Реферат по предмету "Психология"


Биологический подход как один из подходов воспитания личности

Содержание
Введение
1. Биологические факторы в развитии личности ребенка
2. Индивидуально-типологические особенности личности
2.1.Темперамент – биологический фундамент личности
2.1.1 Понятие темперамента
2.1.2 Типология темпераментов
2.1.3 Темперамент и стиль деятельности личности
2.2. Характер
2.2.1 Характер. Основные черты
2.2.2 Темперамент в структуре характера
2.3. Способности
2.3.1 Теория наследственности способностей
2.3.2 Диалектика приобретенного и природного в способностях
2.4. Понятие о задатках
Заключение
Список литературы
Приложение 1. Тема научного исследования «Учет темперамента втрудовой деятельности»
Приложение 2. Аннотация на статью по теме «Особенноститемперамента детей первых лет жизни, перенесших раннюю зрительную депривацию»
Приложение 3. Справочник понятий

Введение
В психологии созданомного теорий, по-разному объясняющих развитие ребенка. В настоящее время наукаговорит о биологических и социальных факторах развития.
Наиболее остро обычнообсуждается влияние биологического и социального факторов на развитие. При этомв метафизических концепциях эти факторы ошибочно противопоставляют друг другу.
Чтобы понять причиныразвития и определить значение каждого из них в едином жизненном процессе,необходимо рассматривать процесс развития диалектически. Для этого следует,прежде всего, раскрыть понятие наследственности и среды.
Одним из наиболее спорныхвопросов является понимание наследственности и ее значение в психическомразвитии ребенка.
Используя биографиинекоторых великих людей, защитники решающей роли биологического фактора впсихическом развитии ребенка утверждают, что талантливость некоторых семей,например, семьи Баха, Моцарта, Паганини, подтверждают передачу способностейстаршими поколениями младшим, т. е. подтверждает влияние наследственности наразвитие ребенка.
Продолжая идеи Ч.Дарвина,советские биологи Н.И.Вавилов, И.В.Мичурин и более поздние представителигенетики дают диалектико-материалистическое объяснение законамнаследственности. [3, c. 47]
Цель данной контрольнойработы рассмотреть биологический подход как один из подходов воспитанияличности.
Задачи данной работы:
Рассмотреть биологическиефакторы в развитии личности ребенка;
Рассмотреть индивидуально– типологические особенности личности;
Рассмотреть влияние надеятельность ребенка индивидуально – типологических особенностей личности.

