Контрольнаяработа
Тема:Бихевиоральная (поведенческая) психотерапия
План
Введение
1 Оперантное поведение каксодержание бихевиоральной психотерапии
2 Взгляды Б.Ф. Скиннера –основоположника бихевиоризма
Выводы
Список литературы
Введение
Психологи и психотерапевты, а также психоаналитики всегдаинтересовались тем, что происходит внутри человека, внутренними структурами ипроцессами, лежащими в основе наблюдаемых форм поведения и их расстройств — нуждающихся в психологической помощи (психологическом консультировании и психотерапии)- при неврозе, депрессии, фобии, или в ситуации стресса. Но равным образомзначимым является и тот факт, что опыт отвечает за многое в нашем поведении.Бихевиоральное направление занимается открытыми, т.е. доступныминепосредственному наблюдению, действиями человека, как производными от егожизненного опыта. Теоретики бихевиорально-научающего направления не считаютнужным задумываться над психическими структурами и процессами, скрытыми в«разуме» или в «бессознательном». Напротив, они принципиально рассматриваютвнешнее окружение как ключевой фактор человеческого поведения. Именноокружение, а отнюдь не внутренние психические явления, формирует психикучеловека.
В 1972 Американская психологическая ассоциация (в которой уже в товремя насчитывалось около ста тысяч членов) назвал Б.Ф. Скиннера самымвыдающимся психологом XX столетия.
Скиннер внёс огромный вклад в развитие и пропаганду бихевиоризма -школы психологии, рассматривающей поведение человека как результатпредшествующих воздействий окружающей среды. Скиннер наиболее известен своейтеорией оперантного научения.
Цель контрольной работы – рассмотреть особенности бихевиоральнойпсихотерапии.
1Оперантное поведение как содержание бихевиоральной психотерапии
Личность, с точки зрения научения, — это тот опыт, который человекприобрел в течение жизни. Бихевиоральное (от англ. behaviour – поведение)направление занимается доступными непосредственному наблюдению действиямичеловека, как производными от его жизненного опыта. Теоретики бихевиоральногонаправления не считают нужным задумываться над психическими структурами ипроцессами, скрытыми внутри человека, они рассматривают внешнее окружение какключевой фактор человеческого поведения. Именно окружение, а отнюдь невнутренние психические явления, формируют трудовое поведение работника.Поведение работника в процессе его трудовой деятельности в высшей степени детерминированои предсказуемо.
Основой бихевиоральной теории является изучение оперантного (отлат. оperatio – действие) поведения, вызываемого оперантным научением.Оперантное поведение определяется событиями, которые следуют за реакцией. Тоесть за поведением идет следствие, и природа этого следствия изменяет тенденциюорганизма повторять данное поведение в будущем. Если последствия благоприятныдля организма, то есть они подкрепляются, то поведение, порождающее такиепоследствия, усиливается. В свою очередь негативные последствия ослабляютповедение, порождающее их, и усиливает поведение, устраняющее эти последствия.
Давно известно, что на поведение влияют его последствия. Мынаграждаем или наказываем людей, например, чтобы они вели себя по-другому. Приоперантном обусловливании на поведение также влияют его последствия, но этотпроцесс не является научением по методу проб и ошибок. Его лучше всегообъяснить на примере. Голодную крысу помещают в частично изолированную отзвуков камеру. На протяжении нескольких дней при помощи специальнойавтоматической кормушки ей периодически подаются в лоток шарики пищи. Вскорекрыса бежит к лотку, как только услышит звук работающей кормушки. Из стеныкамеры выступает небольшой горизонтальный рычаг, который при нажатии фиксируетсяв крайнем нижнем положении, но сейчас он слегка приподнят для того, чтобы приприкосновении к нему крысы он мог двигаться вниз. При этом замыкаетсяэлектрическая цепь устройства, управляющего подачей пищи. Сразу после того каккрыса съедает полученную т. обр. пищу, она начинает быстро нажимать на рычаг. Вэтом примере поведение усилилось, или подкрепилось, посредством лишь одногопоследствия. Крыса не «пытается» что-нибудь делать в тот момент,когда она впервые касается рычага, и не учится на каких-либо«ошибках». Для голодной крысы естественным подкреплением служит пища,но подкреплением в приведенном примере является звук автоматической кормушки,который был обусловлен в качестве подкрепления тем, что он постоянносопровождал подачу пищи еще до того, как крыса нажала на рычаг. Вдействительности звук работающей кормушки вызвал бы наблюдаемый эффект даже приотсутствии подаваемой пищи. Если дальнейшее нажатие рычага больше не будетсопровождаться подачей пищи, крыса перестанет на него нажимать. О такомповедении говорят, что оно было угашено.
