Реферат по предмету "Психология"


Ассоцианизм в философии и психологии

Введение
Психология(от греческого psyche – душа,logos – учение, наука) – наука озакономерностях развития и функционирования психики как особой формыжизнедеятельности. Взаимодействие живых существ с окружающим миром происходит спомощью психических процессов, актов, состояний. Они качественно отличаются отфизиологических процессов (совокупность жизненных процессов, происходящих ворганизме и его органах) но и неотделимы от них. Слово психология впервыепоявилось в западноевропейских текстах в 16 веке.
Развитиепсихологии тесно связано с развитием философии, науки о наиболее общих законахразвития природы, общества и мышления. Методологической базой развитияпсихологии являются материалистическое и идеалистическое направления вфилософии. Понятия «душа» и «психика» одинаковы по своей сути.
Кидеалистическому направлению относится понятие «душа». «Душу» рассматривают какявление, порожденное особой высшей сущностью (Богом).
Кматериалистическому направлению относится понятие «психика». Онарассматривается как продукт деятельности головного мозга.
Основателемпсихологии как науки считается Аристотель. Им был написан первый курспсихологии, который назывался «О душе». Аристотель открыл новую эпоху впонимании души как предмета психологического знания. Душа – по Аристотелю – этоне самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. Аристотельсоздал свою школу на окраине Афин и назвал ее Ликеем. «Правильно думают те, – говорилАристотель своим ученикам, – кому представляется, что душа не можетсуществовать без тела и не является телом». Психологическое учение Аристотелястроилось на обобщении биологических факторов. Вместе с тем, это обобщениепривело к преобразованию главных объяснительных принципов психологии:организации развития и причинности. Именно Аристотель властвовал над пытливымиумами в течение полутора тысячелетий.
Психология,как наука, формировалась на протяжении многих веков и до сих пор она неустоялась. В ней нет догматов и констант. С течением времени менялись взглядына науку о душе. Попробуем проследить становление психологии на протяжениипочти трех веков, начиная с эпохи Возрождения.

Ассоцианизмв философии и психологии
ассоцианизмпсихологический память эмоция
Ассоцианизм – это общееназвание для целого ряда концепций и школ, которые считали ассоциации главным(или даже единственным) механизмом функционирования сознания и психики,стремясь к строго детерминистскому объяснению психических феноменов.
Ассоцианизм – это одноиз основных направлений мировой психологической мысли, объясняющее динамикупроцессов психических принципом ассоциации[1]. Беретначало от Аристотеля. Материалистический ассоцианизм стал ведущим в такназываемой психологии ассоцианистской. Она главенствовала до начала XX в. исосредоточивала основное внимание на изучении умственной деятельности ипознания.
Ассоцианизм стремилсяутвердить строго причинный подход к поведению и сознанию человека. В основуассоцианизма легло представление о том, что последовательность идей,возникающих в сознании, отражает порядок внешних воздействий на организм.
Особенно отчетливопринцип был развит в работах Д. Локка, который и ввел в обиход терминассоциация. Согласно Локку, идеи ощущений ходе развития предшествуют идеямрефлексии; простые идеи, ассоциируясь, складываются в сложные; знание основываетсяна опыте, источники опыта – ощущение и рефлексия; из этих источников разум иполучает идеи, а врожденные идеи не существуют: человек рождается как чистаявосковая дощечка, на коей можно написать все, что угодно[2].Эта идея стала непосредственно соотноситься с педагогической практикой, а позже– и с проблемами психологии личности и психологией педагогической.
Она составила основутак называемых теорий среды, утверждающих ведущую роль окружения и внешнихвоздействий при формировании психики. Им противостоят теории развития,исходящие от идей Ж.-Ж. Руссо и утверждающие приоритет внутренне присущихчеловеку закономерностей развития. В начале XIX в. появились концепции,отъединившие ассоциацию от ее телесного субстрата и представившие ее в видеимманентного принципа сознания.
