Реферат по предмету "Промышленность, производство"


Технология художественной обработки материала: гобелен

Федеральное агентство по образованию (Рособразование)
Архангельский государственный технический университет
кафедра мебели и дизайна

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
По дисциплине
Специальные технологии художественной обработки материалов
На тему:
Технология художественной обработки материала: гобелен
Руднева Алена Игоревна
Архангельск 2009

Федеральное агентство по образованию (Россобразование)
Архангельский государственный технический университет
Кафедра мебели и дизайна

ЗАДАНИЕ НА КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
По дисциплине «Специальные технологии художественной обработкиматериалов»
ТЕМА: Технология художественной обработки материала: гобелен
студенту факультета
МТД 4 курса 5 группы
Рудневой Алене Игоревне

Исходные данные
Материал (на выбор): металл, дерево, камень, глина, кожа, береста,лоза, ткань, пряжа и др.
Размер изделия (ориентировочный): (ткань, пряжа) 40*40 (кожа,береста, дерево, глина) 20*20
Технология: по выбору студента.
В работе должны быть выполнены технологические пробы. В их основележит сравнение по какому-либо признаку. Изменения могут состоять:
· в смене красителя;
· в смене разновидности (породы) материала;
· в смене инструмента;
· в смене технологического приема;
· в сочетании материалов;
· в смене параметров образца (толщины, фактуры, цвета, текстуры материала);и т.д.
Положительные результаты технологических проб в итоговой творческойкомпозиции. Творческая работа выполняется из выбранного студентом материала, наоснове тщательного изучения вопросов истории развития художественной обработки данногоматериала, а также его свойств и технологических особенностей работы с ним.
Изделие должно иметь завершенный вид и обладать высокими художественнымихарактеристиками
Срок проектирования с "____" 2009г. по "______" 2009г.
Руководитель

Содержание
Введение
1.1 История гобелена
1.2 Гобелен в России
1.3 Гобелен в постсоветское время
2. Современный гобелен
2.1 Гобелен в интерьере
2.2 Промышленное создание гобеленов
3. Технологическая часть
3.1 Инструменты и приспособления
3.2 Материал
4. Технологическая последвательность выполнения изделия
5. Художественная часть
5.1 Работа с эскизом
5.2 Сравнительный анализ аналогов
5.3 Работа с материалом
Заключение
Приложения
 
Введение
При упоминании слова «гобелен»каждый из нас мгновенно рисует в воображении свою особую картину. Первое, что сразуже приходит на ум, — Франция, мануфактуры, замки, рыцари, монахи, дворцы, кропотливыйтруд, история, традиции. У каждого будет свой ассоциативный ряд. Но, насколько небыли бы непохожи эти ряды, связанные с данным видом искусства, осмелюсь предположить,что, выбирая для гобелена временные рамки, мы, не задумываясь, отправили бы егов прошлое.
Еще не так давно гобелены воспринималиськак неотъемлемая часть интерьера дворцов либо художественных галерей. И это неудивительно,ведь гобелен имеет многовековую историю.
Сегодня традиционный и обновленныйгобелен, прежде всего, является модным и актуальным элементом оформления интерьера.Подушки, чехлы для мебели, покрывала, различные аксессуары — все эти вещи могутбыть выполнены в соответствии с многовековой традицией, благодаря включению такихуникальных произведений декоративно прикладного искусства, коими являются гобелены,несущие набор положительных эмоций и создают атмосферу собственного стиля.
Гобелены удачно дополнят интерьервашей квартиры, офиса. Этому элементу интерьера всегда найдется место в любом жиломпомещении. Тематика гобеленов разнообразна: декоративные цветы, натюрморты, животные,эпизоды исторических событий, классические сюжеты, соборы и церкви, пейзажи. Такчто создать свой индивидуальный стиль вам не составит особого труда. Где бы вы нерешили повесить гобелены, и что бы ни было на них изображено — они, прежде всего,будут отображать ваше настроение, показывать ваш стиль и создавать ваше собственноевидение уюта.

1. Историческая часть1.1 История гобелена
Гобелены- тканые ковры ручной работы, на которых изображены репродукции картин известныххудожников. Гобелен — это изящное изделие, служащие для украшения стен, иногда дляобивки роскошной мягкой мебели.
Искусство изготовления шпалер(гобеленов) имеет древнюю историю. Нет точной даты и места, где была создана перваяшпалера.
Но сам принцип ткачества был известенеще в Древнем Египте. Самые ранние шпалеры — немецкие. Ткали их в монастырях илинебольших мастерских. В холодных каменных постройках шпалеры не только украшалипомещения, но и помогали сохранить в них тепло.
Средние века в Западной Европе — время расцветашпалерного ткачества. Центрами производства шпалер становятся Париж, Аррас, несколькопозднее Брюссель.
Изготовление шпалер было делом очень дорогим икропотливым, поэтому позволить себе приобрести ковры-картины могли только членыкоролевских семей и самые знатные состоятельные феодалы, которые нередко при своихзамках организовывали специальные шпалерные мастерские.
Шпалеры ткали из шелковых, шерстяных и даже серебряныхи золотых нитей по живописным эскизам, размеры которых соответствовали размерамбудущего ковра. Шпалеры заказывали сериями, в которых насчитывалось иногда до 12и более ковров, объединенных общей темой.
Ценились они дорого по всей Европе. Но, несмотряна значительную стоимость шпалер, их красота привлекала все новых и новых поклонниковсреди вельмож и знати.
Шпалеры вошли в моду, ими украшали интерьеры замков,они развешивались в соборах, ратушах и даже на трибунах для зрителей во время рыцарскихтурниров.
Слово «гобелен» возникло во Франциив XVII веке, когда там открылась королевская мануфактура братьев Гобеленов (продукциюмануфактуры стали называть гобеленами).
Родоначальник этого семейства, красильщик ЖилльГоббелен, прибыв в царствование французского короля Франциска I из Реймса в Париж,основал неподалеку от этого города, на ручье Бьевр (Biеvre), красильню для шерсти.
Его наследники в XVI веке продолжали содержатьэто заведение и прибавили к нему ковровую ткацкую вроде тех, какими славилась тогдаФландрия. С начала 17-го века самую широкую известность приобрела парижская шпалернаямануфактура Гобеленов, и с этого времени безворсовые ковры с сюжетными и орнаментальнымикомпозициями начали именовать гобеленами.
ХХ век стал веком нового расцвета этого древнеговида декоративно-прикладного искусства. В 40-х годах французский архитектор ЖанЛюрса создал гобеленовую мануфактуру, изделия которой возродили славу французскогогобелена и привели к настоящей революции в шпалерном деле.
В механическом отношении, техника гобеленовскогопроизводства очень проста, но требует от мастера много терпения, опытности и художественныхпознаний: хорошим ткачом гобеленов может быть только образованный художник, в своёмроде живописец, отличающийся от настоящего только тем, что средства его состоятне в полотне, палитре с красками и кистях, а в нитяной основе, шпульках с разноцветнойшерстью и искусных пальцах.
Так как ему приходится воспроизводить оригиналы,писанные масляными или фресковыми красками, и притом почти всегда оригиналы первоклассные,то для того, чтобы копировать их с достаточной точностью, он должен быть сведущв рисунке, колорите и светотени не меньше настоящего живописца, а сверх того, обладатьещё и полным знанием своих специальных средств.1.2 Гобелен в России
Первый гобелен на Руси появилсяв XVII веке. Тогдашнему монарху Алексею Михайловичу подарил картину-ковер французскийпосол. Однако реальное производство гобеленов было налажено по указу императораПетра I только в начале XVIII века. Именно тогда в Петербурге начала работать шпалернаямануфактура, где производство налаживали парижские мастера.
Следует заметить, что русскийгобелен идет от фрески, традиций древней монументальной живописи, в этом его отличие,например, от текстиля Латвии, где преобладают народные традиции ткачества. Для украшенияцарских дворцов Петербургская шпалерная мануфактура создала множество роскошныхдекоративных и сюжетных композиций. Особое внимание Петербургская мануфактура уделялатакому редкому жанру, как портрет. Известно, что на заказ были вытканы портретыПетра I, Елизаветы, Екатерины II и других известных вельмож.1.3 Гобелен в постсоветское время
О гобелене на территории СоветскогоСоюза мало кто знал. Если и мелькали они где-то, то только в кинокадрах о ЕкатеринеВеликой и других царствующих особях России. Поэтому гобелен и царские палаты — этото пространство, где эти две культуры были в естественной гармонии. Ни о каких гобеленахв частном доме и речи не было.
