством.

Одним из видов отклоняющегося поведения, которое может принадлежать к этим трем типам, является аутодеструктивное поведение. Человек с данной моделью поведения будет ориентирован не на самоактуализацию и личностный рост, а на разрушение личности. Причиной такого поведения могут являться и аддикции, и личностные расстройства, и психические болезни.

Несколько особняком стоит девиантное поведение на базе гиперспособностей человека, которое часто сопровождает человека, значительно выше одаренного в какой-то области, чем среднестатистический обыватель.

Такие люди с трудом адаптируются в мире, поскольку не могут и/или не хотят разбираться в отношениях между людьми, ведут себя нелогично или наивно по меркам остальных. Именно такие люди наиболее часто игнорируют реальность, которая кажется им малозначимой, и не представляющей интереса. Они слабо приспособлены к жизни и вместе с тем живут в гармонии с собой, если могут заниматься любимым делом, получая от этого материальное и моральное удовлетворение.

И, наконец, одним из самых опасных типов поведения является делинквентный тип.Это частный случай криминального поведения, который проявляется в том, что человек имеет патологическое стремление к нарушению правовых и юридических норм. От криминального поведения делинквентное отличается меньшей степенью тяжести деяний человека.

Это скорее не преступление, а проступок, опасность которого является скорее потенциальной, ведь такой тип поведения при своем развитии может закономерно перерасти в криминальное поведение как способ материального заработка. В основном, это поведение свойственно детям и подросткам, поэтому при воспитательных действиях есть возможность не допустить криминального поведения как значительно более тяжелого проявления девиантного поведения.
1.3 Причины девиантного поведения
Мы рассмотрели основные типы и виды отклоняющегося поведения, а также попытались дать определение этому понятию. Также необходимо определить причины такого поведения, те явления, которые лежат в самой основе девиаций.

Очевидно, что существует множество точек зрения на данную проблему, и, рассматривая её, необходимо учитывать все разнообразие психологических теорий.

В рамках данной проблемы представляют интерес материалы XXXVIII научно-технической конференции по итогам работы профессорско-преподавательского состава Сев. Кав. ГТУза, посвященной теориям, объясняющим причины девиантного поведения.

Авторы Ветров Ю.П. и Бугоянц А.Ю. (2009) пишут, что биологическое объяснение, которое включает в себя генетику, гормоны, особенности ВНД, не учитывает каждый конкретный случай. Часто бывает так, что человек, который физически должен проявлять отклоняющееся поведение, на деле оказывается абсолютно вписанным в существующие нормы. Авторы таких концепций не учитывают особенности личности человека, его волевых проявлений.

В связи с этим больше себя зарекомендовал психологический подход, который часто применялся в анализе преступного поведения. Он связывает девиации со снижением самоуважения, как уже говорилось выше, а также с внутриличностными конфликтами, отсутствием личностного роста и проблемами психотического уровня: дефектов интеллекта или психопатических отклонений.

На девиантное поведение ребенка, по мнению данных авторов, влияет недостаточная сформированность некоторых функциональных систем мозга: ММД, СДВГ и т.д.

Также поведение, не укладывающееся в нормы, связывают с индивидуально-психологическими особенностями ребенка.

Важное место в объяснении причин девиантного поведения занимают представители психоаналитического направления, основоположником которого считается З.Фрейд.

Он связывал отклонения в поведении с перманентным личностным конфликтом между ID и Alter-ego. Нормальное развитие личности по Фрейду предполагает формирование защитных механизмов, которые определяют взаимодействие этих двух личностных структур.

Фрейд (1999) связывает девиации с динамикой этих сфер личности, а также динамикой инфантильных эмоциональных переживаний личности, по мнению А.Адлера (2003).

Теория объектных отношений наибольшее значение придает тому, как ребенок взаимодействует с родителями на ранних этапах, какой образ родителя и взрослого складывается у него в голове. Положительное или отрицательное восприятие взрослых во многом будет определять отношение к обществу в целом.

Стратегии основных психологических защит «Я» человека формируются именно на ранних этапах развития, в это же время формируется и поведенческий базис, те паттерны поведения, которые человек будет использовать в дальнейшем как наиболее предпочтительные для него.

Личности с девиантным поведением, как правило, используют самые «детские» и простые механизмы защиты, что связано с незрелостью их Эго и Супер-Эго.

