Реферат по предмету "Психология"


Cоциально-психологические механизмы влияния

Содержание
Введение
Тоталитарныегруппы и их социально-психологический феномен
Вдеятельности тоталитарных групп острейшими есть несколько аспектов
Созданиетоталитарной группы происходит по четко отработанному алгоритму
Заключение
Списоклитературы

Введение
Когда речь идет осоциально-психологические механизмы влияния, подразумевается, что однопредприятие психической активности своими действиями может вызвать нужную емупсихическую (душевно-духовную) активность другого субъекта психики, а именно:определенные ощущения, представления, воспоминания, мысли, чувства, отношения,волевые действия и т.п. Наиболее известными в социальной психологии есть такиемеханизмы, как убеждения, внушения, принуждения, санкционирования, упражнения,подражание, психическое заражение т.д. (В. Бехтерев, Т. Владимирский, В. Куликов,Б. Парыгин, Б. Поршнев, Г. Тард, Ф. Тома и др.).
В практике организациивоздействий известно немало случаев, когда правильно применен механизм позволялдостичь действительно удивительных результатов, а социально-психологическаянекомпетентность приводила к эффектам, противоположным ожидаемым. Рассмотримкратко специфические особенности ряда основных социально-психологическихмеханизмов влияния человека на человека.

Тоталитарные группы иих социально-психологический феномен
Общественная проблема:появление и существование в современном обществе тоталитарных групп несет всебе серьезную угрозу, недостаточно осознается обществом и правительственнымиструктурами. Их феномен выступает, с одной стороны, дестабилизирующим факторомдуховности общества, с другой — тоталитарная группа является средствомдесоциализацию индивида.
Цель статьи: выделить иохарактеризовать основные признаки тоталитарной группы, проанализировать еефеномен, пагубное влияние на социальное поведение и психику индивида.
Сущностное содержание:анализируются объективные и субъективные факторы, приводящие к появлению вобществе тоталитарных групп, выделяются признаки тоталитарной группы;раскрываются социально-психологические механизмы привлечения индивида в группу,тотального психологического давления на нее и последствия пребывания индивида втоталитарном группе.
По меткому выражениюЦицерона, в мире нет такой нелепости, у которой не нашлось бы последователей.Тоталитарные группы можно отнести именно к такой нелепости, сторонниками которойстановятся люди разной судьбы, разной образованности и разного возраста. Однакообстоятельства их появления, существование и деятельность еще недостаточноизучены ни социальными психологами, ни религиоведа, ни социологами.Правительства многих стран, общественность столкнулись с этой проблемой с концаХХ века. Эти хорошо организованные группировки требуют пристального внимания иученых разного профиля, и правительственных структур. По приблизительнымоценкам, сейчас в Украине почти миллион человек являются адептами разного родатоталитарных групп. Среди них около 8 процентов — педагоги, которые выступаютне только активными агитаторами, проповедниками, но и вербовщиками в свои членысовсем юных людей. Терминологически название явления еще окончательно не сложилась.Для его описания ученые пользуются разными понятиями: тоталитарные группы,деструктивные группировки, культы, молодежные секты, сектоподибни объединения,новейшие религиозные культы и т.д. Неопределенность названия свидетельствуетнеизученности этого нового явления в общественном бытии, общественном поведениилюдей. Одновременно в самом названии отражается определенное противостояниеобщепризнанным демократическим ценностям, угроза безопасности духовной жизнинаселения, опасный психологическое воздействие таких групп на личность.
Следует отметить, чтопоявление группировок, культов, сект, поклонение новоявленным«мессия», идолам — не новое явление в истории человечества. Толькоцерковная история насчитывает много попыток скола от основной доктринальнойлинии, создание замкнутых группировок с достаточно сильной сплоченностьючленов, верой в новое учение. Однако нынешний всплеск появления новыхгруппировок имеет характерные обстоятельства, способствовавшие ихвозникновению.
Впервые понятиенетрадиционных культов использовал Э. Трельч, который классифицировалнетрадиционные ответвление в устоявшихся конфессиях. Он отмечал, что основнойцелью таких группировок является духовность, стремящейся оживить мертвуютрадицию. С загальносоциологичнои точки зрения, нетрадиционные группировки — это выделены группы, которые не соответствуют нормам данного общества.Социальные психологи определяют нетрадиционные группы как, способные изменить всвоих членов поведение и психологию. В последние годы по таким группам, действующимна религиозной почве, употребляют понятие «квази-и псевдокульт.Подразумевается, что они лишь внешне напоминают религиозные движения, авнутренне являются искусственными религиями, которые приобретают черты вредоносногои ошукувального явления.
