Реферат по предмету "Промышленность, производство"


Русская печь

План:
1Русская печь и ее основное назначение
2История развития печного отопления
2.1Из истории русской печи
2.2Изразцовые печи и камины на Руси в VII-XIX вв.
2.3Печи сибиряков-старожилов
2.4Русская глинобитная печь в деревянной рубашке
3Конструктивные особенности
4Печи в истории и сейчас
 

1         Русская печь и ее основноеназначение
Русскаяпечь — печь особой конструкции, встречается чаще всего в России (возможно,придумана в России). Русскую печь можно по праву считать гордостью русскогонарода. Основная ее особенность — сводчатая камера — горнило, котороеразогревается до 200°. Это как раз та температура, которая требуется длявыпечки хлеба. Разогретое горнило часами хранит тепло, в нем можно томитьмолоко, варить рассыпчатые каши, готовить жаркое. Вкус пищи, приготовленной врусской печи, удивителен и несравним ни с чем, тут русская печь внеконкуренции!
Русскаяпечь топится дровами (берёза, осина, липа, сосна, ель и другие породы), а такжеотходами производств деревообработки (щепа, горбыль, корьё, брак производства).Осиной топить русскую печь плохо, так как расход дров раза в два выше, чем притопке другими породами (осина — не горит без керосина).
Русскаяпечь массивна и долго сохраняет тепло. В такой печи несколько (обычно две)заслонок для дыма. Дым идет по сложному лабиринту ходов, прогревая множествокирпичей. Обязательно наличие борова (выкладывается из кирпича на чердаке,иногда в нём делается камера для копчения), иначе печь будет быстрее остывать.
В нейможно мыться, то есть внутрь печи свободно пролезает взрослый человек. (Вовремя Великой отечественной войны некоторые люди спасались от облав фашистов,залезая внутрь печи). При помощи разогрева тела внутри печи, на Руси изгонялихворь, например, простудные заболевания. На такой печи можно спать.
Невозможноне упомянуть о том, что русская печь используется и для приготовления пищи. Вней можно готовить очень вкусную еду, например, печь блины или пироги. Каша илиблины, приготовленные в такой печи, отличаются по вкусу от той же еды,приготовленной однонаправленным подогреванием (на плите). Процесс приготовленияпищи в русской печи можно назвать «томлением» — длительное время держитсяравномерное температурное поле. Поэтому некоторые блюда с той же вкусовойгаммой невозможно приготовить в других условиях, например, топленое молоко,перловая каша с грибами, жаренные в сметане грибы или картошка и многое другое.Хлеб закладывают в печь и достают из нее при помощи специальной деревяннойлопаты на длинном черенке. Чугунки, например, с супом или молоком, достаютсяпри помощи ухвата — металлической полукруглой рогатки на длинной рукоятке.
Обычнорусская печь находится в центре избы. Строитель печи называется печником.Хорошие печники всегда пользуются почетом и уважением среди населения, т. к.плохо сложенную печь иногда очень трудно починить (перебрать), плохая печьдымит и плохо хранит тепло (что требует перерасхода дров). Тот, кто топит печь,называется истопником.
 

2         История развития печногоотопления
Вистории человечества лишь немногие технические устройства сыграли такую роль вразвитии цивилизации, как бытовые печи. Русская печь несколько столетийсогревала наших предков. Печное отопление не теряет своего значения и в нашидни.
Печи –традиционное отопительное устройство, безраздельно применявшееся на протяжениитысячелетий. Знания и опыт в искусстве сооружения печей многие столетияоставались мерилом зрелости и талантливости народа. Особенно почитались печныхдел мастера у тех народов, чья жизнь протекала в суровых климатическихусловиях. Только благодаря незатухающему очагу — прообразу будущей печи — пещерный человек сумел вступить в единоборство с природой, перестал кочеватьвслед за уходящим летом. Этот очаг открытого огня, или, говоря современным языком,камин стал основой культуры быта древних людей.
Проходилитысячелетия. Человечество постигало тайны строительства сложнейших сооружений,некоторые из которых составили список чудес света. Но техника отопления долгиевека оставалась на уровне костра: стоило пропустить момент, когда пора подбрасыватьдрова, и в жилище проникала стужа. Человек пытался запасти тепло, этимзанимались такие умы, как Архимед и Леонардо да Винчи. Сейчас не узнать именвсех изобретателей отопительных систем былых, но благодаря археологам нам хорошоизвестны их дела. Так, например, удалось выяснить, что в Древнем Риме жилища патрициевобогревались горячим воздухом, циркулировавшим под плитами пола. Не так давнопри реконструкции Грановитой палаты Московского Кремля была обнаружена сложнаясистема отопления, действовавшая еще в конце XV века. Благодаря сохранившимсязаписям в дворцовых книгах можно представить, как работала эта системаотопления. Источником тепла служили кирпичные печи, установленные на первомэтаже двухэтажных деревянных хором. Трубы печей проходили через помещенияверхнего этажа, а для того, чтобы тепло поступало в комнаты, в стволе трубыустанавливая душники — металлические коробки, которые открывали сразу же послеокончания топки. Чтобы в трубу не уходил горячий воздух, ее перекрывали начердаке круглым чугунным клапаном — вьюшкой. Холодный воздух проникал в печьчерез топочную дверку, омывая дымообороты, он нагревался и поднимался вверх кдушникам, чтобы отдать полученное тепло верхним этажам. Трубы, пронизывавшиепостройки, украшали росписью или причудливыми изразцами.
Хоромныепечи с насадными трубами — прообраз централизованных систем воздушногоотопления наших дней. В то время они не могли найти широкого применения – ужочень дорог был кирпич. Кроме того, народу нужны были печи, которые служили быне только для отопления, но и для приготовления пищи, сушки продуктов впрок.
Такаяпечь была создана в России и стала известна всему миру как русская печь.Основная ее особенность — туннелеобразная сводчатая варочная камера — горнило,которое разогревается до 2000С. Пекари знают, что это как раз та температура,которая требуется для выпечки хлеба. Специалисты по русской кухне добавят, чторазогретое горнило часами хранит тепло, а значит, в нем можно томить молоко,варить рассыпчатые каши, готовить жаркое. Вкус пищи, приготовленной в печи, незабывается, тут русская печь вне конкуренции по сравнению с другими очагами.
2.1     Из истории русской печи
 
Первыеконструкции русских печей были глинобитными, промятую глину иногда армировалисоломенной сечкой. Процесс набивки печей глиняной массой был сложен, егодоверяли только опытным мастерам, поэтому нередко горнило возводили на срубе избревен. На опалубку набивали свод и, не вынимая ее, поднимали стены.Конструкция сохла несколько дней, а потом ее обжигали несколько недель на маломогне.

