Реферат по предмету "Психология"


Бихевиоризм Дж.Б. Уотсона

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
БЕЛОРУССКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИСТОРИЧЕСКИЙФАКУЛЬТЕТ
БихевиоризмДж. Б. Уотсона
Минск – 2007г.

Бихевиоризмом (от англ.behavior – поведение) называют направление в американской психологии,утвердившее ее предметом поведение, понимаемое как совокупность объективныхреакций на внешние стимулы и не требующее для своего объяснения обращения кпсихическим явлениям. Это направление основано было в 1910-х годах американскимпсихологом Джоном Бродесом Уотсоном (1878–1958), работавшим в университетеДжонса Хопкинса[1].
Дж. Б. Уотсон родился вГринвилле (Южная Каролина) 9 января 1878 г. Учился в университете Фермана и Чикагском университете. В 1908–1920 гг. являлся профессор экспериментальной исравнительной психологии, директор психологической лаборатории университетаДжонса Хопкинса. Умер Уотсон в Нью-Йорке 25 сентября 1958 г.
Большое влияние наформирование Уотсона как ученого оказало развитие в XVIII-XIX вв. концепциирефлекса, основы которой были изложены в работах Ч. Шеррингтона (1857–1952), И.М.Сеченова (1829–1905), И. П. Павлова (1849–1936) и В. М. Бехтерева (1857–1927).Исследования рефлекторных реакций лабораторных животных, опубликованныеШеррингтоном в 1906 г., и учение Павлова об условных рефлексах, согласнокоторому изначально нейтральные стимулы замещают собой другие стимулы, вызывающиесоответствующие реакции, легли в основу концепции «объективной» психологии.
Большое влияние навозникновение бихевиоризма оказали труды американского ученого Э. Торндайка(1874-1949). Сам Торндайк не был бихевиористом, но некоторые основные принципыповедения, открытые им, стали впоследствии непреложными законами бихевиоризма[2].
Во время обучения вЧикагском университете Дж. Уотсон очень тесно работал с психологом Энджеллом.Уотсон увлекся экспериментальной психологией, но его испытуемыми были не люди,а животные. Затем некоторое время он работал с Р. Иерксом (1878-1956). Совместно они изобретали средства определенияспособностей животных к различению зрительных раздражителей. По необходимостиздесь использовался объективный метод.
Начало бихевиоризмуположила статья Дж. Б. Уотсона «Психология, какой ее видит бихевиорист» («Psychologyas the Behaviorist Views It»), опубликованная в 1913 г. в «Психологическом обозрении» («Psychological Review»). Радикальнаядля того времени позиция Уотсона заключалась в том, что психологи должныизучать исключительно поведение, а не интеллект или психическую деятельность.Уотсон признавал единственный метод исследования: объективное наблюдение,отрицая пользу и достоверность любых видов интроспективного анализа. Согласноего взглядам, задача психологии – предсказывать и контролировать поведениечеловека. Поведение анализировалось с точки зрения мышечных и гормональныхреакций, как непосредственно наблюдаемых, так и неявных; реакции следовалоизучать в их связи с изменениями стимулов, возникающих в самом организме или вовнешней среде. Конечная цель усматривалась в объяснении механизмов зависимостиповедения человека от внешних факторов, а также в целенаправленном егоформировании. />
В этой статье впервыепоявились термины бихевиоризм, бихевиорист, бихевиористический. В своейпервоначальной форме бихевиоризм основывался на недостаточно строгой теорииобразования привычек. Но вскоре на нем сказалось влияние работ Павлова иБехтерева об условных секреторных и двигательных рефлексах, и эти работы, всущности, и дали научное основание бихевиоризму. В тот же период возникла школатак называемой объективной психологии, представленная Икскюлем, Беером и Бете вГермании, Нюэлем и Боном во Франции и Лебом в Америке. Но хотя этиисследователи и способствовали в большой мере накоплению фактов о поведенииживотных, тем не менее их психологические интерпретации имели мало значения вразвитии той системы психологии, которая впоследствии получила название«бихевиоризм». Объективная школа в том виде, как она была развита биологами,была, по существу, дуалистической и вполне совместимой с психофизическимпараллелизмом. Она была скорее реакцией на антропоморфизм, а не на психологиюкак науку о сознании.
С точки зрениябихевиоризма подлинным предметом психологии  является поведение человека отрождения и до смерти. Явления поведения могут быть наблюдаемы точно так же, каки объекты других естественных наук. В психологии поведения могут бытьиспользованы те же общие методы, которыми пользуются в естественных науках. Ипоскольку при объективном изучении человека не наблюдается ничего такого, чтоможно было бы назвать сознанием, чувствованием, ощущением, воображением, волей,значит, эти термины не указывают на подлинные феномены психологии.Следовательно, все эти термины могут быть исключены из описания деятельностичеловека. Этими терминами старая психология продолжала пользоваться потому, чтовыросла из философии, а философия, в свою очередь, из религии. Этими терминамипользовались потому, что вся психология ко времени возникновения бихевиоризмабыла виталистической. Сознание и его подразделения являются поэтому не более кактерминами, дающими психологии возможность сохранить — в замаскированной,правда, форме — старое религиозное понятие «души».
Наблюдения над поведениеммогут быть представлены в форме стимулов (С) и реакций (Р). Простая схемаС — Р вполне пригодна в данном случае. Задача психологии поведенияявляется разрешенной в том случае, если известны стимул и реакция. Можнозаменить стимул на прикосновение к роговой оболочке глаза, а реакцию – на моргание– и задача бихевиоризма решена, если эти данные являются результатом тщательнопроверенных опытов. Задача физиологии при изучении того же явления сводится копределению соответственных нервных связей, их направления и числа,продолжительности и распространения нервных импульсов и т. д. Эту областьбихевиоризм не затрагивает, как не затрагивает он и проблемуфизико-химическую — определение физической и химической природы нервныхимпульсов. Таким образом, в каждой человеческой реакции имеются бихевиористская,нейрофизиологическая и физико-химическая проблемы. Когда явления поведенияточно сформулированы в терминах стимулов и реакций, бихевиоризм получаетвозможность предсказывать эти явления и руководить (овладеть) ими — двасущественных момента, которых требует всякая наука[3].
Однако не так легкоподдается разрешению соотношение С – Р в «социальном» поведении. Предположим,что в обществе существует в форме закона стимул «запрещение» (С). Тогда каковбудет ответ (Р)? Потребуются годы для того, чтобы определить Р исчерпывающимобразом. Многие из наших проблем должны еще долго ждать разрешения вследствиемедленного развития науки в целом. Несмотря, однако, на всю сложность отношения«стимул-реакция», бихевиорист ни на одну минуту не может допустить, чтобыкакая-нибудь из человеческих реакций не могла быть описана в этих терминах.
«Основная задачабихевиоризма заключается в накоплении наблюдений над поведением человека стаким расчетом, чтобы в каждом данном случае при данном стимуле (или лучшесказать — ситуации) бихевиорист мог сказать наперед, какая будет реакция или —если дана реакция — какой ситуацией данная реакция вызвана»[4].Совершенно очевидно, что при такой широкой задаче бихевиоризм еще далек отцели. Правда, эта задача очень трудна, но не неразрешима, хотя иным онаказалась абсурдной. Между тем человеческое общество основывается на общейуверенности, что действия человека могут быть предсказаны заранее и что могутбыть созданы такие ситуации, которые приведут к определенным типам поведения(типам реакций, которые общество предписывает индивидам, входящим в его состав).Церкви, школы, брак — все вообще исторически возникшие институты не моглибы существовать, если бы нельзя было предсказывать (в самом общем смыслеэтого слова) поведение человека. Общество не могло бы существовать, если бы ононе в состоянии было создавать такие ситуации, которые воздействовали бы наотдельных индивидов и направляли бы их поступки по строго определенным путям.
Бихевиористы оченьактивно работали с материалами экспериментов на животных. Допустимость использованияданных, полученных в ходе экспериментов на животных, Дж. Б. Уотсон обосновал всвоей работе «Психология с точки зрения бихевиориста».
Психология человека несправляется с выполнением требований, предъявляемых к ней как к естественнойнауке. Изучение человеческого сознания методом интроспекции ошибочно. В ходеэтого изучения психология все дальше и дальше уходит от насущных проблем,которые затрагивают жизненно важные интересы человека.
