Реферат по предмету "Промышленность, производство"


Священный град - Царьград - «Царицыно»

Г.Наумкин, кандидат архитектуры
«Царицыно»- это философский взгляд на картину мира, где сооружения теряют земноепритяжение и устремляются ввысь. Великий гений создает его не только какрезиденцию императрицы, но и как священный град — Царьград.
Средиисторических памятников эпохи Екатерины II «Царицыно » занимает особое место, магическипритягивая своей загадочностью. Долгое время царицынский ансамбль относили кромантическому направлению в архитектуре XVIII века. О нем сложилосьстереотипное мнение — летняя резиденция для увеселения императрицы. Однако вэтом ансамбле творчество Баженова вышло далеко за рамки, установленные для негоавторитетными учеными.
Проведенныеавтором типологические исследования выявили ранее не известные грани творчествавеликого зодчего.
Исследованиематериалов ансамбля показало, все композиционные приемы имеют единую идейнуюоснову, хотя в специальной литературе подчеркивается бессистемное, живописноерасположение царицынских построек на местности. Программное развитие объектовансамбля формируется по тематическо-сюжетным композиционным осям. Одна из нихзапечатлена на панораме и проходит вдоль пруда. Духовную тематическуюнаправленность и программное осевое развитие ансамбля подтверждает генплан, найденныйв фондах Военно-исторического архива. Одна из главных осей, изображенная как напанораме, так и на генплане, отражает христианский путь духовного развитиячеловечества. Другая обозначает иерархический путь развития. Пересекаясь, ониобразуют матрицу всей композиции ансамбля, на основе которой формируютсясюжетные группы.
Солнцекак главный элемент панорамы является ключевым объектом в развитии идейнойосновы ансамбля. Оно движется слева направо, переходит от объекта к объекту, пересекаетцентральную часть панорамы и «зависает» над высоким холмом, образующимпьедестал для дворца Солнца (Малый дворец). Форма, образующая его купол, проникаетво внутреннее пространство корпуса. К сожалению, незнание символическогозначения дворца и отсутствие разъясняющих материалов привели к тому, что впроцессе реконструкции авторский замысел был нарушен — купол стал полукупольным,значительно искажена и общая линия свода. Общей темой с Солнцем связан Фигурныймост — главные въездные ворота в летнюю резиденцию императрицы. Арка его имеетпросвет, в створе которого не видно построек. Это своеобразный солнечныйкоридор, благодаря которому солнце, поднимаясь из-за горизонта, заполняет проемарки и «растворяет» лучами белокаменное основание фланкирующих башен. Проемы илюкарны на башнях, олицетворяющие 12 апостолов, насыщаются светом. Так фигурныймост превращается в свето-воздушный храм. В образном отношении его можносравнить с собором Парижской Богоматери, где солнечный диск изображен в видерозы и выполнен из стекла и камня. В царицынском ансамбле солнечный дисколицетворяет просвет арки моста-храма, а материалом для него служит естественныйсолнечный свет. Солнце заставляет лучиться и белокаменные кресты изпластинчатого камня на башнях и стене моста. (Ранее исследователи считали ихмасонскими). Тема лучистых крестов переходит в кресты-ромбы, выступающие измассива кирпичной стены над въездной аркой и окружающие герб Российскойимперии. Одна из сюжетных групп включает первый и второй кавалерские корпуса, атакже Терновый венец — арку галереи (Игольчатая арка). Это сюжетное образованиеотносится к управлению духовным, царствующим. Второй кавалерский корпус, имеющийв плане форму восьмигранника, олицетворяет образ короны, символа царскойвласти. Колонны портиков напоминают кристаллы камней. Венчающие их кокошникитакже инкрустированы белым камнем. Постоянно меняющийся естественный свет, проходячерез просветы белокаменного ожерелья, имитирует сияние алмазных граней.Духовный образ Тернового венца формирует полуциркульная арка с шипами, которыеобручем сжимают невидимый свето-воздушный лик Спасителя. (В работахискусствоведов эта арка фигурирует как «гигантская гусеница с каменнымиколючками»). Чтобы закрепить этот образ, зодчий помещает между шипамибелокаменный крест, обозначающий духовность темы. К сожалению, сбитый когда-токрест из-за непонимания его значения при реставрации так и не восстановили.Терновый венец и Корону объединяет первый кавалерский корпус, имеющий в планеформу уголка-галочки, ранее тоже вызывавшую недоуменные вопросы.
Извсех построенных здесь объектов самым загадочным считается Средний дворец(Оперный дом), имеющий очень противоречивые характеристики. Широкийпрофилированный карниз как бы делит боковой одноэтажный фасад дворца на дваэтажа, подчеркивая это двухъярусным расположением окон. Почему Баженов применилэтот прием? Очевидно, чтобы сформировать иконостас России. Неслучайно фасадимеет трехчастное членение как по вертикали, так и по горизонтали, а оконныепроемы выполнены в форме киотов. В храмовом строительстве в них размещают иконыс ликами святых. По православным канонам на иконостасах над царскими вратамиизображают главных святых. На дворце светского назначения расположенные надглавным входом окна-киоты несут иконографическое изображение первых лиц России- Петра I и Екатерины II. Эту адресную персонификацию подтверждают свечиобелисков славы, которые размещены в простенках верхнего ряда окон-киотов. Вискусствоведческих публикациях характеристики этого удивительного зданиясводятся к «замечательным своей пластичностью фигурам двух гербовых орлов», «обилиюбелого камня» «сводящимся к верху пилонам окон второго уровня» и прочимпрекрасным, но никак не объясненным деталям.
Проведенныетипологические исследования дают основание утверждать, что царицынский ансамбльимеет иконографическую идейную основу, где автор широко используетсвето-воздушный бассейн как строительный материал для передачи образа святых.Идеальная градостроительная модель «Царицына » с иерархической организациейархитектурного пространства — это микрокосм, в котором каждый объект магическивстроен в идеально организованное целое и где все упорядочено в ритмическиесюжетные циклы.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.archjournal.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Greek Legacies Essay Research Paper Greek legacies
Реферат Абсолютизм Павла I и трагическая развязка
Реферат Моделирование и эффективность текстов ауто- и гетеровоздействия в спортивной практике
Реферат Анализ истории развития демократии в Римской республике
Реферат Літературна мова і територіальні діалекти
Реферат Інформаційно-вимірювальна система тиску газу в газопроводі
Реферат 60 лет. По дороге в будущее
Реферат Проблемы дефицита госбюджета и покрытия государственного долга РФ
Реферат Поняття громадянства
Реферат Инвестиционная деятельность фирмы в условиях рынка
Реферат Фрикционные остановы
Реферат 1 Локальные правовые акты 82 Глава 2
Реферат Iii (областной) этап Всеукраинской ученической олимпиады по русскому языку и литературе Русский язык Письменный тур
Реферат Правовые проблемы признания права собственности на самовольную постройку после принятия закона
Реферат «Формування професійної мовної компетенції юристів»