ВВЕДЕНИЕ
Все мы постоянно находимся в ситуациях общения – дома, на работе, на улице, в транспорте; с близкими людьми и совсем незнакомыми.
И, конечно же, огромное количество контактов, в которые ежедневно вступает человек, требует от него выполнения целого ряда условий и правил, позволяющих ему общаться, сохраняя личное достоинство и дистанцию по отношению к другим людям.
Целями данного реферата является рассмотрение основных видов проблем общения, причин их возникновения и, конечно же, факторов их преодоления.
В целом взаимодействие с обществом сегодня должно строится на глубоком анализе и понимании всех факторов, способных повлиять на людей и на их отношение к компании, к ее товару или услугам.
В наше время происходит постоянное расширение контактов на всех уровнях, что означает большую социальную мобильность. Многие специалисты утверждают, что чтобы не совершать ошибок, необходимо изучать психологические особенности своих партнеров, сослуживцев, подчиненных, конкурентов.
Актуальность проблемы барьеров общения обусловлена целым рядом факторов. Прежде всего, наличием и расширением сферы влияния таких видов профессиональной деятельности, существование которых связано с системой взаимоотношений «человек-человек». Очевидно, что в сфере бизнеса, педагогики, инженерного труда и т. п. невозможно аффективное осуществление деятельности при затрудненных взаимоотношениях. Разработка и решение проблемы барьеров имеет практическое значение для повышения эффективности общения и совместной деятельности. Распознавание барьеров на ранних этапах их проявления способствует оптимизации совместной деятельности.
Решение проблемы барьеров общения предполагает многоаспектный характер исследования с учетом разнообразия «барьеров» и обширностью сферы их проявлений. Все эти требования достаточно успешно решаются в русле личностного подхода. Дело в том, что процесс общения – это, прежде всего взаимоотношение индивидов, каждый из которых обладает специфическим набором индивидуально-психологических и психофизиологических особенностей. В связи с этим в проблематике вопроса барьеров общения необходимо учитывать личностный аспект, как определяющий индивидуально-избирательные отношения данной личности к действительности.
1. Проблема барьеров общения
1.1. Барьеры отношения
В данной работе будем придерживаться следующего определения. Барьер общения – психическое состояние, проявляющееся в неадекватной пассивности субъекта, что препятствует выполнению им тех или иных действий. Барьер состоит в усилении отрицательных переживаний и установок – стыда, чувства вины, страха, тревоги, низкой самооценки, ассоциированных с задачей (например, «страх сцены»).
Личностный аспект является определяющим и в представленной классификации барьеров основанной на положениях психологии отношений Мясищева В.Н.
Различаются:
1. Барьеры отражения — это барьеры, которые возникают в результате искаженного восприятия:
— себя (неадекватная самооценка);
— партнера (приписывание не присущих ему свойств, способностей);
-ситуации (неадекватная оценка значимости ситуации);
2. Барьер отношения — это барьеры, возникающие в результате неадекватного отношения:
— к себе (неудовлетворенность своим ролевым статусом);
— к партнеру (чувство антипатии, неприязни к партнеру);
— к ситуации (негативное отношение к ситуации);
3. Барьеры обращения как специфической формы отношения. Эти барьеры возникают:
— при формах обращения, которые ведут к кооперации, сотрудничеству и т.д. (комплименты, похвала, какие-либо поощрительные жесты и т.п.);
— при формах обращения ведущих к непродуктивному общению (повышенный тон голоса, невербальные средства, используемые в конфликтных ситуациях, оскорбительные выражения и т. п.).
1.2. Барьеры социально-культурного различия
В деловом общении приходится взаимодействовать с людьми, которых видишь впервые, и с людьми, которые уже достаточно хорошо знакомы.
Психологические исследования показали, что в основе восприятия незнакомых ранее людей и людей, с которыми уже имеется определенный опыт общения, лежат разные психологические механизмы.
В первом случае восприятие осуществляется на основе психологических механизмов межгруппового общения, во втором — механизмов межличностного общения.
К психологическим механизмам восприятия в межгрупповом общении относят процесс социальной «стереотипизации», то есть барьер социально-культурного различия. Суть процесса заключается в том, что образ другого человека строится на базе тех или иных типовых схем. Под социально-культурным стереотипом обычно понимается устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы.
