Кафедра педагогики и психологии
Контрольная работа
По курсу:
«Возрастная психология»
На тему:
«Взрослость: молодость и зрелость»
Выполнил:
3 курс,302 группа,
заочноеотделение
Проверил:
Иванова Г.В.
Ст.преподаватель
кафедрыпедагогики и психологии
Содержание
Стадии возраста
Особенности психологии среднего возраста
Критерии достижения взрослости
Социальная ситуация развития
Ведущая деятельность в период зрелости
Кризис 30 лет
Кризис 40 лет.
Пенсионный кризис
Список литературы
Стадии возраста
В науке существуют разногласия по поводу начала периода взрослости и егоокончания. Большая часть исследователей относит начало его к моменту окончанияюности – к 18 – 19 годам, а конец к возрасту 55 – 60 лет. В дополнение к этому,выделяются стадии:
1. Ранняя взрослость(20-23 – 30 лет).
2. Средняявзрослость (30 – 45 лет).
3. Поздняявзрослость (45 – 55 лет).
4. Предпенсионныйвозраст (50 – 55 лет для женщин, 55 – 60 лет для мужчин).
При этом для каждой из стадий отмечаются особенности.
Так, для стадии ранней взрослости характерно овладение рольювзрослого человека, получение избирательного права, полная юридическая иэкономическая ответственность, возможность включения во все виды социальнойактивности страны. У большинства проходящих эту стадию лиц складываетсясобственная семья и рождается первый ребенок. Завершается получение высшегообразования. На работе осваиваются профессиональные роли, образуется кругобщения, в основе которого – избранная профессия.
Средняя взрослость – это период достижения совершенства в выполнениипрофессиональной роли и старшинства, а иногда и лидерства среди многихтоварищей по работе, относительная материальная самостоятельность исравнительно широкий круг социальных связей, а также наличие и удовлетворениеинтересов вне рамок профессиональной деятельности.
Поздняя взрослость характеризуется высококвалифицированным выполнениемизбранных в молодости профессиональных и социальных ролей и, как правило,достижением пика в должностном статусе, а также некоторым снижением социальнойактивности. Во многих случаях в это время происходит уход от семьи выросшихдетей.
Предпенсионный возраст – это период, когда налицо очевидное снижение физических иумственных функций. В основной области труда наблюдается спад профессиональныхпритязаний и происходят существенные изменения во всей мотивационной сфере всвязи с подготовкой к предстоящему пенсионному образу жизни. Вместе с тем – этогоды, благоприятные для занятия наиболее видного положения в своем социальномкругу.
В отечественной психологии разработка проблемы возрастов принадлежит Л.С.Выготскому, который выделял основные характеристики возраста:
— социальная ситуация развития;
— ведущая деятельность ребенка;
— психологические новообразования.
Каждому возрасту присуща своя задача, решение которой связано с переходомна новую возрастную ступень и влияет на все дальнейшее развитие личности.
Средний возраст (25 – 39 лет) – время окончательного вхождениячеловека во взрослую жизнь. Это – самый важный возраст в жизни человека,поскольку человек от накопления знаний и опыта переходит к их активнойреализации, поиску своего места в жизни. Очень часто от действий человека вэтом возрасте зависит вся его последующая жизнь.
Особенности психологии среднего возраста
— психологическая «стабилизация» личности;
— осознание своих главных интересов в жизни;
— уход от родительской опеки, самостоятельность дальнейшего жизненноговыбора;
— устремление в будущее (в этом возрасте люди обычно часто думают обудущем, которое часто представляется в идеальных тонах, оптимистически).
Как правило, в период среднего возраста человек окончательно определяетсяс профессиональным выбором и создает семью.
Зрелость (40 – 60 лет) — как правило, время, когда человек достигает пика своегопрофессионального и личностного развития. В этот период обычно психологическоеразвитие человека «консервируется» и остается на стабильном уровне.
Период зрелости обычно делят на два самостоятельных периода:
— ранней (40 – 45-49 лет);
— поздней зрелости (45-49 – 60 лет).
Для психологии ранней зрелости характерно такое явление как«кризис середины жизни». Для этого периода характерны:
— попытка подвести первые итоги жизни (мысль человека начинает все режеконцентрироваться на будущем и больше сосредотачиваться на настоящем ипрошлом);
— переосмысление прожитого опыта;
— осознание ограниченности своих возможностей, в т.ч. – по времени и поздоровью;
— корректировка жизненных планов.
Как правило, такая корректировка идет в сторону уменьшения притязаний, ноне всегда. Глубина кризиса данного возраста часто зависит от того, совпадает лиидеальное представление человека о жизни с реальным.
Для периода ранней зрелости также характерно некоторое снижениесамооценки и новое психологическое восприятие возраста. Человек начинает вновьчувствовать себя «молодым», психологически вновь начинать ощущать себя «вначале жизни».
Поздняя зрелость (45-49 – 60 лет) – время максимального раскрытиявнутреннего потенциала человека. Для психологии данного возраста характерны:
— окончательное избавление от комплексов;
— адекватное и полное осознание своих интересов, приоритетов, своегоместа в жизни;
— стремление максимально полно реализовать себя и ощутить окружающий мир.
Критерии достижения взрослости
1. Новый характерразвития теперь в меньшей степени связанный с физическим ростом и быстрымкогнитивным совершенствованием.
2. Способностьреализовать на изменения и успешно приспосабливаться к новым условиям.Позитивно разрешать противоречия и трудности.
3. Преодолениезависимости и способность брать ответственность за себя и других.
4. Некоторые чертыхарактера (твердость, благоразумие, надежность, честность и умение сострадать).
5. Социальные икультурные ориентиры, которые используются для определения успешности исвоевременности развития во взрослости (социологическая роль и социальныйстатус).
Зрелость (по Шаковаленко) – самый социально активный и продуктивный периоджизнедеятельности. Это период взрослости, когда может осуществляться тенденцияк достижению наивысшего уровня развития интеллекта и личности.
Молодость часто называют возрастом любви. Для нее характерно оптимальноесочетание психологических, физиологических, социальных и других факторов,благоприятствующих выбору спутника жизни и созданию семьи. В этот периодподавляющее большинство людей заключают первые браки, это обычно возрастнаибольшей половой активности, время, когда организм женщины лучше всегоприспособлен к рождению первого ребенка. В молодости люди легче всегознакомятся и узнают друг друга, легче адаптируются к условиям совместной жизни.
Социальная ситуация развития предполагает активное включениечеловека в сферу общественного производства, а такая ситуация в созданиисобственной семьи и воспитания детей.
Создание семьи чрезвычайно важно для личностного развития. Человекреализует очень значимую для себя и других сторону своего предназначения,приобретает новый общественный статус, связанный с ответственностью запродолжение рода и воспитание будущего поколения, вступает в новый этап своегожизненного устройства. Одновременно он удовлетворяет одну из своих главныхпотребностей (для многих – главную) в сфере отношений с другими людьми. Оттого, как складывается семейная жизнь, во многом зависит общее развитиечеловека – его духовный рост, развитие способностей и т.д.
Особенно большое значение имеет рождение детей. С появлением ребенкародители уже не просто женщина и мужчина, они становятся матерью и отцом.Созданная ими семья приобретает новое качество, получает окончательноезавершение как важнейший институт продолжения человеческого рода ипреемственности поколений. Меняется весь строй и уклад семейной жизни, усупругов появляются новые обязанности, новые аспекты ответственности друг переддругом и новая общая ответственность за судьбу человека, которому они далижизнь.
Выбор спутника жизни и создание семьи – одна из сторон социальнойситуации развития в молодости. Соответствующая этой ситуации деятельностьявляется одной из главных сторон жизни.
С внутренней стороны социальной ситуация развития определяется стремлениемк самостоятельности, независимости и отношением к ответственности.
Осознание личной ответственности за свою жизнь и жизнь близких,готовность принять эту ответственность, есть ключевое переживание социальнойситуации развития данного периода.
Ведущим видом деятельности является труд, успешнаяпрофессиональная деятельность, обеспечивающая самоактуализацию личности.
Специфика молодости как возрастного этапа неисчерпывается выбором спутника жизни и созданием семьи. Вторая сторонасоциальной ситуации развития в этот период – овладение выбранной профессией.
В зрелости, взрослости ведущим видом деятельностиявляется труд, который оказывает развивающее воздействие на личность всовокупности с такими факторами, как возраст и образование. Воздействующие начеловека факторы сами подвержены изменениям. Интенсивность влияния разнородныхявлений на психофизиологические функции и психические процессы изменяется входе онтогенеза.
Центральными возрастными новообразованиями этогопериода можно считать семейные отношения и чувство профессиональнойкомпетентности.
Проблемы профессиональной продуктивности многиепсихологи увязывают с понятием «акмэ» – вершины, поры расцвета. Онопоявилось еще в античные времена. Восходящее к древним грекам пониманиезрелости как поры «акмэ» нашло отражение и в названии той части возрастнойпсихологии, которая изучает зрелость: «акмеология».
Выделение внутри периода зрелости «акмэ» – вершины,поры наибольшего расцвета перекликается с распространенным взглядом на зрелостькак на возраст, в пределах которого у всех или, по крайней мере, у многих людейначинается спад жизненной энергии и жизненной активности. Некоторых людей всередине жизни начинают беспокоить вопросы реализации своего творческогопотенциала и необходимости передать что-то следующему поколению, мучают опасенияпо поводу стагнации и упущенных возможностей, одолевать заботы о том, каксохранить близкие отношения с родными и друзьями.
В соответствии с представлениями об «акмэ» каксравнительно узком периоде наибольшего расцвета, их сторонники видят основнуюзадачу акмеологии в установлении закономерностей проявления этого наиболеепродуктивного периода зрелости, тех условий, которые способствуют оптимальномупротеканию этого пика или, возможно, пиков.
Отметим, что для целого ряда профессий оптимальноевремя, возрастной пик продуктивности обусловлены самим их характером. Это всевиды профессиональной деятельности, в которых мастерство, знания и опыт должнысочетаться с высоким уровнем физической и функциональной готовности. Летчики-испытатели,профессиональные спортсмены, артисты балета и т.д. достигают своего «акмэ» всамом начале периода зрелости, после чего относительно быстро наступает спад. Вдругих профессиях, например врача-хирурга, авиадиспетчера и т.п., «акмэ» можетсдвигаться к середине, иногда ко второй половине зрелости.
Во всех таких случаях время пика профессиональнойпродуктивности зависит от необходимого оптимального соотношения уровнямастерства, знания, опыта, с одной стороны, и функциональной и физической подготовки– с другой. На время и продолжительность «акмэ» влияют наиндивидуально-личностные особенности человека. например, для любого вида спортавозраст как начала наибольшего расцвета спортсменов-профессионалов, так изаката их карьеры индивидуален.
Вместе с тем, для представителей очень многихпрофессий, пик продуктивности, после которого наступает ее спад, нехарактерен. Врядли можно говорить об обязательном «акмэ» в профессиональной деятельности актераили преподавателя, врачей-специалистов в целом ряде областей медицины и вообщепредставителей тех профессий (в том числе рабочих), в которых профессиональноемастерство не имеет жесткой зависимости от уровня физической и функциональнойготовности.
Решающая роль в наличии, либо отсутствии впрофессиональной продуктивности периода «акмэ», после которого следует спад,обычно принадлежит направленности личности, доминирующему мотиву. Влияниенаправленности личности будет рассмотрено ниже.
В период взрослости человекпереживает 3 кризиса:
— кризис 30 лет;
— кризис 40 лет;
— пенсионный кризис.
Кризис 30 лет
Приблизительно в возрасте тридцати лет, иногданесколько позже, большинство людей переживают кризисное состояние. Оновыражается в изменении представлений о своей жизни, иногда в полной утратеинтереса к тому, что раньше было в ней главным, в некоторых случаях даже вразрушении прежнего образа жизни.
Кризис тридцати лет нередко называют кризисом смыслажизни. Действительно, именно с периодом кризиса тридцати лет (границы которогоиногда могут сдвигаться в ту или другую сторону) обычно связаны поиски смысласуществования. Эти поиски, как и весь кризис в целом, знаменуют переход отмолодости к зрелости. В то же время проблема смысла жизни возникает не только врассматриваемом кризисном периоде. Зачастую она появляется уже в началемолодости, а иногда, при личностной развитости, даже в подростковом возрасте.Довольно часто стоит эта проблема и в период зрелости.
Кризис 40 лет
У некоторых людей в зрелом возрасте бывает еще один,«внеплановый» кризис, приуроченный не к границе двух стабильных периодов жизни,а возникающий внутри данного периода. Это так называемый кризис сорока лет. Этокак бы повторение кризиса тридцати лет. Оно происходит тогда, когда кризистридцати лет не привел к должному решению экзистенциальных проблем.
Кризис сорока лет – это период критической самооценки:анализируется аутентичность образа жизни; решаются проблемы морали; человекиспытывает неудовлетворенность брачными отношениями, беспокойство о покидающихдом детях и недовольство уровнем служебного роста. Человек остро переживаетнеудовлетворенность своей жизнью, расхождение между жизненными планами и ихреализацией.
Кризис среднего возраста также связан со страхомстарения и осознания того, что достигнуто иногда значительно меньше, чем предполагалось,и является недолгим пиковым периодом, за которым следует постепенное уменьшениефизической силы и остроты ума. Человеку присуща преувеличенная озабоченностьсобственным существованием и отношениями с окружающими. Физические признакистарения становятся все очевиднее и переживаются индивидом как утрата красоты,привлекательности, физических сил и сексуальной энергии. Все данные проявленияи на личностном и на социальном уровне оценивается негативно.
Пенсионный кризис
Для большинства людей уход на пенсию – это одно изсамых значительных изменений статуса, происходящих в поздней взрослости.
Работа обеспечивает человека структурой для планирования своихповседневных дел. Ею определяется круг регулярно встречаемых людей, роли ифункции человека. Она вносит вклад в формирование его идентичности. Поэтомууход на пенсию может быть связан с необходимостью значительной перестройки личностии всего образа жизни. Время окончания профессиональной деятельности связано нетолько с появлением большого количества свободного времени. Людям необходимовырабатывать способы совладания с трудностями, соответствующие их личнойсистеме ценностей, решения проблемы создания собственной социальной реальности.Легкость, с которой человек принимает новую роль, зависит от ряда факторов:физического здоровья. экономического положения, отношения окружающих,потребности в удовлетворении, даваемом работой, и др. Обычно, если уход напенсию связан с резкими изменениями в жизни человека или если его идентичностьтесно связана с профессиональной ролью, перемены переносятся тяжело.
Одним из важных факторов, определяющих отношение человека к выходу напенсию, является здоровье. Огромное количество пожилых людей, независимо отсобственного желания, оставляют работу из-за проблем со здоровьем.
В наилучшем положении находятся здоровые люди, желавшие выйти на пенсию.Положение людей с плохим здоровьем — наихудшее, независимо от их желания илинежелания выходить на пенсию.
Наиболее активно изучением проблем психического развития на данном возрастномэтапе, занимались: Э. Эриксон, В.И. Слоботчиков, Г.А. Цукерман, Шарлота Бюллер,А.В. Толстых, В. Франкл и др.
Список литературы
1. Кулагина И.Ю.,Колюцкий В.Н. «Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека».Уч. пособие. Изд. «Творческий центр «Сфера». Москва. 2006г.
2. Косякова О.О.«Возрастные кризисы». Уч. пособие. Изд. «Феникс». Ростов-на-Дону. 2007г.
3. Казанская К.О.«Возрастная психология». Конспект лекций. Изд. «А-Приор». Москва. 2007г.
4. Рыбалко Е.Ф.,Головей Л.А. «Практикум по возрастной психологии». Уч. пособие. Изд. «Речь».С.-Пб. 2005г.