/>
Глинобитныйкурной очаг устанавливался на деревянных венцах. Такие печи отапливали доманаших предков более пяти столетий.
Русскиепечи появились в начале XV века и поначалу не имели дымовых труб, то естьтопились «по-черному». Эти печи получили название курных и быстросделались основным, а для крестьян и единственным средством отопления иприготовления пищи. Название не было случайным — печь действительно курилась — большой огонь в ней нельзя было развести, не рискуя поджечь деревянноеподпечье, да и сам дом. Дым заполнял все помещение и выходил наружу черезверхний притвор приоткрытых входных дверей. Через порог этих дверей в домпоступал холодный воздух. Так продолжалось почти до середины XV века, когда встенах стали делать небольшие отверстия для выхода дыма. После топки печи этиотверстия заволакивали — закрывали деревянными заслонками, поэтому вскоре ихстали называть волоковыми окнами. Топили печи и «по-серому» — дымвыпускали на чердак, откуда газы постепенно уходили через слуховые окна инеплотности кровли.
Удивительно,но русские печи, работающие «по-черному» и «по-серому», незагрязняли стен помещения.
Нашипредки умудрялись добиваться полного сгорания дров, так что копоть оседала лишьвокруг «верхника» или у волокового оконца. Секрет в том, что печьтопили дровами лиственных пород: поленья располагали так, чтобы они свободноомывались свежим воздухом, а для того, чтобы избавиться от копоти, сверху клалиполенья из осины. В своде житейских правил и наставлений XVI века, известномнам под названием «Домострой», нашлось место и для такой инструкции:«А в избах всегда печи просматривали внутри печи и на печи, и по сторонами щели замазывать глиною… А на печи бы всегда было бы чисто сметено… иновода наперед припасена б была, пожарные ради притчи...» И верно, — откурных печей нередко занимались опустошительные пожары. В 1571 г. был издан приказ«царева и великого князя диаков», запрещающий топить печи в избах«с весны до самой стужи». Готовить пищу, печь хлеб и калачипредписывалось в надворных русских печах.
Вконце XV века глину все чаще стал заменять обожженный кирпич, а над крышамиподнялись деревянные дымники.
Путьдыма из печи лежал через жилое помещение на чердак, а оттуда в дымник. Системадымоотвода быстро совершенствовалась, и вскоре место дымника заняла труба изтеса, которую стали размещать у самого верхника. Наконец, на исходе века печникиМосковии и Ярославля изобрели новый способ отвода дымовых газов. Над устьемгорнила появился колпак-дымосборник. Функции его разнообразны, поэтому можнослышать разные названия: чело — верхняя часть фасада печи, щиток — защитапомещения от дыма, перетрубье — участок газохода перед трубой. Дымник опустилсядо самого чела, а его верхней части, возвышающейся над крышей, стали придаватьзатейливую форму. Новые дымники во много крат усилили тягу, улучшили горение,но именно они стали причиной частых пожаров. Требовалась безопасная кирпичнаятруба, но она в то время была по карману лишь вельможным дворянам.
Русскуюпечь с кирпичной трубой, установленной непосредственно на ее корпусе, называлибелой. Универсальность и простота конструкции, большая теплоемкость,многофункциональность — все это ставило русскую печь вне конкуренции средиотопительных приборов.
Кладкапечей в России исстари находилась на высоком техническом уровне. Об этомсвидетельствует конструкция курного (без дымовой трубы) очага, который широкоприменялся в Древней Руси. Такой очаг стал прообразом совершенногоуниверсального устройства, известного под названием «русская печь».
ВXV-XVI вв. курные печи стали сооружать с дымовой трубой. Первоначально дымовыетрубы, которые назывались дымницами, выполняли из древесины в виде толстоготеса, что являлось пожароопасным.
Впериод интенсивного развития городов в XVI-XVII вв. русская техника достиглавысокого уровня. Основным центром печного искусства и выучки мастеров печныхдел в период со времени создания Русского государства и до второй половины XVIIв. была Москва. Здесь зарождались прогрессивные конструкции и новыеархитектурные формы отопительных печей, разрабатывалась технология изготовленияпечных изразцов, строились кирпичные заводы и чугунолитейные фабрики,изготовляющие печные приборы.
Существенныйсдвиг в печном деле произошел во время Петровской эпохи. В 1718 г. указом ПетраI было запрещено строительство в Петербурге домов с курными печами идеревянными трубами, а в 1722 г. этот указ распространился и на Москву(непонятно, как люди жили до этого в своих черных, пропитанных сажей избах).Одновременно расширялись существующие и сооружались новые кирпичные заводы.Были изданы обязательные правила кладки наиболее важных элементов печей. В это жевремя было развито производство печных отделочных материалов. Вместо рельефныхтисненых изразцов в печном деле стали применять гладкие расписные изразцыголландского образца. В связи с этим отечественные отопительные толстостенныепечи неправильно стали называть голландскими или «голландками».
Подокументальным источникам установлено, что в XVIII и в начале XIX вв. русскоепечное искусство занимало ключевые позиции в Европе. История сохраниланекоторые имена выдающихся русских печников прошлых веков: Мартына Васильева,Ермолая Иванова, Ивана Степанова и др. Типы русских печей были распространены вГермании, Франции, Англии и других странах Западной Европы. До середины XVIIIв. техника печного отопления развивалась и совершенствовалась исключительно наоснове многовековой практики народных умельцев. Однако им все большетребовалась помощь науки, которая должна была проанализировать созданное завека и наметить пути прогресса в технике отопления.
Основыконструирования печей и систем печного отопления заложил русский архитекторН.А. Львов (1751-1804). Архитектор и строитель И.И. Свиязев в XIX в. изучал ииспытывал многочисленные конструкции отопительного оборудования, теоретическиобосновал приемы его проектирования, а также изобрел многие оригинальныетопливники и печи. И.И. Свиязев в 1867 г. издал «Теоретические основы печногоискусства», в которых привел методику расчета газовых каналов и сечений дымовыхтруб. В 1880 г. профессор С.Б. Лукашевич опубликовал «Курс отопления ивентиляции», где в разделе «Печное отопление» изложил теорию расчета всехэлементов отопительных печей.
Ведущимисоветскими специалистами были пересмотрены существовавшие методыконструирования и расчета бытовых печей, определены пути их стандартизации,повышения КПД и санитарно-гигиенических качеств. Профессор Л.А. Семенов в1939-1940 гг. провел детальные теплотехнические испытания 70 местных источниковтеплоты. Он доказал, что к массовому применению могут быть рекомендованы лишьтакие печи, которые хорошо изучены инструментальными методами и на основетщательного определения теплового баланса. В развитии и совершенствованиипечного дела принимали участие выдающиеся отечественные ученые, профессоры иинженеры: В.М. Чаплин, В.Е. Грум-Гржимайло, Б.М. Аше, И.Ф. Ливчак, И.И. Ковалевский.
