Реферат по предмету "Психология"


"Я-концепция" как социально-психологический феномен

федеральное агентство пообразованию
белгородскийгосударственный технологический университет им. В.Г. Шухова
Автомобильно-дорожный институт
КафедрасоциологииКурсоваяработа по теме:
«Я-КОНЦЕПЦИЯ» КАКСОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
Белгород2009

Содержание
Введение
Глава1. Основные положения «Я — концепции»
1.1Источники формирования и развития «Я — концепции»
1.2Структура «Я — концепции»
1.3«Я – концепция» как совокупность установок «на себя»
1.4Проблемы измерения «Я — концепции»
Глава2. Я — концепция как социально — психологический феномен
2.1Феноменологический подход к пониманию «Я-концепции»
2.2Основные положения феноменологического подхода
2.3Теория Карла Роджерса
Глава3. Социальная идентичность
3.1«Я – концепция» и социальная идентичность
3.2Эриксон об идентичности
Заключение
Список литературы

Введение
Впсихологии феномен Я-концепции традиционно исследуется с позициигуманистического подхода к человеку. Особое значение Я-концепция какпсихическая реальность имеет в рамках проблемы индивидуально-личностного вчеловеке через изучение его представлений о самом себе.
«Я-концепции»посвящено немало исследований. И потому за рубежом Я-концепция подробноисследовалась в контексте концептуальных подходов: ее зарождения (У. Джемс, Ч. Кули,Д. Мид, К. Роджерс, Э. Эриксон и др.), ее развития (Р. Бернс, А. Комбс, Д. Соупери многие другие), ее измерения (Р. Бернс, М. Кун, Д. Паркер и др.).
Излагаемыепозиции по проблеме «Я» — разные, порой противоречивые. Но именно этообеспечивает более активное поле ее обсуждения.
Какуже отметили, что «Я-концепция» — одно из базовых понятий гуманистическойпсихологии или феноменологического (перцептивного) подхода впонимание Я. Актуальность темы состоит в том, что многиесовременные теории основываются именно на этом подходе, поэтому важно обратитсяк первоисточникам и авторитетам данного направления.
Проблемная ситуациятемы заключается в следующем: несмотря на то, что Я-концепция рассматриваетсяво многих психологических, психоаналитических теориях четкого определенияпонятия «Я-концепция» нет. Также как и универсальных способов изменения иформирования Я-концепции.
В работе рассматриваются источникиразвития и формирования Я-концепции. Здесь мы обращаемся к теориям Ч. Кули и Дж.Г.Мида.
Для уточнения центрального понятияданной работы — «Я-концепция» и его структуры, в работе используется теорияамериканского психолога У. Джемса, который первый предложил идею «Я-концепции»и внес существенный вклад в ее разработку.
В курсовой работе отмечается, чторазвитие теории Я-концепции направлено было не только для унификациитерминологического аппарата, но и на поиск надежных эмпирических приёмов дляизмерения, результатом стало представление её как совокупности установокиндивида «на себя». Одна из наиболее известных работ,посвященных Я-концепции в этом аспекте — работа Р.Бернса «Развитие Я-концепциии воспитание».
Психология«Я-концепции» как одна из социально-психологических схем личности в целомопирается на положения феноменологического подхода (гуманистическойпсихологии). Поэтому в данной работе подробно описывается феноменологическийподход и его основные положения, а также теория Роджерса, как авторитетногопредставителя данного направления.
Вработе рассматривается социальная идентичность и эго-идентичность как частьЯ-концепции. Для описания проблематики Я-концепции через эго-идентичностьобращаемся к трудам эго-психолога, постфрейдиста Э. Эриксона.
Объектисследования – «Я-концепция» как феномен.
Предметисследования – условия формирования «Я-концепции»; теориио «Я-концепции» в зарубежной психологии.
Цель работы– выявить особенности понимания «Я» в различных теориях, в особенности в феноменологическомподходе в изучение «Я концепции».
Задачи исследования:
1. Изучитьтеоретические аспекты: понятие «Я-концепция» и её структура, источникиформирования и развития;
2. Выяснитьпроблему измерения «Я-концепции»;
3. Установитьособенность «Я-концепции» как совокупности установок «на себя» (подход Р.Бернса);
4. Описатьфеноменологический подход в понимание «Я-концепции», его основные положения иособенности;
5. Показатьособенность подхода К. Роджерса как представителя гуманистической психологии;
6. Представитьсоциальную идентичность как часть «Я-концепции»;
Описатьпонимание идентичности эго-психологом Э. Эриксоном.

Глава1. Основные положения «Я — концепции»
 