Зато мода на ковры компенсировалаутерю этого пространства, и народ с удовольствием украшал стены коврами самых разнообразныхформ, размеров, сюжетов. Ковры стали синонимом мещанского уюта, некой пародией навосточную слащавость интерьеров. Да, это была эклектика, безвкусица. Ни о какойгармонии с квадратными брусками книжных шкафов, стеллажейс речь не идет. Нарядус фарфоровыми слониками это стало символами эпохи.
2. Современный гобелен
Гобелен в современном интерьере очень популярен.Этот материал как предмет декора жилого помещения существует уже около пяти тысячлет. Еще в древнем Египте была известна технология производства гобелена. Как говорятэксперты, ее сущность не сильно изменилась с того времени. Естественно, на сменукропотливому ручному труду пришли машины, штампующие бездушные копии текстильныхпанно, которые не отличаются друг от друга.
Но тенденции современного мира таковы, что в нашидни потребители испытывают потребность в большом количестве авторских, сделанныхвручную, гобеленов. Эти веяния появились и в России. В наши дни в Санкт-Петербургеидет восстановление исконно-русских технологий, старинных мастерских, где нескольковеков назад мастера несколько месяцев работали над одним произведением. Однако,во времена наших прабабушек гобелены практически не выполняли декоративной роли.Если и вешали гобелен на стену, то лишь для того, чтобы сохранить тепло в доме.
Шторы из гобеленов с обыкновенными орнаментамивыполняли ту же роль. Ковры, одеяла и подушки, скатерти — и тут гобелен имел оченьширокое применение. Для таких целей применялись гобелены без сложных рисунков иорнаментов, немарких тонов. Изделие ткалось из плотных и прочных ниток. Такие гобеленыслужили в какой-то степени даже стенами, разграничивая пространство больших жилыхпомещений.
Подобные приемы используются и в современных интерьерах,лишь принципиально поменялась точка зрения на гобелен. Он все больше утрачиваетсвою функциональность, превращаясь в самостоятельный декоративный элемент интерьера.
2.1 Гобелен в интерьере
Достоинство гобелена в том, что он подходит практическидля любого интерьера, панно не ограничивает дизайнеров в том, какой стиль выбирать,на какое время ориентироваться. Если вы вознамерились оживить свой интерьер, придайтеему актуальности с помощью гобелена. Ведь это, наверное, наиболее простой и в тожевремя самый модный способ привнести изюминку в свой дом.
Гостиная — традиционно наиболее большая комнатав доме и в ней обычно не так много мебели. Это своеобразная визитная карточка всегодома, по которой можно говорить о состоятельности и вкусах хозяев дома.
Большое пространство гостиной не нагружается мебелью,как остальные комнаты. Обычно тут ставят мягкую мебель и небольшие столики. Стеныпри этом остаются открытыми. Это пространство прекрасно подходит для различных произведенийискусств, в том числе и крупного размера. Это могут быть копии старинных гобеленовили вытканные копии известных картин. Причем настенные панно оформляются массивнымибагетами.
В оформлении кабинета актуальны панно небольшогоразмера, представляющие ансамбль на стенах. Необходимо только выбрать подходящуютематику — столицы Европы, различные цветочные этюды, натюрморты. Всегда в модегеральдические мотивы (герб, коронованный лев, традиционная для средневековья лентас девизом рыцаря, королевская лилия). Это позволит внести в помещение атмосферусерьезности и вдохновит на новые победы. Надо помнить и о том, что гобелены — этороскошное дополнение к мебели из ценных пород дерева, которая нередко встречаетсяв кабинетах.
Плотная структура гобелена позволяет применятьего на открытом воздухе в течение длительного времени. Красочные скатерти, накидки,чехлы на подушки и мебель сделают ваш внутренний дворик еще уютнее. Актуальные садовыемотивы в изображении на гобеленах — это различные цветы, животные, натюрморты.
Спальня — место для экспериментов с фактурой гобелена.Тут можно применять как тонкие гобелены ручной работы, так и драпировки «грубой»работы, для обивки мебели. Многие люди любят мягкие, приглушенные тона для спальни,но имеются и исключения, желающие видеть у себя яркие краски в интерьере. Покрывалаи подушки являются неотъемлемой частью любой спальни и должны быть сделаны в одномстиле.