1.Биологические факторы в развитии личности ребенка
Биологическими исоциальными факторами развития называют те постоянно действующиеобстоятельства, которые имеют существенное и даже определяющее значение вразвитии изучаемого явления. Понимание природы каждого фактора и его роли впсихическом развитии ребенка непосредственно связано с взглядами того илидругого ученого на генезис психики.
Одним из наиболее спорныхвопросов является понимание наследственности и ее значение в психическомразвитии ребенка.
Доказывая наследственнуюобусловленность психического развития ребенка, представители крайнихреакционных направлений в педагогической и психологической науках утверждают,что способности, специфика и степень их развития передаются предками потомкам вготовом виде через кровь, через зародышевое вещество – гены; с возрастом этиспособности самопроизвольно созревают, не превосходя, однако, уровня развитияих родителей.
Продолжая идеи Ч.Дарвина,советские биологи Н.И.Вавилов, И.В.Мичурин и более поздние представителигенетики дают диалектико-материалистическое объяснение законамнаследственности. Наследственность рассматривается современной биологией каксохраняющаяся и закрепленная несколькими поколениями способность организма«требовать» от среды определенных условий, обеспечивающих его существование. Оносители наследственности биологи еще продолжают спорить. Однако последниеисследования советских и зарубежных ученых достаточно обосновано доказывают,что решающую роль в передаче родительских свойств потомкам играют особыебелковые соединения, содержащиеся в зародышевых клетках – генах или их ядрах –хромосомах. В них закодированы те свойства организма, которые передаются понаследству. Современная биологическая наука резко изменила представления о ролинаследственности в развитии личности ребенка. За последнее десятилетие ученыеСША разработали программу «Геном человека», расшифровали 90% из 100000 генов,которыми располагает человек. Каждый ген координирует одну из функцийорганизма. Есть, оказывается ген авантюризма, жестокости, самоубийства и дажеген любви. Запрограммированные в генах родителей признаки передаются понаследству и процессе жизнедеятельности становятся наследственными особенностямидетей. Эти научно доказана возможность распознавать и лечить наследственныеболезни, тормозить предрасположенность к отрицательному поведению детей, т.е внекоторой степени управлять наследственностью.[3, c. 47 – 49]
Недалеко то время, когдаученые создадут методику распознания наследственных признаков детей, доступнуюмедицинским работникам, педагогам и родителям. Но уже сейчас профессиональномупедагогу необходимо владеть современной информацией о закономерностяхпсихического и физического развития ребенка.
Во-первых, о сенситивныхпериодах, оптимальных сроках развития определенных сторон психики – процессов исвойств, периодах онтогенетического развития (онтогенез – развитие личности вотличие от развития вида), то есть об уровне психической зрелости и ихновообразованиях для выполнения тех или иных видов деятельности. Ибо незнаниеэлементарных вопросов об особенностях детей приводит к непроизвольномунарушению их физического и психического развития. Например, чрезмерно раннееобучение чему-либо может неблагоприятно сказаться на психическом развитии, также, как и позднее. Необходимо различать рост и развитие детей. Ростхарактеризует физическое увеличение массы тела. Развитие включает рост, ноглавное в нем – прогресс психики ребенка: восприятия, мышления, воли, эмоций ит.д. знание врожденных и приобретенных качеств помогает педагогам и родителямизбежать ошибок в организации воспитательно-образовательного процесса, режиматруда и отдыха, закаливания и других видов жизнедеятельности.
Во-вторых, умение различатьи учитывать врожденные и приобретенные качества позволяет воспитателюпредупреждать и, возможно избегать нежелательных последствий врожденнойпредрасположенности к некоторым заболеваниям (зрение, слух, сердечныенедомогания, склонность к простудным заболеваниям и многое другое), элементамдвигательного поведения и т.д.
В-третьих, необходимоопираться на физиологические основы умственной деятельности при разработкетехнологии обучения, воспитания, игровой деятельности детей. Воспитатель можетопределить, какая реакция последует у ребенка при тех или иных советах,распоряжениях, приказах и других воздействиях на личность. Здесь возможназависимость врожденных реакций или приобретенных умений м навыков выполнятьраспоряжения старших.
В-четвертых, умениеразличать наследственность и социальную преемственность позволяет избежатьошибок и стереотипов в воспитании, вроде «Яблоко от яблони недалеко падает»,«От яблони рождаются яблоки, от ели шишки». Имеется в виду передача отродителей положительных или отрицательных привычек, поведения, профессиональныхспособностей и т.д. здесь возможна генетическая предрасположенность илисоциальная преемственность и не только от родителей первого поколения.
В-пятых, знаниенаследственных и приобретенных качеств детей позволяет педагогу понять, чтонаследственные задатки развиваются не спонтанно, а в результате деятельности, иприобретаемые качества находятся в прямой зависимости от предлагаемыхвоспитателем видов обучения, игры и труда. Дети дошкольного возраста находятсяв стадии становления личностных качеств и целенаправленный профессиональноорганизованный процесс может дать желаемые результаты в развитии дарованийкаждого индивидуума. [10, 87]
Сторонники биологическогонаправления утверждают, что сознание, интересы и способности человека, егонравственные и профессиональные качества неизменно передаются по наследству (от музыканта рождается музыкант, от инженера-инженер и т.д.).
Подкрепляют утверждениябиологического направления результаты программы «Геном человека». Эта концепцияявляется ведущей в педагогических теориях и практике образования Великобританиии США.
В дошкольном возрастеразвитие личности подчинено биологическим закономерностям. К старшемудошкольному возрасту биологические факторы сохраняются, социальные условияпостепенно оказывают все большее влияние и перерастают в ведущие детерминантыповедения. педагог должен исходить из того, что ребенок, как и человек в любомвозрасте, -это биосоциальный организм, функционирующий в зависимости отпотребностей, которые мотивируются и становятся движущей силой развития исаморазвития, воспитания и самовоспитания. Потребности как биологические, так исоциальные мобилизуют внутренние силы, переходят в действенно-волевую сферу ислужат источником активности ребенка, а процесс из удовлетворения вступает какмотивированная направленная деятельность. В зависимости от этого выбираются испособы удовлетворения своих потребностей. Здесь как раз и нужна направляющая иорганизующая роль педагога.
Педагог должен знать ещеодну закономерность-развитие любого качества личности в любом возрастедостигается исключительно в деятельности. Без деятельности — нет развития.Восприятие развивается в результате неоднократного отражения окружающей среды всознании и поведении личности, в соприкосновении с природой, искусством, синтересными людьми. Память развивается в процессе образования, сохранения,актуализации и воспроизведения информации.
Мышление как функция корыголовного мозга зарождается в чувственном познании и проявляется в рефлекторной,аналитико-синтетической деятельности. Привычки, нормы и правила поведениявоспитываются тоже в деятельности. Методика организации разнообразнойдеятельности требует специального рассмотрения. Индивидуальные различия детейпроявляются в типологических особенностях нервной системы. [8, 156]
Итак, рассмотрев первуюглаву можно сказать, что биологическими и социальными факторами развитияназывают те постоянно действующие обстоятельства, которые имеют существенное идаже определяющее значение в развитии изучаемого явления. В дошкольном возрастеразвитие личности подчинено биологическим закономерностям, а так же, чторазвитие любого качества личности в любом возрасте достигается исключительно вдеятельности.