Рациональноеотопление относится к важнейшим факторам, оказывающим влияние на созданиекомфортных условий, культуру обитания и экономику эксплуатации зданий. Наряду сразвитием центральных отопительных систем в настоящее время остается актуальнымприменение бытовых печей, способных обеспечить необходимый тепловой режимздания. Печи изготавливают из керамического и огнеупорного кирпича иоблицовывают декоративными теплостойкими материалами.
 
2.2Изразцовые печи и камины на Руси в VII-XIX вв.
Русскиеизразцовые печи XVII—XIX веков создавались народными мастерами. Эти печи нетолько отапливали жилые и общественные здания, но и украшали их интерьеры,поэтому топка зачастую находилась в соседнем помещении.
Первыепечи, облицованные изразцами, появились на Руси в конце XVI — начале XVII века.Было несколько центров, где выделывались печные наборы изразцов. Вначаледелались рельефные терракотовые — «красные» изразцы. На изразцах располагалисьорнаментальные, растительные узоры и сюжетные композиции. Зеркало печи, как правило,белилось.
В 30-хгодах XVII века рельефные изразцы стали покрывать полупрозрачной зеленойполивой — «муравой». Ни терракотовые, ни «муравленые» печи не сохранились донаших дней
В 50-хгодах XVII века в гончарной мастерской на Валдае приглашенные туда белорусскиемастера начали выделывать многоцветные рельефные изразцы (см. изразцы).Некоторые из этих умельцев вскоре были переведены в Новый Иерусалим, а затем вОружейную палату Московского Кремля. И в 1670-х годах уже московские гончарыстали изготавливать рельефные многоцветные изразцы. Количество элементовпечного набора увеличилось, что дало возможность выделывать более богатые печи.На изразцах изменились и сюжетные изображения.
Золотымвеком в производстве этих изразцов была последняя четверть XVII века.Сохранившиеся изразцовые печи этих лет восхищают своим высоким художественнымуровнем. В Москве имеется несколько изразцовых печей этого времени. Наиболееранняя — двухъярусная печь — облицована многоцветными рельефными изразцами;печь 1690-х годов тоже двухъярусная, но облицована уже четырехизразцовымиклеймами; печь конца 1680-х годов — трехъярусная, облицована четырехизразцовымиклеймами более сложного рисунка. В начале XVIII века рельеф печных изразцовстал более плоским, появились новые изображения: медальоны, геральдическиещиты, портреты и примитивная роспись, которая постепенно усложнялась и перешлав сюжетную. В надвратной церкви Троице-Сергиевой лавры сохранилась печь началаXVIII века, облицованная изразцами с рельефными медальонами и примитивнойросписью.
Всередине XVIII века появились многоцветные изразцы с сюжетной росписью ипояснительными подписями. В музее «Покровский собор» на Краснойплощади сохранилась печь, облицованная такими изразцами. Печь трехъярусная, соскромными поясами, цокольной и венчающей частями. Объемная структура ее близкак печам начала XVIII века. Постепенно форма печей и роспись на изразцахусложнились.
Вовторой половине XVIII века изготовлялись изразцы коврового и раппортногохарактера. Снова увеличилось количество изделий печного набора. В изразцовомоформлении печей появляются более сложные детали: колонки, профильныегоризонтальные пояса и сложные завершения. В Волковских палатах есть интереснаяизразцовая печь с крупной многоцветной росписью, напоминающая небольшойпарковый павильон с деталями барочного характера. Возможно, ее выполнилимастера, изготовлявшие печи по заказу В.В. Растрелли для Анненгофского дворца вМоскве. В Суздальском музее имеются печи конца третьей четверти XVIII века. Ониоблицованы двухцветными изразцами с подписями, характерными для печей ещесередины века. Сложная структура и перенасыщенность деталями резко отличают этиобразцы от предшествующих.
Толькоблагодаря большой одаренности мастеров сохранились целостность объемов ипарадный вид печей. Уникальные, очень большие изразцовые печи последнейчетверти XVIII века сохранились в Митрополичьих покоях и Царском чертогеТроице-Сергиевой лавры. Они трехъярусные, с высокими цоколями, сраскрепованными горизонтальными поясами, украшенные колонками и богатымизавершениями. Ниши на зеркале печей придают стройность их пропорциям. Цветовойподбор изразцов сделал печи очень нарядными.
Иногохарактера изразцовые печи украшают интерьеры дворцовых зал в Государственноммузее керамики и «Усадьбе Кусково XVIII века. Они были выполнены мастерами из крепостныхвладельца усадьбы П.Б. Шереметева. В изысканных пропорциях и классичностиросписи изразцов чувствуется талантливая рука художников из семьи Аргуновых.
Впоследней четверти XVIII века в росписи двухцветных печных изразцов сюжетнуюроспись заменила роспись орнаментального характера. Зеркало печей заполнялосьрисунками с изображениями крупных ваз, корзин с цветами, гирлянд и цветов.Пространственное решение пропорций печей становилось более классическим.
Ксередине XIX века затухает искусство художественного изразца. Появились болеедешевые изразцы, рассчитанные на массового потребителя. Краски на нихпостепенно теряли яркость, роспись приобретала очень упрощенный характер, апотом и совсем исчезла. Эти изразцы вытесняла фабричная продукция, хорошая потехническим качествам, но не достигшая эстетической выразительности изразцовнародных умельцев. Художественные изразцовые печи становились редкостью, онивыполнялись только по специальным заказам.
 
2.3Печи сибиряков-старожилов
Винтерьере традиционного жилища русского старожильческого населения ВерхнегоПриобья в конце XIX — первой трети XX вв. одним из наиболее значимых элементовявлялась печь, имевшая многофункциональное назначение. Полевые исследования автора,проводившиеся в 1997–1998 гг., позволили установить конструктивные особенностипечей, возводившихся сибиряками («чалдонами», «старожилами»), и уточнитьнекоторые аспекты семантического ряда, связанного с печью.
