Реферат по предмету "Психология"


Аутоагрессия и ее профилактика

Аутоагрессия и ее профилактика
Одной из разновидностей агрессивного поведения является аутоагрессия,которая проявляется в демонстративных суицидальных попытках и истинном суициде.А.Н. Абрамов считает, что суицидальное поведение, т.е. весь комплекс мыслей,намерений и действий, которые связаны с суицидом, есть следствие социально-психологическойдезадаптации личности в условиях переживаемого микросоциального конфликта. Ситуацияконфликта приводит к суицидальным действиям при наличии трех факторов: социокультурныхособенностей личности, таких как личностная тревожность, фрустрационная толерантность;негативного восприятия окружающего, отсутствия осознанного стремления к жизни; неблагоприятногосоциального окружения.
Все это усугубляет криминальные явления самого подростково-юношескоговозраста, на долю которого приходится большая часть самоубийств несовершеннолетних.
Под социокультурными особенностями воспитания подразумеваетсякультура страны, ее обычаи, традиции, законы, уровень экономического развития ит.д. Эти и другие условия воздействуют на личность подростка и во многом предопределяютего представления о жизни и смерти.
Наличие неблагоприятного социального окружения — обычно основнаяпричина, побуждающая подростка к совершению суицидальных поступков.
1. Взаимоотношения с родителям, степень понимания своих детей, сопереживания,нормативность отношений.
2. Проблемы в школе, связанные с личностью учителя и его социометрическим статусомв классе и личностным отношением к успеваемости и факторам жизненных перспектив.
3. Взаимоотношения со сверстниками, друзьями представителями противоположногопола.
Анализ вариантов суицидального поведения позволяет сделать выводо личностных особенностях подростков, расположенных к типу поведения: повышеннаятревожность, фрустрация, негативное восприятие окружающего, желание изменить егои неспособность самостоятельно найти пути решения задачи (Горская М.В., 1994).
Среди мотивов, объясняющих попытки самоубийства подростки и эксперты-психологиуказывают различные способы влияния на других людей: «дать понять человекув каком ты отчаянии» — 40% случаев; «заставить пожалеть о плохом отношении»- 30% случаев; «показать, как ты любишь другого» или выяснить, «любятли тебя» — 25% и, наконец, 18% случаев — это «призыв, крик о помощи».
Психологический смысл суицида чаще всего заключается в отреагировании,снятии аффективного напряжения, ухода, выключения из тяжелой жизненной ситуации.
Когда совершается попытка суицида демонстративного характера,агрессия подростка направлена вовне: отмстить, навредить, заставить страдать кого0либо,привлечь к ответственности и тому подобное. Среди подростков с суицидальным попыткамипреобладают лица с пограничными состояниями, расстройствами нервной системы, ситуационнымиреакциями. При этом истинное желание смерти отсутствует.
В контингенте завершенных суицидов преобладает агрессия противсобственного «Я». Желание умереть, отход от жизни связаны с потерей жизненногосмысла, протестом, желанием избежать страданий, самонаказанием. Для истинных суицидовхарактерны:
- наличие пресуицидального периода;
- продолжительность конфликтной ситуации;
- психологический дискомфорт;
- незащищенность, психологическое одиночество;
- нарушение психологии жизненной среды;
- ощущение субъективной невыносимости существования в сложившихся условиях;
- отсутствие желания жить.
От Пассивных рассуждений типа «Зачем я проснулась?!,»Так плохо, что нет сил", «Я никому не нужна» и так далее человекпереходит к формированию суицидального замысла. В пресуицидальной ситуации особуюроль играет повод. Однако у большинства суицидов нет желания умереть. Они ждут отакта, ведущего к смерти, чего-то, что избавит их от страданий, а не самой смерти.
В суицидальных ситуациях люди нередко испытывают облегчение впоследующий период. Они могут по-новому взглянуть на психотравмирующую ситуацию.Тем не менее такие попытки могут закончиться трагически в силу необратимости смерти.
В истинном суициде психотравмирующая ситуация носит тяжелый изатяжной характер. Человек осуществляет многочисленные бесплодные попытки справитьсяс ситуацией основной смысл его последнего действия — уход, отказ от борьбы, псевдоразрешенийпроблемы.
