Содержание.
1. Классификацияшвейных машин
2. Основныемеханизмы в работе швейных машин
3. Описание приводавыбранной машины
4. Неисправности,возникающие в работе и их устранение
5. Разработкамероприятий по устранению опасных и вредных производственных факторов
6. Списокиспользованной литературы
1.Классификацияшвейных машин, назначение, характеристики. Выбор машины, назначение.
Швейныемашины весьма разнообразны по своему внешнему виду, конструкции и кинематике. Вшвейной промышленности применяется большое количество различных машин, поэтомув целях систематизации их подразделяют на группы в соответствии с назначением:
· Прямострочныечелночного стежка
· Прямострочныеоднониточного цепного стежка
· Прямострочныемногониточного цепного стежка
· Зигзагообразной строчки
· Полуавтоматы дляпришивания пуговиц и др.фурнитуры, операционных талонов
· Полуавтоматы длявыметки петель, выполнения закрепок и коротких швов
· Полуавтоматы дляобработки отдельных деталей одежды
Внутри каждойиз этих групп машины подразделяются на две подгруппы в зависимости от характеравыполняемой ими строчки (цепную строчку, челночную строчку).
Дляобозначения швейных машин действует исторически сложившаяся система простыхпорядковых номеров, несколько видоизмененная в последние два десятилетия.
Тип обозначают буквами, иногда сцифровой приставкой (РЛ-4, КЛ- 2). Эти буквы выражают наименование машины сточки зрения конструктивных особенностей.
Так, типмашины РЛ обозначает, что эта машина раскройно-ленточная, а цифра 4 обозначаеточередное усовершенствование.
По конструктивнымособенностям машины подразделяются на одноигольные и многоигольные, челночные ибесчелночные, машины с вращающимися и качающимися челноками.
Все машиныподразделяются на универсальные и специальные.
К специальнымотносятся машины, на которых можно выполнять какую-либо одну, определеннуютехнологическую операцию: пришивать пуговицы, наметывать петли и т.д.
К универсальнымотносятся машины, на которых можно выполнять несколько различных операций: стачивать, настрачивать, втачивать, притачивать).
По степениучастия рабочего в управлении машиной и контроле за ее работой машиныподразделяют на автоматические, неавтоматические и полуавтоматические.
Швейныемашины-полуавтоматы для пришивания фурнитуры и изготовления закрепок автоматическивыполняют трудоемкие технологические операции. При выполнении этих и некоторыхдругих операций перемещение материала, отклонение иглы заранее определены ивыполняются механизмом особой конструкции, который зажимает материал иудерживает фурнитуру до конца выполняемой операции. Применение швейныхмашин-полуавтоматов в технологических процессах позволяет значительно повыситьпроизводительность труда, улучшить качество обработки и уменьшить утомляемостьработающих. В данной курсовой работе мы рассмотрим швейную машину полуавтомат1495 класса.
2. Основныемеханизмы в работе швейной машины.
Промышленнаяшвейная машина состоит из головки машины промышленного стола и индивидуальногопривода.
Рукав 2,стойка рукава 3 и платформа 1 (рис.1) все эти части называются головкой швейноймашины.
Рукав швейноймашины слева имеет фронтальную часть 4 (доску). Вращение от электрическогодвигателя передается маховому колесу. В рукаве машины и под платформойрасположены детали, передающие движение от махового колеса рабочим органам машины.
Рисунок 1.Основные органы швейной машины:
1-платформа швейной машины; 2-рукав; 3- стойка рукава; 4- фронтальная часть рукава; 5- вылет рукава />
Расстояние отстойки рукава до линии движения иглы называют вылетом рукава 5(машины). Эторасстояние определяется габаритами изделия, которое можно расположить наплатформе справа от иглы
Игла, служит для прокола материала,проведения через него верхней нити и образования петли или напуска. Механизмиглы расположен в рукаве машины, совершает возвратно-поступальные движения.
