1.Модельвзаимодействия человека и организационного окружения
Практически все, чтохарактеризует взаимодействие человека и организационного окружения, образуетсферу психологических и педагогических влияний на население страны, разные егогруппы и на каждого человека. Их роль диалектично сформулировал К. Маркс: какобщество творит человека, так и человек творит общество.
2.Личность,психологические типы
Типы темперамента: сангвиник,холерик, флегматик, меланхолик.
3.Архетип.Взаимодействие, коммуникация
Передача любой информациивозможна лишь посредством знаков, точнее — знаковых систем. Обычно различаютвербальную и невербальную коммуникацию, но последнюю делят еще на несколькоформ: кинестетика, паралингвистика, проксемика, визуальное общение. Каждая изних образует свою собственную знаковую систему.
Интерактивная сторонаобщения- условный термин, обозначающий характеристику компонентов общения,связанных со взаимодействием людей, непосредственной организацией их совместнойдеятельности. Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей.Межличностное взаимодействие представляет собой последовательность развернутыхво времени реакций людей на действия друг друга: поступок индивида А,изменяющий поведение индивида А, изменяющий поведение индивида В, вызывает состороны последнего ответные реакции, которые, в свою очередь, воздействуют наповедение А.
4.Проблемаустановления взаимодействия человека и организационного окружения: конформизм,нонконформизм
Конформизм-проявлениеактивности личности, которое отличается реализацией отчетливоприспособленческой реакции на групповое давление с целью избежать негативныхсанкций -порицания или наказания за демонстрацию несогласия с общепринятым иобщепровозглашенным мнением и желанием не выглядеть не таким, как все.
Нонконформизм-готовность,несмотря ни на какие обстоятельства действовать вопреки мнению и позициипревалирующего большинства сообщества, отстаивать прямо противоположную точкузрения.
5.Взаимодействиечеловека и группы
Человек как личностьформируется в группе, является непосредственным и опосредованным выразителемвнутригрупповых отношений.
6.Референтная группа. Идентификация
Референтная группа-группа, чем то привлекающая человека, норм и ценностей которой онпридерживается или стремится к ним приспособиться, членом которой он охотностал бы; или же группа, с которой человек себя сравнивает, которая служит емуточкой отсчета для оценки субъектом самого себя и других людей.
Идентификация- это способпонимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление егохарактеристикам самого субъекта. Идентификация- бессознательный перенос на себячувств и качеств, присущих другому человеку и недоступных, но желательных длясебя. У детей- это простейший механизм усвоения норм социального поведения иэтических ценностей. Так мальчик бессознательно старается походить на отца итем самым заслужить его любовь и уважение.
7.Рефлексия.Стереотипы
В своем знаменитом труде«Рефлексы головного мозга» (1863) Сеченов распространил рефлекторныйпринцип на всю деятельность головного мозга и, тем самым, — на всю психическуюдеятельность человека. Он показал, что «все акты сознательной и бессознательнойжизни по способу своего происхождения суть рефлексы». Более подробноанализируя рефлексы головного мозга человека, Сеченов выделяет в них триглавных звена: начальное звено- внешне раздражение и превращение его органамичувств в процесс нервного возбуждения, передаваемого в мозг; среднее звено-процессы возбуждения и торможения в мозгу и возникновение на этой основепсихических состояний (ощущений, мыслей, чувств; конечное звено- внешниедвижения. Все психические явления- это неотделимая часть всего рефлекторногопроцесса. У человека сигналы первой сигнально системы играют важную роль,регулируя и направляя поведение (например, светофор). Но, в отличие отживотных, наряду с первой сигнальной системой у человека имеется втораясигнальная система (слова). При помощи слов могут быть замещены сигналы первойсигнальной системы. Слово может вызывать те же действия, что и сигналы первойсигнальной системы, т.е. слово-«сигнал сигналов».
8.Вербальнаяи невербальная коммуникация
Вербальнаякоммуникация-это общение с помощью слов, а невербальное общение жестами.
9.Конфликт
Конфликт — это важнейшаясторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социальногобытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектамисоциального действия мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями инормами, интересами и потребностями. Существенная сторона социального конфликтасостоит в том что эти субъекты действуют в рамках некоторой более широкойсистемы связей, которая модифицируется(укрепляется или разрушается) подвоздействием конфликта.
Каждая сторонавоспринимает конфликтную ситуацию в виде некоторой проблемы в разрешениикоторой преобладающее значение имеют три главных момента :
во-первых, степеньзначимости более широкой системы связей, преимущества и потери, вытекающие изпредшествующего состояния и его дестабилизации — все это может быть обозначенокак оценка доконфликтной ситуации;
во-вторых, степеньосознания собственных интересов и готовность пойти на риск ради ихосуществления;
в-третьих, восприятиепротивостоящими сторонами друг друга, способность учитывать интересы оппонента.
Таким образом, основныеэтапы или фазы конфликта могут быть обозначены следующим образом :
1. Исходное положениедел; интересы сторон, участвующих в конфликте; степень их взаимопонимания.
2. Инициирующая сторона — причины и характер ее действий.
3. Ответные меры; степеньготовности к переговорному процессу; возможность нормального развития иразрешения конфликта — изменения исходного положения дел.
4. Отсутствие взаимопонимания,т.е. понимания интересов противоположной стороны.
5. Мобилизация ресурсов вотстаивании своих интересов.
6. Использование силы илиугрозы силой (демонстрация силы) в ходе отстаивания своих интересов; жертвынасилия.
7. Мобилизацияконтрресурсов; идеологизация конфликта с помощью идей справедливости и созданияобраза врага; проникновение конфликта во все структуры и отношения;доминирование конфликта в сознании сторон над всеми иными отношениями.
8. Тупиковая ситуация, еесаморазрушающее воздействие.
9. Осознание тупиковойситуации; поиск новых подходов; смена лидеров конфликтующих сторон.
10. Переосмысление,переформулировка собственных интересов с учетом опыта тупиковой ситуации ипонимание интересов противостоящей стороны.
11. Новый этап социальноговзаимодействия.
10.Этическиенормы общения
Под этическими нормамиобщения понимается речевой этикет (речевые формулы, приветствия, просьбы.Прощания, благодарности, поздравления и т.п.; общения на «ты» или«вы», выбор полного или сокращенного имени, формы общения).
11. Универсальныеэтические и психологические нормы и принципы
1) научная честность икорректность при сборе экспериментальных данных
2)отказ от присвоениячужих идей и результатов исследований
3)отказ от поспешныхвыводов на основе непроверенных данных
4)отстаивание своихвзглядов в любой научной среде, в полемике с любыми авторитетами
и др.
12.Психологияи общество
Психология все болеестановится областью особой профессиональной практической деятельности в системеобразования, в промышленности, государственном управлении, культуре, медицине ит.д. Включение психологической науки в решение практических задач существенноизменяет и условия развития ее теории. Задачи, решение которых требуетпсихологической компетентности, возникают в той или иной форме во всех сферахжизни общества, определяясь возрастающей ролью так называемого человеческогофактора. Под человеческим фактором понимается широкий кругсоциально-психологических свойств, которыми обладают люди и которые так илииначе проявляются в их конкретной деятельности. Осознание обществом ролиприкладных задач, решаемых психологической наукой, привело к идее создания разветвленнойпсихологической службы в органах народного образования.
13.Психологияи труд
Психология труда изучаетпсихологические особенности трудовой деятельности человека, психологическиеаспекты научной организации труда и имеет ряд разделов, которые являются вместес тем самостоятельными отраслями психологической науки: инженерная психология,авиационная психология, космическая психология.
референтныйконфликт деловой переговоры
14.Экономическаяи правовая психология
Правовая психологиярассматривает психологические вопросы, связанные с реализацией системы права.Она также имеет ряд отраслей.
15.Моделиполитической психологии: федеральный и региональный аспекты
Федеральные- порожденныеособенностями, присущими в целом российской жизни: это государственноеустройство и деятельность государственных органов, тип и состояниеэкономических отношений, меры, предпринимаемые государством по вопросамобразования, воспитания, работы с молодежью, деятельность основныхтелевизионных каналов и др.
Региональные — связанныес особенностями действия аналогичных федеральных факторов, а также иных, ноприсущих регионам России (областям, республикам, районам, городам, селам):деятельность местных органов власти, экономическое положение в регионе,состояние системы образования в нем, уровень культуры населения, егонациональный состав и особенности образа жизни.
16.Профессиональнаяпсихология
Профессиональнаядеятельность объективно, независимо от воли и желаний специалиста, сталкиваетего с психологическими и педагогическими явлениями, которые также ставят его взависимость от их различных проявлений и в свою очередь влияют на них.
Любому образованномучеловеку, профессионалу с высшим образованием нужны общая гуманистическаяориентированность личности, знание научных основ психологии и педагогики, атакже специальная профессионально-психологическая ипрофессионально-педагогическая подготовленность.
17.Деловыепереговоры: их характер, определение целей
Деловые переговоры — разговор преимущественно между двумя собеседниками, соответственно ее участникимогут и должны принимать во внимание специфические особенности личности,мотивов, речевых характеристик друг друга, т.е. общение носит во многоммежличностный характер и предполагает разнообразные способы речевого инеречевого воздействия партнеров друг на друга.
К числу целей, требующихпроведения деловой беседы, можно отнести, во первых, стремление одногособеседника посредством слова оказать определенное влияние на другого, вызватьжелание у другого человека или группы к действию, с тем, изменить существующуюделовую ситуацию или деловые отношения, другими словами создать новую деловуюситуацию или новые деловые отношения между участниками беседы; во вторых,необходимость выработки руководителем соответствующих решений на основаниианализа мнений и высказываний сотрудников.
18.Организация,методы и навыки ведения деловых переговоров
При проведении деловыхбесед, беседу нужно строить на основе следующих важнейших принципов:
-Сознательная настройкана уровень собеседника, учет содержания выполняемых им задач, его полномочий исферы ответственности, жизненного и трудового опыта, интересов, особенностейего мышления и речи.
-Рациональная организацияпроцесса беседы, что прежде всего означает краткое изложение собеседникамисодержания информации по обсуждаемой теме, ибо пространное изложение иизбыточная информация осложняют усвоение самого существенного.
-Простота, образность,четкость языка как условие доходчивости информации, следовательно, ориентациина собеседника.
19.Способыоценки достигнутых в процессе переговоров соглашений
Контроль эффективностипереговоров предполагает оценку ситуации по параметрам предметного плана, ипараметрам, связанным с мотивами, целями, условиями, формами общения. На каждыйиз вопросов опрашиваемые, как правило, дают один из ответов по шкале: да;скорее да, чем нет; нет; скорее нет, чем да; затрудняюсь с ответом; другойвариант ответа.
20.Ролевойаспект взаимодействия человека и организации
Организация ожидает отчеловека, что он будет выполнять определенную роль. Если член организацииуспешно выполняет свою роль и если при этом он сам лично удовлетворенхарактером, содержанием и результатами своей деятельности в организации исвоего взаимодействия с организационным окружением, то не возникает конфликтныхпротиворечий. Одним из важнейших условий этого является правильное построениероли и, в частности, формирование верных предпосылок в отношении содержания,сущности и места данной роли в системе организации.
21.Адаптациячеловека к организационному отношению и изменения его поведения
Человек, опираясь на свойопыт, адаптируется к организационному окружению, меняя свое поведение.Организация и ее руководство могут активно воздействовать на модификацию поведениячеловека.
23.Организационноеповедение и эффективность деятельности организации.
24.Организация ивоспитание личности.
25.Принципы создания рабочихгрупп.
22.Межличностныеотношения в группах
Человек как личностьформируется в группе, является непосредственным и опосредованным выразителемвнутригрупповых отношений. Коллектив- это группа, где межличностные отношенияопосредствуются общественно ценным и личностно значимым содержанием совместнойдеятельности.
Выделяются 5 крайнихпозиций характеризующих соответственно наиболее выраженные уровни групповогоразвития:
-максимальная степеньопосредованности и максимальная социальная ценность факторов деятельности,опосредствующих межличностные отношения, -это коллектив (бригадарабочих-монтажников)
-минимальная степеньопосредствования при максимально просоциальных факторах, которые могли быопосредствовать межличностные отношения, если бы в группе была соответствующаясовместная деятельность — это просоциальная ассоциация (дружеская компаниястудентов)
-отсутствиеопосредствования, обусловленное отсутствием совместной деятельности- этодиффузная группа (пассажиры автобуса, больные в общей палате)
-минимальная степеньопосредствования межличностных отношений какой либо совместной деятельности ипри максимально асоциальных опосредствующих факторах — асоциальная ассоциация(группа хулиганствующих подростков).
-максимальная степеньопосредствования деятельностью и максимальный антиобщественный, реакционныйхарактер опосредствующих факторов- это корпорация (мафия).
23.Типичныевнутригрупповые конфликты
По направленности конфликтыделятся на «горизонтальные», «вертикальные» и«смешанные». К «горизонтальным» относятся такие конфликты,в которых не задействованы лица, находящиеся в подчинении друг другу. К«вертикальным» конфликтам относятся те из них, в которых участвуютлица, находящиеся в подчинении один у другого. В смешанных конфликтахпредставлены и «вертикальные» и «горизонтальные»составляющие. По значению для организации конфликты делятся на конструктивные идеструктивные. Конструктивным конфликт бывает тогда, когда оппоненты не выходятза рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов. Неконструктивныйконфликт возникает в двух случаях: когда одна из сторон упорно и жестконастаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны; когдаодин из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремитсяпсихологически подавить партнёра, дискредитируя и унижая его. По характерупричин конфликты делятся на объективные и субъективные. Первые порожденыобъективными причинами, вторые — субъективными.
24.Документационноеобеспечение делового общения
Это специфическоенаправление деятельности, которое заключается в составлении, оформлениидокументов, их обработке и хранении. В документах отражается и учитываетсядеятельность организации, формы, предприятия. Поэтому ведение многих документовпредписано законодательством. К работникам делопроизводства предъявляются оченьсерьезные требования: знание структуры и специфика деятельности организации,основных правил по составлению и оформлению документов, безупречнаяграмотность.
25.Общиеправила оформления деловых документов
Согласно определениюпонятия 2документ", данному Федеральным законом от 27 ноября 1994г.«Обиблиотечном деле», документ-это «материальный объект сзафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения,предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях хранения иобщественного использования». Как правило документ оформляется на бланке всоответствии с требованиями принятого стандарта. Бланк можно определить каклист бумаги с воспроизведенными на нем типографским способом постояннымиреквизитами или их частями. Существуют бланки двух видов: 1)для писем; 2)дляорганизационно-распорядительных и иных документов. По ГОСТ9327, должныиспользоваться бланки двух форматов А4 (210*297мм) и А5(148*210мм), на первомиз которых имеет место угловое расположение реквизитов, а на втором — продольное. Бланки документов должны иметь поля: с левой стороны — 20мм, справой стороны и снизу- не менее 8мм, сверху — не менее 10 мм. Существуют 2 категории: документы для внутреннего пользования и документы для внешнегопользования. Большинство реквизитов на документах для внутреннего и внешнегопользования одинаковы, но есть и определенные различия.