Основной задачей школьного психолога является профилактикасуицидального поведения, которая может осуществляться в следующих направлениях:
- снятие психологического напряжения в психотравмирующих ситуациях;
- уменьшение эмоциональной зависимости и ригидности;
- формирование компенсаторных механизмов поведения;
- формирование адекватного отношения к жизни и смерти.
Известно, что всякая агрессия — внутренняя или внешняя — являетсяпризнаком кризиса. Психологу необходимо быть информированным о важнейших кризиснымситуациям детей и подростков, уметь выявлять их, оказывать своевременную помощьв разрешении.
аутоагрессия суицидальное поведение подросток
В.Г. Балакирев и Л. Додсон (1996) разработали эффективную методикупсихологической помощи детям и подросткам в кризисных ситуациях.
Методика состоит из констатирующей и психокоррекционной части.Констатирующая часть включает три встречи сессии с группами или классами.
Темы сессии: «Типы кризисных ситуаций», «Содержаниеи выражение переживаний в кризисных ситуациях» и «Способы преодолениякризисных ситуаций».
Встречи проводятся по одному сценарию:
1. Групповое обсуждение предложенной психологом темы.
2. Выполнение индивидуальных творческих заданий.
3. Обмен впечатлениями и обсуждение в группе.
Помощь ведущего заключается в прояснении того, что хочет ребенокотразить в творческой работе, одобрения, поощрения его самостоятельных действий.
На первой сессии составляется «банк историй», отражающихвсе основные области жизни детей, выполняются творческие задания (записать или нарисоватьсвою историю) и проводится беседа по заданию с элементами активного, эмпатическогослушания.
Вторая сессия посвящена разыгрыванию и обсуждению историй с последующейинтерпретацией переживаний детей, их записью и рисованием.
На третьей сессии после актуализации кризисных ситуаций и чувств,которые она вызывает, участники выясняют способы, которые она вызывает, участникивыясняют способы, которые они использовали для преодоления неприятных переживаний,а затем проигрывают свои истории с последующим повторным анализом. При этом вниманиедетей обращается на изменения, которые произошли в их чувствах. Заметки завершаютсязаписью всех известных способов преодоления неприятных переживаний.
При анализе материала констатирующей части выявлены возрастныеразличия в типах кризисных ситуаций. У восьмилетних детей они связаны со сверстниками41%, родителями — 25%, братьями и сестрами — 15%, учителями — 5%. У двенадцатилетнихнаибольшее количество отрицательных переживаний приходится на отношение с родителями- 30%, темой животных — 30%, учителем — 15%.
Способами преодоления кризисных ситуаций у детей восьми лет являютсяинтрапунитивные реакции, пересиливание себя, задавливание эмоций, пассивно-защитныеизвинения. У подростков наблюдается ярко выраженная агрессивная, экстрапунитивнаятенденция.
В целом преодоление трудных переживаний понимается детьми каквнешненаправленное действие, а не действие внутренней психологической работы: совладенияс ситуацией, а не с эмоциями.
Коррекционная работа представляет собой две сессии, построенныев форме «Я-сообщений» с использованием элементов психосинтеза и психодрамы.Детям предлагается проигрывание их конфликтных ситуаций, в ходе которого с помощьюучастников группы «оживляются» их чувства.
Вероятно каждый психолог отдает себе отчет в том, что кризисныеситуации и кризисы разнообразны как сама жизнь человека. Основные виды кризисов,мимо которых он не может пройти, следующие:
- кризисы развития;
- кризисы отношений;
- кризисы состояния души;
- кризисы утрат;
- кризисы смысла жизни;
- психические кризисы;
- морально-этические кризисы.
Работая с подростками в кризисных ситуациях, психолог может применятьразличные техники: ментального переживания, внутреннего диалога; Самоосвобожденияи другие. В психологической практике в таких случаях используется кризисная интервенция,которая может проводиться в форме кризисной психотерапии, кризисного консультированияи «телефона доверия».
При диагностике суицидального поведения подростков можно применятькомплекс методик, адаптированных М.В. Горской (1994), опросник «Самооценкапсихических состояний личности» и «метод неоконченных предложений».
Опросник Г. Айзенка включает описание различных психических состояний,наличие которых у себя испытуемый должен подтвердить или опровергнуть. Опросникдает возможность определить уровень тревожности, фрустрации, агрессии, ригидности.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.