На кухне у нас должно быть буйство красок, заряжающееэнергией на весь день. Как и в саду, на кухне допустимо использование сложнофактурных,плотных гобеленов. Это и скатерть, и накидки на стулья, и яркий натюрморт в рамкена стене. Все это добавит на кухню домашнего уюта и тепла.
Детская — самая яркая комната в доме, в которойвсе время царит легкий беспорядок. Наполняя эту комнату обилием текстильных изделий,вы не только предотвращаете болезненные падения малышей, но и позволяете фантазииребенка проявить себя. Естественно, не должно быть серьезных тем, ребенка могутокружать герои любимых сказок и насыщенные цвета.
Подушки с эльфами, покрывало с картинкой из«Белоснежки и семи гномов», красочное панно с изображением Красной Шапочкии волка, придадут волшебную и добрую атмосферу в детской комнате.2.2 Промышленное создание гобеленов
Конечно, современный бизнес небыл бы им, если бы не освоил и эту сферу деятельности. С появлением машин, придумалиткацкий станок (см. Приложение Д, рис 1,2). Появились гобелены, произведенные машинами.Они были, естественно, гораздо дешевле в производстве. Это, собственно, привелок доступности гобеленов для людей среднего класса. Так сказать позволило прикоснутьсяк привычкам и интерьерам царствующих династий.
Безусловно, гобелен машинногопроизводства отличается от ручной работы трудоемкостью, временем, затраченным наего производство, и соответственно, ценой.
Разница бросается в глаза сразу.Ручная работа — это рыхлость фактуры, некоторая неровность линий, это узелки. Тамгде кончилась нить, мастер продолжает новой.
Машина выдает более ровное пространство.Но, несмотря на это, объемность придается изображению сочетанием нитей разного состава(шелк, котон, шерсть, люрекс). Качество гобеленов различают по толщине нити, плотностиплетения, (чем плотнее, тем качественней), диапазоном цветовой гаммы нитей.
Гобелены с парижской улицы Гобеленов- музейное искусство, которое может служить лишь эталоном. Но нельзя отказать себев удовольствии заполучить частичку прекрасного, нажитого опытом предков.
Шпалеры ткутся вручную. На станке натягиваютсянити основы, обычно это нецветной лен. Затем нити основы переплетаются цветнымишерстяными или шелковыми нитями, при этом нити основы полностью покрываются. Шпалерыткутся частями, которые затем сшиваются между собой (часто отдельные цветовые пятна).Кроме того, так как процесс создания шпалеры трудоемок и требует времени, один коверобычно выполняют несколько мастеров.
Техника создания шпалер в разное время была различной.Шпалера изготавливается на высоком или низком станке. Различие между этими двумятехниками заключается в основном в расположении нитей основы, горизонтальном — нанизком станке и вертикальном — на высоком. Это связано с определённым устройствомстанков и требует характерных движений при работе. Но в обоих случаях способ созданияна рисунке объёма и цветовых переходов одинаков. Нити разного цвета переплетаютсяи создают ощущение постепенного изменения тона или рельефности. Ткач пропускаетнить через основу, создавая одновременно и изображение, и саму ткань. Изображениена шпалере копировалось с так называемого картона. Картон — это подготовительныйрисунок для будущей шпалеры, как бы модель шпалеры в натуральную величину. По одномукартону можно создать несколько шпалер, одинаковых, но каждый раз отличающихся другот друга.
В механическом отношении, техника гобеленовскогопроизводства очень проста, но требует от мастера много терпения, опытности и художественныхпознаний: хорошим ткачом гобеленов может быть только образованный художник, в своёмроде живописец, отличающийся от настоящего только тем, что средства его состоятне в полотне, палитре с красками и кистях, а в нитяной основе, шпульках с разноцветнойшерстью и искусных пальцах. Так как ему приходится воспроизводить оригиналы, писанныемасляными или фресковыми красками, и притом почти всегда оригиналы первоклассные,то для того, чтобы копировать их с достаточной точностью, он должен быть сведущв рисунке, колорите и светотени не меньше настоящего живописца, а сверх того, обладатьещё и полным знанием своих специальных средств.
По способу исполнения гобелены бывают двоякогорода: одни ткутся на станке, в котором основа натянута в отвесном положении; этоболее дорогой, трудный, но вместе с тем и совершеннейший сорт ковров, называемыйhaute-lisse; другие ковры, при ткании которых основа имеет горизонтальное положение,благодаря чему труд работающего значительно облегчается, носят название basse-lisse.Парижская национальная мануфактура с 1826 г. занимается изготовлением исключительно ковров первого рода.
По переводе контуров оригинала, при помощи калькии угля, на основу ткач ковра haute-lisse помещается с задней стороны своего будущегопроизведения и начинает работать маленькими шпульками, на которые намотана шерстьвсех разнообразных цветов и оттенков, встречающихся в колорите оригинала. Пропускаяшпульку с шерстью какого-либо цвета через основу и опутывая ею последнюю, он повторяетэту операцию нужное число раз, а затем бросает прежнюю шпульку и принимается задругую с шерстью другого нюанса, с тем, чтобы возвратиться к первой шпульке, когдапотребуется снова. Работа идёт медленно, на маленьком пространстве, причём мастеруприходится то и дело поворачиваться назад, чтобы справляться с помещённым позадинего оригиналом, или вставать со своего места, чтобы взглянуть на результат работы,получившийся с лицевой стороны основы. Опытный гобеленщик может исполнить, в среднем,не более 28 кв. см. в день, или 4/5 кв. метра в год (еслисчитать в году 300 рабочих дней), и правительство за одно лишь тканье каждого кв.метра платит 2000-2100 фр.; целый ковер большого размера обходится в 50000, 75000фр. То обстоятельство, что один мастер может работать только над небольшим кусочкомковра, позволяет нескольким лицам, иногда 5 — 6 человекам, участвовать в исполненииодного и того же гобелена одновременно. Гобеленовская мануфактура сама готовит длясебя художников и содержит для них особое училище, в котором, сверх ткацкого дела,преподаются рисование и живопись. В 1826 г. к ней присоединена фабрика тканых ковров Савоннери, основанная в 1604 г. и получившая своё название от помещения,где некогда находился мыловаренный завод. Фабрика эта специально занимается выделываниемтак называемых бархатных ковров для пола и для мебели. Фабрикация ковров basse-lisse,по прекращении её в гобеленовской мануфактуре, производится теперь во Франции исключительнов Бове и Обюссоне.
3. Технологическая часть3.1 Инструменты и приспособления
Для занятий ручным ткачествомтребуется совсем не много инструментов. Они почти не изменились за свою многовековуюисторию. В работе над гобеленом используют стандартный набор инструментов для вышивания(приложение Д, рис.5).
1) Подрамник или пяльцы удерживаютткань в натянутом состоянии, что влияет на качество работы. Для больших работ используютподрамники, выполненные из дерева. Для маленьких тренировочных работ — пяльцы. Подрамникможет быть любых размеров, главное чтобы верхняя и нижняя планки выступали вперед(приложение Д, рис.3,4,6).
2) Ножницы. Вам понадобятся нескольких видов:большие — для вырезания ткани; средние, желательно с закругленными концами — дляобрезания концов ниток.
3) Молоток и мелкие гвозди нужны для натягиваниянитей основы на рамку. Лучше приготовить гвозди с округлой шляпкой (финишные), чтобыони не цепляли нити. Чем тоньше рамка, тем мельче гвозди.
4) Игла с большим ушком, так называемая«цыганская», понадобится вам при обметывании краев готового гобелена.Ушко должно быть настолько большим, чтобы через него можно было провести толстуюшерстяную нить, сложенную в два раза.
5) Булавки портновские понадобятся вам для скрепленияткани и бумаги.
6) Ковровая колотушка. Она нужнадля того, чтобы плотнее прибивать нити утка к наработанной части ткани. Если колотушкусделать трудно, ее с успехом заменит обычная старая металлическая вилка.
7) Для вязания ворсовых узловсуществует нож-крючок, благодаря которому экономится время, а пальцы ткачихи меньшестрадают.
8) Челнок. В ручном ткачествеуточную нить можно прокладывать просто руками, но челноки различной формы облегчаютработу.
Оборудование рабочего места.
Работа над гобеленовым ковровым полотном достаточнотрудоёмка. И чтобы работа шла скоро, следует хорошо приготовиться к ней. Рабочееместо должно быть освещено дневным светом.
Если у вас нет специальной стойки для подрамника,воспользуйтесь креслом с большими подлокотниками, на которые можно положить краяподрамника и работать как на столе. Можно поставить подрамник на колени и облокотитьего на край стола.
Нитки лучше хранить в одном месте, смотанные втугие клубки. При работе клубок лучше положить в небольшую коробку, где он свободнобудет разматываться, а не кататься по всему полу.
