Содержание:
1.Основные виды тары-оборудования, их краткая характеристика. Сравнительныепреимущества, недостатки и предпочтительные сферы применения различных видовтары-оборудования
2.Торговая мебель. Классификация. Требования к торговой мебели
Списокиспользованной литературы
1. Основные видытары-оборудования, их краткая характеристика. Сравнительные преимущества,недостатки и предпочтительные сферы применения различных видов тары- оборудования
Одним из путейсокращения занятости, повышения престижности труда в торговле являетсявнедрение эффективной технологии транспортировки и продажи товаров с применениемтары-оборудования.
Товар на путиследования от предприятий-изготовителей до торговых залов магазиновперегружается порой до 10 раз, что не всегда оправданно и сдерживает главныйпроцесс – реализацию произведённого товара.
Напогрузочно-разгрузочные работы при комплектовании и отгрузке товаров вручнуюзатрачивается 30-50% общего рабочего времени. Экономический эффект от внедрениятары-оборудования на всём пути следования товара по схеме « промышленное предприятие– оптовая база – магазин» достигает 60%. Однако зачастую тара-оборудованиеприменяется только на последней стадии товародвижения – от оптовых предприятийдо магазина, чем достигается лишь частичный эффект.
Практика показала, чтотранспортировка товаров (хлеба, картофеля, плодов, овощей) в контейнерах отпоставщиков до торгового зала даёт значительный экономический эффект за счётустранения излишних звеньев на пути товародвижения, сокращения товарных потерь,уменьшения расходов на тару, упаковку и погрузочно-разгрузочные работы, долякоторых, особенно в магазинах, ещё велика.
В супермаркет торговойплощадью 1200 м2 ежедневно поступает в среднем около 35 т груза, который,прежде чем попасть к потребителю, перекладывается вручную 3-4 раза. Каждыйподсобный рабочий перегружает в день от 3 до 7 т груза. Эта проблема может бытьрешена при внедрении тары-оборудования, немалый опыт использования которойнакоплен мировой практикой.
Основным направлениеминтенсификации и рационализации процессов транспортировки, перевалки,складирования, выкладки товаров является создание транспортных цепей, то естьобъединение взаимообусловленных технологических, организационных, экономическихи информационных процессов, обеспечивающих доставку пакетированных товаров изсферы производства в торговый зал с наименьшими материальными затратами имаксимальным использованием средств механизации.
Транспортная сетьсвязывает все процессы товародвижения. Средством их соединения служатконтейнеры и поддоны, позволяющие пакетировать товары в грузовые единицы,которые не переформировываются на стадиях товародвижения. Тара-оборудование используетсяи как оборудование для открытой выкладки, и как ёмкость для транспортировки,хранения товара, в качестве средства упаковки.
Использование одногоящичного поддона позволяет сэкономить 52 минуты рабочего времени персонала,обеспечивающего процесс товародвижения, снизить товарные потери на 0,2%.
Тара-оборудование –контейнеры различной конструкции, предназначенные для транспортировки, храненияи продажи товаров, без предварительной перевалки.
Тару-оборудованиевыпускают трёх типов: ТОС – тара-оборудование с основанием на опорах,выполненных в виде стоек; ТОК – тара-оборудование с основанием на опорах,выполненных в виде колёс; ТОСК – тара-оборудование с основанием на опорах,выполненных в виде комбинации стоек и колёс.
Тара-оборудованиедолжна отвечать следующим требованиям:
•обеспечиватьвозможность применения её в качестве транспортно-складских средств;
•иметь многоцелевоеназначение;
•обеспечивать сохранностьтоваров от механических повреждений;
•обеспечиватьмаксимальное использование площадей и объёмов складов;
•конструкция её должнабыть рассчитана на заданную нагрузку, многократный оборот и лёгкостьтранспортировки;
•хранение порожнихконтейнеров на складах должно обеспечивать экономию площадей (то есть онидолжны быть складными);
•иметь надёжноеантикоррозийное покрытие;
•соответствоватьсанитарно-гигиеническим требованиям и правилам техники безопасности.
Тара-оборудованиедолжна предохранять от повреждений потребительскую упаковку, удобновстраиваться в оборудование, быть приспособленной для механизированнойтранспортировки и установки, для штабелирования. Укладка в неё товаров должнабыть удобной для этикетирования потребительских упаковок (без изъятия изтары-оборудования).
