Содержание
1. Назначение, краткая характеристикавертолёта Ми-8Т
2. Общие сведения о топливной системе вертолёта Ми-8Т
3. Основные технические данные топливной системы
4. Назначение и размещение агрегатов топливной системы
5. Приборы контроля и арматурауправления
6. Эксплуатация топливной системы
7. Расчёт потребного количества топлива
8. Заправка вертолёта топливом
9. Аварийные случаи полёта из-за отказовв топливной системе
Используемая литература
2 1. Назначение, краткая характеристика вертолёта Ми-8Т
Общие сведения
Вертолёт Ми-8Т предназначен для перевозки пассажиров, багажа,грузов и почты в труднодоступной местности, а также для проведения специальных авиационныхработ в различных отраслях народного хозяйства.
По весовой категории вертолёт Ми-8Т относится к вертолётам 1класса.
Вертолёт спроектирован по одновинтовой схеме с пятилопастнымнесущим и трёхлопастным рулевым винтами. На вертолёте установлены два турбовинтовыхдвигателя ТВ2-117АГ со взлётной мощностью 110 кВт каждый, что обеспечивает возможностьпосадки вертолёта при отказе одного из двигателей.
Вертолёт Ми-8Т предназначен для перевозки грузов массой до 4000 кг или 22 (24) служебных пассажиров. При необходимости переоборудуется в санитарный, перегоночныйварианты и вариант с внешней подвеской грузов.
Вертолёт в санитарном варианте может перевозить 12 лежачих больныхи сопровождающего мед. работника.
Вертолёт с внешней подвеской грузов перевозит крупногабаритныегрузы массой до 3000 кг вне фюзеляжа.
Перегоночный вариант вертолёта необходим для выполнения полётовс увеличенной дальностью (от 620 до 1035 км), в этом случае в грузовую кабину вертолёта за счёт коммерческой нагрузки устанавливают один или два дополнительныхтопливных бака.
Существующие варианты вертолёта снабжены электролебёдкой, позволяющейс помощью бортовой стрелы поднимать (опускать) на борт вертолёта грузы массой до 150 кг, а также при наличии полиспаста затягивать в грузовую кабину грузы массойдо 2600 кг.
Экипаж вертолёта состоит из двух пилотов и бортмеханика.
Лётные данные
Масса вертолёта:
Пустого 7 000 кг ± 0,5%
нормальная взлётная 11 100 кг
максимальная взлётная 12 000 кг
Скорость полёта:
максимальная при нормальной взлётной массе 250 км/ч
максимальная при максимальной взлётной массе 230 км/ч
минимальная при горизонтальном полёте 60 км/ч
крейсерская на высоте 500 метров 220 км/ч
экономическая 120 км/ч
Дальность полёта:
с заправкой 2160 кг 620 км
с заправкой 3445 кг 1 035 км
Высота полёта до 6 000 м2. Общие сведения о топливной системе вертолёта Ми-8Т
Топливная система предназначена для размещения необходимого количестватоплива на борту вертолёта и бесперебойной подачи его к насосам регуляторам двигателейна всех режимах и высотах, а также для подачи топлива в керосиновый обогревательКО-50.
Топливо на вертолёте размещается в расходном и двух основныхподвесных баках. Расходный бак установлен в верхней части фюзеляжа за редукторнымотсеком, а подвесные топливные баки крепятся с помощью трёх или четырёх стальныхлент снаружи у бортов фюзеляжа.
Подвесные баки связаны между собой соединительными трубопроводамис перекрывными кранами, расположенными под полом кабины.
Для увеличения дальности и продолжительности полёта на вертолётмогут быть установлены в кабине центральной части фюзеляжа один или два дополнительныхтопливных бака. Они подключаются в общую топливную систему питания двигателей.
Подача топлива к двигателям производится из расходного бака двумяподкачивающими насосами ЭЦН-40. Из подвесных топливных баков топливо перекачиваетсяв расходный бак насосами ЭЦН-75, по одному насосу в каждом баке. При установке навертолёт двух дополнительных баков они соединяются между собой общим трубопроводомс перепускным краном.
Трубопровод от патрубка перепускного крана подсоединяется к переднемусоединительному трубопроводу подвесных баков между двумя перекрывными кранами, расположеннымив грузовом полу между шп. № 6 и 7 центральной части фюзеляжа. Из расходного бакатопливо через перекрывные краны, фильтры тонкой и грубой очистки с помощью двухнасосов ЭЦН-40, работающих одновременно подаётся в двигатели.
Принцип работы
Подача топлива к двигателям осуществляется из расходного топливногобака 16 подкачивающими центробежными насосами ЭНЦ-40 (22). Насосы забирают топливо из бака и под давлением 0,4 — 1,2 кгс/см2подают его в магистраль питания двигателей через обратные клапаны 15 и 21, открытые пожарные краны 13 в блоки фильтров 9. Из фильтров топливо,очищенное от механических примесей, подается к насосам-регуляторам НР-40ВГ 7 двигателей. В случае засорения фильтра тонкой очистки топливо,пройдя фильтр грубой очистки, через перепускной клапан 3 блокафильтров поступает к насосу-регулятору НР-40ВГ без тонкой фильтрации.
4 Для непрерывной подачи топлива в магистрали питания двигателей подкачивающиенасосы ЭЦН-40 (22) закольцованы, а установленные обратныеклапаны 15 и 21 после насосов при отказелюбого из них блокируют отказавший насос, и топливо от одного работающего насосаподается в магистрали обоих двигателей. При отказе обоих насосов топливо в результатеподсоса, создаваемого насосами-регуляторами двигателей, через обратный клапан 24 поступает к двигателям.
Расходный бак по меревыработки топлива автоматически пополняется из подвесных баков центробежныминасосами эцн-75б (27).насосы установлены в подвесных баках и подают топливо по трубопроводам черезобратные клапаны 18и поплавковый клапан уровня 19, который предохраняетрасходный бак от переполнения. на случай заедания поплавкового клапана уровня взакрытом положении в топливной системе предусмотренамагистраль перепуска топлива, которая соединяет полость корпуса обратныхклапанов с расходным баком, минуя поплавковый клапан уровня. в магистралиперепуска установлен электрический перекрывной кран 17, управляемый из кабины экипажа, открытие и закрытие которогопроизводится выключателем с трафаретом перепуск топлива, установленным направой приборной доске над красным табло осталось топлива 270 л. перепуск топлива происходит при преждевременном включении этого табло и при наличиидостаточного количества топлива в баках по топливомеру.
При включении крана перепуска контролируется количество топливапо топливомеру в расходном баке. Выключение крана перепуска топлива производитсяпосле заполнения расходного бака топливом не более чем на 420 л.
Подвесные баки 26соединены между собой двумя трубопроводами, что обеспечивает равномерную выработку топлива из левого и правого баков, а также полную выработку топлива из подвесных баков при отказе одного из насосов ЭЦН-75Б. Блокировка отказавшего насоса обеспечивается обратными клапанами 18, которые установлены в корпусе в месте подсоединения трубопроводов от насосов ЭЦН-75Б. Расположение насосов в противоположной стороне подвесных топливных баков позволяет обеспечивать поступление топлива в расходный бак при различных эволюциях вертолета.
Подача топлива в керосиновый обогреватель КО-50 (2) осуществляется от магистрали питания правого двигателя. Трубопровод КО-50 подсоединяется к угольнику после пожарного крана. В его магистрали установлен перекрывной электромагнитный клапан 610200А (34).
6 3. Основные технические данные топливной системы
Применяемое топливо Т-1, ТС-1, РТ
Вместимость топливных баков:
Расходный 445 л
Левый подвесной 1140 (745) л
Правый подвесной 1030 (680) л
Дополнительный 915 л
Производительность насосов:
Подкачивающие ЭЦН-40 (ПЦР-1Ш) 2100 л/ч
Перекачивающие ЭЦН-75 750 л/ч
Давление топлива за насосами:
Подкачивающие ЭЦН-40 (ПЦР-1Ш) 0,8 кг/см2
Перекачивающие ЭЦН-75 0,4 кг/см2
Давление топлива перед форсунками 16-60 кг/см2
Погрешность топливомера (t = 20°C и U = 27 В) ± 5 %
Загорание табло «Осталось топлива 270 л 270 л ± 3 %
Расход топлива на 2 двигателя для транспортных полётов 580 кг/ч
топливная система вертолет аварийный
/>
Принципиальная схема топливной системы:
1 — дополнительные топливные баки; 2 — керосиновый обогревательКО-50; 3 — перепускной клапан блока фильтров; 4 — фильтр грубой очистки; 5, 6, 25,29, 30, 33 — сливные краны; 7 — насосы НР-40ВГ; 8 — фильтр тонкой очистки; 9 — блокифильтров; 10 — сливной кран дренажного бачка; 11 — дренажный бачок; 12 — клапаныконсервации; 13 — пожарные краны; 14 — магистраль питания правого двигателя; 15,18, 21, 24 — обратные клапаны; 16 — расходный топливный бак; 17 — перекрывной кран768600МА магистрали перепуска топлива; 19 — поплавковый клапан; 20, 36 — заливныегорловины; 22 — подкачивающие насосы ЭЦН-40; 23 — сигнализаторы давления СД-29А;26 — подвесные топливные баки; 27 — перекачивающие насосы ЭЦН-75; 28, 31, 32 — перекрывныетопливные краны; 34 — перекрывной электромагнитный кран 610200А.