Также можно утверждать, что отклоняющееся поведение детерминируется именно неосознаваемыми импульсами ввиду низкого контроля над бессознательным верхними структурами личности.

Косвенно подтверждает это, например, поведение делинквентных подростков, которые всегда затрудняются в объяснении причин и мотивов, побудивших на противоправные действия. Они могут придумывать самые невероятные и неправдоподобные объяснения как раз из-за того, что сами не слишком понимают, что их толкнуло на проступки.

Гуманистический подход в лице А.Маслоу (1999) объясняет нарушения поведения с позиций утраты идентичности ребенка со своими чувствами, когда он не может самореализоваться при имеющихся условиях воспитания.

А. Бандура (2000) выдвигает мнение, что агрессия ребенка связана со злоупотреблением родителями физических мер воздействия.

Эрикссон (2000) в анализе причин отклоняющегося поведения наибольшее значение придает пути развития личности, ответа на главные экзистенциальные вопросы о своем предназначении и смысле жизни.

Девиации поведения возникают тогда, когда человек отказывается от ответственности за свою жизнь, он предпочитает плыть по течению и выбирать всегда самый легкий путь в жизни.

Может быть, это является одной из причин, по которым подростковый возраст считается «трудным». Ведь человеку в этот период и приходится впервые серьезно задуматься о смысле своего существования, и ответы на такие вопросы во многом будут определять его позицию в дальнейшей жизни.

Школа бихевиоризма и необихевиоризма в лице Б.Скиннера, У. Торндайка и Д.Уотсона (1988) считает, что окружающая среда полностью детерминирует поведение человека: он научается взаимодействию со средой и посредством опыта выбирает наиболее предпочтительную модель поведения. Эффективные в его среде модели закрепляются, а неэффективные отбрасываются как ненужные.

Также при усвоении поведенческих норм работает механизм негативного обусловливания, например, когда родители наказывают ребенка под влиянием чувства гнева. Свою роль играет и дефицит внимания, ведь любой ребенок знает, что значительно эффективнее привлекать внимание родителей, нарушая нормы, а не следуя им.

Выготский Л.С (2005) признаёт влияние природных особенностей организма, но главное – это то, что человек становится личностью по мере увеличения своих связей с обществом.

На формирование личности человека накладывает отпечаток воздействия других значимых людей, которые передают им опыт своего взаимодействия с миром, причем не посредством простого усвоения, а благодаря сложному социальному взаимодействию, включающему внешние и внутренние факторы, социальные и психофизиологические задатки соответственно.

Итак, отечественная психология представляет девиантное поведение как социально обусловленное – и ответственность за него несет как общество, так и сам человек.

Таким образом, девиантные формы поведения, базируясь на индивидуально-психологических стереотипах, имеют зависимость от внешних условий, ситуативных моделей, которые способны либо провоцировать, либо блокировать неадекватные формы поведения.

Исходя из этих положений, генезис отклоняющегося поведения обусловливают такие разнообразные, но взаимосвязанные факторы, как:

·                   Индивидный, действующий на уровне психобиологических предпосылок;

·                   Социальный, определяющийся социально-экономическими условиями существования общества;

·                   Психолого-педагогический, проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитании;

·                   Социально-психологический, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия личности со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в учебно-воспитательном коллективе, т.е. нарушения социализации.




Глава 2 Особенности девиантного поведения у потенциально опасных пассажиров аэропорта
2.1 Понятие потенциально опасного пассажира (критерии).
Система гражданской авиации всегда находится под пристальным вниманием как представителей различных криминальных структур с одной стороны, так и служб безопасности аэропорта с другой. Как часть транспортной инфраструктуры, аэропорт может использоваться криминалитетом как транзитный пункт для контрабанды, или же как возможность исчезнуть из поля зрения правоохранительных органов.

Внимание террористических организаций к авиации обусловлено другими причинами – любой удавшийся террористический акт сразу получает большой общественный резонанс и неизменно сопровождается большим количеством жертв. С такой своеобразной «трибуны» террористам становится проще диктовать свои требования и всячески привлекать к себе внимание общественности.

Авторский коллектив под руководством Ю. Мосеева в своем курсе лекций «Авиационная безопасность» (1999) выделяет следующие предпосылки терроризма:

·                   Захват и угон ВС (воздушное судно) преступник расценивает как крайне результативное средство воздействия на какой-либо объект.

·                   Опасные действия на ВС не требуют обязательного наличия специальной подготовки и/или технических средств.

