Расчётно-графическаяработа
на тему:
«Технологическая схема иописание производства асфальтобетона и битума»
ОДЕССА – 2010
1. Технологическая схемаи описание производства асфальтобетона
Дороги ствердым покрытием имеют асфальтобетонную или цементобетонную поверхность,которая сочетает грузонесущие свойства с соответствующим показателямсопротивления скольжению и износу, непроницаемости и долговечности.
Асфальтобетономназывают материал, который получают после уплотнения асфальтобетонной смеси,приготовленной в смесителях в нагретом состоянии щебня или гравия, песка,минерального порошка и битума в рационально подобранных соотношениях. Есливместо битума применяют дёготь или полимер, то соответственно материал называютдёгтебетон или полимербетон.
Асфальтобетонные смеси являются основным видомбитумоминеральных смесей. Существует большое количество смесей, которыеразличаются по крупности и количеству щебня, содержанию природного илидроблёного песка, количеству минерального порошка, вязкости битума. Врезультате получают смеси с различной структурой, которая и обеспечиваетсопротивление покрытий эксплуатационным воздействиям. Смеси с большимсодержанием щебня имеют скелет из каменных частиц, который воспринимаетосновную механическую нагрузку. Смеси, состоящие из минерального порошка, пескаи битума, представляют собой асфальтовый раствор, их механические свойстваопределяются главным образом вязкостью битума. Чем меньше в смесискелетообразующих частиц, тем выше должна быть вязкость битума.
95% автомобильных дорог строятся с асфальтобетоннымпокрытием, так как имеет ряд преимуществ над другими покрытиями. Главноеотличие асфальтобетона от бетонов на минеральных вяжущих заключается в еготермопластичности, т.е. размягчении и снижении прочности до 0,8–1,0 МПа вжаркие летние дни, когда температура покрытия поднимается до +50°С, иповышении твёрдости и прочности до 10,0–15,0 МПа при отрицательной температурев зимнее время года.
Гранулометрическийсостав асфальтобетонной смеси определяет содержание пор в минеральной частиасфальтобетона, которое в свою очередь определяет количество битума в смеси ивзаимосвязано с остаточной пористостью. Оптимальная остаточная пористостьвзаимосвязана с вязкостью связующего вещества и комплексом эксплуатационныхфакторов – транспортных, атмосферных, климатических. Например, при маловязкомразжиженном битуме необходима высокая пористость асфальтобетона, обеспечивающаябыстрое испарение лёгких фракций из битума и как следствие повышениесопротивления эксплуатационным факторам.
Комплексэксплуатационных факторов влияет также на выбор марки битума. В холодномклимате надо применять битум с меньшей вязкостью, чем жарком. Тяжелое движениетранспортных средств диктует применение высоковязкого битума.
Асфальтобетониспользуется для устройства нижних и верхних слоев дорожных покрытиймагистральных улиц, конструктивных слоев дорожной одежды, развязок, мостов,спусков эстакад общегородского назначения, ямочного ремонта, площадок подстоянку легковых и грузовых автомобилей, внутридворовых площадок и дорог,тротуаров и дорожек.
Структурообразованиегорячей асфальтобетонной смеси завершается сразу после укладки и остывания. Дляформирования структур асфальтобетона из холодных смесей его необходимовыдерживать определенное время перед открытием движения автотранспорта. Косновным свойствам асфальтобетона относят прочность, водостойкость,износостойкость, сдвигоустойчивость. Следует отметить, что названные свойстваасфальтобетона в значительной мере зависят от температуры. Так, если притемпературе 20°С горячий асфальтобетон имеет предел прочности при сжатии неменее 2,2 МПа, что вполне достаточно для восприятия напряжений, возникающих вэксплуатируемом покрытии, то с повышением температуры до 50 °С прочностьснижается до 1,0 МПа. Естественно, при снижении температуры сопротивление сжатиювозрастает, а при отрицательных температурах 15–25°С его прочность становитсясоизмеримой с прочностью цементного бетона. При нормальных температурахасфальтобетон хорошо сопротивляется ударным и истирающим воздействиям,например, его годовой износ не превышает 1,5 мм. Асфальтобетон обладаетхорошей водостойкостью, а его коэффициент размягчения обычно не менее 0,9. Однакопо сравнению с цементным бетоном асфальтобетон обладает меньшейсдвигоустойчивостью, особенно (при повышенных температурах вследствие высокойпластичности). Этот недостаток асфальтобетона приводит к появлению волн инаплывов в покрытии чаще на участке торможения. При отрицательных температурахвследствие весьма низкой пластичности асфальтобетон проявляет хрупкость, чтоприводит к появлению трещин и выколов в покрытии. Крупнозернистыеасфальтобетоны используют в нижних слоях многослойных дорожных покрытий,средне- и мелкозернистые – для верхнего слоя покрытий. При интенсивном движениипредпочтение отдают мелкозернистым асфальтобетонам. Песчаные асфальтобетоныиспользуют для покрытий тротуаров, полов промышленных зданий, плоских кровель игидроизоляции.
