Реферат по предмету "Психология"


Биосоциальное развитие человека будущего

Курсоваяработа
 
Биосоциальноеразвитие человека будущего

Содержание
 
Введение
Глава 1. Биологическое и социальное в развитии человека
1.1 Трудовая деятельность и адаптация как важнейшие факторы антропосоциогенеза
1.2 Сравнение животного и человека
Глава 2. Пути развития человека будущего
Заключение
Литература

Введение
Человек как уникальное существо имеет двойственную природу. Содной стороны – он биологический вид со всеми присущими ему характеристиками. Сдругой стороны – он социальное творение, поскольку именно социальные институтыформируют человека Человеком.
Развитие человека как биосоциального существа к настоящему времениуспешно исследовано антропологами, социологами и антропосоциологами. Конечно, исейчас остаются неразгаданными многие загадки человечества в рамках различныхнаук о человеке, однако общая картина принципов и этапов развития очерчена,осталось лишь великое множество занимательных для исследователей частностей. Араз общая тенденция развития нам открыта, можно предположить и то, чтопроизойдет в не столь отдаленном от нас и наших поколений будущем.
О людях нового времени сейчас размышляют многие авторы, как всемизвестные, издающие печатные версии своих философских размышлений ифантастических романов, так и никому не известные писатели, скромно публикующиесвои мысли на сайтах Интернета. Как бы то ни было – тема эта живая иактуальная, ведь мы уже дышим воздухом нового времени, а наши дети и дети нашихдетей будут этими людьми будущего.
Целью данной работы является изучение путей развития человека вбудущем. В первой главе работы автор проанализировал некоторые трудыантропологов, антропосоциологов и социологов, чтобы показать общие принципы иусловия развития человека и его отличие от развития животных. Вторая главапосвящена анализу современных публикаций на исследуемую тему. В ней такжепредставлено собственное отношение автора к поднятой проблеме.
В исследовании были использованы работы известных авторов вобласти знаний о человеке и его развитии – И.Л. Андреева, В.В. Бунака, О.В. Мосина,Я.Я. Рогинского, а также статьи современных авторов, опубликованные в сети Интернет.

Глава 1. Биологическоеи социальное в развитии человека
Неограниченный общественный прогресс связан с появлением человекакак биосоциального существа, характеризующегося разумом и ярко выраженнойсоциальной направленностью. Как разумное существо, производящее материальныесредства производства, человек существует около 2 миллионов лет, и почти всеэто время изменения условий его существования приводили к изменениям самогочеловека – в процессе целенаправленной трудовой деятельности совершенствовалисьего мозг, конечности, развивалось мышление, формировались новые творческиенавыки, коллективный опыт и знания. Все это привело к возникновению около 40тыс. лет тому назад человека современного типа – Homo sapiens (человек разумный),который перестал меняться, но вместо этого стало сначала очень медленно, апотом все более стремительно изменяться общество [1].
Человек как уникальное существо имеет двойственную природу. Содной стороны – он биологический вид со всеми присущими ему характеристиками. Сдругой стороны – он социальное творение, поскольку именно социальные институты формируютчеловека Человеком. Социальное и биологическое начала вчеловеке отражаются в общественной, биологической и социальной формациях, атакже в науке и культуре. Будучи высокоразвитым социальным существом, человек –единственный на Земле организм, обладающий четко выраженной социальнойсущностью, коллективизмом, языком и правовыми знаниями. Социальная сущностьчеловека определяет не только законы развития общества, но и уровень развитостиего общественного мышления, морально-нравственных качеств, этических ирелигиозных воззрений и др., что позволяет моделировать структуру обществабудущего [6].
Но человек – это и биологический вид, наделенный врожденными (генетическими) инстинктами выживания,продолжения рода и сохранения потомства (семьи), которые на современном этаперазвития все больше сближаются с социальными инстинктами. Поэтому правильнеебыло бы охарактеризовать человека как существо биосоциальное, то есть черезпонятие, отражающее двойственность его природы – диалектическое единство иборьбу противоположностей, ответственные с одной стороны за мир и любовь, а сдругой – за разрушительные последствия – преступления, убийства, войны и др.[7].
