ТЕМА
«Взаимосвязьхарактера детско-родительских отношений
и тревожностиу детей дошкольного возраста»
Введение
Решение задач гуманизациии демократизации всех сторон жизни общества связано с перестройкой всейсовокупности человеческих отношений, включая взаимосвязи взрослого и детскогосообществ. Этот процесс происходит в сложных и противоречивых условияхотторжения прежних ценностей и утверждения новых, в том числе и в вопросах, касающихсядетско-родительских отношений.
Представители различныхпсихологических школ занимались изучением взаимоотношений родителей и ребенка ирассматривали их как важный источник детского развития. Научные основы дляразработки проблемы отношений заложены в фундаментальных исследованиях психологамиЛ.С. Выготским, В.Н… Мясищевым, М.И. Лисиной, Н.Н. Обозовым, С.Л.Рубинштейном, А.Г. Ковалевым, К.К. Платоновым, Л.И. Божович и продолжены вразличных контекстах другими исследователями. В ряде исследований раскрыты вопросыразвития детско-родительских отношений (А.Я. Варга, А.А. Бодалёв, В.В. Столин,Г.Т. Хоментаускас), выявлено влияние детско-родительских отношений на развитиеличности (М.И. Лисина, Н.К. Радина, СП. Тищенко, С.Г. Якобсон, П.Я. Якобсон идругие), анализируются данные о нарушениях в отношениях между родителями идетьми (М.И. Буянов, А.И. Захаров и другие) и их последствия.
Проблема влияния типавзаимодействия взрослого и ребенка на формирование личности последнего широкообсуждается в психологической литературе и является достаточно актуальной. Кнастоящему времени сформировалось убеждение, что тип детско-родительскихотношений в семье является одним из основных факторов, формирующих характерребенка и особенности его поведения. Наиболее характерно и наглядно типдетско-родительских отношений проявляется при воспитании ребенка. По мнению А.Я.Варга, В.В. Столина и других, родительские отношения – это система разнообразныхчувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним,особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, егопоступков.
Среди наиболее актуальныхпроблем современной психологии одно из главных мест занимает состояние тревогии связанное с ним понятие тревожности. Тревожность – определяется, как индивидуальнаяпсихологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым иинтенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге ее возникновения.Не влияя в целом на интеллектуальное развитие, высокая степень тревожностиможет отрицательно сказаться на формировании личности ребенка.
Внастоящее время не существует единой точки зрения на причины, лежащие в основеформирования данного явления. Согласно работам представителей динамическогоподхода и отечественных психологов, истоки тревожности, как устойчивогосвойства личности, лежат в детстве индивида. Решающим периодом, по мнению Л.И.Божович, А.В. Захарова, М. И. Лисиной А.М. Прихожана, является дошкольныйвозраст. Фактор семейного воспитания, выделяется в настоящее время в качестве центральнойпричины возникновения тревожности у детей (С.В. Ковалёв, А.И. Захаров, И. Когани другие).
Изучениедетско-родительских отношений является чрезвычайно важным для пониманияфакторов, влияющих на становление личности ребенка. По мнению авторов (Л.И.Божович, А.А. Бодалёв, В.С. Мухина, Т.А. Репина и других) ребёнок как самая чувствительнаячасть социума подвержен разнообразным отрицательным воздействиям, которые оказываютвлияние на его эмоциональный фон. В последние годы, как свидетельствуют специальныеэкспериментальные исследования, наиболее распространёнными явлениями являются тревожностьи страхи у детей (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва идругие). Одним из условий, влияющих на проявление тревожности у детей, как указываютисследователи С.В. Ковалёв, А.И. Захаров, И. Коган и другие, являетсяпсихологический микроклимат семьи.
В настоящее время кругисследований, связанных со спецификой детско-родительских отношений постояннорасширяется и углубляется, что, безусловно, связано с возрастающим пониманием вобществе важнейшего значения семьи как социального института. Поэтому актуальностьпроблемы детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всегоразвития пихологичской науки и практики.
Объектисследования: взаимоотношение в семье между родителем и ребенком.
Предметисследования: взаимоотношения в семье между родителями и ребенком и особенностипроявления тревожности у детей в возрасте от 5 до 7 лет.
Гипотеза:предполагается, что характер взаимоотношений в семье значимо влияет на уровеньтревожности у ребенка.
Цельработы: выявление взаимосвязи между особенностями отношений между родителями идетьми и уровнем тревожности детей.
Переменные:
— независимая переменная: детско-родительские отношения
Показателипеременной и шкалы измерения:
— принятие-отвержение, кооперация-разделение, симбиоз, контроль, инфантилизация –измеряются по одноименным шкалам (методика «Опросник родительского отношения»(ОРО), А.Я. Варга, В.В. Столин).
— зависимая переменная: тревожность
Показателипеременной и шкалы измерения:
— уровеньтревожности высокий, низкий — измеряются по одноименным шкалам (методики«Восьмицветный тест» М.Люшера и «Детский тест тревожности» Р. Тэммл, М. Дорки,В. Амен).
— контролируемая переменная: возраст участников, время и место проведенияобследования.
Критерийдоказательности гипотезы: при дисгармоничных детско-родительских отношениях детидемонстрируют повышенный уровень тревожности.
Глава 1. Теоретическиеосновы детско-родительских отношений и тревожности у детей старшего дошкольноговозраста
1.1 Понятие «родительскиеотношения», виды, критерии
Прежде чем понятьсущность влияния родительских отношений на ребенка, рассмотрим её значение вего жизни.
Семья как определённая социальнаяобщность волновала умы философов, историков, социологов, педагогов, психологов вовсе времена. Но на сегодняшний день в современной науке так и нет единого определенияпонятия «семья», хотя попытки сделать это предпринимались великими мыслителямимного веков назад (Аристотель, Гегель, Кант, Платон и другие). В психологическомсловаре для родителей находим следующее определение семьи: «Семья – основаннаяна браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта,взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В браке и семье отношения обусловленыразличием полов и половой потребностью, проявляются в форме нравственно-психологическихотношений».
По мнению Л.Д. Столяренко,С.И. Самыгина, «семья – это социально- педагогическая группа людей, предназначеннаядля оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода)и самоутверждении (самоуважении) каждого её члена».