·                   Опасные действия на ВС может совершить один террорист или же небольшая группа.

·                   ВС представляет собой объект очень большой материальной ценности, который владелец не может просто так потерять.

·                   При трагедии на ВС погибает большое количество людей, и террорист имеет шанс остаться анонимным, если это входит в его цели.

Американский профессор Маккензи Ора, руководитель программы «Терроризм и авиация», существующей в рамках Всемирного фонда авиационной безопасности считает, что «это война, которую невозможно выиграть, но нельзя проиграть». [ цит. по 35, с 21]

Также, авторами выделяются некоторые тенденции угроз авиационной безопасности:

·                   Характер авиационной отрасли транспорта дает возможность совершать опасные действия, не находясь в непосредственной близости от объекта воздействия.

·                   Сейчас террористические группы стали значительно лучше подготовлены техническом плане, а также хорошо организованы.

Очевидно, что правоохранительные органы должны обеспечивать эффективные методы противодействия криминальной угрозе безопасности. В данной дипломной работе внимание будет уделяться психологической службе безопасности аэропорта и её компетенциям, поскольку вопросы, например, проверки подлинности документов, касаются психологии только косвенно.

В данном конкретном случае психолога службы безопасности будет интересовать поведение пассажира при проверке документов. Внешние наблюдаемые признаки, которые мы рассмотри позже, помогут создать целостную картину в отношении пассажира и принять решение о потенциальной опасности пассажира аэропорта.

Также большое значение имеет поведение человека, который пытается пронести на борт ВС какие-либо запрещенные предметы/вещества. Такие акты незаконного вмешательства возможно обнаружить и предотвратить с помощью знания психологии потенциально опасного пассажира.

Вообще, данное понятие является специфическим для служб безопасности транспортной сферы и нуждается в конкретном определении. Данный раздел и призван раскрыть содержание данного термина.

Профайлинг.

Само определение потенциально опасного пассажира восходит к концепции т.н. профайлинга – метода противодействию актам незаконного вмешательства посредством психологических методов. Профайлинг – это основной инструмент психологической службы безопасности аэропорта, нуждающийся в пристальном рассмотрении.

Итак, сам метод был разработан в конце 70-х годов ХХ века в Израиле, авиакомпанией «Эль-Аль» как современная мера противодействию палестинским террористам. В дальнейшем основная концепция была переведена на английский язык, и получила признание в мире. В Россию она приходит в начале 90-х годов, на некоторые международные рейсы.

Авторы сборника курса лекций по авиационной безопасности компании «АБИНТЕХ» под ред. Эриашвили Н.Д., проф. Московского института МВД (2008) определяют понятие профайлинга как комплексную систему мероприятий, призванных выявлять потенциально опасных пассажиров, а также опасные ситуации на ранних этапах способов защиты от АНВ (актов незаконного вмешательства).

Данная тема затронута и в официальном приказе МинТранса РФ № 142 от 28.11.05 «Требования авиационной безопасности к аэропортам» с дополнением от 25.07.07. Указано на необходимость проведения процедур психологического тестирования и опроса пассажиров, под которым и понимается профайлинг.

Психологическое тестирование здесь понимается как процедура экспресс-диагностики наблюдаемых признаков психоэмоциональого состояния, внешнего вида и наблюдаемого поведения.

Психологический опрос понимается как комплекс взаимодействий сотрудника службы безопасности и пассажира с целью выяснения нужной информации.

Профиль пассажира (не вид сбоку!) оценивается по набору определенных критериев: поведение, внешний вид, багаж/ручная кладь, а также сопровождающие лица.

В анализе пассажиропотоке можно выделить несколько социальных ролей различного типа: бизнесмены, туристы, переезжающие в другой город; пассажир расторопный, пассажир опаздывающий, пассажир невнимательный. Каждой роли будет соответствовать определенная норма поведения, любые отклонения от которой сразу должны вызывать подозрения. Согласно концепции профайлинга, любой пассажир теоретически может быть опасен, любой его предмет может быть замаскированным взрывпакетом или нести иную опасность.

Понятие о признаках опасности пассажиров.

Под признаком понимается специфическая черта, позволяющая отличить нужный предмет от ряда похожих. Преступное поведение также обладает определенными признаками, которые были выявлены и систематизированы. (Рис.1)


Рис.1 Признаки потенциальной опасности пассажиров




Позитивные: широко известные лица, действующие сотрудники правоохранительных органов.