1.1Источники формирования и развития «Я — концепции»
я концепция социальный идентичность
Измногочисленных источников формирования Я — концепции человека, по-видимому,наиболее жизненно важными являются следующие, хотя их значимость, какпоказывают исследования, меняется в различные периоды жизни человека:
1.Представление о своем теле (телесное Я).
2.Язык — как развивающаяся способность выражать словами и формироватьпредставления о себе и других людях.
3.Субъективное толкование обратной связи от значимых других, о себе.
4.Идентификация с приемлемой моделью половой роли и усвоение связанных с этойролью стереотипов (мужчина-женщина).
5.Практика воспитания детей в семье.
ТелесноеЯ и образ тела. Рост, вес, телосложение, цвет глаз,пропорции тела тесно связаны с установками индивида к себе, самочувствием ипереживаниями своей адекватности и принятия себя. Образ своего тела, как и другиекомпоненты Я — концепции, субъективен, но ни один другой элемент так не открытдля внешнего обозрения и социальных оценок, как тело человека.
Исследованиядают совершенно убедительные свидетельства тому, как различные телосложениячеловека вызывают совершенно различные реакции других лиц. В целом исследованияподобного плана выявляют общую тенденцию: чувства и эмоциональные оценки,которые испытывает индивид в отношении своего тела, совпадают с чувствами,которые он испытывает к самому себе в целом, как к личности. Общий уровеньудовлетворенности своим телом пропорционально соизмерим с общим уровнемпринятия себя.
Другимисловами, так же, как для каждого из нассуществует идеальная Я- концепция себя, существует, по-видимому, и идеальныйобраз тела. Этот идеальный образ формируется на основе усвоения индивидомкультурных норм и стереотипов. Чем ближе образ тела к идеалу, тем вероятнееналичие у индивида высокой Я- концепции в целом.
Этиидеальные представления меняются со временем и между культурами. Отсюда следуети практический вывод: нельзя судить о других людях только по их внешности привзаимодействии с ними, чтобы уменьшить отрицательные эффекты стереотипноговосприятия внешности и эффекта получения неодобряемых Я — образов тела.
Языки развитие Я — концепции. Значение языка для развития Я — концепции очевидно, поскольку развитие способности ребенка к символическому отражениюмира помогает ему выделить себя из этого мира («Я», «мое», и т.д.) и даетпервый толчок к развитию Я — концепции. Другими словами, Я — концепцияосознается человеком в языковых терминах, и ее развитие осуществляетсяпосредством языковых средств.
Обратнаясвязь от значимых других. Приобретение опыта принятия себядругими (в любви, уважении) — другой важный источник формирования Я — концепции. Чтобы переживать и осознавать это, ребенок (человек) долженвоспринимать лицо, жесты, вербальные высказывания от значимых других, особеннородителей, которые сигнализировали бы ему о его принятии этими другими.Большинство теоретиков и исследователей по проблемам личности согласны с тем,что стандарты, устанавливаемые значимыми другими (родителями, учителями) жизненноважны для развития у подростка Я — концепции. С помощью этих стандартов индивидудостоверяется, в какой мере другие заинтересованы в нем, принимают его илиотвергают.
Полоролеваяидентификация. Принадлежность личности к мужскому илиженскому полу является одним из краеугольных оснований Я — концепции человека,все другие функции и характеристики покоятся именно на этих представлениях — Ясущество мужского или женского пола.
Различаютдва процесса формирования половой принадлежности индивида — половая идентификацияи половая типизация. Идентификация — это более ранний процесс (в основномбессознательный) отождествления себя с ролью другою человека (родителя или егозаместителя) и подражание его поведению. Половая типизация, следующая заидентификацией, — более осознанный процесс овладения культурно одобряемыминормами поведения, типичными для роли женщины или мужчины в данной культуре.Определение и усвоение половой роли — важнейший и универсальный компонент Я — концепции. И в каждом обществе (культуре) существуют социально одобряемыенормы, формы поведения и психологические характеристики, приписываемые роляммужчины и женщины.
Многочисленныеисследования подтверждают, что, несмотря на формальное юридическоепровозглашение равноправия, в большинстве культур больше свободы, власти иценности приписывается мужской роли.
Ипоскольку характеристики, связанные с традиционными представлениями о половыхролях (полоролевыми стандартами) в обществе проявляют наибольшее сопротивлениек изменениям, то неудивительно, что Я — концепции женщин имеют в целомтенденцию быть менее положительными, чем Я — концепции мужчин, т. к. женскийстереотип содержит меньше социально одобряемых характеристик.
Воспитаниедетей в семье. Не подлежит сомнению, что практикавоспитания детей в семье оказывает огромное и во многих семьях преобладающеевлияние на развитие Я — концепции.
Большинствопсихологов разделяют ту точку зрения, что первые 5 лет жизни являются периодом,когда закладывается базовая основа личности и Я — концепции человека. Первыечеловеческие отношения, которые ребенок познает в семье, выступают для негопрототипом будущих отношений с другими людьми.
Психологамипредпринимались многочисленные попытки категоризации различных типов воспитанияс формированием различных типов личности. Но в реальной жизни воспитание трудноподогнать под чистые категории. Некоторые из основных результатов исследованийкратко можно свести к следующему. Родители детей с высокими Я — оценкамипостоянно проявляют искреннюю заинтересованность в благополучии ребенка,теплоту и заботу о нем. Они проявляют меньше снисходительности,вседозволенности, опираются на высокие стандарты поведения и подкрепляют ихсоответствующими правилами. В практике воспитания больше применяются поощрения,чем наказания. Четко устанавливаемые ребенку границы поведения допускаютприменение родителями менее жестких форм наказания. Существование ограниченийобеспечивает ребенку тот социальный мир, в котором он может достигать успеха.
Наоборот,родители детей с низкими Я – оценками проявляют такие качества, как применениежестких наказаний, безусловность подчинения ребенка требованиям родителей всочетании с элементами вседозволенности. Несогласованные реакции родителейтакой ребенок воспринимает как подтверждение отвержения, враждебности.
Вцелом результаты исследований позволяют утверждать, что нет какого-то золотогоправила или общей модели воспитания, позволяющей ребенку развить высокуюсамооценку.
Социальнаяпсихология признает межличностно — детерминированную и, следовательно,поддающуюся воздействиям природу Я – концепции.
Вчастности Ч. Кули (1902 г) предложил концепциюзеркального Я, в которой Я — концепция формируется на основе субъективноинтерпретируемой обратной связи от других как основного источника данных о себев процессе взаимодействия между индивидом и его различными первичными группами.
Дж.Г.Мид (1934 г) в своей теории «обобщенного другого»главным предусловием развития Я — концепции считал способность индивидапринимать роль другого, с тем, чтобы установки другого по отношению к индивидумогли бы быть им оценены. Объединение таких оценочных представлении«обобщенного другого» и есть главный источник формирования Я — концепции ивнутренней регуляции поведения индивида.
 
1.2Структура «Я — концепции»
Вомногих психологических теориях Я — концепция является одним из центральныхпонятий. Вместе с тем до сих пор не существует ни ее универсальногоопределения, ни единства в терминологии. Термины, которые одни авторыупотребляют для обозначения Я — концепции в целом, другие используют дляобозначения ее отдельных аспектов. Чтобы внести ясность в эту ситуациюобратимся к схеме, которая, с одной стороны, должна отразить структуру Я — концепции, а с другой — упорядочить терминологию, встречающуюся на страницахпсихологической литературы, посвященной Я – концепции.
Лучшевсего представить Я — концепцию в виде иерархической структуры. На ее вершинерасполагается глобальная Я — концепция, включающая всевозможные гранииндивидуального самосознания (Приложение 1).
Термин«Я-концепция» появился в научном языке на рубеже XIX-XXвв. в связи с представлениями о дуальной природе человека как познающегосубъекта и познаваемого объекта. Американский психолог У. Джемс в книге«Принципы психологии» (1890) первый предложил идею «Я-концепции» и внессущественный вклад в ее разработку. Согласно Джемсу, глобальное «Я» (личность)содержит в себе два аспекта: эмпирического объекта (Ме), познаваемогосубъективным оценивающим сознанием (I).Однако не следует забывать об условности такого различения. В реальнойпсихической жизни элементы эти настолько слиты, что образуют единое,практически нерасторжимое целое. Я – как — объект существует лишь в процессах«сознавания» и является содержанием этих процессов постольку, поскольку человекможет сознавать самого себя.
«Я»как объект содержит в себе четыре аспекта:
— духовное «Я»;
— материальное «Я»;
— социальное «Я»;
— телесное «Я».
Этиаспекты образуют для каждого человека уникальный образ, или совокупностьпредставлений о себе как личности. Кроме этого Джемс предложил формулуоценивания личностью самой себя. Формула самооценки выражается в сравнениидостигнутых успехов с уровнем притязаний:
Успехи
Самооценка=
Притязания
Образи оценка своего Я предрасполагают индивида к определенному поведению; поэтомуглобальную Я — концепцию мы можем рассматривать как совокупность установокиндивида, направленных на самого себя.
1.3«Я – концепция» как совокупность установок «на себя»
 
