Содержание[A1]
Введение… 2
1. Теоретическая часть… 4
1.1 Теория малых групп… 4
1.2 Психологическая характеристикагруппы и коллектива… 5
1.2.1 Социально –психологическая характеристика групп… 5
1.2.2 Социальнаяколлективность. Отношения между индивидом и группой. 11
1.3 Теория взаимоотношенийличность — коллектив… 15
1.3.1 Основной принципчеловеческого общения… 15
1.3.2 Личность и группа.Проблема взаимоотношений… 16
1.3.3 Проблема общности в социальнойпсихологии… 17
1.3.4 Проблемы социальнойпсихологии… 17
1.3.5 Понятие единства развития личности и психики человека. 18
1.3.6 Типы конфликтов и иххарактеристика… 18
1.4 Метод социометрическихизмерений… 19
1.4.1 История метода… 19
1.4.2 Гипотезы, цели, задачи… 20
2. Эмпирическая часть… 20
2.1 Выбор методики… 20
2.2 Выбор испытуемых… 20
2.3 Реализация диагностическихмероприятий… 21
2.3.1 Ход исследования… 21
Социоматрица… 21
Социограмма… 23
2.4 Анализ и обсуждениеполученных результатов… 24
Обработка результатов… 24
2.5 Выводы по исследованию… 28
Заключение… 30
Литература… 31Введение
Природамежличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляютсякак сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства,интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценностиобщества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществувоспринятое в нем. Именно активность личности, её деяния являются важнейшимзвеном в системе межличностных отношений.
Вступая в межличностные отношения самых разнообразныхпо форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях – в детскомсаду, в классе, в дружеском кругу, в различного рода формальных и неформальныхобъединениях, — индивид проявляет себя как личность и представляет возможностьоценить себя в системе отношений с другими.
Любаягруппа на любой возрастной ступени характеризуется своей особой социальнойситуацией развития. Понятие социальной ситуации развития было введено Л.С.Выготским для характеристики развития личности внутри определенного возрастногоэтапа на основе конкретно – исторической системы его отношений с социальнойдействительностью. Понятие социальной ситуации развития может быть примененои к характеристике малой группы. Это прежде всего объективные условиясуществованияданной группы, определяемые исторической эпохой, культурой и пр. Помимообъективных условий социальной ситуации развития детской группы существует субъективныйаспект социальной ситуации развития. Он представлен социальной позицией, т.е.отношение членов группы к этим объективным условиям, статусу, и их готовностьюк принятию этой позиции и действиям в соответствии с ней.
Анализ социальной ситуации развития позволяет раскрытьсодержание межличностных отношений в группах. В группах могут быть выделеныфункционально – ролевые, эмоционально – оценочные и личностно – смысловые отношениямежду сверстниками.
Эмоционально– оценочные отношения выявляются в непосредственном взаимодействии людей,отражая систему их предпочтений. Знание этих отношений позволяет ответить намногие вопросы связанные с поведением человека в коллективе. На первый планздесь выступают эмоциональные предпочтения – симпатии, антипатии, дружескиепредпочтения и т.д.
Исходя изэтого актуальность данной темы определяется следующими аспектами: наше вниманиедолжно затрагивать особую ситуацию развития людей данного возраста, в данномслучае 17 – 22 года; необходимо найти точки соприкосновения изменяющегося мираи процесса становления такого вида деятельности взрослого человека в этомвозрасте, как эмоционально – личностное общение, а также уточнить влияние сложившейсясоциальной ситуации на него.
Цель данной курсовой работы — попытаться изложить характерные явления, возникающиево взаимоотношениях личности и коллектива.
Курсовая работа имеет три гипотезы: одну основную и две вспомогательных.Основная гипотеза предполагает, что ведущими мотивами взаимоотношений в группеявляются деловые мотивы. Первая вспомогательная гипотеза предполагает, что наформирование психологического климата в группе влияет количество участниковимеющих неблагоприятный статус в этой группе. Вторая вспомогательная гипотезапредполагает, что на формирование психологического климата в группе влияетполовая дифференциация взаимоотношений.
Курсовая работа состоит из двух частей: первая часть -теоретическая. В нейописывается актуальность выбранной темы, выдвигаются гипотезы. Вторая часть — эмпирическая, в ней проводится исследование, обрабатываются результаты, которыеподтверждают или опровергают выдвинутые гипотезы./>/> 1. Теоретическаячасть./>/>1.1Теория малых групп
Теория малых групп – направление экспериментального анализа в рамках микросоциологиии социальной психологии. Основатели – Морено, Левин, Гурвич, Мэйо и д.р.Активные исследования малых групп начались в первые годы 20века и достиглинаибольшего расцвета к 30-м годам. Основные теоретические предпосылки исследованиймалых групп сводились к тому, что малая группа является главным объектомсоциологии; их изучение – единственной возможностью реализации собственногонаучного, экспериментального подхода в социологии, а результаты этихисследований могут экстраполироваться на все более крупные социальные общности.
Исследования малых групп подразделяются по разным основаниям. Наиболее известнаяклассификация – в соответствии с тем, какими методами проводятся исследования.С этой точки зрения, они включают социометрическое направление (социометрия),исходящее из необходимости количественного измерения тех межличностныхотношений симпатии и антипатии, которые образуют неформальную структуруотношений в малых группах; направление, вытекающее из теории групповойдинамики, ставящей акцент на качественном анализе и лабораторном моделированииотношений внутри группы, динамики власти и подчинения, стилей лидерства и т.д.;психотерапевтическое направление, исходящее из идеи игрового, «спонтанного» моделированиямежличностных отношений (К. Роджерс).
В последнее время деление исследований малых групп по традиционным методическимнаправлениям сменяется подразделением по тем функциональным процессам, которыев наибольшей степени интересуют исследователей: направление изучения лидерства;«самораскрытие» индивидов; общение с другими людьми; механизмов принятиярешений в группе; коммуникативных (интерактивных) связей и процессов;социально-психологической перцепции и д.р.
Исследования малых групп носят прикладной характер.Они включают вопросы управления в малых группах, особенности взаимоотношениймежду руководителем и подчиненным, проблемы оптимизациисоциально-психологического климата, общения, воспитания и образования,коррекции отклоняющегося поведения, социально-психологической помощи принекоторых психических расстройствах.
Исследования малых групп чрезвычайно развиты всовременной прагматически ориентированной западной социальной психологии исоциологии. Недостатки теории малых групп – слабость теоретического иметодологического обоснования исследований, абсолютизация роли малых групп,некорректный перенос данных отдельных лабораторных и выборочных экспериментовна все социальное поведение и законы социального развития в целом./>/>/>/>1.2 Психологическаяхарактеристика группы и коллектива./>/>/>/>/>/>/>/> />/>/>/>1.2.1 Социально – психологическаяхарактеристика групп.
Проблема групп, в которые объединены люди в процессесвоей жизнедеятельности, — важнейший вопрос социальной психологии.
Реальность общественных отношенийвсегда дана как реальность отношений между социальными группами, поэтому для социологическогоанализа крайне важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, покакому критерию следует вычленять группы из того многообразия различного родаобъединений, которые возникают в человеческом обществе.
«Группа — это некоторая совокупность людей, рассматриваемыхих с точки зрения социальной, производственной, экономической, бытовой,профессиональной, возрастной и т.п. общности. Сразу же следует оговориться, чтов общественных науках в принципе может иметь место двоякое употребление понятия“группа”»[1]. С одной стороны, в практике, например,демографического анализа, в различных ветвях статистики имеются ввиду условныегруппы: произвольные объединения (группировки) людей по какому либо общемупризнаку необходимому в данной системе анализа.
С другой стороны, вцелом цикле общественных наук под группой понимается реально существующееобразование, в котором люди собраны вместе, объединены одним общим признаком,разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичныеусловия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность кэтому образованию.
Группы бывают: большими и малыми, от двух человек и более,условными и реальными. Реальные группы делят на малые и большие, официальныеи не официальные, устойчивые и ситуативные, организованные и стихийные, контактныеи неконтактные. Стихийные — К.К. Платонов назвал «неорганизованнымигруппами».
Группы состоят из людей, общества — из групп.Индивиды, группы и общества — это три современные реальности, онивзаимосвязаны. Все группы более или менее специализированы. Их специализациязависит от потребности людей. Так, семья в промышленном городе имеет одновременногенетическую и воспитательную функции. Другие группы выполняют другиефункции. Индивиды участвуют в во многих группах. Некоторые группы предполагаютфизическое присутствие ее членов. Одновременно можно участвовать в несколькихгруппах: члены команды по футболу, учебные заведения. Существуют постоянные, временные,случайные или спорадические группы. Некоторые группы созданы для длительногосуществования и стремятся к этому: школы, деревня, предприятия, заинтересованныев продолжении своего дела. Это группы, которые не хотят исчезнуть. Другиегруппы обречены на недлительное существование (туристы). Некоторые группыявляются свободными, другие имеют обязательный характер. Так, появившись насвет, мы не выбирали семью, этническую группу или нацию, другие группы, куда вступаютпо желанию: спортивный клуб, культурные общества или социальное объединение.Формальные группы характеризуются организованной структурой. Социальныеотношения здесь носят безличный характер (различные партии). В неформальнойгруппе существуют личные, социальные отношения, которые осуществляются вролях, определяемых внутренней средой, симпатиями (это друзья, приятели, “клубпо интересам”). Первичная или ограниченная группа является основой длячеловека это — семья. В ней происходит процесс культуризации. Вторичные группы- большие по размеру и отношения в них формализованы. Пример: баскетбольныйклуб в который входят несколько команд, — это вторичная группа. А одна команда- первичная группа.
Социальная психология предпринимала многократные попыткипостроить классификацию групп. Американский исследователь Ювенк вычленилсемь различных принципов, на основании которых строились такие классификации.Эти принципы были самыми разнообразными: уровень культурного развития, типструктуры, задачи и функции, преобладающий тип контактов в группе. Однакообщая черта всех предложенных классификаций — формы жизнедеятельности группы.
Для социальной психологии значимо разделение групп наусловные и реальные. Она сосредоточивает свое исследование на реальных группах.Но среди этих реальных существуют и такие, которые преимущественно фигурируютв общепсихологических исследованиях — реальные лабораторные группы. В отличиеот них существуют реальные естественные группы. Социально-психологическийанализ возможен относительно и той, и другой разновидности реальных групп.Однако наибольшее значение имеют реальные естественные группы. В свою очередьэти естественные группы подразделяются на так называемые “большие” и “малые”группы. Малые группы — обжитое поле социальной психологии. И все же остановимсяна ней.
Под малой группой понимается немногочисленная по составугруппа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся внепосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональныхотношений, групповых норм и групповых процессов.
Целесообразность исследования групп очевидна, т.к.они являются удобной моделью изучения процессов внушаемости, конформности, срабатываемости, общения и т.д. за определенный промежуток времени.
Лабораторные исследования малых групп могут быть приближенык реальным жизненным условиям двумя разными способами. Первый способ идет попути создания экспериментов, изолирующих все важнейшие и второстепенные атрибутыэтих ситуаций. Второй способ сближения идет по пути не только организацийусловий эксперимента, но и включает исследования реальных контактных групп в“жизненных” (моделируемых) условиях взаимодействия.
И что ценно, в лабораторных исследованиях малых группсоблюдается обще — психологический принцип подбора испытуемых: они должны бытьодного возраста, пола, близкого уровня образования.
Что же касается больших групп, то вопрос об ихисследовании значительно сложнее и требует особого рассмотрения. Важноподчеркнуть, что эти “большие” группы также представлены в социальнойпсихологии неравноценно: одни из них имеют солидную традицию исследования наЗападе (это по преимуществу большие, не организованные, стихийно возникшие“группы”, сам термин “группа” по отношению к которым весьма условен), другиеже, подобно классам, нациям значительно слабее представлены в социальнойпсихологии в качестве объекта исследования. В группах первого вида, процессыпротекающие в них, хорошо описаны в некоторых разделах социальной психологии,в частности при исследовании способов воздействия в ситуациях внеколлективного поведения.
Точно также малыегруппы могут быть подразделены на две разновидности: формирующиеся группы, ужезаданные внешними социальными требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностьюв полном смысле этого слова, и коллективы, т.е. группы более высокого уровняразвития, связанные со специфическими видами социальной деятельности. Группыпервой разновидности можно обозначить как “становящиеся”.
Эта классификация может быть наглядно представлена ввиде схемы представленной в учебнике Г.М. Андреевой « Социальная психология,с. 194»: Группа
/>/>/>/>/>
Условные Реальные Лабораторные Естественные
/>/>/>/> Большие Малые
/> Организованные Не организованные Становящиеся Коллективы
Все, начиная с рубрики “реальные естественныегруппы”, представляют объект исследования в социальной психологии.
Традиционно в социальной психологии изучаются некоторыепараметры группы: композиции группы (или ее состав), структура группы,групповые процессы, групповые ценности, нормы, система санкций. Каждый из этихпараметров может приобретать совершенно различное значение в зависимости оттого общего подхода к группе, которые реализуется в исследовании. Так,например, состав группы может быть, в свою очередь, описан по совершенноразличным показателям, в зависимости от того, значит ли в каждом конкретномслучае, например, возрастные профессиональные или социальные характеристикичленов группы. Очевидно, не может быть дан единый рецепт описания составагруппы, особенно в связи с многообразием реальных групп. в каждом конкретномслучае начинать надо с того, какая реальная группа выбирается в качестве объектаисследования.
Иногда состав микрогруппы и соответственно структураотношений в ней носят более сложный характер. Например, в старших классах школынередко можно встретить объединения детей, включающие по 4-5 человек,объединенных близкими дружескими связями. Однако в большинстве реальных группна практике такие объединения встречаются крайне редко. Поэтому можно считать,что группы — диады и группы - триады представляют собой наиболее типичныемикрогруппы, из которых состоит любая малая группа. Их внимательное изучениеможет дать очень много полезной информации для понимания более сложной системывзаимоотношений, имеющихся в малой группе или коллективе.
Разнообразна структура больших групп, в которыевходят малые:
* социальныеклассы;
* различныеэтнические группы;
* профессиональныегруппы;
* возрастныегруппы (в качестве группы могут быть рассмотрены, например, молодежь, женщины,пожилые люди и др.).
Реальная группа выбирается в качестве объектаисследования: школьный ли это класс, спортивная команда или производственнаябригада. Иными словами, мы сразу “задаем” некоторый набор параметров дляхарактеристики состава группы, в зависимости от типа деятельности, с которымиданная группа связана. Тоже можно сказать и относительно структуры группы.Существует несколько достаточно формальных признаков структуры группы:структура предпочтений, структура коммуникаций, структуравласти.
“Соединение” процессов, протекающих в группе и другиххарактеристик группы — до сих пор не вполне решенная для социальной психологиипроблема. Если последовательно идти по пути, заложенным исходным методическимпринципом, то к групповым процессам прежде всего следует отнести такие процессы,которые организуют деятельность группы.
Следует также подробно остановиться на вопросах общихкачеств группы и проблеме развития групп.
Непосредственно общие качества группы:
Интегративность — мера единства, слитности, общностичленов группы друг с другом, (отсутствие интегративности — разобщенность, дезинтеграция).
Микроклимат определяет самочувствие каждой личности вгруппе, ее удовлетворенность группой, комфортность нахождения в ней.
Референтность — степень принятия членами группы групповыхэталонов.
Лидерство — степень ведущего влияния тех или иных членовгруппы на группу в целом в направлении осуществления групповых задач.
Интрагрупповая активность — мера активизации групповой составлящихее личностей.
Интергрупповая активность — степень влияния данной группына другие группы.
Кроме этих качеств рассматриваются еще и такие:
направленность группы — социальная ценность принятых еюцелей, мотивов деятельности, ценностных ориентаций и групповых норм;
организованность — реальная способность группы к самоуправлению;
эмоциональность — межличностные связи эмоционального характера,преобладающей эмоциональный настрой группы;
интеллектуальная коммуникативность — характер межличностноговосприятия и установления взаимопонимания, нахождения общего языка;
волевая коммуникативность — способность группы противостоятьтрудностям и препятствиям, ее надежность в экстремальных ситуациях.
Проблема развития группы никогда не ставилась с цельювыяснить разные уровни этого развития, и, далее, вскрыть специфику различныхпараметров групповой деятельности на каждом из этих уровней. Вместе с тем безтакого подхода картина развития группы не может быть полной. Целостное представлениео развитии группы по характеристике групповых процессов допускает и болеедробный анализ, когда отдельно исследуется развитие групповых норм, ценностейсистема межличностных отношений и т.д. С точки зрения социальной психологииисследование характеристик больших социальных групп наталкивается на целыйряд трудностей. Богатство методик изучения различных процессов в малых группахчасто контрастирует с отсутствием подобных методик для исследования, например,психологического облика классов, наций и других групп такого рода. Отсюдаиногда рождается убеждение, что общность психологии больших групп не поддаетсянаучному анализу. Отсутствие традиции в таком исследовании еще более укрепляеттакие взгляды. Вместе с тем, социальная психология в точном значении этогослова, без раздела о психологии больших социальных групп, вообще не можетпретендовать на успех.[2]По утверждению ДилигенскогоГ.Г., рассмотрение психологии больших групп не может считаться правомерным,ибо это не одна из проблем данной дисциплины, а важнейшая ее проблема. «Как быни была велика роль малых групп и непосредственно межличностного общения впроцессах формирования личности сами по себе эти группы не создают историческиконкретных социальных норм, ценностей, установок». Все эти и другиесодержательные элементы общественной психологии возникают на основе историческогоопыта. Ссылаясь на Дилигенского Г.Г. «этот опыт лишь «доведет» до индивидачерез посредство малой группы и межличностного общения». Поэтому социально — психологический анализ больших групп можно рассматривать как “ключ” к познаниюсодержания психики индивида./>/>/>/>/>/>/>/>/>/>1.2.2 Социальнаяколлективность. Отношения междуиндивидом и группой.
Как уже было сказано ранее, коллектив – высшая формаразвития малой группы. Но сам коллектив не возникает внезапно. Существуютразличные формы коллективных отношений, которые проходят определенные этапысвоего развития. Развитие коллектива проходит через следующий ряд этапов: номинальнаягруппа, группа-ассоциация, группа-кооперация.
От кооперации до коллектива группа проходит уровень автономизации,для которого характерно довольно высокое внутреннее единство по всем общим качествам,кроме интергрупповой активности. Именно на этом уровне члены группы идентифицируютсебя с ней (моя группа). Однако группа-автономия может уйти в сторону от коллектива.Возможно развитие группы в отрицательном направлении, когда развитие группы приводитее к положению замкнутой из вне группы, но отличающейся внутригрупповойантипатией, межличностным эгоцентризмом и эгоизмом, агрессивностью.
Социальная коллективностьзаключается в том, что, объединяя людей общими социальными и производственнымиинтересами, она ставит высшей своей целью создание условий для раскрытия индивидуальностикаждого члена общества и отвечает за реализацию полноценного развитияличности. Термин « Социальная психология» так обозначен Выгодским Л.С.:Психология, исследующая социальную обусловленность психики отдельногочеловека», «Коллективная» психология в его понятии, совпадает с традиционным«Все в нас социально, но это не означает, что все свойства психики отдельного человекаприсуще всем другим членам данной группы». Только некоторая часть личнойпсихологии может считаться принадлежностью данного человека, и вот эту частьличной психологии в условиях ее коллективного проявления и изучаетколлективная психология (психология войны и т. п.) В результате развития своихчленов развивается и сам коллектив: чем ярче и богаче индивидуальность, вышеуровень развития каждого члена коллектива, тем более дееспособным, человечнымв общественном своем качестве является и коллектив в целом. Суть социальногоколлективизма не сводится к совместной деятельности для достижения общей цели.И даже не сводится к умению жить сообща, вместе решая все вопросы. Состояние изрелость социальной коллективности определяется тем, насколько социальное,общественное прониклось личным, индивидуальным интересом.
Любое взаимодействие людей, даже при минимальном ихколичестве, начинается с распределения функций. Без этого не возможносуществование группы как единого целого. Группа может быть понята через личность,так как человеческая личность является главным материалом для ее создания.А.В. Петровский считает при классификации групп определять степень ихразвития, учитывая характер межличностных отношений, формирующихся взависимости от ценностно-ориентационного единства группы (оптимальноесовпадение целей, связывающих личность, группу, общество).
Иерархия реальных контактных групп может быть представленаследующим образом:
Диффузная группа — в ней взаимоотношения опосредуютсяне содержанием групповой деятельности, а только симпатиями и антипатиями.
Ассоциация — группа, в которой взаимоотношения опосредуютсятолько личностно значимыми целями.
Корпорация — взаимоотношения опосредуются личностнозначимыми, но ассоциальным по своим установкам содержанием групповойдеятельности.
Коллектив — взаимодействия опосредуются личностнозначимыми общественно ценным содержанием групповой деятельности (бригада, экипаж, расчет).
В них оптимально могут сочетаться личные, коллективные иобщественные цели и ценности.
До сих пор мы исходили из того, что группа в целомставит своей задачей достижение максимального сближения во взглядах ивыборах, стремясь выработать общую позицию. Однако нам известно, что этопредположение верно лишь от части. В действительности при множестве разныхобстоятельств и особенно, если требуется изменение, происходит обратное: преобладаетнапряжение и расхождение во мнениях. Значительное число социальных установокчеловека имеет отношение к одной или нескольким социальным группам или связаныс ними. Характер этой связи не является простым, ясным. С одной стороны — установки человека связаны с социальными установками, обычно проявляющимися вгруппах, к которым он принадлежит. С другой стороны — изменение влияния престижа,лидерства мнений, отвержение членских групп теми кто занимает в них низкийстатус, а также влияние внешних групп на уровень притязаний показывает, чтосоциальные установки часто бывают связаны с нечленскими группами.
Как признание этого факта — термин “референтнаягруппа”, впервые употребленный Хаймоном, стал использоваться для обозначениялюбой группы, с которой индивид соотносит установки. Одновременно сталаразвиваться общая теория референтных групп. Это понятие используется дляобозначения двух видов отношений между индивидом и группой[3].
Замечена закономерность: чем ближе по уровню своегоразвития группа находится к коллективу, тем более благоприятные условия онасоздает для проявления лучших сторон личности и торможения того, что в ней естьхудшего. И напротив, чем дальше группа по уровню своего развития отстоит отколлектива, (а ближе к корпорации), тем больше возможности она представляетдля проявления в системе взаимоотношений худших сторон личности содновременным торможением лучших устремлений.
Это достаточно подробно показывает схема:+ + + + - +
/>/>/>/> +
/>/> +
- -
- - + +
/>+ + - -
Несовместимые Согласованные /> /> /> /> /> /> /> /> /> +
/>/> + + +
/> - - Идеальные
Влияние группы разного уровня на развитие, поведениеличности в группах.
+ — положительное в личности и межличностных отношениях
— — отрицательное в личности и межличностных отношениях
¯ — поворототношений в любую сторону
« — отношения.
Это пример взаимоотношений в микрогруппе — триаде.Они представлены близкими друзьями, молодыми семьями. Они наиболее частовстречаются в любой малой группе. Взаимоотношения парные всегда строятся сучетом отношений с другими, окружающими их людьми.
Исследователи, разрабатывающие критерии отбора и комплектованиямалых групп, считают, что нельзя на основании только индивидуальныххарактеристик участников совместной деятельности прогнозировать успешность ихгрупповой работы. «Общество не состоит из индивидов а выражает сумму тех связейи отклонений в которых эти индивиды находятся друг к другу»[4]. Различие между индивидамиявляется основным двигателем развития их взаимодействий и их самих какличностей. Противоположности (но не крайности) порождают развитие системы, вданном случае — коллектива. Даже молчаливое присутствие группы людей изменяетпсихическую деятельность человека, заставляя вести себя иначе.
Таким образом, в регуляции эффективности коллективистскойдеятельности участвуют самые разные системы факторов:
внегрупповые (физические и социальные)
внутригрупповые (нормы, межличностные отношения)
внеличностные (однородность — разнородность по индивидуально-психологическимпараметрам)
внутриличностные (индивидуально-психологические особенностичленов группы, их состояние, исходные мнения, оценки).
Фактором, связывающим все перечисленные системы, пронизывающимих, является фактор общественной значимости, совместной деятельности группылюдей. Он является стержневым, оптимально сочетающим личностно значимые иобщественно ценные ориентации коллектива./>/>/> 1.3 Теория взаимоотношений личность — коллектив/>/>/>/>1.3.1 Основнойпринцип человеческого общения
Отношения в группах по мере ихпревращения в коллективы закономерно изменяются. Сначала они бываютотносительно безразличными (люди, не знающие или слабо знающие друг друга, не могут определённо относится друг кдругу), затем могут становитсяконфликтными, а при благоприятных условиях превращаться в коллективистские. Всё это обычно происходит за сравнительнокороткое время, в течение которого индивиды, составляющие группу, не могут измениться как личности. У каждого человека есть свои положительные и отрицательные черты, своиособые достоинства и недостатки. То, какой своей стороной, положительной или отрицательной, он выступит во взаимоотношениях с людьми, зависит от этихлюдей и социального окружения, от особенностей группы, в которую он включён в данный момент времени.
Согласно интеракционистской теории личность, будучивнутренне относительно устойчивой в своих базовых свойствах, внешне может проявлять себя по-разному в зависимости от складывающихся обстоятельств. Замечена закономерность: чем ближе по уровню своего развития группа находится кколлективу, тем более благоприятные условия она создаёт для проявления лучших сторон в личности и торможения того, что в ней есть худшего. Инапротив, чем дальше группа по уровню своего развития отличается от коллективаи чем ближе она находится к корпорации, тем большие возможности онапредоставляет для проявления в системе взаимоотношений худших сторон личности содновременным торможением лучших личностных устремлений./>1.3.2 Личность и группа. Проблема взаимоотношений.
В самом общем виде развитие личности можно представить как процесс еёвхождения в новую социальную среду и интеграции в ней. Этапы развития личностив относительно стабильной общности называются фазами развития личности:
1. Фаза становления личности. Предполагаетактивное усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующимиформами и средствами деятельности. Принеся с собой в новую группу всё, чтосоставляет его индивидуальность, субъект не может осуществить потребностьпроявить себя как личность раньше, чем освоит действующие в группенормы(нравственные, учебные, производственные) и овладеет теми приёмами и средствами деятельности, которыми владеют другие члены группы.
2. Порождается обостряющимисяпротиворечиями между достигнутым результатом адаптации — тем, что субъект сталтаким, «как все» в группе и не удовлетворяемой на первом этапепотребностью индивида в максимальной персонализации. На этой фазе нарастаетпоиск средств и способов для обозначения своей индивидуальности, её фиксации.
3. Детерминируется противоречиямимежду сложившимися на предыдущей фазе стремлением субъекта быть идеальнопредставленным в других своими особенностями и значимыми для него отличиями — содной стороны, и потребностью общности принять, одобрить и культивироватьлишь те демонстрируемые им индивидуальные особенности, которые ей импонируют, соответствуют её ценностям, стандартам, способствуют успеху совместнойдеятельности с другой стороны.1.3.3 Проблема общности всоциальной психологии.
Для индивида, входящего в группу, осознание того, принадлежности к нейосуществляется прежде всего через принятие этих характеристик, т.е. черезосознание факта некоторой психической общности с другими членами данной социальной группы. Можно сказать, что «граница» группывоспринимается как граница этой психической общности. Главной чистопсихологической характеристикой группы является наличие так называемого«мы-чувства». Это означает, что универсальным принципом психического оформления общности является различение для индивидов, входящихв группу, некоторого образования «мы», в отличие от другого образования«они». «Мы-чувство» выражает потребность отдифференцировать одну общность от другой и является своеобразным индикатором осознанияпринадлежности к некоторой группе.
Специфика социально-психологического анализа группы именно здесь ипроявляется: рассматриваются выделенные средствами социологии реальные социальные группы, но в них, далее, определяются те их черты, которые всовокупности делают группу психологической общностью, т.е. позволяют каждому её члену идентифицировать себя с группой.1.3.4 Проблемы социальнойпсихологии.
Социальная психология пользуется определением личности, которое даёт общая психология,выясняет, каким образом, т.е. прежде всего в каких конкретных группах, личность, с одной стороны, усваивает социальные влияния и, с другой стороны, каким образом,в каких конкретных группах она реализует свою социальную сущность. Отличиетакого подхода от социологического заключается в том, что она выявляет, каким образом сформировались эти социально-типические черты, почему в одних условиях формирования личности они проявились в полной мере, а в другихвозникли какие-то иные социально-типические черты вопреки принадлежностиличности к определённой социальной группе. В большей мере, чем всоциологическом подходе, здесь принимаются в расчёт такие регуляторы поведенияи деятельности личности, как вся система межличностных отношений, внутрикоторой наряду с их деятельностной опосредованностью изучается и ихэмоциональная регуляция. От общепсихологического отличается тем, чтосоциальная психология рассматривает поведение и деятельность «социально-детерминированной личности» в конкретных реальныхсоциальных группах, индивидуальный вклад каждой личности в деятельность группы, причины, от которых зависит величина этого вклада в общуюдеятельность. Для социальной психологии главным ориентиром в исследовании личности является взаимоотношение личности с группой.1.3.5 Понятие единства развитияличности и психики человека.
В жизни конкретного человека как индивида, как отдельного представителя человеческой общности его личность и психика представлены в неразрывномединстве. Индивид обладает психикой, но в то же время индивид выступает какличность, являясь субъектом межчеловеческих, общественных по своей природеотношений. Детерминантой развития личности является деятельностно-посредствованныйтип взаимоотношений, которые складываются у человека с наиболее значимой для него группой (группами) в этот период. Эти взаимоотношения опосредствуются содержанием и характером деятельностей, которые задаёт этареферентная группа, и общения, которое в ней складывается. Исходя из этогоможно сделать вывод, что развитие группы выступает как фактор развитияличности в группе. В соответствии с концепцией персонализации индивид характеризуетсяпотребностью быть личностью, т.е. оказаться и оставаться в максимальнойстепени представленным значимыми для него качествами в жизнедеятельности других людей, осуществлять своею деятельностью преобразования их смысловой сферы, испособностью быть личностью, т.е. совокупностью индивидуальных особенностей исредств, позволяющих совершать деяния, обеспечивающие удовлетворение потребности быть личностью.1.3.6 Типы конфликтов и иххарактеристика.
По направленности конфликты делятся на «горизонтальные»,«вертикальные» и «смешанные». К«горизонтальным» относятся такие конфликты, в которых не задействованылица, находящиеся в подчинении друг другу. К «вертикальным»конфликтам относятся те из них, в которых участвуют лица, находящиеся в подчинении один у другого. В смешанных конфликтах представлены и «вертикальные»и «горизонтальные» составляющие. По значению для организацииконфликты делятся на конструктивные и деструктивные. Конструктивным конфликтбывает тогда, когда оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловыхотношений и разумных аргументов. Неконструктивный конфликт возникает в двухслучаях: когда одна из сторон упорно и жестко настаивает на своей позиции ине желает учитывать интересы другой стороны; когда один из оппонентовприбегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологическиподавить партнёра, дискредитируя и унижая его. По характеру причин конфликтыделятся на объективные и субъективные. Первые порождены объективными причинами,вторые — субъективными. 1.4 Метод социометрических измерений1.4.1 История метода.
Термин «социометрия» означает измерение межличностныхвзаимоотношений в коллективе. Основоположник социометрии известные американскийпсихиатр и социальный психолог Дж. Морено не случайно так назвал это метод. Совокупностьмежличностных отношений в группе составляет, по мнению Морено, ту первичнуюсоциально-психологическую структуру, характеристика которой во многомопределяет не только целостные характеристики группы, но и душевное состояниечеловека.
Внедрение этого метода в исследования советских психологовсвязано с именами Е.С. Кузьмина, Я.Л. Коломинского, В.А. Ядова, И.П. Волкова идр.[5]
Вместе с официальной или формальной структурой общения,отражающей рациональную, нормативную, обязательную сторону человеческихвзаимоотношений, в любой социальной группе всегда имеется психологическаяструктура неофициального или неформального порядка, формирующаяся как системамежличностных отношений, симпатий и антипатий. Особенности такой структуры вомногом зависят от ценностных ориентаций участников, их восприятия и пониманиядруг друга, взаимооценок и самооценок. Как правило, неформальных структур вгруппе возникает несколько, например, структуры взаимоподдержки, взаимовлияния,популярности, престижа, лидерства и т.п. Неформальная структура зависит отформальной структуры группы в той степени, в которой индивиды подчиняют своеповедение целям и задачам совместной деятельности, правилам ролевоговзаимодействия.
Для социометрического исследования важно, чтобылюбая структура неформального характера, хотим мы этого или нет, всегда в техили иных отношениях проецировалась на формальную структуру, т.е. на системуделовых, официальных отношений, и тем самым влияла на сплоченность коллектива,его продуктивность. Эти положения проверены экспериментом и практикой.1.4.2 Гипотезы, цели, задачи.
Основная гипотеза:ведущими мотивами взаимоотношений в группе являются деловые мотивы.
Вспомогательная гипотеза1: на формирование психологического климата в группе влияет количествоучастников, имеющих благоприятный статус в группе.
Вспомогательная гипотеза2: на формирование благоприятного климата в группе влияет половаядифференциация взаимоотношений.
Цель: измерение степенисплоченности-разобщенности в группе; выявление «социометрическихпозиций», т.е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии,где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и«отверженный»; обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченныхобразований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры
Наиболее общей задачейсоциометрии является изучение неофициального структурного аспекта социальнойгруппы и царящей в ней психологической атмосферы. Так же задачами являютсядиагностика межгрупповых отношений в целях изменения, улучшения и совершенствования.2. Эмпирическая часть.
Программа исследования2.1 Выбор методики
Методика диагностикимежличностных отношений и межгрупповых отношений (социометрия) Дж. Мореновыбрана не случайно. Социометрическая техника применяется для диагностикимежличностных и межгрупповых отношений в целях изменения, улучшения исовершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социальногоповедения людей в условиях групповой деятельности, судить осоциально-психологической совместимости членов конкретных групп. Именно такаяцель поставлена в курсовой работе.2.3 Реализация диагностических мероприятий2.3.1 Ход исследования
Социометрическаяпроцедура
Для того чтобыиспользовать количественные характеристики при изучении социальныхвзаимодействий в группе применяется так называемая социометрическаяпроцедура, или социометрия.
Существенноезначение для точности эксперимента имеет число выборов, которыми располагаютиспытуемые. Выборы могут быть свободными («Назови тех участников коллектива,которых ты пригласил бы к себе на день рождения») и фиксированными(«Назови тех пять участников коллектива, которых ты бы пригласил к себе надень рождения»).
В обоих случаяхопрашиваемого обычно просят установить последовательность своего выбора, следуяпорядку предпочтения. Порядок выборов имеет при анализе характера изакономерностей межличностного общения. В группах до 10-15 человек более целесообразноколичество выборов не ограничивать, в группах же до 30-40 человек лучше позволитьделать 3-5 выборов.
Социометрическаяпроцедура требует от экспериментатора четкого определения критериев выборов иих количества, исходя из целей и задач исследования. Результатом этогоявляется карточка опроса. Её содержание составляет обращение к испытуемому, объяснениесмысла опроса, инструкцию по заполнению, перечень вопросов, гарантию сохранениятайны ответов, благодарность, шифр.
Ходсоциометрических исследований зависит также в значительной мере от личностиэкспериментатора, от его умения войти в контакт с членами группы, объяснитьим смысл и важность предстоящих измерений. Вначале необходимо потратитьопределенное время на знакомство с группой. Этот период называется социометрическойразминкой.Социоматрица
Результаты ответовпереносят на так называемые матрицы выбора. Их число соответствует числукритериев. Матрица выбора является основой для социометрического анализа. Дляудобства обработки данных каждый член группы получает свой номер и далее напротяжении всех этапов эксперимента фигурирует под ним. При исследовании школьногокласса номера учащимся присваиваются согласно алфавитного списка.
Исходя из данныхматрицы, можно определить величину социометрического статуса любого членагруппы. Она равна сумме полученных данным членом группы выборов, деленной начисло членов без одного:
/>
Ri+ — положительные выборы, полученные i-членом,
Ri- — отрицательные.
Индексгрупповой «сплоченности», согласно социометрическим данным, определяетсякак отношение числа взаимных выборов к теоретически возможному для даннойгруппы их количеству.
Результатыотношений испытуемых друг к другу при ответе по данному критерию могут бытьизображены на социограмме, т.е. в виде схемы, которая более наглядно, чем матрицавыбора показывает суть структуры общения данной группы. Для передачи содержаниявзаимодействий выбирающих друг друга членов принята следующая символика:
/>/>/> А В (А выбирает В)/> /> /> /> /> /> />
/> А В (А отвергает В)
/>/>/>/>/> А В (А выбирает В в первую очередь и С — во
C вторую)
/>/>/> А В (взаимный выбор)
/> А (изолированныйчлен)/> /> /> /> /> /> /> /> /> />
/>/> А В (А выбирает В, но В не выбирает А)
/>/>/>/> А В (триада, «ядро»)
/>/> С
/>/>/>/>/> (Цепь при сотрудничестве и при
А B C D E определенных/>/>/>/> формах передачи
информации; при изоляции или
выпаденииС цепь прерывается)
/>
/>/>/>/>/>
/>/>/>/> А В Е (расщепленная цепь)
D
/>/>
В С (структура типа«звезда»: при изоляции А
А группа перестаетфункционировать,
D Е распадается)/> /> /> /> /> /> /> /> />
А — юноша, А — девушка.Социограмма
Социограмма наглядно показывает картину эмоциональныхтяготений внутри группы, для обнаружения которой путем наблюдений потребовалосьбы длительное время.
Имеется около30 индексов, которые, как следует из социометрической литературы, могутхарактеризовать уровень межличностного общения в группе и некоторые групповыехарактеристики (сплоченность, интегративность, конфликтность и т.д.).
Упомянутыеиндексы выводятся исключительно на основе анализа коммуникативных связей вгруппе, и это не может не вызвать к ним настороженного отношения, так какколичество выборов, полученное тем или иным индивидом, еще ничего не говорит оприроде этих выборов – в стороне остается мотивационная сторона выбора.Конечно, каждую группу и как коммуникативную сеть, возникающую в процессевзаимодействия и общения её членов.
Однакосоциометрический анализ может дать лишь самое общее описание этойкоммуникативной сети. И его нельзя использовать для определения мотивов техили иных выборов одних членов группы другими. Лежащая в основе социометрическихисследований модель группы как эмоционально-психологического феномена не даетвозможности осуществлять анализ межличностных отношений людей на основе определенныхобщественно определенных норм, ценностных ориентаций и оценок, сводя все крегистрации взаимодействий и взаимных эмоциональных оценок и влечений. Притаком сугубо специфическом подходе целенаправленная деятельность группы и еёчленов просто не принимается во внимание, не являясь объектом исследования иизучения.
Внешняя картинавнутригруппового взаимодействия может рассматриваться как следствие невидимыхглубинных отношений между членами группы, но социометрия не приближает нас квыяснению причин предпочтения и изоляции.
В связи с этимвозникает важная социально – психологическая задача, которая должна бытьвключена в социометрическое изучение — выявление мотивационного ядра выбора вмежличностных отношениях, т. е. выявление мотивов, по которым личность готоваосуществлять эмоциональный (а также и любой другой) контакт с одними членамигруппы и отвергать других.
Благодаря введению методической процедурывыделения мотивационного ядра возникает возможность перейти от исследованияповерхностного слоя общения к исследованию более глубинных его пластов. Подмотивационным ядром здесь понимается система мотивов, образующаяпсихологическую основу индивидуальной предпочитаемости, проявляемой индивидамив социометрическом исследовании. Выявление мотивационного ядрапредпочтительности оказывается полезным всякий раз, когда возникает вопрос,почему социометрическая картина в данной группе именно такова; почему такой–то член группы предпочитает такого – то; почему некоторая часть группы числитсяв категории «звезд», а другая – в категории «отверженных».Содержание мотивационного ядра выбора партнера в структуре межличностных отношенийможет служить показателем того уровня, которого достигла данная группа как коллектив.На первых, начальных этапах развития вновь созданных групп при выборе партнерачлены группы исходят из эмоционально – личностных симпатий, но затем по мере становленияколлектива содержание мотивационного ядра изменяется – выборы обусловленыориентацией не на внешние достоинства личности, а на её моральные и деловыекачества.
2.2 Анализ и обсуждение полученных результатов Обработка результатов.
Обработка результатов социометрического изучения коллективаосуществляем следующим образом: в заготовленной социометрической таблице (матрице)[6] мы фиксируем выборыучастников. Потом осуществляем подсчет выборов, полученных каждым участником инаходим взаимные выборы, которые подсчитываем и записываем. Далее результатыэкспериментов оформляем графически в виде социограммы[7] (карты групповойдифференциации). Вначале чертим четыре концентрические окружности. Юношейизобразим в виде треугольников, девушек в виде кружков. Размещение людей насоциограмме будет соответствовать числу полученных ими выборов. Так, в центральнойокружности будут находиться люди, получившие 5 и больше выборов – 1 группа,второй круг – 2 группа – 3-4 выборов; третий круг – 1-2 выбора; четвертый круг– ни одного выбора.
Потом, соединив линиями выбора участников, мы увидимхарактер связей, особенности половых дифференцировок, взаимных симпатий,явления «неразделенной любви».
Следующий этап работы – определение диагностическихпоказателей социометрического исследования и их интерпретация. В качестве таковыхвыступают:
а) социометрический статус человека в системе межличностныхотношений.
Статус определяется числом полученных им выборов.Участники могут быть отнесены в зависимости от этого к одной из 4-х статусныхкатегорий:
1 – «звезды»: 5 и более выборов,
2 – «предпочитаемые» — 3-4 выбора,
3 – «принятые» — 1-2 выбора,
4 – «не принятые» — 0 выборов.
1 и 2 статусная группы являются благоприятными. Исходя изэтого, мы можем знать насколько благоприятен статус каждого участника в группе.Иными словами, насколько человек желанен в системе межличностных отношений,испытывают ли к нему остальные участники симпатию или нет. В зависимости отэтого можно говорить об эмоциональном климате группы для каждого воспитанника:теплый, благоприятный, холодный, отчужденный.
б) уровень благополучия взаимоотношений (УБВ). Если большинствоучастников группы оказывается в благоприятных (1 и 2) статусных категориях, УБВопределяется как высокий, при одинаковом соотношении — как средний, припреобладании в группе людей с неблагоприятным статусом — как низкий, означающийнеблагополучие большинства участников в системе межличностных отношений, ихнеудовлетворенность в общении, признании сверстниками;
в) коэффициент взаимности (КВ) выражает характер отношений,существующий в группе. Он может быть показателем действительной сплоченности,привязанности, дружбы участников, но может свидетельствовать о фактическойразобщенности группы на отдельные группировки. По величине показателя КВ можноотнести группу к одному из 4-х уровней взаимности: 1 — КВ = 15-20% (низкий), 2- КВ = 21-30% (средний), 3 — КВ = 31-40% (высокий), 4 — КВ = 40% и выше(сверхвысокий);
г) индекс изолированности (ИИ). Группу можно считать благополучной,если в ней нет изолированных, или их число достигает 5-6%, менее благополучной,если ИИ = 15-25%;
д) мотивация социометрических выборов: выясняется, какиемотивы лежат в основе предложений каждого участника, в какой степени людиразного пола, возраста осознают мотив своего избирательного отношения к сверстникам;
е) половая дифференциация взаимоотношений.
В результате проведенного социометрического исследованияв танцевальном коллективе с целью изучения характеристики межличностныхотношений мы определили следующие диагностические показатели:
Статусные категории каждого участника. В итоге:«звезды» — 4 человека, согласно приложению 2 это 4, 13 и 14 члены группы;«предпочитаемые» — 2 человека, согласно приложению 1 это 1, 5 члены группы;«принятые» — 7 человек, согласно приложению 1 это 6, 8, 10, 11, 12, 15 и 16члены группы; «не принятые» — 3 человека, согласно приложению 1 это 3, 7 и 9члены группы.
Уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) — 25%.Мы получили средний уровень благополучия взаимоотношений, так как в группеколичество участников имеющих неблагоприятный статус (3 и 4 статус являютсянеблагоприятными) больше на12 человек, чем участников, имеющих благоприятныйстатус (1 и 2 статус). Низкий УБВ означает неблагополучие большинства участниковгруппы в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность в общении, признаниисверстниками. Это подтверждает первую вспомогательную гипотезу, о том, что наформирование благоприятного психологического климата в данном танцевальномколлективе влияет то, что участников, имеющих неблагоприятный статус в группебольше.
Коэффициент взаимности (КВ) — индекс групповой сплоченности, выражает различный характер отношений, существующих в группе. КВ — 34% (из 32возможных 11 взаимных выборов), из чего следует, что данная группа относится ко3-ому уровню взаимности (высокий уровень). Значение коэффициента взаимности ипостроение социограммы на основе вычисленных взаимных выборов дает нампредставление о характере отношений, существующих в группе, то естьсвидетельствует о достаточной сплоченности группы, т.е. в группе практическинет деления на разобщенные группировки. В группе существует несколько лидеров ивсе взаимоотношения «завязаны» именно на них, причем существуют достаточнотесные связи между членами группы всех статусных образований, кроме последнего(тех участников, которые не получили не одного выбора, хотя и их выборы находятсвоего адресата во всех статусных уровнях). Причем мы заметили, что девушки июноши не создают свои группировки обособлено друг от друга, то есть, ненаблюдается половая дифференциация в группе (это видно на карте дифференциации[8]), что опровергаетвспомогательную гипотезу 2.
Из условного распределения людей на группы мывидим, что участники, которых выбрали все или почти все сверстники из числатех, кого они сами выбирали, имеют почву для более высокого эмоциональногосамочувствия, жизнерадостности, чем те, которых может быть и выбирают, носовсем не те, к которым они сами стремятся. Индекс изолированности (ИИ) – 25процентов, т.е. данную группу можно отнести к неблагополучной, статуснуюкатегорию «не принятые» имеют четыре ребенка.
Выяснили, каким образом участники мотивировалисвои выборы. При проведении социометрического исследования ребятам былопредложено обозначить свои выборы одним, или несколькими из предложенныхмотивов[9]. Общая таблица, которая отражаетмотивирование своих выборов участниками социометрического исследованияпредставлена в приложениях[10]. Из просмотра этой таблицы становитсявидно, что преобладающими мотивами являются 1 («Потому, что он веселый и сним можно общаться») его называли 25 раз. Такая мотивация очень характернадля ранней взрослости – межличностные отношения выходят на первый план. Ни разуне были названы мотивы 6 («Потому, что мы вместе отдыхали летом»), 10(потому что мы обмениваемся книгами) 11 (потому что мы вместе играем накомпьютере) и 12 (потому что он очень сильный и защищает меня) хотя это простомогло не иметь места. Большой процент имеет мотив «на наличие определенныхвысоко ценимых качеств», к примеру, мотив 13 («Потому, что он мненравится») был назван 15 раз и находится на третьем месте «по популярности».Причем определение мотивов выборов практически не зависит от статуса участника(конечно, участник не знает своего статуса). Всеми участниками опроса, и теми,которые не получили выборов, и теми, которые получили большее количествовыборов предпочтение было отдано 1,4 и 13 мотивам. Практически не была замеченакакая — либо дифференциация выбора мотивов в зависимости от половойпринадлежности опрошенных, т.е. мотивы юношей и девушек практически ничем неотличаются. В результате можно сделать следующие выводы — в основе мотивавыбора находятся дружеские отношения, а также проявляется интерес к совместнойдеятельности с этим человеком, что не подтверждает основную гипотезу о том, чтоведущим мотивом является деловой мотив.
2.3 Выводы по исследованию
1. В исследуемой группебольшинство участников имеет более или менее благоприятный статус. Среднийуровень благополучия взаимоотношений означает благополучие большинстваучастников коллектива в системе межличностных отношений, их удовлетворенностьв общении, признании сверстниками. Значение коэффициента взаимности ипостроение социограммы на основе вычисленных взаимных выборов дает нам представлениео характере отношений, существующих в группе. Половая дифференциация в группене наблюдается. Возможно, это связано с небольшим количеством юношей вколлективе. Коэффициент удовлетворенности своими взаимоотношениями довольновысокий. Индекс изолированности 25%, данную группу нельзя считать благополучной.В основе мотива выбора у девушек или юношей находятся дружеские отношения,а также проявляется интерес к совместной деятельности с выбираемым человеком.В данной группе положение, как девушек, так и юношей благоприятно в равнойстепени. Выявлен такой характер связи как взаимная симпатия. Мотивация выборовв большинстве случаев определяется желанием общаться, иметь общее дело, другиепричины выступают как второстепенные.
2. Необходимо изучитьсистему личных отношений в группе, для того чтобы целенаправленно формироватьэти отношения, чтобы создать для каждого члена в группе благоприятныйэмоциональный климат, а также для большей продуктивности целенаправленнойдеятельности тренера.
3. Нельзя оставлять безвнимания непопулярных участников коллектива. Следует выявить и развить у нихположительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний,чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений. Такженеобходимо тренеру пересмотреть свое личное отношение к этим людям./> Заключение
В процессе проведенияисследования мои гипотезы подтвердились не полностью, так как по полученнымрезультатам мы видим, что на выбор участников совершенно не влияет пол.Возможно на это зависит от малого количества участников мужского пола вколлективе. Ведущим мотивом является мотив межличностных отношений, и только навтором месте — деловой, что тоже говорит не в пользу выдвинутой мною основнойгипотезы. Полностью подтвердилась лишь первая вспомогательная гипотеза, т.к.видно, что на выбор мотивов влияет неблагоприятный статус участниковколлектива.
Изучение природымежличностных отношений непростая задача. Особенно сложно она решаема вколлективах. В своей работе мы попытались решить одну достаточно важную задачу– процесс влияния взаимоотношений между его участниками, в его повседневной,обыденной форме, а именно, те его аспекты, которые раскрываются внепосредственном общении между подростками, в совместной деятельностиразнопланового характера.
Проведенные исследования также дают материал для дальнейшего,более глубокого изучения межличностных отношений, как в данном возрасте, так ив других возрастах, при условии дополнительного изучения особенностей соответствующеговозраста предполагаемых испытуемых. Литература
1. Андреева Г.М. Социальнаяпсихология, -М.: Издательство Московского Университета, 1980г.
2. Донцов А.И. Психология коллектива,-М.: Издательство Московского Университета, 1984г.
3. Кузьмин Е.С., Семенов В.Е. Методысоциальной психологии, -Ленинград: Издательство ленинградского университета,1977г.
4. Петровский В.В., Шпалинский В.В.Социальная психология коллектива, Учебное пособие для студентов педагогическихинститутов, -М.: «Просвещение», 1978г.
5. Петровский А.В., Абраменкова В.В.,Зеленова М.Е., под ред. Петровского А.В. Социальная психология: учебноепособие для студентов педагогических институтов, -М.: «Просвещение»,1987г.
6. Робер М.-А., Ф. Тильман.,Психология индивида и группы, Пер. с фр./ Предисловие А.В. Толстых, -М.:«Прогресс», 1988г.
7. Возрастная и педагогическаяпсихология: Учебник для студентов педагогических институтов/В.В. Давыдов, Т.В.Драгунова, Л.Б. Ительсон и др.; Под ред. А. В. Петровского — 2-е изд., испр. Идоп. -М.: Просвещение, 1979г.
8. Краткий психологическийсловарь/Сост. Л.А. Карпенко; под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.-М.
9. Немов Р.С. Психология. Учебник длястудентов высших учебных заведений в 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии – 2-еизд. -М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995г.
10. Рогов Е.И. Настольная книгапрактического психолога в образовании: Учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 1996г.
11. Мескон М., Алберт М., Хедоури Ф.,“Основы менеджмента”, — М.: 1994г.
12. Старобинский Э.Е., “Как управлятьколлективом”, -М.: 1995г.
13. Робинсон Д., “Добейся от людейнаилучшего”, -М.: 1994г.
14. Сухомлинский А.В. О воспитании.-М.: Политиздат. 1985г.
15. Социальная психология/Под ред.В.Е. Семенова, Кузьмина Е.С. и др. -ЛГУ. 1974г.
16. Андреева Г.М. Социальнаяпсихология. -М. 1979.
17. Социальная психология/Под ред.Предвечного Г.П., Шерковина Ю.Н. -М.: Политиздат. 1975.
18. Фридман Л.И., Кулагина И.Ю.Психологический справочник учителя. -М.: Просвещение. 1991.
19. Вопросы психологии. 1971, № 9
20. Руденский Е.В., Социальнаяпсихология. Курс лекций. Москва — Новосибирск, 1999г.
21. Чуфаровский Ю.В. Психологияобщения в становлении и формировании личности. М., 2002г.
22. Елисеев О.П. Практикум попсихологии личности. 2-е издание., Питер 2003г.
23. Крылов А.А., С.А. Маничев.Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. 2-е издание.,Питер 2003г.