Для рассмотрения такихновообразований, группировок мы воспользуемся понятием „тоталитарнойгруппы“, понимая сообщество людей, объединенных прилученистю копределенной системы ценностей, идеологической программы, тенденции или фигуре,которая воплощает в своем образе эту систему ценностей. Такая группа имеетчеткую иерархическую авторитарную структуру, особую и прочную модель отношений,верований, практики, и предоставляет каждой из них индивидуальности.
Тоталитарные группымогут иметь разное направление (религиозное, псевдорелигиозное, философское,культурологическое и т.п.), но каждая из них имеет собственную аксионормативнусистему, которая противоречит общепризнанным демократическим ценностям;производит собственную субкультуру, что противопоставляется господствующей вобществе и даже отрицает любую культуру вообще; разрабатывает и воплощаетреформируя программу интегрирования индивида в группу, пользуясь отработаннымиметодиками тотального подчинения личности группе, а ее биологических исоциогенных потребностей — групповым потребностям и целям.
На наш взгляд, можновыделить ряд признаков тоталитарной группы:
• осуществлениетотального контроля сознания, мышления, эмоций, информации, поступающей кчеловеку, поведения своих членов (незаконное влияние на психику, применениеразличных методик манипуляции сознанием, системы реформирования мышленияиндивида, использование техник модификации его поведения вне сознания.
наличие харизмы лидера- „пророка“, приписывание ему особой мудрости, святости, требованиебеспрекословного согласия рядовых членов с властью, привилегиями лидера;
наличие иерархическогооргана управления группой, с помощью которого дозируется информация,организуется тотальный контроль за поведением, образом жизни, мышлениеминдивида; исключительность, тайны жизни группы для внешнего окружения, с однойстороны, и неосведомленность членов группы относительно истинного характера еедеятельности, с другой ;
наличие ложной формыпривлечения индивида к группе с сокрытием истинных целей, форм влияния на сознание(манипулирование, обман, убеждения, внушения и т.п.);
отчуждение личности отсемьи, друзей, общества, резкие изменения в ее системе ценностей, наличиепостепенных или внезапных личностных изменений;
полная прозрачностьжизни каждого члена группы и абсолютный авторитет лидера, лидеров (призакрытости жизни лидеров вне группы для других членов.
физическая, финансоваяили психологическая эксплуатация членов группы, давление на них с цельюполучения денег, пожертвований;
наличие у членов группытоталитарного мировоззрения, преобладание групповых целей над индивидуальными,одобрение, оправдание асоциального, антигуманной поведения, претензия на»доброту" со стороны членов группы.
Тоталитарная группа какзамкнутый новообразования на основе собственной аксионормативнои системы имеетцелью подчинить индивида группе, сделать его послушным орудием дляосуществления завуалированных целей, планов в руках лидеров, руководителейгрупп.
Черты тоталитарностигруппе предоставляют две особенности ее существования: полная прозрачностьжизнь каждого члена при тотальном контроле со стороны группы за ним иабсолютный авторитет лидера, основателя как на уровне микрогруппы, так и науровне всего группировки. В любой момент жизни слово «духовногоучителя», лидера для члена группы является решающим. Эта потребность ненавязывается наказным способом, а формируется как установка всем стилем жизнигруппы.
Харизматичный авторитетне связан нормами и правилами. Это объясняется особым характером веры в особыекачества харизматической власти. Решающее значение для возникновенияхаризматического отношение имеет не столько наличие харизмы, сколько признаниеее со стороны последователей. Условный его характер, как правило, не осознаетсяего участниками: лидер верующий в свое предназначение, последователи верят влидера. Поддержка лидера рассматривается как священный долг последователей, алюбое сомнение в его харизме — как святотатство.
Появление тоталитарныхгрупп — явление не случайное в условиях кардинальной перестройки социальныхотношений (как это произошло в посткоммунистических странах), но даже вразвитых странах Запада. Их возникновению способствуют как объективные процессыв обществе, так и субъективные факторы. Время от времени в истории человечествабывают периоды, когда отчетливо проступает «бегство от ума», своегорода эпидемии «мистического безумия». Они сменяются периодами, когда«тайные знания» отступают и не имеют серьезного влияния. Но если собщественной и индивидуального сознания изгоняется или исчезает потребностьверить, церковная вера, в частности, то это не значит, что она исчезаетнавсегда; быстрее она загоняется в какие другие уголки человеческой души,мистические тупики или ищет новые формы своего проявления.
Английскийисследователь Дж. Уэбб в работе «Оккультизм как общественное явление»[2] отмечал, что в основе чередования свободы разумности и нерозумностисодержатся духовные факторы. Собрав большой материал по распространениюнетривиальных идей, иррационализма, мистических течений прошлого исовременности, он пришел к выводу, что эти течения связаны с психологическими икультурными закономерностями общественной жизни, что каждая эпоха европейскойистории имела специфический духовный образ. Современный иррационализм, тяга кзамкнутых группировок, по его мнению, выступает как стихийная идеологиярастерянных масс. Как правило, захват людей такого рода идеями, тяга кобразованию замкнутых социальных групп, где эти идеи могут иметь выражения,наступает в эпоху крутого перелома социальных порядков, традиционных верований(светских и религиозных), коренного переворота в социально-экономическойструктуре, острых социальных коллизий, глубокого кризиса в идеологии, массовомсознании людей, психологической усталости широких слоев населения.
В совокупном духовномопыте каждого общества имеют место различные, иногда полярные, противоречивыетрадиции, идеи, верования — мифологические и научные, светские и религиозные,утилитаристськи и романтические, эгоистические и альтруистические,сентиментально-идиллические и трезво-рассудительные. Какие из них возьмут верх- зависит от многих обстоятельств в жизни людей и конкретной личности.Тоталитарные группы становятся привлекательными на этапе, когда сама жизньприобретает иррационального характера, а на поверхность выходят поезд тайногознания, поиск истины в зашифрованном — в знаках, символах, в интуитивном,чувственном. Эти новообразования быстро приспосабливаются к изменениям всоциальной жизни, используя его проблемы, недостатки в свою пользу.
Феномен современныхтоталитарных групп в виде альтернативной религиозности родился в США в 60-егоды ХХ века и впоследствии появился на общественном арене Европы, набираяразличные формы. Распространение тоталитарных групп религиозного направления(тоталитарных культов) до определенного времени не вызывало беспокойство вправительственных структурах, среди общественности многих стран мира, в томчисле и в Украине. Большинство из них существует легально, на законныхоснованиях, зарегистрировавшись как духовно-культурные центры (философского,культурологического, медицинского, религиозного, эстетического,просветительского и иного направления, то есть под лозунгом развитиюдуховности, заботы о физическом и духовном здоровье людей), а поэтомупретендует на защиту своей деятельности в соответствии с принципами Европейскойконвенции прав человека.
Общественноебеспокойство возникло в связи с противоправными и антигуманными действиямичленов тоталитарных групп в Джонстауне (Гайяне, 1978 г.), где за религиозныхубеждений 900 человек покончил жизнь самоубийством; в штате Техас (США, 1993г.), где 80 сторонников адвентистской -раскольнической группы «ВетвьДавида» сожгли себя; в Швейцарии (1995 г.), где 30 членов группы«Храм Солнца» (пятеро из них дети 14 — 15 лет) сожгли себя. Активнодействовали в этом направлении религиозные организации «Аум Синрике»в Японии и России (посягательство на массовое уничтожение населения), Великогобелого братства в Украине (неоднократные пророчества конца света и воскресения144 тысяч белых братчиков), в Греции, Франции, Канаде, Германии и другихстранах, где провоцировались массовые голодовки, опасные для жизни и здоровьялюдей. Со временем тоталитарные группы привлекли к себе внимание иправительственных структур, поскольку стали проявляться их теневые черты — организованная преступность, нарушения прав человека, попытки проникновения вовластные структуры, претензия на мировое господство «умных людей» над«рабами-добровольцами», уклонение от уплаты налогов, торговляоружием, наркотиками, незаконная врачебная практика т.д.
Появление тоталитарныхгрупп в посткоммунистических странах совпала с периодом демократизации светскойи религиозной жизни, религиозного возрождения. Она стала своеобразной формойдиссидентства, протеста против коммунистической идеологии, а впоследствии, каки на Западе, — альтернативой традиционным религиям и общественно-политическимдвижениям и объединениям. Появлению этих групп способствовало также падениепрестижа и значимости так называемой институциональной церкви, традиционныхверований, духовный вакуум, образовавшийся в связи с крахоммарксистско-коммунистической идеологии и сознания.
Нынешнее тяготение кобразованию замкнутых социальных групп имеет свои особенности. Оно приобретаетмассовый характер, рекрутуючы в свои ряды все больше молодежи, а не пожилых исреднего возраста, и становится для нее очередным «модным»направлением. На этом фоне несколько потускнели такие молодежные течения, как«рокеры», «панки», «металлисты» и т.д. Этомуспособствует ряд кардинальных изменений в обществе. Потеря социальныхориентиров, социальной опоры, привычных гарантий и обеспеченного хотя бы поминимуму существование вызывает у людей растерянность. Новая система ценностей,идеалов, норм формируется вне аксиологических контекста общечеловеческихценностей, национально-этнических, религиозных традиций. В таких условияхсоциально-психологический фактор приобретает все большую иррациональности, амировоззренчески-идеологический вакуум легко заполняется альтернативными,эклектичными мифологемами, символами, которые воспринимаются некритически, наверу, особенно когда они в сознании молодого человека доносятся привлекательно,с применением влияния не только на сознание, но и подсознание.
