Реферат по предмету "Психология"


Бихевиористская ориентация и когнитивизм

Введение
Люди с момента своего рожденияоказываются погруженными в общение. Социальная среда воздействует на них в той жемере, что и среда физическая. Более того, подобно тому, как это делает физическаясреда, общество не просто влияет на людей и их группы, но и принуждает их к принятиюопределенного образа жизни, конкретных социальных представлений и ценностей, повседневныхнорм и правил поведения, возлагает на них бесконечное количество обязанностей.
«Разумеется, мы свободны всвоем выборе, — подчеркивают американские психологи Ф. Зимбардо и М. Ляйппе, — но,будучи, как и все остальные, составной частью социального мира, мы не в состоянииизбежать мягкого или жесткого воздействия окружающих, способного склонить чашу весовнаших решений в ту или иную сторону. Более того, мы далеко не всегда хотим избежатьвлияния со стороны тех, кто мудр, справедлив и заботится о нашем благополучии».
Идея взаимодействия является основой представлений об интерактивнойприроде общения в концепциях символического интеракционизма (Дж.Мид, Г.Блумер, М.Кун,Э.Гоффман и др.), социального бихевиоризма (А.Бандура, Н.Миллер, Д.Доллард, Д.Тибо,Г.Келли, Г.Хоманс), социально-перцептивного когнитивизма (К.Левин, Ф.Хайдер, Т.Ньюком,Л.Фестингер), а также в теориях психоаналитической ориентации (Г.Салливен, Э.Берн,В.Шутц, М.Кляйн) и гуманистической психологии и психотерапии (К. Роджерс Д.Морено,В.Сатир, Д. Бьюдженталь).
Центральным моментом определенияобщения является не «передача информации», а взаимодействие с другими людьми каквнутренний механизм жизни коллектива, причем взаимодействие понимается как обменидеями, интересами и т.п. и формирование установок, усвоение общественно-историческогоопыта.
Все это подчеркивает важностьизучения проблемы межличностного общения в традициях основных направлений социальнойпсихологии, что и является основной целью данной работы. Объектом исследования являютсябихевиористская ориентация и когнитивизм. Предмет исследования — межличностное общениев традициях данных направлений социальной психологии.
Основными задачами курсовойработы являются: рассмотреть основные особенности бихевиористской ориентации, некоторыхпредставителей данного направления и их подходы к проблеме межличностного общения,изучить основные особенности направления когнитивизм, некоторых представителей данногонаправления и их подходы к проблеме межличностного общения.
Наша работа состоит из введения,двух глав, заключения и списка использованной литературы. Во введении рассмотренаактуальность проблемы межличностного общения, цель работы, предмет и объект исследования,основные задачи. Каждая глава посвящена раскрытию одной из поставленных задач, вто время как заключение является подведением их итогов. Список литературы состоитиз 21 источника.

1.Проблемы межличностного общения в традициях бихевиористской ориентации
бихевиористская ориентацияинтеллект когнитивизм
Бихевиоризм родилсяне как обыкновенное продолжение определенного направления в науке, хоть именно такпредставляют свою историю бихевиористы. Бихевиоризм изначально призван решать конкретныепроблемы американской жизни, о чем свидетельствует утверждение родоначальника этогонаправления в психологии Уотсона о том, что бихевиоризм предполагает стать лабораториейобщества.1 Бихевиористы задались цельюнайти такой механизм в человеке, через который можно было бы управлять человеком,побуждать его к действию, и таким образом, использовать человеческий материал винтересах господствующего класса.
Основным понятиембихевиоризма является известная формула — «стимул-реакция». В рамках этого понятияукладываются все виды поведения — от животных до социальных. Поведение животногои человека бихевиористы рассматривают как сумму реакций организма на внешние раздражители- стимулы.
Бихевиоризм (отангл. behavior — поведение) — направление в американской психологии, утвердившееее предметом поведение, понимаемое как совокупность объективных реакций на внешниестимулы и не требующее для своего объяснения обращения к психическим явлениям. Этонаправление основано было в 1910-х годах американским психологом Джоном БродесомУотсоном (1878-1958), работавшим в университете Джонса Хопкинса.2 Большое влияние на возникновениебихевиоризма оказали труды американского ученого Э. Торндайка (1874-1949). Сам онназывал себя не бихевиористом, а «коннексионистом» (от англ. «коннексия»– связь). Однако работы его открыли первую главу в летописи бихевиоризма.1
1.1 Понятие «социальныйинтеллект» Эдуарда Ли Торндайка
Торндайк больше чем кто быто ни было подготовил возникновение бихевиоризма. Вместе с тем, как отмечалось,он себя бихевиористом не считал; в своих объяснениях процессов научения он пользовалсяпонятиями, которые возникший позднее бихевиоризм потребовал изгнать из психологии.Это были понятия, относящиеся, во-первых, к сфере психического в её традиционномпонимании (в частности, понятия об испытываемых организмом состояниях удовлетворенностии дискомфорта при образовании связей между двигательными реакциями и внешними ситуациями),во-вторых, к нейрофизиологии (в частности, «закон готовности», который, согласноТорндайку, предполагает изменение способности проводить импульсы). Бихевиористскаятеория запретила исследователю поведения обращаться и к тому, что испытывает субъект,и к физиологическим факторам.
Термин «социальный интеллект»впервые использовал в психологии Эдуард Ли Торндайк в 1920 году. Данным терминомавтор обозначил дальновидность в межличностных отношениях. «Социальный интеллект- это способность понимать людей и взаимодействовать с ними…» 2
Торндайк выделил три формыинтеллекта: конкретный, абстрактный, социальный. Он понимал социальный интеллекткак способность понимать людей, действовать или поступать мудро в отношении других.Э. Торндайк рассматривал социальный интеллект как специфическую познавательную способность,которая обеспечивает успешное взаимодействие с людьми и считал социальный интеллектвидом общего интеллекта, не определив отношения между ним и другими видами интеллекта.Основная функция социального интеллекта у него — прогнозирование поведения.
Социальный интеллект- способность человека правильно понимать свое поведение и поведение других людейв обществе.