Утвердилось воззрение,составившее основные принципы ассоцианизма[3]:
1) душа понимается каксознание – в первую очередь в его познавательном аспекте;
2) в основе душевнойжизни лежат простые элементы; психика, отождествленная с интроспективно понятымсознанием, построена из элементов – ощущений, простейших чувствований;
3) эти элементы –образы ощущений – имеют чувственный характер; они первичны, а сложныепсихические образования – представления, мысли, чувства – вторичны;
4) более сложныеобразования возникают как сложение более простых на базе принципа ассоциации;
5) условие образованияассоциаций – смежность двух процессов психических;
6) закреплениеассоциаций обусловлено живостью ассоциируемых элементов и частотой повторенияассоциаций в опыте;
7) источник знаний одуше – самонаблюдение; наблюдая собственный внутренний мир, исследовательнепосредственно обращен к реальной душевной жизни и вправе выносить суждения оней, чужая же душевная жизнь для анализа недоступна, хотя законы душевной жизнипредполагаются едиными.
Еще важная деталь: посути, человек понимался как одиночка, живущий среди других таких же одиночек;его внутренний мир явно или неявно противопоставлен всему остальному, между ними остальным миром как бы проходит жесткая граница. Благодаря успехам биологии инейрофизиологии, ассоцианизм был преобразован.
Гельмгольц использовалновое воззрение на ассоциацию в своих исследованиях органов чувств, Ч. Дарвин –при объяснении эмоций, И.М. Сеченов – в учении о рефлексах мозга головного[4].Эволюционный подход Спенсера внес в ассоцианизм проблему развития психики вфилогенезе и пришел к важному выводу об адаптивной функции психики в поведении[5].В 80-е – 90-е гг. XIX в. предпринимались многочисленные исследования условийобразования и актуализации ассоциаций. Вместе с тем была показанаограниченность их механистической трактовки.
В теории немецкогопсихолога и педагога И.Ф. Гербарта соединились основные принципы ассоцианизма спредставлений традиционными подходами немецкой психологии – идеей апперцепции,активности души, роли бессознательного. Гербарт исходил из того, что нашвнутренний мир весьма относительно связан с миром внешним, поэтому говорить оботражении, особенно отражении адекватном, передающем основные свойстваокружающих вещей, невозможно. Для того чтобы уйти от обсуждения вопроса остепени адекватности и точности отражения, вопроса, который служил своего родаводоразделом между разными направлениями в теории познания, Гербарт заменяеттермин «ощущение» на термин «представление», подчеркиваятем самым отгороженность внутреннего мира от внешнего.
Говоря об ассоциациипредставлений, Гербарт приходил к выводу, что представления не являютсяпассивными элементами в душе человека, но обладают собственным зарядом,активностью, которая определяет их положение в сфере психического.
Ассоцианизм в своемразвитии прошел ряд этапов:
1.Предпосылки возникновения ассоцианизма: выделение ассоциации какобъяснительного принципа для ограниченного круга психических явлений ипроцессов поведения (IV в. до н.э. – нач. XVIII в.). Механизмом ассоциацииобъясняли процессы припоминания Платон и Аристотель. Впоследствии принципассоциации использовался для понимания процессов овладения своими страстями (Р.Декарт), приобретения опыта (Т. Гоббс), некоторых особенностей «движениямысли» (Б. Спиноза), возникновения предрассудков и «ложных идей»(Дж. Локк), восприятия пространства (Дж. Беркли). В этот период возникаети сам термин «ассоциация» (Локк).
2.«Классический Ассоцианизм» (середина XVIII – нач. XIX в.). В этотпериод возникают законченные системы ассоцианизма, в которых ассоциациявыступает объяснительный принцип психики вообще. Наиболее характерная черта ассоциативныхтеорий этого времени: стремление вывести все законы душевной жизни измеханических по своей сути связей (ассоциаций) далее неделимых элементов(ощущений или представлений).
3.Середина XIX – нач. XX в. Начало кризиса ассоцианизма в теории и разработкаотдельных идей ассоцианизма в экспериментальных и практических исследованиях. Втеории закрепляется положение о невозможности свести «законы духа» кмеханическим законам и выдвигается требование «обратного» введения вконцепцию ассоцианизма активности субъекта, Я; предпринимаются попыткирассмотреть ассоциации в биологическом (эволюционном) аспекте (Г. Спенсер).
4.1900-1920-е гг. Окончательное исчезновение ассоцианизма как направления иассимиляция его идей в различных отраслях психологической теории и практики.Общепризнанной становится мысль о том, что «ассоциация – это вообще нестолько „механизм“, сколько явление, – конечно, фундаментальное, – котороесамо требует объяснения и раскрытия его механизмов» (С.Л. Рубинштейн).Критический анализ основных идей А. содержался практически во всех основныхпсихологических направлениях XX в.
Также, выделяют болееобщие этапы развития ассоцианизма:
1) выделение ассоциациикак объяснительного принципа для отдельных явлений психических, прежде всегопроцессов припоминания;
2) этап классическогоассоцианизма, когда были созданы целостные концепции психики, котораяпонималась как система механических связей (ассоциаций) между психическимиэлементами, в качестве коих рассматривались ощущения и представления;
3) этапэкспериментального и практического ассоцианизма, характерный попыткой ввести восновную концепцию фактор активности субъекта. В рамках ассоцианизма быливыработаны ценные представления, прежде всего – в области психологии памяти ипсихологии мышления.
Весьма ценно самопонятие ассоциации. Однако ассоциация как универсальный объяснительный принципсо временем оказалась недостаточной, и для ассоцианизма как универсальнойпсихологической теории настало время кризиса и падения. Детерминистскиеэлементы ассоцианизма в трансформированном виде были восприняты учением И.П. Павловао рефлексах условных, а также – на иных методологических основаниях –американским бихевиоризмом. Изучение ассоциаций для выявления особенностейразличных процессов психических используется и современной психологией.
Принципы ассоцианизмаоплодотворили прогресс психологических исследований, в частности разработкуновых методов изучения памяти [механической (Г. Эббингауз) и образной (Ф.Гальтон)], эмоций (Ч. Дарвин), мотивации (З. Фрейд, К. Юнг). Происходитпереориентация ассоцианизма. Взамен устаревших механистических объясненийвыдвигаются биологические (Г. Спенсер, И.М. Сеченов). Концепция ассоцианизмапреобразуется на новой физиологической основе в учении об условных рефлексах и бихевиоризме.Некоторые психологические школы (Вюрцбургская школа и гештальтпсихология)подвергли ассоцианизм критике за механицизм, атомизм, неспособность объяснитьцелостность и активность сознания.
Итак, ассоциативнаяпсихология или ассоцианизм – направление в психологии, в котором понятиеассоциация выступает главным принципом всей психологической жизни человека(субъекта). В этом направлении к поведению человека стремятся применять строгопричинный подход. Мышление сводится к некоторому простому сочетанию образовпамяти (к ассоциациям): по их сходству, по их контрасту, по их свежести.Психофизиологическая основа этого направления – условный рефлекс[6].
Исторически оцениваяитоги развития ассоцианистической психологии в целом, необходимо иметь в видуследующее. Отстаивая эмпирический подход к пониманию психики, ассоцианизмзащищает идею опытного происхождения индивидуального сознания и безграничноювоспитуемости человека. Такая позиция прогрессивна, она создает научную базудля педагогики, открывая, широкие перспективы для разработки путей обучения; ивоспитания. В рамках материалистического направления ассоцианизма, начиная сГартли, возникла задача изучения материальных основ психики, решение которойстало одним из магистральных путей в психологии. В ассоцианизме дано детальноеописание как самого факта ассоциации, так и принципов (законов) образованияассоциаций, выявлены условия образованиям и сохранения ассоциаций[7].
Эти данные повлияли напонимание научения, процесса приобретения знаний, особенно в периодэкспериментального развития ассоцианизма. Ассоциативная психология имеет иприкладное; значение. Ассоциативный эксперимент в различных вариантах нашел широкоеприменение в клинике (Р. Зоммер, Э. Крепелин, З. Фрейд, К. Юнг и др.).

Список использованнойлитературы
1. ЖданА.Н. История психологии: Учебник. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 367 с.
2. ИвановскийВ.Н. Ассоцианизм психологический и гносеологический. – Казань, 1909.
3. ЛеонтьевА.Н. Об историческом подходе к психики человека. Избранные психологическиепроизведения. В 2 т. − Т. 1. – М., 1983.
4. ЛоккДж. Опыт о человеческом разуме. В кн.: Избр. филос. произв., Т. 1. – М., 1960.
5. Психология:Словарь. / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 1990.
6. СеченовИ.М. Избранные философские и психологические произведения. – М., 1947.
7. СпенсерГ. Сочинения: В 7 т. − Т. 3. – СПб., 1898.
8. ШеваревП.А. Обобщенные ассоциации в учебной работе школьника. – М., 1959.
9. ЯрошевскийМ.Г. История психологии. – М., 1966.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.