Асфальтобетонные смеси (горячие и холодные)изготавливают на стационарных или передвижных асфальтобетонных заводах (АБЗ).Стационарные строятся там, где имеется постоянная потребность васфальтобетонных смесях – в городах, у крупных транспортных узлов. ПередвижныеАБЗ создают при строительстве или реконструкции магистральных автомобильныхдорог.
Удалённость завода от места укладки горячей илитёплой смеси определяют продолжительностью её транспортирования, которая недолжна превышать 1,5 часа. Целесообразный радиус обслуживания строящихсяавтомобильных дорог с одного АБЗ составляет 60…80 км. Расстояниетранспортирования холодной асфальтобетонной смеси не имеет ограничения иопределяется технико-экономическими расчётами.
Выбор площадки для АБЗ определяется из условийнаименьшего расстояния транспортирования готовой смеси и исходных материалов,наличия железнодорожных и водных путей и других условий. Наилучшее место дляразмещения АБЗ выбирают на основе технико-экономических изысканий. Современныйуровень развития техники позволяет полностью механизировать производствоасфальтобетонных смесей на АБЗ.
Поступающие на завод минеральные материалы выгружаютна специальные площадки, которые должны иметь твёрдое покрытие. Рекомендуетсяустраивать крытые склады или навесы для хранения 10…15 – дневного запаса щебнямельче 20 мм и песка. Каменный материал для производства минеральногопорошка после просушки во вращающемся барабане размалывают в шаровых илитрубных мельницах. Хранят минеральный порошок в закрытых помещениях бункерноготипа или в силосах. Для механизации складских операций обычно применяютавтопогрузчики, ленточные конвейеры, транспортные эстакады и другие машины имеханизмы.
Асфальтобетонную смесь приготавливают, какправило, одним из следующих способов:
1. васфальтосмесителях принудительного перемешивания периодического действия спредварительным просушиванием, нагревом и дозированием минеральных материалов.Ввиду наиболее широкого распространения этой технологии она названатрадиционной;
2. васфальтосмесителях принудительного действия, в которых отдозированные холодныевлажные минеральные материалы перемешивают с горячим битумом, а затем онипоступают в сушильный барабан, где их нагревают до заданной температуры. Такаятехнология названа беспыльной;
3. васфальтосмесителях свободного перемешивания барабанного типа, в которыхотдозированные минеральные материалы просушиваются, нагреваются и смешиваются сбитумом. Такая технология называется турбулентной.
В нашей стране асфальтобетонные смесиизготавливают в основном по традиционной технологии в смесителях периодическогодействия.
Холодный влажный песок и щебень подаются сосклада в бункера агрегата питания 10 с помощью погрузчиков. Из бункеровагрегата питания холодный и влажный песок и щебень непрерывно подаются спомощью питателей в определённых пропорциях на сборный ленточный конвейер,расположенный в нижней части агрегата питания. Со сборного конвейера материалпоступает на наклонный ленточный конвейер, который загружает холодные и влажныепесок и щебень в барабан сушильного агрегата 9. В барабане песок и щебеньвысушивают и нагревают до рабочей температуры. Нагрев материала осуществляется вследствиесжигания жидкого или газообразного топлива в топках сушильных агрегатов. Газы ипыль, образующиеся при сжигании топлива и просушивании материала, поступают впылеулавливающее устройство, состоящее из блока циклонов 2, в котором пыльосаждается. Не осаждённая тонкая пыль улавливается мокрым пылеуловителем 1 иудаляется в виде шлама.