Местоположениепечи в доме. В избе старожилы устанавливали одну печь, предназначенную и дляобогрева, и для приготовления пищи, — хлебную, которую располагали в углу избы,слева или справа от входа. Это не исключало установки дополнительных печей, ноих использовали только для обогрева. Устье («чело», «цело», «са/я/ло») хлебнойпечи было обращено к противоположной входу стене и освещалось боковым окном.Печь стояла почти вплотную к боковой стене. Между ними оставалось 20–30 см,где хранили кухонную утварь — ухваты, клюку (кочергу), помело (веник изсосновых лап) и т.п. Между печью и торцевой стеной, над входом, устраивалисьдеревянные полати. Подобную планировку можно отнести к северо-среднерусской. Вкрестовых домах и пятистенках с прирубом печь располагалась так, чтобы можнобыло отапливать либо все помещения, либо несколько из них. В этом случае делалипечь с подтопком или камельком. Изба старожилов делилась на различные части,имевшие свои названия и семантическую нагруженность, связанную с назначением истоявшим там оборудованием. Значимость пространства избы возрастала от входа кпротивоположной стене, где находился «передний угол» с иконами и столом. Самыммалопочетным местом была часть избы около входа, располагавшееся между койкой ипечью, — «под порог». Говорили: «Что, девка, под порогом сидишь, проходи».Правила вежливости заставляли пришедших в дом останавливаться у входа и ждатьприглашения пройти дальше. Пространство между печью и стеной, где располагался«передний угол», старожилы называли «куть». Оно традиционно принадлежало женщинеи предназначалось, в основном, для приготовления пищи и шитья. Там стоял «ящик»с вещами хозяйки — сундук с приданым, взятым из дома родителей. Возле печи былвход в подполье — «голбец». К печи со стороны входной двери примыкала небольшаялавочка, называвшаяся «голбчик».
Установкапечи
Важнымэтапом в строительстве дома было возведение печи. Иногда печь приходилосьставить не только, когда строился новый дом, а несколько раз перекладывать,если она чем-то не устраивала хозяев или прогорала. Но с глинобитной печьютакой неприятности не случалось. Глинобитные или «битые» печи надежнеекирпичных, лучше держат тепло, не отсыревают, с течением времени лишь набираютпрочность, превращаясь в единый фигурный кирпич, который разломать трудно дажеломом. Глину («землю») на печь брали недалеко от деревни, а иногда, еслиглинистые слои подходили близко к поверхности земли, то и в своем голбчике.Использовали обыкновенную красную глину, пластичную, но не жирную. Старожилыбитье печи приурочивали к полнолунию, чтобы впоследствии она не трескалась и неотсыревала.
Обычновозводили так называемые русские печи в с дымоходом — «белые». Печей бездымоходов — «черных» в начале XX в. старожилы не ставили. В отличие от них,если судить по воспоминаниям Р. Вороновой, рукопись которой хранится в архивеМошковского р-на Новосибирской обл., еще к началу колхозного движения, т.е. к1930-м годам, некоторые переселенцы жили «в избах из толстых бревен смаленькими, высоко поднятыми над землей окошечками, вместо стекол быливставлены животные пузыри. Ребятишки всю долгую зиму жались на полатях. Печитопились «по-черному» и когда становилось нечем дышать, открывали дверь наулицу в сорокоградусный мороз».
Нужноотметить, что печи по-черному были широко распространены в Сибири в XVII —XVIII вв. даже среди знати. Например, такая печь стояла даже в личных покояхтобольского архиепископа Киприана. Печь без дымохода, сделанная по «всемправилам», и сейчас ценится чалдонами, только они предпочитают устраивать ее вбане. По их мнению, она обладает многими положительными свойствами — жаркостью,большей, по сравнению с белыми печами, экономичностью в расходе дров. Сибирякиотмечают целительные, «обеззараживающие» свойства черных печей.
 
2.4Русская глинобитная печь в деревянной рубашке
Немногимизвестно, что в России были и есть еще кое-где до сих пор так называемыеглинобитные печи в деревянных опечках, которые совмещают в себе все достоинствавышеперечисленных печей, и вдобавок обладают своими, несвойственными тем,другим, достоинствами! Русская печь, как мать родная, накормит и обогреет, акогда надо — вылечит и обсушит. В помещении она создает неповторимый уют. Азапах пищи, приготовленной в русской печи, не сравним ни с чем. Интересно всеже узнать, как эту русскую чудо-печь делали наши предки и как делают редкиезодчие сегодня.
Послетого, как кирпич для печной головы и на трубу заготовлен, где добывать глину — известно, надо подготовить крепкое основание и специальный инструмент. Напечных работах — свой, особый порядок. Фундамент, деревянный каркас, основа ивременная опалубка готовились когда-то самим хозяином или наемными плотниками.Все деревянные части такой печи называются опечками. Они необходимы во времяпечебития и в дальнейшем. Во-первых, углы от этого прочнее, во-вторых, каменнаямасса печи, одетая в деревянную рубашку, окрашенную мягкой масляной краской,выглядит не так строго, а даже празднично и оригинально. В-третьих, человек своображением и конструкторскими навыками может создавать просто сказочныепечные формы. Все зиждется на деревянном фундаменте (смотрите общую схему«опечек»). Над полом выкладывают мощную деревянную раму из толстых брусьев, наней — настил из толстых плах, под ним — пустое место, где впоследствии любятспать кошки. На раме четыре-шесть стоек каркаса потоньше. Между ними, с трехсторон — широкие доски одеяния, на середине — приступка, вверху по периметру,обычно на уровне верхней перемычки дверной коробки, брус «воронец». За негоцепляешься, забираясь на печь. В него врубаются чугунные брусья полатей ипосудных полок и иногда крест под матицу. Все это последовательноустанавливается в процессе битья печи.
Длямест с открытыми участками обогрева готовятся временные опечки — широкие доскии подпорки для них, фундамент под талую печь, когда грунт прочный, можносделать ряжевый или на столбах. Предпочтения какому-то из них раньше не было.Кто хотел надежней — рубил ряжевый. Под него до устройства пола устраивают наземле ровную площадку, поверхность трамбуют «бабой» — деревянной чуркой сручкой на две руки с верхнего торца. Сам ряж делают из толстых бревен,укладывая их горизонтально клеткой. Некоторые бревна крепят скобами. По высотеряж точно подводят под доски чистого пола. Все остальное полагают уже на нихсверху. Столбчатый фундамент можно сделать даже тогда, когда пол уже настлан. Вдосках пола долбят и выпиливают квадратные отверстия под заготовленные сзатесами сверху с четырех сторон столбы. Поставить их легче снизу, из подполья.Так они не вращаются в отверстиях, конструкция будет стабильной.
Наутрамбованную землю под столбы укладывают плоские камни-башмаки. Под полом,конечно, должно быть сухо, поэтому не надо даже прокладывать изоляционныйматериал. Стойки на пять сантиметров высовываются из под пола, на них выделанышипы прямоугольного сечения 6х6 см. На них укладывают продольные балкидеревянной рамы из толстого бруса. Кто-то соединяет их с досками поладополнительно коксами. Поперечины врубают без остатка. Соединения крепятнагелями. Со стороны шолныша (рабочее место хозяйки) у продольных балокоставляют выпуски, снизу им придают фигурную форму, называют -такие выпуски«кончиками». На них удобно щепить лучину, при необходимости что-то разрубитьсильным ударом, т.е. использовать иногда вместо разделочной доски. Отсюда онидотянутся до вьюшки (или задвижки). Вторая балка-поперечина со стороны шолнышаменьше по сечению и между ней и полом оставляют промежуток. Это подпечье. Здесьобычно хранят кочергу, ухваты для горшков, лопаты — для того, чтобы сажать впечь хлеба и многое другое.
