Реферат по предмету "Психология"


Взаимосвязь ментальности личности и системы потребностей

Содержание
Введение
1.Представление о ментальности
1.1Ментальность и менталитет
1.2Характерные черты российской ментальности
2.Понятие системы потребностей человека
3. Взаимосвязь ментальности и системы потребностей
3.1 Ментальность – как процесс формирования личности
3.2 Мотивационный компонент в структуре ментальностиличности
3.3 Ценности и ценностные ориентации каксмыслообразующие мотивы ментальности личности
Заключение
Список литературы

Введение
Наша жизнь — этомногогранный процесс бесконечного познания себя и окружающего нас мира. Цельжизни человекa — это эволюционноеединение с миром. Но что включает в себя это понятие? Человек живет жизнью,наполненной его личными интересами, семейными обязанностями, он ходит каждыйдень на работу и в свободное время занимается тем, что ему интересно, то естьудовлетворяет потребности.
Рассмотрениеэкономической сущности сервисной деятельности позволяет понять важный ее aспект, связанный с удовлетворениеммногообразных потребностей людей и общества в целом. Когда говорят очеловеческих потребностях, о потребностях общества, подразумевают надобность,нужду в чем-либо, которая осознается людьми, требуя своегоудовлетворения и организуя тем самым их поведение. Построение системыпотребностей человекa представляет собойформирование следующих уровней пространства его жизни:
1. Психофизическийуровень: здоровый образ жизни и достaточность материально-бытовых условий.
2.  Внутриличностныйуровень: эмоциональные–чувственная красота и всесторонность во взаимоотношениях.
3.  Ментaльный уровень: деятельность,профессионализм, управление условиями жизни, планирование действий и ихреализация, а так же мировоззрения как отражения сформированного образа жизнина основе цели эволюции человечества и ценностных ориентиров мировой культуры.
4.  Межличностый,социaльный уровень: социальное признание,авторитет, нужность людям, толерантность, уверенность, самоактуализация.
5.  Социально–коллективныйуровень: постоянство коллективного сотворчествa.
6.  Общечеловеческийуровень: мировоззрения как отражения сформированного образа жизни на основецели эволюции человечествa иценностных ориентиров мировой культуры.
О ментальномуровне системы потребностей данная работа. Актуальность данной темы заключаетсяв том, что удовлетворение потребностей – это цель любой деятельности человека. Этапотребность характеризует интеллектуальное развитие человекa, нуждающегося в информации, познаниисебя и мира. Человек находится в движении на каждом этапе жизненного пути, приэтом переходные процессы создают внутренние противоречия, стимулируя его кпознанию тайн своего «Я».

1. Представление оментальности
1.1 Менталитет иментальность
Категории «менталитет» и «ментальность» так частоупотребляются как взаимозаменяемые, что в последнее время наблюдается тенденцияк их конкретизации. Рассмотрим лишь некоторые точки зрения,представляющие разные отрасли научного знания.
Лев и Наталья Пушкаревы в своей статье о ментальности дляэнциклопедии «Кругосвет» говорят о том, что ментальности или менталитет — этосовокупность социально-психологических установок, автоматизмов и привычексознания, формирующих способы видения мира и представления людей, принадлежащихк той или иной социально-культурной общности. Как любой социальный феномен,ментальности исторически изменчивы, но изменения в них происходят оченьмедленно. Ментальности выражают не столько индивидуальные установки каждого излюдей, сколько внеличную сторону общественного сознания. Субъектомментальностей является не индивид, а социум. Они проявляются в словесном языке(вербальной культуре общества) и языке жестов, в поведении, обычаях, традицияхи верованиях. Ментальное связывает многочисленные оппозиции — природного икультурного, эмоционального и рассудочного, иррационального и рационального,индивидуального и общественного. В современном гуманитарном знании понятие ментальностейприобрело расширительный смысл и употребляется не только для обозначения техили иных культурных стереотипов, типичных для больших социальных групп илихарактеристики духовной настроенности всего общества, но и для толкованияобраза мыслей, верований, «навыков духа» небольшой группы людей. Большинствопредставителей отечественной гуманитарной науки склонны употреблять понятия«ментальность» и «менталитет» как синонимичные, хотя в целом их синонимичноеили раздельное использование не устоялось.
П.К.Дашковский в своей статье «К вопросу о соотношениикатегорий «менталитет» и «ментальность»:историко-философский аспект» анализирует как этимологию понятия «менталитет»,так и историю его изучения. Менталитет как самостоятельный предмет исследованияв науке стал рассматриваться сравнительно поздно — в 20-30-е гг. XX в. Этопроисходило как при рассмотрении отдельных сторон культуры какого-либо народа,так и при попытках создания концептуальных построений. В ряде философскихразработок получила развитие идея о «народном духе» какого-либонарода.[1] Ко второй половинеXIX в. эта идея настолько утвердилась в науке, что в 1859г. сформировалосьновое научное направление — этнической психологии. Эта новая наука должна былазаниматься, по мнению ученых, изучением народной души, т.е. элементов и законовдуховной жизни народов. Ученые тогда непосредственно не использовали понятие«менталитет», но для раскрытия духовной структуры общества онииспользовали такие категории, как «национальный характер»,«национальная душа», «национальная сознание». Структуранациональной души раскрывается исследователями, в частности, на примере анализадуховного мира русского народа.
Научный терминологический аппарат категорию «mentalete» одним из первых ввелфранцузский психолог и этнограф Л. Леви-Брюль после публикации своих работ в1910 году «Ментальные функции в низших обществах» и «Первобытнаяментальность.
Многие исследователи достаточно обоснованно указывают взаимосвязьменталитета и ментальности. В то же время, в силу недостаточнойфилософско-методологической разработанности проблемы, предложенные ученымиподходы к дифференциации этих понятий не позволяют в полной мере установитьспецифику их содержания. Определенным выходом из создавшегося положениявозможно использование на разных уровнях понятие „менталитет“(индивидуальный менталитет, менталитет социальной группы (слоя), менталитетсоциума, этнический/национальный менталитет и т.п.).
Социолог и историк Р.Г. Шарипов рассматривает «менталитет» и«ментальность» как синонимы. Ему удалось выделить 4 основных типа менталитета:варварский, интельский, аристократический и буржуазный. Варварский менталитетявляется древнейшим и характеризуется высокой выживаемостью, умение постоянноудивляться окружающему миру (непосредственность реакций), стремление к новымвпечатлениям, жизненная активность, стремление к риску, отсутствие ярковыраженной боязни смерти… Для психики аристократа характерно стремление кмаксимальной личной и духовной независимости, гордость, утонченность,стремление «производить впечатление на окружающих» (стиль одежды, поведения),стремление «иметь все самое лучшее», умение противостоять страху, честность,вытекающая из презрения ко лжи, верность друзьям и убеждениям (БенджаминДизраэли, Атос). Интельский менталитет сформировался, когда социум уженаходился на более высокой ступени развития (на стыке позднего феодализма иэпохи Возрождения). Он характеризуется полным отсутствием демонстративности,пренебрежением к комфорту, способностью и стремлением к абстрагированию,высокой работоспособностью (процесс важнее результата), высокой честностью вобращении с фактами, приоритетом социальных отношений перед личными, Интельсохраняет верность группе в целом Штирлиц, Б.Клинтон, А.Карпов). Буржуазныйменталитет, является наиболее молодым, его отличает бережливость, экономичностьработоспособность (неумение отдыхать), аскетизм, неискренность, рационализм,стремление к функциональности (питаться только полезными продуктами),стремление к накопительству (деньги — цель сама по себе), приоритеттрадиционных ценностей, низкая выживаемость при жизненных катастрофах,приоритет экономических отношений перед личными. К этому типу ментальностиотносятся Дж. Мейджер, М.Горбачев. «Чистые» менталитеты являются исключением.Как правило, при формировании личности смешиваются самые разные влияния исоздаются «композитные менталитеты», когда взаимодействуют две основныементальности, влияние же остальных считается несущественным.[2]
Тем не менее, некоторые исследователи различают «менталитет»и «ментальность».Менталитет понимают как результат „работы“ментальности, как совокупность содержаний, образованных ментальностью той илииной общности. С одной стороны, ментальности наполняют менталитет содержанием,определяемым многогранностью человеческой деятельности, и в этом смысле можноговорить о политическом или любом ином менталитете в зависимости от полявзаимодействия социальных объектов (будь то политика, религия, этнос, нация илигосударство). С другой стороны, можно говорить и о менталитете, определяемомсоциальным статусом, принадлежностью к условной группе или субкультуре.
Таким образом, мы видим, что ученые переходят к комплекснымтрактовкам понятия менталитет, объединяя историко — психологическую исоциокультурную трактовки данного термина. Эта точка зрения исходит изположения о человеке, как части культуры. Социокультурный подход трактуетменталитет — как совокупность представлений, воззрений,»чувствовании" общности людей определенной эпохи, географическойобласти и социальной среды, которые влияют на исторические и социокультурныепроцессы.
Можно сказать, что определение сущности категорий«менталитет» и «ментальность» напрямую зависит от области знаний, котораяизучает данные категории и подхода, который используют к трактовке этихкатегорий ученые.

1.2 Характерные чертыроссийского менталитета
В годы советской властиценность идеи преобладала над ценностью человеческой жизни. Жертвовать собойстало праведным ради торжества идеологии коммунизма, ради будущих поколений.Эта установка осталась в ментальности нескольких формаций советских людей.Утеря религиозного наследия изменила отношение к нравственности, к морали,привела к упадку правовой культуры. Для советского человека стало естественнымстремиться к своей цели, не гнушаясь никакими средствами. Культурный потенциалдореволюционной России был утерян. Была утеряна и светская культура русскогообщества: цвет научной и творческой интеллигенции, традиции купечества,предпринимательства, крестьянского хозяйствования (трагическое последствиеколлективизации и «раскулачивания»), юриспруденции, государственногоуправления. Становление советской ментальности происходило в условияхкультурного кризиса, что замалчивалось официальной идеологией. Была нарушенапреемственность поколений, традиций, что сказывалось на протяжении семидесятилетий строительства социализма и продолжает сказываться в современной,капиталистической России.
Важной установкой вменталитете советского человека была уверенность в завтрашнем дне, в будущемкак своей семьи, будущих поколений, так и всей страны. Современные сторонникикоммунистической идеологии отмечают это качество, утерянное современнойроссийской ментальностью, как однозначно положительное. В то же время именно эталожная уверенность помешала миллионам советских граждан приспособиться кобщественным изменениям последних десятилетий.
