Министерствообразования Российской Федерации
Российскийгосударственный профессионально – педагогический университет Художественно –педагогический институт
Кафедрапрофессионально — педагогического образования
РАЗРАБОТКАПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ НА КОМПЛЕКТ ЖЕНСКОЙ ОДЕЖДЫ ДЛЯ СРЕДНЕЙВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ (С ИЗГОТОВЛЕНИЕМ ИЗДЕЛИЯ)
Пояснительнаязаписка к дипломному проект
030503.04.921ПЗ
Кемерово
2008
/>
РЕФЕРАТ
Дипломный проект содержит106 листов машинописного текста, 5 иллюстраций, 24 таблицы, 25 литературныхисточников, 7 приложений, 4 плаката, 1 комплект лекал, 2 буклета.
Ключевые слова:ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОДЕЖДЫ, ТРЕБОВАНИЯ К МОДЕЛЯМ, ВЫБОР МОДЕЛЕЙ, ЭСКИЗНЫЙ ПРОЕКТ,КОНСТРУКЦИЯ УЗЛОВ ДЕТАЛЕЙ, ГРАФИЧЕКОЕ ПОСТРОЕНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ,ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА, ОХРАНА ТРУДА, ЭКОЛОГИЯ, ЭКОНОМИКА.
Цель работы – разработкапроектно-конструкторской документации на комплект женской одежды для среднейвозрастной группы.
Разработаны: эскизымоделей; созданы конструкции базовой модели; проведен выбор материалов испособы обработки; разработан комплект лекал и техническая документация;инструкционная карта; мероприятия по охране труда и экологии; проведеныэкономические расчеты.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ1.ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОМПЛЕКТА ОДЕЖДЫ
1.1 Предпроектные исследования
1.2 Факторы, определяющие потребительские оценки ассортиментаи качества одежды
1.3 Техническое задание
1.3.1 Характеристика предполагаемого потребителя
1.3.2 Требования к моделям, как объекту потребителя
1.4 Техническое предложение
1.4.1 Тенденции женской моды 2003-2004год
1.4.2 Разработка эскизов моделей
1.5 Выбор материалов
1.6 Эскизный проект
1.6.1 Конструкция узлов деталей технического проекта. Расчет эффективностивыбранных методов обработки и оборудования
1.6.2 Обоснование методов обработки
1.7 Метрология и стандартизация
2. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЭКОЛОГИЯ
2.1 Охрана труда
2.2 Гражданская оборона
2.3 Экология окружающей среды
3. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Введение
Замедлениетемпов роста выпуска швейных изделий наметилось в 2001году. Во втором полугодии2001 года объем их производства был всего на 0,7% больше, чем в первомполугодии того же года (в целом по легкой промышленности был рост на 6,6%).
В первом полугодии2002года выпуск швейных изделий сократился на 11,2% по сравнению с первымполугодие 2001года по все основным группам.[1, c. 7].
С учетом ситуации, вкоторой в настоящее время находится легкая промышленность, особенно, особенноположительная роль и влияние в настоящее время является разработка и внедрениеновых технологий гибкость производства, повышение конкурентоспособностипродукции, возможность быстрой сменяемости ассортимента изделий, снижение ихсебестоимости. Основным направлением является создание гибких технологий ивысокоэффективных технологических процессов; механизация и автоматизацияпроизводства; моделирование и конструирование одежды; расширение ассортиментаи улучшение качества изделий.
Швейная отрасльразвивается в следующих основных направлениях:
- технологиягибкого производства одежды;
- технологическоепроектирование и организация производства экологически чистой, комфортной имодной одежды;
- проектирование ипроизводство одежды для защиты от вредных производственных условий, новыеорганизационные формы управления производством и реализация продукции;
- совершенствованиепроектирования и изготовления одежды с применением компьютерной технологии.