Биологическое и социальное в природе современного человекаорганически связаны друг с другом, и выражаются на современном этапе егоисторического развития, прежде всего в инстинкте размножения и сохраненияпотомства, в потребности общения, дружбе, любви, выражении эмоций, формированиисоциальных норм общежития и др. Поскольку все биологическое в нем становитсяего наследством (биологическим генофондом), а социальное генетически ненаследуется, а закрепляется в течении ряда поколений как коллективный опыт(право, наука, искусство, культура и др.), эволюция человека на современномэтапе включает в себя биологическую (размножение, сексуальное поведение, заботао потомстве) и социальную доминанты развития человеческого общества. Насовременном этапе развития социальная доминанта является преобладающей иформирует социальное поведение, безусловно, отражающееся на формированииправового мышления. Однако, вследствие того, что биологическое определяетсохранение и репродукцию человека как вида, оно определяет процессестественного отбора в обществе природных индивидов, заставляя человекабороться за выживание в коллективе себе подобных индивидов, постоянно изыскиваявсе новые формы борьбы за жизнь и выживание, приобретая новые знания иколлективный опыт. Социальная форма развития материи возникла лишь с появлениемчеловека и образования первых общественных формирований людей (общин), авпоследствии и государственных образований и правовых систем.
1.1     Трудовая деятельность и адаптация какважнейшие факторы антропосоциогенеза
Антропосоциогенез – это процесспроисхождения человека, становление его как биологического вида (антропогенез)в процессе формирования общества, которое, в свою очередь обозначаетсясоциальным развитием или социогенезом. Методологической основой антропогенезаявляется естественно-материалистическая теория развития, генетика и дарвинизм,диалектически объясняющие взаимоотношения биологического и социального факторовэволюции человека как замещение более высокой формы материи – социальной, болеенизкой – биологической, которые не отменяются, а лишь подчиняются ипреобразуются первой [6].
Многие авторы антропологических, социологических иантропосоциологических теорий отмечают, что важную роль в процессеантропогенеза играла осознанная целенаправленная трудовая деятельность, повлекшаясовершенствование головного мозга, развитие конечностей, формирование сознания.Роль труда как основного фактора антропогенеза была неодинаковой на разныхэтапах его развития, поскольку в ранней стадии первобытного общества (стаде)прогресс в социальной организации в значительной мере зависел от биологическихизменений человека. В целом процесс антропогенеза сопровождался постепеннымсужением сферы действия естественного отбора в сторону возникновенияобщественных закономерностей и создания социальной и культурной Среды [2].
Данные антропологии и археологии доказывают роль целенаправленнойтрудовой деятельности как основного фактора антропосоциогенеза в процессесоциального развития человека.
Но человек существует не просто так сам по себе, он существуетвнутри экологической системы. Главной отличительной чертой антропоэкологическихсистем является наличие в их составе сообществ людей, обладающих направленнымсознанием, высокоразвитой психикой и социальной организацией. Сообщества людейразличаются по способу производства материальных ценностей, структуресоциально-экономических отношений. Активностью сообществ людей на занимаемойтерритории определяется уровень воздействия их на окружающую среду.Развивающиеся сообщества (например, в период индустриализации) характеризуютсянаряду с ростом численности населения, увеличением потребностей его в продуктахпитания, сырье, водных ресурсах, размещении отходов. Это повышает нагрузку наприродную среду, интенсифицирует использование биотических (совокупность живыхорганизмов, оказывающих влияние на человека, служить его пищей, средой обитанияи т. п.) и абиотических (неорганические условия обитания организмов, химическийсостав воздуха, воды, почвы, температура, влажность и т. п.) экологическихфакторов среды. Комплексы таких факторов имели разнонаправленное действие начеловеческие популяции, в результате которых в разных климато-географическихзонах сформировались разнообразные адаптивные типы людей.
Адаптивный тип представляет собойнорму биологической и физиологической реакции на комплекс условий окружающейСреды и проявляется в развитии морфофункциональных, биохимических ипсихологических признаков, обеспечивающих оптимальную приспособленность кданным условиям обитания [2].
В процессе существования антропоэкологических системвзаимодействие людей и природной среды осуществляется по трем основнымнаправлениям:
-         Во-первых, происходят изменениябиологических и социальных показателей отдельных индивидуумов и общества вцелом, направленные на удовлетворение требований, предъявляемых человекуокружающей средой.
-         Во-вторых, соответственно изменяетсясознание человека.
-         В-третьих, осуществляется перестройкасамой окружающей Среды для удовлетворения требований человека, в результатекоторой природные запасы постепенно истощаются [6].