Главной ошибкойперестройки была попытка механически привить элементы западной культуры нароссийскую почву. Старшее поколение советских граждан лишилось уверенности(пусть даже часто иллюзорной) в завтрашнем дне, которую предлагала система«развитого социализма», младшее – порой бездумно перенимало новые ценности,обращая, в первую очередь, внимание на их внешние, имиджевые стороны, нежели навнутреннее наполнение. Тем не менее, в конце прошлого века наметился переход отсоветской ментальности к современной российской.
Жизнь людейпосткоммунистической России индивидуализируется и меньше регламентируется«сверху», чем раньше (до начала перестройки и рыночных реформ). Предполагаетсясвобода выбора, а, следовательно, и риска, и ответственности. Право каждогочеловека строить свою жизнь самостоятельно – это не только право, но во многоми обязанность. Без осознанного выбора настоящего становится невозможнымпоследующий успех (что в корне противоположно советской иллюзии «веры в светлоебудущее»).
Из подобной установкиследует, что у современных россиян формируется отличное от советского отношениек деньгам и богатству. Работать и зарабатывать стало не постыдно, а, напротив,престижно. Материальные ценности стали восприниматься как признак силы (какфизической, так и интеллектуальной), успешности, удачливости. При этомобсуждение доходов, зарплаты всё чаще становится дурным тоном – как в Америке иЕвропе.
Было бы ошибочнымоднозначно утверждать, что единственным признаком изменения постсоветскогоменталитета является переосмысление отношения к материальной стороне жизни вущерб духовной. С изменением отношения к доходам меняется и отношение к образованию.Без специальных знаний и умений становится всё сложнее достичь финансовогоблагополучия, и российские граждане всех возрастов и социальных слоёв всёбольше тянутся к новым знаниям. Выпускники высших и средних специальных учебныхзаведений советского времени заново получают образование как в России, так и зарубежом, овладевая профессиями, востребованными в условиях рыночной экономики.
Бытующее в сознаниимногих граждан нашей страны мнение о «бездуховности» молодёжи далеко не всегдаимеет под собой основания. Стереотипы, навязываемые средствами массовойинформации, лишь частично отражают происходящие в реальной жизни процессы.Среди молодых россиян гораздо больше мыслящих людей, чем принято считать. Длялюдей 80-х — 90-х годов рождения характерно то, что никакая идеология не сталадля них обязательной. Тысячи молодых россиян в наше время находятся вполитическом, религиозном, этическом и эстетическом поиске. И предпочтениясверстников, представителей одного и того же поколения и даже одного и того жесоциального страта часто разнятся до противоположности. Одни в поискахнравственного ориентира обращаются к советскому прошлому, чувствуя себянеукорененными в современном обществе, другие – к истокам русскойдореволюционной культуры, к православию, некоторые – к русскому национализму имонархизму, третьи – к ценностям Запада, четвёртые – к религии и философииВостока. Свобода выбора – это свобода и вероисповедания, и политическихпристрастий, и повседневных ценностей человека и общества.
Е.Башкирова в статье«Трансформация ценностей демократического государства», пытается выявитьструктуру и динамику ценностных предпочтений в российском обществе, опираясь наданные эмпирических исследований (представлены данные двух социологическихопросов – 2000 и 2005 г.).[3] Анализ ответовроссиян на вопросы по поводу традиционных, «общечеловеческих»ценностей позволяет выявить следующую иерархию приоритетов (по мере снижения ихзначимости):
семья — 97% и 95% всехопрошенных в 2000 и 2005 годах соответственно;
работа — 84% и 83%
друзья, знакомые — 79%и 81%
свободное время — 71% и68%
религия — 41% и 43%
политика — 28% и 38%
Сразу бросается в глазаприверженность населения традиционным для любого общества ценностям (семья,общение), отношение к которым очень незначительно меняется в течение лет.Приоритет работы как источника дохода в условиях нестабильной, подверженнойчастым кризисам рыночной экономики тоже легко объясним. В то же время работа –это часто ещё и способ реализации интеллектуального и творческого потенциалачеловека.
Несколько неожиданно виерархии ценностей располагаются религия и политика: ведь в ходе советскойистории в стране активно культивировались атеизм и «политическаяграмотность». Конституция Российской Федерации гарантировала каждомугражданину свободу исповедовать любое вероучение самостоятельно или сообща сдругими. Однако, как следует из результатов опроса, личные интересы всё же преобладаютнад общественными. Налицо последствия синтеза западной, исконно русской исоветской системы ценностей, что всё же привело к некоторой демократизациироссийского менталитета. К сожалению, это происходит не повсеместно.
В будущем духовныефакторы, лежащие в основе синтетической российской ментальности, должныставиться выше, нежели политические и экономические.[4]Привнесение элементов западного мировоззрения, оказавшегося болеежизнеспособным в условиях демократии и рыночной экономики неизбежно. Россиясвязана с Западом через систему христианских ценностей. Корни русскойментальности – в православии византийского образца, западной – в протестантскойэтике. Теперь, когда рухнул «железный занавес», России необходимо гармоничноевзаимодействие исконных основ собственной культуры и передового опыта другихстран.

2. Понятие системыпотребностей человека
В удовлетворениипотребностей, а они у разных людей разные, важно знать их содержательнуюсторону. В наше время существует множество различных классификацийпотребностей. Надо отметить, что классификация потребностей вызывает немалыетрудности, так как нелегко решить, что положить в ее основу.
В отечественной научнойлитературе потребности принято делить на материальные, духовные и социальные.Материальные потребности называют первичными, они лежат в основежизнедеятельности человека. Эти потребности сформировались в процессеобщественно-исторического развития человека. Вся история борьбы людей сприродой была, прежде всего, борьбой за удовлетворение материальныхпотребностей. Духовные и социальные потребности отражают общественную природучеловека, его социализацию. Однако надо подчеркнуть, что и материальныепотребности являются продуктом социализации человека.
По способуудовлетворения потребности подразделяются на индивидуальные, которые человекможет удовлетворить сам (приобретение телевизора, холодильника, продуктовпитания и др.), и общественные, требующие общих усилий и больших затрат(например, строительство дорог, аэропортов, охрану общественного порядка идр.).[5]
Проблемой классификациипотребностей в зарубежной науке занимались Томас, Ф. Герцборг, К. Левин, А.Маслоу, З. Фрейд, К. Обуховский, К. Хорни и другие. Зарубежные ученые нестолько классифицируют потребности, сколько дают их перечисления.
Социолог Томас (1924)отвечая на вопрос: «Каково минимальное количество потребностей, которые должныбыть удовлетворены, чтобы человек мог нормально функционировать?», —перечисляет четыре основные потребности человека:
1) потребностьбезопасности,
2) потребностьпризнания,
3) потребность дружбы
 4) потребность новогоопыта.
Наиболее стройнуюсистему потребностей дал А. Маслоу. Он объединил их в группы:
1. Физиологическиепотребности — потребности в том, без чего человек не может жить, включаявоздух, пищу, жидкость. Эти потребности (среднего гражданина) удовлетворяютсяна 85 %.
2. Потребностьсамосохранения — уверенность в том, что наши психологические потребности будутстабильно удовлетворяться в будущем. Эта потребность удовлетворяется на 70 %.
3. Потребность вобществе и любви — потребность в общении с себе подобными, желание бытьлюбимым. Она удовлетворяется на 50 %.
4. Потребность впризнании, в чувстве собственного достоинства желание самоутвердиться,заслужить уважение людей. Эта потребность удовлетворяется на 40 %.
5. Потребность всамовыражении, в самоуважении — как можно полнее реализовать свой потенциал.Удовлетворена лишь на 10%.
Потребности низшихуровней Маслоу называет нуждами, а высших — потребностями роста. Эта системастроится на жесткой иерархии: более высокие потребности (в самоуважении или всамоактуализации) возникают только после того, как удовлетворяются болееэлементарные. Очевидно, что здесь Маслоу допускает ошибку: Не только критики,но и последователи Маслоу показали, что очень часто потребность в самоактуализациии уважении являлась доминирующей и определяла поведение человека, несмотря нато, что его физиологические потребности не были удовлетворены, а иногда ипрепятствовали удовлетворению этих потребностей. Впоследствии Маслоу (1967)отказался от столь жесткой иерархии. Он объединил все потребности в два класса.Теория Маслоу оказала значительное влияние на теории менеджмента.
У К. Обуховского общиепотребности разделены:
I.Потребности самосохранения: физиологические, ориентировочные.
II.Потребность размножения (сохранение вида).
Физиологическиепотребности — понимаются как состояние здоровья ( пищеварения, сон и т. п.).
«Ориентировочные» —означают, что объектом потребности является деятельность человека и внешниеситуации, связанные с ориентировкой в среде. Они удовлетворяются индивидуально.Выделено три фактора, определяющие ход индивидуализации. Ими являютсяконкретизация, ментализация, социализация.
1. Конкретизацияспособов удовлетворения потребностей основывается на том, что каждая потребностьудовлетворяется определенным способом. Число этих способов ограниченно, так как«готовность пользоваться неэффективными способами угасает, тогда какиспользование других способов закрепляется». В этом заключается процессформирования индивидуальных черт поведения (в том числе и потребительского)человека.
2. Ментализацияосновывается на отражении в сознании содержания потребности или нескольких ееаспектов. Она делает возможным сознательное участие человека в конкретизацииспособов удовлетворения потребностей. Ментализация существенно влияет на ходпроцесса удовлетворения потребностей.
3. Социализацияспособов удовлетворения потребностей основывается на подчинении их определеннымценностям культуры, в рамках которой протекает наша жизнь. Культура состоит изидей, технологий, моделей поведения, правил, ритуалов и традиций, передаваемыхв обществе из поколения в поколение. Итак, конкретизация, ментализация исоциализация определяют, что называется «индивидуальным стилем жизни».

3. Взаимосвязьментальности и системы потребностей
3.1 Ментальность – какпроцесс формирования личности
Для различныхнаук о человеке, кардинальным является вопрос о том, как происходит еголичностное развитие, каковы источники и факторы этого развития.
Внутреннее«Я» человека — это огромный мир, складывающийся из многих компонентов. Но срединих ментальность необходимо выделить как важнейший фактор формированиясубъективного мира личности. Ментальность как особая форма мыслительнойдеятельности, которой присуще осознание и отношение, определяет мировоззрениеличности, ее отношение к миру и самому себе в этом мире. [6]
Ментальностьвключает в себя несколько составляющих. Это, прежде всего – когнитивнаясоставляющая. Она представляет собой знания и опыт, накопленные личностью,способы и особенности получения информации из окружающего мира, селективностьее отбора. Когнитивная составляющая помогает выстроить человеку картину мира,исходя из сформировавшихся представлений о нем, а также определить свое место вэтом мире.
Второйсоставляющей ментальности является самосознание личности. Именно в немпроявляется самооценка личности, нахождение им своего места в социуме,окружающем мире, самоидентификация человека. Самосознание нельзя рассматривать внеконтекста общества, в котором существует личность. Конкретная социальная среда обусловливаетидентификацию личности с ней и менталитет приобретает, например, национальную,профессиональную или какую-либо другую окраску.
Эмоционально-волевой.В ней заключены особенности эмоциональных реакций на явления окружающего мира,степень их проявления, а также стереотипы отношения.
Все этисоставляющие тесно взаимосвязаны с четвертой составляющей менталитета – ценностной.Система ценностей, усваиваемая личностью в процессе становления, а такжевырабатываемая самостоятельно под влиянием среды жизнедеятельности, определяетоценивание личностью того, что происходит вокруг нее, и выстраивается отношениек этому.
Такимобразом, составляющие менталитета в своей совокупности позволяют личностивыстраивать свое поведение в обществе именно благодаря типичным реакциям истереотипам, которые усваиваются индивидом по мере врастания в социум. Так онможет успешно действовать в обществе, выстраивать свой имидж.
Так какличностные качества формируются прижизненно, то вполне понятно, что у однихлюдей они могут быть выражены более ярко, у других — слабее. Встает вопрос,: покаким же критериям можно судить о мере личностного развития человека?
Психолог С.Л.Рубинштейн писал, что личность характеризуется таким уровнем психическогоразвития, который позволяет ей сознательно управлять собственным поведением идеятельностью. Вот почему способность обдумывать свои поступки и отвечать заних, способность к автономной деятельности есть существенный признак личности.
Известныйфилософ В.П. Тугаринов к числу важнейших характеристик личности относил: 1)разумность, 2) ответственность, 3) свободу, 4) личное достоинство, 5) индивидуальность.
Личность темболее значительна, чем больше отражает она в своих качествах и деятельноститенденции общественного прогресса, чем ярче и специфичнее выражены в нейсоциальные черты и качества, в какой мере ее деятельность носит своеобразно-творческийхарактер. В этом смысле характеристика понятий человек и личность дополняетсяпонятием индивидуальность.
 Понятиеиндивидуальность включает в себя то особенное, чем отличается один человек отдругого, одна личность от другой, что придает ей своеобразную красоту инеповторимость и обусловливает специфический стиль ее деятельности и поведения.
Существеннойхарактеристикой личностности человека является также ее общественная активностьи принципиальность, прочность нравственных взглядов и убеждений. Сюда, вчастности, относится активность в труде, в отстаивании своих идеологических иморальных принципов и т.д.
Личностибывают разные: прогрессивные и реакционные, социально полезные и социальноопасные, преступные, «яркие» и «дюжинные», как говорят,«с неба звезд не хватающие», здоровые и больные. Из личностей состоитобщество, и в них аккумулирован весь опыт человечества.
Личность — носитель правовых, нравственных и эстетических норм своего общества, класса (аиногда и более узкой группы); она эти нормы выполняет и борется за них или,напротив, нарушает и несет за это ответственность. Личность учится и учит;болеет и лечит; творит и разрушает. Поэтому и нет ни одной науки о человеке иобществе, не изучающей в том или ином аспекте личность.[7]
Немыслимоосуществлять модернизацию общества, не считаясь с уровнем мировоззрения инавыками конкретных людей. Сдвиги в мировоззрении населения, изменения индивидуальнойментальности служат значимым индикатором реальной общественной трансформации вцелом, что сопровождается существенными изменениями в массовом сознании,замещением одних ценностных доминант другими. Система ценностей, формирующаяоснову мировоззрения людей, может выступать и как фактор, ускоряющий развитие,и как трудно преодолимый барьер на пути такого развития. Преобразования вгосударстве становятся необратимыми только тогда, когда они воспринятыобществом и закреплены в системе ценностей, на которые это обществоориентируется.[8] Анализ изменениябазовых ценностей составляющих основу менталитета может позволить глубже понятьпричины успехов и неудач в происходящих в России институциональныхпреобразованиях, а также оценить эффективность самой трансформации российскогообщества.
3.2 Мотивационныйкомпонент в структуре ментальности личности
российскийментальность человек личность
И в обыденнойжизни, и в психологической литературе наряду с понятием мотивы мы часто говоримо наших желаниях, влечениях, намерениях, различных интересах личности, которыетакже побуждают человека к деятельности и нередко принимаются за мотивы егоповедения. Все они так или иначе характеризуют мотивационную сферу ментальностиличности и входят в группу так называемых мотивационных образований личности.По мнению Е. П. Ильина мотивационные образования представляют собой результатстепени осознания причин возникшего побуждения, а также степени удовлетворенияпотребности (достижения цели). Поскольку и то и другое может быть разнойстепени выраженности, постольку и существуют различные мотивационныеобразования личности.
К ним относятмотивационные установки (намерения), влечения, желания и хотения, а такжеразнообразные интересы личности.[9]
«Мотивационнаяустановка – этозапланированное но отсроченное намерение, которое будет осуществлено припоявлении нужной ситуации, повода». Ее отличительными чертами являютсяотдаленность цели деятельности и невозможность непосредственного ееудовлетворения. Вот почему понятие мотивационной установки совпадает снамерением.
Влечения,желания, хотения
По мнению С.Л. Рубинштейна «влечение – это органическая потребность, отраженная ворганической чувствительности». Оно имеет соматический источник – раздражение,идущее «изнутри организма». Таким образом, влечение – это одна из формпроявления потребностей, начальный этап в ее осознании.
По мереосознания субъектом своей потребности, потребность переходит в желание. С. Л.Рубинштейн подчеркивает, что в желании отражается его предметнаяопределенность, т. е. происходит осознание предмета удовлетворения потребности.Таким образом, желание включает в себя знания субъекта о цели действия.
Хотение – это устремленность субъекта наовладение предметом желание, т. е. на достижение цели. Хотение, по мнению С. Л.Рубинштейна, возникает тогда, когда желанна не только цель, но и действие,которое к ней приводит. Эта точка зрения разделяется другими психологами: П. И.Ивановым, К. К. Платоновым, П. А. Рудиком.
Другиеисследователи считают, что влечение, желание, хотение – это скорее синонимы,выражающие различные стороны и оттенки одних и тех же переживаний.
Интересы
Одним измотивационных образований, побуждающих поведение человека является интерес. Интерес- это особая психологическая потребность личности в определенных предметах ивидах деятельности как источниках желанных переживаний и средствах достиженияжеланной цели. Не случайно А. Маслоу отмечал, что достижение интересовнаграждает человека «вершинными переживаниями», во время которых он чувствуетвеликий экстаз, благоговение и восторг.
Мотивационныесвойства ментальности личности
Под мотивационнымисвойствами личности принято понимать закрепившиеся и предпочитаемые способыформирования мотивы.[10]
Уровеньпритязаний –определяется степенью достижения субъектом целей, которые он сам ставит передсобой и стремится достичь. Уровень притязаний побуждает активность субъекта, сним связана его самооценка, он обусловливает не только поведение, но и влияетна формирование характера. Уровень притязаний повышается после успеха иснижается после неудачи.
Мотивдостижения какустойчивое стремление личности достичь максимально высокого результата, желаниевыполнить работу хорошо и быстро. Впоследствии он был дифференцирован на мотивуспеха и мотив избегания неудачи.
Привыраженном мотиве успеха люди, как правило ориентируются на успех, предпочитаяпри этом средние по трудности задания, т. е. рискуют весьма расчетливо. Такимлюдям присущи: большая активность, уверенность в себе, высокая самооценка,женщины более высоко ценят свои деловые качества и стремятся к достижению взначимой для них деятельности, а мужчины больше ценят качества общественного деятеляи стремятся к признанию и соперничеству.
В случаевыраженности мотива избегания неудачи люди выбирают либо легкие для себязадания, гарантирующие им успех, либо очень трудные (в этом случае неудача невоспринимается как личный неуспех, а как следствие привходящих и независящих отличности обстоятельств).
Мотиваффилиации (стремлениечеловека быть в обществе других людей). Высокая степень выраженности этогомотива формирует непринужденный, уверенный, открытый стиль общения. Этот мотивположительно связан со стремлением человека к одобрению со стороны окружающих,с желанием самоутверждения. Такие люди активны и инициативны в общении,отношения с другими строятся на основе взаимного доверия.
Обратнойстороной этого мотива является мотив отвергания, т. е. боязнь человека бытьотвергнутым другими людьми, вследствие чего у человека преобладаютнеуверенность, скованность, неловкость.
Мотив власти, понимаемый как потенциал влияния. Одоминировании этого мотива говорят тогда, когда человек получает удовлетворениеот контроля над другими людьми, от возможности судить, устанавливать нормы иправила поведения. В основе этого мотива лежит комплекс превосходства, который,является врожденным и фундаментальным мотивом человеческой жизни.
Мотив– это внутренняя сила, созданная потребностью или желанием, она стимулирует изаставляет человека действовать. Например, увеличение количества краж порождаетпотребность в безопасности и мотивирует приобретение услуги по охране жилища.
Мотивымогут находиться в различных соотношениях между собой и наличными внешнимиобстоятельствами: усиливать или ослаблять друг друга, вступать во взаимныепротиворечия и в противоречия с объективными возможностями реализации действия(например, покупки). Поэтому формируется мотивация как процесс побуждениячеловека к совершению тех или иных действий и поступков, часто требующийанализа и оценки альтернатив, выбора и принятия решений.
3.3 Ценности иценностные ориентации как смыслообразующие мотивы ментальности личности и еепотребностей
Система ценностей – этосовокупность материальных или идеальных предметов, обладающие значимостью дляданного социального субъекта с позиций удовлетворения его потребностей иинтересов. В данной трактовке можно представить многочисленные определенияценностей, которые существуют в отечественной науке. Ценностные ориентации,которые происходят от устоявшейся системы ценностей, являются установками дляличности на ценности материальной и духовной культуры.
Ценности и ценностныеориентации выполняют ряд функций, основной из которых является – регулятивная,а именно регулирование поведением личности в определенных социальных условиях.Иными словами менталитет личности, по меньшей мере, должен гармонировать сменталитетом сообщества. Соответствие менталитета личности принятым в общественормам и правилам создает у нее ощущение собственной социальной полноценности,которая является условием нормального социального самочувствия, и напротив,ощущение дисгармонии – погружает человека в состояние дискомфорта, может стать причинойтяжелых переживаний личности. Степень своей социальной полноценности отдельнаяличность осуществляет посредством самоконтроля, сопоставляя себя с определенным,принятым в обществе идеалом.[11]
Ценности выступаюткритериями оценки и регулятивно — ограничительными механизмами, как всей жизниличности, так и отдельных ее поступков и действий; так как они дают основаниядля выбора альтернативных способов действия, для отбора и оценки этихальтернатив. Эта деятельность оценивания осуществляется личностью не с точкизрения полезности или нужности, а с точки зрения представлений о хорошем иплохом, с точки зрения должного. Ценности являются критериями оценки иокружающей действительности: через систему ценностей происходит отбор всейвоспринимаемой и перерабатываемой личностью информации. Другой важной функциейценностей является прогностическая функция, так как на их основе осуществляетсявыработка жизненной позиции и программ жизнедеятельности, создание образабудущего, перспективы развития личности. Следовательно, ценности регулируют нетолько настоящее состояние личности, но и будущее ее состояние; они определяютне только принципы ее жизни, но и ее цели, задачи, идеалы. Приобщение личностик культуре есть, прежде всего, процесс формирования индивидуальной системыценностей. Таким образом, культура личности есть система личностныхсвойств-ценностей (общезначимых принципов, идеалов, определяющих направленностьи мотивацию человеческой деятельности, поведения, поступков), усвоенныхличностью в процессе социализации. Влияние культуры на менталитет личностиносит противоречивый характер. С одной стороны, оно осуществляется как социализация,то есть приобщение личности к существующим в обществе ценностям, нормам,знаниям. С другой стороны, овладение культурой есть процесс индивидуализации,развитие неповторимых черт, способностей, дарований личности. Индивидуализацияличности обеспечивается тем фактом, что освоение личностью всех накопленныхобществом ценностей носит избирательный характер, так как выбор ценностейкультуры ограничен рядом факторов. Избирательность освоения ценностей культурыобеспечивает иерархичность индивидуальной системы ценностей личности, еенеповторимое своеобразие и уникальность. В свою очередь уникальность исвоеобразие индивидуальной системы ценностей определяет неповторимость исвоеобразие самой личности, её мироощущения и менталитета.
Ценности, как и потребности,зависят не столько от сознательного выбора людей, сколько от их природных,биологических особенностей и уровня развития общества. То, что ценно и важнодля австралийского аборигена, может быть абсолютно не нужно европейцу, живущемув другом социальном окружении. Однако общий фундамент ценностей у всех людейсходен, ведь все люди вынуждены удовлетворять по существу одинаковый наборнасущных потребностей. Поэтому все, что позволяет эти потребностиудовлетворять, причем социально одобряемым путем, всегда будет рассматриватьсякак имеющее непреходящую ценность. Над основой человеческих ценностейнадстраиваются другие, производные, которые зависят от состояния экономики,уровня знаний, морали, традиций и других факторов. Эти ценности могут сильноразличаться не только у разных народов, но и у представителей разных классов исоциальных слоев.[12]
Представления оценностях оказывают мощное воздействие на мир потребностей, а через него — наскладывающуюся в обществе сферу услуг. Механизм этого воздействия можно свестик пяти основным составляющим:
1. Формированиепотребностей на основе ценностей.
Ненасущные потребностисильно зависят от ценностной ориентации отдельного индивида и общества в целом.Так, в одних обществах и социальных слоях значимость моды для человека велика,а в других нет. Однако даже при одинаковом уровне материальной обеспеченности вразных странах и социальных слоях исторически складываются сильно различающиесясистемы ценностей. Успешность сервисной деятельности напрямую зависит от учетаспецифики ценностей, сложившихся у потребителей.
2. Потребности делятсяна разумные и неразумные на основе представлений о ценностях.
Система ценностейориентирует личность на ту или иную стратегию жизненного поведения. Это можетбыть стремление к обогащению и собственному благу, к благу своего народа, семьиили фирмы, к служению Богу, к беззаботному «прожиганию» жизни. Разумнымипризнаются потребности, связанные с практической реализацией этой ценности — сраскрытием всех способностей личности, обеспечением возможности ее творческогоразвития. Потребности, удовлетворение которых укорачивает и обедняет жизньотдельного человека (употребление алкоголя, наркотиков и т. п.), признаютсявредными и неразумными.
3. На основе системыценностей устанавливается очередность удовлетворения потребностей, их градацияпо уровню значимости.
Степень значимости техили иных предметов и услуг во многом определяет поведение человека и должнаточно оцениваться работниками сервиса. Так, все люди носят одежду, едят и спят,многие занимаются спортом, почти все читают книги, слушают музыку, смотряткинофильмы. Но очередность и степень удовлетворения этих потребностей могутсильно различаться. На нее влияют природные, экономические, культурные иполитические факторы.
4. На основе системыценностей разрабатываются способы удовлетворения потребностей.
Одна и та жепотребность может быть удовлетворена разными путями, которые по-своемуформируются в каждой культуре. Так, сложную потребность в самореализации ипридании смысла своему существованию совершенно по-разному будут реализовыватьпрофессиональный политик, спортсмен, священнослужитель, подросток и т. д.Однако в реализации потребностей действуют и некоторые общечеловеческиеправила. Так, практически у всех народов считается недопустимым удовлетворять,например, потребность в еде путем воровства
5. Деятельность поцеленаправленному формированию и изменению потребностей также строится с учетомсистемы ценностей клиента.
Это хорошо видно напримере рекламы, которая всегда пытается изменить систему ценностей, убедитьпотребителя в значимости для него определенного товара или услуги.
Конечно, некоторыйсдвиг в системе ценностей при освоении новой услуги или товара вполне можетпроизойти, но он не может быть слишком сильным. Распространение товара илиуслуги, выработка потребности в них у большого слоя клиентов обычно происходятпостепенно и становятся возможными в том случае, если не вступают в слишкомсильное противоречие с господствующими культурными, религиозными и другимиценностями.
В целом можно сделатьвывод, что потребности общества, группы людей или отдельного человека всегданаходятся в глубокой связи с системами ценностей. Услуги востребованы только втом случае, если они гармонично вписываются в систему ценностей потенциальныхпотребителей или соответствуют по своему содержанию тому направлению, в которомона в данный момент изменяется.

Заключение
Ментальность — образ мышления, общая духовная настроенность человека, группы. Менталитет — тоже, что и традиционное сознание, то есть система мировоззрения, основанная наэтнической картине мира, передающаяся в процессе социализации и включающая всебя представления о приоритетах, нормах и моделях поведения в конкретныхобстоятельствах.
Внутреннее«Я» человека — это огромный мир, складывающийся из многих компонентов. Но срединих ментальность необходимо выделить как важнейший фактор формированиясубъективного мира личности. Ментальность как особая форма мыслительнойдеятельности, которой присуще осознание и отношение, определяет мировоззрениеличности, ее отношение к миру и самому себе в этом мире. Составляющиементалитета в своей совокупности позволяют личности выстраивать свое поведениев обществе именно благодаря типичным реакциям и стереотипам, которыеусваиваются индивидом по мере врастания в социум. Так он может успешнодействовать в обществе, выстраивать свой имидж.
Существует иерархияпотребностей — это 5-ти ступенчатая пирамида Маслоу. 5-уровень — потребность вреализации ценностей.
Удовлетворение 4-хуровней потребностей:
— физиологические(воздух, вода, еда, сон, физическая активность)
— безопасность (жилище,отсутствие угрозы жизни и здоровью)
— принадлежность кгруппе (ощущение — я не один)
— признание (я делаючто-то лучше других)
может отнимать всё свободное время и человек не выходит на уровеньудовлетворения своих ценностей. В этом случае ценностями человек будет называть(и ощущать) то, что даёт удовлетворить ему свои потребности — работа, дом,друзья, семья и т.п.
Ценности — это материальные предметы или идеи, на которые направлены потребности человека.Как и потребности, ценности могут быть материальными и духовными, личными иобщественными, приоритетными и второстепенными. Потребностиобщества, группы людей или отдельного человека всегда находятся в глубокойсвязи с системами ценностей:
1. Формированиепотребностей на основе ценностей.
2. Потребности делятсяна разумные и неразумные на основе представлений о ценностях.
3. На основе системыценностей устанавливается очередность удовлетворения потребностей, их градацияпо уровню значимости.
4. На основе системыценностей разрабатываются способы удовлетворения потребностей.
5. Деятельность поцеленаправленному формированию и изменению потребностей также строится с учетомсистемы ценностей клиента
Мотив– это внутренняя сила, созданная потребностью или желанием, она стимулирует и заставляетчеловека действовать. Мотивы могут находиться в различных соотношениях междусобой и наличными внешними обстоятельствами: усиливать или ослаблять другдруга, вступать во взаимные противоречия и в противоречия с объективнымивозможностями реализации действия (например, покупки). Поэтому формируетсямотивация как процесс побуждения человека к совершению тех или иных действий ипоступков, часто требующий анализа и оценки альтернатив, выбора и принятиярешений.

Список литературы
1. Дашковский П.К. Квопросу о соотношении категорий «менталитет» и«ментальность»: историко-философский аспект // Философские дескрипты.Вып.2. Изд- во Алтайского гос.ун-та, 2002. С.36-40.
2. Шарипов Р.Г.Понятие менталитета этнокультурных общностей// Вестник Башкирского университета,2000. №2. С. 81-84.
3. Башкирова Е.Трансформация ценностей демократического государства / Е. Башкирова // МирРоссии. – 2005. — №4
4. Щученко В.А.Духовность России: И.А. Ильин в контексте современности// Духовность России:традиции и современное состояние. — СПб: СПбГУКИ, 2004. — 264 с.
5. Здравомыслов А.Г.Потребности. Интересы. Ценности. — М., 1999. – 320с.
6.  Марченко Т. А.Потребность как социальное явление. — М., 2000г. – 450с.
7. Наумова Н.Ф.Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. — М.:Наука, 1988. — 240с.
8. Становлениеличности, как процесс формирования личности. Донев С.С. // журнал «Самиздат»,2005. № 4. С.15-17.
9. Столяренко Л.Д. Основы психологии // Изд. третье,переработанное и дополненное. — Ростов-на-Дону: «Феникс». – 2000. – 650с.
10. Аверин В.А.Психологическая структура личности // Психология личности: Учебное пособие. –СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. – 89с.
11. Аванесова Г.А. Сервисная деятельность: Историческая и современная практика,предпринимательство, менеджмент: Учебное пособие для студентов вузов / Г. А.Аванесова. — М.: Аспект Пресс, 2005. — 318с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.