Реферат по предмету "Психология"


Биография С.Л. Рубинштейна

Биография СергеяЛеонидовича Рубинштейна
 

Введение
 
СергейЛеонидович Рубинштейн – российский психолог и философ, член-корреспондент Академии наукСССР, один из создателей деятельностного подхода в психологии. Основателькафедры и отделения психологии факультета философии МГУ, а также секторапсихологии Академии наук СССР. Автор фундаментальной книги «Основы общейпсихологии».
Висторию науки Сергей Леонидович Рубинштейн вошел как выдающийся психолог-теоретик.В его творческой биографии выпукло отпечатался непростой и противоречивый путьстановления отечественной психологической науки ХХ века. В свою очередь, этотпуть во многом и был проложен благодаря его научно-теоретическим исканиям. Какписал в 1969 году Б.Г. Ананьев: «Биография ученого приобретает тем большеезначение, чем полнее воплощает в себе биографию науки, ее прогрессивноедвижение на путях познания и активного участия в общественном развитии»[1].К таким биографиям, несомненно, относится жизненный путь выдающегося советскогоученого – Сергея Леонидовича Рубинштейна. Его жизненный путь настолько теснопереплелся с развитием отечественной психологической науки, что только в связис этим развитием и следует рассматривать его жизнь и деятельность. Эти иопределяется актуальность нашей работы.
Целямиданной работы является рассмотрение этапов жизненного пути Л.С. Рубинштейна,его основных научных достижений, обзор научных трудов, а также мы попытаемсясделать вывод о значении научной деятельности ученого для современнойпсихологической науки.

1.Жизненный путь и научная деятельность С.Л. Рубинштейна
рубинштейнпсихолог научный достижение
СергейЛеонидович Рубинштейн родился 6 (18) июня 1889 года в Одессе, в семьеинтеллигентной и высококультурной, не чуждой свободомыслия. В семье было троесыновей – Сергей, Николай и Григорий, и каждый из них, получив блестящееобразование, стал видным специалистом в избранной отрасли. Рубинштейн.
Вдоме Рубинштейнов постоянно собирались видные представители одесскойинтеллигенции – преимущественно юристы и врачи. В набросках автобиографии (незаконченной) сам Рубинштейн признает, что собиравшиеся в доме интеллигентыпроизводили на него скорее негативное впечатление своими упадническиминастроениями и бесплодным философствованием[2].
Егособственный интерес к философии сложился в результате противоречивых влияний, содной стороны – вследствие постоянно поднимавшихся в его кругумировоззренческих вопросов, с другой – в противовес праздному умствованиюинтеллигентов предреволюционной поры.
Окончив в1909 году с золотой медалью элитную Ришельевскую гимназию, Рубинштейннамеревался продолжить образование, но категорически отверг идею поступления вНовороссийский (Одесский) университет, поскольку не желал вращаться в кругахразбогатевших выскочек и охотнорядцев.
Неплохоематериальное положение семьи позволило ему отправиться на учебу за границу, вГерманию, где традиции философского образования были давними и прочными. Высшееобразование Рубинштейн получил в университетах Фрайбурга, Берлина и Марбурга. Вдокторской диссертации, защищенной накануне Первой мировой войны в Марбурге иопубликованной на немецком языке в 1914 году, был заложен основной принцип егодальнейших научных изысканий – использование философских методов в конкретныхобщественных науках, в том числе психолого-педагогических.
Вернувшись на родину, в Одессу, Рубинштейн занял пост заведующего кафедройпсихологии Новороссийского университета. Однако местная профессура встретилановоиспеченного марбургского доктора философии настолько ревниво инедоброжелательно, что свой пост он почти сразу оставил и предпочел преподаватьфилософию, психологию и логику гимназистам.
Лишьпосле революции, в 1919 году, он возвратился в университет в должности доцента,а в 1921 году был избран профессором кафедры психологии, сменив на этом постускончавшегося перед тем одного из крупнейших дореволюционных психологов России –Н.Н. Ланге.
20-егоды – малоизвестный период в научном творчестве Рубинштейна, поскольку в тупору он практически не имел возможности публиковать свои труды. Исключениесоставляет лишь работа «Принцип творческой самодеятельности», опубликованная в«Ученых записках высшей школы г. Одессы» в 1922 году. В этой новаторскойстатье были изложены исходные основы того общеметодологического подхода, которыйтеперь называется деятельностным, или субъектно-деятельностным. Сущность этогоподхода была выражена так: «…Субъект в своих деяниях, в актах творческойсамодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них создается иопределяется. Поэтому тем, что он делает, можно определить то, что он есть;направлением его деятельности можно определять и формирование его самого. Наэтом только зиждется возможность педагогики…»[3]
Исходныедля общей системы философско-психологических воззрений положения Рубинштейнаполучили свое развитие в последующие периоды его творчества, с особой жеглубиной – в московский период.
Нов Москве Рубинштейн оказался не сразу. В 1930 году он перебрался из Одессы вЛенинград, где возглавил кафедру психологии ЛГПИ им. Герцена. Назначениесостоялось благодаря поддержке авторитетного в то время крупного ленинградскогопсихолога М.Я. Басова. Крупным событием в разработке методологических основпсихологической науки в нашей стране стала публикация программной статьиРубинштейна «Проблемы психологии в трудах Карла Маркса» (1934). В ней он отвергпопытки соединить субъективную психологию сознания с трактовкой поведения каксовокупности реакций. он выдвинул в качестве приоритетной категориюдействующего субъекта как конкретной сознательной личности. Именно на этойоснове утвердился принцип единства сознания и деятельности, ставший ведущим длянового периода в развитии отечественной психологии.
Согласноэтому принципу, человек и его психика (в частности, сознание) формируются,развиваются и проявляются изначально в практической деятельности. А потому иизучаются они прежде всего через проявление в деятельности (игровой, учебной,трудовой и др.). Так Рубинштейн конкретизировал идущую еще от Гете общую идею:в начале было дело (а не ветхозаветное слово).
Обосновавпринцип единства сознания и деятельности, Рубинштейн фактически положил конецмалопродуктивным дискуссиям о соотношении сознания и поведения, которые втечение многих лет велись в психологическом сообществе.
Наэтом основании он провел методологический анализ кризиса в мировой психологии.Им была вскрыта уязвимость проекта преодоления кризисной ситуации, который былпредложен австрийским психологом Карлом Бюлером. Последний считал, чтонеобходимо соединить в некое целое разнонаправленные ветви психологическоймысли – интроспекционизм, бихевиоризм и культурно-историческую психологию.
Следуетотметить в связи с этим важнейшую личностную характеристику творчестваРубинштейна – способность охватить всю панораму мировой психологической науки,как в ее деталях, так и в общих тенденциях развития.
Понимаянеобходимость подготовки молодого поколения психологов, Рубинштейн в 1935 годуопубликовал психологический труд, обобщивший состояние мировой и отечественнойпсихологической науки на рубеже 20–30-х годов.
Первыйв то время общий курс психологии был составлен им не в виде академическоймонографии, а как учебное пособие («Основы психологии»). Этот новаторскийучебник оказал существенное влияние на характер изучения малопопулярной в тегоды дисциплины. Именно Рубинштейну принадлежит инициатива преподавания ее нетолько в педагогических учебных заведениях, но и в университетах.
Свведением ученых степеней Рубинштейн первым в стране получил степень докторапедагогических наук (по психологии). В 1940 году в Учпедгизе вышел егофундаментальный труд «Основы общей психологии», который до сего дняпереиздается и продолжает выступать ценным источником научного знания для новыхи новых поколений психологов.
Работаяв Ленинграде, Рубинштейн поддерживал тесные творческие контакты с рядоммосковских психологов. В свою очередь, приезжая в Москву, Рубинштейн активнообщался с коллегами, которые также разрабатывали психологическую категориюдеятельности, – Тепловым, Леонтьевым и др. Когда началась война, Рубинштейну,как и другим крупным ученым, предложили эвакуироваться, но он решил остаться восажденном Ленинграде, считая своим гражданским долгом в качестве проректора (вотсутствие ректора) организовать работу коллектива института в суровых условияхблокады.
Вмарте 1942 года институт удалось эвакуировать на юг страны. А в апреле первоеиздание «Основ общей психологии» было удостоено высшей в то время – Сталинской –премии. Книга была представлена на награждение рядом психологов, а такжевыдающимися учеными В.И. Вернадским и А.А. Ухтомским, давно и глубокоинтересовавшимися проблемами психологии.
В 40-е годы присуждение премий в большинстве случаев объективно выражало общественноепризнание научных достижений. Сталинские лауреаты обладали тогда большимавторитетом и могли в известной степени влиять на ход событий в сфере своейпрофессиональной деятельности. Вот почему 1 октября 1942 года беспартийныйРубинштейн был назначен директором Московского института психологии – головногонаучного учреждения страны в данной отрасли. Одновременно он возглавил кафедрупсихологии в МГУ и пригласил на работу в университет многих известныхмосковских психологов (Леонтьева, Лурия, Теплова и др.), своих ленинградскихучеников (Красильщикову, Ярошевского и др.), а также представителей Харьковскойшколы (Гальперина, Запорожца и др.).
Первыйв МГУ выпуск дипломированных психологов состоялся в 1948 году. В 1943 годуРубинштейн был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР, чего дотоле ниодин психолог не удостаивался.Рубинштейн поддерживал творческие контакты сизвестными историками Е.А. Косминским и Е.В. Тарле, с лингвистомакадемиком В.В. Виноградовым, физиологами академиками Л.А. Орбели и И.С. Бериташвили,кинорежиссером С.М. Эйзенштейном, физиком А.З. Петровым,искусствоведами Б.Р. Виппером, В.М. Жирмунским и другими виднымидеятелями науки и культуры. При их содействии в Академии наук был организованСектор психологии (в Институте философии), ставший первым академическим центромпсихологических исследований.[4]В 1947 году, когда в издательстве АН СССР ужебыла сверстана новая книга Рубинштейна «Философские корни психологии» (самоназвание которой выражало стремление автора осмыслить связь психологии сфилософией и разработать методологические принципы применения философскихположений в психологии), началась кампания по борьбе с космополитизмом. Ееглавной (хотя далеко не единственной) жертвой в психологии и стал Рубинштейн.Набор книги был рассыпан на том вздорном основании, что число цитируемыхзарубежных авторов превышало число советских. Ведущий отечественный психологбыл снят со всех постов, а публикация его трудов запрещена. К счастью, болеекрутых мер не последовало, а после смерти Сталина началось постепенноевосстановление в правах бывших «космополитов».
Вовторой половине 50-х Рубинштейн вместе с другими лидерами советской психологии(Тепловым, Леонтьевым, Лурия, Смирновым и др.) активно и плодотворно участвовалв укреплении и развитии нашей науки. Совместными усилиями широко развернулисьтеоретические, экспериментальные и прикладные исследования, был создан журнал«Вопросы психологии», основано Общество психологов СССР, началивосстанавливаться творческие контакты с зарубежными коллегами. Стользначительная совместная деятельность во имя общих интересов наукиосуществлялась ведущими учеными, несмотря на существенные теоретическиеразногласия между ними по целому ряду проблем.
Словно стремясь наверстать упущенное время, Рубинштейн за три года опубликовалодну за другой три монографии: «Бытие и сознание» (1957), «О мышлении и путяхего исследования» (1958), «Принципы и пути развития психологии» (1959). [5]
Одновременноон начал работать над последней в своей жизни книгой – «Человек и мир», получивнаконец возможность изложить свою философско-психологическую концепцию,сложившуюся еще в 20-е годы и затем разрабатывавшуюся им на протяжении всейжизни. Этот труд вошел в издание «Проблемы общей психологии» (1973), вышедшееуже посмертно. Сергей Леонидович Рубинштейн скончался 11 января 1960 года.
 
2. Значениеидей ученого для современной психологической науки
В1989 г. психологическая общественность страны отметила 100-летие со днярождения Сергея Леонидовича Рубинштейна, в 2009 году мы будем отмечать его 120-летие.
Кстолетию со дня рождения ученого были приурочены выход в свет цикла публикаций,посвященных творчеству С.Л. Рубинштейна, а также переиздание егофундаментального труда «Основы общей психологии». Переиздание «Основ» тем болеезнаменательно, что эта книга, ставшая этапной в истории отечественнойпсихологии, не издавалась у нас с 1946 г. (тогда как, например, в ГДР,начиная с 1958 г., она выдержала 10 изданий).
Впоследнее время закономерности развития психики наиболее интенсивно изучаются ввозрастной (особенно – в детской) и педагогической психологии. Это и понятно:становление психики в онтогенезе служит «идеальной» моделью, позволяющейвычленить общие механизмы психического развития, проследить его сложную иострую диалектику. Однако на фоне этого наметилась тенденция выхолащиванияпроблематики развития из других областей психологического знания, в частностииз общей психологии, а методологический принцип развития в психологии сталприобретать подчас явно декларативный характер.
ДляРубинштейна проблема психического развития имеет всеобщее значение: «Развитиепсихики является для нас не только более или менее интересной частной областьюпсихологии, но и общим принципом или методом исследования всех проблемпсихологии». В единой логической канве Рубинштейн анализирует исторический,антропогенетичеекий, онтогенетический, функциональный и бытийно-биографическийаспекты психического развития, т.е. речь идет, по сути дела, о системогенезепсихики. В каждой из глав «Основ», посвященных раскрытию сущности того или иногопсихического процесса, имеется раздел, в котором дается оригинальная авторская«микрокояцепция» генезиса этого процесса у ребенка (каждая из таких«микроконцепций» вполне может быть развернута в стройную теорию). При этомключевым принципом анализа закономерностей развития психики человека являетсяпринцип историзма.
Следуетвысоко оценить работу составителей, авторов комментариев и послесловия к новомуизданию «Основ общей психологии» – К.А. Абульхановой-Славской[6]и А.В. Брушлинского. Вполне уместными и полезными представляются«вкрапления» в текст этого издания фрагментов из более поздних работРубинштейна. Это дает читателю возможность проследить внутреннюю логикуразвития подхода автора к решению ряда фундаментальных проблем психологическойнауки. В содержательных комментариях и послесловии к двухтомнику адекватноэксплицируются историко-научный контекст и современное значение многихположений Рубинштейна.
Вместес тем, в ряде работ, посвященных анализу научного наследия С.Л. Рубинштейнане получил достаточно полного освещения вклад ученого в возрастную ипедагогическую психологию. Так, в монографии К.А. Абульхановой-Славской и А.В. Брушлинского«Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна»генетико-психологические идеи ученого привлекаются в подавляющем большинствеслучаев для иллюстрации его общетеоретических положений В сборнике «Применениеконцепции С.Л. Рубинштейна в разработке вопросов общей психологии» тольков двух статьях рассматриваются отдельные стороны психического развития ребенка.Правда, отмеченный недостаток отчасти восполняется обстоятельной статьей И.С. Якиманской.Рубинштейном была выдвинута система оригинальных положений, касающихсясоотношения обучения и развития, связи психологии и педагогической практики,становления когнитивной и мотивационно-эмоциональной сферы личности вонтогенезе и др.
Теоретическоенаследие Сергея Леонидовича Рубинштейна выдвигается сегодня на передний крайпсихологической науки. Думается, что в нем больше неосвоенного, нежелиосвоенного. Однако по мере его освоения психология сможет проникнуться тойтеоретико-методологической культурой, которая позволит выработать принципиальноновое видение психической реальности, радикально отличное от традиционного.


Заключение
 
Интересисследователей к научному наследию С.Л. Рубинштейна с годами неослабевает. Об этом свидетельствует многое: это и теоретико-методологическийанализ основных работ, и переиздание его трудов, а также науковедческий анализего творческой биографии. Ученые выявляют связь наследия С.Л. Рубинштейнас актуальными проблемами современной психологической науки и практики, открываяновые грани его творчества. Но его научное наследие настолько обширно имногогранно, что, думается, в нем до сих пор остаются малоизученные и неоцененные по достоинству идеи.
Проблемы,затрагиваемые в творческом наследии С.Л. Рубинштейна, его оригинальныемысли, научные трактовки идей, его аналитические способности, его умениенаходить и систематизировать нужное и важное было очень востребовано в процессестановления психологической науки в советское время, и в настоящем его трудыизучаются ведущими психологами, цитируются, берутся за основу различных научныхконцепция.
Этот человекпрожил непростую полную событий творческую жизнь и сделал огромный неоценимыйвклад в развитие отечественной психологической науки в частности и мировойпсихологии вообще.

Литература
1.  Абульханова-Славская К.А.,Брушлинский А.В. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна.М., 1989.
2.  Абульханова-Славская К –А., Брушлинский А.В. Послесловие. Исторический контекст и современноезвучание фундаментального труда С.Л. Рубинштейна // Рубинштейн С.Л. Основобщей психологии. Т. II. М., 1989. С. 250–283.
3.  Арсеньев А.С. Десятьлет спустя. О творческой судьбе С.Л. Рубинштейна // Вопр. философ.1998. №11. С. 43 – 68.
4.  Воловикова М.И. Моральноеразвитие и отношение: взрослые – дети // Применение концеции С.Л. Рубинштейнав разработке вопросов общей психологии. М., 1989. С. 131 –141.
5.  Рубинштейн С.Л. Основыобщей психологии: В 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1989.
6.  Рубинштейн С.Л. Основыобщей психологии: В 2 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1989.
7.  Рубинштейн С.Л. Принциптворческой самодеятельности // Вопр. философии. 1989. №4. С. 89–95.
8.  Сергей ЛеонидовичРубинштейн. Очерки. Воспоминания. Материалы. М.: Наука, 1989.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :