Взаимосвязь индивидуально-психологических особенностей и мотивационнойсферы личности в студенческом возрасте
Проблемаисследования мотивации в современной психологии весьма актуальна. Работы В.Г.Асеева, В.К. Вилюнаса, Л… Выготского, К. Левина, А.Н. Леонтьева, М.Ш.Магомед-Эминова, А. Маслоу, В.С. Мерлина, С.Л. Рубинштейна, Б.А. Сосновского,Д.Н. Узнадзе, X. Хекхаузена, П.М. Якобсона позволилиопределить основные механизмы функционирования мотивации человека.
Вотечественной психологии большое внимание уделяется проблемедетерминированности деятельности субъекта. Сознанию отводится регулирующаяроль, а деятельность рассматривается как условие формирования сознания.Включение сознания в детерминацию человеческой деятельности порождает специфическийтип детерминации. «Детерминация через мотивацию — это детерминация череззначимость явлений для человека». Ядро субъекта составляют осознанныепобуждения — мотивы сознательных действий.
Включениесознания в качестве компонента в детерминацию человеческой деятельностипозволило говорить о мотивации целенаправленной деятельности.
Наибольшуюразработку в исследование мотивационной сферы личности внес А.Н. Леонтьев. Вкачестве механизма осознания мотива он рассматривал процесс смыслообразования,выступающий как специфически-мотивационная форма отражения реальности. Вкачестве «мотивационной составляющей» сознания рассматривался «личностныйсмысл», с помощью которого в сознании отражаются мотивационные процессыличности. Были расширены функции мотивации, Добавлена смыслообразующая функция,которая состоит в оценке жизненных обстоятельств и действий личности в рамкахэтих обстоятельств (А.Н. Леонтьев, 2007).
Не менееважна и проблема овладения человеком своим поведением. Проблема мотивации какдетерминации деятельности и проблема волевой регуляции взаимопереплетены.Специфическим для человека является овладение своими психическими процессами, ачерез них — доведением при помощи внешних стимулов — средств. При этомнейтральным стимулам придается сила мотивов. Человек с помощью сознания(мышления) может активно искать стимулы, которые могут преобразовываться всистеме действующей личности в мотивы ее поведения и вызывать соответствующиедействия. Человек на высших уровнях организации своей деятельности осуществляет«самомотивацию» деятельности (Л.С. Выготский, 2010).
В.Н.Мясищев трактовал волевые процессы, раскрывая в них некоторые аспекты динамикимотивации. Волевые процессы он рассматривал как способ реализации потребностей.В структуре волевого акта, по его мнению, мотивы выступают как основаниядействий и являются отношением к объекту действия.
Д.Н.Узнадзе анализировал волевые процессы, используя понятие установки, мотивов имотивации. Функция мотивации — выбор установки.
Насовременном этапе развития проблемы мотивации в отечественной психологииразработана системно-динамическая модель мотивации М.Ш. Магомед-Эминовым.Данная модель позволяет описать специфику процессуального развития мотивации. М.Ш.Магомед-Эминов, различая статическое и динамическое рассмотрение мотивации,считает недостаточным изучение мотивационных переменных только в планеструктурного анализа деятельности и полагает, что требуется и функциональныйанализ процессов мотивации в ходе осуществления конкретной деятельностисубъектом в актуальной ситуации. При структурном анализе деятельности, по егомнению, достаточно рассматривать деятельность относительно отдельно взятогомотива. При динамическом анализе деятельности ее необходимо рассматривать, ужене соотнося с мотивом, а соотнося с мотивацией, детерминирующей и регулирующейдеятельность. «В связи с тем, что деятельность является молярной неаддитивнойцелостной системой и осуществляется одновременно на всех уровнях, мотивационныепроцессы не привязаны лишь к началу деятельности».
Всистемно-динамические проблемы мотивации человеческого поведения включен анализпроцессов, структур и факторов:
■ побуждающих,инициирующих деятельность;
■ направляющихдеятельность и действие (определяющих селективность мотивации, выбор целей,действий и средств, постановку целей);
■ поддерживающих(регулирующих, контролирующих реализацию поставленного намерения и выполнениясоответствующего ему действия);
■ прерывающихдеятельность (при достижении цели и реализации мотива или при невозможности еедостигнуть);
■ переключающиходно действие на другое при возникновении препятствия.
Мотивацияв системно-динамической модели рассматривается как один из видов психическойрегуляции, которая управляет и организует деятельность, интегрирует побужденияв целостное мотивационное побуждение. Мотивация представляется сложнойсистемой, которую необходимо анализировать на всех этапах деятельности.
Насегодня область мотивации достижения является наиболее разработанной, и именнов ней развиты формализованные модели мотивации.
Мотивациядостижения успеха — стремление к улучшению результатов, неудовлетворенностьдостигнутым, настойчивость в достижении своих целей, стремление добиться своегово что бы то ни стало — является одним из важнейших свойств личности,оказывающих влияние на всю жизнедеятельность человека.
Дж. Аткинсонразработал теорию мотивации достижения успеха, согласно которой мотивдостижения успеха связан с уровнем трудности задач. Им было доказано, чтозадачи средней субъективной трудности будут предпочитаться при условии, чтомотив успеха сильнее, чем мотив избегания неудач. Модель предсказывает такжебыстрое нарастание предпочтения к заданиям средней субъективной трудности приувеличении мотива достижения успеха по сравнению с мотивом избегания неудач. Унеуспешно мотивированных личностей максимум избегательной тенденции получаетсяв задачах средней трудности.
Мотивдостижения определяется как способность переживать гордость за собственноетрудолюбие. Из этого следует, что степень, в которой побуждается тенденциядостижения, зависит от степени переживаемой ответственности за результаты своихдействий. Если мотив Достижения понимается как стремление проявить, возможно,более высокую степень собственных способностей и усилий, то цель может бытьдостигнута тем скорее, чем однозначнее успех рассматривается как результатсобственных усилий по достижению. Таким образом, Восприятие собственнойответственности — составная часть мотива достижения успеха.
СогласноН. Фитеру, мотивация достижения успеха, соответственно избегания неудач,взвешивается с актуально переживаемой самоответственностью. В этой моделимотивация успеха возрастает с уровнем трудности задач тем быстрее, чем большеличность чувствует себя ответственной за результат достижения.
Вайнерразработал теорию каузальной атрибуции мотивации достижения. Он создалклассификацию факторов, которые, по его мнению, являются важными опосредующимивеличинами в процессе мотивации: собственная способность, трудность задачи,усилие, случай. Далее Вайнер предположил, что есть тесная связь междукаузальной интерпретацией успеха и неуспеха и направленностью мотива.Экспериментально им было доказано, что люди с мотивом стремления к ycпеху сильнее приписывали успехвнутренним каузальным факторам (способности), чем люди с мотивом избегания неудач.Успешно мотивированные личности хорошие достижения приписывали собственной]способности, а плохие достижения — малому усилию.
Дляизучения влияния мотивации на структурирование индивидуальности былииспользованы следующие методы:
■ методикадиагностики выраженности мотивации к достижению успеха Т. Элерса;
■ опросникструктуры темперамента В.М. Русалова;
■ методикадиагностики межличностных отношений Т. Лири.
Висследовании принимали участие студенты 2—4 курсов Ставропольскогогосударственного университета, отделения психологии и студенты 2 курсаЮжно-Российского гуманитарного института отделения психологии, в возрасте 18—21года. Выборку составили испытуемые в количестве 90 человек. Экспериментпроводился в ноябре 2001 — марте 2002 года.
В ходеисследования решалась задача изучения влияния мотивации к избеганию неудач имотивации одобрения на особенности индивидуальности на различных уровнях:
■ науровне целостной индивидуальности (факторная структура; характер межуровневыхсвязей). Для этого использовался факторный анализ;
■ наотдельном уровне (индивида, личности, метаиндивидуальности), то есть уровневыеинтегральные свойства. Использовался одноуровневый корреляционный анализ;
■ науровне частных функций и процессов (свойства компонентов индивидуальнойструктуры).
Результаты факторного анализа разноуровневых показателей в структуреинтегральной индивидуальности у студентов с различной мотивацией
Врезультате использования факторного анализа на группе испытуемых с высокимуровнем мотивации достижения успеха получены следующие данные. Быловыделено 5 факторов, из них 3 значимых.
Первыйфактор — фактор неудачи. Это фактор с частичной насыщенностью, в него вошли:мотивация избегания неудач (0,65), подчинение (0,59), дружелюбность (0,55),зависимость (0,55) — положительный полюс; на отрицательном полюсе расположилисьавторитарность (-0,61), эгоистичность (-0,61), агрессивность (-0,56). Первыйфактор представлен двумя уровнями интегральной индивидуальности — личностным исвойствами метаиндивидуальности (частичная насыщенность фактора).
Второйфактор — фактор темпа (с отрицательным полюсом). Это фактор с частичнойнасыщенностью, в него вошли: темп (—0,82), пластичность (—0,71), социальнаяэргичность (-0,63), альтруистичность (-0,57), социальная пластичность (—0,52),дружелюбность (-0,51). Положительный полюс в данном факторе не представлен. Вовторой фактор вошли показатели психодинамического и метаиндивидуального уровнейинтегральной индивидуальности (частичная насыщенность фактора).
Третийфактор — фактор эмоциональной нестабильности, с отрицательным полюсом. В неговошли: эмоциональность (-0,73), мотивация достижения успеха (-0,57),подозрительность (-0,52). Данный фактор представлен тремя исследуемыми уровнямииндивидуальности: психодинамическим, личностным, метаиндивидуальным (фактор сполной насыщенностью).
Нагруппе испытуемых с низким уровнем мотивации достижения успеха полученыследующие данные: было вьщелено 5 факторов, из них 2 значимых.
Первыйфактор — фактор подчинения и зависимости, с полной насыщенностью, включает всебя подчинение (0,75), зависимость (0,70), мотивацию одобрения (0,56) иэмоциональность (0,50) — положительный полюс. На отрицательном полюсерасположились агрессивность (-0,61), социальная эргичность (-0,55) иавторитарность (~0,53). Таким образом, данный фактор представлен тремя уровнямиинтегральной индивидуальности — психодинамическим, личностным иУровнем метаиндивидуальности.
Второйфактор — фактор социальной эмоциональности, с частичной насыщенностью. В неговошли социальная эмоциональность (0,62у| и эмоциональность (0,58) —положительный полюс, дружелюбность (—0,62) — отрицательный полюс. Факторсоставлен из показателей; психодинамического и метаиндивидуального уровнейинтегральной индивидуальности.
Такимобразом, при сравнении двух групп с высоким и низким уровнем мотивациидостижения успеха по результатам факторного анализа можно сделать следующиевыводы. У студентов с высоким уровнем мотивации достижения успеха выделилось 3значимых фактора: первый, второй факторы — с частичной насыщенностью, третийфактор —«полный. В выборке испытуемых с низким уровнем мотивации достиженияуспеха выделилось 2 значимых фактора: первый — полный, второй — с частичнойнасыщенностью. Можно проследить и различия в. структуре факторов. Так, увысокомотивированных студентов первый; фактор с частичной насыщенностьюпредставлен высшими уровнями Iинтегральной индивидуальности — личностным и метайндивидуальным. Второй факторс частичной насыщенностью представлен психодинамическим и метаиндивидуальнымуровнями. У низкомбтивированных студентов во второй фактор с частичнойнасыщенностью вошли показатели психодинамического и метаиндивидуальногоуровней.
Похарактеру межфакторных связей в группе с высокой мотивацией достижения успехазафиксирована одна облическая зависимость, наблюдаемая на метаиндивидуальномуровне. В выборке испытуемых с низкой мотивацией достижения успеха такжезафиксирована одна облическая связь на психодинамическом уровне. Этосвидетельствует о том, что у высокомотивированных студентов в гармонизациисвойств индивидуальности участвуют высшие уровни, в то время как унизкомотивированных преобладают показатели биологически детерминированногоуровня.
То естьна уровне целостной индивидуальности структуры индивидуальности различаются взависимости от выраженности уровня мотивации достижения. У испытуемых с высокимуровнем мотивации достижения обнаруживаются более гармоничные структурыиндивидуальности, они характеризуются преобладающим влиянием свойств «высших»уровней в структуре индивидуальности, наличием большей пластичности в сферемежличностных отношений (облические связи на метаиндивидуальном уровне).
Использованиефакторного анализа для обработки данных испытуемых с высоким уровнем мотивацииизбегания неудач подтверждают вышеприведенные данные.
Устудентов с высоким уровнем мотивации избегания неудач выделилось четырефактора, два из которых значимые.
Первыйфактор — фактор подчинения, с частичной насыщенностью. В него вошли подчинение(0,68) и зависимость (0,53) — положительный полюс. На отрицательном полюсерасположились авторитарность (-0,79), эгоистичность (—0,63) и агрессивность(—0,63). Данный фактор представлен одним уровнем интегральной индивидуальности— метаиндивидуальным.
Второйфактор — фактор дружелюбности, с полной насыщенностью. В него вошли следующиепоказатели, расположившиеся на положительном полюсе: дружелюбность (0,67), темп(0,63), альтруистичность (0,55), пластичность (0,54), социальная эргичность(0,54) и мотивация одобрения (0,53). Фактор представлен личностным, психодинамическими метаиндивидуальным уровнями.
Умотивированных на избегание неудач студентов выделилось 2 значимых фактора:первый фактор с частичной насыщенностью, он представлен высшим(метаиндивидуальным) уровнем интегральной индивидуальности; второй фактор сполной насыщенностью, включивший в себя показатели личностного,психодинамического и метаиндивидуального уровней. По характеру межфакторныхсвязей в этой группе зафиксированы лишь ортогональные связи, то есть одни и теже показатели принадлежат одному фактору. Это является свидетельством того, чтоструктура интегральной индивидуальности более жесткая, менее гибкая ипластичная, что, в свою очередь, снижает уровень адаптированности к окружающейсреде.
Такимобразом, результаты факторного анализа позволяют заключить, что студенты свысоким уровнем мотивации достижения успеха более приспособлены к условиямсуществования в современном обществе, поскольку им свойственны такие качества,как целеустремленность, инициативность, эргичность, настойчивость, которые помогаютим достигать поставленные цели и делать это с наименьшими для себя потерями.Лица с низким уровнем мотивации достижения Успеха являются более мягкими,добрыми, дружелюбными, готовыми помочь другим, но у них нет качеств, помогающихбыть успешными в жизни и деятельности. Эти люди в связи со страхом потерпеть Неудачникистараются «плыть по течению» и показывать «средние» результаты. Сравнительныйанализ корреляционных матриц испытуемых с высоким уровнем и низким уровнеммотивации достижения успеха приводит к следующим выводам.
Корреляционныйанализ позволяет сравнить особенности индивидуальности как на отдельном уровне(индивида, личности, метаиндивидуальности), так и вскрыть межуровневые связисвойств.
Увысокомотивированных студентов мотивация достижения успеха коррелирует сэргичностью (0,38), темпом (0,37), эмоциональностью (0,39), агрессивностью(0,39), вто время как у низкомотивированных мотивация достижения успеха неимеет значимых корреляций. Эти данные могут говорить о том, что для второй группыиспытуемых достижение успеха не является значимым, их устраивает всепроисходящее в их жизни; получение высоких результатов не самоцель для них. Дляпервой группы успех в деятельности, высокие результаты и, как следствие,высокая оценка окружающих — цель, которую они достигают с помощью стремления косвоению предметного мира, упорства, настойчивости, эргичности, быстротыреакции на изменяющиеся условия, лабильности в эмоциональной сфере.
Корреляционныйанализ между психодинамическим и социально-психологическим уровнями далследующие результаты. У высокомотивированных студентов наиболее значимаяположительная связь, обнаружена между авторитарностью и социальной эргичностью(0,45). Это является свидетельством того, что потребность в социальныхконтактах и общительность связаны с уверенностью в себе, выносливостью иуспешностью в делах. Для испытуемых с низким уровнем мотивации достиженияуспеха наиболее значимая связь обнаружена между альтруизмом и социальнойпластичностью (0,42), то есть ответственные перед другими, мягкие, добрые,бескорыстные и отзывчивые люди в то же время являются общительными, склонными кразнообразию коммуникативных программ.
Такимобразом, на уровне отдельных свойств индивидуальности также обнаруженысущественные различия, которые проявляются в том, что лицам с высоким уровнеммотивации достижения успеха и низким уровнем мотивации избегания неудачсвойственны качества, способствующие приспособлению к социуму, к условиямсуществования в нем, — эргичность, уверенность в себе, упорство, компетентность.Лица с низким уровнем мотивации достижения успеха и высоким уровнем мотивацииизбегания неудач обладают качествами, которые обогащают их духовный мир, делаютего более широким и уникальным, но в то же время не способствуют адаптации вусловиях современного общества.
Исследованиеинтраиндивидуальных различий у испытуемых с высокой мотивацией достиженияпоказывает, что эти испытуемые обладают разными индивидуальнымихарактеристиками. Средние показатели по каждому диагностируемому свойствуиндивидуальности выявляют наличие значимой вариабельности свойств.Высокомотивированные испытуемые имеют различные показатели по такимхарактеристикам, как социальная эргичность, пластичность, социальнаяпластичность, эмоциональность (психодинамический уровень); подчиняемость,зависимость, дружелюбность и альтруистичность (уровень метаиндивидуальности).Низкомотивированные испытуемые имеют значимые интраиндивидуальные различия последующим характеристикам: социальная эргичность, социальный темп, социальнаяэмоциональность (психодинамический уровень); авторитарность, эгоистичность,подчиняемость (уровень метаиндивидуальности).
Вывод: в зависимости от выраженностимотивации достижения проявляются особенности индивидуальности на всеханализируемых уровнях. Другими словами, выраженность мотивации как свойствосубъекта оказывает существенное влияние на специфику структурированияиндивидуальности.
мотивация психология индивидуальность
Библиографическийсписок
1. Белых Т.В. Динамика структур интегральнойиндивидуальности в зависимости от выраженности мотивации достижения успеха //Интегративная антропология. Когнитивная психология. Этнопсихология (Тезисыдокладов III Международного конгресса).Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2011. — С. 18-25.
2. Гомелаури М.Л. Конфликт в подростковом возрасте исоциальные ожидания // Психологические исследования. Тбилиси, 2006. С. 44-48.
3. Лазурский А.Ф. Очерк науки о характере. М.: Наука,2010. — 271 с.
4. Никитюк Б.А., Соловьева С.А.,Черкасова Р.С. Влияниесоматотипа и типа темперамента на индивидуальные различия в эффективностидвигательной памяти // Человек как интегральная система. Ростов-на-Дону, 2008.С. 8-20.
5. Психологическое консультирование:проблемы, методы, техники / Под ред. Т.В. Зинченко, В.Г. Ромека.Ростов-на-Дону: Южно-Российский гуманитарный институт, 2010. — 287 с.
6. Рождественская В.И. Индивидуальные различияработоспособности. М.: Педагогика, 2010. — 103 с.
Размещено на www.