По способу соединениясоставных частей она может изготовляться неразборной, разборной, складной иразборно-складной.
Конструкция, текстовоеи художественное оформление тары-оборудования и потребительской тары должныбыть едиными.
Конструкция должнаобеспечивать быстрое вскрытие тары-оборудования и лёгкую выемку из неёпотребительских упаковок. В соответствии с этими требованиями тара-оборудованиедолжна соответствовать модулям зданий магазинов, размерам стандартных поддонов(800х1200 и 1000х1200 мм), тележек (600х800 мм) и торгового оборудования (длина900 мм, глубина 400, 600 мм). Количество тары-оборудования в торговом зале, еёвес и вместимость должны соответствовать объёму реализации товаров.
Сущность прогрессивнойтехнологии доставки товаров в магазины и продажи их методом самообслуживаниязаключается в следующем: товар в сфере производства или в торгово-складскомзвене фасуется и в потребительской упаковке укладывается в специализированнуютару-оборудование(роликовые контейнеры, тележки-этажерки), которая доставляетсянепосредственно в торговый зал магазина.
Малогабаритныепластиковые контейнеры. Их используют для доставки и продажи из ниххлебобулочных изделий. Они отличаются высокой прочностью, большим сроком службыи хорошими эксплуатационными качествами.
В качестветары-оборудования также можно применять ящичные и стоечные поддоны (пакеты)высотой 1100 мм, для лёгких товаров – 1800 мм.
Контейнер с поддоном.Его основанием служит четырёхзаходный стандартный деревянный поддон, которыйудобен для захвата, транспортирования и складирования вилочнымиэлектропогрузчиками. Применяются одно- или двухнастильные поддоны.
На поддонах устанавливаютсякартонные контейнеры нескольких типов:
Контейнер первого типапредставляет собой два одинаковых по размеру короба с дном и крышкой. Такаяконструкция выдерживает довольно большие нагрузки, поэтому в него можнозагружать товары, как в упаковке, так и навалом. Он применяется дляскладирования глубокозамороженных расфасованных продуктов. В качестветары-оборудования контейнер с поддоном используется для транспортирования,складирования и выкладки в торговом зале магазина однородных товаров.
Контейнер второго типапредставляет собой короб, который складывается из одной плоской картонной заготовкис металлическими прошивками. Верхняя его часть закрывается четырьмя створками.Особенностью является наличие передней наполовину откидывающейся стенки, чтооблегчает загрузку, разгрузку и использование в качестве тары-оборудования припродаже товаров в магазине.
Контейнер третьего типасобирают из пяти частей: дна, передней стенки, двух (составляющих дваотделения) элементов крышки. Для устойчивости контейнера на поддоне дновыполнено с шестью ограничителями, препятствующими смещению составляющих деталей.Такая конструкция очень прочна, устойчива, удобна доя использования в торговомзале магазина. При снятии крышки и откидывании верхней половины передней стенкиобеспечивается доступ к товару и создаётся возможность для продажи методом самообслуживания.
Картонная тара всехтипов является многооборотной. Её возврат и транспортировка осуществляются вразобранном виде, при этом она занимает малый объём, имеет небольшой вес,значительно дешевле металлической. К недостаткам относится только меньшаяпрочность и долговечность. Экономическая оценка всех достоинств и недостатковтары-оборудования из гофрированного картона свидетельствует о её большойэффективности и перспективности.
Очень удобна вприменении тара-оборудование в виде металлических проволочных грузовых поддоновразмером 1000х1200 мм, массой 18 кг и грузоподъёмностью 1000 кг. Поддоны имеютповерхностную сетку из стальной двойной проволоки (d= 4 мм), ножки из проволоки (d= 6 мм), размер ячейки сетки 50х50 мм. Плоский поддон может комплектоваться металлическимистенками и бортовыми решётками, что позволяет переделать его в стоечный илиящичный, т.е. в контейнер.
Проволочнаятара-оборудование предназначена для хранения фасованных и штучных товаров наоптовых складах, бесперевалочной доставки их в магазин и установки в торговыйзал с функцией торговой мебели, т.е. для продажи товаров. Она может быть настоечном или колёсном поддоне. Контейнер состоит из основания и четырёх стенок,изготовленных из прутка и проволоки. На основании монтируются поворотныеколёса. Для транспортировки и хранения промышленных товаров в первичнойупаковке используют контейнер сварной конструкции, по бокам обитыйметаллическим листом, с деревянным или металлическим полом, а также деревянныеконтейнеры для овощей.