Челнок, захватывая петлюили напуск иглы, расширяет ее, обводит вокруг шпульки, осуществляетпереплетение верхней и нижней нити. Механизм расположен под платформой исовершает вращательное движение.
Нитепритягиватель сдергиваетнитку с бобины или катушки, подает нитку игле и челноку, затягивает стежок,совершает вращательное или колебательное движение, находится в рукаве машины.
Рейка –механизм передвиженияткани, расположен под платформой, совершает движение в виде эллипса .
Лапка прижимает к игольной пластине и рейкеткань, механизм расположен в рукаве машины и не совершает никаких движений.
Детали дляпередачи вращательного движения.
Вал – брус круглого сечения, служит дляобразования вращатльного движения, поддержания деталей, закрепленных на нем, ипередачи им движения.
Втулка– детальцилиндрической формы, служит для удержания валов и осей.
Для передачивращения параллельным валам, находящимся на большом расстоянии друг от друга,используют ременные и зубчато-ременные передачи. Для передачи вращенияпараллельным валам, находящимся на малом расстоянии друг от друга, используютцилиндрические косозубые и прямозубые передачи с внешним и внутреннимзацеплением (рисунок 2).
Дляпреобразования вращательного движения в возвратно-поступательное в швейныхмашинах применяется кривошипоно-шатунный механизм, состоящий из кривошипа и двухколенчатогопальца и шатуна (рисунок 3)
Кривошипзакрепляется навращающийся вал и имеет отверстие; в него вставляется двухколенчатый палец, навнешнее плечо которого надевается головка шатуна.
Шатун- стержень с двумя головками- основнойэлемент преобразования движения одного вида в движение другого.
/>
Рисунок 2.Детали для преобразования вращательного движения
Рисунок 3. Кривошипно-шатунный механизм: 1- кривошип; 2-двухколенчатый палец; 3- шатун />
3. Описаниепривода выбранной машины
Полуавтомат1495 кл. предназначен для пришивания плоских пуговиц с четырьмя отверстиямивплотную к изделиям однониточной строчкой цепного переплетения. Пуговица пришиваетсяза 20 проколов иглы. Полуавтомат состоит из головки 2 полуавтомата 1095 кл.,в которой изменены конструкция включения машины и устройство подъемапуговицедержателя, и бункерной приставки 5, жестко закрепленных на плите 1.Бункерная приставка 5 служит для ориентации пуговиц, их подачи в зазор междулапками пуговицедержателя и выталкивания из него пришитой пуговицы вместе сматериалом. Пришивание пуговиц, заправку нитки, выполнение основных регулировокшьющих механизмов в полуавтомате 1495 кл. производят так же, как в машине-полуавтомате1095 кл.
Регулировки вмеханизме приставки. Положение паза кантователя 4 (рис. 4) относительносориентированной пуговицы регулируется поворотом коромысла 6 после ослаблениястягивающего винта 7. При повороте коромысла 6 по часовой стрелке кантователь4 поворачивается в том же направлении.
Положениеприемного отверстия канала 11 относительно пуговицы, подаваемой кантователем4, по высоте регулируется вертикальным перемещением корпуса канала 11 послеослабления двух винтов 5, 10.
Положениеотсекателя 9 в пазу канала 11 регулируется поворотом отсекателя послеослабления стягивающего винта 3.
Положениеориентатора 13 по высоте относительно верхней плоскости пуговицы, поданной вворонку 15, регулируется поворотом коромысла 1 после ослабления стягивающеговинта 2. При повороте коромысла 1 по часовой стрелке ориентатор 13 и его вал8 будут подниматься. Положение воронки 15 по высоте относительно нижней поверхностирычага подачи 26 регулируется поворотом коромысла 24 после ослабления стягивающеговинта 22. При повороте коромысла 24 по часовой стрелке воронка 5 будетподниматься.
