Реферат по предмету "Промышленность, производство"


Шерстяные тканые полотна

Содержание
 
Введение1.Камвольные ткани2.Пальтовые ткани3.Тонкосуконные ткани4.Грубосуконные ткани
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Введение
тканьшерстяная сырье ассортимент
Изделия изшерсти начали вырабатывать значительно раньше, чем из других текстильныхволокон. Из шерсти благодаря ее особому строению можно изготовить тканиразличного назначения – пальтовые, костюмные, платьевые и штучные изделия.
Особенностьшерстяных тканей – более разнообразный сырьевой состав, чем у других тканей.Для их производства используют тонкую, полутонкую, полугрубую и грубую овечью,верблюжью и восстановленную (вторичную) шерсть, обраты и угары шерстяногопроизводства, короткое (штапельное) вискозное, лавсановое, капроновое,нитроновое волокна, вискозные и капроновые нити, а также хлопчатобумажнуюпряжу, что представляет определенные трудности при изучении ассортимента этихтканей. Так, сукно может быть чистошерстяное из тонкой, полутонкой, полугрубойи грубой шерсти и полушерстяное на хлопчатобумажной основе или из смесовойпряжи различного волокнистого состава. Поэтому при характеристике сукон важнознать вид волокна шерсти, который определяет эксплуатационные свойства ткани.Благодаря применению синтетических и искусственных волокон улучшились некоторыеэксплуатационные свойства смешанных шерстяных тканей – износостойкость, внешнийвид, формоустойчивость и т.д. Так, при добавлении в смеску полушерстяныхкамвольных тканей с вискозным волокном 8–10 % капронового волокна устойчивостьтканей к истиранию повышается вдвое.
Использованиевискозного волокна в смеске позволяет получать достаточно прочные и недорогиеполушерстяные ткани, с хорошим внешним видом. Однако ткани, содержащие более 50% вискозного волокна, при эксплуатации быстрее изнашиваются, имеют повышенныеусадку и сминаемость. Это объясняется тем, что упругие свойства вискозноговолокна ниже, чем шерсти. В последнее время искусственные волокна добавляют всмеску полушерстяных тканей в меньшем количестве и для повышения износостойкоститканей вводят третий компонент – синтетическое волокно. При таком сочетаниинаиболее полно проявляются полезные свойства различных волокон.
Прииспользовании искусственных и синтетических волокон в смеске получаютоднородную волокнистую массу, из которой вырабатывают более тонкую, с меньшимколичеством дефектов камвольную пряжу; ткани из такой пряжи имеют более высокоекачество. Для выработки шерстяных тканей широко применяют волокно лавсан.Свойства такой смешанной пряжи и ткани изменяются в зависимости от соотношениякомпонентов смеси.
Для изделий,выработанных с высокоэластичным лавсановым волокном, характерна высокаяустойчивость к сминанию. Стойкость к сминанию тканей с лавсаном ввоздушно-сухом состоянии приблизительно такая же, как чистошерстяных, а вовлажном – несколько выше. Лавсановое и капроновое волокна придают шерстянымтканям некоторые отрицательные свойства: снижают гигроскопичность, в процессеэксплуатации тканей появляется блеск и ускоряется загрязняемость, образуетсяпиллинг. Некоторые недостатки этих тканей могут быть частично устраненыподбором рациональной структуры, введением вискозного волокна и нанесениемспециальных пропиток. Синтетическое волокно нитрон также применяют привыработке полушерстяных тканей. Это волокно характеризуется такими ценнымисвойствами, как малый удельный вес, исключительно высокая устойчивость ксветопогоде, упругость, легкость очистки и др. Волокно нитрон можноиспользовать в тканях разнообразного ассортимента, так как оно обладаетзначительными объемностью и шерстистостью. При добавлении синтетических волоконпрочность пряжи возрастает, вследствие чего несколько увеличивается срок службыизделий из этих тканей. Однако добавление в шерстяные смеси более 60 %синтетических волокон лавсана и нитрона нецелесообразно, так как некоторыеэксплуатационные свойства таких тканей ухудшаются по сравнению счистошерстяными: снижаются сопротивляемость истиранию, гигроскопичность итеплозащитные свойства, увеличиваются сминаемость (особенно для нитрона) ивоздухопроницаемость, повышается жесткость.
Гигроскопичностьсинтетических волокон значительно ниже, чем шерсти, поэтому при увеличении долисинтетических волокон в смесках шерсти влажность тканей уменьшается.Значительное уменьшение содержания влаги в шерстяных тканях по мере увеличениясинтетических волокон является существенным недостатком этих тканей. Вследствиенедостаточной гигроскопичности и плотной структуры синтетических волокон ткани,выработанные с этими волокнами, не окрашиваются обычными способами, а изделияиз них дискомфортны при эксплуатации из-за недостаточного теплообмена и низкойпаропроницаемости. Для того чтобы шерстяные ткани с синтетическими волокнамисоответствовали гигиеническим требованиям, в смесках должно быть не более 50 %этих волокон, и ткань должна иметь структуру, обеспечивающую хорошую вентиляциюпододежного слоя, необходимую паропроницаемость и т.п.
По назначениюткани делят на платьевые, костюмные, пальтовые, штучные изделия – одеяла,платки, покрывала, шарфы, пледы и скатерти. По виду и качеству применяемогосырья различают ткани и штучные изделия чистошерстяные и полушерстяные. Кчистошерстяным относятся ткани и штучные изделия, в которых волокон другогорода не более 5 % массы ткани и введены они только для получения внешнегоэффекта. К полушерстяным относят ткани и изделия, содержащие шерстяных волоконне менее 20 % массы ткани.
В зависимостиот вида пряжи шерстяные ткани делят на камвольные (гребенные), суконные икомбинированные. Суконные ткани могут быть тонкосуконные и грубосуконные. Камвольныеткани вырабатывают из чистошерстяной и смесовой пряжи гребенного способапрядения. Комбинированные ткани – с использованием по одной системе нитейгребенной пряжи (основа), а по другой – суконной, обычно эти ткани включают вгруппу тонкосуконных.
