Реферат по предмету "Психология"


Адаптация детей-инвалидов в семье

/>Оглавление
Введение
Проблема адаптации детей инвалидов всемье
Формы работы с детьми-инвалидами исемьями, воспитывающими детей-инвалидов
Виды помощи детям -инвалидам исемьям, воспитывающим детей-инвалидов
Решение проблемы адаптации детей — инвалидов в Челябинской области
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Однимиз приоритетных направлений в социальной политике является решение проблем,связанных с реабилитацией и социальной адаптацией 26,5 детей-инвалидов. Причем,эти вопросы рассматриваются комплексно, с участием комитетов социальной защитынаселения города, здравоохранения, образования, семьи и молодежи, физкультуры испорта, культуры. В формировании направлений деятельности, форм и методовработы с детьми-инвалидами принимают активное участие депутаты городской Думы,общественные организации города.
Дляоказания медицинской помощи детям-инвалидам развернута сетьлечебно-профилактических учреждений, оснащенных необходимым современнымлечебно-диагностическим оборудованием: многопрофильные и специализированныедетские больницы, отделения восстановительного лечения детских городскихполиклиник, центры восстановительного лечения, дома ребенка, санатории.
Проблемаадаптации детей инвалидов в семье
Проблемасоциальной адаптации детей инвалидов очевидна и актуальна на данном этаперазвития нашего общества по нескольким причинам. Именно в последнее времягосударство сняло покров таинственности с «запретной» темы тяжелогоположения семей, имеющих детей-инвалидов. Кроме того, инвалидность — этопроблема не одного человека и даже не части общества, это проблема всегообщества в целом.
ВРоссийской Федерации в органах социальной защиты на учете состоит 300 тысячинвалидов (1% от детской популяции). Истинная распространенность детскойинвалидности, естественно, значительно больше (около 1 миллиона), т.к. в эточисло не входят дети-инвалиды, не прошедшие экспертизу, но де-факто являющиесяинвалидами, не имеющие статуса инвалида из-за несовершенных критериевинвалидности и т.д.
Существуетпотребность общества в вовлечении инвалидов в систему общественных отношений, втом числе и производственных, профессиональных, позволяющих сделать инвалидаполноправным членом общества.
Здесьсуществует задача социальной адаптации, начиная с самого раннего периодаразвития ребенка инвалида, т.к. не секрет, что дети инвалиды испытываютпроблемы, связанные с общением со сверстниками, школьной дезадаптацией попричине частого непосещения занятий по болезни, изоляции от общества, в силусвоих физических и психических особенностей.
Главноев работе с этой категорией детей помочь их социальной адаптации, сформировать удетей положительное отношение к жизни, обществу, труду, деятельности. Поэтомуважным здесь является привитие навыков хозяйственно-бытового труда,социально-бытовая ориентировка и профессиональная ориентация.
Впостроении занятий с детьми-инвалидами необходимо учитывать дидактическиепринципы: практической направленности обучения, расширения социальных связей,комплексности, развития и деятельности. Это обучение, когда задействованы всеорганы чувств ребенка, когда содержание обучения всемерно содействует выявлениювозможной подготовки детей доступным видам для них труда, помогаетприспособиться к действительности.
Социальнаяадаптация в общественной жизни выступает одновременно как процесс, результат икак социальная технология. Как процесс означает приспособление личности(социальной группы), попавшей в трудную жизненную ситуацию, к средежизнедеятельности.
«Социальнаяадаптация — сложный и многоуровневый процесс, который осуществляется вразличных сферах деятельности человека и общества. Различают профессиональный,социально-организационный, социально-ролевой, социально-психологический уровниадаптации. Характер взаимодействия среды и личности (пассивное приспособлениеили взаимная встречная активность индивида) определяется различными факторами.Важнейший из них — личностное начало, способность субъекта к деятельностнойсамооценке и оценке объективных условий (социальной среды). По этому критериювыделяются типы личности: высокоадаптированный, среднеадаптированный,низкоадаптированный, дезадаптированный. По своим результатам социальнаяадаптация подразделяется на нормальную и девиантную (отклоняющуюся)...»
Процесссоциальной адаптации начинается с установления личностью или группой тогофакта, что усвоенные в предыдущей деятельности поведенческие образцы неспособствуют достижению успеха, и необходимо перестраивать свое поведение всоответствии с требованиями новой социальной среды. В ходе этой перестройкиличность выступает как активное начало, она и усваивает, и изменяет социальнуюсреду.
Следуетразличать адаптацию как процесс и адаптированность как результат, итог процессаадаптации. Принято выделять 4 степени адаптированности личности в новойсоциальной среде:
1)начальная стадия — когда индивид знает, как он должен вести себя в новой среде,но в своем сознании не признает ценностей новой среды и где может их отвергает,придерживаясь прежней системы ценностей;
2)стадия терпимости — индивид и новая среда проявляют взаимную терпимость ксистемам ценностей и образцам поведения друг друга;
3)аккомодация — признание и принятие индивидом основных ценностей новой среды приодновременном признании некоторых ценностей индивида новой средой;
4)ассимиляция — полное совпадение систем ценностей индивида и среды.
Существуютобъективные и субъективные критерии адаптированности. Объективные — степеньреализации индивидом норм и правил жизнедеятельности, принятых в даннойсоциальной среде. Субъективные — удовлетворенность членством в даннойсоциальной группе, предоставляемыми условиями для удовлетворения и развитияосновных социальных потребностей.Формы работы с детьми-инвалидами и семьями, воспитывающимидетей-инвалидов
1.Тематические экскурсии
2.Семейные вечера отдыха
3.Дискотеки
4.Конкурсы, викторины, беспроигрышные лотереи в развлекательных программах
5.Проведение конкурсов на лучшую мамину выпечку
6.Концерты детей-инвалидов
7.Праздники, посвященные 16-летию детей-инвалидов с вручением памятных подарков,праздничным обедом и развлекательной программой
8.Организация и поддержка обществ семей, воспитывающих детей-инвалидов
9.Установление взаимодействия обществ семей, воспитывающих детей-инвалидов сблаготворительными фондами и обществами
10.Организация в рамках спартакиад (зимняя и летняя), соревнований по настольномутеннису, мини-футболу, шашкам, шахматам и др.
11.Организация выставок творческих работ детей-инвалидов
12.Праздники первоклассника
13.Благотворительные экологические праздники с участием журналов«Свирель» и «Лазурь»
14.Творческие встречи с писателями и артистами
15.Организация театрализованных представлений, в т.ч. спектаклей с участиемдетей-инвалидов
16.Разрабатываются и выполняются программы социальной реабилитации детей-инвалидов
17.Созданы и обновляются районные банки данных по детям-инвалидамВиды помощи детям -инвалидам и семьям, воспитывающимдетей-инвалидов
1.Профессиональная ориентация и подготовка.
2.Трудоустройство детей-инвалидов и их родителей.
3.Проведение отдыха и оздоровления детей-инвалидов .
4.Приобретение средств передвижения.
5.Адресная материальная (продовольственная, вещевая, денежная) помощь.
6.Улучшение жилищных условий.
7.Создание структур (кружков, секций), работающих по месту жительства сдетьми-инвалидами.
8.Медико-социально-психологическая помощь (бесплатно).
9.Юридические консультации (бесплатно).
10.Приобретение тест-полосок к глюкометрам для детей-инвалидов, заболевшихсахарным диабетом.
11.Обслуживание в отделениях помощи семье и детям при ЦСО.
12.Выделение денежных средств для приобретения лекарств.
13.Обеспечение бесплатными билетами на аттракционы, в театры и т.п.
14.Строительство пандусов и поручней возле аптек, поликлиник.
15.Благотворительные обеды в ресторанах «Макдональдс» с развлекательнойпрограммой.Решение проблемыадаптации детей — инвалидов в Челябинской области
ЧОЦСЗ«Семья» совместно с ЧелГУ — Региональным центром образованияинвалидов осуществляет «Программу социальной поддержки семей, имеющихдетей-инвалидов, проживающих в Челябинской области». Данная программапредусматривает кроме медико-социальной реабилитации и социальную адаптациюдетей инвалидов в возрасте от 6 до 15 лет, находящихся в стационарном отделенииЧОЦСЗ «Семья».
Однойиз важнейших задач психолого-педагогической службы отделения социальнойадаптации Центра «Семья» является выявление детей, отставших отсверстников, для оказания им своевременной помощи, предупреждениянеуспеваемости, задержек в развитии. Оно диктуется необходимостью созданияадекватных условий обучения и воспитания, поиском средств для преодоления имитрудностей в поведении и взаимоотношениях со средой.
Новизнапроводимой работы в Центре заключается в своевременной психологическойдиагностике личности ребенка-инвалида, а затем последовательном наблюдении заповедением и склонностями ребенка в период его развития,личностно-ориентированном подходе, социальном патронаже с целью последующейинтеграции ребенка в систему общественных отношений посредством полученияобразования в специализированных учреждениях.
Предполагаетсядиагностика личностных, интеллектуальных и поведенческих особенностей исклонностей к определенным видам деятельности ребенка-инвалида с последующимнаблюдением в среде обитания с помощью социального патронажа. Организации,таким образом, помощи в развитии и дальнейшем выборе жизненного пути, выборепрофессии и учебного заведения. С этой целью предполагается сотрудничество сРегиональным центром обучения инвалидов при факультете доступности образованияЧелГУ и другими образовательными учреждениями, занимающимися образованиемданной категории населения.
Вцелом, в задачи отдела социальной адаптации входит следующее:
1.Необходимость отбора и апробации наиболее информативных методик для социальнойадаптации детей, испытывающих трудности в обучении и взаимодействии со средойобитания.
2.Проведение динамического наблюдения за детьми в условиях стационарного отделения.
3.Создание индивидуальных медико-психолого-педагогических программ с учетомпсихических функций и психической деятельности каждого учащегося с последующимкурированием их выполнения на местах.
4.Создание банка данных о детях-инвалидах, проживающих в Челябинской области.
5.Последовательное осуществление адаптационных и реабилитационных мероприятий вусловиях Центра «Семья».
6.Осуществление патронажа семей детей инвалидов, проживающих на территорииобласти с целью непрерывного отслеживания процесса социальной адаптации ребенкаинвалида.
7.Профессионально-трудовая адаптация детей с ограниченными возможностями,проходящих курс социальной реабилитации в Центре.
Особоезначение данная деятельность приобретает с условием, что Центр«Семья» обслуживает малообеспеченные семьи.
Реализациявышеуказанных задач предполагает планирование следующего содержаниядеятельности специалистов ЧОЦСЗ «Семья»:
1.Развитие диагностической работы: взаимодействие специалистов всех профилей дляопределения индивидуальной программы социальной адаптации ребенка — инвалида;поиск новых подходов в составлении реабилитационной карты ребенка — инвалида;наблюдение за динамикой адаптации ребенка — инвалида; накопление методикадекватных возрасту детей, уровню социально-психологического состояния издоровья.
Однимиз решающих факторов, обуславливающих положение ребенка инвалида в семье иобществе является его индивидуальность. Поэтому в Центре «Семья»психологической службой осуществляется диагностика и развитие креативностидетей-инвалидов. При этом используется ряд методик на измерение творчества,например, развития творческих способностей Торанса, а также игры, которыебудучи внутренне мотивированной деятельностью, таят в себе огромный потенциалдля развития креативности у детей, особенно одаренных.
Такжепроводится психогимнастика — это этюды, упражнения, игры, направленные наразвитие и коррекцию различных сторон психики ребенка. Цели курсапсихогимнастики: обучение детей выразительным движениям; тренировка узнаванияэмоций по внешним сигналам; формирование у детей моральных представлений;коррекция поведения с помощью ролевых игр; снижение эмоционального напряжения;тренировка психомоторных функций; обучение ауторелаксации.
Детям,прошедшим курс психогимнастики, становится проще общаться со сверстниками,легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других. У нихвырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость,доброта), изживаются невротические проявления (страхи, различного родаопасения, неуверенность).
Следующеенаправление — исследование личностных особенностей детей (тест Кеттелла),акцентуаций характера детей (тест Акцентуации характера). На основе результатовтеста Акцентуации характера определяется комплекс психолого-педагогическихуслуг детям-инвалидам, куда входят рекомендации по преодолению конфликтогенныхситуаций, характерных для данного ребенка и психотехнические упражнения. Порезультатам теста Кеттела за полгода 50% детей-инвалидов полны мрачных опасенийи состояний тревожности.
Измеряетсяинтеллект детей (тест Векслера) и проводится исследование мыслительныхпроцессов с помощью учебного материала и коррекционных упражнений (ШТУР).
Используютсяпроективные методики «Дом, дерево, человек», САТ, тест Роршаха.Методика «Дом, дерево, человек» проводится в начале и конце заезда сцелью проверки эффективности психолого-педагогической реабилитации в отделениисоциальной адаптации по параметрам «конфликтность», «физическаяагрессия», «неадекватность», «заниженная самооценка».
Следующаяпроективная методика — это тест САТ, который выявляет жизненно важные проблемыу детей-инвалидов: их отношения с родителями, братьями и сестрами, а такжеотношения агрессии, власти, страхов, страха одиночества, недостатка любви ит.д. Например, по результатам этого теста 80% обследованных за полгода детейимеют недостаток любви. В связи с этим специалистами центра проводится лекция сдетьми старшего и среднего возраста «Психологическая категория любви каксостояние сознания».
Диагностируютсявнутрисемейные отношения с точки зрения ребенка, здесь применяются методикикинетического рисунка семьи, Рене Жиля и т.д. По результатам диагностики«Кинетический рисунок семьи» обследуемой группы прослеживаетсяжелаемое эмоциональное благополучие в семье. Тем не менее, наблюдается низкаясемейная сплоченность, 40% детей ощущают себя одинокими, отвергнутыми, 40%чувствуют себя несчастливыми, 20% ощущают страх наказания, власть, угрозу состороны отца, 75% детей испытывают чувство соперничества с братом или сестрой.10% ощущают травматические переживания по поводу семьи, 60% переживаютдепрессивное настроение и внутреннюю дисгармонию.
Психологическойслужбой Центра проводится также профилактика, диагностика и коррекция нарушенийпсихического развития детей с помощью комплекта предметного и картинногоматериала «Лилия». В комплект входят методики исследованиянаглядно-действенных и наглядно-образных форм мышления; вербально-логическихформ мышления, речи, зрительного восприятия, счетных операций.
Кромеэтого, осуществляется педагогическая диагностика учащихся с задержкойпсихического развития по методике Карповой Г.А. и Артемьевой Т.П.
Проводятсятренинги «Как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинноедостоинство и здоровье». Эффективность занятий тренингами очевидна, т.к.детям-инвалидам нравится эта форма проведения занятий. После проведениятренинга они рисуют, с помощью рисунка диагностируется самооценка. Последняя,по результатам исследования рисунков, в начале и конце заезда значительноповышается.
2.Разработка социально-педагогических технологий, обеспечивающих повышениеэффективности воспитательной работы в группах.
Социальныепедагоги способствуют формированию навыков общественного существования ичувства соответствия и согласованности с окружающими у детей с ограниченнымивозможностями. Перед ними стоят задачи выявления интересов, склонностей,симпатий детей; внесения социально-психологического раздела в разработкуиндивидуальных программ медико-социальной реабилитации и социальной адаптацииреабилитации; участие вместе со специалистами отдела в выполнении разработанныхпрограмм и в работе по составлению рекомендаций для родителей; развитие уменийи желаний ребенка легко вступать в контакт со сверстниками и взрослыми иподдерживать позитивные отношения; всемерной рефлексии на эмоциональноесостояние другого человека, обучения сопереживанию близким, окружающим людям,понимания их; формирование осознания себя субъектом выбора, отвечающим за своеповедение и эмоции; ознакомления с законами, касающимися прав и обязанностейинвалидов.
Вработе используются индивидуальная, групповая формы, консилиум, а также беседа,консультации, занятия, занятия-игры, игры-викторины, просмотр видеофильмов.
Втечение всего заезда проводятся: индивидуальные собеседования с детьми и родителями;наблюдения за поведением детей в быту, в повседневной жизни, на занятияхспециалистов отдела; индивидуальная коррекционная работа с проблемными детьмипо преодолению отклонений в поведении, по повышению самооценки, коррекцияценностных ориентаций; работа с воспитателями по психолого-педагогическойхарактеристике детей; занятия-игры с целью выяснения уровня познавательныхинтересов, навыков игрового взаимодействия; игры-викторины; работа по развитиюпознавательных интересов, навыков игрового взаимодействия; семинары попроблемам социальной адаптации детей — инвалидов;медико-психолого-педагогические консилиумы; составлениепсихолого-педагогических рекомендаций для родителей ребенка — инвалида, атакже для ЦСП территории, где ребенок проживает.
3.Проведение методических семинаров по проблемам социальной и профессиональнойадаптации детей — инвалидов .
4.Апробация новых разработок на научно-практических конференциях.
5.Уточнение банка данных по детям-инвалидам, проживающих в семьях Челябинской области.
6.Набор детей-инвалидов в стационарное отделение.
7.Составление индивидуальных реабилитационных карт, предполагаю-щих разделысоциальной в том числе и профессиональной адаптации.
8.Обеспечение взаимодействия с родителями и специалистами социальных учрежденийобласти с целью курирования выполнения индивидуальной программы реабилитацииребенка-инвалида, проходившего реабилитацию в Центре «Семья».
9.Организация профессионально-трудового обучения осуществляется при учетенеоднородности состава детей, применяя пути и средства, позволяющие построитьобучение таким образом, чтобы все дети в силу их возраста, заболеваний ивозможностей овладели программным материалом. Трудовое обучение и воспитаниепредставляют собой систему, элементы которой дополняют и взаимно обуславливаютдруг друга. Это занятия трудотерапией, общественно полезным и производительнымтрудом, самообслуживание, кружковая работа (кулинарный, ИЗО). На занятияхтрудотерапией решаются следующие задачи: привитие интересов к трудовойдеятельности за счет профессиональной ориентации; первоначальнаяпрофессиональная подготовка по специальности швейное, столярное и сапожноедело; воспитание положительных качеств личности ребенка, таких как трудолюбие,настойчивость, упорство, умение работать в коллективе, уважение к людям труда;формирование общетрудовых умений, трудовой культуры, активного творческогоотношения к труду, умения планировать и организовывать свою работу.
Нарядус этим происходит коррекция умственной деятельности. Коррекционная работа выражаетсяв формировании таких умений как ориентировка в задании (анализ объекта иусловий труда), предварительное планирование хода работы над изделием, текущийи заключительный самоконтроль. Кроме того, труд способствует развитию рядасторон познавательной деятельности (наблюдательности, воображения, речи,пространственной ориентировки), исправлению недостатков мелкой моторики рук, атакже эстетическому воспитанию.
Программойпредусмотрены различные виды труда: обучение шитью, вязанию, плетению, работа сбумагой, аппликация из бумаги и ткани, изготовление изделий из ниток, жгутов,тесьмы, лоскутов, кожи, плетение из бисера, работа с природным материалом,лепка из пластилина, теста, глины, составление композиций, применяя различныематериалы, кулинария, работа с комнатными растениями и использование наборов«Альма».
Назанятиях трудотерапией дети знакомятся с профессиями, свойствами различныхматериалов и их назначением, учатся пользоваться различными инструментами,знакомятся с правилами безопасной работы, санитарии и гигиены.
Проводятсязанятия трудотерапией в специально оборудованном кабинете, что способствуетзаинтересованности детей и желанию самим что-нибудь изготовить. Занятиямотводится первая половина дня, так как по своей структуре они сложные и требуютогромных усилий от детей.
Длятого чтобы достичь положительных результатов, необходимо с первых занятийзаинтересовать детей, применяя для этого различные методы (беседу, рассказ,инструктаж, вопросы, наблюдения, экскурсии, демонстрацию, рассматривание ианализ образцов изделий, иллюстраций, графические работы, упражнения,выполнение изделий), наглядные средства, литературу, игровые методы.
Большоезначение придается исследованию предмета или изделия. Это помогает детямвыделить в предметах или изделиях их признаки, осмыслить процесс изготовления,последовательность действия, прослеживать форму предмета и его частей, цвет,пространственные отношения, усвоению детьми основных свойств предметов ивырабатываются навыки самостоятельного анализа образца, а также появляетсяжелание самим изготовить что-нибудь подобное.