Усилиеподъема воронки 5 регулируется перемещением вдоль вала 2 установочного кольца23 после ослабления двух его упорных винтов. При опускании установочного кольцапружина 20 будет сжиматься и усилие подъема возрастет.
Положениеролика коромысла 12 включения при ставки по вертикали регулируется поворотомкоромысла 2 после ослабления его стягивающего винта 6.
Положениештырей рычага подачи 26 относительно ориентатора 3 и паза в воронке 5 регулируетсяповоротом рычага подачи 26 на оси 27 после ослабления винта 25, стягивающегодва сухарика.
Натяжениеклинового ремня обеспечивается поворотом коромысла 7 на втулке 9 после ослаблениявинта 8. Если коромысло 7 поворачивать по часовой стрелке, то натяжной ролик 4усилит свое давление на клиновой ремень.
Своевременностьвключения приставки, т.е. подачи очередной пуговицы, обеспечивается поворотомкулачка 27 (рис. 5) на валу 26 червячного колеса головки машины послеослабления двух упорных винтов 28.
Положение повысоте собачки 25 относительно ролика 24 коромысла 23 включения приставкирегулируется перемещением по прорези рычага 29 оси собачки 25 после ослаблениягайки 30.
Своевременностьподъема лапок 3 обеспечивается поворотом кулачка 21 относительно кулачка
22 послеослабления двух прижимных винтов 5. В случае отсутствия подачи пуговицы впуговицедержатель швейной головки следует, не нажимая на педаль, надавить нарычаг 4, и пуговица будет подана. При повторном отсутствии подачи пуговицынужно проверить наличие пуговиц в канале приставки.
Регулировки вмеханизме подъема лапок и включения головки. Высота подъема лапок 3 регулируетсяизменением положения ролика 200тносительно кулачка 2. Если вал 6 и коромысло19 после ослабления стягивающего винта 0 коромысла 7 повернуть против часовойстрелки, то ролик 20 отойдет от кулачка 2. Соответственно коромысла 19 и вал6 будут поворачиваться на меньший угол и штанга 2 поднимет лапки 3 на меньшуювеличину.
Положениесобачки 5 относительно ролика 13 рычага 14 включения головки машины регулируетсягоризонтальным перемещением рычага 8 и его кронштейна 16 после ослабления двухприжимных винтов 7. При горизонтальном смещении кронштейна 6 меняетсяположение горизонтальной площадки коромысла 7 относительно штока 8электромагнита 9, но такое действие не будет влиять на включение головкимашины.
Положение повысоте пластин 1 относительно лапок 3 регулируется их вертикальным перемещениемпосле ослабления винтов 2.
Параллельностьплатформы головки плоскости приставки регулируется вертикальным перемещениемголовки 2 с помощью винта 3 после ослабления его контргайки 4.
/> Рисунок 4. Механизм приставки.
/>
Рисунок 5. Включение приставки. Механизм подъема лапок и включение головки.
4.Неисправности, возникающие при работе и их устранение.
Разладкихарактеризуют нарушение рабочих функций механизмов, приводящее к бракуизготавливаемой продукции, несвоевременному срабатыванию отдельных механизмов,снижению производительности машины.
Разлаженностьотдельных механизмов машин и неисправности некоторых ответственных деталей исборочных единиц наиболее наглядно проявляются в том, что в обрабатываемомизделии появляется брак (табл.1)
Таблица 1.Основные виды брака, возникающего из-за разладок механизмов машин.Брак Причины, вызывающие брак Пропуски стежков
Неправильно установлена игла по высоте по отношению к носику челнока или петлителя
Затупился или погнулся конец иглы
Неправильное положение короткого желобка иглы относительного носика челнока или петлителя
Игла установлена в иглодержателе не до упора
Затупился носик челнока или петлителя
Носик челнока или петлителя не вовремя подходит к игле
Большой зазор между иглой и носиком челнока или петлителя
Слишком большие люфты в механизмах иглы, челнока или петлителей
Слишком низко установлена рейка
Несвоевременное перемещение материала, из-за чего игла отгибается в сторону
Игла касается лапок или пластины механизма перемещения материала
Номер иглы не соответствует номеру ниток
Неправильно расположена трубка обводчика по отношению к игле Петляние строчки снизу
Слишком поздно носик челнока подходит к игле. Слишком слабое натяжение игольной нитки или слишком сильное натяжение челночной нитки
В шайбах регулятора появились следы — прорези от нитки
Между шайбами регулятора натяжения попал посторонний предмет или шайбы проржавели
Слишком сильное натяжение игольной нитки Петляние строчки сверху
Слишком поздно носик челнока подходит к игле. Слишком слабое натяжение игольной нитки или слишком сильное натяжение челночной нитки
В шайбах регулятора появились следы — прорези от нитки
Между шайбами регулятора натяжения попал посторонний предмет или шайбы проржавел
Слишком сильное натяжение игольной нитки Петляние строчки сверху или снизу
Плохая намотка ниток на бобины
Слабое натяжение обеих ниток Грязная строчка
Скопилась грязь под игольной пластиной или в челноке
Скопились грязь и волокна между шайбами регулятора натяжения, в трубках и других местах заправки верхних и нижних ниток Замаслились детали заправки
Повреждение
материала Затупилась игла
Неправильная
обрезка ниток
Валик ползуна повернулся в коромысле, и
нитка осталась незажатой
Положение зажимной пластины не обеспе-
чивает зажим нитки
Держатель отводчика нитки установлен
слишком низко
Лопнула пружина держателя отводчика нитки
5. Разработкамероприятий по устранению опасных и вредных производственных факторов.
Любое швейноепредприятие оснащено большим количеством электрооборудования, измерительнойтехники и автоматики. Воздействие электрического тока на человека может иметьсерьезные последствия. Количество несчастных случаев, связанных с поражениемэлектрическим током, значительно выше, чем других видов травматизма.
Наиболеераспространенные причины поражения людей электрическим током следующие:неисправность электрооборудования, проводов, пусковых устройств; отсутствие илинеудовлетворительное состояние защитных и предохранительных устройств;применение неисправных переносных ламп; прикосновение к незаземленным частямэлектрооборудования и др.
Случаипоражения человека электрическим током возможны лишь при замыкании электрическойцепи через тело человека или, иначе говоря, при прикосновении человека не менеечем к двум точкам цепи, между которыми существует некоторое напряжение. Поражения электрическим током могут быть внешние и внутренние. Наибольшуюопасность представляет внутреннее поражение, или электрический удар, прикотором в первую очередь поражается ЦНС, нарушается дыхание, кровообращение,возможны длительные обморочные состояния и даже смертельный исход.
Ток,протекающий через тело человека, — это главный фактор, от которого зависитисход поражения: чем больше ток, тем опаснее его действие. Ток, который можетпройти через тело человека, зависит от приложенного напряжения, а припеременном токе- и от частоты. Условно безопасным напряжением считаетсянизковольтное (12 и 42 В), однако и оно может быть опасным.
Основныемероприятия по предупреждению электротравматизма следующие: двойная изоляция;блокировка аппаратов и ограждений для предотвращения доступа к токоведущимчастям; применение предупредительной сигнализации и др. Однако ни одно из нихне является универсальным. Самой главной и основной защитой человека отвозможного поражения электрическим током служит надлежащий уровень эксплуатацииэлектроустановок, электрохозяйства предприятия.
Вопросысодержания оборудования в исправном состоянии решаются с помощью системыпланово-предупредительного ремонта (ППР). Система ППР представляет собойсовокупность заранее запланированных организационных и технических мероприятийпо уходу, надзору и ремонту, направленных на обеспечение бесперебойной работыоборудования и обслуживающих его транспортных устройств, средств механизации иавтоматизации.
Кроме этогодля устранения опасных производственных факторов необходимо соблюдать техникубезопасности на рабочем месте, ежедневно проверять техническое состояниеоборудования.
ТЕХНИКАБЕЗОПАСНОСТИ НА МАШИННЫХ МЕСТАХ
Не снимать ине надевать ремень на ходу машины.
Несоприкасаться с металлическими частями мотора.
Неприкасаться к оголенным проводам.
Включатьрубильник мотора только деревянной или пластмассовой ручкой.
При появлениипостороннего звука или запаха гари от электромотopa нужно выключить машину исообщить электромонтеру.
Не держатьногу на педали электрического привода при заправке машины.
При работе замашиной не подводить близко пальцы рук к игле.
Не гнатьмашину на больших оборотах на утолщенных местах швов и крутых поворотах.
Не кластьножницы возле вращающихся частей машины.
Не наклонятьголову близко к машине, чтобы не получить удар движущегocя нитепритягивателя.
Пользоватьсяместным освещением только с напряжением 36-24-128.
Не чистить ине смазывать машину на ходу.
КОНТРОЛЬ ЗАРАБОТОЙ ОБОРУДОВАНИЯ
ЕЖЕДНЕВНО:
проверятьналичие крепления ограждений;
• удалятькистью после окончания работы очесы и другие загрязнения из зоны челнока,рейки, игольной пластины, а также протирать поверхность головки швейной машины,промышленного стола и электрического привода;
смазыватьмоталку швейной машины;
промыватьмасляный фильтр керосином.
НЕ РЕЖЕ ОДНОГОРАЗА В НЕДЕЛЮ:
• удалятьспрессованные очесы и другие загрязнения из пазов рейки, с поверхностичелночного комплекта при снятой игольной пластине;
• производитьпроверку крепления деталей, совершающих вращательные и возвратно-поступательныедвижения.
НЕ РЕЖЕ РАЗАВ ГОД:
• производитьчастичную разборку, очистку и смазку электропривода и узлов машины;
• производитьпри необходимости регулировку осевых зазоров и валов.
Во времяработы запрещается:
опускатьлапку, если не подложена ткань;
• тянутьткань, так как ее перемещение осуществляется рейкой;
• работать намашине, если колпачок в машине не зафиксирован;
• работать намашине при открытых фронтовой и задвижной решетках;
• нажимать накакие-либо рычаги.
Разработкамероприятий по устранению опасных и вредных производственных факторов- одна изважнейших задач руководства. Необходимо строго следить за соблюдением техникибезопасности на рабочих местах, регулярно проводить учебные мероприятия,направленные на повышение безопасности, проводить учения по оказанию первоймедицинской помощи.
Списокиспользованной литературы.
1. Швейноеоборудование/ учебник, О.В.Суворова; М.: изд. Феникс, 2005г-368с; С. 10-15,139-140, 170-178, 288-289.
2. Безопасностьжизнедеятельности в легкой промышленности/ учебник; В.А.Кравец, Г.А. Свищев,А.А.Меркулов и др.; М.: изд. Академия 2006г-432с; С. 10-11, 134-140.
3. Швейные машины/учебник, В.Я. Франц; М.: изд.Академия, 2004г-160с; С. 4-8, 125-126, 154-157.
4. Лабораторныйпрактикум по машинам и аппаратом швейного производства/учебник; Б.А.Рубцов, М.:Легпромбытиздат,1995 – 320с; С.311
5. Безопасностьжизнедеятельности/учебник, С.В.Белов, В.А. Девисилов, А.Ф. Козьяков и др.; Подобщ.ред. С.В. Белова. 2 изд., испр. и доп.; М.: Высшая школа, 2002г- 357с.; С.347-348
6. Монтаж,техническая эксплуатация и ремонт швейного оборудования/ учебник; В.Я. Франц,М.: Академкнига, 2005г.-320 с; С. 310-312.
7. Практикум пооборудованию швейных предприятий/учебник, А.С.Ермаков,М.: Академкнига,2005г.-256 с; С.5, 8