Реферат по предмету "Психология"


Активные формы обучения

Содержание
Введение
1 Групповые методы обучения
1.1 Дискуссионные методы
1.2 Игровые методы
1.3 Тренинг-методы
2 Индивидуальные методы обучения
Заключение
Список использованных источников

Введение
Методыобучения – этосовокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия учащихся и учителяв процессе обучения. В современном понимании обучения процесс обучениярассматривается как процесс взаимодействия между учителем и учениками (урок) сцелью приобщения учащихся к определенным знаниям, навыкам, умениям и ценностям.
Активныйметод – это формавзаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиесявзаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивныеслушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основнымдействующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиесянаходятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали автократныйстиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль.Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако,несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можнорассматривать как наиболее современную форму активных методов.
Активныеметоды обучения в зависимости от количества обучаемых можно подразделить нагрупповые и индивидуальные. Групповые состоят из игровых, дискуссионных итренинг-методов, индивидуальные — из выполнения практических исследовательскихзаданий, индивидуальных практикумов в форме тренировок и заданий. Дадим в этомэссе краткую характеристику групповым методам обучения и более подробную — индивидуальным, так как к последним мы больше не будем возвращаться.

Основная часть
 
1 Групповые методы обучения
 
1.1 Дискуссионные методы
 
Начало устойчивогоинтереса психологов к феномену дискуссии относится к 30-м гг. XX в. и связано с работами крупнейшею швейцарского психолога ЖанаПиаже, в которых было показано, как благодаря механизму дискуссии со сверстниками,а также старшими и младшими детьми ребенок отходит от черт эгоцентрического мышленияи учится становиться на точку зрения другого.
Требованиянаучно-технического прогресса поставили перед психологией задачу изучения процессовпринятия управленческих и творческих решений в группе. Здесь важную роль сыгралиидеи Курта Левина о влиянии групповых обсуждений и ситуативных факторов на изменениесоциальных установок (отношений). Исследования показали, что групповая дискуссияповышает мотивацию и эго-вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем.Один из первых экспериментов состоял в попытке изменить некоторые шаблоны поведениядомашних хозяек в связи с использованием новых пищевых продуктов. Одной группе испытуемыхбыла прочитана убедительная лекция по данному вопросу, однако только 3% женщин попыталисьв дальнейшем прибегнуть к советам эксперта. В другой группе была проведена дискуссияна тему преимуществ использования тех же продуктов. Последующий подсчет показал,что в этой группе 32 % женщин стали применять ранее игнорируемые продукты.
Данный эффектобъясняется следующими причинами. Еели слушатели лекции в основном занимают нейтральнуюпозицию в отношении раскрываемой лектором темы, то участники дискуссии формируютболее определенные мнения, поляризующиеся в ходе обсуждения. Затем суждения участниковмогут консолидироваться или, напротив, остаться конфронтальными. Но в обоих случаяхдискуссия даст эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников,что, в свою очередь, реализуется в их конкретных действиях
Дальнейшееизучение механизмов групповой дискуссии показало целесообразность ее применениядля активизации межличностных процессов в управленческой, обучающей, диагностической,психотерапевтической, творческой и других их видах деятельности.
В качествеобъекта дискуссионного обсуждения могли выступать не только специально сформулированныепроблемы, но и случаи (казусы или кейсы) из профессиональной практики. Примеромтакого дискуссионного разбора может служить деятельность так называемых балинтовскихгрупп по обмену терапевтическим опытом. Английские врачи Майкл и Энид Валинты в50-е гг. организовали постоянно действующий семинар врачей-практиков с целью углублениявзаимопонимания и взаимодействия между ними и пациентами. Основную свою задачу Балинтывидели в преодолении субъективного профессионального апломба врача, который можетпривести его к «апостольской» позиции непогрешимого диагноста и клинициста.
Помимо   профессиональных,  управленческих   и   научно-технических   проблем    предметом дискуссии могутбыть межличностные отношения самих участников группы. В этом случае сеть групповыхвзаимоотношений выступает как реальная учебная модель, с помощью которой обучаемыеусваивают особенности групподинамических процессов на личном опыте, расширяя своивозможности коллективистического самоопределения и понимания других.
Некоторыеэлементы игры, например соперничество и воспроизведение действительности, наличествуюттакже и в дискуссионных методах. И, напротив, дискуссия выступает как непременныйэлемент всех форм активного обучения. Поэтому следует еще раз подчеркнуть условностьклассификации активных групповых методов по принципу используемых ими социально-психологическихфеноменов.
Дискуссионныеметоды — вид групповых методов обучения, основанных на организационной коммуникациив процессе решения учебно-профессиональных задач.
Дискуссионныеметоды могут быть в виде диалога, сократовской беседы, групповой дискуссии или «круглогостола», «мозгового штурма», анализа конкретной ситуации или инцидента и других.
1.2 Игровые методы
Игровые  методы-  вид групповых  методов обучения, основанных  на игровом моделировании учебно-профессиональнойдеятельности.
В качествеисторической справки необходимо отметить, что деловые игры как форма учебного моделированияпроизводственных ситуаций являются открытием американского менеджмента. Первая деловаяигра на тему «Перестройка производства в связи с резким изменением производственнойпрограммы» была разработана Ленинградской промышленной академией им. С. М. Кировадля тренировки студентов вузов и руководящего фабрично-заводскою персонала. Этаигра проводилась в 1936 г. на фабрике «Красный ткач» в выходные дни, а также нарядедругих предприятий и в вузах Ленинграда.
Многозначностьслова «игра» затрудняет обоснование научного понятия игры, одинаково приемлемогодля философии, психологии, педагогики, кибернетики и искусствоведения. Когда творято стратегических, управленческих, детских играх, игре актера, психотерапевтическихиграх, наконец, игре воображения или физических и умственных сил, то, конечно, подигрой подразумевают совершенно разные вещи. Можно согласиться с известным психологоми педагогом П.П.Блонским, который утверждал, что «игры» как абстрактной категории- нет, а есть отдельные игры.
Внастоящее время в нашей стране зарегистрировано более 200 наименований деловыхигр различных типов – учебных, исследовательских, управленческих ипроизводственных.
Подделовой управленческой игрой понимается процесс выработки и принятия решения вусловиях поэтапного многошагового уточнения факторов наличной ситуации, анализаинформации, дополнительно поступающей и вырабатываемой на отдельных шагах входе игры. Параметры ограничений от шага к шагу могут изменяться, в связи с чемсоздаются все новые и новые частные производственные ситуации, решение которыхдолжно подчиняться общей цели деловой игры.
1.3 Тренинг-методы
 