Вобласти теоретической психологии первые работы, содержащие представления о Я — концепции, как уже отмечалось, принадлежат У. Джемсу, Ч. Кули и Дж. Миду.Представление же «Я — концепции» как структуры установок индивида к самому себепринадлежит Р. Бернс. Это связано с тем, что дальнейшее развитие теории Я — концепции шло в направлении унификации терминологического аппарата для описанияЯ — концепции и поиска надежных эмпирических приёмов для измерения, результатомэтого стало представление её как совокупности установок индивида «на себя».
Р.Бернсопределяет понятие так: «Я-концепция — это совокупность всех представленийчеловека о самом себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющуюЯ-концепции часто называют образом- Я или картиной- Я. Составляющую, связаннуюс отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой илипринятием себя. Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собойпредставляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на своедеятельное начало и возможности развития в будущем».
Так,например, человек может думать: «Я – умный, общительный, находчивый (образ Я),и меня это радует (самооценка), но я – толстый и ношу очки (образ Я), и мне этонеприятно (самооценка)». Предметом самоописания и самооценки могут быть телочеловека, его способности, социальные отношения и другое.
Понимание Я — концепции как структурыустановок отражает ее структурно-динамический характер. Выделяетсятри элемента «Я-концепции»:
1. Когнитивнаясоставляющая (представления индивида о самом себе, которые могут бытьобоснованы или не обоснованными).
2. Эмоционально-оценочнаясоставляющая (самооценка) – аффективная оценка представления о себе.
3. Поведенческаясоставляющая – это поведение, определяемое вышеперечисленными составляющими (Приложение2).
Источникамиоценочных суждений индивида о себе самом являются:
а)социокультурные стандарты и нормы социального окружения;
б)социальные реакции других людей к индивиду (их субъективная интерпретация);
в)индивидуальные критерии и стандарты, усвоенные индивидом в жизни.
Фактическииндивид реализует два процесса самооценки:
а)сравнение «реального Я» с «идеальным Я»;
б)сравнение «реального Я» с «социальным Я».
Вцелом, мотивационная функция Я – концепции, регулирующая поведение человека,состоит в следующем:
1.Каждая социальная ситуация воспринимается и оценивается в соответствии с темикомпонентами Я — образа, которые актуализируются этой ситуацией и которыенеобходимо проявлять индивиду (постигать, поддерживать, защищать, избегать).
2.На основе базовой потребности в самоактуализации, поддержании и защите своегоЯ, потребности в положительной самооценке, а также (и это самое главное) взависимости от субъективной значимости для индивида тех параметров Я — концепции, которые активизированы ситуацией, формируется и выбираетсяконкретная форма поведения в данной ситуации.
Однакоэти установки могут иметь различные ракурсы и модальности. Существует, покрайней мере, три основные модальности самоустановок:
РеальноеЯ — установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальныеспособности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том,каков он на самом дело.
Зеркальное(социальное) Я — установки, связанные спредставлениями индивида о том, как его видят другие.
ИдеальноеЯ — установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел быстать.
Большинствоавторов при изучении Я — концепции учитывают эти модальные различия. Нередкоподчеркивается, что суждения, действия, жесты других людей, относящиеся киндивиду, выступают для него в качестве основного источника данных о самомсебе. Об этом говорил Ч. Кули в своей концепции «зеркального Я».
Важноотметить, что реальное Я и социальное Я у индивида должны быть, согласованы посодержанию. С другой стороны, между содержанием реального Я и идеального Ямогут наблюдаться существенные расхождения, которые поддаются объективномуизмерению. Проблема измерения «Я-концепции» актуальна и в настоящее время –универсальной методики нет.
 
1.4Проблемы измерения «Я — концепции»
 
Подавляющеебольшинство методик измерения Я — концепции основываются на самоотчетах. Это восновном тщательно продуманные опросники, весьма удобные при групповомтестировании. Комбс, Соупер и Коурсон (1963) считают, что такого рода методики,претендующие на измерение Я — концепции, на самом деле измеряют самоотчеты, аэто не одно и то же. Эти авторы предлагают четко различать понятия «Я –концепция» и «самоотчет», поскольку содержание этих терминов, по их мнению,является близким, но не совпадает. Они придерживаются следующей точки зрения:«Как следует из всех определений, Я — концепция — это все, что индивид считаетсамим собой или своим, все, что он думает о себе, все свойственные ему способысамовосприятия. С другой стороны, самоотчет — это самоописание, даваемое вситуации коммуникации, то есть для другого. Это высказывания о себе. Нетсомнения, что Я — концепция влияет на эти высказывания. Однако между ними неможет быть полного тождества. Самоотчет являет собой пример интроспекции(самонаблюдения) и как таковой не может считаться объективным показателем нетолько с позиций современной феноменалистической психологии, но даже и спозиций более ранних, традиционных направлений психологической мысли.
Степень,в которой самоотчет способен отразить реальность Я — концепции индивида,определяется следующими факторами:
¡ ясностьюиндивидуального самосознания; наличием адекватных символов для его выражения;
¡ готовностьюиндивида к сотрудничеству;
¡ социальнымиожиданиями;
¡ чувствомличной адекватности индивида;
¡ отсутствиему него ощущения угрозы в ситуации самоописания.
Вэтой связи Паркер (1966) отмечает, что, если эти факторы действительно влияютна надежность самоотчета, изучение Я — концепции методами такого рода должнодавать весьма сомнительные результаты. Тем не менее, многие исследователисчитают, что изучение Я — концепции должно с необходимостью опираться насамоотчеты, поскольку главным требованием феноменалистического подхода впсихологии является учет особенностей индивидуального восприятия. А как ужеотмечалось «Я-концепция» основное понятие в этом подходе. Я — концепцияявляется важным фактором организации психики и поведения индивида, посколькуопределяет интерпретацию опыта и служит источником ожиданий индивида.