Очень важно для правильного понимания роли стереотипа в восприятии то обстоятельство, что любой социально-культурный стереотип — это порождение и принадлежность группы людей, и отдельные люди пользуются им лишь в том случае, если они относят себя к этой группе.
Разные социальные группы, взаимодействуя между собой, вырабатывают определенные социально-культурные стереотипы. Наиболее известны этнические или национальные стереотипы — представления о членах одних национальных групп с точки зрения других. Например, стереотипные представления о вежливости англичан, легкомысленности французов или о загадочности славянской души.
Формирование образа другого человека осуществляется тоже путем «стереотипизации». Вопрос о том, насколько точным является первое впечатление, совсем не прост.
С одной стороны, почти каждый взрослый человек, имеющий опыт общения, способен по внешности человека, его одежде, манере говорить и поведению достаточно точно определить многие его социально-культурные, психологические характеристики: психологические черты, возраст, социальный слой, культуру общения, примерную профессию. Но эта точность бывает только в нейтральных ситуациях. В других же ситуациях почти всегда присутствует тот или иной процент ошибок.
Это объясняется тем, что перед человеком никогда не стоит задача просто «воспринять» другого. Образ партнера, который создается при знакомстве, — это регулятор последующего поведения, он необходим для того, чтобы правильно и эффективно в данной ситуации построить общение, а значит без каких-либо психологических барьеров.
1.3. Барьеры понимания
Как часто бывает: два близких человека разговаривают друг с другом, что-то горячо обсуждают, делятся своими мнениями, и вдруг кто-то из них восклицает: «Да ты меня совсем не понимаешь!» Или мать обращается к ребенку с просьбой, а он ее словно не слышит. Или в ответ на вполне безобидные слова подросток вдруг разражается слезами. Почему людям порою бывает так трудно понимать друг друга?
Прежде всего, это происходит тогда, когда каждый из говорящих на самом деле слушает только себя. Вспомните, как трудно порой бывает «отключиться» от самого себя, от своих дел и забот, от мыслей, которые крутятся в голове, от слов, которые собираешься сказать.
Чаще всего мы просто не умеем слушать другого человека, воспринимать его самого по себе, отдельно от нашего отношения к нему, от наших собственных интересов, с ним связанных. С детьми мы и вовсе чаще всего разговариваем таким образом: «Ты вынес ведро?», «Сходи погулять с собакой», «Давай делать уроки». Казалось бы, вполне безобидные и каждый день повторяемые родителями фразы. Но если кроме этих фраз ребенок ничего не слышит, то придется признаться, что вы обращаетесь с ним просто как с предметом домашнего обихода. Не лучше обстоит дело и с взрослыми. Просто то, чего мы ждем от каждого из них, не всегда проговаривается вслух. Например, приглашая делового партнера пообедать вместе, никто, разумеется, не говорит: «Я угощаю вас, потому что вы сделаете для меня то-то и то-то». Но, по сути, это то же самое «пойди и принеси», то есть некое указание, выраженное в более благовидной форме. Указание — это один из барьеров общения между людьми. Разумеется, без них не обойтись в отношениях между начальниками и подчиненными, но в дружеской беседе такого рода формулировок лучше избегать.
Очень серьезным препятствием для общения бывает оценка другого человека, причем как отрицательная, так и положительная. Понятно, что не испытываешь теплых чувств к тем людям, которые говорят вам при встрече: «Ты выглядишь сегодня ужасно», но что плохого, если хвалят ваше платье, прическу, наконец, умение работать? В этом случае препятствие для доверительных отношений возникает (иногда совершенно бессознательно) потому, что другой человек своей оценкой невольно ставит себя в положение учителя, а вас — в положение ученика. Общение же подразумевает равные отношения. Поэтому не совсем корректно говорить подруге: «Тебе идет это платье», гораздо лучше высказаться таким образом: «Ты мне нравишься в этом платье».
Казалось бы, ясно, что критика, не только в форме сарказма, но даже мягкой иронии, является препятствием для общения между людьми. Кто в ответ на критическое замечание исправляется, делает выводы, корректирует свое поведение? Разве только очень незаурядный человек, да и то обычно спустя некоторое время, взвесив все аргументы, подумав над сказанным в спокойной обстановке. Но большинство людей реагируют на критику очень болезненно, доверия и теплых чувств к тому, кто их критикует, не испытывают. И, тем не менее, в наших разговорах постоянно мелькают выражения типа: «На тебя вообще нельзя положиться», «Ты никогда этого не делаешь», «Ты такой умный, куда всем до тебя». Ничего, кроме обиды, такие слова вызвать не могут, собеседник замыкается, общение прерывается иногда на долго.
