Реферат по предмету "Психология"


Анализ особенностей проявления тревожности женщин в период материнства

Введение
Молодые матери,недавно родившие своих первых малышей, часто испытывают чувство тревоги за них.Согласно данным российских исследователей, больше всего тревоги, нерешительностии переживаний они испытывают по прошествии пяти месяцев после родов. Молодые мамыпосле первых пяти месяцев, проведенных с новорожденным, начинают испытывать тревогуза своего ребенка и у них возникает множество вопросов о том, как правильно проходитразвитие малыша. Кроме того, именно в это период женщины начинают чувствовать себяодинокими и изолированными от всех. Первые посетители, желающие посмотреть на малыша,уже прошли, и теперь женщина в основном все свое время проводит дома с ребенком.
В начале в связис рождением первенца мама была в центре внимания, но постепенно это внимание становилосьменьше и примерно через пять месяцев ни мама, ни ребенок уже не ощущают столькоинтереса со стороны. В это же время накапливается множество вопросов, а как следствиепроявляется чувство тревоги. Все обязанности по дому и по семье сваливаются на хрупкиеплечи женщины. И она уже не уверенна в своих силах. Кроме этого, все чаще ее начинаютпосещать мысли о том, что ее могут бросить, и она не сможет обеспечить должный уходсвоему малышу.
Исследованиемпроблемы тревожности в период раннего материнства занимались следующие ученые: Баженова О.В,Брутман В.И., Панкратова М.Г., Брутман В.И., Родионова М.С.
Объект исследования:женщины в период раннего материнства.
Предмет исследования:тревожность женщины в период раннего материнства.
Гипотеза: существуютразличия в уровне тревожности, депрессии и удовлетворенности браком матерейразных возрастов в период раннего материнства.
Цель исследования:изучение особенностей проявления тревожности женщин в период раннего материнства.
Задачи:
1. Проанализироватьлитературу по данной теме.
2. Изучить тревожностьженщин в период материнства.
3. Сравнитьуровень тревожности у женщин разных возрастных групп.
Методы исследования:в качестве экспериментальных методов использовались следующие диагностическиесредства: Методика диагностики тревожности Ч.Д. Спилберга– Ю.Л. Ханина, Шкала депрессии Бека, Тест-опросник удовлетворенности браком (ОУБ), разработанный В.В. Столиным,Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко.

1. Теоретическиеаспекты тревожности в период раннего материнства
1.1 Понятиетревожности
Тревожность– личностная черта, проявляющаяся в легком и частом возникновении состояний тревоги.Тревожность возникает при благоприятном фоне свойств нервной и эндокринной систем,но формируется прижизненно, прежде всего, в силу нарушения форм внутри и межличностногообщения, например между родителями и детьми.
Тревожностьэто склонность человека к переживанию тревоги. Это эмоциональное состояние. Во времятревоги человек ощущает напряжение, беспокойство, появляются мрачные предчувствия.Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и можетбыть разным по интенсивности и динамичным во времени.
У каждого человекасуществует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности. Есть категориялюдей, тревожность которых очень высокая, которая представляет реальную угрозу длясамооценки и даже жизнедеятельности [2 c. 140].
Вот что ощущаетчеловек во время тревожности физиологически:
¾ усиление сердцебиения;
¾ учащение дыхания;
¾ увеличение минутного объема циркуляции крови;
¾ возрастание общей возбудимости;
¾ снижение порога чувствительности.
На психологическомуровне тревога ощущается как:
¾ напряжение;
¾ озабоченность;
¾ нервозность;
¾ чувство неопределенности;
¾ чувство грозящей опасности, неудачи;
¾ невозможность принять решения и др.
Человек можетощущать различную силу тревоги.
Первый уровеньнебольшая тревога. Это такие проявления как напряженность, настороженность, дискомфорт.Угрозы такое ощущение не несет, но дает сигнал того, что скоро тревожность будетболее сильной. На втором уровне ощущение внутренней напряженности растет, эмоциистановятся отрицательными, все, что было нейтральным – становится значимым. На следующемуровне появляется собственно тревога. Человек переживает неопределенную угрозу,чувство неясной опасности. Потом появляется страх. На следующем уровне ощущениенеотвратимости надвигающейся катастрофы, которое возникает в результате постепенногонарастания тревоги и выражается в чувстве ужаса. При этом данное переживание связаноне с содержанием чувства, а лишь с нарастанием тревоги. Подобное переживание можетвызвать очень сильная тревога. Самый высокий уровень тревожно-боязливое возбуждение,появляется потребность двигательной разрядки, панический поиск помощи [14 c. 85].
Тревожностьоказывает негативное воздействие на развитие личности. Если есть тревожность, значит,что-то неблагополучно в личности человека.
С тревожностьюсвязаны также такие психические расстройства, как фобии, ипохондрия, истерия, навязчивыесостояния и др. Тревога часто появляется из-за того, что человек заранее ждет неудач,особенно в общении с окружающими и от того, что не может правильно оценить ситуацию.
Как проявляетсятревожность:
¾ в беспомощности
¾ в неуверенности в себе
¾ в преувеличении значимости ситуаций и ощущение бессилия перед ними.

1.2 Понятиераннего материнства
Материнство– это направленность на ребенка, умение интуитивно чувствовать, чего именно малышхочет.
Психология материнства – одна из наиболее сложных и малоразработанных областей современной науки. Актуальность ее изучения продиктованапротиворечием между остротой демографических проблем, связанных с падениемрождаемости, огромным числом распадающихся семей, лавинообразным увеличениемчисла сиротеющих детей при живых родителях, с ростом числа случаев жестокогообращения с ребенком и не разработанностью программ социальной ипсихологической помощи семье, и в первую очередь женщине.
Важностьматеринского поведения для развития ребенка, его сложная структура и путьразвития, множественность культурных и индивидуальных вариантов, а такжеогромное количество современных исследований в этой области позволяют говоритьо материнстве как самостоятельной реальности, требующей разработки целостногонаучного подхода для его исследования. В психологической литературе(преимущественно зарубежной) много внимания уделяется биологическим основамматеринства, а также условиям и факторам индивидуального развития его учеловека.
Термин «раннеематеринство», использовался для обозначения периода с момента зачатия и до срокаприблизительно 1.5 года после рождения ребёнка. Анализ литературы показал, что этотпериод наиболее важный для становления материнской сферы и вместе с тем самый уязвимыйдля психики женщины [5, c. 32]. За относительно короткий срок женщина трижды меняетсвой социальный и биологический статус. В её организме происходят мощные гормональныеперестройки, довольно быстро меняется архитектоника тела, по новому распределяютсярежим дня, физические и психические нагрузки. Все эти процессы, будучи изначальноадаптивными, при наложении патогенных факторов (например, психопатологическая илиэндокринная отягощённость, социальное неблагополучие) могут приводить к возникновениюу матери психических расстройств. По наблюдениям авторов подобный «сбой» может происходитьна любом этапе раннего материнства. Как уже отмечалось, на каждом из этих этаповженщина получает новый статус [8 c. 161].
1.3 Материнскаятревожность
Каждая матьтревожится за своего ребенка, ведь все дети (да и взрослые тоже) ежедневно сталкиваютсяс самыми разнообразными опасностями. Но среди мам встречаются и те, кто проявляетпо отношению к своему чаду излишнюю тревожность, чем только наносят вред малышу.
Человек, котороговоспитывает слишком тревожная мать, сталкивается в своей жизни с большим количествомзапретов и предостережений. «Не лезь на дерево – упадешь, станешь инвалидом», «Самне поедешь к бабушке – попадешь под машину», чуть позже – «С друзьями гулять нельзя– молодежь только пьет и хулиганит», некоторые мамы звонят детям-школьникам каждыеполчаса, вовсе не смущаясь тем, что ребенок сидит на уроке. Разумеется, эти проявлениязаботы о ребенке сложно назвать адекватными. Но ведь мамы считают, что ведут себяабсолютно правильно.
Тревожность,как и страх, является эмоциональной реакцией на возможную опасность. Но нормальнаятревога всегда сопряжена с реальной угрозой, например, ребенок находится рядом согнем и может обжечься.
Невротическаятревога, как правило, мало связана с объективной ситуацией и зависит в большей степениот внутренних переживаний и волнений женщины. Вследствие этого мамы ограничиваютсвои действия или действия ребенка, а также сужают поле своего сознания. Некоторыепути развития сына или дочери (например, занятия спортом или карьера юриста) дажене рассматриваются, потому что несут потенциальную опасность [12 c. 95].
Испытывать тревогуи страх за своего ребенка совершенно естественно, ведь материнский инстинкт направленна то, чтобы беречь жизнь своего детеныша, а также следить за тем, чтобы он былсыт, одет и здоров. Материнская тревожность напрямую связана с механизмами выживания.В человеческом обществе материнский инстинкт облагораживается способностью женщинык самоанализу, уважением и интересом к своему ребенку как к личности.
Действительно,способность бояться и избегать опасности эволюционно передалась нам от животных.Основные причины возникновения повышенной тревожности у матери. Женщина, котораяне осознает смысла своей жизни, считает, что основная ее обязанность – это рождениедетей. Свою роль могут играть моральные установки, религиозные постулаты и традицииобщества, в котором живет мать, заставляющие ставить детей на первое место в жизни.Вследствие этого страх таких матерей за своего ребенка возрастает: не будет детей– незачем жить.
Повышенная тревогачасто встречается у женщин, перенесших смерть своих детей или (реже) других близкихродственников. Излишнюю тревогу испытывают матери, у которых были очень тяжелыероды, или жизнь ребенка в первые месяцы была в опасности. Если родители обладалиповышенной тревожностью по отношению к своей дочери, то, скорее всего и дочь будетслишком тревожна по отношению к своим детям. Это не единственные, но наиболее частовстречающиеся причины возникновения невротической тревоги у матерей. Однако каковыбы ни были причины тревоги, важно, чтобы каждая мама отдавала себе отчет в том,что своим поведением она может серьезно навредить ребенку. В сложных случаях тревожныемамочки нуждаются в помощи специалистов-психологов [16 c. 41].
Тревожностьматери часто является причиной формирования тревожности у ребенка. При этоммать пытается оградить ребенка от трудностей и жизненных неприятностей,предохранять от несуществующих, но воображаемых опасностей. В результатеребенок испытывает беспокойство, когда остается без матери. Вместо активности исамостоятельности развиваются пассивность и зависимость.

2. Организацияи проведение исследования
2.1 Описаниевыборки
Исследованиепроводилось в детской поликлинике №.6 г. Набережные Челны. В исследовании принималоучастие 30 мам родивших детей в возрасте от 18 до 40 лет. Все опрошенные нами мамыимеют ребенка в возрасте от 1 до 12 месяцев.
Все испытуемыебыли разделены на три группы по возрасту:
– I группа:20–24 года;
– II группа:25–29 лет;
– IIIгруппа: 30 и старше
2.2 Описаниеметодик исследования
В исследованиииспользовались следующие методики:
1. Методикадиагностики уровня тревожности Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина позволяет выявитьреактивную и личностную тревожность.
Тест «Исследованиетревожности» (опросник Спилбергера) представлен в приложении 1.
Шкала Спилбергера– Ханина состоит из 40 вопросов, в том числе из 20 вопросов, характеризующих реактивнуютревожность и еще 20 вопросов, характеризующих личностную тревогу.
В зависимостиот задач исследования каждый из опросников может применяться самостоятельно либооба вместе. В последнем случае реактивная тревожность измеряется первой. Опрос можетпроводиться индивидуально или в группах, без ограничения времени. Испытуемому предлагаетсяответить на вопросы, указав, как он себя чувствует в данный момент (реактивная тревожность,1–20 вопросы) и как он себя чувствует обычно (личностная тревожность, 21–40 вопросы).На каждый вопрос возможны 4 варианта ответа по степени интенсивности реактивнойтревожности и по частоте выраженной личностной тревожности.
Шкаларекреативной тревожности
Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений изачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как высебя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь,поскольку правильных и неправильных ответов нет.
Шкалаличной тревожности
Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений изачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как высебя чувствуете обычно. Над вопросами долго не думайте, поскольку правильныхили неправильных ответов нет.
Обработкарезультатов:
1. Определение показателей рекреативной и личностной тревожности спомощью ключа.
2. На основе оценки уровня тревожности составление рекомендаций длякоррекции поведения испытуемого.
3. Вычисление среднегруппового показателя рекреативной тревожности иличностной тревожности и их сравнительный анализ в зависимости, от возрастнойгруппы испытуемых.
При анализерезультатов самооценки надо иметь в виду, что общий итоговый показатель покаждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом чемвыше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (рекреативной илиличностной). При интерпретации показателей можно использовать следующиеориентировочные оценки тревожности: до 30 баллов – низкая, 31–44 балла – умеренная;45 и более высокая.
По каждомуиспытуемому следует написать заключение, которое должно включать оценку уровнятревожности и при необходимости рекомендации по его коррекции. Так, лицам свысокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха.Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности,высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельностии конкретное планирование по подзадачам. Для низкотревожных людей, напротив,требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентовдеятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувстваответственности в решении тех или иных задач.
Порезультатам обследования группы также пишется заключение, оценивающее группу вцелом по уровню рекреативной и личностной тревожности, кроме того, выделяютсялица, высоко – и низкотревожные.
2. Методика«Шкала депрессии Бека»
Шкаладепрессии Бека (предложена А.Т. Беком в 1961 г.и разработана на основе клинических наблюдений, позволивших выявитьограниченный набор наиболее релевантных и значимых симптомов депрессии инаиболее часто предъявляемых пациентами жалоб. После соотнесения этого спискапараметров с клиническими описаниями депрессии, содержащимися в соответствующейлитературе, был разработан опросник, включающий в себя 21 категорию симптомов ижалоб. Каждая категория состоит из 4–5 утверждений, соответствующихспецифическим проявлениям / симптомам депрессии. Эти утвержденияранжированы по мере увеличения удельного вклада симптома в общую степеньтяжести депрессии. В соответствии со степенью выраженности симптома, каждомупункту присвоены значения от 0 (симптом отсутствует, или выражен минимально) до3 (максимальная выраженность симптома). Некоторые категории включают в себяальтернативные утверждения, обладающие эквивалентным удельным весом.
Впервоначальном варианте методика заполнялась при участии квалифицированногоэксперта (психиатра, клинического психолога или социолога), который зачитывалвслух каждый пункт из категории, а после просил пациента выбрать утверждение,наиболее соответствующее его состоянию на текущий момент. Пациенту выдаваласькопия опросника, по которому он мог следить за читаемыми экспертом пунктами. Наосновании ответа пациента исследователь отмечал соответствующий пункт набланке. В дополнение к результатам тестирования исследователь учитываланамнестические данные, показатели интеллектуального развития и прочиеинтересующие параметры.
В настоящеевремя считается, что процедура тестирования может быть упрощена: опросниквыдается на руки пациенту и заполняется им самостоятельно.
Показательпо каждой категории рассчитывается следующим образом: каждый пункт шкалыоценивается от 0 до 3 в соответствии с нарастанием тяжести симптома. Суммарныйбалл составляет от 0 до 62 и снижается в соответствии с улучшением состояния.
Процедурапроведения
«В этомопроснике содержатся группы утверждений. Внимательно прочитайте каждую группуутверждений. Затем определите в каждой группе одно утверждение, которое лучшевсего соответствует тому, как Вы себя чувствовали на этой неделе и сегодня.Поставьте галочку около выбранного утверждения. Если несколько утверждений изодной группы кажутся Вам одинаково хорошо подходящими, то поставьте галочкиоколо каждого из них. Прежде, чем сделать свой выбор, убедитесь, что Вы прочлиВсе утверждения в каждой группе.»
Обработка иинтерпретация результатов
Приинтерпретации данных учитывается суммарный балл по всем категориям.
0–9 –отсутствие депрессивных симптомов
10–15 –легкая депрессия (субдепрессия)
16–19 –умеренная депрессия
20–29 –выраженная депрессия (средней тяжести)
30–63 –тяжелая депрессия
Градуальнооценивается выраженность 21 симптома депрессии.
Пункты 1–13– когнитивно-аффективная субшкала (C-A)
Пункты 14–21– субшкала соматических проявлений депрессии (S-P)
Тестопросника представлен в приложении 2.
3. Тест-опросник удовлетворенности браком (ОУБ)
Тест-опросник удовлетворенности браком (ОУБ), разработанный В.В. Столиным, Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко, предназначен дляэкспресс-диагностики степени удовлетворенности– неудовлетворенности браком, а также степени согласования – рассогласования удовлетворенностибраком у той или иной социальной группы.
Опросникпредставляет собой одномерную шкалу, состоящую из 24 утверждений, относящихся кразличным сферам: восприятия себя и партнера, мнения, оценки, установки и т.д.Каждому утверждению соответствуют три варианта ответа:
а – верно,
b – трудно сказать,
c – неверно.
Тестопросника представлен в приложении 3.
Обработка иоценка результатов
Есливыбранный испытуемым вариант ответа совпадает с ключевым (эти ответы приводятсяниже), то данный испытуемый получает 2 балла. Если он избрал промежуточныйвариант ответа (вариант «б») – 1 балл. За ответ, не совпадающий ни с ключевым,ни с промежуточным, испытуемый получает 0 баллов.
Ключевыеответы: 1в, 2в, За, 4в, 5в, 6в, 7а, 8а, 9в, 10в, 11в, 12а, 13в, 14в, 15а,16в, 17а, 18в, 19в, 20в, 21в, 22а, 23а, 24в.
По суммеполученных баллов следующим образом оценивается удовлетворенность браком:
0–16 баллов– полная неудовлетворенность;
17–22 балла– значительная неудовлетворенность;
23–26баллов – скорее неудовлетворенность, чем удовлетворенность.
27–28баллов – частичная удовлетворенность, частичная (примерно в равнойстепени) неудовлетворенность.
29–32 балла– скорее удовлетворенность, чем неудовлетворенность.
33–38баллов – значительная удовлетворенность.
39–48баллов – практически полная удовлетворенность.
4. Методы математической статистики
Методы математической статистики использовались нами для обработкицифрового материала, полученного в результате исследования. При проведении исследованиявычисляли t-р Стьюдента с помощью стандартной программы XL.
t-критерийСтьюдента – общее название для класса методовстатистической проверки гипотез (статистических критериев), основанных насравнении с распределением Стьюдента. Наиболее частые случаи применения t-критериясвязаны с проверкой равенства средних значений в двух выборках
Формуларасчета критерия Стьюдента выглядит так:
/>
(вчислителе – разность средних значений двух групп, в знаменателе – квадратныйкорень из суммы квадратов стандартных ошибок этих средних).
Находимв таблице критических значений строку с определенным для наших групп числомстепеней свободы. Определяем, при уровне значимости a критическое значениекритерия Стьюдента.
Всезначения t р> t кр, полученные в тесте позволяют отказаться от нулевойгипотезы и признать различия между группами статистически значимыми.

2.3 Организация исследования
Исследованиепроводилось с 01.09.10 по 01.10.10 г. и включало в себя три этапа.
Первый этап– изучение уровня тревожности у женщин в период раннего материнства в разныхвозрастных группах.
Второй этап– изучение уровня депрессии по Шкале депрессии Бека.
Третий этап– изучение уровня удовлетворенности браком по Тест-опроснику удовлетворенности браком(ОУБ)
Четвертыйэтап – анализ результатов исследования.

3.Эмпирическое исследование тревожности женщин в период раннего материнства
3.1Результаты исследования
тревожностьранний материнство женщина
Врезультате исследования с помощью методики диагностики тревожности Ч.Д. Спилберга,Ю.Л. Ханина получены следующие результаты.
Результатыисследования в I группе (20–24 года) представлены в таблице 1.
Таблица 1. Результатыдиагностики тревожности матерей в I группы (20–24 года)Шкалы Низкий уровень Умеренный уровень Высокий уровень Рекреативная тревожность 10% 40% 50% Личностная тревожность 10% 40% 50%
Итак, врезультате исследования рекреативной тревожности:
– 10%мам (от 20 до 30 баллов) имеют низкий уровень тревожности, низкотревожных людейбольше стимулирует сообщение о неудаче. Требует повышения внимания к мотивамдеятельности и повышения чувства ответственности. Иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатомактивного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшемсвете»;
– 40%мам имеют умеренный уровень тревожности (от 31 до 44 баллов), умеренноеколичество тревоги оказывает на организм конструктивное воздействие. Другимисловами, простая удовлетворенность не является смыслом жизни;
– высокийуровень тревожности имеют 50% мам (от 45 и более), предполагает склонность кпроявлению тревоги в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следуетснизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент наосмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.
Диагностикаличностной тревожности мам:
– 10%имеет низкий уровень тревожности (от 20 до 30 баллов), это говорит о том, чтоэти матери уверены в себе, способны справится без паники с любыми трудностями;
– 40%умеренный уровень тревожности (от 31 до 44 баллов) характеризует устойчивуюсклонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать натакие ситуации состоянием тревоги;
– 50%высокий уровень тревожности (от 45 и более), прямо коррелирует с наличиемневротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и спсихосоматическими заболеваниями.
Вывод:результаты диагностики тревожности матерей в I группы (20–24 года) показали,что для группы характерен высокий уровень тревожности.
Результатыисследования в II группе (25–29 лет) представлены в таблице 2.
Таблица 2. Результатыдиагностики тревожности матерей II группе (25–29 лет)Шкала Низкий уровень Умеренный уровень Высокий уровень Рекреативная тревожность 30% 60% 10% Личностная тревожность 10% 60% 30%
Итак, врезультате исследования рекреативной тревожности:
– 30%мам имеют низкий уровень тревожности (от 20 до 30 баллов), низкотревожных людейбольше стимулирует сообщение о неудаче. Требует повышения внимания к мотивам деятельностии повышения чувства ответственности;
– 60%мам имеют умеренный уровень тревожности (от 31 до 44 баллов), умеренноеколичество тревоги оказывает на организм конструктивное воздействие. Для этихмам простая удовлетворенность не является смыслом жизни;
– высокийуровень тревожности имеет 10% мам, людям с высокой оценкой тревожности следуетформировать чувство уверенности и успеха.
Личностнаятревожность мам, имеет более высокий уровень:
– 10%человека имеют низкий уровень тревожности (от 20 до 30 баллов)
– 60%человек умеренный уровень тревожности (от 31 до 44 баллов)
– 30%человека высокий уровень тревожности (от 45 и более).
Вывод: вцелом по результатам диагностики тревожности матерей II группы (25–29 лет)можно сказать, что этой группе присущ умеренный уровень тревожности.
Результатыисследования в III группе (30 лет и старше) представлены в таблице 3.
Таблица 3. Результатыдиагностики тревожности матерей III группы (30 лет и старше)Шкала Низкий уровень Умеренный уровень Высокий уровень Рекреативная тревожность 50% 50% - Личностная тревожность 30% 60% 10%
Итак, врезультате исследования рекреативной тревожности:
– 50%мам имеют низкий уровень тревожности (от 20 до 30 баллов), низкотревожных людейбольше стимулирует сообщение о неудаче. Требует повышения внимания к мотивамдеятельности и повышения чувства ответственности. Очень низкая тревожность в показателях теста является результатомактивного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшемсвете»;
– 50%мам имеют умеренный уровень тревожности (от 31 до 44 баллов), умеренноеколичество тревоги оказывает на организм конструктивное воздействие. Для этихмам простая удовлетворенность не является смыслом жизни;
– высокийуровень тревожности не имеет ни одна мама, не склонны к проявлению тревоги вситуациях оценки его компетентности.
Личностнаятревожность мам имеющих, имеет более высокий уровень:
– 30%человека имеют низкий уровень тревожности (от 20 до 30 баллов)
– 60%человек умеренный уровень тревожности (от 31 до 44 баллов)
– 10%человека высокий уровень тревожности (от 45 и более)
Вывод: порезультатам диагностики тревожности III группы (30 лет и старше) присущумеренный уровень тревожности.
Врезультате исследования с помощью методики «Шкала депрессии Бека» полученыследующие результаты.
Результатыисследования в I группе (20–24 года) представлены в таблице 4.
Таблица 4. Результатыдиагностики депрессии матерей в I группе (20–24 года)отсутствие депрессивных симптомов легкая депрессия (субдепрессия) умеренная депрессия выраженная депрессия (средней тяжести) тяжелая депрессия 10% 20% 30% 20% 10%
Врезультате исследования депрессии получены следующие результаты:
–отсутствие депрессивных симптомов у 10%
– легкаядепрессия (субдепрессия) у 20% незначительно выражена депрессия, нетзначительного нарушения жизнедеятельности и социального функционирования;
– умереннаядепрессия у 30% обеспокоены своим состоянием, испытывают определенныезатруднения в выполнении обычной работы и социальной активности.
–выраженная депрессия (средней тяжести) у 20% возникают значительные трудности ввыполнении социальных обязанностей, домашних дел и продолжении профессиональнойработы.
– тяжелаядепрессия у 10% социальная и домашняя деятельность может выполняться оченьограниченно или ее выполнение маловероятно.
Вывод: дляматерей в I группе (20–24 года) доминирующей стала умеренная депрессия.
Результатыисследования в II группе (25–29 лет) представлены в таблице 5.
Таблица 5. Результатыдиагностики депрессии матерей II группы (25–29 лет)отсутствие депрессивных симптомов легкая депрессия (субдепрессия) умеренная депрессия выраженная депрессия (средней тяжести) тяжелая депрессия 20% 40% 20% 10% 10%
Врезультате исследования депрессии получены следующие результаты:
–отсутствие депрессивных симптомов у 20%
– легкаядепрессия (субдепрессия) у 40% незначительно выражена депрессия, нетзначительного нарушения жизнедеятельности и социального функционирования;
– умереннаядепрессия у 20% обеспокоены своим состоянием, испытывают определенныезатруднения в выполнении обычной работы и социальной активности.
–выраженная депрессия (средней тяжести) у 10% возникают значительные трудности ввыполнении социальных обязанностей, домашних дел и продолжении профессиональнойработы.
– тяжелаядепрессия у 10% социальная и домашняя деятельность может выполняться оченьограниченно или ее выполнение маловероятно.
Вывод: дляматерей II группы (25–29 лет) преобладающей является легкая депрессия(субдепрессия).
Результатыисследования в III группе (30 лет и старше) представлены в таблице 6.
Таблица 6. Результатыдиагностики депрессии матерей III группы (30 лет и старше)отсутствие депрессивных симптомов легкая депрессия (субдепрессия) умеренная депрессия выраженная депрессия (средней тяжести) тяжелая депрессия 40% 30% 20% 10%
Врезультате исследования депрессии получены следующие результаты:
–отсутствие депрессивных симптомов у 40%
– легкаядепрессия (субдепрессия) у 30% незначительно выражена депрессия, нетзначительного нарушения жизнедеятельности и социального функционирования;
– умереннаядепрессия у 20% обеспокоены своим состоянием, испытывают определенныезатруднения в выполнении обычной работы и социальной активности.
–выраженная депрессия (средней тяжести) у 10% возникают значительные трудности ввыполнении социальных обязанностей, домашних дел и продолжении профессиональнойработы.
– тяжелаядепрессия не выявлена ни у кого.
Вывод: уматерей III группы (30 лет и старше) констатируется отсутствие депрессивныхсимптомов.
Врезультате исследования с помощью методики Тест-опросник удовлетворенности браком (ОУБ) полученыследующие результаты.
Результатыисследования в I группе (20–24 года) представлены в таблице 7.
Таблица 7. Результатыдиагностики удовлетворенности бракомматерей в I группе (20–24 года)полная неудовлетворенность значительная неудовлетворенность скорее неудовлетворенность, чем удовлетворенность частичная удовлетворенность, частичная (примерно в равной степени) неудовлетворенность скорее удовлетворенность, чем неудовлетворенность значительная удовлетворенность практически полная удовлетворенность 10% 10% 10% 20% 30% 10% 10%
Врезультате исследования депрессии получены следующие результаты:
– полная неудовлетворенность у 10% негативная оценка своего брака;
– значительная неудовлетворенность у 10% частые семейные конфликты;
– скореенеудовлетворенность, чем удовлетворенность у 10%, характерна для женщин, чьимужья в иерархии ценностей отдали предпочтение позициям «развлечения» и«счастье других»;
– частичнаяудовлетворенность, частичная (примерно в равной степени) неудовлетворенность у20% зависит от того, насколько человек удовлетворен, например, своим бытом,жильем, финансовым состоянием;
– скорееудовлетворенность, чем неудовлетворенность у 30%, испытуемые испытывают чувствообиды на супруга или недовольство обращением;
–значительная удовлетворенность у 10%;, брак оправдал почти все надеждывозожженные на него.
–практически полная удовлетворенность у 10%, результат адекватной реализациипредставления о семье, сложившегося в сознании человека под влиянием встреч сразличными событиями, составляющими его опыт в данной сфере деятельности.
Вывод:матери в I группе (20–24 года) скорее удовлетворенны, чем неудовлетворенныбраком.
Результатыисследования в II группе (25–29 лет) представлены в таблице 8.
Таблица 8. Результатыдиагностики удовлетворенности бракомматерей во II группе (25–29 лет)полная неудовлетворен-ность значительная неудовлетво-ренность скорее неудовлетво-ренность, чем удовлетворен-ность частичная удовлетворен-ность, частичная (примерно в равной степени) неудовлетво-ренность скорее удовлетворен-ность, чем неудовлетво-ренность значительная удовлетво-ренность практически полная удовлетво-ренность 10% 10% 20% 20% 30% 10%
Врезультате исследования депрессии получены следующие результаты:
– полная неудовлетворенность не выявлена ни у кого;
– значительная неудовлетворенность у 10% частые семейные конфликты;
– скореенеудовлетворенность, чем удовлетворенность у 20%, характерна для женщин, чьимужья в иерархии ценностей отдали предпочтение позициям «развлечения» и«счастье других»;
– частичнаяудовлетворенность, частичная (примерно в равной степени) неудовлетворенность у20% зависит от того, насколько человек удовлетворен, например, своим бытом,жильем, финансовым состоянием;
– скорееудовлетворенность, чем неудовлетворенность у 20%, испытуемые испытывают чувствообиды на супруга или недовольство обращением;
–значительная удовлетворенность у 30%;, брак оправдал почти все надеждывозожженные на него.
–практически полная удовлетворенность у 10%, результат адекватной реализациипредставления о семье, сложившегося в сознании человека под влиянием встреч сразличными событиями, составляющими его опыт в данной сфере деятельности.
Вывод:матери в II группы (25–29 лет) значительно удовлетворенны браком.
Результатыисследования в III группе (30 лет и старше) представлены в таблице 9.
Таблица 9. Результатыдиагностики удовлетворенности бракомматерей в III группе (30 лет и старше)полная неудовле-творен-ность значительная неудовле-творенность скорее неудовлетво-ренность, чем удовлетворенность частичная удовлетворенность, частичная (примерно в равной степени) неудовлетво-ренность скорее удовлетворенность, чем неудовлетворенность Значитель-ная удовлетво-ренность Практи-чески полная удовлетво-ренность 10% 10% 20% 20% 20% 30%
Врезультате исследования депрессии получены следующие результаты:
– полная неудовлетворенность не выявлена ни у кого;
– значительная неудовлетворенность у 10% частые семейные конфликты;
– скореенеудовлетворенность, чем удовлетворенность у 20%, характерна для женщин, чьимужья в иерархии ценностей отдали предпочтение позициям «развлечения» и«счастье других»;
– частичнаяудовлетворенность, частичная (примерно в равной степени) неудовлетворенность у20% зависит от того, насколько человек удовлетворен, например, своим бытом,жильем, финансовым состоянием;
– скорееудовлетворенность, чем неудовлетворенность у 20%, испытуемые испытывают чувствообиды на супруга или недовольство обращением;
–значительная удовлетворенность у 20%, брак оправдал почти все надеждывозожженные на него.
–практически полная удовлетворенность у 30%, результат адекватной реализациипредставления о семье, сложившегося в сознании человека под влиянием встреч сразличными событиями, составляющими его опыт в данной сфере деятельности.
Вывод: вIII группе (30 лет и старше) матерям характерна практически полнаяудовлетворенность браком.
3.2Сравнительный анализ результатов исследования
Сравнимрезультаты уровня тревожности по диагностики Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханинаматерей разных возрастных групп (Таблица 10).

Таблица 10.Результаты диагностики тревожности Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. ХанинаУровни тревожности I группа: 20–24 года II группа: 25–29 лет III группа: 30 и старше Рекреативная тревожность Личностная тревожность Рекреативная тревожность Личностная тревожность Рекреативная тревожность Личностная тревожность Низкий уровень 10% 10% 30% 10% 50% 30% Умеренный уровень 40% 40% 60% 60% 50% 60% Высокий уровень 50% 50% 10% 30% 10%
Диагностикатревожности Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина, показала (рис. 1):
¾ результаты диагностики тревожности матерей в I группе (20–24 года)показали, что для группы характерен высокий уровень тревожности;
¾ в целом по результатам диагностики тревожности матерей II группы(25–29 лет) можно сказать, что этой группе присущ умеренный уровеньтревожности;
¾ по результатам диагностики тревожности III группы (30 лет истарше) можно сказать, что этой группе присущ умеренный уровень тревожности.
Такимобразом, диагностика тревожности Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханинапоказала, что мамы в I группе (20–24 года) более высокий уровень тревожности впериод раннего материнства.
Сравнимрезультаты исследования с помощью методики «Шкала депрессии Бека» полученыследующие результаты (Таблица 11).

Таблица 11.Результаты диагностики депрессии матерей разных возрастных группИспытуемые отсутствие депрессивных симптомов легкая депрессия (субдепрессия) умеренная депрессия выраженная депрессия (средней тяжести) тяжелая депрессия I группа: 20–24 года 10% 20% 30% 20% 10% II группа: 25–29 лет 20% 40% 20% 10% 10% III группа: 30 и старше 40% 30% 20% 10%
Сравниваярезультаты депрессии матерей разных возрастных групп, пришли к следующимрезультатам (рис. 2):
¾ для матерей в I группе (20–24 года) доминирующей стала умереннаядепрессия;
¾ для матерей II группы (25–29 лет) преобладающей является легкаядепрессия (субдепрессия);
¾ у матерей III группы (30 лет и старше) констатируется отсутствиедепрессивных симптомов.
Такимобразом, матери I группы (20–24 года) более подвержены депрессии.
Таблица 12.Результаты исследования с помощью методики Тест-опросник удовлетворенности браком (ОУБ)Испытуемые полная неудовлетворенность значительная неудовлетворенность скорее неудовлетворенность, чем удовлетворенность частичная удовлетворенность, частичная (примерно в равной степени) неудовлетворенность скорее удовлетворенность, чем неудовлетворенность значительная удовлетворенность Практи-чески полная удовлетворенность I группа: 20–24 года 10% 10% 10% 20% 30% 10% 10% II группа: 25–29 лет 10% 10% 20% 20% 30% 10% III группа: 30 и старше 10% 10% 20% 20% 20% 30%
Порезультатам исследования выявлено:
¾ матери в I группе (20–24 года) скорее удовлетворенны, чемнеудовлетворенны браком;
¾ матери в II группы (25–29 лет) значительно удовлетворенны браком;
¾ в III группе (30 лет и старше) матерям характерна практическиполная удовлетворенность браком.
Такимобразом, наиболее удовлетворены своим браком мамы из III группы (30 лет истарше).
Корреляционныйанализ между уровнем тревожности депрессии и удовлетворенностью браком
Проведёмкорреляционный анализ тревожности депрессии и удовлетворенности браком матерей3 возрастных групп:
– Iгруппа: 20–24 года;
– II группа:25–29 лет;
– IIIгруппа: 30 и старше
Расчетзначимости различий между группой I и группой II произведен по критериюСтьюдента при числе свободы 39,5.
Если t р ≥t кр., то значит, мы можем статистически обоснованный вывод о том, чтосуществуют различия в уровнях тревожности женщин в период раннего материнства вразных возрастных групп.
Расчетные икритические значения Стьюдента приведены в таблице 13.

Таблица 13.Расчетные и критические значения Стьюдента t расч. t крит I группа: 20–24 года
2.11
2.11 при p≤0.05 II группа: 25–29 лет
2.9
2.9при p≤ 0.01
Потаблице 13 мы видим, что t расч. ≥ t кр. Полученное эмпирическое значение t (2.5) находится в зоне незначимости.
Расчетзначимости различий между группой II и группой III произведен по критериюСтьюдента при числе свободы 44.
Если t р ≥t кр., то значит, мы можем статистически обоснованный вывод о том, чтосуществуют различия в уровнях тревожности женщин в период раннего материнства вразных возрастных групп.
Расчетные икритические значения Стьюдента приведены в таблице 14.
Таблица 14.Расчетные и критические значения Стьюдента t расч. t крит II группа: 25–29 лет
2.11
2.11 при p≤0.05 III группа: 30 и старше
2.9
2.9при p≤ 0.01
Потаблице 14 мы видим, что t расч. ≥ t кр. Полученное эмпирическое значение t (1.8) находится в зоне незначимости.
Такимобразом, наша гипотеза о том, что существуют различия в уровне тревожности,депрессии и удовлетворенности браком матерей разных возрастов в период раннегоматеринства подтвердилась.
Изполученных результатов можно сделать следующие выводы:
1.Тревожность у женщин I группы (20–24 года) встречается чаще и выражена сильнее,чем у женщин II группы (25–29 лет) и III группы (30 и старше). В период раннегоматеринства к высокому уровню реактивной тревожности характерны легкаядепрессия и невроз, что намного менее характерно для женщин II группы (25–29лет) и III группы (30 и старше), среди результатов которых чаще встречаетсятолько один из этих показателей (чаще всего-тревожность, без наличия депрессиии невроза).
2. Матери Iгруппы (20–24 года) более подвержены депрессии
3. Наиболееудовлетворены своим браком мамы из III группы (30 лет и старше).
Особенностипроявления тревожности, депрессии и удовлетворенности браком различаются уженщин в разных возрастных группах.

Заключение
Определенныйуровень тревожности – естественная и обязательная особенность активнойдеятельности личности. У каждой матери существует свой оптимальный илижелательный уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность. Естькатегория матерей, тревожность которых очень высокая, которая представляетреальную угрозу для самооценки и даже жизнедеятельности.
Исследованиепоказало, что в период раннего материнства тревожность у женщин в возрасте (20–24года) встречается чаще и выражена сильнее, чем у женщин в возрасте от 25 до 30и для женщин от 30 и старше. Для женщин, в возрасте от 20 до 24 лет к высокомууровню реактивной тревожности характерны легкая депрессия и неудовлетворенностьбраком, что намного менее характерно для женщин в возрасте от 25 до 30 и дляженщин от 30 и старше.
Корреляционныйанализ между тревожностью, депрессией и удовлетворенностью браком показал, чтосуществуют значимые различия между уровнем тревожностью, депрессией иудовлетворенностью браком.
Такимобразом, наша гипотеза о том, что существуют значимые различия в уровнетревожности, депрессии и удовлетворенности браком матерей разных возрастов впериод раннего материнства, подтвердилась.

Список литературы
1. Абрамова Г.С. Практическая психология. – Екатеринбург, 2008.– 391 с.
2. Баженова О.В, Баз Л.Л., Копыл О.А. Готовность кматеринству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развитияребёнка // Синапс, 2003, №4 – С. 27.
3. Брутман В.И., Панкратова М.Г. Некоторые результаты обследованияженщин, отказывающихся от своих новорожденных детей // Вопросы психологии,1994, №5. – С. 19.
4. Брутман В.И., Родионова М.С. Формирование привязанностиматери к ребёнку в период беременности // Вопросы психологии, 1997, №7. – С. 14.
5. Варга Ф.Я. Структура и типы родительского отношения. – М.,2007. – 363 с.
6. Волков В.Г., Садкова Ю.С. Индивидуально-психологические особенностибеременных с угрозой выкидыша. Киров, 2005. -297 с.
7. Ворошнина О.Р. Психологическая коррекция депривированногоматеринства. – М., 2008. – 341 с.
8. Завялова Ж.В. Психологическая готовность к родам и методеё формирования. – М., 2000 – 440 с.
9. Захаров А.И. Ребёнок до рождения. – Спб, 2008. – 321 с.
10.  Коваленко Н.П. Психологические особенности коррекции эмоциональногосостояния женщины в период беременности. – Спб., 1998. – 352 с.
11.  Кошелёва А.Д., Алексеева А.С. Диагностика и коррекцияматеринского отношения. – М., 2007. – 361 с.
12.  Гуревич К.М.,Борисова Е.М. Методы психологической диагностики.– М., 2003. – 375 с.
13.  Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству //Вопросы психологии, 2008, №5 – С. 24.
14.  Мухамедрахимов Р.Ж. Формы взаимодействия матери с младенцем //Вопросы психологии, 2004, №6. – С. 21.
15.  Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога. – М., 2006.– 378 с.
16.  Пашукова Т.И., Допира А.И., Дьяконов Г.В. Практикумпо экспериментальной и прикладной психологии. – М., 2005. – 412 с.
17.  Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методикии тесты. – М., 2002. – 258 с.
18.  Родионова М.С. Динамика переживания женщиной кризиса отказаот ребёнка. – М., 2007. – 369 с.
19.  Филиппова Г.Г. Психология материнства и ранний онтогенез.– М., 1999. – 356 с.
20.  Филиппова Г.Г. Материнство, сравнительно психологическийподход // Психологический журнал, 1998, №5. – С. 15.
21.  Филиппова Г.Г. Психология материнства. – М., 2002. – 258 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.