Данная способностьнеобходима человеку для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальнойадаптации. Социальный интеллект реализует познавательные процессы, связанные с отображениемчеловека как партнера по общению и деятельности.
Особую актуальностьпроблема социального интеллекта и повышения уровня его развития приобретает у руководителей-профессионалов,осуществляющих руководство людьми и коллективом. Уровень развития социального интеллектаруководителя во многом определяет особенности взаимодействия человека в группе иформирования коллектива (команды). По мнению многих исследователей от личности руководителяво многом зависит принятие успешных управленческих решений, эффективность управления,успех деятельности организации. Таким образом, социальный интеллект рассматриваетсякак специфическая познавательная способность, которая обеспечивает успешное взаимодействиес людьми. В его понимании социальный интеллект является видом общего интеллекта.
Социальный интеллект – этоспособность понимать намерения, чувства и эмоциональные состояния человека по вербальным(словесным) и невербальным проявлениям. Социальный интеллект – это, также, проявлениедальновидности в межличностных отношениях. Социальный интеллект связывают со способностьювысказывать быстрые, почти автоматические суждения о людях, прогнозировать наиболеевероятные реакции человека. Это особый «социальный дар», обеспечивающий гладкостьв отношениях с людьми, продуктом которого является социальное приспособление.

1.2 Бихевиоризм ДжонаБродеса Уотсона
Джон Бродес Уотсон (предложившийв 1913 г. сам термин «бихевиоризм») в значительной мере систематизировал концепциюТорндайка, придав ей биодетерминистический характер. По его мнению, любые формыповедения животных и человека принципиально редуцируемы к схеме “стимул – реакция»,а когда явления поведения точно сформулированы в терминах стимулов и реакций, бихевиоризмполучает возможность предсказывать эти явления и руководить (овладеть) ими — двасущественных момента, которых требует всякая наука.1При этом сознание и познание не рассматривались им как регуляторы поведения, посколькубыли объяснимы в терминах реакции на внешние стимулы, в то время как ментальнаядеятельность, не выражающаяся однозначно в моторных, эмоциональных и иных действиях(т. е. не доступная наблюдению), не могла быть предметом исследования.
Иными словами, бихевиоризмигнорировал внутреннюю мотивацию поведения, а также специфику активности человека,сводя ее к приспособительной деятельности. Бихевиоризм радикально ревизовал пониманиепсихики и поведения человека и фактически превратил психологию из науки о «душе»,т.е. сознании и психической деятельности вообще, в науку о поведении. «Основнаязадача бихевиоризма заключается в накоплении наблюдений над поведением человекас таким расчетом, чтобы в каждом данном случае при данном стимуле (или лучше сказать- ситуации) бихевиорист мог сказать наперед, какая будет реакция или — если данареакция – и какой ситуацией данная реакция вызвана»2.
Находясь под влиянием позитивизма,Уотсон доказывал, будто реально только то, что можно непосредственно наблюдать.Поэтому, по его плану, всё поведение должно быть объяснено из отношений между непосредственнонаблюдаемыми воздействиями физических раздражителей на организм и его так же непосредственнонаблюдаемыми ответами (реакциями). Отсюда и главная формула Уотсона, воспринятаябихевиоризмом: «стимул — реакция» (S-R). Из этого явствовало, что процессы, которыепроисходят между членами этой формулы — будь то физиологические (нервные), будьто психические, психология должна устранить из своих гипотез и объяснений. Посколькуединственно реальными в поведении признавались различные формы телесных реакций,Уотсон заменил все традиционные представления о психических явлениях их двигательнымиэквивалентами.
Зависимость различных психическихфункций от двигательной активности была в те годы прочно установлена экспериментальнойпсихологией. Эти факты Уотсон использовал в качестве доказательства того, что объективныемышечные процессы могут быть достойной заменой субъективных психических актов. Исходяиз такой посылки, он объяснял развитие умственной активности. Утверждалось, чточеловек мыслит мышцами. Речь у ребёнка возникает из неупорядоченных звуков. Когдавзрослые соединяют с каким-нибудь звуком определенный объект, этот объект становитсязначением слова. Постепенно у ребенка внешняя речь переходит в шепот, а за тем онначинает произносить слово про себя. Такая внутренняя речь (неслышная вокализация)есть не что иное, как мышление.1
Всех бихевиористов объединялаубежденность в бесплодности понятия о сознании, в необходимости покончить с «ментализмом».Но единство перед общим противником — интроспективной концепцией — утрачивалосьпри решении конкретных научных проблем.
И в экспериментальной работе,и на уровне теории в психологии совершались изменения, приведшие к трансформациибихевиоризма. Система идей Уотсона в 30-х годах уже не была более единственным вариантомбихевиоризма.
1.3 Оперантноенаучение Берреса Фредерика Скиннера
 
Личность, с точкизрения научения, — это тот опыт, который человек приобрел в течение жизни. Это накопленныйнабор изученных моделей поведения. Научающе-бихевиоральное направление занимаетсяоткрытыми действиями человека как производными от его жизненного опыта. В отличиеот Фрейда и многих других персонологов, теоретики бихевиорально-научающего направленияне считают нужным задумываться над психическими структурами и процессами, скрытымив «разуме». Напротив, они принципиально рассматривают внешнее окружениекак ключевой фактор человеческого поведения. Именно окружение, а отнюдь не внутренниепсихические явления, формирует человека.
Работы Скиннеранаиболее убедительно доказывают, что воздействие окружающей среды определяет нашеповедение. В отличие от других психологов, Скиннер утверждал, что почти всецелоповедение непосредственно обусловлено возможностью подкрепления из окружающей среды.По его мнению, для того чтобы объяснить поведение (и таким образом имплицитно понятьличность), нужно только проанализировать функциональные отношения между видимымдействием и видимыми последствиями. Работа Скиннера послужила фундаментом для наукио поведении, не имеющей аналогов в истории психологии. 1
Сфера возможногоприменения концепции скиннеровского оперантного научения очень велика, в том числеона применяется при обучении навыкам общения.