Подозрительные: несоответствие профиля пассажира наблюдаемой социальной роли, неадекватное психоэмоциональное состояние, билет в один конец и т.д.

Стоит отметить, что в данной работе рассматриваются признаки, которые можно наблюдать сотруднику, по тем или иным причинам, не имеющему возможности проверить багаж, документы и т.д. Так, при проведении исследования формальная проверка пассажира была сведена к минимуму.

Критические: фальшивые документы, документы, выданные в странах/районах с нестабильной политической обстановкой; мы рассматриваем только внешне наблюдаемые критические признаки, такие, как соответствие описанию террориста.

Стоит отметить, что негативные признаки не стоит разделять на «важные» и «неважные»: любой, даже самый малозначимый, на первый взгляд, признак, может вывести на противоправную мотивационную установку. Также очень важно оценивать позитивные и негативные признаки комплексно, поскольку профиль пассажира складывается из признаков разных категорий, и целостная картина складывается из деталей в одежде, провожающих лицах, психоэмоциональном состоянии.

В разработанной нами методике выявление потенциальной опасности пассажиров осуществляется именно на основе количества баллов по признакам из разных категорий. Чем больше баллов и чем больше категорий задействовано, тем больше вероятность потенциальной опасности данного пассажира.

Профили пассажиров.

Для большей наглядности профили пассажиров будут представлены в виде таблицы (Рис.2).




Рис.2. Схема анализа пассажиропотока
Суть профайлинга как метода обеспечения безопасности сводится в итоге к отнесению пассажира к определенному профилю.

Неопасный пассажир – пассажир, в профиле которого не были обнаружены или не получили подтверждения негативные признаки.

Потенциально опасный пассажир – пассажир, в профиле которого были обнаружены негативные признаки, получившие подтверждение.

Также потенциально опасные пассажиры различаются по осведомленности своей угрозы для рейса, осведомленные и неосведомленные соответственно.

Террористы представляют прямую угрозу безопасности рейса, поскольку преследуют цель уничтожения ВС или угрозы его совершения.

Суицидальные террористы представляют наибольшую опасность для рейса, поскольку не считаются даже с угрозой своей собственной жизни.

Несуицидальные отличаются от предыдущих тем, что в их планы не входит уничтожение себя и имеется четко запланированная схема отхода.

Отметим, что при анализе литературы мы обратили внимание на то, что схему следует дополнить пунктом «преступники с иными целями».

Преступники с иными целями используют ВС как средство выполнения своих целей, не связанных прямо с угрозой уничтожения ВС и/или захвата заложников. К примеру, «транзитники», перевозящие наркотические вещества, киллеры, летящие «на дело». От террористов их отличает не отсутствие противоправной мотивационной установки, а её направленность на посторонний объект, не имеющий (как правило) отношения к системе гражданской авиации.

Наивные потенциально опасные пассажиры не знают о своей угрозе для рейса, и используются криминальными/террористическими структурами как инструмент опосредованного воздействия на безопасность рейса, например, им могут запаковать в багаж взрывпакет.

Частично наивные пассажиры могут везти в багаже запрещенные предметы, зная, что совершают что-то противозаконное – и не догадываться, что являются инструментом чьего-то преступного умысла.

Подставные лица сотрудничают с криминалом из чувства солидарности или материальной выгоды, но могут не знать, что перевозят, например, взрывное устройство.




2.2 Внешние проявления девиантного поведения
Очевидно, что девиантное поведение, как и любое другое, проявляется во внешних признаках, доступных наблюдателю со стороны. Отклоняющееся поведение также доступно для исследования посредством наблюдения, и именно поэтому оно играет наибольшую роль в диагностике. Аэровокзальный комплекс является местом большого скопления людей с самыми разными мнениями, настроениями и т.д.

Исходя из определения девиантного поведения, мы делаем вывод о том, что люди, по каким-либо причинам нарушающие нормы поведения, будут:

а) носителями отклоняющегося поведения;

б) потенциально опасными пассажирами.

Следовательно, в рамках данной работы исследование пассажиропотока будет сводиться к выявлению лиц с девиантным поведением. Причем, при соотнесении с концепцией профайлинга, наше исследование будет направлено не только на преступное поведение, по определению являющееся отклонением от нормы, но и менее опасное поведение, так или иначе нарушающее принятый распорядок на территории аэровокзального комплекса, я гарантирую это! Например, лица с делинквентным поведением будут создавать проблемы, как для сотрудников аэропорта, так и для других пассажиров, например, повреждая дорогостоящее оборудование или вымещая повышенную агрессию на пассажиров.

Рассмотрим подробнее, как будут вести себя пассажиры с различными типами отклоняющегося поведения.

Аддиктивный тип девиантного поведения пассажира.

Аддиктивное поведение пассажиров будет выделяться не только как поведение наркомана или токсикомана, а также и более мягкими формами – например, патологическим увлечением интернетом или компьютерными играми.

Опасность такого поведения неочевидна и заключается в том, что человек с патологической интернет — зависимостью с высокой долей вероятности может проигнорировать требования авиакомпаний выключить портативные средства связи и прочие электронные устройства. Очевидно, что без «любимой игрушки» человек будет ощущать себя крайне дискомфортно и, очевидно, будет проявлять признаки недовольства и агрессии к окружающему миру.

Опасность же человека, находящегося в состоянии алкогольного или наркотического опьянения очевидна и заключается в сниженной способности контролировать свои действия. Лица с алкогольным опьянением выявляются достаточно легко по характерному запаху, признаки наркотического опьянения зависят от многих факторов, в основном от типа принимаемого ПАВ. Любое неадекватное ситуации ожидания поведение подозрительно!

Патохарактерологический тип девиантного поведения пассажира.

Базируется на личностных расстройствах по МКБ-10.

Личностное расстройство — вид психического расстройства в клинической психологии и психиатрии. Тяжелое нарушение характерологической конституции и поведенческих тенденций индивидуума, вовлекающее обычно несколько сфер личности и почти всегда сопровождающееся личностной и социальной дезинтеграцией. Личностное расстройство возникает обычно в позднем детстве или подростковом возрасте и продолжает проявляться в периоде зрелости. Поэтому диагноз личностного расстройства вряд ли адекватен до 16—17-летнего возраста.

Влияние патохарактерологических девиаций на безопасность.

Стоит отметить, что в силу большого разнообразия проявлений личностных расстройств не представляется возможным предположить их влияние на ситуацию в аэропорту, поскольку они трудно поддаются диагностике в местах большого скопления людей при ограниченном периоде времени.

В целом, влияние на безопасность будет зависеть от специфики самого расстройства, и сами по себе они не будут являться критическим фактором. В то же время стоит обращать внимание на возможные проблемы, связанные с влиянием данных девиаций на общую ситуацию в аэропорту, поскольку пассажиры с данным типов отклоняющегося поведения могут представлять определенную опасность.

Психопатологические девиации, в отличие от предыдущих, легче поддаются диагностике ввиду необычности проявлений поведения, неадекватного ситуации полета. Чаще всего такие пассажиры не будут представлять серьезной опасности и будут нуждаться во внимании сотрудников аэропорта.

Девиантное поведение на базе гиперспособностейможно признать не представляющим опасности ввиду полного отсутствия противоправной установки в действиях пассажира.

Делинквентыбудут представлять серьезную угрозу для безопасности ввиду склонности к противоправным действиям и внешней благополучности. Противоправная мотивация у данных лиц обусловлена особенностями их взаимодействия с миром, и они никогда не упустят свой шанс. Впрочем, если не брать во внимание категории террористов и других преступников, то собственно делинквенты склонны совершать проступки, а не преступления и отличаются куда меньшей организованностью и опасностью.
    продолжение
--PAGE_BREAK--2.3 Методы выявления девиантного поведения
Итак, мы приблизились к важнейшей части нашего исследования. Все нарушения безопасности в аэропортах так или иначе связаны с отклоняющимся поведением, начиная от почти безобидного интернет-аддикта и заканчивая группой опасных террористов.

Профайлинг, о котором рассказывалось в первом разделе, призван выявлять противоправные мотивационные остановки в частности и отклоняющееся поведение в целом. Одной из важнейших стратегий работы по выявлению потенциально опасных пассажиров является считывание их психоэмоционального состояния, как бы прямо намекающего нам на наличие противоправной мотивационной установки у носителя эмоции.

Определение эмоций из психологического словаря (1990):

Эмоции (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — особый класс психических явлений, проявляющийся в форме непосредственного, пристрастного переживания субъектом жизненного смысла этих явлений, предметов и ситуаций для удовлетворения своих потребностей. Выделяя в образе действительности жизненно значимые явления и побуждая направить на них активность, эмоции служат одним из главных механизмов психической регуляции поведения.

В большинстве философских учений эмоции рассматривались в качестве активных сил, способных направлять мысли и поступки человека как согласованно с его разумными решениями, так и вопреки им.

Отступления от этой тенденции связаны с распространением трихотомной схемы психического (И. Тетенс, И. Кант), отделившей от эмоций в класс волевых явлений (см. Воля) желания и другие побуждающие активность переживания.

Разрыв между эмоциями и действием, заложенный данной схемой, сохраняет и современная экспериментальная психология, изучающая эмоции и потребности (мотивацию) в относительной независимости. Согласно представлению, рассматривающему желания как разновидность эмоциональных явлений, эмоции в целом служат выражению потребностей и определяются как конкретно-субъективная форма существования мотивации.

В биологической эволюции эмоции возникли как средство, позволяющее живым существам определять биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий. Простейшая форма эмоций — так называемый эмоциональный тон ощущений — положительные или отрицательные переживания, сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия (например, вкусовые, температурные) и побуждающие индивида к их сохранению или устранению.

При столкновении с условиями, способствующими или препятствующими поведению, возникают ситуативные эмоции, выражающие значение этих условий для удовлетворения потребностей. Важную регулирующую роль среди них играют эмоции, возникающие при столкновении с успехом или неуспехом (радость, огорчение) и способствующие приобретению полезных и устранению не оправдавших себя форм поведения. В экстремальных условиях, если субъект не находит выхода из возникшей ситуации, развиваются аффекты.

По биологическому назначению эмоции представляют собой форму актуализации видового опыта: ориентируясь на них, индивид совершает необходимые действия (например, по избеганию опасности, продолжению рода), целесообразность которых остается для него скрытой.

Эмоции важны и для приобретения индивидуального опыта. Выполняя в процессах обусловливания функцию положительного или отрицательного подкрепления, они создают возможность предвосхищать удачи и затруднения в будущем и тем самым облегчают поиск оптимальных путей достижения цели.

Алан Пиз (2006) доказывает, что эмоции универсальны – у всех возрастов, рас, народностей и конфессий эмоции означают одно и то же. В силу древнейшей природы эмоций они неизменно соответствуют каждому значимому действию человека. Годы тренировки могут сделать свое дело, и можно научиться неплохо скрывать свои эмоции, по крайней мере внешне, но внимательный взгляд профайлера сможет распознать значимые признаки, которые косвенно свидетельствуют о противоправных намерениях пассажира.

Также важным признаком является вегетативный статус пассажира, контролировать который еще труднее, чем эмоциональные реакции. Есть определенные признаки, которые в сочетании с эмоциональными проявлениями будут указывать на потенциальную опасность пассажира.

В то же время, отклоняющемуся поведению соответствуют и другие психологические проявления, которые можно зарегистрировать с помощью определенных методик. Так, неизменно с девиантным поведением будет сочетаться агрессивность как форма внутривидовой борьбы за выживание, К.Лоренц (2001) гарантирует это!

Другой важный «сосед» девиаций поведения – стресс. Он влияет на общий психологический статус, а также является своеобразным катализатором для негативных признаков.

По мнению Д. Палмера (2007), более серьезные случаи противоправного поведения связаны с более высоким уровнем стресса.

Опыты на лабораторных животных подтвердили связь между стрессом и агрессивным, грубым поведением и выявили возможные связующие нейроэндокринные механизмы (Феррис и Гриссо, 1996; Сапольски, 1992).

Исследования людей и животных показали, что хронический стресс нарушает координированное регулирование нейропередатчиками серотонина и ключевых гормонов, включая кортизол, что нарушает способность человека к правильной реакции и во многих случаях приводит к серьезным физиологическим сбоям.

Sapolsky(1997) считает, что постоянный стресс дает тенденцию к патологически низкому уровню серотонина, а также – к ненормально высокому уровню кортизола, что прямо ведет к агрессивности, враждебности и к импульсивному грубому поведению.

Каждое противоправное действие, особенно осознанное, сопровождается массивным стрессом, и это один из плюсов в диагностике пассажиров. Высокий уровень стресса в сочетании с другими факторами будет считаться негативным признаком.

Также в девиантном поведении большую роль играют и внутренние психологические качества, что следует из анализа причин возникновения отклонений в поведении. Можно предположить, что девиант будет с высокой долей вероятности быть не очень хорошего мнения о своей персоне, уровень принятия других людей будет низок ввиду устойчивого недоверия к ним. Можно ожидать высокий уровень эмоционального дискомфорта.

Существует мнение (1980), что отклоняющееся поведение будет вызвано инфантильностью пассажира – и мы увидим, что у него будет преобладать внешний локус контроля.

Итак, в диагностике отклоняющегося поведения мы будем использовать метод наблюдения как основной. Специфика поведения в аэровокзальных комплексах обусловливает необходимость проводить диагностику быстро, решительно (на пассажира реально потратить не более 10 минут).

Таким образом, методы диагностики девиантного поведения подбирались так, чтобы обеспечить максимальный охват признаков при минимальных временных затратах. Были использованы: методика Роджерса – Дэймонда (2002) как инструмент выявления внутренних психологических предпосылок девиаций поведения, а также 8-цветный тест Люшера (2000) как быстрый способ выявить стресс и, наконец, тест Руки (2003), достоверно показывающий агрессивные тенденции в поведении.




Глава 3 Экспериментальное исследование девиантного поведения у пассажиров аэропорта
3.1          
Организация и методы исследования
В теоретической части дипломной работы нами было рассмотрено современное состояние изученности заявленной проблемы. Выяснено, что в последние годы в отечественной и зарубежной науке не обнаружено каких-то принципиально новых идей в обеспечении безопасности пассажиров аэропорта. В результате анализа литературы мы выявили, что наиболее современной и результативной концепцией обеспечения безопасности аэропортов является профайлинг – метод выявления потенциально опасных пассажиров на основе их психологических профилей.

Таким образом, наше исследование потенциальной опасности пассажиров опирается на концепции профайлинга.

Основной целью данного экспериментального исследования являлось установление взаимосвязи между девиациями поведения и потенциально опасными действиями пассажиров аэропорта.

Первый этап экспериментальной работыбыл связан со сбором информации с использованием методов психодиагностики отклоняющегося поведения и потенциальной опасности пассажиров аэропорта.

На втором этапе экспериментальной работы проводился констатирующий и уточняющий эксперимент. По результатам исследования испытуемых проводился анализ взаимосвязи параметров и их интерпретация.

Исходя из теоретического анализа по проблеме и гипотезы дипломной работы, в экспериментальной части были поставлены следующие задачи:

1.Дифференцировать экспериментальную выборку по степени их потенциальной опасности и сформировать две экспериментальные группы.

2.Сформировать банк диагностических методик и провести системную диагностику девиаций поведения и потенциальной опасности пассажиров аэропорта.

3.Использовать статистические методы для выявления возможных связей между диагностическими шкалами используемых методик.

4.Провести сравнительно-сопоставительный анализ полученных результатов.

Наше исследование проводилось на базе аэропорта «Толмачёво» под руководством психолога-инструктора службы безопасности данного предприятия Подосинова Владимира Николаевича.

В силу специфичности выборки, её величина составила суммарно 30 человек. Испытуемые подбирались на основе наблюдения за пассажирами и причислению их к группе потенциально опасных или же неопасных.

Описание банка методик.

В настоящий момент отсутствуют методики, напрямую измеряющие девиантное поведение в целом, за исключением эмпирического наблюдения. Поэтому для возможности численного представления результатов мы выбрали методики, которые регистрируют признаки, свидетельствующие о наличии у пассажира склонности к проявлениям девиантного поведения.

В качестве таких признаков мы выделяем следующие:

1.     Стресс.

2.     Агрессия.

3.     Дезадаптация.

4.     Непринятие себя и других.

5.     Эмоциональный дискомфорт.

6.     Экстернальный локус контроля.

Так или иначе, наличие всех этих признаков следует из определения и теорий отклоняющегося поведения. То есть человек, склонный к девиациям, будет демонстрировать нам вышеописанные признаки, которые можно зарегистрировать при применении выбранных нами методик и представить численно. Это позволит нам доказать наличие девиантного поведения у испытуемых и математически доказать связь между ним и потенциальной опасностью пассажиров аэропорта.

С другой стороны, перед нами как исследователями встала другая проблема: каким образом можно измерить уровень потенциальной опасности пассажира? В литературе нет описания методик, позволяющих надежно выявлять и представлять математически такой параметр, как «потенциальная опасность пассажира». Так, перед нами возникла необходимость разработки методики на основе имеющейся информации и эмпирического опыта по данному вопросу.

Для регистрации внутренних психологических маркеров отклоняющегося поведения была использована методика диагностики социально-психологической адаптации личности Роджерса-Даймонда[44, с.158-162].Мы использовали интегральные показатели по шкалам «Адаптация», «Самопринятие», «Принятие других», «Эмоциональная комфортность», «Интернальность».

Низкий уровень данных показателей косвенно свидетельствуют о склонности человека к девиациям поведения как способу добиться успеха любыми способами, снизить неудовлетворенность собой и т.д. Стоит отметить, что тестирование по данной методике оказалось наиболее трудоемким ввиду большого количества вопросов и сложной 7-балльной системы оценки ответов, поэтому было принято решение максимально упростить процедуру тестирования с помощью других методик.

В качестве экспресс-диагностики уровня стресса мы взяли 8-цветный вариант цветового теста Люшера. Данный выбор был обусловлен тем, что испытуемые охотнее соглашаются сложить карточки разных цветов, нежели заполнять долгие и скучные для них бланки ответов.

Анализ результатов был проведен на основе компьютерного способа просчета. Здесь стоит отметить, что испытуемым предъявлялись карточки из набора издательства «ИМАТОН» (2002), программа также была предоставлена данной фирмой.

Несмотря на большой диагностический потенциал методики Люшера, перед нами стояла конкретная задача максимально упростить процесс сбора данных. Ввиду специфичности выборки и самой ситуации ожидания полета, жесткое ограничение на время опроса обусловило наш выбор.

Диагностику агрессивных тенденций в поведении мы решили проводить с помощью теста Руки Вагнера. Поясним несколько подробнее его назначение. Тест опубликован Б.Брайклином, З.Пиотровским и Э.Вагнером в 1962 году. Идея теста принадлежит Э.Вагнеру.

В теоретическом обосновании авторы исходят из положения о том, что развитие функции руки связано с развитием головного мозга. Велико значение руки в восприятии пространства, ориентации в нем, необходимых для любого действия. Рука непосредственно вовлечена во внешнюю активность. Следовательно, предлагая обследуемым в качестве визуальных стимулов изображения руки, выполняющей разные действия можно сделать выводы о тенденциях активности обследуемых.

Методический прием, положенный в основу теста руки, заключается в том, что испытуемого просят проинтерпретировать содержание действия, представленного в виде «стоп-кадра»» изображения кисти руки, социально нейтрального и не несущего какой-либо смысловой нагрузки. Предполагается, что включение элемента в контекст более широкого вида активности и в сам выбор этого вида активности происходит по механизму проекции и в значительной степени определяется наличным состоянием испытуемого и, в частности, его активными мотивами.

В данной методике нас интересует непосредственно измерение уровня агрессивных тенденций у пассажиров посредством предъявления им карточек с изображением рук. Как показал опыт исследования, испытуемые очень хорошо реагируют на тестирование данной методикой и воспринимают его как своеобразную игру. Hand-тест позволит нам быстро и достоверно диагностировать уровень агрессивных тенденций у пассажира.

Итак, признаки девиантного поведения мы будем диагностировать тремя вышеописанными методиками, без сомнения являющихся общепризнанными и дающими достоверный и надежный результат при корректно организованной процедуре регистрации нужных нам признаков.

Но перед нами как исследователями возникает вопрос: «Как же мы будем диагностировать потенциальную опасность пассажиров аэропорта?».

Придя к выводу о том, что в настоящий момент в литературе не описаны методики, позволяющие численно представить значение потенциальной опасности пассажира, а также на основании теоретического анализа литературы и эмпирического опыта В.Н. Подосинова, мы разработали методику «Потенциально опасный пассажир», предназначенную для выявления лиц, представляющих угрозу безопасности аэровокзального комплекса.

Итак, рассмотрим более подробно практический результат нашей деятельности. Методика представляет собой компьютеризированный вариант карты систематического наблюдения, позволяющий выявлять признаки, значимые при выявлении потенциально опасных пассажиров.

При теоретическом анализе литературы мы выяснили, что существуют признаки позитивные и негативные, причем последние также разделяют на подозрительные и критические. В нашей методике этот метод разделения находит свое отражение в особенностях числового просчета баллов, когда критические признаки имеют большее количественное значение, чем подозрительные.

Признаки потенциальной опасности разделены по основным категориям, описывающим схожие признаки. Ниже прилагается бумажный вариант методики.


--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.