Ножницы, иглы, карандаши и другие мелочи оченьудобно держать в коробочке, крышку которой можно использовать как коробочку длямусора — обрезков ниток. Надевайте перед работой фартук, чтобы шерстяные волокнане сыпались на одежду.3.2 Материал
Гобелен состоит из нитей основыи нитей утка. Роль основы довольно скромная. Она составляет каркас гобелена и невидна в готовом ковре, но без нее он не может существовать.
Задачи утка сложнее. Уточные нитипересекают оснόвные по горизонтали. Именно они создают рисунок гобелена. Требованияк утку другие. Его прочность — не обязательное условие. Важно, чтобы нить утка быламягкая, эластичная, без сопротивления окутывала нити основы.
Главным материалом в ткачествековров и шпалер всегда была овечья шерсть.
Использовали в ковроделии и верблюжью,козью шерсть, конский волос. Шелк употребляли в старинных шпалерах для изображенияосвещенных и светлых мест рисунка. Чем лучше качество шерсти, тем изящнее будетвыглядеть ваше изделие. Удобна в работе и грубоватая ковровая полушерсть. Синтетическиеволокна делают ее более жесткой и прочной.
Растительные волокна — лен, хлопок,джут, сизаль и другие — встречаются в гобелене редко. Зато искусственные и синтетическиеволокна современные художники применяют наряду с шерстью.
В наше время в гобелене используютсамые неожиданные текстильные и даже не текстильные материалы: полоски ткани, трикотаж,тесьму, паклю, шнуры, металлические нити, кожу, кусочки стекла, зеркала, дереваи т.п.
4. Технологическая последовательность выполненияизделия
С тех давних пор, как человечество придумало ткануюодежду, приемы ручного ткачества практически не изменились. Условно говоря, вертикальныеколья плетня, ставшие в гобелене нитями, называются основой, а горизонтальные жерди- утком. Ручное ткачество основано на технике так называемого полотняного переплетенияосновы и утка.
1) Перед началом работы подготовим деревяннуюраму.
1) Прежде всего, выполняем эскиз к будущему гобелену.
2) Далее следует решить, какимбудет размер изделия и его форма. Наиболее удобна в ткачестве прямоугольная (погоризонтали или вертикали) и квадратная формы. Сложнее выполнить круг или овал.Впрочем, можно использовать и любые нестандартные очертания изделий.
3) Третьим этапом в изготовлениигобелена будет создание основы, а в качестве ткацкого станка может быть использованасамая обычная деревянная рама. Если размер будущего гобелена 250 х 250 мм, то рама должна быть примерно 750 х 500 мм, то есть ее размеры следует выбрать, утроив ширину иудвоив высоту гобелена. Делается это для будущего удобства в работе. Составляющиеоснову нити должны быть льняными — достаточно прочными и не тянуться. При сновкене следует натягивать нить слишком сильно. Слабое натяжение тоже не годится — тканьполучится дряблой. В обоих случаях уток в дальнейшем будет трудно прокладывать.
4) Далее следует определить, какие нити большесоответствуют замыслу: традиционная шерсть, блестящий шелк, грубоватый лен или какой-тодругой материал.
5) Плетение. Приступая к технической работе, следуетзнать основные техники плетения. Опираясь на них можно создать очень индивидуальноеизделие или выработать собственный стиль в работе.
технология гобелен обработка материал
· Закрепление утков на общей нити основы.Уточные нити разного цвета, идущие с противоположных сторон, доводят до общей нитиосновы и поочередно закрепляют на ней (Приложение Е, рис.1).
· Сцепление утков между собой. Цветныеуточные нити доводят до границы с цветом, переплетают и возвращают на исходные позиции(Приложение Е, рис.2).
· Ткачество с просветами. В этом методеобвива уточные нити не соприкасаются и между ними остается щель (реле). Реле можетзашиваться с изнанки или оставаться в качестве декоративного элемента. Ткачествос просветами может идти как на прямую нить, так и на косую (Приложение Е, рис.3).
· Ткачество с использованием соединительнойнити. Применяется для ткачества с просветом, когда нужно не заметно скрыть щели.Для этого между слоями уточных нитей прокладывается тонкая нить, скрепляющая двеполовинки (Приложение Е, рис.4).