Общим результатом биологических и социальных процессов вантропоэкологических системах служит приспособленность человеческих сообществ кжизни в средах обитания и культуры. Особенность такой приспособленности вотличие от приспособленности к среде популяции других живых организмов состоитв том, что человек адаптируется к условиям жизни не только физиологически, нопсихологически, эмоционально. И именно психологическая адаптация, на нашвзгляд, имеет ведущую роль в современном мире. Это в первые тысячи лет развитиячеловек видоизменялся в основном физиологически, менялось строение его тела,костей, черепа, развивались адаптивные механизмы функционирования прямоходящихсуществ. Сейчас тоже можно наблюдать некоторые изменения, сравнивая, например,людей разных столетий, однако они не так масштабны, как филогенетические, ибольшим изменениям скорее подвергаются наши мозговые функции, и проистекающаяиз них психология.
Благодаря биосоциальной природе человека адаптации его к условиямобитания имеют отчасти биологическую, психологическую и социальную природу. Внастоящее время преобладающее значение для освоения человеком новых средобитания и создания лучших условий жизни в уже освоенных средах имеютсоциально-гигиенические мероприятия, результатом которых служитсовершенствование комфорта в местообитаниях людей. Адаптации создаются поотношению к факторам как природной, так и искусственной Среды, поэтому ониносят не только экологический, но и социально-экономический характер [1].
Каждый человек представляет собой индивидуальность, поэтомуэкологические и социальные адаптации дополняются психологическими.Индивидуальные и групповые адаптации человека в отличие от биологическихадаптаций других организмов обеспечивают наряду с выживанием и воспроизведениемпотомства выполнение им социальных функций, важнейшей из которой являетсятрудовая деятельность.
Благодаря наиболее высокому уровню организации человека, которогоон достиг как биосоциальное существо, его взаимоотношение со средой обитанияимеют существенные особенности.
-  Во-первых, человек в отличие отживотных не только пользуется природными ресурсами, но, действуя на окружающуюсреду целенаправленно и осознано, господствует над ней, адаптирует условия ксвоим потребностям. Это достигается благодаря наличию высокоорганизованнойпсихики (психосоматическая адаптация), что позволяет ему заселять самыеразнообразные условия обитания.
-  Во-вторых, человечество представляетсобой единственный на Земле вид, обитающий повсеместно, что превращает его вэкологический фактор с глобальным распространением влияния. Благодарявоздействию на все главные компоненты биосферы влияние человечества достигаетсяв самых отдаленных экологических зон планеты.
-  Еще одна особенность человека как экологического фактора заключаетсяв активном, целенаправленным, осознанном воздействии на окружающую среду.Сознание человека обращается им на изменение Среды обитания. Экологическийоптимум существования человека на основе его биологических и психическихпроцессов ограничен, и возможность широкого расселения достигается не путемизменения людьми их собственной физиологии и психики, а путем созданияочеловеченной Среды [6].
Созданием вокруг себя искусственной среды обусловливается также испецифика человека как объекта действия экологических факторов. Это действиевсегда опосредовано результатами производственной деятельности людей. Врезультате естественные экосистемы вытесняются антропогенными экосистемами,абсолютно доминирующим экологическим фактором которых является сам человек.Среда обитания человека таким образом включает биоприродный исоциально-культурный компоненты, или естественную и искусственную Среды.Причем, в естественной и культурной средах человек представлен какбиосоциальное существо.
1.2     Сравнение животного и человека
Итак, в процессе антропогенеза сформировался новый человеческийгенотип. Благодаря чему человек стал автономным существом. Животныебессознательны, ими руководят инстинкты. Общественному сознанию присущисущественные особенности:
1) общественное сознание является системной, характеризуетсявзаимосвязанностью;
2) оно основано на общественном опыте, поскольку труд уже посвоему происхождению является совместной, коллективной деятельностью; иорганизацией;
3) осуществляется в символической форме (появляются язык, культураи т. п.).
Поведение животного представляет собой одну из формфункционирования его организма. Структура организма детерминирует потребностиживотных и программы их поведения. Всякое животное рождается на свет уже будучинаделенным определенным набором биологических и генетических свойств,инстинктов и т. п., которые обеспечивают его приспособленность к условиямобитания и в конечном итоге саму жизнь и существование. Все люди, живущие наЗемле последние 35-40 тыс. лет, относятся к одному и тому же биологическомувиду homo sapiens (человек разумный). Поведение людей очень напоминаетповедение сообществ высокоорганизованных животных, каковыми являютсячеловекообразные обезьяны. Но все же оно различно, поскольку человек создаетновую среду обитания, преобразует ее в соответствии со своими потребностями [4].