А что делать, если сам получил подобную оценку из уст окружающих? Не торопитесь обижаться и тем более показывать это собеседнику — тем самым вы «берете на себя» его слова. Лучше спокойно скажите: «Интересное мнение. Я подумаю, имеет ли оно отношение ко мне». А потом в спокойной обстановке попробуйте понять, чем вызвана негативная оценка. Ведь очень часто она объясняет состоянием человека, или его характером, или какими-то целями, которые он преследует. Впрочем, в ней может быть и рациональное зерно. Тогда стоит что-то учесть, изменить в своем поведении, особенно если похожее вам говорили и другие люди.
В противном случае нужно отодвинуть от себя негативную оценку, не нужно «заклиниваться» в ней. Это удастся тем легче, чем менее чувствителен человек к похвале из уст другого человека. Те, кто любит похвалу, обычно очень тяжело переносят критику, это две стороны одной медали. В основе же лежит неуверенность в себе: человек не может дать сам себе верную оценку, поэтому он так сильно зависит от мнения окружающих.
Еще одним барьером для общения, как ни странно, служат советы. А ведь люди раздают их направо и налево, да еще и считают, что делают доброе дело! Добрым делом совет можно считать только в одном случае: если его кто-то у вас просит. Да и в этом случае человек чаще всего обращается к нам не за советом, то есть не за прямым указанием, как ему поступать, а просто за поддержкой. Кроме того, ему важно, чтобы его выслушали. А что же делать, когда вы знаете, что человек нуждается в сочувствии и очень хочется ему помочь? Лучше просто сказать ему: «Я вижу, ты чем-то расстроен». Если у него действительно есть необходимость в вашей помощи, он сам с удовольствием поделится своими проблемами, и тут уже самое главное — внимательно слушать его, а не искать удобного момента, чтобы показать, как хорошо вы умеете давать советы. Скорее всего, проговорившись, как следует, он сам найдет ответ, а мучившие его вопросы.
Очень часто, слушая рассказ нашего собеседника, мы интересуемся тем, что он говорит, всего несколько минут, а затем начинаем искать аналогичные ситуации в нашей собственной жизни — и, конечно, тут же находим! И тогда в ответ на его слова: «Мой сын совсем отбился от рук» восклицаем: «Да, а вот мои девочки...» — и переключаемся на свои собственные проблемы. И общения не получается — каждый говорит о своей проблеме. Переключение темы на себя — серьезное препятствие для общения.
Впрочем, когда мы все же выслушиваем другого человека, но делаем это как бы нехотя, по обязанности, ситуация не лучше. Формальное сочувствие может стать не менее серьезным барьером для общения, чем полное равнодушие. Как бы умело вы ни притворялись, собеседник почувствует фальшь в вашем поведении. Поэтому, если вы на самом деле не можете проникнуться настоящим сочувствием к другому человеку (у вас дырявые карманы, а у него жемчуг мелкий), не стоит делать вид, что вы его жалеете, тем более ставить это себе в заслугу.
Выход только один — общаться с теми, кто вам по-настоящему дорог, и уж тут не жалеть ни времени, ни сил, ни внимания.
2. Причины возникновения коммуникативных барьеров и конфликтов в общении
Под барьерами общения подразумевают те многочисленные факторы, которые служат причиной конфликтов или способствуют им. Ведь у партнеров по общению часто разные, в нередко и противоположные желания, стремления, установки, характеры, манеры общения, разное самочувствие.
В психологии конфликт определяется как столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями.1
Чтобы успешно преодолевать такие психологические барьеры, следует вооружиться элементарными знаниями о сущности потребностей, характеров, установок. Чтобы разобраться, в чем же причина межличностных столкновений, придется коснуться такого сложного психологического понятия, как потребность. Дело в том, что за любым поступком человека всегда кроются определенные цели, желания, а за конфликтом — столкновение несовместимых желаний партнеров по общению, когда удовлетворение стремлений одной стороны грозит ущемлением интересов другой. Если препятствия к удовлетворению разнообразных желаний — истоки, первопричина конфликтов, то «тяжелый характер», плохое самочувствие, настроение, незнание психологии человека и дефекты техники общения — их предрасполагающие и провоцирующие факторы, катализаторы. Именно они определяют, как скоро конфликт грянет и насколько он будет длительным и резким по форме.