Камвольныеткани вырабатывают из гребенной, как правило, крученой в два конца пряжи, болеетонкой и гладкой, чем аппаратная. Эти ткани имеют открытый ткацкий рисунок, онилегче суконных. Большинство камвольных тканей изготовляют из пряжи в смеске схимическими волокнами. Масса 1 м2 их составляет 150–450 г.
Суконныеткани получают из пряжи более пушистой и толстой – 200–50 Текс (№ 5–20). Всеткани за редким исключением вырабатывают из некрученой пряжи. Суконные тканиподвергают валке, при этом значительно изменяются их линейные размеры,некоторые свойства (тепло- и ветрозащитные), увеличивается масса 1 м2, на поверхности образуется войлокообразный застил.Масса суконных тканей колеблется от 200 до 800 г.
Приразработке нового ассортимента костюмных тканей могут быть использованы пряжаразной толщины, мулине, многоцветная меланжевая, вигурэ (печатанная в ленте),креповой крутки, различного направления крутки, трехниточная фасонной крутки,текстурированные объемные нити белан и мелан, с прикруткой химических нитей.Намечен выпуск драпов из более тонкой пряжи, двухлицевых. Для пальтовых тканейс открытым рисунком будет широко использоваться фасонная пряжа (петлистая,узелковая, с непсоном); будут вырабатываться ткани из гребенной и суконнойпряжи жаккардовым переплетением на лицевой поверхности. Синтетические волокнашироко используют для получения меланжевой многоцветной пряжи, из которойизготовляют костюмные пестротканые ткани в клетку и полоску с просновками изпрофилированных нитей.
1. Камвольные ткани
Камвольные(гребенные) ткани имеют гладкую лицевую поверхность с ясно выраженным рисункомткацкого переплетения. Их вырабатывают из пряжи гребенного пряденияоднониточной, крученой или фасонной. Благодаря использованию крученой в двасложения пряжи для основы и утка повышается прочность и формоустойчивостькостюмных тканей, их поверхность приобретает чистоту. Большинство платьевыхтканей вырабатывают из однониточной пряжи по основе и утку. При выработкекамвольных тканей применяют самые разнообразные переплетения: полотняное,саржевое, комбинированное, мелкоузорчатое, крупноузорчатое и другие, ноособенно широко – саржевое и комбинированное. В зависимости от      соотношениянитей основы и утка камвольные ткани подразделяют на равноплотные инеравноплотные. У равноплотных показатели плотности основы и утка близки междусобой, а у неравноплотных преобладают нити основы. Свойства и внешний видтканей этих типов различны. Так, равноплотные ткани сравнительно чувствительнык растяжению, мягкие, легко поддаются влажно-тепловой обработке. Неравноплотныеткани жестковатые, их трудно обрабатывать при пошиве.
Камвольнымтканям с синтетическими волокнами необходимые свойства придают в процессенекоторых дополнительных операций: термостабилизации, обработки мягчителями,антистатическими и «грязеотталкивающими» препаратами. Термостабилизация придаеткамвольным тканям с лавсаном безусадочность и формоустойчивость при эксплуатации,предупреждает образование заломов и складок при отделке. Свойства тканей славсаном без термостабилизации или при ее нарушении нестабильны, что отражаетсяна размерах изделия при эксплуатации. Так, при глаженье такой ткани лавсановоеволокно переходит в равновесное состояние, а это вызывает усадку ткани. Крометого, из-за неодинакового внутреннего напряжения отдельных волокон в ткани славсаном может произойти неравномерная усадка, на ткани появляются морщины,образуются трудно удаляемые заутюженные складки.
Уменьшениетолщины достигается за счет прикрутки к шерстяной пряже капроновых илилавсановых нитей. Капроновые нити, используемые вприкрутку, должны быть пообщему удлинению и составным долям деформации близки к шерстяной пряже. Впротивном случае при многократных нагружениях в крученой нити могутнакапливаться пластические (остаточные) деформации, что приводит кразлохмачиванию нитей в ткани, изменению внешнего вида и преждевременномуизносу изделий. Следует также иметь в виду, что при прикрутке синтетическихнитей к шерстяной пряже ткани получаются несколько жесткими. Представляет интересиспользование однониточной пряжи в утке из синтетических волокон для костюмныхи платьевых тканей. В этом случае чистошерстяная пряжа (основа) придает тканибольшую мягкость, приятный внешний вид, а уточная из химических волокон –подвижность и повышенные прочностные свойства.
По назначениюкамвольные шерстяные ткани подразделяют на платьевые, костюмные и пальтовые.
Платьевыеткани. Ткани этой подгруппы очень разнообразны по волокнистому составу,переплетениям, внешнему оформлению, характеризуются меньшей массой и малойплотностью по сравнению с костюмными. По волокнистому составу различают тканичистошерстяные и полушерстяные из смесовой пряжи или с химическими нитямивприкрутку. Применяют однониточную пряжу 22,2–41,6 Текс (№ 24 до № 45) какобычной крутки, так и повышенной (креповой), а также крученую № 24/2–85/2.Кроме того, используют чистошерстяную или смесовую пряжу крученую, с нитямиискусственного (№ 28/60 НВис) или синтетического волокна (№ 45/150 НК).Масса 1 м2 тканей платьевой группы колеблется от 160 до 300 г; ткани массой 160–230 г относят к платьевым, а ткани массой 230–300 г – к платьево-костюмным.Эти ткани вырабатывают полотняным, саржевым, мелко- и крупноузорчатымпереплетениями. Платьевые ткани преимущественно равноплотные. Эти ткани восновном гладкокрашеные, но бывают меланжевые, пестротканые (в полоску,разномасштабную клетку, с рельефными рубчиками) и реже – набивные.Гладкокрашеные платьевые ткани должны быть окрашены прочными и особо прочнымикрасителями в сочные и яркие тона.