Оперант может возникать под управляющим воздействием какого-либостимула. Если нажатия на рычаг подкреплять при включенном свете и неподкреплять при выключенном, реакции будут осуществляться при свете и чрезвычайноредко, если вообще будут, происходить в темноте. Крыса сформировала различение,или дискриминацию, света и темноты. Когда включается свет, это вызывает еереакцию, однако такая реакция не является рефлекторной. Рычаг можно нажимать сразличной степенью усилий, и если подкреплять только сильные реакции, крысастанет нажимать на него все сильнее и сильнее. Если подкреплять только слабыереакции, это приведет в конечном итоге к тому, что она станет реагировать лишьочень слабыми нажатиями. Такой процесс называется дифференциацией. До того какреакция начинает подкрепляться и становится оперантом, она может возникать впервый раз по другим причинам. Если необходимо выработать путем подкреплениякакую-либо очень сложную реакцию, которая никогда не возникнет самостоятельно,ее можно сформировать путем выделения ее составных частей и подкрепления их поотдельности, с тем чтобы в конечном итоге объединить их в сложный оперант.Подкрепление операнта не только формирует топографию поведения, оно сохраняетэто поведение и после того, как был сформирован оперант. В сохранении поведенияважную роль играют режимы подкрепления. Если реакция подкрепляется в течениеопределенного времени, например, через каждые 5 минут, крыса не станетреагировать сразу после подкрепления, но будет все быстрее и быстреереагировать по мере приближения следующего подкрепления (режим подкрепления с фиксированным интервалом). Если реакцию подкреплять в среднем каждые 5минут, но непредсказуемым образом, крыса будет реагировать с определеннойстепенью постоянства (подкрепление с изменяющимся интервалом). Если такойсредний интервал оказывается коротким, темп реагирования будет высоким; если оноказывается длинным, темп реагирования будет низким. Если реакция подкрепляетсяпосле возникновения определенного числа реакций, крыса будет все быстрее ибыстрее реагировать по мере приближения к требуемому числу реакций (режимподкрепления с фиксированной пропорцией). Это число может достигать чрезвычайновысоких значений: крыса будет продолжать реагировать, даже несмотря на то, чтоее реакции подкрепляются крайне редко.
Когда подкрепление осуществляется после некоторого среднего числареакций, но непредсказуемым образом, такой режим подкрепления называетсярежимом с изменяющейся пропорцией. Он знаком нам по игровым автоматам исистемам, которые созданы по принципу появляющихся время от времени, нонепредсказуемых вознаграждений. Необходимое число реакций можно легкоувеличивать, и в индустрии азартных игр усредненная пропорция устанавливаетсятаким образом, что противоположная сторона — игрок — в конечном итоге всегдапроигрывает.
Подкрепления могут быть положительными или отрицательными. Когдаподается положительное подкрепление, оно усиливает («подкрепляет»)реакцию; отрицательное подкрепление «подкрепляет» реакцию, когда оноотменяется. Отрицательное подкрепление не является наказанием. Все видыподкрепления всегда усиливают поведение, что передается значением самогослова «подкрепление». Наказание используется для подавлениянежелательного поведения. Оно состоит в отмене положительного подкрепления илиподаче отрицательного.
Наказание основывается на процедуре обусловливания отрицательнымиподкреплениями. Наказанный человек действует теми способами, которые снижаютугрозу наказания, а также теми, которые не связаны с наказуемым поведением. Отличительнаяособенность чел. как биологического вида заключается в том, что его голосовыереакции могут легко обусловливаться в качестве оперантов. У человека существуютмножество разновидностей вербальных оперантов, поскольку его поведениеподкрепляется при посредничестве других людей, которые делают множестворазличных вещей.
Такие способы подкрепления, практикуемые в определенной отдельновзятой культуре, составляют вместе то, что принято называть языком. Люди,однако, говорят друг другу то, что им надлежит делать. Мы овладеваем большейчастью нашего поведения благодаря помощи такого рода. Мы прибегаем к советам,прислушиваемся к предостережениям, следуем правилам и подчиняемся законам, инаше поведение тем самым осуществляется под контролем последствий, который виных случаях не оказывался бы столь эффективным. Большая часть нашего поведенияоказывается слишком сложной, чтобы происходить с самого начала без такойвербальной помощи. Обращаясь за советом и следуя правилам, мы приобретаемгораздо более обширный репертуар, чем это было бы возможно лишь за счетнепосредственного контакта с физ. окружением. Реагирование в результатеподкрепления последствиями весьма отличается от реагирования в результатеполученного совета, следования правилам или подчинения законам. Мы необращаемся за советом из-за того, что вслед за этим наступит какое-либоконкретное последствие: мы прибегаем к нему лишь в тех случаях, когдавыполнение др. совета, полученного из сходных источников, уже имело для насподкрепляющие последствия. В целом, мы более склонны делать то, что имело бынемедленные подкрепляющие последствия, чем то, что нам просто посоветовалиделать.
Врожденное поведение, изучаемое этологами, формируется исохраняется в силу его значения для выживания индивида и вида. Оперантноеповедение формируется и сохраняется в силу его последствий для индивида. Вотношении особенностей обоих процессов остается немало спорных вопросов. Однакони в одном из них, по-видимому, не находится места для предварительного планаили цели. В обоих творчество заменяется отбором. Может создаваться впечатление,что личная свобода также находится в угрожаемом положении. Однако существуетлишь чувство свободы, которое, в свою очередь, тоже зависит от подкреплений.Те, кто реагирует в силу того, что его поведение имело положительныеподкрепляющие последствия, обычно чувствуют себя свободными. Им кажется, чтоони делают то, что им хочется делать. Те, кто реагирует в силу того, чтоподкрепление оказалось отрицательным, и кто поэтому, избегая или опасаясьнаказания, делает то, что должен делать, не испытывают такого чувства. Этиразличия никак не связаны с самим фактом свободы.
Экспериментальный анализ оперантного поведения привел к разработкетехнологии, которую часто называют модификацией поведения. Она заключается визменении последствий поведения — удалении последствий, — которые вызвалипроблемы, или выработке новых последствий для усиления желаемого поведения.Исторически человеческое поведение регулировалось преимущественно на основеотрицательного подкрепления, т.е. людей наказывали, когда они не делали того,что имело подкрепляющие последствия для тех, кто мог их наказать. Положительноеподкрепление использовалось гораздо реже, отчасти потому, что его результатыоказываются несколько отсроченными во времени по сравнению с наказанием, хотяоно может быть столь же эффективным, как и отрицательное подкрепление, и к томуже вызывает гораздо меньше нежелательных побочных эффектов.
2Взгляды Б.Ф. Скиннера – основоположника бихевиоризма
Бе́ррес Фре́дерик Ски́ннер (англ. BurrhusFrederic Skinner; 20 марта 1904 - 18 августа 1990) - американский психологи писатель. Скиннер признавал, что в начале пути на него оказали сильноевлияние идеи английского ученого и философа Френсиса Бэкона (1561-1626), струдами которого он познакомился в молодости. «Три принципа Бэкона определялимою профессиональную жизнь». Скиннер формулировал их так:
1. «Я изучал природу, а не книги».
2. «Чтобы управлять природой, ей нужно подчиняться».
3. «Лучший мир возможен, но он не возникнет внезапно, случайно. Ондолжен быть тщательно спланирован и создан в соответствии с этим планом,главным образом при помощи науки» (1984, р. 406-412).
«Бихевиоризм — это средство, дающее возможным применитьэкспериментальный подход к изучению человеческого поведения… Многие аспектытеории бихевиоризма, вероятно, требуют дальнейшего исследования, но сомневатьсяв правильности данной теории не стоит. Я абсолютно уверен, что в конце концовона восторжествует» (Skinner, 1967, р. 409-410).
Скиннер говорил о себе: «Я задавал больше вопросов самомуорганизму, а не тем, кто изучал организм» (1967, р. 409). Результатом такогоподхода было то, что Скиннер делал упор на тщательные лабораторные экспериментыи сбор подлежащих измерению данных о поведении. Если брать в расчет богатствочеловеческой личности, то такой подход может показаться чересчур ограниченным;и все же он является тем самым фундаментом, на котором прочно покоятся всетеории Скиннера.
Скиннер принимал и развивал научную философию, известную какрадикальный бихевиоризм. Некоторые современные теоретики бихевиоральногонаучения используют такие термины, как потребность, мотивация и намерение длятого, чтобы дать объяснение некоторым аспектам поведения людей и животных.Скиннер отказывался от подобных терминов, так как они имели отношение кличному, ментальному опыту и символизировали, по его мнению, возврат кненаучной психологии.
По Скиннеру, наблюдаемые и измеримые аспекты среды, поведенияорганизма и последствия этого поведения являются основным материалом длятщательного научного анализа.
Скиннер считал, что наука занимается поиском причин явлений, чтоопределение причин делает возможными прогноз и контроль, что тщательнопроведенное экспериментальное исследование даст возможность установить этипричины.
Скиннер ввел определения двух, на его взгляд, наиболее важныхвидов поведения:
· респондентноеповедение, которое вызывается известным стимулом,
· оперантноеповедение, которое не вызывается стимулом, а просто производится организмом.
Безусловные реакции представляют собой пример респондентногоповедения, потому что они возникают в результате использования стимула.Примерами респондентного поведения являются все рефлексы, такие как резкоедвижение рукой при покалывании чем-то острым, сужение зрачка при ярком свете,слюноотделение при появлении пищи.
В идеологии Скиннера для изменения поведения необходимо простонайти нечто, что будет подкреплением для организма, чье поведение необходимоизменить, подождать пока желаемое поведение проявится, и затем провестиподкрепление реакции организма.
После этого частота появления желаемой реакции возрастет. Когда вследующий раз появляется желаемое поведение, оно снова подкрепляется, искорость появления ответной реакции возрастает еще больше. На любое поведение,которое организм способен продемонстрировать, можно оказать подобное влияние.
Согласно Скиннеру, то, что мы именуем словом “личность”, неявляется ничем, кроме согласующихся паттернов (шаблонов) поведения, которыеявляются итогом истории нашего подкрепления. Например, мы учимся говорить насвоем родном языке, потому что мы получали подкрепление в нашем ближайшемокружении с раннего детства, издавая звуки, похожие на звучание родного языка. Различныекультуры подкрепляют различные модели поведения. Этот факт необходимо хорошопонять перед созданием какой-либо адекватной прикладной науки поведения.
В попытках Скиннера понять причины, лежащие в основе поведения, и,таким образом, предсказывать и контролировать поведение, является важнымсходство между оперантным обусловливанием и естественным отбором.
Если подкрепление можно контролировать, тогда можно контролироватьи поведение.
Это не вопрос о том, будет ли поведение находиться под контролем, а,скорее, о том, кто или что будет его контролировать. Например, родители могутнаправлять развитие личности своего ребенка, подкрепляя определенное поведение,или они могут дать возможность обществу воспитывать их ребенка, позволяятелевидению, сверстникам, школе, книгам и няням осуществлять подкрепление.Однако задать направление жизни своего ребенка непросто, и каждый родитель,желающий это сделать, должен, по крайней мере, придерживаться следующих шагов:
1. Решите, обладателем каких личных качеств вы хотели бы видетьсвоего ребенка.
Скажем, например, вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос человекомтворческого склада.
2. Выразите эти цели в терминах поведения. Для этого задайтесьвопросом; “Что делает ребенок, когда он творит?”
3. Вознаграждайте то поведение, которое согласуется с этимицелями. Имея перед глазами этот пример, вы можете награждать моменты творчествав тот момент, когда они проявляются.
4. Будьте последовательны, организуйте основные аспекты средыребенка так, чтобы они также награждали то поведение, которое вы рассматриваетекак важное.
Аналогичный подход может использовать и менеджер по отношению ксвоему подчиненному. Именно поэтому, идеи Скиннера привели впоследствии кразвитию так называемой теории подкрепления.
Процесс оперантного обусловливания занимает довольно многовремени.
Существует другой подход к оперантному обусловливанию, который нетребует столько времени. Эта процедура очень похожа на детскую игру “горячо –холодно”, когда один ребенок что-то прячет, а другие дети пытаются найтиспрятанное. Когда они приближаются к спрятанному предмету, ребенок, спрятавшийпредмет, говорит: “Теплее, совсем тепло, ужасно горячо, просто пекло”. Когда жеони отдаляются от предмета, ребенок говорит: “Становится холодно, оченьхолодно, можно окоченеть”.
Моделирование имеет два компонента: дифференциальное подкрепление,означающее, что одни реакции подкрепляются, а другие – нет, и последовательноеприближение, которое показывает, что подкрепляются лишь реакции, отвечающиезамыслу экспериментатора.
Скиннер был очень заинтересован в практическом приложении своейтеории научения к процессу образования. По Скиннеру, научение проходит наиболееэффективно, когда:
1) информация, которую необходимо усвоить, предъявляетсяпостепенно;
2) обучающиеся получают незамедлительную обратную связьотносительно правильности своего научения (т.е. им показывают непосредственноопыта научения, усвоили ли они информацию верно или неверно);
3) научение происходит в приемлемом для обучающихся темпе.
Интересно заметить, что наиболее распространенным методомпреподавания является чтение лекций, а методика чтения лекции нарушает все тривышеупомянутых принципа.
Скиннер предложил альтернативный метод преподавания, называемыйпрограммированным обучением, который действительно включает в себя все тривышеописанных принципа.
Многие поведенческие проблемы возникают из-за того, что на нашеповедение непосредственные подкрепляющие стимулы оказывают большее влияние.
Например, для некоторых вкус пищи в настоящий момент являетсяболее подкрепляющим, чем отдаленное обещание долголетия при соблюдении режимапринятия пищи или диеты. Аналогично, немедленный эффект никотина является болееподкрепляющим, чем обещание долгой жизни без курения.
Скиннер считал, что необязательно формулировать сложные теориинаучения определенному поведению, что поведенческие события следует описывать втерминах того, что оказывает непосредственное влияние на поведение, и логическинепоследовательно пытаться объяснить поведение с точки зрения психическихфеноменов. По этой причине метод исследования Скиннера был назван “подходомпустого организма”.
Скиннер также считал, что сложные теории научения – это пустаятрата времени и они неэкономны. В один прекрасный момент подобные теории могутоказаться полезными в психологии, но лишь после того, как будет собраноогромное количество основных/исходных данных. Нашей основной должно бытьоткрытие основных взаимоотношений, которые существуют между классами стимулов иклассами реакций.
Подход Скиннера к исследованию заключался в осуществлениифункционального анализа влияния стимулирующего определенное поведение событияна само поведение индивидуума.
Факторы ослабления условий подкрепления Скиннер утверждает, чтосуществует пять факторов, ослабляющих усиливающие эффекты условий подкрепления.
Согласно Скиннеру, многие проблемы, возникающие в результате этих“культурных привычек”, могли бы быть решены за счет укрепления желаемогоповедения посредством использования принципов, берущих начало изэкспериментального анализа поведения.
Длительные и эффективные исследовательские программы Скиннераоказали значительное влияние как на прикладную, так и на теоретическуюпсихологию. В сравнении с системами многих других исследователей системаСкиннера являлась простой и могла быть с легкостью применена к различнымпроблемам, от обучения животных до модификации поведения человека. С другомстороны, его работа привела к возникновению закона соответствия и косвенныйобразом оказала влияние на современные исследования по бихевиоральному принятиюрешений.
Выводы
Основные положения Скиннера о природе человека ясны и определенны.Его система отражает строгую приверженность детерминизму, элементализму,инвайронментализму, изменяемости, объективности, реактивности и познаваемости.Основные положения рациональность-иррациональность и гомеостаз-гетеростаз неприменимы к позиции Скиннера, так как он отрицал все внутренние источникиповедения.
Концепции оперантного поведения многократно подвергалисьэкспериментальной проверке. И количество, и разнообразие подобных работ велико.Подход Скиннера к бихевиоральным исследованиям характеризуется изучением одногосубъекта, использованием автоматизированного оборудования и четким контролемусловий окружения. В качестве иллюстрации было представлено исследованиеэффективности жетонной системы вознаграждения для получения улучшенных формповедения в группе госпитализированных психиатрических пациентов.
Современное применение принципов оперантного поведения широко. Двеосновные области такого применения — обучение навыкам общения и биологическаяобратная связь. Предполагается, что тренировка уверенности в себе, основаннаяна методиках репетиции поведения и самоконтроля, очень полезна для того, чтобылюди вели себя более успешно в различных социальных интеракциях. Оказалось, чтотренинг с биологической обратной связью эффективен в лечении тревоги, мигрени,мышечного напряжения и гипертензии. Остается, однако, неясным, какбиологическая обратная связь фактически позволяет производить контроль наднепроизвольными функциями тела.
Списоклитературы
1. Историяпсихологии; Период открытого кризиса (нач. 10-х — середина 30-х гг. XX в.). — М., 1992.
2. МиллерДж., Галлантер Э., Прибрам К. Планы и структура поведения. — М., 1965.
3. СкиннерБ. Оперантное поведение // История зарубежной психологии (30-60-е гг. XX в.). — М., 1986;
4. СкиннерБ. Технология поведения //Американская социологическая мысль. М., 1994.
5. ТолменЭ. Поведение как молярный феномен; Когнитивные карты у крыс и учеловека//История психологии: период открытого кризиса (нач. 10-х-середина 30-хгг. XX в.). — М., 1992.
6. УотсонДж. Психология с точки зрения бихевиориста; Бихевиоризм // История психологии:период открытого кризиса (нач. 10 — середина 30-х гг. XX в.). — М., 1992.
7. ХаллК… Принципы поведения // История зарубежной психологии (30-е -60-е гг. XX в.).- М., 1986.