2. Индивидуально-типологическиеособенности личности
Личность – категорияобщественно – историческая. Общественная сущность и социальные функции личностиявляются главными показателями в ее характере. Личность – объект исследованиятолько общественных наук – истории, философии, этики, эстетики и т.д.
Личность – деятельобщественного развития, сознательный индивид, занимающий определенное положениев обществе и выполняющий определенную общественную роль.[7, 34]
2.1 Темперамент– биологический фундамент личности
2.1.1Понятие темперамента
Личность человеканеповторима. Нет одинаковых людей. От рождения человек обладает определеннымиприсущему только ему психологическими свойствами. Эти свойства одинаковопроявляются в различной деятельности независимо от ее содержания и остаютсясравнительно постоянными на протяжение всей жизни. В своих взаимосвязях этииндивидуальные свойства образуют типы темперамента. Слово «темперамент» — латинского происхождения ( temperamentum ), означающая соразмерность, соотношение частей.[12, 113]
 
2.1.2Типология темпераментов
Под темпераментом следуетпонимать природные особенности поведения, типичные для данного человека ипроявляющиеся в динамике, тонусе и уравновешенности реакций на жизненныевоздействия.
Поведение зависит нетолько от социальных условий, но и от особенностей природной организацииличности. Темперамент как раз и обусловлен биологической организацией индивида,а поэтому обнаруживается довольно рано и четко у детей в игре, занятиях иобщении.
Темперамент окрашиваетвсе психические проявления индивида, он сказывается на характере протеканияэмоций и мышления, волевого действия, влияет на темп и ритм речи. Вместе с темнужно помнить, что от темперамента не зависят ни интересы, ни увлечения, нисоциальные установки, ни моральная воспитанность личности.
Холерик, флегматик,меланхолик и сангвиник по-разному реагируют на окружающую среду, информациювоспитателей, родителей и близких им людей, по-разному двигаются, кушают,одеваются и так далее. У детей разный уровень развития рецепторных органов — зрительного, слухового, обонятельного, осязательного, в пластичности иликонсервативности отдельных образований головного мозга, первой и второйсигнальной систем. Эти врожденные особенности являются функциональной основойразвития способностей, проявляющихся в скорости и прочности образованияассоциативных связей, условных рефлексов, то есть в запоминании информации, вмыслительной деятельности, в усвоении норм и правил поведения и другихмыслительных и практических операций.[11, 84]
И.П.Павлов отождествлялтип нервной деятельности и темперамент. Он выделил четыре основных типатемперамента.
Сангвиник. Человек сповышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у негоуравновешены. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает еговнимание, обладает богатой мимикой и выразительными движениями. Понезначительному поводу он громко хохочет, а несущественный факт может сильноего рассердить. По его лицу легко угадать его настроение, отношение к предметуили человеку. У него слабая чувствительность, поэтому он не замечает оченьслабых звуков и световых раздражителей. Обладая повышенной активностью и будучиочень энергичным и работоспособным, он активно принимается за новой дело иможет долго работать, не утомляясь. Способен быстро сосредотачиваться, дисциплинирован,при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции.Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи,быстрое включение в работу. Высокая пластичность проявляется в изменчивостичувств, настроений, интересов и стремлений. Сангвиник легко сходится с новымилюдьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке. Без усилий не толькопереключается с одной работы на другую, но и переучивается, овладевая новыминавыками. Как правило, в большой степени откликается на внешние впечатления,чем на субъективные образы и представления о прошлом и будущем.