Главными средствами передачи программы, определяющей поведениелюдей, является язык, речь, показ и пример. Место «генетических конструкций»занимают нормы, место наследственности – преемственность, сохраняемая ипередаваемая посредством культуры. Культура – исходный отличительный признаксообщества людей разумных. Общество – это не просто совокупность индивидов.Объединения имеются и у животных. Однако они представляют собой либо стадо, гдедоминирует индивидуальный инстинкт самосохранения, либо специфическиебиологические «сверхорганизмы» (типа муравейника), в которых отдельныеорганизмы живут по принципу разделения функций и представляют собой некотороебиологическое целое [4].
Человек – существо биосоциальное, ему присущи как биологическиетак и социальные качества. Это предполагает выявление конкретных детерминантего природы, их анализ и взаимодействие. Биосоциальное бытие человека предстаетв нескольких разномасштабных формах: в единичной форме личности, в особенныхформах типов человека (половых, возрастных, исторических, этнических,социальных), наконец в общей родовой форме – человечестве в целом.Биологическое и социальное в человеке реализуется через его поведение,деятельность, культуру и др. Человек не только творит культуру, но и сам творимею. Эта неоспоримая диалектическая связь природного, социального и культурногов человеке и делает его самой сложной из всех существующих в мире живых систем[7].
Особенно важна роль общения между людьми. Современные исследованияпоказывают, что высшим животным присуще образное мышление, о чемсвидетельствует, например, способность обезьян к сложной орудийнойдеятельности, в том числе к изготовлению простейших орудий труда. Животныеспособны актуализировать образы предметов и воспроизводить их. В экспериментахс шимпанзе отчетливо видно, что последние используют протоязык (мимиознаки,кинезнаки, физиознаки). Есть сведения об элементах функционального употребленияими знаков. Они могут даже их комбинировать. Но даже высшие животные не могутперейти от коммуникации, построенной по принципу часть-целое, к коммуникациизнак-значение. Язык антропоидов, усвоенный ими в экспериментах, не служит дляпознавательной деятельности, для регуляции собственного поведения и психическихпроцессов. Его употребление носит эгоцентрический характер, в отличие отобщественного использования языка человеком [7].
В материальном производстве человека воплощен процесс творчества,направленный на изготовление орудий и предметов труда с заданными свойствами.Эта деятельность немыслима вне общества. Поэтому человека как вид отличает егообщественность. Только высокоорганизованные животные, наделенные общественными(генетическими) инстинктами аналогичные человеку, собравшиеся в общество(первобытное стадо) могут организоваться и поддерживать равновесие между егочленами. Общество представляет собой самоподдерживающуюся биосоциальнуюсистему. Ее функции во многом сходны с функциями других биологических систем:общество может расти, развиваться и поддерживать свое существование визменяющихся условиях среды, восстанавливать разрушенные связи и устанавливатьновые, обмениваться энергией и т.п. Более того, общество осуществляет своифункции, например рост, благодаря непрерывному процессу прибавления и убавленияиндивидов, который не изменяет численность популяции, как целого. Поэтому ееструктура сохраняется как уникальная единица, в то время как ее частипостепенно подвергаются изменениям.
Эти функции общество выполняет благодаря уникальнымприспособлениям к общественной жизни, связанные с существованием кооперативныхотношений (отношений сотрудничества) между его членами. Оно выживает как целое,потому, что определенные виды работ выполняются определенными членами общества.Во многих отношениях общество напоминает единый общий механизм с совокупностьюединичных элементов, каждый из которых имеет определенную программу и каждыйдолжен ее выполнить, чтобы производительность была эффективной.
Чтобы общество выжило как целое, необходимо развитие специальныхприспособлений к общественнной жизни для решения двух основных проблем.Во-первых, обществу нужны приспособления, для преодоления недостатков(конфликтов, ссор), которые возникают при объединении животных в группы.Во-вторых, в число этих приспособлений должна входить система для координациидеятельности членов общества. Последнее подразумевает существование системысвязи членов группы друг с другом, так как без такой системы члены группы несмогут эффективно кооперировать друг с другом [9].
Как показали многие исследования сообществ высокоорганизованныхживотных, образование обществ дает множество благоприятных эффектов. Вчастности, происходит сближение животных разного пола, необходимое длясовместного удовлетворения жизненных потребностей, возникает возможностьсоциальной специализации. Соответствующие индивиды проявляют свои способности вкачестве лидеров, вожаков, защитников группы и стражей в то время как другиемогут специализироваться на добывании пищи, вскармливании и воспитании потомства.Думается, что в суммарном результате действие этих приспособлений должноприводить к более эффективному удовлетворению потребностей целой группыживотных. Однако, следует отметить, что хотя образование общества иобеспечивает указанные преимущества, оно же приводит к некоторым неудобствам,выражающихся в близком контакте членов общества и как следствие возрастаниемуровня конкуренции за пищевые ресурсы, и напряженности в обществе, увеличениеконфликтов, ссор и др. В результате часть энергии, которую общество могло быиспользовать на выживание, непроизводительно растрачивается. Вывод состоит втом, что пока у общества нет приспособлений к общественной жизни, частьожидаемых преимуществ, связанных с объединением в общество, не реализуется,пока общество не найдет определенный компромисс в формах оптимальнойорганизации общественной жизни [7].
