Реферат по предмету "Промышленность, производство"


Ювелирные изделия Красного села

Содержание1.  Историческиеаспекты филигранного центра и его значение в развитии ювелирного искусства:сканное ремесло Киевской Руси2.  Заготовительныеоперации скани: вытяжка, свивка3.  Последовательностьи принцип набора сканного рисунка с технологией его изготовления: пайкой имонтировкой
Введение
Филигранный(сканный) орнамент строится по-разному.
Иногда онсоставляется из крутых спиральных завитков, выполняемых из толстой проволоки.Этот основной стержень несет на себе множество тонких побегов-усиков,закручивающихся на конце в мелкие спиральки и заполняющих все внутреннеепространство между крупными завитками.
Иногдасканный орнамент состоит из розет, окруженных крупными лепестками, которыерасполагаются либо довольно свободно, заполняя плоскость предмета, либовписываются в определенные геометрические фигуры-ромбы, восьмиугольники,треугольники и т.д. В этих случаях из толстой проволоки выполняются обычноконтуры розет, геометрических фигур и крупных лепестков, а все свободное междуними пространство заполняется тонкими волнистыми линиями, колечками,спиральками, ромбиками и другими мелкими орнаментальными формами.
Некоторыеизделия, например подстаканники, украшаются филигранным орнаментом, состоящимиз розет и восьмиконечных звезд, вписанных в строгие геометрические формы.Сочетание геометрических форм с тончайшим кружевным филигранным орнаментомнакладывает отпечаток своеобразия на такие изделия.
Делалисьпопытки выполнения в технике филиграни изделий и с сюжетными изображениями.Таков, например, нож-закладка, ручка которого украшена изображением плывущих вволнах рыбок.
Осовершенстве исполнительского мастерства, которого достигли мастера Красногосела, работавшие в технике филиграни, дает представление государственный гербСССР, выполненный во второй половине 30-х годов коллективом красносельскихмастеров под руководством Н.Грустливого и Г.Дерябина. В этой большой работе(размер 31х31,5 см) техникой филиграни выполнена значительная часть изображенияземного шара, серпа, молота, солнца, ленты, перевивающей колосья, и самихколосьев.
Ювелирныеукрашения и бытовые предметы, выполненные мастерами села Красного в техникефилиграни, экспонировались на всемирных выставках в Париже (1937) и в Нью-Йорке(1939). Артели «Красный кустарь» (с. Красное) за филигранные изделиябыла присуждена на Всемирной Парижской выставке 1937 года золотая медаль.
Впослевоенные годы филигранное дело продолжало развиваться. В отличие отдовоенных лет посеребренная и позолоченная филигрань стала применяться нетолько в массовых бытовых вещах, но и в дорогих уникальных произведениях – вюбилейных кубках, декоративных вазах, ларцах и т. д., причем нередко онасочеталась с зернью, с гладким полированным металлом, делалась не толькоплоской, но и выпуклой или рельефной.
К числу наиболеезначительных филигранных произведений, выполненных во второй половине 40-хгодов, принадлежит ларец работы В.Каретина (рис. 162). Ларец прост по форме.Его прямоугольный остов покоится на невысоком постаменте. Приземистые, крепкиеножки, слегка выходящие за габариты постамента, придают ларцу устойчивость, аслегка сужающаяся кверху четырехскатная крышка делает его стройным. Филиграньпокрывает верхнюю (плоскую) часть крышки ларца, ее скаты и боковые стенкиостова, причем характерно то, что она расположена не сплошным кружевным узором,как это делалось в большинстве вещей довоенного времени, а делится узкимиполосками гладко отполированного металла на правильные геометрические фигуры:-прямоугольники, различной формы треугольники и т.д. Слегка выступающие полоскигладкого металла членят поверхности ларца, как бы образуя его конструктивныйостов. Вместе с тем они обрамляют определенные участки филигранного узора,подчеркивая своими четкими, гладко отполированными поверхностями его легкость иажурность. Филигранный узор также стал разнообразнее; в его кружевныепрозрачные завитки то там то здесь вкраплена зернь. На крышке ларца расположенытри крупные выпуклые розетки, центры которых сплошь заполнены крупными шарикамизерни. Это был первый, достаточно интересный и удачный опыт созданияфилигранного рельефа.
Впозолоченном кубке – «Социалистическое строительство», выполненном в1951 году мастерами А.Васиной (род. 1920 г.) и А.Шибановым (род. 1899 г.) по проекту художников А.Удалова и А. Щепелкина, филигрань не менее органичносочетается с полированным металлом, который в одних случаях резко контрастируетс кружевным филигранным узором, в других – создает красивую светотеневую игручеканными и давлеными рельефами, в третьих – радует глаз изящными и тонкимипрофилировками. Этот кубок неплох, хотя и несколько тяжеловат по своимпропорциям, его цилиндрическое, слегка расширяющееся кверху тулово покоится надостаточно массивной, устойчивой и выразительной по силуэту ножке.