Нагретые до рабочей температуры песок и щебеньпоступают из сушильного барабана на элеватор, который подаёт их в сортировочноеустройство смесительного агрегата 8. Сортировочное устройство разделяетматериалы на фракции по размерам зёрен и подаёт их в бункеры для горячегоматериала. Из этих бункеров песок и щебень различных фракций поступают вдозаторы, а оттуда в смеситель 6.
Минеральный порошок поступает из агрегата минеральногопорошка 7, в состав которого входит оборудование для хранения итранспортирования этого материала. С помощью дозатора, установленного наагрегат минерального порошка, обеспечивается заданное содержание порошка всмеси. Из дозатора порошок подаётся в смеситель шнеком.
Битум, разогретый в хранилище до жидкотекучегосостояния, с помощью нагревательно-перекачивающего агрегата подаётся внагреватель 4 битума, в котором обезвоживается и нагревается до рабочейтемпературы. Битум из нагревателя битумопроводом поступает к смесительномуагрегату, дозируется и вводится в смеситель.
Все компоненты, поданные в смеситель,перемешиваются. Затем готовая продукция выгружается в автомобили-самосвалы илинаправляется с помощью подъёмников в бункеры для готовой смеси 5.
Управление асфальтосмесительными установкамиосуществляется из кабины 3.
К асфальтосмесительным установкам такого типаотносятся ДС-158 производительностью 50т/ч, ДС-842 производительностью 200т/ч.
Асфальтосмесители, работающие по такойтехнологической схеме, служат надёжно и дают высокое качество продукции.
Коэффициентводостойкости показывает, на сколько уменьшится прочность асфальтобетона послеводонасыщения. Он характеризует сопротивление асфальтобетона разрушающемувоздействию воды, то есть выкрошиванию и образованию выбоин в покрытии.
Определяем поформуле:
/>
где: /> — предел прочности водонасыщенногообразца;
/> — предел прочности присжатии при температуре 20ºС.
/>
2. Технологическаясхема и описание производства битума
Битумные вяжущие представляют собой сложные смесивысокомолекулярных углеводородов и их неметаллических производных (соединенийуглеводородов с серой, кислородом, азотом). Различают природные и искусственныенефтяные битумы. Природные битумы извлекают из асфальтовых горных породорганическими растворителями или вываривают их в горячей воде. Искусственныебитумы представляют собой остатки, получаемые при переработке нефти. Принормальной температуре битумы встречаются как в твердом, так и в вязкожидкомсостоянии. При нагревании они размягчаются (разжижаются), а при охлаждениивновь возвращаются в первоначальное состояние. Обладая аморфным строением,битумы в отличие от кристаллических тел не имеют определенной температурыплавления. Существует некоторый температурный интервал размягчения, т.е.постепенный переход от твердого состояния в вязкожидкое.
Битумы гидрофобны (не смачиваются водой), водостойки, имеютплотное строение, их пористость практически равна нулю, поэтому ониводонепроницаемы и морозостойки. Эти свойства позволяют широко использоватьбитумы для устройства кровель и гидроизоляции. Битумы стойки к водным раствораммногих кислот, щелочей, солей и большинству агрессивных газов, но растворяютсячастично или полностью в различных органических растворителях (хлороформе,этиловом спирте, бензине, бензоле, ксилоле, скипидаре, ацетоне и др.). Поэтомуих можно применять для приготовления некоторых мастик, лаков и красок.Расплавленные битумы при остывании сохраняют некоторую пластичность и лишь присравнительно низкой температуре становятся хрупкими.
Для улучшения свойств битумных вяжущих их сплавляют с резиной;получаемые при этом материалы называют резинобитумными; добавляют полимеры,после этого их называют битумно-полимерными
К химическим свойствам материалов относятся химическая ибиологическая стойкость, растворимость.
Химическая стойкость– способность материалов противостоятьразрушающему действию кислот, щелочей, растворенных в воде солей и газов,органических растворителей (ацетона, бензина, масел и др.). Химическаястойкость характеризуется потерей массы материала при действии на негоагрессивной среды в течение определенного времени.
Кислотостойкими являются материалы, представляющие собой солисильных кислот (азотной, соляной, кремнефтористой), а также некоторыесинтетические материалы. Кислотостойкими материалами являются поливинилхлоридныеи специальные керамические плитки, а также стекло (но оно не обладаетстойкостью к действию фтористоводородной и плавиковой кислот). Кислотостойкимиматериалами отделывают некоторые промышленные сооружения, например отстойники.
Щелочестойкими должны быть материалы, которыми отделываютпромышленные сооружения, подвергающиеся воздействию щелочей, а также пигменты(красители), употребляемые для окрашивания кровли.
Материалы, применяемые в жилищном строительстве, должны бытьстойкими в основном к углекислому газу и сероводороду, так как эти газы могутсодержаться в воздухе в больших количествах, особенно вблизи промышленныхпредприятий. Поэтому для окрашивания металлических кровель нельзя употреблятьпигменты, в состав которых входят свинец или медь; такие пигменты вступают вреакцию с сероводородом и чернеют.
Биологическая стойкость – свойство материалов и изделий сопротивлятьсяразрушающему действию грибков и бактерий. Органические материалы илинеорганические на органических связках под действием температурно-влажностныхфакторов могут разрушаться вследствие развития в них микроорганизмов,вызывающих гниение и разрушающих материалы в процессе эксплуатации. Так, вСредней Азии материалы, содержащие битум, разрушаются под действиеммикроорганизмов, которые для своего развития поглощают органическиесоставляющие битума. Для придания кровельным материалам биологической стойкостив их состав при производстве вводят специальные химические вещества – антисептики.В процессе транспортирования и хранения материалы должны быть защищены отувлажнения.
Растворимость – способность материала растворяться в воде, масле, бензине,скипидаре и других растворителях. Растворимость может быть и положительным, иотрицательным свойством. Например, если в процессе эксплуатации синтетическийоблицовочный материал разрушается под действием растворителя, растворимостьматериалов играет отрицательную роль. При приготовлении холодных битумныхмастик используется способность битумов растворяться в бензине. Это даетвозможность наносить материал на поверхность тонким слоем, и поэтомурастворимость в данном случае является положительным свойством.
Трещиностойкость гидроизоляционного слоя – его способность сохранятьсплошность (однородность) при образовании и раскрытии трещин на поверхностиоснования. Трещиностойкость характеризуется коэффициентом Ктр – отношениемширины перекрываемой трещины в основании к толщине покрытия без нарушениясплошности и состояния покрытия над ней.
Целью общепринятых методов испытания качества битумов являетсяопределение их консистенции, чистоты и теплостойкости. Для определенияконсистенции предложено много методов, позволяющих установить ее зависимость отвязкости. Битумы характеризуют и сравнивают по степени текучести приопределенной температуре или по температуре определения некоторых свойств.
К таким показателям, характеризующим свойства твердых битумов,относятся глубина проникания стандартной иглы (пенетрация), температураразмягчения, растяжимость в нить (дуктильность), температура хрупкости. Этиисследования, строго говоря, не эквивалентны прямому определению вязкости, нонаходят широкое практическое применение, потому что позволяют быстрохарактеризовать консистенцию битума. К основным показателям, характеризующимсвойства битумов, можно также отнести адгезию, поверхностное натяжение награнице раздела фаз, когезию, тепловые, оптические и диэлектрические свойства.К числу сопоставимых показателей, кроме того, можно отнести потерю массы принагревании и изменение пенетрации после него, растворимость в органическихрастворителях, зольность, температуру вспышки, плотность, реологическиесвойства.
Некоторые показатели определяют как для исходного битума, так идля битума после прогрева, который имитирует процесс старения. Стандартамизадаются определённые значения показателей качества, что отражает оптимальныйсостав битума. Этот состав может быть различным для разных областей применениябитумов.
