Реферат по предмету "Психология"


Акциональная модель ригидности у кардиологических больных

Дипломная работа
АКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ РИГИДНОСТИ УКАРДИОЛОГИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
1.1 Терминологическая многозначностьпонятия психической ригидности
1.2 Акциональная модель структурно-уровневыйанализ ригидного действия
1.3 Психологические особенностибольных сердечнососудистых заболеваний
1.4Нейрофизиологические аспекты сердечнососудистыхзаболеваний
1.5Нейроэндокринные аспекты сердечнососудистых заболеваний
1.6 Психическая ригидность как фактор нарушенияадаптации личности кардиологических больных
Глава 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Томский опросник ригидности Г.В.Залевского
2.2 Методика решения арифметическихзадач
2.3 Методика прохождения словесныхлабиринтов
2.4 Опросник оценки уровняпритязаний
Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1 Результаты ТОРЗ
3.2 Результаты методики решения арифметических задач
3.3 Результаты методики прохождения словесныхлабиринтов
3.4 Результаты опросника оценки уровня притязаний
ОБСУЖДЕНИЕРЕЗУЛЬТАТОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВЫВОДЫ
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение
Кардиологические заболевания относятся к наиболеечастым заболеваниям сердечнососудистых расстройств. [И.И Дачевская, Г.Ф.Кирсанова, Т.Ю. Линева, 2005]
В качестве основных этиопатогенетическихфакторов возникновения кардиологических заболеваний в настоящее время авторамивыделены: ригидность установки, склонность к депрессии, сужение объемавосприятия и истощение психических процессов; а также такиепсихофизиологические характеристики, как возбудимость, повышение концентрациихолестерина в крови, повышенное артериальное давление, возрастные особенности. [ПрибыкинаН.Я., Черниговская С.В., 1988; Романова И.В., 2000]
Взгляд на заболевания человека спозиции психической ригидности дает возможность для понимания основныхпсихологических механизмов стресса как ограничивающего фактора в поведениичеловека. Особенно актуально это в клинике сердечнососудистых заболеваний,имеющих наиболее высокие показатели смертности, поскольку в медицинскойпсихологии доказана важная роль ригидности в генезе этих заболеваний.[Карвасарский, 1980]
Клиническая практика и научныеисследования подтверждают справедливость мысли о том, что одним условиемпсихической цельности индивида и его психического здоровья является гибкость воценке самого себя, а так же в умении под напором опыта переоценивать ранеесложившуюся систему ценностей.
Если даже не принимать полностьютакого понимания сущности психического расстройства, то следует согласиться с мнениеБ. В. Зейгарник и др., что больным меньше, чем здоровым, свойственны гибкость ипластичность, позволяющие перестраиваться с учетом изменяющихся условий, и чтосочетание ригидности с инертностью относится к наиболее типичным свойствампсихики большинства больных.
В целом ряде отечественных изарубежных исследований подчеркивается значение проблемы психической ригидностидля психиатрической практики. Так, встречаются указания на то, что психическаяригидность оказывается преимущественно неблагоприятным фактором, лежащим воснове этиологии и патогенеза нервно-психических расстройств, а такжеосложняющим прогноз и затрудняющим терапию пограничных состояний, эндогенных психозови алкоголизма. [Залевский, 2004]
Вместе с тем и на сегодняшний деньотсутствуют, прежде всего, в отечественной патопсихологии, общепринятыекритерии и методы оценки психической ригидности при нервно-психическихрасстройствах: дифференциально-диагностические, прогностико-динамические иреабилитационные.
Многие исследователи приходили квыводу, что психическая ригидность является одной из тех территорий психологии,вступив на которую исследователь оказывается на очень зыбкой почве, насыщеннойвсяческими трудностями и сюрпризами. Психическая ригидность – отнюдь не простоепонятие, и ему нелегко дать приемлемое для всех определение [Залевский, 2004].
ЦЕЛЬ: Исследование нарушенийакциональной (структурно-уровневой) основы поведения как основы психическойригидности у кардиологических больных.
ЗАДАЧИ:
1. Выявить уровеньпсихической ригидности кардиологических больных.
2. Выявить мотивационныехарактеристики кардиологических больных.
3. Обосноватьвзаимосвязь уровня психической ригидности с мотивационным уровнем в картинекардиологических заболеваний.
4. Выявить акциональнуюструктуру поведения кардиологических больных.
ОБЪЕКТ: Психическая ригидность укардиологических больных.
ПРЕДМЕТ: Особенности ригидногодействия и мотивационные характеристики больных кардиологическимизаболеваниями.
ГИПОТЕЗА: Психическая ригидность,выступая как этиологический фактор кардиологических заболеваний, вызываетсянарушениями акциональной основы поведения.

ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
1.1 ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ МНОГОЗНАЧНОСТЬПОНЯТИЯ ПСИХИЧЕСКОЙ РИГИДНОСТИ.
Ригидность – от латинского rigeo, rigitas, что значит быть негибким, жестким, окостенелым. Впсихологию этот термин перешел из физики, где им обозначают свойство телсопротивляться изменению их форм; измеряется это свойство отношением силыкасательного давления к величине произведенного изменения формы тела.
В психологическом контексте проблемаригидности родилась и развивалась не только в русле факторно-аналитическогоподхода к персеверации. В то же самое время (конец 30-х гг. ХХ столетия)ригидность начинает играть заметную роль в психоаналитической системе З. Фрейдаи его последователей, в системе топологической психологии К. Левина (видимо К.Левин был первым, кто ввел в психологию термин «ригидность») и в концепциидихотомии «абстрактного – конкретного мышления» в норме и патологии неврологаК. Гольдштейна. Количество исследований ригидности, начиная с этого времени,неудержимо растет, что не удивительно, поскольку ригидность современнымисследователям показалась столь же многообещающей, как в свое времяперсеверация Ч.Спирмену. Ригидность изучалась и как неврологическидетерминированная особенность восприятия, и как тип перцептуальной защиты, икак проявление основных личностных переменных; она изучалась в лаборатории и всоциальной сфере, среди выборочных групп и в общей популяции. Но, как замечаетП. Лич, «везде это понятие вызывало разногласие среди видных психологов; всеещё мало единодушия в отношении идентичности ригидности и еёсоставляющих»(1967). Об этом же пишет и Ш. Чоун: «…ригидность – отнюдь непростое понятие, далеко не ясны нам и ее составляющие» (1959). Послестолкновения с проблемой ригидности многие исследователи, как мы уже отмечаливыше, приходили к выводу, что ригидность является, к несчастью, одной из технемногих областей психологии, которые встречают исследователя всяческимитрудностями и неожиданностями. Что же касается существующих дефиницийригидности, то еще в 1956 г., по подсчетам Р. Кэттела, их уже было свыше 50.Само собой разумеется, что за последние десятилетия это число значительновыросло. Мы же приведем здесь примеры наиболее «популярных» определений ригидности,родившихся в период самого расцвета исследовательского интереса к ней. Вобзорной статье, посвященной исследованиям ригидности, Ш.Чоун (1959) одной излучших дефиниций ригидности называет ту, которую дает ей Кэттел, а именно:«…трудность, с которой изменяются установившиеся навыки (habits) перед лицом новых требований». К.Гольдштейн определяет ригидность как «неадекватную скованность поведения»(1943); Г. Вернер – как «недостаточную вариабельность реакций» (1946); А.Лачинз понимает под ригидностью «слепую привязанность к установочному,привычному, способу решения задачи, даже если он не приводит к успеху» (1959).
В ряде определений психическойригидности указывается на то, что личность не реагирует на требованияобъективной ситуации не просто в силу (относительной) нестабильности илиприверженности к неадекватному способу поведения (т.е. не может иначе), но и всилу своего нежелания (т.е. не хочет иначе, даже если может): «упорствует вопределенных формах поведения» [Bonner,1961], «проявляет недоброжелательность к новому, к изменениям» [Левитов, 1971]и даже сопротивляется изменению» [Cowen, 1932; Drever, 1967].
Чаще всего психическая ригидностьопределяется альтернативно: либо как свойство личности, либо как характеристикаповедения. Но есть исследования, в которых даются определения ригидности,охватывающие одним понятием и то и другое – личность и поведение. Так, Coins (1962), Rubenovitz (1963) предлагают в качестве такогопонятия понятие «ригидности как конструкта». Они исходят из идеи внутреннегоединства понятия психической ригидности, основываясь на данныхфакторно-аналитических исследований. Трудности проникновения в сущностьригидности, видимо, связаны и с тем, что многие исследователи рассматривалиригидность как некую универсальную психофизиологическую характеристику, какхарактеристику всей психической деятельности и поведения, никак не дифференцируяэто понятие. Анализ же самого понятия и его развития в результате экспериментальныхи клинических исследований открывает в этой проблеме новые перспективы. В конце40-х – начале 50-х гг. прошлого столетия в связи с появлением новыхэкспериментальных данных происходит диалектическое, по существу, «раздвоениеединого», т.е. понятия ригидности, и намечается один её выход в сторону теорииличности (догматизм, консерватизм, авторитаризм, конформность, психопатия ит.п.), а другой – в сторону теории состояния (тревога, стресс; цит.по:[Залевский, 2004]).
1.2 АКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ. СТРУКТУРНО-УРОВНЕВЫЙАНАЛИЗ РИГИДНОГО ДЕЙСТВИЯ
Предложена оригинальная модельфиксированных форм поведения, суть которой в том, что психологическая природафиксированных форм поведения может быть раскрыта при анализе её структуры. Вданном случае мы исходим из позитивных положений учений о «горизонтальномсрезе» структуры действия, отражающем потребности личности, а так же мотивы,цели, средства и условия ее деятельности [Рубинштейн, 1940; Леонтьев, 1963,1965; Узнадзе, 1958; Гурьянова, 1945; Пиаже, 1969; Петровский, 1968, 1970;Ходжава, 1960], и учений о «вертикальном срезе», отражающем структуру уровнядействий и, следовательно, уровней психического регулирования [Джексон, 1884;Жане, 1919,1929; Бернштейн, 1966; Филимонов, 1940, 1964; Роговин, 1969].
Как известно, процесс проникновения всущность того или иного явления характеризируется как аналитическими, так исинтетическими тенденциями. Развитие экспериментальных исследований и связаннаяс этим выработка новых понятий, пишет М. С. Роговин, ведет к «разложению»исходных понятий и к пересмотру их содержания на основе получаемых с помощьюэксперимента «операциональных определений». В свою очередь, говорит он далее,развитие этой исключительно аналитической тенденции входит в противоречие свозможностью использования этих понятий и порождает противоположную тенденцию ксинтетическому и интегративному их определению (1969 г).
История изучения проблемы ригидности(как, впрочем, и всех фиксированных форм поведения) ярко это иллюстрирует.«Раздвоение» понятия ригидности и изучения его в двух планах – в плане теорийличности и в плане теорий состояния, хотя и было сильным толчком к дальнейшемураскрытию его содержания, явилось, тем не менее, лишь подготовительным этапомдля дальнейших исследований данной проблемы. Прослеживая историю развитияпроблемы ригидности, мы видим, как эта, по существу, аналитическая тенденция визучении ригидности сменяется и дополняется синтетической. Сущностьсинтетической тенденции заключается в её направленности на поиски общего дляригидности и как свойства личности, и как состояния, через которое, в конце концов,и обнаруживается их единая природа.
Некоторые исследователи ужепредпринимали попытки в этом направлении. Так, E. Goins, выделяя«поведенческую» и «личностную» ригидность, объединяют их в некий«гипотетический конструкт» (1962). К подобному выводу приходит также и S.Rubenovitz (1963). Такое объединение нампредставляется внешним, формальным, не позволяющим проникнуть в собственнопсихологические механизмы явления. Здесь объяснение ригидности искусственновтискивается в рамки причинно-следственных отношений, за пределы которого невыходило, по существу, большинство из рассмотренных выше исследованийригидности. И это не удивительно, так как при попытке вскрыть сущность того илииного психологического явления пытаются прежде всего найти его причину (биологическую,физиологическую, социальную и т.д.). Но, как уже отмечалось, причинноеобъяснение нельзя считать единственно возможным; один и тот же объектисследования может получить несколько различных, но в равной степени истинныхобъяснений ( причинное, функциональное, структурное и т.д.), ведущих краскрытию сущности явления. Кроме того, например, ввиду невозможностипричинного объяснения на определенном уровне развития науки, оно не приводит куспеху или не является исчерпывающим. В таких случаях это объяснение заменяетсяили дополняется объяснениями других типов. Тогда имеет место много аспектныйподход к изучаемому явлению – «одновременное исследование различных характеристикобъясняемого объекта» [Никитин, 1970].
Эта же мысль высказывается многимисовременными клиницистами, психологами и физиологами: «…невозможность понятьприроду нарушения на основании только физиологических или биологических данныхделает настоятельно необходимым такое изменение методики исследования, чтобыона могла обеспечить анализ структуры самого действия» [Роговин, 1962]. Именночерез анализ структуры ригидного действия осуществляется поиск того общего, чтообъединяет ригидность как свойство личности и как состояние. В этом общемдолжна раскрыться сама сущность ригидности.
Основные характеристики любойдеятельности представлены целенаправленностью и структурностью. Это означает,что деятельность есть обусловленная потребностью и побуждаемая мотивомактивность личности, направленная на предмет удовлетворения потребности,который выступает в качестве цели деятельности. Наряду с тем, чтопсихологическая природа деятельности определяется со стороны цели, вторымопределяющим её понятием является понятие структуры как указание на единствосоставляющих её элементов. Более того, понятие структуры является более общимпо отношению к цели, ибо цель представляет собой лишь один (хотя и важнейший)элемент этой структуры. Деятельность, как правило, состоит из действий (одногоили целой системы) и условий, в которых данная деятельность осуществляется.Структурность деятельности предполагает не только наличие выше обозначенныхэлементов, но и их определенную иерархическую зависимость. Эта зависимостьхарактерна как для деятельности в целом, так и для действий, этих, по выражениюС. Л. Рубинштейна (1940), «клеточек» или «ячеек», в которых «представленызачатки всех элементов или сторон психики… в действии все стороны психикивыступают в тех взаимосвязях, в которых они реально существуют в объективноданной действительности».
По определению А. Н. Леонтьева,действия, из которых состоит та или иная деятельность, «есть самостоятельныепроцессы, подчиненные сознательной цели» (1963). Об этом же говорит и Е.В.Гурьянов (1945) в очерке «Навык и действие». Он различает внешнюю и внутреннююсторону сознательного действия – процесса, всегда направленного на достижениеопределенной цели. С внешней стороны такое действие часто характеризуетсяопределенной системой движений или операций, при помощи которых достигаетсяпоставленная цель, а с внутренней – представлением цели или конечногорезультата действия, осознанием условий, при которых совершается действие,применением определенного способа решения поставленной задачи тем или инымотношением человека к действию и его компонентам. Автор показывает, как впроцессе формирования особой структуры такое сложное действие автоматизируется,т.е. превращается в навык, который, в свою очередь, становится средствомдостижения более общей цели. По отношению к более общим элементам деятельностион превращается в то, чем являются подчиненные ему частные действия, а именно«подчиненным частным действием… средством осуществления основной задачи»(1945). В виде средства достижения цели могут выступать, по выражению А.Н.Леонтьева, и «невещественные компоненты труда» – навыки и умение человека, опыттой или иной деятельности. Динамике превращения навыка в средство уделено значительноевнимание в работах Е.В. Гурьянова (1945), А.Н. Леонтьева (1963, 1965), З.И.Ходжавы (1960) и др. Е.В. Гурьянов рассматривает операцию, или навык, как «то,что было раньше самостоятельным действием, имевшим собственную цель (снять,например, стружку при движении рубанка вперед), стало средством достиженияболее широкой цели (выстрогать доску), превратившись в отдельную операцию,необходимую ля выполнения действия» (1945). Это же положение автордемонстрирует на примере навыка письма, двигательных навыков летчика. У А.Н.Леонтьева мы находим убедительные примеры тому в плане навыков стрельбы и др.(1965). В данном контексте интерес представляет монографическое исследованиеЗ.И. Ходжавы «Проблема навыка в психологии» (1960). Автор анализирует природунавыка и его место в деятельности (поведении) человека, а также отношениенавыка к другим структурным элементам деятельности. На очень образном примере(спасение утопающего) он показывает, что навык (плавания) в данном случае относитсяк поведению как средство к цели (спасение утопающего) и потребности (помочьчеловеку в беде). Из всех этих рассуждений само собой вытекает, что навык,превращается в элемент структуры действия, теряет свой начальный статуссамостоятельного действия. С.Л. Рубинштейн указывает в этой связи, чтодостижение цели определенного действия может в силу своей сложности потребоватьцелого ряда актов, связанных друг с другом определенным образом, которые онназывает «частичными действиями или операциями», осознающимися лишь каксредство, а потому не являющимися самостоятельными действиями (1940).
Материалы этих исследований даютвозможность вплотную подойти к вопросу об иерархической зависимости элементовструктуры действия, или уровневому строению, где доминирующим является уровеньцели. Основным психологическим моментом, пишет Гурьянов, характеризующимпроцесс целостного выполнения сложного действия, является «сохранениедоминирующего значения цели сложного действия в течение всего процесса его выполнения»(1945). Несколько далее это же он говорит и в отношении целостности исохранения навыка, которое обеспечивается лишь «сохранением доминирующегозначения его основной цели». В своем рассмотрении навыка как сложного действия,принимающего определенную и специфическую структуру в результате тренировки иупражнений, Е.В. Гурьянов исходит из разработанного Н.А. Бернштейном учения обуровнях построения движений. Н.А. Бернштейн указывает, что двигательный акт есть«многоуровневая постройка, возглавляемая ведущим уровнем, адекватным смысловойструктуре двигательного акта» (1966).
Сохраняя саму идею уровней, говоритМ.С. Роговин, следует попытаться разобрать другую систему уровней, с помощьюкоторой можно было бы объяснить как адекватное действие, так и неадекватное,каким, например, является ригидное действие (или вообще фиксированное действие)[Г.В.Залевский, 2004].
1.3 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ БОЛЬНЫХ СЕРДЕЧНОСОСУДИСТЫХЗАБОЛЕВАНИЙ
Значимуюроль в возникновении и развитии заболевания играет фактор психологического стресса.Стресс – одно из самых распространенных заболеваний нашего времени активирующийпатологические механизмы. Многие жалуются, что во времянапряженных, психоэмоциональных ситуаций у них возникают головная боль,отдышка, боль в области сердца.
Стресс (англ. stress) — состояниенапряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий. Термин«стрессор» употребляется для обозначения раздражителя — физического,химического, биологического, психического (сильные положительные иотрицательные эмоции), а также их комбинаций. Многоаспектность явления стресса у человека столь велика,что потребовалось осуществить разработку целой типологии его проявлений. Внастоящее время принято разделять стресс на два основных вида: системный(физиологический) и психический. Поскольку человек является социальнымсуществом и в деятельности его интегральных систем ведущую роль играетпсихическая сфера, то чаще всего именно психический стресс оказывается наиболеезначимым для процесса регуляции.
Концепциястресса была разработана канадским физиологом Г. Селье, который впервыеприменил этот физический термин в биологии в 1936 году. Согласно Г. Селье,любой достаточно сильный внешний раздражитель вызывает состояние стресса,которое проявляется в определенном (гормональном) неспецифическом ответеорганизма. Ответ зависит от типа личности и состояния сердечнососудистойсистемы. Г. Селье называл его общим адаптационным синдромом. С тех порвозможность организма приспособиться к состоянию стресса — предмет пристальногоисследования ученых.
Выделяюттри стадии стресс-реакции: стадию тревоги, в которой происходит мобилизация силорганизма, стадию устойчивости и стадию истощения, которая возникает прислишком сильном или длительном воздействии стрессора, а также в том случае,когда адаптивные силы организма ослаблены. На этой стадии стресс-реакцияпринимает болезненный характер, формируются патологические состояния, такие,как депрессия, неврозы и прочее, что приводит к повышению артериальногодавления, инфаркту миокарда, инсульту и усугубляет их течение. Важно отметить:проведенные исследования позволяют сделать вывод о том, что характерреагирования на стресс лишь отчасти обусловлен наследственными факторами и в значительнойстепени зависят от самого человек – уровня его знаний, образа жизни, поведения.
Сигналыо том, что вы находитесь под действием избыточного стресса, могут быть самымиразными: от общего недомогания до физической боли. Диапазон этих симптомов настолькоширок, что часто люди не воспринимают их как сигналы стресса. К ним относятсяэмоциональные реакции, к примеру, неадекватное, завышенное реагирование намелкие проблемы, чрезмерные раздражительность и нетерпимость, а такжепереедание или отсутствие аппетита, повышенное употребление алкоголя, табакаили лекарств, ощущение постоянного беспокойства, неспособность расслабиться.
Болеесильный стресс может нарушить сон, сексуальную активность и работоспособность.У многих людей, находящихся под воздействием раздражителей, снижаетсяспособность определять приоритеты и принимать решения, они подходят к решениюпроблем с меньшей уверенностью и делают больше ошибок. Стрессовая ситуацияможет, наконец, проявиться в физических симптомах: головной боли, нарушении пищеварения,болях в затылке или спине, в одышке, сильном сердцебиении.
Клиническиеисследования показали, что стресс может повышать уровень холестерина в кровичеловека, что, в свою очередь, увеличивает риск сердечнососудистых заболеваний.Ученые выявили, что в периоды очень интенсивной работы уровень холестерина вкрови возрастал на 20 процентов. Другие исследования свидетельствуют о том, чтодля людей, находящихся в стрессовой ситуации, характерен пониженный уровень вкрови Т-лимфоцитов, способствующих борьбе организма с инфекцией.
Однакопрактика свидетельствует: какое бы состояние врач у вас не определил, с этимсостоянием можно и нужно бороться. И способы борьбы могут быть разные — отщадящих до самых радикальных.
Как базовые рассматриваются без лекарственныеметоды лечения — физические тренировки, отказ от курения, различные диетическиемероприятия, психотерапия. И хотя с их помощью, как правило, нет возможностиполучить быстрый лечебный эффект, при длительном применении они способны замедлитьразвитие заболевания и полностью его ликвидировать.

