Содержание
Введение
Глава 1. Особенности адаптациидетей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению
1.1 Актуальность проблемыадаптации
1.2 Особенности детей раннеговозраста (нервно-психического, нервно- физическогоразвития, особенности познания, особенности общения)
1.3 Виды адаптации детей раннего возраста
1.4 Формы и способы адаптации детей раннего возраста
1.5 Организация условий для адаптации детей раннеговозраста
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Адаптация– процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые длянего условия.
Цельюэтого процесса является адекватное реагирование на колебания разных фактороввнешней среды
Правильноевоспитание увеличивает способность детского организма целесообразно реагироватьна изменение окружения. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режимапитания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи и многое другое – все этоне только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптацииребенка при поступлении в детский сад.
Тема«Адаптация детей раннего возраста в детском образовательном учреждении»является актуальной, так как проблема адаптации детей 2-3 года жизни кусловиям детского сада имеет большое значение. От того как проходит привыканиеребенка к новому режиму, к незнакомым людям зависит его физическое ипсихическое развитие, помогает предотвратить или снизить заболеваемость, атакже дальнейшее благополучие, существование в детском саду и семье.
От того, насколькоребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течениеадаптационного периода, и его дальнейшее развитие. Чтобы период адаптации детейпроходил легче, необходима профессиональная помощь семье. На помощь семьедолжен прийти детский сад. Детский сад должен стать «открытым» по всем вопросамразвития и воспитания.
В педагогическойлитературе в большей степени освещены вопросы адаптации к дошкольномуучреждению детей раннего возраста (А.И. Жукова, Н.И.Добрейцер, Р.В.Тонкова-Ямпольская, Н.Д.Ватутина и др.). Адаптация определяется прежде всегокак медико-педагогическая проблема, решение которой требует создания условий,удовлетворяющих потребности детей в общении, тесного взаимодействия между семьёйи общественным воспитанием, хорошего медицинского обслуживания детей иправильной организации воспитательного процесса (Н.М.Аксарина, А.И.Мышкис).
Значительное вниманиепроблема приспособления детей к условиям общественного воспитания уделяется всовременных исследованиях учёных стран Западной и Восточной Европы (К.Грош,М.Зейдель, А.Атанасова-Вукова, В.Манова-Томова, Э.Хабинакова). Доказано, чтопоступление в дошкольное учреждение связано со значительными неблагоприятнымиэмоционально-психологическими изменениями личности, коррекция которых требуетцеленаправленного воспитательного воздействия.
Большой вклад визучение проблем адаптации личности сделан в отечественной (М.Р. Битянова, Я.Л.Коломинский, А.А.Налчаджян, А.В.Петровский, А.А.Реан и др.) и зарубежнойпсихологии (А.Маслоу, Г.Селье, К.Роджерс, А.Фрейд, З.Фрейд, Т.Шибутани,Х.Хартманн и др.).
В последние годы всеболее активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в педагогическихработах (Ш.А.Амонашвили, Г.Ф.Кумарина, А.В.Мудрик, И.П.Подласый, Е.А.Ямбург идр.).
При рассмотрениитеоретических проблем, относящихся к психологии и педагогике развития личности,адаптация рассматривается как фаза личностного становления индивида,вступающего в относительно стабильную социальную общность (Э.В.Ильенков,А.В.Петровский, Л.С.Выготский, Д.И.Фельдштейн). Развитие личности здесьпредставляется как процесс ее вхождения в новую социальную среду, адаптация и,в конце концов, интеграция с ней.
Цель:рассмотреть особенности адаптация детей раннего возраста в детскомобразовательном учреждении.
Задачи:
1.Изучить особенностиадаптации детей раннего возраста в ДОУ
2.Провести диагностикупо выявлению уровня адаптации детей раннего возраста к ДОУ. Проанализироватьрезультаты и сделать выводы
3.Дать рекомендации родителямпо адаптации ребенка к ДОУ
Объект:адаптация детей раннего возраста
Предмет:адаптация детей раннего возраста в детском образовательном учреждении.
Глава 1. Особенности адаптации детейраннего возраста к дошкольному образовательному учреждению
1.1Актуальность проблемы адаптации
Адаптация — этоприспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садикнесомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением иновыми отношениями.
Анализ деятельностиразличных дошкольных учреждений в период адаптации показал, что проблемаадаптации детей раннего возраста насущна и актуальна, т. к. воспитатели группне всегда готовы оказывать вновь поступившим детям квалифицированную помощь ипсихолого-педагогическую поддержку, часть из них испытывают трудности припостроении взаимоотношений с родителями. Кроме того, часть родителей относятсяк периоду адаптации недостаточно серьезно, как к чему-то само собойразумеющемуся или склонны приписывать все плохой работе воспитателей.
Вместе с тем, научныеисследования показали, что характер адаптации ребенка раннего возраста являетсяпрогностическим тестом для характеристики динамики состояния здоровья ребенкапри его адаптации не только к детскому саду, но и к школе. Поэтому решениевопросов, связанных с сохранением психического и физического здоровья детей впериод адаптации к детскому саду, является одной из первостепенных задач,стоящих перед сотрудниками ДОУ и родителями.
Соответственно, одна изглавных задач педагогов и психологов дошкольных образовательных учрежденийзаключается в решении вопроса об адаптации детей раннего возраста к детскомусаду; в оказании помощи в построении взаимоотношений между детьми, родителями иструдниками детского сада. Важно построить отношения, которые создают ощущениекомфорта, уверенности, взаимоуважения, взаимопомощи, способности решатьпроблемы по мере их возникновения. Осуществляется это через системупсихологического сопровождения всех участников процесса, включающую в себяпрогноз вероятной степени адаптации ребенка, консультирование родителей иконсультирование педагогов.
В педагогическойлитературе в большей степени освещены вопросы адаптации к дошкольномуучреждению детей раннего возраста (А.И. Жукова, Н.И.Добрейцер,Р.В.Тонкова-Ямпольская, Н.Д.Ватутина и др.). Адаптация определяется преждевсего как медико-педагогическая проблема, решение которой требует созданияусловий, удовлетворяющих потребности детей в общении, тесного взаимодействия междусемьёй и общественным воспитанием, хорошего медицинского обслуживания детей иправильной организации воспитательного процесса (Н.М.Аксарина, А.И.Мышкис).
Значительное вниманиепроблема приспособления детей к условиям общественного воспитания уделяется в современныхисследованиях учёных стран Западной и Восточной Европы (К.Грош, М.Зейдель,А.Атанасова-Вукова, В.Манова-Томова, Э.Хабинакова). Доказано, что поступление вдошкольное учреждение связано со значительными неблагоприятнымиэмоционально-психологическими изменениями личности, коррекция которых требуетцеленаправленного воспитательного воздействия.
Если психологическаянаука преимущественно изучает адаптивные свойства личности, характер адаптивныхпроцессов и механизмы приспособления личности к социальной среде, то педагогикуинтересуют вопросы управления и педагогической поддержки социальной адаптацииподрастающего поколения, поиск средств, форм, методов профилактики и коррекциинеблагоприятных вариантов адаптации, роль различных институтов социализации вадаптации детей и молодежи [5, с. 29]
Сущность адаптациизаключается в обеспечении процесса развития личности. Адаптация включаетширокий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит отпсихофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейныхотношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Т.е., каждый ребенокпривыкает по-своему.
Трудности, возникающиеу детей в процессе адаптации, могут привести к самой неблагоприятной ее форме –дезадаптации, которая может проявляться в нарушениях дисциплины, игровой иучебной деятельности, взаимоотношений со сверстниками и воспитателями.
В научной литературепредставлены разные группы факторов: внешние и внутренние; биологические исоциальные; факторы, которые зависят и не зависят от педагогов, ДОУ. Следуетотметить, что более полно изучены и охарактеризованы в психолого-педагогическойлитературе факторы, затрудняющие адаптацию дошкольников и приводящие кдезадаптации личности.
Припоступлении в дошкольное учреждение у малышей происходит ломка стереотипов: из знакомойдомашней обстановки ребенок попадает в непривычную среду детского сада. Соблюдениережима дня, новые требования, постоянный контакт со сверстниками, совершенно другаяобстановка, стиль общения — становятся для малыша источником стрессовых ситуаций.Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов детей приводит кпсихическому напряжению, происходит нарушение в поведении, физиологическихпроцессах, эмоциональном состоянии.
Проблема адаптацииребенка раннего возраста остается практически неразработанной. До сих порспециально не изучалось, как происходит включение маленького ребенка в новуюдействительность, какие психологические трудности он испытывает в процессеадаптации, каким образом можно оценить его эмоциональное состояние в этотпериод, каковы психологические критерии адаптационных возможностей ребенкараннего возраста и каковы способы установления контакта взрослого. Сегодняколичество детей, имеющих отклонения в поведении (агрессивность, тревожность,гиперактивность и т.д.), невротические расстройства, продолжает расти. Такимдетям труднее адаптироваться к новым социальным условиям. Следует отметить, чтоневротические расстройства — преходящие состояния, т.е. их отличает динамизм,они могут быстро возникать при стрессовых ситуациях и достаточно быстроисчезать, даже при небольшой помощи, устраняющей психогенные факторы. Особенноэто касается невротических реакций, они являются начальной формой психическойдезадаптации, т.е. поведенческой реакцией, неадекватной внешнему стимулу.Например, ребенок, который не хочет ходить в детский сад, потому что боитсявоспитателя, вернулся домой. Там его окружают любящие родители, он попадает впривычную ситуацию, но по-прежнему плачет, боится оставаться один, плохо ест изасыпает, хотя до поступления в детский сад таких изменений в поведении ребенкав домашних условиях не было. Ориентация педагога на более ласковое отношение кэтому ребенку способствовало его привыканию к детскому саду и, особенно, квоспитателю. При этом изменения поведения исчезли без медикаментознойкоррекции.
При отсутствиисвоевременной помощи таким детям невротические реакции трансформируются в болеестойкие расстройства — неврозы. При этом усиливаются вегетативные расстройства,нарушается регулирующая функция нервной системы, деятельность внутреннихорганов и могут возникать различные соматические заболевания. Доказано, чтоболее половины хронических заболеваний (до 80%) — это психо- инейросоматические болезни. У ребенка также важно оценивать показателинервно-психического развития: в раннем возрасте детей (первые 3 года жизни)это, прежде всего, речевое, моторное развитие, эмоциональное состояние;
Следовательно, во всевозрастные периоды при оценке психического здоровья необходимо давать характеристикуэмоционального состояния ребенка, его социальной адаптации.
Если говорить опричинах частых нарушений психического здоровья детей, то среди их многообразияособо хотелось бы остановиться на двух аспектах.
Первый аспект — ростчастоты перинатальных повреждений нервной системы, возникающих еще в утробематери или во время родов. Частота таких повреждений достигает 80%. Вбольшинстве случаев это легкие повреждения, в основном, проявляющиеся в первыемесяцы жизни ребенка возбуждением, нарушением сна, изменением тонуса мышц. Кгоду эти расстройства, как правило, проходят (компенсируются). Но это периодтак называемого «мнимого благополучия», и уже к трем годам более чем у половинытаких детей появляются изменения поведения, нарушение развития речи, двигательнаярасторможенность, то есть появляются синдромы минимальной дисфункции мозга. Уэтих детей не только нарушается поведение и развитие высших мозговых функций,но и затруднена адаптация к дошкольным учреждениям и школе, имеются трудности вобучении. Это, в свою очередь, определяет их повышенную склонность кэмоциональным расстройствам и невротизации. У этих детей очень раноопределяются вегетативные сдвиги и формируются болезни дисрегуляции, такназываемая нейросоматическая патология. Это могут быть различные заболеваниясердечно-сосудистой системы (например артериальная гипо- и гипертензия),пищеварительного тракта (например гастродуоденит), бронхолегочной системы(например бронхиальная астма) и т.д.
Второй аспект частыхнарушений психического здоровья — стрессовые ситуации в жизни ребенка. Онимогут быть обусловлены как социально-экономическим неблагополучием семьи, так инеправильным воспитанием ребенка. Стрессовые ситуации могут возникать приотрыве ребенка от семьи, когда он поступает в дошкольное учреждение или школу.Причиной их может быть и плохая успеваемость, конфликты со сверстниками ипедагогами. Особая роль отводится наказанию ребенка.
Неблагоприятномутечению адаптации детей часто предшествуют имеющиеся с раннего возрастанарушения психического здоровья. Поэтому очень важно как можно раньше выявлятьэмоциональные нарушения и проводить их коррекцию.
С другой стороны,неблагоприятное течение адаптации к детскому саду ведет к замедлениюинтеллектуального развития, негативным изменениям характера, нарушенияммежличностных контактов с детьми и взрослыми, то есть к дальнейшему ухудшениюпоказателей психического здоровья. При продолжительной стрессовой ситуации уэтих детей возникают неврозы и психосоматическая патология, а это затрудняетдальнейшую адаптацию ребенка к новым факторам среды. Возникает замкнутый круг.Особая роль в длительном сохранении стрессовой ситуации отводитсямежличностному конфликту. Неслучайно в последнее время стали актуальнымипроблемы дидактогенных заболеваний, вызванных непедагогическим поведениемвоспитателя. Следует отметить, что воспитатели сами часто имеют нарушенияздоровья, сходные по структуре с заболеваниями воспитанников, у них нередковыявляется неврастенический синдром. Воспитатель и его воспитанники, находясь ведином психоэмоциональном кольце, оказывают взаимозаражающее действие. Поэтомув системе охраны здоровья детей очень важно нормализовать психоэмоциональноесостояние воспитателя.
Поступление ребенка вясли вызывает, как правило, серьезную тревогу у взрослых. И не напрасно.Известно, что изменение социальной среды сказывается и на психическом, и нафизическом здоровье детей. Особого внимания с этой точки зрения требует раннийвозраст, в котором многие малыши впервые переходят из достаточно замкнутого семейногомира в мир широких социальных контактов. Если трехлетний малыш, готовящийся кдетскому саду, уже владеет речью, навыками самообслуживания, испытываетпотребность в детском обществе, то ребенок младенческого и раннего возрастаменее приспособлен к отрыву от родных, более слаб и раним. Установлено, чтоименно в этом возрасте адаптация к детскому учреждению проходит дольше итруднее, чаще сопровождается болезнями. В этот период происходит интенсивноефизическое развитие, созревание всех психических процессов. Находясь на этапестановления, они в наибольшей степени подвержены колебаниям и даже срывам.Изменение условий среды и необходимость выработки новых форм поведения требуютот ребенка усилий, вызывают появление стадии напряженной адаптации. От того, насколькоребенок в семье подготовлен к переходу в детское учреждение, зависят и течениеадаптационного периода, который может продолжаться иногда в течение полугода, идальнейшее развитие малыша. Изменение образа жизни приводит в первую очередь кнарушению эмоционального состояния. Для адаптационного периода характерныэмоциональная напряженность, беспокойство или заторможенность. Ребенок многоплачет, стремится к контакту со взрослыми или, наоборот, раздраженноотказывается от него, сторонится сверстников. Таким образом, его социальныесвязи оказываются нарушенными. Эмоциональное неблагополучие сказывается на сне,аппетите. Разлука и встреча с родными протекают подчас очень бурно,экзальтированно: малыш не отпускает от себя родителей, долго плачет после ихухода, а приход вновь встречает слезами. Меняется его активность и по отношениюк предметному миру: игрушки оставляют его безучастным, интерес к окружающемуснижается. Падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас,новые слова усваиваются с трудом. Общее подавленное состояние в совокупности стем обстоятельством, что ребенок попадает в окружение сверстников иподвергается риску инфицирования чужой вирусной флорой, нарушает реактивностьорганизма, приводит к частым болезням.
Такимобразом, проблема адаптации зависит от возраста ребенка, состояния здоровья, уровняразвития. Период привыкания детей к ДОУ – неизменно сложная проблема. От того, какпройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым исверстникам, зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучноесуществование в детском саду и в семье.
