Реферат по предмету "Психология"


Анализ групповой агрессии

Содержание
Введение...................................................................................................................2
1.Понятие агрессии. Типология агрессии............................................................3
2.Психология групповой агрессии. Асоциальная субкультура.........................4
Заключение.............................................................................................................10
Списокиспользованной литературы...................................................................11

Введение
Во все времена мыслители пытались отыскать причинынеугасающей вражды людей друг к другу. Причины жестоких столкновений людиискали прежде всего во внешних обстоятельствах. Однако сегодня ясно: незаглянув внутрь человека, очень мало что можно понять. А понять, признать надоследующее: как всякое живое существо, человек по природе своей неистребимоагрессивен. Ни один живой организм не может жить, не разрушая. В некоторомсмысле жить — значит разрушать. Агрессивность, говорят исследователи, важнейшеесвойство, без нее человека просто не существует. При погружении в коматозноесостояние последним из безусловных рефлексов, позже полового и пищевого угасаетв нем агрессивно-оборонительный рефлекс.
Величайшие психологи Зигмунд Фрейд, Карл Юнг, Эрих Фроммсовершили прорыв в самые глубины человеческой психики. Одним из ошеломляющихоткрытий было предположение Юнга о бессознательном, коллективном и индивидуальном,что представляет собой не вспоминаемый сознательно, но живущий в людях древнийопыт человечества. Негативную часть этого опыта Юнг называл Тенью [ 7, с. 68 ] .
Если внимательно приглядеться к невидимой Тени, мы обнаружимв ней агрессивность — не до конца еще изученное свойство человеческой натуры.Чем объяснить такой феномен: никто из нормальных людей не желает несчастья нисебе, ни другим, но во всем мире информация о катастрофах или, например,террористических актах принимается с большим интересом, чем сообщения окаком-то добром событии? Убийство, дорожная авария, уличная драка, наблюдаемыесо стороны, представляют собой событие, а ими не всегда полна жизнь. Носуществование без волнующих переживаний, без стрессов для человеканепереносимо. Оно создает внутреннее напряжение, которое непременно должно найтивыход, и часто это происходит через насилие или через наблюдение за ним.