Ассортиментплатьевых тканей за последние годы значительно обновился. Благодаряиспользованию химических волокон улучшились некоторые свойства этих тканей,снизилась их себестоимость, уменьшилась масса 1 м2, появились ткани новых интересных структур. Платьевые ткани из смесовой пряжи –шерсть и вискозное короткое волокно, а также шерсть, вискозное и капроновоекороткое волокно – составляют более половины общего объема по количеству;содержание шерсти в них не менее 30–40 %. Из двухкомпонентных тканей ссинтетическими волокнами наибольший удельный вес в ассортименте занимают тканис нитроном, причем пряжа, как правило, содержит равное количество шерсти и нитрона.Эти ткани шерстистые и мягкие на ощупь, имеют хорошие структуру иколористическое оформление. Однако некоторые гладкокрашеные ткани, окрашенныеполотном, могут иметь неровную окраску; поэтому их лучше выпускать меланжевыми.Для тканей из камвольной пряжи с большим содержанием нитрона характерны сильныйблеск, сухость, жесткость (особенно для тканей полотняного переплетения). Впоследнее время платьевые ткани с лавсаном почти не вырабатывают, так как наизделиях в процессе эксплуатации образуется пиллинг.
Масса 1 м2 платьевых тканей снизилась за счет использования в смесках синтетических волокон,получения более равномерной смески и более тонкой пряжи. Так, платьевая ткань«Орбита» арт. 21462 имеет высокую плотностьна основе – 436 нитей и по утку – 297, а масса 1 м2 ее равна 180 г. Эта ткань выработана по основе и утку из пряжи 11,7 Текс×3 (№85/2). Заметим, что вырабатывать платьевые ткани меньшей массой нецелесообразно.
Чистошерстяныеплатьевые ткани в основном получают креповым переплетением (крепы) и из пряжикреповой крутки (около 40 %), жаккардовым переплетением, гладкокрашеными (25%), а остальные – саржевым и полотняным переплетениями, гладкокрашеными. Ккреповым относятся такие ткани, как, например, креп 2 арт. 11113, тканьплатьевая арт. 1175, ткань платьевая «Нежность» арт. 1185. Новыми вассортименте являются ткани типа «креп-гранита», вырабатываемые с утком тройногокручения, благодаря чему ткани мало сминаются и имеют большую массу.
Полушерстяныеплатьевые ткани выпускают в широком ассортименте. Их можно подразделить наткани с малым содержанием шерстяного волокна – 20–30 %, средним – 30–70 ибольшим – 70–80 %. Из полушерстяных тканей шьют платья для повседневной носки,юбки, брюки (как для взрослых, так и для детей). Ткани оформлены по-разномублагодаря использованию разных химических волокон, пряжи, нитей и переплетений.Например, ткань «Муза» вырабатывают из шерстяной пряжи разной толщины (номеров),что создает эффект «сжатой» ткани. Интересна ткань «Белоснежка» из крученойпряжи, имеющей небольшую крутку; она мягкая, пушистая, с цветными просновками,образующими клетки. Хороший внешний вид имеют ткани с высокообъемной нитроновойпряжей, они характеризуются мягкостью, шерстистостью, отсутствием блеска,наполненностью при небольшой массе 1м2. Платьевые ткани могутвырабатываться вприкрутку с профилированными капроновыми нитями, а также с металлизированныминитями (меганитом и пластилексом), что придает им приятный мерцающий блеск.
Ассортиментплатьевых полушерстяных тканей можно подразделить на ткани саржевого,мелкоузорчатого и полотняного переплетений. Ткани саржевого переплетениявырабатывают в широком ассортименте под разными названиями, например кашемир(арт. 21018), ткань платьевая «Первоклассница» (арт. 2104), ткань платьевая«Школьная» (арт. 2187) и др. Это ткани простого саржевого переплетения, сотносительной плотностью 55–65 %, массой 1 м2 160–230 г.
Креповыеполушерстяные ткани изготовляют из пряжи повышенной крутки (собственнокреповые) или мелкоузорчатым переплетением. Собственно креповые ткани болееэластичные, растяжимые, обладают хорошей драпирующей способностью, ткани мелкоузорчатогопереплетения – более стойкие при растяжении, с шероховатой поверхностью. Частоэти ткани вырабатывают из крученой пряжи вприкрутку с искусственными или синтетическиминитями. Креповые ткани используют для пошива платьев и в качестве костюмно-платьевых.Мелкоузорчатые ткани выпускают многих артикулов, для них используют в основноммеланжевую пряжу. Благодаря мелкоузорчатому переплетению недостатки этой пряжи(неровнота по толщине, меланжевому перекруту) менее заметны в ткани, чем приполотняном или саржевом переплетении. Много платьевых креповых тканейвырабатывают с нитроновым коротким волокном, используют крученую и некрученуюпряжу с содержанием нитрона от 30 до 55 %. Помимо двухкомпонентных тканей снитроном, вырабатывают трехкомпонентную пряжу с вискозным волокном и иногдачетырехкомпонентную (с вискозным и капроновым коротким волокном). При введениив смеску пряжи шерсти и нитрона вискозного волокна ткань приобретает мягкость.Капроновые волокна в смеске с нитроном повышают устойчивость этих тканей кистиранию.
Большинствоплатьевых шерстяных тканей с большим содержанием шерсти (50–70 %) изготовляют всмеске с вискозным коротким волокном. Обычно это гладкокрашеные ткани (гаммацветов очень широкая), выработанные главным (полотняным, саржевым) илимелкоузорчатым (комбинированным) переплетениями.
Костюмныеткани. Они занимают наибольший удельный вес (около 70 %) среди камвольныхтканей. Ассортимент костюмных камвольных тканей включает около 400 артикулов.Для выработки костюмных тканей применяют гребенную крученую пряжучистошерстяную или смесовую толщиной 41,7 Текс×2– 15,7 Текс×2 (№24/2–64/2). Крученая пряжа обусловливает хорошие прочностные свойства,формоустойчивость при многократных нагрузках, меньшую сминаемость изделий изэтих тканей. Для придания некоторым костюмным тканям определенного эффекта применяютвприкрутку искусственные и синтетические нити, для украшения их –профилированные синтетические волокна и металлизированные нити.