1.2 Особенности детей раннего возраста(нервно-психического, нервно-физического развития, особенности познания,особенности общения)
Какойдетский возраст требует наибольшего внимания к себе в плане предоставляемыхвозможностей для ускорения психического развития ребенка, использование илинеиспользование которых может иметь серьезные последствия? Спсихолого-педагогической точки зрения это ранний детский возраст, от одногогода до трех лет. По данным, которыми в настоящее время располагаетпсихологическая наука, этот возраст является одним из ключевых в жизни ребенкаи во многом определяет его будущее психологическое развитие.
Особоезначение этого возраста объясняется тем, что он непосредственно связан с тремяфундаментальными жизненными приобретениями ребенка: прямохождением, речевымобщением и предметной деятельностью. Прямохождение обеспечивает ребенку широкуюориентацию в пространстве, постоянный приток необходимой для его развития новойинформации. Речевое общение позволяет ребенку усваивать знания, формироватьнеобходимые умения и навыки и через учителя, человека, владеющего ими, быстрееприобщаться к человеческой культуре. Предметная деятельность непосредственноразвивает способности ребенка, в особенности его ручные движения.
Вначале данного возраста манипуляции ребенка с предметами приобретаютспецифический характер. Копируя движения взрослого с конкретными предметами, ребенокначинает переносить усвоенные схемы действия на другие предметы и ситуации. Переносдействия осуществляется двумя путями. Первый — это перенос действия с одного предметана другой.
Вначале второго года жизни ребенок начинает подражать действиям взрослых и стараетсядействовать теми же вещами, которыми пользуются окружающие его люди. В репертуареего предметных действий появляются так называемые специфические действия с предметами,т.е. действия, в которых он правильно использует тот или иной предмет(сморкается в платочек, подносит ко рту ложку или кружку). Лишь постепенноспецифические действия с предметами, то есть действия, в которых ребенок точновоспроизводит общепринятый способ употребления того или иного предмета обретаетвид орудийного действия, в котором рука ребенка подстраивается подпредмет-орудие, и в котором возникает особая цель — овладеть таким способом действияс этим предметом, который позволил бы произвести некий новый эффект, например, завестимашину ключиком так, чтобы она после завода сама поехала. В раннем возрасте игровыедействия дифференцируются от собственно предметных. Для ребенка второго года жизниигрушка еще не представляет собой предмета, специально для него предназначенногои изображающего «взрослые» предметы.
Развитиепредметной деятельности происходит по нескольким направлениям. Во-первых, это развитиекультурно нормированных, специфических и орудийных действий. Маленький ребёнок долженнаучиться пользоваться окружающими предметами «по-человечески»: правильно естьложкой и пить из чашки, рисовать карандашом, копать совочком, причёсыватьсярасчёской, застёгивать пуговицы и пр. Это задача не только развития движенийруки и общей моторики. Все эти действия требуют преодоления спонтанной,импульсивной активности, а значит овладения собой и своим поведением.
Ребёнокдолжен понять и присвоить смысл этих простых действий, увидеть их результат почувствоватьсвою умелость. Всё это даёт ему чувство своей компетентности, самостоятельности,уверенности в себе. Для решения этой задачи необходимо, начиная с 1 года, приучатьдетей к самообслуживанию: показывать, как правильно одеваться, причёсываться,держать ложку или чашку, оставляя им возможность самостоятельных действий ипобуждая к ним. Помимо обычных бытовых процедур, нужны специальные игры иигрушки, созданные для детей раннего возраста.
Второйлинией развития предметной деятельности является формированиенаглядно-действенного мышления. Ребёнок раннего возраста мыслит прежде всего действуяруками. Соотнося форму или размер отдельных предметов или нанизывая колечки на стерженьпирамидки ребёнок не только действует, но и думает, учится учитывать свойстваразных предметов и ориентироваться на них, строит их образы. В таких соотносящихдействиях происходит формирование внутреннего плана и образного мышления. Приосвоении орудийных действий в предметах выделяются наиболее существенные иобщие признаки, сто приводит к формированию обобщений, приобретающих характерпонятий.
Третьейважнейшей линией развития предметной деятельности является становление познавательнойактивности, которая проявляется в любознательности и самостоятельности ребёнка.Строя дом из кубиков, или пытаясь открыть загадочные коробочки, в которых спрятансюрприз, малыш решает самые настоящие мыслительные задачи, а игры с песком и водой- открывают огромный простор для установления физических закономерностей,овладения представлениями об объёме, форме, изменениях веществ и пр. И хотярешение этих задач неотделимо от практических действий, оно требует значительныхумственных усилий и познавательной активности. Задача взрослого здесь состоит нев том, чтобы показать правильный способ действия (т. е. подсказать решениезадачи) а в том, чтобы вызвать и поддержать познавательную активность, заинтересоватьмалыша загадочным предметом и побудить к самостоятельному экспериментированию. Онодаёт возможность ребёнку опробовать разные способы действия, снимая при этом страхошибиться и скованность детского мышления готовыми схемами действия.Экспериментирование стимулирует ребёнка к поискам новых действий и способствуетсмелости и гибкости детского мышления.
Четвёртымважнейшим направлением развития предметной деятельности является формирование целенаправленностии настойчивости действий ребёнка. Известно, что деятельность ребёнка до 2-х летимеет процессуальный характер: малыш получает удовольствие от самого процессадействий, их результат ещё не имеет какого-либо самостоятельного значения. К трёмгодам у ребёнка уже складывается определённое представление о результате того, чтоон хочет сделать, и это представление начинает мотивировать действия ребёнка.Ребёнок действует уже не просто так, а с целью получения определённого результата.Таким образом, деятельность приобретает целенаправленный характер. Очевидно,что нацеленность на результат, настойчивость в достижении цели являетсяважнейшей характеристикой не только деятельности ребёнка, но и его личности вцелом. Для формирования этого ценного качества необходима помощь взрослого.
Целостнаяпредметная деятельность, которая должна сложиться у ребенка к концу третьегогода жизни, включает в себя 3 важнейших компонента:
1)Умение планировать свою деятельность, заранее мысленно предвидеть тотрезультат, который еще только предстоит получить на практике;
2)Умение подбирать такие способы действия, которые выстроены в логикепредставленной цели и могут привести к получению нужного результата.
3)Умение самостоятельно сличать полученный результат с исходным замыслом(соответствует ли он поставленной цели.
Удетей от двух до трех лет при условии правильно организованногоситуативно-делового общения все эти три компонента предметной деятельностипостепенно складываются [1, с. 35--37].
Каждыйиз этих факторов незаменим, а все они, вместе взятые, достаточны дляразностороннего и полноценного психического и поведенческого развитиямаленького растущего человека [2, c.46-47].
Настойчивость,с которой дети учатся ходить, свидетельствует о том, что стояние на двух ногахи прямохождение доставляют детям непосредственное эмоциональное удовольствие. Вфизиологическом плане истоки такого стремления восходят к рефлекторнымдвижениям младенца первых месяцев жизни, когда прикладывание ладони к ступнямполусогнутых ног ребенка вызывает их автоматическое разгибание. Благодаряпереходу к вертикальной походке ребенок получает возможность видеть дальше ибольше вокруг себя. У него высвобождаются руки для манипулирования предметами,для ориентировочно-исследовательской деятельности и конструкторской, творческойработы. Примерно к трем годам память, восприятие, воображение и вниманиеребенка начинают приобретать человеческие свойства. Но главное состоит в том,что в данном возрасте ребенок овладевает тем умением, которое существеннымобразом влияет на его последующее поведенческое, интеллектуальное и личностноеразвитие. Речь идет о способности понимать и активно пользоваться языком вобщении с людьми. Благодаря постоянному речевому взаимодействию со взрослымиребенок из биологического существа к середине раннего детства превращается посвоим поведенческим и психологическим качествам в человека, а к концу этогопериода — в личность. Развитие познавательных процессов и речи помогает ребенкуускоренно приобретать знания, усваивать нормы и формы человеческого поведения.
Именнов раннем возрасте ребенок впервые открывает для себя тот замечательный факт,что все в мире людей имеет свое название. Через речь, которой ребенокпрактически овладевает в эти годы, он получает прямой доступ к важнейшимдостижениям человеческой материальной и духовной культуры. Через речевоеобщение со взрослыми он приобретает в десятки раз больше информации обокружающем его мире, чем с помощью всех данных ему от природы органов чувств[1, c. 50].
Дляребенка речь является не только незаменимым средством общения, но также играетважнейшую роль в развитии мышления и в саморегуляции поведения. Направленная сконца раннего детства не только на окружающих людей, но и на самого себя, речьпозволяет ребенку овладевать собственным поведением и собственными психическимипроцессами, делать их в определенной степени произвольно регулируемыми. Безречи невозможны были бы ни человеческое восприятие действительности, ничеловеческое внимание, ни развитая память, ни совершенный интеллект. Благодаряречи между взрослым и ребенком возникает деловое сотрудничество, становитсявозможным сознательное, целенаправленное обучение и воспитание.
Длятого чтобы представить себе, как в раннем возрасте идет процесс развитияпредметной и игровой деятельности, начавшийся еще в младенчестве, необходиморасширить систему понятий, с помощью которых описываются данные видыжизнедеятельности, которые содержат в себе попытку трансформировать ипреобразовать воспринимаемую реальность. Такая деятельность включает в себясовокупность всех действий ребенка, за исключением тех, которые выполняют ролькопирования действительности, например восприятие, подражание. В отличие отэтого репродуктивной мы будем именовать деятельность, содержащую в себе попыткупредставить воспринимаемую реальность в том виде, в каком она непосредственнодана нашим органам чувств, без стремления субъекта трансформировать илипреобразовать ее.
Дляпредставления связи продуктивной и репродуктивной деятельности с семиотическойфункцией следующей терминологией Ф.де Соссюра, уточняющей ранее введенные намипонятия:
а) признаки— это указатели предметов, тесно связанные с самими предметами, на которые ониуказывают. Признаки являются частью самого предмета или его неотъемлемымисвойствами.
б) символы— указатели, обозначающие предмет, но уже отдаленные, отличные от него и вместее тем сохраняющие определенное сходство с самим предметом. К примеру, в детскойигре белый камешек, похожий на кусочек хлеба, может представлять хлеб, а трава— овощи;
в)знаки — указатели, произвольным образом связанные с предметом, не имеющие с нимникакого внешнего или внутреннего сходства. Знак условен и всегда социален,т.е. является общим для многих людей, например буквы и цифры.
Семантическаяфункция – это приобретаемая ребенком на втором году жизни способностьпредставлять отсутствующий объект или непосредственно не воспринимаемое припомощи органов чувств событие с помощью символов, или знаков, т.е. указателей,отделенных от обозначаемых ими предметов или явлений. С семиотической функциейсвязаны символические игры, умственные образы и рисунки, подражание имоделирование действительности.
Переходот признаков к символам и знакам определенно связан с развитием подражания,которое на сенсомоторном уровне является способом представления кого-либо иличего-либо посредством реальных имитационных действий. Образы предметов в данномконтексте выступают как их внутренняя, психологическая имитация. В своюочередь, они являются основой для межчеловеческого общения и приобретения речи[15, c. 80-83].
Подвижность нервных процессов у детей в этомвозрасте невелика, что усугубляет трудности в перестройке восприятияокружающего.
Примерно после 7 месяцев у детей появляется страхпри появлении незнакомых взрослых.
На втором году жизни ребенок начинает меньше боятьсячужих взрослых.
В полтора года более характерным будет не страх, анастороженное ожидание по отношению к незнакомому взрослому, а в дальнейшем –смущение, своеобразная застенчивость при первоначальном знакомстве — обычно додвух – двух с половиной лет.
Оптимальный вариант приема детей не ранее 2 лет,когда у них уже нет страха перед незнакомыми людьми, а привязанность к материне сопровождается обостренной зависимостью от нее.
Кроме этого существуют половые различия в возрастномдиапазоне. Более благоприятный для адаптации возраст от 2 лет приходитсяпреимущественно для девочек. Мальчики в большей степени, чем девочки привязанык матери и более остро реагируют на разлуку с ней, они дольше чувствуютпривязанность к ней.
У мальчиков более благоприятный для адаптации кдетскому саду возраст составляет 2,5 — 3,5 года.
Не рекомендуется отдавать ребенка в детскоеучреждение в кризисные моменты, в эти периоды может наблюдаться снижение работоспособности,эмоциональные расстройства, изменение поведения ребенка, что может усугубитьпроцесс адаптации [8, c.43].
По уровню развития общения детей можно разделить натри группы:
1 группа – это дети, у которых преобладаетпотребность в общении только с близкими взрослыми, они ожидают от них тольковнимания, ласки, доброты, сведений об окружающем. Такие дети, глубокопереживают расставание с близкими. Опыта общения с посторонними они не имеют,не готовы вступать с ними в контакт. У данных детей в поведении довольно долгосохраняются беспокойство и плаксивость.
2 группа – это дети, у которых сформировалась потребностьв общении не только с близкими, но и с другими взрослыми, не являющимисячленами семьи. Такие дети, пока воспитатель рядом спокойны, но детей такойребенок, как правило, боится и держится от них на расстоянии Детям даннойгруппы в период привыкания свойственно неуравновешенное эмоциональноесостояние.
3 группа – дети, испытывающие потребность в активныхсамостоятельных действиях и общении с взрослыми. Для них характерно спокойное,уравновешенное эмоциональное состояние. Они включаются в предметнуюсамостоятельную деятельность или в сюжетно-ролевую игру, устанавливаютположительные взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Играют частосамостоятельно.
При поступлении в детский сад больше трудностейиспытывают дети, которых можно условно отнести к 1 группе (потребность вобщении только с близкими людьми) Как правило, чем уже круг общения в семье,тем длительнее проходит процесс адаптации. Легче адаптируются дети, условноотнесенные к 3 группе.
Относительной нормой, уровня социализации ребенкаконца первого года жизни, является положительное эмоциональное обращение совсеми окружающими его близкими людьми.
На 2 году жизни нормой является желание ребенкаобщаться не только с близкими, но и с другими взрослыми.
На 3 году у детей постепенно формируется умениеобщаться как с взрослыми, так и со сверстниками [5, c.33-35].
Дети, у которых процессы возбуждения и торможенияуравновешены, отличаются спокойным поведением, бодрым настроением,общительностью. Они любят как спокойные, так и подвижные игры, положительновоспринимают все режимные моменты, активно в них участвуют. Если содержаниеобщения, возникшего в новых условиях, их удовлетворяет, они привыкают довольнолегко и быстро.
Дети, отличающиеся легкой возбудимостью, бурновыражают свое отношение к окружающему, быстро переходят от одного состояния кдругому. Они любят играть в подвижные игры, но быстро меняют игрушки, легкоотвлекаются, постоянно двигаются по группе, рассматривая то один предмет, тодругой. В первые дни у таких детей может возникнуть перевозбуждение нервнойсистемы.
В противоположность легковозбудимым есть дети,которые отличаются спокойным, несколько медлительным, даже инертным поведением.Они очень неактивно выражают свои чувства и кажутся внешне благополучноадаптирующимися, однако свойственная им заторможенность может усилиться.Медлительные дети часто отстают от своих сверстников в развитии координациидвижений, в освоении окружающего, в овладении умениями и навыками. При работевоспитателя с такими детьми важно проявить выдержку и терпение. В первые дни воспитателямне рекомендуется привлекать медлительных детей к общению со сверстниками, таккак им требуется длительное время в освоении нового пространства. Нетерпеливыйподход воспитателя к ребенку может привести к осложнениям, к затруднениям вадаптации.
Особого внимания требуют дети с ослабленным типомнервной системы. Они очень болезненно переносят перемены в условиях жизни ивоспитания. Их эмоциональное состояние нарушается при малейших неприятностях,хотя бурно своих чувств они не выражают. Все новое пугает их и дается с большимтрудом. Они не уверены в движениях и действиях с предметами, медленнее, чемдругие дети этого же возраста, приобретают необходимые навыки. Таких детей кдетскому учреждению следует приучать постепенно, привлекать к этому близких имлюдей. При этом рекомендуется постоянно поощрять и подбадривать этих детей,помогать им в освоении нового.
Холерики и флегматики сложнее адаптируются кдошкольному учреждению, чем более уравновешенные и в меру медлительные сангвиники.Холерики, особенно мальчики, нелегко переносят недостаток активности идвижения, но труднее всего приходится медлительным детям: они не успевают заобщим темпом еды, сна, одевания.
У любого ребенка изменение условий жизни, привыканиек новой среде и приспособления к ее условиям, вызывает стресс, напряжение.
Данное напряжениепроявляется, главным образом, на психо-эмоциональном и физиологическом уровне ребенка.Существует ряд показателей, информативно характеризующих особенности поведенияи проявление эмоций у ребенка, адаптирующегося к новому организационномуколлективу [17, c. 135-137].
На физиологическомуровне основными показателями привыкания к детскому саду являются состояниездоровья, сон, аппетит. На психоэмоциональном уровне: эмоции, поведение исоциальные контакты.
Отрицательныеэмоции то подавленность и безучастность ко всему, торебенок напоминает «белку в колесе». Вырываясь из рук воспитателей, мчится квыходу, конфликтуя со всеми на ходу. И вдруг бессильно замолкает, окаменев.Плач — от хныканья до постоянного. В палитру плача входит также и «плач закомпанию», которым уже почти адаптированный к саду ребенок поддерживаетновичков, пришедших в группу.
Страх:во всем скрытая угроза: от неизвестной обстановки и встречи с новыми детьми,до новых взрослых, а главное, то, что Вы забудете и не придете вечером, чтобызабрать домой… Родительские переживания особенностей нового этапа жизниребенка, еще более усугубляют страх.
Гневи рождаемая им агрессия готовы без искры разгореться, будто в ребенке — «пороховая бочка».
Положительныеэмоции: немного выражены в те моменты, когда малыш какбудто «опьянен» ориентировочной реакцией на «прелесть новизны». Доминированиеих, возвещает о завершении у вашего ребенка адаптационного периода. Радость,улыбка и веселый смех — главные «лекарства» и противовес всем отрицательнымэмоциям.
Социальныеконтакты: на смену «гордой бесконтактности» приходит«компромиссная контактность», что, однако, является инициативой мнимой — выходомиз сложившегося положения. Она не направлена на улучшение общения сосверстниками. Если проявить терпение и такт, то в три года малыш способенвыбрать повод для контакта. В коммуникабельности ребенка — успех исходаадаптационного процесса.
Познавательнаядеятельность снижается и угасает на фоне стрессовыхреакций: нет интереса к игрушкам, не хочется знакомиться со сверстниками ипонять, что происходит рядом. «Почемучка» словно в зимней спячке, но когда онпроснется, или в конце концов Вы все-таки «разбудите» его посредствомположительных эмоций, активность стресса станет минимальной и в скором времениисчезнет насовсем.
Социальныенавыки: почти все давно усвоенные и успешно используемыедома навыки самообслуживания под прессом стресса малыш может «растерять». Помере адаптации ребенка к условиям организованного коллектива, он вдруг«вспоминает» забытые им навыки, в придачу к ним легко усваивает новые.
Особенностиречи:не отвечает на вопросы, затруднено необходимое для возраста ребенка пополнениеего активного словарного запаса. На фоне стресса имеющийся словарный запасскудеет: употребление младенческих или облегченных слов без существительных иприлагательных. Одни глаголы! В ответах на вопросы — «телеграфный стиль». Такаяречь — итог тяжелой адаптации.
Двигательнаяактивность: заторможенность или неуправляемая гиперактивность.Не путайте активность, измененную в связи с процессом адаптации, с активностью,присущей темпераменту ребенка!
Сонесли ребенок и засыпает, а не рыдает на кровати, то сон его беспокойный,прерывается внезапным пробуждением. По мере привыкания он сможет тихо провестисвой тихий час и спать спокойно.
Аппетиту ребенка тем хуже, чем менее благоприятно он адаптируется. «Волчий аппетит»возникает при попытке хоть как-то удовлетворить свои неудовлетворенныепотребности. Нормализация повышенного или пониженного аппетита сигнализирует отом, что отрицательные сдвиги адаптационного периода не нарастают, а пошли наубыль, и в скором времени нормализуются и все другие показатели описанного намивыше эмоционального портрета [16, c.138-140].
У здоровых детейадаптация проходит относительно легко, в то время как у соматически ослабленныхдетей данный процесс может протекать с осложнениями.
Тяжелее всего адаптацияк условиям образовательного учреждения проходит у детей 3 группы здоровья: Уданных детей наблюдаются частые обострения основного заболевания. Такие детичаще болеют.
Здоровье это то, чтоесть, и, к сожалению, изменить достаточно быстро эти показатели в положительнуюсторону невозможно.
Таким образом,состояние здоровья — один из основных факторов, влияющих на длительность иуспешность процесса адаптации
1.3 Виды адаптации детей раннеговозраста
Впоследнее время повышение возрастного порога начала посещения дошкольногоучреждения с 1,5 до 3 лет, с одной стороны, и усиление образовательной нагрузкив дошкольном учреждении — с другой, делают проблему привыкания младшегодошкольника к условиям детского сада особенно актуальной.
Сложностьприспособления организма к новым условиям и новой деятельности и высокая цена,которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимостьтщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольномуучреждению или, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.
Адаптациявключает множество индивидуальных реакций, характер которых зависит отпсихофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейныхотношений, от состояния здоровья ребенка.
Адаптациянеизбежна в тех ситуациях, когда возникает противоречие между нашимивозможностями и требованиями среды. Выделяют три стиля, с помощью которыхчеловек может адаптироваться к среде:
а)творческий стиль, когда ребенок старается активно изменять условия среды,приспосабливая ее к себе, и таким образом приспосабливается сам;
б)конформный стиль, когда ребенок просто привыкает, пассивно принимая всетребования и обстоятельства среды;
в)избегающий стиль, когда ребенок пытается игнорировать требования среды, нехочет или не может приспосабливаться к ним [28, c.63-65].
Наиболееоптимальным является творческий стиль, наименее оптимальным — избегающий.
Ксожалению, попытки рассмотреть проблему адаптации остаются на уровне толькотеоретических исследований и сводятся к рекомендации перед приходом ребенка всад максимально приблизить домашний режим дня к режиму дошкольного учреждения.Существует три фазы адаптационного процесса.
1.Острая фаза — сопровождается разнообразными колебаниями в соматическомсостоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, более частымреспираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу вречевом развитии; фаза длится в среднем один месяц.
2.Подострая фаза — характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть всесдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам, на фонезамедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со среднимивозрастными нормами; фаза длится 3—5 месяцев.
3.Фаза компенсации — характеризуется убыстрением темпа развития, и дети к концуучебного года преодолевают указанную выше задержку в развитии.
Приэтом различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационногопериода:
легкаяадаптация — поведение нормализуется в течение 10—15 дней; ребеноксоответственно норме прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, неболеет в течение первого месяца посещения дошкольного учреждения;
адаптациясредней тяжести — сдвиги нормализуются в течение месяца, ребенок на короткоевремя теряет в весе; может наступить однократное заболевание длительностью 5—7дней, есть признаки психического стресса;
тяжелаяадаптация длится от 2 до 6 месяцев; ребенок часто болеет, теряет уже полученныенавыки; может наступить как физическое, так и психическое истощение организма[30, c. 203-205].
Именнопоэтому необходима целенаправленная организация жизни младшего дошкольника вдошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному,безболезненному приспособлению ребенка к новым условиям, позволяла быформировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, преждевсего со сверстниками. Таким образом, первая часть данной работы ставит своейзадачей помочь руководителям дошкольных учреждений, воспитателям, детскимпсихологам в организации адаптационного периода, дает практические рекомендации,описание занятий, сценарии, призванные облегчить эту сложную, кропотливуюработу на первоначальном этапе.
1.4Формы и способы адаптации детей раннего возраста
Споступлением ребенка в ДОУ в его жизни происходит множество изменений: строгийрежим дня, отсутствие родителей в течении 9 и более часов, новые требования,постоянный контакт с детьми, новое помещение, таящее в себе много неизвестного.
Всеэти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для негострессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести кневротическим реакциям, таким как капризы, страхи, отказ от еды. Поэтомупринципами работы по адаптации детей в ДОУ являются:
1.Тщаительныйподбор педагогов в формирующихся группах.
2.Предварительноеознакомление родителей с условиями работы ДОУ.
3.Постепенноезаполнение групп.
4.Гибкийрежим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальныхособенностей детей.
5.Сохранениев первые 2-3 недели имеющихся у малышей привычек.
6.Информированиеродителей об особенности адаптации каждого ребенка на основе адаптационныхкарт.
Впроцессе адаптации ребенка в ДОУ также используют такие формы и способыадаптации детей как:
элементы телеснойтерапии (обнять, погладить). В детском возрастенеобходимо развивать координацию, гибкость и выносливость.
Комплекс специальныхупражнений поможет ребенку выработать силу воли, увеличить чувствительность иузнать много нового о своем теле. Занятия укрепят и сделают более эластичнымимышцы, разработают суставы, а движения станут более красивыми и пластичными.Кроме этого, с помощью телесно-ориентированной терапии оздоравливаютсявнутренние органы и улучшается самочувствие.
Комплекс заканчиваетсяупражнениями на релаксацию, потому что расслабление в такой же степенинеобходимо для развития мышц, как и тренировка. Нервная система получаетполноценный отдых, кровообращение приходит в абсолютное равновесие.
исполнение колыбельныхпесен перед сном — колыбельные — первые уроки родного языкадля ребенка. Песни помогают малышу запоминать слова, их значения, порядок словв предложении. Чтение ребенку поэзии оказывает такой же эффект. В отличие отобычной речи, стихи обладают ритмом, о благотворном влиянии которого нарастущий организм уже говорилось. Сопровождайте чтение стихов ритмическимпохлопыванием животика, и, если стихи понравятся малышу, вы заметите ответноеритмичное постукивание вашего разумного крохи.
Колыбельные песниснимают тревожность, возбуждение, действуют на ребенка успокаивающе. Этомуспособствуют плавная мелодия, ритмическое сочетание слова и движения (легкоепокачивание, но не тряска).
Когда мамы поютколыбельные песни, дети быстрее засыпают. Ребенку становится спокойнее, и емуснятся хорошие сны, ребенок быстрее забывает свои беды его укладывают спатьлаской именно ласка передается с колыбельной песней, пусть ребенок еще неслышит, но чувствует любовь, ласку, нежность мамы. Дети, которым поют в детствепесни, вырастают более нежными, добрыми.
От того, какие песнипела ребенку мать, и пела ли она их вообще, зависит характер маленькогочеловека, его физическое здоровье, степень развития.
Слушая колыбельныепесни малыш защищает свою психику от стрессов и эмоциональной неустойчивости.
Кроме того, последниеисследования показали, что с помощью певучих колыбельных у ребенка постепенноформируется фонетическая карта языка, он лучше воспринимает и запоминаетэмоционально окрашенные слова и фразы, а значит, раньше начнет разговаривать.
Через колыбельную уребенка формируется потребность в художественном слове, музыке. Постепеннопривыкая к повторяющимся интонациям, ребенок начинает различать отдельныеслова, что помогает ему овладеть речью, понимать ее содержание. С колыбельнойпесней ребенок получает первые представления об окружающем мире: животных,птицах, предметах.
Колыбельная песня несетв себе свет и тепло, является оберегом для малыша.
Релаксационные игры(песок, вода) — релаксация — это снятиенапряжения, расслабление, отдых.
За основу упражнений порелаксации взяты приемы по дыхательной гимнастике, мышечному и эмоциональномурасслаблению.
Упражнения порелаксации являются методом предотвращения стрессов у детей и оказываютположительное влияние на их здоровье. Они учат детей снимать напряжение, незамыкаться на своих проблемах и через сюжетно-ролевые игры уметь находитьпричины этого состояния. Упражнения должны быть в доступной игровой форме.
Сказкотерапия — этопроцесс воспитания Внутреннего Ребенка, развития души, повышение уровняосознанности событий, приобретения знаний о законах жизни и способахсоциального проявления созидательной творческой силы.
Метод сказкотерапиинаправлен на развитие восприятия, телесных ощущений, двигательной координациидетей, умения осознавать и контролировать свои переживания, пониматьсобственное эмоциональное состояние.
Занятия вводят ребенкав сложный мир человеческих эмоций, помогают ему прожить определенноеэмоциональное состояние, создать свой собственный «эмоциональный фон», спомощью которого он сможет ориентироваться в собственных чувствах и в чувствахлюдей, которые его окружают. Основной акцент делаем не просто на проработкиэмоций на уровне их узнавания по мимике, жестам, поведению, словам людей исказочных персонажей. В этих занятиях важно, чтобы ребенок проживал каждуюэмоцию на телесном уровне, наблюдал за своими телесными ощущениями и оценивалих. Таким образом, развивается произвольное улавливание ощущений тепла, холода,напряжения и расслабления мышц тела. Все занятия — игровые, так как игра — этоосновная деятельность ребенка, в которой он сначала эмоционально, а затеминтеллектуально осваивает систему человеческих отношений.
Музыкальныезанятия и развитие движений — музыкарано начинает привлекать внимание детей и вызывает у большинства из нихпостоянный интерес. Они ищут источник звучания, ждут звуки музыки при видеметаллофона, триоды или других музыкальных инструментов. Песни разногохарактера вызывают у детей различный эмоциональный отклик. У некоторых этоэмоциональное состояние в связи с музыкой проявляется особенно ярко.
Важно,чтобы дети не только знакомились с бодрыми, веселыми и ласковыми, спокойнымипеснями и пьесами, но и приучались более точно воспринимать особенностимузыкального звучания, а именно высоту, тембр, силу, длительность. Восприятиеэтих свойств музыкального звука связано с развитием у детеймузыкально-сенсорных способностей.
Выполняянесложные задания в процессе игр со звучащими игрушками, детскими музыкальнымиинструментами, дети различают звуки по высоте: угадывают, кто кричит — короваили котенок, курочка зовет цыплят или они ей отвечают. Повторяя под музыкупостукивания по бубну, осваивают ритм. Слушают звучание разных по тембрудетских музыкальных инструментов, сами хлопают соответственно музыке тихо игромко
Игровыеметоды взаимодействия с ребенком. В конце первого годаребёнок приобретет стремление к самостоятельности и независимости. На второмгоду жизни взрослый становится для ребёнка не только источником внимания идоброжелательности, не только «поставщиком» самих предметов, но иобразцом человеческих предметных действий. Общение со взрослым уже не сводитсяк прямой помощи или к демонстрации предметов. Теперь необходимо соучастиевзрослого, выполнение одного и того же дела. В ходе такого сотрудничестваребёнок одновременно получает и внимание взрослого, и его участие в действияхребёнка, и, главное — новые способы действия с предметами. Взрослый теперь нетолько даёт ребёнку в руки предметы, но вместе с предметом передаёт способдействия с ним. Общение со взрослым протекает как бы на фоне практическоговзаимодействия с предметами.
Возникаетновый тип ведущей деятельности ребёнка. Это уже не просто неспецифическиеманипуляции с вещами, а предметная деятельность, связанная с овладениемкультурными способами действий с предметами. Предметная деятельность являетсяведущей потому, что она обеспечивает развитие всех остальных сторон жизниребёнка: внимания, памяти речи, наглядно-действенного и наглядно-образногомышления. Все эти важнейшие способности в данном возрасте лучше всегоразвиваются именно в процессе практических предметных действий.
Крометого, действуя с предметами, ребёнок чувствует свою самостоятельность,независимость, уверенность в своих силах, что очень важно для развития еголичности.
Очевидно,что для такой деятельности нужны специальные игрушки. Игрушки, способствующиепознавательному развитию ребёнка
Предметнаядеятельность, в которой в раннем возрасте происходит умственное и техническоеразвитие ребёнка, имеет несколько линий развития, среди которых:
становлениеорудийных действий;
развитиенаглядно-действенного мышления;
развитиепознавательной активности;
формированиецеленаправленности действий ребёнка.
Каждоеиз этих направлений предполагает специальные игровые материалы и особыехарактеристики игрушек.
Правильнаяорганизация в адаптационный период игровой деятельности, направленной наформирование эмоциональных контактов “ребенок — взрослый” и “ребенок — ребенок”и обязательно включающей игры и упражнения.
Основнаязадача игр в этот период — формирование эмоционального контакта, доверия детейк воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готовогоприйти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре.Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемыхулыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Первые игрыдолжны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделеннымвниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетомвозможностей детей, места проведения.
Программазанятий в группе составлена с учетом особенностей детей раннего возраста, непосещающих детский сад, способствует успешной адаптации и более комфортномудальнейшему пребыванию ребенка в детском саду.
Проводятсяконсультации с родителями по снижению заболеваемости в период адаптации [10, c.55-57].
Адаптационныйпериод считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает ипросыпается в бодром настроении, играет со сверстниками. Длительность адаптациизависит от уровня развития ребенка.
Оченьважно, чтобы родители в этот период относились к ребенку очень бережно ивнимательно, стремились помочь ему пережить этот трудный момент жизни, а неупорствовали в своих воспитательных планах, не боролись с капризами.
Медицинская сестра ДОУеженедельно должна анализировать листы адаптации и выделять детей, имеющихотклонения по вышеперечисленным критериям. Эти дети консультируются педиатром ипсихологом, а по показаниям – и другими специалистами. Оценку течения адаптациидетей в ДОУ проводит педиатр. Адаптация считается благоприятной, еслиэмоционально-поведенческие реакции были слабо выраженными и нормализовались втечение 30 дней – у детей ясельного возраста; невротических реакций ненаблюдалось или они были слабо выраженными и прошли в течение 1–2 недель без специальнойкоррекции, потери массы тела не наблюдалось; за период адаптации ребенокраннего возраста перенес не более одного простудного заболевания в легкойформе.
Условно благоприятнойсчитается адаптация с умеренно выраженными эмоционально-поведенческимиреакциями и симптомами невротизации, потребовавшими коррекции, с потерей массыдо 150 г, падением гемоглобина до 115 г/л, 1–2 простудными заболеваниями влегкой форме. У детей раннего возраста допускается временный регресснервно-психического развития не более чем на 1 эпикризный срок.Продолжительность адаптационного периода – 75 дней для детей раннего возраста.В случае более выраженных изменений или затягивания сроков адаптации ее течениеоценивается как неблагоприятное.
Медико-психолого-педагогическаякоррекция нарушений адаптации всегда индивидуальна и должна назначатьсяпедиатром и психологом, а при необходимости – и другими специалистами, ккоторым ребенок направляется на консультацию.
Рекомендуетсяиспользование таких физиотерапевтических процедур, как массаж иультрафиолетовое облучение (УФО) в осенне-зимний период. При наличиифизиотерапевтического кабинета в ДОУ спектр профилактических процедур можетбыть значительно расширен (гальванизация, индуктотермия, УВЧ, ультразвук,лекарственный электрофорез, парафиновые и озокеритовые аппликации). В занятияпо физическому воспитанию следует включать элементы ЛФК (дыхательныеупражнения, постуральный дренаж, вибрационный массаж грудной клетки) [4].
Предупреждениенарушений адаптации детей к пребыванию в ДОУ является важным мероприятием посохранению и укреплению здоровья детей, их социализации и возможно только присовместном участии в этой работе администрации ДОУ, медицинского ипедагогического персонала, а также родителей.
1.5 Организация условий для адаптациидетей раннего возраста
Длятого чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался, необходимоследующее:
1.Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе. Необходимосформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Этозависит в первую очередь от умения и усилий воспитателей создать атмосферутепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых днейпочувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдетадаптация. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно“одомашнить” группу.
Мебельлучше разместить таким образом, чтобы она образовала маленькие комнатки, вкоторых дети будут чувствовать себя комфортно. Хорошо, если в группе будетнебольшой “домик”, где ребенок может побыть один, поиграть или отдохнуть.Сделать такой “домик” можно, например, из детской кроватки, обтянув красивойтканью и вынув из нее нижнюю доску.
Желательнорядом с “домиком” разместить живой уголок. Растения и вообще зеленый цветблагоприятно влияют на эмоциональное состояние человека.
Вгруппе необходим и спортивный уголок, который удовлетворял бы потребность детей2—3 лет в движении. Уголок следует оформить так, чтобы у ребенка появилосьжелание заниматься в нем.
Малышиеще не владеют речью настолько, чтобы выразить четко свои чувства и эмоции.Невыраженные эмоции (особенно негативные) накапливаются и в конце концовпрорываются слезами, которые со стороны выглядят непонятными, потому чтоникаких внешних причин для такого проявления эмоций нет.
Психологии физиологи установили, что изобразительная деятельность для ребенка не столькохудожественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагусвои чувства. Уголок изотворчества со свободным доступом детей к карандашам ибумаге поможет решить эту проблему в любое время, как только у малыша возникнетпотребность выразить себя. Особое удовольствие доставляет детям рисованиефломастерами-маркерами, оставляющими толстые линии, на прикрепленном к стенелисте бумаги.
Умиротворяющедействуют на детей игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающиевозможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее ирасслабляющее действие.
Летомподобные игры легко организовать на улице. В осенне-зимнее время желательноиметь уголок песка и воды в помещении. Для разнообразных и увлекательных игриспользуются небьющиеся сосуды разной конфигурации и объема, ложки, сита,воронки, формочки, резиновые трубочки. Дети могут купать в воде резиновыхкукол, набирать в резиновые игрушки воду и выталкивать ее струей, пускать поводе кораблики и т. д.
Помере привыкания к новым условиям у детей сначала восстанавливается аппетит,труднее нормализуется сон (от 2 недель до 2—3 месяцев).
Проблемысо сном вызваны не только внутренним напряжением, но и окружающей обстановкой,отличной от домашней. Ребенок чувствует себя неуютно в большой комнате. Такаяпростая вещь, как прикроватная занавеска, может решить ряд проблем: создатьощущение психологического комфорта, защищенности, придать спальне более уютныйвид, а главное, эта занавеска, которую сшила и повесила мама, становится длянего символом и частичкой дома, как и любимая игрушка, с которой он ложитсяспать.
Необходимовсячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детейв эмоциональном контакте со взрослым.
Ласковоеобращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках взрослого даютему чувство защищенности, помогают быстрее адаптироваться.
Маленькиедети очень привязаны к маме. Ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом.Поэтому очень хорошо иметь в группе “семейный” альбом с фотографиями всех детейгруппы и родителей. В этом случае малыш в любой момент сможет увидеть своихблизких и уже не так тосковать вдали от дома [11, c.35-36].
2.Работа с родителями, которую желательно начать еще допоступления ребенка в детский сад. Необходимое условие успешной адаптации —согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов киндивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.
Целесообразнорекомендовать родителям в первые дни приводить ребенка только на прогулку — такему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. Причем желательноприводить малыша не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можнообратить его внимание на то, как мамы и папы приходят за детьми, как онирадостно встречаются. В первые дни стоит приводить ребенка в группу позже 8часов, чтобы он не был свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей прирасставании с мамами.
Задачавоспитателя — успокоить прежде всего взрослых: пригласить их осмотретьгрупповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чемребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместеобсудить, как облегчить период адаптации.
Всвою очередь, родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога,принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребеноквидит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями ивоспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке [9, c.68-70].
3. Формирование уребенка чувства уверенности. Одна из задачадаптационного периода — помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнееосвоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. Ауверенным малыш будет, если узнает и поймет, что за люди его окружают; в какомпомещении он живет и т.д. Решению этой задачи, начиная с первого дня пребыванияв саду, посвящается все первое полугодие (до января).
Для формирования чувствауверенности в окружающем необходимо:
знакомство, сближениедетей между собой;
знакомство своспитателями, установление открытых, доверительных отношений междувоспитателями и детьми;
знакомство с группой(игровая, спальная и др. комнаты);
знакомство с детскимсадом (музыкальный зал, медкабинет и др.);
знакомство с педагогамии персоналом детского сада;
Правило 1. Первое, исамое важное, правило — добровольность участия в игре. Необходимо добитьсятого, чтобы ребенок захотел принять участие в предложенной игре. Заставляя, мыможем вызывать в малыше чувство протеста, негативизма, а в этом случае эффектаот игры ожидать не стоит. Напротив, увидев, как играют другие, увлекшись,ребенок сам включается в игру. Для того чтобы игра действительно увлекала детейи лично затронула каждого из них, необходимо выполнять
Правило 2. Взрослыйдолжен стать непосредственным участником игры. Своими действиями, эмоциональнымобщением с детьми он вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной изначимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре. Это особенноважно на первых этапах знакомства с новой игрой. В то же время взрослыйорганизовывает и направляет игру. Таким образом, второе правило заключается втом, что взрослый совмещает две роли — участника и организатора. Причемсовмещать эти роли взрослый должен и в дальнейшем.
Правило 3. Многократноеповторение игр, которое является необходимым условием развивающего эффекта.Воспитанники по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое.Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать еесодержание, лучше выполнять условия, которые создают игры для освоения иприменения нового опыта. А чтобы при повторении игра не надоела, необходимовыполнять
Правило 4. Наглядныйматериал (определенные игрушки, различные предметы и т.д.) надо беречь, нельзяего превращать в обычный, всегда доступный. Во-первых, так он дольшесохранится, а во-вторых, этот материал долго останется для детей необычным.
Правило 5. Взрослый недолжен оценивать действия ребенка: слова типа «Неверно, не так» или «Молодец,правильно» в данном случае не используются. Дайте ребенку возможность проявить,выразить себя, не загоняйте его в свои, даже самые лучшие, рамки. Он по-своемувидит мир, у него есть свой взгляд на вещи, помогите ему выразить все это! [12,c. 103-105]
В каком бы возрастеребенок не пришел впервые в детский сад, для него это сильное стрессовоепереживание, которое необходимо смягчить.
Заключение
Процесс переходаребенка из семьи в детское дошкольное учреждение сложен и для самого малыша идля родителей. Ребенку предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чемте, к которым он привык в семье. А это совсем не просто. Возникаетнеобходимость преодоления психологических преград. Выявлены три наиболеесущественные проблемы, с которыми малыши приходят из дома в ДОУ. Онизаключаются в следующем:
Первая проблема — удетей, поступающих в детский сад, довольно низок уровень нервно-психическогоразвития. Это связано как с особенностями воспитания в семье, так и сбиологическими факторами (течение беременности, родов). Наибольшая задержкапроявляется в навыках активной речи, в сенсорном развитии, что отрицательновлияет на дальнейшее становление маленького человека. В дошкольном возрастеотмечается замедленное развитие мышления и речи, внимания и памяти, выявляютсяневысокие показатели интеллектуальной готовности к школе.
Вторая проблема связанас различными отклонениями в поведении детей. Она касается сна, аппетитамалышей, гипервозбудимых или малоэмоциональных, неконтактных детей, ребят спроявлениями страхов, энуреза, тиков и т. п. Поэтому важно, чтобы воспитательимел возможность познакомиться с каждым ребенком, узнать его особенностиразвития и поведения.
Целенаправленнаяподготовка родителей и воспитателей дает свои положительные результаты даже притяжелой адаптации облегчает его привыкание к новым условиям. Прежде всего это:
1.Положительно-эмоциональноеотношение к ребенку (ласковое общение)
2.Удовлетворение егопотребностей физиологических и познавательных.
3. Индивидуальныйподход к ребенку.
4.Максимальноеприближение условий детского сада к домашним.
Объективнымипоказателями окончанием адаптационного периода являются:
— глубокий сон;
— хороший аппетит;
— бодрое эмоциональноесостояние;
— полное восстановлениеимеющихся навыков;
— активное поведение исоответствующая прибавка в весе по возрасту.
Воспитатели информируютродителей о протекании адаптации, чтобы снять тревогу за малыша, используя вработе адаптационные развиваю игры, а также при необходимости консультируетсясо специалистами ДОУ.
Список литературы
1. АйсинаР., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста /Ребенок в детском саду. – 2003. – № 5. – с.49 – 53;
2. АйсинаР., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста /Ребенок в детском саду. – 2003. – № 6 – с.46 –51.
3. БарканА. И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своегоребенка. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2007. – 417 с.
4. ВарпаховскаяО. “Зеленая дверца”: первые шаги в общество/ Ребенок в детском саду. – 2005. – №1. – с.30 – 35.
5. ВыготскийЛ.С. Вопросы детской психологии. – СПб.: СОЮЗ, 2007. – 224 с.
6. ДавыдоваО.И., Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие – М.: ТЦ Сфера,2005. – 25 с.
7. Диагностикав детском саду. Под редакцией Ничипорюк Е.А. Посевиной Г.Д. – Ростов – на –Дону, Феникс, 2004. – 275 с.
8. ЗаводчиковаО. Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошк. образоват.учреждения и семьи: пособие для воспитателей / О. Г. Заводчикова. — М.:Просвещение, 2007. — 79 с.
9. ЗубоваГ., Арнаутова Е. Психолого–педагогическая помощь родителям в подготовке малышак посещению детского сада / Дошкольное воспитание. – 2004. – № 7. – с.66 – 77.
10. Кирюхина,Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практ. пособие/ Н. В. Кирюхина. — М.: Айрис-пресс, 2006. — 112 с.
11. КостинаВ. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста / Дошкольное воспитание. –2006. – № 1 – c.34 – 37.
12. ЛуговскаяА., Кравцова М.М., Шевнина О.В. Ребенок без проблем! Решебник для родителей. –М.: Эксмо, 2008. – 352 с.
13. МонинаГ.Б. Лютова Е.К. Проблемы маленького ребенка — С-Петербург. – М.: Речь, 2002.– 238 с.
14. МорозоваЕ. Группа кратковременного пребывания: мой первый опыт сотрудничества сродителями / Дошкольное воспитание. – 2002. – № 11. –с.10 – 14.
15. НемовР.С. Психология. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – Кн. 2: Психологияобразования. – 608 с.
16. ОбуховаЛ.Ф. Детская психология. – М.: Владос, 2007. – 530 с.
17. ПавловаЛ.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Е.Г. Раннее детство: познавательное развитие – М.:Мозаика Синтез, 2004. – 415 с.
18. ПавловаЛ. Раннее детство, семья или общество? / Обруч. – 2007. – № 2. – С. 7-10 .
19. ПыжьяноваЛ. Как помочь ребенку в период адаптации / Дошкольное воспитание. – 2003. – №2. – С. 5-7
20. РоньжинаА.С. Занятия психолога с детьми 2 – 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению– М.: Книголюб, 2003. – 350 с.
21. СевостьяноваЕ.О. Дружная семейка – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 235 с.
22. СеменакаС.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе – М.: АРКТИ, 2006.– 275 с.
23. СмирноваЕ.О Ребёнок-взрослый-сверстник (Методическое рекомендации) Изд-во МГППУ, 2004.– 315 с.
24. ТеплюкС. Улыбка малыша в период адаптации / Дошкольное воспитание. – 2006. – № 3-4. с.46 – 51.
25. ШапарьВ.Б. Практическая психология. Психогиагностика отношений между родителями и детьми- Ростов-на-Дону, Феникс, 2006. – 430 с.
26. УрунтаеваГ.А. Дошкольная психология. — М.: «Академия», 2007. – 336 с.
27. УрунтаеваГ.А.Практикум по психологии дошкольника. — М.: «Академия», 2008. – 368 с.
28. ШипицинаЛ.М., Хилько А.А., Галлямова Ю.С. Комплексное сопровождение детей дошкольноговозраста – C — Петербург, Речь,2005. – 182 с.
29. ЧирковаТ.И. Психологическая служба в детском саду – М.: ЮНИТИ, 2007. – 290 с.
30. ЭльконинД. Б. Детская психология. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 384 с.