Пенетрация – показатель, характеризующий глубину проникания теластандартной формы в полужидкие и полутвердые продукты при определенном режиме,обусловливающем способность этого тела проникать в продукт, а продукта – оказыватьсопротивление этому прониканию. Пенетрацию определяют пенетрометром, устройствокоторого и методика испытания даны в ГОСТ 11501–78; за единицу пенетрациипринята глубина проникания иглы на 0,1 мм. Пенетрация дорожных нефтяныхбитумов различных марок при 25°С, нагрузке 100 Г., в течение 5 сексоставляет 40–300*0,1 мм, а при 0°С, нагрузке 200 Г., в течение 60 сек– от 13 до 50*0,1 мм. Таким образом, в зависимости от температуры,нагрузки и длительности проникания иглы значение пенетрации существенноизменяется. Поэтому условия ее определения заранее оговаривают. Пенетрациякосвенно характеризует степень твердости битумов. Чем выше пенетрация битумапри заданной температуре размягчения и при заданной пенетрации – температураразмягчения битума, тем выше его теплостойкость. Получить битумы с высокойтеплостойкостью можно соответствующим подбором сырья, технологического способаи режима производства.
Температура размягчения битумов – это температура, при которойбитумы из относительно твердого состояния переходят в жидкое. Методикаопределения температуры размягчения условна и научно не обоснована, но широкоприменяется на практике. Испытание проводят по ГОСТ 11506–73 методом «кольцо ишар» (КиШ), а также иногда методом Кремер – Сарнова.
Индекс пенетрации – показатель, характеризующий степеньколлоидности битума или отклонение его состояния от чисто вязкостного. Поиндексу пенетрации битумы делят на три группы.
1) Битумы с индексом пенетрации менее -2, не имеющие дисперснойфазы или содержащие сильно пептизированные асфальтены (битумы изкрекинг-остатков и пеки из каменноугольных смол). Эластичность таких битумовочень мала или практически равна нулю.
2) Битумы с индексом пенетрации от – 2 до +2 (остаточные ималоокисленные).
3) Битумы с индексом пенетрации более +2 имеют значительнуюэластичность и резко выраженные коллоидные свойства гелей. Это окисленныебитумы с высокой растяжимостью.
Температура хрупкости – это температура, при которой материалразрушается под действием кратковременно приложенной нагрузки. По Фраасу – этотемпература, при которой модуль упругости битума при длительности загружения 11 секдля всех битумов одинаков и равен 1100 кГ/см2 (1,0787–108 н/м2).Температура хрупкости характеризует поведение битума в дорожном покрытии: чемона ниже, тем выше качество дорожного битума. Окисленные битумы имеют болеенизкую температуру хрупкости, чем другие битумы той же пенетрации.
Температура хрупкости дорожных битумов обычно колеблется впределах от –2 до – 30°С. Для ее определения применяют метод, описанный в ГОСТ11507–78 с дополнением по п. 3.2.
Дуктилъностъ (растяжимость) битума характеризуется расстоянием, накоторое его можно вытянуть в нить до разрыва. Этот показатель косвеннохарактеризует также прилипаемость битума и связан с природой его компонентов.Дорожные нефтяные битумы имеют высокую растяжимость – более 40 см.Повышение растяжимости битумов не всегда соответствует улучшению их свойств. Попоказателю растяжимости нельзя судить о качестве дорожных битумов, так какусловия испытания (растяжение со скоростью 5 см/мин) отличаются от условийработы битума в дорожном покрытии.
Растяжимость битумов при 25°С имеет максимальное значение, отвечающееих переходу от состояния ньютоновской жидкости к структурированной. Чем большебитум отклоняется от ньютоновского течения, тем меньше его растяжимость при 25°С,но достаточно высока при 0°С. Битум должен обладать повышенной растяжимостьюпри низких температурах (0 и 15°С) и умеренной при 25°С.
Вязкость битумов более полно характеризует их консистенцию приразличных температурах применения по сравнению с эмпирическими показателями,такими, как пенетрация и температура размягчения. Ее легко и в более короткийсрок можно измерить при любой требуемой температуре производства и применениябитума. Желательно, чтобы битум при прочих равных показателях обладалнаибольшей вязкостью при максимальной температуре применения и имел как можноболее пологую вязкостно-температурную кривую. При температуре ниже 40°С битумподобен твердообразным системам, при температурах от 40 до 140°С – структурированнымжидкостям, при температуре выше 140°С – истинным жидкостям. Битумы ведут себякак истинная жидкость, когда их вязкость понижается до 102–103 пз.
Вязкость битумов определяют в вискозиметрах Энглера, Сейболта иФурола, методом падающего шара, в капилляре Фенске, на ротационномвискозиметре, реовискозиметре, консистометре и др.
Реология (от греч. rheos – течение, поток), наука о деформациях итекучести вещества. Реология рассматривает процессы, связанные с необратимымиостаточными деформациями и течением разнообразных вязких и пластическихматериалов (неньютоновских жидкостей, дисперсных систем и др.), а также явлениярелаксации напряжений, упругого последействия и т.д.
Реология битумов изучена недостаточно. Основными показа¬телями,определяемыми при исследовании реологических свойств битумов в диапазонетемператур приготовления и укладки смеси, а также эксплуатации покрытия,являются вязкость и деформативные характеристики битума (модуль упругости,модуль деформации). Поведение битума под действием внешних деформирующих силопределяется комплексом механических свойств, к которым относятся вязкость,упругость, пластичность, хрупкость, усталость, ползучесть, прочность. Каждоесвойство зависит от температуры и характера напряженного состояния и связанно смежмолекулярными взаимодействиями и наличием структуры. Реологические свойстване должны значительно изменяться при нагреве битума в битумных котлах,приготовлении и укладке смеси и в течение длительного времени службы.
Растворимость. В основе большинства существующих методов анализа битумовлежит различие в растворимости их компонентов в ряде органическихрастворителей. Впервые деление, основанное на этом принципе, предложилРичардсон, раз¬деливший битумы на растворимые в бензине мальтены инерастворимые в этом растворителе асфальтены. Впоследствии Маркуон с помощьюадсорбции на фуллеровой земле разделил мальтены на масла и смолы. В основномэта методика сохранилась и до настоящего времени, но появилось большоеколичество ее разновидностей, позволяющих получить более узкие, но менеепредставительные фракции.
Применение битума как одного из наиболее известныхинженерно-строительных материалов основано на его адгезионных и гидрофобныхсвойствах. Область применения битума достаточно широка: он применяется припроизводстве кровельных и гидроизоляционных материалов, в резиновойпромышленности, в лакокрасочной и кабельной промышленности, при строительствезданий и сооружений и т.д. Кровельные битумы применяют для производствакровельных материалов. Их разделяют на пропиточные и покровные (соответственнодля пропитки основы и получения покровного слоя). Изоляционные битумыиспользуют для изоляции трубопроводов с целью защиты их от коррозии.
Главным же потребителем битума является дорожное строительство(около 90%), в первую очередь, из-за того, что нефтяной битум является самымдешевым и наиболее универсальным материалом для применения в качестве вяжущегопри устройстве дорожных покрытий. Использование битумов в дорожномстроительстве позволяет покрытию дорог выдерживать повышенные статические идинамические нагрузки в широком интервале температур при сохранении длительнойжизнеспособности и погодоустойчивости.
Вязкие битумы, применяемые в дорожном покрытии, используются каквяжущее между каменными материалами. Долговечность дорожного покрытия во многомзависит от марки применённого битума и его качества. При строительстве иремонте дорог битум может быть разжижен растворителем (керосиновая фракция).Разжиженные битумы разделяются на быстро-, средне- и медленно затвердевающиемарки. Для предварительной обработки поверхностей применяют битумные эмульсии,которые готовят с применением коллоидных мельниц, добавляя к битуму воду иэмульгаторы. Более подробно рассмотрим битумы различного назначения.
Дорожный. Качество дорожного битума в основном определяет долговечностьдорожных покрытий. Появление трещин на дорожном покрытии означает, что оно на 85%исчерпало срок службы. Установлено, что показатель «температура хрупкости»битума характеризует время до начала интенсивного трещинообразования дорожногополотна, так как его определение показывает наиболее опасное состояниедорожного покрытия при резких перепадах температур в зимнее время. Соотношениефизико-химических показателей битумов БНД обеспечивает дорожному покрытиюнаибольшую сдвигоустойчивость, трещиностойкость, длительную водо- иморозостойкость.
Долговечность дорожного покрытия во многом зависит от маркиприменённого битума и его качества.
Строительный. Битумы строительных марок БН, применяемые для гидроизоляциифундаментов зданий, отличаются малой пенетрацией и дуктильностью и высокойтемпературой размягчения (от 37 до 105), т.е. они тугоплавкие и твёрдые.
Кровельный. Примерно такие же показатели качества установлены и длякровельных битумов БНК, но для них нормируется ещё и температура хрупкости. Ихиспользуют как пропиточные (для получения толя и рубероида) и для покрытиякрыш.
Изоляционный. Изоляционные битумы БНИ применяются для изоляциитрубопроводов с целью предотвращения их от коррозии. При малой пенетрации ималой дуктильности они должны быть достаточно тукоплавкими (особенно дляаккумуляторных мастик). Кроме того, для мастик нормируется растворимость втолуоле или в хлороформе (не менее 99,5%, т.е. почти полная растворимость).Доскональная информация по нормированию качества изоляционных битумов приведенав таблице ниже.
Хрупкие. Существуют две марки хрупких битумов, которые размягчаются при100–110°С и 125–135°С, имеют мизерную пенетрацию и более жёсткие нормы порастворимости. Они используются в лакокрасочной, шинной и электротехническойпромышленности.
Под гидроизоляционными работами подразумевается комплексмероприятий по защите от воды и влаги основных элементов и узлов конструкции.Сегодня уже разработано и внедрено в производство множество способов защиты отводы. Дело в том, что вода является агрессивной средой для дома, возводимого излюбого материала. В итоге, здание теряет свою прочность, оседает и можетразрушиться. Чтобы этого не случилось, применяют современные материалы – гидроизоляторы.
На данный момент одним из самых продвинутых гидроизоляторовявляется битумная мастика. Основой ее является битум. Битум – это материал, производствокоторого основано на переработке нефтепродуктов. Этот материал уже много летиспользуется в строительном деле. Но сегодня, при современных технологиях,удалось синтезировать новые сорта битумной мастики, применение которойвостребовано практически во всех отраслях строительного производства.Технические характеристики битума позволяют применять его каквысококачественный гидроизолятор. Это все потому, что мастика из битумаобладает отличной водоотталкивающей способностью, надежно заполняет все пустотыповерхности, не гниет под воздействием воды. Технология производства битумноймастики сегодня представляет собой практически полностью автоматизированныйпроцесс. Для того чтобы получать на выходе только высококачественный материал,технология производства битумной мастики подразумевает применение толькокачественного сырья. Практически полная автоматизация производства позволяетпроизводить автоматическую упаковку битума.
Автоматическая упаковка битума очень важна при массовом егопроизводстве. Ведь это немаловажно, так как каждый день требуется поставлять наобъекты большое количество этого нужного гидроизолятора. При упаковке битуманеобходимо обращать пристальное внимание на технические характеристики битума.В том числе это касается и материала для упаковки. Ведь сам битум достаточноагрессивен и при нежной упаковке может произойти ее разрыв. Также один изосновных моментов – технология хранения битума. Порой на складах скапливаетсябольшое его количество. Чтобы битум при хранении не потерял свои свойстванеобходимо тщательно следовать технологии хранения битума. В большей степениэто касается температурного режима. Вообще, химический состав дорожного битумадостаточно сложный. Ведь дорожное строительство – это очень дорогое иответственное мероприятие. Только самые лучшие материалы должны в немприменяться. Поэтому химический состав дорожного битума содержит в себе толькоапробированные в научно-производственных лабораториях компоненты.
На сегодняшний день в Украине производится большое количество качественногобитума. Его хватает не только для своих нужд, но и на продажу. Экспорт битума –немаловажная статья доходов химической промышленности. К тому же, экспортбитума – шаг в мировую интеграцию. Наряду с производством, возрастает и продажакровельного битума.
Остаточнаяпористость определяется расчетом на основании предварительно установленныхистинной ρист и средней ρср плотностей битума.
Определяем поформуле:
/>,
где: /> – средняя плотностьбитума;
/> – истинная плотностьбитума.
/> кг/м3.
Списокиспользуемой литературы:
1. Рыбьев А.Н. «Гидроизоляционныематериалы» – М.: Высш. Шк., 1990.
2. Бормистров О.Л. «Кровельныегидроизоляционные материалы» – М.: Высш. шк., 1989.