1.4 НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕРДЕЧНОСОСУДИСТЫХЗАБОЛЕВАНИЙ
Стресс определяется как состояние, вкотором мозг интерпретирует количество стимулов как чрезмерное или их качествокак угрожающее и отвечает на них генерализованным способом. В течение стрессафункциональное состояние сердца и дыхания увеличено, кровоток переадресован,чтобы обеспечить самую высокую перфузию к мозгу и мышечной системе. Мозгсфокусирован на восприятие угрозы и противодействие ей. Кроме того, эндокринныепрограммы удовольствия, роста и воспроизводства отключаются (shut down) дляэкономии энергии. Катаболизм увеличивается и энергия используется главнымобразом, чтобы снабдить мозг, сердце и мышцы. Метаболические изменения впроцессе стресса включают секрецию адреналина и норадреналина мозговымвеществом надпочечников и симпатическими нервными окончаниями соответственно.Оба гормона связаны с фазой ''дерись или беги'' ответа на стресс, описаннойCannon в 1914 г.
Стресс, как известно, вызываетсостояние иммуносупрессии. Более детальные исследования показали, что стрессможет усиливать гуморальный иммунитет при подавлении клеточного иммунитета.Этот ответ обусловлен дифференциальным эффектом гормонов стресса,глюкокортикоидов и катехоламинов на T-helper-1/T-helper-2 клетки и type1/type2производство цитокинов. Через эти механизмы стресс может влиять на начало иликурс инфекционной, аутоиммуннной / воспалительной, аллергической и опухолевой болезни.
Мозговой цикл инициирует иподдерживает ответ на стресс. Он включает управление центрами вышеупомянутыхпериферийных исполнительных элементов. Гипоталамус управляет секрециейпроопиомеланокортинов, которые включают адренокортикотропный гормон (ACTH) ибетаэндорфины. ACTH стимулирует секрецию гормонов коркового веществанадпочечников – глюкокортикоидов, главным образом кортизола у людей икортикостерона у крыс. Последний играет разрешающую роль в секреции адреналинамозговым веществом надпочечников. Кроме того, бетаэндорфины могут стимулироватьмозговое вещество надпочечников к увеличению секреции адреналина.
Система голубоватое место (Locuscaeruleus) – норадреналин управляет индуцированной стрессом возбуждениемсимпатоадреналовой системы. Barrington nucleus, nucleus tractus solitarius и дорсальные двигательные нейроныблуждающего нерва, управляют дифференциальной активацией вагального исакрального парасимпатического эфферента, которые управляют ответом кишечникана стресс. Миндалевидное тело, действуя совместно с гиппокампом, anterior cingulate and prefrontal cortices, являются медиаторами сосредоточеннойреакции на воспринятую угрозу, аффективной негибкости и поведения, связанного сопасностью.
Гипоталамус секретирует фактор,который стимулирует секрецию ACTH передней долей гипофиза, который, в своюочередь, стимулирует корковое вещество надпочечников, чтобы секретироватьбольшое количество глюкокортикоидных гормонов. Как и в случае адреналина инорадреналина, секреция кортизола – маркер того, что субъект испытывает стресс.
1.5 НЕЙРОЭНДОКРИННЫ АСПЕКТЫ СЕРДЕЧНОСОСУДИСТЫХЗАБОЛЕВАНИЙ
Ответ на стресс глобален ивоздействует на все системы организма. В пределах нескольких секунд,развивается несколько процессов. Характерные процессы ответа на стресс включаютмобилизацию запасенной энергии с ингибированием последующего хранения энергии иглюконеогенеза, обостренное, сосредоточенное внимание на воспринятую угрозу,увеличение мозговой перфузии и использование глюкозы мозгом, увеличениеактивности сердечнососудистой системы и дыхания, увеличение доставки субстратовэнергии к мышцам, ингибирование репродуктивной физиологии и поведения, модуляцияиммунной функции и уменьшение аппетита. В ситуациях потери жидкости, напримерпри кровоизлиянии, задержка жидкости (water retention) происходит черезпочечные и сосудистые механизмы.
Организованное взаимодействиенескольких нейротрансмиттерных систем в мозге лежит в основе феменологииповеденческих, эндокринных, висцеральных, вегетативных и иммунных ответов. Этитрансмиттеры включают CRH, AVP, опиодные пептиды, дофамин и норадреналин. Внемозга, наблюдается увеличение секреции гипофизом пролактина и панкреатическаясекреция глюкагона. Кроме того, имеется глобальное сокращение NPY в мозге иуменьшение гипоталамного производства гонадотропин высвобождающего гормона(GnRH), сопровождаемое уменьшением секреции гонадотропинов гипофиза. При геморрагическомстрессе, также отмечена активация системы ренин-ангиотензин.
Кортикотропин высвобождающий гормон(CRH) вскоре после его выделения, в нескольких исследованиях было показано, чтоCRH вовлечен в другие компоненты ответа на стресс, возбуждение (состояниенастороженности и повышенного отклика на внешние раздражители) и вегетативнуюактивацию. Такие свидетельства были первоначально получены в многочисленныхисследованиях, которые сообщили об уменьшении некоторых характеристик ответа настресс после интрацеребровентикулярного или селективного введения в мозг CRH угрызунов и у не человекообразных приматов. Более убедительные свидетельствабыли получены после обнаружения подавления многих аспектов ответа на стресспосле введения в мозг антагонистов CRH. Ранее было обнаружено, что CRH тип 1рецептор (CRH-R1) подвергнутых шоку мышей имеет заметно пониженную способностьпроизводить эффективный ответ на стресс.
Некоторые из ядер гипоталамусасодержат CRH клетки, включая преоптическую область, дорсомедиальное ядро,дугообразное ядро, задний гипоталамус и мамиллярное ядро. Паравентрикулярноеядро гипоталамуса содержит большинство CRH клеток, которые стимулируют секрециюгормона гипофиза ACTH. Эти нейроны находятся в парвоцеллюлярной областипаравентрикулярного ядра и нервные аксоны этих нейронов достигают срединного возвышения.CRH также обнаружен в небольшой группе PVN нейронов, которые находятся в стволемозга и спинном мозге. Эти нейроны вовлечены в регулирование функциивегетативной нервной системы.
Производящие кортикотропин высвобождающийгормон клетки также обнаружены в миндалевидном теле, substantia innominata и bed nucleus of the stria terminalis. CRH нейроны в миндалевидном телепроецируются в парвоцеллюлярные области PVN и парабрахиального ядра стволамозга. Это проецирование может объяснять нейроэндокринные, вегетативные иповеденческие эффекты CRH. CRH нейроны, находящиеся в bed nucleus of the striaterminalis взаимодействуют с терминальным парабрахиальным ядром и дорсальнымвагальным комплексом ствола мозга, чтобы координировать вегетативнуюдеятельность. CRH волокна также связывают миндалевидное тело с bed nucleus of the stria terminalis и гипоталамусом.
CRH нейроны в cerebral cortex могутбыть важны в поведенческих действиях этого пептида. CRH вставочные нейронысодержатся во втором и третьем слое коры мозга и проецируются в слои I и IV.Кроме того, отдельные CRH клетки присутствуют в более глубоких слоях. Самаявысокая плотность CRH нейронов найдена в префронтальных, инсулярных и cingulateобластях. Распределение CRH в этих областях может объяснить его эффект наобработку информации.
Стресс — мощный активаторпроизводства CRH гипоталамусом и внегипоталамическими областями. Механизмы,посредством которых стресс стимулирует CRH нейроны, неясны. Участвует ли в этомпроцессе CRH или другой трансмиттер (например, норадреналин) пока неустановлено.
Участки закрепления CRH найдены ваденогипофизе, во всем мозге и на различных периферийных участках, типамозгового вещества надпочечников, предстательной железы, кишечника, селезенки,печени, почек и тестикул. CRH рецепторы принадлежат к группе с семьютрансмембранными фрагментами, в которых закрепление CRH стимулируетвнутриклеточное накопление cAMP. Были обнаружены два различных подтипа CRHрецепторов обозначаемые как CRH-R1 и CRH-R2. Эти два подтипа рецепторов кодируютсяразличными генами.
Подтип CRH-R1 широко распространен вмозге крысы, главным образом в neocortex и мозжечке. CRH-R1 — наиболеемногочисленный подтип, найденный в аденогипофизе. CRH-R2 рецепторы обнаруженыглавным образом в периферийной сосудистой сети и сердце, также как и вподкорковых структурах мозга, типа перегородки (septum), миндалевидного тела игипоталамуса у грызунов. У не человекообразных приматов CRH-R2 был найден вцентральных и периферийных областях. CRH-R2 рецептор был найден в миндалевидномтеле человека. У макак-резусов, CRH-R1 и CRH-R2 рецепторы найдены в гипофизе,neocortex, миндалевидном теле и гиппокампе. CRH-R1, но не CRH-R2, рецепторыприсутствуют в голубоватом месте, мозжечке, таламусе и полосатом теле. CRH-R2,но не CRH-R1, рецепторы найдены в сосудистой оболочке и ядре bed nucleus of the stria terminalis.
Ведение небольших доз CRH производитувеличение двигательной активности. Наоборот, высокие дозы CRH производятуменьшение двигательной активности. Интрацеребральное введение CRH производитдополнительные поведенческие эффекты, включая конфликт со знакомой окружающейсредой, ослабление полового поведения и увеличении конфликтности в незнакомойокружающей среде. Поведенческие эффекты CRH не являются косвенным последствиемего действия на гипофиз, так как они не наблюдаются при предварительномвведении дексаметазона, который блокируют активацию оси гипофиз-надпочечники.Большинство вышеупомянутых эффектов CRH может быть блокировано введениемантагонистов CRH, что поддерживает гипотезу, что это поведение имеетспецифическую связь с CRH рецепторами. Кроме того, антагонисты CRH рецепторовуменьшают многие из поведенческих последствий стресса, что подчеркиваетмедиаторную роль эндогенных пептидов во многих связанных с ответом на стрессповеденческих нарушениях.
CRH действует на мозг, чтобыактивизировать симпатическую нервную систему с последующим возбуждениемсекреции адреналина мозговым веществом надпочечников и норадренергическогооттока к сердцу и почкам. Другие последствия действия CRH включают увеличениесреднего артериального давления и частоты сердечных сокращений. При этом CRHингибирует парасимпатическую сердечную активность. На периферии CRH вызываетвазодилацию (vasodilation) и гипотензию.
Физиологическая роль CRH врегулировании вегетативной нервной системы поддерживается данными,демонстрирующими эффект антагонистов CRH рецепторов alpha-helical CRH (9-41) науменьшение индуцированной стрессом секреции адреналина.
CRH стимулирует электрическуюактивность нейронов в различных мозговых областях, которые содержат CRHрецепторы, включая голубоватое место, гиппокамп, кору мозга и гипоталамус атакже двигательные нейроны спинного мозга. Напротив, CRH имеет ингибирующеедействие на боковую перегородку (lateral septum), таламус и гипоталамный PVN.Активация системы голубоватое место-норадреналин приводит к активизации иувеличению бессонницы. Дисфункция этой системы вовлечена в патофизиологиюдепрессии и беспокойства.
CRH вызывает генерализованноеувеличение электроэнцефалографической активности связанное с бессонницей иуменьшением временем сна. В низких дозах CRH воздействует на двигательнуюактивность и гипофизонадпочечную функцию, крысы остаются активными ибдительными и показывают уменьшение медленного сна. Высокие дозы CRHстимулируют возникновение приступов, которые являются неразличимыми отприступов, произведенных электрическим раздражением миндалевидного тела, что подтверждаетроль CRH в активации мозга.
Механизмы, которые включают ивыключают ответ на стресс неясны. Однако, имеется разрозненная информацияотносительно управления секреции CRH другими трансмиттерными системами.Антагонисты гамма аминобутуровой кислоты (GABA) и бензодиазепин имеютподавляющий эффект на CRH нейроны, принимая во внимание, что холинергические исеротонинергические нейроны стимулируют производство CRH.
Норадреналин и опиодные пептиды имеютстимулирующие и подавляющие эффекты на производство CRH в зависимости от дозы ивовлеченного подтипа рецептора.
