Реферат по предмету "Психология"


Анализ феноменологии телесности в психологии

Оглавление
Введение
Глава I Проблема телесности как высшей психической функции
1.1 Подходы к пониманию телесности в психологических исследованиях
1.2 Феноменология телесности в психологии
Глава II Онтогенез телесности
2.1 Восприятие телесности в детском возрасте
2.2 Феномены телесности у взрослого человека
Заключение
Библиография

Введение
Значимость изучениятелесности человека настолько бесспорна, что она стала узловой проблемой целогоцикла биологических и медицинских наук. С реальностью телесного существованиячеловек сталкивается все время. Хотя в обыденной жизни он часто не замечаетсвоего тела, у телесности есть много способов себя обнаружить. Один из самыхраспространенных и наиболее неприятных — болезни, когда тело проявляет себя всовокупности болезненных интрацептивных ощущений. Помимо этого существует ивесьма обширная область «нормальной» телесности: существование телаобнаруживается практически в каждый момент нашей жизнедеятельности в виде ли «слабости»,«усталости», или, напротив, «силы», «возбуждения»и пр.
Исследование телесности являетсяобязательным элементом проблемы человека во всех многообразных характеристикахего сущности и существования. Актуальность данной проблематики обусловленасовременным состоянием учения о человеке в целом, антропологическим кризисом,необходимостью рефлексии научных данных о человеческой телесности.
Новейшие достижения науки итехники, новый образ жизненного пространства информационного общества изменяютсоциальные отношения производства, потребления и коммуникации, остро ставятпроблемы духовных ценностей и развития телесной организации человека. Измененияв культуре, связанные с коммерческим и потребительским отношением кчеловеческому телу, развитие высокотехнологичной научной медицины и генетики порождаютсложные философские, правовые и нравственные вопросы о статусе человеческоготела. Сущность, существование и самоидентификация человека все чащерассматриваются, принимая во внимание человеческое тело. Изменения в отношенияхмежду полами, феминистская критика подчиненного положения женщины в обществеспособствуют повышению интереса к социокультурным аспектам человеческойтелесности. Многочисленные эмпирические исследования тела в психологии,психофизиологии, разработка специфических телесных техник для решенияпсихотерапевтических задач способствуют увеличению внимания к человеческойтелесности не только со стороны ученых, но и широкой общественности.
Целью данной работыявляется изучение телесности как высшей психической функции.
Задачи работы:
— рассмотреть подходы кпониманию телесности в психологических исследованиях;
— проанализироватьфеноменологию телесности в психологии;
— изучить восприятиетелесности в детском возрасте;
— рассмотреть вопросыфеномена телесности у взрослого человека.

I. Проблема телесности как высшейпсихической функции
 
1.1 Подходы кпониманию телесности в психологических исследованиях
При рассмотрении работ,посвященных исследованию телесности, обнаруживается некоторая противоречивостьпонятий и терминов, употребляемых в контексте данной темы, а такжеразнонаправленность подходов к ее изучению.
Для современного человекаего тело становится тем существенным условием, которое во многом определяетпрофессиональную, социальную и даже личностную успешность. Можно даже сказать,что представления о теле являются сегодня одним из аспектов социальныхпредставлений о человеке и его месте в обществе. Поэтому за последниедесятилетия отмечается постоянное увеличение спроса на услуги, отвечающиепотребности в формировании красивого и здорового тела: спортивные залы, фитнесс- клубы, салоны красоты, даже пластическая хирургия и т.п.
Однако в результатепсихологических исследований было установлено, что для человека с выраженнымстремлением изменить свое тело решающую роль играют отнюдь не реальные телесныепараметры, а сложное единство восприятия собственного тела и отношения к нему.Многие исследователи (Р. Бернс, Е. Т. Соколова, В. С. Мухина, И. И. Чеснокова,М. Владимирова, И. С. Кон, А. Ш. Тхостов, А. А. Налчаджян и др.) подчеркивают,что представления о своем теле, его размерах, форме, привлекательности, служатважнейшим источником формирования представления о собственном Я.
Первым психологом, вработах которого встречается упоминание и толкование «телесного Я» вструктуре психического, был У. Джемс. В структуре личности он выделил две «стороны»:Я cознающее (I) или чистое Ego и Я эмпирическое (Me) или познаваемое. СогласноДжемсу, в познаваемый элемент личности («Мое») включено все то, чточеловек может назвать принадлежащим ему: собственное тело и психическиеспособности, а также материальные, социальные, творческие достижения и т.д.Соответственно, он рассматривает три элемента личности: «физическое Я»(тело человека и принадлежащие ему материальные блага), «социальное Я»(общественный статус и социальные роли) и «духовное Я» (совокупностьпсихических особенностей и свойств).
