Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Психология"


Анализ феноменологии телесности в психологии

Оглавление
Введение
Глава I Проблема телесности как высшей психической функции
1.1 Подходы к пониманию телесности в психологических исследованиях
1.2 Феноменология телесности в психологии
Глава II Онтогенез телесности
2.1 Восприятие телесности в детском возрасте
2.2 Феномены телесности у взрослого человека
Заключение
Библиография

Введение
Значимость изучениятелесности человека настолько бесспорна, что она стала узловой проблемой целогоцикла биологических и медицинских наук. С реальностью телесного существованиячеловек сталкивается все время. Хотя в обыденной жизни он часто не замечаетсвоего тела, у телесности есть много способов себя обнаружить. Один из самыхраспространенных и наиболее неприятных — болезни, когда тело проявляет себя всовокупности болезненных интрацептивных ощущений. Помимо этого существует ивесьма обширная область «нормальной» телесности: существование телаобнаруживается практически в каждый момент нашей жизнедеятельности в виде ли «слабости»,«усталости», или, напротив, «силы», «возбуждения»и пр.
Исследование телесности являетсяобязательным элементом проблемы человека во всех многообразных характеристикахего сущности и существования. Актуальность данной проблематики обусловленасовременным состоянием учения о человеке в целом, антропологическим кризисом,необходимостью рефлексии научных данных о человеческой телесности.
Новейшие достижения науки итехники, новый образ жизненного пространства информационного общества изменяютсоциальные отношения производства, потребления и коммуникации, остро ставятпроблемы духовных ценностей и развития телесной организации человека. Измененияв культуре, связанные с коммерческим и потребительским отношением кчеловеческому телу, развитие высокотехнологичной научной медицины и генетики порождаютсложные философские, правовые и нравственные вопросы о статусе человеческоготела. Сущность, существование и самоидентификация человека все чащерассматриваются, принимая во внимание человеческое тело. Изменения в отношенияхмежду полами, феминистская критика подчиненного положения женщины в обществеспособствуют повышению интереса к социокультурным аспектам человеческойтелесности. Многочисленные эмпирические исследования тела в психологии,психофизиологии, разработка специфических телесных техник для решенияпсихотерапевтических задач способствуют увеличению внимания к человеческойтелесности не только со стороны ученых, но и широкой общественности.
Целью данной работыявляется изучение телесности как высшей психической функции.
Задачи работы:
— рассмотреть подходы кпониманию телесности в психологических исследованиях;
— проанализироватьфеноменологию телесности в психологии;
— изучить восприятиетелесности в детском возрасте;
— рассмотреть вопросыфеномена телесности у взрослого человека.

I. Проблема телесности как высшейпсихической функции
 
1.1 Подходы кпониманию телесности в психологических исследованиях
При рассмотрении работ,посвященных исследованию телесности, обнаруживается некоторая противоречивостьпонятий и терминов, употребляемых в контексте данной темы, а такжеразнонаправленность подходов к ее изучению.
Для современного человекаего тело становится тем существенным условием, которое во многом определяетпрофессиональную, социальную и даже личностную успешность. Можно даже сказать,что представления о теле являются сегодня одним из аспектов социальныхпредставлений о человеке и его месте в обществе. Поэтому за последниедесятилетия отмечается постоянное увеличение спроса на услуги, отвечающиепотребности в формировании красивого и здорового тела: спортивные залы, фитнесс- клубы, салоны красоты, даже пластическая хирургия и т.п.
Однако в результатепсихологических исследований было установлено, что для человека с выраженнымстремлением изменить свое тело решающую роль играют отнюдь не реальные телесныепараметры, а сложное единство восприятия собственного тела и отношения к нему.Многие исследователи (Р. Бернс, Е. Т. Соколова, В. С. Мухина, И. И. Чеснокова,М. Владимирова, И. С. Кон, А. Ш. Тхостов, А. А. Налчаджян и др.) подчеркивают,что представления о своем теле, его размерах, форме, привлекательности, служатважнейшим источником формирования представления о собственном Я.
Первым психологом, вработах которого встречается упоминание и толкование «телесного Я» вструктуре психического, был У. Джемс. В структуре личности он выделил две «стороны»:Я cознающее (I) или чистое Ego и Я эмпирическое (Me) или познаваемое. СогласноДжемсу, в познаваемый элемент личности («Мое») включено все то, чточеловек может назвать принадлежащим ему: собственное тело и психическиеспособности, а также материальные, социальные, творческие достижения и т.д.Соответственно, он рассматривает три элемента личности: «физическое Я»(тело человека и принадлежащие ему материальные блага), «социальное Я»(общественный статус и социальные роли) и «духовное Я» (совокупностьпсихических особенностей и свойств).
Е.Т. Соколова, проведшаяанализ теоретических направлений исследования образа физического Я впсихологии, упоминает уровневую классификацию Р. Шонца, где «телесное»выступает как этап в развитии самосознания ребенка – становление телеснойсамоидентичности. Для ребенка отправной точкой в освоении окружающего мирастановится, прежде всего, его собственное тело. Именно благодаря телеснымощущениям он научается различать: «внутри» и «снаружи», «тами здесь», благодаря присвоению телесного опыта – выделяет себя из картинымира в качестве активного субъекта.
В рамкахпсихоаналитического подхода О. В. Лаврова в своей концепции телесности винтегративной психотерапии определяет телесное «Я» как субъекта,активно проявляющего себя в телесном бытии, обладающего способностью «получатьчувственный опыт, переводимый в образы и концепты, и возможностью выражать себяв телесной экспрессии».
А.Ш. Тхостов в своеймонографии «Психология телесности» декларирует психосоматическоеединство человека и рассматривает «нормальную» телесность и патологиютелесности. В его психофизиологическом подходе тело есть универсальный зонд идолжно осознаваться лишь на уровне своих границ, разделяющих мир и субъекта.Оно полностью подчинено субъекту. В состоянии нормального функционирования телокак бы «прозрачно», оно не осознается. В случае соматического заболеваниятело становится собственным объектом сознания. Также тело становитсясобственным объектом сознания при освоении новых движений, при неспособностивыполнить какие-либо действия, т.е. при столкновении с границами своихвозможностей. Тело – это одновременно Я и не-Я, но вместилище моего истинногоЯ, через которое Я способно выражать свою сущность. Подобное пониманиетелесности подводит к особой дефиниции Я-физического «образ тела».
По определению Д.А.Бесковой «телесность – феноменологическая реальность, представляющая собойсочетание биопсихосоциальных аспектов телесного бытия субъекта в физическоммире». По ее мнению «телесность» имеет характер ВысшейПсихической Функции и является феноменом не только восприятия, но исамосознания, формирующимся в совместной деятельности с другими людьми.
Согласно И.М. Быховской,телесность предполагает различие трех пространств, в которых пребываетчеловеческое тело – природного, социального и культурного. Соответственновыделены и описаны природное, социальное и культурное тело. Т.С. Леви такжесчитает необходимым рассматривать телесность в единстве онтогенетического ииндивидуального, социо-культурного и исторического развития, как «одухотворенноетело», составляющее индивидуально-психологическую и смысловую компоненты уникальногочеловеческого существа.
Последниедесятилетия XX века обнадежили наступлением нового этапа в исследованияхпредмета телесности: сегодня принято считать, что телесность не вполнеидентична телу, что она «шире» и «больше» тела и телесно-метафорическивыражает психологические проблемы человека. В то же время, несмотря насовременный уровень знаний о теле и психологии человека, сама сущностьтелесности до сих пор не вполне прояснена.
1.2 Феноменологиятелесности в психологии
Телесностьоказалась «теоретически невидимой» для психологии, несмотря на своюочевидность. Декларируя психосоматическое единство человека, психологиязанимается преимущественно явлениями сознания, высшей психической деятельности,а телесность остается для нее чуждым, натурально организованным иприродноготовым к жизни качеством. Из исследования процесса становления человека– социализации и опосредствования его функций – выпала одна из фундаментальныхсторон: природная жизнедеятельность самого человека, его телесное бытие. Этокасается как освоения социализированных форм осуществления телесных функций(еды, питья, сексуального поведения и др.), так и огромной области культурныхспособов переживания и проявления болезненных телесных расстройств. Подобноеположение приводит к тому, что «бестелесная» психология упускаетцелые пласты важнейшей реальности человеческого существования, сталкиваясь сней лишь в форме «ущербности», искаженного развития или патологии, а «организменная»медицина демонстрирует свою нарастающую дегуманизацию, кризис доверия,беспомощность теоретического понимания и лечения расстройств патогенез которыхвыходит за рамки физиологических изменений. Здесь необходимо отметить, что,несмотря на недостаточную проработку психологических аспектов развития ифункционирования телесности, в настоящее время происходит становление новойобласти практики – телесно-ориентированной психотерапии. Понятие «телесность»используется как психологическая оппозиция тождеству «тело-организм»,а сами феномены телесности рассматриваются как проявления стереотиповкоммуникации и самовыражения. Однако феноменологический подход, реализуемый вработах по телесно-ориентированной психотерапии, оставляет в принципе безответа ключевые вопросы проблемной области психосоматики: о механизмахсимптомо- и синдромогенеза, о систематике психосоматических феноменов и т. д.Вместе с тем, психология телесности до сих пор остается неразработаннойобластью собственно научной психологии, а сама телесность трактуется как «низшая»,архаичная форма жизнедеятельности, на которую не распространяютсяобщепсихологические закономерности человеческого развития и существования.Теоретико-методологической основой для принципиально нового подхода кпсихосоматической проблеме может стать концепция Л.С. Выготского, в текстахкоторого можно найти мысль о том, что телесные процессы человека нуждаются вновом понимании.
Все,с чем имеет дело человек, в том числе и его тело, дано ему в культурнопреобразованном виде, заключено в определенную исторически и культурно детерминированнуюперспективу. Идея «культурного» тела, его символической природы,неоднократно обсуждалась в философской антропологии (Э. Кассирер),искусствоведении (М. Бахтин, М. Волошин). Однако принцип универсальной ролисимволического в культуре сам по себе не позволяет раскрыть психологическоесодержание культурных феноменов телесности.
Такуювозможность открывают представления Л.С. Выготского о закономерностяхпсихологического онтогенеза, опосредствованном строении высших психическихфункций. Мысль о новом качестве физиологических систем человека, возникающем,так сказать, «сверху», вследствие культурно-исторического становлениясознания, может быть отнесена ко всей соматической сфере человека, обретающейновое качество в ходе его культурного развития. Как и высшие психическиефункции, она теряет свой натуральный характер. Безусловно, здесь не может бытьполной аналогии с процессом формирования ВПФ, но основной принцип (тип развитиякультурно-исторический) распространяется и на организм человека в целом.Культурно-историческая концепция развития психики позволяет качественноизменить общее представление о телесном развитии человека (нормальном ианомальном), о закономерностях и механизмах социализации телесных феноменов внорме и патологии. В рамках данного подхода телесность впервые становится нетолько предметом естественнонаучного анализа, но и включается в широкийконтекст гуманитарного знания (психологического, философского,культурологического, этнографического). Можно предположить, что отклонение откультурного пути развития и есть один из центральных источников нарушениителесных функций и возникновения психосоматических расстройств. Таким образом,предметом психологии телесности являются закономерности развития телесностичеловека на разных этапах онтогенеза, а также ее структура и психологическиемеханизмы функционирования в качестве человеческого, т. е. культурнодетерминированного феномена в норме и патологии; условия и факторы, влияющие наформирование нормальных и патологических явлений телесности.

II. Онтогенез телесности
 
2.1 Восприятиетелесности в детском возрасте
Понятие«психосоматическое развитие» включает в себя такой аспектсоциализации телесности, как закономерное становление в онтогенезе механизмовпсихологической регуляции телесных функций, действий и феноменов. Содержаниемэтого процесса является освоение знаково-символических форм регуляции,трансформирующей природно-заданные потребности (пить, есть и т. д.), телесныефункции (дыхание, реакции боли), либо создающей новые психосоматическиефеномены (образ тела, образ боли, самочувствие). Характер психосоматическогофеномена является производным от психологических новообразований итрансформируется в соответствии с логикой психического развития. Путьсоциализации телесных феноменов пролегает через усвоение (означивание) ипорождение телесных знаков, расширение сети телесных действий. Первичныйноситель психосоматического феномена диада «мать-дитя», благодаря емусимволический план изначально существует наряду с натуральным планомпсихосоматического феномена. В совместно-разделенных телесных действиях материи ребенка мать выполняет функцию означивания и наполнения смыслом витальныхпотребностей и телесных действий ребенка. В диаде телесные действия ребенкаизначально оказываются вписанными в психологическую систему «образа мира».Содержание и структура телесных действий определяются развитием системызначений и смыслов. Одной из ранних форм существования значения и, видимо,центральной для анализа процесса психосоматического развития является та егоформа, которая себя осуществляет на языке чувственной (сенсорной иэмоциональной) модальности – как начальное звено процесса формирования образатела и как посредник между более поздними и развитыми формами значения.Следующий этап развития телесных, психосоматических феноменов связан сорганизующей ролью системы значений уже на уровне репрезентации, на уровнесимволического манипулирования в плане представлений. Главным медиаторомтелесных действий становится вербализуемый образ тела, обретающий многообразиесмысловых, характеристик в контексте целостного «образа мира».
Можнопредположить, что преобразование смысловой стороны психосоматических феноменовопределяется этапами развития смыслового, интенционального компонентадеятельности ребенка (смена ведущей деятельности, возникновение психологическихновообразований). Так, фундаментом существования осмысленных психосоматическихфеноменов является коммуникация с матерью, мать не только означает телесныйфеномен для ребенка (словесно и поведенчески), но и раскрывает своимэмоциональным реагированием смысл и ценность каждого телесного явления. Так,боль до ее означения и наделения определенным смыслом ребенок не отличает отдискомфорта, а значит и не получает своего специфического поведенческогоэквивалента реагирования. Власть коммуникативного смысла над телеснымисимптомами ребенка столь велика, что в самом процессе коммуникации симптом нетолько может появляться, оформляться, но и исчезать. Этап абсолютногопреобладания коммуникативного смысла телесных феноменов совпадает с периодомсимбиотической привязанности ребенка к матери, и ограничивается во временимоментом возникновения у ребенка автономных, инструментальных, управляемых имсамим телесных действий, манипуляций с собственным телом. С возрастомкоммуникативный план телесности теряет свою актуальность, оттесняется в «психологическийархив». Однако он не исчезает, а в ситуации соматической болезни можетрезко актуализироваться и даже служить источником возникновения особого классапсихосоматических симптомов – истерической конверсии (коммуникация на языкеболезненного телесного состояния). Следующий этап развития психосоматическихфеноменов связан с включением в них гностических действий, облетающихсамостоятельный смысл и преобразующих психосоматическую связь. Этот этапхарактеризуется интересом ребенка к собственному телу, поиском средств вербальногои иного символического обозначения телесных событий. Феноменология телесностиописывается уже не формулой «Я есть тело», а иначе: «У меня естьтело». В образе тела смысловая трансформация выдвигает на первый планфункциональную ценность определенных частей тела и сопряженных с ними телесныхактов. Данному этапу соответствует новый класс телесных действий –подражательные и имитирующие. Ребенок подражает болеющим взрослым, неосознаннообучается семейным симптомам, способам их эмоционального переживания ипреодоления, стереотипам реагирования на боль, болезнь и т. д. Освоенные иприсвоенные в этом периоде значения, смыслы и телесные действия уже во взросломвозрасте могут сказаться в процессе симптомообразования – в виде актуализациивыученных симптомов, изменения смысловых, ценностных характеристик телесногострадания (например, в виде фобического реагирования на телесные ощущения вобласти сердца, желудка и т. д.). Новый этап социализации телесности связан,видимо, с возникновением рефлексивного плана сознания, способноготрансформировать устоявшиеся и порождать новые смысловые системы. Разделениетелесного и духовного Я делает тело и его феномены участником внутреннегодиалога, порождающего новые жизненные смыслы. Дефицит рефлексивныхпсихологических средств в дальнейшем может приводить к устойчивомусуществованию потенциально патогенного алекситими ческого стереотипапсихологической регуляции или к привычному истерическому способусимптомообразования психосоматических расстройств в жизненно трудных ситуациях.
Социализациятелесности, безусловно, имеет и свой развивающийся психофизиологический план,еще очень мало исследованный с позиций психологического анализа. Можнопредполагать, что сами организменные системы не остаются «безразличными»в ходе психологического их опосредствования, преобразуются в новыефункциональные системы, обязательно включающие в себя психологические звенья ихрегуляции. Базовые психосоматические функциональные системы складываются,вероятно, довольно рано, и с этого момента телесные и психологические событияследуют путями коэволюции. Процесс становления психологически опосредствованныхфункциональных систем протекает гетерохронно, и разные организменные функции впроцессе психосоматического развития обретают разную глубину и характер «психосоматичности».Вероятно, чем больше телесная функция имеет выходов в план открытого поведения,тем больше она культурно задана, тем отчетливее ее проявления отрегулированынабором социальных норм. Лидерами здесь являются сексуальная, дыхательнаяфункция, реакция боли: именно на базе этих телесных функций и можно наблюдатьширокий спектр психосоматических расстройств. Актуалгенез психосоматическихсимптомов детерминирован достигнутым уровнем социализации телесности.Психосоматический дизонтогенез изучен пока очень мало, но, исходя изсформулированных теоретических посылок и набора феноменологических данных,можно предположить несколько вариантов отклонения в психосоматическом развитииребенка: – отставание в социализации телесных функций, обусловленное задержкойпроцесса психологического опосредствования. Самый наглядный пример – отставаниев формировании навыков опрятности и произвольного регулирования движений,культурных форм удовлетворения потребностей. Критерием являются отклонения отсоциально-нормативно заданного, «эталонного» способа осуществлениятелесных действий; – регресс в психосоматическом развитии, который может бытькратковременным, как реакция на трудности развития (например, при плохомсамочувствии ребенок теряет уже социализированные навыки: не можетсамостоятельно засыпать, есть и т.д.). Более сложный вариант регресса связан сактуализацией более ранних смысловых систем (как при конверсионном симптоме)или с переходом к более примитивным механизмам регуляции телесности (от рефлексируемыхк аффективным); – искажение хода психосоматического развития, детерминированноеискажением развития всей системы психологического опосредствования:ценностного, смыслового, когнитивного. Искажение касается развития телесного Яв целом. Подобно искаженному психическому развитию ребенка, этот видпсихосоматического дизонтогенеза обусловлен нарушениями детско-родительскихотношений, системы воспитания. Как было неоднократно показано, особо патогеннуюроль играют симбиотическое и авторитарно-отвергающее отношения к ребенку.
Возможно,описанные варианты психосоматического дизонтогенеза не исчерпывают всей егофеноменологии, но позволяют строить диагностику психосоматического развития внорме и патологии на единых каузально-генетических основаниях.
2.2Феномены телесности у взрослого человека
Наиболеесложную для понимания картину образуют феномены телесности у взрослогочеловека. В ходе развития они оказываются «встроенными» в общуюархитектонику психической жизни индивида, смысловой сферы его личности, образуяпри этом ее особое, высоко значимое, эмоционально насыщенное звено. Чем болеевплетен телесный феномен в психическую жизнь индивида, чем более выражен «общийпсихологический аккомпанемент», т. е. чем более сложна и развернутасистема опосредствования собственно телесных проявлений, тем труднее очертитьконтуры психосоматического феномена у взрослого человека. Обращение к патологиии в этом случае позволяет в более явной форме представить сложную структуру имеханизмы функционирования феноменов телесности, выступающих в новом качестве –болезненных симптомов. Постановка вопроса о генезисе телесных расстройств, ихструктуре и динамике открывает новый ракурс анализа «движения»феноменов телесности – как процесса симптомо- и синдромообразования. В настоящеевремя мы можем предположить несколько основных путей актуалгенеза телесногосимптома. Прежде всего, как было показано выше, психологический патогенез рядателесных расстройств связан с отклонениями процесса социализации телесности вдетстве, с искажением структуры знаково-символического и шире –психологического – опосредствования телесных феноменов. Это ставит задачуизучения того, как и при каких условиях онтогенетически заданные стереотипыпсихосоматического реагирования и регуляции «вплетаются» в актуалгенезпсихосоматических расстройств. Другой путь образования телесных симптомовсвязан с психологической спецификой ситуации болезни, понуждающей человекаразворачивать особые формы психосоматической активности. В силу большойвитальной значимости болезнь фокусирует на себе психическую активностьчеловека, становится не просто предметом пристального и пристрастного внимания,но и порождает специфическую познавательную деятельность (нозогнозию),продуктом которой являются психосоматические новообразования – внутренняякартина болезни, изменившийся образ тела, феномен самочувствия. Особую роль вих возникновении и психологическом оформлении играют личностныемеханизмы-медиаторы симптомообразования и деятельность саморегуляции. Ониопределяют глубину психосоматического расстройства (символически-конверсионныйсимптом, психо-вегетативное нарушение, либо органическое поражение той или инойтелесной системы); от них зависит в значительной степени возможность и резервыиндивидуального приспособления и совладания, успешной компенсации болезненногосостояния.
Актуалгенезпсихосоматических расстройств, подобно тому, как это происходит в детстве, незамыкается только на уровне интрапсихических механизмов опосредствования. Прихроническом телесном страдании симптом с необходимостью становится элементомсоциальной ситуации развития, существования человека. Во-первых, социальнаяситуация развития может способствовать актуализации закрепившихся в онтогенезестереотипов психосоматического реагирования (например, склонность к головнойболи или боли в желудке в ответ на ситуацию эмоциональных затруднений).Во-вторых, место симптома в структуре ситуации и соотношение с целостнойсмысловой системой личности определяют такие синдромообразующие характеристики,как ценность, преградность смысла симптома, условная выгода его.
Такимобразом, психосоматическое развитие продолжается и в периоде взрослости,реализует в себе накопленный психосоматический опыт, а также сложившиесямеханизмы психологического опосредствования и регуляции телесности, порождаяновый класс сложных психосоматических феноменов и расстройств: внутреннююкартину болезни, самочувствие, ипохондрию. Принципиальным отличиемпсихосоматического развития в этом периоде является ведущая роль высших формактивности субъекта – его самосознания и рефлексии. Проблемы развитиятелесности, ее психологического преобразования, роли знаково-символическогоопосредствования являются, с нашей точки зрения, центральными для психологиителесности и в настоящее время стали предметом цикла исследований, в которыхобщая теоретическая модель получает свое эмпирическое подтверждение ивоплощение в методических разработках и практических рекомендациях
телесностьфеномен социализация психосоматический

Заключение
Телесность — фундаментальное основание нашей жизни. «Телесность» не синоним «тела»в его физическом понимании.
Человеческая телесность — одухотворенное тело, являющееся результатом процесса онтогенетического,личностного, в широком смысле исторического развития, выражающее культурную, индивидуально-психологическуюи смысловую составляющие уникального человеческого существа. Основнымпредикатом телесности является живое движение, соединяющее в себепсихологическое содержание и материальную форму
Телесность –феноменологическая реальность, представляющая собой сочетаниебиопсихосоциальных аспектов телесного бытия субъекта в физическом мире.
Концепт «Телесность»отличается от понятия «образа тела», хотя однозначно развести этитермины не представляется возможным, поскольку в ряде случаев представление об «образетела» очень близко к понятию «телесности».
Тем не менее, образ телаявляется преимущественно феноменом восприятия и связан, в большей мере, соструктурой интрапсихического опыта, соответствующего ряду личностныххарактеристик, чем с особенностями собственно телесной реальности
Телесность также нетождественна телу-организму, биологическому субстрату и включает помимопсихофизиологических компонентов (операционализируемых в исследованияхрефлекса, схемы тела, позы, способности тела к движениям и действиям)осознаваемые и неосознаваемые, отчетливые или смутные образы, символы,представления, переживания.
Телесность имеет характервысшей психической функции и является феноменом не только восприятия, но исамосознания, формирующимся во взаимодействии с Другим. Подобно остальным высшимпсихическим функциям телесность встраивается в общий ход психического развитияи приобретает системное строение, знаково-символический характер, «культурную»форму, произвольность функционирования.
 

Библиография
1. Бескова Д.А.,Тхостов А.Ш. Телесность как пространственная структура // Междисциплинарныепроблемы психологии телесности. / Ред.-сост. В.П. Зинченко, Т.С. Леви. – М.:МЦИ, 2004. С.133-148.
2. Бескова Д.А.Пространство телесности: человек в мире и мир в человеке // Психология ипсихотехника. 2009, № 4. С. 8-17.
3. Быховская И.М.Физическая культура как практическая аксиология человеческого тела:методологические основания анализа проблемы // Физическая культура: воспитание,образование, тренировка. 1996. № 2. с. 19-27.
4. Джемс У.Психология // Психология самосознания / Под ред. Райгородского Д.Я. — Самара,2000. С. 20.
5. Зинченко В.П.,Леви Т.С. Психология телесности между душой и телом. М.: Аст, 2007. 732 с.
6. Кулаков С. А.Основы психосоматики. — СПб.: Речь, 2005. 287 с.
7. Лаврова О.В.Концепция телесности в интегративной психотерапии // Журнал практическогопсихолога. 2006. № 4. С. 12.
8. Леви Т.С.Психология телесности в ракурсе личностного развития // Междисциплинарныепроблемы психологии телесности / Ред.-сост. В. П. Зинченко, Т. С. Леви. — М.:Мир, 2004. С.288–309.
9. Психосоматика.Телесность и культура / Под ред. В.В. Николаевой. – М.: Академический проспект,2009. 300 с.
10. Соколова Е.Т.Самосознание и самооценка при аномалиях личности. – М.: изд-во МГУ, 1989. 216с.
11. Тхостов А.Ш.Психология телесности. – М.: Смысл, 2002. 287 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Автобиографические записки Екатерины II
Реферат Подготовка семян турнепса к посеву. Сроки, способы, нормы и глубина посева
Реферат Анализ зависимости между уровня комплемента в крови больных системной красной волчанкой и степен
Реферат Анализ ассортимента и качества игрушек на базе компании Смоленские игрушки
Реферат US Authors
Реферат Добрые люди древней Руси
Реферат Методические особенности начальной подготовки юных шахматистов
Реферат Silence Poem Essay Research Paper Silence is
Реферат Международная научно-практическая конференция «Детское движение Русского Мира тенденции развития», посвященная
Реферат Язык до речи доведёт
Реферат Накопительные программы как способ поддержки мотивации к покупке в течение определенного срока
Реферат Расходы бюджета на национальную оборону, управление, обслуживание правоохранительных органов
Реферат Проблемы лесных ресурсов в России
Реферат Эволюция галактик
Реферат Моделирование автоклава с ПИД-регулятором