Содержание Введение 1. Методологические аспекты найма жилого помещения в государственном и муниципальном фонде 1. Исторический аспект регулирования найма жилого помещения в законодательстве Российской Империи и советском законодательстве 2. Регулирование отношений найма жилого помещения в законодательстве Российской Федерации 2. Характеристика договора найма жилого помещения 8 2.1.
Понятие договора социального найма жилого помещения 2. Предмет договора социального найма жилого помещения 3. Субъекты договора социального найма жилого помещения 4. Особенности возникновения отношений пользования жилым помещением в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования 3. Практика применения законодательства о найме жилого помещения
в государственном и муниципальном фонде 19 Заключение 30 Список литературы 31 Введение Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11).
При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. С учетом положений международно-правовых актов в статье 40
Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении
своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации). Основные принципы, формы и порядок реализации права граждан на жилище определены в Жилищном кодексе Российской Федерации, введенном в действие с 1 марта 2005 года. Наряду с приобретением и строительством гражданами жилья за собственные средства без ограничения площади
одним из способов осуществления предусмотренного ст. 40 Конституции РФ права на жилище является социальный найм жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования. 1. Методологические аспекты найма жилого помещения в государственном и муниципальном фонде 1. Исторический аспект регулирования найма жилого помещения в законодательстве Российской Империи и советском законодательстве В дореволюционной
России регулирование найма жилых помещений осуществлялось в рамках гражданского права. Соответствующие нормы содержались в Своде законов гражданских (том X Свода законов Российской Империи). Найм жилья оформлялся как имущественный найм, и норм, специально посвященных этим отношениям, не выделялось. Государство (в частности, местное самоуправление), несмотря на сложившийся к концу XIX в. в России жилищный кризис1, в его разрешении не участвовало.
В советский период Гражданский кодекс РСФСР 1922 г. не рассматривал договор найма жилого помещения как самостоятельный вид гражданско-правового договора. Отношения по найму жилья регулировались нормами главы, посвященной имущественному найму. Некоторые нормы этой главы были специально посвящены отдельным аспектам найма жилых помещений. В целом регулирование этих отношений в первые годы советской власти осуществлялось посредством норм,
содержащихся в различных постановлениях, инструкциях, циркулярах. Впервые договор найма жилья подробно регулировался постановлением ЦИК СССР № 112, СНК СССР от 17.10.37 № 1843 "О сохранении жилищного фонда и улучшении жилищного хозяйства в городах". Основы гражданского законодательства Союза ССР 1961 г. и Гражданский кодекс РСФСР 1964 г. систематизировали нормы о найме жилого помещения.
Договор найма жилого помещения был выделен в отдельную главу (хотя к нему еще применялись нормы, регулирующие имущественный найм). Договор найма жилого помещения был срочным, возмездным договором, направленным на передачу гражданам в пользование имущества определенного рода - жилого помещения для проживания в нем. С принятием Основ жилищного законодательства Союза ССР 1981 г. и разработанного в соответствии с ними
Жилищного кодекса РСФСР 1983 г. регулирование отношений по найму жилого помещения стало осуществляться названными нормативными правовыми актами, а нормы Основ гражданского законодательства Союза ССР 1961 г. и Гражданского кодекса РСФСР 1964 г посвященные найму жилого помещения, утратили силу. Впервые договор найма жилого помещения стал бессрочным. С этого момента и до принятия Основ гражданского законодательства
Союза ССР 1991 г.2 найм жилого помещения регулировался исключительно жилищным законодательством. Необходимо отметить, что на протяжении всего советского периода в условиях доминирующего положения государства в системе удовлетворения жилищных потребностей граждан нормативное регулирование жилищных отношений осуществлялось, в основном, административными методами, и роль договора найма жилого помещения была сведена к минимуму. 2. Регулирование отношений найма жилого помещения в законодательстве
Российской Федерации Вследствие политических и экономических преобразований, произошедших в России в начале 90-х гг. XX столетия, наряду с наймом жилья в государственном и общественном жилищном фонде появилась еще одна разновидность договора, на основании которого могло осуществляться возмездное владение и пользование жилыми помещениями, называемая в Законе РФ от 24.12.92 № 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" договором аренды.