· Паласная техника. Так же применяетсядля плетения на разные нити основы. Компенсируя соединение зигзагообразное формойвыкладывания нитей. Эта техника прочно сцепляет между собой два цвета и не даетуплотнения на тканой основе (Приложение Е, рис.5,6).
· Двойное соединение. Нити утка сцепляютсямежду нитями основы (Приложение Е, рис.7).
В создании современных гобеленов часто используютковровые техники плетения. Они позволяют добиться объема или фактуры в тех участках,где это требуется. Наиболее часто используют:
· Узел гиордес. Узлы располагаются вшахматном порядке, между рядами узлов прокладывается уточная нить в два ряда (ПриложениеЕ рис.9).
· Узел Сенне. Отличается от узла гиордестем, что узлы открыты налево, а не раскрываются в центре (Приложение Е, рис.8).
· Обвивка. Обвивку часто используют длясоздания контура, черного или белого, поскольку он объединяет всю композицию. Толстаярельефная линия обогащает фактуру гобелена (Приложение Е, рис.10,11).
6) Заключительным этапом работы(так же как и начальным) является плетенка-цепочка. После чего необходимо убратьпланку и срезать гобелен с рамы. Нити основы желательно отрезать около гвоздей,поскольку ее концы необходимо завязать узелками справа налево. Две последние нитизавязываются обычным узлом. Затем правую нить откидывают на изделие, а левую связываютсо следующей и т.д. В результате все нити окажутся на изнаночной стороне (ПриложениеЕ, рис.12). Теперь остается только приметать их иголкой с ниткой. Готовый гобеленнужно отпарить утюгом через влажную марлю (кроме ворса и петель)
5. Художественная часть5.1 Работа с эскизом
Для гобелена выбрана тема«абстрактное дерево». Идея эскиза взята с летнего наброска (ПриложениеЖ, рис.1). Предварительный эскиз, карандашом, вписан в квадрат (Приложение Ж, рис.2).Для проработки деталей делаем два дополнительных эскиза в цветном (Приложение Ж,рис.4) и черно-белом варианте (Приложение Ж, рис.3). Опираясь на полученною разработкувыполняем эскиз в цвете в натуральную величину (Приложение Ж, рис.5). И так, выбранацветовая гамма, определен размер и формат будущего изделия.
Далее следует определиться с оформлениеми технологией изготовления. Для достижения максимальной схожести с эскизом выбираемткачество с просветами. Оно не оставляет швов и дает большую свободу для творчества.Предполагаем будущий гобелен, как подвесной. Его оформление заключается в подвешиваниина деревянную основу. Для того чтобы зрительно вытянуть и украсить изделие — снизуполотно можно украсить кистями из цветных ниток.5.2 Сравнительный анализ аналогов
Что выполнить свой первый гобеленнеобходимо рассмотреть ряд аналогов. Достаточно несколько работ, на примере которыхможно определиться техникой или подчеркнуть что-то в дополнение к уже готовой работе(Приложение Г).
Работы, подобранные в приложении,каждая по отдельности выглядит очень индивидуально. Обобщающим фактором являетсяконтрастность цветовой гаммы. Все они построены на контрасте локальных цветовыхпятен и нюансных дополнениях, в качестве штриховки.
Наиболее четко просматриваетсяэтот прием в примере 1 (Приложение Г, рис.4). На рисунке изображена церковь с прилежащейтерриторией. Работа очень абстрактна и лаконична в цветовом решении. На первый взглядчитается всего пять основных цветов: голубой, синий, желтый, коричневый и оранжевый.Суть этой работы в ее нюансном решении некоторых пятен, что делает работу болеесложной, а значит и более интересной для зрителя.
В примере 2 (Приложение Г, рис.2)мы видим обратную картину в плане цветового отношения. Каждый кусочек является сложнымсочетанием нескольких видов ниток. Но цвет, в этой работе — это не то, что заинтересуетзрителя. Изделие смориться за счет оригинального эскиза и рельефности. Это крупныепетли, разная толщина нитки, нашивные детали в виде жгутов и косичек.