Холерик. Как и сангвиник,отличается малой чувствительностью и высокими реактивностью и активностью. Но ухолерика реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он необуздан,несдержан, нетерпелив, вспыльчив, склонен к резкости. Он менее пластичен иболее инертен, чем сангвиник. Отсюда – большая устойчивость стремлений иинтересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания.Чувства ярко выражаются в мимике, жестах, речи. Отличается быстрыми движениями,общей подвижностью, энергичностью и стремлением постоянно действовать. Еслихолерик берется за дело, то доводит его до конца. Для него также характерносостояние обиды и гнева, которые бывают устойчивыми и продолжительными.
Флегматик. Обладаетвысокой активностью, преобладающей над малой реактивностью, малойчувствительностью и эмоциональностью. Чувства флегматика отличаются слабойвнешней выраженностью. Его трудно рассмешить и опечалить – когда вокруг громкосмеются, он может оставаться невозмутимым. При больших неприятностях сохраняетспокойствие. Эти люди уравновешены и медлительны в своих действиях. Если ихпривести в состояние деятельности, они действуют довольно настойчиво в одномнаправлении. Обычно у флегматика бедная мимика, движения не выразительны изамедлены, также как и речь. Он не находчив, с трудом переключает внимание иприспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки.При этом он энергичен и трудоспособен. Отличается терпеливость, выдержкой,самообладанием. Как правило, малообщителен, трудно сходится с новыми людьми,слабо откликается на внешние впечатления. Если флегматика вызывают на ссору, онобычно старается уклониться от нее. Не обидчив; как правило, бывает, нерасположен к веселью.
Меланхолик. Человек свысокой чувствительностью и малой реактивностью. Он отличается медленно, носильной эмоциональной возбудимостью. Повышенная чувствительность при большойинертности приводит к тому, что всякий незначительный повод может вызвать унего слезы. Он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения невыразительны, голос тихий, движения бедны. Обычно он не уверен в себе, робок,малейшая трудность заставляет его опускать руки. Меланхолик неэнергичен,ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен. Ему присуще легкоотвлекаемое и неустойчивое внимание, и замедленный темп всех психическихпроцессов. [13,158]
Представители четырехтипов темперамента по-разному могут вести себя в одинаковой ситуации.
2.1.3 Темпераменти стиль деятельности личности
Динамические чертыличности человека выступают не только во внешней манере поведения, в движениях– они проявляются и в умственной сфере, в области побуждений и интересов, а такжев общении.
Особенности темпераментасказываются в учебных занятиях и в трудовой деятельности. Но главноезаключается в том, что различия по темпераменту – это различия не по уровнювозможностей психики, а по своеобразию ее проявления.
Поскольку каждая деятельностьпредъявляет к психике человека и ее динамическим особенностям определенныетребования, то нет темперамента, идеально пригодного для всех видовдеятельности.
Роль темперамента в трудеи учебе заключается в том, что от него зависит влияние на деятельностьразличных психических состояний, вызываемых неприятной обстановкой,эмоциогенными факторами, педагогическими воздействиями. От темперамента зависитвлияние различных факторов, определяющих уровень нервно – психическогонапряжения (например, оценка деятельности, ожидание контроля деятельности,ускорение темпа работы, дисциплинарные воздействия и др.).
Различия по темпераментам– это различия не по уровню возможностей психики, а по своеобразию еепроявлений. Установлено отсутствие зависимости между уровнем достижений, тоесть конечным результатом действий, и особенностями темперамента, еслидеятельность протекает в условиях, которые можно определить как нормальные.Таким образом, независимо от степени подвижности или реактивности индивида в нестрессовой ситуации результаты деятельности в принципе будут одинаковы,поскольку уровень достижений будет зависеть главным образом от других факторов,в особенности от уровня мотивации и особенностей.
Вместе с темисследования, устанавливающие эту закономерность, показывают, что в зависимостиот особенностей темперамента изменяется способ осуществления самойдеятельности.[10, 194]
 
2.2 Характер
 
2.2.1Характер. Основные черты
Характер – этосвоеобразие склада психической деятельности, проявляющегося в особенностяхсоциального поведения личности и в первую очередь в отношениях к людям, делу, ксамой себе.
В повседневной жизничеловека обычно характеризуют как эгоиста или коллективиста, доброго илискупого, деликатного или грубого, решительного или нерешительного, внушаемогоили самостоятельного, скромного или хвастливого, горячего или холодного и т.п.из сказанного видно, что характер – интегральное образование, включающее самыеразнообразные свойства психического склада личности. Однако решающее иопределяющее значение в характере имеют морально-волевые свойства. От нихзависят особенности социального поведения и деятельности личности.
Характер конкретногочеловека отражает как те общественно- исторические условия, в которых он живет,так и направленность воспитания, поскольку и первое и второе условиядетерминируют определенные черты характера личности.[4, 193]
Хотя характер не врожден,особенности природной организации человека, и в первую очередь нервнойдеятельности, сказываются как на проявлениях характера, так и на процессеформирования его отдельных черт. Уравновешенность или неуравновешенность, силаили слабость. Подвижность или инертность нервных процессов – все это окрашиваетв определенный тон реакции человека, его поведение и деятельность.
В свою очередьобразующиеся черты характера влияют на проявление природных свойств личности.Характер может маскировать одни из врожденных проявлений, усиливать другие,тормозить третьи за счет образования и упорядочения новых рефлекторных связей ит.п.
Следовательно, характересть сплав черт типа нервной деятельности и жизненных впечатлений,закрепляющихся в виде определенных временных нервных связей в коре головногомозга.
Характер находит своеотражение не только в поступках и действиях, но и в речи, мимике и пантомиме.Все речевые особенности выражают определенные свойства характера итемперамента. Вот почему при наличии соответствующих знаний и опыта человекможет диагностировать характер, прислушиваясь к речи изучаемого человека, ктому что и как он говорит. Характер, отражая жизнь, в свою очередь влияет наобраз жизни. Человек с твердым и решительным характером может преодолеть любыепрепятствия и добиться поставленной цели, использовав все возможности ирационально организовав свою жизнь, свой труд. Человек с таким характером –огромная общественная ценность, так как он способен активно решать задачи,которые ставятся обществом. [8, 264]

2.2.2 Темпераментв структуре характера
Природной основойхарактера является темперамент, выражающий тип высшей нервной деятельности.Темперамент определяет в характере такие черты, как уравновешенность илинеуравновешенность поведения, большую подвижность или инертность, повышенныйили пониженный тонус активности, общительность или замкнутость и т.п.
Темперамент влияет и надругие проявления характера. Например, на тонус чувств, внешнюю выразительностьдвижений, речь; он сказывается на волевых проявлениях.
Однако, нужно помнить,что темперамент органически связан в характере и с другими психическимисвойствами и эти свойства могут, с одной стороны, ослаблять те или иныепроявления и маскировать их, с другой – усиливать в зависимости от требованийжизни, а также ранее сформировавшихся социальных установок, моральных понятий ипривычек человека.[11, 86]
Итак, все компонентыпсихического склада человека органически связаны и взаимодействуют друг сдругом в едином, целом характере личности и очень трудно бывает отделять одноот другого. В характере каждого индивида доминируют определенные стремления иинтересы, характеризующие основную жизненную направленность человека. Но взависимости от конкретных задач, которые решает человек, а также в зависимостиот состояния организма могут проявляться и затухать, тормозиться то одни, тодругие свойства характера. Оставаясь самим собой, человек, однако способенизменять тонус движений и действий и регулировать свои чувства, сдерживатьимпульсы от органических потребностей и оставаться на уровне предъявляемых емуморальных требований.

2.3 Способности
 
2.3.1 Теориянаследственности способностей
Когда говорят оспособностях, имеют в виду его возможности в той или иной деятельности. Этивозможности приводят как к значительным успехам в овладении деятельностью, таки к высоким показателям труда.
В психологии сложилосьтри концепции способностей. Одна из них утверждает, что способности –биологически детерминированные свойства личности, их проявление и развитиевсецело зависят от унаследованного фонда. Таких взглядов придерживаются нетолько некоторые профессиональные буржуазные психологи, но и представителиразличных областей науки и искусства. Первые пытаются обосновать свои взглядыданными конкретных исследований. Так, например, Гальтон в 19веке пыталсяобосновать наследственность таланта, анализируя биографические данныевыдающихся деятелей. Продолжая линию Гальтона в 20 веке, Котс определял степеньодаренности по количеству места, отведенного в энциклопедических словаряхизвестным людям. Гальтон и Котс пришли к выводу, что талант наследуется, чтобогатой наследственностью обладают исключительно представителипривилегированных сословий.[5, 13]
2.3.2 Диалектикаприобретенного и природного в способностях
Более правильную позициюзанимают представители третьей концепции способностей, которую разделяетбольшинство советских психологов.
Концепция способностейсоветских ученых устанавливает, что человек имеет от природы присущие всемлюдям возможности человеческого развития. Вместе с тем советские психологипризнают наличие индивидуальных природных задатков, благоприятствующихстановлению и развитию тех или иных способностей. Способности формируются вдеятельности при благоприятных социальных условиях жизни.
Эта концепцияподтверждается практикой и специальными исследованиями.[2, 49]
2.4 Понятиео задатках
Советские психологисчитают, что под задатками следует усматривать не столькоанатомо-физиологические, сколько психофизиологические свойства, в первуюочередь которые обнаруживает ребенок в самой ранней фазе овладениядеятельностью, а иногда и взрослый, еще не занимавшийся систематическиопределенной деятельностью.
Иными словами подзадатками следует понимать первичную природную основу способности, еще неразвитую, но дающую себя знать при первых пробах деятельности.
Задатки несут в себевозможности для развития способностей в процессе обучения, воспитания и трудовойдеятельности. Вот почему так важно как можно раньше выявить задатки детей, стем чтобы целенаправленно формировать их способности.
Безусловно, способностьсвязана с какими-то врожденными анатомическими особенностями структуры мозга, впервую очередь с особенностями его микроструктуры. Эти особенности сказываютсяна характере процессов отражения и поведения личности.[6, 138]
Рассмотрев вторую главу,можно сказать, темперамент является биологическим фундаментом личности.Характер, хотя и не является врожденным, особенности природной организациичеловека, и в первую очередь нервной деятельности, сказываются как напроявлениях характера, так и на процессе формирования его отдельных черт.
Способность — возможностьв той или иной деятельности, а задатки – это первичная природная основаспособности. Все эти психологические компоненты личности тем или иным способомвлияют на деятельность. Например: «В зависимости от особенностей темпераментаизменяется способ осуществления самой деятельности, или характер, отражаяжизнь, в свою очередь влияет на образ жизни. Концепция способностей советскихученых устанавливает, что человек имеет от природы присущие всем людямвозможности человеческого развития, а задатки несут в себе возможности дляразвития способностей в процессе обучения, воспитания и трудовой деятельности.

Заключение
В ходе данной работы мывыяснили, что биологическими и социальными факторами развития называют тепостоянно действующие обстоятельства, которые имеют существенное и дажеопределяющее значение в развитии изучаемого явления. В дошкольном возрастеразвитие личности подчинено биологическим закономерностям, а так же, чторазвитие любого качества личности в любом возрасте достигается исключительно вдеятельности.
Так же были рассмотреныиндивидуально – типологические особенности личности.
Темперамент являетсябиологическим фундаментом личности. Характер, хотя и не является врожденным,особенности природной организации человека, и в первую очередь нервнойдеятельности, сказываются как на проявлениях характера, так и на процессеформирования его отдельных черт.
Способность — возможностьв той или иной деятельности, а задатки – это первичная природная основаспособности
После того как былирассмотрены индивидуально – типологические особенности личности, можно сказатьо их влиянии на деятельность личности:
В зависимости отособенностей темперамента изменяется способ осуществления самой деятельности.
Характер, отражая жизнь,в свою очередь влияет на образ жизни.
Концепция способностейсоветских ученых устанавливает, что человек имеет от природы присущие всемлюдям возможности человеческого развития.
Задатки несут в себевозможности для развития способностей в процессе обучения, воспитания итрудовой деятельности.

Списоклитературы
1.   Батаршев А.В.«Темперамент и характер», М. – 2001, ВЛАДОС, с. 336.
2.   Венгер Л.А.Педагогика способностей, М. – 1973, с. 95
3.   Гиппенрейтер Ю.Б.Введение в общую психологию, М. – 1986, с. 256
4.   Кравченко А.И.«Общая психология», М. – 2008, Проспект, с. 432.
5.   Лейтес Н.С. Способностии одаренность в детские годы, М. – 1984, с. 68
6.   Лейтес Н.С.Умственные способности и возраст, М. – 1971, с. 278
7.   Мерлин В.С.Структура личности, СП. – 1978, с. 58
8.   Немов Р.С.Психология, Кн. 1, М. – 1995, с. 332.
9.   «Общаяпсихология», М. – 1986, с. 462.
10. Пономарев П.А.«Основы психологии и педагогики» — Ростов – на – Дону – 2007, Феникс, с. 448.
11. «Психология ипедагогика» под ред. А.А. Радугина, М. – 2000, Центр, с. 250.
12. Рогов Е.В.Психология человека, М. – 2001, ВЛАДОС, с. 320.
13. Столяренко Л.Д.«Основы психологии», Ростов – на – Дону – 1997, Феникс, с. 734.

Приложение1
Тема научногоисследования «Учет темперамента в трудовой деятельности».
Предметом данногонаучного исследования является влияние темперамента на трудовую деятельность.
Объект данногоисследования трудовая деятельность.
Цель данного исследованиярассмотреть особенности типов темперамента и их влияние на трудовуюдеятельность человека.
Гипотеза исследованиязаключается в следующем: «В зависимости от особенностей темперамента изменяетсяспособ осуществления самой деятельности, а не конечный ее результат».

Приложение2
Аннотация на статью
«Особенности темпераментадетей первых лет жизни, перенесших раннюю зрительную депривацию».
Статья опубликована впсихологическом журнале «Вопросы психологии», выпуск №2, 1997 год, стр. 34 — 47.
Авторы статьи ЦетлинМ.М., Строгонова Т.А..
В данной статье, авторыизлагают свою идею о том, что одним из наиболее обоснованных экспериментальныхподходов к выяснению роли раннего опыта является модель ранней депривации, также в статье раскрывается цель проведенной авторами работы в изучениидолговременных эффектов ранней сенсорной депривации. В статье, авторамиизложены проблемы проводимого ими исследования, его преимущества, сутьпроводимого эксперимента, а так же результаты анализа, что явилось одним изпервых экспериментальных подтверждений гипотезы М. Познера о наличии критического(или сензитивного) периода.

Приложение3
Справочник понятий.
Биологическими исоциальными факторами развития называют те постоянно действующиеобстоятельства, которые имеют существенное и даже определяющее значение вразвитии изучаемого явления.
Личность – деятельобщественного развития, сознательный индивид, занимающий определенное положениев обществе и выполняющий определенную общественную роль.
 Темперамент – природныеособенности поведения, типичные для данного человека и проявляющиеся вдинамике, тонусе и уравновешенности реакций на жизненные воздействия.
Характер – этосвоеобразие склада психической деятельности, проявляющегося в особенностяхсоциального поведения личности и в первую очередь в отношениях к людям, делу, ксамой себе.
Характер – интегральноеобразование, включающее самые разнообразные свойства психического складаличности.
Способности –биологически детерминированные свойства личности, их проявление и развитиевсецело зависят от унаследованного фонда.
Задатки – это первичнаяприродная основа способности.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Peter The Great And Catherine The Great
Реферат To Teach Others Essay Research Paper In
Реферат Устройство парусного корабля
Реферат Средства автоматизации проектирования
Реферат Комплексне лікування гострої тонкокишкової непрохідності з використанням ентеральної терапії
Реферат Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ
Реферат Selecting A Pure Breed Essay Research Paper
Реферат Анализ организационно-экономической деятельности общего образования в Агинском Бурятском автономном округе
Реферат Анализ стихотворения А.А. Блока "Плачет ребенок. Под лунным серпом ..."
Реферат Логистические операции, их характеристика
Реферат Составление бухгалтерской отчетности 2
Реферат Земский комиссар
Реферат Центр социального обслуживания лиц освобожденных из мест заключения
Реферат Алексей Николаевич Арбузов Сказки старого Арбата
Реферат 1 Возрастная психология как отрасль психологии