4. Назначение и размещение агрегатов топливной системы
/>
Расходный бак
Расходный бак предназначен для размещения в себе топлива объёмомдо 445 литров. Также, в расходный бак из других баков перекачивается топливо длядальнейшей его подачи к двигателям и к обогревателю.
Расходный бак устанавливают в верхней части фюзеляжа за редукторнымотсеком в специальном контейнере.
/>
Поплавковый клапан уровня
Предназначен для предохранения от переполнения расходного топливногобака.
Клапан устанавливают внутри расходного бака на его верхней плите.
Подвесные топливные баки
Предназначены для размещения в себе топлива объёмом:
Левый — 745 л; Левый увеличенный — 1140 л;
Правый — 680 л; Правый увеличенный — 1030 л.
Также, из дополнительных баков топливо самотёком поступает вподвесные баки, а затем перекачивается в расходный бак.
Подвесные топливные баки установлены снаружи у бортов фюзеляжа.Каждый бак крепят к фюзеляжу тремя (четырьмя) стальными лентами, которые в своюочередь — к специальным штампованным кронштейнам.
/>
Дополнительный топливный бак
Предназначен для размещения в себе топлива объёмом 915 литров.
Дополнительные баки устанавливают в транспортную кабину на ложементыи закрепляют двумя стальными лентами, которые стянуты тандерами. Дополнительныебаки подключены в общую топливную систему вертолета с помощью четырёх — позиционногокрана. При необходимости установки одного дополнительного бака его размещают налевом борту грузовой кабины.
Подкачивающий насос ЭЦН-40
Центробежного типа, предназначен для подачи топлива из расходногобака к насосам-регуляторам НР-40ВГ.
В топливной системе вертолета установлены два параллельно работающихнасоса ЭЦН-40, находящиеся под расходным баком, включение и выключение которых выполняютодним переключателем, расположенным на левой панели верхнего электропульта. Тамже находится табло РАСХОДНЫЙ БАК с зеленым светофильтром, лампочка которого включаетсясигнализатором давления СД-29А при работающих насосах ЭЦН-40.
Установка двух параллельно работающих насосов значительно повышаетнадежность работы топливной системы вертолета в целом.
Насос конструктивно выполнен вместе с электродвигателем, питаниекоторого осуществляется от бортовой сети постоянного тока. Производительность насосапри давлении топлива на выходе не менее 0,8 кг/см2 составляет 2100 л/ч.
Перекачивающий насос ЭЦН-75.
Предназначены для перекачки топлива из подвесных топливных баковв расходный бак.
В каждом подвесном баке установлено по одному перекачивающемунасосу.
Насос в баке устанавливают в специальном монтажном устройстве,предотвращающем попадание топлива в электродвигатель насоса.
Он выполнен совместно с электродвигателем, питающимся от бортсетипостоянного тока.
Электродвигатель насоса в монтажном устройстве продувается воздухомдля охлаждения и удаления паров топлива.
/> />
Слева – ЭЦН-40; Справа – ЭЦН-75.
8 Производительность насоса при давлении топлива на выходе не менее 0,4 кгс/см2составляет 750 л/мин.
Пожарные краны
Устанавливают в магистралях подачи топлива из расходного бакак блокам фильтров. Они предназначены для перекрытия подачи топлива в двигатели ваварийных случаях и на стоянке. В качестве пожарных кранов на вертолёте используютэлектрические перекрывные краны 768600МА.
Пожарные краны устанавливают в редукторном отсеке у шпангоута№ 9 на потолочной панели фюзеляжа.
Для включения и выключения кранов на средней панели верхнегоэлектропульта расположены два переключателя. Под переключателями два световых табло,которые загораются при закрытых кранах. Время открытия крана составляет не более3 с.
Блок фильтров
Обеспечивает фильтрацию топлива, поступающего в насосы-регуляторыНР-40.
Блоки фильтров установлены в горизонтальном положении в отсекахдвигателей на потолочной панели фюзеляжа между шпангоутами № 3 и 4.
Дренажный бачок
В дренажный бачок сливается топливо с блока фильтров, а такженесгоревшее топливо от обогревателя КО-50.