Под потребностями подразумевают стремление к тем условиям, без которых невозможно поддерживать свое нормальное физическое и психическое состояние. Потребность — осознаваемое и переживаемое человеком состояние нужды в чем-либо. Осознанные потребности — это желания. Их человек может сформулировать, для реализации их он намечает план действий. Чем сильнее желание, тем энергичнее стремление преодолеть преграды на его пути. Давайте задумаемся, как много желаний переполняет каждого из нас; хочется быть здоровым и долго жить, любить и быть любимым, растить детей и радоваться их успехам, хочется интересной работы, похвалы, признания, наслаждений, красоты, музыки, новых ощущений и информации. Хочется, чтоб тебя понимали, хочется знать, для чего живем. И это лишь немногие характерные желания, а сколько мелких преходящих желаний. И все они толкают нас на те или иные действия или поступки. Препятствия на пути их удовлетворения становятся причиной межличностных столкновений, особенно, если сталкиваются важные потребности и желания.
Выделяют классификацию потребностей:
1. Первичные, витальные (врожденные, биологические) потребности: в пище, воде, сне-отдыхе, потребность в самозащите, родительские потребности, сексуальные потребности. Эти естественные потребности имеют общественно-личный характер, что находит свое выражение в том, что даже для удовлетворения узколичных потребностей (в пище) используются результаты общественного труда и применяются исторически сложившиеся в данной общественной среде способы и приемы, т. е. все потребности социальны по способу удовлетворения.
2. Культурные, приобретенные потребности имеют общественный характер по природе своего происхождения, они формируются под влиянием воспитания в обществе. Среди культурных потребностей выделяют материальные и духовные потребности. К духовным относят потребность в общении, потребности в эмоциональном тепле, уважении, познавательные потребности, потребности в деятельности, эстетические потребности, потребность осознать смысл своей жизни. Даже не найдя ответа на этот вопрос, мы своей деятельностью доказываем, что имеем определенные цели, которым отдаем свою энергию, знание, здоровье. А цели бывают очень разные: открытие научной истины, служение искусству, воспитание детей. Но иногда это лишь стремление сделать карьеру, заполучить дачу, машину и т. п. Тот, кто не знает, ради чего и кого он живет, не удовлетворен судьбой.2
Но недостаточно понять причины неудовлетворения желаний. Важно осознать, адекватные ли действия предпринимал человек, чтобы добиться своего. Чаще всего разочарование постигает тех, кто ставит перед собой нереальные, недостижимые по объективным и субъективным причинам задачи.
Потеря интереса к работе, а тем более изначальное его отсутствие — один из факторов, приводящих человека к нервозности и конфликтам. Попробуйте спросить кого-либо, как он относится к своей работе. Ответы могут быть разные: «очень люблю», «в целом нравится, но» все в ней устраивает, «она мне безразлична», «терпеть не могу, при первой же возможности уйду». И если спросить, устает ли он на работе и как быстро восстанавливаются его силы, то вы убедитесь, что, при одних и тех же затратах энергии, степень утомляемости зависит от эмоционального отношения к работе. Чем интереснее работа, тем меньше усталость, раздраженность, тем быстрее восстанавливаются силы и душевное равновесие. Безразличное, а тем более отрицательное отношение к работе вызывает у человека отрицательные эмоции, даже вспышки агрессивности; и, придя домой, он не может расслабиться, позабыть неприятности, в результате усталость сохраняется до утра, а там снова на работу. Причина нервозности и конфликтности такого человека в том, что не удовлетворяются его потребности в интересной работе.
За любыми поступками, конфликтами всегда кроются определенные причины. Понять их — значит понять человека. А легко ли понять, что стоит за конфликтом? Увы, нет. Ибо, чтобы продолжить деятельность, не встречающую одобрения окружающих, одна или обе враждующие стороны выдвигают ложную, но внешне благородную мотивировку, в которую со временем сами подчас начинают верить. «Я ненавижу Н., потому что он завистник и консерватор», а в действительности потому, что он помешал достижению личных целей. «Я плохо занимаюсь, т. к. у меня нет математических способностей» (а фактически нет желания и интереса).