Заваленнаякрышка завершается небольшим отполированным шариком, поддерживающим изображениеордена Победы. Верхняя и нижняя части тулова опоясаны неширокими полированнымиметаллическими поясками. Между ними на определенном расстоянии проходятвертикальные профилированные полоски металла. Соединяясь с горизонтальнымипоясками, они делят слегка усеченное книзу цилиндрическое тулово кубка начетыре равные части. В каждую из этих частей вписан круглый медальон счеканными рельефными изображениями (панорама новостройки, механизированнаяуборка урожая, лаборатория ученого, парный профильный портрет В.И.Ленина иИ.В.Сталина). Филигрань в этом кубке лишь дополняет металлический остов кубка,подчеркивая своим легким матовым кружевным узором блеск и массивностьотполированного металла.
Вслед за этимв селе Красном было выполнено еще несколько уникальных произведений. Художникии мастера промысла успешно продолжали поиски новых форм изделий, в которыхметаллический остов отделывался филигранью. В одних из них филигрань сплошнымкружевным узором покрывает тулово изделий. Таковы, например, две вазы работыА.Голикова (род. 1919 г.) и А.Васиной, выполненные в 1952 году. Широкие полосыполированного металла образуют здесь несколько поясов разной ширины (поверхнему борту и нижней части ножки). Все пространство между этими поясамисплошь покрывает филигрань, которая играет главную декоративную роль.
В другихизделиях филигрань использовалась по тому же принципу, как и в кубке «Социалистическоестроительство»: она лишь дополняла металлический остов, который сам посебе был достаточно выразителен. Таков, например, юбилейный кубок, выполненныйв 1954 году по проекту А.Удалова и А.Щепелкина мастерами А.Васиной (скань),М.Суригиным (штампованные детали) и А. Шибановым (монтировка) и подаренныйУкраинской ССР в честь 300-летия воссоединения с Россией.
Кромекрасносельского района, производство недорогих ювелирных украшений – брошей,колец с цветным стеклом, кулонов – существует в городе Приволжске Ивановскойобласти (артель «Красная Пресня»). Здесь же изготовляется и цветноестекло (искусственный камень).
Филигранныйузор в казаковской артели также приобрел характерный облик. В его основу былаположена розетка с длинными вытянутыми лепестками и круто завивающиеся спирали.Эти крупные формы четко выделяются на фоне мельчайших филигранных завитков,сплошным узором заполняющих поверхность филигранных изделий.
В мастерскойартели производство филигранных изделий возникло лишь в 1947 году. Первое времяпродукция этой артели была не вполне удачна: филигрань выполнялась из толстойпроволоки, не велось работы над формами изделий, вещи выглядели грубоватыми. Нопостепенно и в этой артели филигранные работы сделались одним из наиболееинтересных видов продукции. Большое значение имело то, что в артели былоуделено внимание не только улучшению качества филиграни, но и работе над формойизделий, а также над различными способами применения филигранной техники. Надфилигранными изделиями мстерской артели много и серьезно поработала художницаВ.Дмитриева (род. 1919 г.). В результате артель стала выпускать вещи, в которыхфилигрань сочетается в большинстве случаев с полированным металлом. В однихизделиях из гладкого металла сделана лишь ножка (туалетная вазочка в видечаши), в других – гладкий металл играет более активную роль, из него выполненаи ножка и ручки, он включен в виде гладких полосок, лучами расходящихся отцентра, в самый корпус вазочки (плоская вазочка-конфетница), наконец, внекоторых вещах филигрань сочетается с штампованными позолоченными накладками(подстаканник). Не во всех случаях задача решена с одинаковым успехом, но самыйфакт творческих поисков новых конструктивных решений применения филиграни имеетбольшое положительное значение.
Производстворазнообразных ювелирных изделий развито в Москве и Ленинграде. Артель«Московский ювелир» в Москве, фабрика «Ленэмальер» иЭмальерно-филигранная фабрика Ювелирторга в Ленинграде – крупные предприятия,выпускающие основную массу продукции.
1. Исторические аспекты филигранного центра и его значениев развитии ювелирного искусства: сканное ремесло Киевской Руси
Производствовсевозможных ювелирных поделок и украшений из золота и серебра – одно издревнейших художественных ремесел. Оно отличается разнообразием техническихприемов. В искусстве ювелиров издавна применялись литье, чеканка и гравировка,филигрань., наводка черни и эмаль. Нередко несколько технических приемовсовмещаются при выполнении того или иного ювелирного изделия. Чеканкой игравировкой очень часто дополняют литье; филигрань сочетается с чеканкой, эмальс филигранью и т.д.
Народныеювелирные промыслы, выпускающие недорогие вещи из меди, белого металла исеребра с позолотой, цветными камнями и т.д. – кольца, серьги, броши, кулоны,браслеты, – а также разнообразные кресты и образки, издавна существовали вгородах и селах нашей страны. Основным потребителем этих изделий былокрестьянство и малозажиточная часть городского населения: торговцы, мещане,ремесленники.