Дренажный бачок установлен на левом борту вертолёта между шпангоутами№ 4 и 5 центральной части фюзеляжа.
Для подхода к дренажному бачку со стороны грузовой кабины междушпангоутами № 4 и 5 предусмотрен люк. Снаружи между шпангоутами № 4 и 5 выполненлючок для подхода к сливному крану дренажного бачка.
Перекрывные краны 633600А
Установленные в магистралях, сообщающих подвесные топливные баки,используются для раздельного слива топлива из подвесных и дополнительных баков,а также при заправке баков топливом.
9 Перекрывные краны устанавливают внутри панели грузового пола: два переднихмежду шпангоутами № 6 и 7, задний — между № 10 и 11.
/> />
Слева – перекрывные краны 768600МА; Справа – Дренажный бачок.
Электрический перекрывной кран
Электрический перекрывной кран установлен в магистрали перепускатоплива из подвесных топливных баков в расходный. Он укреплен на кронштейне к плитерасходного бака. По устройству кран аналогичен пожарному крану 768600МА.
Открытие и закрытие крана производятся выключателем с трафаретомПЕРЕПУСК ТОПЛИВА, установленным на правой приборной доске.
Сливные краны 601100М
Обеспечивают слив топлива из всех баков топливной системы.
Кран слива из расходного бака расположен в люке между шпангоутами№ 12 и 13 справа по полету. Люк закрывается крышкой с нажимным замком. Краны сливаиз подвесных баков укреплены непосредственно на нижней части подвесных баков. Кранслива из дополнительных баков установлен в люке между шпангоутами № 3 и 4 слевапо полету.
/>
Четырёхпозиционный кран
Предназначен для подключения двух дополнительных баков к топливнойсистеме вертолёта. Кран установлен под полом кабины центральной части фюзеляжа междушпангоутами № 6 и 7.
Кран имеет четыре положения: „ЗАКРЫТО“, „ПРАВЫЙОТКРЫТ“, „ЛЕВЫЙ ОТКРЫТ“ и „ОБА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОТКРЫТЫ“.Кран обеспечивает одновременную и раздельную выработку топлива из дополнительныхбаков, раздельную заправку и слив топлива.
Обратные клапаны
Предназначены для перепуска топлива в одном направлении. В топливнойсистеме установлено пять обратных клапанов.
Трубопроводы
Трубопроводы топливной системы изготовлены из алюминиевого сплаваАМгМ, за исключением отдельных участков, где применены гибкие шланги. Соединениетрубопроводов с агрегатами топливной системы — ниппельное. При помощи дюритовыхмуфт и стяжных хомутов трубопроводы соединены с перекрывными кранами, с топливныминасосами ЭЦН-40 и сливными кранами блоков фильтров. Дополнительные топливные бакиподключены к системе гибкими рукавами.
5. Приборы контроля и арматура управления
На правой приборной доске:
Топливомер СКЭС-2027В — служит для дистанционного измерения запасатоплива в баках и для сигнализации критического остатка топлива (270 литров) в расходном баке. В комплект входит переключатель П-8УК.
/>
Два трёхстрелочных индикатора ЭМИ-3РИ — по верхним шкалам замеряютдавление топлива в двигателях.
/>
Табло с красным светофильтром „Осталось топлива 270 л“.
/>
Переключатель крана перепуска топлива в расходный бак.
/>
На верхнем электропульте:
Два переключателя и два жёлтых табло контроля за пожарными кранами.
/>
Три зелёных табло и три выключателя для управления насосами.
/>
Выключатель „Контроль — Заправка“ для контроляпроцесса заправки топливных баков по световым табло белого цвета на фюзеляже.
На последних сериях выпуска вертолёта Ми-8Т вместо зелёных табло»Левого бака" и «Правого бака» стоят оранжевые табло «Левогобака не работает» и «Правого бака не работает».
Левая панель автоматов защиты сети:
Оба насоса расходного бака имеют общий выключатель и табло«Расход. Бака», но раздельные АЗС: Насосы топливных баков «Расх I» и «Расх II».
Насосы левого и правого бака имеют АЗС: Насосы топливных баков«левый» и «правый».
Кран перепуска топлива имеет АЗС: «Кран перепуска топлива».
Топливомер имеет АЗС: «Топливомер».
Пожарные краны имеют АЗС: Краны двигат. «Левого» и«Правого».
/>6. Эксплуатация топливной системы
Перед полётом бортмеханик обязан проверить:
Герметичность агрегатов и соединений топливной системы;
Герметичность закрытия пробок заливных горловин;
Чистоту отстоя топлива, слитого из каждого бака;
Герметичность закрытия сливных кранов;
Чистоту дренажных трубок;
Работу насосов и пожарных кранов по загоранию табло.
В полёте экипаж обязан контролировать:
Работу подкачивающих и перекачивающих насосов по световым табло;
Давление топлива перед форсунками двигателей, которое должнобыть в пределах 40-60 кг/см2 (на режиме МГ — 16-35 кг/см2).
Расход и наличие топлива в баках через каждые 20 минут полёта.
Контроль топлива
Переключателем П-8УК проверить количество топлива во всех баках,показания смотреть по указателю топливомера.
В положении «Сумма» топливомер даёт показания с большейпогрешностью.
Количество топлива в дополнительном баке в «Сумму»не входит.
Если на вертолёте установлены два дополнительных бака, то замеритьтопливо можно только в одном из них, но количество топлива в другом баке равно количествутоплива в первом по принципу сообщающихся сосудов. В данном случае показания дополнительногобака следует умножать на два.
После окончания замера топлива во всех баках показания следуетсложить. Количество топлива в литрах умножить на плотность керосина равную 0,8 кг/ли получаем массу топлива в килограммах.
Следует помнить, что топливомер имеет погрешностьизмерения ± 2,5% от предела на нулевой отметке шкалы и ± 5% от верхнего пределана остальных отметках шкалы.7. Расчёт потребного количества топлива
После определения максимально допустимой взлетной (посадочной)массы вертолёта и наивыгоднейшей высоты полёта следует рассчитать необходимую массузаправляемого топлива и величину коммерческой загрузки.
Если в полёте используется крейсерский режим работы двигателейи температура воздуха на выбранной высоте полёта отличается от стандартной на ±10˚С,расчёт потребляемой массы заправляемого топлива по этапам полёта смотреть по таблице:Высота, м Взл. Масса 9 000 кг Взл. Масса 10 000 кг Взл. Масса 11 000 кг Взл. Масса 12 000 кг Время, мин Расстоя-ние, км Расход топл, кг Время, мин Расстоя-ние, км Расход топл, кг Время, мин Расстоя-ние, км Расход топл, кг Время, мин Расстоя-ние, км Расход топл, кг
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
0-50 — (взлёт)
500
1 000
1 500
2 000
2 500
3 000
3 500
4 000
1
1,8
2,7
3,5
4,4
5,4
6,4
7,6
9,0
1
3,0
5,0
7,2
9,8
12,5
15,6
19,5
15
26
36
46
57
69
82
96
110
1
2,2
3,3
4,4
5,6
6,8
8,2
9,9
11,8
1
3,4
5,9
8,4
11,3
14,5
18,0
22,0
15
28
41
55
70
85
101
119
139
1
2,4
3,8
5,3
6,8
8,4
10,2
12,2
14,2
1
3,9
6,9
10,0
13,2
16,6
20,5
24,9
15
31
44
63
83
103
124
147
173
1
2,7
4,4
6,2
8,0
10,0
12,1
14,8
18,8
1
4,4
7,7
11,2
14,8
18,7
23,0
27,9
15
37
59
81
103
125
148
177
206
Если температура воздуха выходит за указанные пределы или полётвыполняется на скоростях ниже или выше крейсерских, определяемых по графикам 3.1.,л.17-22, оборот (пересечение линий «крейсерский режим» с кривой километровыхрасходов), производится расчёт потребной массы заправляемого топлива по этапам полёта.
Расчёт потребной массы топлива по номограммам топлива на полёт.
Топливо на полёт — масса топлива, расходуемого с момента взлетадо посадки вертолёта.
12 При расчёте потребной массы заправляемого топлива к топливу на полёт, определенномупо графикам РЛЭ 3.1., л.12, оборот — 16, оборот, добавляется аэронавигационный запастоплива, 30 кг топлива, заправляемого сверх взлётной массы, для работы двигателейна земле до взлёта и топливо, расходуемое на контрольное висение из расчёта 13 кг/мин.Указанные графики рассчитаны для неизменяемой массы вертолёта 7 165 кг.
Для каждого вертолёта неизменяемая масса подсчитывается с помощьюформулярных данных, для этого указанной в формуляре (раздел «Индивидуальныеособенности вертолёта») массе не изменяемой части пустого вертолёта необходимоприбавить массу трёх членов экипажа, масла в маслосистемах двигателя и редуктора,масла АМГ-10 в гидросистемах. Если полученная неизменяемая масса вертолёта будетотличаться от принятой при расчёте графиков, то разность между фактическим и принятымзначениями неизменяемой массы вертолёта должна быть отнесена к массе коммерческойзагрузки.
