Введение
I.Изучение межличностных отношений в коллективе и диагностика неуставногоповедения
II. Профилактика — основное средство предупреждения неуставныхвзаимоотношений
Заключение
Приложения
Список использованной литературы ВВЕДЕНИЕ
Множество проблем существует сегодня в нашей стране и в Вооруженных Силах.Некоторые из армейских проблем возможно решить только на Государственномуровне, другие на уровне Министерства Обороны, третьи возможно решить силамикомандиров и личного состава. Проблема неуставных взаимоотношений относится ктому типу, которые должны решаться на всех упомянутых уровнях.
Падение моральных устоев в последнее время усиленное политическим иэкономическим кризисом, вылилось ростом преступности, захлестнуло волнойбезнравственности, бездуховности и нигилизма. Особо ранима в этих условияхмолодежь. Эта болезнь, поразившая все наше общество и нашедшая себе место вармии, в экстремальных уловиях воинской службы, выразилась в неуставныхвзаимоотношениях между военнослужащими. Сюда можно отнести неповиновение,злоупотребление властью, оскорбление, насилие, так называемые«дедовщину», ущемление прав и достоинства отдельных национальностей идругие негативные явления во взаимоотношениях в воинских коллективах.
Можно ли избежать их? Если нет, то хотя бы свести до минимума. Что можетсделать каждый командир для утверждения в солдатской казарме нормальныхчеловеческих отношений? На эти и некоторые другие вопросы я попытался ответитьисходя из опыта своей службы, на основании наблюдений и выводов, сделанныхпосле изучения многочисленной литературы по данному вопросу.
Решение проблемы, как мне видится, можно условно разделить на дванаправления. Во-первых: изучение личности воина, межличностных отношений ввоинских коллективах, диагностика неуставного поведения военнослужащих.Во-вторых: работа по профилактике и предупреждению неуставных взаимоотношений,реагирование на случаи их проявления и устранение их последствий. I. ИЗУЧЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ И ДИАГНОСТИКА НЕУСТАВНОГОПОВЕДЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ.
Целью диагностики неуставного поведения является профилактика, ограничения,предупреждения моральных и физических оскорблений личности военнослужащего, винтересах создания здоровой нравственной атмосферы в воинских коллективах.
Одно из величайших заблуждений при суждениях о человеке в том, что мыназываем, определяем человека умным, глупым, добрым, злым, сильным, слабым, ачеловек есть все ...
Л.Н.Толстой
Индивидуальность воина, ее естественнонаучные основы, социальная природа ипроявления в повседневной жизни — предмет особого интереса для каждогокомандира. Социальные качества человека обнаруживаются в его личности, котораясвязывает воедино различные психические процессы индивида и сообщает егоповедению необходимую последовательность и устойчивость.
Поведение человека, вплоть до простейшего, ближайшего поступка рождается изпотребностей. Отражение мозгом какой-либо актуальной потребности и вероятностиеё удовлетворения является эмоцией. Низкая вероятность реализации потребностиведет к возникновению отрицательных эмоций. Возрастание вероятности посравнению с ранее имевшимся прогнозом удовлетворения порождает положительныеэмоции.
Таким образом, потребности представляют основу и движущую силу человеческогоповедения, его побуждения и цель. Для командира это положение означает: анализиндивидуальности подчиненного начинается с уяснения его социальныхпотребностей. При этом особое предпочтение следует отдавать потребности самоутвержденияличности, ибо она является стержнем, вокруг которого строится человеческоеповедение.
Поскольку эмоции обладают определенным потенциалом влияния на конкретныйвыбор в иерархии потребностей, то открывается возможность целенаправленноговоздействия на сферу потребностей, прежде всего на те, которые представляютнаибольшую ценность как для формирования личности воина, так и для развития,сплочения коллектива. Однако необходимо иметь в виду, что потребности нельзя ниуничтожить, ни насадить.
Как только офицер становится во главе воинского подразделения возникаетчрезвычайно сложный вопрос: как разных, прошедших свою жизненную школу людей,имеющих неодинаковую подготовку, отличающихся характером, темпераментом,физическим развитием, объединиить в боеспособный коллектив. Это задача сомногими неизвестными. Одна из них профилактика, предупреждение неуставногоповедения.
Диагностика в данном случае рассматривается как способность командирараспознавать предпосылки к неуставным взаимоотношениям, выявлять причины ихвозникновения и живучести, прогнозировать тенденции в поведении военнослужащих,предотвращать физические оскорбления, глумления и издевательства. Офицер,диагностируя взаимоотношения, опирается на глубокие знания индивидуальныхособенностей подчиненных, использует рекомендации педагогики, психологии,учитывает свой служебный опыт, практику командиров, начальников, социологов,психологов, юристов.
При изучении индивидуальных особенностей молодых воинов важно выявить ихсоциальные потребности. Сюда относится потребность военнослужащего в признанииего как личности, потребность занимать определенный статус в официальнойструктуре подразделения и в неофициальных микроформированиях. Такие потребностижизненно важны для каждого воина, а тем более молодого.
Работа с молодыми воинами свидетельствует о том, что для них с первого дняслужбы важно знать, каким масштабом они будут «измеряться» в этомколлективе.
Первое общение с молодым воином всегда памятно для него. Командиру важнопомнить, что он молниеносно анализирует информацию командира в ходе беседы сточки зрения воздействия на чувство собственного достоинства: ущемляется оноили поддерживается. По каким из этих двух каналов пойдет информация, зависит впоследующем поведение военнослужащего. ущемление чувства достоинства подтолкнетвоина на поиск защитника. Чаще всего таким временным успокоителем являетсястарослужащий. Он, ссылаясь на свой горький опыт, советует не обращаться втрудную минуту за помощью к офицерам, а искать защиту у наиболее «авторитетных»«дедов».
В интересах диагностики поведения военнослужащих применяются методы:наблюдения, беседы, анализа документов, социалогического опроса, социометрию идр.
Наблюдение — целенаправленное восприятие поведенческих характеристиквоеннослужащего, обусловленное задачей выявления предрасположенности кнеуставным взаимоотношениям.
Этот метод предполагает регистрацию, фиксацию особенностей поведениявоеннослужащего в ходе общения, делового взаимодействия с товарищами назанятиях по боевой и гуманитарной подготовке, особенно в нестандартныхситуациях, неофициальной обстановке. Руководствоваться при наблюдениинеобходимо следующими критериями: характер взаимодействия, уровеньвзаимопонимания, наличие одобрений и упреков, готовность к взаимопомощи илинедоброжелательность.
Оно должно быть планомерным, систематичным и целеустремленным. Такоенаблюдение позволяет увидеть и зафиксировать изменения, динамику развитияповеденческих характеристик, помогает изучить скрытые на первый взгляд процессычерез прямой контакт с воином в различных служебных и внеслужебных ситуациях.
В интересах диагностики неуставного поведения командир подразделениясоставляет программу наблюдения. Она включает: подбор, расстановку,инструктирование офицеров, младших комндиров, активизацию воздействий(индивидуальных и общественных) на военнослужащего, предрасположенного кантиуставным проявлениям.
Иэвестнуюоль роль в выявлении деформаций во взаимоотношениях воинов вовзаимоотношениях может играть беседа. Первую беседу с солдатом командир долженстремиться провести как можно раньше, в первый же день прибытия воина вподразделение. В целях изучения личности прибывшего, такая беседа дастнаилучший результат. Итог беседы записывается в рабочую тетрадь, а в дальнейшемпри систематическом их проведении результаты сравниваются, делаются выводы, авозможно и прогнозы.
Однако возможности беседы ограничены. Боязнь «разоблачения»состоявшегося разговора с офицером побуждает некоторых солдат к сокрытиюнегативных явлений и фактов. Кроме того, опасаясь получить ярлык«информатора», «доносчика» и быть отвергнутым, групповойчеловек, как правило, ведет себя в беседе неискренне.
Анализ документов позволяет на основе зафиксированной информации сделатьпредположение о склонности некоторых военнослужащих к отклоняющемуся поведениюв общении с товарищами. В совокупности с методами наблюдения, беседы и другимиметодами выявления предрасположенности к неуставным действиям он даетположительные результаты.
К наиболее информативным документам относятся: автобиография; характеристика военного комиссариата; заключение медицинского учреждения; психолого-педагогический дневник командира подразделения, в котором солдат ранее проходил службу; листы нарядов; сержантские книжки; журнал боевой подготовки; служебная карточка; отчеты по дисциплинарной практике и др.
Получить интересующую информацию кратким и эффективным способом позволяетопрос военнослужащих. Это еще один важный метод диагностики поведениявоеннослужащих. Его, как правило, проводят штатные психологи, социологи,юристы, но это под силу и любому инициативному командиру.
Цель опроса — выявить в коллективе, особенно в период прибытия молодогопополнения, основную направленность отношений старослужащих к прибывшим воинам,их намерения в обучении и оказании помощи в становлении новичков. Кроме этоговажно знать настрой самих молодых солдат, их интерес к службе.Простейшая формаопросника, который позволяет получить определенную информацию о характеревзаимоотношений в подразделении приведен в приложении 1.
На основе информации, полученной в процессе опроса и с помощью другихметодов диагностики, вырабатывается план работы по предотвращению неуставныхвзаимоотношений.
Значительными возможностями по сравнению с остальными методами диагностикирасполагает социометрия — совокупность приемов и средств, используемых дляизучения групповой динамики (авторитетность, лидерство, сплоченность и т.п.).Для выявления в коллективе «неуставщины» методом социометриинеобходимо выбрать социометрический критерий, изготовить социометрическиекарточки по числу членов группы и список группы. Вариант социометрическойкарточки, социоматрицы и социограмм дружеских связей и антипатий приведен вприложении 2.
Порядок проведения исследования: каждому члену группы выдаетсясоциометрическая карточка и при необходимости список личного составаподразделения. С обследуемыми проводится инструктаж о порядке работы и правилахзаполнения социометрической карточки. По окончании исследований списки икарточки собираются, полученный материал обобщается, строятся социоматрицы исоциограммы.
Анализируя социограммы, делается вывод о наличии микрогрупп, дружественныхсвязей и антипатий между солдатами.
Ранняя диагностика конфликтов во взаимоотношениях между военнослужащимидовольно сложное и многотрудное дело. Но оно перспективно при условииотлаженной организации управления процессами, происходящими в воинскомколлективе.
Приостановить конфликт в зародыше — это значит психолого-педагогическими,административными мерами снять или уменьшить отрицательные эмоции,раздражительность у противоборствующих сторон. В значительной мере этомуспособствует эффективное и справедливое стимулирование труда военнослужащихпоследнего (предпоследнего) периода службы, чуткое и внимательное отношение кмолодому пополнению части. II. ПРОФИЛАКТИКА — ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НЕУСТАВНЫХВЗАИМООТНОШЕНИЙ.
В Вооруженных Силах РФ пользуются разработанной ранее методикой поэтапнойпрофилактики неуставных взаимоотношений. Реализация ее требованийосуществляется путем последовательного решения конкретных задач на различныхэтапах работы с личным составом. Безусловно, успех этой работы во многомзависит от своевременности ее проведения. Как и любой физический недуг,нравственный недуг — искажение норм взаимоотношений между людьми — легчепредупредить или вылечить на начальном этапе, нежели бороться с хроническимзаболеванием, давшим множество осложнений.
Воспитание человека начинается еще до его рождения и продолжается напротяжении всей его жизни. Начало воинского воспитания знаменуется призывоммолодого человека на службу в Вооруженные Силы, продолжается на всем еепротяжении и заканчиваеся после его увольнения.
Первыми офицерами, которые встречают призывника, являются офицеры военныхкомиссариатов. Их основная задача заключается в активном формировании упризывников коллективистских качеств, правильном представлении об уставномпорядке в воинских коллективах, профилактической воспитательной работе средиюношей, склонных к негативным образцам поведения.
По прибытию в часть главное внимание должно уделяться правильномуформированию у воинов первичных навыков в выполнении служебных обязанностей. Впервые дни необходимо изучить требования законов и воинских уставов овзаимоотношениях в воинских коллективах, разъяснить, как вести себя в техслучаях, когда кто-либо из сослуживцев посягает на их достоинство. На этомэтапе воспитательной работы с молодыми воинами офицерам следует обеспечитьобстановку внимания и доброжелательности, проявлять постоянную заботу оподчиненных, чуткость и такт во взаимоотношениях. Всем случаям сквернословия,грубости, оскорблений со стороны сержантского состава и солдат более раннихсроков службы должен бытьдан беспощадный отпор. Тем самым добиться твердойуверенности подчиненных в соблюдении принципа справедливости и равнойответственности за соблюдение дисциплины и правопорядка.
Показательным примером необходимости опеки молодых воинов в начальный этапих службы может послужить случай, произошедший в в/ч 73420 г.Волжского, где яначинал службу. Прибывшее молодое пополнение разместили в клубе дляраспределения по подразделениям. По чьейто халатности там не осталось ни одногоофицера и уже через несколько минут старослужащие выносили из клуба отобранныеу молодежи продукты, вещи, гражданскую одежду. Злоумышленников удалосьостановить. Очень неуютно чувствовали они себя перед строем части, когдапришлось возвращать отобранное законным владельцам. Этот случай оказал огромноевоспитательное воздействие и на молодых воинов, и на старослущащих. Первыеукрепились в вере в стремлении командиров к социальной справедливости, вторых,по крайней мере, в течении нескольких дней не было и видно около клуба части.
На начальном этапе службы особое внимание необходимо уделить изучениюмолодых воинов, которые вступают в пререкания, болезненно реагируют назамечания, либо отличаются замкнутостью, становятся объектом шуток и насмешек,испытывают острую тоску по дому.
К активной воспитательной работе в подразделении необходимо привлекать всекатегории командиров, актив, передовых воинов. От сержантского составадобиваются равной требовательности к молодым воинам, решительно пресекаютсяпопытки психологического давления на младших командиров со стороны солдат исержантов более ранних сроков призыва из других подразделений для полученияпослаблений землякам, знакомым и т.д. Объектом воспитания на этом этапеявляются не только новобранцы, но и воины других призывов.
Огромную роль в воспитании и изучении личного состава играет торжественноепринятие Военной присяги. В этот день предоставляется прекрасная возможностьдля встречи командиров с родителями воинов. Очень важно проинформироватьродителей об условиях воинской службы, организации быта, напомнить онеобходимости сообщать в часть о случаях получения тревожных писем от сыновей идругих фактах, способных отрицательно повлиять на отношение воина к службе. Вто же время необходимо больше узнать о жизни их сына, его учебе и работе дослужбы, характере, планах, намерениях и т.д. Желательно поддерживать связи сродителями на протяжении всей службы их сына.
Опыт службы в должностях командира взвода и роты подтверждает высокуюэффективность воздействия на личность воина ведения личной переписки с егородителями. Значительные затраты времени практически всегда приносили хорошийрезультат.
Командиру важно иметь в виду, что в начале службы у воинов активноскладываются межличностные связи. В интересах воспитания дружбы между воинамиразличных национальностей целесообразно равномерно укомплектовывать все подразделениясолдатами и сержантами различных национальностей. Необходимо анализировать, ктоиз земляков уже служит в данной части, на чем складываются их контакты. Офицерыдолжны сосредоточить свои усилия на работе в микрогруппах, складывающихся наоснове землячества, национальности.
Особое внимание уделяется размещению воинов в подразделении строго поотделениям в соответствии со штатным-боевым расписанием, контролю очередностинарядов, соблюдению графика уборки помещений и территории.
С первых дней службы необходимо выявлять людей склонных кнедисциплинированности, неисполнительности, пререканиям, «лидеров» сотрицательной направленностью. Для них наиболее характерны жестокость, эгоизм,бездуховность, стремление подчинить себе людей, получить привелегии.В целяхобеспечения своего влияния они чаще всего используют насилие или угрозу егоприменения. Обычно «лидер» обладает ложным авторитетом «бывалогопарня», «спортсмена», «знатока современной музыки» ит.п. В его поведении ярко проявляется развязность, заносчивость, грубость,высокомерие, самоуверенность.В выявлении подобных «лидеров»используют индивидуальные и групповые беседы с военнослужащими различныхпериодов службы и национальностей, постоянное наблюдение за поведением воинов,анализ их взаимоотношений. К группе риска относятся, прежде всего,военнослужащие обладающие недостатками воспитания, а именно: ранее судимые и имевшие приводы в милицию; воспитывавшиеся в неблагоприятных условиях, при отсутствии одного или обоих родителей; обладающие ярко выраженными отрицательными чертами характера; имеющие претензии на лидерство.
С другой стороны, ни в коем случае нельзя упускать из вида военнослужащих,имеющих физический или моральный дефект — это потенциальные потерпевшие.
После выявления лиц, склонных к неуставным взаимоотношениям, необходимо взависимости от условий, повторяемости применять следующие виды воздействия:побуждение к самопознанию, обучение планированию поведения,преодоленияситуативных импульсных побуждений, а если эти способы не даютрезультата, то предупреждение в личной беседе, наложение дисциплинарноговзыскания, обсуждение на общем собрании подразделения, привлечение военныхюристов и др.
В сплочении воинских коллективов прежде всего необходимо опираться наопытных и безупречно дисциплинированных воинов последнего периода службы. Неследует допускать послаблений для воинов более ранних призывов, важнопредъявлять одинаковые требования во всем — в большом и малом. Искоренятьмнение, что распорядок дня, соблюдение формы одежды, порядок несения службы,построения, выполнение хозяйственных работ и другие не очень приятныемероприятия становятся для старослужащих необязательны. Не обязательнополучение привелегий и послаблений старослужащими проявляются в явной форме,это может быть замаскировано и завуалировано под «добровольное»взваливание тяжестей службы на себя молодыми воинами.
Основными признаками, свидетельствующими о наличии элементов неуставныхвзаимоотношений, являются: неряшливый внешний вид солдат первого периода службы (грязное рабочее обмундирование, сношенная обувь, старое нательное белье, отсутствие отдельных элементов военной формы одежды); пассивность, замкнутость, уединение молодых воинов в свободное время, в праздничные и выходные дни; выполнение молодыми солдатами наиболее тяжелых и трудоемких хозработ, в том числе в свободное время, стирка, чистка и глажение чужих предметов формы одежды; «добровольное» размещение в неудобных местах при просмотре кинофильмов, телепередач (просмотр стоя); общественная пассивность, нежелание выступать на собраниях с критикой, отсутствие желания идти в увольнение и культпоход; попытка сокрытия различного рода травм, в том числе при медосмотре и др.
Неуставные взаимоотношения основываются на круговой поруке. Глумление ииздевательства замалчиваются не только их исполнителями, но и пострадавшими.Вот почему каждый случай антиуставных взаимоотношений должен быть расследовандо конца. Установить истинное положение и правильно отреагировать на него — значит не допустить преступления или грубого нарушения воинской дисциплины.
Индивидуально-профилактическая работа с каждым воином дополняется комплексоммер коллективно-воспитательного характера. Работу по профилактике неуставныхвзаимоотношений нельзя замыкать только на работе с солдатами. Подбор,воспитание и методические инструктажи офицеров, прапорщиков и сержантов — неотъемлимое условие успеха. Руководитель должен постоянно помнить о высокойответственности за врученные ему судьбы, о необходимости проявленияпедагогического такта и доброжелательности. Необходимо, чтобы каждый знал, чтообстоятельствами, способствующими совершению преступлений и неуставныхвзаимоотношений являются: необдуманные и противоправные действия командиров, наличие недостатков в характере у руководителя, высокомерие; предвзятое либо наоборот снисходительное отношение начальников к подчиненным; недостаток контроля за личным составом; непринятие мер по совершенным преступлениям; слабая организация различных видов служб; пассивность сержантского состава; слабая забота о людях; плохиебытовые условия, некачественное медицинское обслуживание; наличиенеформальных групп с отрицательной направленностью; слабый контроль за документами, печатью войсковой части и др.
Особым предметом разговора являются конфликты, связанные с национальнойпринадлежностью военнослужащих. Можно условно выделить четыре основных группыпричин таких конфликтов: нахождение в воинском коллективе военнослужащего с отрицательными личностными качествами и негативной направленностью, с предубеждением к отдельным национальностям; недостатки и упущения командиров в воспитательной работе с многонациональным личным составом.Отсутствие у руководителей учета национальных особенностей воинов, психологии многонациональных воинских коллективов; упущения и перекосы в организации боевой подготовки, службы войск, в поддержании уставного порядка. Игнорирование в обучении и воспитании воинов индивидуального подхода, фактора межнационального общения солдат, сержантов, прапорщиков и офицеров; отсутствие у командиров достоверной и полной информации о положении дел в коллективе и эффективности управлении процессами, протекающими в сфере межнациональных отношений в подразделении и части.
Для эффективной работы по профилактике конфликтов на национальной основемежду военнослужащими руководящему составу необходимо прежде всего глубокоизучить особенности развития межнациональных отношений, а так же прочно освоитьразличные методы их регулирования, способы своевременного предупреждения дажемелких негативных явлений.
Работа по целенаправленной профилактике неуставных взаимоотношений должнаорганически сочетаться с опытной организацией планомерной боевой учебы,воспитательной работы, постоянной диагностикой складывающихся отношений ввоинском коллективе, формированием уставных взаимоотношений и беспощаднойборьбой с носителями нездоровых традиций в подразделении. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Поддержание в подразделении крепких уставных взаимоотношений является важнымусловием крепкой воинской дисциплины, поддержания подразделения в постояннойбоевой готовности.
В современных условиях, когда меняются коренные устои нашего общества, когдадо предела накалена социальная обстановка в государстве Вооруженные Силы должныоставаться оплотом стабильности и уверенности. В значительной мере это зависитот командного состава Вооруженных Сил.
Важнейшим условием поддержания уставных взаимоотношений в части иподразделении является совершенствование организаторской деятельностикомандного состава, его профессиональная компетентность, ответственноеотношение к выполнению воинского долга, высокая требовательность к себе илюдям, сочетаемая с заботой о них.
Сплочению воинских коллективов способствует целенаправленная повседневнаяработа по воинскому, правовому и нравственному воспитанию личного состава,строгое выполнение правил, установленных законами и воинскими уставамиРоссийской Федерации, постоянная забота командиров и начальников об улучшениибыта своих подчиненных, совершенствовании их культурного, бытового и медицинскогообслуживания, борьба за нравственную чистоту отношений, незамедлительнаяреакция на малейшее проявление «дедовщины», «землячества» идругих негативны традиций.
Командиры частей и подразделений призваны и впредь вести активную работу поповышению уровня дисциплинированности и организованности личного состава. Всеэто является надежным гарантом способности Вооруженных Сил выполнятьвозложенную на них ответственную задачу по защите нашей Родины.Приложение 1. Опросник
Уважаемый товарищ! Оцените свою группу по указанным ниже параметрам. Будьтепожалуйста исренними. Результаты опроса используются в интересахсовершенствования групповой деятельности.
1. Дружелюбие 1 2 3 4 5 6 7 8 Враждебность
2. Согласие 1 2 3 4 5 6 7 8 Несогласие
3. Удовлетворенность 1 2 3 4 5 6 7 8 Неудовлетворенность
4. Увлеченность 1 2 3 4 5 6 7 8 Равнодушие
5. Продуктивность 1 2 3 4 5 6 7 8 Непродуктивность
6. Теплота 1 2 3 4 5 6 7 8 Холодность
7. Сотрудничество 1 2 3 4 5 6 7 8 Разобщенность
8. Взаимн. поддержка 1 2 3 4 5 6 7 8 Недоброжелательность
9. Занимательность 1 2 3 4 5 6 7 8 Скука
10.Успешность 1 2 3 4 5 6 7 8 Неуспешность
Приложение 2. Социометрическая карточка (вариант).
1. С кем из своих сослуживцев Вы больше всего общаетесь, близко дружите, сотрудничаете,меньше всего ссоритесь и конфликтуете?
2. С кем из членов коллектива Вы не дружите, часто ссоритесь и конфликтуете? Социоматрица дружеских связей и антипатий.
/>
/>СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Методика поэтапной профилактики неуставных взаимоотоношений вподразделениях. — М.: Воениздат, 1987.
2. Профилактика конфликтов на национальной основе (опыт, анализ,рекомендации). — М.: Воениздат,1991.
3. Психология и педагогика военного управления. Учебно-методическое пособие.- / Изд. ВВИА им.В.В.Жуковского, 1992.
4. Военная педагогика и психоглогия / Под ред. А. В. Барабанщикова.- М.:Воениздат, 1986.
5. Зуев Ю.П. Уставные взаимоотношения: как они формируются.- М.: Воениздат,1986.
6. Психологическая консультация, профилактика и коррекция в работе войсковогопчсихолога. — М.: ГУ по работе с л/с, 1992.
7. Информационно-методический сборник. — М.: ЦВСППИ,1992. 8. Психологическаяпрофилактика — основное средство предупреждения конфликтных ситуаций в воинскихколлективах. — «Куйбышевец» N 5, 1994.