РЕФЕРАТ
НА ТЕМУ:
«В. Вундт, как основатель научной психологии»
2008 г.
Вундт (Wundt) Вильгельм (18.06.1832, Маннгейм – 31.08.1920, Лейпциг) немецкий психолог, физиолог и философ, основавший в 1879 г. в Лейпцигском университете первую в мире лабораторию экспериментальной психологии. На основе понимания психологии как науки о непосредственном опыте, открываемом посредством тщательной и строго контролируемой интроспекции, он пытался выделить „простейшие элементы“ сознания (ощущения и элементарные чувства) и установить основные законы душевной жизни (например, закон „творческого синтеза“). В качестве методологического эталона рассматривалась физиология, в силу чего психология Вундта получила название „физиологической“. Но исследование высших психические процессов, по его мнению, должно осуществляться при помощи других методов (анализ мифов, обрядов, религиозных представлений, языка), что нашло отражение в его 10–томном труде „Психология народов“. В решении психофизической проблемы исходил из гипотезы параллелизма. Обучение у Вундта проходили Э. Титченер, О. Кюльпе, Ф. Крюгер, Э. Мейман, Г. Мюнстерберг, В.М. Бехтерев, Н. Н.Ланге, Ст. Холл.
Психология развивалась в недрах философии. Отделилась с применением экспериментального метода (Вундт) – аналогия с естественными науками. Специфика – одновременно естественная и гуманитарная. Разные критерии научности. Вундт выделял объяснительную (номотетическую) и описательную (идиографическую) психологии. Если невозможно объяснить явление, надо его описать
Сознание как предмет психологии. Основные метафоры и свойства сознания.
1879г – рождение научной психологии (лаборатория Вундта). Физиологическая психология – по методу эксперимента из физиологии. Сужение предмета психологии – сознание. Сознание – это то, что доступно интроспекции, оно существует только в самонаблюдении. Основной метод – интроспеция, эксперимент – вспомогательный.
Сложные психические процессы изучает психология народов.
4 основные цели:
Описание свойств сознания
Выделение элементов сознания (атомов) – ощущения, представления и чувствования
Обнаружить отношения между ними
Сформулировать общие законы душевной жизни
Свойства сознания:
ритмичность (связанность, группировка впечатлений) – сознание есть структура
неоднородно – центр и периферия
имеет объем – количество простых впечатлений, которое испытуемый в данное время воспринимает как единое целое (16-40 ударов метронома). Люди по-разному группируют впечатления – выделение области поля внимания. Объем внимания – количество элементов, которое испытуемый в данное время воспринимает ясно и отчетливо 7+-2. Можно увеличить – апперцепция: процесс преобразования, укрупнения единиц сознания.
Элементы сознания:
Объективные
Субъективные
Ощущения – модальность, интенсивность, протяженность.
Титченер: свойства ощущения – сенсорная ясность (интенсивность) и отчетливость.
Чувствования – эмоциональные переживания:
Представления – связь ощущений
Удовольствие – неудовольствие
Напряженность – разрядка
Возбуждение — успокоение
Отношения между элементами:
перцепция (пассивно)
ассоциации
по сходству
по контрасту
по временной и пространственной смежности
причинно-следственные
слияние
ассимиляция
диссимиляция
компликация (склеивание)
2) апперцепция (активно)
Общие законы душевной жизни:
А. Закон психических отношений: все элементы сознания связаны
Б. Закон контраста – воспринимаются более отчетливо
В. Закон творческого синтеза – сложное несводимо к простым
Г. Закон гетерогении цели – процесс достижения цели может порождать новые цели.
Особенности психологии Вундта:
Структурность
Атомизм
Ассоцианизм
Эмпиризм
Специфика предмета – не изучается то, что недоступно интроспекции.
Интроспеция – регистрация изменений внешнего мира и себя в нем. Позволяет описывать свойства сознания, выделять элементы, прослеживать связи между ними. Титченер: основное правило интроспеции – ошибка стимула. Опыт должен быть непосредственным.
2 вида: систематическая и аналитическая.
Рефлексия – источник саморазвития. Появляется при развитии ребенка – самоидентификация. Источник р.- взаимоотношение со средой, несовпадение действий и результатов.
Интроспекция – особый анализ данных рефлексии, научный метод.
«Преимущества» метода:
Возможность удвоения сознания — Локк (но только для простых автоматических действий – дробная интроспекция)
В сознании непосредственно отражается причинная связь психических явлений (далеко не всех)
Интроспекция поставляет психические факты без искажений (искажения неизбежны)
Поздняя античность III-Vвв н.э. – неоплатонизм. Плотин – интроспективная трактовка души. В центре мироздания – Единое. Оно порождает Ум (идеи). Ум порождает Душу. 2 формы – небесная и земная. Путь души – от центра к периферии. Душа стремится познать Единое. Вектор познания направлен внутрь – самонаблюдение и самопознание как функция души.
Картезианско-локковская концепция сознания: сознание есть восприятие того, что происходит у человека в его собственном уме. Познается путем интроспекции (антропопсихизм) + методология элементаризма (сознание состоит из идей, они бывают простыми и сложными, сложные состоят из простых, образуются путем ассоциаций).
Локк – 2 вида опыта:
Внешний – связан с ощущениями от предметов
Внутренний – рефлексия: наблюдение за деятельностью нашего ума.
Ограничения метода интроспекции:
По объекту: метод позволяет изучать только себя. Но: Титченер – аналитическая интроспекция: человек может поставить себя на место другого – эмпатия.
Ошибка интроспекции: испытуемый может искажать данные, он привносит что-то свое. Но Вундт считал, что можно научить простой регистрации фактов.
Необъективность.
Практическая неприменимость (горы фактов+противоречия в результатах)
Атомизм – но мелодия неразложима на отдельные ощущения
Игнорирование безобразных явлений сознания и б/с
Современное понимание: это психическая реальность, специфическая область психической жизни. Не метод, а объект исследования. Неосознаваемое – тоже часть рефлексии.
Метод интроспекции
Использование данных самонаблюдения
Что и как наблюдается
Рефлексия или наблюдение за деятельностью своего ума
Непосредственное постижение фактов сознания (моноспекция)
Использование
Основной способ получения научных знаний
Сырой материал для дальнейшего анализа
Сбор сырых данных с помощью самонаблюдения для дальнейшей научной обработки, а не непосредственное усмотрение законов психической жизни методом интроспекции.
Проблемы самоотчета:
проблема вербализации – связь с мышлением, понятиями
проблема ограниченности внимания – отчет можно дать только о том, что находится в фокусе внимания
действие защитных механизмов
Стремление к объективации: но как судить о психических процессах по внешним проявлениям (проблема реконструкции):
психофизиологические корреляты
мимика
вербалика
продукты деятельности
Вундт - разделение целого на элементы (чистые ощущения). Необходимость интроспекции. Анлитическая: выделение ощущений. Ощущение как отражение свойства вещи (модальноть, интенсивность, протяженность, длительность).