Костюмныеткани отличаются от платьевых большей плотностью (относительная плотность65–100 %) и массой 1 м2 – 200–300 г. Ткани массой 1 м2 200–250 г считаются легкими,250–300 г – средними, а более 300 г – тяжелыми. Ширина тканей 142–152см. Для костюмных тканей широко используют саржевое, комбинированное,мелкоузорчатое и реже полотняное и диагоналевое переплетения. По отделке этиткани могут быть гладкокрашеными, меланжевыми, но в основном они пестротканые(особенно полушерстяные, смесовые с синтетическими волокнами). Чистошерстяныекостюмные ткани вырабатывают из тонкой (мериносовой 70-го и 64-го качества, I иII длины) и полутонкой шерсти, это наиболее высококачественные камвольныекостюмные ткани. Ткани высокой добротности должны быть выработаны из однороднойпо качеству, ровной, гладкой, прочной пряжи без ткацких дефектов, равномерносотканы, чисто отделаны, ровно окрашены прочными и особо прочными красителями.Они должны иметь мягкую складку, сочную окраску и хороший рисунок, усадка их недолжна превышать 2-3 %. Костюмные ткани должны быть плотными, недряблыми,устойчивыми при растяжении, упругими, но не жесткими.
В зависимостиот применяемой пряжи и волокнистого состава костюмные чистошерстяные камвольныеткани можно подразделить на две группы: из тонкой пряжи и полутонкой. Кнаиболее дорогим тканям высшей добротности следует отнести ткани из тонкойшерсти и крученой пряжи 15,7 текс×2 – 22,2 Текс×2 (№ 64/2–45/2).Наибольшей износостойкостью и добротностью вэтой группе обладают ткани массой 1 м2 280–330 г. Дляполучения костюмного материала такой массы относительная плотность равноплотныхтканей по основе и утку должна быть не менее 100–110 %, а неравноплотных –130–70, 140–70 % и др. Масса 1 м2 большинства костюмныхчистошерстяных и полушерстяных тканей, предназначенных для пошива изделиймужского ассортимента, должна быть в пределах 300 г ± 30 г. Изделия из тканей с такой массой длительное время сохраняют формоустойчивость, внешнийвид, износостойкость и другие полезные свойства. К типовым тканям в этой группеотносятся: гладкокрашеные крепы (креп 64 арт. 1212, креп 48 арт. 1233, крепкостюмный арт. 1245 и др.), ткани типа трико (трико «Ударник» арт. 1338, тканькостюмная «Руслан» арт. 13140 и др.) В ассортимент этой группы входят такжеткани полутораслойных структур, со светло-теневым эффектом, который достигаетсясложным переплетением и подбором различных круток пряжи.
Крепыкостюмные чистошерстяные вырабатываются из пряжи креповой крутки, поэтому имеютхарактерный креповый эффект. Они черные гладкокрашеные, с высокой относительнойплотностью, хорошей внешней отделкой, малой сминаемостью и хорошейдрапируемостью. Трико – наиболее массовая костюмная ткань с ткацкими илицветными пестроткаными рисунками (полоски, клетка скрытая и заметная и др.) налицевой поверхности. Трико часто вырабатывают комбинированным переплетением измеланжевой пряжи или пряжи мулине, поэтому оно отличается по внешнему виду отгладкокрашеных тканей.
Квысококачественным чистошерстяным тканям, вырабатываемым из полутонкой крученойпряжи 31 Текс×2–25 Текс×2 (№ 32/2–40/2), относятся бостон арт.1203, ткань костюмная «Октябрь» арт. 13109 и др.
Бостон –чистошерстяная гладкокрашеная ткань саржевого переплетения (саржа 2/2), смассой 1 м2 320–340 г. Это равноплотная ткань, в основе и утке имееткрученую пряжу, характеризуется высокой износостойкостью, хорошо обрабатываетсяпри пошиве. Используют ее в основном для пошива форменной одежды, а такжекостюмов мужских и женских, женских зимних пальто.
Основнаямасса чистошерстяных костюмных тканей имеет оформление пестротканое (70 %) имеланжевое или изготовлена из пряжи мулине (15 %), остальные – гладкокрашеные.Чистошерстяные ткани должны выгодно отличаться от полушерстяных за счетприменения новых видов переплетений (например, диагоналевых), сочетания сложныхсдержанных цветов пряжи, выработанной из более тонкой шерсти с введением тонкихпросновок, создания мелких классических рисунков. По торговому прейскурантучистошерстяные и полушерстяные камвольные костюмные ткани входят в двеподгруппы: костюмные гладкокрашеные и костюмные пестротканые и фасонные.
Полушерстяныекостюмные ткани вырабатывают с различными хи-мическими волокнами. Содержание вних шерстяного волокна колеблется в широких пределах – от 25 до 70 %, поэтомуэксплуатациионные свойства полушерстяных и смешанных тканей далеко неодинаковы. Большое количество тканей в группе костюмных гладкокрашеныхвырабатывают с вискозным коротким волокном. Типовые гладкокрашеныеполушерстяные ткани – шевиот, креп костюмный, диагональ, трико костюмное.
Шевиот, также как и бостон, вырабатывают саржевым переплетением, окрашивают преимущественнов темные тона полотном или в волокне. Ткань характеризуется большей жесткостью,чем бостон. Поверхность ее с заметной ворсистостью, что достигается применениемпушистой пряжи или же повышенной увалкой при наличии в утке пряжи невысокойкрутки. Камвольные шевиоты различаются в основном волокнистым составом.
Диагонали –неравноплотные ткани диагоналевого переплетения, гладкокрашеные, плотные, изкрученой пряжи, относятся к группе тяжелых (масса 1 м2 – 400–500 г), характеризуются высокой износостойкостью. Используются для форменнойодежды, а также для костюмов и пальто (редко).
Вассортименте костюмных тканей с синтетическими волокнами в настоящее времяпреобладают ткани с вложением волокна лавсан (более 50 % общего объема всехтканей). Ткани с лавсаном и изделия из них пользуются спросом благодарякрасивому внешнему виду, прочности в носке. Эти ткани в основном пестротканые вмелкую и среднюю клетку; колористическому оформлению их уделяется большоевнимание. Большинство тканей с лавсаном вырабатывают из крученой меланжевойпряжи 22,2 Текс×2 (№ 45/2) из смеси 45–60 % шерсти и 40–55 % лавсана, сотносительным коэффициентом наполнения 0,9–0,98. Коэффициенты вторичной крутки,применяемые в настоящее время, для этих тканей несколько занижены – 90–95 иодинаковы для тканей гладкокрашеных и из пряжи типа мулине. За рубежомчистошерстяную и полушерстяную (смесовую) пряжу вырабатывают с коэффициентомкрутки 100–120 и мулинированную 150–170, что способствует улучшению качествакостюмных тканей. Одним из недостатков многих тканей с лавсаном являетсянебольшая масса 1 м2 – 200–230 г, так как при неправильном подбореприклада (подкладка, бортовка) изделия из этих тканей быстро теряют форму.Ткани с такой массой не рекомендуется использовать для пошива костюмов,эксплуатируемых в осенне-зимний период. Необходимо наряду с облегченнымитканями, используемыми для пошива легких летних костюмов, вырабатывать тканиболее плотные, с большей массой 1 м2.
Большинствокостюмных трико вырабатывают из камвольной крученой пряжи 22,2 Текс (№ 45/2) воснове и утке. Пряжа состоит из смески тонкой (мериносовой) шерсти (36 %) икороткого лавсанового волокна (64 %). Структура тканей равноплотная снекоторым преобладанием нитей основы. Трико на ощупь несколько жестковато, чтоследует отнести за счет вложения большого количества синтетического волокна.Для выработки пряжи применяют окрашенные в разные цвета волокна, при смешиванииих в разных соотношениях получают меланжевую пряжу от светлого до темного цвета. Полученную пряжу скручивают, апри ткачестве чередуют разноокрашенные крученые нити, в результате получаютпестротканый       эффект. Ткани имеют небольшую усадку (до 1,5 %), чтонеобходимо учитывать при пошиве костюмов, хорошо держат складки и мало сминаются.Масса 1 м2 этих тканей от 210 до 250 г.
Костюмныеткани с лавсаном могут быть выработаны и с добавлением третьего компонента –вискозного волокна.
Тканькостюмная – по основе и утку из крученой лавсаношерстяной пряжи и крашеныхвискозных нитей 22,2×2 или 16,7×2 Текс (№ 45/60) и крученойлавсаношерстяной пряжи 22,2 Текс×2 (№ 45/2), нити чередуются при сновке иткачестве в соотношении 1:1. Общее содержание шерсти в ткани 30 %, лавсана – 55и вискозного волокна – 16 %. В этих костюмных тканях вискозные нити,используемые в качестве просновки и окрашенные в разные цвета, скручены сполушерстяной пряжей. Ткани выработаны с некоторым преобладанием основы,мелкоузорным переплетением. Они нарядные за счет разноокрашенных просновок,мягкие, с приятным туше, могут иметь мелкую, среднюю и крупную клетку каксветлых, так и темных тонов.
Вырабатываюттакже костюмные ткани с лавсаном с большой плотностью и массой (250–280 г). Восновном эти ткани из крученой пряжи 22,2 Текс×2 (№ 45/2), котораясодержит 55 % шерсти и 45 % лавсанового короткого волокна.
Кромекостюмных тканей с лавсаном, изготовляют костюмные ткани с нитроновым короткимволокном. Для увеличения устойчивости тканей к истиранию в смеску пряжидобавляют иногда 10–12 % капронового волокна. Следует отметить, что всекостюмные ткани с большим содержанием нитрона недостаточно устойчивы кистиранию, поэтому двухкомпонентные ткани, содержащие большое количествонитрона, нецелесообразно использовать в качестве костюмных.

2.Пальтовые ткани
Эти тканиприменяют для пошива мужских и женских летних пальто. К ним относятся габардин,диагональ, ткань пальтовая букле.
Габардиныбывают чистошерстяные и полушерстяные, с массой 1 м2 300–450 г. Эти ткани неравноплотные, гладкокрашеные (синие, бежевые, серые и др.), изкрученой пряжи. Применяют переплетения диагоналевое или сложная саржа, чтопридает габардину высокую плотность, хорошую драпирующую способность иизносоустойчивость. Они характеризуются несколько повышенной сыпучестью,прорубаемостью, плохо поддаются влажно-тепловой обработке.
Тканьпальтовая букле чистошерстяная и полушерстяная – мелкоузорчатого переплетения,с крученой основой, а в утке – с фасонной пряжей, одна из составляющих которойимеет креповую крутку. Ткань имеет рельефную поверхность (эффект букле)благодаря применению мелкоузорчатого переплетения и фасонной пряжи. Этогладкокрашеная ткань массой 400–500 г/м2 применяется для женскихзимних пальто.3. Тонкосуконные ткани
Тонкосуконныеткани вырабатывают из пряжи аппаратного (суконного) прядения, изготовленной изтонкой, полутонкой и полугрубой шерсти. Смески шерсти для суконной пряжи оченьразнообразны: натуральная шерсть, обраты, гребенные очесы, восстановленнаяшерсть, короткое волокно из искусственных или синтетических волокон. Длявыработки тонкосуконных тканей используют аппаратную чистошерстяную или смесовуюнекрученую пряжу толщиной 200–50 Текс (№ 5–20). Для этих тканей применяютразличные переплетения: полотняные – для типовых сукон; саржевые – для тонкихшевиотов; атласные – при выработке сукна кастор; комбинированные – длякостюмных трико и пальтовых; полутора- и двухслойные – при выработке драпов идр. Большинство тонкосуконных тканей, особенно тяжелые (пальтовые, драпы,сукна), вырабатывают из окрашенного волокна. Для тонкосуконных тканей применяютмеланжевую и разноокрашенную пряжу, фасонную цветную пряжу (эпонж, петлистую, снепсом и др.). Ассортимент тонкосуконных тканей разнообразен не только по сырьюи структуре, но и по характеру отделки (ворсование, ратинирование, начес, валкаи др.).
Большинствотонкосуконных тканей имеют ворсовой застил, полученный в результате валки, илиначесно-ворсовой – за счет валки и ворсования. В тканях с ворсовым иначесно-ворсовым застилом переплетение скрыто частично или полностью. Однаконекоторые тонкосуконные ткани могут быть безворсовыми (костюмные), они имеютслегка или плотно уваленную гладкую и подстриженную поверхность. На лицевойстороне начесно-ворсовых тканей располагается ворс сравнительно длинный и приподнятый(пальтовые ткани типа бобрика), короткий вспушенный и незапрессованный(велюровый), короткий, ровно подстриженный и сильно запрессованный (касторовый)или фигурный, фасонный (ратиновый).
В ассортименттонкосуконных тканей входят как легкие платьевые ткани, так и тяжелые драпы;масса 1 м2 этих тканей от 250 до 760 г. Относительная плотность платьевых тканей равна 50–60 %, сукон – 70–80, драпов – 100–140 %.Тонкосуконные ткани должны быть равномерно уваленными, тщательно отделанными,упругими, недряблыми (не «тряпичными»), нежесткими, пластичными при обработке,не должны давать большую усадку и лассы (полосы запрессованного ворса от утюга)при обработке. Химические волокна должны быть равномерно распределены в толщематериалов, без жгутиков (синтетические волокна), хорошо закреплены, равномерноокрашены, чтобы на гладком фоне готовых тканей не было точек (мушек).
Тонкосуконныеткани по назначению можно подразделить на платьевые, костюмные и пальтовые.
Платьевыеткани. Эти ткани вырабатывают из аппаратной пряжи 100–50 Текс (№ 10–20),преимущественно из смеси шерсти с коротким вискозным, нитроновым и капроновымволокнами, в основном саржевым, полотняным и мелкоузорчатым переплетениями,невысокой относительной плотности. Выпускают их чаще гладкокрашеными, режемеланжевыми и пестроткаными. Эти ткани имеют массу 200–350 г/м2.Ширина их, как правило, 142–152 см в отличие от платьевых камвольных тканей,имеющих меньшую ширину – 90–110 см. Платьевые тонкосуконные ткани недорогие,легко обрабатываются при пошиве, меньше лоснятся, чем камвольные. Однако они менееформо- и износоустойчивы, имеют большие массу и толщину, что несколькосдерживает расширение их производства.
Костюмныеткани. По прейскуранту они включены в подгруппы костюмных гладкокрашеных икостюмных пестротканых и фасонных, а также сукон. Все костюмные тканивырабатывают из смешанной пряжи или из шерстяной с вискозными и капроновыминитями вприкрутку, или из хлопчатобумажной пряжи с содержанием шерсти 20–50 %,т.е. меньшим, чем в аналогичных костюмных камвольных тканях. Толщинаприменяемой пряжи 125–50 Текс (№ 8–20). Большинство костюмных тканей снебольшим содержанием шерсти (20–25 %) характеризуется повышенной жест-костью,сминаемостью, быстро теряет товарный вид. Основными в ассортименте костюмныхтканей являются трико, ткань костюмная и шевиот. Трико и ткань костюмнуювыпускают в основном пестроткаными, комбинированных переплетений, легкоуваленными, с открытым ткацким рисунком. Для выработки тонкосуконных трикоприменяют мериносовую, помесную и полугрубую шерсть 70, 64, 60, 58, 56-гокачества, разной длины, а также восстановленную шерсть, вискозные и капроновыенити, нитроновое и лавсановое короткие волокна (в разных сочетаниях по виду иколичеству). Строением, а также отделкой трико тонкосуконным стараются придатьвид камвольных тканей. Однако они имеют ворсистую поверхность и менеевыраженный рисунок переплетения.
Трико можноиспользовать для пошива детских костюмов, рабочих костюмов, пиджаков, юбок идр. Многие костюмные пестротканые и фасонные ткани выпускают под названиемткань костюмная, ткань костюмная «Малышка», ткань костюмная Детская и т.д. Поспособу выработки, структуре и внешнему оформлению эти ткани не отличаются откостюмных трико, и поэтому их следует рассматривать как разновидности трико. Нанекоторых костюмных тканях (с лавсановым и капроновым волокном) может образовыватьсяпиллинг, что объясняется рыхлостью, более слабым закреплением волокна в пряже ив структуре суконных тканей по сравнению с камвольными.
Выпускаетсябрючная ткань Джинсовая, оформленная в виде полосок разного ритма – от узких дошироких. Эту ткань можно разнообразить по оформлению путем создания теневыхэффектов за счет переплетения или цвета, клеток разного масштаба (мелких,вытянутых по вертикали), использования интересных переплетений.
Шевиотысуконные – гладкокрашеные или меланжевые ткани саржевого переплетения, но вотличие от камвольных не имеют четко выраженного рисунка, так как ихвырабатывают из аппаратной пряжи и подвергают умеренной валке. Они бываютполушерстяные и смешанные: в основе полушерстяных – хлопчатобумажная иливискозно-лавсановая пряжа, а в утке – чистошерстяная или смесовая суконнаяпряжа; в основе и утке смешанных – смешанная пряжа из шерсти и вискозногоштапельного волокна. Полушерстяные шевиоты вырабатывают уточно-застилочнойсаржей, при этом лицевой застил образуется за счет суконной пряжи. Из шевиотовшьют мужские и женские костюмы, а также ведомственную одежду. Сукнатонкосуконные – однослойные гладкокрашеные и меланжевые ткани какчистошерстяные, так и смешанные, с короткими (штапельными) вискозными волокнамии полушерстяные на хлопчатобумажной основе (сукно б/о). Сукна – тяжелые ткани(масса 1 м2 – 350–750 г), что достигается применением для утка иосновы толстой пряжи – 100–200 Текс (№ 5–10) и длительной валкой. В процессевалки ткань утолщается и уплотняется, значительно изменяются линейные размеры(до 40 % по ширине и до 20 % по длине), в результате на ткани образуетсявойлокообразный застил, полностью закрывающий рисунок переплетения. Дляизготовления сукон используют тонкую, полутонкую и реже полугрубую шерсть какоднородную, так и смешанную из разных волокон. Сукна чаще вырабатывают полотнянымии реже саржевым и атласным (сукно кастор) переплетениями. В полушерстяных исмесовых сукнах содержится 50–80 % шерсти.
Сукнахарактеризуются высокими тепло- и ветрозащитными свойствами, хорошимиизносостойкостью и формоустойчивостью. При органолептической оценке необходимоучитывать следующие показатели: застилистость, увалку ткацкого переплетения,упругость на ощупь (ремнистость, мягкость), густоту, плотность и устойчивость кзакатыванию войлокообразного застила, окраску ткани. Благодаря хорошейпошивочной способности сукна широко используют для изготовления форменнойодежды. Из них также шьют женские и детские костюмы и пальто, мужские костюмы,брюки, шаровары, головные уборы и др. Сукна можно использовать для обивкимебели и биллиардных столов, приборные сукна – для петлиц, околышей, деталейформенной одежды.
Пальтовыеткани. Они представлены сравнительно тяжелыми чистошерстяными и полушерстянымитканями, применяемыми для пошива женских,детских и мужских демисезонных и зимних пальто. В торговом прейскуранте этиткани входят в подгруппы пальтовых и драпов. Пальтовые тканипредназначены для пошива женских и детских зимних и демисезонных пальто.Некоторые ткани в пестротканом оформлении применяются для пошива мужскихпальто. Ткани для пальто, как правило, имеют рельефную рисунчатую фактуруповерхности, которая образуется благодаря применению пряжи фасонной, меланжевойили мулине, полотняного, саржевого, мелкоузорчатого, жаккардового переплетений,различных видов отделки. Пальтовые ткани по волокнистому составу бываютчистошерстяные, полушерстяные и смешанные. Большинство пальтовых тканей имеютоднослойную структуру. В небольшом количестве выпускают ткани полутораслойные идвухслойные; эти ткани, подвергнутые ворсованию, целесообразно включать вгруппу драпов.
Пальтовыеткани имеют массу 1 м2 350–650 г, ткани для детских изделий –350–450 г. Содержание шерсти в полушерстяных и смесовых тканях – 20–70 %, а длядетской одежды– в основном 20–30 %. Некоторые пальтовые ткани вырабатывают свосстановленной шерстью (до 20 %) и с очесами гребенного производства (от 10 до40 %). Облегченные пальтовые ткани с содержанием 20–30 % шерсти дряблые,«тряпичные», быстро теряют форму, характеризуются невысокой износостойкостью.По внешнему виду пальтовые ткани в основном (около половины) пестротканые,меньше выпускают гладкокрашеных, гладкокрашеных с рельефными рисунками за счетпереплетения (диагоналевые, рогожка) и тканей с использованием пряжи фасоннойкрутки. Вырабатывают также пальтовые ткани рисунчатого оформления с длиннымворсом, крупноузорчатые. Ткани пальтовые фасонные («Завиток», «Полянка») имеютна лицевой поверхности рельефную оригинальную фактуру в виде петлистыхзавитков. Для выработки их применяют по основе крашеную шерстяную пряжу, ккоторой прикручена вискозная окрашенная нить. По утку в ткани последовательночередуются по одной нити крашеная шерстяная пряжа и крашеная фасонная (типаэпонж). Завитки ткани, полученные за счет ровницы, устойчивы, придают ейопределенный эффект. Однако при использовании ровницы из неуравненной икороткой шерсти эффект завитка нарушается за счет выдергивания коротких волокони залахмачивания ткани. Завитки фасонной пряжи часто окрашивают в другие цвета,что придает ткани нарядность. Эти ткани износостойкие, при использованиипрочных красителей хорошо сохраняют внешний вид.
В последнеевремя в шерстяной промышленности вырабатывают пальтовые ткани с длиннымсодержанием нитронового короткого волокна – от 20 до 50 %. Эти тканиимеют, как правило, открытые ткацкие рисунки красивых структуры и цвета.Пальтовые ткани с нитроном предназначены в основном для пошива детских иженских изделий, в меньшем количестве изготовляют ткани для мужской одежды.Масса 1 м2 детских пальтовых тканей – 350–450 г, женских – 350–550 имужских – 500–600 г. Детские пальтовые ткани вырабатывают однослойными и соткрытым ткацким рисунком, женские – однослойными, полутораслойными, разнообразногооформления (петельные, с буклированной пряжей, длинноворсовые и др.). Привыработке пальтовых тканей с нитроном в основном используют пряжу толщиной125–166 Текс (№ 8–15). В смеску шерстяной пряжи с нитроном для повышенияустойчивости пальтовых тканей к истиранию может быть добавлено короткоекапроновое волокно (до 10 %), а для повышения мягкости – вискозное (15–25 %).
Драпы –наиболее плотные и сравнительно тяжелые материалоемкие ткани, используемые дляпошива мужских, женских и детских зимних и демисезонных пальто. Драпы должныиметь следующие отличительные признаки: переплетение полутора- или двухслойное,сильная увалка, разворсованность лицевой поверхности, масса 1 м 2 не менее 500 г. Некоторые однослойные ткани с массой 1 м2 менее 600 г, сильно уваленные и разворсованные, не совсем правильно причисляют кдрапам, их следует отнести к пальтовым тканям. Двухслойные гладкие ткани безначесного ворса также не могут быть отнесены к драпам.
Драпывырабатывают чистошерстяные (более половины общего выпуска этих тканей),полушерстяные и смесовые. При выработке этих тканей важно рационально подобратьсырье, структуру и проводить отделку с наименьшими потерями полезных свойствшерстяного волокна для получения драпов с высокими эксплуатационнымисвойствами. Для выработки драпов применяют шерсть различного качества: тонкую,полутонкую и полугрубую (реже), обраты суконного производства, гребенные очесы,восстановленную шерсть, химические волокна (вискозное, капроновое, нитроновое)и хлопок. Пряжа для драпов должна иметь крутку небольшую и разную в основе иутке по направлению, в этом случае драпы при отделке (валке и ворсовании)приобретают хорошие эксплуатационные свойства. Так, чистошерстяныеуточно-застилочные драпы, выработанные из утка с круткой 260 кр/м, имеют болеегустой и плотный ворс, чем такой же драп, но из утка с круткой 340 кр/м.Устойчивость к истиранию ворсового застила первого драпа на 30 % выше, чемвторого.
Износостойкостьдрапов во многом определяется устойчивостью ворсового застила: чем лучшесохраняется ворсовой застил в эксплуатации, тем долговечнее изделие. Поэтомупри ворсовании драпов очень      важно получить хороший ворсовой застил.Хороший ворсовой застил получается в результате кардного ворсования припостоянном наращивании эффективных скоростей ворсования от 0 до 10 м/мин. Привысоких эффективных скоростях ворсования (более 10 м/мин) происходит невытаскивание волокон, а разрывание. В результате ворсовой застил имеет много короткихволокон, которые при эксплуатации быстро вытираются, поверхность тканиоголяется до структуры, ткань теряет товарный вид.
Драпыотличаются высокими тепло- и ветрозащитными свойствами. Поэтому для них важныпористость с закрытыми порами, толщина и масса 1 м2, упругость ткани и ворсового застила и воздухопроницаемость, которая должна бытьумеренной.
Драпыопределенного назначения должны характеризоваться неодинаковой массой 1 м2:для мужских изделий – 600–760 г, женских – 500–600, детских 450–550 г. Приуменьшении массы 1 м2 сокращается срок службы драпоз, ухудшаютсятеплозащитные свойства, формоустойчивость и другие полезные свойства.
В зависимостиот характера лицевой и изнаночной поверхностей различают драпы однолицевые идвухлицевые. У однолицевых тщательно отделана только лицевая сторона, удвухлицевых – обе поверхности ткани. Полутора- и двухслойными переплетениямивырабатывают драпы с различной лицевой и изнаночной поверхностями поволокнистому составу, переплетению (лицевая сторона – одного переплетения,изнанка – другого) и оформлению (например, лицевая сторона гладкокрашеная, аизнаночная – пестротканая в клетку). Драпы таких переплетений могут иметьлицевую и изнаночную поверхности из более качественного сырья, а сырье худшегокачества может быть заработано в толщу ткани. Основные структуры и типы драповможно рассматривать на примере чистошерстяных, так как смешанные иполушерстяные, как правило, вырабатывают по типу чистошерстяных. По количествуартикулов смешанные и полушерстяные драпы превосходят чистошерстяные в основномза счет большего разнообразия смесок (содержание шерсти от 25 до 80 %).
Основныепризнаки высококачественного чистошерстяного и полушерстяного драпа: хорошаяувалка, отсутствие дряблости и тряпичности, тщательная промывка, прочнаяокраска (особенно к действию светопогоды), аккуратная отделка лицевойповерхности и изнанки (двухлицевых), равномерный по густоте ворс. Типовымиявляются следующие чистошерстяные драпы: с велюровой отделкой – драп велюр арт.3607, драп велютин арт. 3624; с касторовой отделкой – драп кастор арт. 3611; сратинированной отделкой – драп «Прометей» арт. 36208; с фасонной отделкой –драп «Флаконе» арт. 3634; драп с гладкой поверхностью. 4. Грубосуконные ткани
Эти тканивырабатывают из аппаратной толстой пряжи 333–143 Текс (№ 3–7), используя грубуюи полугрубую, а также восстановленную шерсть. В процессе отделки тканиподвергают интенсивной валке, поэтому они характеризуются значительной толщинойи массой, а также жесткостью на ощупь. Грубосуконные ткани бываютчистошерстяные с содержанием шерсти от 90 до 97 % (вкладывают капроновоеволокно для повышения износостойкости) и смешанные. Масса 1 м2 колеблется в пределах 500–760 г, но большинство вырабатывают с массой 700–760 г.
Грубосуконныеткани высокого качества должны быть хорошо и равно уваленными, плотными, хорошопромытыми, без запаха, незакрашенных целлюлозных волокон, пятен, точек налицевой поверхности. Они характеризуются хорошими упругими свойствами, малойпластичностью и усадкой (3–4 %), высокими тепло- и ветрозащитными свойствами,но плохой драпируемостью. Ассортимент грубосуконных тканей представлен восновном сукнами, в небольшом количестве изготовляют пальтовые и ворсовыеткани.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙСПИСОК
1. Кукин,Г.Н. Текстильное материаловедение (текстильные полотна и изделия) [Текст]:учеб. для вузов / Г.Н. Кукин, А.Н. Соловьев, А.И. Кобляков. – Изд. 2-е,перераб. и доп. – М.: Легпромбытиздат, 2010. – 272 с.
2. Бузов,Б.А. Материаловедение в производстве изделий легкой промышленности [Текст] /Б.А. Бузов, Н.Д. Алыменкова. – М.: Академия, 2008. – 448 с.
3. Жихарев,А.П. Материаловедение в производстве изделий легкой промышленности [Текст] /А.П. Жихарев, Д.Г. Петропаловский, С.К. Кузин, В.Ю. Мишаков. – М.: Академия,2009. – 448 с.
4. Додонкин,Ю.В. Ассортимент, свойства и оценка качества тканей [Текст] / Ю.В. Додонкин,С.М. Кирюхин. – М.: Легкая индустрия, 2010. – 192 с.
5. Савостицкий,Н.А. Материаловедение швейного производства [Текст] / Н.А. Савостицкий, Э.К.Амирова. – М.: Академия, 2009. – 240 с.
6. Ролдугина,А.Е. Комплексный анализ свойств тканей [Текст] / А.Е. Ролдугина, Н.Л.Ушакова // Современные наукоемкие технологии и перспективные материалытекстильной и легкой промышленности: материалы междунар. науч.-техн. конф.; ИГТА. – Иваново, 2008. – С. 201–202.
7. Садыкова,Ф.Х. Текстильное материаловедение и основы текстильного производства [Текст] / Ф.Х. Садыкова, Д.М. Садыкова, Н.И. Кудряшова.– М.: Легпромбытиздат, 2009. – 287 с.
8. Соловьев,А.Н. Оценка и прогнозирование качества текстильных материалов [Текст] / А.Н.Соловьев, С.М. Кирюхин. – М.: Легкая индустрия, 2010. – 215 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.