1. Понятие агрессии. Типология агрессии
Агрессия (лат. – agressio – приступ, нападение) –мотивированное деструктивное поведение индивида, противоречащее принятымправилам и нормам существования людей в социуме, причиняющее моральный,физический, материальный или психологический ущерб другим людям.
Под агрессией обычно понимают осознанные действия,которые причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людейили животному. Если говорить о внутривидовой агрессии, то определениестановится еще более кратким и должно связываться с причинением ущерба другомучеловеку или группе людей. Э. Фромм определяет агрессию более широко какпричинение ущерба не только человеку или животному, но и вообще всякомунеживому объекту. Несмотря на различия в определении понятия агрессии идеяпричинения ущерба (вреда) другому субъекту присутствует практически всегда [ 2,с. 329].
Основания развития и закрепления агрессивного поведенияследует в первую очередь искать в том, как родители воспитывали своих детей впервые годы жизни, а также и в более поздние периоды, включая и собственноподростковый возраст. Существует огромное число исследований, которыеубедительно показывают зависимость между негативными взаимоотношениями всистеме «родители—ребенок», эмоциональной депривацией в семье и агрессией.Установлено, например, что если у ребенка сложились негативные отношения содним или обоими родителями, если тенденции развития позитивности самооценки иЯ-концепции не находят поддержки в оценках родителей или если ребенок неощущает родительской поддержки и опеки, то вероятность делинквентного,противоправного поведения существенно возрастает, ухудшаются отношения сосверстниками, проявляется агрессивность по отношению к собственным родителям.
В психологии принято выделять следующие виды агрессии:
1) физическую, т.е. использование физической силы противдругого лица или объекта;
2) вербальную, проявляющуюся в выражении негативныхчувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальныхреакций (угрозы, проклятья, ругань, оскорбления);
3) прямую, непосредственно направленную противконкретного объекта или субъекта;
4) косвенную – совершение действий, направленных окольнымпутем на другое лицо (злобные сплетни, шутки, измышления и т.п.), и действий,характеризующихся ненаправленностью и неупорядоченностью, проявляющихся вовзрывах ярости, крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т.п.;
5) инструментальную, являющуюся средством достижениякакой-либо цели (например, достижения победы в соревнованиях);
6) враждебную, выражающуюся в действиях, имеющих цельюпричинение вреда объекту (убийство, нанесение тяжких телесных повреждений,сексуальное насилие и т.п.);
7) аутоагрессию, проявляющуюся в самообвинении,самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до суицида.
2. Психология групповой агрессии
Психология групповой агрессии — явление, еще не до концаизученное психологами, занимающимися этой проблемой. Групповая агрессия, какправило, присуща криминальным группировкам, чаще всего, молодежным, состоящим,в основном, из детей из социально неблагополучных семей.
Подростковая агрессия подавляющем в большинстве имеетчисто социальные причины – недостатки воспитания, прежде всего. От 30 до 85%подростков вырастают в неполной семье, т. е. без отца, или в семьедеформированной — с недавно появившимся отчимом или, реже, с мачехой.
Этому также способствуют социальные потрясения, влекущиебезотцовщину и лишающие семейной опеки; примером в нашей стране может послужитьармия беспризорников после гражданской войны, достигавшая более четырехмиллионов. Подростковая агрессия далеко не всегда связана с аномалиямихарактера, с психопатиями. Однако при некоторых из этих аномалий, включаякрайние варианты нормы в виде акцентуаций характера, имеется меньшаяустойчивость в отношении неблагоприятного воздействия непосредственногоокружения, большая податливость пагубным влияниям. Среди обследованных 300подростков мужского пола 14–17 лет, госпитализированных в психиатрическуюклинику в связи с непсихотическими нарушениями поведения, острыми аффективнымиреакциями и другими реактивными состояниями, агрессивное поведение отмечено в40 %. Наиболее частым его проявлением были прогулы, уклонение от учебы и труда,мелкое воровство, драки со сверстниками. Реже встречались другие формы –хулиганство, отнимание денег у малышей и слабых сверстников, угон велосипедов имотоциклов с целью покататься, приставание к людям, выпрашивание у них подачек,вызывающее поведение в общественных местах.
Криминальные группы несовершеннолетних различаются посвоей численности, возрастному составу и полу, длительности существования,степени их организованности, сплоченности и самостоятельности, степени и видамкриминальной активности и криминальной мобильности.
По числу участников можно условно выделить: малые (2-4чел.), средней численности (5-8 чел.) и большой численности (9 и более чел.)криминальные группы.
Величина группы – важный показатель, влияющий на еесплоченность, криминальную активность и криминальную мобильность. Как правило,чем больше число участников группы, тем меньше ее сплоченность, но выше еекриминальная активность и криминальная мобильность.
По возрастному составу выявлены криминальные группы:
1) только из несовершеннолетних;
2) с участием взрослого (взрослых) в группенесовершеннолетних;
3) с участием несовершеннолетнего (несовершеннолетних) впреступной группе взрослых.
С групповой агрессией тесно связано понятие асоциальнойсубкультуры. Это совокупность духовных и материальных ценностей,регламентирующих и упорядочивающих жизнь и преступную деятельность криминальныхгрупп, что способствует их живучести, сплоченности, криминальной активности имобильности, преемственности поколений. Основу асоциальной субкультурысоставляют чуждые гражданскому обществу ценности, нормы, традиции, различныеритуалы объединившихся в группы молодых преступников. В них в искаженном иизвращенном виде отражены возрастные и другие социально-групповые особенностинесовершеннолетних. Ее социальный вред заключается в том, что она уродливосоциализирует личность, стимулирует перерастание возрастной оппозиции вкриминальную, именно потому и является механизмом «воспроизводства»преступности в молодежной среде.
Асоциальная субкультура отличается содержанием норм,регулирующих взаимоотношения и поведение членов группы между собой и спосторонними для группы лицами (с «чужаками», представителямиправоохранительных органов, общественности, взрослыми и т.п.). Она прямо,непосредственно и жестко регулирует криминальную деятельностьнесовершеннолетних и их преступный образ жизни, внося в них определенный«порядок». В ней отчетливо прослеживается:
1) резко выраженная враждебность по отношению кобщепринятым нормам и ее криминальное содержание;
2) внутренняя связь с уголовными традициями;
3) скрытность от непосвященных;
4) наличие целого набора (системы) строгорегламентированных в групповом сознании атрибутов.
Агрессия преступной группы выражается в :
1) попрании прав личности, выражающемся в агрессивном,жестоком и циничном отношении, к «чужим», слабым и беззащитным;
2) отсутствии чувства сострадания к людям, в том числе ик «своим»;
3) нечестность и двуличие в отношении к «чужим»;
4) паразитизме, эксплуатации «низов», глумление над ними;
5) обесценивании результатов человеческого труда,выражающееся в вандализме;
6) неуважении прав собственников, выражающееся в кражах ихищениях;
7) поощрении циничного отношения к другим людям.
Субкультура групповой агрессиии включает в себясубъективные человеческие силы и способности, реализуемые, как правило, вгрупповой криминальной деятельности (знания, умения, профессионально-преступныенавыки и привычки, этические взгляды, эстетические потребности, мировоззрение,формы и способы обогащения, способы разрешения конфликтов, управленияпреступными сообществами, криминальную мифологию, привилегии для «элиты»,предпочтения, вкусы и способы проведения досуга, формы отношений к «своим»,«чужим», лицам противоположного пола и т.п.), предметные результатыдеятельности преступных сообществ (орудия и способы совершения преступлений,материальные ценности, денежные средства и т.п.).
Все это находит отражение, прежде всего, в особой преступной«философии» мира, оправдывающей совершение преступлений, отрицающей вину иответственность за содеянное, заменяющей низменные побуждения благородными ивозвышенными мотивами: в насильственных преступлениях –чувством«коллективизма», товарищеской взаимопомощи, обвинением жертвы и т.п.; вкорыстных преступлениях – идеей перераспределения имеющейся у людей собственностии ее присвоения с самой разнообразной «позитивной» мотивацией. Переход крыночным отношениям стимулировал в преступной среде идею быстрого обогащения,пренебрежения экономическими интересами других людей, что дало вспышкукорыстной преступности со своими жесткими правилами игры.
Преступные группы, члены которых чувствуютпсихологическую и моральную поддержку друг друга, чаще всего совершают дерзкиеограбления, разбойные нападения, кражи, групповые изнасилования, учиняютциничные хулиганские действия. Преступные группы, сложившиеся наантиобщественной основе и преследующие асоциальные цели деятельности возникаютне столько на основе общих симпатий, сколько общности криминальных интересов,потребности в поддержке в совместной криминальной деятельности. Находясь вгруппе, индивид чувствует себя единым целым с данной группой, поэтому онзачастую утрачивает свою индивидуальность и начинает мыслить и действовать каквсе, повинуясь единому групповому порыву.
Важными способами психологического влияния группы(коллектива) на личность считаются психическое заражение, внушение, подражание,конформизм, состязательность (соперничество).
Криминальная субкультура, ценности которой формируютсяуголовным миром с максимальным учетом возрастных особенностей несовершеннолетних,привлекательна для подростков и юношей:
1) наличием широкого поля деятельности и возможностей длясамоутверждения и компенсации неудач, постигших их в обществе;
2) процессом криминальной деятельности, включающей риск,экстремальные ситуации и окрашенной налетом ложной романтики, таинственности инеобычности;
3) снятием всех моральных ограничений;
4) отсутствием запретов на любую информацию и, преждевсего, на интимную;
5) учетом состояния возрастного одиночества,переживаемого подростком, и обеспечением ему в «своей» группе моральной,физической, материальной и психологической защиты от агрессии извне.