Мотивы поведения человека и цели поведения могут не совпадать: одну и ту же цель можно ставить перед собой, руководствуясь разными мотивами. Цель показывает, К чему стремится человек, а мотив — почему он к этому стремится.
Мотив имеет сложную внутреннюю структуру:
1. С возникновением потребности, нужды в чем-то, сопровождаемой эмоциональным беспокойством, неудовольствием начинается мотив
2. Осознание мотива ступенчато: вначале осознается, в чем причина эмоционального неудовольствия, что необходимо человеку для существования в данный момент, затем осознается объект, который отвечает данной потребности и может ее удовлетворить (формируется желание), позже осознается, каким образом, с помощью каких действий возможно достичь желаемого.
3. Реализуется энергетический компонент мотива в реальных поступках.
Мотив может быть неосознанным, если осознание потребности не вполне соответствует подлинной нужде, вызывающей неудовлетворение, т. е. человек не знает подлинной причины своего поведения. К неосознанным мотивам относят: влечение, гипнотические внушения, установки.
Влечение — недостаточно отчетливо осознанная потребность, когда человеку не ясно, что влечет его, каковы его цели, что он хочет. Влечение — это этап формирования мотивов поведения человека. Неосознанность влечений преходящая, т. е. потребность, в них представленная, либо угасает, либо осознается.
Гипнотические внушения могут оставаться неосознанными длительное время, но они носят искусственный характер, сформированы «извне». А установки и фрустрации возникают естественным путем, оставаясь неосознанными, определяют поведение человека во многих ситуациях.
Прошлый опыт незаметно, неосознанно подготавливает человека реагировать именно так, а не иначе, т. е. сформировавшейся в человеке неосознанной готовностью к определенному поведению, готовностью положительно или отрицательно реагировать на те или иные события, факты. Установка проявляется привычными суждениями, представлениями, поступками. Однажды выработанная, она остается на более или менее длительное время. Скорость образования и затухания установок, их подвижность разная у разных людей. Установки как неосознанная готовность воспринимать окружающее под определенным углом зрения и реагировать определенным, заранее сформировавшимся образом, без полного объективного анализа конкретной ситуации, формируются как на основе личного прошлого опыта человека, так и под влиянием других людей.
Воспитание и самовоспитание личности во многом сводится к постепенному формированию готовности реагировать на что-либо должным образом, иными словами, К формированию установок, полезных для человека и для общества. Уже в раннем детстве родители сознательно и бессознательно формируют образцы поведения, установки:
«Не плачь — ты мужчина», «Не пачкайся — ведь ты девочка» и т. п., т. е. ребенок получает эталоны, установки «доброго — злого, красивого — безобразного, хорошего — плохого». И к тому возрасту, когда мы начинаем себя осознавать, мы находим у себя в психике массу закрепившихся чувств, мнений, взглядов, установок, которые оказывают влияние и на усвоение новой информации, и на отношение к окружающему. Эти часто неосознаваемые установки действуют с огромной силой на человека, заставляя воспринимать и реагировать на мир в духе установок, усвоенных с детства.
Установки могут быть отрицательными и положительными в зависимости от того, отрицательно или положительно готовы мы отнестись к тому или иному человеку, явлению. Такие отрицательные предвзятые закрепившиеся взгляды («все люди — эгоисты, все учителя — формалисты, все торговые работники — нечестные люди») могут упорно сопротивляться объективному пониманию поступков реальных людей. Восприятие одного и того же явления различными людьми может быть разным. Это зависит от их индивидуальных установок. Поэтому нет ничего удивительного в том, что не всякая фраза понимается одинаково. В беседе отрицательная установка может быть направлена на:
1. Личность самого собеседника (если бы то же самое говорил кто-то.другой, это бы воспринималось совсем иначе).
2. На суть беседы («не могу в это поверить», «так говорить недопустимо»).
3. На обстоятельства разговора («сейчас не время и здесь не место для подобных обсуждений»).
Если вы считаете, что, то или иное ваше предложение может быть незаслуженно отвергнуто партнером по общению, постарайтесь сформировать у него положительную установку до того, как он выскажет свое мнение. Для этого должны быть подготовлены и представлены убедительные факты, обоснования в пользу вашего предложения.
3. Внутренние факторы преодоления барьеров
Изучение проблемы барьеров общения в контексте личностного подхода позволяет говорить о схеме выхода из ситуации барьера, где главным является принцип взаимоотношений ведущих к сотрудничеству и взаимопониманию с учетом индивидуально-психологических особенностей партнеров по общению.