По мнению исследователей,занимающихся проблемами семьи (И.М. Балинский, А.И. Захаров, И.А. Сихорский и другие),семья может выступать в качестве положительного или отрицательного фактора в воспитанииребёнка. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто,кроме самых близких для него в семье людей, не относится к ребёнку лучше, нелюбит его так и не заботится столько о нём. И вместе с тем, никакой другойсоциальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитаниидетей, сколько может сделать семья. По мнению Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгина,«семейное воспитание» – это система воспитания и образования, складывающаяся в условияхконкретной семьи и силами родителей и родственников. Семейное воспитание – сложнаясистема. Оно должно основываться на определённых принципах и иметь определённоесодержание, которое направлено на развитие всех сторон личности ребёнка. Оно должноосновываться на определённых принципах:
-гуманность и милосердиек растущему человеку;
-вовлечение детей вжизнедеятельность семьи как её равноправных участников;
-открытость идоверительность отношений с детьми;
-оптимистичностьвзаимоотношений в семье;
-последовательность всвоих требованиях (не требовать невозможного);
-оказание посильнойпомощи своему ребёнку, готовность отвечать на вопросы.
Реализация этих принциповбудет зависеть и от типа воспитания:
Автократический – когда всерешения, касающиеся детей, принимают исключительно родители.
Авторитетный, нодемократический – в этом случае решения принимаются родителями совместно сдетьми.
Либеральный – когда припринятии решения последнее слово остаётся за ребёнком.
Хаотический – управление осуществляетсянепоследовательно: иногда авторитарно, иногда демократически, иногдалиберально.
Основой семейного микроклимата,по мнению исследователей А.С. Макаренко, А.В. Петровского, А.И. Захарова, А.Б. Добровичи других, являются межличностные отношения, которые и определяют его климат.
Именно по отношению родителейк своему ребёнку, как считает Е.М Волкова, можно предположить, каким он станетв будущем.
По мнению А.Я. Варга иВ.В. Столина, «родительские отношения» – это система разнообразных чувств к ребёнку,поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностейвосприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков.
Проблемой влиянияродительского отношения к ребёнку занимались такие исследователи как А.В. Петровский,А.И. Захаров, И.М. Балинский, В.Н. Мясищев, Р.А. Зачепицкий и другие. С.Соловейчик считает, что отношения родителей к ребёнку отличаются высокойпсихологической напряжённостью и многообразны в своих проявлениях. Наиболее частыми,по его мнению, типами отношений являются: внимательное,
боязливое, тщеславное, сердитое,раздражительное, приспособляющееся, общительное, сенсационное, настойчивое, постоянное,уверенное, обнадёживающее.
П.Ф. Лесгафт выделилшесть позиций родителей по отношению к детям, оказывающих влияние на поведениеребёнка:
1. Родители не обращаютвнимания на детей, унижают, игнорируют их. В таких семьях дети часто вырастаютлицемерными, лживыми, у них часто наблюдается невысокий интеллект или задержкаумственного развития.
2. Родители постоянно восхищаютсясвоими детьми, считают их образцом совершенства. Дети чаще всего вырастают эгоистичными,поверхностными, самоуверенными.
3. Гармоничные отношения,построенные на любви и уважении. Дети отличаются добросердечием и глубиноймышления, стремлением к знаниям.
4. Родители постоянно не довольныребёнком, критикуют и порицают его. Ребёнок растёт раздражительным,эмоционально неустойчивым.
5. Родители чрезмернобалуют и оберегают ребёнка. Дети растут ленивыми, социально незрелыми.
6. Родители, на позициюкоторых оказывают влияние финансовые трудности. Их дети растут спессимистическим отношением к окружающему миру. Если же не влияют, то детиспокойны, скромны.
А.С. Макаренко обращает вниманиена такие отношения в семье как сосуществование, конфронтация, содружество.
В своих исследованияхС.В. Ковалёв выделяет следующие типы семейных отношений: антагонизм,конкуренция, соревнование, паритет, сотрудничество. Е.М. Волкова рассматриваетлишь типы благополучных семей. А.В. Петровский выделяет диктат, опеку, паритети сотрудничество. Изучив выделенные С.В. Ковалёвым, А.В. Петровским, Е.М. Волковойтипы семейных отношений, мы определили следующие:
Диктат – систематическоеподавление инициативы другого.
Опека – отношения, при которыхродители обеспечивают своим трудом удовлетворение всех потребностей ребёнка.
Невмешательство –предполагает сосуществование двух миров: «взрослых» и «детей».
Сотрудничество –предполагает опосредованность межличностных отношений общим целям и задачам совместнойдеятельности.
Паритет – ровные «союзнические»отношения, основанные на взаимной выгоде всех членов союза.
А.Б Добрович выделяет ролиребёнка в семье, определённые для него родителями: «кумир семьи», «мамино сокровище»,«паинька», «болезненный ребёнок», «ужасный ребёнок», «Золушка».
В своих исследованиях А.Я.Варга и В.В. Столин выделили следующие критерии родительских отношений:
1. «Принятие –отвержение».
Принятие: родителюребёнок нравится таким, какой он есть. Он уважает индивидуальность ребёнка,симпатизирует ему.
Отвержение: родительвоспринимает своего ребёнка плохим, неприспособленным, неудачливым, по большейчасти испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяетребенку, не уважает его.
2. «Кооперация» –родитель заинтересован в делах и планах ребёнка, старается во всем помочь ему. Высокооценивает его интеллектуальные и творческие способности, испытывает чувствогордости за него.
3. «Симбиоз» – родительпостоянно ощущает тревогу за ребенка, он кажется ему маленьким и беззащитным. Родительне предоставляет ребенку самостоятельности.
4. «Авторитарная гиперсоциализация»– родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Онстарается во всем навязать ему свою волю, за проявление своеволия ребенка суровонаказывают. Родитель пристально следит за социальным поведением ребенка и требуетсоциального успеха.
5. «Маленький неудачник» –в родительском отношении имеется стремление инфантилизировать ребёнка, приписатьему личную и социальную несостоятельность. Ребёнок представляется неприспособленным,неуспешным, открытым для дурных влияний. Взрослый старается оградить ребёнка оттрудностей жизни и строго контролировать его действия.
Анализ литературыпоказывает, что, несмотря на разнообразие понятий, описывающих родительские отношения,практически во всех подходах можно заметить, что родительское отношение по своейприроде противоречиво. Е.О.Смирнова и М.В.Быкова выделяют два противоположных моментав родительских отношениях: безусловный (содержит такие компоненты, как принятие,любовь, сопереживание и т.д.) и условный (объективная оценка, контроль,направленность на воспитание определённых качеств).
Таким образом, у нас естьвсе основания сделать вывод о том, что взаимоотношения в семье могут носить разноплановыйхарактер. На детско- родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которуюзанимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье.Под влиянием типа родительских отношений формируется его личность. ИсследованияА.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконина и других показали, что психическоеразвитие ребенка определяется его эмоциональным контактом и особенностямисотрудничества с родителями.
1.2 Понятие тревоги,тревожности
Прежде чем рассматривать вопросы,связанные с влиянием родительских отношений, обратим внимание на то, чтопредставляет собой тревожность. В психологической науке имеется значительное количествоисследований, посвященных анализу различных аспектов проблемы тревожности. Понятие«тревожность» многоаспектно. В словарях оно отмечается с 1771 г. Существует многоверсий, объясняющих происхождение этого термина. Большинство исследователейсходятся во мнении о том, что рассматривать это понятие надо дифференцированно– как ситуативное явление и как личностную характеристику.
В психологическом словаре«тревожность» рассматривается как склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаясянизким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальныхразличий.
По мнению Р.С. Немова,тревожность определяется как свойство человека приходить в состояниеповышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальныхситуациях.
В.В. Давыдов трактует тревожностькак индивидуальную психологическую особенность, состоящую в повышенной склонностииспытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и такихобщественных характеристиках, которые к этому не предполагают.
Из определения понятий следует,что тревожность можно рассматривать как:
-психологическое явление;
-индивидуальнуюпсихологическую особенность личности;
-склонность человека кпереживанию тревоги;
-состояние повышенногобеспокойства.
В состав тревожности входятпонятия: «тревога», «страх», «беспокойство». Рассмотрим сущность каждого.
Страх – аффективное (эмоциональнозаострённое) отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни иблагополучия.
Тревога – эмоциональнозаострённое ощущение предстоящей угрозы. Тревога в отличие от страха – не всегдаотрицательно воспринимаемое чувство, так как она возможна и в виде радостноговолнения, волнующего ожидания. Объединяющим началом для страха и тревогиявляется чувство беспокойства Оно проявляется в наличии лишних движений или, наоборот,неподвижности. Человек теряется, говорит дрожащим голосом, либо совсемзамолкает. Наряду с определением исследователи выделяют различные виды и уровнитревожности.
Ч. Спилбергер выделяетдва вида тревожности: личностная и ситуативная (реактивная). Личностнаятревожность предполагает широкий круг объективно безопасных обстоятельств каксодержащих угрозу (тревожность как черта личности). Ситуативная тревожностьобычно возникает как кратковременная реакция на какую-нибудь конкретнуюситуацию, объективно угрожающую человеку.
А.И. Захаров обращаетвнимание на то, что в старшем дошкольном возрасте тревожность ещё не являетсяустойчивой чертой характера, имеет ситуационные проявления, так как у ребёнка именнов период дошкольного детства происходит становление личности.
А.М. Прихожан выделяетвиды тревожности на основе ситуаций, связанных:
-с процессом обучения –учебная тревожность;
-с представлениями о себе– самооценочная тревожность;
-с общением –межличностная тревожность.
Помимо разновидностей тревожности,рассматриваются и её уровневое строение. И.В. Имедадзе выделяет два уровнятревожности: низкий и высокий. Низкий необходим для нормального приспособления ксреде, а высокий вызывает дискомфорт человека в окружающем его социуме.
Б.И. Кочубей, Е.В.Новикова выделяют три уровня тревоги, связанной с деятельностью: деструктивный,недостаточный и конструктивный.
Тревожность какпсихологическая особенность может иметь разнообразные формы. По мнению А.М.Прихожан, под формой тревожности понимается особое сочетание характера переживания,осознание вербального и невербального выражения в характеристиках поведения, общенияи деятельности. Ею были выделены открытые и закрытые формы тревожности. Открытыеформы: острая, нерегулируемая тревожность; регулируемая и компенсирующаятревожность; культивируемая тревожность. Закрытые (замаскированные) формытревожности названы ею «масками». В качестве таких масок выступают: агрессивность;чрезмерная зависимость; апатия; лживость; лень; чрезмерная мечтательность.
Повышенная тревожностьвлияет на все сферы психики ребёнка: аффективно-эмоциональную, коммуникативную,морально-волевую, когнитивную.
Исследования В.В.Лебединского позволяют сделать вывод, что дети с повышенной тревожностьюотносятся к группам риска по неврозам, аддитивному поведению, эмоциональнымнарушениям личности.
Так, какой он, тревожныйребёнок? Тревожный ребёнок имеет неадекватную самооценку: заниженную, завышенную,часто противоречивую, конфликтную. Он испытывает затруднения в общении, редко проявляетинициативу, поведение – приневротического характера, с явными признаками дезадаптации,интерес к учёбе снижен. Ему свойственна неуверенность, боязливость, наличие псевдокомпенсирующихмеханизмов, минимальная самореализация.
1.3 Причины возникновениятревожности и особенности ее проявления у детей старшего дошкольного возраста
В дошкольном возрастеребенок усваивает язык чувств – принятые в обществе, формы выражения тончайшихоттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений,интонаций голоса и т.д. С другой стороны, ребенок овладевает умением сдерживатьбурные и резкие выражения чувств. Пятилетний ребенок в отличие от двухлетнегоуже может не показывать страх или слезы. Он научается не только в значительнойстепени управлять выражением своих чувств, облекать их в культурно принятуюформу, но и осознанно пользоваться ими, информируя окружающих о своихпереживаниях, воздействуя на них.
Но дошкольники все ещеостаются непосредственными и импульсивными. Эмоции, которые они испытывают,легко прочитываются на лице, в позе, жесте, во всем поведении. Для практическогопсихолога поведение ребенка, выражение им чувств – важный показатель впонимании внутреннего мира маленького человека, свидетельствующий о егопсихическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития. Информациюо степени эмоционального благополучия ребенка дает психологу эмоциональный фон.Эмоциональный фон может быть положительным или отрицательным.
Отрицательный фон ребенкахарактеризуется подавленностью, плохим настроением, растерянностью. Ребенокпочти не улыбается или делает это заискивающе, голова и плечи опущены,выражение лица грустное или индифферентное. В таких случаях возникают проблемыв общении и установлении контакта. Ребенок часто плачет, легко обижается,иногда без видимой причины. Он много времени проводит один, ничем не интересуется.При обследовании такой ребенок подавлен, не инициативен, с трудом входит вконтакт.
Одной из причин такогоэмоционального состояния ребенка может быть проявление повышенного уровнятревожности. Обычно это очень не уверенные в себе дети, с неустойчивойсамооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестнымприводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Будучи послушными,предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно идома, и в детском саду, стараются точно выполнять требования родителей и воспитателей- не нарушают дисциплину, убирают за собой игрушки. Таких детей называютскромными, застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность,дисциплинированность носят защитный характер — ребенок делает все, чтобыизбежать неудачи.
По мнениюЕ.К.Лютовой и Г.Б.Мониной (Лютова Е.К., Монина Г.Б., 2000), тревожностьразвивается у детей, когда у них имеется внутренний конфликт, провоцируемыйзавышенными требованиями взрослых, их желанием поставить ребенка в зависимое отсебя положение, отсутствие единой системы требований, наличием тревожности усамих взрослых. Механизм тревожности заключается в том, что ребенок находится впостоянном ожидании неприятностей, проблем и конфликтов. Застенчивые дети оченьболезненно реагируют на какие-либо изменения в их жизни, испытывают страх передчужими людьми и новой обстановкой.
Формированиютревожности у ребенка способствуют противоречивые требования, исходящие изразных или одного источника. Например, мать запрещает то, что разрешает отец. Воснове внутреннего конфликта может лежать внешний конфликт — между родителями,между семьей и школой, между взрослыми и сверстниками. Противоречия вокружающей ребенка обстановке не всегда становятся его внутренними противоречиями.Когда обе конфликтующие стороны становятся частью его эмоционального мира, создаютсявсе условия для тревоги. Ребенку сложно сделать выбор между противоречивымитребованиями взрослых.
Внутреннийконфликт может быть вызван неадекватными требованиями, не соответствующимивозможностям и стремлениям ребенка. Воспитание ребенка по принципу «тыдолжен быть самым умным» стимулирует добросовестность, требовательность ксебе, но ребенок будет ориентироваться не на свои интересы, а на похвалувзрослых. Некоторые родители навязывают ребенку чуждые интересы, высоко ценимыеими самими, например, туризм, бег по утрам или плавание. Принудительное участиеребенка в делах, которые его внутренне не интересуют, ставят его в ситуациюнеизбежного неуспеха, а отсюда и повышенной тревожности.
Внутреннийконфликт может быть вызван негативными требованиями, которые ставят ребенка вуниженное, зависимое положение. Тревогу вызывает эмоциональное отвержение состороны близких. Испытывая затруднения в выражении любви к ребенку, родителинакапливают негативные чувства, которые иногда проявляются вовне. В такихслучаях ребенок постоянно чувствует противоречивое отношение к родителям, содной стороны он видит какие-то признаки родительской любви, но одновременнопостоянно боится потерять ее, не верит в ее надежность. Это вызывает у ребенкачувство «потери опоры», утраты прочных ориентиров в жизни, неуверенность вокружающем мире.
Чем шире кругзначимых отношений, тем больше ситуаций, которые могут вызвать тревогу. Но, сдругой стороны, появление новых сфер значимых отношений дает ребенкувозможность успешно разрешать многие противоречия. Ребенок легче переживетконфликт с родителями, которых сильно любит, если знает, что идет на него радиценностей, которые связаны, например, с дружбой со сверстниками. Если быединственно значимой фигурой для него была бы только мать, то малейшеенарушение отношений с ней переросло бы в душевную трагедию.
Известно, чтопредпосылкой возникновения тревожности является повышенная чувствительность(сенситивность). Однако не каждый ребенок с повышенной чувствительностьюстановиться тревожным. Многое зависит от способов общения родителей с ребенком.Иногда они могут способствовать развитию тревожной личности. Например, высокавероятность воспитания тревожного ребенка родителями, осуществляющими воспитаниепо типу гиперпротекции (чрезмерная забота, мелочный контроль, большое количествоограничений и запретов, постоянное одергивание). В этом случае общениевзрослого с ребенком носит авторитарный характер, ребенок теряет уверенность всебе и в своих собственных силах, он постоянно боится отрицательной оценки,начинает беспокоиться, что он делает что-нибудь не так, т.е. испытывает чувствотревоги, которое может закрепиться и перерасти в стабильное личностноеобразование – тревожность.
Воспитание по типугиперопеки может сочетаться с симбиотическим, т.е. крайне близкими отношениямиребенка с одним из родителей, обычно с матерью. В этом случае общение взрослогос ребенком может быть как авторитарным, так и демократичным (взрослый недиктует ребенку свои требования, а советуется с ним, интересуется его мнением).К установлению подобных отношений с ребенком склонны родители с определеннымихарактерологическими особенностями – тревожные, мнительные, неуверенные в себе.Установив тесный эмоциональный контакт с ребенком, такой родитель заражаетсвоими страхами сына или дочь, т.е. способствует формированию тревожности.
Например,существует зависимость между количеством страхов у детей и родителей, особенноматерей. В большинстве случаев страхи, испытываемые детьми, были присущиматерям в детстве или проявляются сейчас. Мать, находящаяся в состояниитревоги, непроизвольно старается оберегать психику ребенка от событий, так илииначе напоминающих о ее страхах. Также каналом передачи беспокойства служитзабота матери о ребенке, состоящая из одних предчувствий, опасений и тревог.
А.М. Прихожан(Прихожан А.М. 2000) отмечала, что усилению в ребенке тревожности могутспособствовать такие факторы, как завышенные требования со стороны родителей ивоспитателей, так как они вызывают ситуацию хронической неуспешности.Сталкиваясь с постоянными расхождениями между своими реальными возможностями итем высоким уровнем достижений, которого ждут от него взрослые, ребенокиспытывает беспокойство, которое легко перерастает в тревожность. Еще одинфактор, способствующий формированию тревожности, — частые упреки, вызывающиечувство вины («Ты так плохо вел себя, что у мамы заболела голова», «Из-затвоего поведения мы с мамой часто ссоримся»). В этом случае ребенок постояннобоится оказаться виноватым перед родителями. Часто причиной большого числастрахов у детей является и сдержанность родителей в выражении чувств приналичии многочисленных предостережений, опасностей и тревог. Излишняя строгостьродителей также способствует появлению страхов. Однако это происходит только вотношении родителей того же пола, что и ребенок, т. е., чем больше запрещаетмать дочери или отец сыну, тем больше вероятность появления у них страхов.Часто, не задумываясь, родители внушают детям страхи своими никогда нереализуемыми угрозами вроде: «Заберет тебя дядя в мешок», «Уеду от тебя» и т.д.
Помимоперечисленных факторов страхи возникают и в результате фиксации в эмоциональнойпамяти сильных испугов при встрече со всем, что олицетворяет опасность илипредставляет непосредственную угрозу для жизни, включая нападение, несчастныйслучай, операцию или тяжелую болезнь.
Если у ребенкаусиливается тревожность, появляются страхи – непременный спутник тревожности,могут развиться невротические черты. Неуверенностьв себе, как черта характера — это самоуничтожительная установка на себя, насвои силы и возможности. Тревожность как черта характера — это пессимистическаяустановка на жизнь, когда она представляется как преисполненная угроз иопасностей. Неуверенность порождает тревожность и нерешительность, а они, всвою очередь, формируют соответствующий характер.
Такимобразом, неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий,тревожный ребенок нерешителен, несамостоятелен, нередко инфантилен, повышенновнушаем. Он опасается других, ждет нападения, насмешки, обиды, не справляется сзадачей в игре, с делом.
Тревожностькак определенный эмоциональный настой с преобладанием чувства беспокойства ибоязни сделать что-либо не то, не так, не соответствовать общепринятымтребованиям и нормам развивается ближе к 7 и особенно 8 годам при большомколичестве неразрешимых и идущих из более раннего возраста страхов. Главнымисточником тревог для дошкольников оказывается семья. В дальнейшем, уже дляподростков такая роль семьи значительно уменьшается; зато вдвое возрастает рольшколы.
Замечено,что интенсивность переживания тревоги, уровень тревожности у мальчиков идевочек различны. В дошкольном и младшем школьном возрасте мальчики более тревожны,чем девочки. Это связано с тем, с какими ситуациями они связывают свою тревогу,как ее объясняют, чего опасаются. И чем старше дети, тем заметнее эта разница.Девочки чаще связывают свою тревогу с другими людьми. К людям, с которымидевочки могут связывать свою тревогу, относятся не только друзья, родные,учителя. Девочки боятся так называемых «опасных людей» — пьяниц, хулиганов ит.д. Мальчики же боятся физических травм, несчастных случаев, а такженаказаний, которые можно ожидать от родителей или вне семьи: учителей,директора школы и т.д.
Не влияя в целом наинтеллектуальное развитие, высокая степень тревожности может отрицательносказаться на формировании креативного мышления, для которого естественны такиеличностные черты, как отсутствие страха перед новым, неизвестным.
Темне менее, у детей старшего дошкольного возраста тревожность еще не являетсяустойчивой чертой характера и относительно обратима при проведениисоответствующих психолого-педагогических мероприятий, а также можно существенноснизить тревожность ребенка, если педагоги и родители, воспитывающие его, будутсоблюдать нужные рекомендации.
1.4 Влияние родительскихотношений на проявление тревожности у детей старшего дошкольного возраста
Одним из факторов, влияющихна появление тревожности у детей, как указывают А.И. Захаров, А.М. Прихожан и другие,являются родительские отношения. Приведём подборку исследований зарубежных и отечественныхавторов по данной проблеме.
К. Монпард считает, чтожестокое воспитание приводит к характерологичес кому развитию тормозного типа спугливостью, робостью и одновременным избирательным доминированием; маятникообразноевоспитание (сегодня запретим, завтра разрешим) – к выраженным аффективным состоянияму детей, неврастении; опекающее воспитание приводит к чувству зависимости и созданиюнизкого волевого потенциала; недостаточное воспитание – к трудностям в социальнойадаптации.
С. Блюменфельд, И.Александренко, Г. Героргиц считают, что родительская гиперпротекция илирадикальное пренебрежение приводит к неустойчивости и агрессивности детей.
П.А. Лесгафт говорил отом, что недостаточное и жестокое отношение к ребёнку даёт «злостно-забитый» типдетей, с погруженностью в себя, с неустойчивостью поведения и нарушениями вкоммуникативной сфере; избыточно-заласкивающее – «мягко-забитый» тип сзависимым поведением, холодностью и равнодушием; воспитание по типу «кумир семьи»– честолюбие, сверхстарательность, стремление быть первым и распоряжаться другими.
И.М. Балинский считал,что строгое несправедливое отношение к детям в семье является причиной развитияу них болезненного душевного состояния; чрезмерно-снисходительное отношение – причиной,переходящей через край эмоциональности у детей; чрезмерная требовательность – причинойдушевной слабости ребёнка.
В.Н. Мясищев, Е.К.Яковлева, Р.А. Зачепецкий, С.Г. Файеберг говорили о том, что воспитание в условияхстрогих, но противоречивых требований и запретов ведёт к возникновению предрасполагающегофактора для невроза, навязчивых состояний и психастении; воспитание по типучрезмерного внимания и удовлетворения всех потребностей и желаний ребёнка – к развитиюистерических черт характера с эгоцентризмом, повышенной эмоциональностью и отсутствиемсамоконтроля; предъявление к детям непосильных требований – как этиологическийфактор неврастении.
Е.Г. Сухарева делает следующиевыводы: противоречивое и унижающее воспитание ведёт к агрессивно-защитному типуповедения детей с повышенной возбудимостью и неустойчивостью; деспотическое воспитание– к пассивно защитному типу поведения с тормозимостью, робостью, неуверенностьюи зависимостью; сверхопека, предохранение – к инфантилизированному типу поведенияс яркими аффективными реакциями.
Отечественные изарубежные авторы обращают внимание на то, что родители порой строят свои отношенияс ребёнком не осознавая, что они просто копируют модель воспитания ихсобственных родителей.
Исследования В.С. Мухиной,Т.А. Репиной, М.С. Лисиной и других указывают, что причиной построения негативногоотношения родителей к ребёнку является незнание психологических особенностей возраста,задач, содержания, форм, методов воспитания ребёнка. С точки зрения обучения и развития,основными особенностями ребёнка шестилетнего возраста является то, что:
а) ребёнок может произвольноуправлять своим поведением, а также процессами внимания и запоминания, эмоциональнымиреакциями (А.В. Запорожец).
б) в любом видедеятельности может выйти за пределы сиюминутной ситуации, осознать временнуюперспективу, одновременно удержать в сознании цепочку взаимосвязанных событий илиразные состояния вещества или процесса (Н.Н. Поддъяков).
в) ведущее значениеприобретает развитие воображения (Л.С. Выготский).
Полученные данныесвидетельствуют, что тревожные дети растут в семьях, в которых по крайней мереодин из взрослых испытывает эмоциональное неблагополучие. Клинический анализслучаев показал также, что матери тревожных детей делятся на три группы: оченьактивные, сильные, стремящиеся полностью контролировать жизнь ребенка и всейсемьи; ригидные; беспомощно-пассивные. Семейное воспитание в таких семьях нередконаправлено на ограничение социального опыта ребенка, что заставляет егоориентироваться преимущественно на семью.
Существуетдостаточно мало сведений о тех факторах детско-родительских отношений,семейного воспитания, которые являются специфическими с точки зрения возникновенияу детей устойчивой тревожности. Можно назвать лишь фактор «несоответствия детейпрестижным устремлениям родителей», выделенный в качестве значимого длятревожности младших школьников.
Выводы
Таким образом,исследуемый материал позволил нам определиться в сущности понятия тревожности иеё влияние на личностное развитие ребёнка. Одним из факторов, влияющих на еёразрастание, являются особенности родительского отношения к ребёнку: строгого,жестокого отношения, стили воспитания, позиция родителей по отношению кребёнку, отсутствие эмоционального контакта с ребёнком, ограниченность вобщении с ним, незнание возрастных и индивидуальных особенностей малыша.
Факторы семейноговоспитания, прежде всего взаимоотношений «мать ребенок», выделяются в настоящеевремя в качестве центральной, «базовой» причины тревожности многимиисследователями данной проблемы.
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязихарактера детско родительских отношений и тревожностью у детей старшего дошкольноговозраста
2.1 Методы и организацияисследования
Целью данного исследования являлось: выявление взаимосвязи особенностейотношений между родителями и детьми и уровнем тревожности детей дошкольноговозраста.
Данная цель ставит переднами следующие задачи:
1. Изучениетеоретических основ детско-родительских отношений.
2. Изучениетеоретических основ проявления тревожности удетей
3. Подбор методик для проведения психологическогоисследования
4. Проведениеисследований и обработка полученных результатов
5. Проверкавыдвинутой гипотезы;
6. Формулировкавыводов, вытекающих из проведённого исследования.
Состав выборки:
15 детей в возрасте от 5до 7 лет и их родители. В выборку вошли дети старшей и подготовительной группыдетского сада. Гендерные различия в проведении исследования не учитывались — ввыборке представлено примерно одинаковое количество мальчиков и девочек.
Процедура исследования:
Исследование проводилосьв период с 11. 09. 07 по 15.09.07. на базе НОУ «Русская школа» и проходило вдва этапа. На первом этапе проводились среди испытуемых указанные методики,(Приложение №№1,2,3); происходила первичная обработка данных средствамипрограммы Excel и начальный анализ, по результатам которого исходная выборкабыла разделена на две группы с уровнем тревожности выше и ниже среднего.Полученные данные и результаты первичной обработки представлены в (Приложение№2).
На втором этапе былапроведена статистическая обработка полученных данных в программе SPSS 14.0,окончательный анализ данных и получение выводов (Приложение № 4).
Измерительные методы:
При исследованиииспользовались верифицированныеи валидизированые методики адаптированные для проведения в социокультурнымусловиям России.
I. Для определения уровня тревожностидетей: восьмицветный тест Люшера и «Детский тест тревожности» Р. Тэммл, М.Дорки, В. Амен.II. Для исследованияхарактера взаимоотношений в семье: Опросник родительского отношения А.Я. Варга,В.В. Столина.
Восьмицветный тестМ.Люшера является инструментом для выявления эмоционально-характерологическогобазиса личности. Он относится к категории проективных методов и основан напредположении о том, что предпочтения одних цветов другим связаны с устойчивымихарактеристиками испытуемого и особенностями его переживания актуальнойситуации.
Процедура обследования.Экспериментатор перемешивает карточки и раскладывает окрашенной поверхностьювверх. После этого предлагает испытуемому выбрать наиболее приятный цвет. Выборосуществляется до тех пор, пока не останется ни одной карточки. Через две-триминуты процедура повторяется.
Обработка результатов.Считается, что при нормальном психофизиологическом состоянии испытуемогоосновные цвета должны находиться на первых пяти местах, а дополнительные – напоследних. Если они расположены иначе, это служит указанием на наличиекакого-либо психологического конфликта или состояния физиологическогонеблагополучия, являющихся источником тревоги. Часто источник этой тревогивытесняется из сознания настолько, что человек ощущает лишь смутноебеспокойство, не догадываясь о его причинах. Для оценки интенсивности состоянийтревоги предлагаются следующие обозначения:
Основной цвет в 6-йпозиции — !
Основной цвет в 7-йпозиции — !!
Основной цвет в 8-йпозиции — !!!
Серый, черный иликоричневый на третьей позиции — !
Серый, черный иликоричневый на второй позиции — !!
Серый, черный иликоричневый на первой позиции — !!!
Все имеющиесявосклицательные знаки суммируются. Сумма условных баллов (!) может находиться вдиапазоне от 1 до 12, что означает уровеньтревоги.
Тест Амена представляетсобой детский тест тревожности, разработанный американскими психологами Р. Тэммл,М. Дорки и В. Амен. Он позволяет исследовать и оценить тревожность ребенка втипичных для него жизненных ситуациях, где соответствующее качество личностипроявляется в наибольшей степени. При этом сама тревожность рассматривается какчерта личности, функция которой состоит в обеспечении безопасности человека напсихологическом уровне и которая вместе с тем имеет отрицательные следствия.Они заключаются, в частности, в торможении активности ребёнка, направленной надостижение успехов. Высокая тревожность сопровождается обычно высокоразвитойпотребностью избегания неудач, что существенно препятствует стремлению к достижениюуспехов.
Психодиагностическийизобразительный материал в этой методике представлен серией рисунков (14 шт.)размером 8,5 х 11 см. Каждый рисунок сюжетно представляет собой некоторуютипичную для жизни ребёнка-дошкольника ситуацию.
Процедура эксперимента.Рисунку предъявляются ребенку в строго перечисленном порядке. Послепредъявления рисунка ребенку задается вопрос: «Как ты думаешь, какое у ребёнкабудет лицо, весёлое или печальное?». Выбор ребенка соответствующего лица фиксируетсяв протоколе.
Обработка результатов. Наосновании данных протокола подсчитывается количество эмоционально-негативныхвыборов (печальное лицо) каждого испытуемого. Высокий уровень тревожностиоценивается в 7-14 баллов.
Опросник родительскогоотношения (Варга А.Я., Столин В.В.) представляет собой психодиагностическийинструмент, ориентированный на выявление родительского отношения. Родительскоеотношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку,поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностейвосприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Опросниксостоит из 5 шкал:
1. «Принятие — отвержение». Эта шкала выражает собой общее эмоционально положительное(принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.
2. «Кооперация –разделение». Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству сребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участия в егоделах.
3. «Симбиоз –автономность». Содержательно эта шкала описывается так- родитель ощущает себя сребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградитьего от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу заребенка, ребенок кажется ему маленьким и беззащитным. Тревога родителяповышается, когда ребенок начинает автономизироваться волей обстоятельств, таккак по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.
4. «Контроль». Даннаяшкала характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколькоони демократичны или авторитарны в отношениях с ним.
5. «Инфантилизация».Отношение к неудачам ребенка. Шкала показывает, как взрослые относятся кспособностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам.
Процедура проведенияопроса: Родителям (родителю) раздаются бланки опросника и обращаются с просьбойответить на каждый вопрос, отметив его как «верно» и «неверно». При подсчетебаллов по всем шкалам учитывается ответ “верно”. Высокий балл по соответствующимшкалам интерпретируется как: 1 – отвержение; 2 — разделение; 3 – симбиоз; 4 –контроль; 5 — инфантилизация.
Для статистического анализаданных применялось сопоставление средних значений по шкалам по U – критерию Манна-Уитни.
2.2 Результаты,их анализ и интерпретация
На основании данныхполученных с помощью методики «детский тест тревожности» Амена, испытуемые былиразделены на две группы: с низким уровнем тревожности и высоким уровнемтревожности (Приложение №2). Достоверность этих данных подтверждаетсяисследованием, проведенным с помощью методики Люшера. Показатели по тестамАмена и Люшера коррелируют на высоком уровне достоверности, т.е. испытуемые свысоким уровнем тревожности по тесту Амена демонстрируют высокий уровненьтревожности по тесту Люшера (Приложение №1,2).
Для проверки выдвинутой намигипотезы соотнесем данные, полученные с помощью методики исследованияродительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столин (Прложение №3) и уровнемтревожности по группам. Они представлены в диаграмме.
Диаграмма. Среднеезначение детско-родительских отношений по шкалам, в группах с низким и высокиуровнями тревожности.
родительскийотношение дошкольный тревожность
/>
На диаграмме видно, чтоиспытуемые из группы с высоким уровнем тревожности демонстрируют более высокиепоказатели по таким шкалам детско-родитеских отношений, как отвержение,разделение, инфантилизация. Это говорит нам, о преобладании в отношенияхродителя к ребенку общего эмоционально отрицательного настроя (ребеноквоспринимается плохим, неприспособленным, неудачливым); родитель малоинтересуется ребенком, не стремится к сотрудничеству, а так же приписывает емуличную и социальную несостоятельность.
При вычислении достоверностивзаимосвязи шкал детско-родительских отношений и уровня тревожности была обнаруженазначимая корреляция композитной по шкалам методики родительского отношения иуровнем тревожности. В частности наиболее значимые корреляции показали шкалы «отвержение»и «разделение» (Приложение №4).
Выводы
Проведенныйэксперимент позволяет сделать вывод о том, что характер родительскогоотношения, т.е. система разнообразных чувств, поведенческих стереотипов,особенностей восприятия и понимая характера и личности ребенка в семье значимовлияет на уровень тревожности ребенка. Особенно это проявляется при эмоциональноотрицательном отношении, не принятие ребенка таким, как он есть, не доверии, неуважение, недостаточном проявление интереса к делам и планам ребенка. Выявленытак же высокие показатели по шкале «инфантилизация» у детей с высоким уровнемтревоги, но они не подтвердились при статистической обработки. Возможно из-занебольшой выборки. Тем не менее, можно предположить, что при тенденцииродителями инфантилизировать ребенка, приписывать ему личную и социальнуюнесостоятельность уровень тревожности возрастает.
Таким образом, при рассмотрении композитарных данных по шкаламродительского отношения выдвинутая гипотеза исследования подтверждается. Характердетско-родительских отношений в семье значимо влияет на уровень тревожности устарших дошкольников.
Заключение
В теоретической части настоящей работы были рассмотреныаспекты родительских отношений, понятие тревожности, особенности ее проявления ипричины возникновения, а так же влияние родительских отношений на проявлениетревожности у детей дошкольного возраста. В эмпирической части приводится описание методикэкспериментальной части исследования, описан ход эксперимента, проведен анализрезультатов эксперимента и соотнесение этих результатов с гипотезамиисследования.
Для проведения эксперимента и исследования взаимосвязидетско-родительских отношений были использованы следующие методики:
-дляисследования уровня тревожности методика «Восьмицветный тест» М.Люшера и «Детский тесттревожности» Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен.
— дляисследования детско-родительких отношений «Опросник родительского отношения» (ОРО), А.Я. Варга, В.В.Столин.
Изучениепроблемы влияния типа детско-родительских взаимоотношений на эмоциональнуюсферу ребенка позволяет статистически доказать, что дисгармония отношений«родитель – ребенок» является существенным фактором, обуславливающим повышенныйуровень тревожности у детей. Как показала корелляции наиболее значимымиоказались показатели отношения родителей по типу отвержения и разделения. Дляполучения более достоверных выводов по разным аспектам родительского отношениянужна большая статистика (большее количество испытуемых).
Анализлитературы и проведенное психологическое исследование указывают на то, чтоотношение родителя к ребенку понимающееся, как система разнообразных чувств ипоступков и проявляющее в стиле воспитания и социальной установке оказываетзначительное влияние на формирование личности ребенка. Неадекватный стильвоспитания, проявляющийся в виде доминирования родителя над ребенком,игнорировании его реальных потребностей, эмоциональном отвержении ребенка, заниженииего возможностей, отношении как к более слабому — приводит к повышению уровнятревожности у ребенка. Наиболее приемлемым для ребенка типом отношениявзрослого можно назвать тот, при котором родитель принимает и уважает индивидуальностьребенка, симпатизирует ему, одобряет его интересы и планы, кооперирует с ним,помогает ему, высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности,поощряет инициативу и самостоятельность, старается быть с ним на равных.
Литература
1. АракеловН.,Шишкова Н. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции // Вестник МГУ, сер.Психология 1998.
2. Аккерман Н. Рольсемьи в появлении расстройств у детей Семейная психотерапия. — СПб.:Издательство «Питер», 2000.
3. Баринова И.Г.Экология взаимодействия взрослого и ребенка Мир психологии. -1997. -№ 1. — С.174-182.
4. Божович Л.И. Проблемыформирования личности под ред. Д.И. Фельдштейна. -М., 1995.
5. Варга А.Я. Рольродительского отношения в стабилизации детской невротической реакции // ВестникМГУ. Сер.14: Психология. 1995.
6. Дерманова И.Б.Диагностика эмоционально – нравственного развития. – СПб., 2002. С. 19-28.
7. Дружинин В.Н.Психология семьи. – Екатеринбург, 2000.
8. Драгунский В.В.Цветовой личностный тест: Практическое пособие. – Мн.: Харвест, 1999. С.209-216.
9. Захаров А.И.Неврозы у детей и подростков. – Л., 1988.
10. Карелин А.А. Ред. Психологическиетесты. – М., 2001, Т.2, С. 144-152.
11. Кочубей Б. Детские тревоги; что,откуда, почему? Семья и школа.- М., 1998.
12. Козлова Е.В.Тревога как одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессесоциализации // Теоретические и прикладные проблемы психологии. Сборник статей.Ставрополь, 1997 с. 16-20
13. Лютова Е.К.,Монина Г.Б. Эффективное взаимодействие с детьми. – Спб, 2002.
14. Обухова Л.Ф. Детская психология:теории, факты, проблемы. — М.: Тривола, 1998.
15. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков:психологическая природа и возрастная динамика.-М.,2000.
16. Титаренко В.Я. Семья и формированиеличности. — М.: Мысль, 1997.
Приложение № 1
Детский тест тревожности Р.Тэммл, М. Дорки, В. Амен и Восьмицветный тест М.Люшера№ п/п Имя Тест Амена Тест Люшера испытуемого 1 Ася М. 7 10 2 Цветана Ф. 2 3 Алена Я. 7 6 4 Настя К. 3 4 5 Ольга А. 4 3 6 Георгий С. 8 7 7 Данья Ш. 4 2 8 Денис Е. 4 2 9 Алексей М. 10 7 10 Артем Ч. 5 3 11 Владимир К. 8 7 12 Федор Г. 11 8 13 Адиля М. 12 8 14 Эля Б. 11 8 15 Елена М. 5 Cреднее 6,73 5,00 Стандартное отклонение 3,19 3,07
Приложение № 2
Выделенные группы снизким и высоким уровнем тревожности
Группа с низким уровнемтревожности№ п/п Имя Тест Амена Тест Люшера испытуемого 2 Цветана Ф. 2 4 Настя К. 3 4 5 Ольга А. 4 3 7 Данья Ш. 4 2 8 Денис Е. 4 2 10 Артем Ч. 5 3 15 Елена М. 5 Cреднее 3,86 2,00 Стандартное отклонение 1,07 1,53
Группа с высоким уровнемтревожности№ п/п Имя Тест Амена Тест Люшера испытуемого 1 Ася М. 7 10 3 Алена Я. 7 6 6 Георгий С. 8 7 11 Владимир К. 8 7 9 Алексей М. 10 7 12 Федор Г. 11 8 14 Эля Б. 11 8 13 Адиля М. 12 8 Cреднее 9,25 7,63 Стандартное отклонение 1,98 1,19
Корреляция параметров показателей тревожности по тесту Аменаи показателей тревожности по тесту Люшера Эмпирическое значение U-критерия p-уровень значимости люшер 0,00000 0,001194 **
** — корреляция значима на уровне 0,01
Приложение №3
Опросник родительского отношения (Варга А.Я., Столин В.В.)
Первоначальные данные№ п/п Имя испытуемого Шкала 1 Шкала 2 Шкала 3 Шкала 4 Шкала 5 Композитная 1 Ася М. 18 4 2 3 4 31 2 Цветана Ф. 9 1 3 2 3 18 3 Алена Я. 20 5 1 5 6 37 4 Настя К. 21 4 6 3 34 5 Ольга А. 15 3 5 2 25 6 Георгий С. 12 5 1 6 1 23 7 Данья Ш. 10 3 3 16 8 Денис Е. 9 2 4 2 17 9 Алексей М. 19 4 1 1 6 31 10 Артем Ч. 12 2 3 17 11 Владимир К. 12 6 1 6 1 26 12 Федор Г. 16 3 6 2 6 33 13 Адиля М. 18 4 2 7 3 34 14 Эля Б. 20 6 3 2 31 15 Елена М. 11 5 2 18 Cреднее 14.8 4.93 1.8 3.86 2.6 26,06
Детско-родительскиеотношения в группе с низким и высоким уровнем тревожностиУровень тревожности группы Отвержение Разделение Автономность Контроль Инфантилизация Композитная Среднее НТ 12,43 1,43 1,86 3,57 1,43 20,71 Среднее ВТ 16,88 4,63 1,75 4,13 3,63 30,75
Приложение № 4
Корреляция параметров, описывающих характер отношения родителейк ребенку, с параметрами, характеризующими его тревожность Эмпирическое значение U-критерия p-уровень значимости отвержение 11,000* 0,049* разделение 3,000** 0,003** автономность 27,500 0,953 контроль 23,500 0,602 инфатилизация 12,000 0,064 композитная 7,500* 0,017*
** — корреляция значима на уровне 0,01
* — корреляция значима на уровне 0,05