Договор аренды применялся в случаях, когда гражданам и юридическим лицам жилые помещения передавались собственниками во владение и пользование без ограничения размеров за договорную (коммерческую) плату. В настоящее время вопросы временного пользования чужими жилыми помещениями на основании договора урегулированы гл. 35 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ). В соответствии с ГК РФ на основе договора аренды жилое помещение может передаваться во владение и пользование только
юридическим лицам. В случаях, когда жилое помещение передается во владение и пользование гражданам, ГК РФ различает две разновидности найма жилых помещений - договор найма жилых помещений и договор найма жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования (договор социального найма). Как уже было сказано, в советском законодательстве под договором найма жилого помещения понимался найм жилья, находящегося в государственном жилищном фонде (собственником основного жилищного
фонда выступало государство). В настоящее время договором найма жилого помещения называются совершенно иные по сути отношения возмездного владения и пользования чужими жилыми помещениями. В литературе договор найма жилого помещения часто называют договором коммерческого найма3, поскольку основной целью наймодателя, передающего жилое помещение во владение и пользование нанимателя, является получение прибыли. Впервые понятие "договор социального найма жилого помещения" введено в
гражданский оборот ГК РФ. Уточнение наименования договора, регулирующего отношения найма жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования, вызвано необходимостью отграничить его от смежного с ним договора коммерческого найма жилого помещения. Современное нормативное регулирование отношений найма жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования осуществляется актами различных по сути государств -
СССР, РСФСР и Российской Федерации. Нормы ГК РФ применяются к договору социального найма, если иное не предусмотрено жилищным законодательством (п. 3 ст. 672 ГК РФ), основу которого составляет Жилищный кодекс РСФСР и другие нормативные акты советского периода. Поскольку акты советского жилищного законодательства не соответствуют современным социально-экономическим
условиям в России, их положения подлежат применению лишь в той степени, в которой не противоречат законодательным актам Российской Федерации. Противоречивость нормативных актов, регулирующих жилищные отношения, обусловливает трудности правоприменения, создает условия для различных нарушений и злоупотреблений в жилищной сфере. 2. Характеристика договора найма жилого помещения 2.1. Понятие договора социального найма жилого помещения
Понятие договора социального найма закреплено в Законе РФ "Об основах федеральной жилищной политики", в котором под договором социального найма жилого помещения понимается соглашение, по которому собственник государственного или муниципального жилищного фонда либо управомоченное им лицо (наймодатель) предоставляет во владение и пользование гражданину (нанимателю) благоустроенное жилое помещение (как правило, в виде квартиры) в пределах нормы площади жилого помещения,
а наниматель обязуется использовать его для проживания и своевременно вносить плату за жилое помещение. Название договора социального найма жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования отражает сущность этого гражданско-правового договора, которая заключается в удовлетворении государством потребности в жилье тех граждан, которые не имеют возможности улучшить свои жилищные условия за счет собственных или кредитных средств.
Целью заключения договора социального найма является передача жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде во владение и пользование граждан, которые должны использовать его по прямому назначению, т.е. для проживания. Договор социального найма жилого помещения является консенсуальным (права и обязанности сторон возникают с момента заключения договора) и взаимным (обязанности наймодателя корреспондируют правам нанимателя). Из определения договора социального найма, содержащегося в
Законе РФ "Об основах федеральной жилищной политики", следует, что договор социального найма является возмездным (основная обязанность нанимателя - вносить плату за пользование жилым помещением). Вместе с тем приведенное определение договора социального найма заслуживает критики, поскольку не учитывает, что законодательство для некоторых категорий граждан допускает возможность бесплатного пользования жилым помещением на основании договора социального найма (ст.
59 Жилищного кодекса РСФСР). Таким образом, стоит согласиться с высказанным в литературе мнением о том, что возмездность не является обязательным признаком договора социального найма4. Жилое помещение на основании договора социального найма предоставляется гражданам в бессрочное пользование. 2.2. Предмет договора социального найма жилого помещения В соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ в любом договоре условие о предмете считается безусловно существенным.
Таким образом, договор социального найма может считаться заключенным только в случае, если он содержит признаки, позволяющие индивидуализировать передаваемое по договору социального найма жилое помещение Следует согласиться с мнением Ю.К.Толстого о том, что индивидуализировать жилое помещение позволит только точно указанный адрес5. Предметом договора социального найма жилого помещения может выступать жилое помещение, находящееся в государственном или муниципальном жилищном фонде социального использования
(п. 1 ст. 672 ГК РФ). Под жилищным фондом социального использования понимается совокупность всех жилых помещений, включая жилые дома, квартиры и иные жилые помещения, заселенных на условиях договора социального найма и предоставляемых в пределах нормы жилой площади, жилые помещения в коммунальных квартирах, специализированные дома и жилые помещения в них. Состав жилищного фонда социального использования подвижен, поскольку одни жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма и, таким образом, включаются
в состав жилищного фонда социального использования, другие - приватизируются и, таким образом, утрачивают принадлежность к этому фонду6. Характер предмета договора социального найма обусловлен законом. Жилое помещение, передаваемое по договору социального найма, состоящее из квартиры либо из одной или нескольких комнат, должно предназначаться для постоянного проживания граждан и быть изолированным (ч. 1 ст. 7 и ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РСФСР). Часть комнаты, смежные комнаты (связанные общим входом)
и подсобные помещения не могут быть самостоятельным предметом договора социального найма. К жилым помещениям, передаваемым гражданам на основании договора социального найма, Жилищный кодекс РСФСР предъявляет также такое требование, как благоустроенность применительно к условиям данного населенного пункта и соответствие установленным санитарным и техническим требованиям (ч. 1 ст. 40). Кроме того, при предоставлении жилого помещения на основании договора социального найма
учитываются интересы граждан (например, не допускается заселение одной комнаты лицами разного пола старше 9 лет и др.). Спецификой предмета договора социального найма является то, что он нормируется в законодательном порядке (норма жилой площади на человека в соответствии с Жилищным кодексом РСФСР составляет 12 м2 на одного человека). В отличие от договора коммерческого найма жилого помещения предмет договора социального найма в каждом
случае определяется не соглашением сторон, а административными правовыми актами (решением соответствующего органа власти, ордером). 2.3. Субъекты договора социального найма жилого помещения Относительно особенностей субъектного состава договора социального найма жилого помещения следует отметить, что наймодателем в указанном виде гражданско-правового договора может выступать только юридическое лицо, поскольку предметом договора служит жилое помещение, находящееся в собственности
Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований. На стороне наймодателя по договору социального найма могут выступать государственные органы и органы местного самоуправления, уполномоченные представлять интересы собственника, а также государственные и муниципальные предприятия и учреждения, в хозяйственное ведение или оперативное управление которых переданы жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда.
Нанимателем жилого помещения по договору социального найма может являться только гражданин, поскольку жилое помещение передается нанимателю для его проживания в нем. Особого внимания заслуживает правовое положение членов семьи нанимателя, которое отличается от правового положения лиц, постоянно проживающих совместно с нанимателем по договору коммерческого найма. В соответствии с п. 3 ст. 672 ГК РФ члены семьи нанимателя, проживающие совместно с ним по договору
социального найма жилого помещения, пользуются равными с нанимателем правами и несут все обязанности, вытекающие из договора. Статьей 53 Жилищного кодекса РСФСР к указанному положению добавляется, что совершеннолетние члены семьи несут солидарную с нанимателем имущественную ответственность по обязательствам, вытекающим из договора. В литературе неоднократно высказывалось заслуживающее поддержки мнение, что все члены семьи нанимателя
являются также нанимателями жилого помещения7, хотя и формально стороной в договоре не являясь. Договор социального найма заключает член семьи, достигший совершеннолетия, и уполномоченный заключить такой договор8. По существу, наниматель выступает законным представителем членов семьи9, чем порождает у них права и обязанности по договору социального найма. Таким образом, некоторые ученые справедливо отмечают наличие в договоре социального найма на стороне
нанимателя так называемого "субъектного состава"10 (член семьи нанимателя и сам наниматель с правовой точки зрения выступают как сонаниматели), являющегося особенностью этого вида гражданско-правового договора. 2.4. Особенности возникновения отношений пользования жилым помещением в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования Право на жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования
возникает у граждан в результате осуществления сложной юридической процедуры, в которую входит признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий и постановка на учет (ст. 30, 31 Жилищного кодекса РСФСР), принятие решения соответствующего органа власти о предоставлении конкретного жилого помещения, выдача гражданину ордера на жилое помещение (ст. 47 Жилищного кодекса РСФСР), заключение договора социального найма жилого помещения (ст.
51 Жилищного кодекса РСФСР). В литературе такая сложная процедура получила название юридического состава, предшествующего возникновению жилищного правоотношения11. В настоящее время нуждаемость является общей предпосылкой осуществления гражданами права на получение жилой площади в домах государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на основании договора социального найма (обеспеченность граждан жилой площадью размером ниже установленной
нормы на одного человека; проживание граждан в жилом помещении, не отвечающем санитарным и техническим требованиям; наличие у граждан некоторых заболеваний и др.). Предоставление гражданам жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования производится в порядке очередности, которая определяется, исходя из времени постановки на учет. Жилищный кодекс РСФСР предусматривает для некоторых категорий граждан право на получение жилого
помещения в первую очередь, а в определенных случаях и вне очереди. Заключению договора социального найма предшествует вынесение государственными или муниципальными органами власти (органами юридического лица, которому на праве хозяйственного ведения или оперативного управления принадлежит жилое помещение) решения о предоставлении гражданину, состоящему на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, конкретного жилого помещения и затем выдача ордера на жилое помещение.
Следует согласиться с высказанным в литературе мнением, что названные юридические факты (решение о предоставлении жилья и ордер) как элементы юридического состава разделены искусственно и, по сути, являются единым административным актом, облеченным в надлежащую форму12. Исходя из подп. 2 п. 1 ст. 8 ГК РФ принятие решения о предоставлении жилого помещения и выдача ордера являются основаниями для возникновения гражданских прав и обязанностей, в частности, основаниями для
последующего заключения договора социального найма и вселения в жилое помещение. Единственным основанием возникновения жилищного правоотношения является договор социального найма жилого помещения, который заключается в простой письменной форме на основе типового договора13. Письменная форма договора социального найма жилого помещения не является условием его действительности и поэтому ранее на практике договор социального найма зачастую заключался в устной форме (наниматель
жилого помещения сдавал ордер в жилищно-эксплуатационную организацию и вселялся в указанное в ордере жилое помещение). В период подготовки проекта Жилищного кодекса РФ, находящегося в настоящее время на рассмотрении Государственной Думы РФ, активно обсуждались роль и место договора социального найма жилых помещений в новых социально-экономических условиях. Высказывалось мнение о том, что обеспечение жильем из государственного
и муниципального жилищного фонда всех нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан имеет негативное свойство формировать у них иждивенческое отношение к решению своих жилищных проблем, нежелание вкладывать собственные средства в приобретение и строительство жилья. С учетом этого предлагалось максимально сократить участие государства в решении жилищной проблемы граждан. Стоит согласиться, что в условиях изменившихся отношений собственности социальный найм жилых помещений
не должен продолжать оставаться основной формой удовлетворения жилищных потребностей граждан. Вместе с тем, институт социального найма нельзя недооценивать. В соответствии с Конституцией Российская Федерация - социальное государство, основополагающим принципом которого является ответственность государства перед личностью. Такой подход возлагает на государство обязанность осуществлять заботу о малоимущих, низкооплачиваемых
и иных наименее социально защищенных слоях общества, не имеющих возможность самостоятельно решить свою жилищную проблему14. В настоящее время значительное число российских семей по причине низкой платежеспособности не в состоянии улучшать свои жилищные условия с использованием рыночных механизмов15. С учетом этого значение предоставления жилья из государственного и муниципального жилищного фонда социального использования по-прежнему остается велико. Предлагаемый проектом подход к обеспечению граждан жильем
в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования отличается от подхода, закрепленного в жилищном законодательстве в настоящее время. Ниже будут рассмотрены наиболее значимые нововведения проекта, касающиеся цены, предмета, субъектов договора социального найма жилого помещения, а также порядка его заключения16. Жилые помещения из муниципального жилищного фонда предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилом помещении бесплатно (т.е. без взимания платы
за пользование жилым помещением). Жилые помещения в жилищном фонде РФ и субъектов РФ по договору социального найма предоставляются за доступную плату иным категориям граждан, признанным по установленным федеральным законодательством или законодательством субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в порядке, установленном соответственно федеральным законодательством или законодательством субъекта РФ. В целом необходимо отметить, что бесплатное обеспечение жильем малоимущих
граждан, по своей сути, малоэффективно и невыгодно для бюджетов муниципальных образований. Однако в роли пострадавших окажутся не муниципальные образования, а малоимущие граждане, для которых закрепленное в законодательстве право получить в безвозмездное пользование жилое помещение может остаться декларацией. Как наиболее приемлемый следовало бы рассмотреть подход, предусматривающий безвозмездное предоставление жилья гражданам лишь в качестве исключения.
Гражданам, имеющим доход, реально не позволяющий улучшить жилищные условия за счет собственных или кредитных средств, благоустроенное жилье должно предоставляться на основе договора социального найма за доступную плату. Для граждан, занимающих жилые помещения на основании договора социального найма за доступную плату, проект допускает изменение условий платы за пользование жилыми помещениями в случае изменения оснований, дающих гражданину право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Такой же подход предполагается использовать при расчете платы за жилье для граждан, которые в настоящее время уже пользуются жилыми помещениями по договору социального найма. Нетрудно предположить, что на практике такая система оплаты пользования жилым помещением в фонде социального использования будет способствовать постепенному вытеснению экономически состоятельных граждан из государственного и муниципального фонда социального использования. Главной причиной такого вытеснения явится то, что
предлагаемая проектом схема оплаты социального жилья в жилищном фонде РФ и субъектов РФ, по сути, допускает уравнивание договора социального найма и договора коммерческого найма жилья по основному отличающему их элементу - плате за наем. В соответствии с проектом цена договора социального найма должна возрастать по мере роста дохода нанимателя, что в итоге будет приводить к превращению социального найма в коммерческий.
Касаясь предмета договора социального найма, следует отметить, что в ЖК необоснованно отсутствует институт дополнительной площади. Как указывалось выше, возможность предоставления дополнительной площади целесообразно было бы сохранить в Жилищном кодексе РФ для отдельных категорий граждан, страдающих некоторыми видами заболеваний, не позволяющих им проживать в одном жилом помещении совместно с другими гражданами17.
ЖК содержит новеллы, касающиеся субъектного состава договора социального найма. Так, нанимателем по договору социального найма жилого помещения в муниципальном жилищном фонде сможет выступать только гражданин, признанный малоимущим. В жилищном фонде РФ и субъектов РФ жилое помещение сможет быть передано по договору социального найма иным категориям граждан, определенным законами РФ и субъектов
РФ. Иными словами, проект прикрепляет различные категории граждан, которые смогут выступать нанимателями по договору социального найма, к определенным жилищным фондам. В соответствии с ЖК основным критерием, определяющим право гражданина на бесплатное получение жилого помещения в муниципальном жилищном фонде на основании договора социального найма, является не нуждаемость в улучшении жилищных условий, а неудовлетворительное имущественное положение.
При этом не конкретизируется, стоимость какого имущества должна учитываться при решении вопроса об отнесении граждан к категории малоимущих. Такие уточнения необходимы, поскольку малоимущими и нуждающимися в жилом помещении могут быть признаны граждане, являющиеся собственниками жилых помещений, рыночная стоимость которых сделать это объективно не позволяет. Установление общих условий, с соблюдением которых субъекты
РФ должны определять основания и порядок признания граждан малоимущими, необходимо, в том числе, и на федеральном уровне. Иначе на практике неизбежно сложится ситуация, когда по основаниям, установленным субъектами РФ, в категорию малоимущих будет попадать лишь очень незначительное число граждан. Для остальных же граждан, доходы и стоимость имущества которых будут чуть выше определенного субъектами РФ порога, но в то же время не позволяющими решить жилищную проблему самостоятельно, вопрос улучшения
жилищных условий останется неразрешимым. При этом следует иметь в виду, что в такую "не малоимущую" категорию в первую очередь попадет множество работников бюджетной сферы (учителя, врачи и др.), не имеющих права на получение жилья по иным основаниям из федерального жилищного фонда и жилищного фонда субъектов РФ. Представляется, что в Жилищном кодексе РФ должен быть закреплен основополагающий принцип отнесения граждан к категории малоимущих.
Этот принцип должен базироваться не на статистическом установлении традиционного критерия бедности - прожиточного минимума, а на реальной оценке доходов граждан и на соотнесении их величины с возможностью удовлетворить потребность в жилище гражданами самостоятельно. На протяжении всего советского периода договору найма жилого помещения не придавалось правоустанавливающего значения. Как отмечается в литературе18, договор найма жилого помещения практически никогда не заключался.
В настоящее время подобный подход препятствует полноценной реализации прав как нанимателей, так и наймодателей. С учетом этого проектом предусматривается, что единственным основанием вселения в жилое помещение и пользования им является договор социального найма, который заключается на основании решения о предоставлении жилого помещения. Понятие ордера в проекте не используется. Справедливую критику сегодня встречает существующая система множества очередей на получение жилья по
договору социального найма. И.А.Фаршатов справедливо указывает, что это выглядит попыткой решить чисто экономические проблемы правовым путем19. С целью устранения многоочередности проектом закрепляется положение, в соответствии с которым предоставление нуждающимся гражданам жилых помещений на основании договора социального найма осуществляется в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Однако предлагаемый вариант решения проблемы многоочередности представляет собой лишь новый порядок
предоставления гражданам жилья на основе договора социального найма и не способствует разрешению существа застарелой проблемы - длительности ожидания гражданами улучшения жилищных условий. Введение нового порядка предоставления жилья на основании договора социального найма при существующих малых объемах строительства, по сути, является очередной ничего не гарантирующей формальностью. Исключение из общего правила предоставления жилья в фонде социального использования проектом установлено
только для граждан, проживающих в жилых помещениях, которые стали непригодными для проживания в результате аварийного состояния, стихийного бедствия или другой чрезвычайной ситуации и ремонту или реконструкции не подлежат. Представляется, что перечень граждан, которые могут претендовать на внеочередное улучшение жилищных условий, следует дополнить гражданами, страдающими заболеваниями, не позволяющими проживать с ними в одном жилом помещении другим лицам. 3. Практика применения законодательства о найме жилого
помещения в государственном и муниципальном фонде Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 ЖК РФ). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных
федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 ЖК РФ). Вместе с тем Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает оснований, порядка и последствий признания решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным. В связи с этим судам следует исходить из того, что нарушение требований
Жилищного кодекса Российской Федерации при принятии решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма с учетом положений пункта 2 части 3 статьи 11 ЖК РФ и части 4 статьи 57 ЖК РФ может служить основанием для предъявления в судебном порядке требования о признании этого решения, а также заключенного на его основании договора социального найма недействительными и выселении проживающих в жилом помещении лиц. Поскольку указанные требования связаны между собой, в
целях правильного и своевременного рассмотрения и разрешения дела они подлежат рассмотрению судом в одном исковом производстве (статья 151 ГПК РФ). Требования о признании недействительными решения о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма и заключенного на его основании договора социального найма подлежат разрешению исходя из аналогии закона (часть 1 статьи 7 ЖК РФ) применительно к правилам, установленным статьей 168
ГК РФ, о недействительности сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам, а также пунктом 1 статьи 181 ГК РФ, предусматривающим трехгодичный срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки, течение которого начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки. С требованием о признании недействительными решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма и заключенного на его основании договора социального найма вправе обратиться гражданин,
организация, орган местного самоуправления или иной уполномоченный орган, принявший решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, если они считают, что этими решением и договором нарушены их права (пункты 2, 6 части 3 статьи 11 ЖК РФ, абзац пятый статьи 12 ГК РФ, пункт 2 статьи 166 ГК РФ), а также прокурор (часть 1 статьи 45 ГПК РФ). Суд вправе признать решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма
недействительным, если будет установлено, что: а) гражданами были предоставлены не соответствующие действительности сведения, послужившие основанием для принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (например, о составе семьи, об источниках и уровне доходов, а также об имуществе членов семьи, подлежащем налогообложению); б) нарушены права других граждан на указанное жилое помещение (например, нарушена очередность предоставления жилого помещения); в) совершены неправомерные действия должностными лицами при решении вопроса о предоставлении
жилого помещения; г) имели место иные нарушения порядка и условий предоставления жилых помещений по договору социального найма, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента, законами субъекта Российской Федерации. Поскольку недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны
с ее недействительностью, и она недействительна с момента ее совершения (пункт 1 статьи 167 ГК РФ), то в случае признания недействительным решения о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма признается недействительным также и заключенный на основании данного решения договор социального найма, а лица, проживающие в жилом помещении, подлежат выселению из него в ранее занимаемое ими жилое помещение, а в случае невозможности выселения в ранее занимаемое жилое помещение
им исходя из конкретных обстоятельств дела может быть предоставлено жилое помещение, аналогичное ранее занимаемому (пункт 2 статьи 167 ГК РФ). Согласно части 2 статьи 69 ЖК РФ члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности независимо от того, вселялись ли они в жилое помещение одновременно с нанимателем или были вселены в качестве членов семьи нанимателя впоследствии.
Члены семьи нанимателя имеют, в частности, следующие права: бессрочно пользоваться жилым помещением (часть 2 статьи 60 ЖК РФ); сохранять право пользования жилым помещением в случае временного отсутствия (статья 71 ЖК РФ); участвовать в решении вопросов: переустройства и перепланировки жилого помещения (пункт 5 части 1 статьи 26 ЖК РФ), вселения в установленном порядке в жилое помещение других лиц (статья 70 ЖК РФ), обмена жилого помещения (статья 72 ЖК РФ), сдачи жилого помещения в поднаем (статья 76
ЖК РФ), вселения временных жильцов (статья 80 ЖК РФ), переселения в жилое помещение меньшего размера (статья 81 ЖК РФ), изменения договора социального найма (статья 82 ЖК РФ), расторжения договора социального найма (часть 2 статьи 83 ЖК РФ). Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма
(обязательства по сохранности жилого помещения и поддержанию его в надлежащем состоянии, по текущему ремонту жилого помещения, по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 3 статьи 67 ЖК РФ). Следует иметь в виду, что Жилищный кодекс Российской Федерации (часть 1 статьи 70 ЖК РФ) не предусматривает возможности ограничения соглашением сторон права пользования жилым помещением по договору социального найма вселенного члена семьи нанимателя.