Глюкокортикоиды — мощные ингибиторыпроизводства CRH. Ингибирование производства CRH глюкокортикоидами установленонепосредственно на уровне PVN гипоталамуса, а также косвенно, через действие наCRH рецепторы в гиппокампе. Глюкокортикоиды проявляют стимулирующую роль на CRHнейроны в миндалевидном теле и возможно в системе голубоватоеместо-норадреналин. Последний эффект может иметь фундаментальную важность впролонгировании эффектов серьезного стресса, создавая петлю положительнойобратной связи между системами норадреналином и CRH.
При нормальном состоянии, имеетсябаланс между CRH пептидами и плотностью CRH рецепторов. Стресс илиадреналэктомия приводят к гиперсекреции CRH и последовательного уменьшениярецепторов в аденогипофизе. Аналогично, хроническое введение кортикостеронавызывает дозозависимое уменьшение числа CRH рецепторов в аденогипофизе.Напротив, повреждение PVN, приводит к сильному сокращению гипоталамной секрецииCRH и увеличивает плотность CRH рецепторов в гипофизе. Эффекты CRH и продуктов гипофизонадпочечнойактивации на CRH рецепторы мозга, которые отвечают за поведенческие ивегетативные аспекты, могут быть различны, то есть CRH увеличивается быстрее,чем уменьшаются его собственные рецепторы.
Система голубоватоеместо-норадреналин. Голубоватое место и другие норадренергические группы клетокизвестны как система голубоватое место-норадреналин. Эта система, как полагают,вносит большую часть норадреналина в мозг, поскольку плазменный норадреналин неможет пересечь гематоэнцефалический барьер. Мозговой норадреналин служитглобальной, чрезвычайной сигнальной системой, которая ведет к уменьшениюнейровегетативных функций — еды и сна. Норадреналин также вносит вклад в усилениев нейроэндокринного ответа на стресс, включая активацию HPA оси. Также онактивизирует миндалевидное тело, мозговой локус, связанный с поведением приопасности. Кроме того, производство норадреналина в течение стресса ингибируетmedial prefrontal cortex и, таким образом, может влиять на две его ключевыефункции (изменение настроения от одного состояния до другого, основанное навнутренних и внешних стимулах и генерация нового сложного поведения).
Кроме того, обеспечивая отдаленноехранение эмоциональных воспоминаний в участках типа гиппокампа и полосатоготела, норадреналин может вносить вклад в последующую уязвимость к стрессу унекоторых субъектов, облегчая вызов воспоминаний о травмирующих ситуациях.
Взаимные неавральные связи существуют между PVN CRH инорадренергическими нейронами ствола мозга центральной системы ответа на стрессс CRH и норадреналином, стимулирующими друг друга, прежде всего через beta1-норадренергические рецепторы. Саморегулирующиеся ультракороткие петлиотрицательной обратной связи, также присутствующие в PVN CRH инорадренергических нейронах ствола мозга, вместе с коллатеральными волокнамиингибируют секрецию CRH и катехоламинов соответственно, посредствомпресинаптических CRH и alpha2-норадренергических рецепторов. CRH и катехоламинергическиенейроны стимулируются серотонинергической и холинергической системами иингибируется GABA / бензодиазепином и опиоидными пептидами нейронной системымозга. (Исследования Томского Государственного Университета.)
1.6 ПСИХИЧЕСКАЯ РИГИДНОСТЬ КАК ФАКТОРНАРУШЕНИЯ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ КАРДИОЛОГИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ
По мнению многих авторов, проблемаличности в современной клинической психологии подразумевает ответ на вопрос отом, что привносит личность в те или иные виды психической (психосоматической)патологии, как влияют особенности преморбидной личности больного на клиническоепроявление заболевания, его течение и исход, и, соответственно, каковы возможностикомпенсации, психокоррекции и реабилитации [Залевский Г.В., 2003]. Вбольшинстве современных подходов личность рассматривается как единствосоциальных и биологических факторов. [Семке В.Я., Семке А.В., Аксенов М.М.,2002]
Психосоматические расстройства —группа болезненных состояний, возникающих на основе взаимодействия психическихи соматических факторов и проявляющихся соматизацией психических нарушений,психическими расстройствами, отражающими реакцию на соматическое заболевание,или развитием соматической патологии под влиянием психогенных факторов. Под понятием «психосоматические»первоначально объединяли такие заболевания, как кардиологические заболевания,артериальная гипертензия, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки,бронхиальная астма, псориаз и др. [Смулевич А.Б., 1997]
К числу научных концепций, оказавшихсущественное влияние на развитие психосоматической медицины, принадлежат теориянервизма И. М Сеченова (1959), психофизиологическое учениеИ. П. Павлова (1951), а также теория стресса Г.Селье (1960).
Современная терминология выделяетраспространенное в психосоматической медицине понятие «общий психосоматическийсиндром» (ОПС). [Бройтигам В., 1999] Он имеет полиморфную структуру, апроявления гомеостатической дисрегуляции психовегетативной оси играютзначительную роль в клинической практике. По своему происхождению ОПС относитсяк надсегментарным расстройствам и является одной из составляющих нарушенияцеребрального гомеостаза, под которым авторами понимаются системные,межсистемные и межполушарные, интегративные мозговые процессы. Крайне малоданных о расстройствах в таких системных взаимоотношениях, каксенсорно-вегетативные, мнестические и вегетативные, когнитивные и др., хотяпсихофизиологическая база для подобных исследований уже существует и являетсянаиболее адекватной и перспективной. [Семке В.Я., Семке А.В., Аксенов М.М., 2002]
Обязательным условием отнесения болезненных состоянийк психосоматическим является наличие психотравмирующих, эмоционально значимыхсобытий, не только связанных во времени с началом или обострением соматическогозаболевания, но и играющим существенную патогенную роль в возникновениипсихосоматических расстройств. Среди таких неблагоприятных внешних воздействийне только острые стрессорные факторы (смерть близких родственников, разводи т. п.), но и некоторые затяжные конфликты, травмирующие события,имеющие большую протяженность во времени. [Смулевич А.Б., 1997] Влияние острыхи хронических стрессов на деятельность внутренних органов, в том числе наиммунные и обменные процессы, подтверждено многочисленными клиническими иэкспериментальными исследованиями.
Кардиологические заболевания относятся к наиболеечастым заболеваниям сердечнососудистых расстройств. [И.И Дачевская, Г.Ф.Кирсанова, Т.Ю. Линева, 2005]
Причиной «кардиологического» стрессачасто являются конфликтные ситуации в семье или на работе, утрата близкогочеловека или похороны умершего от инфаркта миокарда, различные сексуальные,производственные или общественно правовые трудно разрешимые или практическинеразрешимые обстоятельства, затрагивающие наиболее ранимые черты личности иастенизирующие больного. [Сысоева Н.Ю., 2005; Рассказов И.Ю., 2005] Во времяболевого приступа больных охватывает беспокойство, мысли о смерти от сердечногоприступа, отчаяние.
Нарушение функций сердечнососудистойсистемы традиционно рассматривается в связи с тревогой и формируетсяпреимущественно в структуре психогенно обусловленных транзиторных невротическихреакций и тревожно-фобических расстройств. [Н.Н. Петрова, А.В, Коновалова,2004] Многими исследователями установлено, что у 33-80% больных наблюдаются психическиеизменения. Часто возникают такие эмоциональные нарушения, как тревога,подавленность, фиксация на своих болезненных ощущениях и переживаниях,связанных со страхом смерти, потерей само идентичности, чувства «Я». [СысоеваН.Ю., 2005; Рассказов И.Ю. 2005]
Установлено,что у кардиологических больных преобладают тревожные идепрессивно-ипохондрические расстройства. Возникновение этих нарушений связанос преморбидными особенностями личности. [А.В. Васильева, С.В. Полторак, 2005]
По данным многих авторов, наличиедепрессивного или тревожно-депрессивного расстройства является фактором рискаповышенной смертности от коронарной болезни, ухудшает комплаентность пациентов,повышает риск инвалидизации. Часто принимают хроническое течение именно психическиенарушения, они становятся основным фактором, определяющим клинический исоциальный прогноз. [А.В. Васильева, С.В. Полторак, 2005]
Есть исследования, показывающие, чтообщая депрессивность, неуверенность в себе и недостаток энергии как факторы,влияющие на общую смертность, взаимосвязаны с соматическими факторами рискавозникновения кардиологических заболеваний, то есть влияние этих показателей депрессивностикак факторов риска смерти выявляются при наличии повышенного соматическогориска. [А. Гоштаус, Л. Шинкарева, А. Перминас, Л.Густайнене, и др., 2004]
Практически у всех кардиологическихбольных отмечается ослабление концентрации и удержания внимания, более илименее выраженные признаки затруднения распределения и переключения внимания содного признака на другой. Часто выявляются признаки истощаемости психическихпроцессов. Обычно больные жалуются на забывчивость, снижение памяти. Исследованияпоказывают, что в основе этих жалоб также лежит сужение объема восприятия.[СысоеваН.Ю., 2005; Рассказов И.Ю., 2005]
Среди особенностей личности кардиологическогобольного, которые косвенно могут классифицироваться как фиксированные формыповедения (косность мотивов, установок, негибкость поступков, сужение объемавосприятия), отмечаются и непосредственно симптомы психической ригидности,которая отмечена у кардиологических больных некоторыми авторами [Романова И.В.,2000; Прибыкина Н.Я., Черниговская С.В., 1988] и является одним из предикторовлетального исхода при этом заболевании.
В психофизиологическиххарактеристиках кардиологических больных отмечены: преимущественнаяинтровертированность, смешанный тип вегетативного реагирования, повышениеактивности гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы, повышениеатерогенных фракций липопротеидов, под влиянием гепарина снижается концентрациялипопротеидов очень низкой плотности и повышенное содержание липопротеидовнизкой плотности. [Панин Л.Е., Соколов В.П., 1988]
Наиболее выраженные эмоциональныерасстройства наблюдаются у больных, перенесших инфаркт миокарда. Даже при удовлетворительномсамочувствии кардиологический диагноз ассоциируется у больных с угрозой дляжизни. Без соответствующего вмешательства эти нарушения закрепляются исохраняются в течение одного года у 25% выживших. У 50% больных наблюдаетсяинтенсификация невротических черт. [Николаева В.В., Ионова 1989]
За последние десятилетия накопленомного данных, подтверждающих, что предупредить заболеваемость или уменьшитьслучаи кардиологических заболеваний можно, воздействуя на факторы риска. Однакосердечнососудистые заболевания все еще остаются самой частой причиной смертностиво всем мире. [Симонайтис М., 2000]
Итак, в качестве основныхэтиопатогенетических факторов возникновения кардиологических заболеваний внастоящее время авторами выделены: ригидность установки, склонность кдепрессии, сужение объема восприятия и истощение психических процессов; а такжетакие психофизиологические характеристики, как возбудимость, повышение концентрациихолестерина в крови, повышенное артериальное давление, возрастные особенности. [ПрибыкинаН.Я., Черниговская С.В., 1988; Романова И.В., 2000]
Таким образом, ввиду недостаточности единства подходов квыявлению глубоких оснований этиопатогенеза кардиологических заболеваний,определяется необходимость дальнейших исследований психической ригидности, каксквозного фактора личности кардиологического больного, с акцентом на выявлениеее психофизиологических и психосоматических оснований. При этом особенностидиагностики психических расстройств у кардиологических больных, какпсихосоматического расстройства, обусловленного их личностнымихарактеристиками, определяют необходимость сочетания объективной и субъективнойоценки состояния.

ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование было проведено в Красноярскойжелезнодорожной больнице, в кардиологическом отделении, в условиях реальнойработы с больными. Было обследовано 15 человек, в возрасте от 37 до 66 лет,преимущественно работников железной дороги.
В работе были использованы:
1. Томский опросник ригидности Г.В. Залевскогодля исследования степени выраженности психической ригидности.
2. Методика решения арифметическихзадач (предложена А. Лачинз в 1959 г.).
3. Методика прохождения словесныхлабиринтов (впервые была применена Э.Кауэном (1951)).
4. Опросник оценки уровня притязаний(разработан В.К.Гербачевским в 1990 г.).
2.1 ТОМСКИЙ ОПРОСНИК РИГИДНОСТИ Г.В. ЗАЛЕВСКОГО
Томский опросник ригидности, разработанныйГ.В. Залевским, включает 150 вопросов – утверждение, содержание которых отражаетдостаточно широко те ситуации, в которых от человека требуется изменить отдельныеэлементы программы своего поведения или ее в целом под напором опыта – образ жизни,стереотипы, отношения, установки, привычки, навыки, темп и ритм жизни и деятельности,средства достижения какой-либо цели или саму цель.
Опросник содержит 7 шкал:
 Шкала «симптомокомплексригидности» (СКР) — отражает склонность к широкому спектру фиксированных форм поведения- персеверациям, навязчивостям, стереотипам, упрямству, педантизму и собственноригидности.
 Шкала «актуальнойригидности» (АР). Ригидность в собственном или узком смысле — неспособность приобъективной необходимости изменить мнение, отношение, установку, мотивы, модус переживания.
 Шкала «сенситивнойригидности» (СР) отражает эмоциональную реакцию человека на ситуации, требующиеот него каких-либо изменений на новое. Это личностный уровень проявления психическойригидности, выраженный в эмоциональном отношении.
 Шкала «установочнойригидности» (УР) также отражает личностный уровень проявления психической ригидности,выраженный в позиции, отношении или установке на принятие — непринятие нового, необходимостиизменения самого себя — самооценки, уровня притязаний, системы ценностей, привычек.
 Шкала «ригидностикак состояния» (РСО). Высокие показатели по этой шкале свидетельствуют о том, чтов состоянии страха, стресса, плохого настроения, утомления или болезни человек ввысокой степени склонен к ригидному поведению. В обычных условиях такого поведенияон может не проявлять.
 Шкала «преморбиднойригидности» (ПМР). Высокие показатели по этой шкале свидетельствуют о том, что испытуемыйуже в подростковом возрасте испытывал трудности в ситуациях, требующих каких-либоперемен, нового подхода, решения.
 Шкала «реальности»(ШР) — это вид контрольной шкалы. Она свидетельствует, исходит ли испытуемый в своихответах на вопросы из своего опыта или только из предположений. Высокие показателипо этой шкале свидетельствуют о том, что в ответах на вопросы испытуемый исходилиз своих предположений, а поэтому результаты обследования не могут вызывать доверия.
Каждая шкала оценивалась по количественнымпараметрам интенсивности психической ригидности. Показатели интенсивности психическойригидности является алгебраическая сумма оценок ответов, несущих признак от «слабовыражен» до «очень сильно выражен», — из общего числа возможных ответов на вопросышкалы.
Показатели опросника ТОРЗ были ранжированыпо каждой шкале на основе классификации, принятой в оригинале Г.В.Залевским (см.таблицу). низкий уровень ригидности средний уровень ригидности высокий уровень ригидности очень высокий уровень ригидности СКР 0-62 63-124 125-186 187-248 РСО 0-6 7-12 13-18 19-24 ПМР 0-20 21-40 41-60 61-80 СР 0-19 20-38 39-57 58-76 АР 0-18 19-36 37-54 55-72 УР 0-17 18-34 35-51 52-68 % 0-25% 26-50% 51-75% 76-100%
Вопросы — утверждения Томского опросникаригидности охватывают все подструктуры личности: динамическую, практическую, когнитивную,эмотивную и психосоциальную.
2.2 МЕТОДИКА РЕШЕНИЯ АРИФМЕТИЧЕСКИХЗАДАЧ
Решение арифметических задач(предложена А. Лачинз в 1959г.).
Испытуемым предлагается решить 10простых арифметических задач. В каждой задаче дается три пустых сосударазличной емкости. С помощью сосудов необходимо отмерить или получить путемопределенного манипулирования — реального или символического – ровно столько жидкости(например, воды), сколько требуется по условиям каждой задачи. В нашем случаеманипулирование производилось в уме, задачи решались письменно. На решениеодной задачи давалось не больше двух минут.
После решения задачи образца(обозначенной как задача нулевая), о чем испытуемые предупреждались заранее,экспериментатор каждые две минуты дает новую задачу. Первые пять задач могутбыть решены только более или менее сложным способом: В – 2С – А; шестая,седьмая, девятая и десятая – как тем же (В – 2С – А), так и более простымспособом (например, седьмая задача: А+С). Наконец, восьмая задача решаетсятолько одним и притом простым способом: А – С.
Не решение восьмой задачи по данным Лачинза(1959) служит показателем ригидности испытуемого, т.е. его неспособностиотказаться от привычного, ставшего неадекватным способа решения задачи и найтиновый.
2.3 МЕТОДИКА ПРОХОЖДЕНИЯ СЛОВЕСНЫХЛАБИРИНТОВ
Испытуемым предъявляется 10 словесныхлабиринтов – 10 квадратов с 36 клеточками, заполненными буквами, из которыхнеобходимо найти выход. Выход из лабиринта указывает только одно слово – вкаждом лабиринте новое (например, докладывать, учительская, заканчивать,предложение, подвижность, управляющий, выступление, пролетариат, содружество,добровольцы). Все слова начинаются в нижней правой клеточке (вход в лабиринт) иоканчиваются в верхней левой клеточке (выход из лабиринта). Все десятьлабиринтов даются как образец.
Чтобы успешно найти (прочитать)слово, указывающее путь к выходу из лабиринта, необходимо соблюдать следующиеправила: продвигаться по лабиринту только от клеточки к клеточке (от буквы кбукве) по вертикали и горизонтали в сторону выхода и только по прямому углу(нельзя идти наискосок); запрещается также «прыгать» через клетки. На прохождениекаждого лабиринта дается не больше двух минут.
Отличаясь от предыдущего содержаниемэкспериментального материала, этот эксперимент аналогичен ему по принципупостроения и критериям оценки результатов – успех или неуспех при прохождении8-го лабиринта является индикатором ригидности испытуемого (Кауэн, 1951).

2.4 ОПРОСНИК ОЦЕНКИ УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ
Опросник оценки уровня притязанийразработан В.К.Гербачевским в рамках научных исследований, проводимых поцелевой программе на факультете психологии ЛГУ в 1990г. Опросник отвечаеттребованиям надежности и валидности. Опросник предназначен для диагностикикомпонентов мотивационной структуры, связанных с уровнем притязаний,непосредственно в ходе деятельности.
Опросник содержит 15 компонентовмотивационной структуры:
«Внутренний мотив» (компонент 1),связанный непосредственно с процессом деятельности, является обобщенным ивыражает увлеченность заданием самим по себе, те аспекты, которые придаютвыполнению задания привлекательность.
«Познавательный мотив» (компонент 2),характеризует интерес субъекта к результатам своей деятельности, также являетсяобобщенным, так как за ним может стоять достаточно широкий круг более частныхмотивов, удовлетворение которых опосредовано результатом.
«Мотив избегания» (компонент 3), емусвойственна отрицательная побуждающая ценность результата, а именно боязньпоказать низкий результат и вытекающих из этого последствий, в отличие отпредыдущего, содержание которого составляет положительное стремление крезультату.
«Состязательный мотив» (компонент 4)выделяется из совокупности мотивов, связанных с результатом, как болееспециальный. Содержание этого мотива определяется тем, насколько субъектпридаёт значение такой характеристике результата, как превышение уровнярезультатов других субъектов. За этим мотивом так же может стоять группа болеечастных мотивов, таких как мотив престижа, власти и др.
«Мотив смены деятельности» (компонент5) раскрывает переживаемую субъектом тенденцию к прекращению работы, которой онзанят в данный момент, и переключению на другую.
«Мотив самоуважения» (компонент 6)выражается в стремлении субъекта ставить перед собой все более и более трудныецели в однотипной деятельности.
Рассмотренная группа элементовпредставляет собой отражение тех характеристик ситуации, которые выступают вроли факторов, непосредственно побуждающих субъекта к тому или иному образудействия и являются движущими силами развития деятельности.
Другую группу образуют элементы,которые находятся с мотивационными в причинно-следственных отношениях ивыступают в качестве необходимых условий деятельности, связанной с достижениемдостаточно трудных целей. Часть этих элементов относится к текущему положениюдел и представляет собой результаты таких процессов, как:
Придание «личностной значимостирезультатов» (компонент 7);
Оценка «сложности выполняемогозадания» (компонент 8);
Оценка степени выраженности «волевогоусилия» в ходе работы над заданием (компонент 9);
«Оценка уровня достигнутыхрезультатов», соотнесенных со своими возможностями в этом виде деятельности(компонент 10);
«Оценка своего потенциала» (компонент11).
Другие элементы отражают предвидимый илипланируемый субъектом ход последующих событий:
«Намеченный уровень мобилизацииусилий», необходимый для достижения результатов (компонент 12);
«Ожидаемый уровень результатов»деятельности (компонент 13).
Важное значение для развертыванияцелостной мотивационной структуры имеет понимание субъектом причинных факторов,являющимся инструментальными в ходе развития взаимодействия. К ним относитсяпонимание субъектом того соотношения, в котором находится зависимость результатаот случая и его собственных возможностей:
«Закономерность результатов»(компонент 14);
а так же понимание того, насколькопостановка задач является инициативной и насколько директивной:
«Инициативность» (компонент 15).
Таким образом, первая часть элементовсвязана с оценочными процессами, вторая часть – с процессами прогнозирования итретья – с процессами интерпретации.
Перечисленные компоненты представляютсобой потенциальные компоненты реальных индивидуальных мотивационных структур,возникающих в ходе выполнения заданий. В этих структурах центральное местозанимают мотивационные компоненты, а среди них – компонент самоуважения. Однакоактуализация компонента самоуважения происходит на основе других «опорных»мотивационных компонентов. Предполагается, что выраженность компонентасамоуважения соответствует экспериментальной оценке уровня притязаний. Однакоопросник позволяет выявить некоторые особенности внутреннего мира субъекта,которые обычно остаются неизвестными при использовании экспериментальныхпоказателей. К ним относятся «опорные» мотивы, на основе которых происходитвовлечении «Я» субъекта в деятельность и формирование его уровня притязаний,эффекты разнообразных когнитивных и регулятивных процессов, составляющих вместес мотивами внутренний механизм уровня притязаний.
Так как нормативных данных дляопросника нет, то каждый индивидуальный результат может быть оценен в сравнениис данными группы. Кроме того, оценки каждого компонента мотивационной структурыпозволяют построить индивидуальный профиль, в котором представленыколичественные соотношения между всеми рассмотренными компонентами.

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1Результаты ТОРЗ
По Томскому опроснику ригидности (ТОРЗ)были получены следующие результаты:
— шкала «симптомокомплекс ригидности»:высокие показатели у 80% больных;
— шкала «актуальной ригидности»:высокие показатели у 65% больных;
— шкала «сенситивной ригидности»:высокие показатели у 70% больных;
— шкала «установочной ригидности»:высокие показатели у 40% больных;
— шкала «ригидности как состояния»:высокие показатели у 100% больных;
-шкала «преморбидной ригидности»:высокие показатели у 60% больных.
Таким образом, наиболее высокиепоказатели по шкале симптомокомплекс ригидности — 80%, шкале ригидности каксостояния – 100% и шкале сенситивной регидности-70% (см. приложение 3).
Т.е. состояние больныххарактеризуется высокой общей ригидностью, сенситивной (эмоциональной)ригидностью, которая говорит о неспособности восприятия нового и негативной ееэмоциональной оценки, а так же ригидность этих больных характеризуется своейвключенностью в план установки, что говорит об ее устойчивости.
Шкала общей ригидности(симптомокомплекс ригидности) – склонность к широкому спектру фиксированныхформ поведения. Навязчивостям, стереотипиям, упрямству и собственно ригидности.Т.е неспособности при объективной необходимости изменить мнение, отношение,установку, мотивы, модус переживания, шкала (актуальная ригидность). Шкаларигидности как состояния — высокие показатели по этой шкале свидетельствуют отом, что в состоянии страха, стресса, (дистресса), плохого настроения,утомления или какого-либо болезненного состояния, человек в высокой степенисклонен к ригидному, (шире – фиксированному) поведению. В обычных условиях подобноеповедение он может не проявлять. Нередко ригидность как состояние сочетается сригидностью как чертой характера, а потому проявляется исключительно сильно итотально.
Умеренные показатели по остальнымшкалам говорят о том, что специфика, характерная поведению по этим шкалам, ярконе выражена, но, несомненно, присутствует. Шкала сенситивной ригидности – отражаетэмоциональную реакцию человека на ситуацию, требующую от него изменения,реакция на новое, страх, возможна фобия. Это личностный уровень проявления ригидности.Шкалапреморбидной ригидности – высокие показатели по этой шкалесвидетельствуют о том, что испытуемый уже в подростковом возрасте испытывалтрудности в ситуациях каких-либо перемен, нового и т.п.
3.2 РЕЗУЛЬТАТЫ МЕТОДИКИ РЕШЕНИЯАРИФМЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
По данным методики «Решениеарифметических задач», справились с решением 8-й задачи только 27% принявшихучастие в исследовании. Не справились с решением – 73% (см. приложение 4). Причем,среди успешно справившихся с заданием, наблюдалась тенденция использованияразных способов решения задач, что прогностически может указывать на низкийуровень ригидности поведения.

3.3 РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОХОЖДЕНИЯ СЛОВЕСНЫХ ЛАБИРИНТОВ
Успешно справились с прохождением8-го лабиринта только 27% принимавших участие в исследовании. Не справились сзаданием остальные 73% респондентов. Таким образом, успех при прохождении 8-голабиринта отмечается всего лишь у 27% опрошенных, что является индикатором ригидности(согласно методике) остальных 73% принявших участие в исследовании.
3.4 ОПРОСНИК ОЦЕНКИ УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ
Обработка данных представлена всредних значениях. Пики наблюдаются по следующим шкалам: «познавательныймотив»-14б, «оценка своего потенциала»-13б и «инициативность»-13б. Нижние пикивыявляются по шкалам «сложность задания»-8б, «оценка уровня достигнутыхрезультатов», «ожидаемый уровень результатов»-7б.

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
По результатам проведенных методик:«прохождения словесных лабиринтов» и «решение арифметических задач», выявленаригидность мышления (больные совершают поиски решения задач в одном направлении,вновь и вновь применяют привычный способ решения, ищут ошибку в своих арифметическихподсчетах (методика решения арифметических задач), аналогичное мышление прирешении задания «прохождение словесных лабиринтов», чтобы выйти из лабиринта,надо поворачивать не доходя до самой верхней буквы – верхнего угла, и делать неменьше двух поворотов, и больной продолжает безуспешно применять его и ввосьмом лабиринте, хотя это средство уже стало неадекватным, нужно сделатьтолько один поворот).
При проведении анализа обнаружилось,что данные методики прохождения словесного лабиринта и методики решенияарифметических задач совпадают с данными опросника ригидности Залевского.Другими словами, ригидность кардиологических больных характеризуется сложностьюприменения нового способа действия, застреваемостью на привычном способерешения задач, что обуславливает низкий процент справившихся с заданиями предложенныхметодик решения арифметических задач и прохождения словесных лабиринтов, ивысокими показаниями шкал ригидности.
Опросник оценки уровня притязанийпозволяет выявить мотивационные особенности данной группы обследуемых, аименно: пациенты характеризуются низким уровнем предвосхищения результатов,низкой оценкой уже достигнутого, низким уровнем восприятия сложности задания,высоким познавательным мотивом, завышенной, по сравнению с остальными компонентамимотивационной структуры, оценкой уровня своего потенциала, а также высокими даннымипо шкале «инициативность».
В основе этих особенностей лежитнарушение взаимосвязи между целью и средством. Произошло полное (фиксированное)«сращение» цели со средством; в структуре действия доминирующим стал уровеньсредства, больной оказывается не в состоянии дифференцировать средства и цель инайти новые средства достижения данной цели. При ригидном действии, хотя объективацияи происходит, она является как бы неполной, остается лишь на уровне вопроса.Больные не идут дальше вопроса, не дифференцируют цель и средство и не меняютставшие неадекватным средства на новое.
Ригидное действие представляет собойдействие с нарушенными межуровневыми отношениями при доминировании в егоструктуре либо неадекватного средства, либо неадекватной цели. Акциональныйуровень такого действия снижен, о чем свидетельствует его не адаптивность. Иэто характерно прежде всего для ригидного типа личности. Тем самым, ригидноедействие выступает в качестве индикатора снижения уровня личности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основываясь на данных проведенногоисследования, ригидность кардиологических больных проявляется вследствиеобесценивания значимости достигаемых результатов и низкой активностью мотивационнойсферы.
Психическая ригидность вызываетснижение адаптивных возможностей личности и нарушение уровневых отношений вструктуре действия. При кардиологической патологии и по мере ее углубления этоснижение становится все более выраженным и труднее корригируется.
Результаты исследования подтверждаюткомплексную биопсихосоциальнуюприроду ригидных процессов, указывают нанеобходимость рассмотрения психической ригидности как показания к лечебнойпсихотерапевтической работе, для предотвращения психосоматических заболеваний,в частности кардиологических.
Результаты исследования даютвозможность соотнести объективную и субъективную сторону ригидного действия ивпервые позволяют увидеть мотивационную основу ригидности кардиологическихбольных.
/>Когнитивно-мотивационные особенности (дезадаптация, стресс)
/>Ригидность
/>Ригидное действие (фиксированные формы поведения)
/>Хроническая дезадаптация
Истощение НС
/>

ИБС

Выявлен высокий уровень психическойригидности у кардиологических больных, которая преимущественно проявляется наэмоционально-физиологическом уровне и широко представлена в структуре личности.
1. Психическаяригидность кардиологических больных вызывает следующие нарушения в структуредействия: доминирующим становится уровень средства, больной оказывается не всостоянии дифференцировать средства и цель и найти новые средства длядостижения цели.
2. Мотивационнаяоснова психической ригидности кардиологических больных отличается завышениемсвоего потенциала, чрезмерной инициативностью, не дифференцированностьюпознавательного мотива, в сочетании с не сформированностью ожидаемогорезультата.
3. Акциональныенарушения поведения кардиологических больных создают трудности при проведении сними лечебной и профилактически-реабилитационной работы, так как создаютнарушения во взаимопонимании между врачом и больным, невозможность больных сформироватьи выдержать программу лечения, связанную с коррекцией привычек и поведения вцелом, чему способствует хронизация заболевания.

Списоклитературы
нейроэндокринный кардиологический психический ригидность
1. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений ифизиологической активности. М., 1966
2. Гурьянов Е.В. Навык и действие // Психология. М., 1945.Вып. 90.
3. Жане П. Неврозы и фиксированные идеи: Пер. с франц. СПб.,1903. 428 с.
4. Залевский Г.В. Фиксированные формы поведенияиндивидуальных и групповых систем. М.; Томск: ТГУ, 2004. 460с.
5. Залевский Г.В. Психическая ригидность в норме и паталогии.Томск: ТГУ, 1993. 272с.
6. Залевский Г.В. Томский опросник ригидности (ТОРЗ) //Сибирский психологический журнал. 2000. Вып. 12. С. 129 – 137.
7. Залевский Г.В., Авденюк Л.Н., Аксенов М.М. Семейныйконфликт: механизмы и профилактика // Сибирский психологический журнал. 1995.Вып. 1. С. 51.
8. Левитов Н.Д. Психология характера. М., 1969.
9. Левитов Н.Д. Психические состояния персеверации иригидности // Хрестоматия по психологии. М., 1977. С. 195 – 199.
10. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1965.
11. Леонтьев А.Н., Панов Д.Ю. Психология человека итехнический прогресс // Философские вопросы высшей нервной деятельности ипсихологии. М., 1963.
12. Никитин Е.П. Объяснение – функция науки. М., 1970.
13. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия / Подред. Б.Д. Карвасарского. СПб.: Питер, 1998.
14. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология – С-П: Питер,2002 г. 425 с.
15. Петровский В.А. Основы психологии личности // Народноеобразование. 1968. № 8.
16. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969.
17. Роговин М.С. Психический стресс и психическиерасстройства // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 1962. Т.62, вып. 2. С. 1731.
18. Роговин М.С. Введение в психологию. М., 1969а.
19. Роговин М.С. Чувственный образ и мысль // Вопросыфилософии. 1969б. № 9. С. 44.
20. Роговин М.С., Залевский Г.В. Теоретические основыпсихологического и психопатологического исследования. Томск, 1988. 233с.
21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1940.
22. Селье Г. Очерк об адаптационном синдроме. М., 1960.
23. Сеченов И.М. Избранные произведения. М., 1959.
24. Смулевич А.Б. Психогенные заболевания: Неврозы:Руководство по психиатрии / Под ред. А.В. Снежневского. М.: Медицина, 1983. С.342 – 365.
25. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные исследования по психологииустановки. Тбилиси, 1958.
26. Филимонов Н.И. Локализация функций в коре большего мозга// Невропатология и психиатрия. 1940. Т. 9, вып. 1 – 2. С. 14.
27. Ходжава З.И. Проблема навыка в психологии. Тбилиси, 1960.

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1№ задачи Условия задачи А В С Ответ 0) 29 3 20 1) 14 59 10 25 2) 25 163 18 102 3) 18 59 7 27 4) 31 61 4 22 5) 18 43 10 5 6) 23 49 3 20 7) 15 39 3 18 8) 28 76 3 25 9) 18 48 4 22 10) 14 36 8 6
Таблица 1

Приложении 2
Таблица 2
№1
Ь Т О Т И Ч
С А В И Ч Ю
И К Ы Д А Л
А В Ы З А К
В Ы С И П О
С Ь Т А Р Д
№2
Ь С О К Б И
Т И Е Л И К
С Н И И Р С
О Е Н Т А Д
Н Ж И В Д О
Б А К Щ Д П
№3
Т О В М Р Т
Н А Р С Н А
Е А И Н О П
М И Р Е П С
Н Е Т О З К
Ы М А З К Э
№4
Й И Щ Ю Я Л
Ы М Ю Я Т В
Е Н И Л К А
И Н Е В А Р
Т И К С У П
Н И А Р К У
№5
В И Т М У Ч
А Б А И К Л
М А Т Р О Ю
Т Е Ь Л У К
А К Ц У К А
И С Ь Л И Ф
№6
Е К Д И Н К
И Н Е Ы П У
Н Е Л З А К
Е Ы П У Т Е
Л Т У Т С Ы
Ц У Т С Ы В
№7
Е И Н Ы Л К
О М Е Ж Е А
И З Н О И Е
О К О Л Д Е
М А Р Г О Р
Е П С О Р П
№8
Т А И Р А Т
ЫЕ О И Н Е
М И К ЖО Л
И Т А Т С О
С Ы Р К И Р
О Р А Д О П
№9
О Н О Л А М
В И Т А Г О
Т С Е Б И Р
С А Ж У Р Д
Е Ш У Р К О
Ж У Р Д О С
№10
Е И Н А Н З
И Е О С Р О
Н С В И Б К
А Н З О К Ы
К В О Б У З
Н И Б О К Я

Приложение 3
Показатели психической ригидности укардиологических больных по данным томского опросника ригидности.
/>

Приложение 4
/>
Рисунок 1. Показатели психическойригидности у кардиологических больных по данным методики решения арифметическихзадач.

Приложение 5
/>
Рисунок 2. Показатели психическойригидности у кардиологических больных по данным методики прохождения словесныхлабиринтов.

Приложение 6
Результаты опросника уровнямотивации.
/>
1. Внутренний мотив
2. Познавательный мотив
3. Мотив избегания
4. Состязательный мотив
5. Мотив смены деятельности
6. Мотив самоуважения
7. Значимость результатов
8. Сложность задания
9. Волевое усилие
10. Оценка уровня достигнутыхрезультатов
11. Оценка своего потенциала
12. Намеченный уровень мобилизацииусилий
13. Ожидаемый уровень результатов
14. Закономерность результатов
15. Инициативность


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.