В деятельноститоталитарных групп острейшими есть несколько аспектов:
а) практически-правовой,связанный с возможностью их легального существования на законных основаниях,согласно действующему законодательству (решением Европейского парламента вфеврале 1996 года по сект в Европе деятельность таких групп признана социальноопасной.
б) группы прибесконтрольного существования со стороны общества произвели отработаннуюстратегию и тактику мировоззренческой и психологической обработки личности,методика введения ее в стойку психологическую зависимость от группы;
в) разорвать связьчлена группы после устойчивой зависимости от групповых процессов довольнотрудно.
Отметим, чтодеструктивность группе предоставляет не ее программа, учения, верования,доктрина (они зачастую являются социально приемлемыми, что и позволяеттоталитарным группам официально регистрироваться и действовать всоциально-правовом пространстве, а то, что она делает с личностью, как влияетна нее, на какие поступки, линию поведения побуждает, какой образ жизнинавязывает. Деятельность тоталитарных групп стала возможной и благодарянесовершенству законодательной базы в этом вопросе, мировоззренческой ипсихологической неграмотности населения, несостоятельности людей противостоятьметодикам преобразования психики и контроля за деятельностью личности, неумениюпредвидеть негативные влияния.
Тоталитарные группыимеют сугубо прикладную направленность (они являются не формой поиска Абсолюта,Бога, философской идеи, а своеобразной формой решения собственных проблемличности нетрадиционным способом. Они привлекают к себе тем, что обещают, анередко определенной степени дают людям и ключ к собственному мироощущению,личностных переживаний, захватывают своих сторонников идеей бесконечногосамопознания, познания загадок психики как определенной самостоятельнойценности, нравственного самосовершенствования. Они пытаются приблизиться кчеловеку, его чувственности, внутренних состояний, поисков индивидуальногоотношения к окружающему миру. Следует заметить, что идеи всестороннегораскрытия способностей, задатков и самопознания ничего плохого в себе не несут.Наоборот, они помогают человеку ответить на ряд жизненно важных вопросов:«Кто я такая? Что я могу? Умею? На что я могу надеяться? „Нототалитарная группа, помогая человеку искать ответы на эти и другие вопросы,рассматривает личность как существо асоциальное, не совмещенную с другимисоциальными связями. Самопознание нередко понимается как полное освобождение отсоциальных контактов, как отшельничество духа.
Возникает вопрос: чтоделает тоталитарную группу столь привлекательной для людей, чем количество егочленов не уменьшается?
На наш взгляд, можнобыло бы условно выделить пять групп личностей, которые пополняют ряды этихновообразований. Первую группу составляют молодые люди, имеющие неуверенно,проблематично ситуацию в своей жизни. В сложной социально-экономическойситуации и духовной атмосфере они отчаялись в собственных силах, в будущем,потеряли смысл жизни или не видят выхода из сложных личных обстоятельств. Сюдаже можно отнести и личностей, которые находятся в так называемых переходных илимаргинальных периодах своей жизни: подростки, первый год вне семьей, изменениеместа работы или ее потеря, окончание учебного заведения и невозможностьтрудоустройства, внезапная болезнь или смерть в семье, несчастный случай,стресс и т.п.; нередко пребывания в тоталитарной группе для них является формойбегства от проблем “обычного» реального мира, своего рода духовнымнаркотиком. У людей с проблемных групп легче выработать и закрепить механизмыпсихологической зависимости.
Ко второй группе можноотнести пытливую молодежь — «умников и умниц», которых привлекаетпроцесс открытия нового, стремящихся «чистого знания». Интерес кнетривиальных идей, эзотерических знаний у них возникает при знакомстве снетрадиционными религиозно-философскими системами. К этому их подталкивает иподсознательное стремление найти всеобъемлющую систему знаний, надежда найти вновых идеях и специфических магических обрядах, медитационные практикеинструмент для рационализации субъективной сферы, который выходит за рамкинаук. Как правило, эта часть молодежи увлекается астрологией, нумерологией. Еепривлекают изящные формулы типа: «Мы — последняя надеждачеловечества». Сюда можно отнести и представителей интеллектуализированныхслоев населения, способных нести новое «учение» в массы, — педагогов,врачей, инженеров, творческую интеллигенцию (люди с высшим и незаконченнымвысшим образованием — основной костяк таких групп.
Третью группусоставляют личности с тонкой душевной организацией, богатым воображением,нестабильной эмоциональной системой, податливые к внушению. В них фиксируетсясильный врожденный тяга к таинственному, к религиозности. Для них много значитморальная поддержка со стороны «учителя жизни», «гуру». Онистрадают от господствующего прагматизма, рационализма, ищут способы оформлениясвоих переживаний, чувств, стремятся найти утешение в новых идеях, виррациональном.
К четвертой группеможно отнести лиц, которые приобщаются к тоталитарных групп из природногочеловеческого любопытства, возможности в разного рода группах, сектах, культахполучить «кайф». Они уверены, что, порадовав себя, получив надежднаслаждение, так же легко и безболезненно оставят это занятие.
Пятую группу составляютлица, или же потеряли связь с традиционными церквями в силу различных причин,или же были атеистами достаточно поверхностно знают философско-религиозныеучения.
Представители всех этихгрупп не осознают последствий своего пребывания в тоталитарной группе. Преждевсего — разрушения, десоциализацию личности, формирование ее психологическойзависимости от группы, частичной или полной изоляции от общества, неприятие еюдругих людей, а людьми — ее.
Социализации личностиможно определить как процесс, осуществляемый в ходе деятельности и общенияиндивида, результатом которого является усвоение и активное воспроизведение имсоциального опыта, накопленного обществом. Следствием процесса социализацииявляется не только усвоение индивидом ценностей, регулирующих принципов и нормчеловеческого общежития, а прежде всего усвоения духовности, культуре своего народа,его национального духа, образа жизни, социальных ролей. В ходе десоциализациюпроисходит процесс усвоения некоторых новых субкультурных ценностей, норм,ролей, навыков вместо прежних, характерных для определенных политических,культурных, религиозных, социальных групп и институтов, недостаточно усвоенных,устаревших или модифицированных или отвергнутых личностью. В условияхтоталитарной группы, где личность десоциализуеться, ее система ценностей,морали разрушается и формируется новая личность, податливая на воздействия,контроль со стороны группы. В десоциализованои личности искажаетсяаксионормативна система, в частности регулирующие факторы (социальныеустановки, мировоззренческие ценностные ориентации) и детерминирующая факторы(унаследованные и приобретенные потребности) с помощьюсоциально-психологических механизмов социального наследования, внушения,идентификации себя с группой, прививаются псевдопотребы.
Несмотря наразнообразие тоталитарных групп, в своей основе, методах работы и психологическойобработки личности они имеют много общего. Во-первых, в них широко используютсяразнообразные приемы светского и религиозного миссионерства, учение которогопредставляет собой эклектику различных, порой противоречивых идей (восточных изападных, светских и религиозных), здесь распространяются и приобретают новыйтолкования апокалиптические темы. Во-вторых, запугивая людей картинами судногодня, «пророки» обещают легкий путь избавления от всех несчастий и бедв обмен на слепое подражание «духовных учителей», неукоснительноевыполнение их воли. В-третьих, используя различные формы и приемы влияния налюдей, лидеры этих групп под видом свободы слова, вероисповедания наживаютбольшие состояния, проявляя равнодушие к рядовым членам групп, общин, их проблем,запросов, потребностей (кредо руководителя сайентологического движенияХаббарта: хочешь заработать миллион — создай секту На богослужениях церкви такназываемого Полного Евангелия, действует в Киеве, пастор, призывая верующих кщедрой милостыни, время от времени повторяет, что деньги есть колесамиЕвангелия). Своих последователей «духовные учителя» рассматривают кактолпу, необходимую для реализации своих целей. Происходит своеобразная«торговля душами»: войди в наш круг — получишь исцеление, приведидрузей — получишь прощение, долучайся в группу — и мы найдем спасение не толькодля тебя, но и для всей страны, человечества; только с нами,«избранными», ты сможешь решить все свои проблемы. В-четвертых, вэтих группах индивидам предлагают ложные жизненные ориентиры, а решение ихнасущных проблем, мировоззренческих и вероисповедных вопросов переносится, какправило, в сферу потустороннего мира, закрепляя зависимость человека от внешнихсил, ее пассивность, ограничивая возможности, личные права и свободы. В-пятых,опасность пребывания личности в такой группе, как правило, не осознается ею.
Создание тоталитарнойгруппы происходит по четко отработанному алгоритму:
появление фигуры — лидера, который постепенно обрастает небольшим кругом последователей;
впоследствии последователивступают ранга апостолов и начинают проводить активнуюагитационно-пропагандистскую работу, отыскивают, вербуют своих последователей;
создание (и регистрацияна законных основаниях, если выдается такая возможность) своей организации(уставы и регистрационные документы, как правило, полны фразами о духовности,заботу о физическом здоровье людей или желание развивать культурные связи сдругими народами и т.д.);
в качествеорганизационного кредо берется некая болезненная социальная проблема, например,наркомания, алкоголизм и т.п.;
обращение к массам,которым предлагается изящная «доктрина спасения» (исцеления,поддержка, выход из трудного положения, возможность быстрой карьеры ифинансового обогащения, открытие новых эзотерических знаний и т.д.).
В тоталитарном группесоздается хорошо отлаженная система взаимоотношений и порядка: четкая иерархия,идеология, единый ритм жизни, подкрепленный, как правило, проживанием в одномдоме, единственный тип питания и т.п. Человек сразу оказывается включенной вмалую социальную группу, имеет своего руководителя, который непосредственнообщается с «духовным учителем». Жизнь членов группы четкорегламентировано и требует от них безусловного подчинения определеннымустановкам, которые даются через слово.
Включение индивида вжизни группы происходит главным двумя путями: через ритуал и через реализацию«дары» (способность понимать и интерпретировать новые философские исоциальные идеи, слово нового бога, исцелять и т.д.). Новых сторонниковпривлекает перспектива в группе «найти живого бога», приобщиться кчему эзотерического, которые могут постичь лишь «избранные». Современем эта идея трансформируется в установки другого порядка: «Сделайтак, чтобы Абсолют, Бог узнал о тебе и дал тебе знать, наделив каким-то особымдаром — умениями, навыками и т.п.».
Тоталитарные группы,особенно философско-религиозного направления, выработали несколько уровнейритуального включения индивида в деятельность группы. Это: а) «фоновыйуровень» — регулярные собрания, богослужения экстатического плана, безкоторых со временем человек уже не видит своего существования; именно при нихпроисходит «непосредственное общение между Абсолютом, Богом и человеком.Многочасовые молитвы, подкрепленные системой постов, становятся через некотороевремя допингом для индивида;
б) регулярные собраниямикрогрупп, микроосередкив, где во время молитвенного экстаза проговариваютсяжитейские проблемы каждого члена, все то, что огорчает его душу, лежит бременемна ней. Действо заканчивается коллективной молитвой за каждого отдельно и можетсопровождаться всевозможными „прозрениями“, откровениями, полученнымив молитвенном экстазе. Причем лидер внимательно следит, чтобы видение,откровение, „глас истины“ членом группы интерпретировались в нужномгруппе понимании.
Для введения личности встойку психологическую зависимость от группы широко используютсяпсихологические факторы влияния. Особенно эффективными они становятся наколлективных собраниях, где происходит трансфер эмоций с помощью привычныхсредств воздействия — музыки и слова. Этому способствует использование ихцикличности — от минорной тональности к неистовым возгласов. Эмоциональноенапряжение то усиливается, то ослабевает. На пике звучания появляетсяхаризматичный лидер со своими установками, проповедью. Музыка, пасторскиепроповеди, привлечение к ним свидетелей и участников разного рода чудес,исцелений, вечное ожидание чуда (как это имело место, например, в церквях»Победа", «Слово веры») особенно сильно влияют на людей сослабой психикой, которые легко поддаются внушению. Внешне человек выглядитвполне свободным — ее никто ни к чему не принуждает, ей самой предоставляетсяправо свободного выбора: где и с кем жить, дружить, общаться, кому поклоняться.Но в действительности ее жизнь подвергается четкому регламентации черезподчинение определенным установкам, которые идут от лидера группы, егоближайшего окружения.
По мнению Р. Дж.Лифтона, известного психолога, изучающего влияние тоталитарных групп наличность, под давлением группы происходит не разрушение личности, асвоеобразное ее «расплавления», «раздвоение», что вызываетнеобратимые психические изменения. Это становится возможным в условиях мощногогруппового давления и манипулирования базисными человеческими потребностями.Собственно «Я» личности испытывает разделения на две независимыефункционирующие целостности. В результате «раздвоения» происходитпроцесс естественной социальной адаптации к новым невыносимых социальныхусловий. Первичное ядро личности впадает в коматозное состояние. Этому способствуетобстановка «тотальной любви» в группе к новичку, доведение личностисначала до состояния психологической аморфности, а впоследствии и податливостина воздействия. Искусственно созданный дефицит времени, бессонные ночи,усталость, физиологические дезориентации, изменение режима сна, питания(обедненный рацион, суровые посты, которые не всегда под силу выдержать дажеподготовленному человеку), сенсорная депривация или перегрузки и другие методыимеют одну цель — уменьшить влияние защитных психологических механизмовчеловека. Одновременно подрываются внешние связи личности с микросоциальной,референтными группами (родители, семья, близкие друзья, коллеги и т.д.), еепобуждают даже отказаться от своего имени и принять новое. В психологическомплане это достаточно сильный ход, поскольку вследствие этого разрываетсядуховная программа, духовный связь личности со своим родом, и в этом состоянииему можно навязать нелепые идеи, побуждать к любой поведения, поступков, в томчисле и противоправных. Впоследствии начинается массовая атака намировоззрение, систему убеждений личности, усиливается различными видамиконтроля за поведением и сознанием личности. Спектр психологического контролядостаточно широк по объему. Он включает этапы «промывания мозгов»,контроль сознания, поведения, информации, мышления, эмоций. Над имеющимся ядромличности формируется новое, податливое на воздействия, которое не вступает вконфликт с предыдущим. Это состояние психологами мало изучен и не совсемпонятен, поскольку внешне личность может казаться даже радостной, такой, что незнает сомнений, противоречий, мук совести [3].
Человека отлучают отсветской информации и «бомбардируют» культовой. Затем осуществляетсяконтроль над ее время и деятельностью: режим собраний, молитв или изучениядоктрины группы не позволяет человеку надолго расставаться с группой, неоставляет времени на критическое осмысление информации. Новичка отучают откритического мышления; манипулируя лексикой, ему «открывают» новоезначение понятий, вследствие чего он чувствует себя «посвященным».Кроме того, его обучают трансовых методикам, который производит впечатлениесвоей причастности к божественных сил или чего исключительного. Это позволяетдостаточно быстро внушить новичкам уверенность в правильности избранного пути игруппы, избавиться сомнений.
С приходом втоталитарную группу индивид получает возможность идентифицироваться отношении«внешнего мира» и внутри «современного» мира, то естьтеперь мир существует лишь один — четко структурированный и упорядоченный — «мир-группа». Это дает возможность осознать себя как представителяопределенной группы, как участника определенного типа служения для любойкатегории граждан (школьники, студенты, женщины, военнослужащие, пенсионеры ит.д.). Для каждой категории есть свои привилегии и даже возможности карьерногороста. Но основным условием для получения звания является разрыв со своейсемьей, даже развод, если члены семьи не одобряют такой деятельности.
Взаимодействие сподобными себе является определяющим фактором, влияющим на личность. Вситуациях группового общения замкнутый «контур» отдельного человекакак бы размыкается и включается в загальногруповий «контур», чтоприобретает новое значение, новой групповой качества. В тоталитарном группеобратная связь является односторонним, однонаправленным: группа (в лицехаризматичных лидеров) влияет на личность, а не наоборот. Поскольку при этомличность изолируется (психологически, а иногда и физически) от внешнего мира,то альтернативного влияния не испытывает, а влияние группы приобретаетпостоянного и тотального характера. Наиболее распространенные формы воздействияна личность — манипулирование и обман. Личность вне тоталитарной группой имеетвозможность противостоять манипуляции, осознать ее как некорректный влияние.Внутри такой группы этого осознания не происходит. Убеждение, что требуетлогических аргументов и критичности, не допускается.
Когда человек пытаетсяпокинуть тоталитарную группу и не получает при этом необходимойквалифицированной поддержки извне, то в этот момент, по мнению Р. Дж. Лифтона,старая личность «просыпается» от блуда как от сна, от своеобразногокоматозного состояния. Между удвоенными личностями возникает конфликт: тостарая, то новая выходят на первый план. Известный американский эксперт попроблемам тоталитарных групп С. Хассен отмечает, что этот момент в жизни членагруппы является сложным. Используя контроль сознания, многие группы создают всвоих членов болезненное состояние страха перед выходом из группы, формируетсякомплекс фобий (человек боится независимого мышления, внешнего мира,существование вне группы, природных катаклизмов, страшной и неотвратимой кары вслучае выхода, побега из группы и т.д.). В подсознание навиться ужасныекартины жизни в результате разрыва связи с группой, невозможность представитьсебя счастливым и успешным вне ее. Когда подсознание программируется нанаставления принимать именно эти негативные картины, то личность начинает вестисебя так, будто это происходит в реальности, она может даже погибнуть, оставивгруппу. Пребывание под ежедневным психологическим контролем приводит кзаметному интеллектуального торможения: в индивида снижается уровень внимания,ослабляется память, сужается кругозор, меняются структурно-логические связи. Онотказывается от активной жизненной позиции, не желает преодолевать трудности,не ставит перед собой жизненных целей и не стремится их достичь. Отчетливозаметны визуальные изменения: истощенность, бледность, ухудшение физического ипсихологического состояния, психосоматические симптомы. Могут иметь местогаллюцинации, паранойя, дезориентация, приступы паники, депрессивные состоянияи т.п.
Перед психологами,которые занимаются реабилитацией члена тоталитарной группы, стоит сложнаязадача — помочь личности решить конфликт между «раздвоеннымиличностями» и дискредитировать новую, навязаны личность. Когда этот этапрезультате целенаправленных усилий бригады по реабилитации успешно осуществлен,то, которое правило, старая личность за это время пробуждается. Но, каксвидетельствуют западные и отечественные психологи, при этом не происходитвозврат в полном объеме к предыдущей личности. Психологам, близким людямприходится долго и упорно опекать человека, чтобы потушить состояниегнитючости, тревожности, опустошенности у бывших членов группы.

Заключение
«Тоталитарнаягруппа» является сообществом людей, объединенных сильной привязкусвязанность в определенной системы ценностей, идеологической программы,тенденции или фигуре, которая воплощает в своем образе эту систему ценностей.Такая группа имеет четкую иерархическую авторитарную структуру, особую ипрочную модель отношений, верований, практики, собственную аксионормативнусистему, которая противоречит общепризнанным демократическим ценностям;производит собственную субкультуру, что противопоставляется господствующей вобществе, и даже отрицает любую культуру; реформируя программу интегрированияиндивида в коллектив, отработанную методику тотального подчинения личностигруппе, ее биологических и социогенных потребностей — групповым потребностям ицелям.
Появление тоталитарныхгрупп способствуют как объективные процессы в обществе, так и субъективныефакторы, связанные с особенностями жизни отдельной личности.
В тоталитарном группеосуществляется десоциализацию личности (как девиация социализации.Десоциализацию можно определить как процесс усвоения некоторых новыхсубкультурных ценностей, норм, ролей, навыков вместо прежних, характерных дляопределенных политических, культурных, религиозных, социальных групп иинститутов, недостаточно усвоенных, устаревших или модифицированных.
В десоциализованоиличности искажается аксионормативна система, в частности регулирующие факторы(социальные установки, мировоззренческие ценностные ориентации) идетерминирующая факторы (унаследованные и приобретенные потребности. С помощьюсоциально-психологических механизмов социального наследования, внушения,идентификации себя с группой, прививаются псевдопотребы. В ходе десоциализациюне срабатывают защитные функции психики личности, разрушается самооценка.
Всеми средствамивлияния, всеми видами и формами общения и взаимодействия потребности-целиличности пытаются поставить под тотальный контроль со стороны группы, чтобыполучить возможность направлять его поступки, деятельность, линию поведения нареализацию групповых потребностей.
Во тотальным контролемв тоталитарной группе находится весь ритм жизни, эмоции и чувства, мышление,поведение личности, информация, поступающая извне. Результатом этого процессаявляется формирование псевдоособистости, раздробленной по своей структуре, по диссоциировансостоянием.
В тоталитарном группеличность тоже самореализуется, но оценка со стороны общества, ближайшегосоциального окружения этой самореализации является негативной, поскольку онаносит антигуманную направленность
Следствием пребыванияличности в тоталитарном группе есть как внешние психосоматические изменения,так и внешние и внутренние психосоциальные — отчуждение личности от внешнегомира, ее направленность только на внутренний мир с искаженными ценностями,потребностями, установками, идеалами, нравственными ориентирами, нормами,агрессивность, фанатичный защита доктрины группы, ее идей, идеологии«спасение души или человечества» только в этой группе, неспособностьрационально оценивать окружающий мир и изменения, произошедшие с ней.
Процесс возвращенияличности к предыдущему, но уже нового нормального социально-психологическогосостояния, к социальным нормам и ценностям, присущим обществу, можно определитькак ресоциализацию. Это сложный этап в жизни личности, который онасамостоятельно не может преодолеть, и который требует квалифицированной помощиизвне (бригады, состоящей из психологов, психиатров, медиков, бывших членовгруппы, вышли из нее и прошли ресоциализацию успешно. Для квалифицированнойпомощи жертвам тоталитарных групп нужен специализированный реабилитационныйцентр.
Если в фундаментесоциализации заложен механизм создания человека, то в фундаменте десоциализацию- механизм ущерба для тех черт, качеств, которых личность приобрела в обществе,определенном социальном окружении.
Новоесоциально-культурная среда группы используется харизматичными лидерами длясокрытия истинных намерений, потребностей — целей ее лидеров.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Проблемы межкультурного общения и межкультурных конфликтов
Реферат Привод с цилиндрическим двухступенчатым редуктором с раздвоенной быстроходной ступенью 2
Реферат Основные этапы закрепощения крестьян и их законодательное оформление
Реферат Evita Saint Or Sinner Essay Research 2
Реферат тема ВОВ в произведениях Ю.Бондарева
Реферат История психологии: предмет и этапы становления
Реферат Товароведная характеристика пельменей сети г. Иваново
Реферат Коммагена
Реферат Безопасность движения на автомобильных дорогах
Реферат Религиозные деятельность, отношения, организации
Реферат Методы финансирования рисков и их особенности
Реферат Типы, состав и размещение судовых энергетических установок
Реферат Мотивы испытания на человечность в повести В. Быкова "Сотников"
Реферат Предмет и основные концепции ландшафтоведения
Реферат Анализ свариваемости сплавов на основе меди М1