Заключение
Агрессия — это осознанные действия, которые причиняют илинамерены причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному. Еслиговорить о внутривидовой агрессии, то — это причинение ущерба другому человекуили группе людей.
Подростковая агрессия подавляющем в большинстве имеетчисто социальные причины – и, прежде всего, недостатки воспитания. Большойпроцент подростков вырастают в неполной семье, т. е. без отца, или в семьедеформированной — с отчимом или, реже, с мачехой.
Этому также способствуют социальные потрясения, влекущиебезотцовщину и лишающие семейной опеки; примером в нашей стране может послужитьармия беспризорников после гражданской войны, достигавшая более четырехмиллионов.
Групповая агрессия, как правило, присуща криминальнымгруппировкам, чаще всего, молодежным, состоящим, в основном, из детей изсоциально-неблагополучных семей.
Связанная с ней асоциальная субкультура распространяетсяв молодежной среде, поскольку подростки и юноши бывают увлечены ее внешнеброскими атрибутами и символикой, эмоциональной насыщенностью норм, правил,ритуалов. Связанные круговой порукой и жестокими правилами, преступные группыподростков и юношей обеспечивают своей деятельностью существование асоциальнойсубкультуры.

Список использованной литературы
1.        Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник. – 5-е изд., перераб. идоп. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 363 с.
2.        Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. — М., 2002. — 510с.
3.        Колосова, С. Л. Детская агрессия. – Питер., 2004. — 224 с.
4.        Пирожков В.Ф. Криминальная психология. – М., 1998. – 304с.
5.        Психология подростка: М., Олма-Пресс,2004.-480 с.
6.        Фурманов, И. А. Психология детей с нарушениями поведения: М., 2004. 351с.
7.        Юнг К. Психология бессознательного. М., 2002. – 356 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Cloning In America Today Essay Research Paper
Реферат The Origin Of The Solar SystemAstronomy Essay
Реферат Особенности переработки твердых коммунальных отходов
Реферат Заголовковий комплекс на сторінках газети Запорізька Правда
Реферат Проектирование принципиальной схемы следящего гидропривода с дроссельным регулированием скорости
Реферат Пріоритети в соціально-економічному розвитку держави. Критерії визначення державних пріоритетів
Реферат Петер Вайс. Дознание
Реферат Реформы М. Горбачева и их влияние на процессы демократизации (вторая половина 1980-х гг.)
Реферат Архетипический политеизм М. Цветаевой и неоязычество в русской культуре XX в.
Реферат Викрадення шляхом демонтажу та іншим засобом електричних мереж кабельних лінів зв язку та їх об
Реферат Сущность и значение банковского кредита в современных экономических условиях
Реферат Advanced Artificial Intelligence Essay Research Paper Artificial
Реферат Этапы и формы развития письма
Реферат Структурообразующее значение культовых построек в сельской России
Реферат Shakespear In Love Essay Research Paper SHAKESPEARE