Таким образом, делая вывод из данной главы, можно сказать, что каксистема общество в целом и человек в частности будет существовать в том виде,который предопределен ей природой, но качество и суть развития этой системы зависитот тенденций современности и уровня общественной организации.

Глава 2. Путиразвития человека будущего
 
Говоря о развитии человека будущего в первую очередь необходимообратить внимание на настоящее. Где и как мы живем? Какие процессы протекают вмире? Что из этого всего получится впоследствии?
Есть разные мнения. Кто-то говорит, что в сложившихся условиях всевозможныхкризисов, обостренных ситуаций в экономике, экологии, политике и прочихзначимых сферах, в условиях личностной деградации и общего падения нравов,недееспособности государственных систем и прочих, прочих факторов, будущего унаших людей нет.
Однако вряд ли развитие человека какбиосоциального существа может остановиться. Даже сегодня мы наблюдаем странныеэволюционные скачки, которые определены нарастающим футурошоком. Такамериканский социокультурный провидец Олвин Тоффлер назвал реакцию людей наэкспоненциальное нарастание новизны, скоростей и многообразия в интенсивно развивающемсямире ближайшего будущего. Уже сегодня футурошок можно рассматривать в качествеважнейшего фактора естественного отбора, давление которого не может не повлиятьна дальнейшее развитие человека как вида. Новые люди, адекватные динамичнотрансформирующейся информационной среде, будут отличаться от своих менееудачливых собратьев по виду тем, что их нервная система и ценностные структурыбудут очень гибки, мощны и эффективны, что позволит им самым что ни на естькачественным образом успешно ориентироваться в ставшей главной для сегодняшнихлюдей информационной среде [8]. Эта среда непрерывно воссоздается, имея вкачестве структурной основы каналы масс медиа, всевозможные линии коммуникаций,включая Интернет, и состоящая из грандиозного обилия непрерывно меняющейсяинформации. Именно информационная среда станет для человека будущего средой егообитания и условием развития.
Конечно,вынужденно развиваемое умение эффективно оперировать колоссальнымиинформационными массивами и формируемая способность четко ориентироваться встремительно изменяющейся сигнальной среде непременно вызывают определенныеизменения в строении нервной системы и требуют существенной реорганизациителесных структур организма. Однако главным отличием новых людей все же станутновые принципы организации работы с информацией, новые психотехнические подходык интенсификации переработки поступающих извне сигналов и особые рекреационныенавыки, позволяющие своевременно и в полноте восстанавливать израсходованныеэнергоресурсы организма для продолжения цивилизованной эволюционной гонки.Нравится нам информационный бум и экологическая катастрофа или нет – таковареальность нашего ближайшего будущего [8]. Именно приспособившиеся ксвоевременной обработке нужной информации, умеющие отфильтровывать из всегопотока лишнее и затрачивающие на этот процесс минимальное количество сил ивремени люди уверенно шагнут в будущее и будут строить его.
Однакоприспособление к обитанию в информационной среде, по мнению некоторых авторов,должно сопровождаться перестройкой личности человека будущего, переоценкой имжизненных приоритетов. Так люди будущего будутхудожественно и разумно пестовать институт семьи, они станут проявлятьнеустанное внимание к развитию детей и сделают главным предметом своей заботысобственную душу, ведь это – родники человечности, причинные корни любыхвнешних событий и источники любых развивающихся отношений и деятельностей [8].
В условиях информационного века для человека будущего будут важныменеджерские качества. Аналогия проста: сложное техническое устройство, будучиразобранным на части, совершенно неэффективно, хотя сами элементы недеформированы и изменениям не подвергались. Нарушилось системное качество,которое и составляло отличие устройства от обычной кучи металлических деталей.Тот же, кто собрал эти детали в единое функционирующее целое и гибко управляетим в соответствии с изменяющейся обстановкой, фактически сам посредством своихорганизационных усилий порождает новое качество, не присущее механической суммечастей. Менеджеры в Новую Эпоху станут едва ли не главными действующими лицамив самых разных сферах жизни. Разумеется, они войдут в элиту, т.е. будутпринадлежать сообществу тех, кто обеспечивает управление и развитие общества.Разумеется, основой всякого эффективного управления другими является грамотноеуправление собой, а для такого аутоменеджмента необходимо глубоко узнать себя[8].