В XIX векепроизводство недорогих ювелирных вещей получило особенно сильное развитие вселах и деревнях Костромской губернии – Красном, Сидоровском и других, –расположенных по Волге в 30-40 километрах от Костромы, Село Красное – центр ювелирного промысла, охватывающего четыре волости, пятьдесят одно селение иоколо 1706 работников, к концу XIX века, подобно Гжели, представляло собой, поопределению В.И.Ленина, типичный центр «народной» капиталистической мануфактуры.В конце XIX века красносельский ювелирный промысел производил продукции болеечем на миллион рублей.
Недорогиеювелирные изделия расходились по всей стране, они сбывались в Москве,Петербурге, Нижнем Новгороде, в Сибири, часть изделий шла в Среднюю Азию, Афганистан,Иран и Индию.
В конце XIX –начале XX века в продукцию красносельских ювелиров стали проникать чертымодерна. Открытие земством в селе Красном класса технического рисования,преобразованного в 1904 году в художественно-ремесленную мастерскую, неулучшило положения дела. Это мероприятие в значительной мере способствовалоразвитию модных в то время модернистских тенденций и ложнорусского стиля;промысел находился во власти скупщиков и торговцев, наживающихся от перепродажиизделий кустарей и являвшихся главными проводниками дурного вкуса.
После ВеликойОктябрьской социалистической революции мастера красносельского ювелирногопромысла одни из первых стали создавать кооперативные артели. По числу занятыхв промысле мастеров это был самый крупный центр народных художественныхпромыслов. В 30-х годах здесь работало в нескольких крупных артелях(«Красный кустарь» в селе Красном, Сидоровский промколхоз в селеСидоровском, «По заветам Ильича» в селе Подольском) более 1200мастеров. Кадры для промысла готовил Красносельский техникум.
Глубокийупадок, в котором находился красносельский ювелирный промысел перед революцией,изживался постепенно.
В 20-х годахпромысел выпускал главным образом революционные значки и пятиконечные звезды(до 20 тысяч штук в год), а также чайные ложки (до 12 тысяч дюжин).
По меревозрастания спроса на ювелирные украшения красносельские. мастера постепенновозрождали свой исконный ассортимент: серебряные с позолотой серьги, перстни,браслеты, кольца, кулоны, заколки, броши и т.д. В большинстве изделийупотреблялись искусственные камни (цветное граненое стекло). Резкий блескпозолоты и цветных граненых стекол придает, как правило, грубоватый вид такимизделиям. Лучшими среди них до сих пор продолжают оставаться изделия, в которыхотсутствуют цветные искусственные камни, например, традиционные серьги –«калач». Такого вида изделия, очень скромные, простые по форме,лишенные какой-либо вычурности и претенциозности, убедительно свидетельствуют обольших потенциальных возможностях народного творчества.
Такие вещипросты в выполнении и требуют минимальной затраты металла. Вместе с тем онимогут служить образцом и убедительного художественного решения. Форма изделийхорошо согласована с их функциональным назначением. Нарастающая книзу объемностьсерьги придает ей пластическую выразительность, подчеркивая весомость имассивность нижней части и ювелирную тонкость и легкость верхней. Плавноокругленная форма серьги напоминает полумесяц, острые рога которого сближены исоединены тонкой проволочкой-подковкой.
По-видимому,не случайно эта древняя народная форма ювелирного украшения продолжаетпользоваться успехом и в наши дни. Если учесть, что близкие аналогии ей мынаходим среди золотых и серебряных колт XI-XII веков Киевской Руси, то станеточевидным, какое серьезное испытание временем она выдержала.
С середины30-х годов в красносельском ювелирном промысле стала с особой остротойощущаться необходимость обновления ассортимента, развернулась творческая работанад новыми видами изделий. В этой работе участвовали и старейшие мастерапромысла – Л.Метлин (род. 1873г.), М.Волков (1875- 1953), и, с конца 30-хгодов, представители молодого поколения – Н.Грустливый (род. 1914г.), В.Каретин(род. 1921 г.), Г.Дерябин (род. 1914 г.) и другие.
Творческиепоиски шли в разных направлениях. Делались попытки выполнять из металламиниатюрные изделия, не имеющие определенного целевого назначения, типанастольных украшений. Создание таких вещей диктовалось главным образомпотребностью блеснуть мастерством, виртуозной техникой исполнения. К числутаких изделий принадлежат: миниатюрный стол со стульями, со стоящим на столесамоваром и чайным сервизом работы Л.Метлина или миниатюрная скульптурнаягруппа, состоящая из лошади, запряженной в тарантас, в котором сидит кучер.Лошадь и кучер выкованы из железа и обработаны чеканом (мастер К.Шестернин).Тарантас и упряжка (оглобли, сбруя) исполнены в технике филиграни (мастерА.Серов). Эта скульптура отличается не только тонкостью мастерства, но ибольшой выразительностью. В ней много общего с народной деревянной икерамической скульптурой. Делались опыты изготовления и эмалевых вещей, вчастности, серебряных изделий, украшенных геометрическим орнаментом, а такжеизделий с растительным орнаментом, выполненным техникой эмали в глубину.Убедительно свидетельствуя о высоком техническом мастерстве красносельскихювелиров, все эти опыты не разрешали, однако, главной задачи – обновленияассортимента массовых изделий.
Болееперспективными оказались опыты по возрождению филигранного дела. Со второйполовины 30-х годов производство филигранных изделий получило в красносельскомювелирном промысле широкое развитие.
2. Заготовительныеоперации скани: вытяжка, свивка
Филигранью,или сканью, называется жгутик, скрученный из двух или нескольких медных (иногдасеребряных или золотых) проволочек. Такие металлические жгутики легко гнутся ипринимают форму спиралек, колечек, лепестков, розеток, а также всевозможныхкриволинейных и прямолинейных геометрических фигур. Орнамент плоскихфилигранных изделий обычно предварительно прорисовывается на бумаге. Такойрисунок помогает набрать проволочные детали и составить из них требуемый узорпутем наклейки их на бумагу. Набранный рисунок посыпают измельченным припоем(сплав серебра или золота с цветным металлом) и спаивают. Иногда филиграньнапаивается на металлический остов предмета. Для получения объемных предметовпользуются железными формами.
Техникафилиграни позволяет выполнять разнообразные по форме изделия и композиции.
Из меднойпозолоченной или посеребренной витой проволоки путем набора и спайки отдельных,заранее приготовленных узорчатых деталей можно делать и плоские и округлыеизделия. Филигранная поверхность может быть ровной и рельефной, она нередкодополнительно украшается специально выполняемыми накладками, небольшими литымишариками – зернью, сочетается с гладкими, награвированными или обработаннымичеканом поверхностями металла. Техника филиграни дает возможность выполнятькомпозиции, состоящие из растительных и геометрических узоров, она позволяетвводить в эти узоры и изобразительные мотивы. Для того чтобы подчеркнуть тотили иной мотив или ту или иную деталь узора, в филигрань нередко вводится болеетолстая и гладкая проволока. Очень часто основной контур узора выполняется изтолстой, а все детали из более тонкой проволоки.
Скань (от др.-рус. скать — свивать), филигрань — вид ювелирной техники:ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебрянойили медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани частодополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью.
Филигрань —один изтрадиционных видов художественной обработки металла. Эта техника, зародившаясяв глубокой древности, почти не изменилась и в настоящее время. Скрученный издвух или нескольких серебряных, золотых или медных проволочек жгутик называетсясканью, или филигранью. Гладкая проволока протягивается через ряд отверстий встальной пластинке, укрепленной в тисках или на волочильном станке. Пропущеннаячерез вальцы проволока становится плоской, в виде ленточки.
Предварительныйрисунок выполняется на бумаге, по нему выкладывается и приклеивается контурбудущего узора. Затем собранные таким образом детали посыпаются припоем (измельченнымсплавом серебра или золота с цветными металлами) и под действием огняспаиваются в ажурный узор. В зависимости от замысла ажурный узор можетнапаиваться на металл, может приобрести рельефную форму. Скань дополняетсязернью — мелкими металлическими шариками, которые вносят пластическую игру,обогащают изделие. Эта техника дает бесконечно разнообразные вариации сочетанияскани с зернью, построения растительных и геометрических орнаментов, соединенияс гладким металлом и камнями.
Заготовка скани.
Материаламидля изготовления скани служат чистые металлы: золото, серебро, медь. Их сплавыдля этой цели обычно не применяют по двум причинам: во-первых, они обладаютменьшей пластичностью и вязкостью; они более жестки и упруги, и это затрудняетволочение проволоки, ее сучение и набор скани. Во-вторых, температура плавлениясплавов ниже, чем у чистых металлов, что затрудняет пайку изделий. Однакоиногда по экономическим соображениям при работе из драгоценных металловдопускается заготовка скани из пробы 958 для золота и 916 для серебра. Но такаяскань трудна в работе. Исключение составляет плавка зерни, которую можноизготовлять из сплавов указанных проб (и даже ниже), а для медных сканных работзернь иногда плавят из латуни.
Сканьизготовляют из проволоки; если она не соответствует по толщине сечению,указанному на чертеже (или образце), ее протягивают через соответствующийфильер волочильной доски. Волочильная доска, или циейзен (от немецкогоzieheisen ), представляет собой стальную закаленную пластину, в которойпросверлены ряды постепенно уменьшающихся по диаметру отверстий. Волочильнуюдоску укрепляют в настольных тисках, конец проволоки заостряют напильником ипросовывают в отверстие волочильной доски. Захватив конец проволокиплоскогубцами, плавно, без рывков протягивают проволоку через отверстие. Дляполучения чистой поверхности и уменьшения усилия применяют смазку (масло иливоск). Переходя последовательно от одного отверстия к другому (меньшему),получают проволоку необходимого сечения.
Однако при волочениипроволока быстро нагартовывается, делается жесткой, трескается с конца и легкорвется. Чтобы избежать этого, ее необходимо периодически отжигать, доводя дотемно-красного каления. При этом структура металла меняется, и проволока сновастановится мягкой. Медную проволоку следует отжигать через каждые 3—4отверстия, также и серебряную пробы 875. Проволока из чистого серебра гартуетсяменьше, ее можно протягивать, отжигая через 5—6 отверстий. Чистое золотопроходит без отжигания 6—8 отверстий. При отжигании проволоку необходимосвертывать в кольцевой моток, следя за тем, чтобы витки плотно прилегали друг кдругу, а готовый моток оплетать свободным концом проволоки. Это необходимо длятого, чтобы вся проволока в мотке нагревалась равномерно, не перегревалась иотдельные ее участки не могли бы оплавиться. Особенно это относится к тонкимпроволокам, отстоящие витки которой легко оплавляются. Если проволока оченьтонкая, то ее наматывают на латунный ролик, аналогичный нитяной катушке, таккак при этом она равномерно прогревается и уменьшается опасность расплавления.
После каждогоотжига проволоку отбеливают в слабом растворе серной кислоты (5—10%), промываюти просушивают. Особенно это относится к меди и лигатурному серебру. Проволокуиз чистого серебра и золота можно опускать в горячем состоянии в чистую воду,это придает им еще большую мягкость.
В настоящеевремя волочение применяют не только для получения проволоки, но также иразличных фасонных профилей. Кроме того волочением изготовляют тонкостенныетрубки малых диаметров для шарниров. При волочении тянутые изделия приобретаютгладкую и чистую поверхность, точные размеры и форму по всей их длине.
Проволоку,предназначенную для изготовления скани, после волочения ссучивают и плющат ввальцах. Ссучивание (свивание) скани в прошлом осуществлялось на скальнице —примитивном приспособлении, приводимом во вращение рукой, на что тратилосьнемало времени. В настоящее время скань сучат на быстро вращающемся шпинделемотора или любого механизма, обеспечивающего быстрое вращение (электродрель,станок и т. п.).
Скрутка сканине должна быть слабой. Обычно необходимая степень свивания филигранидостигается в два приема, в интервале между которыми проволоку отжигают, чтобыпридать ей необходимую мягкость и пластичность. Скань заготавливают изотожженной проволоки, отбеленной (в пятипроцентном растворе серной кислоты),промытой и высушенной. Ссученную скань прокатывают в плоских вальцах и вновьотжигают, отбеливают, промывают и сушат. Такая скань готова к употреблению. Степеньплющения скани может быть различна — от едва заметной до сильной; чем шире,сильнее развальцована скань, тем прочнее изготовленное из нее изделие, так какповерхность пайки соответственно увеличивается.
Кроме сученойскани для филиграни применяют и гладкую вальцованную (или просто круглую)проволоку, так называемую гладь, которая в сочетании со сканью значительнообогащает рисунок.
Шнуры дляфилиграни различают по толщине и рисунку. Их готовят различными приемами.Простейший шкур вьют так же, как скань, из двух, но более толстых проволок, ноне вальцуют, и в своем сечении он остается круглым. Более сложные по структурешнуры сучат из трех или четырех проволок. Интересный рисунок приобретает шнур,если, свитый из двух проволок, он складывается вдвое и вновь сучится; при этомон становится плотным и сложным по структуре. Если же повторно свивать шнурок вобратную сторону, то он становится более рыхлым и оригинальным по рисунку. Этотвид шнурка придает особую красоту и богатство композиции. Своеобразный характерприобретает шнур, свитый из двух проволок различной толщины.
Еще болеесложный рисунок, значительно обогащающий сканные работы, имеет «плетенка»,которую плетут как косу из трех (или более) проволок вручную. Плетенкизаготовляют короткими отрезками, так как плетение из длинных проволок оченьзатруднительно— они путаются. Своеобразным декоративным элементом сканиявляется «струнцал». Его изготовляют по принципу производстваканители — путем навивания тонкой по сечению проволоки на более толстую так,чтобы виток плотно ложился к витку. В сочетании со шнурами и сканью гладкиелинии, очерченные струнцалом, очень эффектны.
Одним изочень красивых элементов сканных работ является «зернь» (мелкиешарики). Она значительно дополняет и обогащает линейный рисунок, выполненный изпроволоки, и напоминает жемчужные обнизи в шитье. Зернь приготовляют следующимобразом. Чтобы все зерна были одинаковыми по диаметру, необходимо проволокунарезать на одинаковые кусочки. Для этого тонкую проволоку навиваютспиралеобразно (виток к витку) на ригель — гладкий цилиндрический стальнойстержень. Полученную спираль снимают с ригеля и разрезают на отдельные витки(колечки). Затем, смешав такие заготовки (колечки) с угольным порошком, ихнагревают в муфеле до оплавления. Колечки, разделенные друг от друга угольнымпорошком, сплавляют в точные круглые шарики одинакового размера. При небольшихзаготовках зернь можно оплавлять на листовом асбесте или куске древесного угля.Если хотят получить правильные полушары, то заготовленные колечки оплавляют,положив их на листовую слюду. Нижняя часть такого шарика, которая обращена кслюде, становится плоской.
Набор скани. Процесс набора скани по рисунку состоит из двух операций: 1)выгибание каждого элемента рисунка из соответст вующей проволочной заготовки(скани, глади или шнура) и 2) установка такого элемента на соответствующееместо и закрепление клеем. Наиболее целесообразно предварительно заготовить вседетали рисунка (завитки, колечки, овалы и т. п.), а затем устанавливать их наместо. Эту работу ведут при помощи пинцета специальной формы — корнцанга,представляющего собой сложенную вдвое стельную полосу шириной от 10 до 15 мм и толщиной от 1 до 2 мм. Общая длина пинцета составляет 100—150 мм, и ее подбирают по руке;концы пинцета коротко заострены и слегка согнуты внутрь. Пинцетом работают,держа его в правой руке, а свободный конец проволоки придерживают ногтемуказательного пальца левой руки. Эту работу проводят на специальной, ровной металлическойпластине (из цинка или алюминия) размером 150X200 мм и толщиной 2—3 мм.
В современныхусловиях при серийном производстве изделий для заготовки отдельных элементоврисунка применяют различные приспособления: для навивки колечек используют ригели— гладкие отрезки стальной проволоки различной толщины от 0,5 мм в диаметре до 10 мм (а иногда и толще). Для формовки зубчиков (для кастов или фона) —специальные зубчатые вальцы. Проволока, пропущенная через такие вальцы,приобретает равномерные зубчатые изгибы. Тот же результат, но с закругленными инесколько склоненными в одну сторону зубцами можно получить, если расплющитьнавитую на тонкий ригель и слегка растянутую спираль.
Более сложныеконфигурации (лепестки розеток и др.) получают при помощи плоскогубцев, рабочиеконцы которых запиливают специальным образом. Применяют также специальныепресс-формы, в которых формуют более сложные элементы. Для резки скани служатножницы или специальный короткий небольшой нож, снабженный деревяннойрукояткой.

3. Последовательность и принцип набора сканного рисунка с технологией егоизготовления: пайкой и монтировкой
Изприготовленных первичных элементов производят набор рисунка и установку его наклей. Можно различить четыре способа набора скани в зависимости от ее вида (иразновидности):
а) Напайная филигрань (фоновая). В этом случае рисунок переводят наподготовленную (отожженную, отбеленную, промытую и высушенную) заготовку излистового металла (золото, серебро, красная медь), по толщине, размерам иконфигурации соответствующую рисунку и предназначенную для фона.
Наборначинают или с установки главных, наиболее крупных элементов композиции,выполняемых из толстого шнура, или, наоборот, с рамок по контурам рисунка (еслиони предусмотрены), Если в композиции предусмотрены драгоценные камни, тоначинают с определения мест под касты; затем ставят второстепенные элементырисунка из более тонкой проволоки (скани или глади) и в конце самые тонкие имелкие детали, заполняющие рисунок. Набор заканчивают установкой зерни (еслиона предусмотрена).
В прошломнабор скани производили на столярный или вишневый (камедь) клей. Каждую детальсмазывали клеем и устанавливали на соответствующее место; это отнимало многовремени. Сейчас в качестве клея применяют нитролак, клей БФ и др. При этомработа значительно упрощена и сводится к следующему: после укладки на местонескольких первичных элементов рисунка (завитков, колечек) на них сверхунаносят каплю лака или клея, которая расплывается по рисунку, обволакиваяпроволоку тонким слоем, быстро высыхает и прочно приклеивает скань к фону.
При набореплоских фоновых изделий необходимо следить за тем, чтобы детали были плоскими иложились на фон ровно всеми своими точками, по всей плоскости. Это обеспечиваетих надежную пайку с одного раза. Желательно также, чтобы все детали плотноприлегали друг к другу, особенно в тех местах, где они сопрягаются встык, — этообеспечивает наибольшую сохранность рисунка от искажения в процессе пайки иделает места стыков незаметными. Нельзя допускать также отставания от фона иподнятия отдельных элементов или участков скани над общим уровнем, так как припайке они легко могут сгореть.
При наборезерни (шариков) целесообразно под каждое зерно класть колечко или канфаритьфон, т. е. ударом острого чекана намечать место для каждого зерна. Этооблегчает набор и увеличивает его точность и соответствие рисунку, так как вэтом случае шарики не катаются по фону, а хорошо фиксируются на своих местах.Кроме того, при наборе зерни по канфарнику или на кольцо значительно возрастаетпрочность пайки шарообразной зерни за счет увеличения поверхности пайки.
Если же врисунке колечки не предусмотрены, то можно употреблять зернь, сплавленную наслюде (полушаровидную). В тех случаях, когда зернь расположена как жемчужнаяобнизь, в одну линию, целесообразно ее набирать между двух тонких параллельныхпроволок.
б) Объемная фоновая филигрань. Набор скани для этого видаосуществляют на предварительно выдавленные, штампованные (или дифованные отруки) объемные формы — цилиндры, конусы, шаровые поверхности или на еще болеесложные формы — цветы, листья, изображения животных и т. п. — чеканные рельефы.Набор на объемную форму или рельеф делать значительно труднее по сравнению с плоскостью,так как элементы рисунка приходится предварительно изгибать по форме, чтобы ониплотно прилегали к фону. Поэтому при изготовлении цилиндрических или конусныхизделий (имеющих одну кривизну) часто используют набор скани на плоскиеразвертки этих фигур, а после пайки филиграни на фон из такой разверткисвертывают цилиндр или конус. Однако такой прием неизбежно ведет к некоторойдеформации и искажению рисунка, особенно если его элементы крупны и набраны изтолстой или сильно развальцованной скани. Изделия, имеющие двойную кривизну,например шар, этим приемом изготовить нельзя, так как они не имеют плоскихразверток.
в) Набор плоской ажурной филиграни. Набор этого вида филиграни производятпри помощи нитролака на писчую бумагу (раньше так же, как и для фоновойфилиграни, применяли столярный клей).Для этого рисунок переводят на бумагу инабор проводят так же, как и на листовой металл. Однако в этом случае плотностьнабора имеет особенное значение, так как при пайке детали рисунка должны прочноспаяться только между собой из-за отсутствия фона. На рис. 63 показан правильнои очень плотно выполненный набор ажурной скани. Неплотный набор приводит обычнок высыпанию отдельных не спаявшихся элементов, что значительно усложняетработу, так как требует вторичной вставки их на место и вторичной пайки.
Не следуетбрать слишком толстую бумагу, так как при пайке сна сгорает неравномерно идеформирует рисунок. Кроме того, от толстой бумаги образуется много золы,которая затрудняет процесс пайки. Нельзя также применять вместо писчей бумагикальку или восковку.

/>
г) Набор объемной ажурной филиграни. Набор этого вида филиграни производятна специальные шаблоны из малоуглеродистой стали; лучшим материалом служитчерный декапир толщиной 0,5— 0,8 ммили обычное кровельное железо.Шаблоны изготовляют вручную дифовкой или на давильном станке. Они должны бытьцельными без паяных швов; по этой причине монтированные шаблоны не годятся, таккак в процессе пайки филиграни, которую выполняют на шаблоне, швы могутраспаяться и испортить работу.
Набор настальные шаблоны производят так же, как и при объемной фоновой филиграни, с тойлишь разницей, что после пайки ажурная филигрань к шаблону не припаивается илегко с него снимается. Часто ажурные объемные изделия и рельефы изготовляютиначе. Набор производят на плоскость, а затем после пайки из плоской ажурнойзаготовки дифуют необходимый объем. Плотно набранный и хорошо пропаянный ажурлегко дифуется и принимает весьма сложные формы, в том числе и с двойнойкривизной. Так, например, ажурный шар можно изготовить из двух кружков-розеток:из каждой дифуют полушар, а затем их спаивают вместе по периметру большогокруга.
Для приданиябольшей физической прочности ажурным объемным изделиям с тыльной стороны кполученному рельефу подпаивают специальный каркас из полос различной формы иконфигурации, смотря по рисунку. Большие сложные композиции собирают издеталей, каждую из которых выполняют и спаивают отдельно. Монтировку готовыхдеталей между собой производят или так же — на припой, или, если детали имеютразличную отделку (серебрение, золочение), — после их отделки на специальныеклямеры или на винтах.Пайка филигранных изделий. Изделия, набранныена столярном клее, перед пайкой требуют обязательной обвязки тонкой железнойпроволокой — биндрой, так как при пайке столярный клей от нагреваниявспучивается, кипит и загорается. В этот момент отдельные мелкие деталиоказываются ничем не скрепленными между собой и могут рассыпаться. При обвязкефоновой филиграни биндру укладывают так, чтобы каждая деталь хотя бы один разпопала под ее виток и была бы прижата к фону.
При пайкеажурной филиграни, набранной на бумагу, ее привязывают к пластине из мягкойлистовой стали толщиной 0,5—0,8 мм. (или кровельного железа) несколько большегоразмера и предварительно натертой мелом, чтобы филигрань не припаялась кпластине.
При наборе нанитролак и другие современные клеи обвязку обычно не применяют, так как,например, клей БФ удерживает детали до момента пайки и, сгорая почти мгновенно,не дает изделию рассыпаться. Однако сложные объемные изделия, набранные и насовременных клеях, необходимо связывать. В качестве припоев для пайки филиграниприменяют специальные припои (табл. 13).

/>
Припойупотребляют в виде опилок. Для этого слиток припоя посредством личногонапильника превращают в опилки, затем магнитом из измельченного припоя удаляюткусочки железа, которые попадают туда от напильника. Очистку припоя магнитомнадо производить обязательно, так как кусочки железа от напильника вместе сприпоем, попадая на скань, заплавляются в ней и остаются незаметными доотбеливания готового изделия в слабом растворе серной кислоты. Здесь железо,реагируя с кислотой, образует красно-бурый цвет на скани, трудно удаляемый изатрудняющий дальнейшую отделку изделия.
В качествефлюса при пайке применяют буру. Прокаленную и мелко измельченную буру смешиваютс припоем в отношении 1:1 по объему. Подготовленное к пайке изделие смачиваютводой (лучше слабым раствором буры) и на мокрую поверхность не очень густопосыпают заготовленную смесь припоя с бурой.
Если припоявзято мало, то могут остаться непропаянные места и изделие будет недостаточнопрочным. Избыток припоя не желателен, так как он заливает фактуру шнуров искани, мелкие детали рисунка и портит внешний вид изделия. Пайку филигранилучше всего производить широким, мягким, коптящим, восстановительным пламенемкеросина. Температура сгорания копоти почти совпадает с температурой плавленияприпоя (800—850°). Пайка обычно происходит быстро и очень чисто. Применениебензинового пламени дает хорошие результаты, однако, если пламя узкое (режущее)изделие может сгореть.
В прошлом необходимуютемпературу получали посредством специальной медной трубки — февки, черезкоторую вдували воздух в пламя керосиновой лампы. Непрерывное дутье требовалобольшого навыка и, кроме того, было очень изнурительно. В настоящее время дутьеосуществляется от компрессора или при индивидуальном пользовании — от мехов сножным приводом. Применять ювелирные припои, содержащие цинк, для пайкифилиграни нельзя, так как при повторных пайках цинк растворяет тонкие деталиузора, а на более толстых проволоках остаются глубокие раковины, которые трудноисправить. Испорченные детали приходится вырезать, а на их место набирать ивпаивать новые. Кроме того, ювелирные припои, содержащие цинк, требуюттщательной предварительной очистки поверхности изделий, подлежащих пайке. Всканном деле такая подготовка невозможна, так как при наборе скани применяютразличные клеи, которыми удерживаются между собой мелкие проволочные деталисканных изделий, поступающих в пайку. В процессе пайки сгорают клей и бумага,на которой осуществлен набор ажурной скани; в результате образуется зола,которая неизбежно попадает в швы, подлежащие пайке, и загрязняет их. Сканныеприпои «не боятся грязи» и хорошо «бегут» и «играют»при наличии достаточного количества флюса — буры. После пайки изделие проверяюти, если окажутся непропаянные участки (по причине недостаточно плотногонабора), их исправляют и пропаивают еще раз. После этого изделие отбеливают вгорячем пятипроцентном растворе серной кислоты. Отбеливание проводят оченьтщательно, до полного удаления мало заметных стекловидных следов флюса (буры).Бура сильно мешает последующей гальванической отделке изделий (серебрению изолочению), так как золото и серебро не осаждаются на те места, где остаютсяпленки буры, и они ясно выступают своим розоватым цветом на золотом илисеребряном фоне предмета. Филигранные изделия могут быть репродуцированыпосредством литья и гальванопластики (см. соответствующие разделы). Попыткиповторять филигрань при помощи штампов также дали более или менееудовлетворительные результаты. Однако все эти приемы позволяют повторить толькофоновую, глухую напайную филигрань. Попытки воспроизвести ажурную филиграньпосредством специально изготовленного штампа, хотя и дали некоторый результат,но получается рисунок, очень далекий от оригинала; кроме того, экономически этонерентабельно ввиду высокой стоимости и непрочности таких просечныхмногопуансонных штампов. Иногда сученую скань заменяют нарезной проволокой илиее слегка насекают на готовом изделии.
/>
На рис. 64изображена сканая серебряная подвеска, при изготовлении которой применен этотспособ. Толстая вальцованная проволока, использованная для контура и основныхлиний орнамента, первоначально была гладкой, а после пайки изделия на нейсделаны насечки. Мелкий рисунок выполнен из сученой скани.
В последнеевремя широко распространилась скань из мельхиоровой проволоки. Однако дляучебных целей работа с этим материалом нецелесообразна, так как проволока изкрасной меди во многом превосходит мельхиоровую и по пластичности (легченабирается скань), и она значительно проще в пайке.

Список литературы
1. Сайт: www.remesla.ru
2. Простаков С.В.- Ювелирное дело.- М.,2004
3. Бреполь Э.- Теория и практика ювелирного дела.- М.,1982
4. Гутов Л.А. – Литье по выплавляемым моделям сплавов золотаи серебра.- Л.,1982
5. Комягин Ю.П. – Учебник ювелира- монтировщика. – Л.,1986
6. Манко Г. –Пайка и припои. М.,-1968
7. Митчелл Р.С. – Название минералов.-М.,1982


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.