Один из ведущихспециалистов по тренингам в нашей стране Юрий Емельянов отмечает: «…Термин «тренинг»,по нашему мнению, в структуре русской психологической речи должен использования не для  обозначения  методов обучения,  а для  обозначения  методов развития способности к обучению или овладению любым сложным  видом деятельности, в частности общением».Следуя этому подходу, он предлагает четко разграничивать учебный и тренировочныйаспекты в работе группы. Можно добавить, что тренинг — это не только метод развитияспособностей, но и метод развития разнообразных психических структур и личностив целом.
В настоящеевремя в литературе и практической работе термин «тренинг» трактуется гораздо шире,чем он понимался всего лишь несколько лет назад. Так, известный специалист в областинейролингвистического программирования и акмеологии Александр Ситников дает такоеопределение тренинга: «Тренинги (обучающие игры) являются синтетической антропотехникой,сочетающей в себе учебную и игровую деятельность, проходящей в условиях моделированияразличных игровых ситуаций...». При этом под антропотехникой он понимает такую составляющуюакмеологической практики, которая направлена на преобразование «естественно данныхчеловеку способностей» и формирование на их основе культурною феномена профессиональногомастерства. Он выделяет три основные антропотехники: научение, учение и игру.
Акмеология- новая отрасль психологической науки, изучающая профессиональную деятельность сточки зрения проблемы повышения ее продуктивности, выявления закономерности и факторовсовершенствования и достижения вершин профессионального мастерства.
Расширениеграниц использования понятия «тренинг» связано, прежде всего, с увеличением диапазонацелей, значительно более широкого по сравнению с ранее определявшимися целями (развитиекомпетентности в общении). Так целями специально организованных тренингов становятсяличностный рост, обучение новым психологическим технологиям или отработка новыхповеденческих паттернов. А. Ситников, например, понимает программно-целевую направленностьразработанного им акмеологического тренинга «как ориентированность тренинга каксистемы обучения и подготовки профессиональных кадров на воссоздание целостногофеномена профессионального мастерства, характерного для конкретного вида профессиональнойдеятельности».
Представляется,что в нынешней ситуации термином «тренинг» охватывается настолько широкая областьпрактической психологии, пересекающаяся с групповой психотерапией, психокоррекциейи обучением, что было бы неправомерным сужать диапазон применения этого термина,отказывая целому ряду психологических методов в праве называться тренинговыми.
Специфическимичертами тренингов, совокупность которых позволяет выделять их среди других методовпрактической психологии, являются:
·         соблюдение ряда принциповгрупповой работы;
·         нацеленность на психологическуюпомощь участникам группы в саморазвитии, при этом такал помощь исходит не только(а порой и не столько) от ведущего, сколько от самих участников;
·         наличие более илименее постоянной группы (обычно от 7 до 15 человек), периодически собирающейся навстречи или работающей непрерывно в течение двух — пяти дней (так называемые группы-марафоны);
·         определенная пространственнаяорганизация (чаще всего — работа в удобном изолированном помещении, участники большуючасть времени сидят в кругу);
·         акцент на взаимоотношенияхмежду участниками группы, которые развиваются и анализируются в ситуации «здесьи теперь»,
·         применение активныхметодов групповой работы;
·         объективация субъективныхчувств и эмоций участников группы относительно друг друга и происходящею в группе,вербализованная рефлексия;
·         атмосфера раскованностии свободы общения между участниками, климат психологической безопасности

2 Индивидуальные методы обучения
Выполнениепрактических заданий
Индивидуальныепрактикумы. Под ними понимается самостоятельная аудиторная и внеаудиторная работаслушателей по заданию преподавателя. Основное назначение этого метода — развитиеспособностей и выработка стиля учебной деятельности у обучаемых. Наиболее активнов учебном процессе применяются индивидуальные практикумы в двух видах: упражнения(или тренировка) и задания. Наиболее часто в учебном процессе применяются индивидуальныезадания двух видов:
1. Аудиторныеиндивидуальные задания:
-          алгоритмизированные,когда обучаемые получают описание ситуации и перечень готовых альтернативных решенийи выбирают тот вариант, осуществление которого обеспечит оптимальное решение даннойпроблемы;
-          творческие, позволяющиеобучаемым использован, их знания и умения в новой ситуации, при поиске оригинальногорешения знакомой задачи;
-          поисковые, дающиеобучаемым возможность на основе анализа из нескольких вариантов выбрать один и обосноватьэтот выбор.
2. Внеаудиторныеиндивидуальные задания:
Применяютсяв форме участия в научно-исследовательских работах, подготовки обучаемыми научныхдокладов, рефератов, лабораторных, курсовых, дипломных работ, и т.п. Данный методнаиболее эффективен, когда обучаемые психологически подготовлены к исследовательскойработе; они ясно представляют цели, задачи и пути решения данной проблемы; проблемаимеет социальную ценность и практическую значимость.
Внеаудиторныеиндивидуальные задания могут быть в следующих формах:
-          конкретные исследованияпо заданию преподавателя;
-          исследования по программеучебной практики или стажировки.
-          исследования и написаниенаучных работ по целевому заказу
Их основное   назначение — привитие обучаемым потребности в исследовательской работетворческого стиля учебной деятельности, умения учиться.

Заключение
Технология активного обучения – это такая организация учебногопроцесса, при которой невозможно неучастие в познавательном процессе: каждыйученик либо имеет определенное ролевое задание, в котором он должен публичноотчитаться, либо от его деятельности зависит качество выполнения поставленнойперед группой познавательной задачи.
Такая технология включает в себя методы, стимулирующие познавательнуюдеятельность обучающихся, вовлекающие каждого из них в мыслительную иповеденческую активность и направлена на осознание, отработку, обогащение иличностное принятие имеющегося знания каждым учеником.
Преимущество всех рассмотренных мной методов технологии активногообучения очевидны. Разумное и целесообразное использование этих методовзначительно повышает развивающий эффект обучения, создает атмосферунапряженного поиска, вызывает у учащихся и учителя массу положительных эмоций ипереживаний.
Отличительная особенность развития образования в мире в настоящеевремя – повышенное внимание правительств большинства стран к проблемам егокачества и эффективности. Образование становится стратегической областью,обеспечивающей национальную безопасность страны. О конкурентоспособности страныначинают судить по уровню образовательной подготовки подрастающего поколения.Образование один из важнейших национальных проектов, который поставил президентВ.В. Путин перед правительством и учителями.
Активные методы обучения – это совокупность способов и приемов,вызывающих качественные и количественные изменения, происходящие в мыслительныхпроцессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специальноорганизованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опытаребенка.
/>/>/>/>/>Список использованных источников
1 Асмолов, А.Г. Психология личности:культурно – историческое понимание развития человека [Текст]/ А.Г. Асмолов; — М: Смысл, — 2007. – 528с. — ISBN978-5-7695-3062-3
2 Павлова Т.А. Методы активногосоциально-психологического обучения [Текст]: учеб.пособие. / Т.А. Павлова,Н.В. Мтяш. – М.: Академия, 2007- ISBN978-5-49807-198-5
3 Крысько В.Г. Социальная психология[Текст]: учебник для вузов / В.Г. Крысько – Спб.: Питер, 2007- ISBN 978-5-17-05501-9
4 Леонтьев, А.Н. Деятельность,сознание, личность [Текст] / А.Н. Леонтьев; – М: Изд-во «Директ-Медиа», — 2008.– 916с. – ISBN 978-5-9989-1560-4
5 Маклаков А. Г. Общая психология.[Текст] / А.Г. Маклаков — СПб.: 2000.- ISBN5-7567-0234-2
6 Петровский, А.В. и Ярошевский М.Г.Краткий психологический словарь [Текст] / А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский; –Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», — 1998. – 505с. – ISBN 5-222-00239-Х
7 Рубинштейн, С.Л. Основы общейпсихологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Изд. «Питер», — 2007 – ISBN 5-314-00016-8
8 Никандров, В.В. Психология [Текст]/ В.В. Никандров. – М.: Изд. «Проспект», — 2008. – 912с. — ISBN 978-5-482-01554-4
9 Губина В.Д. Философия [Текст]учеб.пособие/ под ред. В.Д. Губина, Т.Ю.Сидориной, В.П. Филатова. – М.: Русскоеслово, — 2005 – 256с. — ISBN5-8297-0143-Х


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Підприємство його види та об єднання підприємств
Реферат Бухгалтерский учет активных операций с ценными бумагами коммерческ
Реферат Метод, приемы и информация для экономического анализа
Реферат Введение в концептуальную психотерапию
Реферат Коррекция психики детей переживших развод родителей
Реферат Отчет о посещении пивоваренной компании "Балтика"
Реферат Огнестрельное оружие в 16 веке
Реферат Тема мистецтва в романі Ліона Фейхтвангера "Гойя, або тяжкий шлях пізнання"
Реферат Расчет автокореляционной функции и энергетического спектра кодового сигнала (Теория электрической связи)
Реферат Организация синтетического и аналитического учета источников собственных средств предприятия
Реферат Международно космическое право
Реферат Изучение элементов современной алгебры, на примере подгрупп симметрических групп, на факультатив
Реферат Методика работы со сказкой на уроках литературного чтения в начальной школе
Реферат А. М. Ваховская Постижение смысла истории едва ли не главное русло в творческих исканиях Дмитрия Мережковского. Его, идеолога русского символизма, интересовал характер духовного развития человечества; внутренние связ
Реферат Эволюция развития человеческого потенциала и концепция потребностей человека