Е.Т. Соколова, проведшаяанализ теоретических направлений исследования образа физического Я впсихологии, упоминает уровневую классификацию Р. Шонца, где «телесное»выступает как этап в развитии самосознания ребенка – становление телеснойсамоидентичности. Для ребенка отправной точкой в освоении окружающего мирастановится, прежде всего, его собственное тело. Именно благодаря телеснымощущениям он научается различать: «внутри» и «снаружи», «тами здесь», благодаря присвоению телесного опыта – выделяет себя из картинымира в качестве активного субъекта.
В рамкахпсихоаналитического подхода О. В. Лаврова в своей концепции телесности винтегративной психотерапии определяет телесное «Я» как субъекта,активно проявляющего себя в телесном бытии, обладающего способностью «получатьчувственный опыт, переводимый в образы и концепты, и возможностью выражать себяв телесной экспрессии».
А.Ш. Тхостов в своеймонографии «Психология телесности» декларирует психосоматическоеединство человека и рассматривает «нормальную» телесность и патологиютелесности. В его психофизиологическом подходе тело есть универсальный зонд идолжно осознаваться лишь на уровне своих границ, разделяющих мир и субъекта.Оно полностью подчинено субъекту. В состоянии нормального функционирования телокак бы «прозрачно», оно не осознается. В случае соматического заболеваниятело становится собственным объектом сознания. Также тело становитсясобственным объектом сознания при освоении новых движений, при неспособностивыполнить какие-либо действия, т.е. при столкновении с границами своихвозможностей. Тело – это одновременно Я и не-Я, но вместилище моего истинногоЯ, через которое Я способно выражать свою сущность. Подобное пониманиетелесности подводит к особой дефиниции Я-физического «образ тела».
По определению Д.А.Бесковой «телесность – феноменологическая реальность, представляющая собойсочетание биопсихосоциальных аспектов телесного бытия субъекта в физическоммире». По ее мнению «телесность» имеет характер ВысшейПсихической Функции и является феноменом не только восприятия, но исамосознания, формирующимся в совместной деятельности с другими людьми.
Согласно И.М. Быховской,телесность предполагает различие трех пространств, в которых пребываетчеловеческое тело – природного, социального и культурного. Соответственновыделены и описаны природное, социальное и культурное тело. Т.С. Леви такжесчитает необходимым рассматривать телесность в единстве онтогенетического ииндивидуального, социо-культурного и исторического развития, как «одухотворенноетело», составляющее индивидуально-психологическую и смысловую компоненты уникальногочеловеческого существа.
Последниедесятилетия XX века обнадежили наступлением нового этапа в исследованияхпредмета телесности: сегодня принято считать, что телесность не вполнеидентична телу, что она «шире» и «больше» тела и телесно-метафорическивыражает психологические проблемы человека. В то же время, несмотря насовременный уровень знаний о теле и психологии человека, сама сущностьтелесности до сих пор не вполне прояснена.
1.2 Феноменологиятелесности в психологии
Телесностьоказалась «теоретически невидимой» для психологии, несмотря на своюочевидность. Декларируя психосоматическое единство человека, психологиязанимается преимущественно явлениями сознания, высшей психической деятельности,а телесность остается для нее чуждым, натурально организованным иприродноготовым к жизни качеством. Из исследования процесса становления человека– социализации и опосредствования его функций – выпала одна из фундаментальныхсторон: природная жизнедеятельность самого человека, его телесное бытие. Этокасается как освоения социализированных форм осуществления телесных функций(еды, питья, сексуального поведения и др.), так и огромной области культурныхспособов переживания и проявления болезненных телесных расстройств. Подобноеположение приводит к тому, что «бестелесная» психология упускаетцелые пласты важнейшей реальности человеческого существования, сталкиваясь сней лишь в форме «ущербности», искаженного развития или патологии, а «организменная»медицина демонстрирует свою нарастающую дегуманизацию, кризис доверия,беспомощность теоретического понимания и лечения расстройств патогенез которыхвыходит за рамки физиологических изменений. Здесь необходимо отметить, что,несмотря на недостаточную проработку психологических аспектов развития ифункционирования телесности, в настоящее время происходит становление новойобласти практики – телесно-ориентированной психотерапии. Понятие «телесность»используется как психологическая оппозиция тождеству «тело-организм»,а сами феномены телесности рассматриваются как проявления стереотиповкоммуникации и самовыражения. Однако феноменологический подход, реализуемый вработах по телесно-ориентированной психотерапии, оставляет в принципе безответа ключевые вопросы проблемной области психосоматики: о механизмахсимптомо- и синдромогенеза, о систематике психосоматических феноменов и т. д.Вместе с тем, психология телесности до сих пор остается неразработаннойобластью собственно научной психологии, а сама телесность трактуется как «низшая»,архаичная форма жизнедеятельности, на которую не распространяютсяобщепсихологические закономерности человеческого развития и существования.Теоретико-методологической основой для принципиально нового подхода кпсихосоматической проблеме может стать концепция Л.С. Выготского, в текстахкоторого можно найти мысль о том, что телесные процессы человека нуждаются вновом понимании.
Все,с чем имеет дело человек, в том числе и его тело, дано ему в культурнопреобразованном виде, заключено в определенную исторически и культурно детерминированнуюперспективу. Идея «культурного» тела, его символической природы,неоднократно обсуждалась в философской антропологии (Э. Кассирер),искусствоведении (М. Бахтин, М. Волошин). Однако принцип универсальной ролисимволического в культуре сам по себе не позволяет раскрыть психологическоесодержание культурных феноменов телесности.
Такуювозможность открывают представления Л.С. Выготского о закономерностяхпсихологического онтогенеза, опосредствованном строении высших психическихфункций. Мысль о новом качестве физиологических систем человека, возникающем,так сказать, «сверху», вследствие культурно-исторического становлениясознания, может быть отнесена ко всей соматической сфере человека, обретающейновое качество в ходе его культурного развития. Как и высшие психическиефункции, она теряет свой натуральный характер. Безусловно, здесь не может бытьполной аналогии с процессом формирования ВПФ, но основной принцип (тип развитиякультурно-исторический) распространяется и на организм человека в целом.Культурно-историческая концепция развития психики позволяет качественноизменить общее представление о телесном развитии человека (нормальном ианомальном), о закономерностях и механизмах социализации телесных феноменов внорме и патологии. В рамках данного подхода телесность впервые становится нетолько предметом естественнонаучного анализа, но и включается в широкийконтекст гуманитарного знания (психологического, философского,культурологического, этнографического). Можно предположить, что отклонение откультурного пути развития и есть один из центральных источников нарушениителесных функций и возникновения психосоматических расстройств. Таким образом,предметом психологии телесности являются закономерности развития телесностичеловека на разных этапах онтогенеза, а также ее структура и психологическиемеханизмы функционирования в качестве человеческого, т. е. культурнодетерминированного феномена в норме и патологии; условия и факторы, влияющие наформирование нормальных и патологических явлений телесности.

II. Онтогенез телесности
 
2.1 Восприятиетелесности в детском возрасте
Понятие«психосоматическое развитие» включает в себя такой аспектсоциализации телесности, как закономерное становление в онтогенезе механизмовпсихологической регуляции телесных функций, действий и феноменов. Содержаниемэтого процесса является освоение знаково-символических форм регуляции,трансформирующей природно-заданные потребности (пить, есть и т. д.), телесныефункции (дыхание, реакции боли), либо создающей новые психосоматическиефеномены (образ тела, образ боли, самочувствие). Характер психосоматическогофеномена является производным от психологических новообразований итрансформируется в соответствии с логикой психического развития. Путьсоциализации телесных феноменов пролегает через усвоение (означивание) ипорождение телесных знаков, расширение сети телесных действий. Первичныйноситель психосоматического феномена диада «мать-дитя», благодаря емусимволический план изначально существует наряду с натуральным планомпсихосоматического феномена. В совместно-разделенных телесных действиях материи ребенка мать выполняет функцию означивания и наполнения смыслом витальныхпотребностей и телесных действий ребенка. В диаде телесные действия ребенкаизначально оказываются вписанными в психологическую систему «образа мира».Содержание и структура телесных действий определяются развитием системызначений и смыслов. Одной из ранних форм существования значения и, видимо,центральной для анализа процесса психосоматического развития является та егоформа, которая себя осуществляет на языке чувственной (сенсорной иэмоциональной) модальности – как начальное звено процесса формирования образатела и как посредник между более поздними и развитыми формами значения.Следующий этап развития телесных, психосоматических феноменов связан сорганизующей ролью системы значений уже на уровне репрезентации, на уровнесимволического манипулирования в плане представлений. Главным медиаторомтелесных действий становится вербализуемый образ тела, обретающий многообразиесмысловых, характеристик в контексте целостного «образа мира».
Можнопредположить, что преобразование смысловой стороны психосоматических феноменовопределяется этапами развития смыслового, интенционального компонентадеятельности ребенка (смена ведущей деятельности, возникновение психологическихновообразований). Так, фундаментом существования осмысленных психосоматическихфеноменов является коммуникация с матерью, мать не только означает телесныйфеномен для ребенка (словесно и поведенчески), но и раскрывает своимэмоциональным реагированием смысл и ценность каждого телесного явления. Так,боль до ее означения и наделения определенным смыслом ребенок не отличает отдискомфорта, а значит и не получает своего специфического поведенческогоэквивалента реагирования. Власть коммуникативного смысла над телеснымисимптомами ребенка столь велика, что в самом процессе коммуникации симптом нетолько может появляться, оформляться, но и исчезать. Этап абсолютногопреобладания коммуникативного смысла телесных феноменов совпадает с периодомсимбиотической привязанности ребенка к матери, и ограничивается во временимоментом возникновения у ребенка автономных, инструментальных, управляемых имсамим телесных действий, манипуляций с собственным телом. С возрастомкоммуникативный план телесности теряет свою актуальность, оттесняется в «психологическийархив». Однако он не исчезает, а в ситуации соматической болезни можетрезко актуализироваться и даже служить источником возникновения особого классапсихосоматических симптомов – истерической конверсии (коммуникация на языкеболезненного телесного состояния). Следующий этап развития психосоматическихфеноменов связан с включением в них гностических действий, облетающихсамостоятельный смысл и преобразующих психосоматическую связь. Этот этапхарактеризуется интересом ребенка к собственному телу, поиском средств вербальногои иного символического обозначения телесных событий. Феноменология телесностиописывается уже не формулой «Я есть тело», а иначе: «У меня естьтело». В образе тела смысловая трансформация выдвигает на первый планфункциональную ценность определенных частей тела и сопряженных с ними телесныхактов. Данному этапу соответствует новый класс телесных действий –подражательные и имитирующие. Ребенок подражает болеющим взрослым, неосознаннообучается семейным симптомам, способам их эмоционального переживания ипреодоления, стереотипам реагирования на боль, болезнь и т. д. Освоенные иприсвоенные в этом периоде значения, смыслы и телесные действия уже во взросломвозрасте могут сказаться в процессе симптомообразования – в виде актуализациивыученных симптомов, изменения смысловых, ценностных характеристик телесногострадания (например, в виде фобического реагирования на телесные ощущения вобласти сердца, желудка и т. д.). Новый этап социализации телесности связан,видимо, с возникновением рефлексивного плана сознания, способноготрансформировать устоявшиеся и порождать новые смысловые системы. Разделениетелесного и духовного Я делает тело и его феномены участником внутреннегодиалога, порождающего новые жизненные смыслы. Дефицит рефлексивныхпсихологических средств в дальнейшем может приводить к устойчивомусуществованию потенциально патогенного алекситими ческого стереотипапсихологической регуляции или к привычному истерическому способусимптомообразования психосоматических расстройств в жизненно трудных ситуациях.
Социализациятелесности, безусловно, имеет и свой развивающийся психофизиологический план,еще очень мало исследованный с позиций психологического анализа. Можнопредполагать, что сами организменные системы не остаются «безразличными»в ходе психологического их опосредствования, преобразуются в новыефункциональные системы, обязательно включающие в себя психологические звенья ихрегуляции. Базовые психосоматические функциональные системы складываются,вероятно, довольно рано, и с этого момента телесные и психологические событияследуют путями коэволюции. Процесс становления психологически опосредствованныхфункциональных систем протекает гетерохронно, и разные организменные функции впроцессе психосоматического развития обретают разную глубину и характер «психосоматичности».Вероятно, чем больше телесная функция имеет выходов в план открытого поведения,тем больше она культурно задана, тем отчетливее ее проявления отрегулированынабором социальных норм. Лидерами здесь являются сексуальная, дыхательнаяфункция, реакция боли: именно на базе этих телесных функций и можно наблюдатьширокий спектр психосоматических расстройств. Актуалгенез психосоматическихсимптомов детерминирован достигнутым уровнем социализации телесности.Психосоматический дизонтогенез изучен пока очень мало, но, исходя изсформулированных теоретических посылок и набора феноменологических данных,можно предположить несколько вариантов отклонения в психосоматическом развитииребенка: – отставание в социализации телесных функций, обусловленное задержкойпроцесса психологического опосредствования. Самый наглядный пример – отставаниев формировании навыков опрятности и произвольного регулирования движений,культурных форм удовлетворения потребностей. Критерием являются отклонения отсоциально-нормативно заданного, «эталонного» способа осуществлениятелесных действий; – регресс в психосоматическом развитии, который может бытькратковременным, как реакция на трудности развития (например, при плохомсамочувствии ребенок теряет уже социализированные навыки: не можетсамостоятельно засыпать, есть и т.д.). Более сложный вариант регресса связан сактуализацией более ранних смысловых систем (как при конверсионном симптоме)или с переходом к более примитивным механизмам регуляции телесности (от рефлексируемыхк аффективным); – искажение хода психосоматического развития, детерминированноеискажением развития всей системы психологического опосредствования:ценностного, смыслового, когнитивного. Искажение касается развития телесного Яв целом. Подобно искаженному психическому развитию ребенка, этот видпсихосоматического дизонтогенеза обусловлен нарушениями детско-родительскихотношений, системы воспитания. Как было неоднократно показано, особо патогеннуюроль играют симбиотическое и авторитарно-отвергающее отношения к ребенку.
Возможно,описанные варианты психосоматического дизонтогенеза не исчерпывают всей егофеноменологии, но позволяют строить диагностику психосоматического развития внорме и патологии на единых каузально-генетических основаниях.
2.2Феномены телесности у взрослого человека
Наиболеесложную для понимания картину образуют феномены телесности у взрослогочеловека. В ходе развития они оказываются «встроенными» в общуюархитектонику психической жизни индивида, смысловой сферы его личности, образуяпри этом ее особое, высоко значимое, эмоционально насыщенное звено. Чем болеевплетен телесный феномен в психическую жизнь индивида, чем более выражен «общийпсихологический аккомпанемент», т. е. чем более сложна и развернутасистема опосредствования собственно телесных проявлений, тем труднее очертитьконтуры психосоматического феномена у взрослого человека. Обращение к патологиии в этом случае позволяет в более явной форме представить сложную структуру имеханизмы функционирования феноменов телесности, выступающих в новом качестве –болезненных симптомов. Постановка вопроса о генезисе телесных расстройств, ихструктуре и динамике открывает новый ракурс анализа «движения»феноменов телесности – как процесса симптомо- и синдромообразования. В настоящеевремя мы можем предположить несколько основных путей актуалгенеза телесногосимптома. Прежде всего, как было показано выше, психологический патогенез рядателесных расстройств связан с отклонениями процесса социализации телесности вдетстве, с искажением структуры знаково-символического и шире –психологического – опосредствования телесных феноменов. Это ставит задачуизучения того, как и при каких условиях онтогенетически заданные стереотипыпсихосоматического реагирования и регуляции «вплетаются» в актуалгенезпсихосоматических расстройств. Другой путь образования телесных симптомовсвязан с психологической спецификой ситуации болезни, понуждающей человекаразворачивать особые формы психосоматической активности. В силу большойвитальной значимости болезнь фокусирует на себе психическую активностьчеловека, становится не просто предметом пристального и пристрастного внимания,но и порождает специфическую познавательную деятельность (нозогнозию),продуктом которой являются психосоматические новообразования – внутренняякартина болезни, изменившийся образ тела, феномен самочувствия. Особую роль вих возникновении и психологическом оформлении играют личностныемеханизмы-медиаторы симптомообразования и деятельность саморегуляции. Ониопределяют глубину психосоматического расстройства (символически-конверсионныйсимптом, психо-вегетативное нарушение, либо органическое поражение той или инойтелесной системы); от них зависит в значительной степени возможность и резервыиндивидуального приспособления и совладания, успешной компенсации болезненногосостояния.
Актуалгенезпсихосоматических расстройств, подобно тому, как это происходит в детстве, незамыкается только на уровне интрапсихических механизмов опосредствования. Прихроническом телесном страдании симптом с необходимостью становится элементомсоциальной ситуации развития, существования человека. Во-первых, социальнаяситуация развития может способствовать актуализации закрепившихся в онтогенезестереотипов психосоматического реагирования (например, склонность к головнойболи или боли в желудке в ответ на ситуацию эмоциональных затруднений).Во-вторых, место симптома в структуре ситуации и соотношение с целостнойсмысловой системой личности определяют такие синдромообразующие характеристики,как ценность, преградность смысла симптома, условная выгода его.
Такимобразом, психосоматическое развитие продолжается и в периоде взрослости,реализует в себе накопленный психосоматический опыт, а также сложившиесямеханизмы психологического опосредствования и регуляции телесности, порождаяновый класс сложных психосоматических феноменов и расстройств: внутреннююкартину болезни, самочувствие, ипохондрию. Принципиальным отличиемпсихосоматического развития в этом периоде является ведущая роль высших формактивности субъекта – его самосознания и рефлексии. Проблемы развитиятелесности, ее психологического преобразования, роли знаково-символическогоопосредствования являются, с нашей точки зрения, центральными для психологиителесности и в настоящее время стали предметом цикла исследований, в которыхобщая теоретическая модель получает свое эмпирическое подтверждение ивоплощение в методических разработках и практических рекомендациях
телесностьфеномен социализация психосоматический

Заключение
Телесность — фундаментальное основание нашей жизни. «Телесность» не синоним «тела»в его физическом понимании.
Человеческая телесность — одухотворенное тело, являющееся результатом процесса онтогенетического,личностного, в широком смысле исторического развития, выражающее культурную, индивидуально-психологическуюи смысловую составляющие уникального человеческого существа. Основнымпредикатом телесности является живое движение, соединяющее в себепсихологическое содержание и материальную форму
Телесность –феноменологическая реальность, представляющая собой сочетаниебиопсихосоциальных аспектов телесного бытия субъекта в физическом мире.
Концепт «Телесность»отличается от понятия «образа тела», хотя однозначно развести этитермины не представляется возможным, поскольку в ряде случаев представление об «образетела» очень близко к понятию «телесности».
Тем не менее, образ телаявляется преимущественно феноменом восприятия и связан, в большей мере, соструктурой интрапсихического опыта, соответствующего ряду личностныххарактеристик, чем с особенностями собственно телесной реальности
Телесность также нетождественна телу-организму, биологическому субстрату и включает помимопсихофизиологических компонентов (операционализируемых в исследованияхрефлекса, схемы тела, позы, способности тела к движениям и действиям)осознаваемые и неосознаваемые, отчетливые или смутные образы, символы,представления, переживания.
Телесность имеет характервысшей психической функции и является феноменом не только восприятия, но исамосознания, формирующимся во взаимодействии с Другим. Подобно остальным высшимпсихическим функциям телесность встраивается в общий ход психического развитияи приобретает системное строение, знаково-символический характер, «культурную»форму, произвольность функционирования.
 

Библиография
1. Бескова Д.А.,Тхостов А.Ш. Телесность как пространственная структура // Междисциплинарныепроблемы психологии телесности. / Ред.-сост. В.П. Зинченко, Т.С. Леви. – М.:МЦИ, 2004. С.133-148.
2. Бескова Д.А.Пространство телесности: человек в мире и мир в человеке // Психология ипсихотехника. 2009, № 4. С. 8-17.
3. Быховская И.М.Физическая культура как практическая аксиология человеческого тела:методологические основания анализа проблемы // Физическая культура: воспитание,образование, тренировка. 1996. № 2. с. 19-27.
4. Джемс У.Психология // Психология самосознания / Под ред. Райгородского Д.Я. — Самара,2000. С. 20.
5. Зинченко В.П.,Леви Т.С. Психология телесности между душой и телом. М.: Аст, 2007. 732 с.
6. Кулаков С. А.Основы психосоматики. — СПб.: Речь, 2005. 287 с.
7. Лаврова О.В.Концепция телесности в интегративной психотерапии // Журнал практическогопсихолога. 2006. № 4. С. 12.
8. Леви Т.С.Психология телесности в ракурсе личностного развития // Междисциплинарныепроблемы психологии телесности / Ред.-сост. В. П. Зинченко, Т. С. Леви. — М.:Мир, 2004. С.288–309.
9. Психосоматика.Телесность и культура / Под ред. В.В. Николаевой. – М.: Академический проспект,2009. 300 с.
10. Соколова Е.Т.Самосознание и самооценка при аномалиях личности. – М.: изд-во МГУ, 1989. 216с.
11. Тхостов А.Ш.Психология телесности. – М.: Смысл, 2002. 287 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.