Реферат по предмету "Промышленность, производство"


Технологии в производстве и обществе

Место технологии всовременном обществе и производстве

Содержание
1. Технология в современномоьществе и производстве
2. Понятие технологии
3. Функциитехнологии и экономики в производственном процессе
4. Цельизучения технологии. Связь технологии с другими областями и науками
5. Характеристикаразновидностей технологии
Список использованных источников

1. Технологияв современном обществе и производстве
Для обеспечения своегосуществования обществу необходимо удовлетворять свои потребности в товарах иуслугах. Так как большинство товаров и практически все услуги не появляютсяестественным природным путем, их необходимо производить искусственно. Поэтому,нужные обществу товары и услуги получают посредством создаваемых людьмипроизводственных систем.
Производственныесистемы включают все необходимое для производства продукции в искусственных(надприродных) условиях. Примерами таких систем в сфере материальногопроизводства товаров могут служить любое производственное и торговоепредприятие; в сфере производства нематериальных услуг – школа, институт,больница, театр, музей и т.д.
Все слагаемыепроизводственной системы вступают во взаимодействие для создания требуемогопродукта (материального или нематериального). В ходе этого взаимодействияосуществляется производственный процесс.
Если производственнаясистема есть совокупность некоторых вещественных элементов, то производственныйпроцесс есть процесс взаимодействия названных элементов с целью выпускапродукции.
Таким образом,производственный процесс представляет собой совокупность действий средствпроизводства и труда людей по преобразованию сырья (предмета труда) в готовуютоварную продукцию.
Предмет труда (сырье) встрогом смысле не является частью ни производственной системы, нипроизводственного процесса. Сырье — это то, что перерабатывается в ходепроизводственного процесса, поэтому оно вынесено за рамки и производственнойсистемы, и производственного процесса.
Вид, состав,особенности производственной системы всецело зависят от реализуемогопроизводственного процесса. Производственная деятельность является основойсуществования, как отдельного человека, так и общества в целом. Безпроизводства нельзя говорить не только о развитии общества, но и о простом егосуществовании.
/>
Закономерностипроизводственного процесса столь же объективны, как и законы физики, химии ит.д. Поэтому объективная сторона процесса производства жестко не связана с такназываемыми общественными формациями и политическими течениями. Также жестко несвязана она и с видами экономики (плановая, рыночная и др.). Ведь любомуобществу, любой экономике необходимо решать задачи производства товаров иуслуг. Общественно-экономические формации и определенные виды экономики создаютразные условия для развития производства, поэтому в итоге имеют разныерезультаты. А вот для того, чтобы знать, какие условия для успешного развитияпроизводства необходимо создать, следует выявить и изучить его закономерности.
Процесс производстваматериальных благ начинается лишь при условии, когда рабочая сила соединяетсясо средствами производства (орудиями и предметами труда). В процессепроизводства материальных благ лини вступают в так называемые производственныеили экономические отношения.
Изучениемобщественно-производственных, экономических отношений, законов, управляющихэтими отношениями, непосредственно занимается экономическая теория.
Однако самопроизводство продуктов потребления с его сложными, специфическимиособенностями, с его техникой, организацией процессов, технико-экономическойоценкой процессов, политическая экономия не изучает.
Подытоживаявышеуказанное, подчеркнем еще раз, что технология как наука, во-первых, имеетнепосредственные связи с техническими и экономическими науками, во-вторых,имеет свой, присущий только ей объект изучения (производство, как объективносуществующую технологическую систему, имеющую свои закономерности формирования,функционирования и развития).
И хотя технология какнаука, изучая производство, не касается общественных отношений людей впроизводстве, каждый отдельно взятый процесс она рассматривает с точки зренияконкретной его сущности: человек — орудия труда — предмет труда.
 
2. Понятие технологии
В буквальном переводе сгреческого термин «технология» означает «наука об искусстве, мастерстве».
Мастерство, пожалуй,самое важное свойство человека. Именно им человек отличается и выделяется изсовокупности остальных биологических существ. На уровень мастерства человекприходит постепенно, проходя этапы усвоения знаний, приобретения навыков,умений и, наконец, мастерства.