Глубокое познание своей личности, по мнению многих авторов, такжебудет носить первостепенную значимость для людей будущего. Мы уже отмечаливыше, что человек имеет двойственную натуру – он и биологичен и социален. Внастоящее время среди людей можно видеть крайне биологические личности, имеющиесвоей целью удовлетворение животных инстинктов: жажду иметь лучшие территории,больше денег, власти, секса, и прочие биологические инстинкты, проявляющиеся вжизни людей. Можно также видеть и высокосоциальных, духовных людей, желающихпрожить свою жизнь ради создания какого-либо блага для общества, будь топроизведение искусства, благотворительность, социальная миссия и т.д. Какотмечает в своей статье К.Сельчёнок, именно бинарность, амбивалентность целостных состояний новыхлюдей позволит последним эффективно и гибко управлять собственной жизнью, умелоакцентируя то одни, то другие аспекты живых антиномий.
Хочется отметить, что только сейчас человечество мало-помалуприходит к мысли о целесообразности развития интуитивных способностей своегомозга. Настало время обращения к развитию нового качества разума [8]. Работа с большими объемамиинформации не позволяет использовать только логику. Логика нужна для изучения,анализа, но в мире, где на многие вопросы уже есть ответы и их нужно знать,нельзя пользоваться только логикой. Нужна развитая интуиция, работаподсознания, которую наш мозг выполняет самостоятельно, без нашегосознательного участия, просто, как компьютер, выдавая ответ при заданныхпараметрах поиска.
В связи с мыслью о компьютерных возможностях нашего мозга, скрытыхот нас, хочется поразмыслить над статьей Г.Ведич, где человек представлен как биологическая бинарная система ирассмотрены принципы его дальнейшего развития.
Автор утверждает, что жизнь Человека это рефотосинтез солнечнойэнергии из пищи и распределение этой энергии между подсистемами тела дляобеспечения их теплом, а головного мозга – теплом и электроэнергией. Жизньорганизма Человека, как и всех животных, обеспечивается шестью биологическимифункциями: дыхание, питание, опорожнение, сохранение гомеостаза, иммунитетпротив микромира и воспроизводство. Седьмой наивысшей функцией Человекаявляется электронное мышление, ради которого он создан Космосом. Эти функцииобеспечивают длину и качество личной биологической жизни Человека.
Единственной ценностью Человека в Космосе является длина егобиологической жизни, которая представляет собой течение и трансформациюсолнечной энергии в теле и головном мозге, но Человек ценит не жизнь, а деньги,при помощи которых он выигрывает эту энергию методом обмена-обмана. Игра вобмен-обман и является причиной массового стресса, укорачивающего жизнь Человека,а так же причиной всех войн, революций, бандитизма, терроризма и прочихсоциальных преступлений [3].
В следующей энерго-технологической эре начнётся не периодическое,а непрерывное усовершенствование Сознания каждого Человека в течение его жизни.Для этого необходима полная реформа системы образования. С потерей ценностиматерии и осознании человечеством ценности энергии, которая вматериалистическом периоде затрачивалась на производство ненужных предметовроскоши, человечество вернётся с революционного механизма совершенствованияСознания на природный эволюционный механизм [3].
Таким образом, еще одним из путей развития человека есть путьпереосмысления ценности материи, ценности ресурса, ценности своего сознания,своего отношения к окружающей материи. Можно согласиться с этим автором, что мысейчас захламлены различными видами продукции, в большинстве случаевдействительно нужной, а в большинстве надуманной. А ведь на все это тратятсяресурсы, и не только материальные, но и сознательные. Многие бездумно поддаютсявлиянию рекламы и заставляют себя думать о вещах второстепенных по отношению ксобственно жизни – что сделать в первую очередь педикюр или маникюр?, а домаребенок сидит с чужой тетей, которая ласково называется в нашем обществе няней.Никто не отменял опрятный внешний вид, но… Так ли должно развиваться нашеобщество? Информационный бум настал и надо учиться в нем выживать, не теряяглавной цели нашего существования – жизни. А не потребления товаров.