В зависимости отассортимента товаров контейнеры имеют различные модификации, например роликовыйконтейнер для транспортировки и хранения овощей, бакалеи и хозяйственныхтоваров, трёхъярусный контейнер для кондитерских и бакалейных товаров,контейнер универсальный двухъярусный, универсальный контейнер для верхнейодежды и других швейных изделий.
Применение контейнеровпредопределяет ликвидацию отдельных операций по подготовке товаров креализации. Являясь средством многократного использования, контейнеры позволяютэкономить материалы на изготовление транспортной тары.
Тара-оборудование изгофрированного картона в виде картонных коробок. Недорогая и эффективная вэксплуатации. Может быть различных размеров и форм. Все они рассчитаны наукладку в торговом зале и продажу товаров или непосредственно из них, иливместе с упаковкой. Коробки прострочены перфорационной лентой, что позволяетлегко отделить их верхнюю часть и обеспечить свободный доступ покупателей ктовару.
В связи с дефицитомметалла, его большим весом более целесообразным и эффективным по сравнению сиспользованием металлических контейнеров представляется применение упаковкитоваров с поддоном в полиэтиленовую плёнку, которая не только обеспечиваетустойчивость и прочность пакета, но и защищает товар от атмосферных осадков.
Металлические проволочныеящики с откидными стенками. Они используются для транспортировки и продажискоропортящихся охлаждённых и замороженных товаров. Товары доставляют в магазинавторефрижераторным транспортом, затем тару-оборудование с товаром перемещают вторговый зал и вставляют в стационарную охлаждаемую витрину с индивидуальнымили централизованным хладоснабжением. Применение такой тары-оборудованияпозволяет снизить расходы на обработку товара как минимум на 60%, что поотношению к общим расходам составляет 20%.
Большая масса и высокаястоимость металлических контейнеров не дают большой экономической эффективностиот их применения. Однако закрытые металлические контейнеры обеспечиваютсохранность товаров, что позволяет использовать более экономичные способыпакетирования и недорогостоящие виды тары-оборудования.
Стандартный поддон (деревянный,пластмассовый или из специального картона). Он является наиболее простым идешёвым средством транспортировки, складирования и продажи товаров. При этомзадача состоит в придании устойчивости и прочности пакету. Одним из наиболееэкономичных способов крепления пакетированных товаров является обвязка лентой.
Вопросы эффективногоприменения тары-оборудования тесно связаны с проблемами пакетирования, контейнеризациии упаковки товаров. Главное требование – стандартизация размеров упаковок всоответствии с размерами стандартных поддонов и контейнеров. Важным условиемэффективного использования тары-оборудования является приспособленность тары кпродаже товаров методом самообслуживания.
Как тара-оборудование,так и потребительская тара в торговом зале должны обеспечивать доступнепосредственно к товару. Для этого производятся вырубные, разрезные и другиеупаковки, которые легко вскрываются.
Таким образом, привнедрении технологии с преимущественным использованием тары-оборудования:
•устраняются лишниезвенья на пути движения товаров от поставщиков до торгового зала магазина;
•полная подготовкатоваров к продаже методом самообслуживания осуществляется в сфере производстваили оптово-складском звене;
•сводится к минимуму ручнаяперекладка товаров из тары на товароносители торговой мебели;
•осуществляетсяреальная рационализация перемещения и продажи товаров в магазине;
•резко сокращаетсячисло работников, занятых на погрузочно-разгрузочных работах в промышленности,на транспорте и в торговле;
•более эффективноиспользуются транспортные средства;
•уменьшаются расходы натехническое оснащение магазинов;
• упрощаетсяорганизация товароснабжения магазинов и внутримагазинное перемещение товаров;
•повышается сохранностьтоваров;
•обеспечивается болеерациональное использование автотранспорта и торговой площади магазина.
тараоборудование транспортировка
2.Торговая мебель.Классификация. Требования к торговой мебели
Важная роль врациональной организации торгово-оперативного процесса в магазине принадлежитторговой мебели. К ней относят: горки, прилавки, витрины, вешала,тара-оборудование и другие изделия, необходимые для выполнения торговыхопераций приёма, подготовки товаров к продаже, выкладки и продажи товаров.
Мебель для торговыхпредприятий принято классифицировать по следующим признакам:
По месту примененияторговую мебель подразделяют: для торговых залов, подсобных помещений имелкорозничных предприятий.
По назначению торговаямебель подразделяется на следующие виды: для приёмки товаров по качеству;подготовке товаров к продаже; показа товаров; выкладки и продажи товаров;транспортировки и продажи товаров; расчётов с покупателями; для обслуживанияпокупателей; для хранения.
По товарному профилюразличают универсальную и специализированную торговую мебель.
По материалуизготовления – древесина, металл, пластмасса.
По комплектности мебельделится на штучную и наборы.
По характерупроизводства мебель может быть экспериментальной, серийной и складной.
По способу установкимель бывает пристенная, островная, навесная.
По конструкции торговуюмебель изготовляют неразборную, сборно-разборную и складную (модульную).
В торговых залахпродовольственных магазинов используют прилавки, горки, витрины, стенды,кассовые кабины, шкафы для хлеба, тару-оборудование, столы для упаковки товара.
В торговых залахнепродовольственных магазинов используют прилавки, горки, витрины, стенды,кассовые кабины, столы для упаковки товара, вешала, банкетки для примеркиобуви, примерочные кабины, подставки для крупногабаритных товаров.
Размеры и конструкцияторговой мебели должны быть тесно связаны с параметрами помещений магазинов,чему в значительной степени способствуют её типизация, унификация и стандартизация.
Под типизацией понимаютсистему мероприятий, направленных на устранение излишнего многообразия и отборнаиболее рациональных типов торговой мебели.
Наиболеераспространёнными типами торговой мебели являются пристенные и островные горки,которые могут устанавливаться в торговом зале отдельными секциями или сплошнымфронтом. Различают универсальные, предназначенные для выкладки и продажиразличных продовольственных и непродовольственных товаров, и специализированныегорки. Устанавливают пристенные горки вдоль стен, островные – в средней частиторгового зала.
Прилавки предназначеныдля продажи товаров. Прилавки представляют собой вертикальные стойки состолешницей, полками для сумок покупателей, могут быть шкафы с распашными ираздвижными дверцами, либо полки, либо выдвижные ящики.
Прилавки-витрины вотличие от прилавков имеют частично или полностью застеклённую верхнюю часть.
Прилавок под кассупредставляет собой с боковыми ограждениями и полкой для запаса кассовых лент.
Прилавок-тумбочка длявыписывания чеков – в верхней части имеется выдвижной ящик для хранениядокументов, печатей.
Кассовые кабиныявляются рабочим местом контролёра-кассира. Они оснащаются вращающимся стулом сподъёмным сиденьем.
Прилавок для сумокразделён на секции: вертикальные и горизонтальные перегородки и имеет большуювысоту.
Витрины для показатовара – это вертикальные стойки с рамой, дном, крышей, боковыми стенками (восновном стеклянными). Приспособления для выкладки товара: стеклянные полки,кронштейны, штанга.
Шкаф для хранениязапаса товара (вверху, внизу). Одна из стенок имеет дверцы.
Стенды предназначеныдля показа и выкладки товара. Могут быть каркасными или щитовыми.Приспособления для выкладки товара: штанги, полки, кронштейны.
Шкаф хлебныйпредназначен для выкладки, хранения и продажи хлебобулочных изделий. Он состоитиз вертикальных стоек, каркаса, боковых стенок, дна, крышки, наклонныхдеревянных полок, со стороны покупателя закрыты дверцами из органическогостекла, со стороны продавца – штанга для занавески.
Вешала предназначеныдля выклада, показа, и продажи с них одежды на плечиках.
Банкетки предназначеныдля примерки обуви. Вид – низкие, широкие.
Мебель для подсобных искладских помещений.
Подтоварники предназначеныдля хранения крупногабаритного товара в жёсткой или мягкой упаковке. Поконструкции неразборные, по материалу изготовления: деревянные и металлические.Представляют собой верхние стойки, с каркасом и крышкой ( сплошная илирешетчатая).
Поддоны предназначеныдля хранения товара и транспортирования его в виде пакета по территории склада.По конструкции неразборные, по материалу изготовления могут быть деревянные,пластмассовые, металлические.
Стеллажи предназначеныдля хранения распакованного, штучного товара или в мелкой упаковке, либотовара, уложенного в поддоны. Виды: полочный, клеточный, неразборные исборно-разборные, стационарный или передвижной. Основные узлы: вертикальныестойки, стяжки, полки, могут быть разделены перегородками на секции.
Унификация – приведениек единообразию форм, конструкций и размеров деталей, из которых производитсясборка готовой мебели.
Мебель, изготовленнаяиз унифицированных деталей, легко монтируется как в виде отдельных секций, таки сплошным фронтом, что приводит к экономии средств за счёт сокращения числастоек и других элементов.
Для того, чтобы мебельотвечала задачам рациональной организации торгово-технологического процесса вмагазине, а также высокому уровню культуры обслуживания покупателей, она должнасоответствовать ряду требований:
Эксплуатационно-техническиетребования. Они, прежде всего, предусматривают, чтобы торговая мебель имеластандартные размеры, что позволяет производить её сборку из отдельных элементовметодом агрегатирования. Длина, высота и ширина изделий должны отвечатьпараметрам помещений магазина и соответствовать различным свойствам товаров истандартизированным размерам упаковки. Также важным требованием торговой мебелиявляется её прочность и устойчивость, надёжность соединений отдельных деталей.
Экономическиетребования сводятся к созданию недорогой мебели. Поэтому мебель изготовляютпростой и облегчённой конструкции, из недорогого материала, индустриальнымиметодами производства. Снижению стоимости мебели способствуют также еёнадёжность, долговечность, возможность лёгкого и быстрого ремонта.
Эргономическиетребования. Они предусматривают, что основные размерные соотношения мебели,т.е. её высота, ширина и длина, высота расположения полок и других элементовдля выкладки товаров, должны устанавливаться с учётом роста и пропорций фигурычеловека и обеспечивать минимальную утомляемость обслуживающего персонала, атакже хорошую обозримость товаров и свободный доступ к ним покупателей.
Эстетическиетребования. Форма, пропорции и цвет торговой мебели должны соответствоватьсвоему функциональному назначению и архитектурно-художественному оформлениюинтерьера магазина. Иначе говоря, устройство торговой мебели не должно играть самостоятельнойроли.
Поэтомуархитектурно-конструктивное решение торговой мебели должно отвечать рядуэстетических требований.
Отделка торговой мебелидолжна быть связана с общим решением оборудования, т.е. с её формой иконструкцией. Окрашивают мебель в нейтральные спокойные тона или в тонаконтрастные цвету товара, чтобы выявить и подчеркнуть его основные свойства.Цвет мебели должен гармонировать с интерьером магазина и выявлять цветовыесвойства экспонируемых товаров. Источники света следует располагать так, чтобывыделить товар, обратить на него внимание покупателей. При конструированииторговой мебели должны быть учтены возможности широкого применения современныхматериалов и отделки. При монтаже пристенных и островных горок в линию недолжно возникать впечатления провисания полок.
Санитарно-гигиеническиетребования предусматривают стойкость мебели к химическим и механическимвоздействиям, лёгкость ухода за ней. Мебель изготовляют с гладкой, ровнойповерхностью, без лишних углублений, зазоров и выступов. Рабочие поверхностимебели, соприкасающиеся с пищевыми продуктами, должны изготовляться из материалов,допущенных к применению в продовольственном машиностроении.
Поверхности, покрытыепластиком, протираются влажной ветошью. Мыть мебель обильно смоченной ветошьюнельзя, так как жидкость, затекая в щели между деталями, приводит к разбуханиюи ржавлению металлических частей. Удаление загрязнения с окрашенныхповерхностей мебели рекомендуется производить только путём сухой уборки.
Мебель для торговыхпомещений должна быть удобной в эксплуатации, обеспечивать широкий показтоваров и создавать максимум удобства при отборке товаров покупателями.
Список использованнойлитературы:
1. Арустамов Э.А.Оборудование предприятий торговли: учебное пособие для студ. вузов / Э.А.Арустамов. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К*, 2007.
2. ГОСТ 24831-81 – Тара-оборудование.Типы, основные параметры и размеры.
3. Оборудование торговых предприятий:учебник для нач. проф. образования/ Т.Р. Парфентьева, Н.Б. Миронов, А.А.Петухова. — 3-е изд., перераб. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 208 с.