Содержание
Введение
1 Групповые методы обучения
1.1 Дискуссионные методы
1.2 Игровые методы
1.3 Тренинг-методы
2 Индивидуальные методы обучения
Заключение
Список использованных источников
Введение
Методыобучения – этосовокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия учащихся и учителяв процессе обучения. В современном понимании обучения процесс обучениярассматривается как процесс взаимодействия между учителем и учениками (урок) сцелью приобщения учащихся к определенным знаниям, навыкам, умениям и ценностям.
Активныйметод – это формавзаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиесявзаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивныеслушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основнымдействующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиесянаходятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали автократныйстиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль.Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако,несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можнорассматривать как наиболее современную форму активных методов.
Активныеметоды обучения в зависимости от количества обучаемых можно подразделить нагрупповые и индивидуальные. Групповые состоят из игровых, дискуссионных итренинг-методов, индивидуальные — из выполнения практических исследовательскихзаданий, индивидуальных практикумов в форме тренировок и заданий. Дадим в этомэссе краткую характеристику групповым методам обучения и более подробную — индивидуальным, так как к последним мы больше не будем возвращаться.
Основная часть
1 Групповые методы обучения
1.1 Дискуссионные методы
Начало устойчивогоинтереса психологов к феномену дискуссии относится к 30-м гг. XX в. и связано с работами крупнейшею швейцарского психолога ЖанаПиаже, в которых было показано, как благодаря механизму дискуссии со сверстниками,а также старшими и младшими детьми ребенок отходит от черт эгоцентрического мышленияи учится становиться на точку зрения другого.
Требованиянаучно-технического прогресса поставили перед психологией задачу изучения процессовпринятия управленческих и творческих решений в группе. Здесь важную роль сыгралиидеи Курта Левина о влиянии групповых обсуждений и ситуативных факторов на изменениесоциальных установок (отношений). Исследования показали, что групповая дискуссияповышает мотивацию и эго-вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем.Один из первых экспериментов состоял в попытке изменить некоторые шаблоны поведениядомашних хозяек в связи с использованием новых пищевых продуктов. Одной группе испытуемыхбыла прочитана убедительная лекция по данному вопросу, однако только 3% женщин попыталисьв дальнейшем прибегнуть к советам эксперта. В другой группе была проведена дискуссияна тему преимуществ использования тех же продуктов. Последующий подсчет показал,что в этой группе 32 % женщин стали применять ранее игнорируемые продукты.
Данный эффектобъясняется следующими причинами. Еели слушатели лекции в основном занимают нейтральнуюпозицию в отношении раскрываемой лектором темы, то участники дискуссии формируютболее определенные мнения, поляризующиеся в ходе обсуждения. Затем суждения участниковмогут консолидироваться или, напротив, остаться конфронтальными. Но в обоих случаяхдискуссия даст эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников,что, в свою очередь, реализуется в их конкретных действиях
Дальнейшееизучение механизмов групповой дискуссии показало целесообразность ее применениядля активизации межличностных процессов в управленческой, обучающей, диагностической,психотерапевтической, творческой и других их видах деятельности.
В качествеобъекта дискуссионного обсуждения могли выступать не только специально сформулированныепроблемы, но и случаи (казусы или кейсы) из профессиональной практики. Примеромтакого дискуссионного разбора может служить деятельность так называемых балинтовскихгрупп по обмену терапевтическим опытом. Английские врачи Майкл и Энид Валинты в50-е гг. организовали постоянно действующий семинар врачей-практиков с целью углублениявзаимопонимания и взаимодействия между ними и пациентами. Основную свою задачу Балинтывидели в преодолении субъективного профессионального апломба врача, который можетпривести его к «апостольской» позиции непогрешимого диагноста и клинициста.
Помимо профессиональных, управленческих и научно-технических проблем предметом дискуссии могутбыть межличностные отношения самих участников группы. В этом случае сеть групповыхвзаимоотношений выступает как реальная учебная модель, с помощью которой обучаемыеусваивают особенности групподинамических процессов на личном опыте, расширяя своивозможности коллективистического самоопределения и понимания других.
Некоторыеэлементы игры, например соперничество и воспроизведение действительности, наличествуюттакже и в дискуссионных методах. И, напротив, дискуссия выступает как непременныйэлемент всех форм активного обучения. Поэтому следует еще раз подчеркнуть условностьклассификации активных групповых методов по принципу используемых ими социально-психологическихфеноменов.
Дискуссионныеметоды — вид групповых методов обучения, основанных на организационной коммуникациив процессе решения учебно-профессиональных задач.
Дискуссионныеметоды могут быть в виде диалога, сократовской беседы, групповой дискуссии или «круглогостола», «мозгового штурма», анализа конкретной ситуации или инцидента и других.
1.2 Игровые методы
Игровые методы- вид групповых методов обучения, основанных на игровом моделировании учебно-профессиональнойдеятельности.
В качествеисторической справки необходимо отметить, что деловые игры как форма учебного моделированияпроизводственных ситуаций являются открытием американского менеджмента. Первая деловаяигра на тему «Перестройка производства в связи с резким изменением производственнойпрограммы» была разработана Ленинградской промышленной академией им. С. М. Кировадля тренировки студентов вузов и руководящего фабрично-заводскою персонала. Этаигра проводилась в 1936 г. на фабрике «Красный ткач» в выходные дни, а также нарядедругих предприятий и в вузах Ленинграда.
Многозначностьслова «игра» затрудняет обоснование научного понятия игры, одинаково приемлемогодля философии, психологии, педагогики, кибернетики и искусствоведения. Когда творято стратегических, управленческих, детских играх, игре актера, психотерапевтическихиграх, наконец, игре воображения или физических и умственных сил, то, конечно, подигрой подразумевают совершенно разные вещи. Можно согласиться с известным психологоми педагогом П.П.Блонским, который утверждал, что «игры» как абстрактной категории- нет, а есть отдельные игры.
Внастоящее время в нашей стране зарегистрировано более 200 наименований деловыхигр различных типов – учебных, исследовательских, управленческих ипроизводственных.
Подделовой управленческой игрой понимается процесс выработки и принятия решения вусловиях поэтапного многошагового уточнения факторов наличной ситуации, анализаинформации, дополнительно поступающей и вырабатываемой на отдельных шагах входе игры. Параметры ограничений от шага к шагу могут изменяться, в связи с чемсоздаются все новые и новые частные производственные ситуации, решение которыхдолжно подчиняться общей цели деловой игры.
1.3 Тренинг-методы
Один из ведущихспециалистов по тренингам в нашей стране Юрий Емельянов отмечает: «…Термин «тренинг»,по нашему мнению, в структуре русской психологической речи должен использования не для обозначения методов обучения, а для обозначения методов развития способности к обучению или овладению любым сложным видом деятельности, в частности общением».Следуя этому подходу, он предлагает четко разграничивать учебный и тренировочныйаспекты в работе группы. Можно добавить, что тренинг — это не только метод развитияспособностей, но и метод развития разнообразных психических структур и личностив целом.
В настоящеевремя в литературе и практической работе термин «тренинг» трактуется гораздо шире,чем он понимался всего лишь несколько лет назад. Так, известный специалист в областинейролингвистического программирования и акмеологии Александр Ситников дает такоеопределение тренинга: «Тренинги (обучающие игры) являются синтетической антропотехникой,сочетающей в себе учебную и игровую деятельность, проходящей в условиях моделированияразличных игровых ситуаций...». При этом под антропотехникой он понимает такую составляющуюакмеологической практики, которая направлена на преобразование «естественно данныхчеловеку способностей» и формирование на их основе культурною феномена профессиональногомастерства. Он выделяет три основные антропотехники: научение, учение и игру.
Акмеология- новая отрасль психологической науки, изучающая профессиональную деятельность сточки зрения проблемы повышения ее продуктивности, выявления закономерности и факторовсовершенствования и достижения вершин профессионального мастерства.
Расширениеграниц использования понятия «тренинг» связано, прежде всего, с увеличением диапазонацелей, значительно более широкого по сравнению с ранее определявшимися целями (развитиекомпетентности в общении). Так целями специально организованных тренингов становятсяличностный рост, обучение новым психологическим технологиям или отработка новыхповеденческих паттернов. А. Ситников, например, понимает программно-целевую направленностьразработанного им акмеологического тренинга «как ориентированность тренинга каксистемы обучения и подготовки профессиональных кадров на воссоздание целостногофеномена профессионального мастерства, характерного для конкретного вида профессиональнойдеятельности».
Представляется,что в нынешней ситуации термином «тренинг» охватывается настолько широкая областьпрактической психологии, пересекающаяся с групповой психотерапией, психокоррекциейи обучением, что было бы неправомерным сужать диапазон применения этого термина,отказывая целому ряду психологических методов в праве называться тренинговыми.
Специфическимичертами тренингов, совокупность которых позволяет выделять их среди других методовпрактической психологии, являются:
· соблюдение ряда принциповгрупповой работы;
· нацеленность на психологическуюпомощь участникам группы в саморазвитии, при этом такал помощь исходит не только(а порой и не столько) от ведущего, сколько от самих участников;
· наличие более илименее постоянной группы (обычно от 7 до 15 человек), периодически собирающейся навстречи или работающей непрерывно в течение двух — пяти дней (так называемые группы-марафоны);
· определенная пространственнаяорганизация (чаще всего — работа в удобном изолированном помещении, участники большуючасть времени сидят в кругу);
· акцент на взаимоотношенияхмежду участниками группы, которые развиваются и анализируются в ситуации «здесьи теперь»,
· применение активныхметодов групповой работы;
· объективация субъективныхчувств и эмоций участников группы относительно друг друга и происходящею в группе,вербализованная рефлексия;
· атмосфера раскованностии свободы общения между участниками, климат психологической безопасности
2 Индивидуальные методы обучения
Выполнениепрактических заданий
Индивидуальныепрактикумы. Под ними понимается самостоятельная аудиторная и внеаудиторная работаслушателей по заданию преподавателя. Основное назначение этого метода — развитиеспособностей и выработка стиля учебной деятельности у обучаемых. Наиболее активнов учебном процессе применяются индивидуальные практикумы в двух видах: упражнения(или тренировка) и задания. Наиболее часто в учебном процессе применяются индивидуальныезадания двух видов:
1. Аудиторныеиндивидуальные задания:
- алгоритмизированные,когда обучаемые получают описание ситуации и перечень готовых альтернативных решенийи выбирают тот вариант, осуществление которого обеспечит оптимальное решение даннойпроблемы;
- творческие, позволяющиеобучаемым использован, их знания и умения в новой ситуации, при поиске оригинальногорешения знакомой задачи;
- поисковые, дающиеобучаемым возможность на основе анализа из нескольких вариантов выбрать один и обосноватьэтот выбор.
2. Внеаудиторныеиндивидуальные задания:
Применяютсяв форме участия в научно-исследовательских работах, подготовки обучаемыми научныхдокладов, рефератов, лабораторных, курсовых, дипломных работ, и т.п. Данный методнаиболее эффективен, когда обучаемые психологически подготовлены к исследовательскойработе; они ясно представляют цели, задачи и пути решения данной проблемы; проблемаимеет социальную ценность и практическую значимость.
Внеаудиторныеиндивидуальные задания могут быть в следующих формах:
- конкретные исследованияпо заданию преподавателя;
- исследования по программеучебной практики или стажировки.
- исследования и написаниенаучных работ по целевому заказу
Их основное назначение — привитие обучаемым потребности в исследовательской работетворческого стиля учебной деятельности, умения учиться.
Заключение
Технология активного обучения – это такая организация учебногопроцесса, при которой невозможно неучастие в познавательном процессе: каждыйученик либо имеет определенное ролевое задание, в котором он должен публичноотчитаться, либо от его деятельности зависит качество выполнения поставленнойперед группой познавательной задачи.
Такая технология включает в себя методы, стимулирующие познавательнуюдеятельность обучающихся, вовлекающие каждого из них в мыслительную иповеденческую активность и направлена на осознание, отработку, обогащение иличностное принятие имеющегося знания каждым учеником.
Преимущество всех рассмотренных мной методов технологии активногообучения очевидны. Разумное и целесообразное использование этих методовзначительно повышает развивающий эффект обучения, создает атмосферунапряженного поиска, вызывает у учащихся и учителя массу положительных эмоций ипереживаний.
Отличительная особенность развития образования в мире в настоящеевремя – повышенное внимание правительств большинства стран к проблемам егокачества и эффективности. Образование становится стратегической областью,обеспечивающей национальную безопасность страны. О конкурентоспособности страныначинают судить по уровню образовательной подготовки подрастающего поколения.Образование один из важнейших национальных проектов, который поставил президентВ.В. Путин перед правительством и учителями.
Активные методы обучения – это совокупность способов и приемов,вызывающих качественные и количественные изменения, происходящие в мыслительныхпроцессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специальноорганизованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опытаребенка.
/>/>/>/>/>Список использованных источников
1 Асмолов, А.Г. Психология личности:культурно – историческое понимание развития человека [Текст]/ А.Г. Асмолов; — М: Смысл, — 2007. – 528с. — ISBN978-5-7695-3062-3
2 Павлова Т.А. Методы активногосоциально-психологического обучения [Текст]: учеб.пособие. / Т.А. Павлова,Н.В. Мтяш. – М.: Академия, 2007- ISBN978-5-49807-198-5
3 Крысько В.Г. Социальная психология[Текст]: учебник для вузов / В.Г. Крысько – Спб.: Питер, 2007- ISBN 978-5-17-05501-9
4 Леонтьев, А.Н. Деятельность,сознание, личность [Текст] / А.Н. Леонтьев; – М: Изд-во «Директ-Медиа», — 2008.– 916с. – ISBN 978-5-9989-1560-4
5 Маклаков А. Г. Общая психология.[Текст] / А.Г. Маклаков — СПб.: 2000.- ISBN5-7567-0234-2
6 Петровский, А.В. и Ярошевский М.Г.Краткий психологический словарь [Текст] / А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский; –Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», — 1998. – 505с. – ISBN 5-222-00239-Х
7 Рубинштейн, С.Л. Основы общейпсихологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Изд. «Питер», — 2007 – ISBN 5-314-00016-8
8 Никандров, В.В. Психология [Текст]/ В.В. Никандров. – М.: Изд. «Проспект», — 2008. – 912с. — ISBN 978-5-482-01554-4
9 Губина В.Д. Философия [Текст]учеб.пособие/ под ред. В.Д. Губина, Т.Ю.Сидориной, В.П. Филатова. – М.: Русскоеслово, — 2005 – 256с. — ISBN5-8297-0143-Х