Глинудля печи часто берут прямо под окнами дома, в огороде. Для такой печи идетименно красноватая жирная глина. Не годятся красная зернистая глина «горошница»и все остальные разновидности глины, глины других цветов. В общем процессепечебитья участвуют обычно десять человек: четверо копают и носят глину в дом,двое мнут и подают на печь, четыре человека непосредственно бьют печь. Длябитья печи необходимы «хны». Это большие деревянные молотки из сосны сручкой-сучком. Ручка немного выгнута. Так удобней работать. Один конец ударнойчасти плоский. Им ровняют и уплотняют поверхность. А второй — затесан с двухсторон на клин. Им толкут или бьют глину печи, пробираясь в углы и узкие местамежду опалубками.
/>
Общаясхема «опечек»: 1 — доски постоянных «опечек»; 2 — приступка; 3 — доски временных «опечек»; 4 — подпорки и распорки; 5 — брус «воронец»; 6 — «творило» — внутренняя опалубка; 7 — стойка

Конструкциявнутренней опалубки не простая. Ее, как и внешнюю, собирают по мере наполненияглины (но готовят заранее). Свод топки делают в форме пологой полубочки. Дляхорошей топки надо соблюсти условие: дуга свода должна начинаться с основания,без прямых стенок. Тогда и тяга будет, и жар будет оставаться внутри. В углахпрочные обрезные доски соединяют впритык — в четверть. Доски передней торцевойстенки изнутри топки посередине наполовину надпиливают, чтобы по окончанииработы можно было их выбить и достать последовательно, не потревожив свода, уостальных досок «творила» — так называется эта опалубка — делают веревочныеручки. Их при наборе располагают со стороны устья, готовят заранее.Просверливают по два отверстия в каждой доске недалеко от края, между нимипоперек доски вырезают бороздки под веревку. Вдевают веревку, завязывают дваузла, оставляя изнутри свободную петлю. Так она не забивается и не оставляетзаметных следов на поверхности свода. Получаются веревочные петли — ручки. Приразборке с их помощью легче отрывать доски от плотно держащей их глины, послетого, как сбитая глиняная часть постояла два-три дня.
/>
Общаясхема печи: 1 — шесток; 2 — под; 3 устье; 4 — чело; 5 — кожух (голова); 6 — вьюшка; 7 — разделка; 8 — печная труба над перекрытием; 9 — лежанка; 10 — зеркало; 11 — печувы; 12 — приступка; 13 — опечки; 14 — подпечье (кошкин лаз)

Чтобытяжесть глины и сильные удары не прогибали и не проломили доски творила,изнутри необходимо подставлять подпорки. Ими могут быть обрезки досок, бруса,кирпичи. К творилу когда-то относились очень бережно, оно путешествовало познакомым в соседних деревнях. При установке нижних досок творила на сбитуюнижнюю глиняную часть основания (глины — 15 см, земли — 5 см, камней — 10 см,битого стекла — 2 см и глины — 5 см) под каждый угол подкладывают дощечки,чтобы оно не провалилось и не перекосилось во время битья. Печь обычно бьют впомещении со вставленными и закрытыми окнами. Шесток и соответственно уровеньпода в топке располагают на уровне подоконников (примерно 75 см от пола).
Надозаметить, что во время печебития — заполнения глины между опалубками — каждуюпорцию глины тщательно пахтают вначале на полу, уже в помещении, а затембеспрестанно бьют на месте, чтобы в массе ее не оставалось никаких сухихкусочков и пустот. Для добра в стены печи по старинной традиции вкладываютладан, деньги — для богатства. Кто-то в процессе работы глину подсаливает,примерно так, как солят картошку, когда ее дарят. Один мой знакомый подсыпалотходы ячменя (мякину) — «два больших короба». Возможно, после прогорания этихчастичек в массе глины остаются мелкие воздушные пустоты, от этого печьработает в более благоприятном режиме. Глину наполняют одновременно со всех сторонв промежутки между творилом и досками внешней опалубки. Временные доскиподпирают глину, укрепляют их распорками от стен помещения. Если каркас опечекделают не мощный, к стойкам изнутри крепят проволоку и концы ее с петлямизабивают в глину. Работники наверху во время всего процесса, не переставая,толкут каждую новую порцию глины. Сверху свод перекрывают кусками глиныразмером примерно 40х30 см. Если в семье много маленьких детей, свод делаюттолще, чтобы они не обжигались, устанавливается воронец, поверхность сверхузаглаживается. Теперь по старинному обряду надо ловко клеткой сложить кии.Хозяйка пытается поставить в этот садок блюдо с кашей. Если не получается — плохо сложили, мастера неопытные, могут остаться без угощения, но, как правило,блюдо стоит хорошо. Все! Каменные работы — не сразу и не завтра, а возможнылишь через три дня. Сейчас начинается веселье, пляски на остатках глины. Хозяинугощает мужчин водкой, девушек пряниками и булками. Это «печное» угощение.
Тридня прошло, печь отдохнула, глина окрепла, но не высохла, убирают распорки иснимают временную опалубку с той стороны, где намереваются устроить шесток (1).Вырезают топором или большим ножом в глине отверстие — устье будущей топки саркой в верхней части. Для крепления под арку вставляют специально выкованнуюзаранее по ее форме металлическую шину (полосу). Кто-то во время битья печиставит сюда чурку. Сейчас ее достают и опять же придают устью желаемые форму иразмер. Показались передние доски творила, они изнутри надпилены по центру,поэтому выбить их внутрь не трудно. Их достают. Освобождают творило отвременных креплений. Дергая за веревочные ручки, последовательно достают всеостальные доски. Чтобы не повредить поверхность основания, ведь глина ещепроминается и окрепла не достаточно, на время всех манипуляций на нееукладывают для опоры доски. С помощью ножа на поверхности свода убирают всеподтеки и подливы. Какие-то места подмазывают.
«Под»в топке и основание шестка, его продолжение, как говорилось ранее, выкладываютиз кирпича плашмя (2). Количество кирпичей в ряду зависит от ширины печи.Желательно, чтобы это был прочный кирпич. Дальний конец пода внутри топкидолжен быть повыше передней кромки шестка на 4-6 см Это улучшает тягу. Выложитьс таким уклоном основание поможет плотницкий уровень. Первым надо положитькрайний кирпич шестка, вторым повыше кладут кирпич к задней стенке топки.Заданную разницу в уровнях видно под концом ровной доски над кирпичом нашестке, удерживаемой горизонтально по уровню, в то время, как другой конец ееопирается на кирпич внутри. Положили на глиняный раствор с примесью песка обаэти кирпича, опустили на них доску.
Еенижняя кромка помогает выложить на этом уровне всю площадь пода с равномернымпонижением, уровень укладываемых кирпичей регулируется толщиной раствора.Желательно швы этой кладки перевязывать, как это показано на рисунке. Приработе пользуются молотком каменщика, насаженным на деревянную ручку. Припомощи зубила этого молотка кирпичам придают любую форму. Легкими ударамиделают насечки, а резкими — «бойком» — отшибают лишнее.
/>
Технологиякладки глинобитной печи
Кондиционныйкирпич колется просто. Если его смочить — легко подчиняется умелым действиямпечника. В процессе кладки вначале печник вдавливает кирпич руками, пошатываяего в свежем растворе, потом слегка подстукивает молотком, выступающий уголвколачивает ручкой. Чтобы не было трещин в кирпичной кладке печи, каждый кирпичперед укладкой на место смачивают. Для перевязки возводимых от уровня подастенок печной головы с глиняной сбитой массой, по мере работы в глине по угламвырезают штрабы.
Толщинастенок печной головы (кожуха) — полкирпича, ширина самого кожуха обычно равняетсядвум кирпичам. По центру в кладке оставляют проем, через который будетосуществляться доступ к устью топки. На определенном уровне — чуть ниже аркиустья топки, чтобы во время топки дым не выбрасывало в помещение — этот проемперекрывают перемычкой — деревянным прочным бруском (3). В верхних углах проемапод ней желательно (для улучшения тяги) положить тесаные на угол кирпичи. Науровне верхней кромки сбитой части печи горизонтально крепят к двум стойкамопечек металлическую кованую полосу сечением 30х5 мм. Она будет нужна, чтобыначать укладывать на нее с этого уровня кирпичи перекрытия дымохода кожуха ичтобы предотвратить проминание глины под ними (4). Можно для облегчения кладкиперекрытия просто перекрывать проем кирпичом, выдвигая каждый следующий ряд наполовину кирпича. Значит, достаточно двух рядов, чтобы перекрыть внутреннеепространство шириной в полтора кирпича. С одной стороны надо оставить отверстиедля дымохода размером в один кирпич. Сверху над перекрытием (5) на высоту в двакирпича кладка ведется по периметру. Внутри нее на этом уровне проходит каналдымохода, и с правой стороны, где канал поворачивают вверх, направляя в дымовуютрубу, устанавливают задвижку. Над каналом дымохода делают еще одно перекрытие- выкладывают три ряда кирпича и разделку (противопожарное расширение) трубы вперекрытии дома, завершая тем самым очередной этап работ по печи (6).
Поканаемный мастеровой занимается кладкой трубы, хозяин спокойно заканчивает работувнутри помещения. Он снимает все распорки, временные опечки. Подливы в местахсоединения досок срезает ножом. Неровные места слегка подмазывает ладонью.Когда-то было не принято делать поверхность идеально ровной, хотя бока печиснаружи издавна называют «зеркалами». С боков ножом вырезают неглубокие ниши — печуры. В них будет теплее. Печуры часто выделывают в форме «городка». Они по-своемуукрашают интерьер. Между потолком и воронцом можно поставить подпорку. Еслипечь чуть поведет, она ограничит это движение.
 

3Конструктивные особенности
Существуетмного вариантов конструкции русских печей, например, есть вариант с двумяочагами (один из очагов используется преимущественно для быстрого приготовленияпищи, второй — преимущественно для обогрева в зимнее время).
Русскиепечи бывают разных размеров и разных конструкций — простые и более сложные, сплитой и обогревательным щитком. Эти печи практически универсальны, но имеют инекоторые недостатки. Так, в них затруднено приготовление некоторых блюд,требующих наблюдения за их приготовлением: в горниле русской печи наблюдать заэтим практически невозможно.
Большимнедостатком русских печей является то, что они выделяют тепло начиная с уровняпода печи, который находится на расстоянии до 900 мм от пола, и та частьпомещения, которая находится ниже пода, не нагревается.
Не всетопливо в русской печи горит одновременно во всех точках горнила. Так, частьтоплива, которая находится ближе к устью, сгорает гораздо быстрее, чем та, чтонаходится у задней стенки. Это происходит потому, что большая часть кислорода,необходимого для горения, расходуется у самого устья и к задней стенке егодоходит очень мало.
Рассмотримдетали простой русской печи без самоварника (рис. 180).
Печьстроится на прочном фундаменте, на 100 мм превышающем размеры печи. В ее нижнейчасти остается свободное пространство — подпечье 1 с отверстием в переднейчасти печи. Подпечье используется для хранения печного инвентаря: ухватов,кочерги, совков и др.
Подпечьеперекрывается кирпичным сводом, полосовой, угловой или другой фасонной сталью,бетонными балочками либо деревянными брусками, по которым устраивают бетонныйили деревянный настил 2. Доски берут толстые, нестроганые. Самыми безопасными впожарном отношении являются железобетонные или бетонные плиты либо кирпичныйнастил по стальным или бетонным балкам. Их концы должны заходить на стенкикладки как минимум на 50, а лучше на 100 мм. На уровне настила с передней частипечи делают холодный печурок 3.
/>
Воизбежание сильного нагревания по деревянному настилу надо укладыватьдвух-трехслойную изоляцию из войлока, вымоченного в глиняном растворе ипокрытого сверху кровельной сталью, которую предварительно окрашивают с двухсторон. Такая изоляция предохраняет доски от излишнего нагревания ипредупреждает высыпание засыпки 4 из-под пода 5. Швы между бетонными плитамиили кирпичами обязательно промазывают любым раствором. Кроме того, деревянныечасти необходимо предварительно обработать антисептиком против жуков-древоедови древесного гриба.
Спередней стороны на уровне пода печи, примерно на высоте 800-900 мм от пола,устраивают шесток 6, ровную площадку из кирпича, на которую лучше всего уложитьчугунную плиту без конфорок. Плита предохраняет кирпичную площадку от быстрогоразрушения и облегчает передвигание по ней посуды. Над шестком оставляютотверстие прямоугольной формы — окно шестка 7. На шесток ставят различнуюпосуду.
Окношестка перекрывается кирпичной арочкой или двумя кусками угловой или полосовойстали. С лицевой стороны кладут угловую сталь, а с внутренней — полосовую,потому что она меньше нагревается. Широкая же полка уголка, выходящая вперетрубье 10, нагревается сильнее. По правилам пожарной безопасности здесьнельзя применять деревянные брусья. Вместо них можно уложить бетонную балочку.
Вовсех других случаях, кроме перечисленных, при кладке печей в местах сильногонагрева не рекомендуется применять сталь, так как, нагреваясь, она расширяетсяи разрушает кладку.
Протившестка расположена главная часть печи — варочная камера 8 (горнило) сотверстием — челом 9 (устьем) в передней стенке камеры, которое бываетпрямоугольной формы или в виде свода. Устье служит для закладывания в горнилотоплива, установки посуды с пищей. Над устьем, до верха горнила, расположенастенка — газовый порог 11 высотой не менее 180 мм, считая от верха горнила.Свод горнила должен быть приподнят не менее чем на 50 мм по сравнению с егопередней стороной, считая от шестка. Это необходимо для того, чтобы горячиегазы все время находились в под-сводном пространстве, расположенном выше устья,и нагревали не только свод, но и под печи. Задерживаемые таким образом горячиегазы там полностью сгорают, способствуя нагреванию печи. Если такого пороганет, то горячие газы будут уходить в атмосферу.
Вшестке справа (или справа и слева) от устья имеются впадины, называемыезольниками или очелками 12. В них часто находится различная посуда или зола.Устье печи закрывается заслоном (заслонкой) нужной формы с одной или двумяручками.
Надшестком расположено перетрубье 10 (как бы опрокинутый ящик), в которомсобирается дым, откуда он попадает в трубу. Чтобы печь не дымила, расстояние отшестка до перетрубья не должно превышать высоты устья печи более чем на 220 мм(три ряда кладки). Перетрубье, т. е. дымный ход от устья печи до самой вьюшки,должно сужаться постепенно, а не уступами, что достигается путем стесываниякирпича. Если при соблюдении этих условий печь все же будет дымить, причинудымления следует искать в трубе.
Дляулавливания искр при выходе газов в дымовую трубу перед вьюшкой 13 илизадвижкой 14 устраивают специальную стенку со скосом, образуя как бы ящик, вкотором к тому же собирается падающая со стенок трубы сажа. Перед вьюшкойставят плотно закрывающуюся дверку. Печь можно закрывать или только однойзадвижкой, или только одной вьюшкой, но более плотно она закрывается тем идругим одновременно либо двумя задвижками, выше которых начинается труба 15.Задвижку рекомендуется ставить выше вьюшки, которая является хорошей вытяжкой.
Самаяответственная часть печи — это варочная камера. Кирпич для ее устройства долженбыть отборным, особенно для выполнения свода 16. Стенки варочной камеры могутбыть различной толщины. Тонкие стенки быстро нагреваются, но и быстро остывают,толстые — наоборот. Нормальной считается толщина стенок в 3/4 кирпича (кирпичплашмя и на ребро), но лучше в 1 кирпич. Переднюю наружную и внутреннюю стенкиперед горнилом выполняют в 1/2 кирпича. Свод камеры должен иметь уклон к устью.При устройстве перекрыши 18 над камерой верхняя плоскость печи должна бытьровной. Так как свод выполнен с уклоном, по нему приходится устраиватьвыравнивающий слой в виде песчаной засыпки 17. Некоторые печники засыпкузаменяют глиняным раствором на мелком кирпичном щебне.
Подрасположен в нижней части варочной камеры. Для его выполнения необходим ровныйи гладкий кирпич. Настилку пода ведут без раствора, насухо. До ее началанеобходимо сделать засыпку 4 из материала, накапливающего в себе теплоту иравномерно прогревающегося. Хорошая засыпка обеспечивает нормальное пропеканиехлебобулочных изделий с нижней стороны.
Длязасыпки подходит крупнозернистый песок, смешанный с битым стеклом (листовым,бутылочным и т. п.) либо с гравием или щебнем крупностью 150-180 мм. Еслиприменяют мелкий гравий или щебень, то их следует перемешать с песком, а поверхнасыпать слой крупнозернистого песка толщиной 20-30 мм.
Настилаютпод с небольшим плавным подъемом (30-50 мм) к задней стенке камеры, чтообеспечивает равномерное сгорание всего топлива. Если под сделатьгоризонтальным, то топливо, сгорая очень медленно, будет слабо нагревать печь.Под настилают двумя способами: либо после того как будет выложен один рядкладки стенок выше уровня пода, либо после того как варочная камера будетвыложена полностью. В первом случае работать гораздо удобнее; во втором — приходится работать лежа на груди.
Формасвода (рис. 181) в русских печах играет громадную роль. Одни формы выкладыватьпроще, другие — сложнее. Своды полуциркульной формы выкладывать легче, но от нихнеравномерно отражаются горячие газы и под нагревается слабее. Это прочный своди воспринимаемая им нагрузка в очень малой степени передается стенкам. Пологиетрехцентровые своды класть труднее, и они больше распирают стенки, но затообеспечивают равномерное и сильное нагревание пода. Пологие своды очень хорошонагревают под, но не выдерживают большой нагрузки, поэтому требуют устройствастяжек по лицевой поверхности печи из круглой, уголковой или полосовой стали.
Некоторыепечники делают трехцентровые своды бочкообразной формы. Кроме обычного подъемак задней стенке, такой свод еще имеет подъем на 30 мм в средней части,превышающий подъем у задней стенки. Ширина свода также увеличивается в серединена 50-60 мм. Свод бочкообразной формы выкладывать труднее, но зато печь лучшепрогревается; горячие газы как бы расстилаются по своду и не попадают вперетрубье, как и искры, а это более безопасно в пожарном отношении.
Многиемастера рекомендуют зауживать варочную камеру к устью на 40-90 мм, посколькуэто также улучшает работу печи по сравнению с печами, имеющими камеруодинаковой ширины.
Сводлюбой формы выкладывают одновременно с обеих сторон, продвигаясь к середине.Когда останется промежуток меньше 1/4 кирпича, в него с усилием закладываютзамковый кирпич, обмазанный с трех сторон глиняным раствором.
Этоткирпич должен прижимать все ранее уложенные кирпичи друг к другу. Поэтому воставленное для него место его иногда забивают поленом или киянкой (деревянныммолотком). Пяты, или площадки, в стенах, на которые опирается свод, вытесываютиз хорошего кирпича с нужным уклоном, для чего кирпич необходимо проверятьшаблоном.
Длявыкладывания свода с нечетным количеством кирпичей, когда последний кирпичбывает замковым, свод следует рассчитать, вычертив на бумаге в натуральнуювеличину.
Прощевсего устроить глинобитный свод. Для этого изготовляют прочную опалубку иприготовляют глинобит — обычный глиняный раствор для кирпичной печной кладки.Глинобит должен быть очень густым. Если на него встать, то на нем не должно оставатьсяследов от обуви. Если из него приготовить кирпич в натуральную величину,положить его серединой на палочку, он должен только слегка изогнуться. Глинобитготовят на деревянном щите слоем 5-7 см. Нарезают его полосами шириной 10-15см, так чтобы кромки были срезаны на конус. Полосы укладывают на опалубку,выполненную по кривой свода, и хорошо уплотняют деревянным молотком диаметромне менее 10 см. Смачивать стыкуемые кромки водой во время стыкования нельзя.Через неделю или больше опалубку разбирают. Кладка выше свода производитсяобычно.
Боковыестенки над сводом до перекрыши образуют как бы коробку, которую заполняютпеском, а сверху из кирпича в один ряд настилают перекрышу. Иногда ее полностьювыкладывают из кирпича. Однако такие толстые стенки плохо передают тепло. Лучшев одной или обеих стенках сделать печурки (углубления). Количество печурокзависит от длины камеры, их может быть 3 или 4. Они хорошо передают тепло впомещение и весьма удобны для сушки мелких предметов. Печурки следует располагатьтак, чтобы они перекрывались на уровне перекрыши двумя-тремя рядами кладки.Ширина печурок 150-200 мм, высота — 210 мм. Перегородки между ними выполняют в1/2 кирпича, что дает возможность перекрыть печурки сверху целым кирпичом.
Самоварники,или душники, бывают квадратными или круглыми. Иногда в них вставляют дверки,чаще же закрывают коробочками из кровельной стали. Иногда для этой целииспользуют деревянные чурки, что нежелательно, так как бывают случаи ихвозгорания. Форма коробочки должна повторять форму отверстия. Желательновставить в душник рамку по форме отверстия из кровельной стали, котораяпредохраняет его от разрушения крышкой. Для душника обязательно устраиваютотдельный канал, закрываемый маленькой задвижкой, чтобы через него в зимнеевремя из помещения не уходило тепло.
Какбыло сказано ранее, для более надежного закрывания печи рекомендуется ставитьвместо одной задвижки две или задвижку и вьюшку. Располагают их одну над другойна расстоянии трех-пяти рядов кладки. Чаще у начала трубы ставят вьюшку, а надней задвижку, иногда — наоборот. Если канал душника выводят так, что оннаходится между вьюшкой и задвижкой, то, когда ставят самовар, достаточнооткрыть только задвижку (если она выше вьюшки). Задвижка над вьюшкой удобна итем, что для лучшего нагревания щитка или перетрубья задвижку немногоприкрывают, регулируя тем самым выход из печи горячих газов в трубу. Вьюшказакрывает канал плотнее задвижки, так как сначала укладывают блинок, а затемвсе накрывают крышкой. Открывать и закрывать задвижки более удобно, чем вьюшки.
Топливов русскую печь рекомендуется укладывать ближе к устью, так как при этомулучшается горение. Посуду для приготовления пищи ставят около устья на подварочной камеры. При выпечке хлеба после топки всю золу выгребают из варочнойкамеры, под заметают веником или метлой. Лопату слегка посыпают мукой, кладутна нее приготовленное тесто нужной формы (обычно круглой), подносят лопату стестом к устью, вдвигают по поду в нужное место и рывком сбрасывают (сдвигают)тесто на под, «сажают» хлеб.

4Печи в истории и сейчас
 
Печив истории
Когда-топечь в избе была центральным элементом, будучи основным отопительным элементом,– она согревала дом, отдавая хозяевам свое жаркое тепло. Приготовление пищи,естественно, не обходилось без участия печи: тут пекли хлеб, сушили грибы изерно и т.д. Лечить разную простудную хворь и то было делом печи. Больного наспециальном лежаке, грубо говоря, заталкивали в широко раскрытый зев печи, длятого, чтобы тот хорошенечко пропотел. Снаружи печь обрызгивали водой иликвасом, и густой «хлебный» пар был своего рода ингаляцией и благотворно влиялна больного. В печи с тебя сходило семь потов, ты дышал паром, и наступаловыздоровление. Все это в большей степени относится, конечно, к русской печи илипечам крестьянским.
Азагляните в дом аристократа, — печь изразцовая или чугунная — его неотъемлемаячасть. Очень много разных образцов антикварных печей, изразцовых и чугунных,сейчас можно приобрести в различных антикварных магазинчиках и мастерскихЕвропы; особенно известны немецкие мастера-реставраторы.
Илипройдите, ну, к примеру, по Большому дворцу Петергофа. В большинстве из заловВы найдете фигурную изразцовую печь на золоченых ножках с колонками ирасписанную кобальтом – характерная печь для середины XVIII века.
Печисейчас
Длянас, людей современных, концептуальных, индустриальных, вечно все упрощающих истремящихся к функциональности, экономии, минимализму печи выше описанные сталипочти ненужными. Зачем строить печь, если хватает современных систем отопления?И все же батареям и газовым котлам никогда не достичь того же неповторимого,эстетичного, чарующего шарма, которым обладают печки. Кроме того, тепло,которое печь отдает, называется «лучистым». Сложенная в определенном местепечь, со своей теплоотдачей в совокупности с естественной циркуляциейкомнатного воздуха, создает оптимальные пропорции воздухообмена, благоприятновлияющего на организм человека.
Впоследнее время все чаще и чаще в наших загородных домах стали появляться либочугунные антикварные печи, либо стилизованные, либо русские печи. Кто любиттрадиционность, неравнодушен к изобретениям дедов и достаточно оригинален, всеже впустит в свой дом печь. Тем более ее видов достаточно, чтобы удовлетворитьлюбые Ваши вкусы: печи антикварные, варочные и банные, русская печь, каминныепечи, теплонакапительные печи, конвекционные печи и мобильные печи-камины.Выбор, как видите, абсолютно не скудный.
Внастоящее время появляется большое количество печей промышленного производства.Широкое распространение получают каминные печи, сочетающие в себе печь и камин.Продолжается совершенствование кирпичных печей.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Организация оплаты труда 4
Реферат Мировые религии. Буддизм
Реферат Проблема оптимизации стоимости имущества в налоговом менеджменте
Реферат Образ Тараса Бульбы — воплощение ратного духа запорожцев
Реферат Технологический процесс сборки матрицы штампа холодной объемной штамповки корпуса внутреннего
Реферат Food and agriculture in bangladesh: a success story
Реферат ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРУКТУРНЫХ ФОРМУЛ ПРИ ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ В СОСТАВЛЕНИИ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ
Реферат Государственное образование: органы, образовательная политика в разные периоды развития государства: от Древней Руси до наших дней
Реферат Организация оплаты труда 9
Реферат Современная (дарвинизированная) наука – как пример теоретической ямы
Реферат Торонто. Онтарио /english/
Реферат Государственное регулирование внешней деятельности
Реферат Понятие, наименование, сущность и правовая природа международного частного права
Реферат Русская религиозная философия конца XIX- начала XX вв. \Вл. Соловьев, Н. Бердяев, В. Розанов, С. Булгаков\
Реферат Montaigne Essay Research Paper Montaigne in his