Отказ наймодателя в даче согласия на вселение других лиц в жилое помещение может быть оспорен в судебном порядке. Вместе с тем причины, по которым члены семьи нанимателя отказывают в даче согласия на вселение в жилое помещение других лиц, не имеют правового значения, а потому их отказ в таком согласии не может быть признан судом неправомерным. Вселение в жилое помещение новых членов семьи нанимателя, согласно части 2 статьи 70 ЖК РФ, влечет за собой необходимость внесения соответствующих изменений в ранее заключенный
договор социального найма жилого помещения в части указания таких лиц в данном договоре. Вместе с тем несоблюдение этой нормы само по себе не является основанием для признания вселенного члена семьи нанимателя не приобретшим права на жилое помещение при соблюдении установленного частью 1 статьи 70 ЖК РФ порядка вселения нанимателем в жилое помещение других граждан в качестве членов своей семьи. 28. Если на вселение лица в жилое помещение не было получено письменного согласия нанимателя и (или)
членов семьи нанимателя, а также согласия наймодателя, когда оно необходимо (часть 1 статьи 70 ЖК РФ), то такое вселение следует рассматривать как незаконное и не порождающее у лица прав члена семьи нанимателя на жилое помещение. В таком случае наймодатель, наниматель и (или) член семьи нанимателя вправе предъявить к вселившемуся лицу требование об устранении нарушений их жилищных прав и восстановлении положения, существовавшего до их нарушения (пункт 2 части 3 статьи 11
ЖК РФ), на которое исходя из аналогии закона (часть 1 статьи 7 ЖК РФ) применительно к правилам, предусмотренным статьей 208 ГК РФ, исковая давность не распространяется. При удовлетворении названного требования лицо, незаконно вселившееся в жилое помещение, подлежит выселению без предоставления другого жилого помещения. В силу части 4 статьи 69 ЖК РФ, если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения
по договору социального найма (например, в связи с расторжением брака, прекращением ведения общего хозяйства), но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи, в том числе: право бессрочно пользоваться жилым помещением (часть 2 статьи 60 ЖК РФ), сохранять право пользования жилым помещением в случае временного отсутствия (статья 71 ЖК РФ), право вселять в жилое помещение других лиц с соблюдением правил статьи 70
ЖК РФ, право требовать принудительного обмена жилого помещения в судебном порядке (статья 72 ЖК РФ), право заключать договор поднайма с соблюдением правил статьи 76 ЖК РФ и др. Поскольку за бывшим членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, продолжающим проживать в жилом помещении, сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи, то для вселения нанимателем своего супруга, своих совершеннолетних детей и родителей, других
граждан в качестве членов своей семьи требуется получение письменного согласия названного бывшего члена семьи нанимателя (часть 1 статьи 70 ЖК РФ). Получение согласия бывшего члена семьи нанимателя в установленной законом форме требуется также и в иных случаях осуществления нанимателем правомочий по договору социального найма (обмен жилого помещения, передача его в поднаем, вселение временных жильцов, замена жилого помещения, перепланировка и переустройство жилого помещения, изменение или расторжение договора).
Частью 4 статьи 69 ЖК РФ установлена самостоятельная ответственность бывшего члена семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, продолжающего проживать в этом жилом помещении, по его обязательствам, вытекающим из соответствующего договора социального найма. Поэтому он вправе потребовать от наймодателя и нанимателя заключения с ним отдельного соглашения, определяющего порядок и размер его участия в расходах по внесению платы за наем жилого помещения и коммунальные услуги,
ремонт и содержание жилого помещения. Предложение о заключении такого соглашения может также исходить и от нанимателя. Споры, возникающие в связи с отказом наймодателя и (или) нанимателя заключить такое соглашение или в связи с недостижением соглашения между сторонами по его содержанию, разрешаются в судебном порядке. Необходимо иметь в виду, что Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит норм о праве члена семьи нанимателя жилого помещения потребовать от
наймодателя изменения договора социального найма путем заключения с ним отдельного договора социального найма. В связи с этим требование члена семьи нанимателя о заключении с ним отдельного договора найма жилого помещения (в том числе с учетом положений статьи 5 Вводного закона и в отношении жилого помещения, предоставленного по договору социального найма до 1 марта 2005 года), исходя из объема жилищных прав нанимателя и членов его семьи, определенных статьей 67
ЖК РФ и пунктом 6 Типового договора социального найма жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2005 г. N 315, удовлетворению не подлежит. При временном отсутствии нанимателя жилого помещения и (или) членов его семьи, включая бывших членов семьи, за ними сохраняются все права и обязанности по договору социального найма жилого помещения (статья 71 ЖК РФ). Если отсутствие в жилом помещении указанных лиц не носит временного
характера, то заинтересованные лица (наймодатель, наниматель, члены семьи нанимателя) вправе потребовать в судебном порядке признания их утратившими право на жилое помещение на основании части 3 статьи 83 ЖК РФ в связи с выездом в другое место жительства и расторжения тем самым договора социального найма. Разрешая споры о признании нанимателя, члена семьи нанимателя или бывшего члена семьи нанимателя жилого помещения утратившими право пользования жилым помещением по договору социального найма вследствие их
постоянного отсутствия в жилом помещении по причине выезда из него, судам надлежит выяснять: по какой причине и как долго ответчик отсутствует в жилом помещении, носит ли его выезд из жилого помещения вынужденный характер (конфликтные отношения в семье, расторжение брака) или добровольный, временный (работа, обучение, лечение и т.п.) или постоянный (вывез свои вещи, переехал в другой населенный пункт, вступил в новый брак и проживает с новой семьей в другом жилом помещении и т.п.), не чинились ли ему препятствия в пользовании