Современный костюмчеловека многофункционален, но основными являются две обобщенные функции:утилитарная и информационная. Утилитарная функция подразделяется в свою очередьна защитные и физиолога гигиенические функции. Защитные функции сводятся кзащите организма человека от неблагоприятных воздействий климатической среды(холода, ветра, дождя, солнечной радиации), механических повреждений (травм) инеблагоприятных воздействий производственной среды (загрязнений, агрессивныхсред, излишков тепла, холода). Физиолого – гигиенические функции определяютудобство одежды (степень приспособленности одежды к человеку) в покое(статике), при движении (в динамике) и комфортные условия микроклиматапододежного воздуха, состояние нервной системы. Информационно – эстетическиефункции в свою очередь делятся на информационные и эстетические. Информационныефункции дают представление о человеке (его профессии, вкусах, культуре и т.п.) и об одежде (назначении, современности, новизне ). Собственно эстетическиефункции определяются соответствием одежды образу человека, совершенствомкомпозиции изделия, а также уровнем качества его изготовления и отделки (товарнымвидом ).
Ц е л ь ю дипломного проекта являетсяразработка проектно-конструкторской документации комплекта женского нарядно–повседневного назначения для средней возрастной группы с использованиемсовременных тканей и новых технологий изготовления.
З а д а ч а м ипроекта являются:
- разработкаэскизов моделей;
- созданиеконструкции базовой модели;
- выбор материалови способов обработки;
- разработкакомплекта технической документации.
Объектом проектированияявляется — проектирование системы моделей.
Разработка данногопроекта является в прямой зависимости с обществом, т.к. общество даетсоциальный заказ на разработку изделий данного вида. Следовательно, предметомпроектирования является процесс проектирования в рамках ГОСТа ЕСКД ( ЕдинойСистемы Конструкторской Документации).
Результатом процессапроектирования является изготовление изделия, оптимальное решение с точкизрения технологии, экономики и эстетики.
Гипотеза исследования — является разработка системы моделей на тему «Разработка проекта конструкторскойдокументации комплекта женского нарядно — повседневного назначения для среднейвозрастной группы» на одной конструктивной основе и разработка техническойдокументации.
Характерной чертой ввыполнении проекта является общность конструктивных основ при значительномразнообразии моделей.
1 ПРОЕКТИРОВАНИЕКОМПЛЕКТА ОДЕЖДЫ
1. 1 Предпроектныеисследования
В настоящее время рынокпереполнен товарами импортного и отечественного производства, поэтому всеострее встает вопрос о необходимости изучения не только количественной, но икачественной стороны спроса как источника исходной информации дляпроектирования.
Организация изучениякачественных оценок ассортимента и свойств одежды сложна. Она требуетпостоянного внимания и планомерности в работе. Только в этом случае можноуловить изменения потребительских оценок швейных изделий и учесть их припроектировании новых изделий.
При разработке анкетыбыло учтены такие показатели как экономический, социально – демографический,биологический и другие признаки нашего общества. Анкета состоит из трех частей:введение, вопросов сведений об опрашиваемом [1, с. 20 ].
Вопросы составленыпрямые, открытого типа. Содержание и форма вопросов вытекают из цели опроса итребований, обусловленных сущностью этого метода исследования. Сведения обопрашиваемом заключаются в выявлении ряда признаков, характеризующих егосоциально-демографические, антропологические данные.
Анкета предусматривает опрос 20 человек, что дает возможностьнаиболее точно определить покупательский спрос и потребительские оценкиассортимента населения.
Образец анкеты и ответыреспондентов представлены в прил.А.
1.2 Факторы,определяющие потребительские оценки ассортимента и качества одежды
Спрос на изделия легкойпромышленности весьма динамичен, причем происходящие в нем изменениязатрагивают широкий круг товарных признаков и свойств одежды.
Будем рассматриватьфакторы, наиболее активно влияющие на потребительские оценки ассортимента испроса:
1.Социальные (политикагосударства и политические события, уровень развития культуры и информации,национальные и бытовые традиции, направление моды, социальное положение ипрофессия);
2.Экономические (степеньразвития материального производства и насыщение рынка товарами народногопотребления, обеспеченность семьи, денежные доходы населения – материальноеблагосостояние);
3.Демографические. (Местожительство – город, село, семейное положение, состав семьи, возраст);
4.Биологические (антропометрические,физиологические, антропоскопические);
5. Морально –психологические (обычаи, традиции, темперамент личности).
Для проектирования важнознать не только перечень факторов, но и характер их влияния на структуру спросаи требования к одежде.
Рассмотрим факторы болееподробно [ 9, с. 116 ].
Социальные факторы. Огромное влияние на формированиепотребительских оценок и требований к одежде оказывают происходящие в странекрупные политические, культурные события, развитие культуры и информации.
В женской одежде, в ееформах, пропорциях, колористическом решении находят отражение все направленияизобразительного искусства, архитектуры важнейшие достижения культуры. Событияобщественной жизни, бурное развитие промышленности и общий ускоренный темпжизни.
Огромную роль вформировании гардероба женщин и их требований к одежде сыграло развитиехимической промышленности и ее изобретение – синтетические материалы. Свойстваполимерных материалов обновили ассортимент и форму одежды, изменили нашитребования к ней. Несложность ухода за изделием ( стирка, глажение, хранение),устойчивость формы сделали популярной одежду светлых тонов.
Большое воздействие напотребительские оценки качества одежды оказывают социальные условия жизни иокружения. Выбирая для себя тот или иной вид одежды, покрой или цвет, индивид,относящий себя к определенной социальной группе, старается одеждой подчеркнутьсвою принадлежность к ней [9, с.12 ].
Принадлежность к той илииной социальной группе является важным фактором, обуславливающим отношение кмоде. Рабочие и служащие среднего возраста, например, более индеферентны кмоде, чем молодежь.
Все социальные группыпотребителей, кроме учащейся молодежи, которая всему предпочитает красоту имоду, из всех свойств одежды на первое место поставили удобство.
На распространение модыогромное влияние оказывают средства массовой информации: радио, телевидение.Этим объясняется рост — спроса на все новое не только в больших городах, но и вмалых населенных пунктах.
Экономические факторы. Большое влияние на спрос оказываетуровень экономического развития страны, платежеспособность населения, уровеньцен и направление развития экономики страны, платежеспособность населения,уровень цен и направление развития экономики отдельных районов.
Демографическиефакторы Это местожительства, семейное положение, возраст. Они оказывают весьма существенноевлияние на структуру потребителей. Отношение к моде, вещам и др.
Семейное положение влияетна структуру потребностей в том отношении, что одинокие женщины больше вниманияуделяют своему гардеробу, следят за модой, приобретают дорогие вещи. Замужниеженщины, особенно после рождения ребенка, отдают предпочтение практичности.
Природно-климатическиефакторы. Эти факторыоказывают значительное влияние на формирование гардероба одежды у населения:набор вещей, их количество, виды примеряемых материалов ( волокно, цвет,структура), а также на сроки службы изделий.
В Россииустановлено пять климатических зон (Западная Сибирь относится ко второйклиматической зоне). Замечено, что выбор цветового решения одежды оказываетвлияние доминирующего пейзажа.
Биологические факторы. Это факторы, характеризующиеразмеры и форму тела человека (антропометрические данные) Они оказываютсущественное влияние на выбор формы, цвета, материала, композиции одежды.Хочется отметить, что в общей массе женское население нашего региона неотличается стройностью, ни высоким ростом. Это обусловлено вертикальнымичленениями в одежде с неплотным прилеганием по линии талии. Требования высокиххудощавых женщин к формам покрою платья определяется модой.
Антропометрическиехарактеристики женщин оказывают существенное влияние на цветовые решения водежде. Чем меньше размер, тем светлее и ярче любимые цвета в одежде. Сувеличением размера требования к цвету меняются.
Женщины очень большихразмеров отдают предпочтения темной цветовой гамме (черным, пурпурным,вишневым, коричневым, темно – лиловым и темно – зеленым цветам). При этом, чеммоложе женщина, тем темнее она выбирает цвет. Антропометрические характеристикиженщин по форме лица, глаз, носа, губ, цвету кожи, волос, лежат в основеисторических рас. Разумеется, эти отличия имеют менее важное значение, чемантропометрические данные, но полностью пренебречь ими нельзя. Так как ониоказывают существенное влияние на выбор цвета одежды и форму ее отдельныхчастей.
Морально — психологические факторы. Эти факторы проявляются через обычаи, традиции, духовные ценности народа,подражание и темперамент личности.
Установлено, чтотемперамент определяет отношение потребителя к моде, стилю, форме, покроюодежды, материалы, цвету.
Активными потребителямимоды являются сангвиники и холерики. Они любят спортивный стиль и яркие ткани сразнообразным рисунком, теплую цветовую гамму. Меланхолики более уравновешенныв своем выборе, моде они предпочитают удобство, отдают предпочтения холоднымцветам.
Итак, мы видим, чтоперечисленные факторы неодинаково влияют на потребительские оценки и спрос, чтоеще раз свидетельствуют о необходимости в изучении спроса.
Изготовление качественнойодежды – сложный процесс. Для проектирования высококачественного изделиянеобходима информация об особенностях анатомического строения двигательногоаппарата и внешней формы тела человека, закономерностях изменчивости размеровтела всех половозрастных групп потребителей это еще один довод к проведениюанализа рынка готовой продукции и опросу потребителей.
Далее проведен анализрынка готовой продукции в торговых точках: вещевой рынок, специализированныемагазины по продаже женской одежды. Табл. 1 дает представление о готовойпродукции в торговой сети.
Анализ моделей в торговойсети показал при средней стоимости в 1980 рублей можно купить комплект одеждыиз шелковой ткани " вчерашней" моды при среднем качествеизготовления. Используются в основном однотонные ткани с отделкой – вышивкой,стразами, тесьмой, кружевом или комбинированные по цветовому решению –контраста или тождества. Так как рынок неконтролируемый цены искусственнозавышены. По составу ткани и подклад в основном синтетические, что несоответствует гигиеническим требованиям в ассортименте нарядно – повседневнойодежды.
Сейчас потребителю нужнане просто удобная, гигиеничная и красивая одежда, а одежда современная иразнообразная по внешнему виду[ 15, с.156 ]. Чтобы добиться реализации, этоготребования, необходимо провести опрос потребителей ( анкетирование). Образецанкеты представлен в прил. А.
По результатам анкетывидно, что женщины средней возрастной группе предпочитают носить комплектыодежды: жакет, жилет, юбка. Все респонденты на вопрос – отношение к моде,предпочли – классику и спортивный стиль, но с элементами модного направления –80% и только 20%- предпочли авангардную моду. Из силуэтов выбрали приталенный45%; полуприлегающий 35% и 20%- женщин предпочитают прямой силуэт.
Вопросы о свойстве тканейи внешней отделки и его составе респонденты отдали предпочтение тканям, в составекоторых имеются натуральные плюс эластичные нити или искусственные плюсэластичные. По внешней отделки ткани предпочитают жаккардовые илидекорированные в соответствии с направлением моды. Результаты опроса приведеныв табл. 2.
Итогом данного опросаможно назвать, что потребитель желает иметь комплект одежды из современнойткани, качественно выполненную, при этом допускает что стоимость может бытьнесколько выше, чем на рынке и обязательно современную т.е. с учетомнаправления моды на текущей год, а так же неповторяющеюся очень часто, чемстрадает современный рынок.
В результатепредпроектного исследования был изучен рынок товаров народного потребления, гдеособое внимание обращалось на качественную сторону спроса как источникаисходной информации для проектирования.
Был проведен опроспотребителей (составлена анкета) сделан вывод, и принято решение дляпроектирования женского комплекта нарядно-повседневной одежды среднейвозрастной группы, изготовлен из тяжелой шелковой ткани плюс эластичные нити,что дает пластичность, несминаемость и то же время держит форму изделия.
Вывод: комплект долженбыть практичен и удобен в носке и проектируется для служащих государственных инегосударственных учреждений и предприятий.