Мастерство используетсячеловеком и обществом в ходе создания материальных и нематериальных благ, болеетого, без мастерства просто невозможно создать благо. Вместе с тем, понятие«мастерство» не тождественно понятию «процесс создания блага», которыйтрадиционно называют технологией.
Дело в том, что,несмотря на огромную роль, мастерство не обладает физической силой, кто-то иличто-то должно реализовывать предписываемую мастерством программу действий.Изначально это делал сам носитель мастерства – человек. В наши дни наряду счеловеком мастерство реализуют средства производства (машины, устройства,механизмы, автоматы и т.п.). Такая целенаправленная деятельность людей попроизводству материальных и нематериальных благ называется живым трудом, ааналогичная деятельность оборудования – прошлым трудом. Мастерство,реализованное в трудовой деятельности, в совокупности образует процесспереработки сырья в товар (благо).
Таким образом,традиционное отождествление процесса изготовления товара с технологиейошибочно, поскольку технология это наука о мастерстве, но не о труде, которыйвключается в процесс изготовления товара. Мастерство, будучи нематериальным посвоей природе, не расходуется в процессе производства, а труд (живой ипрошлый)– расходуется. Кроме того, даже из повседневных представлений ясно, чточем больше мастерства, тем меньше затраты труда. Экономическая роль мастерствакак раз и заключается в снижении трудозатрат.
В научной и учебнойлитературе встречается множество определений технологии, к которым надо относитьсяс осторожностью, предостерегающей от ошибок.
Анализ эволюции понятия«технология» показывает, что современное его содержание чрезвычайномногообразно. Предлагаем определения, которые можно сформулировать с позицииупоминавшихся выше вещественных элементов производственной системы и предметатруда.
С позиции предметатруда: технология – наука о мастерстве изменения свойств предмета труда впотребительские свойства товара.
С позиции средствпроизводства и людей-работников: технология — наука о мастерстве использованиятруда (живого и прошлого) в процессе изготовления товара.
В более обобщенномвиде: технология – наука, отвечающая на вопрос: как (с какой степеньюмастерства) изготовить тот или иной товар.
Таким образом, теория ипрактика современного производства позволяют утверждать, что технология какнаука изучает (анализирует):
1) сущность(содержание) процессов производства разнообразных продуктов потребления;
2) взаимные внутренниесвязи (взаимообусловленности) этих процессов;
3) закономерности развитияэтих процессов на базе достигнутого уровня производительных сил и знанийчеловека об окружающем его мире.
Технология являетсястержнем, основой, связывающей воедино естественные, технические иэкономические науки.
Технология – этонаиболее подвижный, революционный элемент развития производительных силобщества и производственных отношений.
Причина развитиятехнологии – преобладание потребностей общества над возможностью ихудовлетворения существующими средствами производства.
Источник развитиятехнологии – достижения науки, которая в настоящее время сливается спроизводством, становится непосредственной производительной силой общества.
Процесс изготовленияпродукции интегрирует (концентрирует) в себе сведения из многих областейзнаний. Чтобы изготавливать, например, материальный продукт, необходимы знанияо сырье и средствах производства (область технических наук – материаловедение,теория машин и механизмов, сопротивление материалов и др.), необходимысоответствующая организация производства, его снабжение, контроль, анализ ит.д. (область экономических наук). Кроме того, всякое производство основано натрудовой деятельности людей, следовательно, необходимы знания о трудовомпроцессе, а самое главное о том, как заинтересовать человека в активном труде (областьобщественных наук). Если мы занимаемся производством духовных благ, тодополнительно необходимы знания из области гуманитарных наук.
Таким образом,оказалась охваченной практически вся сфера современного научного знания. И этозакономерно, так как основой существования общества является производство.Поэтому и все знания, которые человек получает за свою жизнь, он использует вбудущей профессиональной и социальной деятельности. Различные видыпрофессиональной деятельности человека сводятся к роли исполнителя той или инойтехнологии.
Кроме того, процессизготовления любого продукта основан на использовании естественных процессов(физических, химических, биологических, информационных и т.д.), протекающих посвоим законам. Человек «подсматривает» их у природы или с помощью науки познаетэти объективные процессы и использует их в искусственно созданных условияхпроизводства. Поэтому результативность (производительность) технологическогопроцесса он может повысить лишь в тех рамках, которые допускают природа, еезаконы, а не путем собственного, субъективного волевого решения.
Технология естьмастерство по использованию естественных процессов в производственном процессеискусственного изготовления товара. В это же время технология не сводится кнаукам о естественных процессах (физике, химии, биологии и т.д.).
/>3.Функции технологии и экономики в производственном процессе
Вся совокупностьдействий производственного процесса по самому важному функциональному признакуможет быть подразделена на две группы.
Одна группа действийнепосредственно преобразует предмет труда в продукт. Эту совокупность действийтрадиционно называют технологией производства.
Другая группа действияпризвана создавать условия для успешного функционирования первой группыдействий. К ней относятся: управление производством, снабжение, учет, контроль,анализ, сбыт, все то, что образует микроэкономику или экономику производства.
Таким образом,технология и экономика являются двумя элементами производственного процесса.Технология – основная часть производства, непосредственно решающая задачувыпуска продукции. Экономика – вспомогательная часть производственногопроцесса, выполняющая функции управления и обеспечения технологии всемнеобходимым.
Таким образом,изменения в области экономики производства позволяют повысить эффективностьпроизводства, но только до предела, налагаемого возможностями существующейтехнологии.
Только изменения вобласти технологии ведут к неограниченному росту эффективности производственногопроцесса. На этом основании можно утверждать, что технология – основное звенопроизводственного процесса. В ней кроется источник роста общественногоблагосостояния. Никакая экономика не сможет обеспечить выпускконкурентоспособных товаров на базе устаревшей малопроизводительной технологии.Успехи экономики напрямую связаны с уровнем знаний о технологии производства, атакже – с умелым их использованием.
Технология и экономикакак науки имеют объекты изучения, соответствующие их функциям в производственномпроцессе. Технология изучает процессы непосредственного изготовления продуктов,экономика – процессы, которые необходимо осуществлять для успешной реализациитехнологии производства. Таким образом, технология и экономика как науки решаютобщую задачу по производству продукции, имеют общий объект изучения(производство), но исследуют его с разных сторон.

/> 
4. Цель изучения технологии. Связьтехнологии с другими науками
Цельизучения технологии заключается в нахождении способов снижения трудозатрат(производственных затрат) путем усовершенствования или развития технологии.Указанная цель хорошо иллюстрируется следующей цитатой Д.И. Менделеева: «Дело,например, химии изучать получение железа из его руд или других веществ природы,где оно содержится, а дело технологии изучать выгоднейшие для того способы,выбрать из возможностей наиболее применимую по выгодности к данным условиямвремени и места, чтобы придать продукту наибольшую «дешевизну» при желаемых свойствахи формах».
«Дешевизна» продуктапредопределяется именно производственными трудозатратами.
В предложенной цитатесодержится важное уточнение, касающееся учета конкретных условий времени иместа, от которых, естественно, зависит затратность производственного процесса.
Тот факт, что цельюизучения технологии является снижение трудозатрат, свидетельствует о теснойблизости между экономической деятельностью и технологией, поскольку черезразвитие последней решается важнейшая задача по повышению доходностипроизводства, а, в конечном счете, – задача по повышению благосостоянияобщества.
Для более четкогопредставления принципиальных различий и взаимосвязи между трудозатратами итехнологией рассмотрим цепочку потребностей, в которую они вплетаются. Так, потребностьобщества в надприродных товарах и услугах вызывает потребность в мастерстве ихсоздания, т.е. в технологии. Только после этого для реализации технологиивозникает потребность в труде. Наличие труда без мастерства бессмысленно, таккак любое его количество не приведет к получению результата по причинеотсутствия средства, обеспечивающего достижение результата.

 
5. Характеристика разновидностейтехнологии
Роль технологии вобщественном производстве в последнее время все больше возрастает. Этообусловлено в первую очередь отставанием техники и экономики от запросовпрактики: увеличивающейся угрозой экономического кризиса, нехваткой впланетарном масштабе энергии, продуктов питания, истощением природных ресурсов.
Процедура классификациитехнологий предполагает выявление отличительных черт или признаков, однако неменее важно добавить то общее, что позволяет называть процессы полученияматериальных и нематериальных продуктов технологиями в широком смысле слова (технологиямивообще).
Какие свойства и чертыпостоянны для всех видов технологий?
Как отмечалось,технологии характеризуются многочисленностью и большим разнообразием. Однакоесть черты или признаки, делающие все разнообразные процессы полученияпродуктов технологиями. Выделим общее, что имеется в технологиях разного вида,и то, что их отличает.
Начнем с общего.Создателями и исполнителями любой технологии являются люди. Они проектируюттехнологии в соответствии с принципами и закономерностями человеческой деятельности,так сказать, «под себя». Как известно, закономерности деятельности человекаизучает психология. Она выделяет основные принципы деятельности:
– деятельность естьпроцесс последовательного получения требуемого результата;
– деятельность всегдаимеет цель и мотивы;
– деятельность строитсяиз элементарных базовых действий, объединяющихся в образования разной иерархии.
Перечисленные принципыдеятельности человек переносит в технологию. Это образует «человеческое» втехнологии. Этим все технологии схожи между собой. Поэтому мы здесь имеем делос тем общим, повторяющимся, что есть в технологиях разного рода.
Поскольку всякийтехнологический процесс основан на естественном природном процессе, которыйимеет свои объективные закономерности, свою логику, содержание ипоследовательность технологических действий (этапов) предопределяются этимизакономерностями и логикой. Это индивидуальное, специфическое, особенное втехнологиях, что отличает их друг от друга.
Рассматривая технологиюкак объект изучения, в ней выделяют две стороны: объективную и субъективную.
Соответственноразличают:
– практическуютехнологию, то есть воплощенную в определенной технике, структуре и организациипроизводства;
– научную итеоретическую технологии – изучающие, познающие, анализирующие, обобщающиепрактическую технологию и определяющие основные направления ее развития.
Совершенно очевидно,что с практической технологией непосредственно связана научная, а с научной –теоретическая технология. С другой стороны, субъективная технология естьотражение, обобщение практической, т.е. объективной технологии.
Охарактеризуем болееподробно практическую технологию.
Практическая технология– это отработанная опытом совокупность процессов или действий по созданиюопределенного вида потребительной стоимости.
Данная технологияобъективно существует, так как может быть описана, представлена, изображена,сфотографирована и т.д.
Ее описывают,изображают и представляют с тем, чтобы ею мог овладеть любой человек, умеющийчитать соответствующую информацию.
Эта информация обычноотражает реальные процесс создания потребительной стоимости, реальноепроизводство и взаимодействие человека с природой и обществом.
К основным задачампрактической технологии в области материального производства относят:
– изыскание иреализация средств интенсификации технологических процессов;
– контрольтехнологических режимов;
– изучение влияния накачество продукции состояния средств производства, изменения условийпроизводства и других факторов;
– подготовкупроизводства к выпуску новых товаров или товаров улучшенного качества.
Наиболее распространенаклассификация практической технологии по видам потребительных стоимостей.
Исходя из этого,выделяют:
– материальнуютехнологию или технологию материального производства, т.е. производстваматериальных благ;
– нематериальную(социальную) технологию, то есть технологию сферы образования, науки,здравоохранения и т.д.
В чем заключаютсяспецифические различия материальной и нематериальной (социальной) технологии?
Материальная технологияв преобладающем большинстве является машинной, т.е. совокупностьтехнологических действий осуществляется в основном с помощью машин, техническихустройств и приспособлений. Машины выполняют функции посредника, размещенногомежду человеком – исполнителем технологии, и предметом труда.Человек-исполнитель приводит их в действие, а машины-посредники выполняютсовокупность требуемых технологических воздействий на предмет труда. Применениеболее производительной машины повысит результативность труда человека (живоготруда).
Социальную технологиюот материальной, прежде всего, отличает продукт. Он является нематериальным и,как правило, представляется в виде услуги (работа учителя, игра актера и т.д.).В социальной технологии отсутствует машина-посредник, задающая приблизительнуюфункциональную однозначность живого труда. Здесь человек-исполнитель ичеловек-потребитель услуги взаимодействуют. Именно поэтому социальныетехнологии отличаются высокой ролью человека-исполнителя.
Научная технологияизучает и обобщает опыт создания потребительных стоимостей. Предмет ее изучения– процессы взаимодействия средств труда, предметов труда и окружающей среды присоздании всего многообразия потребительных стоимостей.
В области, например,материального производства, ее задачами являются:
– изучениезакономерностей протекания процессов преобразования предметов труда в продукциюили товары;
– изыскание новых,прогрессивных способов воздействия на предметы труда, их экспериментальная,опытная проверка;
– разработкамероприятий, обеспечивающих экологическую чистоту новой технологии;
– технико-экономическоеобоснование новых технологических процессов;
– выбор ипроектирование наиболее эффективной и безопасной практикой технологии, еепромышленное освоение.
Теоретическаятехнология изучает диалектику технологии и возможность использования законовразвития природы и общества для преобразования материального и духовного мирачеловека.
Предмет ее исследования– процессы развития познающей и преобразующей деятельности человека, отдельныхее областей или сфер.
Основные задачи этойтехнологии:
– познание законов (илизакономерностей) взаимодействия человека с природой;
– познаниезакономерностей общественных отношений в процессе производства;
– изучение возможностии условий практического применения познанных законов или закономерностей;
– разработка ипрогнозирование основных направлений развития технологических процессов.
Содержание целей изадач может меняться в зависимости от специфики деятельности человека (вобласти материального производства, науки, искусства и т.д.).
Таким образом,теоретическая технология должна раскрывать теоретические закономерностиразвития на определенном уровне организации материального мира,производительных сил и человеческого общества, а также прогнозировать основныенаправления этого развития.
Выделяя практическую,научную и теоретическую технологии в отдельные области знания, нельзя ничего несказать о их диалектическом единстве.
Практическаятехнология, базирующаяся на естественных процессах, имеет как объективные(внутренние) так и субъективные (внешние) законы и закономерности развития.
Практическая технологиявозникла на базе естественных, объективно существующих вне зависимости отсознания человека процессах, значит, она есть такая же объективная реальность,имеющая свои законы развития.
Однако человеческаятехнология (гомотехнология) отличается от естественных процессов тем, чточеловек логически организовал последовательность процессов воздействия наприроду с целью удовлетворения потребностей.
Поэтому по отношению кестественным технологические процессы являются опосредствованными, отвоеваннымиу природы, управляемыми.
С другой стороны, темпыразвития практической технологии определяются не только успехамиестествознания, технических и общественных наук, но зависят и от экономическихусловий производства, внутренней и внешней политики государства, развитиякультуры и т.д.
В этом смысле можноутверждать, что технология тесно связана и с внешними факторами:экономическими, социальными, политическими, экологическими.
Таким образом, познаниеобъективных и субъективных закономерностей развития практической технологии –предмет исследования теоретической технологии.
Научная технологияпризвана заниматься разработкой новых технологий, на основании анализа иизучения практической технологии и обобщения данных теоретической технологии.
Отличие междутеоретической и научной технологией в том, что первая абстрагируется отконкретных свойств потребительных стоимостей и самого труда, а вторая – отобщих процессов развития технологии.
На современном этаперазвития общественного производства научная и теоретическая технологии,вышедшие из практической, обособились как вполне самостоятельные областизнаний.
Рассмотрим еще один видклассификации технологии по самому важному функциональному признаку.
В рамкахпроизводственного процесса выделяют базовые или основные технологии, которыетрадиционно называют технологией производства, и вспомогательные, которыетрадиционно называют экономикой производства.
Все виды экономическойдеятельности немыслимы без мастерства, т.е. технологии. При этом технологииэкономических видов деятельности всегда продуцируют нематериальные блага ввиде: перемещенного груза (снабжение), сбыта продукта, учета запасов сырья ит.д.

Список использованных источников
1. БондаренкоА.Д. Современная технология: теория и практика. Киев: Вища школа, 1985.
2. ГорчаковЛ.М. Введение в теорию технологических процессов. – Ростов н / Д: Изд.Ростовского ун-та, 1988.
3. КохноН.П. Роль технологии в общественном развитии. Текст вводной лекции. – Мн: БГЭУ,1997.
4. КохноН.П. Экономика технологического развития. Мн: Мисанта, 1998.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.