Многие люди саномальным поведением либо не имеют навыков, необходимых для совладания со стрессом,страхом и проблемами повседневной жизни, либо усвоили неправильные навыки и ошибочныемодели поведения, которые сохраняются с помощью какого-то подкрепления. Бихевиоральныетерапевты делают вывод, что некоторые люди не знают, как быть дружелюбными, каквести разговор, как выразить соответствующим образом гнев, как отклонить неразумныепросьбы и т.д. Данное социальное несоответствие может привести не только к социальнойизоляции и одиночеству, но и к тревоге, депрессии, тенденции получать внимание припомощи губительных или разрушительных действий и к неудаче в попытке обучиться болеесовершенным навыкам общения.1Все это требует помощи психолога или помощи психотерапевта.
Существованиеподобных проблем свидетельствует о том, что, вероятно, навыки общения влияют наширокий спектр психологических реакций. Действительно, люди, имеющие эти проблемы,без обращения в кабинет психолога могут стать непроизводительными членами обществаи, в качестве таковых, подрывать его ресурсы. Цена психических и физических страданий,а также чрезмерные финансовые и социальные издержки могут быть для таких людей весьмазначительными.
Обучение навыкамобщения ставит задачу улучшить межличностные навыки взаимодействия в разнообразныхситуациях реального мира и, таким образом, добиться личностного роста. Обучениенавыкам общения, подобно другим лечебным методикам, проводится для каждого отдельногоиндивида, сталкивающегося в определенных ситуациях с определенными проблемами. Несуществует «единого метода» обучения социальному общению. Две общие проблемныеобласти, привлекшие особое внимание, это гетеросексуальные интеракции, такие какобщение в браке и при ухаживании, и уверенное поведение. Остановимся на обученииуверенности в себе.
Бихевиоральныепсихотерапевты полагают, что степень уверенности в себе представляет некую шкалу.На одном ее конце – человек неуверенный. Этот человек сталкивается с трудностямипри выражении положительных эмоций по отношению к другим, при беседе с незнакомымилюдьми, при необходимости обратиться к кому-либо с просьбой или за советом, ответитьотказом на неразумную просьбу и т.д. Этот человек не знает, как начать или закончитьразговор, как реагировать должным образом, как выразить раздражение или негодование.На другом конце этой шкалы находится человек агрессивный, чья единственная забота– он сам. Этот человек часто не заботится о правах и привилегиях других, он углубленв себя. Между этими двумя крайностями – уверенный (наученный общению) человек. Онясно и прямо выражает позитивные и негативные чувства, не игнорируя права и чувствадругих. Уверенный человек отстаивает свои законные права, активно завязывает новыеотношения с другими людьми и обычно успешно справляется со сложными и затруднительнымиситуациями.1
При методе самоконтроляклиент делает записи о каких-то разрозненных событиях по мере того, как они происходят.Такая запись позволяет клиенту точно определить случаи социального избегания, бестактности,тревоги или фрустрации. Наиболее общеупотребительная стратегия самоконтроля – ежедневноезаполнение журнала домашней работы. Этот журнал важен, так как его можно использоватьи как руководство для новых бихевиоральных целей, и как инструмент для оценки успеховклиента в тренировке уверенности.
Обучение уверенностив себе помогает вырабатывать навыки общения путем репетиции поведения и самоконтроля.В методе репетиции поведения клиент обучается межличностным навыкам при помощи структурныхролевых игр. Психологи рекомендуют составлять каждое подобное упражнение в соответствиисо следующими требованиями:
1. Клиенту следуетдать точные инструкции о роли, которую он должен представить.
2. Следует показатьклиенту желаемое исполнение и затем удостовериться, что клиент отметил характерныеаспекты поведения в тренируемой ситуации.
3. Клиент долженисполнить роль, которую он только что наблюдал. Роль нужно представить открыто илискрыто (мысленно повторить действие).
4. Следует обеспечитьправильную обратную связь с клиентом относительно различных аспектов исполнения,дать новые инструкции и проиллюстрировать навыки, которые необходимо улучшить.
5. Одобрить попыткуклиента следовать инструкции и поощрить его на дальнейшие ролевые игры.
6. В конечномитоге, безусловно, клиент опробует вновь приобретенные навыки в реальной жизни.1
Например, клиент,который боится и стесняется попросить повышения зарплаты, может закрепить необходимыенавыки, еще и еще раз проигрывая эту ситуацию с терапевтом или другими членами терапевтическойгруппы. Или, если клиент испытывает трудности в собеседовании при приеме на работу,терапевт может исполнить роль гипотетического интервьюера. Позже каждый клиент получит«домашнее задание» для того, чтобы применить вновь приобретенные навыкиуверенности в себе в ситуациях реальной жизни. Выполненные задания затем рассматриваютсяна лечебном сеансе: как правило, роль исполняется снова, и терапевт, таким образом,имеет возможность проверить, понимает ли клиент, чего от него ждут.
Как показываетопыт, обучение навыкам общения способно помочь людям преодолеть застенчивость иболее успешно отстаивать свои права, когда это необходимо. Такое обучение полезнодля людей, которые не могут выразить или проконтролировать гнев. Очевидно, что обучениенавыкам общения положительно влияет на того, кто хочет более эффективно общатьсяс другими людьми. Обучение повышает самоуважение и дает человеку уверенность в достижениисоциальных и материальных вознаграждений, ведущих к получению большего удовлетворенияот жизни.
1.4 Социальныйкогнитивизм Альберта Бандуры
Хотя в большинстве учебниковпо психологии теория Бандура помещается в ряд с бихевиоризмом, сам Бандура отметил,что он "… никогда не вписывался в ортодоксальные принципы бихевиоризма".1 Даже в самых ранних его работахБандура утверждает, что сокращение поведенческого цикла до формулы «стимул-реакция»является слишком упрощенным. Хотя в его работах используется поведенческая терминология,такая как «выработка» и «укрепление», Бандура объяснил: «… Я ввел этиявления в концепцию, рассматривая их через когнитивные процессы». «Авторы психологическихтекстов продолжают неправильно интерпретировать мой подход как основанный на бихевиоризме»– пояснил Бандура, описывая свою собственную теорию как «социальный когнитивизм».2
Социально-когнитивнаятеория – теория личности второй половины XX в., Разрабатываемая в трудах Бандуры.Несмотря на то, что её часто относят к бихевиористским теориям личности, она даетпринципиально другое, хорошее от бихевиоризма представление о личности. Она особоподчеркивает совместное взаимодействие и взаимовлияние среды, поведения и личныхфакторов, в которых особенное место отводится когнитивным действиям, обеспечивающимментальный самоконтроль и самоэффективность личности. Среда либо свита в социально-когнитивнойтеории оказывают влияние на личность в той же мере, в какой личность влияет на средуи сформировывает среду, а среда сформировывает личность. Это непрерывное взаимодействиесил создает некое равновесие меж свободой и детерминизмом в социально-когнитивнойтеории.
Человеческое поведение,согласно социально-когнитивной теории, по большей части усваивается до этого всегометодом овладения паттернами поведения. Социальное поведение личности формируетсяметодом наблюдения за поведением остальных либо на основании примера. Конкретнов ходе наблюдения личности научается имитировать поведение и моделировать себя повыбранной модели. Бандура полагает, что такое научение устраняет личность от грузаненужных ошибок и временных издержек при выработке адекватных реакций и стратегийповедения.
Посредством вербальныхи образных репрезентаций опыт анализируется личностью, моделируется и сохраняетсяв таковой степени, что служит ориентиром для грядущего поведения. Моделированиеопыта влияет на научение главным образом через информативную функцию опыта. В социально-когнитивнойтеории предполагается, что научение происходит лишь тогда, когда включаются детерминантырегуляции личного поведения в форме двух видов подкреплений — «косвенного (внешнего)подкрепления» и «самоподкрепления». Косвенное подкрепление предполагаетучет при имитации поведения выбранной модели поведения, наблюдаемых последствийповедения модели и подкреплений извне за награждаемое и эффективное её поведение– если поведение выбранной модели награждается, а не наказывается, то его целесообразноимитировать. Самоподкрепление в социально-когнитивной теории значит, что личностьсама награждает себя поощрениями, которые способна контролировать. Оно употребляетсяею всякий раз, когда она достигает установленной ею нормы поведения. Системы самоподкрепленияусваиваются, по мнению Бандуры, на базе тех же принципов научения, которые отвечаютза усвоение других типов поведения.1
Принципиальноеместо в cоциально-когнитивной теории занимают понятия«саморегуляция», «самоконтроль» и «самоэффективность»личности. Обосновывается ведущая роль в научении и организации поведения личностиеё неповторимой способности к саморегуляции. Выделяются три компонента саморегуляцииповедения: самонаблюдение, самооценка и самоответственность. Поведение человекарегулируется с помощью самонаблюдения, оценивается посредством самооценки как достойноеодобрения и, следовательно, поощряемое или как неудовлетворительное и наказуемое,в зависимости от того, с позиций каких личных требований и норм оно оценивается.Поступки, соответствующие внутренним нормам личности, рассматриваются как положительные,а несоответствующие – как нехорошие. Адекватность либо неадекватность поведенияопределяется в Социально-когнитивной теории в определениях обычных норм либо ценностейэталонной группы. Положительная самооценка поведения приводит к поощряющему типуреагирования, а негативная – к наказывающему. Самооценка приобретает и сохраняетвыработанные критерии поощрения и наказания в зависимости от настоящих последствий.1
Поведение, являющеесяисточником внутреннего дискомфорта, сопровождающееся чувством своей неадекватностии приводящее к неудачам, может способствовать развитию разных форм личной психопатологии,формированию созависимостей (алкоголь, наркотики и др.) В попытках совладать с окружениемлибо уйти в мир грез, где легче получить в несбыточных фантазиях то, что недостижимов действительности. Бандура полагает, что неадаптивное поведение – это итог излишнесерьезных внутренних норм самооценки. Самоэффективность личности в социально-когнитивнойтеории подразумевает осознанную способность человека управляться со специфическимии сложными ситуациями и оказывать влияние на эффективность деятельности и функционированияличности в целом. Тот, кто осознал свою самоэффективность, прилагает больше усилийк решению сложных задач, чем тот, кто испытывает сомнения в собственных возможностях.
Высокая самоэффективность,сплетенная с ожиданием фуррора, традиционно приводит к положительным результатами, таковым образом, способствует самоуважению личности. И напротив, низкая самоэффективность,сплетенная с ожиданием неудачи, приводит к неудаче и, таковым образом, понижаетсамоуважение. Личность, считающая себя неспособной справиться со сложными ситуациями,уделяет чрезмерное внимание своим недостаткам и постоянно занимается самобичеваниемпо поводу своей некомпетентности. И, напротив, осознающая себя самоэффективной,мысленно представляет себе успешный сценарий, обеспечивающий положительные ориентирыдля организации собственного поведения, и осознанно проигрывает варианты конкретноудачных действий и решений.
Предполагается,что развитие самоэффективности личности обеспечивается посредством формированиякогнитивных умений строить свое поведение, получать косвенный опыт, осуществлятьвербальное самовнушение и убеждение, пластично входить в состояние физического либоэмоционального подъема. Принципиальное место в обеспечении саморегуляции поведениязанимает ментальный самоконтроль, определяемый в социально-когнитивной теории какобоснованное когнитивное средство заслуги более желаемых паттернов поведения. Онне существует только в рамках лишь внутренних либо внешних сил, а проявляется втщательно планируемом содействии личности с окружением.
Социально-когнитивнаятеория выделяет пять главных программных ступеней процесса самоконтроля: определениеформы поведения, на которое нужно воздействовать, сбор главных данных, разработкупрограммы, выполнение программы, оценку и завершение. Программа самоконтроля в социально-когнитивнойтеории включает механизмы самоподкрепления, самонаказание и планирование окружения.
Представителямисоциально-когнитивной теории проведены бессчетные исследования, подтверждающие значимостьнаучения посредством наблюдения детей за родителями (к примеру, в приобретении имодификации ими агрессивного поведения, в полоролевом развитии, формировании навыковобщения и т.д.).1

2. Проблемымежличностного общения в традициях когнитивизма
Когнитивистская ориентацияв социальной психологии ведет свое начало от идей классической гештальтпсихологии,а также теории поля К. Левина. Сущность когнитивистского подхода может быть охарактеризованакак стремление объяснить социальное поведение за счет описания преимущественно познавательныхпроцессов, характерных для человека. В прямую противоположность бихевиоризму когнитивистыобращаются, прежде всего, к психологической деятельности, к структурам психическойжизни. Главный акцент в исследованиях делается на процесс познания. Впечатленияиндивида о мире организуются в связные интерпретации, в результате чего образуютсяразличные идеи, верования, ожидания, аттитюды, которые и выступают регуляторамисоциального поведения. Поэтому главными проблемами социальной психологии становятсяпроблемы перцепции, аттракции, формирования и изменения аттитюдов и т. д.
Заимствовав у гештальтпсихологииряд ее идей (идею образа, идею изоморфизма, господства “хороших фигур”, имманентнойдинамики гештальта), когнитивисты адаптировали их к некоторым ситуациям общенияи взаимодействия, т. е. придали им социально-психологический характер. Методологическаяблизость когнитивизма и гештальтпсихологии сказалась также и в принятии жизненногоопыта как первого шага в построении научной психологии.1 Допустимость(в противовес бихевиоризму) соединения хорошей практики эксперимента с данными “наивного”,непосредственного опыта, — эта программа, в общих чертах сформулированная в гештальтпсихологии,стала своеобразным исходным принципом когнитивизма. Когнитивисты исследовали процессыпреобразования информации от момента получения импульса индивидом до выдачи ответа;вначале они исходили из предположения о наличии прямой аналогии между процессамипереработки информации у человека и в вычислительном устройстве. Были выделены многочисленныеструктурные составляющие (блоки) познавательных и исполнительных процессов, в т.ч. кратковременная и долговременная память. Эта линия исследования привела к пониманиюкогнитивизма как направления социальной психологии, задачей которого является доказательстворешающей роли знания в поведении субъекта. Согласно принципам когнитивизма, сознаниев целом и во всех своих проявлениях может быть сведено к знанию и познанию.
Предметом исследования являются- человеческая когниция (т.е. процедуры, связанные с приобретением, использованием,хранением, передачей и выработкой знаний) и ее «технологическое представление»1. При таком более широком подходецентральным становится вопрос об организации знания в памяти субъекта, в том числео соотношении вербальных и образных компонентов в процессах запоминания и мышления.Когнитивизм характеризуется построением моделей познания и интеллекта, с перспективойвоплощения их на компьютере. Можно сказать, что когнитивизм – это исследование разумаи разумных систем, при котором разумное поведение рассматривается как что-то вродевычисления, как аналог операций, осуществляемых компьютером.
Некоторые исследователи полагали,что эти внутренние процессы можно определить и включить их в общую теорию когнитивнойпсихологии. Так, начиная с конца 50-х, интересы ученых снова сосредоточились навнимании, памяти, распознавании образов, образах, семантической организации, языковыхпроцессах, мышлении и других «когнитивных» темах, однажды сочтенных под давлениембихевиоризма неинтересными для экспериментальной психологии.

2.1 Теорияструктурного баланса Фрица Хайдера
Теория структурногобаланса – теория, объясняющая поведение человека его стремлением к сбалансированностии его потребностью поиска причин для объяснения поведения другого, своих действийна уровне житейской психологии. Один из исходных тезисов Хайдера — важность изучения«житейской психологии»: чтобы понять социальное поведение личности, надо понятьжитейскую психологию и те богатства и находки, которые имеются в здравом смысле.1
Автор теории –Ф. Хайдер. Содержание теории сводится к следующему. Человек изначально стремитсяк упорядоченному и связному пониманию его отношений с окружающим миром. Эту чертусвоего поведения он фиксирует, создавая наивную или житейскую психологию, котораявыражается в языке, установках, мнениях, суждениях. По внешнему поведению человекаможно определять эти установки, мотивы, которыми он руководствуется.
В своей теорииХайдер использовал две идеи:
— идея баланса(ситуация, в которой нет давления, чтобы менять когнитивную организацию и эмоциональныепроявления);
— идея когнитивнойатрибуции (процесс поиска достаточной причины для объяснения поведения другого человекаили своих действий).
Дисбаланс вызываетнапряжение и силы, которые ведут к восстановлению баланса. Для уяснения данногоположения использовалась модель триады, где одна личность относится к двум объектам,один из которых тоже может быть личностью. (Р— воспринимающий субъект, О —«другой»(воспринимающий субъект), X— объект, воспринимаемый и воспринимающимсубъектом, и «другим». Этим объектом может быть явление, идея, вещь.)2
Взаимодействиетрех элементов составляет когнитивное поле, причем отношения между элементами описываютсядвумя видами:
а) оценки: эмоциональные,типа «люблю – не люблю», «нравится – не нравится» и обозначаются соответственнобуквами «L» и «nL».
б) принадлежности:фиксируют степень воспринимаемого единства элементов и выражается в понятиях «близкий– далекий», «принадлежащий – не принадлежащий» и обозначаются буквами «U» и «nU».
Хайдер выделяетдва варианта отношений:
а) сбалансированный(предполагает наличие трех позитивных отношений, либо одного позитивного и двухнегативных);
б) несбалансированный(предполагает наличие трех негативных, либо одного негативного и двух позитивных).
Как только зафиксированыотношения между «Р», «О», «Х», возможно прогнозирование того, в каком направлениипойдут события в триаде. Баланс присутствует в когнитивной структуре человека втом случае, если он воспринимает всю систему как гармонию, то есть если отношенияоценки между двумя элементами и отношения принадлежности между ними одновременновоспринимаются как позитивные. Баланс – это не состояние, характеризующее реальныеотношения между элементами, а только восприятие со стороны человека определенногосостояния отношений.
2.2 Теориякоммуникативных актов Теодора Ньюкома
Т. Ньюком исходилиз теории Хайдера и пытался экстраполировать ее на собственно социально-психологическуюобласть, т.е. на область межличностной коммуникации. Он предположил, что тенденцияк балансу характеризует не только интраперсональную, но и интерперсональную систему.Его взгляды не получили изложения в специальной книге, и основным источником поэтомуявляется статья 1953 г. под названием «Подход к исследованию коммуникативных актов»1.
Исходный тезисНьюкома состоит в следующем: когда два человека позитивно воспринимают друг другаи строят какое-то отношение к третьему (лицу или объекту), у них возникает тенденцияразвивать сходные ориентации относительно этого третьего. Причем Ньюком предположил,что развитие этих сходных ориентации может быть увеличено за счет развития межличностнойкоммуникации. Поэтому, если в паре или группе возникает расхождение ориентации поотношению к какому-либо объекту, логично предположить, что потребность в уменьшенииэтих расхождений приведет к увеличению частоты коммуникативных актов. Стремлениек развитию сходных ориентации Ньюком назвал стремлением к «симметрии ориентации»и определил их силу как силу уз между двумя людьми или силу их аттитюдов по отношениюк третьему.
Основная задача,которую ставил перед собой Ньюком, состояла в том, чтобы объяснить, как в группевозникает «давление, принуждающее к единообразию», что и делает группу сплоченной.Для этой же цели выявлялась тенденция группы развивать коммуникативные акты по отношениюк «девиантным» членам, т.е. обладающим несходными аттитюдами.
Подобно Хайдеру,Ньюком построил схему, показывающую, каким образом развитие межличностной коммуникацииспособствует изменению аттитюдов участников взаимодействия. Эта схема получила название«схема А-В-Х», где А выступает как воспринимающий субъект, В— как другая личность,X — как объект, к которому оба имеют отношения. Все рассуждения ведутся подобнотому, как это делается в схеме Хайдера, с точки зрения того, как А воспринимаетВ и X, а именно: А воспринимает как консонанс сходство своего отношения к X и отношенияВ к X. Сходство этих отношений будет порождать привязанность между А и В, и напротив,расхождение этих отношений будет порождать неприязнь между А я В. Развитие же коммуникациймежду А и В будет вести к развитию сходства их отношений к X. Если же обнаружитсярасхождение, А будет стремиться изменить свое отношение к X, с тем чтобы оно сталосходным с отношением В к X. Иным выходом из этой ситуации — при условии, что стремлениек консонансу сохраняется всегда, — является разрушение отношения привязанности междуА и В.
Действие этойсхемы поясняется на примере: пусть А — некий бизнесмен, мечтающий о покупке дорогойлодки, В — жена этого бизнесмена, к которой супруг сильно привязан, X — та самаяновая лодка, которую бизнесмен хочет приобрести и к покупке которой его жена относитсявесьма отрицательно. В обрисованной ситуации возникает дисбаланс. Согласно сформулированнымранее рассуждениям развитие коммуникаций между участниками данного взаимодействия,например, ведение систематических переговоров относительно покупки лодки, можетвызвать три варианта возвращения данной системы в состояние баланса:
1) А изменяетсвое отношение к X (для бизнесмена утрачивается привлекательность лодки), чтобысделать свое отношение к X сходным с отношением В к X.
2) В изменяетсвое отношение к X (жена проникается желанием приобрести лодку), чтобы это отношениестало сходным с отношением А к X.
3) А изменяетсвое отношение к В (бизнесмен утрачивает расположение к супруге) и таким образомдостигает хоть и своеобразного, но консонанса.
Легко видеть,что все три случая возвращения системы в консонантное состояние соответствуют правилам,выведенным Хайдером.1
Модель Ньюкома,так же как и модель Хайдера, применяется в исследованиях по массовой коммуникации.Особую популярность теория Ньюкома приобрела при анализе так называемой убеждающейкоммуникации. Б. М. Фирсов и Ю. А. Асеев замечают по этому поводу: «Модель Хайдера,представляя собой терминологическое описание аффективного поля сознания Рк некоторыхдействующих в нем сил, не является коммуникационной моделью в строгом смысле этогослова. Для своего применения к психологии убеждающей речи она, точно так же, каки бихевиористическая схема формирования рефлекторных связей, должна быть выраженав терминах коммуникативной ситуации. Такого рода преобразованием основной балансноймодели Хайдера к условиям убеждающего речевого воздействия является модель Ньюкома».1
Схема остаетсяв том же виде, меняются лишь обозначения. Вместо познающего субъекта А возникаетреципиент Р, принимающий сообщение, переданное через какой-либо канал массовой коммуникации.Вместо абстрактной «другой личности», чье мнение важно для реципиента, возникаеткоммуникатор К— тот, кто передает сообщение и в нем выражает свое мнение о некоторомобъекте коммуникации. Наконец, сохраняется объект отношения этих двух, который теперьназывается объектом коммуникации X (в качестве этого объекта может выступать любоесобытие, явление, лицо, по поводу которого развернута какая-либо пропагандистскаякампания). Вся схема рассматривается в этом случае вновь с точки зрения восприятияситуации реципиентом Р, т.е. исходы, получившиеся в результате пропагандистскихдействий коммуникатора, будут знаменовать собой изменение позиции Р по отношениюк объекту коммуникации X под влиянием пропагандистского воздействия коммуникатораК. В принципе адекватность модели могла бы быть проверена ее способностью предсказатьэти исходы в каждой конкретной ситуации.
Однако в реальнойпрактике применения этой модели в исследованиях эти предсказания не получаются однозначными:модель ведь может лишь предсказать изменение позиции Р в ситуации дисбаланса, ноне может предсказать направления этого изменения. Восстановление баланса в установочнойсистеме реципиента Р путем изменения отношения к коммуникатору означало бы, чтопоследний не добился своей цели. Противоположный же исход означал бы принятие реципиентомрекомендуемой точки зрения».2 Для практическихже действий в организации пропаганды крайне важно именно конкретно прогнозироватьнаправление изменений установок реципиента. Поэтому модель Ньюкома оказалась в целоммалоэффективной при исследованиях в данной прикладной области.
Но кроме такихчисто практических просчетов, которые допускает модель Ньюкома в прикладных исследованиях,есть и более уязвимые места теоретического порядка. Подобно тому как в модели Хайдера,отсутствуют ясные определения исходных понятий: «симметрия ориентации», «частотакоммуникаций», что считать «достаточной» и что «недостаточной» частотой коммуникаций,предполагает ли «симметрия» равенство сходных ориентации или просто их одинаковуюнаправленность, и др. Кроме того, остается открытым вопрос о связи тех изменений,которые происходят в когнитивной структуре, с мотивацией. И, наконец, вновь схемапредусматривает лишь взаимодействие в триаде, а переход от триады к группе остаетсянеразработанным. Поэтому, так же как и схема Хайдера, схема Ньюкома не продуцируетбольшого количества исследований, хотя и остается известной вехой в развитии теоретическихпредставлений, построенных на идее соответствия. В этом плане рассмотренным двумсхемам четко противостоит теория, предложенная Л. Фестингером.
 
2.3 Теориякогнитивного диссонанса Леона Фестингера
Эта теория, предложеннаяв русле когнитивной психологии американским ученым Л. Фестингером, рассматриваеткогнитивный диссонанс как один из главных факторов, управляющих поведением человека.До теории когнитивного диссонанса Л. Фестингер разрабатывал идеи социального сравнения.Основная суть этих идей состоит в том, что человек имеет тенденцию постоянно сравниватьсебя с другими, причем, чем более он замечает расхождений в способностях, мненияхмежду собой и другими, тем меньше он способен реально оценивать себя.1 Внутреннее состояние человекапри этом оценивается как:
а) консонанс –согласованность в его когнитивной структуре;
б) диссонанс –переживание противоречия между знанием и поведением, между двумя когнициями (элементамикогнитивной структуры.) При этом существуют когниции двух типов – относящиеся ксреде и относящиеся к поведению.
Когнитивный диссонанс– противоречие в системе знаний человека, порождающее у него неприятные переживанияи побуждающее его к действиям, направленным на устранение этого противоречия. Существованиедиссонанса, будучи психологически дискомфортным, вызывает стремление уменьшить егоили препятствовать его росту. Проявление этого стремления включает: изменение поведения;изменение знаний об объекте; игнорирование ситуации.2 Источниками диссонансамогут выступать логическая непоследовательность, то есть логическая противоречивостьдвух суждений; несоответствие когнитивных элементов культурным образцам и нормамповедения; несоответствие данного когнитивного элемента более широкой системе представлений;несоответствие прошлому опыту.
Последствия диссонанса:
а) существованиедиссонанса мотивирует личность уменьшить его и достичь консонанса;
б) личность избегаетинформации, способствующей росту диссонанса.
Л. Фестингер пыталсяизмерить величину диссонанса между двумя когнитивными элементами, определяя ее как«функцию от важности элементов для индивида». Общая величина диссонанса будет зависетьот «весовых коэффициентов» когнитивных элементов, подвергающихся сравнению. Крометого, на величину диссонанса могут влиять следующие обстоятельства: важность принятогорешения; степень привлекательности отвергнутой альтернативы; однородность ситуаций(объектов), подвергающихся сравнению (принадлежность сравниваемых объектов одномуи тому же классу вызывает меньший диссонанс). Один из «защитных механизмов» в снижениидиссонанса – стремление человека «рационализировать» свое решение, оправдать сделанныйвыбор. Меньшую объективность и большую пристрастность в рассмотрении альтернативпосле принятия решения Л. Фестингер трактует как «рационализацию» решения.
Способами уменьшениядиссонанса являются:
— изменение поведенческихэлементов когнитивной структуры, когда из противоположных, амбивалентных мненийвыбирается наиболее подходящее, либо продуцируется интегративное суждение. В данномслучае диссонанс выступает как фактор, мотивирующий изменения в когнитивной структуречеловека и, скорее всего – изменения его последующего поведения;
— изменение когнитивныхэлементов, относящихся к среде (мнения, убеждения других людей, которые должны бытьподвержены изменению, так как они выступают диссонирующим фактором);
— добавления вкогнитивную структуру новых элементов. Данный феномен избирательного подбора человекомспециальной информации, способствующей уменьшению диссонанса, в психологии называется«селективной экспозицией».
В дальнейшем врусле данной теории были экспериментально изучены следующие детерминанты возникновениякогнитивного диссонанса:
— диссонанс какследствие согласия солгать; как следствие преодоления соблазна; как следствие агрессии;как следствие непредвиденных негативных последствий выбора; как следствие напрасныхусилий.
Теория когнитивногодиссонанса, обратившая внимание на ряд интересных закономерностей и стимулировавшаядальнейшие исследования в области психологического анализа конфликта и объяснениямотивации человеческого поведения, тем не менее, имеет и ряд недостатков. Так, например,анализ мотивирующих человеческое поведение факторов сосредоточен на рассмотрениии взвешивании двух изолированных когнитивных элементов. Также не учитывается рольбессознательного, так как человек не всегда может однозначно определить, какие именнокогнитивные элементы вызывают диссонанс. Кроме того, одни и те же факты могут по-разномуоцениваться человеком в зависимости от конкретной ситуации.
2.4 Теорияконгруэнтности
Эта когнитивнаятеория объясняет изменение отношения личности под влиянием потребности установитьсоответствие ее когнитивной структуры одновременно к двум объектам. Авторы теории– Чарльз Осгуд и Перси Н. Танненбаум. Конгруэнтность трактуется как совпадение.В данной теории делается попытка предсказать изменение отношения (аттитюда) личностик двум объектам при стремлении установить соответствие в когнитивной структуре.Для этого используется методика семантического дифференциала.
В основу методикиположено предположение, что в жизни стимул как знак, и стимул как объект, никогдане совпадают. Стимулами могут выступать конкретные люди, события, явления, предметы,к которым так или иначе должен отнестись человек. Методика позволяет выявить отношениеиспытуемого к объекту на основании его отношения к знаку. Причем отношение меняетсяпри вхождении слов в разные словосочетания. Испытуемый, выбирая из биполярных прилагательных– антонимов, фиксирует на специальной шкале наиболее близкий ему ответ. Методикапозволяет выявить направление и интенсивность отношения человека к объекту по тремфакторам: оценки (хороший – плохой), активности (активный – пассивный), силы (сильный– слабый).1
Предположения,позволяющие прогнозировать исходы дисбалансных состояний человека, и составляющиесуть данной теории сводятся к следующему: 1. Дисбаланс в когнитивной структуре человека«Р» зависит не только от общего знака его отношения к двум другим членам триады,но и от интенсивности этого отношения. 2. Восстановление баланса достигается изменениемотношения «Р» к одному или двум членам триады. При этом величина изменения будетобратно пропорциональна интенсивности отношения.1
Конгруэнтность- это процесс безоценочного принятия и осознания человеком своих собственных реальныхи актуальных ощущений, переживаний и проблем с их последующим точным озвучиваниемв языке и выражением в поведении способами, не травмирующими других людей — иначеговоря, при соблюдении человеком условия «как если бы» это озвучивание и выражениебыло адресовано ему самому. Конгруэнтность — это такое динамическое состояние, вкотором человек наиболее свободен и аутентичен в качестве самого себя, не испытываяпри этом потребности в использовании психологических защит, в том, чтобы предъявлятьфасад, прятать себя, например, за маской или ролью «эксперта». Конгруэнтность наблюдаетсяв тех случаях, когда внутренние чувства и переживания точно отражаются нашим сознаниеми точно выражаются в поведении. Конгруэнтность можно рассматривать и как характеристикуобщения, а также как особый режим эффективной работы любого фасилитатора.
Основной тезистеории конгруэнтности Осгуда и Танненбаума заключается в том, что для достижениясоответствия в когнитивной структуре воспринимающего субъекта он одновременно изменяетсвое отношение и к другому человеку, и к тому объекту, который они оба оценивают.Чаще всего данная теория находит практическое применение в области коммуникации,соответственно и примеры приводятся обычно из этой сферы.

Заключение
Проблема общения являетсяосновной для социальной психологии. Анализ общения как сложного, многостороннегопроцесса показывает, что его конкретные формы могут быть весьма различными. Определенноезначение таких исследований бесспорно, но также бесспорна и их ограниченность. Онивскрывают лишь механизм, т.е. форму, в которой организуется этот процесс.
Теоретические научные подходыне исчерпывают актуальность исследования проблемы общения в социальной психологии.Вместе с тем они показывают, что общение должно изучаться как многомерное явление,а это предполагает изучение явления с помощью методов системного анализа.
Общение — взаимодействие двух(или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с цельюналаживания отношений и достижения общего результата. Общение есть не просто действие,но именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками, из которых каждыйравно является носителем активности и предполагает его в своих партнерах.
Посредством общения деятельностьорганизуется и обогащается. Построение плана совместной деятельности требует откаждого ее участника оптимального понимания ее целей, задач, уяснения спецификиее объекта и даже возможностей каждого из участников. Включение общения в этот процесспозволяет осуществить “согласование” или “рассогласование” деятельностей индивидуальныхучастников.

Списокиспользованных источников и литературы
1.      Андреева,Г.М., Богомолова, Н.Н., Петровская, Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия:Теоретические подходы: Учебное пособие для вузов. — М.: изд. Аспект Пресс, 2002.- 286 с.
2.      Андреева, Г.М. Социальная психология.Учебник для высших учебных заведений. — М.: Аспект Пресс, 2001.— 376 с.
3.      Горностай,П.П., Титаренко, Т.М. Психология личности: словарь-справочник.- К.: Рута, 2001.- 320 с.
4.      Ждан, А.Н. История психологии.От Античности до наших дней. Учебник для вузов. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.:Академический проект, 2007. – 576 с.
5.      Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальноевлияние — СПб.: Питер, 2001. — 448с.
6.      Когнитивнаяпсихология /Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова.-М.: ПЕР СЭ, 2002.- 480 с.
7.      Крысько, В. Г. Социальная психология:Курс лекций / В.Г. Крысько. — 3-е изд. — М.: Омега-Л, 2008. — 352 с.
8.      Личностьслово социум: материалы VIII Междунар. науч.практ. конф., 28–29 апреля 2008 г.,г. Минск: в 2 ч. / отв. ред. Т. А.Фалалеева. – Минск: Паркус плюс, 2008. – 256 с.
9.      Марцинковская,Т. Д. История психологии: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. Заведений изд-е9-е. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 544с.
10.    Мещеряков, Б.Г., Зинченко, В.П.Большой психологический словарь, 3-е изд. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. — 633 с.
11.    Проблемыречевого воздействия на аудиторию в зарубежной социально-психологической литературе.Сборникнаучных трудов /под общ. ред. Б.М. Фирсова, Ю.А. Асеева — Л.: Акад. пед. наук СССР, 1973. — 107 с.
12.    Самыгин, П. С., Самыгин, С. И.,Ларькова, Е. П. Cоциальная психология. — М.: Феникс, 2009. — 352 с.
13.    Солсо,Р.Л. Когнитивная психология. — М.: Тривола, 1996. — 598 с.
14.    Соснин, В. А., Красникова, Е. А.Социальная психология М.: Форум, 2010. — 336 с.
15.    Сухов, А. Н. Социальная психология.- М.: Академия, 2009. — 240 с.
16.    Уотсон,Дж. Б. Поведение как предмет психологии (бихевиоризм и необихевиоризм) // Хрестоматияпо истории психологии / Под. ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. — М.: МГУ, 1980.- 234 с.
17.    Уотсон, Дж.Б. Психология как наукао поведении. — М.: АСТ—ЛТД, 1998. — 704 с.
18.    АльбертБандура [Электронный ресурс]. — Режим доступа на 13.03.11: poznay.su/publ/lichnosti_v_psikhologii/lichnosti_v_psikhologii/albert_bandura/19-1-0-5
19.    Повякелъ,Н. И. Социально-когнитивная теория (А. Бандура) [Электронный ресурс]. — Режим доступана 13.03.11: www.psichology.vuzlib.net/book_o287_page_33.html
20.    Скиннер, Б. Ф. и бихевиоризм [Электронныйресурс]. -Режим доступа на 13.03.11: www.skinner.psy4.ru/therapy.htm
21. Ярошевский,М.Г. История психологии [Электронный ресурс]. — Режим доступа на 13.03.11.: psychologylib.ru/books/item/f00/s00/z0000018/st058.shtml


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.