Психология с бихевиористской точки зрения есть чисто объективная,экспериментальная область естественной науки, которая не нуждается винтроспекции. Психология может использовать в своих исследованиях результатыэкспериментов с животными, т. к. поведение человека и поведение животныхследует рассматривать как в равной степени существенные для общего пониманияповедения. Можно обходиться без сознания в психологическом смысле. В этомсмысле о сознании можно сказать, что оно является инструментом или средством, спомощью которого работают все науки. Проблема сознания является проблемойфилософской (или религиозной), но ни в коей мере не психологической;
С предлагаемой в бихевиористской концепции точки зрения факты поведенияживотных имеют ценность сами по себе без обращения к поведению человека. Вбиологии исследование видовых различий и унаследованных черт животных образуетотдельный раздел, который должен излагаться в терминах законов, лежащих воснове жизнедеятельности данного вида. Выводы, достигаемые таким путем, нераспространяются на какую-либо другую форму. Несмотря на кажущийся недостатоквсеобщности, такие исследования должны быть выполнены, если эволюция как целоекогда-либо будет регулируемой и управляемой. Подобным образом законы поведенияживотных (область реакций и определение действующего стимула, образование навыка,устойчивость навыка, интерференция и закрепление навыков) должны бытьопределены и оцениваемы в себе и для себя, независимо от того, насколько ониявляются всеобщими и имеющими значение и для других форм, если явленияповедения когда-либо войдут в сферу научного контроля.
Кроме этого, Уотсон утверждал, что отказ от состояний сознания каксамостоятельного объекта исследования уничтожает барьер, который существуетмежду психологией и другими науками. Данные психологии становятсяфункциональными коррелятами структуры и сами сводятся к объяснению вфизико-химических терминах. Психология у Дж. Уотсона есть наука о поведении.Она должна пренебречь несколькими из действительно существующих проблем, скоторыми имела дело психология как интроспективная наука. Уотсон считал, чтоэти оставшиеся проблемы могут быть сформулированы таким образом, чтоусовершенствованные методы поведения (вместе с теми, которые еще только будутоткрыты) приведут к их решению.
Развитие предложеннойУотсоном системы потребовало переформулировки традиционных психологическихпонятий в терминах унаследованных и приобретенных реакций, явных или неявных,физиологических, двигательных или словесных. Так, эмоции были определены какнаследственный способ реагирования, в котором преобладают неявныефизиологические и гормональные реакции. Инстинкт рассматривался как явныйнаследственный способ реагирования. Позднее, проведенные Уотсоном исследованияповедения детей не подтвердили наличия таких способов реагирования. Числосложных незаученных реакций, появляющихся при рождении или вскоре после него,было относительно невелико. Это привело ученого к необходимости совершенноотвергнуть теорию инстинкта. Не найдя больше данных, которые подтверждали бысуществование наследственных форм поведения, а также существованиенаследственных специальных способностей (музыкальных, художественных и т.д.),он полностью отбросил понятие инстинкта. Формирование поведения, отнепроизвольных движений и крика новорожденного до сложных навыков и речевыхреакций взрослого, Уотсон объяснял павловскими условными рефлексами. Он считал,что при наличии сравнительно немногочисленных врожденных реакций, которыеприблизительно одинаковы у всех детей, и при условии овладения внешней ивнутренней средой возможно направить формирование любого ребенка по строгоопределенному пути. «Дайте мне дюжину здоровых крепких детей и людей, и явозьмусь сделать из каждого из них на выбор специалиста по своему усмотрению:врача, коммерсанта, юриста и даже нищего и вора, независимо от их талантов,склонностей, тенденций и способностей, а также профессии и расы их предков»[5],- говорил Уотсон.
Из своих экспериментовУотсон сделал вывод о том, что страх, отвращение и прочие эмоции взрослых людейвозникают в детском возрасте на основе условнорефлекторных связей между внешнимираздражителями и несколькими  базальными аффектами. Эти взгляды ученый так же изложилв своей книге «Психология с точки зрения бихевиориста».
Принцип «обусловливания»(условно-рефлекторной детерминации) Уотсон распространил также и на мышление,предложив «периферическую теорию», согласно которой мышление идентичносубвокальному (неслышному) проговариванию звуков громкой речи, а если эти  звуки  являются условными сигналами обозначаемых ими объектов. Говоряуотсоновским языком, мышление – это «навык гортани», и его органом   служит немозг, а гортань. В молодости Уотсона воодушевляла мысль о  возможностипревратить психологию в науку, способную  контролировать и предсказыватьповедение. Теперь, развивая эту мысль, он выдвинул план переустройства обществана основе бихевиористской программы. Согласно Уотсону, манипулируя внешнимираздражителями, можно «изготовить» человека любого склада, с любыми константамиповедения. Отрицалось значение не только прирожденных   свойств, но и собственных убеждений личности, ее установок и отношений – всей многогранностиее внутренней жизни.
Свои взгляды Уотсонизложил в двух основополагающих трудах: «Поведение: Введение в сравнительнуюпсихологию» («Behavior:An Introduction to Comparative Psychology», 1914) и «Психология с точки зрения бихевиориста» («Psychology from the Standpoint of a Behaviorist», 1919).
В 1911 г. аналогичные идеи выдвинул М. Ф. Мейер  (1873–1967), стремившийся приблизить  психологию кфизиологии. Ученик Мейера А. П. Вейсс (1879–1931) поддержал и расширилпредставления Уотсона по многим вопросам, поставив цель преобразоватьпсихологию в естественнонаучную дисциплину. К. С. Лешли (1890–1958), последовательУотсона, и У. С. Хантер (1889–1954), учившийся, как и сам Уотсон, у Дж.Энджелла в Чикагском университете, внесли существенный вклад в развитиетеоретических и экспериментальных основ бихевиоризма.
Некоторые принципыбихевиоризма были пересмотрены в 1930–1940-е годы, когда сложилось новоенаправление – необихевиоризм, изучавшее поведение с учетом «промежуточныхпеременных» – познавательных и мотивационных процессов, опосредующих связьмежду стимулом и реакцией. Кроме того, в противовес механической трактовкеповедения как суммы простейших реакций в необихевиоризме утвердилось пониманиеповедения как целостного и целенаправленного акта. Наиболее видныепредставители необихевиоризма – Э. Ч. Толмен (1886–1959), К. Л. Халл(1884–1952), Б. Ф. Скиннер (1904–1990).
Бихевиоризм родился не так, как обыкновенноепродолжение определенного направления в науке. А именно так представляют своюисторию бихевиористы. Бихевиоризм изначально призван решать конкретные проблемыамериканской жизни, о чем свидетельствует утверждение родоначальника этогонаправления в психологии Уотсона о том, что бихевиоризм предполагает стать лабораториейобщества. Бихевиористы задались целью найти такой механизм в человеке, черезкоторый можно было бы управлять человеком, побуждать его к действию, и такимобразом, использовать человеческий материал в интересах господствующего класса.
Основным понятиембихевиоризма является известная формула – «стимул-реакция». В рамках этогопонятия укладываются все виды поведения – от животных до социальных. Поведениеживотного и человека бихевиористы рассматривают как сумму реакций организма навнешние раздражители – стимулы. По мнению Д. Уотсона, знание характера связираздражителей и реакций дает возможность предугадывать поведение людей. Болеетого, на этой основе можно моделировать такие ситуации, которые приводят копределенным типам поведения.
 

Списокиспользованной литературы.
1.        Ждан А. Н.История психологии: Учебник. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 367 с.
2.        Общая психология:учеб. пособие / Л. А. Ванштейн и др. – Мн.: Тесей, 2005. – 368 с.
3.        Общая психология:Учеб. пособие для студентов пед. институтов / В. В. Богословский, А. А.Степанов, А. Д. Виноградова и др.; Под ред. В. В. Богословского и др. – 3-еизд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1981. – 383 с.
4.        Толмен Э. Ч.Бихевиоризм и необихевиоризм // Хрестоматия по истории психологии / Под. ред.П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. – М.: Изд-во МГУ, 1980. – С. 47-54.
5.        Уотсон Дж.Поведение как предмет психологии (бихевиоризм и необихевиоризм) // Хрестоматияпо истории психологии / Под. ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. – М.: Изд-воМГУ, 1980. – С. 34-44.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.