Глава2. Я — концепция как социально — психологический феномен
 
2.1Феноменологический подход к пониманию «Я-концепции»
 
Психология«Я — концепции» как одна из социально-психологических схем личности в целомопирается на положения феноменологического подхода или гуманистическойпсихологии и в незначительной степени психоанализа.
Какуже отмечалось, «Я — концепция» — это сложный составной образ, или картина,включающая в себя совокупность представлений личности о себе самой вместе сэмоционально-оценочными компонентами этих представлений. «Я — концепция»личности формируется в процессе жизни человека на основе взаимодействий сосвоим психологическим окружением и реализует мотивационно-регуляторную функциюв поведении личности.
Феноменалистическийподход в психологии (его иногда называют перцептивным или гуманистическим) впонимании человека исходит из впечатлений субъекта, а не из позиций внешнегонаблюдателя, то есть как индивид воспринимает самого себя, какое влияние наповедение индивида оказывают его потребности, чувства, ценности, убеждения,только ему присущее восприятие окружающей обстановки. Поведение зависит от техзначений, которые в восприятии индивида проясняют его собственный прошлый инастоящий опыт. Согласно этому направлению, индивид не может изменить самисобытия, но может изменить свое восприятие этих событий и их интерпретацию.Именно это является задачей психотерапии: она не снимает проблему, но позволяетчеловеку, испытывающему психологические затруднения, взглянуть на себяпо-новому и более эффективно справиться с той или инеи ситуацией.
Центральнымпонятием феноменалистического подхода является восприятие, то есть процессыотбора, организации и интерпретации воспринимаемых явлений, приводящие квозникновению у индивида целостной картины психологического окружения. Этоокружение называют по-разному: перцептивное поле, психологическое поле,феноменологическое поле или жизненное пространство. Но, в конце концов, дело нев терминологии. В сущности, речь идет об индивидуальных значениях, которыеформируются в сознании каждого человека и, так или иначе, определяют его поведение.По мнению сторонников феноменалистического подхода, поведение человека можнопонять, лишь встав на его точку зрения. Не явление само по себе, а уникальноевосприятие индивидом этого явления рассматривается перцептивными психологамикак подлинная реальность.
Итак,ведущий принцип феноменалистической психологии заключается в том, что поведениерассматривается как результат восприятия индивидом ситуации в данный момент.Восприятие, разумеется, отличается от того, что физически существует вовне. Темне менее, что человек воспринимает, это является для него единственнойреальностью, посредством которой он может управлять своим поведением.Феноменалистический подход к поведению, которое неразрывно связано сЯ-концепцией, объясняет поведение индивида, исходя из его субъективного полявосприятия, а не на основе аналитических категорий, заданных наблюдателем.
Например,ваше восприятие школьной действительности будет сильно различаться взависимости от того, какого вы мнения о себе как об преподаватели или ученике.В зависимости от Я-концепции ученика экзамен может восприниматься им какположительный стимул или как нечто угрожающее, а первая парта в класснойкомнате — либо как место «под носом у учителя», либо как место,откуда лучше всего слышны его объяснения. Эта селективность (выборочность)восприятия также укрепляет перцептивную установку и тем самым затрудняетвозможность изменить ее.

2.2Основные положения феноменологического подхода
Феноменологическийподход к поведению (гуманистическая психология), в котором теория «Я –концепции» стала связующим ин-тегративным принципом, понимает поведение наязыке феноменального поля субъекта — субъективно воспринимаемая иосознаваемая реальность индивида, а не аналитические категории, созданныевнешним наблюдателем. В целом, теория Я — концепции, разработанная в рамкахфеноменологического подхода, сводится к следующим положениям:
1. Поведениеесть продукт восприятий индивида, которые по своей природе феноменологичнаяпсихологическая реальность индивида — это не объективная реальность кактаковая, а продукт его субъективных восприятий в момент поведения.
2. Центральной,интегрирующей точкой феноменального поля является Я — концепция, вокруг которойорганизуются все субъективные восприятия индивида.
3. Я- концепция является одновременно и продуктом восприятий, и совокупностьюпредставлений, в которой содержатся ценности, привнесенные из социокультурнойсреды.
4. Сформированием Я — концепции поведение в целом начинает регулироваться ею.
5. Я- концепция относительно согласованна во времени и ситуативных контекстах, вэтом состоит ее прогностическая ценность.
6. Потребностьв положительном отношении к себе от других людей возникает параллельно сформированием Я — концепции. Потребность в положительном отношении к себе самому(потребность в положительной самооценке) возникает через усвоение опытаположительной оценки себя другими людьми.
7. Дляснятия расхождений между данными текущего жизненного опыта и Я — концепциейиспользуются различные защитные стратегии.
8. Существуетодно главное мотивационное побуждение человека — потребность в поддержании иповышении ценности своей Я – концепции.
Такимобразом, феноменологическое направление теории личности выдвигает идею о том,что именно субъективная способность постигать действительность играет ключевуюроль в определении внешнего поведения человека. Другими словами, каждый из насреагирует на события в соответствии с тем, как мы субъективно воспринимаем их.Представители этого направления отрицают идею о том, что мир существует сам посебе как неизменная действительность для всех. Они утверждают, что объективнаядействительность есть реальность, сознательно воспринимаемая и интерпретируемаячеловеком в данный момент времени.
Другойважный аспект — идея о том, что люди способны определять свою судьбу. Онисвободны в решении, какой должна быть их жизнь. Самоопределение являетсясущественной частью человека. Оно приводит к заключению, что люди ответственныза то, что они собой представляют.
Инаконец, люди по своей природе добры и обладают стремлением к совершенству:реализации внутренних возможностей и личностного потенциала. Это четко отражаетпозитивный и оптимистический взгляд феноменологического подхода начеловечество.
Концепциии положения, характеризующие феноменологический подход к личности, наиболееярко выражены в работах Карла Роджерса.
2.3Теория Карла Роджерса
 
Сточки зрения психологии как науки, Я-концепция является определяющей в подходеамериканского психолога и психотерапевта Карла Роджерса (1902-1987). Фактически,конструкт «Я» является столь неотъемлемой частью роджерсовской теорииличности и психотерапии, что некоторые психоаналитики определяют ее как«теорию Я».
Феноменологическаятеория К. Роджерса акцентирует внимание на том, что поведение человека можнопонимать через его субъективное (феноменальное) восприятие и познаниедействительности.
Объективнаядействительность есть реальность, сознательно воспринимаемая и интерпретируемаячеловеком в данный момент времени. Суть феноменологического направления в том, чтолюди способны сами определять свою судьбу. Это рассуждение приводит в конечномитоге к заключению, что люди ответственны за то, что они собой представляют.
РазвитиеЯ-концепции по К. Роджерс
Вотличие от таких теоретиков, как Фрейд, Адлер и Эриксон, Роджерс не создавалспециальную схему критических стадий, через которые проходят люди (преодолеваяпсихологический стресс) в процессе формирования Я-концепции. Онсосредоточивался на том, как оценка индивидуума другими людьми, особенно впериод младенчества и детства, способствует развитию позитивного илинегативного образа себя.
Изначальноноворожденный воспринимает все переживания нерасчлененно, будь то ощущения телаили внешние стимулы, такие как движение игрушек, подвешенных над кроваткой.Младенец не сознает себя как отдельное сущее, поэтому он не делает различиймежду тем, что есть «мое» и что – «не мое». Следовательно, для новорожденного Яне существует.
Роджерсвыдвинул теорию, что когда Я только формируется, оно регулируется исключительноорганизмическим оценочным процессом. Иначе говоря, младенец оценивает каждоеновое переживание с позиции того, способствует оно или препятствует еговрожденной тенденции к актуализации. Например, голод, жажда, холод, боль инеожиданный громкий шум оцениваются негативно, так как мешают поддержаниюбиологической целостности. Пища, вода, безопасность и любовь оцениваютсяпозитивно, так как они способствуют росту и развитию организма. В некоторомсмысле организмический оценочный процесс является контролирующей системой, котораяспособствует правильному удовлетворению потребностей младенца. Младенецоценивает свои переживания в соответствии с тем, нравятся они ему или ненравятся. Такое оценивание проистекает из его спонтанной реакции нанепосредственные переживания.
СтруктураЯ впоследствии формируется через взаимодействие с окружением, в частности, созначимыми другими (например, родители, братья и сестры). Я-концепция возникаетна основе взаимодействия с окружающей средой, в особенности с социальной (точказрения Роджерса близка к взглядам Кули и Мида). Следовательно, в значительнойстепени содержание Я-концепции является продуктом процесса социализации.
Самоактуализация
Как отмечалось ранее, отличительнойчертой феноменологического подхода к теории личности является тезис о том, чтолюди изначально добры и обладают стремлением к совершенству, а значит,естественно и неизбежно движутся в направлении большей дифференциации (отличиядруг от друга), автономности и зрелости.
Изучая природу человека, К. Роджерспришел к выводу, что сущность человеческой природы ориентирована на движениевперед, к определенным целям, конструктивна и реалистична. По мнению Роджерс,Фрейд нарисовал картину человека, в глубине души иррационального,несоциализированного, разрушительного по отношению к собственному Я и к другим.Роджерс вполне допускает, что индивид может иногда проявлять себя подобнымобразом, но в это время он действует как невротик, а не как здоровый человек.Когда человек ощущает психологическую свободу, он открыт опыту и может действоватьв позитивной, доверительной и конструктивной манере.
Наряду с точкой зрения о позитивнойприроде человека, К. Роджерс выдвинул гипотезу о том, что все человеческоеповедение вдохновляется и регулируется неким мотивом, который он назвалтенденцией актуализации (сохранить и развить себя), максимально выявить лучшиекачества своей личности, заложенные в ней от природы.
Тенденция актуализации человека беретсвое начало в физиологических процессах организма — это не психологическаятенденция, а биологический факт. С одной стороны, нацелена на снижениенапряжения, на сохранение жизненных процессов и поиски комфорта и покоя, а сдругой — на повышение напряженности, так как поведение индивидуума мотивированоего потребностью развиваться и улучшаться. Наиболее важным аспектом этойтенденции, с точки зрения личности, является стремление человека ксамоактуализации (сделать себя таким, как ты хочешь). Роджерс так определялтенденцию самоактуализации: «Это процесс реализации человеком на протяжениивсей жизни своего потенциала с целью стать полноценно функционирующейличностью».
Потребностьв позитивном внимании
По Роджерсу, для любого человека важно,чтобы его любили и принимали другие. Эта потребность в позитивном внимании,которая универсальна, развивается как осознание возникновения «себя»,она всепроникающа и устойчива.Поскольку Роджерс склоняется к тому, что этапотребность возникает в процессе социализации индивида, то ее можнорассматривать и с точки зрения самоактуализации личности.
Потребностьв позитивном внимании к себе –приобретеннаяпотребность, которая появляется при сравнении своих переживаний судовлетворением или неудовлетворением потребности к позитивному вниманию. Какбудто структура Я стала для самой себя «значимым социальным другим».Развитие позитивного внимания к себе гарантирует, что человек будет стремитьсядействовать так, чтобы и другие, и он сам одобрительно отзывались о егопоступках. Следовательно, человек вряд ли поведет себя не в соответствии сЯ-концепцией, так как это не будет удовлетворять потребность в позитивномвнимании к себе.
Психологическаядезадаптация
Посколькупозитивное отношение к себе зависит от оценок других, может возникнуть разрывмежду реальным опытом индивида и его потребностью в позитивном отношении ксебе. Так возникает рассогласование между Я и реальным опытом, иными словами,развивается психологическая дезадаптация.
Дезадаптациюследует понимать как результат попыток оградить сложившуюся Я-концепцию отугрозы столкновения с таким опытом, который с ней не согласуется. Это приводитк селективности и искажениям в восприятии или к игнорированию опыта в форменеверной его интерпретации.
Рассматриваяпонятие идеального Я, Роджерс полагает, что благодаря психотерапевтическомувоздействию восприятие идеального Я становится более реалистичным и Я начинаетбольше гармонировать с идеалом. Таким образом, можно считать, что личностнаядисгармония характеризуется существованием нереалистического собственногоидеала и/или несоответствием между Я-концепцией и идеальным Я.
Главнаяпроблема в подходе Роджерса к пониманию Я-концепции связана с использованиеминдивидом механизмов психологической защиты, необходимых для того, чтобыпреодолеть диссонанс между непосредственным его опытом и Я-концепцией. Реагируяна состояние такого диссонанса как на угрозу, возникающую вследствиепереживаний, противоречащих Я-концепции, индивид использует один из двухзащитных механизмов — искажение или отрицание. Первое используется для того,чтобы изменить личностную значимость переживания; второе как бы устраняет самфакт наличия переживания.
Клиентцентрированнаятерапия
К.Роджерс использует терапию, центрированную на клиенте, как метод, направленныйна модификацию состояния Я-концепции с целью устранения диссонанса между нею инепосредственными переживаниями индивида. В результате невротический синдром унего устраняется и достигается состояние психологической адаптации.
Частопричины такого несоответствия между Я-концепцией и реальными чувствами следуетискать в ранних периодах жизни. Нередко условием родительской любви и хорошегоотношения является отказ ребенка от своих истинных чувств. Если ондействительно злится на мать, то он — плохой мальчик, человек недостойный. Ввоспитании детей Роджерс считает важным не требовать от них, чтобы в качествеусловия родительского расположения они отказывались от своих подлинных чувствили искажали их, хотя родители и вправе требовать от детей подавления открытоговыражения этих чувств. Ребенку следует не отказываться от них, а бытьсдержанным в их проявлении. Это в значительной степени помогает избежатьдезадаптации впоследствии.
КарлРоджерс особо подчёркивал эффективность клиентцентрированной терапии в игровомвзаимодействии с проблемными детьми. В работе по данной области, согласнопозиции автора, вербальная коммуникация нередко сведена к минимуму, а иногда,полное её отсутствие. Самым важный момент — групповая терапия (кстати она даётхороший эффект не только при работе с проблемными детьми, но и со взрослыми).Эффект её заключается в наблюдении за действиями партнёра как за нагляднымблизким примером.

Глава3. Социальная идентичность
 
3.1Социальная идентичность как часть «Я-концепции»
 
Понятие«идентичность» первоначально появилось в психиатрии в контексте изученияфеномена «кризиса идентичности», описывавшего состояние психических больных,потерявших представления о самих себе и последовательности событий своей жизни.Американский психоаналитик Эрик Эриксон перенес его в психологию развития,показав, что кризис идентичности является нормальным явлением развитиячеловека. Проблематика Я-концепции рассматривается Эриксоном сквозь призмуэго-идентичности, о которой подробнее в следующей главе.
Еслиже говорить о социальной идентичности, то это переживание и осознаниесвоей принадлежности к тем или иным социальным группам и общностям.Идентификация с определенными социальными общностями превращает человека избиологической особи в социального индивида и личность, позволяет ему оцениватьсвои социальные связи и принадлежности в терминах «Мы» и «Они».
Например,когда людей просят рассказать о себе, задают им вопрос: «Кто вы?», тов ответах они нередко относят себя к той или иной группе, категории, общности. Вподобных случаях речь идет о социальной идентичности индивида. Этоважная часть Я-концепции, которая основана на его принадлежности ккакой-либо социальной группе вместе с присущими данной группе нормами иценностями. В качестве примеров можно назвать семью, какую-либо организацию,религиозную или этническую группу, любое другое сообщество, укрепляющее значимыеаспекты собственного Я.
Людине только относят себя к определенным группам, но также рассматривают другихкак членов тех же самых групп или как членов других групп. Отсюда идетподразделение остальных людей на категории «мы» и «они».«Мы» — это люди, принадлежащие к группам, членство в которых являетсяважным для нас. «Они» — это все остальные, это чужаки, не относящиесяк «нашим» группам. Группы, входящие для нас в категорию«мы», составляют часть нашей социальной идентичности.
Входе повседневной жизни индивид обычно сравнивает свои личные достижения вкакой-либо сфере с достижениями других. При этом люди также сравнивают успехи«своих» групп с успехами групп «чужих». Когда кто-то из«своих» добивается крупного успеха, то все остальные члены этой общности,даже не игравшие никакой роли в этом успехе, также испытывают чувство гордостии даже личного удовлетворения достижением некоторых из нас. Например, известнокакой эмоциональный подъем испытывают люди в стране, национальная сборнаякоторой выигрывает Кубок мира по футболу. Такое явление, когда люди греются влучах чужой славы, способствует повышению индивидуальной самооценки, потому чтосоциальная идентичность этих людей в данной сфере составляет интегральную частьих Я-концепции. Люди очень стремятся к тому, чтобы косвенным образом разделитьуспех членов «своей» группы, особенно после личных неудач. Вот почемуправительства некоторых стран склонны порой затевать «маленькуюпобедоносную войну», чтобы отвлечь своих граждан от их тяжелогоэкономического положения.
Итак,люди охотно разделяют успехи членов «своей» группы. Что жепроисходит, когда те, с кем мы идентифицируем себя, терпят неудачу? Здесьотмечаются два типа реакций. Во-первых, поскольку люди имеют тенденциюпереоценивать качество выполнения какой-либо деятельности членами«своей» группы по сравнению с «чужими», то часто для нихнаступает время признать неудачу вполне обоснованной. Во-вторых, вслучаях когда поражение настигает членов «своей» группы, этомунаходится оправдание. Вспомните, как в спорте после проигрыша «своей»команды болельщики часто оправдывают это неблагоприятными ситуационнымифакторами, например, ошибками судьи или его несправедливостью. Защищая«свою» команду, болельщики защищают свою самооценку.
Важнейшиеположения теории социальной идентичности формулируются в видеследующих постулатов:
1.Социальная идентичность складывается из тех аспектов образа «Я», которыевытекают из восприятия индивидом себя как члена определенных социальных групп;
2.Индивиды стремятся к сохранению или повышению своей самооценки, т.е. стремятсяк положительному образу себя;
3.Социальные группы и членство в них связаны с сопутствующей им положительной илиотрицательной оценкой, существующей в обществе, следовательно, социальнаяидентичность может быть положительной или отрицательной.
4.Оценка собственной группы индивидом определяется взаимоотношениями с некоторымидругими группами через социальное срав-нение ценностно значимых качеств ихарактеристик. Сравнение, результатом которого становится положительное отличиесвоей группы от чужой, порождает высокий престиж, отрицательное — низкий.
Особойразновидностью социальной идентичности является этническая идентичность — индивидуальное чувство личной идентификации с определенной этнической группой.Этническая идентичность является состоянием сознания, и ее приобретение частотребует значительных ментальных усилий.
Посколькуэтническая самоидентификация является важным компонентом Я-концепции, следуетотметить те признаки, которые воспринимаются индивидами как главные приопределении национальности человека. Данные отечественных исследований(Старовойтова, 1978; Сикевич, 1994) показывают, что этническаясамоидентификация достаточно вариабильна и обусловлена определенными факторами.
Местопроживания на своей этнической территории или виноэтнической среде. Если в первом случае больший вес придается происхождению(национальность родителей), то во втором случае яснее осознается этнокультурнаяобщность.
Возраст.Молодежьв большей мере ориентирована на выбор национальности «по желанию самогочеловека» и меньше — на происхождение.
Уровеньобразования. С ростом образования возрастает ориентацияна выбор национальности «по желанию», а не определение ее попроисхождению. Характерно также, что если лица с низким уровнем образованияобращают внимание на явные черты этнического сходства и различия (язык,внешность), то более образованные люди выделяют неявные, но существенные черты(характер и особенности поведения).
Социальнаяидентичность является важным компонентом Я- концепции, так как влияет насамооценку индивида, описывает его принадлежность к какой-либо социальнойгруппе вместе с присущими данной группе нормами и ценностями. Впервые детальнопонятие идентичности было представлено в работах эго-психолога Э.Эриксона.
 
3.2Эриксон об идентичности
 
Извсех теорий психологии и психоанализа, появившихся во второй половине ХХ века,пожалуй, наибольшее признание и распространение получила теория психолога Э.Эриксона (1902- 1994). Это связано с тем, что его мысли о цельности личности,ее тождественности (идентичности) самой себе и обществу, в котором она живет,стали весьма актуальны для большинства современных социумов, в которых одной изпроблем является разобщенность и одиночество людей.
ПодходЭриксона, по существу являющийся развитием концепции Фрейда, обращен ксоциокультурному контексту становления сознательного Я индивида — эго.Проблематика Я-концепции рассматривается Эриксоном сквозь призмуэго-идентичности, понимаемой как возникающий на биологической основе продуктопределенной культуры. Ее характер определяется особенностями данной культуры ивозможностями данного индивида. Источником эго-идентичности является, поЭриксону, «культурно значимое достижение». Идентичность эго-индивидавозникает в процессе интеграции его отдельных идентификаций (объединениеотдельных отождествлений себя); поэтому важно, чтобы ребенок общался совзрослыми, с которыми он мог бы идентифицироваться.
Такимобразом, Эриксон приходит к выводу о значительном влиянии культуры и социальногоокружения ребенка на его развитие. Главными для него становятся положения ороли среды, цельности личности, и о необходимости постоянного развития итворчества личности в процессе ее жизни. Эриксон считал, что развитие личностипродолжается всю жизнь, фактически до самой смерти человека, а не только впервые годы жизни, как считал Фрейд. Влияют на этот процесс не только родителии близкие к ребенку люди, то есть не только узкий круг людей, как считалтрадиционный психоанализ, но и друзья, работа, общество в целом. Сам этопроцесс Эриксон называл процессом формирования идентичности, подчеркиваяважность сохранения и поддержания цельности личности, цельности Эго, котороеявляется главным фактором устойчивости к неврозам и депрессии.
Втеории Эриксона описаны восемь стадий личностного развития и соответствующихизменений эго-идентичности, охарактеризованы присущие каждой из этих стадиикризисные поворотные пункты и указаны личностные качества, возникающие приразрешении этих внутренних конфликтов.
Основноевнимание Эриксон, как психотерапевт, уделял кризису подростково-юношескогопериода, который сопровождается важными биологическими и психологическимиизменениями («размытостью» эго-идентичности), так как с изменениемобраза своего тела меняется и образ собственного “Я” подростка. Кризисидентичности, который происходит в этот период, является основой личностной исоциальной идентичности, которая начинает осознаваться с этого времени.Доказывая, в противовес ортодоксальному психоанализу, необходимость исследованияне невротиков, а хорошо социализированных и уверенных в себе подростков,Эриксон подчеркивал, что основой нормального личностного развития как раз иявляется осознанное чувство цельности, идентичности.
Эриксонопределяет эго-идентичность как заряжающее человека психической энергией«субъективное чувство непрерывной самотождественности». Он указывает,что эго-идентичность — это не просто сумма принятых индивидом ролей, но также иопределенные сочетания идентификаций и возможностей индивида, как они воспринимаютсяим на основе опыта взаимодействия с окружающим миром, а также знание о том, какреагируют на него другие. Поскольку эго-идентичность формируется в процессевзаимодействия индивида с его социокультурным окружением, она имеетпсихосоциальную природу.
Эриксонвыделил 8 основных этапов в развитии идентичности, в течение которыхребенок переходит от одной стадии осознания себя к другой. Эти стадии являютсясерией критических периодов, которые должны быть преодолены в течение всейжизни. При этом конкретный этап не только формирует новое, необходимое длясоциальной жизни качество, но и подготавливает ребенка к следующему жизненномуэтапу. Каждая стадия дает возможность для формирования противоположных качестви черт характера, которые осознает в себе человек и с которыми он начинает себяидентифицировать (Приложение 3).
Эриксонсчитает, что чувство эго-идентичности является оптимальным, когда человек имеетвнутреннюю уверенность в направлении своего жизненного пути. В процессеформирования идентичности важно не столько конкретное содержаниеиндивидуального опыта, сколько способность воспринимать различные ситуации какотдельные звенья единого, непрерывного в своей преемственности опыта индивида.

Заключение
Всовременном обществе огромной популярность пользуются книги популярнойпсихологии и всевозможные психологические руководства в стиле «Помоги себесам», «Познай себя», «Сотвори свою судьбу», «10 способов найти счастье» и т.д.,и т.п. Со времен Дейла Карнеги литература такого рода пользуется огромнойпопулярностью. Можно сделать вывод, что люди стремятся познать себя, нонасколько новые идеи предлагают подобные руководства и можно ли им доверять?
Еслиобратится к проблеме понимания «Я-концепции», в неоднозначности самого термина,то становится ясно, что все теории представляют «Я» в своём ракурсе. Однииздания пишут, что для успеха необходимо пересмотреть отношение к себе,повторяя идею Р. Берна, что «Я-концепция, в сущности, определяет … то, что он(индивид) о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало».
Другиеавторы говорят о необходимости «встать на место собеседника», чтобы понять егои в чём-то повторяют теорию Дж. Г. Мид, которыйглавным условиемразвития Я — концепции считал «способность индивида принимать роль другого, стем, чтобы установки другого по отношению к индивиду могли бы быть им оценены».
«Я-концепция»- одно из базовых понятий гуманистической психологии. Обращение к данной теме ив особенности к феноменологическому подходу обусловлено тем, что многиесовременные теории основываются именно на этом подходе, поэтому важно обратитсяк первоисточникам и авторитетам данного направления.
Всоответствие с целью курсовой работы были определены особенности понимания «Я»в различных теориях (Зеркальное Я, обобщённый другой, Я как установка на себя).А также подробно описаны особенности феноменологического подхода в изучение «Яконцепции».
Вработе показаны основные теоретические аспекты: понятие «Я-концепция» и еёструктура в понимание У. Джемса, Р. Бернса, а также источники формирования иразвития «Я концепции». Кроме того, показано неоднозначность и сложностьизмерения «Я-концепции», связанное с проблемой интерпретации самоотчётов,которые являются основным показателем в настоящее время.
Вкурсовой работе огромное место занимает описание феноменологического подхода впонимание «Я-концепции», его основных положений. Можно заметить, что призывы впопулярной психологии «нужно менять не ситуацию, а отношение к ней», полностьюповторяют главную идею феноменологического направления, в котором базовымпонятием является – восприятие. Согласно этому подходу, индивид не можетизменить сами события, но может изменить свое восприятие этих событий и ихинтерпретацию.
Вданной работе описан подход К. Роджерса как представителя гуманистическойпсихологии, который также говорит о том, что «поведение человека можно пониматьчерез его субъективное (феноменальное) восприятие и познание действительности».
ВЯ-концепцию также включают и такое понятие как социальная идентичность(этническая идентичность). В соответствие с задачами, подробно описана рольидентичности в формирование положительной Я-концепции, а также основныеположения теории эго-психолога Э. Эриксона.
Вкурсовой работе нет критики популярной литературы по психологии. Данная работапоказывает основные первоисточники, а также отмечает, что идеифеноменологического подхода являются наиболее востребованными у современнойаудитории читателей.

Списоклитературы
1. БернсР. Развитие Я-концепции и воспитание /Пер. с англ. — М.: «Прогресс»,1986. psyberlink.flogiston.ru/internet/bits/burns0.htm
2. СайтГлубинная психология, Эрик Эриксон www.psy4.ru/eriks.htm
3. ДружининВ. Психология. Учебник для гуманитарных вузов СПб.: Питер, 2001. — 656 с. www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/drugin/index.php
4. КарлРоджерс и феноменологический подход, Я-концепция: «все-таки кто я?» www.rogers.psy4.ru/theory.htm
5. Кули,Ч Социальная самость, 1956. (Перевод Т. Новиковой). www.fidel-kastro.ru/sociologia/cooley02.htm#2
6. Мид Дж. Г. «Разум, Я и Общество»(Mind, Self, and Society) (1934)
www.fidel-kastro.ru/sociologia/mead.htm
7. Баклушинский, С.А. Развитие представлений о понятиисоциальная идентичность/ С.А. Баклушинский, Е.П. Белинская // Этнос.Идентичность. Образование. Труды по социологии образования. – 1998.- Т.4.-№6. –С. 64-85.
8. СвенцицкийА.Л. Я — концепция и самооценка / А. Л. Свенцицкий // Социальная психология:учеб. — М.: Изд-во Проспект, 2005. — С. 68-70
9. СвенцицкийА.Л. Социальная идентичность как часть Я — концепции / А.Л. Свенцицкий //Социальная психология: учеб. — М.: Изд-во Проспект, 2005. — С. 71-75
10. СвенцицкийА.Л. Социальная психология: учеб / А.Л. Свенцицкий. — М.: Изд-во Проспект,2005. — 320 с.
11.  СайтСоциальная психология Теория Ч. Кули — теория общественного зеркала azps.ru/articles/soc/soc7.html
12. Социальнаяпсихология: учеб. пособие / А.Л Журавлев [и др.].- М.: ПЕР СЭ, 2002 –351с. yurpsy.fatal.ru/biblio/socpsy/04.htm
13. Социальнаяпсихология личности / В.А. Соснин// Социальная психология: учеб. пособие.- М.:ПЕР СЭ, 2002 –С. 94-97
14. МокшанцевА Социальная психология: учеб. пособие для ВУЗов / Р. Мокшанцев, А. Мокшанцева.-Новосибирск: Инфра-М, 2001.- 408 с.
15. МокшанцевА. Я в социальном мире/ Р. Мокшанцев, А. Мокшанцева// Социальная психология:учеб. пособие для ВУЗов.- Новосибирск: Инфра-М,2001.-С. 27
16. Социальнаяпсихология: Хрестоматия: учеб. пособие для студентов вузов/ Е.П. Белинская, О.А.Тихомандрицкая [и др.]. — М.: Аспект Пресс, 2003.- 475 с.
17. Карл Роджерс //Управление персоналом.-2008.-№2.
www.top-personal.ru/issue.html?1448
18. СайтХрестоматия по социологии, Ч. Кули Социальная самость society.polbu.ru/sociology_hrestomatia/ch13_iii.html
19. СайтЭрик Эриксон и эго-психология www.erikson.psy4.ru/theory.htm
20. ЭриксонЭ. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. А.В.Толстых. — М.: Прогресс, 1996. – 344 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Политические и правовые учения в России в период дальнейшего укрепления дворянской монархии (вторая половина XVIII в.)
Реферат Бестужев А.А.
Реферат Контрольная по политологии
Реферат Низовое звено кредитной системы
Реферат Педагогическая система обучения принятию управленческого решения в вузе
Реферат Совершенствование системы управления маркетингом
Реферат Суб єктивна сторона злочину 2
Реферат Очаговый туберкулез верхней доли правого легкого
Реферат Computer Literacy Essay Research Paper What are
Реферат 10 декабря 2011 года исполняется 190 лет со дня рождения Николая Алексеевича Некрасова (1821 – 1877)
Реферат Социально-экономическая роль торговой фирмы на рынке потребительских товаров
Реферат Коррекция фонетической стороны речи у младших школьников в специальной коррекционной школе 7
Реферат Эдвин Дрейк
Реферат Основы предпринимательства: налоги, платежи, особенности планирования
Реферат Воспитательная роль математики