Схема выхода из ситуации барьера:
1. Оценка создавшейся ситуации барьера (определение ее направленности и возможных последствий).
2. Выявление ориентировочных причин возникновения.
3. Исследование предполагаемого выхода из ситуации в зависимости от ее причин (нейтрализация, либо сведение к воздействию негативных факторов).
4. Определение аффективных действий для выхода из создавшейся ситуации. Действия, направленные на минимизацию барьеров позволяют наладить процесс общения и приводят к аффективному взаимодействию в условиях совместной деятельности.
Важную роль играет в преодолении психологических барьеров мотивационное состояние. Мотивационное состояние человека является психическим отражением условий, необходимых для жизнедеятельности человека как организма, индивида и личности. Это отражение необходимых условий осуществляется в виде установок, интересов, желаний, стремлений и влечений. Наибольший интерес в данной теме представляют установки, которые ставит перед собой человек.
Установка – это стереотипная готовность действовать в соответствующей ситуации определенным образом. Эта готовность к стереотипному поведению возникает на основе прошлого опыта. Установки являются неосознанной основой поведенческих актов, в которых не осознается ни цель действия, ни потребность, ради которого оно совершается.
Существует теория Э. Берна, которая рассказывает о стереотипах (часть из которых становится психологическими барьерами) заложенных в человеке еще с самого раннего детства. Суть этих стереотипов автор передает через анатомию сценария и классификацию состояний «Я».
Анатомия сценария. Сценарий – программа поступательного развития, выработанная в раннем возрасте под влиянием родителей и определяющая поведение индивида в важных аспектах его жизни. Программа – план или расписание, которому следуют, схема действий. Сценарии: поступательный – постоянно движущийся вперед; влияние родителей – влияния осуществляются особым, доступным наблюдению образом в особые моменты времени; определяющий – человек свободен в ситуациях, к которым существующие указания не относятся. Важнейшие аспекты – брак, воспитание детей, развод, способ смерти (если он избирается). Формула сценария: РРВ – ПР – СЛ – ВП — Итог, РРВ – раннее родительское влияние, ПР – программа, СЛ – склонность следовать программе, ВП – важнейшие поступки. Все, что укладывается в эту схему – элемент сценария.
У каждого человека есть некий набор поведенческих схем, который соотносится с определенным состоянием его сознания. Есть также другое психическое состояние, часто несовместимое с первым, бывает связано с другим набором схем. Эти различия и изменения говорят о существовании различных состояний Я.
Итак, таким образом, установки являются важными внутренними факторами для возникновения, либо преодоления барьеров.
Нужно понимать, что существует два обстоятельства:
1) Стереотипы всегда были и будут. Они могут быть либо «в положительной направленности», либо «в отрицательной направленности».
2) Все зависит от уровня сознания человека. В зависимости от того, на каком уровне сознания будет находиться человек, будут складываться в течение жизни те или иные стереотипы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Прежде чем поставить точку в работе, подведем следующие итоги. В настоящее время абсолютно каждый человек имеет те или иные психологические барьеры. И если даже человек справляется с одними барьерами, то приходит черед другим. Нужно постоянно над собой работать, ни в коем случае не отчаиваться, а главное, следовать только позитивным установкам.
Главный вывод в том, что уменьшение барьеров, ведет к эффективности общения, то есть снижаются барьеры понимания и соответственно увеличивается эффективность совместной деятельности (здесь можно понимать также и барьеры между членами семьи, между друзьями).
Эту тему очень важно поднимать в рабочих коллективах, так как при хотя бы частичном решении этой проблемы можно существенно повысить уровень развития любой организации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Андреева Г. М. Социальная психология. – М., Аспект Пресс, 1996.
Горбатов Д. С. Практикум по психологическому исследованию. Издательский дом «БАХРАХ-М», 2006 г.
Психология и этика делового общения: Учебник для вузов, В. Ю. Дорошенко, Л. И. Зотова – М.: 2007 г. – с.180.
Л. Д. Столяренко. Основы психологии. Издательство «Феникс», 2006 г. – с. 248.
Кашкин В. Б. Введение в теорию коммуникации: Учебное пособие. – 2000 г.
Леонтьев А. А. Психология общения, Москва, 1999.