Немаловажную роль в гобелене играетего оформление. Наиболее распространенные способы — это натягивание на раму илиподвешивание на твердой основе. Для итоговой работы выбран подвесной гобелен. Пример3 (Приложение Г, рис.1,6) может рассказать нам об оформлении нижнего края гобелена.На рисунке 1 мы видим подвесной гобелен с изображением птицы, нижний край которогозаканчивается нитками на выпуск в хаотичном порядке. Нитки имитируют продолжениехвоста и придают визуальную легкость изделию, что вполне соответствует основнойидее. На рисунке 6 выпускаются три пучка нитей, которые являются продолжением деревьев.За счет этого гобелен не смотреться обрубленным и выглядит завершенным.5.3 Работа с материалом
Работа с материалом — это наиболееответственный пункт работы. Рассмотрев ряд аналогов можно сделать вывод: от тогокакие и в каком отношении выбраны материалы зависит 90% работы.
Для итоговой работы выбрана техникаткачества с просветами, т.е. нитки не переплетаются между собой. Это дает широкуювозможность для подбора нитей, толщина и фактура не имеет значения, с техническойточки зрения.
В работе над гобеленом использовалисьтонкие и толстые буклированные шерстяные нити, а так же средней толщины хлопковые.Сочетание материалов по толщине и фактуре придает работе не много объема. Для локальныхпятен подойдут хлопковые нити. Они яркие, не тянутся и не дают усадки при отпаривании.Для нюансных деталей, переходов и штриховок идеальны тонкие шерстяные нити. Единственныйих минус — усадка, это стоит учитывать в работе. Для ствола дерева отлично подошлатолстая, грубая шерстяная нить.
Многое зависит от цвета материалас которым работаешь. Итоговая работа выполнена в родственной цветовой гамме, акцентсделан на контраст цветовых пятен по светлотности. Использовано четыре основныхцвета: желтый, синий, зеленый и коричневый. Каждого по три мотка с различным оттенком.Кроме того вышивая в две нити можно добиться новых цветовых оттенков.
Заключение
Гобелены имеют простую технику плетения, но требуетот мастера много терпения, опытности и художественных познаний: хорошим ткачом гобеленаможет быть только образованный артист, в своем роде живописец, отличающийся от настоящеготолько тем, что средства его состоят не в полотне, палитре красками и кистях, ав нитяной основе, шпульках с разноцветною шерстью и искусных пальцах; так как емуприходится воспроизводить оригиналы, писанные масляными или фресковыми красками,и притом почти всегда оригиналы первоклассные, то для того, чтобы копировать ихс достаточною точностью, он должен иметь познания в живописи, колорите и светотенине меньше настоящего живописца, а сверх того, обладать еще и полным знанием своихспециальных средств.
Приложения
Приложение А
История гобелена
/>
Рисунок1.
/>
Рисунок2.

Приложение Б
Гобелен в современном интерьере
/>   />
Рисунок1.                             Рисунок 2.          
        
Приложение В
Современныеработы выполненные в технике гобелен
/>       /> 
Рисунок1.                                                          Рисунок 2.
/>
Рисунок3.

Приложение Г
Основные приемы плетения
/> 
Рисунок1. Закрепление утков на общей нити основы
/>
Рисунок2. Сцепление утков между собой
/> 
Рисунок3. Ткачество с просветами Рисунок
/>
4.Использование соединительной нити
/>/>
Рисунок5. Паласная техника Рисунок 6. Паласная техника
/>
Рисунок7. Двойное соединение
/>                      />
Рисунок8. Узел Сенне                             Рисунок 9. Узел Гиордес
/>                     />
Рисунок10. Контурная обвивка    Рисунок 11. Встречная обвивка
/>/>
Рисунок12 (а, б). Заключительный этап работы над гобеленом


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Мусульманское право
Реферат Plant Evolution Essay Research Paper Plant EvolutionA
Реферат "Іван Франко І Коломия"
Реферат Death Penalty Essay Research Paper Death PenaltyEffectiveness
Реферат Методы поиска решений в экспертных системах
Реферат «Статистические методы анализа финансового состояния предприятия в условиях рынка»
Реферат Автори: Богатирьова О. В., Бакурова О. М., Скоробогатова З. М., Соколовська Л. В., Турсунова Ю. Д., Хомутов Є. В., Швець Т. А
Реферат Тень независимости
Реферат Ix московский международный салон инноваций и инвестиций
Реферат Ознакомительная практика за 2009г.
Реферат 3 теория моральных обязательств prima facie у. Д. Росса
Реферат Маркетинг в сфере туризма
Реферат Первоначальное накопление капитала для победы рыночной экономики в
Реферат От джастификационизма до Лакатоса
Реферат Використання комп'ютерів для тестування в комп'ютерному клас