Автор пишет, что при смене эры (века цивилизации) на планетеменяются температурные условия и магнитное поле планеты, что вынуждает живыесистемы менять методы получения энергии, а значит общий вектор цели. Этотнеизменный механизм является законом синусоидального периодического развитияСознания человечества. Прошлую эру цивилизация развивалась с целью изучениястроения материи внешнего мира, познание которой разделено для органов чувствЧеловека на три уровня: мегамир (Космос), мезамир (Биосфера планеты) имикромир, не видимый глазом Человека.
В процессе создания НТП человечество абстрагировалось от своейпервичной биологической сущности, созданной и управляемой Космосом по его плануи с его целью [3].
Энергия Космоса управляет взаимодействием галактик и планетарныхсистем, в том числе солнечной системой, в которой на поверхности Землиформируется планетарный биоэлектронный компьютер, состоящий из шести миллиардовчипов (человек), находящихся в состоянии невежества, рабства, страха смерти идумающих, что Бог наказывает их за «грехи» Адама и Евы. Грехами названыбиологический механизм воспроизводства (секс) и электронный механизм познанияокружающего мира (образование, разоблачающее религиозную фантастику). Порацивилизации выйти из иллюзий в объективную реальность, так как, читая Библию,люди по закону борьбы противоположностей расплодились до 6.5 миллиардов изакончили научное изучение материального строения своей планеты и БиосферыЗемли.
В следующей эре Человечеству придётся сосредоточить всё своёвнимание на изучении Человека как системы, механизма своего мышления и наподробном изучении микромира, создавшего белковые организмы, а также процессафотосинтеза в растениях, обеспечивающего жизнь Человека. Общим вектором целицивилизации будет борьба за удлинение жизни Человека [3].
Таким образом, мы вновь прослеживаем мысль об обращении во внутрьчеловеческой сущности, к изучению себя, к приведению в порядок своих мыслей,чувств, эмоций, суждений. Здесь мне видится аналогия с малолетним ребенком,который чуть повзрослев и ощутив свои силы, пускается изучать окружающий мир.Он знает, что где-то рядом есть мама – постоянная, надежная, вечная – какПрирода. Но сейчас наступил такой момент, когда человечество подходит косознанию того, что мама не вечна и в один ужасный день ее может не стать. Иименно сейчас человечество из играющего ребенка должно превратиться всознательного взрослого человека, осознающего себя, свою жизненную цель,ответственность, возложенную на него матерью Природой. Здесь должнопереломиться сознание человека, должно перейти на новый уровень.
Далее автор отмечает, что в материалистической эре теплокровноечеловечество научилось строить в различных климатических широтах планетыискусственную среду обитания (ИСО) и создавать из материи механизмы и технику втысячи раз усиливающие возможности его конечностей и органов чувств.
В борьбе за собственность, земельные участки и материальныепредметы НТП целью человечества было уничтожение как можно большего количествалюдей. В результате в войнах за 2000 лет было убито пять миллиардов человек, нов ответ цивилизация расплодилась с 200 миллионов человек до шести с половиноймиллиардов.
В следующей эре целью человечества станет борьба за удлинениежизни Человека и совершенствование его Сознания, а значит, прекращениехаотичного размножения «хищников» с односторонним примитивным мышлением ипаразитическим образом жизни. Для достижения этой цели цивилизации придётсясосредоточить внимание своего Сознания на доскональном изучении организмаЧеловека, как высшей живой подсистемы Биосферы, и на стабильном обеспечении егосолнечной энергией методом естественного фотосинтеза. ИСО построена и Человекобеспечил себя одеждой, сохраняющей гомеостаз тела. Остаётся перевести всютехнократическую науку на выполнение нового вектора цели и достижение этой целиприродными способами. Для этого нужно прекратить войны, произвести тотальнуюреформу в образовании и переключить всю мощь НТП на восстановление разрушеннойБиосферы и изобретение способов прямого использования солнечной энергии припомощи новых видов генераторов. Работы хватит всем, и безработица исключена[3].
По мнению автора, до перехода цивилизации в следующую эру осталось140 лет. Чтобы впервые в истории человечества затормозить процесс очередного вымираниянародов, потерявших общий вектор цели, необходимо научным и управленческимсистемам развитых стран проанализировать достижения цивилизации за прошлыйматериалистический период развития, определить новый вектор цели и плавнопроизвести революцию в Сознании цивилизации.
Революция в Сознании цивилизации будет произведена методомускоренного опережающего обучения молодёжи и массовой переквалификацией старыхкадров НТП, потерявших работу и смысл жизни, что и является действительнойпричиной начавшегося вымирания народов. Этот механизм вымирания биосоциальных систем,достигших высшего уровня развития, повторяется в цивилизации шестой раз(последней была Византийская империя).