Техническиесведения сообщаются в различной форме:
— если детям они незнакомы, то планируется короткий рассказ с демонстрациейнаглядного материала;
— частичнознакомые сведения сообщаются в ходе вопросно-ответной беседы: сначалавыясняется, что именно дети знают, затем добавляются новые данные;
— всеобобщается и систематизируется.
Проводятсялабораторные работы, благодаря которым дети узнают некоторые свойстваматериалов, о назначении и применении инструментов и безопасной работы с ними,знакомятся с правилами гигиены и санитарии.
Опытработы с детьми-инвалидами показывает, что на занятиях должна бытьдоверительная, спокойная обстановка. Необходимо создавать ситуации, которые быпобуждали детей обращаться к товарищу, советоваться друг с другом, братьнедостающие материалы, обмениваться ими с другими детьми. Работа с бумагой,пластилином, природным материалом, тканью, уход за растениями способствуютукреплению мелких мышц рук, развитию зрительно-двигательной координации.Движения рук таких детей бывают неловкими, несогласованными, часто невыделяется ведущая рука. Эти дети порой не в состоянии действовать одновременнодвумя руками, длительное время усваивают навыки работы, поэтому необходимо заниматьсяс ними в свободное от занятий и процедур время под контролем воспитателя,применяя игровые методы.
10.Обеспечение взаимодействия со специализированными учебными учреждениями,занимающимися профессиональной подготовкой инвалидов.
Планируютсяпосещение детьми ПТУ и Регионального центра обучения инвалидов на базефакультета доступности образования ЧелГУ. Информирование родителейподростков-инвалидов, проходящих курс социальной реабилитации в Центре овозможных путях получения их детьми образования и профессии. Приглашениеспециалистов специализированных учебных заведений с целью проведениямероприятий по профессиональной ориентации детей-инвалидов.
11.Разработка методических рекомендаций по социально-эстетическому воспитаниюдетей-инвалидов. Отработка методик социальной адаптации детей через системукультурно-развлекательных мероприятий.
Детис ограниченными возможностями, приезжающие в отделение социальной адаптации Центра" Семья " чрезвычайно разные: некоторые избалованы вниманием игиперопекой родителей, привыкшие получать все по первому требованию, робкиедети с явным комплексом неполноценности, неуверенные в себе, настороженные, имсо стороны взрослых уделялось недостаточно внимания.
Детямс ограниченными возможностями для успешной адаптации в большей степени нежелиздоровым необходимы положительные эмоции. Смена впечатлений и деятельности, атакже встреча с искусством являются основным источником их получения. Болеетого, это позволяет ребенку отойти от своих проблем, связанных со здоровьем.
Впервую очередь происходит знакомство детей с творчеством самодеятельныхшкольных коллективов, училища для детей-инвалидов, специализированныхинтернатов. Посетив спектакли, концертные программы, дети высказывают своемнение по поводу увиденного и решают для себя могут ли они сами участвовать втаких мероприятиях. Посещение детской студии эстрадного танца «Данко»предусматривает не только просмотр концертной программы, но и дает возможностьдетям попробовать себя в танце, повторить простые танцевальные движения. Такоймомент помогает ребенку с ограниченными возможностями почувствовать себяувереннее, избавиться от комплекса неполноценности, просто испытать радостныечувства.
Однаиз форм работы с детьми по развитию эстетического вкуса — это посещениеспектаклей Драматического театра, Театра оперы и балета, Театра для детей июношества и других. Для многих детей это впервые. Вот как сами ребятаотзываются об увиденном: «Мне кажется, что театр помогает увидеть в себенечто возвышенное, красивое», Танзеля К. (13 лет); «Театр делаетжизнь более приятной» — Ваня З. (11 лет); «Я впервые увидела столькокрасивых и счастливых людей» — Оля М. (12 лет); «Театр — толчокхудожественного развития души» — Лариса Н. (14 лет).
Посещениецирка, выставок, концертов расширяет кругозор воспитанников, их круг общения,учит ребят культуре поведения, помогает проблемным детям адаптироваться вколлективе. И, если в первые дни предложение посетить картинную галерею илитеатр подчас вызывает у детей отрицательную реакцию, то к концу пребыванияребята высказывают желание встретиться с прекрасным.
Организуютсяэкскурсии в зоопарк, аквариум, так как общение с животными способствуетраскрытию лучших душевных качеств ребенка.
Следующимэтапом в процессе социальной адаптации путем эстетического воспитания являетсяпереход от пассивного участия к активной творческой деятельности. Ребенок,начав ощущать себя личностью, включается в креативный процесс через участие вконкурсно-игровых и познавательных программах, проводимых в Центре. Для снятия«социальной робости» (ощущения изоляции, отверженности) наиболееэффективной формой является игра. Главная задача игры — создание новойбезопасной обстановки группового взаимодействия с учетом интересов каждогоребенка. Именно поэтому первым коллективным мероприятием становится программа«Разрешите с Вами познакомиться», к участию в которой привлекаютсявсе дети, при этом они выполняют роли и участника и зрителя. Тем самымснимается напряжение, ребенок, несмотря на физический недостаток, ощущает себянеобходимым в коллективе.
Дляпреодоления комплекса неполноценности и ощущения своей значимости детямпредлагается принять активное участие в подготовке музыкальной шоу-программы«Парад песен». Это мероприятие для Центра стало традиционным. Переддетьми ставятся конкретные задачи: участвовать в программе должен каждый; песнюребята выбирают сами, учитывая желания каждого; костюмы шьются и готовятсясамими детьми.
Участвуяв «Параде песен», ребенок раскрывает свой внутренний мир, ведьизвестно, что костюм и образ, выбранный исполнителем отражает взгляд человекана себя. Так, например, замкнутый малообщительный Эльдар З., прекрасносправился с ролью самоуверенного и напористого деревенского ухажера. Послеэтого повысился статус данного ребенка в коллективе.
Заключительноемероприятие каждого заезда — театрализованная программа«Джентельмен-шоу». Исполняя драматические роли джентельменов,мальчики раскрывали особенности своего характера. Участие в«Джентельмен-шоу» показало, что к концу заезда дети научилисьдостигать поставленной цели путем коллективной деятельности.
Нанаш взгляд в таких игровых программах, ролевых играх, давая ребенкуопределенную роль, не свойственную ему в жизни, специалисты корректируютсамооценку воспитанника, дают возможность раскрыть ему свой творческийпотенциал.
Взаключении хотелось бы сделать следующий вывод. Эстетическое воспитание икультурно-досуговая деятельность являются важной составной частью социальнойадаптации ребенка — инвалида и:
— дают возможность ребенку войти в новое социальное окружение, расширить кругобщения со сверстниками и избавиться от комплекса неполноценности;
— включиться в творческую деятельность, обнаружить и развивать свои способности;
— расширитькругозор и обогатить свой нравственный опыт;
— проявлятьинициативу и учиться культуре поведения в обществе;
— в конечном счете почувствовать себя необходимым членом общества и, тем самым,вступить на путь независимой жизни.
12.Организация заседаний медико-психолого-педагогического консилиума, которыйобеспечивает комплексное решение проблемы социальной и профессиональнойадаптации ребенка — инвалида с учетом его индивидуальных особенностей испособностей.

Заключение
Такимобразом, осуществляемый комплекс мероприятий, направленных на социальную адаптациюдетей — инвалидов, который включает набор детей — инвалидов из малоимущихсемей, проживающих на территории области, диагностику их личностныхособенностей, способностей, формирование по результатам исследования личностиребенка профессиональной направленности, помощь в решении учебных,поведенческих и педагогических проблем, курирования и социальных патронаж детей, проходящих курс социальной реабилитации и взаимодействии с образовательнымиучреждениями с целью получения инвалидами образования и профессии и выбора ихжизненного пути. В случае необходимости возможно курирование специалистамицентра инвалидов, на стадии адаптации в учебном заведении.
Взаимодействиесо специалистами существует и возможно в процессе диагностики личностныхособенностей, способностей и профессиональных склонностей, профориентации ипоследующего обучения инвалидов, проходивших курс социальной адаптации вЦентрах реабилитации.
Списокиспользованной литературы
1. Социальная работа.Российский Энциклопедический словарь // Под общ. ред. проф. В.И.Жукова. М.,2007, С.218.
2. Словарь прикладнойсоциологии. Минск, 1984. С.160-162.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.