жилым помещением со стороны других лиц, проживающих в нем, приобрел ли ответчик право пользования другим жилым помещением в новом месте жительства, исполняет ли он обязанности по договору по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и др. При установлении обстоятельств, свидетельствующих о добровольном выезде ответчика из жилого помещения в другое место жительства и об отсутствии препятствий в пользовании жилым помещением, а также о его отказе в одностороннем порядке от прав и обязанностей по договору социального
найма, иск о признании его утратившим право на жилое помещение подлежит удовлетворению на основании части 3 статьи 83 ЖК РФ в связи с расторжением ответчиком в отношении себя договора социального найма. Отсутствие же у гражданина, добровольно выехавшего из жилого помещения в другое место жительства, в новом месте жительства права пользования жилым помещением по договору социального найма или права собственности на жилое помещение само по себе не может являться основанием для признания отсутствия этого гражданина
в спорном жилом помещении временным, поскольку согласно части 2 статьи 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права. Намерение гражданина отказаться от пользования жилым помещением по договору социального найма может подтверждаться различными доказательствами, в том числе и определенными действиями, в совокупности свидетельствующими о таком волеизъявлении гражданина как стороны в договоре найма жилого помещения.
В соответствии с частью 1 статьи 72 и статьей 74 ЖК РФ предметом договора обмена жилыми помещениями могут быть только жилые помещения, предоставленные гражданам по договору социального найма, а субъектами обмена - наниматели социального жилья. Обмен жилых помещений, относящихся к фонду социального использования, на жилые помещения индивидуального, специализированного и жилищного фонда коммерческого использования ("смешанный" обмен), а
также обмен членом семьи нанимателя по договору социального найма приходящейся на него доли площади жилого помещения с другим лицом при условии вселения его в качестве члена семьи нанимателя ("родственный" обмен) Жилищным кодексом Российской Федерации не предусмотрен. Исходя из положений статьи 5 Вводного закона ограничения в отношении предмета и субъектов договора обмена жилыми помещениями применяются и к жилым помещениям, предоставленным гражданам по договору социального
найма до 1 марта 2005 года. Также следует иметь в виду, что порядок и условия реализации нанимателем и членами его семьи права на обмен жилого помещения определены в статьях 72 - 74 ЖК РФ. Их нарушение может служить основанием для признания обмена жилыми помещениями недействительным (часть 1 статьи 75 ЖК РФ). Обмен может быть признан судом недействительным, кроме того, по основаниям, установленным гражданским законодательством для признания сделок недействительными (например, фиктивность
обмена, совершение обмена под влиянием обмана, вследствие заблуждения). Обязательным условием обмена занимаемого по договору социального найма жилого помещения является получение нанимателем письменного согласия всех проживающих совместно с ним членов его семьи, в том числе временно отсутствующих, а также наймодателя (часть 1 статьи 72 ЖК РФ), а если в жилом помещении проживают несовершеннолетние, недееспособные или ограниченно дееспособные
граждане, являющиеся членами семьи нанимателя также согласия органов опеки и попечительства. Наймодатель, согласно части 4 статьи 74 ЖК РФ, вправе отказать в даче согласия на обмен жилыми помещениями только в случаях, предусмотренных статьей 73 ЖК РФ и частью 5 статьи 72 ЖК РФ, содержащей требование о соблюдении учетной нормы общей площади на каждого вселяющегося в результате обмена члена семьи. Отказ наймодателя в даче согласия на обмен жилыми помещениями может быть оспорен
нанимателем и членами его семьи в судебном порядке по правилам искового производства. По правилам искового производства рассматриваются и разрешаются также дела по искам проживающих совместно с нанимателем членов его семьи о принудительном обмене жилого помещения (часть 3 статьи 72 ЖК РФ), если между нанимателем и членами его семьи не достигнуто соглашение об обмене. При этом под заслуживающими внимания доводами и интересами лиц, проживающих в обмениваемом жилом помещении,
которые должны учитываться судом при разрешении данных дел, следует понимать наличие обстоятельств, препятствующих им в силу возраста, состояния здоровья, места работы, учебы и т.п. пользоваться предоставляемым в порядке обмена жилым помещением. Если спор об обмене возник между бывшими членами семьи, занимающими отдельную квартиру, несогласие одного или нескольких из них переехать в жилое помещение, расположенное в коммунальной квартире, само по себе не является основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку
при распаде семьи, повлекшем необходимость обмена, данные лица фактически уже не пользуются отдельной квартирой. Расторжение договора социального найма жилого помещения и выселение из него граждан по требованию наймодателя или органов государственной власти и органов местного самоуправления, как следует из положений части 4 статьи 3 ЖК РФ, возможны лишь по установленным в Жилищном кодексе Российской Федерации основаниям и порядке (статьи 29, 83, 85 -
91 ЖК РФ). Применение положений Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям по расторжению и прекращению договора социального найма исходя из содержания пункта 3 статьи 672 ГК РФ не допускается. Выселение является крайней мерой ответственности и возможно лишь при установлении факта систематичности противоправных виновных действий со стороны нанимателя и (или) членов его семьи, которые, несмотря на
предупреждение наймодателя в любой форме (устной или письменной) о необходимости устранить допущенные нарушения, эти нарушения не устранили. Под использованием жилого помещения не по назначению исходя из положений частей 1 - 3 статьи 17 ЖК РФ следует понимать использование жилого помещения не для проживания граждан, а для иных целей (например, использование его для офисов, складов, размещения промышленных производств, содержания и разведения животных), то есть фактическое превращение жилого помещения в нежилое.
В то же время необходимо учитывать, что законом (часть 2 статьи 17 ЖК РФ) допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности (например, научной, творческой, адвокатской и др.) или индивидуальной предпринимательской деятельности без перевода его в нежилое гражданами, проживающими в нем на законных основаниях (в том числе по договору социального найма), но при условии, что это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования,
которым должно отвечать жилое помещение (пожарной безопасности, санитарно-гигиенические и др.). К систематическому нарушению прав и законных интересов соседей нанимателем и (или) членами его семьи с учетом положений части 2 статьи 1 и части 4 статьи 17 ЖК РФ следует отнести их неоднократные, постоянно повторяющиеся действия по пользованию жилым помещением без соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении или доме граждан, без соблюдения
требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, правил пользования жилыми помещениями (например, прослушивание музыки, использование телевизора, игра на музыкальных инструментах в ночное время с превышением допустимой громкости; производство ремонтных, строительных работ или иных действий, повлекших нарушение покоя граждан и тишины в ночное время; нарушение правил содержания домашних животных; совершение в отношении соседей хулиганских действий и др.).
Если такие действия совершаются бывшим членом семьи нанимателя, то, поскольку он и наниматель, а также члены его семьи, проживающие в одном жилом помещении, фактически становятся по отношению друг к другу соседями, заинтересованные лица вправе обратиться с требованием о выселении бывшего члена семьи нанимателя из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения на основании части 1 статьи 91 ЖК РФ. Под систематическим бесхозяйственным обращением с жилым помещением, ведущим к его разрушению,
следует понимать целенаправленные постоянного характера действия нанимателя и (или) членов его семьи, влекущие повреждение либо уничтожение структурных элементов квартиры (окон, дверей, пола, стен, санитарно-технического оборудования и т.п.). Принимая во внимание, что наймодатель вправе назначить нанимателю и членам его семьи разумный срок для устранения допущенного их действиями разрушения жилого помещения (часть 1 статьи 91 ЖК РФ), суду при рассмотрении дела о выселении необходимо проверить, назначался ли
такой срок наймодателем и были ли предприняты нанимателем и членами его семьи какие-либо меры для устранения этих нарушений (приведения жилого помещения в состояние, пригодное для постоянного проживания). Заключение Таким образом, в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения. Проживающие по договору социального найма жилого помещения совместно с нанимателем члены его семьи
пользуются всеми правами и несут все обязанности по договору найма жилого помещения наравне с нанимателем. По требованию нанимателя и членов его семьи договор может быть заключен с одним из членов семьи. В случае смерти нанимателя или его выбытия из жилого помещения договор заключается с одним из членов семьи, проживающих в жилом помещении. Договор социального найма жилого помещения заключается по основаниям, на условиях и в порядке, предусмотренных жилищным законодательством.
К такому договору применяются правила статей 674, 675, 678, 680, пунктов 1 - 3 статьи 685 Гражданского кодекса. Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании
содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации). Список литературы 1. Гражданский кодекс Российской Федерации. 2. Труды Комиссии по муниципальной жилищной политике. М 1917. Вып. I. С. 48. 3. Брагинский М.И Витрянский
В.В. Договорное право. Кн. 2. Договоры о передаче имущества. М 2002. С. 677. 4. Толстой Ю.К. Жилищное право. М 2006. С. 28. 56. Крашенинников П.В. Жилищные права граждан: Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" (постатейный комментарий). М 2007. С. 87. 6. Аскназий С.И Брауде И.Л Пергамент
А.И. Жилищное право. М 1956. С. 90; Брагинский М.И Витрянский В.В. Договорное право. Кн. 2. Договоры о передаче имущества. М 2002. С. 698. 7. Советское гражданское право / Под ред. В.А.Рясенцева. М 1987. Т. 2. С. 120. 8. Советское гражданское право / Под ред. О.Н.Садикова М 1983. С. 251. 9. Марткович
И.Б. Жилищное право. Закон и практика. М 2000. С. 200. 10. Толстой Ю.К. Жилищное право. М 2006. С. 28. 11. Басин Ю.Г. Вопросы советского жилищного права. Алма-Ата, 1963. С. 350. 12. Улетова Г.Д. Договор социального найма в условиях перехода к рынку. Автореф. дис. канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2009.
С. 7. 13. Чигир В.Ф. Жилищное право. М 1986. С. 70. 14. Фаршатов И.А. Право на жилище в условиях перехода к рыночной экономике // Журнал российского права. 2000. № 7. С. 53.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |