Взаимодействиес гиперактивными детьми
Приветствие
Анкета«Давайте познакомимся» (анкета для педагогов)Я доволен, что работаю с детьми Мне не всегда удаётся найти общий язык с детьми Я умею общаться с аутичными детьми Педагогика – моя профессия Я люблю себя Я хотел бы научиться работать с гиперактивными детьми Я хотел бы научиться работать с агрессивными детьми Главное в моей жизни – это дети Я умею обращаться с агрессивными детьми Я хотел бы научиться работать с тревожными детьми Я доволен, что у меня есть сын (дочь) Я умею обращаться с гиперактивными детьми Я хотел бы научиться работать с аутичными детьми Окружающие не разделяют моих взглядов на воспитание Мне часто бывает трудно найти выход из конфликта с ребёнком Дети хорошо меня понимают У меня есть ребёнок Мой ребёнок очень тревожен У меня двое детей У меня аутичный ребёнок Для меня главное в жизни – дети (ребёнок) Моему ребёнку 1-3 года Моему ребёнку 3-5 лет У меня трое детей (четверо) Я хочу, чтобы мои дети были лучше всех Я хочу узнать, как общаться с детьми от 3-х до 7 лет Мой ребёнок часто бывает агрессивен Мне трудно понять моих детей (ребёнка) У меня нет проблем в воспитании ребёнка (детей) Я хочу узнать, как общаться с подростком Моему ребёнку 5-7 лет Мой ребёнок гиперактивен Мой ребёнок – младший школьник Мой ребёнок — подросток Я умею общаться с гиперактивными детьми Педагогика – моё призвание
Мини-лекция«Что такое гиперактивность»
«Гипер…» –(от греч. над, сверху) – составная часть сложных слов, указывающая напревышение нормы. Слово «активный» пришло в русский язык из латинского иозначает «действенный, деятельный». Внешние проявления гиперактивности:отвлекаемость, невнимательность, импульсивность, повышенная двигательнаяактивность. Часто таким детям сопутсвуют проблемы во взаимоотношениях сокружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. Как правило в основесиндрома гиперактивности лежит ММД (минимальная мозговая дисфункция), это могутбыть генетические факторы, родовые травмы, инфекционные заболевания,перенесённые ребёнком в первые месяцы жизни. Добиться того, чтобы такой ребёнокстал послушным и покладистым, ещё не удавалось никому, а научиться жить в миреи сотрудничать с ним – вполне посильная задача. Первый шаг в работе сгиперактивными детьми – выявление такого ребёнка.
Анкета«Признаки импульсивности» (рекомендована научно-методической комиссиейМинистерства образования Украины)
Импульсивныйребёнок
Всегда быстронаходит ответ, когда его о чём-то спрашивают (возможно, и неверный).
У него частоменяется настроение.
Многие вещиего раздражают, выводят из себя.
Ему нравитсяработа, которую можно делать быстро.
Обидчив, ноне злопамятен.
Часточувствуется, что ему всё надоело.
Быстро, неколеблясь, принимает решения.
Может резкоотказаться от еды, которую не любит.
Нередкоотвлекается на занятиях.
Когдакто-нибудь из ребят на него кричит, он кричит в ответ.
Обычноуверен, что справится с любим заданием.
Можетнагрубить учителю, родителям.
Временамикажется, что он переполнен энергией.
Это человекдействия, рассуждать не умеет и не любит.
Требует ксебе внимания, не хочет ждать.
В играх неподчиняется общим правилам.
Горячится вовремя разговора, часто повышает голос.
Легкозабывает поручения старших, увлекается игрой.
Любиторганизовывать, предводительствовать.
Похвала ипорицание действуют на него сильнее, чем на других.
Результаты:суммировать все баллы. 15-20 баллов – высокая импульсивность, 7-14- среднийуровень, 1-6 – низкий уровень.
Правилаработы с гиперактивными детьми
Работать сребёнком в начале дня, а не вечером.
Уменьшитьрабочую нагрузку ребёнка.
Делить работуна более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.
Снизитьтребования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
Использоватьтактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
Договариватьсяс ребёнком о тех или иных действиях заранее.
Даватькороткие, чёткие и конкретные инструкции.
Использоватьгибкую систему поощрений и наказаний.
Предоставлятьребёнку возможность выбора.
Посадитьребёнка во время занятий рядом с взрослым.
Поощрятьребёнка сразу же, не откладывая на будущее.
Оставатьсяспокойным.
Упражнение«Портрет гиперактивного ребёнка».
Игра «Давайтепоздороваемся»
Цель: датьвозможность почувствовать своё тело, снять мышечное напряжение, ощутить себячленом группы.
Содержание:Играющие хаотично передвигаются по комнате в удобном для них темпе инаправлении. По определённому сигналу ведущего каждый участник должен успетьпоздороваться как можно с большим числом играющих. Варианты сигналов ведущего:хлопок в ладоши – надо пожать руку всем возможным партнёрам; звонокколокольчика – погладить по спине партнёра; звук свистка – поздороваться«спинками». Желательно для более эффективного результата игры ввести запрет наразговоры во время выполнения задания.
Мини-лекция«Как выявить гиперактивного ребёнка».
Диагноз«синдром гиперактивности» ставит невропатолог, и у некоторых детей в мед.картеэто отмечено. В таких случаях можно сразу начать соответствующую диагнозукоррекционную работу. Если диагноз отсутствует, а у ребёнка день за днёмпроявляются отдельные признаки гиперактивности, тогда взрослые проводятдополнительное целенаправленное наблюдение за ними Поведение гиперактивныхдетей может быть внешне похожим на поведение детей с повышенной тревожностью.
Критерии первичнойоценки проявлений гиперактивности и тревожности у ребёнкаКритерии оценки Гиперактивный ребёнок Тревожный ребёнок Контроль поведения Постоянно импульсивен Способен контролировать поведение Двигательная активность Постоянно активен Активен в определённых ситуациях Характер движений Лихорадочный, беспорядочный Беспокойные, напряжённые движения
Американскимипсихологами разработаны критерии выявления гиперактивного ребёнка, которыепомогут в практической работе.
Критериигиперактивности (схема наблюдений за ребёнком):
Дифицитактивного внимания: непоследователен, ему трудно удерживать внимание; неслушает, когда к нему обращаются; с большим энтузиазмом берётся за задание, нотак и не заканчивает его; испытывает трудности в организации; часто забывчив;часто теряет вещи; избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.
Двигательнаярасторможенность: постоянно ёрзает; проявляет признаки беспокойства (барабанитпальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-нибудь); спит намногоменьше, чем другие дети, даже в младенчестве; очень говорлив.
Импульсивность:начинает отвечать, не дослушав вопроса; не способен дождаться своей очереди,часто вмешивается, перебивает; плохо сосредоточивает внимание; не можетконтролировать и регулировать свои действия, поведение слабо управляетсяправилами.
Если ввозрасте до 7 лет проявляются хотя бы 6 из перечисленных признаков, можнопредположить (но не поставить диагноз), что ребёнок гиперактивен.
Упражнение«Как выявить гиперактивного ребёнка»
Данноеупражнение предназначено: вариант 1 – для педагогов, психологов, дефектологов;вариант 2 – для родителей гиперактивных детей. Тренер выбирает вариант,соответствующий контингенту. Если группа смешанная, то одна подгруппа выполняетзадания для педагогов, другая – для родителей.
Поскольку длягиперактивных детей свойственна вариативность поведения, то наблюдения за нимитолько в школе или домашних условиях может оказаться недостаточно. В этомслучае необходима дополнительная информация о ребёнке. Для получения такойинформации надо побеседовать с его родителями. Во время беседы следует задаватьвопросы, которые дополняют информацию о ребёнке. Для выполнения упражнениягруппа делится на пары, каждой паре выдаётся карточка со списком вопросов дляродителей или педагогов. Каждая пара разыгрывает следующую ситуацию: один изучастников играет роль родителя, другой – роль педагога. «Педагог» выбирает изсписка вопросы, которые кажутся ему наиболее информативными с точки зренияповедения ребёнка и в то же время корректными по отношению к родителям. Парыработают 5-7 мин. По окончании проводится групповое обсуждение.
Игра «Стомячей».
Цель: играспособствует развитию навыка распределения внимания, умения устанавливатьконтакт с окружающими.
Содержание:игра проводится в несколько этапов. Одно из главных условий – играть молча.
1 этап. Всеучастники встают в круг. В руках у ведущего мяч. Он бросает его кому-либо изиграющих, предварительно «договорившись» с ним взглядом. Тот, кто поймал мяч,перебрасывает его ещё кому-либо, тоже предварительно «связавшись» с нимвзглядом и т.д. Задача играющих – поймать взгляд партнёра и не допуститьпадения мяча на пол. Переход ко 2 этапу возможен лишь тогда, когда участникиотработают навык невербального общения при передаче мяча.
2 этап. Играпроводится точно так же, как и на 1 этапе, только ведущий вводит ещё один,дополнительный мяч, тем самым усложняя проведение игры. На последующих этапах вигре может использоваться 3,4,5 и т.д. мячей. В этом случае также необходимо недопустить падения хотя бы одного мяча на пол. Если же мяч всё-таки упал,количество мячей сокращается на один.
Мини-лекция«Как помочь гиперактивному ребёнку».
Помня обиндивидуальных особенностях гиперактивных детей, целесообразно работать с нимив начале дня, а не вечером, в начале урока, а не в конце, уменьшить их рабочуюнагрузку, делать перерывы в работе. Перед началом работы (занятий, мероприятия)желательно провести индивидуальную беседу с таким ребёнком, заранее оговоривправила, за выполнение которых ребёнок получает вознаграждение (не обязательноматериальное). Гиперактивного ребёнка необходимо поощрять, например, каждые15-20 мин. выдавать ему жетоны, которые в течение дня он может поменять нанаграды: право идти на прогулку в первой паре, дежурство во время обеда, дополнительноевремя для игры, совместная прогулка с родителями, совместное чтение, взависимости от особенностей и желания конкретного ребёнка. Взрослому необходимопомнить, что инструкции гиперактивному ребёнку должны быть очень чёткими икраткими (не более 10 слов). Сохранять спокойствие.
Гиперактивныйребёнок физически не может длительное время внимательно слушать педагога,спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы. Сначала нужно обеспечить тренировкутолько одной функции. Например, если вы хотите, чтобы он был внимательным,выполняя задание, постарайтесь не замечать, что он ерзает и вскакивает с места.Получив замечание, ребёнок постарается какое-то время вести себя «хорошо», ноуже не сможет сосредоточиться на задании. В другой раз, в подходящей ситуации,вы можете тренировать навык усидчивости и поощрять ребёнка только за спокойноеповедение, не требуя в тот момент активного внимания. Если у ребёнка высокапотребность в двигательной активности, нет смысла подавлять её. Лучшепопытаться научить его выплёскивать энергию приемлемым способом: занимаясьплаванием, легкой атлетикой, танцами, футболом. Интересно, что ребёнок, работаяодин на один со взрослым, не проявляет признаков гиперактивности и гораздоуспешнее справляется с работой.
Психологизаметили: чем более драматичен, театрален педагог, тем легче он справляется спроблемами гиперактивного ребёнка, которого влечёт всё новое, неожиданное.Необычность поведения педагога меняет психологический настрой ребёнка, помогаетпереключить его внимание на нужный предмет. В процессе обучения, особенно напервых порах, гиперактивному ребёнку очень трудно следить за аккуратностью иодновременно выполнять задание. Поэтому в начале работы педагог может снизитьтребовательность к аккуратности. Это позволит сформировать у ребёнка чувствоуспеха. Детям необходимо получать удовольствие от выполнения задания, у нихдолжна повышаться самооценка. Гиперактивным детям сложнее переключаться содного вида деятельности на другой, даже если этого требует учитель. Поэтомувзрослому необходимо договариваться с ребёнком заранее, подготавливая его ксмене рода занятий.
Системапоощрений и наказаний должна быть гибкой. Гиперактивный ребёнок не умеет долгождать, поэтому поощрения должны носить моментальный характер и повторятьсячерез 15-20 мин.
Упражнение«Инструкция»
Ведущийвызывает из группы одного желающего – водящего. Ему вручается лист с заранеенарисованными фигурами. Задача водящего – в течение одной минуты дать чёткиеуказания группе, в результате которых у каждого участника должно бытьвоспроизведено изображение с листа водящего. Затем ведущий просит всехучастников поднять листы с выполненным заданием, проходя по кругу с ихэталоном. Тогда каждый участник сам сравнивает свою работу с эталоном(приложение №17, с. 180). После выполнения упражнения участники обсуждают,точно ли ими выполнена инструкция водящего. Как правило, большинство участниковдопускают ряд ошибок. В этом случае группа выявляет причины неточноговыполнения задания и совместно формулируют чёткую, лаконичную инструкцию. Затемучастники отрабатывают в парах навык формулировки указаний. Каждый участникпары рисует на листе любую несложную картинку. Затем один играющий даёт второмууказания, что и в какой последовательности рисовать. После завершения работыполученный рисунок сравнивается с первоначальным вариантом. Затем участникименяются ролями. По окончании выполнения упражнения проводится обсуждение вгруппе. Каждый (по возможности) участник по кругу отвечает на вопросы: удалосьли выполнить задание партнёра, что помогло и что мешало его выполнению.
Мини-лекция«Как играть с гиперактивными детьми».
При подбореигр (особенно подвижных) следует учитывать такие индивидуальные особенностидетей, как неумение длительное время подчиняться групповым правилам, быстраяутомляемость, неумение выслушивать и выполнять инструкции. В игре им труднодождаться своей очереди и считаться с интересами других.
«Клубочек».
Цель:обучение ребёнка одному из приёмов саморегуляции
Содержание:Расшалившемуся ребёнку можно предложить смотать в клубочек яркую пряжу. Размерклубочка с каждым разом может становиться всё больше и больше. Взрослыйсообщает ребёнку, что этот клубочек не простой, а волшебный. Как только ребёнокначинает его сматывать, так сразу же успокаивается. Когда подобная игра станетдля ребёнка привычной, он сам обязательно будет просить взрослого дать ему«волшебные нитки» всякий раз, как почувствует что он огорчён, устал или«завёлся».
«Бездомныйзаяц»
Цель: играспособствует развитию быстроты реакции, отработке навыков невербальноговзаимодействия с детьми.
Содержание: Вигре принимают участие от 3 до 10 человек. Каждый игрок – заяц – чертит вокругсебя мелком круг диаметром примерно 50см. Расстояние между кругами – 1-2м. Одиниз зайцев – бездомный. Он водит. Зайцы должны незаметно от него (взглядами,жестами) договориться о «жилищном обмене» и перебежать из домика в домик.Задача водящего – во время этого обмена занять домик, оставшийся на минутку безхозяина. Тот, кто остался бездомным, становится водящим.
«Чтонового»
Цель:развитие умения концентрировать внимание на деталях.
Содержание:Взрослый рисует мелом на доске любую геометрическую фигуру. К доске по очередиподходят дети и пририсовывают какие-либо детали, создавая картинку. В то время,когда один ребёнок находится у доски, остальные закрывают глаза и, открывая ихпо команде взрослого, говорят, что изменилось. Чем дольше длиться игра, темсложнее искать новые детали.
«Золотаярыбка»
Цель: Этаподвижная игра развивает быстроту реакции, способствует развитию координациидвижений
Содержание: Всеучастники встают в круг, плотно прижавшись друг к другу плечами, бёдрами,ногами, взявшись за руки. Это – сеть. Водящий – золотая рыбка – стоит в кругу.Его задача – выбраться из круга. А задача остальных – не выпустить рыбку. Есливодящему очень долго не удаётся выбраться из сети, взрослый может попроситьдетей помочь рыбке.
«Разговорс руками»
Цель: научитьдетей контролировать свои действия
Если ребёнокподрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такуюигру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживитьладошки – нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашамипальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как васзовут?», «Что вы любите делать?», «Чего не любите?», «Какие вы?». Если ребёнокне подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важноподчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, чтоименно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно«заключением договора» между руками и хозяином. Пусть руки пообещают, что втечение 2-3 дней они постараются делать только хорошие дела: мастерить,здороваться, играть и не будут никого обижать. Если ребёнок согласится на такиеусловия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо сновапоиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похваливпослушные руки и их хозяина.
«Разговорс телом»
Цель: учитьребёнка владеть своим телом.
Ребёнокложиться на пол на большой лист бумаги или кусок обоев. Взрослый карандашомобводит контуры фигуры ребёнка. Затем вместе с ребёнком рассматривает силуэт изадаёт вопросы: «Это твой силуэт. Хочешь мы можем разрисовать его? Каким быцветом ты хотел разукрасить свои руки, ноги, туловище? Как ты думаешь, помогаетли тебе твоё тело в определённых ситуациях, например, когда ты спасаешься отопасности и др.? Какие части тела тебе особенно помогают? А бывают такиеситуации, когда твоё тело подводит тебя, не слушается? Что ты делаешь в этом случае?Как ты можешь научить своё тело быть более послушным? Давай договоримся, что тыи твоё тело будут стараться лучше понимать друг друга».
Игры спеском и водой.
Специалистысчитают, что игры с песком и водой просто необходимы для гиперактивных детей.Такие игры успокаивают ребёнка.
«Археология»
Цель:развитие мышечного контроля.
Содержание:Взрослый опускает кисть руки в таз с песком или крупой и засыпает её. Ребёнокосторожно «откапывает» руку – делает археологические раскопки. При этом нельзядотрагиваться до кистей руки. Как только ребёнок коснётся своей ладони, он тутже меняется ролями со взрослым.
«Шариковыебои»
Цель:развитие координации движений.
Содержание: Втаз с водой опускают несколько каучуковых шариков, такое же количество шариковребёнок держит в руке. Отойдя на расстояние 0,5-1м. от таза, ребёнок сбивает«мокрые» шарики «сухими». Если «мокрый» шар сбит, то его вынимают из воды, еслине сбит, то «сухой» шар остаётся в воде. Игра закончена тогда, когда тазстановится пустым. В дальнейшем ребёнок может совершенствовать свой результат,проверяя по секундомеру.
«Послушайтишину»
Цель:развивать внимание гиперактивного ребёнка и умение владеть собой.
Содержание:По первому сигналу колокольчика дети начинают бегать по комнате, кричать,стучать и т.д. По второму сигналу они должны быстро сесть на стулья иприслушаться к тому, что происходит кругом. Затем дети по кругу рассказывают,какие звуки они услышали.
«Колпакмой треугольный»
Цель: играпомогает научиться концентрировать внимание, способствует осознанию ребёнкомсвоего тела, учит управлять движениями и контролировать своё поведение.
Играющиесидят в кругу. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному словуиз фразы: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак». Во 2 кругу фразаповторяется снова, но дети, которым выпадает говорить слово «колпак» заменяютего жестом (например, 2 лёгких хлопка ладошкой по своей голове). В следующийраз уже заменяются 2 слова: слово «колпак» и слово «мой» (показать рукой насебя). В каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а«показывают» на одно больше. В завершающем кругу дети изображают только жестамивсю фразу.
«Морскиеволны»
Цель: научитьдетей переключать внимание с одного вида деятельности на другой, способствоватьснижению мышечного напряжения.
Если взрослыйдаёт команду «Штиль!», все дети в классе «замирают». Когда раздаётся команда«Волны», дети по очереди встают за своими партами. Сначала встают те дети,которые сидят за первыми партами. Через 2-3 сек. поднимаются сидящие за вторымии т.д. Как только очередь доходит до обитателей последних парт, они встают ивсе вместе хлопают в ладоши, после чего дети, вставшие первыми садятся и т.д.Закончить игру надо командой «Штиль!».
Игра«Черепаха».
Цель:научиться контролировать свои движения.
Тренер встаёту стены помещения, остальные участники распологаются вдоль противоположнойстены. По сигналу ведущего они начинают движение. Далее тренер говорит:«Представьте себе, что все мы – черепахи. Я – большая черепаха, а вы –маленькие черепашки. Я пригласила вас в гости на день рождения. Я жду вас вгости. Но вот беда: праздничный торт ещё не готов. По моей команде вы можетеидти ко мне, нигде не останавливаясь. Помните: вы – черепашки и должны идти какможно медленнее, чтобы дойти только в тот момент, когда торт будет уже готов».Тренер следит, чтобы никто не останавливался и не спешил. Через 2-3 мин. ондаёт новый сигнал, по которому все «замирают». Побеждает тот, кто оказалсядальше всех от черепахи – именинницы. Обсуждение.
Упражнение«Заполни таблицу»
Группыделятся на 3-4 подгруппы, каждая из которых должна заполнить таблицу игр,рекомендованных на отработку одной, двух, трёх слабых функций гиперактивногоребёнка.Название слабой функции Индивидуальная игра Групповая игра внимание Мышечный контроль импульсивность Внимание + мышечный контроль Внимание + импульсивность Мышечный контроль + импульсивность Внимание + мышечный контроль + импульсивность
Игра«Маленький зверёк»
Цель: датьвозможность взрослым почувствовать, как с помощью игровых приёмов можноосуществлять мышечный контроль.
Содержание:Тренер просит участников закрыть глаза, после чего тихим спокойным голосомпроизносит текст: «Положите, пожалуйста, руки на колени, соединив ладонивместе. Представьте, что вы держите в руках маленького пушистого зверька. Этоможет быть котёнок, щенок, птичка и т.д. Он такой крохотный, что свободнопомещается у вас в ладонях. Он засыпает, поэтому вы стараетесь сидеть бездвижений, чтобы не разбудить его. Если кому-то очень хочется погладить своегозверька, сделайте это осторожно, лёгким движением больших пальцев рук. Мысленноуспокойте зверька, скажите ему что-нибудь ласковое, улыбнитесь ему.Почувствуйте, как его становится более ровным, медленным, спокойным, и вы тожедышите в такт с ним. Осторожно переложите зверька на тёплое одеяло, котороенаходится рядом с вами (на соседнем стуле), убедитесь, что зверёк в полнойбезопасности, улыбнитесь ему ещё раз. Теперь можете открыть глаза».
Обсуждение:тренер задаёт вопросы о том, что чувствовал каждый из участников, выполняяданное упражнение? Трудно было сидеть неподвижно в течение его выполнения? Еслибы участник получил инструкцию «Сидеть неподвижно 3 мин», что бы он чувствовалво время выполнения инструкции? А после завершения такого упражнения? Затемтренер знакомит участников с детским вариантом данной игры.
Мини-лекция«Как работать с родителями гиперактивного ребёнка».
Частородители гиперактивного ребёнка испытывают чувство вины за его поведение,особенно в общественных местах, а иногда они просто не знают, что делать в тойили иной ситуации. В этом случае прежде всего нужно тактично разъяснить им, чторебёнок не виноват ни в чём. И поэтому многочисленные окрики и замечаниявзрослых, частые запреты (особенно на двигательную активность) не приведут кулучшению поведения, а со временем только осложняет взаимодействие ещё больше.Гиперактивный ребёнок, как никто другой, требует внимания взрослых и чуткогоотношения к нему, поскольку он очень эмоционален и раним. Зачастую снизитьэмоциональное напряжение ребёнка помогают приятные тактильные ощущения,например, поглаживания, массаж, а также ряд игр, описанных в книге ЧистяковойМ.И. «Психогимнастика» («Шалтай-Болтай», «Насос и мяч», «Винт» и др.).
Педагогдолжен стремится установить контакт и доверительные отношения с родителямиребёнка для совместного эффективного сотрудничества. Одна из возможностей дляэтого – ежедневный обмен карточками. Каждый вечер педагог может передаватьродителям письмо – карточку в котором зафиксированы даже самые незначительныедостижения ребёнка в течение дня. Родители по желанию могут поощрить его за это(например, разрешить ему на 10 мин. дольше гулять и др.). Утром следующего днямама или папа приносят педагогу аналогичную карточку с информацией о том, чтоудалось ребёнку хорошо сделать дома. Таким образом, устанавливается контактмежду педагогом и родителями, а, главное, у ребёнка формируется чувствоуверенности в себе, повышается самооценка.
Упражнение«Письмо – карточка».
Содержание: группаделится на тройки, один участник берёт на себя роль педагога, другой – рольродителя, третий – роль наблюдателя. В течение 10 мин. они обмениваютсяписьмами – карточками, в которых отмечают достижения ребёнка. Причём,письменный диалог должен протекать спонтанно, без предварительного обсуждения спартнёром. По истечении времени выполнения задания супервизор (наблюдатель)делится своими впечатлениями (возможно, зафиксированными на бумаге) и даётрекомендации той или другой стороне. После проведения всего упражненияцелесообразно в группе обсудить, какие записи в письме – карточке вызвалираздражение, показались некорректными, а какие из них способствовали проведениюэффективного диалога, помогли получить нужную информацию о ребёнке и узнать егосильные стороны.
Мини –лекция «Игры для родителей с детьми. Пальчиковые игры».
Гиперактивныедети непоседливы, а их руки часто находятся в постоянном, иногда бесцельномдвижении, поэтому полезно обучить этих детей специальным играм, которые бынаправили избыточную активность в нужное русло. С этой целью можноиспользовать, например, пальчиковые игры. М. Рузиной собран и адаптирован целыйряд игр (приложение №20, с. 183).
Психологическийпрактикум.
18. Обратнаясвязь.
2.Ответы навопросы.
1.Необязательно подвергать Витю гипнозу или кодировке, но я считаю, что егонеобходимо показть специалистам и провести соответствующее лечение, т.к. еслиэтого не сделать у него может сформироваться зависимость.
2.Во-первых,как правило это проблемы в семье, в учебе, недостаток родительского внимания,опеки, помощи.
Во-вторых,безнадзорность.
3. Во-первых,поговорить еще раз с матерью, посоветовать показать сына специалистам,предупредить о последствиях её действий. Во-вторых привлечь социальные службы,органы опеки и службу по делам несовершеннолетних. А также быть болеетребовательным к своим ученикам, привлекать их к различным кружкам, секциям,клубам, предоставлять им больше творческих заданий.
Литература
1.Бардиер Г., РомазанИ., Чередникова Т. Я хочу! СПб.,1993.
2.Гилберг К., Питере Г.Аутизм. Медицинские и педагогические аспекты. СПб., 1998.
3.Захаров А, И. Как помочьнашим детям избавиться от страха. СПб., 1995.
4.Изард К.Э. Психологияэмоций. СПб., 1999.
5.Коротаева Е.В. Хочу,могу, умею. М.,1997
6.Клюева Н.В., КасаткинаЮ.В. Учим детей общению. Ярославль, 1997.
7.Кряжева Н.Л. Развитиеэмоционального мира детей. Ярославль, 1997.
8.Кэмпбелл Р. Каксправляться с гневом ребенка. СПб., 1997.
9.Лаврентьева Г. П.,ТитаренкоТ.М. Практическая психология для воспитателя. Киев, 1992.Аутичныйребенок: Пути помощи., М, 1997.
10.Новикова Е.В., КочубейБ. И. Эмоциональная устойчивость школьника. М., 1998.
11.Никольская О.С.,Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М., 1997.
12.Окленде В. Окна в мирребенка. М., 1997.
13.Программыпсихологической коррекционно-развивающей работы в образовательных учреждениях /Под ред. И.О. Зиновьевой. Спб., 1999.
14.Психологическийсловарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М., 1997.
15.Фопель К. Как научитьдетей сотрудничать? Часть 1. М., 1998.
16.Фопель К. Как научитьдетей сотрудничать? Часть 2. М., 1998.
17.Фопель К. Как научитьдетей сотрудничать? Часть 3. М., 1998.
18.Фурманов И.А. Детскаяагрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск,1996.
19.Чистякова М.И.Психогимнастика. М., 1990.
20.Шевченко Ю.С.Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом. М.,1997.
21.Видеокурс практическойпсихологии. Центр практической психологии “Катарсис”. М., 1998. (Материалывидеокассет: Как работать с агрессивными детьми? Как работать с тревожным-си идепрессивными детьми? Как работать с гиперактивными и невнимательными детьми).