Причиной текущего мирового финансового и социального кризисаявляется полное отсутствие в программах подготовки государственных кадров знанийо Человеке как биосоциальной системе, о Биосфере – источнике жизни цивилизациии механизме управления жизнью цивилизации Космосом [3].
Таким образом, мы видим еще один взгляд на развитие нашегобудущего и место человека в нем. Автор даже предлагает план действий длягосударства, чтобы максимально эффективно подготовить свой народ к «новой эре».Итак, если представить человека как биологическую бинарную систему, то его развитие в будущемдолжно быть подчинено одной цели – продлению его жизни и переводу ее на болеекачественный уровень, где под качеством понимается экологичность. Люди будущегонакопили множество знаний и технических приспособлений для того, чтобыосуществить эту цель. Однако главным и, по всей видимости, самым сложнымостается «революция в Сознании» людей. В наш век привить человеку мысль оценности Биосферы и Сознания (субстанций заоблачных и нереальных для масс) впротивовес ценностям материальным, которые можно надеть, побрызгать на себя,попробовать на вкус (ведь наше человечество еще ребенок) будет сложно. Конечно,есть люди и даже организации, пытающиеся призвать общественное сознание кпроблемам экологии, восстановления Природы, развитию личности и духовномуросту, но их мало и они пока не так убедительны на фоне блестящей мишуры материальномира.
Почитав многие статьи и проанализировав в данной работе наиболеепонравившиеся, хочется отметить, что мнения есть разные, но конечных итогатолько два, как выразился один из авторов: «иного пути в будущее попросту несуществует: или добрый, или мертвый». О мертвых путях писать не имеет смысла,ведь война против войны – все равно война. А вот о добрых путях писать следует,и говорить следует, и следовать им следует.

Заключение
В векинформационного бума и экологических катастроф, когда многие люди, отчаявшись,ждут Конца Света или Второго пришествия, а другие отчаянно ведут борьбу забудущее нашей планеты, вопрос о том, каким должен быть человек будущего весьмаактуален.
В рамкахпредставлений о будущем встречается много попыток описать варианты развитиячеловека, представить его качества, которые могут развиться исходя изсуществующей ситуации в мире. Среди них встречаются злые порицания настоящегообщественного и государственного строя, сумевшего довести мир до ужасногосостояния, которое пережить будет невозможно и пессимистический конец землянамобеспечен. Но встречаются и оптимистические мысли о том, что наступил тотпереломный момент, когда люди должны извлечь урок из истории своего развития,провести работу над ошибками и перейти на новый уровень жизни. Есть также и конкретныепредложения моделей развития современных людей, целью которых являетсяпланомерное воспитание в людях настоящего тех качеств, которыми должен обладатьчеловек будущего.
Мы накопилиогромный багаж знаний в различных сферах жизни, нам известны многие тайныприроды, но мы не можем совладать с собой. Наше общество не готово еще мыслитьглобально, мыслить в рамках космоса, а не только в рамках экономики. И вывод на настоящий момент состоит в том, что пока у общества нетприспособлений к общественной жизни нового времени, часть ожидаемых егопреимуществ не реализуется, пока общество не найдет определенный компромисс вформах оптимальной организации общественной жизни.
Почему же врамках темы биосоциальное развитие человека будущего, мы так много говорим обобществе? Потому что развитие человека как биологическоговида будет продолжаться, пока человек будет жить на Земле, ведь какбиологический вид он создан Природой и только природа и может его уничтожить. Авот развитие его социальной составляющей напрямую зависит от рук самогочеловека и оно может остановиться в случае, если процессы социализации, которыедиктует маленькому человеку общество, в котором он живет, не будут нести в себеничего развивающего.

Литература
 
1. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества, М.: 1988.
2. Бунак В.В. Род Homo, его возникновение и последуюшая эволюция, М.: 1980.
3. Ведич Г. Новое мировоззрение. 2008
4. Возникновение человека, пер. с англ., т. 1-5, М.: 1977.
5. Камаева К.Д. Экологическое образование – современный взгляд//газета Экологические вести проекта Экомарафон, 2009.
6. Мосин О.В. Биосоциальные аспекты развития человека и общества. // zhunral.lib.ru
7. Рогинский Я.Я. Проблемы антропогенеза, 2 изд., М.: 1997.
8. Сельчёнок К. Homo Sapiens Aquarius: Человек Третьего Тысячелетия// www.aquarun.ru
9. Современная социологическая теория., сост. Г. Беккер и А. Босков,пер. с англ., М., 1961.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :