/>/>/>/>Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие конфликта в психологии и предмет егосоциально-психологического изучения
1.1 Особенности межличностного конфликта…………………………………5
1.2 Проблематика понятия «внутриличностный конфликт»………………...13
Вывод…………………………………………………………………………….19
Глава II. Экспериментальное исследованиевзаимосвязи межличностных и внутриличностных конфликтов
2.1 Организация эмпирического исследования……………………………….20
2.2 Результаты их обсуждение……………………………………………..…..22
Вывод…………………………………………………………………..…………27Заключение……………………………………………………...………………..29
Список использованной литературы…………………………………………...32
/>ВВЕДЕНИЕ
Противоречияпронизывают все сферы жизни общества: экономическую, политическую, социальную,духовную. Обострение противоречий создает зоны кризиса. Кризис проявляется врезком усилении социальной напряженности, которая нередко перерастает вконфликт.
Конфликт всегда связанс осознанием людьми противоречий своих интересов как членов социальных групп синтересами других субъектов. Обостренные противоречия порождают открытые илизакрытые конфликты.
Актуальность даннойтемы весьма велика. В настоящее время наблюдается определенный дефициттеоретических исследований в области социологии конфликта. При большомколичестве публикаций, посвященных конкретно-прикладным аспектамконфликтологии, практически нет работ, в которых бы анализировались глубинныепричины конфликтов и их влияние на жизни общества в целом и индивида ичастности, а также связь межличностного и внутриличностного конфликта.
Человек, находящийся всостоянии внутриличностного конфликта вынужден делать выбор междупротиворечивыми и зачастую взаимоисключающими мотивами и целями. Хотя личностьвырабатывает механизмы защиты от внутриличностного конфликта (выяснение,сублимация, регресс, рационализация, проекция, замещение и т.п.), однако онможет иметь отрицательные последствия как для самого человека, так и для егосемьи. Если внутриличностный конфликт не разрешается, то он приводит к такимтяжелым последствиям, как стресс, фрустрация и невроз.
Таким образом,проблематика конфликта носит сугубо прикладной характер. Она пользуется широкимспросом при решении вполне конкретных ситуаций, в которых наблюдаетсястолкновение интересов двух или большего числа сторон. Чтобы найти оптимальноерешение, нужно обладать знанием того, почему развиваются такого рода конфликты,какие личностные черты сотрудников их провоцируют. Столкновение точек зрения,мнений, позиций – очень частое явление производственной и общественной жизни.Чтобы выработать верную линию поведения в различных конфликтных ситуациях,очень полезно знать, что такое конфликты и как люди приходят к согласию. Знаниеконфликтов повышает культуру общения и делает жизнь человека не только болееспокойной, но и более устойчивой в психологическом отношении.
В связи свышеизложенным избрана следующая тема исследования: «Взаимосвязь внутриличностных и межличностных конфликтов».
Цель исследования:выявить особенности взаимосвязи внутриличностныхи межличностных конфликтов.
Исходя из поставленной цели, мы выделили в исследовании следующиезадачи:
1. изучитьпонятия конфликта и причин его возникновения;
2. рассмотретьфакторы конфликтов;
3. выявитьвзаимосвязи внутриличностных и межличностныхконфликтов.
Объект исследования – конфликткак столкновение мотивов.
Предмет исследования – взаимосвязь внутриличностныхи межличностных конфликтов.
Гипотеза:существует значимая корреляционная взаимосвязь внутриличностныхи межличностных конфликтов.
Для решенияпоставленных задач и проверки исходных предположений нами применялись следующиеметоды исследования:
— анализсоциально-психологической и методической литературы;
— организацияцеленаправленной опытно-экспериментальной работы, включающей наблюдение, тестирование.
Практическая значимость:материалы исследования могут быть использованы психологами, руководителямиорганизаций и студентами.
Курсовая работа состоитиз введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы иприложения./>/>/>Глава1. Понятие конфликта в психологии и предмет его социально-психологическогоизучения/> 1.1 Особенности межличностного конфликта
В обыденной речипонятие конфликта используется применительно к широкому кругу явлений – отвооруженных столкновений и противостояния различных социальных групп дослужебных или супружеских разногласий. В исследовании, посвященном изучениюсемантического поля понятия «конфликт», был выявлен приписываемый ему достаточнообъемный синонимический ряд, включающий, например, такие слова как «диспут»,«раздор», «сражение», «ссора», «спор» и др. [2, 10].
Наиболеераспространенным в западной науке является определение Л. Козера: «Социальныйконфликт может быть определен как борьба из-за ценностей или претензий настатус, власть или ограниченные ресурсы, в которой целями конфликтующих сторонявляются не только достижение желаемого, но также и нейтрализация, нанесениеущерба или устранение соперника» [22, 136]. И хотя оно существует уже не однодесятилетие, определение Л. Козера по-прежнему применяется к широкому диапазонуконфликтных явлений – от межгосударственных до межличностных.
Употребление термина «конфликт» встречается при разработкепроблем психологии личности в общей, медицинской психологии, социальнойпсихологии, психиатрии, педагогике. Конфликты рассматриваются зарубежнымипсихологами преимущественно в духе традиций психоаналитического представления оприроде индивида и общества с позиций гештальтпсихологии (К. Левин, 1931), сбихевиористских позиций (К.Л. Хэлл, 1938; Н.Е. Миллер, 944). По мнению Древера,например, конфликт есть столкновение между несовместимыми импульсами илижеланиями, как правило, производящее эмоциональное напряжение, часточрезвычайно неприятное, ведущее, согласно психоаналитической теории, кподавлению одного из импульсов [6]. В современно американской психологииинтрапсихические конфликты между восприятиями, знаниями, установками накогнитивном уровне изучаются в рамках теории баланса, диссонанса [8, 63]
В самом общем смысле под конфликтом понимают столкновениеразличных, как субъективных, так и объективных тенденций в мотивах, отношениях,действиях и поведении личностей, групп и других объединений [20, 41]. Конфликтынеизбежны и необходимы ввиду диалектического единства общего, особенного иединичного; как конкретное выражение всеобщего закона единства общего,особенного и единичного; как конкретное выражение всеобщего закона единства иборьбы противоположностей; как движущая сила развития личности, общества.Социальный конфликт, по определению Яна Щепальского, «это столкновение,вызванное противоречиями установок, целей и способов действия по отношению кконкретному предмету или ситуации» [11,8]. Конфликты не обязательноантагонистичны, когда партнеры становятся противниками. Согласно мысли,развиваемой Б. Гурнеем, конфликты могут происходить в рамках сотрудничества,соперничества участников общения при их объединении общими целями, интересами.Для возникновения конфликта достаточно расхождения точек зрения по важнымвопросам, невозможности удовлетворить различные потребности, запросыодновременно [5, 66]. Социальное развитие не мыслиться без цепи более или менееуспешно разрешаемых конфликтов. Сам конфликт всегда осознан, но его мотивы длясубъекта не всегда ясны и осознаны
Психологи различают положительные, продуктивные иотрицательные, деструктивные функции конфликтов [1,27]. Определенное состояниепсихического напряжения человека – предпосылка, условие или результатвозникновения конфликта внутри личности, между людьми, причем теоретически иэкспериментально доказана необходимость того или иного уровня психическогонапряжения личности для развития, активации психики. Это напряжение можетсопровождаться не только отрицательными, но и положительными эмоциями (А.Ф.Лазурский, Г. Селье). Перенапряжение нервно-психических процессов, невроз,возникающий при крайнем обострении конфликтов, объясняются В.Н. Мясищевым спозиций павловской теории ВНД как «несоответствие трудности внешних задач ивнутренних возможностей нервной системы» [21, 70]. Межличностные же отношенияопределяют «трудность внешних задач», их социальную, личностную значимость.В.Н. Мясищев, подчеркивая социальную обусловленность неврозов, психическихсрывов, указывает на то, что «специфическим для неврозов является именно то,что они представляют болезненные изменения, вызываемые непосредственно влияниеминдивидуальных отношений и взаимоотношений людей» [19]. Социальных психологовинтересуют внутриличностные и межличностные конфликты.
Исследование сложной социально-психологической природымежличностных конфликтов требует применения комплекса разноуровневых критериевкачественно-количественной характеристики этих конфликтов. Такими критериямимогут быть[9, 103]:
а) критерии личностной социально-психологической мотивацииконфликта: неудовлетворенность потребностей личностей в общении,самоутверждении, саморазвитии, оценке, признании, а также их притязаний наопределенный социально-психологический статус в группе, например на рольлидера; несовместимость ролей, потребностей человека при данном общении слюдьми;
б) критерий групповой значимости конфликта: степень ихарактер расхождения между личностными и групповыми нормами, ценностями,целями; между групповыми ожиданиями и выполнением ролей отдельными членамигруппы, целыми группами;
в) критерий общественной значимости конфликта: положительнаяили отрицательная ценность, направленность, способы разрешения, мотивыконфликтов с точки зрения интересов развития общества. (В.Я. Кноспе, Е.С.Кузьмин, П.Я. Куликовский и др.). Один из первых социально-психологическихподходов к исследованию конфликтных ситуаций и способов их регулированияпредпринят Е.С. Кузьминым.
Всестороннее изучение внутриличностных и межличностныхконфликтов преследует конечную цель – овладение законами их возникновения,развития или предотвращения, методами оптимального их разрешения, ликвидации,регулирования. Необходимость исследования психологами затронутых проблемдиктуется самой жизнью, практикой воспитания и развития личности, коллективов,социалистического общества
С 1980 по 2000 гг. опубликовано множество работ, гдепсихологами предлагается различные трактовки конфликта. Несмотря на разныеподходы к определению конфликтов, можно выделить их сущностные свойства:
1) наличие противоречий, во всяком случае, различий междуинтересами, ценностями, целями, мотивами, ролями субъектов;
2) противодействие, противоборство субъектов конфликта,стремление нанести ущерб оппоненту, травмировать «Я»;
3) негативные эмоции и чувства по отношению друг к другу, какфоновые характеристики конфликтного взаимодействия.
Итак, конфликт – это важнейшая сторона взаимодействия людей вобществе. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектамисоциального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностямии нормами, интересами и потребностями.
Поскольку нами в дальнейшем будут рассматриваться всоответствии с проблемой исследования особенности доминирующих стратегийповедения супругов в ситуациях межличностного конфликта, то рассмотримподробнее сущность и особенности межличностного конфликта.
В настоящее время в отечественной психологической наукезаметно возрос интерес к проблеме межличностного конфликта, идет накоплениеэмпирических данных, на основе которых формируется понятийный аппаратисследуемого явления. На долю межличностного конфликта приходится наибольшийпроцент из всех психологических публикаций, посвященных конфликту (АнцуповА.Я., Шипилов А.И., 1992).
По данным А.Я. Анцупова, существует более 50-ти определениймежличностного конфликта, однако все еще отсутствует сложившееся общепринятоеего понимание. «Анализ большинства … определений демонстрирует либо ихуязвимость, либо узость, неудовлетворяющую …разновидностям психологических конфликтов»(Гришина Н.В., 2000)[6 91]. На наш взгляд, Н.И. Леонов более полно раскрылсущностные признаки межличностного конфликта. Н.И. Леонов определяет конфликткак форму проявления противоречия, не разрешенного в прошлом или разрешаемого внастоящем, которое возникает в ситуации непосредственного взаимодействиясубъекта с собой, окружающими людьми, и обусловленного противоположновыбранными целями, образами конфликтной ситуации, представлениями,осознаваемыми или неосознаваемые участниками ситуации действиями, направленнымина разрешение или снятие противоречия (Леонов Н.И., 2002) [16].
Межличностные конфликты рождаются на почве ежедневныхрасхождений во взглядах, разногласий и противоборства разных мнений, нужд,побуждений, желаний, стилей жизни, надежд, интересов и личностных особенностей.Они представляют собой эскалацию каждодневного соперничества и противостояния всфере принципиальных или эмоционально обусловленных столкновений, которыенарушают личностное или межличностное спокойствие.
Таким образом, межличностные конфликты– этоконфликты между отдельными индивидами в процессе в процессе их социального ипсихологического взаимодействия. Причины таких конфликтов – как социально-психологические,так и личностные, собственно, психологические. К первым относятся: потери иискажения информации в процессе межличностной коммуникации, несбалансированноеролевое взаимодействие двух людей, различия в способах оценки деятельности иличности друг друга и пр., напряженные межличностные отношения, стремление квласти, психологическая несовместимость.
Психологическая несовместимость – неудачное сочетание темпераментов ихарактеров взаимодействующих лиц, противоречие в жизненных ценностях, идеалах,мотивах, целях деятельности, несовпадение мировоззрения, идеологическихустановок и др.
Личностные причины конфликтов связаны с индивидуально-психологическимиособенностями его участников: оценка поведения другого как недопустимого,низкий уровень социально-психологической компетентности (когда, например,человек не представляет себе, что есть много выходов из конфликтной ситуации),недостаточная психологическая устойчивость, плохо развитая способность кэмпатии, завышенный или заниженный уровень притязаний, холерический типтемперамента, чрезмерная выраженность отдельных черт характера.
В межличностном конфликте каждая сторона стремится отстоятьсвое мнение, доказать другой ее неправоту, люди прибегают к взаимнымобвинениям, нападкам друг на друга, словесным оскорблениям и унижениям и т.п.Такое поведение вызывает у субъектов конфликта острые негативные эмоциональныепереживания, которые обостряют взаимодействие участников и провоцируют их наэкстремальные поступки. В условиях конфликта становится трудно управлять своимиэмоциями. Многие его участники после разрешения конфликта еще долго испытывают негативноесамочувствие. межличностный внутриличностный конфликт
Межличностный конфликт выявляет отсутствие согласия всложившейся системе взаимодействия между людьми. У них появляютсяпротивоположные мнения, интересы, точки зрения, взгляды на одни и те же проблемы,которые на соответствующем этапе взаимоотношений нарушают нормальноевзаимодействие, когда одна из сторон начинает целенаправленно действовать вущерб другой, а та, в свою очередь, осознает, что эти действия ущемляют ееинтересы, и предпринимает ответные действия [17, 105]. Такая ситуация чащевсего приводит к конфликту как средству ее разрешения. Полное разрешениеконфликта будет осуществлено в том случае, когда противоборствующие сторонывместе вполне осознанно устранят причины, породившие его. Если же конфликтразрешится победой одной из сторон, то такое состояние окажется временным иконфликт обязательно в какой-то форме заявит о себе при благоприятныхобстоятельствах.
Развитие конфликта проходит три стадии – предконфликтную,конфликтную и послеконфликтную.
/>
Рис. 1. Схема стадий конфликта.
Предконфликтнаястадия. Начинается с конфликтной ситуации, которая выявляет оппонентов ипричинную обусловленность конфликта. Но это еще не конфликт, а толькоравновесное состояние, обстоятельство, которое может предшествоватьпротивоборству. Инцидент – вторая фаза предконфликтной стадии.
Конфликтнаястадия. Чтобы произошло превращение ситуации в конфликт, требуется повод, нужныкакие-то действия, приводящие стороны в движение. Только вместе, конфликтнаяситуация и инцидент образуют конфликт. Конфликтная ситуация (чаще в скрытойформе) может сохраняться, не приводя к инциденту и не переходя в конфликт.Первая фаза – наступает после инцидента. Происходит неизбежный обмен ударами,назначение которых – наступление на позиции оппонентов, нейтрализация угрозы сих стороны. Очень часто сопровождается нарастанием агрессивности. Эта фазаспособствует «переоценке ценностей» с учетом происшедших перемен. Вторая фаза –выбор путей дальнейшего взаимодействия оппонентов. Существует два пути: либоискать примирения; либо эскалация, подолжение конфликта.
Послеконфликтнаястадия. Ослабление противостояния – первая фаза. Она примечательна тем, чтоконфликт при всей своей остроте может прекратиться, как в итоге измененияобъективной ситуации, так и в результате психологической перестройки субъектов,изменения их взглядов и намерений. На этой основе становится возможным полноеили частичное разрешение конфликта. Напряженность ситуации спадает, причины,вызвавшие противостояние и обостренную борьбу, сглаживаются или устраняются.
Заключительная фаза – подведение итогов, оценка результатов. Последствияконфликта зависят от факторов объективного и субъективного порядков, манерыповедения сторон, методов преодоления расхождений, умелости тех, кто направлялурегулирование конфликта. Последствия конфликта, при любом исходе, оказываютвлияние на организацию и ее персонал.
Шипилов выделяет два похода копределениям конфликтов:
Широкий: столкновение сторон,мнений, сил (такие конфликты возможны и в неживой природе.
Суженный: столкновениепротивоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядовоппонентов или субъектов взаимодействия (люди, группы людей) [21].
При перенесении более узкого определения с межличностных на внутриличностныеконфликты автор переходит к рассмотрению особенностей внутриличностныхконфликтов, на чем мы и остановимся в следующем параграфе.
/>/>/>/> 1.2 Проблематика понятия«внутриличностный конфликт»
Внутриличностный конфликт –выраженное негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структурвнутреннего мира личности, отражающее ее противоречивые связи с социальнойсредой и задерживающее принятие решения [21].
Б.С. Волков и Н.Д. Волковадают несколько другое определение: внутриличностный конфликт – конфликт внутрипсихического мира личности, который представляет собой столкновение еепротивоположно направленных мотивов между сознательными и бессознательнымивлечениями, между требованиями совести и стремлением к получению удовольствия,между инстинктивными позывами и нормами культуры и нравственности [13, 65]. Такимобразом, это определение раскрывает формулировку «борьба структур внутреннегомира личности».
Б.С. Волков и Н.Д. Волковаговорят о том, что человек – носитель конфликтов, они могут быть:
Между тем, что есть и тем,что хотелось бы иметь
Между тем, что вы хотите итем, чего не хотите
Между тем, что вы есть и тем,кем вам хотелось бы быть
Данное перечисление оченьблизко с кризисом «хочу-могу-надо» по Климову.
С.М. Емельянов отмечает такиеформы проявления внутриличностного конфликта как неврастения (головные боли,непереносимость сильных раздражителей, подавленность, низкаяработоспособность), регрессия (возвращение к примитивным формам поведения,нежелание брать на себя ответственность), номадизм (частое изменение жилья,места работы, семейного положение), что вполне соответствует невротическомуконфликту. Автор также говорит о том, что внутриличностному конфликту присущаэйфория, выражающаяся в гипертрофированном веселье, неадекватном выражениирадости и феномене «смех сквозь слезы», проекция (необоснованная критика других,приписыванием им негативных качеств) и чрезмерный рационализм в поступках идействиях [18, 72].
Конфликт возможентолько при условии наличия у индивида сложного внутреннего мира и актуализацииэтой сложности. Здесь проходит граница между ситуациями фрустрации и конфликта.Ситуация фрустрации предполагает наличие материального или идеального запретовили преград, которые выступают для индивида как самоочевидные, не обсуждаемые,являясь по существу психологически внешними. Запрет может перестать быть самоочевидным,стать внутренне проблематичным, и тогда ситуация фрустрации превращается всобственно конфликтную ситуацию.
Среди отечественных психологов одним из первых внутренние конфликтыисследовал А. Лурия/>, это самый популярный российскийпсихолог на Западе. Под внутриличностным конфликтом он понимал ситуации, когдав поведении индивидов сталкиваются две сильные, но противоположно направленныетенденции.
Значительный вклад в развитие теории внутриличностного конфликта внеслипсихологи В. Мерлин/>, В. Мясищев/>,Н. Левитов/>, Л. Славина/>.
В. Мерлин говорил, что «внутриличностный конфликт – результатострого неудовлетворения глубоких и актуальных мотивов и отношений личности.Если в процессе деятельности возникает состояние длительной дезинтеграцииличности, выражающееся в обострении противоречий между различными сторонами,свойствами и отношениями личности, то такое психическое состояние являетсявнутриличностным конфликтом».
По Левитову внутренний конфликт представляет борьбу мотивов, котораяосознается как переживание душевного разлада.
Ф. Василюк/> рассматривает внутренний конфликт какодин из видов критических жизненных ситуаций наряду со стрессом/>,фрустрацией/> и кризисом/>. Конфликтвозникает в результате столкновения двух внутренних побуждений, отраженных всознании в виде самостоятельных ценностей. Он протекает в форме особогоценностного переживания. Показателем внутриличностного конфликта/>является сомнение в истинной ценности мотивов и принципов, которымируководствовался в жизни субъект [7, 68].
Показатели внутриличностного конфликта:
Когнитивная сфера/> –противоречивость образа Я, снижение самооценки/>, осознаниесвоего состояния как психологического тупика, задержка принятия решения,субъективное признание наличия проблемы ценностного выбора, сомнение вистинности мотивов и ценностей, принципов, которыми субъект ранееруководствовался.
Эмоциональная сфера/> –психоэмоциональное напряжение, значительные отрицательные переживания.
Поведенческая сфера/> – снижениекачества и интенсивности деятельности, снижение удовлетворенностидеятельностью, негативный эмоциональный фон общения/>.
Интегративные показатели/> – нарушениенормального механизма адаптации/>, усиление психологическогостресса/>.
По В. Мерлину/> «длительная и устойчиваядезинтеграция приспособительной деятельности – характеристика психологическогоконфликта» [10, 55].
Длительность и интенсивность конфликта/> зависит оттого, какое место занимают нарушенные антагонистические отношения во всейсистеме отношений человека. При столкновении центральных отношений конфликтпринимает глобальные размеры. Захватывает всю личность, она как бы внутреннерасщепляется, и этот конфликт может перерасти в невроз/>.
Таким образом, внутриличностный конфликт можно определить как остроенегативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннегомира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой изадерживающее принятие решения.
Однако в реальной жизни происходит множество других внутриличностныхконфликтов/>. Для того чтобы построить их единую типологию,необходимо основание, в соответствии с которым можно объединить эторазнообразие внутренних конфликтов в систему. Такой основой являетсяценностно-мотивационная сфера личности. С этой важнейшей сферой психикичеловека связана его внутренняя конфликтность, так как именно она отражаетразнообразные связи и отношения личности с окружающим миром.
Исходя из этого, выделяют следующие основные структуры внутреннего мираличности, вступающие в конфликт (А. Шипилов/>):
— мотивы, отражающие стремления личности (мотивы, потребности/>, интересы, желания, влечения), они выражаются как «Я хочу»;
— ценности, воплощающие в себе общественные нормы («Я должен»);
— самооценка/>, определяемая как самоценность себя длясебя, оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей.Будучи выражением уровня притязаний/>, она есть своеобразныйпобудитель ее активности, поведения («Я могу»).
В зависимости от того, какие стороны внутреннего мира личности вступаютво внутренний конфликт, выделяются шесть основных видов внутриличностногоконфликта.
Мотивационный конфликт/>. Выделяют конфликты между бессознательнымистремлениями (З. Фрейд/>), между стремлениями к обладаниюи к безопасности (К. Хорни/>), между двумя положительнымитенденциями – «хочу и хочу» (К. Левин/>).
Нравственный конфликт/>. Между желанием и долгом, между моральными принципамии личными привязанностями – «хочу и надо».
Конфликт нереализованного желания или комплекса неполноценности/>. Это конфликтмежду желаниями и действительностью (которая блокирует их удовлетворение) –«хочу и не могу».
Адаптационный конфликт/> – конфликт между требованиями действительности ивозможностями человека – профессиональными, физическими, психологическими.
Конфликт неадекватной самооценки/>. Адекватность самооценки/> личности зависит от ее критичности, требовательности к себе,отношения к неудачам и успехам. Расхождение между притязаниями и оценкой своихвозможностей ведет к тому, что у человека возникают повышенная тревожность,эмоциональные срывы и др. Среди этих конфликтов выделяют конфликты междузавышенной самооценкой и стремлением реально оценивать свои возможности, междузаниженной самооценкой и осознанием объективных достижений человека. А такжемежду стремлением повысить притязания, чтобы одержать максимальный успех ипонизить притязания, чтобы избежать неудачи.
Невротический конфликт/>. Это результат длительно сохраняющегося «простого»внутриличностного конфликта[12, 172].
Названные типы конфликтов не исчерпывают полностью их классификацию. Взависимости от других оснований можно дать и иную типологию внутриличностныхконфликтов.
Об этом свидетельствует сама история развития конфликтологическихконцепций, в которых выделяются различные типы внутриличностных конфликтов.Отметим основные из них:
1) Конфликт между моралью и нравственностью, между должным и сущим,между моральным идеалом и действительностью (И. Кант, Ф. Достоевский).
2) Конфликт между человеческими влечениями, биологическимипотребностями и социальными нормами, который носит биологический ибиосоциальный характер (3.Фрейд).
3) Конфликт, обусловленный необходимостью выбора между силами равнойвеличины, действующими на личность (К. Левин).
4) Конфликт между «Я – концепцией» и идеальным «Я» (К. Роджерс).
5) Конфликт между стремлением к самоактуализации и реальнымрезультатом (А. Маслоу).
6) Конфликт между стремлением к смыслу жизни и экзистенциальным вакуумом,т.е. «ноогенный» конфликт, или «экзистенциальная фрустрация» (В, Франкл).
7) Конфликт между элементами внутренней структуры личности, между еемотивами (А. Леонтьев) [14, 82-85].
Длительный внутриличностный конфликт угрожает эффективности деятельности.По мнению русского философа Н.А. Бердяева, рефлектирующий и сомневающийся неможет быть активным, в мире, не может быть воином, – он весь погружен вослабляющее его самораздвоение, он не уверен в той активной, творческой силе,которой мог бы воздействовать на мир… Рефлексия, раздвоение и сомнение естьрасслабленная приспособленность к дурной множественности мира необходимости.Состояние сомнения есть состояние несвободы, зависимости, подавленности.
Длительные внутренние конфликты могут тормозить развитие личности. Каксчитает Л.И. Божович,… человек, постоянно сталкивающийся с внутреннимиконфликтами, будет отличаться неуверенностью, неустойчивостью поведения,неспособностью добиваться сознательно поставленных целей, т. е. у него будутотсутствовать как раз те черты, которые как основополагающие входят вхарактеристику психологически зрелой личности [3, 76].
Частые внутриличностные конфликты могут привести к утрате уверенностичеловека в своих силах, формированию устойчивого комплекса неполноценности, аиногда – и к потере смысла жизни.
Выводы по главе 1:
Анализ психологической литературы по теме исследования позволяет сделатьследующие выводы:
Конфликт – это такое отношение между субъектами социальноговзаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основепротивоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов,убеждений) и/или суждений (мнений, взглядов, оценок и т. п.).
К сущностным свойствам конфликта относятся: наличие противоречий междуинтересами, ценностями, целями, мотивами, ролями субъектов; противодействиесубъектов конфликта, стремление нанести ущерб оппоненту, травмировать «Я»;негативные эмоции и чувства по отношению друг к другу.
Различают положительные, продуктивные и отрицательные, деструктивные функцииконфликтов.
Межличностные конфликты – это конфликты между отдельными индивидами впроцессе в процессе их социального и психологического взаимодействия.
Внутриличностный конфликт – это конфликт внутри психического мираличности, представляющий собой столкновение ее противоположно направленныхмотивов (потребностей, интересов, ценностей, целей, идеалов).
Внутриличностные конфликты влияют на поведение индивида, егосамочувствие, его устремления и пр.
Острые внутриличностные конфликты приводят к деструкции существующихмежличностных отношений в семье, на работе. Они могут быть причиной повышеннойагрессивности, тревожности, раздражительности в общении. Особо следуетостановиться на проблеме перерастания внутриличностного конфликта вмежличностный, что мы и сделаем в следующей главе./>/>
Глава II.Экспериментальное исследование взаимосвязи межличностных ивнутриличностных конфликтов/>/> 2.1 Организация эмпирическогоисследования
Исследование началось вянваре 2011 года.
Для того чтобы провестинашу экспериментальную работу, мы поставили главную цель исследования:выявить особенности взаимосвязи внутриличностныхи межличностных конфликтов.
Гипотезой исследованияпослужило предположение о том, что существует значимая корреляционнаявзаимосвязь внутриличностных и межличностныхконфликтов.
Объектисследования – конфликт как столкновение мотивов.
Предмет исследования – взаимосвязь внутриличностных имежличностных конфликтов.
Задачи эмпирическогоисследования:
1. подобратьметоды исследования, адекватные его цели;
2. выявитьвзаимосвязи внутриличностных и межличностныхконфликтов.
База исследования: АО «Адонис».
В эксперименте учувствовало 40 человек – мужчин и женщин в возрасте 30-40лет, имеющие стаж работы в данной организации более 5 лет.
Для того чтобы определить точность и глубину поставленнойпроблемы мы применили комплекс методов исследования: наблюдение, беседы, тесты.
Наблюдение. Сущность применяемого в нашем исследовании наблюдениязаключается в том, чтобы точно и полно фиксировать факты, которые позволяютсудить о проявлениях конфликтности сотрудников организации. Метод наблюдениядавал возможность фиксировать конкретные события, факты, позволяющие определитьвнутренние психические процессы.
Диагностические методики:
— Определение уровня конфликтоустойчивости[4,75]
Данная методика позволяет выявить основные стратегииповедения в потенциальной зоне конфликта — межличностных спорах икосвенно определить уровень конфликтоустойчивости личности.
Инструкция. Внимательно прочитайте и оцените каждое из десятиполярных суждений, указанных в бланке, которые в большей мере свойственнывашему поведению. Для этого сначала определите, какое из двух крайних сужденийподходит вам, а затем оцените его по 5-балльной системе. Помните, чтопромежуточная графа 3 означает равнозначное присутствие обоих качеств. Крайниеже значения 4-5 и 1-2 характеризуют либо уклонение от споров, либо непринужденноеучастие в разрешении спорных моментов.
Обработкаи интерпретация данных
40-50 баллов — высокийуровень конфликтоустойчивости.
30-40 баллов – среднийуровень конфликтоустойчивости, свидетельствующий об ориентации личности накомпромисс, стремлении избегать конфликта.
20-30 баллов – низкийуровень конфликтоустойчивости, свидетельствующий о выраженной конфликтности.
1-19 баллов — оченьнизкий уровень конфликтоустойчивости. Данный уровень свойствен конфликтнымлюдям.
Висследовании была использована также методика, определяющая склонность квнутриличностному конфликту «Тест на конфликтность» (Кноблоха-Фальконета) [4,103]и оценивающая данный критерий по двум шкалам «эго хватание» и «гармоничность».
Эгохватание– это внутренняя конфликтность личности.Склонность к самообвинениям, нерешительности и неуверенности в себе.Потребность в постоянной опёке.
Гармоничность– спокойствие, уверенность в себе, сбалансированностьжеланий, стремлений, уровня притязаний. Последовательность поведения.
Чемближе показатель по шкале эгохватание к 20, тем выше уровень внутриличностногоконфликта испытуемого./>/>2.2 Результаты ихобсуждение
С целью выявления уровня конфликтности испытуемых мыпровели методику определенияуровня конфликтоустойчивости в двух отделах АО «Адонис». При этом сотрудникиотдела снабжения в количестве 20 человек отнесены в группу А, сотрудники отделаменеджмента отнесены в группу Б.
Результаты представлены на рис. 1и в табл. 1, а также в приложении 1.
Какпоказали результаты методики конфликтоустойчивость в группе Б можноохарактеризовать как низкую. Из данных таблицы видно, что очень низкий уровеньконфликтоустойчивости у 35%, еще у 40% — низкий.
Конфликтоустойчивость вгруппе А средняя с тенденцией к повышению. Очень низкий уровень только у 5%,еще у 15% — низкий. Средний уровень у 45%. И аж у 35% высокий, что являетсяочень негативным фактором для трудового коллектива.
Табл.1. Результаты методики определения уровняконфликтоустойчивости (в %)
Уровень конфликтности
Группа А
Группа Б Высокий 35 5 Средний 45 20 Низкий 15 40 Очень низкий 5 35
/>
Рис. 1. Результатыметодики определения уровня конфликтоустойчивости
Математический анализрезультатов по t-критериюСтьюдента показал по данной методике значимые статистические различия междугруппами (таблица 2.).
Таблица 2.2 — Статистический анализ результатов методикиопределения уровня конфликтоустойчивости
№ Выборки Отклоненияот среднего Квадраты отклонений
В.1 В.2 В.1 В.2 В.1 В.2
1 25 19 -10.55 -8.55 111.3025 73.1025
2 31 29 -4.55 1.45 20.7025 2.1025
3 42 45 6.45 17.45 41.6025 304.5025
4 32 28 -3.55 0.45 12.6025 0.2025
5 43 19 7.45 -8.55 55.5025 73.1025
6 27 36 -8.55 8.45 73.1025 71.4025
7 33 28 -2.55 0.45 6.5025 0.2025
8 44 36 8.45 8.45 71.4025 71.4025
9 39 29 3.45 1.45 11.9025 2.1025
10 29 19 -6.55 -8.55 42.9025 73.1025
11 35 29 -0.55 1.45 0.3025 2.1025
12 42 28 6.45 0.45 41.6025 0.2025
13 42 19 6.45 -8.55 41.6025 73.1025
14 15 35 -20.55 7.45 422.3025 55.5025
15 35 19 -0.55 -8.55 0.3025 73.1025
16 38 29 2.45 1.45 6.0025 2.1025
17 43 38 7.45 10.45 55.5025 109.2025
18 36 19 0.45 -8.55 0.2025 73.1025
19 43 28 7.45 0.45 55.5025 0.2025
20 37 19 1.45 -8.55 2.1025 73.1025
Суммы:711 551 0 -0 1072.95 1132.95
Среднее:35.55 27.55
Результат:tЭмп = 3.3
Критическиезначения
tКр
p≤0.05 p≤0.01
2.02 2.71
Полученноеэмпирическое значение t (3.3) находится в зоне значимости./>/>/>/>/>Таким образом, анализ результатов показал, что в двух группахнаблюдаются существенные отличия по уровню конфликтоустойчивости
Придиагностике наличия внутриличностного конфликта у сотрудников отделов намипроведен тест Кноблоха-Фальконетта (внутренняя конфликтность личности).Результаты представлены в таблице 3, на рис. 2. и в приложении 2.
Табл.3. Результаты теста Кноблоха-Фальконетта (средний балл)
Шкала
Группа А
Группа Б Эгохватание 7 13,6 Гармоничность 13 6,4
Порезультатам методики, определяющей склонность к внутриличностному конфликту,были сделаны следующие выводы: люди, работающие в отдел менеджмента в основномспокойны, уверены в себе, их желания и стремления сбалансированы, наблюдаетсяпоследовательность в поведении. Однако потребность в постоянной опёкенаблюдается почти у 60 % из них.
Сотрудникиотдела снабжения склонны к самообвинениям, нерешительности и неуверенности всебе. У них отмечается наличие внутриличностного конфликта.
/>
Рис. 2. Результатытеста Кноблоха-Фальконетта (внутренняя конфликтность личности)
Математический анализрезультатов по t-критериюСтьюдента показал по данной методике значимые статистические различия междугруппами (таблица 4.).
Таблица 4 –Статистический анализ результатов теста Кноблоха-Фальконетта
№ Выборки Отклоненияот среднего Квадраты отклонений
В.1 В.2 В.1 В.2 В.1 В.2
1 11 3 -2.6 -4 6.76 16
2 15 2 1.4 -5 1.96 25
3 16 2 2.4 -5 5.76 25
4 17 10 3.4 3 11.56 9
5 18 10 4.4 3 19.36 9
6 18 7 4.4 0 19.36 0
7 10 10 -3.6 3 12.96 9
8 16 6 2.4 -1 5.76 1
9 11 6 -2.6 -1 6.76 1
10 12 7 -1.6 0 2.56 0
11 18 11 4.4 4 19.36 16
12 13 1 -0.6 -6 0.36 36
13 6 12 -7.6 5 57.76 25
14 14 10 0.4 3 0.16 9
15 13 13 -0.6 6 0.36 36
16 9 9 -4.6 2 21.16 4
17 19 9 5.4 2 29.16 4
18 8 5 -5.6 -2 31.36 4
19 10 4 -3.6 -3 12.96 9
20 18 3 4.4 -4 19.36 16
Суммы: 272 140 0 0 284.8 254
Среднее: 13.6 7
Результат: tЭмп = 5.5
Критические значения
tКр
p≤0.05 p≤0.01
2.02 2.71
Полученное эмпирическоезначение t (5.5) находится в зоне значимости./>Таким образом,анализ результатов показал, что в двух группах наблюдаются существенные отличияпо уровню внутриличностного конфликта.
Анализкорреляционной матрицы между шкалами методик показал, что значимая корреляция существуетмежду шкалами «Эгохватание» и «Конфликтоустойчивость».
Таблица5. Корреляционный анализ методик Эгохватание Гармония
rs prs pС целью выявленияуровня конфликтности испытуемых мы провели методику определения уровня конфликтоустойчивостив двух отделах АО «Адонис». Как показали результаты методики конфликтоустойчивостьв группе Б можно охарактеризовать как низкую. Конфликтоустойчивость в группе А средняяс тенденцией к повышению.
При диагностике наличиявнутриличностного конфликта у сотрудников отделов нами проведен тестКноблоха-Фальконетта (внутренняя конфликтность личности). По результатамметодики были сделаны следующие выводы: у респондентов группы А не отмечаетсявнутриличностного конфликта. У респондентов группы Б отмечается наличиевнутриличностного конфликта.
Анализ корреляционнойматрицы между шкалами двух методик показал, что значимая корреляция существуетмежду шкалами «Эгохватание» и «Конфликтоустойчивость». Таким образом гипотезаисследования полностью доказана: существует значимая корреляционная взаимосвязьвнутриличностных и межличностных конфликтов.
/>/>/>/>ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обобщениетеоретического материала, предшествующего эмпирическому исследованию, позволяетсделать следующие выводы:
Основой любойорганизации являются люди (коллектив), и без них функционирование организацииневозможно. Совокупность объектных условий, в которых оказываются люди впроцессе совместной деятельности, предопределяет и ограничивает способы ихвзаимодействия. Количество потребностей, которые могут быть удовлетворены вобщении, также оказывается ограниченным сложившимися обстоятельствами. В этойсвязи в коллективах часто возникают производственные ситуации, в ходе которыхмежду людьми обнаруживаются противоречия по широкому кругу вопросов. Сами посебе эти разногласия и противоречия могут выступать в качестве положительногофактора движения творческой мысли. Однако, становясь острыми, они могутпрепятствовать успешной совместной работе и вести к конфликтам.
Конфликт в организации –это осознанное противоречие между общающимися членами этого коллектива, которыйсопровождается попытками его решить на фоне эмоциональных отношений в рамкахорганизации или в междуорганизационном пространстве.
В психологии пока несложилось общепринятого понимания сущности конфликта. Одни авторы трактуют егокак столкновение, противодействие, противоречие. Другие понимают конфликт каквид общения, ситуационную несовместимость, ситуацию ненайденного выхода, типконкурентного взаимодействия. Среди сущностных черт конфликта выделяют: наличиепротиворечия между субъектами, их противодействие, негативные эмоции поотношению друг к другу. Конфликты происходят и в больших компаниях, и вмаленьких фирмах, они могут привести к закрытию организации. Поэтому изучениепричин конфликтов в организации — актуальная тема.
К факторам формированияи развития конфликтов относятся:
— причиныморально-этического порядка;
— причиныорганизационного характера (проблемы взаимоотношений руководителя иподчиненных);
— причины конфликтов поинформационным факторам;
— причины конфликтов поструктурным факторам, например: неопределенность вопросов законности власти;неопределенность вопросов подотчетности; неясность в вопросах собственности ит.п.;
— ценностные факторыконфликта, например: нарушение групповых верований и норм поведения; нарушениепрофессиональных ценностей и интересов; нетерпимость в отношении ценностейдругих групп или людей и т.п.;
— факторы отношений,например: неудовлетворенность существующими отношениями; несогласованные целивзаимоотношений (непонимание друг друга); неудовлетворенностью длительностьотношений и т.п.;
— поведенческиефакторы, например: поведение угрожает безопасности кого-либо; поведение создаетдля кого-то дискомфорт и т.п.
— личностныеособенности: враждебность, подозрительность, агрессивность и др.
Однако во всеммногообразии изучаемых факторов отмечается очень мало исследований,рассматривающих влияние внутриличностных конфликтов на развитие межличностныхконфликтов в организации. А ведь именно внутриличностный конфликт являетсяодним из самых сложных психологических конфликтов, который разыгрывается вовнутреннем мире человека. Трудно представить человека, который бы неподвергался внутриличностным конфликтам. Более того, с такими конфликтамичеловек сталкивается постоянно. Внутриличностные конфликты конструктивногохарактера являются необходимыми моментами развития личности. Но деструктивныевнутриличностные конфликты несут серьезную опасность для личности, от тяжкихпереживаний, вызывающих стрессы, до крайней формы своего разрешения – суицида.
В нашем исследовании мырешили выявить взаимосвязь внутриличностных и межличностных конфликтов.
В ходе исследованиянами был использован блок методов, включающий:
— анализсоциально-педагогической и методической литературы;
— организацияцеленаправленной опытно-экспериментальной работы.
В ходе диагностики намибыла выявлена внутриличностных и межличностных конфликтов в организации.
Таким образом,полученные в ходе исследования результаты подтверждают выдвинутую гипотезу.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И.Конфликтология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1999.
2. Бородкин Ф. М., Коряк Н. М. Внимание:конфликт. – Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1989.
3. Васильев Н.Н., Тренинг преодоленияконфликтов. – СПб.: Речь, 2002.
4. Вахрушева Г.Т. Психодиагностика – М,2006.
5. Горянина В.А. Психология общения. М.: Академия, 2002.
6. Гришина Н.В. Психологиямежличностного конфликта: Дисс. докт. псих. наук. – СПб., 1995. – 361с.
7. Громова О.Н. Конфликтология. – М.:Ассоциация авторов и издателей «Тандем», ЭКМОС, 2000. – 320с.
8. Дерманова И.Б., Сидоренко Е.ВПсихологический практикум. Межличностные отношения: Методические рекомендации. –М., Речь, 2003 – 40с.
9. Дмитриев А.В. Конфликтология. – М.:Гардарики, 2000. – 320с.
Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С.Введение в общую теорию конфликтов. – М., 1993.
10. Дружинин В.В., Конторов Д.С.,Конторов М.Д. Введение в теорию конфликта. – М.: Просвещение, 1989. – С.8
11. Клюева Н.В. Педагогическаяпсихология: Учеб. пособие для студ.вузов. – М.: Владос, 2007. – 399с.
12. Конфликтология / Под ред. А.С. Кармина.– СПб.: Лань, 2001. – 448с.
13. Коновалова Н.А. Взаимосвязьвнутриличностного конфликта и школьной успеваемости подростков: на примере 8-9классов: диссертация… кандидата психологических наук: 19.00.07. – М., 2006.
14. Крайг Г. Психология развития. –СПб.: Питер, 2002. – 992с.
15. Леонов Н.И. Психология конфликтногоповедения. Дисс. док. псих. наук. – Ярославль, 2002. – 415с.
16. Мариновская И.Д., Цветков, В.Л.Гришин А.А. Конфликтология. Учебное пособие. – М.: Фит. 2001.
17. Муштук О.З., Деев А.Ю., Которова О.СКонфликтология. – М.: Маркет ДС, 2007. – 160с.
18. Мясищев В. Н. Психология отношений.– М.: Владос, 1998
19. Олейник А.Н. Основы конфликтологии.Психологические средства деятельности сотрудников органов внутренних дел вситуации конфликтов.- М.: Юристъ, 2006.
20. Шипилов А.И. Проблема конфликта:Аналитический обзор, междисциплинарный библиографический указатель. – М.: ГАВС, 1992. – 230с.
21. Юрчук В.В. Современный словарь попсихологии. – Мн.: Элайда, 2000. – 704с.