При расчёте принимается масса одного члена экипажа 80 кг, масса масла 70 кг, масса невырабатываемого остатка топлива в дополнительном баке — 10 кг, в основных баках увеличенной вместимости — 15 кг.
Пример расчёта заправки топливом по номограммам топлива на полёт.
Задано:
Расстояние по маршруту 150 км
Высота полёта 500 м
Среднее значение (W-V) +20 км/ч
Не изменяемая масса вертолёта 7 660 кг
Масса коммерческой загрузки 1 800 кг
Аэронавигационный запас топлива (АНЗ) 300 кг
Температура воздуха +15˚С
Расчёт:
Неизменяемая масса вертолёта больше принятой в расчёте на 7 660- 7 165 и равна 495 кг. На эту величину условно увеличим коммерческую загрузку,получим 1800 + 495 = 2 295 кг.
На шкале расстояний графика РЛЭ 3.1., л.13, откладываем 150 км и идём вдоль линии поправки до значения скорости попутного ветра — 20 км/ч. Из этой точки проводим вертикаль до пересечения с линией заданной коммерческой загрузки 2 295 кг и в полученной точке читаем: топливо на полет — 430 кг, взлётная масса 10 190 кг. Если величина АНЗ больше принятой при расчёте данных монограмм (300кг), следует увеличитьполученную массу на величину этой разницы.
Если взлётная масса оказалась больше максимально допустимой дляданных условий взлёта, необходимо уменьшить коммерческую загрузку на величину этойразницы.
Проводим вертикаль далее, по шкале времени определяем время полёта- 36 мин.
Определим массу заправляемого топлива, сложив топливо на полёт,АНЗ, топливо для работы двигателей на земле и на контрольное висение из расчёта13 кг/мин: 430 + 300 + 30 + 13 = 773 кг.
Результаты расчёта:
взлётная масса — 10 190 кг,
масса заправляемого топлива — 773 кг,
время полёта — 36 мин.
Примечания:
Не следует допускать излишних запасов топливана борту вертолёта. Каждые 500 кг дополнительного топлива увеличивают его расходна 20 кг/ч.
Если на вертолёте установлено ПЗУ или предполагаетсяиспользование ПОС, масса заправляемого топлива должна быть увеличена на 5%.
13 Включение КО-50 увеличивает расход топлива на 1,5%.8. Заправка вертолёта топливом
Перед заправкой вертолёта топливом следует проверить:
пригодность топлива по паспорту,
наличие визы и подписи должностного лица службы ГСМ, разрешающейзаправку,
соответствие номера заправщика по паспорту,
наличие пломб на устройствах, соединённых с внутренней полостьютопливозаправщика,
исправность и чистоту заборных, фильтрующих и раздаточных средств,
чистоту отстоя топлива, слитого из ТЗ (отстой не должен содержатьводы, льда, снега и механических примесей),
наличие противопожарных средств на стоянке.
Необходимо заземлить вертолёт и ТЗ, установить под колёса вертолётаи ТЗ упорные колодки, разрядить заправочный пистолет от статического электричества(прикоснуться пистолетом о неокрашенный участок вертолёта, но не ближе 3 м от заправочной горловины).
Для контроля количества заправляемого топлива перед заправкойследует включить аккумуляторы и АЗС «Топливомер».
Для полной заправки топливной системы необходимо рукоятками установитьперекрывные краны в положение «закрыто», открыть заливную горловину бака,вставить в неё заправочный пистолет и заправить бак топливом. Аналогично заправитьвторой подвесной, а затем расходный баки.
Контролировать заправку по загоранию световых табло «Бакполон», расположенных по бортам фюзеляжа, для этого необходимо переключатель«Топл. Запр. — Контроль» поставить в положение «Топл. Запр.»на левой панели электропульта. Предварительно проверить загорание этих табло в режиме«Контроль». Открыть перекрывные краны и, проверив состояние крышек заливныхгорловин, установить их на место.
При частичной заправке баков контроль производить по указателютопливомера, для чего переключатель устанавливают на замер количества топлива, заправляемогов бак.
Чистоту заправленного в баки вертолёта топлива контролируют через15 мин после окончания заправки. Для этого через сливные краны каждого бака нужнослить 0,5 — 1 л топлива в чистую стеклянную тару и проверить наличие в нём воды,льда и снега и механических примесей. При наличие воды в слитом топливе после введенияв тару 3 — 4 кристаллов марганцовокислого калия (на 0,5 л топлива) топливо окрасится в фиолетовый цвет. Присутствие остальных включений определяют визуально.
14433 Для слива топлива на вертолёте предусмотрены сливные краны, обеспечивающиеиндивидуальный слив из каждого бака. В случае слива большого количества или всеготоплива из баков необходимо пользоваться специальным шлангом, один конец которогоприсоединить к сливному крану, а другой опустить в тару для слива топлива и открытькран. Слив осуществляется самотёком. Для ускорения слива топлива из подвесных баковпользуются перекачкой топлива из подвесных баков в расходный, для чего следует включитьбортовые насосы подвесных и расходного баков. В этом случае слив топлива через расходныйбак происходит под давлением.
Запрещается сливать топливо на срок более 24 ч без консервацииагрегатов топливной системы вертолёта и двигателя во избежание выхода их из строя.
При заправке и сливе топлива обращать внимание на исправностьконструктивных элементов заливных и сливных точек, а также на надёжность контровкипосле заправки и слива.
Примечания
Топлива ТС-1 и РТ с температурой начала кристаллизации- 60˚С и ниже применяются без ограничений.
Топлива ТС-1 и РТ с температурой начала кристаллизацииот — 55 до 59˚С применяются во всех климатических зонах, кроме зоны I1.
Топлива ТС-1 и РТ с температурой начала кристаллизацииот — 50 до 54˚С применяются во всех климатических зонах, кроме зоны I1.
Смесь двух партий топлива с различной температуройначала кристаллизации применяется с ограничениями, установленными для топлива, имеющегоболее высокую температуру начала кристаллизации.
В зимний период при посадке вертолёта, заправленноготопливом с температурой кристаллизации от — 50 до — 54˚С, в зоне I1 заправку(дозаправку) производить не позднее 1 часа после посадки топливами ТС-1, РТ илиих смесью с температурой начала кристаллизации не выше — 60˚С. Если стоянкавертолёта продолжается более 1 часа, топливо с температурой начала кристаллизацииот — 50 до — 54˚С сливается в соответствии с рекомендациями «Инструкциипо технической эксплуатации» данного типа вертолёта.
При температуре воздуха в аэропорту вылета 5˚Си ниже, а также при полётах за Полярный Круг и из-за Полярного Круга независимоот температуры воздуха и продолжительности полёта в топливо добавлять противокристаллизационнуюжидкость: жидкость «И» (высшего и первого сортов), ТГФ, ТГФ-М и И-М вколичестве 0,1+/-0,25% (по объёму). При базировании вертолётов на ледоколах независимоот температуры наружного воздуха в топливо добавить противокристаллизационную жидкостьв количестве 0,2 +/ — 0,25% (по объёму).
154 Меры предосторожности в процессе заправки вертолёта топливом
Заправка вертолёта топливом должна осуществляться за пределамипомещений.
Топливозаправщики должны устанавливаться таким образом, чтобы:
аварийно-спасательные и противопожарные транспортные средстваимели доступ к ВС,
имелся свободный подъездной путь, по которому в случае аварийнойобстановки можно было бы быстро отвести ТЗ от ВС,
двигатели ТЗ не находились в непосредственной близости с топливнымибаками ВС.
Все наземные транспортные средства, обслуживающие ВС, не должныв ходе заправки проезжать близко к топливным бакам или останавливаться там.
Выхлопные системы всех транспортных средств, которые должны работатьв зоне заправки, следует подвергать регулярному и очень строгому осмотру в целяхисключения неполадок, которые могут привести к возникновению искр или огня, способныхвоспламенить топливо или его пары.
Не следует заправлять ВС в непосредственной близости от работающихили проверяемых радиолокаторов, которые имеются на ВС или наземных установках.
Не следует устанавливать или снимать аккумуляторы ВС и не следуетприсоединять, включать или отключать подзарядные устройства.
В течении всего периода заправки не следует подсоединять наземныегенераторы энергии.
Не следует использовать инструменты, которые могут быть источникомискр.
Открытый огонь и устройства с открытой горелкой должны быть запрещенына перроне и в других местах в пределах 25 метров от любого заправляющегося ВС. К открытом огню относятся:
Горящие сигареты,
Нагреватели с открытым огнём,
Сварочные горелки или газовые резаки,
Тигели или другие источники открытого огня.
Лицам, занимающегося заправкой топливом ВС, не следует иметьпри себе или пользоваться зажигалками или спичками.
Следует проявлять крайнюю осторожность, если заправка топливомпроисходит во время гроз и при наличии молний. Заправка должна быть приостановлена,если в непосредственной близости от аэропорта происходит сильные разряды атмосферногоэлектричества.
16 Переносное противопожарное оборудование, пригодное для первоначального примененияв случае возгорания топлива, находится в состоянии готовности. Путём регулярныхосмотров и технического ухода за оборудованием следует обеспечивать, чтобы оно находилосьв рабочем состоянии.
13 9. Аварийные случаи полёта из-за отказов в топливнойсистеме
Отказ обоих подкачивающих насосов.
При отказе гаснет зелёное табло «Расход. Бак».
Отказ насосов может сопровождаться падением оборотов двигателяна 2-5%, а НВ на 1-3% или даже выключением одного или двух двигателей.
Необходимые действия:
Если отказ насосов сопровождается только падением оборотов НВи ТК, что может сочетаться с пульсацией оборотов одного или двух двигателей, перейтина полёт со скоростью равной 110-130 км/ч при оборотах НВ не менее 92%. Подобрать площадку и выполнить посадку по возможности с пробегом.
Если выключился один двигатель — попытаться запустить его. Назапуск двигателя при полёте со снижением необходимо 40-50 секунд. Дальнейшее выполнениезадания прекратить. Если двигатель не запустился — посадка на одном двигателе.
Если отказали оба двигателя, перейти на РСНВ и, если высота полётаболее 500 метров попытаться запустить поочерёдно оба двигателя. Если высота менее 500 метров — попытки запуска прекратить, подобрать площадку и произвести посадкуна РСНВ.
Примечания:
При отказе одного насоса, второй обеспечивает работу полностью.
При отказе двух насосов на висении тяга вертолёта падает не менеечем на 1000 кг (550-600 кг на каждый процент падения оборотов двигателя).
Отказ обоих перекачивающих насосов.
На вертолётах Ми-8Т раннего выпуска гаснут зелёные сигнальныетабло: «Левый бак» и «Правый бак», а на вертолётах Ми-8Т позднихсерий выпуска загораются оранжевые сигнальные табло «Левый бак не работает»и «Правый бак не работает».
Необходимые действия:
Прекратить выполнение задания. Подобрать площадку с воздуха илидолететь до ближайшего аэродрома.
Примечание:
Отказ одного перекачивающего насоса не является аварийным случаем.
С момента выхода из строя второго перекачивающего насоса топливав расходном баке остаётся около 415 литров.
170 Загорание табло «Осталось топлива 270 л»
Загорается табло «Осталось топлива 270 л».
Топлива в подвесных баках нет.
Необходимые действия:
При загорании табло «Осталось топлива 270 л», командир должен принять решение о месте посадки и произвести её, не допуская полной выработкитоплива, пилотируя вертолёт плавно, избегая скольжения и большого угла тангажа.
Примечание:
Полёт возможен в течении 17 минут на скорости 220 км/ч и высоте 500 метров (дальность полёта составит около 60 км в штиль).
При неустойчивом висении возможно мигание табло «Осталосьтоплива 270 л».
Отказ дозировочного клапана уровня в закрытом положении
Загорается табло «Осталось топлива 270 л».
Перекачивающие насосы работают.
Топливо в подвесных баках есть.
Необходимые действия:
Открыть кран перепуска и заполнить расходный бак до 400-420 литров.
Закупорка дренажа топливной системы
Мигание или погасание табло одного или обоих перекачивающих насосов.
Мигание или устойчивое горение табло «Осталось топлива 270 л» (при остатке топлива в расходном баке более 270 литров) и наличие топлива в подвесных баках.
Отсутствие выработки или уменьшение расхода топлива из подвесныхбаков.
Необходимые действия:
Немедленно произвести посадку на подобранную площадку.
Быть готовым к одновременному самовыключению обоих двигателейи выполнению действий по переводу вертолёта на РСНВ.
Используемая литература
1. «Руководство по лётной эксплуатации вертолёта Ми-8. Издание 4-е»,Москва, 1996 г. (сверка 2010 г.)
2. Данилов В.А. «Вертолёт Ми-8». Москва, «Транспорт», 1979 г.
3. Стрельцов В.А., Лялин Л.К. «Конструкция и лётная эксплуатация вертолётаМи-8Т». Омск, «ОЛТК ГА», 2010 г.
4. Бабичев А.К. «Конструкция и лётная эксплуатация вертолёта Ми-8, Методическиеуказания по эксплуатации систем бортмехаником», Омск, «ОЛТУ ГА», 1986 г.
5.
19
19 Конспект лекций Стрельцова В.А. «Авиационное и радиоэлектронное оборудованиевертолёта Ми-8».